Обновлено: 11.01.2023
У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательный Роман «Капитанская дочка». История его создания очень интересна. Сначала Пушкин написал «Историю Пугачевского бунта», но среди людей нашлось мало читателей. И тогда он решил написать роман, а в его основу легла история Пугачёва. В своём романе Пушкин описал три проблемы: долг, честь и милосердие. Я хочу подробнее раскрыть проблему милосердия.
Милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из-за сострадания и человеколюбия. В понимании Пушкина, милосердие — это высшая нравственная ценность. Это прекрасное качество проявляется у всех главных героев романа, кроме Швабрина.
Если вспомнить произведение «История Пугачевского бунта», то там Пугачёв описывался, как злой и жестокий человек. Но в произведении «Капитанская дочка» Пушкин описал его, как очень милосердного человека. Его милосердие проявляется на второй встрече с Гринёвым, когда он должен был казнить его, но, вспомнив про заячий тулупчик, помиловал и отпустил. Хоть Пугачёв был кровожадным убийцей, но он всё равно оставался человеком, который не забывал хороших поступков. На этом его милосердие не заканчивается. При всех дальнейших встречах с Гринёвым, он ему помогает и общается с ним как с хорошим другом. Огромное милосердие Пугачёв проявил к Маше и попадье, когда узнал, что попадья обманула его, что на самом деле Маша не её племянница, а капитанская дочка. Можно сказать, что Пугачёв — персонаж, в котором сопоставляются долг и милосердие, и во многих случаях он выбирает лучшее человеческое качество — милосердие.
Гринёв — главный герой романа, в произведении ведётся рассказ от его лица. Его милосердие проявляется, когда он отдает заячий тулупчик обычному бродяге, в котором он увидел человека. На его примере можно увидеть, что есть вещи, которые не принесут тебе богатства, но зато они — огромное богатство для других. В дальнейшем этот тулупчик спасёт жизнь Гринёву.
Я не могу, не заметить милосердие попадьи. Хоть она и не относится к главным героям произведения, но она сыграла важную роль в жизни Маши. На свой страх и риск, она приютила бедную девушку и обманула Пугачёва. Попадья знала, что если обман раскроется, её могут убить, но она не испугалась и поступила как очень милосердный человек.
Произведение «Капитанская дочка» мне очень понравилось. Оно многому учит и показывает лучшие качества человека, такие как: милосердие, честность, любовь к Родине и многое другое.
“Капитанская дочка” – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина в прозе. Сам писатель по жанровой принадлежности отнес свое произведение к повести, но, тем не менее, “Капитанская дочка” обладает всеми признаками романа: действие произведение охватывает длительный промежуток времени из жизни персонажей, в книге много второстепенных героев, которые не имеют отношения к главной сюжетной линии и, наконец, в течение повествования читатель наблюдает за нравственным и духовным эволюционированием персонажей.
Главные герои
Петр Гринев
Марья Миронова
Савельич
Емельян Пугачев
Алексей Швабрин
Вопросы:
1. Причины обращения А.С. Пушкина к изучению истории Пугачевского восстания после восстания декабристов.
3. Пугачевский бунт в оценке персонажей: Пугачева и Гринева – и автора. Калмыцкая сказка и ее интерпретации.
Список литературы:
Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М.И. Сочинения: В 2 т. Т.2. – Минск: Нар. асвета, 1989. – С.345–354.
Контрольная работа 3.
А.С. Пушкина
Вопросы:
3. Петровские преобразования в оценке Пушкина.
4. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме.
5. Стиль Пушкина и сюжет поэмы.
Список литературы:
Анненков П.В. Общественные идеалы Пушкина // Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск: Лимариус, 1998. – С.249–251.
Благой Д.Д. Пушкин – зодчий // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т.2. – М.: Худ. лит., 1979. – С.171–191.
Контрольная работа 4.
Вопросы:
4. Пленение казака: Судьба или Случай.
