Биография Маресьева
7 Мая 1916 – 18 Мая 2001 гг. (85 лет)
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 242.
Алексей Петрович Маресьев (1916-2001) – советский военный летчик-истребитель, Герой Советского Союза, вошедший в историю как человек удивительной силы духа. Краткая биография и подвиг Маресьева Алексея Петровича являются яркими примерами стойкости, мужества и безграничной веры в себя и свои силы.
Детские и юношеские годы
Алексей Петрович родился 7 (20) мая 1916 года в небольшом городке Камышин Саратовской губернии. После смерти отца в 1919 году семье пришлось совсем туго – мать работала уборщицей и самостоятельно поднимала троих сыновей.
После окончания школы Алексей окончил фабрично-заводское училище, и устроился токарем на Камышинский лесозавод. Юноша страстно мечтал о карьере летчика, но по состоянию здоровья не мог пройти строгую медкомиссию в летное училище.
На пути к мечте
В 1934 году Алексей Маресьев был отправлен на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь юноша умудрялся совмещать тяжелую работу с занятиями в аэроклубе. В 1937 году был призван на срочную службу, а спустя два года сбылась заветная мечта Алексея – его направили на учебу в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, а после перевели в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова. Окончив училище в звании младшего лейтенанта, Маресьев остался в нем работать инструктором. Здесь же он встретил Великую Отечественную войну.
Испытание на прочность
Первый боевой вылет Маресьева состоялся в августе 1941 года, и уже спустя полгода на счету отважного летчика было четыре сбитых вражеских самолета. Вскоре произошло событие, навсегда изменившее жизнь Алексея Петровича.
4 апреля 1942 года во время очередного боевого вылета самолет Маресьева был подбит немецким летчиком. Тяжело раненый советский офицер был вынужден совершить посадку на вражеской территории. В течение трех недель он ползком пробирался к своим, питаясь лишь ягодами, шишками и корой деревьев.
Обессиленного летчика обнаружили деревенские жители, но доставить его в госпиталь смогли лишь спустя десять дней. К тому времени он был практически обречен на смерть – у молодого лейтенанта было заражение крови и ужасная гангрена обеих ног. Спас Алексея Петровича профессор Теребинский. Он ампутировал пострадавшему летчику ноги, но самое главное – подарил ему жизнь.
И снова в бой!
Маресьеву выдали протезы – грубые и тяжелые, которые доставляли сильную боль при ходьбе. Он стал активно тренироваться, и вскоре добился отправки на фронт.
В июле 1943 года Алексей Петрович совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя. Маресьеву присудили звание Героя Советского Союза, и слава о нем распространилась по всей стране.
К концу войны на счету летчика-героя было 86 боевых вылетов и 11 сбитых немецких самолетов. При этом семь из них были уничтожены, когда Маресьев совершал вылеты на протезах.
Личная жизнь
Накануне окончания войны в Главном штабе ВВС Алексей Петрович увидел красивую девушку, и уже спустя месяц сделал ей предложение. Семейная жизнь Маресьева сложилась счастливо. Он стал отцом двух сыновей, Виктора и Алексея, которые не пошли по стопам отца. До глубокой старости летчик поддерживал себя в прекрасной физической форме: катался на коньках, велосипеде, ходил на лыжах, плавал в бассейне, и даже переплывал Волгу на время.
В послевоенное время биография Маресьева служила примером для воспитания молодого поколения. Его приглашали на различные торжества, в честь летчика-героя установлено множество монументов и названы улицы во многих городах, а также снят фильм «Повесть о настоящем человеке».
Сообщение о смерти Алексея Петровича было получено буквально за час до начала концерта в Театре Российской Армии в честь его 85-летия. Скончался летчик-герой от инфаркта 18 мая 2001 года.
Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Максим Томашевич
10/10
-
Анжелика Сенаторова
10/10
-
Анастасия Борецких
8/10
-
Владислав Дмитриев
10/10
Оценка по биографии
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 242.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Содержание
- 1 На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева
- 2 Алексей Маресьев после госпиталя
- 3 Правила жизни от героя Маресьева
- 4 Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй
- 5 Видео о подвиге Алексея Маресьева
- 6 Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
- 7 Интересные факты о лётчике Маресьеве
4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева. Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих. После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.
Курсы по востребованным профессиям в прибыльных сферах
Освой современную и актуальную профессию. Прибыльные направления с большой зарплатой! Знакомство с курсом за 1 руб.
Выбрать
На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева
С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище. В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.
Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.
Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.
«Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем» А.П. Маресьев
Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать. Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.
Алексей Маресьев после госпиталя
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.
В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным — четыре) до ранения и семь после.
«Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья» А.П. Маресьев
После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника
Правила жизни от героя Маресьева
«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев
Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй
Видео о подвиге Алексея Маресьева
Документальный фильм ГТРК «Волгоград-ТРВ» «Алексей Маресьев: Я – не легенда. Я – просто человек!»
Советский военный фильм, сюжет которого основан на реальных фактах биографии Алексея Маресьева «Повесть о настоящем человеке», 1948 год, Мосфильм.
Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.
Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.
— Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.
