Написать сочинение рассуждение вот злонравия достойные плоды по комедии недоросль

­­Пример сочинения 1

Прочитав комедию Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, я была удивлена. Дело в том, что пьеса, написанная в XVIII веке, затрагивает такие проблемы, которые актуальны и двести лет спустя.

Итак, действие комедии происходит в деревне Простаковых; главным героем является их сын Митрофанушка – недоросль в прямом и переносном смысле этого слова. Основные события комедии разворачиваются на фоне конфликта между просвещенными дворянами (такими, как Стародум, Правдин) и крепостниками-невеждами ( Скотинин, Простакова). Автор описывает жизнь Простаковых и других героев, подробно раскрывает их характеры, взгляды на жизнь и стремления.
Главные действующие лица в комедии наделены Д. И. Фонвизиным яркими, порой гротескными чертами характера. Мне бы хотелось подробнее остановиться на некоторых из них и попытаться проследить, насколько нравственны их помыслы и как эти помыслы реализуются автором в комедии.

Во-первых, госпожа Простакова. Вся ее забота была направлена на сына, Митрофана; на то, чтобы пристроить его и чтобы он был счастлив. “Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка”;­ “Его готовлю в люди”, – говорит она о своем любимом сыне. Также она стремится властвовать в поместье.
Но в конце концов она лишилась власти, а Митрофан “перешагнул через нее”, сказав: “Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.

Митрофан же однозначно обозначил свои жизненные стремления и желания фразой: “Не хочу учиться, хочу жениться”. Более того, он хотел жениться на Софье не по любви, а из-за ее наследства, а также он не хотел служить. Но Софьюшке Митрофан “не жених”, и служить ему все же пришлось.

Брат госпожи Простаковой, Скотинин, как и Митрофан, хотел жениться на Софье и обогатиться за ее счет. Еще одним его “стремлением” были свиньи: “Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи…” Однако и Скотинин не добился своего.

Например, госпожа Простакова – “презлая фурия” – воплощение алчности, грубости, невежества, властности. Ее отношение к слугам и людям низшего сословия более чем пренебрежительное: “А ты, скот, подойди поближе”; “Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на делах…”; “Так тебе жаль шестой, бестия?”. К мужу госпожа Простакова тоже относится свысока и не ценит его: “Вот таким муженьком наградил меня господь…”. Однако по отношению к сыну она проявляет чрезмерную, слепую любовь: “Поди порезвись, Митрофанушка!”; “Ах мати божия!

Что с тобой сделалось, Митрофанушка?”; “Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань”. Митрофан же пользуется любовью матушки: пока она “у власти”, то есть хозяйка дома, он старается ей угодить, польстить ей. Митрофан – зеркало госпожи Простаковой.

Вяземский писал про этого лентяя так: “Невежество, в каком рос Митрофан, и примеры домашние должны были вырастить в нем изверга, какова его мать”.

Он с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В последней сцене, когда господа Простакова была лишена поместья, сын “переступил через нее”. Митрофан никого не любит, он эгоистичен, зол и невежественен.

Скотинин – типичный представитель говорящей фамилии. Речь Скотинина груба, о себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. Скотинин очень похож на сестру, госпожу Простакову, он жаден, жесток и невежественен.

Господин Простаков, попав под влияние жены, стал ее подкаблучником, потакает ей во всем: “Да я думал, матушка, что тебе так кажется”. Он превратился в бесхарактерного, не имеющего собственного мнения человека, в серую личность.

Таким образом, в своей пьесе Д. И. Фонвизин нарисовал типичные черты русских крепостников. Именно крепостничество было основным злом тогдашней русской жизни. И на его почве “вырастали” подобные жестокие, подлые и невежественные люди.


Пример сочинения 2

«Вот злонравия достойные плоды». Такими словами заканчивается знаменитая пьеса Фонвизина. Написана она в эпоху классицизма и согласна с его канонами драматургии. В XVIII веке пьесы решали, в первую очередь, воспитательные и нравственные задачи.         

Дворянство было привилегированным сословием, с которым государство связывало большие надежды в будущем. Но к сожалению, крепостное право сильно извратило дворян. На самом же деле эти проблемы актуальны и в наше время.          Главным персонажем комедии является молодой человек Митрофанушка – сын барыни-крепостницы Простаковой. Перед читателем во всей красе предстает деградация дворян. Мать Митрофанушки – жестокая, грубая, злая и двуличная женщина. Ее фамилия говорит сама за себя, так как героиня – простак. Она не видит дальше своего носа, не может отличить хорошее от плохого. Простаковой чуждо желание думать, а ее главная черта характера – невежество, которое, к сожалению, сопровождается еще и злостью, желанием властвовать над всеми. Каждый день она бьет крепостных, она даже своего мужа сделала полностью подвластным ей.         

Единственный человек, которого любит Простакова – это ее сын: «Поди порезвись, Митрофанушка!». Но и любовь к сыну совершенно слепая. Мать старается соответствовать моде и правилам, нанимая сыну учителей, но со свойственными ей необразованностью и ленивым умом, она не может правильно оценить работу педагогов. К Митрофану была приставлена няня Еремеевна, получавшая «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Она продолжала пагубное влияние на хозяйского сына, и главной ее заботой было накормить мальчика, воспитанию же и она не уделяла совершенно внимания. Вот и учитель математики Цыфиркин и учитель грамоте Кутейкин получают гроши за свой труд, зато Адам Адамыч Вральман, якобы обучавший Митрофанушку «всем наукам» был в доме на особом счету и пользовался особым уважением. А все потому, что не сильно обременял учением любимого сына Простаковой.         

Но к сожалению, и труды других учителей прошли даром для умственного развития Митрофанушки. Учился он без охоты и позволял себе довольно грубое и бесцеремонное отношение к своим наставникам. Конечно же, с таким учением, Митрофан продолжал оставаться абсолютно неграмотным и таким же невежественным. Он полное отражение своей матери, плод ее воспитания: «Не хочу учиться, хочу жениться», — это все, что беспокоит Митрофанушку. Софья считает, что он уже остановился в своем развитии, несмотря на то, что ему всего только 16 лет. Дальше возможна только еще большая деградация.

Но самое страшное в Митрофанушке даже не его глупость и лень, а сочетание в нем тирана и раба. Он и жениться-то хочет, скорее всего, только потому, что его мать нашла подходящую невесту. А когда задуманное не удается, недоросль покорно соглашается на службу: «По мне, куды велят». В этом проявляется и его неумение и нежелание принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. И в то же время, Митрофанушка не умеет считаться с мыслями и чувствами других людей. И даже свою мать, так сильно любившую его, он предает, оставляя ее в трудную минуту.         

