- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах
Сочинение Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах
Илья Муромец – сильный, храбрый и мужественный богатырь, герой Киевской Руси, который с честью защищал своих людей и родину от врагов. Было доказано, что легендарный воин действительно жил во времена князя Владимира, который назначил его старшим из богатырей.
Родом из с. Карачарово (недалеко от г. Мурома). Единственный ребенок в семье. Его родители являлись простыми крестьянами. Говорят, что Илья до 33 лет не был таким могучим, а напротив, его считали обделенным физической силой.
Но в один день к ним пожаловали 3 старца. На тот момент мужчина был один в доме. Когда гости попросили воды, Илья настолько захотел их уважить, что опустив ноги, почувствовал силу и крепко стал на них. Он поднес старикам воду, но те сказали, чтобы он ее выпил. Послушав гостей, хозяин отпил немного и почувствовал невероятную силу.
Старцы предсказали, что благодаря своей силе он станет непобедимым для врагов. Но прежде он должен найти громадный камень и передвинуть его с места. Обнаружив выздоровевшего сына, отец и мать очень сильно обрадовались и благословили на защиту родины.
Он отправился на поиски валуна, а когда нашел, сдвинул и увидел отличные доспехи и оружие. В ту секунду к нему явился вороной конь, который стал его преданным помощником и другом. После того случая, Илья Муромец немедленно приступил к службе у князя в Киеве.
Внешне богатырь был хорошо сложен и высок (почти 2 м ростом). У него было лицо, выражавшее одновременно мужество и доброту. Имел пристальный строгий взгляд, черные выразительные брови, седую бороду и кудрявые русые волосы.
Благодаря тому, что герой долгие годы не мог покинуть свою постель, его характер окреп и стал выносливым и весьма терпеливым. Он безо всякого страха сражался за интересы и свободу своего народа. Поражая врагов отвагой и силой, каждый раз приносил Руси победу. Но никогда не любил превозносить себя и хвастаться.
Образ Ильи Муромца фигурирует не только во множестве былинах. Также героя изображают в различных картинах, фильмах и мультфильмах. Эти произведения дают возможность не только узнать о ратных подвигах знаменитого воина, но и перенестись в сознании на несколько веков назад.
2 вариант
Родился Илья вблизи города Мурома. Он единственный сын в крестьянской семье. От рождения Илье нездоровилось: он почти не двигался. Тридцать лет страдал Муромец от недуга.
В один из дней Илья остался дома один, к нему зашли три старца и попросили воды. Хозяину очень хотелось напоить путешественников, поэтому он через силу опустил свои ноги и пошёл. Поднёс чашу с водой, но те сказали, чтобы Илья сам выпил. Муромец послушался – и полностью избавился от недуга.
После этого чуда старцы направили Илью в Киев, чтобы он служил князю Владимиру. Родители, когда увидели исцелённого от болезней сына, были удивлены и очень рады. Они благословляют сына на служение Родине. Илья уважает своих родителей, поэтому перед походом в Киев воин низко кланяется родителям. Покидая свою обитель, богатырь знал, что по пути он найдёт огромный камень, под которым будут спрятаны доспехи. Чудом появился вороной конь возле избы, который будет верно служить Илье.
Илья Муромец — это витязь, подвиги которого воспеваются людьми несколько столетий подряд. Он бесстрашный, сильный мудрый богатырь, который достигает поставленной цели.
Болезнь только укрепила характер Ильи. Богатырь стал выносливым и неуязвимым. В былинах Муромец описан как отважный воин, который готов отдать жизнь за Родину. Мужественно бился с печенегами, половцами, хазарами. Рубил врага сильной рукой, как сорную траву выбрасывал. Воин свободно владел палицей в сорок пудов. Для описания силы Ильи постоянно в текстах былин использовались гиперболы.