Интересные факты о лётчике Маресьеве
- После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Любопытствуя над лесным гостем, зверь ударил лапой Маресьева, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, патрон хватило: медведь заревел и рухнул замертво.Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.
- В госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»
Читайте также статью «Их называли «ночные ведьмы». Великая Отечественная война и женщины герои»
Ровно 100 лет назад, 20 мая 1916 года, в городе Камышине родился прославленный советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской школьной литературы. В Советском Союзе не было, наверное, ни одного человека, который не слышал бы об этом летчике-истребителе. Совершенный им в годы Великой Отечественной войны подвиг и сегодня живет в памяти людей. Благодаря книге Бориса Полевого Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего человека». Под этим высоким званием он навсегда будет вписан в историю нашей страны.
Алексей Маресьев останется в народном сознании благодаря нечеловеческой выдержке и воле к жизни. Совершенный им подвиг был достоин и отдельной книги, и снятого по ней позднее фильма. После 18-дневного возвращения к своим ползком по лесу, обморожения и ампутации обеих ног этот человек не сломался и не сдался. Он не только встал на протезы, но и вернулся в авиацию: само по себе это было сродни чуду. Но Маресьев не просто вернулся в небо, он вернулся в истребительную часть, продолжив вести бой за свободу и независимость своей Родины.
Алексей Петрович Маресьев появился на свет 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать. Отец будущего летчика, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда Алексею было всего три года. В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.
После окончания 8 классов средней школы в Камышине Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном училище при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в летное училище, но оба раза их возвращали назад, ссылаясь на его здоровье. В 1934 году Камышинский райком комсомола направил будущего героя на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Именно на Дальнем Востоке без отрыва от работы Алексей начал заниматься в аэроклубе, все-таки реализовав свою тягу к небу, которая возникла в нем еще в детстве.
В 1937 году его призвали в армию. Первоначально он служил в 12-м авиапогранотряде, расположенном на острове Сахалин, но затем был переведен в 30-ю Читинскую школу военных летчиков, которую в 1938 году перевели в Батайск. Батайское авиационное училище имени А. К. Серова Маресьев окончил в 1940 году, получив на выходе звание младшего лейтенанта. После окончания обучения в училище он был оставлен в нем в качестве инструктора. Именно в Батайске Маресьев встретит начало Великой Отечественной войны.
После начала войны летчика отправили на Юго-Западный фронт, где он воевал в составе 296-го истребительного авиаполка. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Первые месяцы войны были для всей Красной Армии и советской авиации очень непростым временем. Немцы превосходили советских пилотов в накопленном опыте, в уровне владения техникой, на которой они летали достаточно давно, в качестве самолетов. Маресьева спасло то, что он был тогда уже опытным летчиком. И хотя он не записал на свой счет в 1941 году воздушных побед, он остался жив. Позднее прославленный советский ас Александр Иванович Покрышкин говорил, что тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны.
Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, он сбил в начале 1942 года. В марте 1942 года Алексей Маресьев был отправлен на Северо-Западный фронт, к этому моменту на его счету было уже 4 сбитых немецких самолета. Именно здесь произошел воздушный бой, который навсегда изменит его жизнь.
Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень советские войска возле неприметного городка Демянска окружили примерно 100-тысячную группировку немецких войск, которая не думала сдаваться, оказывая организованное и очень сильное сопротивление. 4 апреля 1942 года в районе этого так называемого «Демянского котла» во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был подбит. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Однако его самолет зацепился шасси за верхушки сосен и перевернулся. Самолет упал в глубокий снег, а сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жить.
Целых 18 суток повредивший ступни ног летчик сначала на покалеченных ногах, а затем и ползком пробирался к линии фронта. Съев по пути бортовой паек, он питался тем, что удавалось найти в лесу: корой деревьев, ягодами, шишками. Ситуация казалась безнадежной: оказавшийся посреди бескрайнего и глухого леса в одиночестве, с поврежденными ногами летчик просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. Как он остался в итоге жив, неизвестно никому. Алексей Петрович никогда не любил вспоминать эту историю и старался не рассказывать о ней. По его словам, им двигало в тот момент неукротимое желание жить.
В итоге он все-таки выбрался к своим. Возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района его заметили отец и сын, местные жители. Так как летчик к тому моменту уже не откликался на вопросы, отец и сын из боязни вернулись назад в деревню, думая, что перед ними немец. Лишь позднее еле живого летчика обнаружили дети из той же деревни — Саша Вихров и Серёжа Малин, которые определили, что перед ними советский летчик, и при помощи отца Саши отвезли раненого пилота на подводе в свой дом. Жители деревни ухаживали за Маресьевым больше недели, но тому нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая возле деревни приземлился самолет, и Маресьева переправили в госпиталь в Москву.
На этом история Алексея Петровича могла подойти к концу. К моменту доставки в Москву летчик находился уже в критическом состоянии, у него была гангрена. При этом раненых в госпитале было довольно много, поэтому привезенного летчика-истребителя как практически безнадежного уложили на каталку в коридоре. Здесь во время совершения обхода на него случайно обратил внимание профессор Теребинский, который в итоге спас ему жизнь. Правда, заплатить за это пришлось ампутацией обеих ног в области голени. Другого выхода просто не было, у Маресьева к тому моменту начала развиваться несовместимая с жизнью гангрена.