Стародум и Правдин являются обличителями семьи Простаковой. Стародум с первой встречи замечает, что Митрофанушка вырос таким злонравным из-за воспитания матери. С горечью он признает духовное разложение семьи Простаковой. Сам же он в пьесе ратует за достойное нравственное воспитание молодежи, которое должно стоять на первом месте: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Митрофанушку испортило воспитание и среда, в которой ему пришлось расти. И в этом автор видит самую большую проблему в воспитании современной ему молодежи. 

Словами Стародума Фонвизин выражает свои мысли о том, что государству нужны не только образованные люди, но, возможно, в первую очередь – высоконравственные. А нравственность и моральные ценности закладываются не учителями, а семьей. Митрофанушка вырос тем, кем и должен был вырасти в семье Простаковой. Но Стародум считает, что еще не все потеряно в молодом человеке, и, возможно, служба сможет что-то изменить в нем. Злонравие Простаковой вернулось к ней бумерангом. Но самое страшное, по мнению Фонвизина, это то, что дети таких дворян тоже растут злыми и глупыми. Деградация сословия и воспитание молодых людей образуют замкнутый круг, который необходимо размокнуть, прекратив поощрять в дворянах невежество, хамство и злость.


Пример сочинения 3

Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин написал в 1782 году. В тот период царил век Просвещения. Тогда идея искусства заключалась в воспитательно-нравственной цели. Основной ролью писателей-классицистов было повлиять на развитие человека и его усовершенствование. Поэтому понятие «злонравия» занимает важное место в произведении Фонвизина. Он показывает, к чему приводят людей грубость, жестокость и алчность. Три этих качества отражают смысл слова «злонравие», которое описывает нравственное состояние семьи Простаковых.

В своей комедии автор затрагивает такие проблемы, как отношение дворян к крепостному праву и воспитание нового поколения. Главной темой, все же, считается вторая, из-за чего произведение именуют как «комедией воспитания». Д. И. Фонвизин раскрывает деспотичность и бессердечность помещиков, которые не считаются с крестьянами, и эту модель поведения заимствуют их дети. К примеру, крепостная нянька Еремеевна служит в доме Простаковой около 40 лет, но вместо благодарности за свою работу она лишь получает копейки и пощечины. Госпожа Простакова унижает няньку, а Митрофан вторит ей и называет пожилую женщину «старой хрычовкой». Так, грубость матери передается сыну, и образуется круговорот порочности, который отрицательно сказывается на темпа развития страны.

Причина озлобленности персонажей комедии кроется в их невежественности и нежелании чему-то учиться. Они не осознают, что делают что-то не так, ведь не имеют даже поверхностных знаний о мире. Все исходит из рода семейства Простаковой и Скотинина. Их отец не знал грамоты, не знали и они сами. К тому же, герои считают, что разные науки бесполезны и толком никому не нужны. Они стремятся к деньгам любой ценой: поскольку заслужить достаток они не в состоянии, в ход идут хитрость и жестокость. Эту идею они передают Митрофанушке – представителю нового поколения. Вместе с ним его мать организует похищение богатой невесты, не считаясь даже с законом.

Автор показывает читателю пример вредоносного воспитания в жизни героев комедии, описывая обучение Митрофана. В комедии в дом к Митрофану ходят его учителя – Кутейкин, Цыфиркин и Адам Адамыч Вральман. Эти персонажи в итоге так ничему не обучат мальчика, потому что в подавляющем большинстве сами являются необразованными и ленивыми людьми. А для Простаковой ученье Митрофанушки считалось лишь способом обеспечить ему карьеру.

Д. И. Фонвизин считает, что в вопросах воспитания необходимы не только развитие ума, но и моральные нормы. Мысли о правильном воспитании автор затрагивает в словах героя Стародума во время диалога с Правдиным. Стародум говорит, что государю необходимы не только просвещенные подданые, но и люди высокоморальные, способные на нравственные подвиги. Однако все это чуждо Митрофану: его воспитание не включает ни того, ни другого. Именно поэтому в финале он грубит матери и фактически отрекается от нее. Так, главным плодом злонравия, а именно алчности, грубости и невежества, стало разрушение семьи Простаковых: сын просто не умел уважать родителей, а они не смогли заслужить уважения.

Госпожа Простакова унижает няньку, а Митрофан вторит ей и называет пожилую женщину «старой хрычовкой». Так, грубость матери передается сыну, и образуется круговорот порочности, который отрицательно сказывается на темпа развития страны.

Причина озлобленности персонажей комедии кроется в их невежественности и нежелании чему-то учиться. Они не осознают, что делают что-то не так, ведь не имеют даже поверхностных знаний о мире. Все исходит из рода семейства Простаковой и Скотинина. Их отец не знал грамоты, не знали и они сами. К тому же, герои считают, что разные науки бесполезны и толком никому не нужны. Они стремятся к деньгам любой ценой: поскольку заслужить достаток они не в состоянии, в ход идут хитрость и жестокость. Эту идею они передают Митрофанушке – представителю нового поколения. Вместе с ним его мать организует похищение богатой невесты, не считаясь даже с законом.

Автор показывает читателю пример вредоносного воспитания в жизни героев комедии, описывая обучение Митрофана. В комедии в дом к Митрофану ходят его учителя – Кутейкин, Цыфиркин и Адам Адамыч Вральман. Эти персонажи в итоге так ничему не обучат мальчика, потому что в подавляющем большинстве сами являются необразованными и ленивыми людьми. А для Простаковой ученье Митрофанушки считалось лишь способом обеспечить ему карьеру.

Д. И. Фонвизин считает, что в вопросах воспитания необходимы не только развитие ума, но и моральные нормы. Мысли о правильном воспитании автор затрагивает в словах героя Стародума во время диалога с Правдиным. Стародум говорит, что государю необходимы не только просвещенные подданые, но и люди высокоморальные, способные на нравственные подвиги. Однако все это чуждо Митрофану: его воспитание не включает ни того, ни другого. Именно поэтому в финале он грубит матери и фактически отрекается от нее. Так, главным плодом злонравия, а именно алчности, грубости и невежества, стало разрушение семьи Простаковых: сын просто не умел уважать родителей, а они не смогли заслужить уважения.

1 вариант сочинения (187 слов)

«Злонравия достойные плоды» — это цитата из произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль», написанного в жанре классицизма. Однако оно имеет отличительную черту — это то, что действие происходит не только вокруг одного персонажа, а вокруг нескольких: г-жи Простаковой и Софьи (г-жа Простакова — тема воспитания и власти, Софья — тема любви). Но основным действующим персонажем, по моему мнению, является г-жа Простакова.

Именно вокруг г-жи Простаковой раскрывается тема воспитания. Она имела злой нрав, который и передала своему сыну. Сын же её, Митрофан, был ленивым, и поэтому необразованным, так как ленился учиться. Г-жа Простакова устраивала всё для Митрофана: наняла учителей, чтобы он был хорошо образован; делала так, чтобы он ни в чём не нуждался; была готова выполнить любую просьбу своего сына. Лишь от безумной любви к Митрофану она делала всё это, а он же, в свою очередь, пользовался этим: старался угождать, вечно жаловался. Например, когда Митрофан не хотел учиться, он просто ссылался на своё самочувствие, а г-жа Простакова давала ему отдохнуть. Мне кажется, что она не заставляла сына учиться, так как сама была необразованной, и считала, что знания не пригодятся ему, так же, как и ей самой.

