Древнерусская литература занимает огромный период: от начала одиннадцатого века до конца семнадцатого. Особенности древнерусской литературы:
- анонимный характер (произведении не подписывали авторы, кроме жанра жития);
- религиозный характер;
- патриотизм;
- нравоучительность.
Чему же учила древнерусская литература? Конечно, прежде всего чтить своих родителей, уважать старших, оказывать помощь нуждающимся, любить свою Родину, защищать её, быть честными, ответственными, отзывчивыми.
Содержание
- Изображение человека в древней литературе — статья
- «Человек в древнерусской литературе» — сочинение
- «Нравственный облик древнерусского человека» — сочинение
Изображение человека в древней литературе — статья
Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя, в отличие от знакомой нам русской классики, тоже характеризует ее особенности. В ней не встречаются привычные образы, как в литературе XIX—XX веков. У средневекового писателя свое художественное видение человека и особые способы его изображения.
Воспроизведение человека в древней литературе, как и в новой, зависит от стиля и жанра произведения. Но, в отличие от новой литературы, жанры и стили в древней литературе тоже своеобразны. Без их понимания нельзя представить себе художественное своеобразие памятников Древней Руси.
Академик Д.С. Лихачев определил стили литературы Древней Руси: стиль монументального историзма (XI–XIII века), эпический стиль в литературе (XI–XIII века), экспрессивно-эмоциональный стиль (конец XIV–XV века), стиль психологического умиротворения (XV век).1 Он рассмотрел художественное видение человека в древней литературе. В соответствии с его суждениями мы и излагаем материал.
В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы. Монументальный стиль XI–XIII веков представлен в летописях, воинских повестях и повестях о княжеских преступлениях. Изображение идеального героя было связано с феодальным устройством и с кругом общественно-социальных понятий, с представлениями о чести, правах и долге феодала, с его обязанностями перед государством.
Идеальным героем в летописи выступал князь. Он создавался летописцем в «монументальном величии», как на мозаиках и фресках XI–XIII веков. Летописца интересовал официальный образ князя, его значительные поступки как исторического деятеля, а человеческие качества оставались за пределами внимания.
Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства).
Парадность и торжественность, свойственная монументальному стилю, отличала повествование об идеальном герое. Д.С. Лихачев пишет: «И в литературе, и в живописи перед нами несомненно искусство монументальное. Это искусство, способное воплотить героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей»3.
Князь представлен в ореоле власти и славы. Это государственный деятель и воин. Бесстрашие в бою, презрение к смерти — одна из черт идеального героя. Он впереди своего войска, бесстрашно бросается в схватку и выходит на поединок с врагом. Князь в летописи олицетворяет могущество и достоинство страны. Идеал князя в литературе XI–XIII веков выражал патриотические чувства летописца, воплощал любовь к отчизне, к русской земле. Князь служит Руси, готов умереть за нее. Он призван стеречь Русскую землю, как пишут летописи, «за крестьян и за Русскую землю голову свою сложить, трудиться за свою отчизну». Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей, действующие лица были историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.
В таких произведениях древнерусской литературы, как жития, прославляется и подвижничество, подвиг служения отечеству, святость и «светлость» жизни русских святых. В их образах соединились пример самоотвержения, страстное служение идее, выразились народные идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.).
В повествованиях о святых их величие, их идеальность передается на экспрессивно-эмоциональном фоне, который и создает экспрессивно-эмоциональный стиль литературы конца XIV–XV веков. Это особенно проявляется в житийной литературе, возвышающей жизнь святого до высокого подвига, до идеала. В древней литературе святой называется «воином Христовым». Он подвижник, главное в нем – его подвиг, который он совершает как воин. Например, Епифаний Премудрый называет Стефана Пермского «мужественным храбром», т.е. богатырем. Возвышен и героичен образ Сергия Радонежского.
В литературе XI–XIII веков проявляется и эпический стиль в изображении героев. Он особенно ощутим в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством. Как и в фольклоре, действующие лица летописи и повести характеризуются «по одному крупному деянию» («Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). И в «Слове», и в «Повести» — коллективный герой, народный герой — защитник родины. Он отличается силой и мужеством. На него авторы переносят и подвиги его дружины (Буй-Тур Всеволод, Святослав, Евпатий Коловрат). Образ героя соединяется с дружиной и вырастает в богатыря – это собирательный образ.