Примером мужества и силы богатыря служит освобождение города Чернигова. Жителей спас витязь и от врагов, и от голодной смерти. За его геройство жители Чернигова предлагали золото и почести, но Илья от всего отказался. Смелость и находчивость показал Илья в битве с Соловьём-разбойником. Также богатырь показал свою доброту, ведь он не зарубил Соловья, а связал и доставил в столицу. Воин всегда готов помочь обиженному.
Добрый, сильный духом и телом. За отвагу князь Владимир назначил старшим среди всех богатырей. Служит витязь Родине бескорыстно. Несмотря на огромное количество побед, Илья никогда не хвастался. В былинах сказано о том, что Илья был христианином. Старость богатырь провёл в монастыре. Былины описывают Илью, как человека высокого роста, крепкого, с русыми волосами, черными густыми бровями и бородой с проседью.
Илья Муромец был для народа идеалом честности, бескорыстия, самоотверженного служения Родине.
7 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Материнское сердце Шукшина 11 класс
Наверное, больше любви не может быть ничего, но есть еще и любовь матери, которая помогает и в беде и в радости и в нужный момент она всегда поддержит и поможет. Именно об этом и написал Шукшин свое произведение «Материнское сердце».
- План рассказа Акула Толстого (3 класс)
У берега Африки стоял корабль. Под вечер погода испортилась, становилось очень жарко, как в пустыне.
- Интересные факты о Есенине
Сергей Александрович Есенин – русский поэт из крестьянской семьи, не превзойденный в таланте воспевать Россию, истинным сыном которой был. Родился в селе Константиново, писать начал тоже довольно рано – о том, что видел вокруг.
- Сочинения по литературе
В разделе вы найдете сочинения по литературе разных авторов
- Сочинение Облако в штанах Маяковского
Поэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить?
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Ильи Муромца в былинах
Жанр былины придуман народом и относится к фольклору. Фольклор – это устное народное творчество. Народ любил в древности тешиться придумыванием различных легенд, сказаний и в том числе былин. Былина – этот такая история, которая, возможно, произошла на самом деле.
В русском фольклоре огромное внимание уделяется такому персонажу, как Илья Муромец. Он является богатырем. Богатыри в русском народном творчестве – это невероятно сильные физически люди, которые защищали Русь от всех врагов. Они были в невероятной степени сильные, ловкие и мужественные. К таким богатырям относится и Илья Муромец.
Илья Муромец является сыном крестьян. Его мать зовется Евфросиньей Яковлевной, а отца Иваном Тимофеевичем.
Этому богатырю свойственны мужество, смелость, отвага, любовь к Родине, чувство долга. Также Илья Иванович верен своему слову и обладает невероятной силой. Легенды повествуют, что 33 года он был слаб и лежал на печи, больной в избе недалеко от города Муром. Только потом пришли к нему три мудрых старца и излечили Илью. Тогда он обрел богатырскую мощь. Исцелившие приказали отправляться Илье в Киев на службу к князю. С этого момента начались славные победы богатыря над разбойниками и врагами государства.
В былинах Илья Муромец описывается человеком, у которого мощное и крепкое телосложение, высокий (рост превышает 1.8 метра), русые волосы, черные брови, борода немного седая. Облачался Илья Муромец в шлем, кольчугу, а в качестве оружия имел палицы, копья и щиты. За отличную службу, высокие боевые навыки и дух, который невозможно сломать, князь сделал Илью самым главным богатырем из всех русских богатырей.
Илья Муромец совершал много подвигов. Уничтожительная и безоговорочная победа над Соловьем-разбойником, а также уничтожение Поганого Идола – это самые знаменитые и значимые подвиги этого героя. Всю жизнь, начиная с 33-ех лет, провел Илья, совершая подвиги, а когда стал стар, пошел в монастырь. Но прошло время, много сотен лет, а слава о подвигах великого, смелого, отважного, крепкого Ильи Муромца разносится по всему миру, как и раньше.