5. Авторская повествовательная стратегия и авторская позиция Лермонтова в разрешении коллизии.
Список литературы:
Ло и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988.
Контрольная работа 5.
Вопросы:
1. Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели:
а) культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина;
2. Романтическое двоемирие в повести Гоголя.
4. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского.
5. Смысл фантастического финала повести.
6. Автор и герой в повести Гоголя.
Список литературы:
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – 2–е изд., доп. – М.: Худож. лит., 1988.
Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.103–107.
Эпштейн М.Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. – М.: Сов. писатель, 1988.
Список художественной литературы для обязательного чтения по темам лекций
Тема №1.
Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.
1. Первые писатели: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Лука Жидята, Илларион, летописец Нестор.
2. Владимир Мономах и Климент Смолятич. Кирилл Туровский.
6. Апокрифическая и агиографическая литература
Тема №2.
Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века
1. Пересветов, Ермолай-Еразм, Максим Грек,
2. переписка князя Курбского с царем,
3. протопоп Аввакум.
Тема №3.
Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века
2. Анакреонтическая поэзия.
Тема №4.
Второстепенные персонажи
Екатерина Вторая
Капитан Миронов
Василиса Миронова
Иван Игнатьич
Бопре
Зурин
Отец Петра Гринева
Мать Петра Гринева
Генерал Андрей Карлович
Это был основной список главных героев “Капитанской дочки”, в котором собраны краткие характеристики положительных и отрицательных героев. Данный материал можно использовать при написании сочинения на тему к уроку литературы.
Как формируется человечность
В связи с этим семья играет огромную роль в формировании личности каждого индивида: что там дадут, то и понесешь по жизни. В тех ячейках общества, где чтут традиции, уважают старшее поколение, заботятся о младших, растут морально устойчивые люди, способные брать на себя ответственность и имеющие внутренние ресурсы, чтобы поддерживать других.
В школе детям также активно рассказывают о нравственности, моральных ценностях.
Человечность в нечеловеческих условиях
Вторую мировую войну принято считать одним из самых страшных происшествий в истории, однако даже тогда, в то ужасное, исполненное огня и крови время, можно найти проявление человечности, примеры которой поражают и восхищают.
Чего стоит Эдит Пиаф, дававшая концерты немецким солдатам и помогавшая с изготовлением поддельных документов? Или подвиг Ирены Сендлер, выносившей еврейских детей из концентрационных лагерей, организованных фашистами?
Скольких духовных сил стоило юной восемнадцатилетней негритянке Кешье Томас закрыть собой расиста на демонстрации? Или священнику, под пулями успокаивавшему солдата во время восстания в Венесуэле?
Все эти примеры — лишь малая, незначительная часть тех прекрасных поступков, которые совершали люди с огромным сердцем.
Выход из безвыходных ситуаций
Современный человек в условиях вечной спешки, как правило, руководствуется исключительно сегодняшним днем, мало оглядываясь на прошлое. Примеры человечности из жизни он находит в собственных поступках, действиях своих знакомых или средствах массовой информации. Порой мы даже не обращаем внимание на величие, правильность и красоту того или иного поступка, который совершается с нашим участием или вовсе без него.
Мы находим примеры человечности из жизни в спасенных во время наводнения животных или милостыне, данной бездомному из последних сбережений. Мы поражаемся храбрости и доброте автомобилистов, подбирающих людей, голосующих на дорогах, и впускающих их в свои дом, семью и жизнь.
Мы пересказываем знакомым примеры человечности из жизни, увидев, как пожарные выносят ребенка из горящего дома, а военные перевязывают раны женам противника. Мы замечаем что-то хорошее каждый день, и, пожалуй, именно это позволяет миру размеренно существовать и далее.
Рассматривая нравственные аргументы, затронутые автором в этом произведении, мы коснемся здесь вопросов истории и социальных отношений.