Древняя литература создала героические характеры женщин. Это образы жен, матерей, провожающих своих близких в воинские походы и битвы с врагами, вдов, оплакивающих погибших. С любовью и теплотой пишет Владимир Мономах о вдове убитого сына, подобной голубке на сухом дереве. Прекрасен образ жены рязанского князя Федора Евпраксии, бросившейся со стены вместе с грудным младенцем («Повесть о разорении Рязани Батыем»).
Идеал женщины Древней Руси, выражающийся в служении близким, любви к родине, презрении к врагу, воплощен в летописях, воинских повестях, «Слове о полку Игореве». Образ Ярославны, верной, любящей женщины, создан в песенно-фольклорной традиции.
Гимн верности и любви, нравственный идеал древней литературы представлены в образе мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Здесь проявляется «психологическая умиротворенность», эмоциональная созерцательность автора, рисующего образ русской женщины. Героиня – высокий нравственный идеал, животворящая сила ее любви не может разлучить Февронию с избранником даже в смерти.
В демократической литературе XVII века (бытовые, сатирические повести) происходит открытие человеческой личности. В это время резко изменяется герой и его изображение. Литература предшествующих веков не знала вымышленного героя. Все действующие лица произведений были историческими (князья, священники, святые). Они существовали в русской истории. Теперь в литературе появляется обычный человек: селянин, мужик, купеческий сын, порвавший со своей семьей и пустившийся на поиски своего места. Это вымышленные герои, безвестные, не примечательные, не имеющие отношения к истории жизни России, но близкие читателю. Герой стал безымянным, особенно это относится к героям из демократической среды. В произведениях их называют: «бедный», «богатый», «крестьянский сын», «девица», «купец некий».
Герой демократической литературы отличается от идеального героя XI–XIII веков. Он не занимает никакого официального положения: ни князь, ни официальное церковное лицо. Художественные средства его изображения иные: герой снижен, будничен. Он лишен всего, что возвышало действующих лиц в литературе XI–XIII веков. Это человек, страдающий от холода, голода, общественной несправедливости. В отличие от парадных одежд монументальных образов князей, он одет в «гуньку кабацкую».
Он потерял связь с родными, друзьями, затерян среди нищеты, лишен родительского благословения — человек опустившийся, и, все-таки, по мысли автора, нуждающийся в сочувствии. «Впервые в русской литературе с такой силой и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека»4. И в этом обращении к теме «маленького человека» проявляется начало начал русской литературы, ее гуманистический характер. Изображение простого человека в литературе XVII века означало «гибель средневекового нормативного идеала» и постепенный выход литературы на новый путь изображения героя, опирающийся на действительность.5
Ореол мученичества, служение идее, образ «мученика за веру» вновь поднимается в литературе XVII века в «Житии протопопа Аввакума». Литература Древней Руси снова поднялась до монументализма, до общечеловеческих и мировых тем, но на совершенно иной основе. Могущество личности самой по себе, вне официального положения, могущество человека, лишенного всего, ввергнутого в земляную яму, человека, у которого вырезали язык, отнимают возможность писать и сноситься с внешним миром, у которого гниет тело, которого заедают вши, которому грозят самые страшные пытки и смерть на костре, — это могущество выступило в произведениях Аввакума с потрясающей силой и совершенно затмило собой внешнее всевластие официального положения феодалов.6
Так претерпевают изменения образ героя древней литературы и художественные способы его изображения.
«Человек в древнерусской литературе» — сочинение
Вариант 1
Каков он, житель Древней Руси? От его существования нас отделяет тысяча лет… О нем рассказывают исторические источники, летописи, прочая литература Древней Руси. Жизнь его была нелегка – постоянные набеги врагов: то печенегов, то половцев, то хазар. Да и княжеские междоусобицы добавляли горя простому человеку. Как пример можно привести тех же древлян, что пострадали от киевской княгини Ольги.
Первая летопись Древней Руси – это «Повесть временных лет». Она рассказывает о том, как жили на Руси, как крестили Русь, кто правил ею.
Древнерусский человек – это скорее всего, глубокий язычник. Хотя князь Владимир Великий велел ему креститься, и он ходит в деревянную церковь, но пока толком не знает, кто такой Христос. Он привык молиться деревянным идолам и множеству богов неба, земли, рек, озер, лесов и полей. Теперь ему говорят поклоняться иконам и кресту, держать весной пост, иметь одну жену. Все это странно для него, ведь у настоящего воина княжеской дружины должно быть как можно больше жен!