В образе Ильи Муромца сплетены воедино все смелые, бойцы, защищающие Киевскую Русь от врагов. Даже сейчас образ этого богатыря вызывает трепет и почтение и будет так, вероятнее всего, очень долгое время – может, тысячу лет. Слава мощным богатырям, как Илья Муромец!
Вариант 2
Самый известный былинный богатырь, конечно Илья Муромец. Известность его распространяется не только по нашей стране, но и за рубежом. Так в немецких поэмах тринадцатого века, существуют упоминания о могучем богатыре Илье русском.
Будет уместным сказать, что Илья Муромец совсем невыдуманный образ богатыря. Былины складывались вокруг действительно жившего тогда человека, останки которого хранятся в Киево-Печерской Лавре. И по канонам русской православной церкви теперь отмечается день его памяти первого января.
Главные черты и качества героя того времени, это храбрость, мужество, сила, любовь и верность своей родине, своей земле.
Остается открытым вопрос, почему именно в тридцать три года странствующие старцы исцелили Илью и дали ему почувствовать ту богатырскую силу, что дремала в нем все эти годы. Ведь в те времена продолжительность жизни была сильно коре, нежели сейчас, и в тридцать лет человек считался уже практически стариком.
Или, если учесть, что такие факты описывали жизнь реального человека, возможно в этой части почти нет былинного вымысла.
В доказательство этого предположения есть былинное описание внешности героя. Борода с проседью, черные брови (здесь можно предположить густые), русые кудри и могучий рост.
Все сказания об Илье Муромце начинаются с момента его выздоровления, поэтому описание его одежды сводится к ратным латам, кольчуге, шлему. И обязательно наличие при себе оружия – копья, палицы и щита.
Несокрушимым был и дух воина в Илье Муромце. Именно за это князь поставил его старшим над всеми богатырями.
В образ этого богатыря вплетены подвиги и многих других героев, славно защищавших свою землю от врагов.
А самые знаменитые подвиги мы можем прочесть в былинах. Например, в образе Соловья-разбойника слились все бандиты, что промышляли в те времена на дорогах, грабили, убивали. Идолище Поганое и Калин-царь олицетворяли внешних захватчиков земель русских, коих в то время было не мало.
И со всеми легко сражался богатырь.
Верой и правдой служил Илья Муромец своей родине, а по старости, ушел в монастырь, где и закончил дни свои благополучно.
Но слава о подвигах его гремит до сих пор.
Образ и характеристика Ильи Муромца в былинах
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина 6 класс
Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения Уроки французского.
- Образ и характеристика Спицына в повести Дубровский Пушкина
Антон Пафнутьич Спицын — персонаж второго плана известнейшего произведения Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»
- Сочинение по произведению Матренин двор Солженицына
В рассказе «Матренин двор», созданном Александром Исаевичем Солженицыным в 1959 году, показана нелегкая судьба самой обыкновенной русской женщины, трудолюбивой и отзывчивой, всегда готовой прийти на помощь другим людям
- Сочинение Как воспитать в себе качества достойные уважения
Быт достойными людьми хотят многие. Это служит причиной тому, что читатели вдохновляются отважными и благородными поступками персонажей из художественных произведений. Подобное восхищение вызывает офицер Жилин
- Образ и характеристика Вари в рассказе Разгром Фадеева сочинение
Одним из персонажей произведения является Варвара Морозова. Варя работала сестрой милосердия в походном лазарете партизанского отряда
Илья Муромец является одним из главных героев древнерусского народного эпоса и стоит на равной ноге с такими известными богатырями, как Добрыня Никитич и Алеша Попович.