Нравственный выбор
Даже когда она осталась без защиты и опеки, она отказалась принять любовь Швабрина. К моменту захвата крепости она успела горячо полюбить Гринева. Ради этой любви готова была пережить все невзгоды. Она верила, что Петруша приедет и защитит ее.
Наконец, Петр Гринев сделал свой нравственный выбор, предпочитая гибель предательству. Он присягнул царице, а в лице ее – Отечеству. Для него другого царя быть не могло.
Пример 1
Александр Сергеевич Пушкин – один из самых талантливых писателей 19 века. Многие его произведения вошли как в русскую, так и в мировую литературу. Автор в своих произведениях поднимает актуальные темы, поэтому его работы находят отклики в сердцах людей.
В своем романе “Капитанская дочка” на первое место Пушкин ставит проблему нравственного выбора. На примере двух молодых мужчин, дворян, он показывает насколько разным может быть для них понятие честь. Сначала мы видим молодого юношу Петра Гринева, который только вступает во взрослую жизнь. Он отправляется на службу в Оренбург. Не смотря на то, что он еще так юн, он уже совершает добрые поступки. Во время своей поездки он дарит тулуп совсем незнакомому человеку, а также отдает долг тому, кому проигрался, все это потому, что он остается в любой ситуации верен своим принципам. Однажды этот тулуп спасет ему жизнь, когда окажется, что подарил он ее тогда повстанцу Пугачеву, который в будущем захватит Белгородскую крепость, где служит Петр. Однако Гринев не поступается своими принципами и здесь. Когда проводят публичные казни тех, кто защищал крепость, предлагая альтернативу, либо присоединиться к Пугачеву, либо умереть, Петр не колеблется, он готов пожертвовать жизнью и говорит Емельяну, что он присягал императрице, а значит ему не присягнет. Пугачев оставляет Петра в живых, ему тоже не чуждо слово честь. Он уважает юношу за такие стойкие моральные качества. Однако другие военные решают по-другому. Например, Швабрин, который ради спасения своей шкуры переходит на сторону к Пугачеву. Он сделает все, лишь бы выжить. Швабрин, не раздумывая, клевещет на людей, например на дочь коменданта Миронова, Машу, потому что она отказала ему, когда он сватался к ней раньше. Он хоть и дворянин, и у него должно быть понятие чести и морали, но поступает он хуже, чем тот же простолюдин Пугачев.
Автор ставит каждого героя перед выбором: поступить по совести или нет. Он показывает, что если у тебя есть титул – это не значит, что ты честный и добрый человек. Мы также понимаем, что в итоге всем воздастся, каждый получит по заслугам, кто-то обретет любовь, а кто-то лишится жизни. Автор говорит о том, что честь – не пустой звук для благородного человека. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше противостояния добра и зла.
Внутренний мир
Каждый человек, проживая жизнь, приобретает знания, жизненный опыт, нравственные ценности. Так же за время службы Петр Гринев из маменькиного сынка, повесы и шалопая превращается в достойного офицера. Потому что в его душе жили привитые родителями нравственные устои. Они дремали до поры до времени, пока молодой человек гонял по крышам голубей. Но, столкнувшись с реалиями жизни, его душа закалилась.
Чего нельзя сказать о Швабрине. Он всякий раз, сталкиваясь с трудностями, пасовал, вел себя не достойно. В результате, сначала был разжалован из офицеров и сослан в дальнюю крепость, но и здесь повел себя как подлец и трус, покорившись Пугачеву.
Свой внутренний мир был и у разбойника Пугачева. У него было свое понятие о чести и достоинстве, которому он следовал всю его жизнь. Пусть, даже не совсем правильное. Но он не отступал от них.