Безумная любовь и злонравие Простаковой дали достойные плоды…

5

(187 слов)

Text, letter Description automatically generated

2 вариант сочинения (151 слово)

«Злонравия достойные плоды» – это цитата из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Фонвизин в своём произведении позволил себе отойти от канонов классицизма, добавив в произведение реализма, который проявляется в отношение Простаковой и её крепостных крестьян.

Злонравие г-жи Простаковой видно с самого начала в сцене с кафтаном. Сразу можно понять отношение помещицы к крестьянам, а также ясно понять, насколько оно отличается от её отношения к своему любимому сыну Митофанушке. Простакова души не чает в сыне, но также из-за своей чрезмерной любви делает только хуже, превращая Митрофана в худшую версию себя. Вроде и пытается матушка дать своему сыночку достойное образование, но, слушая его постоянные капризы, идёт на уступки и даже поддерживает его в нежелании учиться.

Так и воспитала г-жа Простакова своего сына, который стал необразованным, не уважающим никого, даже собственную матушку. Именно поэтому Митрофанушка сразу согласился на службу, ведь не понимал, каково это будет. А Стародум показал матери, какой злонравия достойный плод она вырастила.

5

(151 слово)

Text, letter Description automatically generated

Text, letter Description automatically generated

(427 слов) Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин написал в 1782 году. В тот период царил век Просвещения. Тогда идея искусства заключалась в воспитательно-нравственной цели. Основной ролью писателей-классицистов было повлиять на развитие человека и его усовершенствование. Поэтому понятие «злонравия» занимает важное место в произведении Фонвизина. Он показывает, к чему приводят людей грубость, жестокость и алчность. Три этих качества отражают смысл слова «злонравие», которое описывает нравственное состояние семьи Простаковых. 

В своей комедии автор затрагивает такие проблемы, как отношение дворян к крепостному праву и воспитание нового поколения. Главной темой, все же, считается вторая, из-за чего произведение именуют как «комедией воспитания». Д. И. Фонвизин раскрывает деспотичность и бессердечность помещиков, которые не считаются с крестьянами, и эту модель поведения заимствуют их дети. К примеру, крепостная нянька Еремеевна служит в доме Простаковой около 40 лет, но вместо благодарности за свою работу она лишь получает копейки и пощечины. Госпожа Простакова унижает няньку, а Митрофан вторит ей и называет пожилую женщину «старой хрычовкой». Так, грубость матери передается сыну, и образуется круговорот порочности, который отрицательно сказывается на темпа развития страны.

Причина озлобленности персонажей комедии кроется в их невежественности и нежелании чему-то учиться. Они не осознают, что делают что-то не так, ведь не имеют даже поверхностных знаний о мире. Все исходит из рода семейства Простаковой и Скотинина. Их отец не знал грамоты, не знали и они сами. К тому же, герои считают, что разные науки бесполезны и толком никому не нужны. Они стремятся к деньгам любой ценой: поскольку заслужить достаток они не в состоянии, в ход идут хитрость и жестокость. Эту идею они передают Митрофанушке – представителю нового поколения. Вместе с ним его мать организует похищение богатой невесты, не считаясь даже с законом. 

Автор показывает читателю пример вредоносного воспитания в жизни героев комедии, описывая обучение Митрофана. В комедии в дом к Митрофану ходят его учителя – Кутейкин, Цыфиркин и Адам Адамыч Вральман. Эти персонажи в итоге так ничему не обучат мальчика, потому что в подавляющем большинстве сами являются необразованными и ленивыми людьми. А для Простаковой ученье Митрофанушки считалось лишь способом обеспечить ему карьеру. 

Д. И. Фонвизин считает, что в вопросах воспитания необходимы не только развитие ума, но и моральные нормы. Мысли о правильном воспитании автор затрагивает в словах героя Стародума во время диалога с Правдиным. Стародум говорит, что государю необходимы не только просвещенные подданые, но и люди высокоморальные, способные на нравственные подвиги. Однако все это чуждо Митрофану: его воспитание не включает ни того, ни другого. Именно поэтому в финале он грубит матери и фактически отрекается от нее. Так, главным плодом злонравия, а именно алчности, грубости и невежества, стало разрушение семьи Простаковых: сын просто не умел уважать родителей, а они не смогли заслужить уважения.

Автор: Тамара Крюкова

На чтение 4 мин Просмотров 3.6к.
Обновлено 22 июня, 2020

«Вот злонравия достойные плоды». Такими словами заканчивается знаменитая пьеса Фонвизина. Написана она в эпоху классицизма и согласна с его канонами драматургии. В XVIII веке пьесы решали, в первую очередь, воспитательные и нравственные задачи.

         Дворянство было привилегированным сословием, с которым государство связывало большие надежды в будущем. Но к сожалению, крепостное право сильно извратило дворян. На самом же деле эти проблемы актуальны и в наше время.

         Главным персонажем комедии является молодой человек Митрофанушка – сын барыни-крепостницы Простаковой. Перед читателем во всей красе предстает деградация дворян. Мать Митрофанушки – жестокая, грубая, злая и двуличная женщина. Ее фамилия говорит сама за себя, так как героиня – простак. Она не видит дальше своего носа, не может отличить хорошее от плохого. Простаковой чуждо желание думать, а ее главная черта характера – невежество, которое, к сожалению, сопровождается еще и злостью, желанием властвовать над всеми. Каждый день она бьет крепостных, она даже своего мужа сделала полностью подвластным ей.

         Единственный человек, которого любит Простакова – это ее сын: «Поди порезвись, Митрофанушка!». Но и любовь к сыну совершенно слепая. Мать старается соответствовать моде и правилам, нанимая сыну учителей, но со свойственными ей необразованностью и ленивым умом, она не может правильно оценить работу педагогов. К Митрофану была приставлена няня Еремеевна, получавшая «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Она продолжала пагубное влияние на хозяйского сына, и главной ее заботой было накормить мальчика, воспитанию же и она не уделяла совершенно внимания.

Вот и учитель математики Цыфиркин и учитель грамоте Кутейкин получают гроши за свой труд, зато Адам Адамыч Вральман, якобы обучавший Митрофанушку «всем наукам» был в доме на особом счету и пользовался особым уважением. А все потому, что не сильно обременял учением любимого сына Простаковой.

         Но к сожалению, и труды других учителей прошли даром для умственного развития Митрофанушки. Учился он без охоты и позволял себе довольно грубое и бесцеремонное отношение к своим наставникам. Конечно же, с таким учением, Митрофан продолжал оставаться абсолютно неграмотным и таким же невежественным. Он полное отражение своей матери, плод ее воспитания: «Не хочу учиться, хочу жениться», — это все, что беспокоит Митрофанушку. Софья считает, что он уже остановился в своем развитии, несмотря на то, что ему всего только 16 лет. Дальше возможна только еще большая деградация.

