Методическая разработка занятий 9 — 10 курса
«Подготовка к написанию сжатого изложения»
Занятия 9 – 10.
Составление плана текста
Необходимые сведения
План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.
Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию, концентрировать внимание на главном, отсеивать второстепенное.
В зависимости от языкового оформления различают следующие виды плана: назывной, вопросный, тезисный и цитатный.
Прочитайте текст, а затем познакомьтесь с таблицей, в которой даны четыре варианта плана этого текста.
Дракон и принцесса
Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю.
Жил дракон, славный и милый.
Никто, кроме него, не умел изрыгать огонь так ловко, что с одного раза загоралось сразу полдеревни. Крестьяне трусливо прятались, заметив его знаменитый бреющий полет. От сердитого взгляда рыбьих навыкате глаз и серного запаха из раскрытой пасти отважные рыцари мешками падали с боевых коней. Дракон наводил ужас на близлежащие королевства.
Однажды дракон решил слетать в какое-нибудь очень отдаленное королевство, до которого еще не докатились слухи о его проказах. Он остановился на отдых высоко в горах, где развлекался тем, что дышал на снега, устраивая смертоносные лавины. Он веселился до тех пор, пока ранним утром не встретил на узкой горной тропе принцессу со свитой. О том, что это принцесса, догадаться было нетрудно, хотя на прелестном создании было альпинистское снаряжение, а не воздушное платье. У драконов на принцесс генетический нюх. Дракон принял боевую позицию и для начала изрыгнул небольшой столб огня, от которого придворные разбежались. Лишь принцесса не испугалась. Она подошла к дракону, щелкнула его по носу и засмеялась:
— Какой забавный! Господа, смотрите, кого я нашла!
Господа, спрятавшись за камнями, стучали зубами. Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал. Таких глаз цвета морского прибоя он не видел ни у одной девчонки на всей планете. В них таяли мерцающие звезды, сияли восхитительные жемчужины.
— Пойдем с нами, — скомандовала принцесса, похлопав его по когтистой лапе, — я покажу тебя маме и папе!
Дракон обреченно вздохнул и поплелся за ней, как комнатная собачка.
Дома дракона представили папе с мамой. Папа был категорически против него, но королева-мать, умнейшая женщина, сказала, что неплохо иметь в доме своего дракона. И дракон остался жить при дворе. Конечно, он понимал, что принцесса капризна, что у нее дурная наследственность, но ради ее красивых глаз он мог сделать все, что угодно. Принцесса потребовала, чтобы дракон стал поменьше ростом, научился прямо ходить и не извергал пламя: казна не способна оплатить такое количество огнетушителей и выдать столько компенсаций!
Дракон прекратил полеты, изловчился уменьшить рост, его изогнутая хорда закостенела, превратилась в позвоночник. Он больше не извергал пламя, но зато сердце дракона пылало, как огромный костер!
Принцесса уделяла дракону много драгоценного времени: учила его читать и писать. Они вместе поступили в университет, где приятно и весело проводили время до тех пор, пока она не объявила, что хочет стать хиппи. Возлюбленная сменила кринолин на рваные джинсы и рванула автостопом по соседним странам. Дракон, волоча хвост по пыльным дорогам, следовал за ней. Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Он отрастил чешую до плеч, мог часами сидеть рядом с ней в позе лотоса. Как-то со скуки она сунула ему в руки гитару, и, к всеобщему удивлению, оказалось, что дракон неплохо играет, недурно поет и сочиняет музыку на собственные гениальные стихи.
— Ты будешь рок-музыкантом, — решила принцесса, — вот только хвост убрать!
Дракон перенес три операции по удалению хвоста. Принцесса купила ему черные очки, стильную серьгу в ухо и занялась его продвижением. На удивление быстро они добились успеха. Фанатки носили дракона на руках. Деньги текли рекой в королевскую казну. Дракон с принцессой объездили полмира, хотели объехать оставшуюся половину, но устали и вернулись домой немного передохнуть.
Дома дракон писал новые песни, а принцесса гуляла по крепостной стене. Возвращалась с прогулок посвежевшая, с букетиком эдельвейсов в руках. Говорила всякие милые нелепости. Дракон обожал ее такой. А папа с мамой даже стали подумывать, что известный рок-музыкант, пусть и дракон в прошлом, неплохая партия для засидевшейся в девушках принцессы.
Однажды принцесса позвала дракона на прогулку. Они отправились на чудный луг. Солнышко светило ласково, кругом порхали бабочки, паслись овечки. Честное слово, дракон чуть не прослезился! Но принцесса подвела его к пастуху и пролепетала:
— Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!
Пастух как пастух. Красив, широкоплеч, смугл. Дракон спрятался за темными очками, пожал сопернику руку и, сославшись на головную боль, поплелся домой, где принялся крушить мебель любимой гитарой, извлекая из нее такие звуки, что по королевству пошла дрожь.
Вернулась принцесса. Она пахла эдельвейсами, светилась нежностью и была полна желания выговориться. Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь. И он помог. Он разбился в лепешку, но организовал свадьбу: лично приклеивал на приглашения марки, смачивая последние раздвоенным языком.
Перед венчанием принцесса поцеловала его во вспотевший лоб:
— Ах, если бы ты хоть немножко был похож на человека!
Дракон подал принцессе дрожащую руку и повел ее к алтарю…
Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади. Полицейские хотели его арестовать, но он, как в старые времена, сверкнул на них глазами, и стражи порядка отступили.