Ампутация обеих ног, казалось бы, ставила жирную точку на карьере летчика. Однако Маресьев не собирался сдаваться. Он не смирился с мыслью, что ему придется расстаться с небом, приняв для себя решение — вернуться в авиацию и снова летать любой ценой. Приняв это, он начал практически сразу же тренироваться: ходить, бегать, прыгать и, конечно, танцевать. Правда, учиться заново танцевать ему пришлось не с медсестрами в госпитале, которые боялись, что он отдавит им ноги своими бесчувственными протезами, а с соседями по больничной палате, которые специально на время тренировок надевали на себя рабочие сапоги.
Всего за 6 месяцев интенсивных тренировок Алексей Маресьев научился ходить на протезах так, что только редкий человек мог приметить в его походке что-то необычное. Он продолжал тренироваться и в санатории, куда был отправлен в сентябре 1942 года. Уже в начале 1943 года комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во все рода авиации». Пройдя медицинскую комиссию, он был направлен в Ибресинскую летную школу (Чувашия). В феврале того же года летчик совершил свой первый полет после тяжелого ранения. Помогал ему в этом начальник летной школы Антон Федосеевич Белецкий, который сам летал с протезом вместо правой ноги.
Только за то, что после аварийной посадки и гибели своего самолета летчик 18 дней выбирался из валдайских лесов, его поступок можно было смело назвать подвигом. Однако гораздо более поразительным было то, что после ампутации обеих ног Маресьев не только не сломался, но и добился просто невероятных результатов: преодолев массу административных и медицинских барьеров, он вернулся в строй.
До фронта Маресьев добрался вновь в июне 1943 года, попав в состав 63-го Гвардейского истребительного авиаполка. Первоначально в полку Маресьеву не давали летать на боевые задания. Командир полка просто не отпускал летчика в бой, так как обстановка в небе над полем будущей Курской битвы была крайне напряженной. Алексей очень сильно переживал эту ситуацию. В итоге ему посочувствовал командир одной из эскадрилий полка А. М. Числов. Он взял Маресьева на пару боевых вылетов. В итоге несколько удачных вылетов в паре с Числовым помогли исправить ситуацию, доверие к летчику в полку возросло.
20 июля 1943 года во время воздушного боя с превосходящими силами немцев Маресьев спас жизни двум советским летчикам, сбив сразу два немецких истребителя Fw.190, которые прикрывали пикирующие бомбардировщики Ju.87. Благодаря этому боевая слава Алексея Маресьева разлетелась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В 63-й истребительный авиаполк зачастили корреспонденты со всей страны, среди которых был и Борис Полевой, автор будущей книги «Повесть о настоящем человеке».
Удивительно в этой истории и то, что, вернувшись в боевую часть после ампутации обеих ног, Маресьев сбил 7 боевых самолетов, доведя свой список воздушных побед до 11 вражеских машин. Тогда же он был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году Алексей согласился на предложение стать инспектором-летчиком и перейти из истребительного авиаполка в управление вузов ВВС. Сам летчик честно признавался в том, что нагрузки в полетах только росли, и переносить их ему становилось все труднее и труднее. При этом Маресьев никогда не отказывался от боевых вылетов, но и не жаловался, когда ему предложили новое место работы. В итоге в июне 1944 года гвардии майор Алексей Маресьев принял предложение стать инспектором.
Всего за время Великой Отечественной войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов: 4 до ранения и 7 — после. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья. При этом бывший летчик-истребитель старался поддерживать себя в очень хорошей физической форме. Человек, лишившийся на войне ног, увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. В итоге он даже сумел установить рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Маресьев совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.
Алексей Петрович Маресьев стал тем самым человеком, про которого можно говорить вся жизнь — подвиг. Тем более что уже после войны он все равно приносил очень большую пользу ВВС страны, занимаясь процессом подготовки будущих летчиков. Кроме того, начиная с 1956 года, когда был образован Советский (а позднее Российский) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Маресьев возглавлял его. Он находился на этом общественном (но по-своему также боевом посту) до последних дней своей жизни.
Алексей Петрович, несмотря ни на что, прожил достаточно долгую жизнь. Каким-то образом ему удалось преодолеть последствия и тяжелого детства, и полученного во время войны ранения. 18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвященный 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз собирался прибыть на это мероприятие, когда его сразил инфаркт, он был доставлен в реанимацию одной из московских клиник, но спасти его жизнь врачи не смогли. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания.
Часто бывает так, что человек, который становится прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» — это не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о большом мужестве и непревзойденной силе духа этого человека.
В честь столетия со дня рождения Героя Советского Союза и прославленного летчика Алексея Петровича Маресьева на его малой родине в городе Камышине будет открыт Центр патриотического воспитания, а также состоится парад с участием авиагрупп «Русские витязи» и «Стрижи», сообщает ТАСС. Имя Алексея Маресьева будет присвоено самолету МЧС России и одной из новых улиц Волгограда. Помимо этого, памятные мероприятия, посвященные юбилейной дате, пройдут в Москве, Тверской и Нижегородской областях, а также в других регионах России. В свою очередь, Российское военно-историческое общество продолжит поиск истребителя Як-1, на котором в 1942 году летчик был сбит во время воздушного боя в районе «Демянского котла».
