На уроках русского языка часто дается задание написать письмо своему другу. В данной статье рассмотрим, как писать письмо другу.
Написанное на уроках русского языка дружеское письмо не предполагает, что ученик действительно отправит это письмо. Однако, когда ученик составляет письмо, он должен думать о том, что отправит это письмо, чтобы сделать письмо более реалистичным.
Содержание
- С чего начать сочинение-письмо
- Письмо другу – сочинение-впечатление
- Образец письма подружке
- Письмо-ответ другу
- Сочинение-рассказ Письмо другу
- Письмо другу на английском с переводом
С чего начать сочинение-письмо
Чтобы правильно выполнить задание, в котором дано составить письмо другу, нужно строить письмо по определенному плану:
- Приветствие.
- Раскрытие темы и основной мысли письма.
- Прощание.
Перед началом написания письма необходимо четко осознать, на какую тему будет вестись разговор.
В некоторых письмах используются постскриптумы, находящиеся в самом конце всего высказывания.
Письмо имеет ряд своих особенностей. Так как адресат и адресант являются друзьями, письмо носит личный характер. Здесь отсутствуют черты официально-делового и научного стиля. Адресант использует разговорную лексику, в тексте наблюдается большое количество простых и неполных предложений.
Письмо должно строиться как диалог, чтобы адресат мог ответить на письмо. Это означает, что в письме должны быть вопросы, на которые должен будет ответить собеседник в своем письме.
Письмо другу – сочинение-впечатление
Привет, Маруся! Как у тебя дела? Как поживаешь? Что у тебя нового? У тебя произошло что-нибудь интересное?
У меня столько всего интересного произошло. Не знаю даже с чего начать — уж очень много интересных вещей было. Расскажу про самую удачную встречу этого лета. Обязательно жду от тебя ответное письмо. Я сейчас у бабушки на даче, пиши на этот адрес. Укажу обратный адрес на конверте.
Я сейчас такое расскажу!!! Обалдеешь! Это, наверное, самое удивительное, что я когда-либо видел. Это самая невероятная история в моей жизни.
Я вчера видел настоящую летающую тарелку. Честно, я не вру! Настоящая, прямо, как в фильмах. Мы ходили вечером с бабушкой в соседнее село за молоком, там то это и произошло. Мы шли через большое поле. Резко в небе загорелось белоснежное облако. Над нами появилась тарелка. Все небо стало белое-белое, как будто на дворе вовсе и не ночь.
Мы сперва не поверили своим глазам и переглянулись с бабулей. Но нам не показалось — перед нами была настоящая летающая тарелка. Я сфотографировал ее на мобильный телефон, так что я покажу тебе все в школе.
Тарелка была серебристого цвета. Вокруг нее было много горящих огоньков, поэтому она очень ярко светилась. По размеру она была огромная, наверное, как футбольное поле, а может даже больше. Она пролетела над нами примерно за десять секунд, потом просто исчезла, также неожиданно, как и появилась. Бабуля была в шоке, она сразу позвонила всем родственникам и все рассказала. Я тоже маме сразу позвонил. Я в восторге. Это было потрясающе!!!
Наверное, ты мне не поверишь, но это правда! Я теперь я считаю этот день самым удачным. Завтра мы позвоним в передачу про НЛО. Наверное, мы станем звездами. К нам будут приходить из новостей и брать интервью.
Раньше жизнь у меня обычная и непримечательная. Но теперь все изменится — я чувствую. Это история с тарелкой принесет мне удачу! Жизнь наша изменится радикально.
Надеюсь мы скоро встретимся. Я уже жду школьный сезон, очень хочу показать тебе все фотографии. Интересно произойдет этим летом, что-то еще более интересное. Я очень соскучился!
Твой друг Петя.
Образец письма подружке
Привет, Надюш! Так хотелось написать тебе, пока была в поездке.
Мое лето прошло просто замечательно. Вместе с родителями я ездила на море. Кстати, не помню, а ты когда-нибудь была на море?
Каждый день мы ходили купаться. Ты же знаешь, я совсем не умею плавать. Так вот, папа учил меня плавать. Не сказала бы, что теперь это получается у меня прекрасно, но сдвиги все же есть. Не понимаю, как ты плаваешь на спине?!
Я даже боюсь заходить в воду, а ты так спокойно держишься на ней. Ну вот, из-за того, что я очень часто была в воде, это лето запомнится мне навсегда. А как ты провела свои каникулы?
Очень соскучилась по тебе! Надеюсь, скоро приедешь в гости! Жду ответа! Пока!
Письмо-ответ другу
Дорогой друг, как давно мы с тобой не виделись! Твое письмо я получил еще неделю назад, оно меня очень обрадовало. Сейчас выдалась свободная минутка, я решил ответить тебе.
Это лето я провожу на даче с родителями и младшей сестренкой. В город выезжаем очень редко. Но меня и не тянет туда. На даче очень хорошо. Погода стоит отличная, очень жарко. Мы всей семьей каждый день ходим на реку купаться и загорать.
Проводим на пляже много времени. В такую погоду там находятся все дачники. Мама купила нам с сестрой по надувному матрасу, а мне еще ласты. В них я могу плыть очень быстро. Однажды я даже хотел переплыть с одного берега на другой, но папа не разрешил мне. На будущий год я обязательно сделаю это.
У нас с сестренкой есть одно развлечение. По средам мы всегда ходим вдвоем на рыбалку. Накануне вечером сестра обязательно подготавливает нам еду, которую надо взять с собой. А я копаю червей и беру с собой прикорм для рыб. Встаем мы на рыбалку очень рано. На улице в это время дня еще сыро и прохладно, поэтому одеваться приходится теплее. Идя назад мы уже снимаем наши ветровки.
Ходим мы на рыбалку всегда в одно и то же место. Это наше любимое озеро с камышами и утками. В этом году там много маленьких утят. Мы их подкармливаем хлебом, который остается у нас после завтрака. Рыбу, которую я ловлю, мы относим маме. Если попалась крупная рыба, то мама готовит нам ее на обед. А если маленькая, то отдает соседскому коту Ваське. Тот очень радуется нашему улову.
Дни летят незаметно. Уже прошел целый месяц каникул. Я уже начинаю немного скучать по школе и по своим одноклассникам. Быстрей бы всех увидеть, узнать, как они провели лето.
Напиши мне, что у тебя нового, как поживает твой брат Андрюша. Мне очень интересно, что у вас происходит.
До свидания. До встречи осенью на перекличке.
Твой Сашка.
Сочинение-рассказ Письмо другу
Я рад тебе написать, друг мой!
Знаешь, от этих сочинений, от этих упражнений, где нужно написать письмо другу, ответив на вопросы и задав свои, так устаёшь! Они так надоедают!
Вот мы на английском каждый урок по одному письму пишем – готовимся к экзамену. А ещё на дом задают… Так, говорю, так надоедает, что хоть никому не пиши. Лучше звонить… И вообще, почему у письма должна быть вот такая прямо структура?
Понятно, что в сочинении вступление, аргументы (плюсы и минусы), выводы, если о каком-то вопросе речь спорном. Но письмо, это ведь не официальный документ, хотя бывают и такие! Почему я, когда тебе пишу, должен придерживаться каких-то вступлений… Соблюдать объем! Нет, тут, как сердце ляжет… То есть как рука пойдёт.
Всякие схемы нужны лишь для того, чтобы написать, когда особо не о чем. Или, наоборот, слишком много мыслей, в них утонуть можно… Другого человека утопить. А если всё нормально у «сочинителя», то схемы только мешают. Они будто убивают творчество, живое общение…
Кстати, раньше было интересней – сочинять от руки, а теперь, если печатаешь, то уже не совсем то. Конечно, тебе ошибки исправят и всё такое, но не то это, не то.