Некоторое время дракон отсиживался в горах, отращивая обрезанные крылья и позорно короткий хвост. Таскал у местных пастухов овечек и с удовольствием пугал альпинистов. В конце концов, он налетел на соседнее королевство, спалил несколько деревень и приземлился в столице на дворцовой площади. К нему тут же подбежало существо в бантах и оборках и жеманно проговорило:
— Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
Дракон рявкнул: «Нет!»- и проглотил принцессу вместе с бантами, оборками и красными башмачками.
В тот же миг из-за аккуратно подстриженных кустов выскочила бдительная охрана и, скрутив дракона, потащила его в здание суда. Присяжные и судья в один голос осудили злодея. Король с королевой безутешно плакали. Сотня отважных рыцарей примчалась на лужайку, чтобы изрубить наглеца, как колбасу.
Устало вздохнув, дракон расправил крылья, одним ударом мощного хвоста освободился от кандалов и наручников, проглотил судью и вышел на свободу. Обратив отважных рыцарей в позорное бегство, дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ.
Вид плана |
Особенность формулировки пунктов плана |
Примеры |
Назывной план (в виде назывных предложений) |
Содержание каждой смысловой части обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последовательного развертывания всей информации данной смысловой части |
|
Вопросный план (в виде вопросительных предложений) |
Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана. |
1. Кто герои этой сказки? 2. Почему дракон наводил ужас на близлежащие королевства? 3. Как встретились принцесса и дракон? 4.Почему дракон оказался при дворе? Что потребовала принцесса от дракона? 5. Какие прихоти принцессы выполнял дракон? Как он стал рок-музыкантом? 6. Почему принцесса не вышла замуж за дракона? 7. Чем в последний раз дракон помог принцессе? 8. Почему он вернулся к прежней жизни? 9. Как дракон поступил со второй принцессой? 10. Как он снова обрел свободу? |
Тезисный план (в виде тезисов) |
Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). По сути дела, тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане. |
1.Автор предлагает послушать еще одну историю про принцессу и дракона. 2.Живет на свете славный, ловкий дракон, который одним дыханием может сжечь полдеревни, чем наводит ужас на окружающих. 3.Однажды в горах дракон встречает принцессу и влюбляется в нее с первого взгляда. Принцесса решает взять дракона с собой. 4. С разрешения короля и королевы дракон остается жить при дворе. Принцесса требует, чтобы дракон внешне изменился: стал меньше ростом, научился ходить прямо и не извергал пламя. 5.Дракон разделяет все увлечения принцессы: учится в университете, становится хиппи, пацифистом, вегетарианцем, занимается йогой. Принцесса продвигает его как рок-музыканта. 6.Принцесса и дракон после долгих странствий возвращаются домой, король и королева прочат дракона принцессе в мужья. Принцесса признается, что влюблена в пастуха. 7. Принцесса просит дракона помочь организовать ее с пастухом свадьбу. Дракон скрепя сердце соглашается. 8. От отчаяния дракон сжигает дом на ратушной площади и скрывается в горах, где отращивает крылья и хвост. 9. Дракон встречает новую принцессу, которая тоже хочет взять его себе. Но дракон проглатывает ее. 10. Злодея осуждают, но он освобождается от кандалов и наручников и улетает в неведомые края, где нет королевских особ. |
Цитатный план (в виде цитат из текста) |
Содержание каждой смысловой части текста представлено в виде цитаты, наиболее полно и емко характеризующей основное содержание микротемы. |
1. «Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю». 2. «Дракон наводил ужас на близлежащие королевства». 3. «Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал». 4. «И дракон остался жить при дворе». 5. «Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. <…>Она сунула ему в руки гитару <…> — Ты будешь рок-музыкантом!» 6. «- Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!» 7. «Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь». 8. «Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади». 9. «- Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе! 10. «Дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ». |
Упражнение 1
Познакомьтесь с планом текста. Попробуйте догадаться по этому плану о содержании текста
1. Ужасное происшествие в курятнике!
2. История о пяти погибших курицах.
3. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц.
4. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах.
5. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко.
6. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка.
7. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки.
8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете.
Прочтите текст и установите, соответствует ли он плану. Если необходимо, внесите правку в план. Затем еще раз прочтите текст и письменно его изложите.
Истинная правда
Ужасное происшествие! — сказала курица, проживавшая совсем на другом конце города, а не там, где случилось происшествие. — Ужасное происшествие в курятнике! Я просто не смею теперь ночевать одна! Хорошо, что нас много на нашесте!
И она принялась рассказывать, да так, что перышки у всех кур встали дыбом, а гребешок у петуха съежился. Да, да, истинная правда!
Но мы начнем сначала, а началось все в курятнике на другом конце города.
Солнце садилось, и все куры уже были на нашесте. Одна из них, белая коротконожка, курица во всех отношениях добропорядочная и почтенная, исправно несущая положенное число яиц, усевшись поудобнее, стала перед сном чиститься и охорашиваться. И — вот одно маленькое перышко вылетело и упало на землю.
— Ишь, полетело! — сказала курица. – Ну, ничего, чем больше охорашиваешься, тем больше хорошеешь!
Это было сказано так, в шутку, — курица вообще была веселого нрава, но это ничуть не мешало ей быть, как уже сказано, весьма и весьма почтенною курицей. С тем она и заснула.
В курятнике было темно. Куры сидели рядом, и та, что сидела бок о бок с нашей курицей, не спала еще: она не то чтобы нарочно подслушивала слова соседки, а так, слышала краем уха, — так ведь и следует, если хочешь жить в мире с ближними! И вот она не утерпела и шепнула другой своей соседке:
— Слышала? Я не желаю называть имен, но среди нас есть курица, которая готова выщипать себе все перья, чтобы только быть покрасивее. Будь я петухом, я бы презирала ее!
