Содержание
- 1 Иван Никитович Кожедуб. Краткая биография
- 1.1 Детство и юность
- 1.2 Великая Отечественная война и подвиги Кожедуба
- 1.3 Послевоенные годы
- 1.4 Семья и личная жизнь Ивана Кожедуба
- 2 Самолёты, на которых летал Иван Кожедуб
- 3 Кожедуб Иван Никитович. Фото
- 4 Видео
- 5 Книга
Иван Никитович Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262. В общей сложности за время войны он совершил 330 боевых вылета. В этих вылетах было уничтожено 64 вражеских самолёта. Он является трижды Героем Советского Союза.
Курсы по востребованным профессиям в прибыльных сферах
Освой современную и актуальную профессию. Прибыльные направления с большой зарплатой! Знакомство с курсом за 1 руб.
Выбрать
У каждого лётчика — аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.
Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами
Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров — разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и «не подставиться» самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит!
Иван Никитович Кожедуб. Краткая биография
Детство и юность
Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.
Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.
Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.
Великая Отечественная война и подвиги Кожедуба
После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.
Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время Курского сражения. Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.
После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.
Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.
К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.
Послевоенные годы
После окончания войны он решил продолжить свою службу. В конце 1945 года Иван Никитович познакомился со своей будущей женой. У браке у них было двое детей: сын и дочь. Он также продолжал учиться, в 1949 году закончил Военно-Воздушную Академию, а в 1956 году Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительская авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу выло присвоено высокой звание Маршала авиации.
Также в его биографии необходимо отметить общественную деятельность. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом СССР. Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.
Семья и личная жизнь Ивана Кожедуба
Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса. Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.
Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб.
Когда же он снял реглан, девушка увидела три Звезды Героя, кучу планочек орденов – и потеряла дар речи
После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю». Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали. С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет.
Главной движущей силой семьи Кожедубов всегда была только любовь.
Дети не помнили, чтобы родители хоть раз обидели друг друга
Зато помнили, что из каждой поездки папа обязательно привозил подарки не только им, но и маме. Во всех домашних делах Иван Никитович полагался на жену и старательно скрывал от неё опасности своей профессиональной жизни – берёг супругу.
В 1947 году родилась дочь Наталья, а в 1953 году — сын Никита ( капитан 3 ранга ВМФ СССР).
Самолёты, на которых летал Иван Кожедуб
Ла-5. Свой первый боевой вылет Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его первый боевой истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5. Это был отличный истребитель облегчённого типа с номером «14» и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту — «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.», на правом — «От колхозника Конева Василия Викторовича». Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la.
Ла-7. В конце июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7. Он стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.
Кожедуб Иван Никитович. Фото
Видео
Документальный биографический фильм с игровыми реконструкциями, посвящённый 90-летию Ивана Никитовича Кожедуба — «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».
10 мая 2010, Первый канал
Книга
- Иван Кожедуб. «Служу Родине. Рассказы лётчика», 1949 год.
Первая книга воспоминаний Ивана Никитича Кожедуба. - Иван Кожедуб. «Верность Отчизне», 1969 год
В этой книге трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб рассказывает о своем детстве, о том, как по путевке комсомола стал летчиком. В годы Великой Отечественной войны он, боевой летчик, сражался за освобождение нашей Родины, кончил войну в небе Берлина. Он рассказывает о героических буднях, о подвигах однополчан, о дружной фронтовой семье. Большой и славный путь в авиации прошел И. Н. Кожедуб: от учлета до генерал-лейтенанта, от учебного, аэроклубовского самолета до современного, сверхзвукового, на котором он — военный летчик первого класса — летает и сейчас. Первая книга воспоминаний И. Н. Кожедуба «Служу Родине» вышла в 1949 году, автор создал ее под свежим впечатлением пережитого. Теперь, спустя почти двадцать лет, И. Кожедуб снова обращается к прошлому, рассказывает о своей жизни в авиации. В книге «Верность Отчизне» он использовал архивные материалы, в частности о своих однополчанах и истории полков, в которых он служил. Автор осветил обстановку на участках фронта, где воевал, раскрыл тактику воздушных боев, привлек большой фактический и исторический материал. Это документальный рассказ о мужестве и мастерстве советских авиаторов, их беспредельной преданности Родине, верности воинскому долгу, о любви к летной профессии.
