3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н.Ф. Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, 42 предложение – это сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. На союзное слово «что» падает логическое ударение: автору важно подчеркнуть, что девочка с первого взгляда привлекала внимание сказочника Эгля. Перед третьей частью сложного предложения ставится двоеточие, так как А. Грин поясняет, какое сильное впечатление произвела на героя Ассоль своим «невольным ожиданием прекрасного». Благодаря этому читатель понимает, что главная героиня – очень необычный человек с богатым внутренним миром.
Кроме того, в середине 63 предложения стоит многоточие, что тоже немаловажно для характеристики литературного персонажа. Ассоль делает паузу, не сразу решаясь произнести вслух заветное слово «корабль». Благодаря этому знаку препинания мы видим, что девочка очень доверчива и даже немного наивна, но её искренняя вера в мечту трогает сердце читателя.
Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 42: «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложениях 5-8 автор говорит о том, какое сильное восхищение испытывает его героиня, наблюдая за игрушкой. Это было «белое судёнышко» с яркими алыми парусами, и девочке кажется, что она держит в руках огонь. Ассоль – необыкновенный человек, потому что в самой простой вещи она может увидеть нечто прекрасное.
Во-вторых, в предложении 62 говорится о том, что «серьёзные глаза» Ассоль «просияли доверием», когда она услышала предсказание Эгля. Девочка искренне верит каждому слову волшебника, потому что она действительно мечтает о таком будущем. Герой дарит Ассоль надежду, и она по-настоящему благодарна этому человеку.
Итак, Ассоль с детства верила в свою «блаженную судьбу», и это помогло ей стать счастливой. Тот, кто до самого конца следует за своей мечтой, обязательно будет вознаграждён.
9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?
Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.
Так, в предложениях 61-67 говорится о том, что у девочки Ассоль появилась мечта о корабле с алыми парусами. Она поверила предсказанию волшебника Эгля, и «её серьёзные глаза просияли доверием». Теперь она будет ждать храброго и красивого принца, потому что в её душе зародилась надежда на прекрасное будущее.
Во многих произведениях художественной литературы надежда становится главным источником жизни и вдохновения для героев. Например, героиня романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова отправляется к самой императрице, чтобы защитить любимого человека. Это очень смелый поступок, на который девушка решилась потому, что у неё осталась слабая надежда на благополучный исход.
Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.
Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1) по тексту варианта 1 из сборника И.П.Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36). Новая демоверсия 2015», образец самого сочинения и шаблон для тренировки.
Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».
ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Раскрываем смысл высказывания своими словами.
«Высказывание, взятое из Большого справочника русской грамматики, я понимаю так: междометия — это специальные слова, которые используются для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности. Докажем справедливость данного высказывания на примерах, взятых из текста Олеши Ю.К.» (35 слов)
Обратите внимание:
1. при раскрытии смысла высказывания важно не повторять слова из самого высказывания. Так, в предложенном вступлении вместо словосочетания «эмоциональные сигналы» употреблено словосочетание «специальные слова«, вместо «выражающие реакцию говорящего на ситуацию» — «которые используются для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности«;
2. выражение «высказывание … я понимаю» так можно заменить другими, например: «высказывание … означает следующее» или «высказывание … можно истолковать так» и т.п.;
3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).
ШАГ 2. Формулируем АРГУМЕНТЫ. Нужно не только найти предложение с междометием, но и указать его функцию. Предложение переписывать не обязательно, достаточно указать его номер.
Аргумент 1
Обратимся к предложению 41. В нём писатель использует междометие «ну». В данном контексте оно помогает герою — Пушкину — выразить свою реакцию на молчание друга — нетерпение. (23 слова)
Аргумент 2
Теперь рассмотрим предложение 47, которое начинается с междометия «ах». Оно сигнализирует о том, что Вильгельм искренне восхищён талантом друга. (18 слов)
Обратите внимание:
1. нужно найти предложение с междометием, указать его номер или процитировать;
2. необходимо при этом назвать функцию междометия;
3. каждый пример начинаем с красной строки;
4. начать примеры можно словами обратимся или рассмотрим.
ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.
Таким образом, нет никакого сомнения в том, что «междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию». (17 слов)
Обратите внимание:
1. вывод можно начать с вводных слов «таким образом«, «итак» или «следовательно«;
2. если во вступлении вы не цитировали высказывание, то это можно сделать в заключительной части.
Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца!
Всего в сочинении — 93 слова (норма — не менее 70 слов)
А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный ШАБЛОН:
Высказывание, взятое из__________________________________________________________________ я понимаю так: междометия – это __________________________________, которые служат для ________________________________________ и для ____________________________________________________________________. Докажем справедливость данного высказывания на примерах, ____________________________________________________________________.