Я помню в детстве, когда мы писали друг другу письма из картинок – рисовали прямо. Информации в этих письмах было не так уж много, но вот настроение! Краски. Я даже один раз изрисовал конверт. Боялся, что на почте не возьмут это письмо. Но всё нормально. Мы тогда, по-моему, нормально буквы не знали ещё… Помнишь, как забавно было? Я нарисовал комикс про поход в зоопарк, а ты сделал карикатуру на брата!
Вот, а теперь я должен спросить у тебя о новостях. Но я не собираюсь! Почему? Да ты и так знаешь, что я очень интересуюсь твоей жизнью… И так напишешь! Раз друг, то лишняя вежливость не нужна. Как там твои родители, к слову? Привет им!
Ещё надо, чтобы лист занять, о погоде пару слов. Погода разная у нас. То дождь, то солнце! То солнце, то дождь. Ничего особенного, по сезону.
Вот интересно, что это упражнение заставило меня вспомнить, как мы раньше писали друг другу письма. Или рисовали их. Сейчас только всё через Интернет… Но в письмах тоже что-то есть, такой особый дух. И мысли как-то в порядок приводятся. А если уж пишешь от руки!..
Всё, с наилучшими. На «созвоне»!
Письмо другу на английском с переводом
14 Tulip Road
Flowertown
Dublin 20
November, 17, 2019
Dear Elizabeth,
Thank you for your letter! Lovely to hear from you! I’m glad to hear that you’ve passed your driving test! Congratulations!
I didn’t answer you for a long time, because I was very busy working. Thanks for the good idea. I used it in my presentation of a new project. Your advice was very helpful.
As for your question, just do the exercises every day. Don’t be lazy and try to find 25–30 minutes a day to devote to sports for your health. It will be difficult at first, but after three weeks regular exercise will become a habit.
Sorry. I have to go. I hope my advice was helpful.
Give my best regards to your mum. Write back soon. Looking forward to hearing from you.
Your friend, Daniel.
Вариант перевода на русский:
Тулип Роад, 14
Флауэтаун
Дублин 20
17-ое Ноября 2019
Дорогая Элизабет,
Спасибо за твое письмо! Так мило получить от тебя весточку. Я рад узнать, что ты сдала на права! Мои поздравления!
Я долго тебе не отвечал, так как был очень занят работой. Кстати, спасибо за хорошую идею. Я использовал ее в своей презентации нового проекта. Твой совет был очень полезным.
Что касается твоего вопроса, то просто каждый день выполняй упражнения. Не ленись и старайся находить 25–30 минут в день уделять занятиям спортом для своего здоровья. Сначала будет тяжело, но уже через три недели регулярные упражнения войдут в привычку.
Извини. Мне нужно идти. Надеюсь, мой совет был полезен.
Передавай привет маме. Напиши мне поскорее. Очень жду от тебя новостей.
Твой друг, Дэниэл.
Читайте также: Раскольников – характеристика главного героя «Преступления и наказания».
Чтобы выполнить задание, предполагающее написать дружеское письмо, нужно писать его в соответствии с реальностью. Вначале нужно поприветствовать друга, затем раскрыть тему и основную мысль, после – попрощаться.
В носящем личный характер письме можно использовать разговорную лексику и другие черты разговорного стиля. Письмо нужно строить так, чтобы на него можно было ответить.
О литературном жанре
В словаре Ожегова слово «письмо» определяется как написанный текст, который посылается в виде сообщения определенному лицу (адресату). В качестве литературного жанра оно существует с античных времен, а его расцвет пришелся на XVIII век. Письмо, в котором излагаются рассуждения автора по поводу какого-то предмета, называют эпистолой. Первые из них написаны Тредиаковским, Сумароковым, в этом жанре писал и Ломоносов.
Эпистолярная форма художественных произведений основана на переписке двух или более лиц. Она считается редкостью в настоящее время и выражается в основном через послания. С умением писать письма другу школьники знакомятся в пятом классе. Для этого они должны хорошо усвоить специфику простого (личного) письма, иначе более сложная тема будет непонятна.
Письма необходимы людям для передачи определенной информации. Это разговор с отсутствующим человеком, изложенный на бумаге. Свои чувства и мысли автор высказывает свободно, а реакцию оппонента только предполагает. Он обращается с интересными мыслями, вопросами, пожеланиями, выражает сочувствие или личное мнение по определенным вопросам. Структура обычного письма включает такие пункты:
- дату;
- приветствие;
- суть (изложение какой-то истории или вопросы);
- прощальные предложения;
- подпись.
Польза сочинения
Письмо товарищу не требует от юного автора предварительного ознакомления с каким-либо литературным произведением. Школьник волен самостоятельно выбирать, к кому он хочет обратиться, о чем спросить или рассказать. Предполагается, что ребенок хорошо знаком с лицом, которому пишет послание. Он знает его характер, привычки, а также близких людей, родителей.
Работа развивает письменную и устную речь, дает возможность подключить фантазию и использовать ранее накопленный опыт написания сочинений. Школьник учится выражать собственное отношение к другу, может импровизировать. Сочинение не пишется по шаблону, поэтому его невозможно списать. Полученный навык понадобится в дальнейшей учебе и поможет писать настоящие послания близким людям.
Несколько советов
Перед написанием работы ученику стоит подумать, что можно написать в письме другу. Возможно, ему захочется поделиться своими мыслями или о чем-то спросить. Список предполагаемых тем может быть таким:
- Обращение к товарищу с улицы, который живет в другом городе, но периодически приезжает к бабушке. Ему можно рассказать о событиях, которые происходят во дворе, поинтересоваться делами и тем, как скоро ждать его снова.
- Письмо другу из путешествия. Можно пофантазировать или вспомнить недавнюю поездку в другой город и рассказать о том, что было интересного в пути. Например, написать маленький рассказ о посещении Москвы, ее музеев. В конце можно поинтересоваться, как проводит время товарищ, а также выразить надежду на скорую встречу.
- Можно обратиться к однокласснику, который уехал в летний лагерь, поинтересоваться, как у него дела, что интересного происходит во время отдыха. Неплохо рассказать, что за это время случилось во дворе.
- Интересным получится письмо единомышленнику, с которым ученик подружился на почве общих интересов. Например, увлеченный астрономией школьник может описать свои недавние наблюдения и личные открытия. Юный футболист волен смело рассказать о своих спортивных достижениях и рекордах. Начинающий ботаник может поведать о последних наблюдениях за окружающим миром.
- Активные и искренние ребята могут написать письмо другу о событии из жизни или поделиться с ним своими переживаниями, новостями дня. Например, можно поведать о встрече с бездомной кошкой и успешном поиске хозяина для нее или описать смешную историю из жизни класса, происшествии в последний выходной.
Чтобы другу или подруге было интересно читать письмо, следует продумать стиль изложения. Оно должно быть написано простым языком. Желательно заранее настроиться и постараться поймать вдохновение. Друг должен получить письмо, проникнутое хорошим настроением, и почувствовать искреннее отношение к себе.
Перед написанием письма можно подумать, какую еще информацию хочется донести приятелю. Возможно, стоит ответить на его вопросы в предыдущем письме, похвалить, поддержать или предостеречь от чего-то. Можно вспомнить совместно пережитые мгновения, возвратиться к прошлому, поразмышлять о том, что бы хотелось сделать вместе с товарищем в будущем.
Инструкция по написанию
У большинства сочинений стандартная структура оформления — вступление, основная часть и заключение. Обращение к другу не является исключением. Однако не следует забывать, что послание адресовано конкретному человеку, а значит, выполнять его нужно в форме обращения. О том, как правильно написать письмо другу, подскажет инструкция:
- Хоть письмо предполагает свободный ход мыслей, школьнику следует заранее составить план. Он поможет структурировать мысли, не отойти от темы и не запутаться в размышлениях. Благодаря продуманной структуре текст работы будет понятен не только адресату, но и любому человеку, который захочет его прочесть.