Иван Никитович Кожедуб (1920-1991) – советский военачальник, маршал авиации и летчик-ас. Трижды Герой Советского Союза. Самый результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 победы) в период Великой Отечественной войны (1941-1945).
В биографии Кожедуба есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Ивана Кожедуба.
Биография Кожедуба
Иван Кожедуб появился на свет 8 июня 1920 года в черниговском селе Ображиевка. Он рос и воспитывался в крестьянской семье. Его отец, Никита Кожедуб, служил церковным старостой.
Когда Ивану было 14 лет он поступил в химико-технологический техникум, который располагался в городе Шостка. Первые шаги в авиации юноша начал делать в местном аэроклубе.
За год до начала войны Кожедуб был зачислен в ряды Красной Армии. Осенью 1940 г. он успешно окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. После этого он трудился инструктором в том же заведении.
Военная служба
В начале войны Иван занимался подготовкой летчиков для фронта. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего сержанта. Через несколько месяцев его направили в 302-ю истребительную авиационную дивизию, которая дислоцировалась на территории Иваново.
Весной 1943 г. Кожедуб вместе с товарищами вылетел на Воронежский фронт. Первый воздушный бой завершился для него неудачей и едва не привел к смерти. Самолет советского летчика получил серьезные повреждения после схватки с немецким «Мессершмиттом».
Жизнь Ивану спасла бронеспинка, в который угодил зажигательный снаряд. Более того, возвращаясь на свой аэродром, его самолет был обстрелян своими же зенитчиками.
В середине 1943 г. Кожедуба повысили в чине до младшего лейтенанта, доверив ему пост заместителя командира эскадрильи. В июле того же года на Курской дуге, в ходе 40-го боевого вылета, он сбил свой первый немецкий самолет-бомбардировщик.
Любопытно, что на протяжении следующих трех дней, Ивану Кожедубу удалось сбить 2 истребителя и еще один бомбардировщик. За это он был награжден орденом Красного Знамени, а также возглавил эскадрилью.
Первое звание Героя Советского Союза было присвоено Кожедубу 4 февраля 1944 г. К тому моменту биографии он совершил 146 боевых вылета, сбив 20 немецких самолетов.
После этого Ивана Кожедуба пересадили на одномоторный истребитель Ла-5ФН. Вскоре он удостоился звания капитана, продолжив выполнять боевые вылеты на новом истребителе-моноплане «Ла-7». К концу войны уже майор Кожедуб выполнил 330 вылета, сумев уничтожить 62 вражеских самолета.
Последнее сражение в той войне Иван Никитович провел 17 апреля 1945 г. В этом бою, проходившем в воздушном пространстве Берлина, он сбил 2 воздушных судна противника. После этого он был награжден 3-й медалью «Золотая Звезда».
Кожедуб имел репутацию отменного стрелка. Он предпочитал вести огонь по врагу с расстояния 200-300 м. Интересен факт, что за все годы войны он никогда не был сбит противником. Его имя, наряду с именем другого советского аса Александра Покрышкина, наводило страх на всех фашистов.
Не смотря на то, что Ивана Кожедуба неоднократно подбивали, ему всегда удавалось благополучно сажать свой самолет. Он был одним из немногих пилотов, который смог сбить реактивный «Ме-262».
В 1949 г. Кожедуб успешно окончил Военно-воздушную академию. К тому моменту, он уже успел освоить реактивный «МиГ-15». В разгар войны в Корее (1951-1952) он руководил авиационной дивизией, пилоты которой одержали более двухсот побед в небе.
В последующие годы биографии Иван Кожедуб продолжал подниматься по карьерной лестнице. В 1985 г. он удостоился звания маршала авиации. Кроме этого, он проявил себя и как политик, не раз избираясь депутатом.
Личная жизнь
Женой летчика была Вероника Николаевна. В этом браке у пары родились девочка Наталья и мальчик Никита. Никита также избрал военную карьеру, став капитаном 3-го ранга ВМФ СССР.