         Но самое страшное в Митрофанушке даже не его глупость и лень, а сочетание в нем тирана и раба. Он и жениться-то хочет, скорее всего, только потому, что его мать нашла подходящую невесту. А когда задуманное не удается, недоросль покорно соглашается на службу: «По мне, куды велят». В этом проявляется и его неумение и нежелание принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. И в то же время, Митрофанушка не умеет считаться с мыслями и чувствами других людей. И даже свою мать, так сильно любившую его, он предает, оставляя ее в трудную минуту.

         Стародум и Правдин являются обличителями семьи Простаковой. Стародум с первой встречи замечает, что Митрофанушка вырос таким злонравным из-за воспитания матери. С горечью он признает духовное разложение семьи Простаковой. Сам же он в пьесе ратует за достойное нравственное воспитание молодежи, которое должно стоять на первом месте: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Митрофанушку испортило воспитание и среда, в которой ему пришлось расти. И в этом автор видит самую большую проблему в воспитании современной ему молодежи.  Словами Стародума Фонвизин выражает свои мысли о том, что государству нужны не только образованные люди, но, возможно, в первую очередь – высоконравственные. А нравственность и моральные ценности закладываются не учителями, а семьей. Митрофанушка вырос тем, кем и должен был вырасти в семье Простаковой. Но Стародум считает, что еще не все потеряно в молодом человеке, и, возможно, служба сможет что-то изменить в нем.

Злонравие Простаковой вернулось к ней бумерангом. Но самое страшное, по мнению Фонвизина, это то, что дети таких дворян тоже растут злыми и глупыми. Деградация сословия и воспитание молодых людей образуют замкнутый круг, который необходимо размокнуть, прекратив поощрять в дворянах невежество, хамство и злость.

Сочинение на тему: Вот злонравия достойные плоды (по комедии «Недоросль»)

Все материалы с раздела: Сочинения по комедии Фонвизина «Недоросль»

Заказ сочинений

Вариант 1
Сочинение на тему: Вот злонравия достойные плоды (по комедии «Недоросль»)

         Комедия «Недоросль» была написана Д.И. Фонвизиным в 80-тых годах XVIII столетия. Автор создал произведение в стиле классицизма, и затрагивало оно отрицательные стороны общественной жизни, в частности, высмеивало и осуждало воспитание провинциальных дворян, их типичные пороки такие как, злой нрав, глупость, жадность, лицемерие, безграмотность, нежелание учиться, лень и другие.
         Также в этом произведении Д.И. Фонвизин поднимает такие проблемы, имеющие место в обществе, как самоуправство дворян, обладающих неограниченной властью, их жестокость и грубое отношение к прислуге, акцентирует внимание читателей на проявлениях социальной несправедливости в стране.
Как и положено в классическом жанре, герои комедии четко разделены на положительных и отрицательных, они имеют говорящие фамилии.
         Завершается комедия удачно вставленной репликой «Вот злонравия достойные плоды!», которую произносит положительный персонаж Стародум в адрес госпожи Простаковой. Эта финальная фраза говорит о многом. Она очень напоминает старую русскую поговорку «Что посеешь, то и пожнешь», и на примере жизни героини показывает, каким плачевным может быть исход, если человек будет себя вести аналогичным образом.
         Простакова – персонаж отрицательный в пьесе. Она провинциальная дворянка, обладающая неограниченной властью в отношении своих членов семьи и слуг. Госпожа не признает пользу образования и воспитания, потакает различным прихотям своего шестнадцатилетнего сына Митрофана, который на протяжении нескольких лет не может обучиться грамоте, и вместо того, чтобы заниматься, развлекается на голубятне.
         Ее муж, можно сказать, в доме не имеет права голоса, во всем соглашается с женой, с его мнением никто не считается. Видно, что и в глазах сына он не авторитет.
         Простакова злоупотребляет своей властью, бесчинствует, занимается незаконной деятельностью, она быстро выходит из себя, может ни за что наказать слуг, даже может подраться, например, со своим братом Скотининым. Она пытается насильно выдать замуж Софью то за Скотинина, то за Митрофана, и даже увезти девушку против ее воли.
         Все ее злодеяния и проделки приводят к тому, что ее ограничили во власти, передав уполномочия распоряжаться ее поместьем господину Правдину. Это ее сильно уязвило. Но самым большим потрясением и ударом для нее, как для матери, стало то, что от нее отвернулся Митрофан.
         Финальной фразой «Вот злонравия достойные плоды!» автор не только указывает на то, к чему привело злонравие Простаковой, но и обращается к зрителям с целью предостеречь их от подобного поведения.

Заказ сочинений

Вариант 2
Сочинение на тему: Вот злонравия достойные плоды (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — 8 класс, с цитатами)

Эта фраза была произнесена Стародумом в конце пьесы и относилась она к госпоже Простаковой, воплотившей в себе все отрицательные человеческие качества.

Госпожа Простакова, являвшаяся потомственной дворянкой, придерживалась архаических устоев и считала самым главным в жизни наличие богатства и власти. В полной мере пользуясь своим положением, она помыкала и командовала всеми, кто ее окружал. Единственным, кто был ей бесконечно дорог, стал ее сын Митрофанушка. Только его она любила и баловала, как могла. Митрофанушке было дозволено все, чего он ни пожелает. Стараясь соответствовать современной моде, госпожа Простакова наняла сыну учителя, но потакая лени сына, не особенно утруждала его занятиями. Несмотря на то, что ему исполнилось шестнадцать лет, Митрофанушка остается инфантильным, капризным ребенком, а его слова: “Не хочу учиться, хочу жениться” стали крылатой фразой. Пользуясь бесконечной материнской любовью и вседозволенностью, а также видя ее деспотичность по отношению к окружающим, Митрофан вырос не только грубым и эгоистичным недорослем, но и безвольным, не способным самостоятельно принимать решения, не имеющим собственного мнения и быть ответственным за свои поступки человеком: “По мне куды велят”, — покорно соглашается он на службу в финале пьесы.

Все злонравие госпожи Простаковой бумерангом возвращается к ней, когда любимый сын, не задумываясь, предает ее в момент разоблачения всех коварных планов Простаковой и от нее все отвернулись. “Да отвяжись, матушка, как навязалась”, — в этих словах Митрофана проявилась вся черствость его души, взлелеянная нерадивой матерью. “Вот злонравия достойные плоды”, — резюмирует тогда Стародум, подразумевая, что она получила то, чего заслужила всем своим образом жизни и отношением к людям.

Тестсоч.ру — после 2 варианта

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по комедии Фонвизина «Недоросль»

«Вот злонравия достойные плоды» (с характеристиками персонажей) (Фонвизин Д. И.)