Обратимся к предложению _______. В нём писатель использует междометие _____. В данном контексте оно помогает герою — _______________ — выразить ___________________________________________.
Теперь рассмотрим предложение _______, которое начинается с междометия ______. Оно сигнализирует о том, что _______________________
___________________________________________________________________.
Таким образом, нет никакого сомнения в том, что ___________________________________________________________ (цитата).
Источник: сайт учителя русского языка и литературы Крюковой М.А.
Суязова И.А., учитель ВКК
МКОУ «Каменская СОШ № 1сУИОП»
Каменского района Воронежской области
Погружение в исходный текст…
Пишем сочинение 9.3. по варианту 1 (ОГЭ, И.П.Цыбулько):
фрагмент повести А.И.Куприна «На переломе. (Кадеты)»
(практикум)
Ход урока
I. Работа над критерием 1: толкование слова
1. Приём «На подступах к сочинению»
-
Давайте прочитаем первую часть задания 9.3.
9.3. Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасно малодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
-
Что такое нравственный выбор? (это выбор в ситуации, когда человеку приходится принимать трудные для себя решения во благо другой личности в соответствии со своими взглядами и убеждениями)
-
Запишите это утверждение в свои блокноты.
-
Можно ли использовать для обозначения нравственного выбора математические знаки? Какие?
-
Скажите, а если человек не умеет или не может принять правильное решение, сделать правильный выбор в той или иной ситуации, то какие качества характера проявляются в тот момент.
-
Заполните таблицу, условно названную «Плюс-минус»: какие качества человека проявляются при правильном выборе? При неправильном?
Проявление качеств характера при нравственном выборе |
|
Плюс: правильное решение |
Минус: неправильное решение |
гуманность (человеколюбие), совесть, честь, товарищество, сильный волей смелость, забота |
эгоизм, высокомерие, бесчестие, замкнутость, безволие (малодушие), трусость, равнодушие |
-
Прочитайте вторую часть задания.
-
От какого словосочетания образовано слово «малодушие»?
-
Выделите в данном слове корни. Что они означают?
-
Расшифруйте значение словосочетание «малая душа».
-
Чем же опасно малодушие?
-
Связано ли оно с теми словами, которые мы записали во втором столбике, обозначив минусом?
-
Какой вред малодушие несёт человеку и людям, его окружающим?
ВРЕД при малодушии
СЕБЕ ЛЮДЯМ
человек теряет своё лицо: окружающие страдают:
-
проявляет эгоизм, трусость, испытывают разочарование,
-
теряет честь, испытывают душевную боль от предательства,
-
мучает совесть
-
Составьте «Облако мыслей», записав синонимы к слову «малодушие». Добавьте примеры из литературы, высказывания выдающихся людей, чтобы этот материал можно было использовать при написании сочинения.
«Облако мыслей»
Грушницкий, герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (трусость, мелкая зависть и непроизвольная агрессия) |
Малодушие — нехватка духа в душе. (Александр Круглов) |
Швабрин, герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (предал Родину, боясь за свою жизнь)
|
слабость характера |
безволие |
трусость |
МАЛОДУШИЕ Берегись малодушия — это ржавчина духа. (Вильгельм Фишер) |
МАЛОДУШИЕ
|
Трусость отнимает разум (Ф. Энгельс) |
слабоволие |
недостаток мужества, твёрдости духа, веры и решительности |
подверженность чужому влиянию, страх перед общественным мнением |
Азамат (брат Бэлы), герой романа М.Ю.Лермонтова (имел слабость — хотел владеть прекрасной лошадью. И не устоял – продал сестру) |
Дима Сомов, герой повести В.Железникова «Чучело» |
Евгений Онегин, герой романа А.С.Пушкина (побоялся общественного мнения) |
2. Работа в тетрадях
-
Запишите ответ на вопрос: влияет ли малодушие на нравственный выбор?
Вывод (записывается в тетради):
Малодушие – это «малая душа», «душа зайца», слабоволие, неспособность человека бороться с мнимыми страхами, подверженность чужому, чаще плохому мнению. Малодушный человек в трудных ситуациях и конфликтах принимает сторону большинства и не способен поступать по совести. Если человек малодушен, то он легко может предать, опасаясь за свою жизнь, совершить подлый поступок. В этом и кроется опасность малодушия.