- Важно говорить в письме о том, что действительно способно заинтересовать товарища. Начать следует с обращения, которое должно соответствовать стилю общения автора. Можно написать «привет», «приветик», «дорогой друг». Не стоит менять привычное обращение в жизни на что-то другое, иначе друг может почувствовать неискренность или увидеть в письме скрытую иронию.
- Далее можно выразить благодарность приятеля за полученное накануне письмо или объяснить, чем вызван перерыв в общении. Можно извиниться за долгое отсутствие письма со своей стороны и подчеркнуть, насколько сильно друга не хватает рядом.
- Не нужно начинать текст с перечисления проблем, с которыми пришлось столкнуться в прошлом. Важно обязательно поинтересоваться делами товарища, высказать предположение, что все хорошо. После этого следует изложить то, о чем хочется поведать другу. Степень откровенности зависит от того, насколько ученик близок в живом общении с адресатом. Хорошему другу можно поведать о многом, а приятелю рассказать обо всем будет неуместно.
- В короткий текст письма можно вставить шутки, цитаты, отрывки из стихотворных произведений или прозы. Если важно знать мнение адресата по какой-то теме, не стоит стесняться задавать вопросы.
- В конце следует выразить надежду на скорый ответ и возможную личную встречу. После этого нужно искренне попрощаться, поставить подпись и дату.
Образец работы
Дружеское письмо — форма выражения привязанности к дорогому человеку, с которым нет возможности пообщаться лично. Его поддержки и внимания очень не хватает, поэтому хочется изложить свои мысли на бумаге и отправить их адресату. Небольшой пример письма другу для написания сочинения в школе:
Привет, Женя. Как поживаешь и учишься? После того как ты уехал в Мурманск, прошло полгода. За это время у нас в классе многое поменялось. В третьей четверти к нам пришел новый мальчик, его зовут Антон. Он увлечен футболом и хорошо рисует. Мы взяли его в свою дворовую команду и теперь стали чаще побеждать. Ждем, когда ты приедешь на летние каникулы и присоединишься к нам.
Недавно наша классная руководительница сильно болела, и месяц заменял уроки английского другой учитель. Мы навещали ее, часто звонили и очень обрадовались, когда она вернулась. Стараемся ее не огорчать, вести себя примерно. Недавно в школе была эстафета и встреча с олимпийской чемпионкой. А еще дворовую площадку привели в порядок и установили красивые турники с тренажерами. В этом году старшая сестра сдает ЕГЭ, очень за нее все волнуемся.
Женя, когда и на сколько ты приедешь? В июне, как обещал, или позже? Хочется подольше пообщаться. Тебя, наверное, и не узнать уже. У меня много планов, как провести лето: походить на пляж, запустить змея, погонять в мяч. А в августе еду в лагерь на четвертую смену. Поедешь со мной?
Жду твоего ответа. Пиши! Максим.
Школьник обращается к другу детства, с которым вместе рос и начал ходить в школу. Однако Жене пришлось уехать в другой город, он навещает бабушку летом. Мальчик Максим рассказывает о своих событиях и спрашивает друга, когда он приедет, поскольку очень скучает и ждет встречи, что и выражает в письме.
Грамотность — важная часть любого послания, поэтому перед написанием текста сочинения в чистовик его следует вычитать вслух и при необходимости откорректировать.
Готовая работа получит высокую оценку в том случае, если будет искренней, правильно составленной и красиво оформленной.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.СОЧИНЕНИЕ В ФОРМЕ ПИСЬМА.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
ЦЕЛЬ: совершенствование навыков написания письма; развитие монологической речи; воспитание уверенности в своих силах и знаниях.
ЗАДАЧИ:
повторить, что такое сочинение, письмо, какова их структура;
ознакомиться с историей письма (для общего развития);
определить виды писем и прослушать некоторые из них в аудиозаписи;
составить коллективно письмо другу
ТИП УРОКА: Развитие речи
ОБОРУДОВАНИЕ: памятки учащимся, аудиозапись разных писем презентация
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИОННЫЙ РОЛИК ОБ УСПЕХЕ
2. ОБЪЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (из истории развития письма)
Информация для развития. Интересно знать
Формы письма |
Факты в истории |
Пиктографическое письмо (знак-рисунок) |
Древнейший вид письма, письмо руками. Условными рисунками изображали не только предметы, но и действия, события, т. е. целое сообщение. Для пиктографии не нужен алфавит, т. е. набор определенных знаков, необходимо только изображать предметы и ситуации (например, человека, лодку, охоту и т. д.). |
Рисунки |
Древние люди представители свои знания через рисуночное письмо. Такое письмо называлось клинописью. Впервые клинопись возникла в древнем Шумере. Тогда древние шумеры писали иероглифами. Для этого они использовали глиняную табличку и палочку. Палочкой они выдавливали, словно клином, в связи с чем, письменность и получила такое название — клинопись. По-другому эту письменность можно назвать пиктограммой. Древние египтяне также писали клинописью. Позже для письменности они смогли изобрести чернила и папирус. |
Знаки |
Вампумы — нити с нанизанными на них раковинами) Разновидность т. н. предметного письма у североамериканских индейцев (ирокезов, гуранов и др.). Представляет собой пояс, сплетенный из нитей, унизанных раковинами. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имеют символическое значение. Иногда на вампумы наносились рисунки, уточняющие содержание, часто они выполняли функцию денег. Кипу— комбинации узлов и сплетений шнуров. |
Идеографическое письмо (знак-идея) |
В идеографическом письме превращается в образ-символ. Он становится более обобщенным, схематичным. Образ-символ – это переходная ступень от безусловного изображения к условному знаку. Однако знаки идеографического письма — идеограммы, иероглифы— не могли служить для графического изображения звуков речи. |
Символы |
Образ-символ – это переходная ступень от безусловного изображения к условному знаку. Однако знаки идеографического письма — идеограммы, иероглифы — не могли служить для графического изображения звуков речи. |
Графическое письмо |
Один и тот же значок мог в разное время выступать во всех трех качествах. Возникала путаница при чтении текстов |
Фонетическое письмо |
Фонетическое письмо можно считать самым точным изображением речи. |
4. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. РАБОТА НАД ПОНЯТИЯМИ.
Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. B учебном процессе чаще всего используются сочинения по литературе (сочинения по тексту), сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения (эссе) на заданные темы (например, «Как я провёл лето», «Каким я хочу быть»), сочинения по картине, сочинения-описания (например, какой-то личности).
Письмо́ в значении сообщение – текст на бумаге или других материалах, используемый при переписке между двумя и более адресатами. Изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе (глиняном черепке, листе пергамента или куске берёсты).
Структура (основные компоненты письма):
а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);
б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы), предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);
в) конец (пожелания адресату, подпись, дата и местонахождение);
отправителя письма — если они не были указаны в самом начале).
Формы обращения
Непринуждённая:
Мамочка, Коля, бабушка, друг
Официальная: директор, президент, учитель, преподаватель, врач
Типичные обороты окончания письма
Пока! До скорого! До свидания! Пока-пока! С уважением….
5. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ВИДЫ ПИСЕМ
6. ВВОДНОЕ ЗАДАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ПИСЬМА. ОБСУЖДЕНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
При написании письма соблюдать структуру:
Начало
1. Не забыть указать дату, адресата (от кого письмо) и адресанта (кому письмо), чтобы правильно подобрать слова обращения.
2. Узнать, как дела, здоровье? (это положительно настроит получателя на чтение письма)
Основная часть
2.Продумать, о чём Вы хотите написать письмо, каким будет его содержание. Помните, что письмо должно носить актуальную информацию.
3. Подбирайте такие новости, которые интересны и знакомы получателю.
4. Не задавайте слишком много вопросов, чтобы не поставить получателя в неловкое положение.