Еще сочинения автора:
Способность к подвигу
Счастье
Чувство собственного достоинства
Чувство собственного достоинства способно толкнуть человека как на благородные, так и неблаговидные поступки. Отвергнутый Марией Мироновой Швабрин, делает ей гадости. А когда она оказывается в крепости в его власти, пытается подавить ее волю, и принудить к замужеству. Но Маша тоже не лишена этого чувства. Она даже ценой голода и неволи отказывается принять предложение Швабрина.
Чувство собственного достоинства не позволяет Марии принять предложение Гринева, когда она узнала, что отец Петра отказался благословить их брак. Она любит Петра, но тем не менее, не позволяет себе идти на поводу собственных чувств. Она станет женой Гринева, но только после того, как родители Петруши примут ее в семью и благословят их союз.
Чувство справедливости
Способность к справедливости всегда ожидают от сильных мира сего. В этом произведении мы видим, что разбойник Пугачев, и Императрица Екатерина Великая не лишены этого чувства. Пугачев, тронутый преданностью слуги, и узнавший своих ночных спутников, отпускает Петра Гринева и его дядьку Савельича с миром, памятуя о подаренной заячьей шубе. Видно, в тот момент, она действительно сослужила добрую службу Пугачеву, защитила от лютого холода. Хоть и была немного маловата в плечах.
Екатерина Великая, выслушав Машу, наверняка заставила проверить все показания. Убедившись в том, что все обвинения против Гринева выстроены исключительно на клеветнических показаниях Швабрина, приказала освободить его. а дочери преданного Ее Величеству, и верного Ее слуги капитана Миронова, Императрица пожаловала приданое, ставшее залогом новой, счастливой жизни девушки.
Пример 2
На первый взгляд, решение, сделанное Швабриным, выгоднее выбора Петра Гринева. Один поднялся по карьерной лестнице, другой был на грани смерти. Но так ли это? Нет. Во-первых, Алексей Иванович поднялся нечестным путем. Он предал своё отчество и государыню, которой давал присягу, ради небольшого временного подъема. В конце концов, он был схвачен с остальными мятежниками. Стоило ли ради этого предавать свою страну и терять остатки совести и чести? Безусловно, нет. Главный герой, напротив, остался верен себе. Он не стал предателем Родины, был честен с самим собой и со всеми остальными (даже с Пугачёвым, которого следовало опасаться). Так как его помыслы были чисты, а сердце искренне, Пётр Гринев в итоге остался жив, доказал свою верность отечеству и прожил долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.
Честь и совесть
Честь и совесть всегда идут рядом. Человек, не имеющий совести легко идет на бесчестные поступки. Он способен солгать, ударить в спину, оклеветать, предать родину, отказаться от присяги. Таков Швабрин.
Гриневу отец завещал беречь честь смолоду. Сам Петруша на протяжении романа не позволял себе бесчестных и низких поступков. Он вступился за честь семьи Мироновых, вызвав Швабрина на дуэль. И когда Гринев был ранен, именно Швабрин отправил родителям Гринева анонимное письмо, сообщив о дуэли в искаженном виде. Только искаженной информацией можно объяснить гнев Гринева старшего, направленный против сына и отказ от брака с Машей.
Свое понятие о чести и совести было и у Пугачева, который если дал слово, предпочитал его не нарушать. Он не был дворянином. Простой мужик, мечтавший о свободе для себя и других мужиков.
Преданность и верность
Верность – это многоплановая черта. Верность Родине и данной присяге заставляет Петра служить отечеству и даже под страхом смерти он не отказывается от присяги. Он признается Пугачеву, что, если от него потребуют, он будет воевать против него, Пугачева.
Верность любимому помогает Маше Мироновой выдержать все испытания, на которые обрек ее Швабрин. Маша до последнего хранила верность Гриневу и была готова умереть, лишь бы не выходить за Швабрина замуж.
Девушка Палаша все время оставалась рядом с Машей, проявив к своей хозяйке чувство преданности и верности. Хотя она много раз могла покинуть ее в сложившейся суматохе, она оставалась со своей несчастной барышней до конца.