II. «Дорожка к пониманию фрагмента текста «На переломе. (Кадеты)»
-
Внимательно прочитайте текст А.И.Куприна
(1)— Эй, как тебя!.. (2)Новичок… как твоя фамилия? (3) Буланин вздрогнул и поднял глаза. (4) Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом. (5)Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на курточке Буланина. (6)— Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, — сказал он, трогая одну из них пальцем. (7)— О, это такие пуговицы… — суетливо обрадовался Буланин. — (8)Их ни за что оторвать нельзя. (9)Вот попробуй-ка! (10)Старичок захватил между своими двумя грязными пальцами пуговицу и начал вертеть ее. (11)Но пуговица не поддавалась. (12)Воспитанник оставил пуговицу, поглядел на свои пальцы, где от нажима острых краев остались синие рубцы. (13)Скоро вокруг Буланина, в углу между печкой и дверью, образовалась довольно густая толпа. (14)Тотчас же установилась очередь. (15)«Чур, я за Базуткой!» — крикнул чей-то голос, и тотчас же остальные загалдели: «А я за Миллером! (16)А я за Утконосом! (17)А я за тобой!» — и покамест один вертел пуговицу, другие уже протягивали руки и даже пощелкивали от нетерпения пальцами. (18)Но пуговица держалась по-прежнему крепко. (19) — Позовите Грузова! — сказал кто-то из толпы. (20) Тотчас же другие закричали: «Грузов! (21)Грузов!» (22)Пришел Грузов, малый лет пятнадцати, с желтым, испитым, арестантским лицом, сидевший в первых двух классах уже четыре года, — один из первых силачей возраста. (23)Ему объяснили, зачем его звали. (24)Он самоуверенно взялся за пуговицу и стал ее с ожесточением крутить. (25)Однако, несмотря на то, что он прилагал все большие и большие усилия, пуговица продолжала упорно держаться на своем месте. (26)Тогда, из боязни уронить свой авторитет перед «малышами», весь красный от натуги, он уперся одной рукой в грудь Буланина, а другой изо всех сил рванул пуговицу к себе. (27)Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол. (28)На этот раз никто не рассмеялся. (29)Может быть, у каждого мелькнула в это мгновение мысль, что и он когда-то был новичком, в такой же курточке, сшитой дома любимыми руками. (30)Буланин поднялся на ноги. (31)Как он ни старался удержаться, слезы все-таки же покатились из его глаз, и он, закрыв лицо руками, прижался к печке. (32)— Эх ты, рева-корова! — произнес Грузов презрительно, стукнул новичка ладонью по затылку, бросил ему пуговицу в лицо и ушел своей разгильдяйской походкой. (33)Ночью, когда шум совершенно прекратился, когда отовсюду послышалось глубокое дыхание спящих, прерываемое изредка сонным бредом, Буланину сделалось невыразимо тяжело. (34)Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнила сердце Буланина. (35)Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел, несмотря на темноту. (36)«Бедная мама! (37) Как старательно пришивала она эти пуговицы, откусывая концы нитки зубами. (38)С какою гордостью во время примерки любовалась она этой курточкой, обдергивая ее со всех сторон…» (39)Буланин почувствовал, что он совершил сегодня утром против нее нехороший, низкий и трусливый поступок, когда предлагал старичкам оторвать пуговицу. (40)Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями… (41)Но и во сне Буланин долго еще вздыхал прерывисто и глубоко, как вздыхают после слез очень маленькие дети. (По А.И.Куприну*) * Куприн Александр Иванович (1870-1938) – известный русский писатель, переводчик |
-
Погружаемся в текст:
— Как этот фрагмент связан со словом «малодушие»?
— Попробуйте дать название этому фрагменту повести, чтобы в нём отразилась тема и идея текста
ТЕМА |
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ |
«Новичок» «Первый день в гимназии» |
«Раскаяние» «Последствия первой встречи» «Трусливый поступок» «Малодушие» |
— Зависит ли нравственный выбор от малодушия?
— Найдите в тексте описание противоположных групп. Зачитайте (приём «Отвечает текст!»).
— Нарисуйте в центре тетрадного листа прямоугольник, поместите внутри него героев.
Буланин старичок довольно густая толпа Грузов |
— Почему вы героев разместили в разных углах прямоугольника?
— Как называется приём, который лежит в основе вашего распределения? (противопоставление, контраст)
— С какими персонажами эпизода связано слово «малодушие»? Аргументируйте свою точку зрения.
ПРОЯВЛЕНИЕ МАЛОДУШИЯ |
|
БАЛАНИН |
ГРУЗОВ |
предаёт маму, её любовь, заботу (предложение 39) |
боится «уронить свой авторитет перед ”малышами”» (предложение 26) |
— Давайте обобщим сказанное: чем же опасно малодушие и как оно связано с нравственным выбором? (Проявление малодушия напрямую связано с нравственным выбором. В основе любого нравственного выбора (между добром и злом, совестью и бесчестием, трусостью и мужеством) всегда лежит малодушие. Этим оно и опасно: все плохие поступки совершаются из-за малодушия)
3. «Резюмируем сделанное…»
-
Напишите сочинение, используя в качестве второго аргумента материал из «Облака мыслей».