5. В подборе информации не навязывайтесь своими мыслями и идеями.
Конец (окончание или завершение)
6. Пожелайте здоровья, удачи или успехов.
7.Попросите ответить на вопрос, если задавали (мнение друга для Вас важно)
7. ЗАПОМНИТЕ 5 НЕЛЬЗЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПИСЬМА
Писать письма в плохом настроении (гнев, злость, ненависть, агрессия);
Быть слишком эмоциональным и навязывать все свои мысли в форме вопросов (ты согласен со мной?);
Рассказывать в письме только о себе;
Отвлекать адресанта «болтологией» ни о чём;
Оскорблять, обижать своими выводами.
8. КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЬМА.
Образец
Привет, Толян. Пишет тебе твой друг из Донецка Симон. Помнишь такого? Давно не писал, а хочется пообщаться.
Как ты поживаешь?
У меня всё хорошо. У нас были большие осенние каникулы. Дистанционки нет, ходим в школу. В этом году добавили новый предмет химию. Интересный. А вот с физикой! Не очень понимаю решение задач. Надо математику подтягивать. На уроках интересно. Правда, шумим иногда.
Хожу на секцию волейбола, баскетбола. Мне это нравится.
Пиши о себе, мне интересно, что нового и чем увлекаешься?
Желаю тебе не болеть и успехов в учёбе. Пока. Симон.
8. ОБСУЖДЕНИЕ ПИСЬМА
9.ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.
10. РЕФЛЕКСИЯ. НА КАКОЙ СТУПЕНЬКЕ ЛЕСТНИЦЫ УСПЕХА СТОИТЕ ВЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ?
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПОМОЧЬ БРАТУ ИЛИ СЕСТРЕ НАПИСАТЬ ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ
Содержание статьи
- Как писать письмо другу
- План сочинения «Письмо другу» для 5-го класса
- Пример 1. Письмо другу
- Примеры 2. Письмо подруге
- Пример 3. Письмо-ответ другу
- Пример 4. Письмо-ответ подруге
Сегодня мы поможем вам подготовиться к сочинению по русскому языку для 5-го класса и написать письмо другу на отлично. Развивашка.онлайн подскажет, как это нужно сделать, с чего начать и чем закончить послание. Ведь в наши дни мало кто отправляет письма, их заменили короткие сообщения в социальных сетях, а это совсем другой формат.
Как писать письмо другу
Сочинение по русскому языку «Письмо другу» в 5-м классе пишут для закрепления навыков повествования. Ученику требуется связно и последовательно рассказать о событиях в своей жизни, о мыслях и чувствах, которые он испытывает. Упражнение также способствует развитию воображения – ведь послание, которое напишет пятиклассник, не предполагает его отправку, но школьнику необходимо представить, что оно дойдет до адресата. Только так текст получится максимально реалистичным.
Письмо отличается от обычного текста-повествования и имеет ряд особенностей. Это своеобразный диалог между отправителем и получателем. Поэтому послание должно содержать не только пересказ событий, но и вопросы. Ведь предполагается, что тот, кто получит его, должен написать ответ.
Отдельно стоит упомянуть и о стиле речи. Отправитель и получатель – друзья, письмо носит личный характер, и потому в тексте неуместны официально-деловые фразы и шаблонные высказывания. Такие послания пишут в свободной форме, с использованием разговорной лексики. Предложения простые, допустимо обилие восклицательных знаков.
Правильно составленный текст должен легко читаться и вызывать не только приятные эмоции, но и побуждать к написанию ответа. Кроме того, важна последовательность и плавный переход от одной части послания к другой. А чтобы сочинение на тему «Письмо другу» отвечало обозначенным требованиям, лучше писать его по предварительно составленному плану.
План сочинения «Письмо другу» для 5-го класса
Правильно выполнить задание по русскому языку несложно, если поделить текст на разделы. Вот примерная схема сочинения с пояснениями:
- Приветствие. Нужно не только написать «Привет!», «Здравствуй!» или «Салют!», но и обратиться к приятелю по имени. А если это письмо-ответ, то упомянуть о том, что послание, которое отправил друг, было получено. Пример: «Получил твое письмо и сразу сажусь писать ответ…», «Извини, что долго не отвечал на твое письмо, был в оздоровительном лагере…» и т. п.
- Вопросы. После приветствия нужно выказать интерес к получателю, спросить, как у него дела. А при составлении письма-ответа можно упомянуть о том, чему было посвящено предыдущее послание. Пример: «Как дела? Как прошли соревнования, в которых ты планировал участвовать?», «Как поживаешь? Нравится новая школа?» и т. п.
- Рассказ о себе. Теперь можно перейти к своим новостям – рассказать об успехах в школе, о новых событиях, поездках, впечатлениях. Пример: «Я закончил год на одни пятерки, и родители подарили мне велосипед. Я очень рад и гоняю на нем целыми днями!», «Четверть закончил с тройкой по английскому. Никак не дается мне этот язык! Мама сказала, что теперь я буду ходить к репетитору…» и т. п.
- Пожелания, мечты, воспоминания. В этой части можно упомянуть о каких-то событиях, которые вы пережили или хотели бы пережить вместе. Пример: «Недавно был в парке, где мы часто с тобой гуляли. Помнишь качели-лодочки возле фонтана? Теперь на их месте аттракцион «Хип-хоп»…», «Недавно ездил с папой на рыбалку. Ты ведь тоже любишь ловить рыбу? Вот бы порыбачить вместе!», «Я рад, что тебе тоже нравится заниматься танцами. Желаю тебе успехов…» и т. п.
- Заключительная часть. Здесь нужно попрощаться с другом и подписать послание. Конечно, настоящее письмо вкладывают в конверт, где указан отправитель, но все же указать свое имя нужно и в конце. А также упомянуть о желании получить ответ. Пример: «Это все мои новости. Напиши, что нового у тебя! Твой друг Саша…», «На этом заканчиваю свое письмо. Жду ответа, как соловей лета! Твоя подруга Оля…» и т. п.
Иногда в письмах есть постскриптум (от латинского post scriptum — «после написанного»). Это приписка к законченному и подписанному посланию, которая выделяется в отдельный абзац и обозначается буквами «P.S.». Здесь можно добавить то, о чем не упомянуто в письме. Пример: «P.S. Совсем забыл рассказать, что у меня теперь есть собака!!! Это пудель, его зовут Маркиз. Подробнее напишу о нем в следующем письме…».
Представленный план можно корректировать, добавлять в него новые пункты. А если пишется письмо-ответ, то уместнее сразу после приветствия не спрашивать о том, как дела у отправителя (ведь подразумевается, что он рассказал о них в послании), а сразу перейти к обсуждению того, о чем шла речь. А далее ответить на вопросы приятеля, написать о своих новостях и только потом спросить, что еще произошло в жизни друга.
Пример 1. Письмо другу
«Привет, Олег! Только обустроился на новом месте и сразу пишу тебе, как обещал. Как ты поживаешь? Как проводишь каникулы? Какая у вас погода?
У меня все хорошо. Папе выделили служебную квартиру в многоэтажном доме, на 9 этаже. Здесь 3 больших комнаты и 2 лоджии. Окрестности видно, как на ладони, представляешь? Хотя я и немного боюсь высоты, но очень полюбил наблюдать с балкона за улицей. Особенно красиво здесь на закате! Я обязательно сделаю несколько фото и отправлю тебе.
Во дворе нашего дома большая детская площадка, где всегда много ребят. Я пока успел познакомиться только с одним мальчиком, его зовут Илья. Мы ровесники, и он ходит в ту же школу, куда после каникул пойду и я. Может, мы даже будем учиться в одном классе. Илья очень общительный и веселый, мы сразу подружились. Он обещал познакомить меня со своими друзьями и одноклассниками.
