1. Венчание на царство Ивана IV состоялось
а) 16 января 1533г.
б) 16 января 1537г.
в) 16 января 1547г.
г) 16 января 1578г.
2. Современниками Ивана Грозного были
а) Елена Глинская, митрополит Макарий
б) Борис Годунов, патриарх Филарет
в) протопоп Аввакум, патриарх Никон
г) хан Батый, литовский князь Миндовг
3. После венчания Иван IV стал именоваться
а) «императором России»
б) «царём и великим князем всея Руси»
в) «самодержцем всея Руси»
г) «монархом всея Руси»
4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного
а) стрелецкое
б) рекрутское
в) драгунское
г) гусарское
5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков
а) коллегии
б) министерства
в) приказы
г) Синод
6. Опричнина была направлена против
а) дворянской оппозиции
б) взбунтовавшихся крестьян
в) жителей национальных окраин
г) строптивого боярства
7. Неудача в Ливонской войне была следствием
а) отставания экономики России
б) отсутствия у России союзников
в) численного превосходства сил противника
г) отсутствия талантливых полководцев
8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала
а) Алексею Адашеву
б) Александру Меньшикову
в) Андрею Курбскому
г) Борису Годунову
9. Установите соответствие между датой и событием
Событие
Дата
А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской
Б) венчание Ивана IV на царство
В) «Собор примирения»
Г) принятие нового Судебника
Д) принятие Уложения о службе
Е) проведение опричнины
1) 16 января 1547г.
2) 1550г.
3) 1549г.
4) 1556г.
5) 1538г.
6) 1565-1572гг.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
5)
1)
3)
2)
4)
6)
10. Установите соответствие между термином и его определением
Термин
Определение
А) местничество
Б) бояре
В) дворяне
Г) опричнина
Д) террор
Е) кормление
Ж) кризис
З) деспотия
И) Боярская дума
1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)
2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.
3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.
4) затруднительное положение
5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю
6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.
служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.
9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
5
2
8
3
6
1
4
9
7
11. Установите соответствие между датой и событием
Событие
Дата
А) неудачный поход на Крымское ханство
Б) Ливонская война
В) присоединение Астраханского ханства
Г) присоединение Казанского ханства
Д) Ям-Запольский мир с Польшей
Е) начало похода Ермака в Сибирь
1) 1581г.
2) 1556г.
3) 1558-1583гг.
4) 1559г.
5) 1582г.
6) 1552г.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
1
4
2
6
3
5
12. Расположите в хронологической последовательности время событий
А) принятие нового Судебника
Б) проведение опричнины
В) венчание Ивана IV на царство
Г) поход Ермака в Сибирь
Д) Ливонская война
Е) неудачный поход на Крымское ханство
1
2
3
4
5
6
1550 год
1565-1573 год
1547 год 16 января
1579 год
закончилась в 1583 году
1559 год
13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных
Иваном IV и «Избранной радой»
1) ограничение местничества
2) создание флота
3) создание коллегий
4) создание приказов
5) принятие Судебника
6) введение всеобщей воинской обязанности
7) создание стрелецкого войска
отмена кормлений
9) подчинение церкви государству
Ответ: 1) ограничение местничества
4) создание приказов
5) принятие Судебника
7) создание стрелецкого войска
отмена кормлений
14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины
1) установление неограниченной власти царя
2) повысить роль народного вече
3) усилить налоговый гнёт
4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)
5) ускорить социально-экономическое развитие страны
6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)
7) подавление очагов народного недовольства
введение новых пошлин
Ответ: 1, 4.
15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины
1) захват новых территорий
2) централизация страны
3) тяжелый экономический кризис
4) усиление позиций боярства
5) способствовала утверждению крепостного права
6) становление деспотического самодержавия
7) ослабление власти самодержавия
Ответ: _________________
Изображение храмов и церквей — одна из излюбленных тем русских живописцев. Художники не раз изображали архитектурные сооружения на фоне красивого пейзажа. Многих мастеров особенно привлекали небольшие древнерусские храмы, такие как Церковь Покрова на Нерли.
Содержание
- Сочинение-описание по картине «Церковь на Нерли»
- «Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение)
- «Храм Покрова на нерли» описание картины
- Описание картины Сергея Баулина «Храм покрова на Нерли»
- Описание картины Герасимова «Церковь Покрова на нерли»
- Храм Покрова на Нерли — величайший памятник древнерусского зодчества
- Сочинение по картине Герасимова «Церковь покрова на Нерли» — 8 класс
Сочинение-описание по картине «Церковь на Нерли»
Вариант 1
Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885–1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. А так же эта церковь изображена С. А. Баулиным «Храм Покрова на Нерли».
На картине «Церковь Покрова на Нерли» хорошо показано, как среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви такие же высокие, как и она, что даже у неё увенчанный крест главка растворяется в воздухе и где-то высоко тает в небе.
Церковь стоит на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Этот собор отлично выделяется в этой картине, поскольку церковь находится на середине картины и берёт всё внимание на себя. Храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.
Мне понравилась картина «Церковь Покрова на Нерли» тем, что здесь использовались теплые и яркие тона красок. Здесь очень точно выражена ясная погода и необыкновенная, чуткая тишина.