Преданность
Милосердие и доброта
Доброта и милосердие всегда идут рядом. Маша проявила милосердие в отношении к Петру, выхаживая его, когда тот был ранен. Батюшка с женой тоже выказали христианское милосердие и доброту в отношении к Маше, когда прятали ее у себя дома, выдавая за больную племянницу. А Маша действительно была больна, не пережив гибели обоих родителей. Нервное потрясение переживания свалили ее. Поистине царскую доброту проявила к Марии императрица, одарив ее приданым.
Родители Петра как родную приняли Машу в своем доме, когда узнали о несчастье, постигнувшем эту робкую девушку.
Милосердие
Любовь
В романе просматривается и родительская любовь:
- Супругов Мироновых к единственной дочери, которой желают счастья. Конечно и капитан, и его мать всей душой переживают, что в такой глуши девушке трудно найти достойного супруга.
- Старика Гринева к сыну. Он суров и строг, но он хочет только одного, чтобы его сын стал достойным гражданином своей страны. Именно поэтому он отправляет сыне не в Петербург, где молодые офицеры развращаются душой от безделья, а в далекую оренбургскую крепость.
Здесь через весь роман проходит еще одна любовь. Это любовь старика Савельича к воспитаннику Петруше. У него своих детей никогда не было, вот Савельич и перенес нерастраченные отцовские чувства на молодого барина.
Реальное событие в повести – бунт. Он начался 17 сентября 1773 года, восстали ЯИцкие войска, затем Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирия, часть Западной Сибири, Повольжье. Причиной стало объявление живого Петра III, убитого в 1762 году заговорщиками супруги Екатерины. Им назвался Емельян Пугачёв, родившийся в казачьей станИце Донской области. Примечательно то, что ранее здесь родился Степан Разин, также поднявший народ на восстание против несправедливости власти. Емельян Пугачев участвовал в Семилетней войне 1756-го – 1763-го годов.
В 1771-м году, будучи больным, не выдержав тяжелой службы, Пугачёв сбежал из армии. Его арестовали, отправили на каторгу, но он снова сбежал. Узнав о народном волнении, Пугачёв провозглашает себя Петром III. Конечно, это был безграмотный человек, и Пушкин пишет:
В этом и мастерство Пушкина-художника: не отступая от истории, представить историческую личность как человека, близкого и понятного читателю, научить его гуманизму и доброте.
В романе переплетаются история государства и история человечества. Петр Гринёв представляет Емельяна Пугачёва – историческую личность – со своей точки зрения. Но автор сказал о бунтовщике и словами самого Емельяна Пугачева — вспомните его калмыцкую сказку об орле и вороне. Да, он будет питаться кровью, убивать людей ради свободы, которая, он понимает, никогда не будет достигнута при государственном строе.
Народ для Пушкина – это и мятежник Пугачёв, и семья Мироновых, отличающаяся верностью и преданностью, и преданный слуга Савельич, и Петр Андреевич Гринёв, на протяжении жизненного пути понявший, в чем заключается честь и благородство.
Все они разные: кто-то стремится к тихой семейной жизни, а кто-то с кровавым оружием в руках добивается своей цели. Но каждый из них мечтает о гуманности.
Емельян Пугачев спасает несколько раз главного героя: во время метели, перед казнью, освобождает Машу. Ему дороги искренние чувства чести, доброты и любви. Петр Андреевич дарит Емельяну Пугачёву за спасение во время метели заячий тулуп, Гринёв честно признается, что будет воевать против него, рассказывает ему о любви к Маше. И беглый каторжник, ненавистник дворян как гуманный человек оценивает это. Поэтому Гринев полюбил его:
Слов мало, но мы чувствуем глубокую взволнованность молодого человека. История по Пушкину – некая сила, действующая независимо от людей, иногда враждебная им. Она разрушила мирный быт семьи Мироновых, но для главных героев, Петра Гринёва и Марии Мироновой, это стало благим потрясением, проверило на прочность их любовь.