Как раз над курами сидела в гнезде сова с мужем и детками; у сов слух острый, и они не упустили ни одного слова соседки. Все они при этом усиленно вращали глазами, а совиха махала крыльями, точно опахалами.
— Тс-с! Не слушайте, детки! Впрочем, вы, конечно, уже слышали? Я тоже. Ах! Просто уши вянут! Одна из кур до того забылась, что принялась выщипывать себе перья прямо на глазах у петуха!
— Осторожно, здесь дети! — сказал сова-отец. — При детях о таких вещах не говорят!
— Надо все-таки рассказать об этом нашей соседке сове, она такая милая особа!
И совиха полетела к соседке.
— У-гу, у-гу! — загукали потом обе совы прямо над соседней голубятней. — Вы слышали? Вы слышали? У-гу! Одна курица выщипала себе все перья из-за петуха! Она замерзнет, замерзнет до смерти! Если уже не замерзла! У-гу!
— Кур-кур! Где, где? — ворковали голуби.
— На соседнем дворе! Это почти на моих глазах было! Просто неприлично и говорить об этом, но это истинная правда!
— Верим, верим! — сказали голуби и заворковали сидящим внизу курам: — Кур-кур! Одна курица, а иные говорят, даже две выщипали себе все перья, чтобы отличиться перед петухом! Рискованная затея. Этак и простудиться и умереть недолго, да они уж и умерли!
— Кукареку! — запел петух, взлетая на забор. — Проснитесь! — У самого глаза еще слипались ото сна, а он уже кричал: — Три курицы погибли от несчастной любви к петуху! Они выщипали себе все перья! Такая гадкая история! Не хочу молчать о ней! Пусть разнесется по всему свету!
— Пусть, пусть! — запищали летучие мыши, закудахтали куры, закричал петух. — Пусть, пусть!
И история разнеслась со двора во двор, из курятника в курятник и дошла наконец до того места, откуда пошла.
— Пять куриц, — рассказывалось тут, — выщипали себе все перья, чтобы показать, кто из них больше исхудал от любви к петуху! Потом они заклевали друг друга насмерть, в позор и посрамление всему своему роду и в убыток своим хозяевам!
Курице, которая обронила перышко, было и невдомек, что вся эта история про нее, и, как курица во всех отношениях почтенная, она сказала:
— Я презираю этих кур! Но таких ведь много! О подобных вещах нельзя, однако, молчать! И я, со своей стороны, сделаю все, чтобы история эта попала в газеты! Пусть разнесется по всему свету — эти куры и весь их род стоят того!
И в газетах действительно напечатали всю историю, и это истинная правда: из одного перышка совсем не трудно сделать целых пять кур!
Проверьте план:
1. Ужасное происшествие в курятнике!
2. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко.
3. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка.
4. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки.
5. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах.
6. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц.
7. История о пяти погибших курицах.
8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете.
Задание
Составьте подобные упражнения. Предложите для выполнения одноклассникам. Тексты можно найти на сайте skazki-priskazki.ru
Урок № 68 |
9А от 15.01. |
9Б от 15.01. |
9В от 15.01. |
2021 |
|||||||||||
Тема |
Р.Р. №17 Составление плана текста |
||||||||||||||
Цель урока: |
сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве. |
||||||||||||||
Задачи: |
|||||||||||||||
предметные: |
формировать умение работать с текстом; формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте; совершенствовать навыки смыслового анализа текста; сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей; |
||||||||||||||
метапредметные: |
развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы; |
||||||||||||||
личностные: |
воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности; осуществлять нравственное и эстетическое воспитание. |
||||||||||||||
Тип урока: урок развития речи. |
|||||||||||||||
Методы урока: практическая работа. |
|||||||||||||||
Технология: критического мышления. |
|||||||||||||||
Оборудование: . |
|||||||||||||||
ХОД УРОКА |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Проверить наличие упр. 115 |
Проверить наличие работы. |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой. -Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему? |
Запись эпиграфа и его обсуждение. |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. |
Оформление тетради. |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
— Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. -Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.) — Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли. — Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”. ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде. ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п. ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п |
Обсуждение материала. |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Беседа. — Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира: Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Приведите примеры однокоренных слов к слову текст. Словарная работа:
— Выделим корень, что обозначают эти слова? Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов. — Составьте предложение с любым из этих слов. -Можно ли считать предложение текстом? -Чем отличается предложение от текста? (Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое) — Любая ли группа предложений будет текстом? (Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое) Составление схемы «Признаки текста». Учитель: — Давайте вспомним, какими признаками обладает текст. На доске появляется кластер «Признаки текста». Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:
— Сделайте вывод. Что такое текст? Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу. — Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З) 1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст? Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах) Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн). Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн) -Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст? На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция) — На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.) — Как называется смысловая часть текста? (Абзац) — Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки) — Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.) — Что такое микротема? Запись в схеме «Признаки текста»: абзац, микротема. — План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста? План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить. Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста. — Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу. — Какие планы вы знаете? Планы бывают: — простые; — сложные; — вопросные; — назывные; — тезисные. Простой план это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. Сложный план текста чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. Назывной план текста. План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. Вопросный план текста План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ). Тезисный план представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. Тезисный план — выражает суть текста в кратких формулировках. Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения. |