Но если он действительно проникнется христианством, то у него есть шанс примкнуть к какому-нибудь монастырю, научиться читать и писать, переписывать книги. То есть стать уникальным человеком, ведь грамотных людей почти и нет. Даже киевские князья грамоте учились редко.
«Повесть о полку Игореве» создает образ русских воинов. Это люди отважные, стойкие и храбрые. Смерть им не так страшна, как позор, поражение и бесчестие. Но они – не фанатичные самураи, отметающие жизненные радости. Для Игоря и его воинов не менее важны их семьи, тепло родных людей, близкие. Любовь к жизни в итоге «Повести» и помогает князю Игорю достичь родного дома, сбежав из плена.
Этот же исторический источник создал вечный образ княгини Ярославны – верной жены, что ожидает мужа-воина дома. Она переживает, плачет, горюет, считая мужа погибшим. Наверное, такими прожили жизнь все лучшие женщины Древней Руси, любящие жены и матери. Женщина Древней Руси- это не забитая дома рабыня, ничего не соображающая за стенами избы, а свободная мыслящая гражданка с горячим сердцем.
Вариант 2
Мы – кровь от крови и плоть от плоти своего народа. Нас воспитывают на народных традициях и приучают искать ответы на вопросы современности в истории своей страны. Любой человек тысячами нитей связан с этой историей. И люди всегда это понимали и с презрением и настороженностью относились к «Иванам, родства не помнящим».
Писатели и поэты всех времен раскрывают нам образ человека, как отражения своей эпохи, как творца истории. Именно такие персонажи в центре литературных произведений, и именно они привлекают внимание читателей.
Уже в фольклоре, в народных сказках, песнях, былинах можно встретить портреты исторических личностей. Вполне реальные люди предстают перед нами в образе былинных героев, нередко наделенных сверхъестественными способностями, или описанных яркими красками, как сказочные персонажи. Это и известные былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович, Марья Моревна, киевский князь Владимир Красно Солнышко.
Яркий пример поэтических сказаний о народных героях – исторические песни. В них, как в капле воды, отразилось представление простых человека о необычных людях – творцах истории. Тех, кто смог прославиться, завоевать уважение, остаться в памяти народной.
До настоящего времени дошли многие из таких песен, но наиболее известны посвященные Емельяну Пугачеву. В них этот лихой бунтарь предстает перед нами то обычным человеком, наделенным своими слабостями и недостатками, то настоящим былинным богатырем, не уступающим Илье Муромцу или Святогору. Вот как поется о Емельяне Пугачеве в одной из таких песен:
«Из-за леса, леса темного
Не бела заря занималася.
Не бела заря занималася,
Не красно солнце выкаталося.
Не красно солнце выкаталося,
Выезжал в поле добрый молодец,
Добрый молодец, удалой казак,
Удалой казак Емельянушка».
Менее известны когда-то бывшие популярными песни о Ермаке Тимофеевиче, Иване Грозном, Степане Разине. Все они – попытка осмыслить историю страны и роль человека в этой истории.
Традиция прославления человека – творца истории, защищающего свою Родину или отстаивающего нравственные принципы и веру, продолжается и в древнерусской литературе. Для нее характерен такой жанр, как Житии, в которых рассказывается о различных исторических личностях: Александре Невском, Петре и Февронье, Сергее Радонежском и других.
Яркий пример произведения, в котором судьбы героев тесно переплетены с судьбами истории – «Слово о полку Игореве». В нем перед нами предстает целая галерея портретов древнерусских князей: Игоря, Всеволода, Святослава Киевского и других. Именно они, в представлении автора, творили историю земли Русской, поэтому в «Слове» наделены особыми качествами, а их образы близки образам былинных богатырей.
Вот такие слова есть в этом произведении о князе Игоре:
«Солнце ему тьмою путь заступало;
Ночь стонами грозы птиц пробудила,
Свист звериный встал…»
А образ Ярославны олицетворяет скорбь всех жен и матерей земли Русской, проводивших своих близких на войну с врагами. И не менее важен образ самого автора произведения, который до настоящего времени остается неизвестным. Автор искренне любит Русь и страдает от того, что своими распрями князья открыли дорогу на русскую землю полчищам поганых ворогов.
Традиции исторической прозы, в которой писатели раскрывают перед нами образ человека, как отражения своей эпохи, продолжаются и в литературе более позднего времени. И в каждом периоде есть свои уникальные исторические произведения. В XVIII веке таким можно назвать повесть историка и писателя Николая Михайловича Карамзина «Наталья, боярская дочь».
На протяжении многих столетий русские писатели и поэты обращались к истории, чтобы на ее примере показать величие человека, который не только часть истории, но и ее творец.
«Нравственный облик древнерусского человека» — сочинение
Вариант 1
Разные по жанру произведения написаны в период древнерусской литературы:
- житие;
- хождение;
- сказание;
- слово;
- повесть;
- летопись.
И каждое было связано с темой нравственности. Человек учился на примерах из литературы, как поступать нужно, а как нет. Вспомним «Повесть о Горе-Злосчастье». Юноша просит у родителей своё наследство и уходит от них, чтобы начать самостоятельную жизнь. По дороге встречает «друзей», которые его хвалят, шутят с ним. Казалось бы, в этом и счастье. Но, как только заканчиваются все деньги, мнимые друзья пропадают. Юноша один. Горько и одиноко ему. Идёт он по дороге, думает, что теперь делать. К родителям ведь стыдно возвращаться. Вдруг слышит звон колоколов. Сворачивает к храму, молится, осознаёт свои грехи и всё же решает вернуться домой, где его, конечно, простят. Вот так показан в литературе пример безнравственного поступка молодого человека и путь его исправления. Человек, верующий в Бога, обладает нравственными качествами.
В «Слове о полку Игореве» князь Игорь, желая доказать, что не трус, отправляется с небольшим войском против половцев, но терпит поражение. Под удар попала вся Русь. Половцы грабят, убивают людей, жгут деревни. Игорь искренне раскаивается, просит прощение у Святослава. Да, плохо поступил Игорь, но нам он симпатичен, потому что сделал это не специально. А его раскаяние говорит о том, что он добрый и отзывчивый человек, просто запутался и хочет всё исправить.
Вариант 2
История любого народа изучается в основном по летописям, рукописным и печатным источникам, оставленным далекими предками. Только таким образом можно узнать о тех событиях, которые происходили много веков назад.
Для русского человека бесценным историческим и духовным наследием являются уникальные шедевры древнерусской литературы, пришедшие к нам еще с XI — XII веков. Все эти произведения пронизаны духом патриотизма и любви к родной земле.
В таком эпическом творении, как «Слово о полку Игореве» описывается героический поход славного князя новгород-северского Игоря Святославича против половцев, который он предпринял в далеком 1185 году.
Этот шедевр по праву относится к величайшим памятникам литературы Древней Руси. Благодаря ему мы узнаем о жизни и быте наших великих предков, их стремлениях и чаяниях. Произведение имеет и колоссальную историческую ценность, так как подробно описывает одно из самых значимых событий того времени.
Немаловажную роль в древней русской литературе занимает религия. Так до наших дней сохранилась уникальная книга “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, которая повествует о жизни русских святых. В этой повести, написанной писателем Ермолаем-Еразмом в середине XVI на основе муромских устных преданий, чудесным образом переплетаются русский фольклор с древней историей.
Еще один памятник древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха», созданный в XII веке великим киевским князем Владимиром Мономахом, называют первой светской проповедью, в которой впервые поднимаются нравственные и этические вопросы.
Безусловно, древнерусская литература имеют для современного читателя бесценное значение, поскольку несет в себе глубокую нравственную силу. Благодаря этим источникам мы узнаем о самых лучших чертах наших далеких предков – о их героизме, доблести, беззаветной любви к своей Отчизне и родному дому.
Мы знакомимся с их бытом и укладом жизни. Древнерусская литература – это наша история, которую мы должны знать, чтить и помнить.
Вариант 3
Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину.
Итак, каков же он, древнерусский герой литературы?
Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах — важны его монашеские качества, если князь — княжеские, если богатырь — богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм.
Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром.
Древнерусский герой — цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”. Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, — собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения.
Кем бы ни был герой — он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В. Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской.
Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность. Так в “Слове о полку Игореве” борьба с половцами рассматривается как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. В былине “Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград” “…отпускают во Царьград молода Тугарина и учат заклинать, чтоб им на Русь не бывать век по веку. ”
Святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия на битву с Мамаем, говорит: “Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься. ”
Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. Это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом.