Моя новая школа находится в двух кварталах от дома. Путь до нее проходит по оживленной улице, где много магазинов, есть кафе и парикмахерские. Вечером здесь всегда светло, как днем, и это мне особенно нравится. Ведь учиться я буду во вторую смену, до 18-00, и не придется возвращаться домой в темноте. Помнишь, как мы чуть не упали в яму, когда шли с уроков через переулок, где не горели фонари? Представляю, что было бы, не заметь ты ее вовремя!
Еще неподалеку от моего нового дома находится центр детского творчества. Мама обещала, что мы обязательно сходим туда и узнаем, какие кружки есть для ребят моего возраста. А пока я даже не представляю, чем бы хотел заниматься. Но, думаю, что обязательно найду занятие по душе.
Вот и все мои новости. Напиши, как дела у тебя. Я очень скучаю по тебе и нашим друзьям, мне интересно узнать обо всем, что происходит с вами. Обязательно передавай привет Мише и Вите. Жду твоего письма! Пока!
Твой друг Андрей».
Примеры 2. Письмо подруге
«Салют, моя дорогая подружка Иришка! Мы не виделись уже несколько месяцев, и я очень соскучилась по тебе. Хочу поскорее узнать, какие у тебя новости. Как дела, что интересного произошло за это время?
У меня все хорошо. Столько всего случилось с момента нашей последней встречи, что я даже не знаю, с чего начать! Кстати, я сейчас у бабушки, в деревне. Буду здесь до конца августа, поэтому ответ шли сюда, я укажу адрес на конверте.
Мои каникулы проходят отлично. Мы с бабушкой и двоюродной сестрой Машей каждый день ходим на озеро. Оно такое чистое и прозрачное, что видны даже мелкие камушки на дне. А сколько в нем рыбы! Если замереть и не пугать ее, то мелкие рыбешки подплывают близко-близко. Я обожаю наблюдать за ними!
У меня здесь много друзей. В основном это местные девочки и мальчики, но есть и те, кто тоже приехал только на каникулы. Мы общаемся, играем в настольные игры, города, казаки-разбойники, когда стемнеет – в прятки. А еще по вечерам рассказываем друг другу страшные истории. Только чаще все заканчивается смехом. Потому что одна девочка, ее зовут Алла, умеет так потешно изображать всяких оборотней, зомби и ведьм, что мы хохочем до упаду!
А еще мы ходим в лес за ягодами. В этом году много земляники, так что возвращаемся с полными корзинами. Бабушка научила меня делать из нее варенье. Это совсем нетрудно, просто очень долго.
Мама и папа приезжают по выходным, а иногда забирают меня на целый день домой, в город. Помнишь, я писала тебе, что у нас открылся новый парк развлечений? Мы посетили его в прошлое воскресенье. Какие там аттракционы, прямо дух захватывает!!! И их так много, что покататься на всех за один день я, конечно, не успела. А еще там продают очень вкусное мороженое и просто огромные порции сладкой ваты! В общем, впечатлений у меня так много, что и словами не выразить. Очень хочется побывать в новом парке вместе с тобой, надеюсь, что когда-то это произойдет!
А как ты проводишь каникулы? Расскажи обо всем подробно! Очень соскучилась по тебе и, надеюсь, скоро ты приедешь в гости! Жду ответа! Пока!
Твоя подружка Мила».
Пример 3. Письмо-ответ другу
«Здравствуй, мой друг Валера! Извини, что долго не отвечал тебе. У нас в квартире был срочный ремонт, и 3 недели мы прожили у бабушки. Вернулись только вчера, поздно вечером. Твое письмо я прочитал сегодня утром и решил сразу ответить.
В первую очередь хочу поздравить тебя с победой на олимпиаде по математике. Я очень рад за тебя, ты просто молодец! Желаю дальнейших успехов в учебе и верю, что они обязательно будут!
У меня все хорошо. Зима в этом году у нас морозная, выпало очень много снега. Каких только развлечений мы с ребятами не придумывали! Катались на санках, играли в снежки, лепили снеговиков и даже построили настоящую снежную крепость. А взрослые помогли нам залить каток на горке за домом. Она очень высокая, и ты не представляешь, как здорово катиться вниз с ветерком!
В школе дела идут неплохо. Учусь без троек, хотя английский дается мне с трудом. Но, когда начал ходить к репетитору, стало немного проще. Пытаюсь заниматься и самостоятельно, стараюсь каждый день уделять хотя бы немного времени изучению языка. Надеюсь, что я его все-таки освою!
Еще я решил научиться плавать и попросил маму записать меня в бассейн. Он находится недалеко от нашего дома, поэтому ходить я смогу и сам. Только после занятий меня будут встречать родители, потому что они заканчиваются в 19:00.
Я уже побывал на пробной тренировке, мне очень понравилось. Ребята в группе очень приветливые. Я успел познакомиться почти со всеми. Тренер замечательный и добрый, всегда подбадривает тех, у кого что-то не получается.
Летом я опять собираюсь в оздоровительный лагерь, где мы с тобой отдыхали в прошлом году. Помнишь, как там было весело? Буду очень рад, если ты тоже сможешь приехать. Я так соскучился и хотел бы увидеть тебя, а не только общаться в переписке.
На этом заканчиваю свое письмо. Пиши о своих новостях! Получится ли у тебя тоже приехать в лагерь? Жду ответа и надеюсь на встречу! Пока!
Твой друг Леня».
Пример 4. Письмо-ответ подруге
«Привет, моя милая Викуля! Мне было очень приятно получить твое письмо в день моего рождения. Огромное спасибо тебе за поздравление!
Ты просила рассказать о том, как прошел праздник. Все было просто замечательно! У нас уже очень тепло, расцвели розы, и родители накрыли стол в беседке во дворе. Я пригласила одноклассниц и еще одну девочку, с которой познакомилась в художественной школе.
Мама придумала для нас много игр и конкурсов с призами. Так что подарки в этот день получила не только я, но и все мои гости. Еще мы устроили настоящую дискотеку и танцевали до упаду! А потом был торт. Представляешь, его украсили фигуркой принцессы, которая выглядела почти как настоящая! А свечи были покрыты золотой краской и блестками. Пока я их задувала, успела загадать целых три желания, и, надеюсь, что все они сбудутся.
Но самым радостным событием было то, что родители подарили мне котенка! Именно такого, как я и хотела. Он весь белый, только на грудке маленькое черное пятнышко. Шерстка пушистая, мягкая-мягкая, а глазки светло-зеленые. Я назвала котенка Пушок, но он пока не откликается на свое имя. Зато ходит за мной по всему дому и бежит встречать, когда я возвращаюсь. Вот и сейчас сидит рядом, прямо на столе, и смотрит, что я делаю.
Я купила Пушку игрушки. У него есть маленький мячик, несколько мышек. Но он с удовольствием играет даже с бумагой, привязанной к нитке. А еще толкает лапкой карандаши на столе, пока они не скатятся к самому краю и не упадут на пол, пытается кататься на шторах. О шалостях Пушка можно рассказывать бесконечно! Я обязательно пришлю тебе его фото.
В школе у меня тоже все хорошо. Учительница математики говорит, что если я постараюсь, то в четверти и в году у меня будет пятерка по ее предмету. Буду стараться, так хочется быть круглой отличницей. Держи за меня кулачки, пожалуйста!
Расскажи мне о своих новостях. Как дела, как успехи в учебе? Ты все еще ходишь на бальные танцы или перешла в секцию тхэквондо, как и планировала? Пиши подробно обо всем, что происходит в твоей жизни, мне очень интересно!
Пока! Жду ответа, как соловей лета!
Твоя Маришка».
Как писать сочинение-письмо
Сочинение-письмо – одно из самых интересных заданий на уроках русского языка и литературы. Эпистолярный жанр позволяет избавиться от строгих рамок и шаблонных фраз, а взамен дает возможность вдоволь пофантазировать, не уходя при этом от темы сочинения.