Запись материала. |
||||||||||||||
Прочитайте текст, а затем познакомьтесь с таблицей, в которой даны четыре варианта плана этого текста. Дракон и принцесса Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю. Жил дракон, славный и милый. Никто, кроме него, не умел изрыгать огонь так ловко, что с одного раза загоралось сразу полдеревни. Крестьяне трусливо прятались, заметив его знаменитый бреющий полет. От сердитого взгляда рыбьих навыкате глаз и серного запаха из раскрытой пасти отважные рыцари мешками падали с боевых коней. Дракон наводил ужас на близлежащие королевства. Однажды дракон решил слетать в какое-нибудь очень отдаленное королевство, до которого еще не докатились слухи о его проказах. Он остановился на отдых высоко в горах, где развлекался тем, что дышал на снега, устраивая смертоносные лавины. Он веселился до тех пор, пока ранним утром не встретил на узкой горной тропе принцессу со свитой. О том, что это принцесса, догадаться было нетрудно, хотя на прелестном создании было альпинистское снаряжение, а не воздушное платье. У драконов на принцесс генетический нюх. Дракон принял боевую позицию и для начала изрыгнул небольшой столб огня, от которого придворные разбежались. Лишь принцесса не испугалась. Она подошла к дракону, щелкнула его по носу и засмеялась: — Какой забавный! Господа, смотрите, кого я нашла! Господа, спрятавшись за камнями, стучали зубами. Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал. Таких глаз цвета морского прибоя он не видел ни у одной девчонки на всей планете. В них таяли мерцающие звезды, сияли восхитительные жемчужины. — Пойдем с нами, — скомандовала принцесса, похлопав его по когтистой лапе, — я покажу тебя маме и папе! Дракон обреченно вздохнул и поплелся за ней, как комнатная собачка. Дома дракона представили папе с мамой. Папа был категорически против него, но королева-мать, умнейшая женщина, сказала, что неплохо иметь в доме своего дракона. И дракон остался жить при дворе. Конечно, он понимал, что принцесса капризна, что у нее дурная наследственность, но ради ее красивых глаз он мог сделать все, что угодно. Принцесса потребовала, чтобы дракон стал поменьше ростом, научился прямо ходить и не извергал пламя: казна не способна оплатить такое количество огнетушителей и выдать столько компенсаций! Дракон прекратил полеты, изловчился уменьшить рост, его изогнутая хорда закостенела, превратилась в позвоночник. Он больше не извергал пламя, но зато сердце дракона пылало, как огромный костер! Принцесса уделяла дракону много драгоценного времени: учила его читать и писать. Они вместе поступили в университет, где приятно и весело проводили время до тех пор, пока она не объявила, что хочет стать хиппи. Возлюбленная сменила кринолин на рваные джинсы и рванула автостопом по соседним странам. Дракон, волоча хвост по пыльным дорогам, следовал за ней. Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Он отрастил чешую до плеч, мог часами сидеть рядом с ней в позе лотоса. Как-то со скуки она сунула ему в руки гитару, и, к всеобщему удивлению, оказалось, что дракон неплохо играет, недурно поет и сочиняет музыку на собственные гениальные стихи. — Ты будешь рок-музыкантом, — решила принцесса, — вот только хвост убрать! Дракон перенес три операции по удалению хвоста. Принцесса купила ему черные очки, стильную серьгу в ухо и занялась его продвижением. На удивление быстро они добились успеха. Фанатки носили дракона на руках. Деньги текли рекой в королевскую казну. Дракон с принцессой объездили полмира, хотели объехать оставшуюся половину, но устали и вернулись домой немного передохнуть. Дома дракон писал новые песни, а принцесса гуляла по крепостной стене. Возвращалась с прогулок посвежевшая, с букетиком эдельвейсов в руках. Говорила всякие милые нелепости. Дракон обожал ее такой. А папа с мамой даже стали подумывать, что известный рок-музыкант, пусть и дракон в прошлом, неплохая партия для засидевшейся в девушках принцессы. Однажды принцесса позвала дракона на прогулку. Они отправились на чудный луг. Солнышко светило ласково, кругом порхали бабочки, паслись овечки. Честное слово, дракон чуть не прослезился! Но принцесса подвела его к пастуху и пролепетала: — Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон! Пастух как пастух. Красив, широкоплеч, смугл. Дракон спрятался за темными очками, пожал сопернику руку и, сославшись на головную боль, поплелся домой, где принялся крушить мебель любимой гитарой, извлекая из нее такие звуки, что по королевству пошла дрожь. Вернулась принцесса. Она пахла эдельвейсами, светилась нежностью и была полна желания выговориться. Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь. И он помог. Он разбился в лепешку, но организовал свадьбу: лично приклеивал на приглашения марки, смачивая последние раздвоенным языком. Перед венчанием принцесса поцеловала его во вспотевший лоб: — Ах, если бы ты хоть немножко был похож на человека! Дракон подал принцессе дрожащую руку и повел ее к алтарю… Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади. Полицейские хотели его арестовать, но он, как в старые времена, сверкнул на них глазами, и стражи порядка отступили. Некоторое время дракон отсиживался в горах, отращивая обрезанные крылья и позорно короткий хвост. Таскал у местных пастухов овечек и с удовольствием пугал альпинистов. В конце концов, он налетел на соседнее королевство, спалил несколько деревень и приземлился в столице на дворцовой площади. К нему тут же подбежало существо в бантах и оборках и жеманно проговорило: — Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе! В тот же миг из-за аккуратно подстриженных кустов выскочила бдительная охрана и, скрутив дракона, потащила его в здание суда. Присяжные и судья в один голос осудили злодея. Король с королевой безутешно плакали. Сотня отважных рыцарей примчалась на лужайку, чтобы изрубить наглеца, как колбасу. Устало вздохнув, дракон расправил крылья, одним ударом мощного хвоста освободился от кандалов и наручников, проглотил судью и вышел на свободу. Обратив отважных рыцарей в позорное бегство, дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ.