По материалам из открытых источников
- Энциклопедия
- Люди
- Маресьев Алексей
Жизнь Маресьева Алексея Петровича, чье имя вошло в историю нашей страны – это пример самоотверженности, постоянного стремления к цели. Родился будущий летчик на берегу реки Волги в городе Камышин. В раннем возрасте мальчик потерял отца. Мать едва сводила концы с концами, работая на заводе, воспитывая троих детей.
После усвоения школьной программы Алексей вынужден был пойти обучаться токаря. Но в голове юноши были другие планы. На протяжении нескольких лет, Маресьев делал попытки поступить в летной училище, так как его мечты были связаны с авиацией. Он продолжал получать отказы из училища по причине заболевания. Однако благодаря целеустремленности, он не терял надежды, подавая документы вновь и вновь.
Приблизиться на шаг к мечте ему помогло обстоятельство – принимая участие в строительстве Комсомольск-на-Амуре, он начал посещать аэроклуб. А с 1937 года, пополнив ряды Красной Армии, был направлен на Сахалин, где поступил в авиационное училище. Так, его мечта стала реальностью.
Однако время, в которое началось его новое занятие, было тревожным – наступили годы Второй мировой войны. В должности младшего лейтенанта он начал свой нелегкий путь борьбы, побед и выживания. Маресьев не пропустил ни одного воздушного боя, смело рассекая небесный свод.
1942 год стал для него испытанием. Летчик, потерпев крушение во время воздушной атаки, получил серьезное ранение. После долгих скитаний в незнакомых местах, он был доставлен в госпиталь, где ему удалили обе ноги. Несмотря на искалеченное тело, Алексей Петрович после восстановления вернулся на фронт, где продолжал сбивать вражеские истребители.
В мирное время у летчика также не было свободного времени. Он занял должность инструктора в одной из школ Военно-Воздушных сил. Маресьев был счастливым семьянином рядом с женой и двумя сыновьями.
В послевоенное время в свет вышла книга Бориса Полевого под названием «Повесть о настоящем человеке», в которой читатель легко узнал Маресьева А. П.
В 2001 году Маресьева Алексея Петровича не стало. Смерть героя наступила на 85 году жизни во время концерта, посвященного в его честь. Торжественной части так и не суждено было начаться. Похоронен в Москве.
Маресьев А. П. – пример мужества, упорства и трудолюбия для всех поколений. Его имя звучит на уроках. Каждым свои подвигом он демонстрировал железную волю и любовь к родине. Каждый, кто детально изучил его биографию, понимает, что иначе этот человек бы жить не смог.
Доклад №2
Алексей Маресьев — основной герой «Повести о настоящем человеке». Это произведение было написано Борисом Полевым и рассказывает о реальных событиях жизни самого обыкновенного человека. Речь идет о совершенном им подвиге, в период Великой Отечественной войны, о котором и сегодня помнят люди. В исторических событиях нашей страны он всегда останется «настоящим человеком».
Местом рождения Алексея Петровича Маресьева стал город Камышин Саратовской губернии, где он появился на свет 20 мая 1916 года. Алексей с двумя братьями выросли в бедной семье, мать воспитывала их одна. Когда мальчику было 3 года, из-за давних ранений, еще полученных в битве Первой мировой войны, не стало отца.
В детстве Алеша рос болезненным мальчиком. Он заболел малярией, которая перешла в ревматизм – сильные боли в суставах.
Все думали, что он скоро умрет, но, благодаря сильной воле и упрямству, ему удалось перебороть болезнь и жить дальше.
Спустя окончание восьмилетки в Камышине, Маресьеву удалось окончить местное ремесленное училище и получить профессию токаря. Затем он стал трудиться на камышенском лесозаводе.
Алексей никогда не оставлял мечту стать летчиком, поэтому несколько раз подавал заявку на учебу в летном училище, однако не был принят, по причине слабого здоровья. Мечта осуществилась с переездом на Дальний Восток, куда на стройку города Комсомольска–на–Амуре, его послал районный комитет комсомола. Там Алексей стал заниматься на курсах аэроклуба.
Сначала Маресьева призвали служить в армию, в сахалинский авиапогранотряд, потом — в Читу, в авиашколу. Впоследствии, школу переименовали в училище и перебазировали в Батайск. Алексей окончил учебное заведение в звании младшего лейтенанта.
Воевать Маресьев начал на Юго-Западном фронте, там, над территорией Кривого Рога, ему довелось впервые совершить атаку. Первый истребитель противника был уничтожен им в марте 1942 года. Затем Алексей воевал на Северо – Западном направлении, к тому времени им были сбиты четыре вражеских бомбардировщика.
В середине апреля 1942года, советские войска взяли в кольцо многотысячную группировку немцев, недалеко от города Демянска, но те не хотели сдаваться, все активнее сопротивляясь. Тогда командование приняло решение атаковать с воздуха. В жестокой воздушной схватке с вражескими истребителями, в районе «Демянского котла», был сбит самолет Маресьева, Як-1, который прикрывал советские бомбардировщики.