Инструкция
Несмотря на то, что письмо предполагает свободное движение мысли, вам необходимо заранее составить план сочинения. Это поможет не запутаться в собственных тезисах и не зайти в тупик в размышлениях. Кроме того, продуманная структура сделает ваш текст понятным не только адресату, но и для любому читателю.
Никакое письмо не может обойтись без обращения к собеседнику. Вы можете использовать образ знакомого человека, чтобы дополнительно не продумывать его психологию при составлении письма. Если же вы любите фантазировать, можно обратиться к вымышленному персонажу, придуманному вами или существующему в известных произведениях искусства. Также в этом задании можно позволить себе такую роскошь, как беседа с классиками литературы и живописи, с великими учеными эпохи Возрождения или с современной правящей элитой.
Затем в нескольких предложениях обоснуйте свой выбор собеседника. Расскажите ему, почему именно его мнение по теме вам интересно, по какой причине вы хотите поделиться переживаниями с этим конкретным персонажем.
После можно переходить непосредственно к теме письма (а значит и теме сочинения). В свободном стиле расскажите, чем важна и интересна затрагиваемая проблема. Возможно, ее делают актуальной какие-либо обстоятельства современности. Если вас натолкнул на размышления какой-то незначительный эпизод или случайно услышанная фраза, упомяните в сочинении и об этом.
Все свои мысли по заданной теме постройте по типу текста-рассуждения: сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам высказывания или к картинкам, примерам, которые могут послужить иллюстрацией. В заключении сделайте вывод или обозначьте сложность проблемы и необходимость ее решения (вы можете предложить способы решения или хотя бы наметить направление, в котором стоит двигаться).
Поскольку вы пишете письмо, рассуждения можно прерывать вопросами к воображаемому собеседнику. Можно даже предположить, что он ответит, и согласиться или поспорить с его репликой. Для придания живости и непосредственности можно снабдить текст несколькими лирическими отступлениями.
В конце письма еще раз выразите свою заинтересованность в ответе адресата и попрощайтесь с ним.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Письмо своему другу может написать почти любой человек. В этом нет ничего сложного. Для начала необходимо составить его план, если есть некоторые затруднения.
План письма другу
- Поприветствовать друга.
- Спросить, как обстоят дела у друга.
- Написать о себе.
- Можно рассказать что-то ещё — общие воспоминания, мечты и так далее.
- Попрощаться.
Ниже приведём пример письма другу.
Пример письма другу
Здравствуй, Таня!
Как твои дела? Что у тебя произошло нового?
Стыдно признаться — давно тебе не писала, не рассказывала ничего. Первая причина — в нашем с тобой общении возникло некоторое непонимание. Вторая причина — наши интересы разошлись. Третья причина — ты не хотела со мной разговаривать.
Долго я набиралась мужества, чтобы написать тебе, но решилась только сейчас, спустя почти четыре года. Видимо, для этого было нужно созреть.
Для начала хочу попросить прощение за то, что ещё несколько лет назад не отваживалась поговорить с тобой по душам. Всё же мы дружили десять лет — от этого не так просто отмахнуться.
Помню, как мы летом целыми днями гуляли по твоему посёлку. В дикую жару, когда плавился асфальт, ели мороженое. Фотографировались и дурачились на камеру, а потом хохотали так, что содрогались окрестности. Эти воспоминания приятно греют.
Что у меня изменилось за последнее время… Сложно вот так сразу сказать, но я попытаюсь. Мы с Андреем расстались — поняли, что нас с ним ничего не связывает. Некоторое время пожила одна, разбиралась в себе, в частности — в том, чего я хочу от жизни.
Около года назад судьба свела меня с замечательным человеком. Почему с замечательным — для меня он оказался самым настоящим подарком судьбы. Перефразируя цитату из нашего с тобой любимого фильма, скажу — вот так проходит без особых событий день, неделя, месяц… А потом на остановке слышишь: «Девушка, я впервые в вашем городе. Вы можете подсказать номер такси?».
Как пишут в книгах, мы узнали друг друга сразу — будто уже были знакомы в прошлой жизни. Поначалу он меня слегка испугал своей настойчивостью, но потом поняла, что эта его черта приятна для меня — не так часто встречала таких людей, которые упорно добиваются чего-то.
Наше с ним общение с самого начала было лёгким, непринуждённым, с полным пониманием и принятием. Во время не очень частых встреч казалось, что время не идёт, а просто летит — пять часов проходили как пять минут. Тогда для обоих это казалось катастрофой.
Месяц назад он приехал, как оказалось, не просто для встречи — он предложил мне стать его женой, добавив, что мы созданы друг для друга. В действительности, это так и есть — наши повседневные привычки, предпочтения, образ жизни и взгляды на жизнь во многом схожи. Я очень рада этому. Совсем скоро мы поженимся, и я уеду к нему.
Надеюсь, что у тебя тоже всё отлично.
Напиши, пожалуйста, даже если до сих пор сердишься на меня. Твоего дружеского общения очень не хватало за всё это время.
К письму прилагаю новый адрес.
Эля.
Дополнительные материалы для написания сочинению ЕГЭ по русскому языку:
- План
- Шаблон
- Клише
- Требования к оформлению
- Список рекомендуемой литературы для аргументации
- Цитаты из 20 произведений
- 10 важных советов при написании сочинения
- Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.
- Критерии оценивания сочинения
Цель: формирование коммуникативных умений в процессе
обучения сочинениям в жанре письма.
Задачи:
- (образовательная) развитие познавательных процессов у обучающихся,
формирование знаний, необходимых при написании сочинений в эпистолярном
жанре. - (воспитательная) формирование уважительного отношения к
русскому языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа - (развивающая) развитие творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных
возможностей и способностей.
Дидактическое пространство урока: книжная выставка «Я
к Вам пишу…»; памятка «План письма»; Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М., 1985 г.; раздаточный материал с образцами писем, карточки-задания.
Ход урока
(На доске записана тема и эпиграф к уроку)
«Написание писем – это
общение в миниатюре».
Уиллс Роджерс
1. Слово учителя
(Урок начинается с чтения учителем отрывка из письма).
«Мой дорогой друг,
Вы, несомненно, будете крайне удивлены, получив это
послание. Но тем не менее я не смог устоять против соблазна написать Вам.
Надеюсь, что даже если Вы не сможете оказать мне любезность и прислать в ответ
несколько строчек, то, по крайней мере, простите мне этот поступок».
Приведенные выше строки – начало письма, написанного более
чем полстолетия назад юмористом Уиллом Роджерсом. Во времена Роджерса умели
хорошо составлять письма. Написанное слово правило миром. В современном
обществе царят устная речь и общение при помощи электронных средств. Хорошо
написанные письма становятся редкостью.
Сегодня тема нашего занятия «Сочинение в жанре письма». Мы
будем учиться составлять письма, узнаем об особенностях, структуре,
содержании, плане письма, рассмотрим речевые единицы письма и их функции.
Учитель: Ребята, а что же такое письмо?
Ученик: Это разговор одного человека с другим в
письменной форме.
Учитель: Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова
С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения
чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)
2. Историческая справка
Учитель: В разных языках слово «письмо» имеет
различные оттенки. В латинском языке (письмо – Epistola)
– литературное произведение в форме письма. Как литературный жанр эпистола в
России существовала в XVIII веке. Первая русская эпистола написана
Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе
стекла» Ломоносова. Эпистолярная форма – редкое явление в литературе, и в
последнее время почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся
послания, письма.
Истоки эпистолярных произведений уходят еще в древнюю
литературу – как составной элемент многих повестей. В литературе XVIII – XIX
веков эпистолярное построение произведения становится самостоятельной формой
выражения главной мысли, идеи, взглядов автора: Пушкин, Лермонтов, Достоевский,
а позже Марина Цветаева, Анна Ахматова не раз обращались к эпистоле как к
жанру. Итак, эпистолярное произведение – это литературный жанр, выполненный в
форме письма.