Упражнение Познакомьтесь с планом текста. Попробуйте догадаться по этому плану о содержании текста 1. Ужасное происшествие в курятнике! 2. История о пяти погибших курицах. 3. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц. 4. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах. 5. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко. 6. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка. 7. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки. 8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете. Прочтите текст и установите, соответствует ли он плану. Если необходимо, внесите правку в план. Затем еще раз прочтите текст и письменно его изложите. Истинная правда Ужасное происшествие! — сказала курица, проживавшая совсем на другом конце города, а не там, где случилось происшествие. — Ужасное происшествие в курятнике! Я просто не смею теперь ночевать одна! Хорошо, что нас много на нашесте! И она принялась рассказывать, да так, что перышки у всех кур встали дыбом, а гребешок у петуха съежился. Да, да, истинная правда! Но мы начнем сначала, а началось все в курятнике на другом конце города. Солнце садилось, и все куры уже были на нашесте. Одна из них, белая коротконожка, курица во всех отношениях добропорядочная и почтенная, исправно несущая положенное число яиц, усевшись поудобнее, стала перед сном чиститься и охорашиваться. И — вот одно маленькое перышко вылетело и упало на землю. — Ишь, полетело! — сказала курица. – Ну, ничего, чем больше охорашиваешься, тем больше хорошеешь! Это было сказано так, в шутку, — курица вообще была веселого нрава, но это ничуть не мешало ей быть, как уже сказано, весьма и весьма почтенною курицей. С тем она и заснула. В курятнике было темно. Куры сидели рядом, и та, что сидела бок о бок с нашей курицей, не спала еще: она не то чтобы нарочно подслушивала слова соседки, а так, слышала краем уха, — так ведь и следует, если хочешь жить в мире с ближними! И вот она не утерпела и шепнула другой своей соседке: — Слышала? Я не желаю называть имен, но среди нас есть курица, которая готова выщипать себе все перья, чтобы только быть покрасивее. Будь я петухом, я бы презирала ее! Как раз над курами сидела в гнезде сова с мужем и детками; у сов слух острый, и они не упустили ни одного слова соседки. Все они при этом усиленно вращали глазами, а совиха махала крыльями, точно опахалами. — Тс-с! Не слушайте, детки! Впрочем, вы, конечно, уже слышали? Я тоже. Ах! Просто уши вянут! Одна из кур до того забылась, что принялась выщипывать себе перья прямо на глазах у петуха! — Осторожно, здесь дети! — сказал сова-отец. — При детях о таких вещах не говорят! — Надо все-таки рассказать об этом нашей соседке сове, она такая милая особа! И совиха полетела к соседке. — У-гу, у-гу! — загукали потом обе совы прямо над соседней голубятней. — Вы слышали? Вы слышали? У-гу! Одна курица выщипала себе все перья из-за петуха! Она замерзнет, замерзнет до смерти! Если уже не замерзла! У-гу! — Кур-кур! Где, где? — ворковали голуби. — На соседнем дворе! Это почти на моих глазах было! Просто неприлично и говорить об этом, но это истинная правда! — Верим, верим! — сказали голуби и заворковали сидящим внизу курам: — Кур-кур! Одна курица, а иные говорят, даже две выщипали себе все перья, чтобы отличиться перед петухом! Рискованная затея. Этак и простудиться и умереть недолго, да они уж и умерли! — Кукареку! — запел петух, взлетая на забор. — Проснитесь! — У самого глаза еще слипались ото сна, а он уже кричал: — Три курицы погибли от несчастной любви к петуху! Они выщипали себе все перья! Такая гадкая история! Не хочу молчать о ней! Пусть разнесется по всему свету! — Пусть, пусть! — запищали летучие мыши, закудахтали куры, закричал петух. — Пусть, пусть! И история разнеслась со двора во двор, из курятника в курятник и дошла наконец до того места, откуда пошла. — Пять куриц, — рассказывалось тут, — выщипали себе все перья, чтобы показать, кто из них больше исхудал от любви к петуху! Потом они заклевали друг друга насмерть, в позор и посрамление всему своему роду и в убыток своим хозяевам! Курице, которая обронила перышко, было и невдомек, что вся эта история про нее, и, как курица во всех отношениях почтенная, она сказала: — Я презираю этих кур! Но таких ведь много! О подобных вещах нельзя, однако, молчать! И я, со своей стороны, сделаю все, чтобы история эта попала в газеты! Пусть разнесется по всему свету — эти куры и весь их род стоят того! И в газетах действительно напечатали всю историю, и это истинная правда: из одного перышка совсем не трудно сделать целых пять кур! Проверьте план: 1. Ужасное происшествие в курятнике! 2. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко. 3. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка. 4. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки. 5. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах. 6. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц. 7. История о пяти погибших курицах. 8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете. |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
— Я понял(а), что… — Было интересно… — Особенно понравилось… — Вызвало затруднение… -Чем запомнился урок? — Что из намеченного вами в начале урока исполнилось? |
Анализируют, делают выводы. |
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Выполнить орфпрактикум §17-18, упр.130. |
Запись в дневник. |
Дракон и принцесса
Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю.
Жил дракон, славный и милый.
Никто, кроме него, не умел изрыгать огонь так ловко, что с одного раза загоралось сразу полдеревни. Крестьяне трусливо прятались, заметив его знаменитый бреющий полет. От сердитого взгляда рыбьих навыкате глаз и серного запаха из раскрытой пасти отважные рыцари мешками падали с боевых коней. Дракон наводил ужас на близлежащие королевства.
Однажды дракон решил слетать в какое-нибудь очень отдаленное королевство, до которого еще не докатились слухи о его проказах. Он остановился на отдых высоко в горах, где развлекался тем, что дышал на снега, устраивая смертоносные лавины. Он веселился до тех пор, пока ранним утром не встретил на узкой горной тропе принцессу со свитой. О том, что это принцесса, догадаться было нетрудно, хотя на прелестном создании было альпинистское снаряжение, а не воздушное платье. У драконов на принцесс генетический нюх. Дракон принял боевую позицию и для начала изрыгнул небольшой столб огня, от которого придворные разбежались. Лишь принцесса не испугалась. Она подошла к дракону, щелкнула его по носу и засмеялась:
— Какой забавный! Господа, смотрите, кого я нашла!
Господа, спрятавшись за камнями, стучали зубами. Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал. Таких глаз цвета морского прибоя он не видел ни у одной девчонки на всей планете. В них таяли мерцающие звезды, сияли восхитительные жемчужины.
— Пойдем с нами, — скомандовала принцесса, похлопав его по когтистой лапе, — я покажу тебя маме и папе!
Дракон обреченно вздохнул и поплелся за ней, как комнатная собачка.
Дома дракона представили папе с мамой. Папа был категорически против него, но королева-мать, умнейшая женщина, сказала, что неплохо иметь в доме своего дракона. И дракон остался жить при дворе. Конечно, он понимал, что принцесса капризна, что у нее дурная наследственность, но ради ее красивых глаз он мог сделать все, что угодно. Принцесса потребовала, чтобы дракон стал поменьше ростом, научился прямо ходить и не извергал пламя: казна не способна оплатить такое количество огнетушителей и выдать столько компенсаций!
Дракон прекратил полеты, изловчился уменьшить рост, его изогнутая хорда закостенела, превратилась в позвоночник. Он больше не извергал пламя, но зато сердце дракона пылало, как огромный костер!
Принцесса уделяла дракону много драгоценного времени: учила его читать и писать. Они вместе поступили в университет, где приятно и весело проводили время до тех пор, пока она не объявила, что хочет стать хиппи. Возлюбленная сменила кринолин на рваные джинсы и рванула автостопом по соседним странам. Дракон, волоча хвост по пыльным дорогам, следовал за ней. Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Он отрастил чешую до плеч, мог часами сидеть рядом с ней в позе лотоса. Как-то со скуки она сунула ему в руки гитару, и, к всеобщему удивлению, оказалось, что дракон неплохо играет, недурно поет и сочиняет музыку на собственные гениальные стихи.
— Ты будешь рок-музыкантом, — решила принцесса, — вот только хвост убрать!
Дракон перенес три операции по удалению хвоста. Принцесса купила ему черные очки, стильную серьгу в ухо и занялась его продвижением. На удивление быстро они добились успеха. Фанатки носили дракона на руках. Деньги текли рекой в королевскую казну. Дракон с принцессой объездили полмира, хотели объехать оставшуюся половину, но устали и вернулись домой немного передохнуть.
Дома дракон писал новые песни, а принцесса гуляла по крепостной стене. Возвращалась с прогулок посвежевшая, с букетиком эдельвейсов в руках. Говорила всякие милые нелепости. Дракон обожал ее такой. А папа с мамой даже стали подумывать, что известный рок-музыкант, пусть и дракон в прошлом, неплохая партия для засидевшейся в девушках принцессы.
Однажды принцесса позвала дракона на прогулку. Они отправились на чудный луг. Солнышко светило ласково, кругом порхали бабочки, паслись овечки. Честное слово, дракон чуть не прослезился! Но принцесса подвела его к пастуху и пролепетала:
— Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!
Пастух как пастух. Красив, широкоплеч, смугл. Дракон спрятался за темными очками, пожал сопернику руку и, сославшись на головную боль, поплелся домой, где принялся крушить мебель любимой гитарой, извлекая из нее такие звуки, что по королевству пошла дрожь.
Вернулась принцесса. Она пахла эдельвейсами, светилась нежностью и была полна желания выговориться. Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь. И он помог. Он разбился в лепешку, но организовал свадьбу: лично приклеивал на приглашения марки, смачивая последние раздвоенным языком.
Перед венчанием принцесса поцеловала его во вспотевший лоб:
— Ах, если бы ты хоть немножко был похож на человека!
Дракон подал принцессе дрожащую руку и повел ее к алтарю…
Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади. Полицейские хотели его арестовать, но он, как в старые времена, сверкнул на них глазами, и стражи порядка отступили.
Некоторое время дракон отсиживался в горах, отращивая обрезанные крылья и позорно короткий хвост. Таскал у местных пастухов овечек и с удовольствием пугал альпинистов. В конце концов, он налетел на соседнее королевство, спалил несколько деревень и приземлился в столице на дворцовой площади. К нему тут же подбежало существо в бантах и оборках и жеманно проговорило:
— Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
Дракон рявкнул: «Нет!»- и проглотил принцессу вместе с бантами, оборками и красными башмачками.
В тот же миг из-за аккуратно подстриженных кустов выскочила бдительная охрана и, скрутив дракона, потащила его в здание суда. Присяжные и судья в один голос осудили злодея. Король с королевой безутешно плакали. Сотня отважных рыцарей примчалась на лужайку, чтобы изрубить наглеца, как колбасу.
Устало вздохнув, дракон расправил крылья, одним ударом мощного хвоста освободился от кандалов и наручников, проглотил судью и вышел на свободу. Обратив отважных рыцарей в позорное бегство, дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ.
13
-
The
title of the article is …
The article is entitled …
The article is headlined …
-
The
author of the article is …
The article is written by …
-
The
article is published in the magazine … (title, №, year) -
a)
The present paper is …
— a generalization of …
— a survey of …
— a statement of …
— an analysis of …
— a description of …
— an account of …
b) The topic of the article
is …
The theme of the article is
…
The subject-matter of the
article is …
c) The article is devoted
to …
The article is concerned
with …
The article touches upon …
The article applies to …
The article deals with …
The
article gives an idea (a notion, a conception) of …
The
article gives smb’s point of view on/at …
5) The
author raises the problem (question) …
The
author puts the problem (question) …
The author elucidates …
The author throws light
upon …
The author presents …
The author shows …
The author illustrates …
The author demonstrates …
The author describes …
The author develops …
The author examines …
The author explains …
The author dwells at length
on …
The author goes into detail
…
The author broaches …
The author opens …
The author mentions …
The author considers …
The author reviews …
The author brings smb’s
attention to …
6) The article is addressed
to …
The article is intended for
…
The article is destined
for/to …
The article may be used by
…
The article may be useful
for …
The article is interesting
for …
The article valuable for …
The
article is of importance for …
Название
статьи (какое?)
Статья
называется (как?)
Статья
называется (как?)
Автор
статьи (кто?)
Статья
написана (кем?)
Статья
опубликована в журнале (каком?)
(название, №, год)
Данная
работа – это …
— обобщение
(чего?)
— обзор
(чего?)
— изложение
(чего?)
— анализ
(чего?)
— описание
(чего?)
— доклад,
сообщение (чего?)
Тема статьи
(какая?)
Тема статьи
(какая?)
Тема статьи
(какая?)
Статья посвящена
(чему?)
Статья посвящена
(чему?)
Статья касается
(чего?)
Статья касается
(чего?)
Статья касается
(чего?)
Статья представляет
идею (понятие) (чего?)
Статья представляет
чью-либо точку зрения (на что?)
Автор
поднимает проблему (какую?) (вопрос)
(какой?)
Автор
поднимает проблему (какую?) (вопрос)
(какой?)
Автор
освещает (что?)
Автор
освещает (что?)
Автор представляет
(что?)
Автор показывает
(что?)
Автор иллюстрирует
(что?)
Автор демонстрирует
(что?)
Автор описывает
(что?)
Автор развивает
(что?)
Автор исследует
(что?)
Автор объясняет
(что?)
Автор подробно
останавливается (на чём?)
Автор подробно
останавливается (на чём?)
Автор затрагивает
(что?)
Автор затрагивает
(что?)
Автор затрагивает
(что?)
Автор рассматривает
(что?)
Автор рассматривает
(что?)
Автор обращает
чьё-либо внимание (на что?)
Статья адресована
(кому?)
Статья предназначена
(кому?)
Статья предназначена
(кому?)
Статья может
быть использована (кем?)
Статья может
быть полезна (кому?)
Статья представляет
интерес (для кого?)
Статья представляет
ценность (для кого?)
Статья
важна (для кого?)
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Как написать план четвертой главы «Принц и принцесса» из сказки Андерсена?
Какой можно составить план для устного или письменного школьного пересказа по четвертой истории с названием «Принц и принцесса» из сказки Ханса Кристина Андерсена «Снежная королева»?
1 ответ:
3
0
Вспоминаем сюжет: Герда встречает на своем пути старого ворона, который узнав о причине ее путешествия, допускает вероятность того, что принц их королевства и есть Кай. Он рассказывает историю своей принцессы, которая решив выйти замуж, объявила о своем намерении — найти умного спутника жизни. Из всех претендентов, достойным оказался бедно одетый молодой человек, который не засмущался блеска золота и сумел поддержать живой интересный разговор с принцессой.
- Для того, что Герда смогла наверняка узнать своего Кая, ворон обратился за помощью к своей невесте — вороне, живущей при дворце. Она тайным ходом провела Герду в спальню, но, увы, юноша оказался не ее Каем. Принцесса с принцем выслушали историю девочки и предложили ей пожить у них. Но, Герда не могла долго гостить у добрых хозяев. Тогда принц с принцессой одарили Герду кучей подарков и дали карету для дальнейшего путешествия. Это если кратко пересказывать сюжет главы.
Как составить план для пересказа 4-ой истории из сказки про Снежную королеву?
———————<wbr />———————<wbr />——————-
Образец:
- Встреча с вороном;
- вероятно, что принц — Кай;
- история принцессы;
- поиск достойного жениха;
- толкотня у королевских ворот;
- человечек с котомкой за спиной;
- умный разговор — взаимная симпатия;
- тайный ход, знакомый невесте ворона;
- сны, просящиеся мимо Герды;
- спальня;
- это не Кай;
- награда для воронов;
- безбедная дворцовая жизнь не для Герды;
- нагруженная карета отправляется в путь.
П.С. Далее составляем план 5-ой истории про маленькую разбойницу.
Читайте также
Предлагаю план к сказке Ганса Кристиана Андерсена из следующих пунктов:
1). Происхождение оловянного солдатика, его семья.
2). Одноногий 25-ый оловянный солдатик.
3). Солдатик влюбляется с первого взгляда в танцовщицу — девушку из картона.
4). Ночью люди ушли спать, а все игрушки ожили и начали свои игры.
5). Появление злобного Тролля из табакерки, он начал дразнить Оловянного Солдатика.
6). Оловянный Солдатик выпадает из окна с третьего этажа и застревает между булыжниками.
7). Мальчик и няня не нашли его под окном.
8). Начался ливень. А потом Солдатика нашли уличные мальчишки и отправляют его по ручейку в кораблике из газеты.
9). Лодку вынесло в канал. Солдатик встречается с водяной крысой, но течением его уносит дальше.
10). Вода захлестнула лодку, Оловянный Солдатик тонет.
11). Его проглотила рыба, которую потом поймали и продали на рынке.