Одним из самых известных произведений Д.И. Фонвизина является «Недоросль», написанный в 1782 году. Несмотря на то, что это произведение является комедий, его последнее действие заставляет читателя не столько засмеяться, сколько задуматься. Правдин берет имение Простаковых под свою опеку, лишая их имущества и власти над крестьянами; Митрофан идет служить, выказывая при этом равнодушие и к своей судьбе, и к матери; за последнее его упрекает даже мягкохарактерный отец.

Комедия заканчивается словами Стародума: “Вот злонравия достойные плоды!”. Эти слова подытоживают не только действие пьесы, но и судьбу некоторых ее героев. Для того, чтобы увидеть, что привело к такому результату, необходимо рассмотреть образы отрицательных персонажей “Недоросля”, а так же то, как характеризуют их положительные персонажи.

Одной из является госпожа Простакова, деспотичная помещица, которую не раз называют «бесчеловечной». Простакова жестока по отношению ко всему своему окружению. Она наказывает крестьян за любую провинность, обирает их до нитки, и вся прислуга в доме Простаковых, от кормилицы до портного, запугана ею. Будучи крайне властной и жестокой до варварства женщиной, Простакова унижает всех, в ком ей видится слабость; даже к собственному мужу она относится не лучше, чем к слугам: робкий, забитый Простаков терпит от нее и оскорбления, и побои. Единственным человеком, с чьим мнением Простакова считается, является ее брат Тарас Скотинин, но это только потому, что она чувствует в нем грубую силу. Еще одной характерной чертой этой героини является лицемерие. Узнав, что сирота Софья стала богатой наследницей, Простакова делается с ней «ласковою до самой низости», в то же время надеясь выдать ее за своего сына Митрофанушку. Наверное, только к сыну Простакова и испытывает хоть сколько-то светлое чувство, однако даже ее любовь принимает уродливую форму, и ее воспитание превращает Митрофана в такого же жестокого и ограниченного человека, как и она сама.

Говоря о помещиках Простаковых, нельзя, разумеется, не заметить контраст между мужем и женой. Если последняя – деспотичная хозяйка, которую боится вся прислуга, то сам Простаков играет в своем доме весьма незавидную роль. Он глуп, мягкотел и даже труслив. Простаков не принимает никаких важных решений, терпит унижения от жены, даже сын, которого он по-отечески любит, не выказывает ему ни малейшего уважения.

Тарас Скотинин, брат госпожи Простаковой, также деспотичный помещик, не считающий своих крестьян за людей. Лучше всего этого персонажа описывают его собственные слова: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою». Скотинин жесток и жаден не меньше, чем Простакова, даже свиньи в его поместье живут лучше крестьян. Он хвастается, что за всю жизнь не прочел ни одной книги; как и его отец, никогда ничему не учился. Не раз в комедии подчеркивается любовь Тараса Скотинина к свиньям и проводится явная параллель между ним и этими животными. Его образ в комедии сочетает в себе все самое отталкивающее, что видел Фонвизин в русском дворянстве своего времени: безграмотность, узколобость, злобу, жестокость и корысть.

Митрофанушка, еще один герой, являющийся примером отрицательных черт современного Фонвизину дворянства, тоже растет жестоким и бессердечным. Он избалован матерью и во всем ему потакающей прислугой, глуп и ленив, эгоистичен. Митрофанушка грубит приходящим учителям и кормилице Еремеевне; за годы учебы он ничему не научился – Цыфиркин говорит о своем ученике, что он «до трех перечесть не умеет». При этом Митрофанушка уже привык приказывать крепостным и угрожать им. Даже по отношению к слепо любящей его матери Митрофанушка ведет себя жестоко и эгоистично: при всяком удобном случае он старается манипулировать ею, а когда та, лишившись права распоряжаться поместьем, пытается найти в нем поддержку, просто от отмахивается от нее.

Одним из немногих положительных героев комедии является Правдин – чиновник, ездящий по территории наместничества и выявляющий нарушения среди помещиков. Несколько дней он наблюдает за бесчеловечностью Простаковой. Именно он дает исчерпывающие характеристики всем членам этой семьи: «нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Наконец, самодурство Простаковой, бесконечно тиранящей крестьян, а также ее попытка насильно выдать Софью замуж позволяют ревизору взять поместье под опеку, что и приводит к финалу комедии. Как персонаж Правдин играет важное значение в идейном замысле произведения. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслуженно вознаграждает и наказывает, руководствуясь справедливостью и буквой закона. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции, за которой должно оставаться последнее слово.

Итак, что же такое «злонравие»? Злонравием можно назвать склонность ко злу, жестокости, испорченность нравов, моральную деградацию, к которой приходят Простаковы и Тарас Скотинин. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и невежества. Достойным плодом злонравия вырастает Митрофанушка – эгоистичный и ограниченный человек, равнодушный не только к матери, но даже и к собственной судьбе, несмотря на свою молодость, уже испорченный укладом традиционной помещичьей жизни.

Актуальность комедии

«Недоросль» Фонвизина не сходит с театральных подмостков и сейчас, хотя его отделяют от современного зрителя два столетия. К этой пьесе невозможно относиться как к давней странице истории. Ведь тема воспитания молодого поколения в литературе актуальна во все времена. Противостояние идей, исповедуемых героями Фонвизина, их разное отношение к детям не могут не волновать и сегодня.

Центральное место в пьесе принадлежит проблеме воспитания. Жестокий, жадный и необразованный Митрофан — плод злонравия той невежественной среды, в которой он вырос. Написать краткое сочинение-рассуждение по комедии «Недоросль» несложно. Это очень интересная тема для школьников и абитуриентов. Выводы по поводу злонравия в пьесе лежат на поверхности. Объяснить смысл фразы «злонравия достойные плоды» можно не только образами персонажей бессмертной комедии Фонвизина, но и примерами из современной жизни.

Столкновение двух миров

Основой сценария комедии является столкновение двух разных по своей сути миров. В каждом из них сложились свои стили поведения, интересы, потребности. Мир необразованных, ленивых, злых помещиков, творящих беззакония, мечтает безраздельно властвовать не только над миром бесправных крепостных крестьян, но даже и над благородными просвещенными членами общества. Положительных героев в пьесе представляют:

  • сирота Софья;
  • жених Софьи — храбрый офицер Милон;
  • дядя Софьи Стародум — прямодушный человек закалки Петровской эпохи;
  • Правдин — государственный чиновник.

Два диаметрально противоположных лагеря наиболее всесторонне показаны в образах Стародума и Простаковой. Эти персонажи имеют совершенно разные намерения в отношении своих детей. Например, Простакова обращается к сыну: «Нашел деньги — ни с кем не делись… Не учись этой дурацкой науке!» Стародум же учит Софью: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтобы прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…»

Противостояние идей персонажей Фонвизина и сегодня не может не волновать. Ведь никуда не исчезли родители, которые заботятся только о материальных благах для своего чада, забыв о воспитании. Такая искаженная любовь и безоговорочное исполнение всех желаний ребенка в дальнейшем неизбежно приведут к катастрофе. «Злонравие» членов семьи Простаковых-Скотининых, в которой взрослеет «дитятко», приносит свои плоды.