Человек древней Руси неразрывно связан с окружающей его природой. И пусть в древнерусской литературе отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц создают впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром.
Наиболее ярко выражено описание природы в “Слове… “, где природные явления, животный мир сопереживают герою:
“…Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра… ”
Во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет.
Однако, св. Сергий ищет уединения среди девственных лесов, а Феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.
Cочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе»
В древнерусской литературе человек — это прежде всего личность, «живое лицо», каждый из персонажей — «личность». Личность не противопоставляется обществу, она неотделима от него. И в то же время личность — это нечто самостоятельное, обособленное от общества. Личность — это не просто совокупность черт человека. Это — самостоятельная, неповторимая индивидуальность. Таким образом, личность в древнерусской культуре предстает как нечто цельное, неделимое, как самостоятельный и независимый герой.
Герои древнерусской литературы — это люди, выбравшие главной целью своей жизни — служение своей Родине. Это служение может проявляться в привнесении в мир глубоких духовных качеств , а также в борьбе против врагов — внешних и внутренних. Былинные богатыри (Илья Муромец , Алеша Попович) борются не только с внешними врагами, но и с внутренними, проявляя при этом смелость, изворотливый русский ум и природную смекалку. То же можно сказать и о героях исторических песен: так, в одной из них (Солдаты освобождают Смоленск) весь народ поднялся на защиту своего города, ради освобождения которого солдаты готовы были рисковать жизнью.
Также описать нравственный облик человека древнерусской литературы можно на основе анализа героев «Слова о полку Игореве».
Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства). В описании внешности князя использовались слова, выражающие красоту, силу, могущество, благородство, а также выражения, подчеркивающие его мужество, отвагу, величие. По словам летописца, князь был высок ростом, лицом красен, бороду брил, усы чествовал, в одежде прост, «в саадаце златокованном». О его физической силе также повествовали летописцы. «Был же князь его силен зело»: «И поехаша к нему (князю) мужи храбрые из земли Польской, и из Выбут, и со всеми людьми своими.
Обновлено: 11.01.2023
Данное произведение древнерусской литературы представляет собой авторский вольный пересказ сказаний, относящихся к русскому-народному творчеству.
Автором Повести был Ермолай-Еразм – монах и писатель шестнадцатого века. В силу этого в произведение добавлено много чисто церковных деталей. Главные герои – благочестивые супруги, демонстрируют подчеркнутое уважение к Православной церкви. Например, перед смертью Феврония вышивает особое покрывало, используемое во время богослужения.
Однако главная тема, обеспечившая популярность Повести – это любовь. Петр и Феврония изображаются практически идеальными героями (за исключением того момента, когда исцеленный Февронией Петр сначала отказывается выполнить свое обещание и жениться на Февронии).
Петр – смелый человек, не побоявшийся сразиться с нечистой силой, фигурирующей в образе змея. Он человек верный долгу, потому что отказывается от княжеского престола, не желая бросить свою жену.
Феврония показана также мудрой и верной женщиной. Ее загадки достаточно просты и явно родились в среде простого народа. Желание Февронии взять с собой в изгнание вещь по своему выбору и последующее требование Петра показывает, что мудрость княгини не носит корыстного характера, замуж она вышла не ради получения богатства и почестей.
Враги князя и княгини изображены очень схематично. Бояре и их жены, возненавидевшие Февронию за простое происхождение, — это олицетворение внешних препятствий и встречают на своем пути любые два любящих друг друга человека.
Петр и Феврония умирают одновременно по обоюдному желанию. После смерти их тела сверхестественным образом оказываются в одной могиле. Это должно символизировать, что настоящая любовь сильнее даже смерти.
По поводу того, есть ли некое историческое зерно в легенде, превращенной в эту Повесть, в настоящее время в околоцерковной среде ведутся споры. Достоверно известно, что князя и княгини с такими именами в Муроме никогда не было. Однако возможно, что здесь имеются в виду их имена, принятые после пострижения в монашество перед самой смертью, о чем говориться в произведении, но там называются другие имена.
Однако вполне возможно, что некий правитель и его жена действительно очень любили друг друга и воспоминание об этом, со временем, обросло чудесными историями и приняло сказочный характер, так как пересказывая их историю, люди добавляли все новые детали и подробности.