Кожедуб стал автором нескольких книг, в которых вспоминал события прошлых лет. В книге «Верность Отчизне», он рассказывает о своем детстве, о том, как он стал летчиком и как воевал с немцами. В данном труде автор использовал архивные материалы, в частности о своих однополчанах и истории полков, где проходил армейскую службу.
Смерть
Ивана Кожедуба не стало 8 августа 1991 г. в возрасте 71 года. Причиной его смерти стал сердечный приступ.
В 2010 г. в честь 90-летия со дня его рождения была снята документально-биографическая лента «Две войны Ивана Кожедуба». Любопытно, что в этом проекте были взяты интервью как у советских, так и немецких асов того времени.
Фото Кожедуба
Если вам понравилась краткая биография Кожедуба – поделитесь ею с друзьями. Если же вам нравятся биографии знаменитостей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на веб-сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Иван Кожедуб краткая биография и интересные факты
На чтение 3 мин Обновлено 5 мая, 2017
Иван Кожедуб краткая биография военного летчыка изложена в этой статье.
Кожедуб Иван Никитович краткая биография
Герой Советского Союза Иван Кожедуб родился 08 июня 1920 года в селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.
Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был аэроклуб, в который и вступил юноша.
Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.
В ноябре 1942 г. его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.
Первый боевой вылет Ивана Кожедуба был не очень удачным, так как его истребитель Ла-5 сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на повреждения, Кожедубу удалось посадить истребитель.
До февраля 1944 года он совершил 146 вылетов и уничтожил 20 немецких самолетов. За это его удостоили звания Героя Советского Союза.
В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу войны имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника.
Последний его подвиг произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За время войны немцам не удалось его сбить ни разу. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.
В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились — во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. По его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях — девять человек и 27 машин.
С 1964 по 1971 был заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации.
Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.
Иван Кожедуб интересные факты
На каком самолете летал Иван Кожедуб? За войну Кожедуб сменил 6 «Лавочкиных» (Ла-5), и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы…
Иван Кожедуб выполнил в течение Великой Отечественной войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 62 вражеских самолёта.
Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром.
Ивану Кожедубу трижды было присвоено звание Героя Советского Союза.
Иван Кожедуб — биография
Иван Кожедуб – прославленный летчик-ас, военачальник. В 1985 году стал маршалом авиации, три раза удостоился звания Герой Советского Союза. С 1946-го по 1961 годы избирался депутатом Верховного Совета, в 1989-1991-м годах был народным депутатом СССР.
Каждый настоящий летчик-ас обладает собственным, непохожим на других почерком в небе. Имелся он и у Ивана Кожедуба, человека мужественного, отважного, хладнокровного. Его умение быстро разобраться в сложившейся ситуации, оценить риск и найти единственно верное решение, поражало всех, кому приходилось иметь с ним дело. Он настолько виртуозно владел машиной, что казалось, поведет ее, даже закрыв глаза. Во время полетов летчик использовал разнообразные маневры – змейки, развороты, горки, пикирования. Кожедуб всегда первым находил противника, и при этом ни разу не «подставился» под вражеские удары. Его не сбили ни разу, даже в самых критических ситуациях этот героический летчик всегда садил машину.
Детство
Родина Ивана Кожедуба – Украина, а если точнее, то небольшая деревушка Ображиевка в Глуховском уезде Черниговской губернии. Именно там, в семье церковного старосты Никиты Кожедуба и его жены-домохозяйки Стефаниды Кожедуб родился будущий прославленный летчик, герой войны. С раннего детства Иван начал рисовать, получалось у него неплохо, он даже хотел после школы продолжить учебу в художественном техникуме. Однако после получения аттестата стал студентом Шосткинского химико-технологического техникума. В студенческие годы часто посещал занятия местного аэроклуба.
В начале 1940 года Ивана призвали в Красную армию. В том же году, осенью, молодой человек окончил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, и остался в ней инструктором.
Служба
В 1941 году преподавательский состав и все курсанты авиашколы были эвакуированы в Казахстан, город Чимкент. В 1942-м Кожедуб выполнял тренировочный полет, во время которого чуть не погиб. После взлета у машины отказал мотор, и только выдержка пилота, его умение быстро оценивать ситуацию и мгновенно принимать решение, спасла и самолет, и самого летчика. Он сумел приземлиться на поле. Кожедуб никак не мог осилить огневую подготовку, но после упорных тренировок опережал остальных летчиков по всем видам стрельбы.