По былине «Исцеление Ильи Муромца» становиться известно, что богатырь изначально был крестьянским сыном, вплоть до 33 лет не имевшим возможности двигаться, будучи прикованным к постели. Исцеляется же он при помощи волхвов. Придя к нему, они попросили принести им воды, на удивление, ему удается встать и исполнить их просьбу. Но, вместо того чтобы напиться, старцы предлагают испить воды Илье Муромцу. Сделав это в первый раз, он выздоравливает. Во второй, обретает невиданную силу. А в третий, эта сила уменьшается, принимая должный богатырю вид. Сразу после, старцы предложили ему пойти на службу к князю Владимиру, упомянув и неподъемный камень, под которым он смог найти доспехи, оружие и богатырского коня.
Что произошло дальше, нам становиться известно уже из былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», в которой удается узнать о том, как он, во время своего пути в Киев, встретился с вражьей силой несметной, близ Чернигова. Собирались злодеи захватить, и разграбить Чернигов. Но богатырь подъехал к ним и принялся их бить-избивать своей дубиной, защищая русскую землю от нападок врага, а людей от разорения. Помня слова волхвов, он отказывается от предложения стать воеводой Чернигова и идет дальше, не послушав предостережения людей об опасном Соловье-Разбойнике, немало людей умертвившем. Преодолев и свист соловьиный и крик звериный, и шипенье змеиное, Илья Муромец одолевает Соловья-Разбойника, ранив его в правый глаз, да правую руку и протащив его на коне до Киева. Там, выведя его на чистое поле, после погрома, по вине любопытного князя Владимира, Соловьем учиненного, Илья Муромец отрубает разбойнику голову, мстя тем самым за невинных людей им безвозвратно погубленных, за русскую землю им поруганную, за погром у князя устроенный, являя тем справедливый суд.
Илья Муромец являет собой храброго русского воина оберегающего православную землю от посягательства врагов и являясь вместе с тем символом мужества и доблести русского народа в борьбе с опустошительными набегами иноземцев.
2 вариант
Илью Муромца можно бесспорно назвать одним из главных персонажей древнерусского народного эпоса. Его можно сравнить с такими славными богатырями, как Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Прочитав былину «Исцеление Ильи Муромца», мы узнаем, что богатырь вырос в крестьянской семье. Он был прикован к постели 33 года. Волхвы помогли ему исцелиться. Они пришли и велели Илье принести им воды. Богатырь встал и исполнил их просьбу, удивив всех. Однако старцы просили воду не для себя. Герой выпил ее один раз и поборол свой недуг. Второй раз приобрел могучую силу. А после старцы отправили его служить князю Владимиру.
Дальнейшая судьба персонажа описывается в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Илья Муромец направился в Киев и на своем пути повстречал врагов, которые имели намерения присвоить себе Чернигов. Богатырь считал своим долгом защитить родные земли и стал уничтожать злодеев. Он помнил наставления волхвов и отказался от статуса воеводы Чернигова. Богатырь продолжил свой путь, но не принял всерьез рассказы о грозном Соловье-Разбойнике, который погубил много невинных душ.
Илье Муромцу удалось преодолеть свист соловьиный и крик звериный, и шипенье змеиное, тем самым одолев злодея, раня его в правый глаз и в правую руку. Далее потащил Соловья-Разбойника на коне до Киева. Приведя врага на поле после битвы, герой лишает его головы, таким образом, отомстив за погубленных и не в чем не виноватых душ, за землю родную, явив честнейший суд. Он считал этот своим долгом.
В «Три поездки Ильи Муромца» повествуется о схватке героя с разбойниками, о девушке, охотившейся за царскими особами и про то, как богатырь обнаружил клад. Решив на этом месте построить храм, окаменел. В русской православной церкви его провозгласили святым.
Имевший богатырскую силу, Илья Муромец не знал что такое страх. Любовь к родным краям приносила ему силы и веру в победу. И он имел образ идеального защитника, спасшего сотни жизней, не зря его так любили и возлагали на него великие надежды. В нем можно разглядеть ум, высокие моральные качества и самоотверженную преданность. У него было чувство собственного достоинства и он не поступился им даже перед князем.