Автор повести показал тесное сплетение индивидуальной жизни с общим историческим процессом.
Только исторические испытания выявляют истинный гуманизм человека. Честность и милосердие всегда будут вознаграждены, без них не может быть истории Отечества – в этом был убежден великий поэт и гуманист Александр Сергеевич Пушкин.
Читайте также:
- Сочинение моя мама экономист
- Сочинение на букву д
- Как получить хорошее образование с наименьшими финансовыми затратами сочинение
- Сочинение можно ли оправдать преступление кому на руси жить хорошо
- Н дубовский пейзаж с березами сочинение
Главная » Сочинения » 8 класс |
Гуманизм и историзм в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Средняя оценка: 4.2
Роман «Капитанская дочка»
построен на двух разных сюжетах —
историческом и бытовом,. В исторических
Пушкин описывает реальные события
проходившие в то время, а в сценах быта
— выражается мнение о происходящем
самого автора
Историзм – изображение
событий произведения на историческом
фоне. Так, например, в основу романа были
положены подлинные исторические события
такие как крестьянский бунт под
предводительством Емельяна Пугачева,
но так же присутствовали вымышленные
персонажи, такие как Гринев, Швабрин,
Марья Ивановна.
Автор выступил не только как
художник, но и как историк тщательной
переработки исторических фактов,
совмещения их с вымышленными образами
и сюжетами и создания единого
художественного целого. Реальные факты
фигурируют практически во всех главах,
причем могут быть поданы в виде небольших
исторических справок, кратких, но дающих
полное представление о ситуации в
описываемом месте. Например, глава
«Пугачевщина» начинается с характеристики
положения Оренбургской губернии в конце
1773 г., сопровождаемой предысторией
местных неурядиц, восстаний, произошедших
за несколько лет до основного действия.
Историческими являются не только факты
и сюжеты, но и герои, конкретные личности,
в первую очередь — сам Пугачев, чей
образ очерчен художественно и в то же
время с опорой на архивы, документы,
материалы. Это и окружение Пугачева
(Хлопуша, Белобородое), и императрица
Екатерина II. Все исторические личности
не просто упомянуты, а играют значительную
роль в развитии сюжета. Особенностью
пушкинского историзма является стремление
создать на страницах произведения
настроение, дух, атмосферу эпохи, и для
этого автор использует многочисленные
художественные средства. То, что
повествование ведется от лица одного
из героев произведения, помогает читателю
увидеть происходящее с точки зрения
участника событий. Речь героев ( и
рассказчика) стилизована под XVIII век,
полна архаизмов, историзмов («глазетовый
кафтан» — словосочетания; обороты и
формы: «Вышед на площадь, я остановился…»;
союзы «ибо», «дабы»: «…я решился тот же
час отправиться в Оренбург, дабы торопить
освобождение крепости…»). Помимо этого
«нагая проза» предполагает также обилие
мелких деталей, играющих на создание у
читателя определенного представления
об исторической ситуации, быте, нравах.
Например, то, что мать Гринева хранит
его паспорт в шкатулке вместе с сорочкой,
в которой его крестили, — деталь быта,
говорящая о социальном (провинциальные
дворяне) положении семьи и обычаях той
эпохи. Все детали тонко продуманы автором
и, дополняя друг друга, создают четкую
картину исторического периода, в который
разворачиваются события.
Гуманизм – человеколюбие. В
романе «Капитанская дочка» практически
все персонажи являются положительными,
гуманными. Например, Гринев описывает
себя как незлопамятного, воспитанного
и благородного дворянина, Марья Ивановна
– кроткая, добрая, скромная девушка,
даже Пугачева, предводителя кровавых
восстаний, Пушкин наделяет милосердием
и чуткостью
Таким образом мы хорошо видим
как в произведении А.С. Пушкина «Капитанская
дочка» переплетаются такие понятия,
как историзм и гуманизм, главными героями
романа являются вымышленные персонажи,
но их судьбы и поведения определяются
историческими событиями.