Вариант 2
При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.
В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.
На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.
На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.
На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
Вариант 3
Очень живописным и святым местом, дошедшим до наших дней еще с давних времен, есть расположенная на берегу реки Нерль церковь Покрова. Она относится к величайшим местам и памяткам архитектуры России. Расположен храм на небольшом холмике. Вокруг него разлилась река и красуется природа. Именно на этом месте согласно истории князь Андрей приказал построить храм в честь гибели его сына.
Многих художников манило это место, как своей природой, так и архитектурным строением. Герасимов Сергей Васильевич не есть тому исключением. Его любовь к природе и пейзажам всегда была показана в его работах. Полотно «Храм Покрова на Нерли» передает нам в первую очередь ту красоту, которая окружает сам храм. Показана церковь с противоположного берега реки. Большие, красивые, зеленые поля покрытие нежными цветами. Разбросанные одинокие деревья и кусты. Синева тихой реки. Все это придает картине чувство чуда и веры. Автор показал насколько прекрасно само место и как оно может завораживать.
Очень тепло и красиво изображены люди. Первыми падают в глаза женщина и ребенок на берегу реки. Мама стоит и смотрит, как ее малыш собирает цветочки. Складывается впечатление, что они часто здесь гуляют. Да и как в таком месте не погулять. А на противоположной стороне изображена группа монахов. Они куда-то направляются. Хотя мы видим их издалека, но четко просматриваются их темные рясы. И самым светлым и чистым пятном на картине есть сам храм. Это большое архитектурное строение. Построен он на возвышении, да еще и своей высотой и куполом так тянется к небу, что даже, кажется, вот-вот к нему достанет.
Вся картина передает солнечный приятный день. Небольшие тучки проплывают по небу, а легонький ветер играет листьями деревьев и волнами реки. Вся эта простота и передает чувство чуда и воодушевления.
Еще одна интересная картина «Церковь Вознесения на улице Неждановой» — так называется полотно заслуженной художницы России Татьяны Григорьевны Назаренко.
«Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение)
Вариант 1
Церковь был построена много столетий назад, в 1165 году, и названа была в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразили художники С.И. Герасимов и С.А. Баулин.
Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах известных художников с разным настроением. Если Герасимов различными приемами показывает яркий красочный день, то на полотне Баулина можно увидеть хмурый и пасмурный день. Церковь Покрова представлена на этих картинах как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой.
Герасимов изобразил храм в центре полотна. Кажется, что церковь и природа являются неким единым целым. В то же время, храм – это творение человека. Церковь расположена практически в центре композиции. Несмотря на это, нет ощущения строгой симметрии, ясности и законченности. Когда смотришь на эту картину, кажется, что можно пройтись по берегу реки, подойти к церкви и рассмотреть ее ближе.
Изображение солнечного дня только усиливает это желание. Художник показывает гармонию природы и созданной человеком церкви, яркое настроение, веру в то, что это ощущение не покинет никогда.
На картине Баулина церковь Покрова на Нерли изображена очень близко. Этот прием художник выбрал не случайно. Архитектурные детали храма прописаны с особой тщательностью, и на фоне темного хмурого неба церковь выглядит очень светлым. Особенно подчеркивается чистота и нетронутость места, где расположен храм: отражение в реке, заросший травой берег, белая береза на противоположном берегу реки. Таким образом, живописец создает особое настроение и показывает, что свет и вера смогут победить любые невзгоды и неприятности.
Церковь Покрова на Нерли представлена на картинах Герасимова и Баулина как символ добра, красоты, духовной связи человека с природой. Каждый мазок художников, выбор красок, некоторые детали говорят о том, что живописцы писали эти полотна с особым трепетом. Поэтому эти картины всегда вызывают восхищение и светлые мысли.
Вариант 2
Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое. В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм.
Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками. В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма.
Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков. Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы.
Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета.
С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина.
Созерцание картины Герасимова «После дождя» порождает в душе каждого зрителя ощущение бодрящей новизны. Омытый дождем, окружающий мир выглядит совершенно по-новому, и этот новый взгляд на привычные вещи позволяет открыть удивительное не только в повседневной действительности, но и в собственной душе.
Вариант 3
Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков.
Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства. Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.
Сергей Васильевич Герасимов (1885—-1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях.
Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Сергей Алексеевич Баулин (1904 — 1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом.
Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников.
Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
«Храм Покрова на нерли» описание картины
Описание картины Сергея Баулина «Храм покрова на Нерли»
Баулин был непревзойденным мастером пейзажа с элементами архитектуры. Он создает грандиозные картины, на которых великолепно изображает необычные здания разного времени. Художнику удается четко передать особенности архитектуры.
Перед нами впечатляющая работа живописца. Он изобразил знаменитую церковь Покрова. Храм это является почитаемой святыней. Церквушка невелика и достаточно скромна. Построили ее и назвали в честь Покрова. Праздник этот традиционно отмечался на Руси. Многие художники прониклись этой тихой красотой. Именно поэтому можно увидеть достаточное количество картин, на которых изображена церковь.
Баулин берет крупный план. Зритель может разглядеть церковь покрова в мельчайших подробностях. Ни одна деталь не ускользает от мастерской кисти живописца. Если присмотреться немного повнимательнее, можно даже увидеть причудливое кружево резьбы, которое стало ярким украшением этого здания.
Форма здания достаточно необычна. Это квадрат большого размера. В его центре расположен купол, который устремляется прямо в небо. Сложно поверить, что это великолепие создано в далекой древности.
Для строительства храма было выбрано живописное место. По легенде оно было указано не кем иным, как князем Боголюбским. Холм небольшого размера высится посреди Нерли. Дальше простираются бескрайние луга, которые вдали сливаются с бездонным небом. Холм этот насыпали специально. Дело в том, что весенней порой происходит сильный разлив реки.
Баулин изображает пасмурный день. Темноту эту живописец смог передать с помощью мастерского изображения неба. Цвет переходит от синего (темного) до серого. Солнце закрыто густыми тяжелыми тучами. Фон этот позволяет церкви смотреться более ярко. Кажется, что это волшебный луч солнца, который озаряет темноту. Художник демонстрирует, что храм в любую погоду всегда примет, какая бы ситуация ни была. Нужно лишь верить в собственные силы и идти по пути праведника.
Описание картины Герасимова «Церковь Покрова на нерли»
Доктор искусствоведения Сергей Васильевич Герасимов еще и известный народный художник, и живописец. Всю свою любовь к природе, а именно к пейзажам родным мест он показывал в своих картинах. «Церковь Покрова на Нерли» относится именно к таким произведениям. Построена сама церковь во времена Андрея Боголюбского. В легенде говорится, что князь очень грустил после смерти любимого сына, который погиб, сражаясь в бою, и в память о нем возвел церковь. Она построена на берегу реки Нерли и просто восхищает всех своей красотой. Не остался равнодушным к такой красоте и Сергей Герасимов.
На своем полотне «Церковь Покрова на Нерли» автор выделил церкви самое почетное место в центре полотна, среди красивой природы. Вся картина просто сияет яркостью цветов. Они все настолько насыщенные, что, кажется, бут-то всю картину обсыпали блестками. Траву автор нарисовал ярко-зеленой с переливами желтых цветов. Вода в реке синяя-синяя, просто притягивает своей чистотой.
Небо ярко-голубое и покрыто белыми пушистыми тучами. Они совершенно не омрачают яркий день, а наоборот, придают некую таинственность и загадочность. Сама церковь чистого, светлого, белого цвета, только крыша и купола отливают золотом. Еще автор изобразил молодую маму с ребенком на берегу. Девочка игралась и собирала цветы, а мама просто находилась рядом. Эта деталь наполняет всю картину добротой и теплом. Символизирует сочетание чуда и реальности в святом месте.
Покой и умиротворение исходит от полотна Сергея Герасимова про церковь Покрову на реке Нерль. Величественная церковь гордо стоит на холме и охраняет душеный покой прихожан. Чувство спокойствия и защиты ощущают все, кто смотрит на эту чудесную церковь Покровы на полотне Сергея Герасимова.
Храм Покрова на Нерли — величайший памятник древнерусского зодчества
Храм Покрова на НерлиХрам Покрова Богородицы построенный в 1165 году при впадении реки Нерль в Клязьму — одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. По преданию, место для храма — на приречном лугу — выбрал сам Андрей Боголюбский. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы — аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы — складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова — покровительства Богоматери.
Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Во времена его правления приобретает известность событие из византийской истории X века: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября — «Влахернское чудо».
Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилоствого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем «Похвалой кресту», стоявший в XII веке на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовом храме. Все эти празднования — «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего креста — объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.
«Житие Андрея Боголюбского» связывает строение этой церкви с победным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Предание рассказывает, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский повелел заложить храм после гибели во время похода своего любимого сына Изяслава — в память о нем. По некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Немало секретов хранит и сама конструкция храма Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что, кажется, так и он был задуман изначально.
Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесён открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
Раскопки у стен храма показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент, отмечавших для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в княжескую резиденцию — соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нём как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точно отвечавший плану церкви.
Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь предположительно. После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны.
Храм иногда заполнялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда — настоятель Боголюбова монастыря просил разрешение разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре.
К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине — не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы…Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.
В начале 1990‑х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
Сочинение по картине Герасимова «Церковь покрова на Нерли» — 8 класс
Вариант 1
В своей картине «Церковь Покрова на Нерли» Герасимов изобразил красивую церковь, которая располагается в центре полотна. Церковь стоит на невысоком пригорке, а вокруг этой церкви течет река Нерль. По легенде, эту церковь построил князь Андрей Боголюбский в честь своего погибшего сына, который героически погиб в бою. Эта церковь охраняет покой его погибшего сына. Сама картина очень яркая. В ней только самые красивые и жизненные цвета.
Очень много зелени, ее автор изобразил ярко-зеленым цветом. Небо на картине ясное, белыми как вата тучами, которые словно вата плывут по ярко-голубому небу. Ещё на картине мы видим девушку, которая стоит на другом берегу. Она не одна, рядом с ней на зеленой траве лежит корзинка с ребенком. Похоже мама принесла своего ребенка, что бы тот увидел, насколько может быть прекрасен этот мир. Рядом с церковью стоят очень высокие деревья. Они настолько высокие, что почти выше самой церкви.
Люди в далиНедалеко от этих деревьев идут люди. Похоже они провели службу и идут домой. Многие люди приезжают в эту церковь, что бы получить душевный покой. Сама церковь стоит неподвижно, словно это не церковь, а крепость. Церковь белого цвета с один золотистым куполом, который ярко переливается на солнце. Эта церковь очень древняя и ценная для нас.
Она настоящая реликвия современной России! Такие памятники древности нужно ценить и хранить, ведь очень мало таких древних церквей осталось. Смотря на эту картину, на душе становится так легко и спокойно. Эта церковь величественно стоит на холме и охраняет покой прихожан. Автор смог передать нам необыкновенную красоту. Будто он сам там побывал и рисовал в живую.
Вариант 2
Для написания картины, на которой изображено святое место, нужно быть человеком глубокой веры и видеть прекрасное в обычных русских местах. Такой человек должен обладать великим чувством самого прекрасного. Он должен находить то, что незаметно с первого взгляда и кроется где-то в глубине. А кроме того этот человек, конечно должен иметь красиво излагать свои мысли о пейзажах на бумажном листе или на изобразительном холсте.
Безусловно, такой художник должен быть довольно опытным профессионалом в своей отрасли. Доверить изображение храма молодому живописцу можно, только если убедиться в его неподлинной профессиональности. Но настоящим мастером русской живописи и пейзажа является Сергей Васильевич Герасимов, который написал прекрасную картину «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Герасимов – советский живописец, писавший картины родных русских полей. Родился и вырос в многодетной крестьянской семье.
История этой картины начинается ещё в далеком детстве Сергея Васильевича Герасимова. Ещё с пяти лет мать, которая была обычной крестьянкой, художника начала приучать его к прекрасному искусству живописи и изображения. Его мать была очень чистой и глубоко верующей женщиной, поэтому своего сына она всегда часто водила в церковь и гуляла с ним на территориях монастырей и храмов. По воспоминаниям Сергея Васильевича, он всегда просил маму сводить его в церковь и, конечно, взять с собой изобразительный холст. Но уже после обучения в промышленной академии он написал картину «Церковь Покрова на Нерли».
Название картины довольно популярно. Существует одноименная картина другого живописца с названием «Храм Покрова на Нерли». На этих двух картинах изображён один и тот же храм, но с абсолютно разных ракурсов. Картина «Храм Покрова на Нерли» больше изображает чистую природную красоту, а вот картина «Церковь Покрова на Нерли» обращена к самой постройке и показывает белые стены храма.
Цветная палитры картины позволяет нам глубже насладиться голубой гранью неба земли. Картина показывает грань между миром, в котором живут люди, и небом, где люди находят и приобретают себе вечный мир. А храм или же церковь являются неким проводником и связующим элементом между небом и землей.
Художник, Сергей Васильевич Герасимов написал картину «Церковь Покрова на Нерли» в самый расцвет своей творческой жизни в России. Когда Сергей Васильевич незадолго до своей смерти отправился в церковь, он написал, что «Душа русского человека, все творческие его начала начинают процветать, только тогда, когда он придёт во Храм и покается. После этого Сергей Васильевич написал ещё несколько картин, которые были обращены к теме духовной жизни, небесному просвещению человека. Две последние картины представлены в Третьяковской галерее.
Картина «Церковь Покрова на Нерли» вызывает исключительно самые светлые и добрые чувства, которые возникают у человека, глядя на данное изображение. Картина умиротворяет и делает человека спокойным, ровным и налаживают его внутреннее состояние.
Вариант 3
Чарующая церковь Покрова на Нерли
Россия богата своей историей, красотой сооружений. Очень украшают просторы нашей родины различные храмы и православные церкви. Одним из таких уникальных мест является церковь Покрова на Нерли.
Это потрясающее и удивительное место. Оно дошло до нас из глубины веков и уцелело через время. Это мировой памятник архитектуры.
Многие художники рисовали этот чудесный храм на своих бессмертных полотнах.
Сама церковь располагается около Боголюбова, на берегу реки Нерль. Природа вокруг неё очень живописна. Она находится между двумя водоёмами. С одной стороны её находится прекрасная речка. С другой чарующее озеро.
Здание церкви находится на возвышенности и с далека кажется, что её купол устремляется в небо.
Стены здания украшены резьбой. Церковь очень богата своей интересной, многовековой историей. Она была построена после похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в честь его погибшего сына Изяслава в 1165 году. В те годы рядом с церквой находилась пристань. Приплывали множество торговцев и купцов. И храм Покрова служил своего рода визитной карточкой. Приезжие покидая свои корабли, первым делом видели этот храм и пропитывались русским духом и величаем.
Для православных людей церковь Покрова на Нерли самая настоящая святыня. При посещении её люди испытывают невероятный восторг и радость.
Картина, передающая чувства «Церковь Покрова на Нерли»
Великий художник Сергей Васильевич Герасимов является талантливейшим пейзажистом и русским живописцем.
Насколько сильно и ярко он своей картиной Церковь Покрова на Нерли вызывает положительные эмоции и чувства у зрителей.
У каждого в душе есть какие-то святые ценности. А глядя на церковь у всех появляется неописуемая благодать. Глядя на величественный храм невольно задумываешься о вечных ценностях. Но на картине Герасимов показал не только прелесть церкви, но и величие русской природы. Красота природы, окружающей храм словно подчёркивает его величие.
Хоть особое внимание и уделялось природе, мы можем наблюдать красоту храма. Глядя на него, мы словно переносимся в то время, когда становление христианской веры только набирало обороты.
При просмотре картины возникают светлые и искренние чувства. Она показана в светлых тонах. На небе ярко светит солнышко и в его лучах природа и храм «расцветают», озаряются и наполняются теплом.
1 вариант сочинения (162 слова). По плану
План
1) История памятника.
2) Замысел художника.
3) Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении.
4) Впечатление от памятника.
Церковь Покрова на Нерли была построена много столетий назад, в 1165 году, и названа в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси.
Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразил художник С.И. Герасимов. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви, такие же высокие, как и она сама, и поэтому даже крест, венчающий главу купола, как бы растворяется в воздухе и тает где-то высоко в небе. Церковь стоит на берегу холма, который омывается водами реки Нерль. Этот собор отлично выделяется на картине, поскольку находится на центральном плане полотна и привлекает всё внимание на себя. Сам храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
4
(162 слова)
2 вариант сочинения (203 слова)
Церковь Покрова на Нерли построена по велению князя Андрея Боголюбского в 1165 году около села Боголюбова и является одним из памятников древнерусского зодчества. Храм посвящен памяти погибшего сына и Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держит в руках покров, защитив город от врагов.
Церковь изобразил на своей картине «Храм Покрова на Нерли» Сергей Баулин. Используя сочетающуюся, спокойную палитру цветов, художник великолепно передал атмосферу сумерек. Одноглавая, трехкаскадная церковь из белого камня выглядит особенно изящно, благодаря искусству автора картины. Памятник культуры не сильно выделяется, но вызывает благоговение.
Церковь построена в три яруса. Прорисованы каждые детали, с первого взгляда можно подумать, что это фото. Перед церковью изображен берег и сама река Нерль. В ней видно даже отражение облаков. На заднем фоне видны макушки деревьев и начинающийся закат. Все представляется как тихое и спокойное место, где можно уединиться и почувствовать себя умиротворенно.
Церковь и сама картина мне очень понравились. Картина покорила меня оттенками и палитрой цветов, я даже поставила этот фрагмент себе на обои в телефоне. А церковь восхитила меня своей изящностью и темным куполом, хоть и говорят, что на картине все приукрашивают. Хотелось бы прогуляться там перед рассветом или закатом. Думаю, в это время там особенная атмосфера.
5
(203 слова)
Сочинение-описание картины «Церковь Покрова на Нерли» Кожин С.Л.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 8 класса |
Подготовьте план, соберите материал из интернета. |
Примерный план сочинения: |
Жемчужина архитектуры глазами художника «Церковь Покрова на Нерли» – это храм, похожий на лебедя, который величественно плывет по океану времен. Он вдохновил Кожина на написание символичной картины. Жемчужину русского зодчества сравнивают с поэзией, высеченной в камне. Церковь была возведена в 12 веке (1165 год) на берегу реки Нерль в Ярославской области, возле городка Боголюбово. Андрей Боголюбский построил этот храм в честь победы над булгарами. Одновременно здание стало памятником-мемориалом в память о погибшем сыне. С 1992 года оно получило статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. В центре картины расположена церковь. Вертикальные линии, узкие окна и остроконечный купол визуально «вытягивают» строение. Оно кажется хрупким и легким, как перышко. Светлый фон, теплые и спокойные краски воссоздают умиротворяющую атмосферу. Стройная красавица расположена на холме, у берега небольшого озера. Оно образовалось из остатков русла реки Нерль. В зеркальной глади воды волшебным образом отображаются линии белых стен храма. Тут, у берега, начинается желтоватая, песочная дорожка. Она символизирует восхождение человека к Богу. Вокруг царит изумрудная роскошь заливных лугов. Слева от церкви расположено невысокое строение с золотистой крышей. Вероятно, там находится дом служителей или комнаты для паломников. Справа – осторожно спускается к воде небольшая роща. Высокие, темно-зеленые деревья с пышными кронами не заслоняют, а обрамляют церковь. Как красивая рамка – талантливую картину художника. Все художественные элементы объединяет масштабное, ярко-голубое полотно небосвода. Он излучает спокойствие и внутреннюю гармонию. Пушистые белоснежные облака неспешно плывут за линию горизонта. Вдали виднеется зеленая и фиолетовая полосы лесов. Я думаю, что русская природа – тоже стала главной героиней сюжета. Она прекрасна. Важно только присмотреться в нужный момент. Природа, характерная для живописных мест России, в сочетании с белокаменной церковью навевает легкую грусть и желание созерцать. Этот храм пролетел сквозь века белокрылой чайкой. Это чудо, подаренное далекими предками современному поколению. Оно напоминает о героических подвигах и восьми веках истории, которые послужат нам и уроком, и напутствием. |