Илья Муромец – храбрый русский воин, который до последнего оберегал православные земли от нашествия злоумышленников. Он символ мужества и храбрости для русских людей в противостоянии злостным иноземцам.
Картинка к сочинению Илья Муромец — защитник русских земель
Предыдущая
СочиненияГлавная мысль былины Садко
Следующая
СочиненияОбраз и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители
Примеры сочинений: Как важна родина для богатыряБогатыри – это герои русских народных былин. Они очень сильные, смелые, совершают подвиги и спасают родную землю от неприятелей.
Конечно, им дорога их собственная страна и родина. Если бы они не были патриотами, то они бы стали защитить свою родину.
Пример сочинения 1
Былина — это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание О богатырях И исторических событиях в Древней Руси IX XIII ИКОВ. Термин «былина» был введен И. Сахаровым, который позаимствовал его из выражения «Слова о полку Игореве»: «По былинам сего временя» (ранее подобные произведения называли «богатырскими сказками»).
Изображаемый в «богатырских сказках» мир — это Древняя Русь (Киев, Новгород, Муром, Галич, Чернигов, другие русские города), а основное содержание — рассказ о Героических подвигах русских богатырей в борьбе с врагами родной земли. Врагами Руси в былинах выступают южные кочевые племена, монголо-татарская орда. В былинах рассказывается о том, что происходило на самом деле, но реальные образы и картины неотделимы в них от художественного вымысла, где враги — фантастические существа. Соловей-разбойник сидит на семи дубах и «громким посвистом» губит все живое вокруг, а новгородский гусляр Садко получает за свою игру богатство от морского царя.
Все былинные богатыри олицетворяют свойства, черты, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Илья Муромец — «сильный-могучий богатырь» занимает особое место. Его подвиги приурочены к событиям Киевской Руси во времена княжения Владимира Красное Солнышко.
Илья Муромец главным делом своей жизни считает защиту родной земли. И дело свое он делает легко, играючи, потому что силой наделен необыкновенной: как возьмет в руки «саблю буевую», как начнет «по силушке погуливать», «повернется, делал улицы», «поворотится — часты площади». По пути во стольный Киев-град, куда Илья Муромец едет «заложиться за князя Володимира, послужить ему верою-правдою, постоять за веру христианскую», он один легко устраняет сразу три «помехи»:
…Первая помеха — очистил я Чернигов-град,
Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Смородину;
Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.
Былинный богатырь совершает эти подвиги во имя родной земли. При этом он выступает как обобщенный образ идеального героя, в котором воплощены и лучшие черты реальных лиц далекого прошлого. В его поступках, во всем его облике, а также в фантастическом преувеличении слышится отголосок реальных исторических событий.
Конечно, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — произведение искусства, которому присущи вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение.
Но главное и в этом произведении, и в других былинах об Илье Муромце («Илья Муромец и Калин-царь» и «Илья Муромец и Идолище») — высшая цель, во имя которой живет герой. А цель эта — мирный труд на родной земле, свободной от завоевателей и поработителей. Ведь в первую очередь Илья Муромец — простой крестьянин, которого отец в трудную для отечества минуту благословил «на дела добрые»: послужить князю «на почесть-хвалу».
Пример сочинения 2
Богатый русский фольклор представляет огромное количество замечательных героев. Их образы олицетворяют особенности жизни людей и исторические события прошедших эпох. Былины — жанр эпических песен про великих богатырей и их подвиги. Илья-Муромец и Соловей-разбойник — главные герои, характеристика которых показывает противоположность и борьбу добра и зла.
В былинах поётся, как боролись храбрые воины с иноземными захватчиками земли русской, как защищали они добро и наказывали зло. На их основе было создано немало произведений: стихов, спектаклей, кинофильмов, а также написаны читательские дневники, доклады.
Одним из самых ярких и значительных персонажей русского народного творчества является образ Ильи-Муромца, былинного богатыря. Его имя с детства, буквально с первого класса, хорошо знакомо всем россиянам. Именно он — самый великий русский богатырь, воплощение силы, мужества, патриотизма и справедливости.