23 февраля 1942 года он получил очередное звание – старший сержант. В ноябре того же года его направили в Иваново, где формировался 240-й истребительный полк 302-й истребительной дивизии. Спустя год Ивана Кожедуба перекинули на Воронежский фронт.
Ивану выделили самолет Ла-5, на борту которого красовалась надпись «Имени Валерия Чкалова», бортовой №75. В первом бою летчик прикрывал аэродром и во время атаки немецких бомбардировщиков попал не только под их удар, но и под залпы зенитной артиллерии Красной армии. Самолет Кожедуба был сильно поврежден, но летчик все же сумел посадить его. Пилот спасся только благодаря спинке из прочного материала, но машина восстановлению не подлежала. Некоторое время Ивану пришлось летать на свободных самолетах эскадрильи, своей машины у него не было. Командование приняло решение перевести Кожедуба на пост оповещения, но благодаря заступничеству командира полка, его оставили в эскадрилье.
Летом 1943 года Кожедуба повысили в звании, теперь он младший лейтенант. Его назначили командовать эскадрильей. Свой первый вражеский самолет – бомбардировщик Юнкерс Ю-87 Иван сбил 6 июля 1943 года во время боя за Курскую дугу. 7 июля сбил еще один, а 9-го уничтожил сразу два вражеских истребителя Bf-109. 4 февраля 1944 года старший лейтенант Иван Кожедуб получил свою первую звезду Героя Советского Союза. На тот момент на его счету уже были 146 боевых вылетов и 20 сбитых машин врага.
В мае 1944-го Кожедуб пересел на машину Ла-5ФН с бортовым номером 14. На ее создание выделил средства простой колхозник-пчеловод Василий Конев из Сталинградской области. В августе 1944-го Ивану дали капитанское звание и назначили на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. Того же времени он пересел на новый истребитель Ла-7.
19 августа 1944 года летчик второй раз стал Героем Советского Союза. К тому времени на его счету уже было 256 вылетов и 48 уничтоженных фашистских самолетов.
В конце войны гвардии майор Иван Кожедуб провел 120 воздушных боев, уничтожил 64 самолета противника, среди которых были пикирующие бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже один реактивный истребитель. За все годы летчик 330 раз поднимался в небо, отлично стрелял, предпочитал не сближаться с противником, и открывать огонь на расстоянии от двухсот до трехсот метров от вражеского самолета.
Свой последний бой прославленный летчик провел в небе над столицей фашистской Германии 17 апреля 1945 года. В этом сражении он сбил два истребителя FW-190. По итогу Великой Отечественной войны Кожедуба признали самым результативным летчиком-истребителем.
18 августа 1945 года Иван Никитович третий раз удостоен самой высокой правительственной награды – медали «Золотая Звезда» и звания Герой Советского Союза.
Иван летал только на самолетах, выпущенных в СССР. Так случилось, что в конце войны Кожедуб поразил две машины союзников, к которым направлялся на помощь. В апреле 45-го он увидел, что несколько «мессеров» устремились к тяжелому бомбардировщику американцев В-17 «Фортресс», и кинулся ему на помощь. Американские летчики не поняли, что Иван хотел им помочь, приняли его за фашиста и открыли по его самолету огонь. Кожедуб выполнил мастерский переворот, увернулся от их выстрелов и сам пошел в атаку. Летчик одного из подбитых самолетов сумел катапультироваться, второй погиб в воздухе. Моменты этой схватки зафиксировал фотокинопулемет, установленный на машине Кожедуба. Если бы не эта съемка, летчика ждали бы большие неприятности. По сути дела Ивана Никитича спас командир полка – полковник Чупиков, передавший ему проявленную пленку, и посоветовавший не распространяться о происшествии.
Сколько раз Кожедуб оказывался в сложных ситуациях, трудно даже представить. Но его мужество и героизм, помноженные на исключительное хладнокровие помогали ему выбираться из самых сложных переделок. Каждый раз летчик сажал свой самолет, даже если тот получил серьезные повреждения, и сам выходил сухим из воды.