Вариант 2. Кратко, своими словами |
Примерный план сочинения: |
Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана нашим современником, художником Кожиным Семеном Леонидовичем в 2005 году. Он создавал этот шедевр на берегу реки Нерль, что в Ярославской области. Именно там, на возвышении стоит красивая старинная церковь, названная в честь великого христианского праздника Покрова. Это произведение с первого взгляда поражает необычными красками. Здесь много лазури, всех оттенков зеленого и синего цветов. И, несмотря на это, белокаменная церковь, помещенная автором в центр композиции, сразу же привлекает внимание зрителя. Она кажется воздушной, невесомой, как бы, парящей над рекой и берегом. Ее сиреневый купол устремлен ввысь, к ярко-голубому небу, по которому медленно плывут прозрачные облака. На переднем плане мы видим реку. На ее поверхности заметны волны. Возможно, дует легкий летний ветерок. На противоположном берегу — возвышенность, покрытая пестрым ковром из разнотравья. По ней, от церкви к воде спускается тропинка. К этой тропке причаливают лодки, доставляя служителям все необходимое для их скромного быта. Сюда же подплывают и прихожане. Перед белоснежным зданием находится светлый забор. Из-за этого кажется, что церковь не соприкасается с землей, а просто парит над ней. Справа и слева от строения растут высокие, пышные деревья. Они дают уставшим путникам тень в жаркие дни знойного лета. И укрывают от непогоды во время дождей. Чуть поодаль видны зеленоватые крыши бытовых построек. Наверное, там живут работники храма и могут остановиться на ночь-другую люди, приехавшие издалека, чтобы помолиться и попросить о помощи Бога в этом священном месте. Картина «Церковь Покрова на Нерли» радует глаз и дарит волшебные чувства. В ней все так живо и празднично, что хочется верить в добро и чудеса, которые свершаются там, где есть настоящая вера. Художнику удалось раскрыть любовь к русской природе и передать ее нам. |
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
- Справка об авторе и картине
- Сюжет полотна
- Передний план
- Композиционный центр
- Небо. Задний план
- Состояние природы
- Цветовая палитра
- Связь времён
- Замысел автора
- Моё впечатление
1. Художник Семён Кожин – наш современник, москвич. Его творчество весьма разнообразно. Он автор пейзажей, исторических композиций, жанровых картин, иллюстратор детских книг и график. Кожин с успехом продолжает традиции русских мастеров пейзажа настроения. Именно к таким пейзажам принадлежит его полотно «Церковь Покрова на Нерли». Художник обратился к известной в пейзажной живописи теме. Белокаменный храм запечатлели на своих полотнах многие живописцы, пытаясь передать его красоту и связь времён. Лирический дар Кожина помог ему выделиться среди современных авторов, посвятивших картины этой теме.
2. Сюжет представляет нам православную святыню, созданную древними зодчими 12 века. Белокаменное чудо возвышается над окрестными лугами, крышами, и яркой зеленью кустарников. Холм, на котором стоит церковь, облегает полукругом вода. Это старое русло реки Нерль, заливаемое в половодье.
3. На переднем плане художник изобразил текущую воду, ведущую к храму дорогу и зелёный, залитый вечерним предзакатным солнцем берег. Это символы движения времени и вечной жизни обновляющейся природы. Вот снова ярко зеленеют трава и листва деревьев тёплым летним днём. Это всё живое и земное, на чём стоит многовековой храм.
4. Но в центре композиции расположено устремлённое ввысь здание церкви Покрова на Нерли. Оно одновременно полувоздушное и незыблемое, как вечность. Белоснежные стены просвечены лучами заходящего солнца. Камень оживает в отблесках заката и сияет словно украшенный перламутром. Синий купол и золочёный крест устремлены ввысь.
5. Не случайно задним планом и фоном картины художник сделал бескрайнее небо. Оно – символ совершенства и вечности. Высокая синева неба подчёркивает духовную направленность картины. Храм и небо на полотне объединены. Здание визуально приподнято над землей и окружено только небесной синью и лёгкими белеющими облаками.
6. В природе запечатлён вечерний час и самый разгар лета. Полотно необычайно поэтично. Лёгкая нотка грусти разлита в воздухе, надвигаются сумерки. По сильной ряби на воде можно судить, что стоит ветреная погода. На горизонте синева неба и леса густеет. Возможно, надвигается гроза. Но летние грозы благотворны для природы.
7. Цветовая палитра полотна богата насыщенными цветами. Преобладает холодная гамма. Картину нельзя назвать мрачноватой благодаря нежному и тёплому сиянию храма. Жемчужное свечение стен отгоняет мрак наступающего вечера, о котором говорят множество фиолетовых оттенков в изображении воды, зелени и неба.
8. Современный пейзаж и древность архитектуры подчёркивают связь времён. Нерушимые белокаменные стены символизируют неумирающую веру, её мощь и чистоту. Божественное начало присутствует и в красоте земного мира. Они всегда неразделимы.
9. Кожин своей картиной ещё раз напомнил зрителю о мире вечных ценностей. Множество веков связывает вера всё новые и новые поколения людей. Прекрасное творение человеческих рук и божья красота природы гармонично объединились на полотне, чтобы прославлять торжество и гармонию жизни.