Легендарный воин Илья — вовсе на вымысел, а реальный исторический персонаж. Поразительная судьба этого человека известна благодаря былинам. Разумеется, многое, из того, что в них описано и рассказано, просто сказки, которые передавались из уст в уста. Но в основу их легли истинные события того времени.
Характеристика богатыря приводится в исторических хрониках. Илья родился в небольшом селе недалеко от города Мурома в семье простых крестьян. По легендам он до 33 лет не мог ходить из-за болезни и не знал, какой крутой поворот произойдёт в его жизни. Чудесное исцеление позволило ему не только встать на ноги. Илья также обрёл богатырскую силу. Несмотря на долгую неподвижность, он имел сильный характер.
Мудрые старцы, которые помогли Илье избавиться от тяжкого недуга, велели ему отправляться в город Киев, к великому князю, чтобы посвятить себя служению родине. Они предсказали ему, что именно в этом состоит его предназначение.
Отец и мать были счастливы, что их единственный сын выздоровел, и благословили его в путь. По наказу старцев Илья отправился прежде на поиски валуна. Найдя его, он сумел сдвинуть глыбу. А там оказались спрятаны оружие и доспехи. Кроме этого, к нему прибежал вороной конь. Оседлав его и облачившись в доспехи, Илья приехал в стольный Киев-град и явился к князю. С тех пор он стал верой и правдой служить ему и защищать родную землю.
О внешности этого героя известно не очень много, можно лишь догадываться, как именно он мог выглядеть. Его портрет, если он когда-либо и был, не сохранился. Известно лишь словесная характеристика. Илья-Муромец описывается как высокий, стройный, отличного телосложения воин с русыми волосами, седой бородой и тёмными бровями. Он всегда носил кольчугу и шлем, а также имел при себе оружие — меч, копьё, палицу и щит. И при нём всегда был его верный вороной конь.
За время службы богатырь Илья совершил много великих подвигов. Везде и всюду он считал своим долгом служить добру и победить зло, наказывая несправедливость и защищая незаслуженно обиженных.
Илья-Муромец искренне, по велению сердца, служил отечеству. Среди главных подвигов можно отметить:
- Освобождение города Чернигова по пути к Киеву.
- Победа над татарами, изгнание их из Киева и пленение Калина-царя.
- Победа над обжорой Идолищем поганым в Царьграде.
- Победа над коварной царицей и освобождение сорока царевичей и царей.
Конечно, это далеко не всё, что сделал герой для родины. Помимо перечисленного, одним из главных его подвигов стала победа над Соловьём-разбойником, который не давал покоя города и округи, грабил и убивал их. Великий богатырь не мог позволить ему продолжать такое бесчинство. Получив сообщение, что вытворяет это чудовище, он вступил с ним в бой и победил. Но не убил его, а доставил к князю, предоставив тому решать судьбу этого душегуба.
Великий воин характеризуется как скромный и бескорыстный человек, несмотря на славу и народную любовь. Эти черты отличают его наряду с силой, добротой и мудростью. Даже захватив в плен Соловья-разбойника, он не стал убивать его, а привёз к князю, не пожелав вершить самосуд. Его не прельщают щедрые дары и подношения, которые предлагали ему жители Киева за то, что он надёжно защищал их.
Илья никогда и никому не похвалялся своими ратными подвигами. И не принял предложения князя о назначении его на высокую должность воеводы. Богатырь считает своим долгом охранять родную землю, и делает это вовсе не ради славы, богатства или почёта. Даже после того, как князь несправедливо наказал его и посадил в темницу, Илья продолжил честно служить ему и родине.