12). Рыбину купили и принесли в тот же дом, из окна которого выпал недавно Оловянный Солдатик.
13). Маленький мальчик швырнул Солдатика в огонь печки, а сквозняк принес в печь и Танцовщицу. Они оба сгорают. Вероятно, от любви.
**
П.С. Никогда не понимала, к чему такая трагедия детям? Дети плачут…
Известный детский писатель Ганс Христиан Андерсен сказку о снежной королеве действительно считал историей связанной с его личной жизнью. У героев были свои живые прототипы. Например прообразом Герды была соседка маленького Ганса — Лисбетта. Однако не только Герда существовала, была еще и Йенне Линд — шведская оперная дива, в которую был влюблен писатель, но она его чувств не разделяла. За это Андерсен ее наделил холодным сердцем в лице Снежной королевы.
- Снежная королева. О чём эта сказка, какие события описывает автор?
- Снежная королева. Сказка Андерсена, это волшебная или бытовая сказка?
- Снежная королева. Сказка Андерсена, почему именно так назвал автор это произведение?
- Снежная королева.Какие испытания прошла Герда, чтобы спасти Кая?
- Снежная королева. Актуальна ли эта сказка Ганса Христиана Андерсена в наши дни?
- Снежная королева. С кем повстречалась Герда, когда шла искать Кая?
- Как составить план пересказа этой сказки.
- Есть ли реальные прототипы главных героев в сказке Андерсена «Снежная королева»?
- Можно ли сказать, что это самая известная сказка великого сказочника из Дании, Ганса Христиана Андерсена?
Я понимаю название так. Снежная Королева — повелительница льда и снега, вечного холода и северного сияния. Именно поэтому у неё ледяное сердце, ведь живёт она далеко за полярным кругом, где полгода ночь и вечные снега. Снежной королеве подчиняются вихри и бураны, она может наслать ледяную пургу, мрак и холод. Может забрать сердце и превратить его в кусок льда. Но…! Это всего лишь сказочный персонаж, и имя ей дал великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Маленькая девочка Герда отправляется искать названного брата Кая повинуясь только своему сердцу, повинуясь любви, которую она испытывала к Каю. Она отправляется в далекий путь, полный неизвестных опасностей, ведомая только верой в то, что Кай еще жив. Силой своей любви и веры Герда смягчает сердца всех, кто ей встречается по пути. И это высшая стойкость, продолжать свой путь, и это нежное сердце заставляет видеть Герду во всех только хорошее. И ведь все встреченные ей люди и звери загораются желанием помочь девочке, сраженные силой ее сердца. Они действительно становятся хорошими, добрыми и отзывчивыми.
Старая финка раскрывает нам глаза на силу любящего сердца Герды, которая больше силы двенадцати богатырей. И Герда, забыв про свои башмачки, босиком отправляется в замок Снежной королевы и спасает Кая. Самоотверженность — вот пример стойкости, а слезы любви и нежности спасают Кая, как раньше оживили розы.
Помогите пожалуйста!!!
1.Что попросил купить рассказчика маленький герой рассказа И. Бунина «Цифры»?
а) конфеты и пряники
б) плюшевого зайца
в) карандаши и бумагу
2.Чему хотел научиться мальчик?
а) выучиться считать
б) писать цифры
в) складывать и умножать
3.Что принялся делать мальчик, когда дядя отказал ему в немедленной покупке канцелярских принадлежностей?
а) шалить
б) плакать
в) грубить
4.Кому стало стыдно от конфликта между мальчиком и взрослым дядей?
а) мальчику
б) отцу мальчика
в) дяде
5. Какой мастерской владел дед Каширин, герой повести М.Горького «Детство»?
а) сапожной
б) ткацкой
в) красильной
г) пекарской
6.За какой проступок дед высек Алешу в первый раз?
а) накалил наперсток мастера
б) испортил белую праздничную скатерть
в) ленился и плохо запоминал молитвы
7.Кто из героев повести слепнет и становится нищим?
а) дед Василий
б) мастер Григорий
в) Иван Цыганок
8.Как грамота давалась маленькому Алеше?
а) легко
б) с трудом
в) не хотел учить азбуку
9.Почему Кусака не подходила к людям?
а) имела гордый и независимый нрав
б) была трусливой
в) она не хотела общаться с людьми
г) собака претерпела много обид от людей и никому не доверяла
10.Почему завизжала Кусака, когда пьяный ударил ее ногой?
а) от злости
б) от обиды
в) от боли
г) от страха
11.Отчего Кусака завыла после отъезда дачников?
а) ей очень сильно хотелось есть
б) душой собаки овладело сильное отчаяние
в) было страшно и одиноко на пустой даче
г) терзала мысль о трудностях дальнейшей жизни
12.Главная идея рассказа «Кусака»?
а) проблема безответственности и легкомысленности людей
б) проблема пьянства и насилия
в) описание времен года
г) жестокое обращение с животными
13. Почему Юшка никогда не пил чаю и не покупал себе новую одежду?
а) не имел денег
б) был скупым
г) копил деньги на доброе дело
14. Юшку мучила:
а) сердечная болезнь
б) грудная болезнь
в) болели ноги
15. Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?
а) он учил людей доброте и терпимости
б) он поставил на ноги девушку-сироту
в) он помогал кузнецу
16. Девушка – врач стала работать в больнице:
а) для душевнобольных
б) для чахоточных
в) для сердечнобольных
ЧАСТЬ 2.
Ответьте на вопросы.
1.Перечислите, какие смелые поступки совершила бабушка Акулина Ивановна во время пожара.
2.Кто виноват в том, что собака осталась одна? Как это характеризует героев и их поступки?