Маресьев пытался посадить машину в лесу, только во время посадки самолет зацепил верхушки деревьев и рухнул на землю. Летчиком были получены тяжелые повреждения ног, но это не помешало ему выжить.
Пробирался Маресьев к своим 18 суток. Приходилось ползти по снегу, не имея при себе запасов еды. Пищей служили собранные в лесу ягоды, кора деревьев. Наконец, ему удалось добраться до деревни, где его без сознания, подобрали деревенские жители. Летчик нуждался в квалифицированной помощи врачей, так как ранение стало причиной гангрены ног.
В мае 1942 года Маресьева авиацией доставили в московское отделение военного госпиталя. Уже в то время, состояние летчика сильно ухудшилось, началось заражение крови. Врачами было принято решение об ампутации обеих ног.
Но Алексей Петрович не пал духом, он снова хотел вернуться в ряды летчиков. Поэтому стал учиться, с помощью протезов, ходить, а затем заниматься бегом, прыжками и даже танцами, продолжая тренироваться в санатории, где он восстанавливался, после госпиталя.
В начале 1943 года, проходя медицинское обследование, он принял решение попасть на фронт. В дальнейших битвах Маресьевым было уничтожено еще 7 немецких самолетов. Всего с начала войны им было сбито 11 боевых истребителя противника.
Впоследствии, Алексей Маресьев стал Героем Советского Союза. Проблемы со здоровьем, стали причиной его перевода инспектором – летчиком в руководство высшего летного училища, там он проработал с середины 1944 года, подготавливая будущий летный состав.
Тяжелым испытаниям не удалось сломить Маресьева, он прожил долгую и интересную жизнь. Он скончался 18 мая 2001 года.
Алексея Петровича Маресьева можно назвать героем, хотя бы потому, что в состоянии без ног, оставшись со своим погибшим самолетом, не пал духом, сумел восстановиться, вернуться на передовую, чтобы защищать свою родину. И подвиг всей его жизни должен стать примером для будущего поколения.
5 класс
Маресьев Алексей
Популярные темы сообщений
- Роль и значение воды в жизни человека
Вода – это основа жизни человека, это огромное богатство. Кругом нас окружает вода в разных состояниях. Реки и моря – жидкое, тучи и облака – газообразное, град и лед – твердое. В жизни человека вода имеет очень большое значение,
- Хищники и их жертвы
Хищными или плотоядными называют животных и птиц, которые питаются мясом других зверей или себе подобных. В настоящее время этот разряд условно делят на два основных вида — сухопутных и ластоногих. Во всём мире насчитывается около 300 видов
- Цветок Геоцинт
Гиацинт – это многолетнее луковичное травянистое растение, относящееся к семейству Спаржевых. Название «гиацинт» происходит из греческого языка. И переводится как «цветок дождей».
- Храмы России
Издавна считается, что храм это самое важное сооружение для всего верующего населения. Люди приходят в храм, чтобы поговорить с Богом, поделится с ним своими переживаниями, или попросить у него помощи. Целая жизнь человека проходит в стенах храма,
- Воробей
Воробей — небольшая шустрая птичка, имеет пестрый, серо-коричневый окрас, обитает в городе и сельской местности, вблизи жилища человека, образуя гнезда из соломы и веточек под крышами строений, на деревьях, кустарниках, фонарных столбах.
Алексей Маресьев — биография
Алексей Маресьев – советский летчик, имеет звание Героя Советского Союза, воинское звание полковник. За его плечами 86 боев, 10 сбитых самолетов, причем до ампутации ног он сбил три машины, после возвращение в строй – семь.
Алексей Маресьев – это мужество, воля, жизнелюбие. Историю его жизни и героического подвига все знают со школьной скамьи, после того, как была прочитана книга «Повесть о настоящем человеке». Он не отказался от мечты даже после ампутации обеих ног, он стремился в небо, потому что любил его безумно. Он никогда не выпячивал свои победы, потому что подвигами их не считал. Он просто жил, так, как ему казалось единственно правильным и верным.
Некоторые считают, что в повести о нем много придуманного, но когда ему задали вопрос, насколько события, описанные в книге, соответствуют действительности, он ответил: «Процентов на 99».
Детство
Родился Алексей Маресьев 20 мая 1916 года на небольшом хуторе Веревкин Камышинского уезда Саратовской губернии. Отца звали Петр Маресьев, он воевал в Первую мировую войну. После возвращения прожил совсем недолго, умер в 1919-м, от ран. Алеше к тому времени исполнилось всего три года. Маму звали Екатерина Маресьева, она трудилась в качестве уборщицы деревообделочного завода. Алексей был самым младшим из троих сыновей, на момент его рождения в семье подрастали Петр и Николай. После смерти отца, мама сама растила своих мальчиков.
После окончания восьми классов, Маресьев поступил в ФЗУ в Камышине, из которого вышел дипломированным токарем в 1932 году. Трудовая биография Алексея началась с лесозаготовительного завода, куда он устроился на работу. Но его мечтой всегда было небо, и парень решился на поступление в летное училище. Он два раза сдавал документы, но оба раза его не пропускала медицинская комиссия. Дело в том, что в детстве он переболел тяжелой формой малярии, которая осложнилась ревматизмом. Он мучился от страшных болей, и соседи часто перешептывались между собой, что он долго не протянет. Однако он унаследовал от отца упрямство и огромную силу воли, которые не давали ему сдаться.