Если нет уважения, взаимопонимания, любви и доброты, это неизбежно приведет к разрушительным последствиям. Вряд ли такое совместное проживание людей в моральном плане можно назвать семьей. К людям, посеявшим зло, оно же и вернется. Каждому обязательно воздастся по заслугам, дети наследуют черты родителей. Митрофанушка, например, перенял у матушки:

  • невежество;
  • жадность;
  • лень;
  • жестокость.

Что такое «злонравие»

Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»? Значение этого слова легко понять, обратившись к характерам персонажей. Злой нрав, присущий отдельным героям пьесы, явлен в комедии во всем своем неприглядном виде. Скотинин и Простакова перед зрителями, как на ладони. Они слишком уверены в своей правоте, чтобы попытаться скрыть безобразные черты своей натуры.

Своевольная Простакова настолько привыкла относиться грубо к окружающим, что не сдерживает себя и в отношении родных. Не отстает от нее и Скотинин. Они хотят заставить Софью вступить в брак против ее воли. Грубость и насилие, их обычные методы, должны сработать и в отношении этой разумной порядочной девушки. В пьесе присутствует трагическая нотка — в сложившейся ситуации героине помогает только неожиданное заступничество властей. Обнаружив, что у Софьи есть защитники, помещица решает играть в благородство. Но способна ли Простакова долго носить маску? Ведь она так привыкла презирать всех, что игра в благородство требует огромных усилий.

Несоответствие маски и настоящего лица делает помещицу нелепой. Необузданная любовь Простаковой к Митрофану и одновременно неистовая озлобленность ко всем остальным людям приводят ее к катастрофе. Неблагодарный сын отворачивается от матери в трагическую минуту ее жизни, брат тоже отходит в сторону. Это означает, что у нее нет близких людей, готовых заступиться за нее. План Простаковой был — получить часть наследства Софьи, в итоге же она оказалась жалкой и смешной.

Понятие «злонравие» в «Недоросле» значительно шире, чем характеры персонажей. Крепостничество развратило нравы помещиков. Жестокость, своеволие, безнаказанность господ превратили жизнь простого народа в череду унижений, непосильного труда и душевных драм.

Во многих произведениях русской классики явлены плоды злонравия. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

“Вот злонравия достойные плоды!”

Уже с первой реплики Фонвизин вводит своего читателя в обыденную помещичью русскую усадьбу. И сразу же дает понять, что представляет из себя здесь “политическая вольность” хозяйки имения госпожи Простаковой.

“Кафтан весь испорчен”, – кричит она и тут же зовет ни в чем не повинного Тришку, который портняжное дело освоил самоучкой. Такому крепостному “скоту” и портным-то не надо быть, “чтобы уметь сшить кафтан хорошенько”. А коли он, “воровская харя”, не угодил госпоже, хотя госпожа и сама-то не знает, чем кафтан плох, она холопам “потакать не намерена”.

“С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!” – жалуется Простакова. И начинает хвастаться, как во всем “управляется” сама: с утра до вечера то бранится, то дерется: “тем и дом держится”. Простакова искренне удивляется: “Ах, она бестия!

Лежит! Как будто она благородная!”.

А потом, когда не удастся ей очередная подлость – насильно выдать опекаемую ею Софью замуж за своего недоумка сыночка Митрофанушку, – раскрывается

Но при всем этом Простакова не зверь, а человек, пусть безнадежно испорченный средой и воспитанием, но все же человек. Фонвизин сумел показать это в последней сцене комедии, когда потерявшая власть Простакова, увидев крушение своих замыслов, бросается к сыну с возгласом: “Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофанушка!” – и наталкивается на бессердечный и злой ответ его: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” -“Вот злонравия достойные плоды!” – говорит Стародум, заканчивая комедию: но эта оценка его относится не только к Простаковой, а и ко всей системе государственного порядка в России.

Сочинение: Вот злонравия достойные плоды (по пьесе Фонвизина «Недоросль»)

(427 слов) Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин написал в 1782 году. В тот период царил век Просвещения. Тогда идея искусства заключалась в воспитательно-нравственной цели. Основной ролью писателей-классицистов было повлиять на развитие человека и его усовершенствование. Поэтому понятие «злонравия» занимает важное место в произведении Фонвизина. Он показывает, к чему приводят людей грубость, жестокость и алчность. Три этих качества отражают смысл слова «злонравие», которое описывает нравственное состояние семьи Простаковых.

В своей комедии автор затрагивает такие проблемы, как отношение дворян к крепостному праву и воспитание нового поколения. Главной темой, все же, считается вторая, из-за чего произведение именуют как «комедией воспитания». Д. И. Фонвизин раскрывает деспотичность и бессердечность помещиков, которые не считаются с крестьянами, и эту модель поведения заимствуют их дети. К примеру, крепостная нянька Еремеевна служит в доме Простаковой около 40 лет, но вместо благодарности за свою работу она лишь получает копейки и пощечины. Госпожа Простакова унижает няньку, а Митрофан вторит ей и называет пожилую женщину «старой хрычовкой». Так, грубость матери передается сыну, и образуется круговорот порочности, который отрицательно сказывается на темпа развития страны.

Причина озлобленности персонажей комедии кроется в их невежественности и нежелании чему-то учиться. Они не осознают, что делают что-то не так, ведь не имеют даже поверхностных знаний о мире. Все исходит из рода семейства Простаковой и Скотинина. Их отец не знал грамоты, не знали и они сами. К тому же, герои считают, что разные науки бесполезны и толком никому не нужны. Они стремятся к деньгам любой ценой: поскольку заслужить достаток они не в состоянии, в ход идут хитрость и жестокость. Эту идею они передают Митрофанушке – представителю нового поколения. Вместе с ним его мать организует похищение богатой невесты, не считаясь даже с законом.

Автор показывает читателю пример вредоносного воспитания в жизни героев комедии, описывая обучение Митрофана. В комедии в дом к Митрофану ходят его учителя – Кутейкин, Цыфиркин и Адам Адамыч Вральман. Эти персонажи в итоге так ничему не обучат мальчика, потому что в подавляющем большинстве сами являются необразованными и ленивыми людьми. А для Простаковой ученье Митрофанушки считалось лишь способом обеспечить ему карьеру.