Соловей-разбойник
Этот образ в русских былинах об Илье-Муромце представлен как воплощение зла и бесчинства. Соловей-разбойник не позволял путникам двигаться по дороге, ведущей в Киев. Он никого не боялся и убивал каждого, кто хотел пройти в город, более 30 лет держа в страхе всю округу. Соловей-разбойник по легенде жил в гнезде, расположенном на двенадцати дубах и сверху прекрасно видел приближающихся путников. Как только они подходили близко, он применял своё страшное оружие — свист, который вызывал ужасную бурю и убивал людей, коней и всё живое вокруг. И никто не мог ничего сделать этому чудовищу.
Соловей-разбойник — образ собирательный. Проведя анализ изложенных в былине событий, можно сказать, что он олицетворяет собой иноземных захватчиков и лихих людей (разбойников, убийц и грабителей) той эпохи, которые ради наживы беспощадно убивали всех, кто попадался им. Он не знал жалости и сострадания, ему просто нравилось чувствовать себя непобедимым и не пускать в город никого.
В былинах он представлен сказочным персонажем. Даже не совсем понятно, кто это: человек или нет. Хотя в былинах говорится, что:
Соловей-разбойник имел семью: у него была жена и множество детей;
ездил верхом на коне;
пил и ел как люди;
разговаривал как человек.
Попав в плен, Соловей-разбойник продемонстрировал князю своё чудовищное умение. От его свиста пали замертво воины дружины, разлетелись в щепки деревья. Это было именно то, чего все так боялись.
Мифическая сила его свиста — сказочное преувеличение, созданное народной фантазией. Но тем не менее он в самом деле наводил ужас на горожан и путников. Его жестокость и коварство не знали границ, поэтому он никого не щадил и не пускал в Киев.
Добро против зла
Судя по тому, как сказано в былинах, Соловей-разбойник имел своё немалое хозяйство, в котором трудились не только его собственные дети, но и помощники. Похоже, что в его образе представлен враждебный киевскому князю Владимиру, которому служил воин Илья, удельный князь или главарь шайки жестоких разбойников. Им также мог быть представитель одного из враждебных народов — татар или половцев.
Зло, которое они сеяли вокруг, не давало жить простым людям. Разбойники имели большую силу, с которой не могли справиться воины дружины киевского князя. В сказаниях страшный свистун не боится никого, напротив, его боятся все. Такая ужасная слава нравится ему, он всеми силами старается её поддерживать.
В былинах об Илье-Муромце образ Соловья-разбойника символизирует не только жестокость и коварство, но также отношение людей к чужеземным завоевателям и разбойникам-душегубам. Никто не мог противостоять ему, боясь попасть в число его жертв. И только Илье, великому богатырю, удалось победить его и захватить в плен. Эти два образа — полная противоположность, борьба между ними предстаёт как противостояние добра и зла.
Пример сочинения 3
Анализ патриотической былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”
В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далекого прошлого. Былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника – богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.
Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живет на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. На разбойника – тем, что нападает на прохожих.
А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.
В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует. Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев. Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей.
Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло. Так,
Его жестокость и коварство не знали границ, поэтому он никого не щадил и не пускал в Киев.
Добро против зла
Судя по тому, как сказано в былинах, Соловей-разбойник имел своё немалое хозяйство, в котором трудились не только его собственные дети, но и помощники. Похоже, что в его образе представлен враждебный киевскому князю Владимиру, которому служил воин Илья, удельный князь или главарь шайки жестоких разбойников. Им также мог быть представитель одного из враждебных народов — татар или половцев.
Зло, которое они сеяли вокруг, не давало жить простым людям. Разбойники имели большую силу, с которой не могли справиться воины дружины киевского князя. В сказаниях страшный свистун не боится никого, напротив, его боятся все. Такая ужасная слава нравится ему, он всеми силами старается её поддерживать.
В былинах об Илье-Муромце образ Соловья-разбойника символизирует не только жестокость и коварство, но также отношение людей к чужеземным завоевателям и разбойникам-душегубам. Никто не мог противостоять ему, боясь попасть в число его жертв. И только Илье, великому богатырю, удалось победить его и захватить в плен. Эти два образа — полная противоположность, борьба между ними предстаёт как противостояние добра и зла.