III. Домашнее задание.
-
Составьте «Облако мыслей» к словосочетанию «Драгоценные книги», ответьте на вопрос «Как книги влияют на человека?»
-
Прочитайте рассказ Майка Гелприна «Свеча горела».
-
В «Облако мыслей» впишите несколько высказываний писателей об отношении к книге.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм работы над сочинением 9.3.
Шаг 1: работа над вопросом – темой сочинения (критерий 1 – 2 балла)
1. Ответьте на вопрос 1.
2. Прочитайте вопрос 2 и найди точки соприкосновения между первым и вторым вопросами. При необходимости составьте «облако мыслей»
3. Сформулируйте ответ (тезис) на комбинированный вопрос и запишите его в тетрадь (абзац 1).
Шаг 2: работа над аргументацией (критерий 2 – 3 балла)
1. Внимательно перечитайте текст.
2. Найдите предложения (фрагменты текста), подтверждающие тезис.
3. Работая на черновике, прокомментируйте их, используя частичное цитирование или указывая номера предложений (номер предложения).
4. Оформите свою работу в тетради (абзац 2)
5. Вспомните жизненный опыт, связанный с темой сочинения, или обратитесь к литературным примерам (абзац 3)
Шаг 3: работа над заключением
1. Перечитайте сочинение, проверьте, логично ли вы выстроили своё сочинение.
2. Напишите вывод, который должен обобщить все мысли, высказанные выше..
Сочинения учеников.
1
Малодушие напрямую зависит от нравственного выбора. Малодушный человек способен на подлость, предательство, бесчестные поступки. Этим и опасно малодушие. Чтобы доказать данную мысль, приведу два аргумента.
Во-первых, в тексте А.И.Куприна малодушие проявляют сразу два героя – Грузов и Буланин. Малодушие Грузова проявляется в том, что он «боялся уронить свой авторитет перед «малышами». (26). А Буланин предает маму, её любовь, труд, ласку и заботу, позволив оторвать пуговицу (39). В малодушии и кроется опасность для окружающих и самого человека
Во-вторых, вспомним роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Герой не отказывается от дуэли с Ленским, потому что боится общественного мнения. Так, малодушие повлекло смерть друга.
Таким образом, я доказала, что малодушие – неспособность человека бороться с мнимыми страхами, его подверженность чужому мнению. Оно опасно, так как порождает страх, подлость, чёрствость. (Лабинская Ирина, 9 «Б» класс)
2
Нравственный выбор – это решение, которое человек принимает в какой-либо ситуации в соответствии со своими взглядами и принципами. В основе одного из этих решений может лежать малодушие. Если человек малодушен, то это может стать проблемой как для него, так и для других. Чтобы подтвердить данную мысль, обратимся к предложенному тексту и жизненному опыту.
Во-первых, в своём тексте А.И.Куприн проиллюстрировал сразу несколько примеров малодушия. Для начала самым очевидным малодушным поступком можно считать обрывание Грузовым пуговицы от курточки Буланина. Это было сделано далеко не из добрых побуждений, а лишь для того, чтобы не потерять свой авторитет. И в предложении 26 это наглядно показано. Следующий пример малодушия демонстрирует уже Буланин. Он был новеньким, и ему нужно было как-то попытаться влиться в компанию, вот только выбран для этого далеко не лучший способ. В конечном счёте получилось так, что предал свою маму, проявил к ней неуважение, но понял он это слишком поздно. Об этом автор рассказывает в предложении 39. Малодушие, проявленное Буланиным, заставило его страдать.
Во-вторых, примеры малодушия можно найти и в реальной жизни, а не только на страницах книг. Сильно выраженным примером малодушия можно считать переход некоторых бойцов во время Великой Отечественной войны на сторону захватчиков. Вспомним армию Власова. Одни переходили на вражескую сторону, считая, что оказались на стороне победителей, другие – из-за страха смерти. И это малодушие умертвляло их души, калечило судьбы.
Таким образом, мы доказали, что малодушие является крайне опасной чертой характера, ведь никогда не знаешь, на что способен малодушный человек и стоит ли ему доверять. Этим оно и страшно! (Краснобородько Оксана, 9 «А» класс)
3
Нравственный выбор – это личный выбор человека в ситуации, когда ему приходится принимать важное для него решение. Малодушие опасно тем, что человек, совершающий трусливые поступки, при нравственном выборе проявляет эгоизм, лишаясь чести и совести. Чтобы доказать данную мысль, обращусь к тексту А.И.Куприна и жизненному опыту.