3. Обращение к книжной выставке « Я к Вам пишу…»
(Учитель проводит обзор литературы).
Примерный перечень книг для обзора:
1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника, М., 1988.
2. Пушкин А.С. Письма, т. 10, полн., собр,.соч. в десяти
томах., М., 1965.
3. Чехов А.П. В человеке должно быть все прекрасно…, М.,
1980.
4. Богат Е.М. Золотое весло. Повесть в письмах, М., 1977.
5. Достоевский Ф.М. Бедные люди, М., 1982.
4. Знакомство с образцами писем и их анализ
Ребята, вашему вниманию предлагаются образцы писем,
познакомьтесь с их содержанием и ответьте на вопросы.
Учитель: О чем эти письма?
Ученик: Эти письма связаны с личными переживаниями:
любовная переписка, рассказы о делах, о приключениях, которые произошли с
автором во время путешествий.
Учитель: Казалось бы, нет ничего проще, чем написать
письмо. Однако, написание письма – это своего рода искусство. Существуют
определенные каноны написания писем.
Правила оформления письма
1. В правом верхнем углу обязательно должна быть указана
дата и место его написания, можно уточнить еще и час.
2. В середине первой строки обычно пишут обращение. Восклицательный
знак после обращения указывает на то, что адресату выражается особо
уважительное отношение. Если вы адресата называете на «Вы», то обязательно пишите
это слово с большой буквы.
3. В конце письма обязательно ставится подпись.
4. Почерк должен быть красивым и разборчивым – это знак
внимания и уважения к адресату.
5. Бумага должна быть лучше белой, а конверт чистый и
неизмятый.
(Правила записываются учениками в тетрадь).
Учитель: Из каких частей состоит любое письмо?
Ученик: Приветствие, изложение, заключение.
Учитель: Перед вами памятка «План письма». Пользуясь
этой памяткой, проанализируйте образцы писем и ответьте на вопрос:
1. Соблюдены ли правила оформления писем?
(Ответы учеников).
План письма
1. Дата.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, что хочешь написать.
4. Заключение.
5. Подпись.
Учитель: Ребята, удалось нам ярко представить
человека, который написал эти письма? Что нам помогло в этом?
Ученик: Да, мы смогли представить себе автора писем.
Индивидуальный стиль изложения раскрывает пред нами внутренний мир человека.
Через письмо люди могут выражать свои мысли, чувства, эмоции, следовательно, и
себя.
Учитель: Содержание писем находит свое выражение в их
языке. Язык каждого письма индивидуален, так как обусловлен многообразием
ситуаций и особенностями конкретного адресата.
Понаблюдайте над языком писем-образцов и определите, какие
языковые средства характерны для эпистолярного жанра?
Ученик: Наличие обращений, вводных слов, междометий,
риторических вопросов. Часто используется экспрессивно- эмоциональная лексика.
(Приводятся примеры)
Учитель: Единый комплекс требований к языку личной
переписки разработать невозможно. Существуют определенные требования, касающиеся
деловой переписки.
5. Обращение к эпиграфу
Учитель: Ребята, прочитаем эпиграф. Согласны ли вы с
данным утверждением?
Ученики: Согласны, потому что письмо – это одно из
средств общения, оно хранит в себе живую энергетику, тепло человеческих рук и
сердец. В этом его преимущество перед другими формами общения.
6. Творческая работа (моделирование текста-сочинения
в жанре письма).
Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит выполнить
небольшую творческую работу. Вам нужно будет восстановить текст письма,
добавить недостающие части и элементы. (Каждый получает карточку – задание).
После завершения работы, полученные тексты писем
зачитываются, оцениваются.
Примерные варианты карточек – заданий.
Карточка № 1.
18.08.65г.
Тбилиси
Я чуть не умер от желания позвонить Вам сегодня в 9 утра (я
остался один). Но решил, что Вы, может быть, спите, а ведь вчера Вам
нездоровилось… Вот и взялся вместо телефона за перо…
Карточка № 2.
Моя любимая!
Сколько писем за немногие дни! Благословляю тебя тысячу раз,
мой ангел утешения, и благословляю случай, сделавший так, что почти все письма
пришли в одно время.
Я покрывал поцелуями локон твоих волос; ты знаешь, что я
постоянно носил на сердце локон твоих волос, но потерял его. Если бы ты знала,
при каких обстоятельствах…
Тебя целую и обнимаю. Будь моим другом, прижми меня к
сердцу, отдай мне твое сердце – ему будет тепло от моей любви.
Карточка № 3.
14 сентября 1889,
Москва.
Громы небесные и зубы крокодилов да падут на головы Ваших
врагов и кредиторов, дорогой и милый Алексей Николаевич! Предпослав Вам такое
восточное и грациозное приветствие, отвечаю на Ваше письмо нижеследующее…
6. Домашнее задание
Написать письмо литературному герою, спортсмену, артисту,
политику (по выбору).
Видов творческих работ для развития письменной речи учащихся очень много. Один из них — это письмо литературному герою, которое обычно пишут после того, как закончат изучать произведение. Данный вид работы сейчас не пользуется большой популярностью в старших классах, так как обучение написанию сочинений сосредоточено на формате ЕГЭ и итогового сочинения. А эта работа не предполагает обращения к героям книг.
Полезна ли эта методика?
Нельзя не оценить пользу подобной работы. Во-первых, ребята самостоятельно должны выбирать, какому персонажу они хотят написать. Значит, произведение было учеником прочитано, сделаны выводы, есть любимые и нелюбимые герои. Такая методика дает возможность совместить развитие творческого мышления ребенка и работу по развитию речи. А из деталей сочинения учителю можно сделать выводы, насколько внимательно учащийся прочитал произведение. Школьник учится выражать собственное отношение к персонажу и его взаимодействию с другими героями, характеру, внешности, поведению, речам и поступкам. Необязательно это должен быть положительный герой. Обращаться к отрицательному персонажу и указывать на его ошибки может быть даже интереснее. Во-вторых, такая методика интересна ребятам, мотивирует на размышления о прочитанном, работа не пишется по шаблонам, а самое главное — не дает возможности списать.
Начинаем с азов: что такое эпистолярный жанр?
Письмо герою, так же как и остальные письма, нужно писать, придерживаясь основных правил эпистолярного жанра. Бумажные письма — это особая, уходящая культура. Остановимся на признаках данного жанра. В текстах писем присутствуют и монологи, и диалоги; определенная композиция, особенно в деловых письмах; частое обращение к получателю. Письмо — это иногда единственная форма общения, которая возможна между людьми, не имеющими возможности поговорить лично.
Несколько полезных советов
Совет № 1. Старайтесь поймать настроение и вдохновение, когда будете писать. Герои книг должны получить письмо, проникнутое хорошим настроением, почувствовать искреннее отношение.
Совет № 2. Вспомните все детали произведения, которые помогли вам раскрыть характер героя. Найдите в тексте наиболее понравившиеся моменты и проанализируйте их. Подчеркните самые поворотные моменты в жизни героя.
Совет № 3. Перед написанием письма литературному герою обдумайте, какую информацию вы хотите донести до него: предостеречь его от поступков, похвалить, поддержать. Будьте откровенны с адресатом.