В 1934-м Маресьев был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он с новой силой пытается осуществить свою мечту и начал посещать занятия в местном аэроклубе.
Потом была служба в армии на Сахалине. Ему удалось попасть в Читу, он оказался в школе военных пилотов, а потом стал курсантом Батайского авиационного училища. Получив звание младшего лейтенанта, Маресьев остался служить в Батайске на должности инструктора, в обязанности которого входило обучение молодых летчиков обращению с самолетами.
Война
В самом начале войны Маресьев оказывается в действующей армии. Первый бой он совершил в небе Украины, близ Кривого Рога. Весной 1942-го он уже имел на своем счету три сбитых немецких самолета. В апреле того же года случилось то, что круто изменило его судьбу, одновременно стало испытанием его силы воли и жажды жизни.
Во время воздушного боя близ Новгорода 4 апреля 1942 года, его самолет был сбит. Маресьев тяжело ранен и был вынужден посадить машину. Он думал, что дотянул до линии фронта, но очень быстро понял, что находится в тылу врага. Идти он не мог, раненые ноги не слушались. Тогда он начал ползти, и целых восемнадцать суток пробирался к своим. Едой ему служили кора деревьев, ягоды и шишки, которые он подбирал.
Обессиленный летчик дополз до деревни Плав под Валдаем. Тут его и заметили местные жители, но не подобрали, потому что приняли за фашиста. Потом на чуть живого летчика наткнулись мальчишки этой же деревеньки. Благодаря Сереже Малину и Саше Вихрову он был доставлен в деревню. Они пытались его выхаживать, но доктора в селе не было, поэтому летчику становилось все хуже. В госпитале он оказался через десять дней, где ему диагностировали гангрену и заражение крови. Он лежал в коридоре, на каталке, которая должна была отвезти его в морг. И если бы не участие профессора Теребинского, который проходил мимо и обратил внимание на молодого еле живого военного, неизвестно, чем бы закончилась история жизни летчика Маресьева. Профессор приказал немедленно отвезти его в операционную и ампутировал обе ноги по голень. Но самое главное, что жизнь его была спасена.
Когда Маресьев осознал, что вернулся буквально с того света, он захотел жить с удвоенной силой. Он начинает тренироваться, учится ходить и даже танцевать на протезах и всеми силами добивается возвращения в действующую армию. В феврале 1943-го он снова летает, на этот раз его зачислили в Гвардейский истребительный авиаполк. В июле того же года Алексей сумел прикрыть двух советских летчиков и сбить одновременно два истребителя фашистов. Он получил звание Герой Советского Союза, и его имя узнала вся страна.
В полк стали постоянно наведываться корреспонденты, всем хотелось написать о летчике, воюющем без ног. Был среди них и Борис Полевой, который описал историю жизни Маресьева в книге «Повесть о настоящем человеке».
В марте 1945 года вышестоящее командование настойчиво рекомендовало Маресьеву оставить свою часть и занять должность инспектора в Главном управлении обучения летчиков. Командование боялось, что он может погибнуть, а так как его имя уже гремело по всей стране, то допустить этого нельзя было ни при каких обстоятельствах. Этого требовали пропагандистские цели.
Личная жизнь
Маресьев никогда не кичился своими подвигами, он держался скромно и не использовал в личных целях ни свое служебное положение, ни геройское звание. Только один раз он воспользовался своими привилегиями, и это касалось его личной жизни. Перед самым окончанием войны Алексей увидел девушку, которая ему очень понравилась. Единственное, что он знал о ней, это место службы – Главный штаб ВВС. Он не подошел к ней, потому что стеснялся своей инвалидности, к тому же не знал, замужем она или нет.
Тогда он и использовал свое служебное положение. Пошел в отдел кадров, где ему сказали, что Ольга Викторовна не замужем. Спустя месяц влюбленный герой уже предложил девушке руку и сердце.
Это был единственный брак Маресьева. Со своей супругой он прожил всю жизнь, которая была долгой и счастливой. В 1946 году у них родился сын Виктор, спустя 12 лет, в 1958-м еще один сын Алексей. Сыновья не стали продолжать отцовское дело. Виктор очень любил автомобили, поэтому получил профессию инженера. Алексей был инвалидом детства, и небо было для него закрыто.
Маресьев старался держать себя в форме. Для этой цели он посещал бассейн, летом катался на велосипеде, зимой предпочитал лыжи и коньки. Он отлично плавал, мог запросто переплыть Волгу, причем за рекордное время.
Смерть
После войны имя Алексея Маресьева по-прежнему оставалось на слуху в СССР. Тем более, что вышла книга Бориса Полевого, который был лично знаком с героическим летчиком. Однако сам Маресьев с присущей ему скромностью говорил, что войну прошли все, и что на свете много других героев, которым на жизненном пути не встретился Полевой.