Во-первых, в своём произведении автор рассказывает о мальчике Буланине, попавшем в ситуацию, где от него требовался нравственный выбор: когда «старичок» увидел у него на курточке «ловкие» пуговицы, Буланин сам предложил попробовать оторвать одну из них, тем самым он совершил «нехороший, низкий и трусливый поступок», предав свою маму. Вот к чему может привести малодушие.
Во-вторых, я хочу обратиться к роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». На примере дуэли Ленского и Онегина автор показывает, что такое малодушие и чем оно страшно. Евгений, боясь общественных сплетен и пересудов, не едет с объяснением к Ленскому, ведь общественная мораль говорит, что отказываться от дуэли позорно. Так, Онегин проявляет малодушие, нежелание противостоять общественному мнению. А из-за его слабости гибнет на дуэли Ленский, и мы лишний раз убеждаемся, насколько опасно малодушие.
Подводя итог вышесказанному, мне хочется сказать, что малодушный человек, когда перед ним встаёт нравственный выбор, не способен поступить по совести и чести, принимая сторону большинства. Если человек малодушен, то он может легко предать, опасаясь за свою жизнь, совершить подлый поступок. В этом и кроется опасность малодушия.
(Свистунов Никита, 9 «А» класс)
4
Нравственный выбор — это выбор в ситуации, когда человек принимает трудные для себя решения, основываясь на своих внутренних ощущениях. Если при нравственном выборе человек проявляет малодушие, то он рискует потерять свою честь, потерять способность бороться с личными страхами и быть подвергнутым чужому мнению. В этом и заключается опасность малодушия. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту А.И.Куприна и к жизненному опыту.
Во-первых, в тексте автор рассказывает о проявлении малодушия Буланина, одного из героев произведения. Малодушие проявилось в предательстве мамы, которая старательно пришивала злосчастные пуговицы, откусывая концы нитки зубами (37). Мальчик был в классе новичком, ему хотелось подружиться с ребятами, поэтому он устроил так называемое состязание по отрыванию пуговицы. В данной ситуации он поступил неосознанно, таким способом он нашёл выход из сложившегося неловкого положения. Герой проявил малодушие, которое заставило его страдать (39).
Во-вторых, обратимся к читательским наблюдениям. В романе в стихах А.С.Пушкина «Капитанская дочка» малодушие проявляет Швабрин. Он предаёт Родину, боясь за свою жизнь, переходит на сторону врага в то время, когда его соотечественники погибают от рук врага. Этим и опасно малодушие: оно позволяет совершить подлый поступок.
Таким образом, мы доказали, что малодушие опасно тем, что слабохарактерный и трусливый человек способен на предательство. (Ищенко Софья, 9 А класс)
5
Нравственный выбор – это выбор в трудной ситуации, основанный на взглядах, устоях и принципах человека. Безнравственный выбор подразумевает под собой проявление такого человеческого качества, как малодушие. Если человек малодушен, то он при нравственном выборе может потерять честь и достоинство, предать свою родину, товарищей, близких.
В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса о том, что нравственный выбор – это выбор в трудной ситуации, основанный на взглядах и устоях человека, проанализируем предложенный текст А.И Куприна. Возьмём предложение 26, в котором говорится о том, как Грузов, не желая уронить свой авторитет перед одноклассниками, совершил безнравственный поступок. Он поступил так, не имея своих принципов, считаясь только с общественным мнением.
В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что проявление малодушия грозит потерей чести и достоинства, мне хотелось бы привести пример из романа «Капитанская дочка». Швабрин, герой произведения, поступил малодушно, предав свою Родину. Этот поступок характеризует его как человека бесчестного, недостойного уважения в обществе.
Думаю, мы убедились, что нравственный выбор напрямую связан с проявлением малодушия. Бесчестный, малодушный человек не может совершить правильный нравственный выбор. (Власова Алёна, 9 «А» класс)
5
Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения 9.1 (на лингвистическую тему)
I.
Вступление
- Прочитав предложенный текст, я
убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (или филолога, писателя, философа) (имя, фамилия
автора), который писал: «…» (выпишите цитату из задания). - Известный лингвист ( или филолог,
писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (или пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания). - Прав был лингвист
(учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший,
что «…» (вводится цитата). - Трудно (нельзя) не согласиться с
мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога,
писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата). - Я (полностью) согласен с…
- Не могу не согласиться с…
- Я разделяю точку зрения…
- Я поддерживаю мнение…
Используйте
- глаголы:
(Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что…; - вводные слова:
по мнению…, по словам…
II. Основная часть
Переход к
рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых
клише:
- Попробуем разобраться в смысле этих
слов… - Я согласен с этим высказыванием…
- Как можно понять это высказывание?
- Попробуем объяснить данное
утверждение… - Это высказывание я понимаю так: …
- Что имел в виду писатель (учёный)?
- О чём же заставляет задуматься автор
данного высказывания? - Как понять смысл этих слов?