Вместе с сочинением «Гуманизм и историзм в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»» часто ищут
Категория: Сочинения для 8 класса | Метки: А.С. Пушкин, Капитанская дочка, история России, гуманизм
Популярность темы: 24253 | Оценка: 4.2 | Закладки:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[
Регистрация
|
Вход
]
метки: Исторический, Историзм, Литература, Событие, Личность, Герой, Восстание, Ситуация
» Сочинения » 8 класс |
Роман «Капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — историческом и бытовом,. В исторических Пушкин описывает реальные события проходившие в то время, а в сценах быта — выражается мнение о происходящем самого автора
Историзм – изображение событий произведения на историческом фоне. Так, например, в основу романа были положены подлинные исторические события такие как крестьянский бунт под предводительством Емельяна Пугачева, но так же присутствовали вымышленные персонажи, такие как Гринев, Швабрин, Марья Ивановна.
Автор выступил не только как художник, но и как историк тщательной переработки исторических фактов, совмещения их с вымышленными образами и сюжетами и создания единого художественного целого. Реальные факты фигурируют практически во всех главах, причем могут быть поданы в виде небольших исторических справок, кратких, но дающих полное представление о ситуации в описываемом месте. Например, глава «Пугачевщина» начинается с характеристики положения Оренбургской губернии в конце 1773 г., сопровождаемой предысторией местных неурядиц, восстаний, произошедших за несколько лет до основного действия. Историческими являются не только факты и сюжеты, но и герои, конкретные личности, в первую очередь — сам Пугачев, чей образ очерчен художественно и в то же время с опорой на архивы, документы, материалы. Это и окружение Пугачева (Хлопуша, Белобородое), и императрица Екатерина II. Все исторические личности не просто упомянуты, а играют значительную роль в развитии сюжета. Особенностью пушкинского историзма является стремление создать на страницах произведения настроение, дух, атмосферу эпохи, и для этого автор использует многочисленные художественные средства. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения, помогает читателю увидеть происходящее с точки зрения участника событий. Речь героев ( и рассказчика) стилизована под XVIII век, полна архаизмов, историзмов («глазетовый кафтан» — словосочетания; обороты и формы: «Вышед на площадь, я остановился…»; союзы «ибо», «дабы»: «…я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение крепости…»).
18 стр., 8875 слов
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
… своем творчестве к темам русской истории. Первым историческим произведением, где читателю открылась концепция Пушкина понять причинно-следственную взаимосвязь событий, стала трагедия “Борис Годунов” – … Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев. Вероятно, в момент исторических переустройств …
Помимо этого «нагая проза» предполагает также обилие мелких деталей, играющих на создание у читателя определенного представления об исторической ситуации, быте, нравах. Например, то, что мать Гринева хранит его паспорт в шкатулке вместе с сорочкой, в которой его крестили, — деталь быта, говорящая о социальном (провинциальные дворяне) положении семьи и обычаях той эпохи. Все детали тонко продуманы автором и, дополняя друг друга, создают четкую картину исторического периода, в который разворачиваются события.
Гуманизм – человеколюбие. В романе «Капитанская дочка» практически все персонажи являются положительными, гуманными. Например, Гринев описывает себя как незлопамятного, воспитанного и благородного дворянина, Марья Ивановна – кроткая, добрая, скромная девушка, даже Пугачева, предводителя кровавых восстаний, Пушкин наделяет милосердием и чуткостью
Таким образом мы хорошо видим как в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» переплетаются такие понятия, как историзм и гуманизм, главными героями романа являются вымышленные персонажи, но их судьбы и поведения определяются историческими событиями.
Категория: | Метки:
Популярность темы: 18753 | Оценка: 4.2 | Закладки: