Цели урока:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
- образовательные: расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
- развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
- воспитательные: формировать такие нравственные качества учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.
Тип урока: урок развития речи.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3
Ход урока
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.
2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
3) Эпиграф на доске (запись в тетради):
Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась…
(В.М.Шукшин)
II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся
Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).
Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.
Антонимы: злоба, жестокость.
Крылатые выражения о доброте:
- Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
- Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
- Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)
Обратимся к словарю:
Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)
Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)
III. Актуализация знаний
Вопросы классу:
1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?
– Тезис.
– Аргументы (доказательства).
– Вывод.
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
IV. Работа над построением сочинения-рассуждения
Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему (15.3). Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Собеседование с классом:
Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?
Ученики: – Над понятием доброта.
Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.
Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.
Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
Примерный вариант комментария по проблеме:
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.
Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.
(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.
(2) Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.
(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.
(4) — Добуду… — обещает старик.
(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.
(6) И разве в просьбе дело!
(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.
(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.
(9) «Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.
(10) Тот, как тень, полз за хозяином…
(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.
(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.
(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.
(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.
(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился…
(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.
(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.
(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.
(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
(20)— Гляди, как драпанул… — сказал старик, улыбаясь.
(21) — Эх, беду грехом не лечат!
(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!
(По Д.Н.Мамину-Сибиряку)
Анализ прослушанного текста:
– Как связать вступление и основную часть?
– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.
1-й аргумент – из прочитанного текста. (В рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» повествуется о великодушном поступке Емели. Дед с собакой, направившись на охоту в лес, встретили оленя с теленком. Прицелившись, старик уже собирался стрелять, но олень-самка уводила его от своего малыша дальше и дальше. Когда дед увидел под кустом детеныша, он уже прицелился в него, но доброта в сердце проснулась, и он, передумав убивать, опустил ружье.).
2-й аргумент – из жизненного опыта (это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А.Шолохова «Судьба человека», В.Г.Короленко «Дети подземелья», Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», В.Г.Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Примерные варианты 2 примера-аргумента:
– В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.
– В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы — пример проявления доброты.
Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:
– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.
V. Рефлексия
– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).
VI. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое доброта?», используя предложенный текст.
Примеры двух ученических сочинений
I.
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.
В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.
В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.
Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.
II.
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.
Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.
Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.
Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.
Как писать сочинение-рассуждение?
В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.
По «правилу трёх» можно строить и сочинение:
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.
Вступление в сочинении-рассуждении
Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.
Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».
Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».
Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»
В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.
Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»
Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023
ЦТ онлайн
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
На этой странице приведем примеры сочинений, какими они должны быть для получения максимального балла. Тексты, по которым нужно писать эти сочинения, по клику на кнопку ниже.
Текст 5C1D07
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. (2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи…
По В.М. Пескову
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова БЕСКОРЫСТНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?»
Сочинение-рассуждение
Как характеризует человека бескорыстность?
Бескорыстность – это способность делать людям добро от чистого сердца, без личной выгоды, не требуя за это никакого вознаграждения. Бескорыстность характеризует человека с положительной стороны, потому что обладатель этого качества щедр, добр, внимателен к окружающим. Он готов безвозмездно совершить добрый поступок, протянуть руку помощи тому, кто попал в беду. Рассмотрим данное утверждение на конкретных примерах.
В тексте В. М. Пескова идёт речь об одном случае из детства рассказчика. Однажды в поезде совершенно случайно очень ценная для него книга упала между двойными окнами вагона. Достать её не удалось, хотя на помощь пришли все пассажиры, и герой расстроился до слёз. Чтобы как-то утешить ребёнка, неравнодушные взрослые пообещали достать книгу и вернуть по почте. На удивление рассказчика через несколько дней после происшествия почтальон стал приносить один за другим одинаковые пакеты. Оказалось, что добрые люди купили точно такую же книгу и выслали рассказчику по почте. Этот случай заставил мальчика понять, что на свете много бескорыстных людей, которые готовы помочь, не ожидая за это никакой награды.
Вспоминается также история, описанная А. Платоновым в рассказе «Юшка». После смерти главного героя его земляки узнали, что на протяжении многих лет он бескорыстно помогал одной сироте. Сначала Юшка поместил девочку в московское семейство, а потом отдал в школу с пансионом. Каждое лето он приходил проведывать свою подопечную и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Благодаря Юшке сирота закончила университет и стала врачом. Так бескорыстный поступок героя А. Платонова показал людям, что на самом деле он был человеком добрым и щедрым, а не бесполезно проживающим жизнь, как они считали раньше.
Таким образом, бескорыстность – это ценное нравственное качество, которое мы должны развивать в своём характере.
(267 слов)
Текст 25DB0e
(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие…
По В.И. Одноралову
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова АВТОРИТЕТ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как завоевать авторитет?»
Сочинение-рассуждение
Как завоевать авторитет?
Авторитет – это признание окружающими достоинств или заслуг другого человека. Он держится на уважении и доверии. Как же завоевать авторитет? Авторитет не возникает на пустом месте. Чтобы его завоевать, нужно проявить себя с лучшей стороны, совершить такой поступок, на который другие не отважились бы. Свою точку зрения могу подтвердить двумя примерами.
Обратимся к тексту В.И.Одноралова, героем которого является мальчик по имени Вовка. Он очень хотел завоевать авторитет среди деревенских ребят. Это получилось у него не сразу, потому что в первые минуты знакомства Вовка попал в нелепое положение, испугавшись козла Сивку, чем вызвал у мальчишек смех. Однако немного позже Вовка не только доказал, что он не трус, но и вызвал большое уважение своим смелым поступком. На глазах у ребят герой текста вошёл в заброшенную контору, которую деревенские жители обходили стороной, думая, что там живёт чёрт. Но отважный Вовка развеял все подозрения, ведь он выяснил, что кроме козла Сивки там никого не было. Так Вовка завоевал авторитет среди мальчишек и стал настоящей деревенской легендой.
В моей жизни тоже есть человек, который является для меня авторитетом. Это мой старший брат Егор. Одно время у нас не складывалось общение. Однако после того как брат помог мне найти выход из одной трудной ситуации, я не только проникся к нему доверием, но и зауважал его. С тех пор Егор является для меня примером, опорой и самым авторитетным человеком. Я обращаюсь к нему за советом, перенимаю у него полезные привычки и вообще горжусь тем, что у меня есть такой замечательный брат.
Таким образом, чтобы стать авторитетом и обладать значимостью для других людей, необходимо много работать над собой и развивать в себе лучшие качества.
(265 слов)
Текст 6B6F73
(1)Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом кто-то уже опередил нас. (2)Нельзя же заново изобретать самолёт…
По Н.И. Дубову
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова СЛАВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно прославиться?»
Сочинение-рассуждение
Как можно прославиться?
Многие люди стремятся к славе. Что же это такое? Слава – это широкая известность, сочетающаяся с почётом, уважением, восхищением. Как можно прославиться? Добиться славы можно по-разному, например, совершить героический поступок, изобрести что-то полезное или поразить всех своими уникальными способностями.
Обращусь к тексту Н. И. Дубова, чтобы подтвердить свои слова. Его герои — двое мальчишек, которые мечтают прославиться. Один из них — Пашка — хочет быть как Циолковский, изобретателем, а второй мечтает написать книгу. Мальчики пытаются воплотить в жизнь свои мечты. И хотя ни Пашкина машина, ни летопись рассказчика не впечатлили взрослых, ребята надеются, что в будущем им всё-таки удастся удивить мир и прославить свои имена.
У героев Н. И. Дубова всё ещё впереди, но история человечества уже знает множество славных имён. Одно из них — это имя человека, совершившего первый полёт в космос. 12 апреля 1961 года русский лётчик-космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток» за 108 минут облетел нашу планету. Это был поступок, который требовал от человека не только длительной подготовки, но и невероятного мужества и смелости, ведь Гагарин отправился в космос, о котором тогда почти ничего не знали. Именно поэтому этот космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость.
Таким образом, прославиться может только тот, кто развивает свои способности, много трудится и упорно идёт к поставленной цели.
(215 слов)
Текст ceFDAe
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка. …
По В.И. Одноралову
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?»
Сочинение-рассуждение
Нужно ли уметь просить прощения?
Если один человек обидел другого, он просит у него прощения. Это значит, что обидчик осознал свою неправоту, раскаивается в содеянном и хочет, чтобы тот, кого он обидел, знал об этом и не держал на него зла. Поэтому прощение – это отпущение вины. Нужно ли уметь просить прощения? На мой взгляд, если люди не будут уметь просить друг у друга прощения, то им будет трудно сохранить дружеские, тёплые отношения между собой. В подтверждение своих слов приведу два примера.
Обратимся к тексту В.И.Одноралова, герой которого — мудрый дедушка — научил своего внука Андрея просить прощения. Однажды дед узнал от ребят, что Андрейка обижает свою одноклассницу Аллу Иванову: дёргает её за волосы и обзывает. Убедившись, что это правда и на самом деле Алла нравится Андрейке, дедушка заявил, что внуку необходимо извиниться перед девочкой и в знак признания своей вины подарить ей цветы. Андрейка очень волновался во время встречи с Аллой, ведь он совсем не умел просить прощения. Однако мальчик всё же извинился перед одноклассницей и подарил ей астры. Так дедушка научил своего внука просить прощения, ведь он знал, насколько важно это умение.
В моей жизни тоже была ситуация, когда мне пришлось просить прощения. Как-то раз я незаслуженно обидел своего лучшего друга. Он перестал со мной общаться. Я понимал, что виноват, но мне было очень трудно переступить через себя и признать свою вину. Однако через некоторое время я понял, что дружба для меня дороже собственного самолюбия. Набравшись смелости, я пришёл к другу и попросил у него прощения. Так мне удалось восстановить нашу дружбу, чему я очень рад.
Таким образом, умение просить прощения — это очень ценное нравственное качество, поэтому мы должны развивать его в своём характере.
(270 слов)
Текст 8FC8D1
(1)Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
– (2)Ну, вот что! – сказала Любочка, щурясь от солнца…
По Л.Н. Толстому
Задание 9.3 Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего человеку нужно воображение?»
План сочинения:
1. Что такое воображение? Для чего человеку нужно воображение?
2. Пример из текста Л.Н.Толстого:
— кто герои текста;
— чем они занимаются;
— какие эмоции испытывают дети во время игры;
— кто из ребят не хочет играть, почему, какое у него настроение;
— что показывает данный пример.
3. Пример из собственной жизни (из литературы, фильма, собственного опыта, опыта других людей и т.п.).
4. Вывод (короткое обобщение + совет).
Сочинение-рассуждение
Для чего человеку нужно воображение?
Воображение – это способность человека создавать в своём сознании различные образы и придумывать то, чего не существует в реальности. Для чего человеку нужно воображение? Оно делает нашу жизнь более интересной, яркой и насыщенной. Этой способностью обладают люди разного возраста. Но больше всего любят фантазировать дети. Докажу свои слова двумя примерами.
Обратимся к тексту Л.Н.Толстого, героям которого очень нравится играть в разные игры, воображая сцены из прочитанных книг. Так, стулья у них превращаются в тройку лошадей, кресло — в коляску, а палка — в ружьё. Ребятам легко представить, как они отправляются в путешествие или оказываются на необитаемом острове. В такие моменты дети счастливы, им весело и интересно, время летит незаметно. Однако один из них — Володя — не хочет принимать участие в игре. Возможно, потому что ему лень или он просто повзрослел и «у него уже было много здравого смысла и слишком мало силы воображения». Поэтому мальчик скучает и своим видом портит настроение друзьям. Это наглядный пример того, как воображение превращает будни в праздник и сказку, а его отсутствие — в серую действительность.
В детстве я тоже любил фантазировать, особенно когда бабушка рассказывала мне на ночь сказки. Я с большим интересом слушал невероятные истории, и в моём воображении возникали удивительные картины. Порой я представлял себя в роли главных героев и сочинял продолжение сказок. Это было очень увлекательное занятие, благодаря которому жизнь казалась мне настоящим приключением.
Таким образом, воображение играет большую роль в жизни человека, особенно ребёнка. Поэтому нужно обязательно развивать эту способность с раннего детства. И, может быть, в будущем из ребёнка получится талантливый писатель, режиссёр или художник.
(256 слов)
Структура сочинения:
- Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящен определению слова)
- Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ (можно не выделять в отдельный абзац)
- Третий и четвертый абзацы: АРГУМЕНТЫ
- Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
Клише (типовые конструкции и фразы) для написания сочинения ОГЭ 9.3 (15.3)
Для вступления:
- Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
- По моему мнению, … – это….
- Я думаю, что … – это….
- … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
- Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
- Я согласен с ФИО в том, что … — это
- Попробуем разобраться в смысле этого слова
- Попробуем определить данное слово
- Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
- Текст ФИО заставил меня задуматься над…
- Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..
Для основной части:
- Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении ….
- Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
- В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
- Предложение … подтверждает мысль о том, что….
- Примеры … можно встретить и в жизни.
- В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
- В текст ФИО сказано: «…цитата…».
- Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
- Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
- Обратимся к тексту, в котором говорится о ….
- В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
- Автор говорит…подчеркивает… размышляет… высказывает свое мнение… делает акцент….
- Свое мнение я могу подтвердить примером из..
- Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
- В жизни мы часто сталкиваемся с … (наблюдаем …)
- Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как….
- Как-то раз ….
Для заключения:
- Таким образом,…
- Итак,…
- В заключение…
- Как мы видим…
- Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
- В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что….
- Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
- Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова …
- Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
- Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..
ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
- Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)
- …. – это… (Искусство – это..)
- Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?
- Иногда необходимо дать определение словосочетанию:
Драгоценная книга – это
Нравственны выбор – это
Сила духа – это
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.
Помощь в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к группе:
- термин
- понятие
- нравственная характеристика
- свойство личности
- качество человека и т.д.
КОММЕНТАРИЙ Что это такое?
- Раскрытие актуальности рассматриваемого термина
- Анализ многозначности понятия
- Соотнесение с другими понятиями
Вопросы, помогающие оформить комментарий:
1) Что мне еще известно об этом слое, явлении, свойстве, черте характера?
2) Чем существенным я могу дополнить это определение?
3) Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?
Типичные ошибки при комментировании:
- Отсутствие связки между определением и комментарием
- Подмена комментария примерами из текста
- Подмена комментария примерами из жизни
ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ:
Говоря о силе, мы чаще всего имеем в виду физическую выносливость. Однако это понятие гораздо глубже. Сила – это многозначное слово, оно образует такие словосочетания как «сила духа», «сила воли», «сила характера», «сила любви и т.д.
Так что же такое сила? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Д.С. Лихачева.
Аргумент из жизненного опыта:
- Исторические факты
- Общественно-значимые события, явления, обсуждаемые в обществе
- Высказывания знаменитых философов, литераторов, художников и т.д.
- Высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, политологов и т.д.)
- Примеры из читательского опыта
- Результаты личных наблюдений
- Биография известного человека (нужно обязательно знать имя этого человека)
- Культурные и национальные традиции
Аргументы из жизни к сочинению ОГЭ 9.3 по русскому языку.
Аргументы (примеры) из жизни к сочинению ОГЭ 9.3 (15.3) по русскому языку, а также к эссе по обществознанию.
Детство/образование/роль учителя/воспитание.Детство как источник нравственного формирования личности, мудрость детства. Детство время открытий.
***Царь Николай I нанял для образования своего сына, Александра II, выдающегося русского поэта В.А. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил программу образования, отец приказал выбросить из учебного расписания занятия латынью и древнегреческим языком. Монарх был убежден в том, что бессмысленная зубрежка парализует волю ребенка, его стремление к активной деятельности. В связи с этим нелишне вспомнить о том, что именно Александр II впоследствии отменит крепостное право, позорящее достоинство человека.
***Учительница, которая вела уроки у будущего ученого А. Флеминга, часто водила своих учеников к реке, где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередное открытие. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо обучены дети, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети получают знания не только из книжек, но и из живого общения с природой.
***Ученые говорят о так называемой «пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше – в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, прочно закрепившиеся знания. В таком плане гений – это взрослый, оставшийся ребенком, то есть человек, сохранивший обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще — к миру.Человек и искусство.Книга, чтение, массовая культура, влияние искусства на духовное становление личности.
***Люди верили в магическую силу искусства, в его способность облагораживать чувства людей. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден – свою сильнейшую крепость, не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» великого Леонардо да Винчи перед осаждающими – и немцы не осмелятся стрелять!» — утверждали они.
***Услышав легендарный хор имени А.В. Александрова, который своими песнями побуждал в людях мужество, давал им силы для борьбы, английский премьер – министр У. Черчилль назвал музыкальный коллектив «тайным поющим оружием». Трудно привести более красноречивый пример, раскрывающий могучую силу искусства, его глубокое воздействие на душу человека.
***В античной мифологии есть легенда о скульпторе Пигмалионе, который полюбил изваянную им прекрасную девушку. Будто бы боги, тронутые чувством Пигмалиона, оживили мраморное изваяние. В этой легенде воплощена мысль о волшебной силе искусства: эта сила способна оживлять камень, завораживать читателя музыкой слов, будить в человеке слезы и смех.Человек и социальная среда. Роль примера отношение общества к образованию. Воздействие семейных традиций, ценностей на духовное развитие человека. Образование как важнейшее условие полноценного развития. Коллектив.
***Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустанный поиск – это необходимые условия для становления человека. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды человек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго наблюдал за безуспешными попытками несчастного существа выбраться на свет. Сердце человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края кокона. Наружу выползло хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку кокона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную смерть.
***Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в общество. Однако человек, выросший среди животных, утрачивал почти все человеческие качества. Дети не могли овладеть речью, ходили на четвереньках, у них исчезла способность к прямохождению. Жили они примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери.О чем говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий индивидуум превращается в животное.
***На формирование выдающегося русского полководца А. Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.
***Я. А. Коменский, выдающийся педагог, утверждал новый, прогрессивный взгляд на профессию учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, который любовно выращивает растения в саду, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим сражение с варварством и невежеством.
Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Бескорыстное служение людям — способ обрести счастье.
Смысл жизни/ талант/ призвание/ самореализация.
***Доктор Альберт Швейцер вместе со своей женой отправился в Центральную Африку, где организовал госпиталь. К нему со всех концов потянулись больные. Приходилось работать без сна и отдыха. Многие люди недоумевали: зачем обеспеченный материально человек обрек себя на такие лишения? Это безумие? Приступ гордыни? Швейцер отвечал, что по-настоящему счастливым он почувствовал себя именно тогда, когда стал помогать людям, когда слышал слова благодарности тех, кого он вырвал из лап смерти.
***А.П. Чехов в своих произведениях показывают, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья», как в них угасают «высокие чувства», как они медленно погружаются в трясину пошлой обыденности. Тарелка с неспелым крыжовником заменяет обывателю счастье. Не судьба, не общественные условия, а сам человек виноват в том, что променял «небо в алмазах» на похлебку сытого самодовольства.
***Когда выходцу из семьи пивоваров А. Левенгуку исполнилось тридцать, он увлекся шлифованием лиц. На это он тратил все свое свободное время, забросив даже торговое дело. Благочинные бюргеры говорили, что Левенгук не в себе. Но вот прошло несколько веков, и мы видим, что тот, кого считали безумцем и чудаком, прославил город, навсегда вошел в историю человечества, надолго пережив здравомыслящих мудрецов.
***Весьма показательна оплошность, которую допустили составители одного из европейских справочников о крупных ученых. После характеристики М.В. Ломоносова как выдающегося химика 18 века шло предупреждение о том, что его не следует путать со знаменитым русским поэтом того же времени Михаилом Ломоносовым. Авторы справочника не допускали и мысли о том, что человек может совмещать в себе столь различные дарования.
***Если человек не знает, что ему ответить на вопрос «зачем я живу?», тогда в его душе поселяется апатия. Опускаются руки, пропадает интерес к деятельности, действительность начинает раздражать, и надежды сменяются разочарованием.Вспомним Онегина, Печорина, Обломова. Несмотря на различия в их характерах, в воспитании, всех этих персонажей связывает то, что они не смогли обрести достойную для себя цель. Мучительное одиночество, скука и неудовлетворенность преследует тех, кто не нашел себя в жизни.
***Имя простой крестьянской девушки Жанны Д’Арк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удалось умудренным военачальникам: зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы наконец смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.
***Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем» испортилась погода, температура понизилась до минус 6. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека не лицедейства, а полной самоотдачи.
Связь времен.
Духовная связь поколений. Историческая память.
Борьба старого и нового как движущая сила прогресса.
***Выдающийся английский ученый Ньютон сказал: «Если я видел дальше, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Эта фраза является своеобразной формулой культуры: чтобы сделать шаг вперед, нужно освоить опыт предшественников, гигантов, творчески его переработать, тогда откроются новые горизонты познания.
***Однажды английский физик Д. Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель, но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые открываются перед человеком.
***В персидской легенде рассказывается о том, как однажды простой пастух предложил султану испить воды из кувшина. Но надменный султан увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул:- Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов!Разбившийся сосуд произнес:- Напрасно ты мной гнушаешься! Я твой прадед, превращенный временем в земной прах. И я некогда был, как и ты, султаном. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, и которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься.
Добро. Милосердие и сострадание.
Человек как высшая ценность.
Самоотверженная любовь к людям.
***В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного итальянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, по рации они послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его обломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.
***Однажды замечательного хирурга, изобретателя качественно новых аппаратов для лечения травм, доктора Г.А. Илизарова, спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы живете для себя?» Доктор удивился вопросу и ответил: «А что же человеку делать? Спать? Пить? Стать лабораторией по перевариванию пищи? Смысл жизни в том и состоит, чтобы трудиться на радость людям. Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу!»
***Военные летчики Борис Капустин и Юрий Янов совершили незабываемый подвиг. Самолет начал падать на жилые дома, могли погибнуть мирные люди. Тогда летчики ценой своей жизни отвели беду от города. Они не воспользовались катапультным устройством.
***Плутарх, историк древности, приводит очень поучительный эпизод. Патриот древнеримской республики Муций Сцевола прибыл на переговоры к этрусскому царю, чтобы удержать его от военных действий, но переговоры были безуспешны. Тогда Сцевола сунул свою руку в пылающий очаг и хладнокровно обуглил ее на глазах врагов. Те поняли, с каким стойким и мужественным противником им придется бороться, и отказались от своих воинственных замыслов.
***Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперспективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, и из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка 20 века Ирина Роднина.
Ответственность личности (ученого, писателя, исторического деятеля) перед обществом.
Борьба за правду (научную истину, справедливость) — гражданский долг человека.
***
Я.Б. Зельдович, выдающийся физик, один из разработчиков ядерного оружия, узнав о возможности атомной войны, пообещал покончить жизнь самоубийством. Этот жест отчаяния – попытка великого ученого остановить страшную катастрофу. В этой готовности пожертвовать собой ради мира как раз и проявляется то благородное мужество, перед которым отступает даже неизбежность.
***В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, Д’Артаньян – эти герои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «француз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины, призванные защищать свою отчизну, не должны проливать кровь из-за мелких ссор. Но под пером романиста Ришелье обрел совсем другой облик, и выдумка Дюма воздействует на читателя гораздо сильнее и ярче исторической истины.
***В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе лежит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могу привести к гибельному финалу.
***Научное изобретение может обернуться против человека. Историки считают, что древние китайцы сначала применяли порох исключительно для фейерверков – а вскоре, он стал служить военным целям. Первые зеркала появились еще у древних египтян. Казалось, нет предмета более мирного. Но 2000 лет назад Архимед с помощью системы зеркал сжег флот римлян на Сицилии. Константин Циолковский описал принцип реактивного движения и открыл людям дорогу к звездам. Однако вскоре на боевое дежурство заступили ракеты со смертельной начинкой. В 1960 году Теодор Мейман изобрел лазер. По его словам, лазеры должны помочь медикам в сложных операциях, требующих исключительной точности. И тут же появилось оружие с лазерной системой наведения – так удобнее целиться.
***Трагичной бывает порой судьба идей, которые родились прежде времени. Блез Паскаль еще в 17 веке придумал счетную машину, но она не нашла широкого распространения, потому что не было мастеров, которые могли бы изготовить нужные детали, не было специалистов, обладающих необходимым объемом математических знаний, чтобы пользоваться этой машиной. Выдающееся изобретение воспринималось всеми как техническая диковина французского Архимеда.
Человек и природа.
***
Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им — конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя собственных потребностей он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты, ведь Сахара и Кара — Кумы — очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана? Человек сам лишает себя жизненно необходимых ресурсов.
Примеры сочинений ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Ф. Искандера:
Щедрость. Какого человека можно считать щедрым?
Текст
(1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых,
развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут,
медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре.
(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво
падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай.
(5)И вот однажды на моих глазах огромная
краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой,
где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к
ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение!
(9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас
девочка оторвется от кружки и увидит ее.
(12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову
подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула
косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась.
(14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее
первая заметила.
(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал,
чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была
великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась
на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от
песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои
зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на
девочку наглыми невинными глазами.
(21)Но тут на беду подходит к нам
воспитательница из группы девочки – тетя Вера.
(22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом
спросила она.
(23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила
Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на
землю. – добавила она бесстыдно.
(25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя,
что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить.
(26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как
поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу?
(27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность
всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные
груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа,
который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал.
(32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке:
(33) – Как поступают хорошие девочки, когда они
находят грушу?