10. Меня восхитило в картине то, как мастер во много раз использованном сюжете сумел найти новое слово, передать особенное настроение. Он подобрал необычную колористическую гамму, которая будит в душе светлые чувства.
Было интересно? Смотри еще:
- Сочинение-описание картины «После грозы» Кустодиев Б.М.
- Сочинение-описание картины Портрет Тургенева Репин И.Я.
- Сочинение-описание картины Наводнение Комарова А.Н.
- Сочинение-описание картины «Домик с красной крышей» Рылов А.А.
- Сочинение-описание картины «Стрекоза» Репина И.Е.
- Сочинение-описание картины Ясный осенний вечер Грабарь И.Э.
- Сочинение-описание картины Богатыри Васнецов В.М.
Литрекон, будучи литературным журналом, ценит каждый вид искусства одинаково. Живопись исключением не является. Особенно, если автор -соотечественник. Именно поэтому Литрекон предлагает Вам приобщиться к одному из самых известных шедевров русской живописи. Он написал сочинение-описание по картине Герасимова «На Нерли». Приятного просвещения!
Вариант 1: кратко
(274 слова) Полотно «Церковь Покрова на Нерли» было написано Сергеем Васильевичем Герасимовым, русским художником в середине двадцатого века. Сергей Васильевич большую часть своей жизни рисовал пейзажи. Одной из таких ярких работ является невероятная картина, сочетающая в себе красоту природы и блеск омывающего дождя, «После дождя». А на полотне «Церковь Покрова на Нерли», наряду с замечательными природными видами, художник изобразил церковь.
Среди необъятных зеленоватых просторов яркой травы контрастно выделяется синева водной глади, с фиолетовыми проблесками. В реке отражаются белые, пушистые, словно из огромной горы снега, облака. Благодаря облакам небо выглядит необыкновенно насыщенным и ярким, в нем заметны не только привычные голубые оттенки, но и смесь розовых, синих. Они очаровывают наблюдателя своей хаотичной беспорядочностью, неповторимыми формами. Огромные раскидистые деревья, словно вековые стражники, добавляют всему пейзажу объема, украшая и охраняя церковь. Они высоки настолько же, насколько и купола здания. Прекрасные природные изваяния составляют гармоничную компанию одинокой церкви, расположившейся на холме вблизи реки Нерль. Но, несмотря на мощь и красоту раскидистых крон и сильных стволов деревьев, в первую очередь, взгляд цепляется именно за Собор, что так удачно расположен в центре полотна. Белокаменные стены, изящные формы, невероятные золотые купола, ставшие такими из-за солнечных бликов и лучей (хотя в реальности они иного цвета). На берегу реки — стоит лишь чуть-чуть вглядеться — видны молодая мать и ребенок, гуляющие и счастливые. Пока девочка собирает цветы, ее мама лишь стоит в стороне и смотрит за ребенком. Столь незначительная, казалось бы, деталь наполняет картину теплотой, неким уютом и добротой.
Мне сильно понравилась картина Сергея Васильевича. Теплые тона, яркие краски, прекрасная передача архитектурного сооружения – все это дополняет полотно, заставляя невольно восхищаться. Необыкновенное ощущение тишины, ясная теплая погода, мягкая и такая спокойная обстановка представляют собой единый шедевр.
План сочинения-описания по картине Герасимова «На Нерли»:
- Вступление: история создания полотна;
- Основная часть: описание репродукции картины «На Нерли»;
- Заключение: мое впечатление о картине Герасимова.
Вариант 2: подробнее
(564 слова) «Церковь Покрова на Нерли» – это полотно, которое было написано русским художником Герасимовым Сергеем Васильевичем. Величественная картина, изображающая белокаменную церковь, создана великим художником в тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году, в годы тяжелого послевоенного времени. И пусть в большей части своих работ отображал различные пейзажи, тут он также остался верен самому себе. Величавая красота родной (для творца) земли всегда изображалась скромно, обрамленная восхищением и любовью. Именно таким полотном предстает и «Церковь Покрова на Нерли». Смотря на этот шедевр мировой живописи, каждый человек невольно, но восхититься представшей картиной. 0238. 0140 0240
В придании говорится о том, что этот белокаменный храм был воздвигнут тоскующим по умершему сыну Андреем Боголюбским. Чтобы всегда помнить о нем, князь воздвиг необычайно красивый и величественный храм прямо на берегу реки. С тех самых пор церковь очаровывает каждого своим блеском. Восхищенный поистине прекрасным архитектурным творением, Сергей Васильевич не смог остаться в стороне и отобразил храм на своем полотне.
«Церковь Покрова на Нерли» представляет наблюдателю прекрасный храм, что притаился в устье могучей реки Нерль. На полотне отчетливо видно, что церковь представляет собой молчаливого сторожа, расположившись на небольшом возвышении холма. Храм обращает свою золотую голову в яркое, такое далекое голубое небо с белоснежными кучерявыми облаками, поражающими причудливыми формами. Проявляя все свое мастерство, отточенное многими годами практики, творец точно передает существующий архитектурный шедевр, передавая его отражение и в водной глади реки. Подобная филигранная точность и живость красок приковывают к себе взгляд, не позволяя оторваться от природных изваяний и каменного стражника. Яркие, но теплые оттенки невероятным образом рождают в наблюдателе ощущение спокойствия и эфемерного единства с изображенным на полотне месте.