Д. И. Фонвизин считает, что в вопросах воспитания необходимы не только развитие ума, но и моральные нормы. Мысли о правильном воспитании автор затрагивает в словах героя Стародума во время диалога с Правдиным. Стародум говорит, что государю необходимы не только просвещенные подданые, но и люди высокоморальные, способные на нравственные подвиги. Однако все это чуждо Митрофану: его воспитание не включает ни того, ни другого. Именно поэтому в финале он грубит матери и фактически отрекается от нее. Так, главным плодом злонравия, а именно алчности, грубости и невежества, стало разрушение семьи Простаковых: сын просто не умел уважать родителей, а они не смогли заслужить уважения.

Автор: Тамара Крюкова

Имя и звание

Среди портретов всех героев особое значение имеет образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль» он представляет молодое поколение дворян, будущий оплот и силу государственной власти, надежду и опору страны. Насколько же отвечает юноша своему высокому назначению? В характеристике героя ключевыми являются два понятия: его имя и трактовка социального положения. Почему назвал его Фонвизин «недоросль Митрофанушка»? Первое слово было достаточно распространено в повседневном обиходе носителей русского языка в то время. Им называли молодых людей дворянского происхождения, которые не достигли ещё 21 года, не были совершеннолетними и не служили, следовательно, на государственной службе. Жили они под опекой родителей, ничем не утруждая себя. Если вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина, то там главный герой получает такое же прозвище. Что касается имени, то расшифровка его значения очень важна для понимания того, что представляет собою образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль», произведении в духе и традициях классицизма, используется приём говорящих имён и фамилий. «Митрофан» — слово греческое, переводится как «являющий свою мать», «похожий на мать». Что это значит, рассмотрим ниже.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и в чем эти произведения можно сопоставить с фонвизинской пьесой?

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин? Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный. Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу. Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую. Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой! Цыфиркин. И еще спасибо.Правдин дает также ему деньги.Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете? Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина. Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат. Правдин (Цыфиркину). Поди же, мой друг, с богом.Цифиркин отходит.Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою. Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь. Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе. Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей? Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стеш-ними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна.Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам… Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца. Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась… Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.) Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти. Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.Софья и Еремеевна помогают.Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. Митрофан. Да она как будто неведомо… Правдин. Грубиян! Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что? Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется. Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить… Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят… Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

«Злонравия достойные плоды»

Мы хорошо помним, какой фразой заканчивается у автора (Д. И. Фонвизин) «Недоросль». Характеристика Митрофанушки в ней как на ладони. Он ради богатого приданого участвовал в затеянном матерью похищении Софьи. А затем, когда Простакова оказывается отлучена от управления имением, лишена власти и ищет сочувствия у сына, тот её просто отталкивает.

Не нужна ему мать. Никто не нужен. Это животное, лишённое даже инстинктивных привязанностей. В этом плане герой даже мать переплюнул. Если она в финале пьесы вызывает жалость и даже некое сочувствие, то он – только презрение и негодование.

К сожалению, актуальна комедия и в наши дни. Недаром не сходит она с подмостков столичных и провинциальных театров!

Сочинение «Недоросль» — 8 класс

Воспитание и образование в комедии «Недоросль»

Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» является одним из наиболее значимых в 18 веке. Оно имеет социально-политический смысл, описывая беспредел в поведении помещиков по отношению к крепостным: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».

В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.

Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.

Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.

В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.

Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.

Характеристика Митрофана из комедии “Недоросль”

МИТРОФАНУШКА — герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII»Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского «гнезда».

В доме своих родителей М. — главный «забавник» и «затейник», выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться. Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать».

Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка.

Это традиционная для просветительской литературы тема. Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» по разрешению консистории.

Отсюда в известной сцене экзамена М. — выдающееся изобретение митрофановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили».

Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.

Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам», характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью». Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

Обличение крепостного права в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” — сочинение

В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми — помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.

Именно в этот период появлялись многие недовольные происходящим писатели. Одним из них и был Денис Иванович Фонвизин. Он проявил особую смелость и широту взглядов во время написания своей комедии под названием “Недоросль”. Вся государственная политика России в то время строилась на крепостном праве. Здесь нужно заметить, что в общем права имели только те, кто был у власти, владел землями и крестьянами. Все остальные люди просто не имели никакого права. Они являлись собственностью хозяев и не могли даже шага сделать без разрешения. Автор сумел очень тонко обличить пороки некоторых крепостников. Среди них были Скотинин и Простаков. Фонвизин показал прочность строя, при котором судьба и жизнь человека полностью зависят от произвола его владельца. Его помещики показаны во всем цвете: власть и деньги разлагают их моральные устои.

Имена самодуров-помещиков тоже подобраны совсем не случайно- Скотинин и Простаков. Автор постоянно сравнивает их со свиньями. Даже лица он называет “рылом”. Скотинин все время упоминает своих любимых свиней. А Простаков “уж такою рохлею родился”. Крепостники совершенно потеряли страх. Автор неоднозначно пишет “свиньи на голову выше каждого”. Это говорит об омерзительном поведении, невежестве и необразованности правящего клана. Простаков постоянно бранится: “А ты, скот, подойди сюда”, “бестия”, “собачья ты дочь”, “твоя скверная харя”. Совсем недалеко от отца ушел и его сын Митрофанушка. Он тоже позволяет себе непростительно общаться с окружающими: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.

Помещики даже и на миллиметр не стесняются своей грубости и невоспитанности. Даже свои убытки они намерены устранить за чужой счет: “Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”. Простаков уже сумел заметить: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!”

В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.

Вот злонравия достойные плоды!

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.

На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.

В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний.

Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»).

Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).

Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын».

Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

Образы учителей Митрофана в комедии “Недоросль”

Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю», — говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.

В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии1, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы, — вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.

Сочинение 9 класс. «Вот злонравия достойные плоды!» (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

«Недоросль» — комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше — он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово «злонравие». Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы. Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый Кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она — барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить. Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, как дворянка». В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а «душами», которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару. Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он — плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется, и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание — закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерна, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше. Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок — выкрасть Софью, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является как бы логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого. Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой даже для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища — власть и сына. Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущества, что смотрели на «Недоросля» как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сближающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины — многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых — косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией на жизнь екатерининского двора. Таким образом, госпожа Простакова — не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка — порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое — это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье — это обвинение в самодурстве и «злонравии». Эти пороки наносят вред не только людям (муж — безвольный раб, сын — глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет. «Вот злонравия достойные плоды!» — Нравоучительно замечает Стародум в конце пьесы. Зло всегда порождает зло еще большее. Все недостойные поступки, совершенные человеком, вернутся ему бумерангом тогда, когда он сам меньше всего этого ждет. Поэтому комедию Недоросль можно воспринимать не только как социально-политическую сатиру, но и как призыв ко всем людям изживать в себе злонравие.