Структура сочинения «Письмо литературному герою»
Как правило, большинство сочинений имеют стандартную структуру. Обычно они состоят из вступления, основной части и заключения. Письмо литературному герою Обломову не будет отличаться по структуре от других сочинений. Но не забывайте, что вы пишете именно письмо, а, значит, оно должно выглядеть как послание настоящему человеку. Как выглядит вступление в подобных сочинениях? Его вы обязательно должны начать с обращения к герою. Если персонаж — взрослый человек, обращайтесь к нему по имени и отчеству. Расскажите ему, почему вы решили написать, что именно вас на это воодушевило. В основной части сочинения вы должны рассказать, как вы относитесь к его поступкам, выразить свое отношение к ним. Говоря об Обломове, коснитесь его образа жизни, Объясните ему, что подобное лежание на диване не доведет его до добра. Вспомните, каким он был в молодости, посетуйте на то, что из живого мальчика и интересного юноши он превратился в глыбу, которую нелегко поднять с дивана. Поговорите с ним о его работе, о несостоявшейся карьере. Покажите, как ничтожны его знакомые, которые ходят его проведать. И непременно поразмышляйте о любви, пришедшей к нему в лице Ольги Ильинской. Заканчивая сочинение, не забудьте подвести итог размышлениям и попрощаться с героем.
Как написать письмо литературному герою. Образец (по роману И. Гончарова «Обломов»)
Здравствуйте, уважаемый Илья Ильич Обломов. После долгих размышлений, наконец, пришло решение написать Вам письмо. Что подтолкнуло к этому решению? Поговаривают, что Вы много времени проводите, лежа на диване в старом халате. Илья Ильич, как же можно самые лучшие годы прожить взаперти, в душной комнате, в скуке, ведь Вы упускаете так много! Выйдите на улицу, а заодно прихватите и Захара, посмотрите, какой свежий воздух, какие милые барышни прогуливаются по бульварам, здесь вокруг все дышит жизнью. Зачем Вы хороните себя в столь молодом возрасте? Жизнь Ваша застыла на одном месте. Дни тянутся, а ничего не меняется, лишь один Захар становится все более наглым и чаще отлынивает от работы. Недавно Вам пришло письмо, в котором сообщается, что дела в имении обстоят скверно. При бездействии Вы потеряете его. Ради Бога, не доверяйте Тарантьеву, ведь он — первостатейный мошенник, и очень жаль, что Вы этого не видите. Он же Вас обдерет как липку!
Обращение к детству героя и пожелания. Продолжение
Илья Ильич, вспомните детство, вспомните, каким Вы были любознательным, живым мальчуганом, пока стремление к знаниям не убили близкие. Именно они сотворили того увальня, который расположился на диване. И только в Ваших силах изменить это положение. В молодости Вы увлекались поэзией. Где это все? Куда подевались юношеские мечты, влюбленность в жизнь? Как Ваш мир уменьшился до старого дивана? А любовь… Неужели Вам не хочется полюбить? Да, наверное, только любовь смогла бы поднять Вас с дивана и заставить жить. Но нужна истинная любовь, горячая, такая, которая сможет пробудить жизнь в Вас. Илья Ильич, непременно прислушайтесь к советам своего доктора. Ведя такой образ жизни, Вы не проживете долго: начнутся проблемы с сердцем. Дорогой Илья Ильич, прощаюсь и очень надеюсь, что Вы внемлете моим советам и поменяетесь.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.СОЧИНЕНИЕ В ФОРМЕ
ПИСЬМА.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
ЦЕЛЬ: совершенствование
навыков написания письма; развитие монологической речи; воспитание уверенности
в своих силах и знаниях.
ЗАДАЧИ:
повторить,
что такое сочинение, письмо, какова их структура;
ознакомиться
с историей письма (для общего развития);
определить
виды писем и прослушать некоторые из них в аудиозаписи;
составить
коллективно письмо другу
ТИП
УРОКА: Развитие речи
ОБОРУДОВАНИЕ:
памятки учащимся, аудиозапись разных писем
презентация
1.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИОННЫЙ РОЛИК ОБ УСПЕХЕ
2.
ОБЪЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ.
3.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (из истории развития письма)
Информация
для развития. Интересно знать
Формы |
Факты в истории |
Пиктографическое |
Древнейший |
Рисунки |
Древние Такое |
Знаки |
Вампумы — нити с нанизанными на них |
Идеографическое |
В |
Символы |
Образ-символ |
Графическое |
Один |
Фонетическое |
Фонетическое |
4. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. РАБОТА НАД ПОНЯТИЯМИ.
Сочинение
– вид письменной
школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на
заданную тему. B учебном процессе чаще всего используются сочинения по
литературе (сочинения по тексту), сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения
(эссе) на заданные темы (например, «Как я провёл лето», «Каким я хочу быть»),
сочинения по картине, сочинения-описания (например, какой-то личности).
Письмо́
в значении сообщение
– текст на бумаге или других материалах, используемый при переписке между двумя
и более адресатами. Изначально письмом называли рукописное текстовое
сообщение на бумаге или другом носителе (глиняном черепке, листе пергамента или
куске берёсты).
Структура
(основные компоненты письма):
а) начало (дата, место, форма обращения к
адресату);
б) основная часть (деловая или сугубо
личная информация; просьбы), предложения, пожелания; приветы родным и
знакомым);
в) конец (пожелания адресату, подпись,
дата и местонахождение);
отправителя письма — если они не были
указаны в самом начале).
Формы
обращения
Непринуждённая:
Мамочка, Коля, бабушка, друг
Официальная: директор, президент, учитель,
преподаватель, врач
Типичные
обороты окончания письма
Пока!
До скорого! До свидания! Пока-пока! С уважением….
5.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ВИДЫ ПИСЕМ
6.
ВВОДНОЕ ЗАДАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ПИСЬМА. ОБСУЖДЕНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА
При написании письма соблюдать структуру:
Начало
1. Не забыть указать дату, адресата
(от кого письмо) и адресанта (кому письмо), чтобы правильно подобрать
слова обращения.
2. Узнать, как дела, здоровье? (это
положительно настроит получателя на чтение письма)
Основная часть
2.Продумать,
о чём Вы хотите написать письмо, каким будет его содержание. Помните,
что письмо должно носить актуальную информацию.
3. Подбирайте такие новости, которые
интересны и знакомы получателю.
4. Не задавайте слишком много
вопросов, чтобы не поставить получателя в неловкое положение.
5. В подборе информации не
навязывайтесь своими мыслями и идеями.
Конец (окончание или
завершение)
6. Пожелайте здоровья, удачи или
успехов.
7.Попросите ответить на вопрос,
если задавали (мнение друга для Вас важно)
7.
ЗАПОМНИТЕ 5 НЕЛЬЗЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПИСЬМА
Ø Писать
письма в плохом настроении (гнев, злость, ненависть, агрессия);
Ø Быть
слишком эмоциональным и навязывать все свои мысли в форме вопросов (ты согласен
со мной?);
Ø Рассказывать
в письме только о себе;
Ø Отвлекать
адресанта «болтологией» ни о чём;
Ø Оскорблять,
обижать своими выводами.
8.
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЬМА.
Образец
Привет, Толян. Пишет тебе твой друг из
Донецка Симон. Помнишь такого? Давно не писал, а хочется пообщаться.
Как ты поживаешь?
У меня всё хорошо. У нас были большие
осенние каникулы. Дистанционки нет, ходим в школу. В этом году добавили новый
предмет химию. Интересный. А вот с физикой! Не очень понимаю решение задач. Надо
математику подтягивать. На уроках интересно. Правда, шумим иногда.
Хожу на секцию волейбола, баскетбола. Мне это
нравится.
Пиши
о себе, мне интересно, что нового и чем увлекаешься?
Желаю
тебе не болеть и успехов в учёбе. Пока. Симон.
8. ОБСУЖДЕНИЕ ПИСЬМА
9.ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С
КОММЕНТИРОВАНИЕМ.
10. РЕФЛЕКСИЯ. НА КАКОЙ СТУПЕНЬКЕ ЛЕСТНИЦЫ УСПЕХА
СТОИТЕ ВЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ?
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПОМОЧЬ БРАТУ ИЛИ СЕСТРЕ НАПИСАТЬ
ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