Сочинение по повести 2
Повесть о Петре и Февронии рассказывает о богоугодной жизни князя Петра и его мудрой супруги Февронии. Произведение создано в XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом на основе Муромских рассказов. Повесть актуальна и на сегодняшний день, поскольку провозглашает истинные ценности христианства: любовь к своему ближнему, любовь к Богу и беспрекословное соблюдение заповедей.
Павел с самого начала повести предстает отважным князем. Однако, он был горд и решил обмануть Февронию после своего выздоровления. Он не сдержал слова и отказался жениться на мудрой и одаренной девушке, только из-за того из-за ее простого происхождения. Однако, нарушенное обещание снова навлекло на него болезнь. Тогда Петр понял, что девушка обладает не только глубокой мудростью, но и Божьим Даром исцелять. Петр переосмыслил свой поступок и понял, насколько он заблуждался. Князь сдержал во второй раз свое слово, сделал Февронию своей супругою и привел ее в Муромскую вотчину княгинею.
В браке Петр проявляет себя верным и добрым мужем. С каждым днем растет и его любовь к Богу. Петр соблюдает все Божьи заповеди, проводит время в молитвах и укрепляет духовную связь с Богом. Петр мудро и справедливо управляет своим народом.
Петра поддерживает его супруга. Их брак можно назвать образцом преданности и истинной любви. И даже, когда бояре хотели убрать Февронию и Петру с престола, они решили остаться вместе не нарушая заповедей Божьих, жертвуя властью земной ради Царства вечного.
Примечательна и кончина супругов. Оставив княжество, они приняли постриг иноков. Петр и Феврония молили Господа даровать им смерть в один день. И Господь услышал их молитвы. Они знали, когда придет их смертный час и умерли в одно и то же время.
При жизни они завещали похоронить их в одной гробнице, высеченной из камня. Однако, из-за пострига в иноки, похоронить вместе их не могли. Тела Петра и Февронии уложили в разные гробы и хотели похоронить в разных местах. Но к утру совершилось чудо: тела Петра и Февронии оказались вместе в той самой гробнице, которую они завещали. И стало тогда понятно, что сам Господь велит похоронить их вместе. Вскоре Петра и Февронию канонизировали в лик святых. Их почитают как хранителей семьи и брака.
Повесть о Петре и Февронии является настоящим памятником литературы XVI в. Их история завораживает и поражает читателя своей силой, преданностью и чистотой.
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Популярные сочинения
Человечность это сложное понятие. Слово человек и слово человечность это два термина, которые не следует разделять друг от друга. Человеческое отношение проявляется к самому себе, а так же к окружающим.
Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом.
Наиболее ярким и значимым произведением Владимира Мономаха является его “Поучение”, написанное,
по-видимому, не ранее 1117 г.”Поучение” Владимира Мономаха содержит как конкретно-исторические, так и автобиографические моменты. В своем произведении Владимир Мономах рисует образ идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах предстает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.
В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, которые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премило – стив”. Но в “Поучении”
Владимир Мономах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не лениться в доме, делать всю работу самому. Воинам он рекомендует быть очень внимательными.
В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его млению, следует избегать лжи, не злоупотреблять пьянством и блудом, уделять внимание гостям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах. А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”.
Я думаю, если б мы следовали данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.”Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на советы родителей, которые желают нам только счастья.
Так давайте же следовать советам мудрых людей!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в XV веке на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силои и мужеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые загадки и рассудительно решает житейские проблемы.
Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.
Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голодным, нищим и несчастным.
Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые во все времена приносили людям истинное счастье!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
к уроку литературы в 7 классе на тему:
План сочинения
Примерное содержание сочинения
Вступление. Проблематика произведений древнерусской литературы.
Основная часть. Нравственное содержание произведений древнерусской литературы.
Отношение к мудрости, книгам в русских летописях.
прославление трудолюбия, предостережение от лени, лжи и пьянства;
восхваление добросердечия и милосердия;
призыв держать данное слово, быть скромным и не стремиться к власти;
предложение уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым;
приглашение постоянно учиться.
«Повесть о Петре и Февронии – гимн любви и верности. Утверждение жизненных ценностей:
веры и благочестия;
гостеприимства, щедрости и милосердия;
Произведения древнерусской литературы дают яркое представление о нравственном облике наших предков. Литература того времени руководствовалась религиозными представлениями о мире, поэтому ее отличает высокая духовность. Внутренний мир человека, воспитание и совершенствование его нравственности были главными проблемами древнерусской литературы.