Биография прославленного летчика навсегда связана с небом, поэтому после победы он продолжил служить в ВВС. Он умел хорошо воевать, но в мирное время от него требовались теоретические знания, и Кожедуб решил продолжить учебу. Он становится студентом Краснознаменной Военно-воздушной академии. С каждым годом советское авиастроение осваивало выпуск новых машин, Кожедуб стал летчиком-испытателем уникальных разработок советских ученых, в том числе и реактивного истребителя МиГ-15.
Начиная с апреля 1951-го по январь 1952-го, Кожедуб во главе 324-й истребительной дивизии воевал в Корее. За этот период летчики дивизии 216 раз побеждали противника в воздухе. Наши потери исчислялись 27 самолетами и 9-ю пилотами.
В 1956-м Кожедуб получил диплом Военной академии Генштаба. В июне 1962 года получил назначение на должность командующего 76-й воздушной армии. Спустя два года стал заместителем командующего ВВС в Московском военном округе. На этом поприще служил вплоть до перевода его в центральный аппарат ВВС в 1971-м. В 1978-м новое назначение – Группа генеральных инспекторов Минобороны Советского Союза. В 1970-м стал генерал-полковником авиации, в 1985-м Кожедуб удостоился воинского звания Маршал авиации.
Последние годы жизни летчика-героя были связаны с политической и общественной деятельностью. Долгие годы он был депутатом Верховного Совета, в 1989-м его избрали народным депутатом СССР.
Личная жизнь
Свою будущую жену прославленный летчик встретил в ноябре 1945 года. Он возвращался из Москвы в свою часть, расположенную в Монино на электричке. Напротив него сидела красивая девушка, которая сразу понравилась бравому майору, но познакомиться он не решился. Позже начал искать ее по всем электричкам, проходящим в том направлении. Однажды Ивану повезло, он снова встретил эту девушку. На этот раз не растерялся, и пригласил красавицу на танцы в гарнизонный Дом культуры. Вероника обратила внимание, что все офицеры, которые попадались им на пути, первыми отдавали честь ее кавалеру, даже те, кто были старше по званию. После того, как Иван снял верхнюю одежду, девушка увидела на его груди три Золотых Звезды героя, и только тогда вспомнила, где она видела этого молодого человека. Конечно, в газетных публикациях, подробно описывающих подвиги Кожедуба в годы войны. Они поженились сразу после встречи Нового года, 2 января 1946-го.
В 1947 году Вероника подарила мужу единственную дочь Наталью. В 1970-м Кожедуб стал дедом – у Натальи родился сын Василий. Впоследствии выучился на медика, живет и работает в Москве. В 1952 году у Ивана и Вероники родился сын Никита. Он пошел по стопам отца, стал военным, только не летчиком, а моряком. Женился, в 1982-м порадовал Ивана Никитича внучкой Анной. Сын прославленного летчика, капитан 3-го ранга Никита Кожеуб умер в 2002 году.
Смерть
Пока Иван Кожедуб летал, он никогда не жаловался на здоровье. Когда с небом пришлось поневоле расстаться, летчика начали одолевать болезни. В 1976 году он перенес инсульт. Благо рядом находилась жена, которая вызвала скорую, потом сама поднимала его на ноги. Тогда Иван выздоровел, а вот инфаркт, случившийся в 1991-м, он уже не перенес. Вероники не было дома, и вызвать неотложку было некому. Прославленный летчик умер 8 августа 1991 года, его похоронили на столичном Новодевичьем кладбище.
В 2010-м к 90-летнему юбилею Ивана Кожедуба сняли документальную ленту «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба». Для съемок фильма режиссеры попросили у семьи разрешения пользоваться дневниками, личными записями и семейными архивами летчика. Роль пилота исполнил Сергей Ларин, а вот жену Веронику сыграла Анна – внучка Ивана Кожедуба.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
- Биографии
- Кожедуб Иван Никитович
/
Краткая биография Ивана Кожедуба самое главное
Иван Никитович Кожедуб — самый успешный лётчик Советской Армии и армии союзников. Однажды он выбрал карьеру военного и не прогадал. Его рекорд занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Коэффициент эффективности его тактики и стратегии, соотношение побед и битв – 0,517. Это самый высокий показатель на сегодняшний день.