18 мая 2001 года в честь Алексея Маресьева Театр Российской армии подготовил праздничный концерт. Мероприятие было посвящено 85-й годовщине со дня его рождения. Однако за час до его начала Маресьев свалился с инфарктом, который оказался роковым. Концерт не отменили, только начали его минутой молчания.
В память о героическом летчике в разных городах страны установлены памятники, его именем названы улицы и проспекты. «Повесть о настоящем человеке» была экранизирована еще во времена Союза. Роль главного героя досталась Павлу Кадочникову, хотя по задумке режиссера ее должен был исполнить сам Маресьев. В 2005-м вышел документальный проект, получивший название «Судьба настоящего человека».
Ссылка
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Маресьев Алексей Петрович, биография которого предложена в данной статье, — человек с железной волей, советский военный лётчик-истребитель. Этот легендарный человек является прототипом героя романа Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Годы жизни и смерти 1916 — 2001. Рассмотрим кратко биографию Героя Советского Союза.
Детство и юность
По официальным данным родился Алексей Петрович в городе Камышове Саратовской области (в то время губернии). Однако позже в найденных документах было обнаружено, что место рождения является хутор Веревкин Верхне-Добринской волости, что находился в Камышинском уезде.
Отец — Пётр Авдеевич Маресьев, участник Первой мировой войны, умер от ран, когда сыну было 3 года. По национальности русский. Мать — Екатерина Никитична. В то время она работала на деревообделочном заводе в должности уборщицы.
После смерти мужа осталась вдова с тремя сыновьями — Петром, Николаем и Алексеем, которых нужно было кормить, растить, воспитывать и обучать.
После завершения 8-ми классов школы Алексей поступил в фабрично-производственное училище, произошло это 1932 году. В то же время начал работать токарем на лесозаводе г. Камышина.
Мечта о небе
С раннего детства Алексей мечтал летать на самолётах. Он дважды пытался поступить в лётное училище, но его документы возвращали. Главной причиной была перенесённая в детстве болезнь, давшая осложнение в виде ревматизма.
Однако юноша не сдавался и ему всё же удалось поступить заочно на рабфак Московского авиационного института. Занятия молодой человек совмещал с трудовой деятельностью в другом месте.
В 1934 г. отправлен райкомом комсомола на строительство авиастроительного завода в строящийся Комсомольск-на-Амуре. Поспособствовали этому данные парню лестные характеристики. В этом месте он частично осуществил свою мечту о полётах, занимаясь в аэроклубе и совмещая своё «хобби» с работой.
На военную службу призвали в 1937 г. Прикомандирован был в качестве техника, обслуживающего самолёты, к Тихоокеанскому пограничному округу, находившемуся в городе Александровск-Сахалинский на острове Сахалин. Именно в это время Маресьев в первые реально соприкоснулся с боевыми самолётами.
Спустя 2 года его направили в лётную школу г. Читы, готовившую военных пилотов. Через несколько месяцев после начала обучения, учебное заведение Алексея перевели в г. Батайск и совместили с Батайским авиационным училищем им. А. К. Серова.
Маресьев окончил обучение в 1941 г., по окончании получил звание младшего лейтенанта. Замеченная страсть к самолётам была оценена преподавателями, и молодому человеку предложили остаться при учебном заведении в качестве инструктора.
Легендарный подвиг героя
Характерной чертой Алексея Петровича являлась целеустремлённость и настойчивость. Эти особенности проявились во время Великой Отечественной войны, вначале которой он попал на юго-западный фронт.
В военных действиях начал участвовать с 23.08.1941 года — именно тогда состоялся первый полёт Маресьева в не мирное небо. В 1942 г. прикомандировали к 580-ому истребительному авиационному полку Северо-Западного фронта. Назначен командиром звена.
Первый самолёт сбил в первый день апреля 1942 г., это был немецкий бомбардировщик. Спустя 3 дня его коллекция пополнилась ещё двумя подобными машинами.
5 апреля, проводя спецоперацию по прикрытию советского бомбардировщика, самолёт Алексея Маресьева был подбит врагами. Чудом дотянув до своих, умудрился сделать вынужденную посадку в лесу. Случилось это в 4-х километрах от деревни под названием Рабежа.
Иллюстрация из книги «Повесть о настоящем человеке»
18 суток пробирался к своим, у лётчика были ранены ноги, поэтому почти весь путь преодолевал ползком. Был обнаружен жителями населённого пункта Плав. На вопрос о его принадлежности к какой-либо армии, лётчик ответить не смог, поэтому жители, побоявшись, что встретили немца, оставили раненого и вернулись к себе в деревню.
Спустя некоторое время он был найден мальчишками той же деревни. Ими были Сергей Малинин и Александр Вихров. Вернувшись домой Саша поведал своим родным о находке, и его дедушка на телеге перевёз раненого к себе домой.
Сельские жители всем селом старались спасти лётчика, но началась гангрена. В начале мая около деревни приземлился советский самолёт, управляемый А. Н. Дехтяренко. Это был судьбоносный поворот его жизни. С помощью приземлившегося советского лётчика раненого удалось отправить в Москву и определить в госпиталь.
Состояние Маресьева было неутешительным, медработники прочили ему скорую смерть. Однако проходивший мимо профессор, посмотрев внимательно на раненого, приказал персоналу перевести больного в операционную.