«Мой век проходит. Его готовлю в люди»

Так говорит о сыне госпожа Простакова. И, действительно, она буквально из кожи лезет, чтобы обеспечить ему безбедное и счастливое будущее. Счастливое, конечно, со своей точки зрения. Каким же растёт под материнским крылышком да надёжной защитой «мамки» Еремеевны сей дворянский отпрыск? Скажем прямо: это дерзкий, грубый, ленивый эгоист, избалованный, с одной стороны, вседозволенностью своего происхождения и классовых привилегий, и с другой — неразумной, слепой, животной любовью «маменьки». В этом смысле образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» весьма типичен. Огромное количество поместных дворянчиков, подобно ему, проводили праздно время в родительских усадьбах, гоняя голубей, командуя крепостными и пользуясь теми благами, которые можно извлечь из их труда. Фонвизинский персонаж воплощает наиболее отрицательные черты своего класса. Он храбр и нагл с теми, кто беззащитен и бесправен. Оскорбляет Еремеевну, которая растит его как родного. Глумится над учителями, ничего не желая делать, ничем полезным не интересуясь. Даже отца родного презирает и грубит ему. Зато перед теми, кто сильнее, он откровенно трусит. Когда Скотинин хочет побить племянника, тот прячется за старую свою няньку. А уж она орлицей бросается защищать любимого питомца! Характер и образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» говорят сами за себя. Сынок с маменькой отлично дополняют друг друга. Матушка гордится тем, что ни читать, ни писать сын не умеет. И ему советует: не учиться науке математике, не делиться ни с кем, всё себе забирать. Да и география ему тоже не нужна: извозчики довезут! Главную же науку — обирать как липку своих крестьян, «драться да лаяться» — усвоил герой идеально. Подобно матушке, он закатывает рукава, чтобы, чуть только не по его, расправляться с крепостными и дворовыми, которые для него не люди, а вещи или рабочий скот.

Основной проблемой, поднимаемой в этой известной пьесе, является задача воспитания просвещенного, трудолюбивого, целеустремленного и в то же время преданного родной стране человека. В 18 столетии дворян было принято считать настоящим «оплотом общества», именно с этим сословием передовые русские люди связывали надежды на лучшее будущее.

Однако центральный персонаж комедии Митрофан Простаков с рождения растет в обстановке полнейшего невежества, грубости, хамства, пренебрежения к окружающим со стороны его родителей. Именно по этой причине юноша вырастает фактически неграмотным и столь же уверенным в своей избранности и в том, что ему нет никакой необходимости чем-либо заниматься, как и его чрезвычайно ограниченная и при этом достаточно жестокая мать.

На протяжении всей пьесы автор не перестает подчеркивать, что наиболее серьезным злом в тогдашней России является безоговорочное владение крепостными крестьянами, в отношении которых хозяевам позволяется абсолютно все. Весь жизненный уклад семейства Простаковых базируется на крепостничестве, обеспечивающем произвол господ и полное бесправие дворовой прислуги.

С первых же сцен комедии бросается в глаза бесхозяйственность и неряшливость, царящие в усадьбе, где проживают госпожа Простакова, ее муж и сын, а также брат этой женщины по фамилии Скотинин. Сама владелица поместья нисколько не скрывает того, что с утра до вечера она бранится и применяет рукоприкладство, иначе, по ее мнению, просто невозможно поддерживать какой-либо порядок в доме. Однако при всей своей грубости и кажущемся бессердечии она все же обожает сына, в чем также несложно убедиться.

Речь Простаковой может быть как откровенно хамской, так и робкой, подобострастной в зависимости от того, с кем она в определенный момент беседует. Манера говорить Скотинина полностью оправдывает его фамилию, этот человек и в самом себе, и в окружающих видит в первую очередь каких-либо животных, а не людей.

Шестнадцатилетний Митрофан становится жертвой семейной обстановки и полученного им воспитания, точнее, полного его отсутствия. Сначала к мальчику была приставлена нянюшка Еремеевна, жалованье которой составляет около пяти рублей в год и приблизительно пять пощечин ежедневно, как с горечью замечает она сама. Но няня заботилась лишь о том, чтобы ее подопечный был накормлен, никак не пытаясь развивать и обучать мальчика.

Уже на протяжении нескольких лет Митрофанушка занимается одновременно у трех наставников, пытающихся хоть чему-нибудь его научить, однако все их усилия оказываются совершенно напрасными. Некий отставной военнослужащий Цыфиркин преподает юному дворянину арифметику, семинарист Кутейкин учит грамоте, тогда как немец Вральман уверяет хозяев в том, что просвещает их сына в области всех наук, в частности, помогает ему освоить иностранные языки. Однако в действительности он прежде служил всего лишь кучером и абсолютно не подходит для роли учителя.

Тем не менее, необразованные Простаковы доверяют этому человеку, к тому же им нравится то, что он явно не перегружает занятиями их уже фактически взрослого «ребенка». Немец получает гораздо больше, чем русские преподаватели, он также обеспечивается в доме столом и одеждой, а Митрофан ведет себя с учителями крайне бесцеремонно, без всяких причин прерывая занятия по собственному желанию и ничего не усваивая, хотя его «обучение» продолжается уже не менее четырех лет.

В семье Простаковых и в усадьбе всем заправляет хозяйка, отец Митрофанушки и его дядя безоговорочно подчиняются жене и сестре. Сама Простакова, не чающая души в сыне, не замечает того, что он в глубине души и к ней относится столь же пренебрежительно, как к остальным. Шестнадцатилетний юноша изо дня в день бездельничает, лишь время от времени забираясь на голубятню.

Гость дома Стародум сразу же замечает, что Митрофан не только полнейший невежда, но и бессердечный, равнодушный к другим людям человек, и именно это обстоятельство вызывает в нем наибольшую тревогу. Он прекрасно понимает, насколько бесполезны для взрослеющего парня визиты педагогов, ведь Митрофанушка совершенно ничему у них не учится и не желает учиться, юный дворянин откровенно говорит, что он стремится лишь есть, спать и как можно скорее жениться, никаких иных интересов у него не существует.

Для Стародума нет сомнений в том, что Митрофан вырос таким именно из-за царящей в доме жестокости, грубости, агрессивности и в то же время баловства со стороны матери. В финале пьесы автор предупреждает читателей о том, что любое воспитание должно основываться, прежде всего, на привитии таких душевных качеств, как доброта, милосердие, сострадание к другим людям, а уже затем следует давать и необходимое образование.

Основная беда центрального персонажа комедии заключается в отсутствии настоящего человеческого сердца, а в сочетании с его крайне низким умственным развитием такого человека можно приравнять к зверю, что и делает Стародум. Однако умудренному жизнью мужчине кажется, что и Митрофан не окончательно безнадежен, что при перемещении недоросля в иную обстановку, на службу, где его будут окружать другие, не похожие на родителей и дядюшку люди, он еще может измениться.

  • Написать сочинение рассказ о народном промысле в публицистическом стиле
  • Написать сочинение про свой класс
  • Написать сочинение рассказ на основе услышанного 7 класс русский язык
  • Написать сочинение про профессию
  • Написать сочинение пушкина медный всадник