Родился он 08.06.1920 года в украинском селе Ображеевка. С малых лет увлекался спортом, рисованием. В 1934 окончил общеобразовательную школу, семь классов. После этого поступил в ШРМ, устроился библиотекарем. В 1936 уехал в город Шостка для того, чтобы приобрести профессию.
В 1938, будучи студентом техникума, он впервые увидел самолёт, поймал себя на мысли, что летать побаивается. После этого решил побороть свой страх, равняться на храбрецов и записался в аэроклуб.
В 1940 его призвали в армию. Он получил направление в Чугуевскую авиационную школу пилотов, хорошо себя зарекомендовал, продолжил служить здесь же, получив должность инструктора. Когда на СССР напали, он хотел сразу отправиться на передовую, неоднократно рапортовал об этом начальству, но получал отказы. В 1941 ему присвоили звание старшего сержанта. Немало его учеников совершили подвиг, прославились, пока он продолжал обучать новых солдат. В 1942 его всё же направили на фронт. В 1943 он принял участие в своём первом сражении: защищал аэродром своей части. Но допустил несколько ошибок, чуть не попрощался с жизнью. Его истребитель был сильно повреждён.
После неудачи Иван Никитович стал ещё усерднее работать над собой. Это дало результат, талант военного начал проявляться. В начале 1944 году ему уже вручили Золотую Звезду – медаль, которую дают вместе со званием Героя Советского Союза. Было за что: он сбил чуть больше 30 единиц техники врага. В августе того же года он во второй раз был удостоен почётного звания. Уже 48 фашистских машин было им уничтожено. В 1945 он снова получил престижную награду. Всего, за время войны с фашистской Германией, лётчик совершил 330 боевых полётов. Он провёл 120 авиационных сражений, действовал при этом мастерски. Он сбил лично 62 самолёта самых разных моделей и ни разу не был сбит сам.
После победы гвардии майор Кожедуб И.Н. был направлен в Военную ордена Ленина и Октябрьской Революции, Краснознамённую, ордена Суворова академию им. М.В. Фрунзе, чтобы и дальше нести службу. В 1950 его вновь призвали на фронт — в Северную Корею. Его миссия была тайной. Никто не должен был знать об участии СССР в этом конфликте. Кожедуба же знали многие высокопоставленные зарубежные чиновники. Поэтому ему дали вымышленную фамилию Крылов. Он принял командование 324 ад. Под его руководством дивизия победила в 215 воздушных сражениях. В 1985 получил воинское звание «маршал авиации». 08.08.1991 он умер — случился сердечный приступ.
Интересные факты и даты из жизни
- Римский-Корсаков
Великий композитор родился в дворянской семье в 1844 году. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма. В 12 лет он поступил в кадетский корпус в Петербурге, так как с детства он мечтал стать моряком.
- Ганс Христиан Андерсен
2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Маленький Ганс рос очень пугливым ребёнком. И после того, когда другие дети рассказывали,
- Мономах Владимир
Один из самых великих правителей Руси, Владимир Мономах, появился на свет у Всеволода Ярославича, князя земель русских, и дочери Византийского императора, Константина Мономаха-Анны. Он родился 26 мая 1052 года. И именно от деда будущий князь
- Конев Иван Степанович
Иван Степанович – человек с огромным количеством званий и наград. Основной жизненной целью маршала Конева было стремление победить в Великой Отечественной войне. Его с лёгкостью можно назвать человеком 20 столетия.
- Даргомыжский Александр Сергеевич
Александр Сергеевич Даргомыжский – музыкант, произведения которого внесли огромный вклад в развитие музыки как искусства 19 века. Будущий композитор родился 14 февраля 1813 года в Тульской области. Кроме него, в семье Даргомыжских было пятеро детей.
- Лобачевский Николай Иванович
Николай Иванович Лобачевский – всемирно известный русский ученый, математик. Его смело можно назвать гением, опередившим свое время. Будущий математик появился на свет 1 декабря 1792 г. в Нижнем Новгороде в малоимущей