Владимир Мономах считает необходимым уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым.
Муж должен быть отважным, доблестным защитником, как Пётр. Он взял Агриков меч и смело расправился с лукавым змием, который досаждал семье его брата Павла.
Жена должна быть добросердечная, кроткая и мудрая, как Феврония. Неистовые бояре захотели избавиться от неё, но оставить князем Петра. Феврония согласилась уйти и взяла с бояр обещание отдать ей с собой то, что она попросит. Бояре не ожидали, что попросит она Петра. Так мудрая Феврония сохранила свою семью.
До самой смерти они были верны друг другу. А когда умерли, все попытки похоронить их в разных гробах оказались тщетны: наутро оба тела оказывались в одном гробу. В честь этих святых учреждён праздник 8 июля – День семьи, любви и верности.
Проблемы, которые начали разрабатываться в произведениях древнерусской литературы, получили дальнейшее развитие у авторов 18, 19 веков, в современной литературе.
Древнерусские писатели заставили нас задуматься о вечных вопросах: любви к Родине, добре и зле, жестокости и милосердии, лени и трудолюбии, об уважительном отношении к старшим и братьям, любви и верности. Лучшие черты составили нравственный облик героев древнерусской литературы.
Показать учащимся непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.
Конспект урока литературы в 7 классе с презентацией
Технологическое сопровождение урока:
информационные технологии, ИКТ;
технология воспитания духовной культуры;
технология педагогического сотрудничества;
технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Методы обучения:
метод творческого чтения;
метод анализа и синтеза.
1. Образовательная:
раскрыть образы святых Петра и Февронии;
помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;
показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.
2. Развивающая:
формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;
развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;
совершенствовать навыки характеристики героев.
3. Воспитательная:
воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;
воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;
посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.
Оборудование урока:
Литература. 7 класс. Часть 1. Автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение, 2014.
Компьютерная презентация к уроку.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!
— В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.
Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд 1
С этим произведением мы с вами уже познакомились.
3. Работа с эпиграфом. Слайд 2
Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил :
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?
(Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя)
ХVI век… — время образования единого Русского государства. Слайд 3
За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд 4)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи — Минеи» (Слайд 5) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.
Старый г. Муром славился легендами. (Слайд 6)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире.) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд7 Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.
Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много
4. Словарная работа
Давайте прочитаем, что они означают? ( в рабочих листах определения)
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
Канонизация – причисление к лику святых.
— Ответьте на вопросы ( в рабочих листах) и проверьте, насколько внимательно вы слушали
В это время один ученик работает с иллюстрациями на доске, а класс с иллюстрациями на слайде.
Задание: расположить иллюстрации в сюжетном порядке и затем кратко пересказать сюжет, опираясь на иллюстрации. Класс должен ответить на вопрос слайда 12
5. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении
Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайд 14-1
— Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития). Проверим, как вы справились с домашним заданием. 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития, 3 ряд – черты повести
— Какую структуру имели жития?
— Жития имели определенную структуру:
Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во
имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
Завершалось житие похвалой святому.
— Перечислите сказочные элементы этой повести.
Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.
По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).)Слайд 14-2
— Какие черты повести присутствуют в произведении?
исторически точны названия мест ;
рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;
детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.Слайд 14-3
— Назовите черты жития в этом произведении.
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.
— Какими эпитетами автор награждает героев?
* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.
Блаженный – благой, добрый.
Преподобный — святой из монашествующих.
Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.
Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).Слайд 14-4
— В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)
— Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)
— Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)
— Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Слайд 14-5
6. Характеристика образов главных героев.
— Перейдем к анализу художественных образов. слайд 15
В рабочих листах – таблица. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, а в правой — все положительные черты Февронии.
Характеристика Петра
Обратимся к образу Петра.
— Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.
(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)
— Что мешает ему поступить иначе?
(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)
— Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )
— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)
— Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)
— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)
— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).
— Обладает ли ими Петр? Запишем их.
— Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)
— Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.
Верность заповедям Божьим,
Любовь и верность к близким
Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.
Характеристика Февронии
— Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.
В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)
— Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)
— Заглянем в дом к Февронии.
1. Анализ эпизода
— Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.
— Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.
— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.
— Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.
— На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?