Это был профессор Теребинский. Он буквально вернул молодому человеку жизнь, но спасти ноги не смог. Нижние конечности, поражённые гангреной, пришлось ампутировать.
После операции молодой человек ушёл в себя, но профессор поделился с ним информацией о русском лётчике, который превозмог себя, вернулся в строй после ампутации одной ноги и научился летать с протезом. Этот факт вселил в раненого надежду.
Немного поправившись, Маресьев начал тяжёлые тренировки, несмотря на свои ограниченные возможности. За сбитые самолёты его наградили орденом Красного Знамени.
После поправки лётчика отправили на реабилитацию в город Куйбышев. Там, в специальном госпитале для больных с ампутированными конечностями, ему подобрали протезы. Эти изделия были громоздкими и грубыми, но молодой человек не отчаивался, целенаправленно продолжая тренировки.
Кадры из фильма «Повесть о настоящем человеке»
Окончательная реабилитация общего здоровья продолжилась в специальном санатории, носившем название «Дом отдыха специального назначения No 1». Современникам это заведение известно под именем санатория им. Чкалова.
В первой половине 1942 г., пройдя медицинскую комиссию, направлен в Чувашию, в Ибрисинскую школу для лётчиков. Ему казалось важным вернуться в строй. В этом же году Маресьев сделал первый после ранения вылет. Молодой человек был крайне настойчив и добился того, чтобы его отправили на фронт.
Прикомандировали Маресьева в 63-й авиационный истребительный полк. Случилось это незадолго до Курской битвы. Командир опасался выпускать настойчивого лётчика в небо. По его мнению с калекой, потерявшим обе ноги, могло случиться несчастье.
Однако нехватка лётчиков внесла свои коррективы. Симпатизировавший молодому пилоту командир эскадрильи А. М. Числов решил взять Алексея Петровича с собой на боевой вылет. Маресьев проявил себя как профессионал своего дела. После нескольких вылетов его уже не оставляли в задних рядах, относились как к полноценному члену команды.
Первая победа над врагом после возвращения в ряды сотоварищей случилась в 1943 г. 19 июля Маресьев уничтожил бомбардировщик. Через несколько дней лётчик, борясь с превосходящей по силе немецкой авиацией, спас двух сослуживцев от верной гибели. Алексей Петрович сбил два вражеских самолёта-истребителя.
Слава асса быстро разнеслась по всему фронту, он сразу стал знаменит. К моменту своего боя он имел должность помощника командира 63-й эскадрильи и звание старшего лейтенанта. За свои спасательные действия лётчик получил звание Героя Советского Союза. В это время в полк зачастили корреспонденты. Среди работников пера оказался начинающий писатель Борис Полевой, которого заинтересовала судьба этого неординарного человека.
На протяжении четырёх лет Великой Отечественной войны Маресьевым Алексеем Петровичем было сбил десять самолётов врага. Им совершено 86 боевых вылетов.
После войны
Когда война была окончена, в 1946 г. выдающийся лётчик уволился в запас. По настойчивым просьбам людей, представляющих власть, перешёл работать инструктором в лётное специальное учебное заведение. К этому времени его знала вся страна.
До конца жизни этот человек старался поддерживать хорошую физическую форму. Ему удалось поставить рекорд, переплывая реку Волгу в районе г. Куйбышева. Размер преодолеваемого участка составил 2 километра. Алексей Петрович на преодоление этой дистанции затратил 55 минут, доказав, что при наличии желания возможности есть у любого человека.
Семья героя Советского Союза
Свою жену, Галину Викторовну, отважный лётчик встретил в 1946 г. Они поженились и прожили в счастливом браке вместе 55 лет.
Алексей Маресьев с женой Галиной и сыном Виктором
У Галины и Алексея родилось двое сыновей. Младший — Алексей был инвалидом с врождёнными отклонениями. Старший – Виктор став взрослым, трудился инженером-автомобилистом.
А. П. Маресьев — прототип героя «Повести о настоящем человеке».
Литературное произведение автора Полевого внесло большую лепту в общенародное признание этого стойкого человека. Герой Советского Союза Алексей Маресьев стал прототипом главного героя повести Мересьева.
Отпечатанное издание вышла 1960 г., история сразу стала бестселлером среди населения страны. Описанные в ней события поражали. Информация, поданная литературным языком, проникала в каждую душу.
Смерть Маресьева
До конца жизни этот человек старался быть в водовороте событий. Он очень любил детей и от предложений пообщаться с ними не отказывался.
Благодаря своей популярности его часто просили посещать различные мероприятия, связанные с памятью о Великой Отечественной Войне и действиями, пропагандирующими ВВС.
18 мая 2001 г., перед празднованием 85-ти летнего юбилея, уже находясь в зале Театра российской Армии, где должен был состояться концерт в его честь, Алексею Петровичу сделалось плохо. Его отправили в больницу с инфарктом, где совсем скоро он скончался. Концерт состоялся, но начался он с минуты молчания в память о погибшем лётчике.
В этом же году умер младший сын, инвалид с детства. Жена Маресьева Галина умерла год спустя. Похоронен этот мужественный человек в Москве. Последнее пристанище находится на Новодевичьем кладбище.