Пример сочинения 3
Анализ патриотической былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”
В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далекого прошлого. Былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника – богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.
Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живет на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. На разбойника – тем, что нападает на прохожих.
А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.
В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует. Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев. Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей.
Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло. Так, с помощью преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и побеждающего его добра.
Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец – богатырь, благородный добрый молодец – одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло – точно так же, как и в сказке.
Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно – очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.
Русские богатыри – образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они все-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами.
В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу – чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила – это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.
Есть в былине еще один герой, кроме Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Это стольный князь Владимир. И показан он совсем не богатырем. В данной былине князь Владимир не совершает плохих поступков, хотя ведет себя как человек, не обладающий большим мужеством: ведь он испугался Соловья Разбойника.
В некоторых других былинах князь Владимир несправедливо поступает с Ильей Муромцем.
Мы уже знакомы с постоянными эпитетами в народной сказке. Напоминаю, что эпитет – это художественное определение, то есть определение, создающее образ, помогающий как-то особенно охарактеризовать предмет, о котором идет речь, сделать его ярким и неповторимым; а постоянный эпитет – это такое художественное определение, которое постоянно употребляется с определенным словом в любой народной сказке, например, добрый молодец или красна девица. Если в каком-нибудь произведении много постоянных эпитетов, то это знак для читателя – перед ним фольклорное произведение.
В некоторых былинах постоянные эпитеты встречаются еще чаще, чем в сказках.
Обращая внимание на эпитет старый, мы должны понимать, что речь идет не о богатыре пенсионере. Илья Муромец не был старым человеком в нашем понимании. Ему могло быть лет 30-40. Правда, в старину этот возраст считался весьма почтенным, так как продолжительность жизни была невелика.
В этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении “крепкий, сильный”. Образ Ильи Муромца – это центральный образ в русских былинах. Этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали.
Подвиги Ильи Муромца всегда связаны со служением народу, его образ изображен как защитник родной земли.
Поскольку былины не записывались, а передавались устно, есть много вариантов одной былины. Один из вариантов в нашей былине “Илья Муромец и Соловей Разбойник” вместо последних четырех строк содержит другие две:
А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век повеку!
Почему так заканчивается былина? В самом ли деле Соловью поют славу или просто над ним смеются? Конечно, не поют славу побежденному Соловью.
Такой прием создания художественного образа, когда слова употребляются не в прямом смысле, а в переносном, чтобы посмеяться над кем-нибудь, называется иронией. Этот прием часто встречается в былинах.
Язык фольклорных произведений и художественной литературы очень отличается от обычного языка, обыденной речи. Одно из главных отличий – употребление в художественной речи специальных приемов, которые делают ее более яркой, выразительной, образной. Эпитет, гипербола – все это приемы создания образной речи. Такие приемы называются тропами.
Слова-тропы отличаются от всех других слов тем, что употребляются в переносном, а не в прямом значении. Над Соловьем Разбойником смеются, а написано, что ему поют славу! Это “тропы”, что значит – эпитет, гипербола, ирония, а также олицетворение или сравнение, которые тоже относятся к тропам.
Илья Муромец — великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ярко раскрываются многие качества «удалого добра молодца» как народного героя.
Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь только узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей-разбойник Одихмантьев сын:
И от его ли то от посвиста соловье го,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все Лазаревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, —
А что есть людей — то все мертвы лежат.
Однако Илья Муромец — «старый казак», он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья-разбойника, «ему выбил право око со косицею». Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей-разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив «ествушку сахарную», «питьецо медвяное» и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника «во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор». Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако, когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
Аи же мужичище-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей-разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а «старый-от казак да Илья Муромец», оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно и погиб Соловей-разбойник — в назидание и на страх всем врагам русской земли.