- Мне предстоит поразмышлять над этими
словами. - Задумаемся: что стоит за этими
словами? - Попробуем разобраться в смысле этого
высказывания. - Смысл этих слов (высказывания) я
понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2
предложения). - Высказывание лингвиста (имя,
фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям… - Мне кажется, что здесь речь идёт
о… - Я считаю, что…
- Я понимаю эти строки так: …
- Я думаю, что…
- Речь идёт о том, что…
Введение примеров
- Попробую доказать справедливость
своего суждения… - Моё рассуждение легко подтвердить
примерами из текста (имя, фамилия автора). - Чтобы подтвердить сказанное,
обратимся к предложению … текста. - Проиллюстрировать это языковое
явление можно на примере предложения… текста. - Пример этого языкового явления можно
найти в предложении… - Справедливость этого вывода можно
доказать на примере предложения … - В подтверждение приведу пример из
предложения … текста. - Рассмотрим предложение …
- Подтвердить данный аргумент можно
примером из предложения … текста. - Предложение … подтверждает мысль о
том, что…
Используйте
для введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…
Во-первых, автор пишет
в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая;
далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения
… — … также доказывают, что…
III. Заключение.
- Таким образом, предложенное для
анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя,
фамилия автора) справедливо. - Можно сделать вывод о том, что прав
лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что… - Следовательно, утверждение
лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Примеры сочинения 9.1, 9.2, 9.3 по темам ОГЭ-2022. ФИПИ |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||
|
Варианты сочинений на ГИА от И.П.Цыбулько
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Д.С. Лихачёва.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 1
Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке, потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласуется данное повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
С первого взгляда – никак! Однако при более глубоком размышлении, представив себя на месте несчастного животного, не понимающего человеческой речи, но чувствующего на уровне природного инстинкта угрозу или доброту, я смог сформулировать появившиеся мысли.
Из уст бабульки с «неожиданно звучным голосом» мы с Мариной узнаем, что «щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три месяца тому назад потеряло единственного в своей жизни хозяина (Иван Матвеевич умер) . Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное животное, да хоть той же бабульке. А вот «молодая женщина», впервые увидевшая маленькую собачку, тут же ее покормила «докторской» колбасой, оставшееся после обеда. Более того, приобрела в ветеринарном
магазине «шампунь, расческу, витамины, лекарства и другие мелочи». Привела Жульку к себе в дом со словами: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся». И хотя от первого прикосновения новой хозяйки собачка вздрогнула, почему-то есть полная уверенность в том, что им вдвоем будет очень хорошо! Ведь не случайно Марина этой ночью спала особенно чутко, «прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре». А Жульке наконец возможно снились, «просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.
Комментарии к сочинению
Отсутствие комментария и речевое оформление «преамбулы» к последующему рассуждению свидетельствуют о том, что учащийся не смог проникнуть в смысл высказывания Д.С. Лихачёва. Рассуждения экзаменуемого не могут квалифицироваться как иллюстрация исходного тезиса. Аргументы отсутствуют. Рассуждения учащегося не содержат комментариев речи персонажей текста.
Сочинение 2
Не секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о характере человека. Когда человек приводит бездомную собаку к себе домой и говорит, «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся», по таким словам можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент одинокая женщина обрела себе друга, о котором будет заботиться, кормить, ухаживать, разделять с питомцем все радости и невзгоды.
По словам пожилой женщины, обращенным к молодой незнакомке «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице», можно судить о том, что бабульке было жаль оставшуюся без хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понимала, что привыкшая к домашней жизни собачка не сможет выжить на улице, и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному существу обрести нового хозяина.
Комментарии к сочинению
Учащийся прокомментировал слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Но приведен только один аргумент. Во втором абзаце сочинения комментарий фразы из текста: «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице» не соответствует процитированному фрагменту.
Сочинение 3
Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит», – утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительно, в речи
отражается душа человека, все его мысли и чувства.
Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности друг к другу человека и собаки. Эта женщина смогла подобрать именно те слова, идущие из глубины ее доброго сердца, которые растревожили привычный мир Марины и заставили ее совершить человечный поступок.
Этого бы не случилось, если бы бабушка осталась безразличной к затруднению Марины и не обратилась к незнакомой девушке с готовностью ей помочь. Добросердечие бабушки проявляется в ласковом обращении к Марине: «Доченька». Мне становится понятно, что она готова отнестись к девушке по-матерински.
Бабушка не может остаться равнодушной и к судьбе собачонки, оставшейся без хозяина. И в коротком рассказе о взаимоотношениях хозяина и собачки она сумела выделить главную особенность отношения Ивана Матвеевича к своей питомице – восприятие спасенного щенка как существа, нуждающегося в заботе и ласке не меньше, чем человек: «как младенца, из бутылочки выкормил». И сама бабушка говорит о
собачке как о существе, нуждающемся в заботе: чаще называет ее не привычной для маленьких собачонок кличкой: «Жулька», а ласково и уважительно: «Жуля».
Автор дает возможность высказаться персонажу всего в двух репликах, но и этого достаточно, чтобы в глазах читателя «бабулька» стала сердечной пожилой женщиной, которая высоко ценит способность любить и быть преданным, внимательно и уважительно относится и к людям, и к животным.
И о другом персонаже, проявившем участие к судьбе собачки, мы получаем представление и по поступкам, и по речи. Марина разговаривает с собачкой, как с человеком, обращается к ней, как к много пережившему собеседнику, задает ей
вопросы, рассказывает о себе.
Да, очень важно уметь прислушиваться и к тому, что говорит собеседник, и к тому, как он говорит, ведь речь человека – это зеркало, в котором отражается его внутренний мир.
Комментарии к сочинению
Трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Роль речевой характеристики в понимании характера персонажей текста доказана верно с двумя отобранными для иллюстрации примерами.
Сочинение 4
Как говорит человек? Что понимать под вопросом «как»? Что можно сказать о человеке по его речи?
В тексте говорят двое: бабулька, каких можно встретить в наших дворах и молодая женщина. Речь старушки простая, но наполнена жалостью: «Плохо стало без Ивана Матвеича … Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого». Речь женщины короткая: «Вот колбаса, вот булочка. Ешь. Ты любишь сдобные булочки?» Они по-разному говорят, по-разному думают, но очень схожи в сострадании к обездоленной собачке.
Тут слышится голос еще одного человека. Это автор этого рассказа. С какой болью он описывает собачку: «Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами». И с какой радостной надеждой описывает ее, уже обретшую свой дом: «Что ей снилось? … просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога».
Итак, мы услышали трех людей: простую старушку, образованную женщину и писателя. Что в их речи раскрыло для нас их моральный облик, их характер? Все. Как говорят эти люди, как они относятся друг к другу и собачке. Все передала их речь – жалость и любовь ко всем несчастным животным, лишенным крова и поддержки со стороны человека. И мы друзья, мы соратники этим людям, в их чувствах и добрых делах.
Комментарии к сочинению
Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено (см. последний абзац). Очень интересное сочинение с точки зрения приведенных примеров. Ученик характеризирует речь еще одного человека – автора текста. Таким образом, в сочинении приведено 3 аргумента.
Текст
(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.
– (5) Что, дочка, никак потеряла что-то? – спросила бабулька неожиданно звучным голосом.
(6) В это время из-под скамейки вылезла собака. (7) Она оказалась еще меньше, чем показалась Марине вначале. (8) Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (9) Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10) Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса
слишком хорошо пахла, чтобы от нее отказаться.
(11) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:
– (12) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13) Он умер три месяца тому назад. (14) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (15) Он ее любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (16) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого.
(17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести еще одну ночь, которая могла стать для нее последней. (18) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своем пропитании, не умела находить лазейки в теплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у нее не было ни единого шанса пережить эту зиму.
(19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей снились собаки. (21) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (22) Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слезы. (23) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слезы… (24) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?
(25) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26) Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27) В магазине Марина приобрела собачий шампунь, расческу, витамины, лекарства и другую мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (28) «Теперь будет», – подумала она про себя.
– (29) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (30) Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (31) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (32) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33) Вот колбаса, вот булочка. (34) Ешь. (35) Ты любишь сдобные булочки? (36) Я люблю. (37) А к вечеру я сварю тебе кашки. (38) Специальный корм для собак мне не понравился. (39) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю. (40) Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.
– (41) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.
(42) Этой ночью Марина спала чутко. (43) Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и все оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45) Жуля спала, удобно распо-
ложившись на подстилке в просторной плетеной корзине. (46) Что ей снилось? (47) Может быть, Матвеевич? (48) А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.
(По С.Сергеевой*)
*Светлана Сергеева – экономист, член общества защиты животных «Преданность», председатель ревизионной комиссии благотворительного фонда «Помощь бездомным животным».
Добавить комментарий
Коллекцию сочинений 9.3 по всем темам смотрите здесь
Как написать сочинение-рассуждение 9.1, раскрывая смысл высказывания
Бахмутова Е.А.
«Сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей» По тексту Чарской Л.А. (На столовых часах..)
Бунаков Н.Ф.
«Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира». По тексту Грина А.С. (Когда Ассоль исполнилось..)
Буслаев Ф.И.
«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». По тексту Горького М. (Через несколько дней..)
Введенская Л.А.
«Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней». По тексту Шмелева И.С. (Как я стал писателем?..)
«В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства — экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность». По тексту Чехова А.П. (Гимназист 7 класса..)
«Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета или явления, а в совокупности синонимы способствуют более всестороннему описанию явлений действительности». По тексту Куприна А.И. (В глухой чаще старого мрачного леса..)
Виноградов В.В.
«Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». По тексту Соколова-Микитова (Еще в раннем детстве..)
Голуб И.Б.
«Качественные имена прилагательные — самая живописная часть речи». По тексту Короленко В.Г. (Посёлок Нюйский станок..)
«Неполные предложения являются средством передачи эмоциональности речи» По тексту Чарской Л.А. (Это было на пятый день..)
«Образность в широком смысле этого слова — живость, наглядность, красочность изображения — неотъемлемый признак всякого вида искусства, образность речи — частное её проявление». По тексту Горького М. (Пепе лет десять..)
«Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок». По тексту Андреева Л.Н. (Накануне Рождества Сашка..)
«Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии». По тексту Саши Черного (Перед закрытой стеклянной дверью..)
«Выразительность эпитетов может быть усилена тем, что в них бывают „спрятаны» различные тропы: олицетворения, гиперболы». По тексту Паустовского К.Г. (Бабушка моя Викентия Ивановна..)
«Отклонения от литературно-языковой нормы могут быть вполне оправданны в художественных произведениях». По тексту Пришвина М.М. (Проезжая на днях возле Меринова..)
«В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления её выразительности». По тексту Паустовского К.Г. (В доме жило много старых вещей..)
«Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано. В зависимости от содержания речи, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие, они употребляют разные слова». По тексту Грина А.С. (С детства всей душой..)
Гончаров И.А.
«Язык есть не только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека: его ума и того, что называют сердцем». По тексту Куприна А.И. (С поступления Буланина..)
Гранин Г.Г.
«Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами». По тексту Шмелева И.С. (Впервые я увидал дядю..)
Гусарова И.В.
«В большинстве случаев обмен репликами опирается на понятную собеседникам ситуацию общения и общие знания, поэтому в диалогической речи часто используются неполные предложения». По тексту Шмелева И.С. (Хорошо дремать в каюте..)
«Постановка знаков препинания делает письменное изложение мыслей точным, ясным, удобным для понимания». По тексту Аверченко А.Т. (Когда учитель громко..)
Заболоцкий Н.А.
«Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Оно получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Это прежде всего сочетания смыслов» По тексту Чехова А.П. (Папы, мамы и тети Нади..)
Ильинская И.С.
«Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов». По тексту Горького М. (Самое лучшее в мире..)
Кедрин Д.Б.
«Образ должен быть точен, оправдан — только тогда он вызывает у читателя яркое представление описываемого предмета». По тексту Чарской Л.А. (Майское солнце греет..)
Короленко В.Г.
«Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». По тексту Достоевского Ф.М. (Та же Таня..)
Кронгауз М.А.
«То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». По тексту Паустовского К.Г. (У писателя Александра Грина..)
Маршак С.Я.
«Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи». По тексту Шмелева И.С. (Дымчатый кот проснулся..)
Непомнящий В.С.
«Слово — это и звук, и смысл. Родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей — с жизнью и её смыслом». По тексту Короленко В.Г. (Кажется, я был..)
Никитина Е.И.
«В тексте сравнение и метафора часто взаимодействуют: сравнение как бы подготавливает метафору, или поясняет её, или обновляет образное значение слова». По тексту Чарской Л.А. (Девочку с удлиненными..)
Пушкин А.С.
«Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности» По тексту Лескова Н.С. (Родители мои купили..)
Розенталь Д.Э.
«Важно не само определение, а сочетание, которое оно образует с определяемым словом и в котором открывается какая-то новая сторона». По тексту Короленко В.Г. (В дальнем конце сада..)
Солганик Г.Я.
«Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» По тексту Толстого Л.Н. (Наконец настал первый экзамен..)
«Многие слова в русском языке обладают стилистической окраской, то есть не только называют, но и оценивают называемый предмет, выражают связанные с ним эмоции и чувства». По тексту Грина А.С. (Огромный дом..)
«Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие вопросительные предложения, разнообразные конструкции, передающие логическую связь явлений: причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные». По тексту Платонова А.П. (Шумели листья на дереве..)
Толстая Т.Н.
«Уменьшительно-ласкательные суффиксы — прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения». По тексту Куприна А.И. (Илья Самойлович Бурмин..)
Черняк В.Д.
«Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится». По тексту Куприна А.И. (Однажды я поехал..)
Югов А.К.
«В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать действие». По тексту Грина А.С. (Артур Грэй родился..)