(34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, –
ласково сказала Леночка.
(35) Такая грубая лесть слегка смутила
воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала:
(37)– А для чего они отдают грушу тете
Вере?
(38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала
Леночка, преданно глядя на воспитательницу.
(39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою
любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы
всем досталось.
(40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня
грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув
плод ее настоящему хозяину.
(41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они
удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне
язык.
(43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я,
как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет
на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя
взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского
сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно
заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между
прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот.
(49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная
добродетель.
(50)За обедом я не просил ни добавок, ни
горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если
так, пусть они достаются другим.
(53)Во всяком случае, человек, отдавший свою
грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то
там горбушку.
По Ф. Искандеру
Примеры сочинений ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Ф.
Искандера:
Сочинение ОГЭ 9.3(15.3) на тему «Что
такое щедрость» по тексту Ф. Искандера: «Во дворе нашего сада стояло
несколько старых, развесистых грушевых деревьев…»
Исходный текст 1Щедрость – это оказание
бескорыстной помощи другим. Данное качество исходит от самого человека. Я
считаю, что только добрый человек способен на щедрость.
Зачастую люди приобретают данное качество в детстве, когда старшие учат их
делиться. Так, например, в тексте Ф. Искандера мы видим небольшой спор двух
ребят из-за груши (предложение 14). Каждый считал, что это его находка, но
воспитательница объяснила детям, что нужно уметь делиться и поэтому забрала
фрукт «на компот, чтобы всем досталось».
Порой люди проявляют щедрость по отношению к тому, кто им помог. Так, в
произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы видим сына небогатого
дворянина Гринева, который щедро отблагодарил путника, показавшего ему дорогу
во время бури.
Таким образом, можно сделать вывод, что щедрость – это готовность оказывать
безвозмездную помощь всем, кто в ней нуждается.
Исходный текст 2
Давайте разберёмся, что такое щедрость. На мой
взгляд, щедрость — это умение делиться с окружающими даже тогда, когда сам не
имеешь многого. Щедрость не приходит сама по себе к человеку, ее нужно
воспитывать в себе.
Пример щедрости можно найти в тексте Ф.
Искандера. В нем рассказывается о двух ребятах, которые спорят о том, кому
принадлежит найденная груша. В их спор вмешивается воспитательница, которая и
объясняет ребятам, как важно быть щедрым и уметь делиться, и забирает фрукт у
ребят, чтобы сварить компот на всех. Показательными являются размышления
мальчика после того, как он сам отдал грушу: «мысль, что моя груша пойдет на
общий компот, доставляла взрослое удовольствие». Поступок героя – это первое
знакомство с щедростью, но это важный урок, который сделает из этого маленького
мальчика хорошего человека. Этот пример показывает, что щедрость доставляет
гораздо больше приятных эмоций, чем удовольствие от владения чем-либо.
В художественной литературе много произведений рассказывают о щедрости. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», когда семья Ростовых собирается уехать со всем своим имуществом в другое имение, Ростовы узнают, что необходимо вывезти раненых из Москвы. Тогда Наташа распоряжается освободить подводы и предоставить их раненым. Она поступает поистине щедро, забывая о собственном благополучии.
Таким образом, можно сделать вывод: щедрость – важное умение, которое нужно воспитывать в себе. На щедрости держится мир, в котором мы живем.
Определения понятий (материал к
сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)
Примерные
определения с комментарием к следующим понятиям:
1. внутренний мир
человека
2. выбор
3. доброта
4. драгоценные
книги
5. дружба
6. жизненные
ценности
7. любовь
8. материнская
любовь
9. настоящее
искусство
10. неуверенность в
себе
11. нравственный
выбор
12. сила духа
13. взаимовыручка
14. счастье
Обратите
внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от
содержания текста!
1. ВНУТРЕННИЙ МИР
ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей,
представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним
миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его
поступкам.
2. ВЫБОР — это
осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это
предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается
постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное
решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь
человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
3. ДОБРОТА – это
душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к
другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает
нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к
окружающему миру.
4. ДРАГОЦЕННЫЕ
КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему
новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности.
Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в
детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
5. ДРУЖБА – это не
просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на
доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких
обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто
будет это сделать.
ДРУЖБА — это
близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий
друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в
трудной ситуации.
6. ЖИЗНЕННЫЕ
ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения,
принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека,
но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в
детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
7. ЛЮБОВЬ – это
самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это
некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь
облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и
восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и
сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к
жизни, спасать от опасных болезней.
Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче,
заботе, волнениях за собственного ребёнка.
9. ИСКУССТВО – это
творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее
искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства,
вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими
духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
ИСКУССТВО – это творческое отображение
действительности в художественных образах.
Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его
духовному обогащению. Настоящее
искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства,
вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
ИСКУССТВО — это
творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее
искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от
повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
ИСКУССТВО – это
творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее
искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции,
отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить
жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.
10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В
СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности.
Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом
неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться,
преодолевать.
11. НРАВСТВЕННЫЙ
ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как
поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду,
поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек
руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
12. СИЛА ДУХА –
одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально.
Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства,
стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить
выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом,
преодолевать жизненные невзгоды.
13.
ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг
другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип
«ты — мне, я — тебе». Это
значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но
не всегда эти действия могут совершаться
во благо.
14. СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это
высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё
понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения,
веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка
рушится.
Словарик понятий и тексты
Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ
Цели урока:
- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; создать условия для работы над исходным художественным текстом; повторить композицию сочинения-рассуждения; повторить алгоритмы работы по поиску проблем текста; определить круг проблем текста и тренироваться применять алгоритмы в написании элементов сочинения;
- совершенствовать навыки анализа текста, уметь отмечать изобразительно-выразительные средства, которыми автор характеризует героев, их поступки, мысли, речь; совершенствовать умение связно излагать свои мысли;
- воспитывать внимательное, бережное отношение к слову, тексту.
Оборудование: исходный текст; памятки-рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; заготовки таблицы; презентация.
Ход урока
I. Постановка цели урока.
Лев Успенский в книге «СЛОВО О СЛОВАХ» рассказывает о величайшем чуде, которое он познал в детстве, прочитав рассказ Куприна «Вечерний гость». Что же его поразило?
В комнате сидит человек, а со двора к нему кто-то идет, какой-то «вечерний гость».
«… Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь, — пишет Куприн. — Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат… и его мысли станут моими мыслями… О, как таинственны, как странны, как непонятны для нас самые простые жизненные явления!»
Каждый текст открывает эти жизненные явления вдумчивому читателю. Приглашаю вас в мир текста, для того чтобы вы смогли раскрыть его тайны.
II. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
План сочинения-рассуждения.
1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора.
4. Собственное мнение по проблеме с обоснованием.
5. Заключение.
— Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”
1. О чём текст? Определите тему.
2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.
3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.
4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.
5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
— Читаем текст (Диалог с текстом, направленное чтение), подчеркивая важную для понимания проблем, идей информацию. Во время чтения отмечайте ваши наблюдения, первое впечатление.
— Итак, начинаем работу над текстом.
План работы
Рабочие материалы
1. Вступление.
Определи стиль
— Каков стиль данного текста? (Художественный)
— Каковы его основные признаки?
— Как мы работаем с художественным текстом? Чем отличается работа от такой же с публицистическим текстом?
— Где проблемы определить сложнее?
— Работа над памяткой «Алгоритм выявления проблемы художественного текста»
- Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев
- Какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках?
- Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества? (долг, честь)
- Сформулируйте проблему, используя данные ключевые слова
— Вспомните, каковы бывают «Средства выражения позиции автора» (на что обращать внимание в тексте)
Определи тему
— Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)
— О чем же идет речь в тексте? (О том, как безнадежный больной Власов стал поправляться благодаря письмам от «любимой» девушки.)
Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев
- Каким мы видим Власова в начале текста?
- Что возвращает его к жизни?
- Почему Власов не хотел бы, чтобы подругой автора письма оказалась Луша?
- Как герой ожидал новых писем? Почему?
- Прислушался ли он к советам насчет здоровья?
- Какими чувствами вместо скуки теперь наполнена душа Власова?
- В чем заключается «загадка природы»?
- Почему герой догадался, что письма от Луши?
Назовите изобразительно-выразительные средства, которыми автор характеризует Лушу, героя, его мысли. (Тропы: эпитеты, метафоры, сравнения; лексические: фразеологизмы, синонимы, антонимы; синтаксические средства: восклицательные предложения, ряды однородных членов; приемы и фигуры речи: риторические вопросы, парцелляция)
Определите идею (в парах)
— Попробуйте определить идею (основную мысль) текста.
— Работа над памяткой «От позиции автора к проблеме художественного текста»
- Выявите основную мысль текста
- Запишите ее в виде законченного предложения
- Определите, на какой вопрос отвечает это предложение
- Запишите этот вопрос, который является проблемой текста
— С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать?
- Заставить читателей задуматься над тем, что такое сила любви и как любовь может заставить человека бороться за свою жизнь.
- Заставить читателей задуматься над тем, почему важно проявлять заботу о людях и как это пробуждает их интерес к жизни.
- Заставить читателей задуматься над тем, что бывает ложь во спасение и как это иногда помогает людям.
- Заставить читателей задуматься над тем, что такое внешняя и внутренняя красота человека и убедить в том, что внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой и широкой душой.
— Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите проблему.
— Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)
— Сформулируйте проблемы данного текста, запишите их.
- Что такое сила любви?
- Почему важно проявлять заботу о людях?
- Бывает ли ложь во спасение и как она иногда помогает людям?
- Что такое внешняя и внутренняя красота человека?
— К какой категории можно отнести эти проблемы? (Нравственной, морально-этической.)
— Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, важная.)
— Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.
- В форме лирического размышления.
- В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.
- В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.
- В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.
— Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 2-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.
Мир, в котором живёт человек, очень хрупкий. Особенно это видно на войне. Если с человеком случается беда, очень важно, чтобы рядом был кто-то неравнодушный, тот, кто проявит заботу…, сумеет полюбить… и этим не только поддержать… , но и спасти жизнь….
…- один из писателей, который является тонким психологом, врачевателем душ. Его волнуют нравственные проблемы, в том числе и проблема … .
Автор текста … не случайно обратился к теме … . Проблема, которую он затрагивает, … . Она интересует и меня не только как читателя, но и как человека, понимающего силу… , важность…. , значение… .
… — вот название, которое я бы дал(а) предложенному тексту. В нем …. (ФИО автора), говоря о …, … поднимает …(какую?) проблему …
— Прочитайте, что у вас получилось.
Возможные варианты вступлений:
II. Комментарий.
Рассмотрите композицию
— Вспомните еще раз композицию вашего сочинения?
— Если проблема – это вопрос, что такое комментарий? (Это то, как проблема живет в тексте, конкретные примеры)
— Где дается ответ на вопрос проблемы? (В авторской позиции)
— Как строится комментарий?
— Насколько актуальна проблема текста? (Проблема любви, заботы о человеке актуальна во все времена. Иногда, чтобы вернуть человека к жизни, пробудить в нем желание жить, можно прибегнуть и ко лжи. Во все времена люди задумывались над вопросом, что есть истинная красота…)
— Кто из писателей, публицистов обращался к ней? (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.И. Солженицын, М. Горький, Н. Заболоцкий, Д. Лихачев и др. Их, как и В.А. Каверина, воодушевляла великая сила любви, желание помочь, отогреть своим душевным теплом другого человека. Им было важно исследовать человека, пути помощи, которую люди иногда не желают получать в открытую, и тогда может быть оправдана хитрость или ложь во спасение.)
— Как автор заостряет внимание читателя на этой проблеме? (Он рассказывает историю спасения человека любовью и заботой, письмами, историю о «чуде и загадке природы»)
2. Составьте комментарий (устно).
— Сколько должно быть примеров?
Ваша задача:
- эмоционально воздействовать на читателя;
- заставить читателя задуматься над проблемами;
- пытаться найти причины изображаемых явлений.
— Обратите внимание на таблицу-клише, которой вы воспользуетесь для составления комментария. Как озаглавить колонки?
- примеры-иллюстрации
- пояснения к примерам
— Клише и штампы – это не одно и то же. Штампы обезличивают речь. Использование клише – важная часть подготовки: написанные по одинаковым клише сочинения могут быть очень разными и очень хорошими. Клише дают возможность соответствовать всем требованиям.
По следам ошибок:
- Как избежать пересказа?
- Что такое частичное цитирование?
- Как правильно связать 2 примера?
- Где может быть связь?
Работа в группах по вариантам
- Что такое сила любви? / Почему важно проявлять заботу о людях?
- Бывает ли ложь во спасение и как она иногда помогает людям?
- Что такое внешняя и внутренняя красота человека?
Распределение обязанностей, совместное обсуждение:
- П+П1
- П+П2
- СП3
3. Позиция автора. Определите позицию автора
— Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)
— В какой словах звучит основная мысль автора? («сила чУдных писем», «чудо и загадка природы», «просто Луша» и «Лушенька», )
— Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?
— Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?
— Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?
- риторическое восклицание (15, 31) делает текст эмоциональным;
- вопросно-ответная форма изложения помогает определить основную идею текста (31-34, 40-42);
- риторические вопросы заставляют лишний раз задуматься над проблемой поднятой автором (16, 33, 34, 40);
- лексические повторы придают тексту особую значимость и торжественный пафос (26-28, 19/38).
— Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.
По мнению автора, …
Автор убеждён в том, что…
Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: …
Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка…
Слова автора “…” отражают основную идею. Автор призывает нас к …
В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен. По его мнению, “…”
Автор убеждает читателя в том, что…
Авторскую позицию нельзя не увидеть в…
4. Отражение собственной позиции
Определите собственную позицию, обоснуйте ее.
— Что такое обоснование? (Аргумент, довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли)
— Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.
Я полностью согласна с автором…
Проблемы, поднятые автором, актуальны. Мне, как и автору, представляется важным убеждение в том, что…
Как и автор, я убеждена в том, что…
Безусловно, нельзя не признать правоту автора…
Нельзя не согласиться с автором…
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
5. Заключение.
— Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
- Вывод-впечатление.
- Ответ на вопрос.
- Призыв к действию.
- Концовка с использованием цитаты.
Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? — Напишите заключение.
Возможные варианты:
III. Подведение итогов. Домашнее задание.
— Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами:
Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.
Л.Н. Толстой
Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Ф.М. Достоевский
Любовь исцеляет людей: и тех, кто дарует любовь, и тех, кто принимает этот дар.
К.А. Меннингер
Резервное задание (само/взаимопроверка).
Орфографическая работа:
Госп..таль, читали (в, ф)слух, (без)сомнений забыл (обо)мне, пропал (без)вести, т..инстве..ые и (не)обыкнове..ые, встречался (не)однажды, послушался (на)счет здоров..я, ел (по)немног(у,о), нужно (не)отступать, ску..но без топ..та и хох..та, без разговора о том(,) о сём, пошёл на коми(с, сс)ию, ч..до и зага..ка пр..роды.
Госпиталь, читали вслух, без сомнений забыл обо мне, пропал без вести, таинственные и необыкновенные, встречался не однажды, послушался насчет здоровья, ел понемногу, нужно не отступать, скучно без топота и хохота, без разговора о том и о сём, пошёл на комиссию, чудо и загадка природы