(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)
— О чем это говорит? (О какой черте характера это говорит? ) (О добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)
— Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)
— За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.
— Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?
(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.
— Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)
— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.
— Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)
— В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.
Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями
Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.
— Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?
* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти
7. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.
— Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. Слайд 16
Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.
— А какими нравственными качествами обладает Феврония?
Домашнее задание.
— Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) Слайд 17
— Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)
— Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. Слайд 18
8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 19
В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Слайд 20
Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.
VIII. Итог урока.
— Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд21
Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
— В чем основная ценность книги?
(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности, гимн семье )
— Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
(Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).
— А в современное время эти качества ценятся?
— Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?
— Какова же основная идея повести?
— Ответьте на этот вопрос, составив синквейн. ( зачитываются синквейны как итог урока)
Слайд 22
— Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.
Выставление оценок.
— Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Поставьте оценку нашему уроку и сдайте рабочие листы. Спасибо за урок! Слайд 23
Читайте также:
- Сочинение рассуждение о природе воронежской области
- Какое совпадение на английском сочинение
- Священное сочинение 7 букв сканворд
- Преступление из за любви сочинение
- Мой любимый кружок сочинение на английском
У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:
- Сочинение на тему: Достоинство
- Сочинение на тему: Любовь в жизни Онегина и Татьяны
- Сочинение на тему: Книга мой друг и советчик
- Сочинение на тему: Пасха
Сочинение на тему: Нравственный облик человека в древнерусской литературе
Древнерусские былины — уникальный феномен нашей литературы. Этот жанр появился на заре российского государства. Она отражает все богатство национального духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они появились постепенно от древности до конца Средневековья. Существовали два основных центра происхождения былин: Киев и Новгород. Былины не были творением одного конкретного человека. Они состояли из множества повторений различных поющих рассказчиков, которые сопровождали свой рассказ играми гусла. Отсюда и особое поэтическое величие былин, которое создает ощущение мелодичности.
Главные герои многих российских конституций — это герои, которые защищают простых людей и свою Родину. Илья Муромец — самый популярный. Художественное описание героини показывает его как невероятно сильного и красивого человека («далёкого», «дружелюбного», «славного»). Поэтому Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изобретательности.
Таким образом, строки автора отражают нравственный идеал древнерусского человека.
Другая знаменитая фигура Былина — Микула Селянинович. Он простой крестьянин, который также обладает фантастической силой. В этой картине люди высказали свои представления о значении крестьянского труда, который является основой всей российской страны.
В Байлинах всегда есть резкий контраст между добром и злом. Существует резкая разделительная линия между положительными и отрицательными знаками.
При описании персонажей, их действий и поступков часто используются образы из мира природы и животных («глаза ястреба ясны», «брови… черный соболь»). Обязательный прием Былиной — это нравственность, которая возникает непосредственно из повествования. Слушатель не должен сомневаться в справедливости и неизбежности счастливого конца.
В условиях постоянных нашествий кочевников на русские земли возникла необходимость в ее постоянной защите. Подвиги отдельных людей переросли в обобщенные образы героев, часто исходящие от простых крестьян. В фантастической форме в стиле фантастики описаны легендарные деяния этих людей. Истории, рассказываемые поющими рассказчиками, должны вдохновлять слушателей на защиту своей независимости. Они представляли собой идеальную модель поведения, к которой они должны были стремиться.
Былины — это прекрасные произведения народного искусства, которые очаровывают читателя в наше время.
Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом.
Наиболее ярким и значимым произведением Владимира Мономаха является его “Поучение”, написанное,
по-видимому, не ранее 1117 г.”Поучение” Владимира Мономаха содержит как конкретно-исторические, так и автобиографические моменты. В своем произведении Владимир Мономах рисует образ идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах предстает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.
В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, которые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премило – стив”.
Но в “Поучении” есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям.
Владимир Мономах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не лениться в доме, делать всю работу самому. Воинам он рекомендует быть очень внимательными.
В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его млению, следует избегать лжи, не злоупотреблять пьянством и блудом, уделять внимание гостям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах. А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”.
Я думаю, если б мы следовали данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.”Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на советы родителей, которые желают нам только счастья.
Так давайте же следовать советам мудрых людей!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в XV веке на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силои и мужеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые загадки и рассудительно решает житейские проблемы.
Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.
Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голодным, нищим и несчастным.
Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые во все времена приносили людям истинное счастье!