На переднем плане картины изображены непосредственно храм, река Нерль и раскидистые деревья. Фасад высокого здания украшен декоративными арками. Купол храма и куполообразная крыша изображены в синих и слегка фиолетовых тонах. А под солнечными лучами, с легкой руки автора картины, они переливаются золотыми, розовыми, оранжевыми и красными бликами, представляя собой единую гармоничную смесь.
Изумрудная зелень, стелящаяся по земле, яркое солнце и его блики на куполах, передают атмосферу летнего жаркого дня. Чарующая синева реки так и манит окунуться в нее, ощутив прохладные капли по всему телу. Нечеткие очертания храма в неспокойной водной глади видны столь же отчетливо, сколь и плывущие по небу облака, словно отраженные в зеркале. Чуть дальше, у самого берега, покоится небольшого размера лодка, словно только что пришвартованная к земле. А еще, чуть внизу, подальше от лодки, видны молодая мама, гуляющая с ребенком. Они изображены почти на втором плане, но оттого представляют собой не менее важную деталь. Запечатленный малыш наклонился, внимательно рассматривая что-то у себя под ногами.
На заднем плане слева изображен ряд деревьев. И если некоторые из них показаны так, словно они главные защитники церкви, то некоторые растут на узкой полосе земли, отделяющей их от водного пространства. С правой стороны художник изобразил четыре темных силуэта, вышедших из церкви. Вероятнее всего, это прихожане, что зашли в храм исповедаться или помолиться, а теперь с очищенными душами направляются к себе домой.
Стоит лишь взглянуть на картину, как сразу в голове рождается понимание того, что художник вложил в нее всю свою душу. Тщательно отобранные оттенки, изображающие манящее далекое небо живое и реальное, словно фотография, сделанная на современную камеру. Бледно-розовые пушистые облака, величественный храм, представленный белокаменным защитником. Лирический пейзаж Сергея Васильевича Герасимова, словно литературное произведение в жанре элегии, рождает в душе ощущение умиротворения и спокойствия, будто все проблемы разом испарились. После такого полотна хочется в эту же минуту сорваться и уехать туда, на берег Нерли, чтобы вдоволь насладиться красивой церковью.
План сочинения-описания по картине Герасимова «На Нерли»:
- Вступление: история создания полотна;
- Основная часть: описание репродукции картины «На Нерли»;
- Заключение: мое впечатление о картине Герасимова.
Автор: Екатерина Грачёва
Главная>Сочинения по картинам
«Церковь Покрова на Нерли», Герасимов
Год написания: 1953
Размер: 32 × 68 см
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Быстрый переход:
Вариант 1 — Кратко
Вариант 2 — Подробно
Вариант 1 — Кратко
8 предложений/ 91 слово
На картине Сергея Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» мы видим прекрасный умиротворённый летний пейзаж. На переднем плане изображён зелёный берег реки, по которому гуляет мать с ребёнком, а чуть поодаль — небольшой белокаменный храм с золотым куполом.
Справа от церкви располагается несколько деревьев с густыми зелёными кронами. За ними мы можем различить силуэты четырёх прихожан. Слева на воде колышется пришвартованная к берегу лодка, на заднем плане картины желтеют поля и темнеют леса.
Над всей этой одухотворённой красотой раскинулось голубое небо. По нему медленно плывут белые облака. Настроение картины лёгкое и умиротворённое.
Вариант 2 — Подробно
14 предложений/ 199 слов
Картина «Церковь Покрова на Нерли», написанная художником Сергеем Герасимовым, — это удивительно богатое по многообразию своих красок полотно, на которой изображён не только прекрасный старинный собор, но и великолепный летний пейзаж. В результате вся природа выглядит удивительно яркой и одухотворённой.
На переднем плане мы видим зелёный берег реки Нерли, по которому неспешно прогуливается женщина с ребёнком, а уже чуть поодаль, на рукотворном холме стоит и сама церковь. Стены её построены из благородного белого камня, а крышу украшает золотой купол.
Слева от церкви на реке можно заметить пришвартованную к берегу чёрную лодку, а справа, там же на островке, разглядеть густые зелёные кроны деревьев. Контрастируя со светлым оттенком строения, они подчёркивают ослепительную белизну храма, удачно дополняя собой основную композицию.
Рядом с церковью расположено несколько низких жилых построек. Чуть поодаль мы также можем заметить силуэты четырёх прихожан. Эти люди движутся по берегу в обратном от храма направлении.
Над прекрасным пейзажем раскинулось чистое голубое небо с мирно плывущими по нему пушистыми белыми облаками, приобретающими у линии горизонта нежный розовый оттенок. Оно занимает большую часть композиции произведения.
Из-за обилия солнечного света пейзаж кажется необычайно живым. Вода в реке играет яркими бликами, трава и деревья дышат свежестью погожего летнего дня. Настроение картины радостное и умиротворённое.
см. также:
Все сочинения-описания картин
Краткая биография Сергея Герасимова
Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства.
Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.
Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
Вариант 2
Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое.
В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.
В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.и
Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета. С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина