Марина Раскова — биография
Марина Раскова – летчица-штурман, Герой Советского Союза. Участвовала в установлении рекорда по дальности беспрерывного полета на самолете АНТ-37 («Россия»). Командир первого женского авиаполка «Ночные ведьмы».
Во время Великой Отечественной войны плечом к плечу с мужчинами сражались храбрые женщины, поставившие долг перед Родиной выше собственной жизни. Одной из таких героинь стала летчица-штурман Марина Раскова, возглавившая воздушное сопротивление авиации захватчиков.
Лично знакомая с Иосифом Сталиным, «Ночная ведьма» добилась разрешения на создание чисто женских авиаотрядов. Безграничная храбрость и преданность Марины были высоко оценены советским народом: легендарная летчица получила звание Героя Советского Союза и любовь миллионов соотечественников.
Детство и юность
Марина Раскова (в девичестве Малинина) родилась 28 марта 1912 года в столице Советского Союза. Отец семейства Михаил Дмитриевич принадлежал творческому сообществу Москвы: исполнял оперные партии в театре и вел преподавательскую деятельность. Маленькую Марину он также приобщил к музыке, сделав ее одной из своих учениц.
Будущая летчица вполне могла бы стать оперной певицей – все данные для этого у нее имелись. Однако после трагической гибели отца ее биография пошла совсем по другому сценарию.
В 1919 году музыкант попал под колеса мотоцикла, получив несовместимые с жизнью травмы. Его овдовевшая супруга Анна Спиридоновна осталась одна с двумя детьми, и вынуждена была тянуть их на скромную учительскую зарплату. Чтобы облегчить жизнь матери, юные Марина и ее брат Рома устроились на работу, навсегда попрощавшись с беззаботным детством.
Семнадцатилетняя Марина пришла на Бутырский химический завод, где встретила своего будущего супруга – симпатичного инженера Сергея Раскова. Чтобы как-то разгрузить мать, вышла за него замуж и образовала свою семью.
Служба в авиации
В начале 1930-х Раскова вышла из декретного отпуска и устроилась в лабораторию Военно-воздушной академии имени Жуковского. Здесь девушка окончательно поняла, что ее призвание заключается не в музыке и семейной жизни, а в самолетах. Впервые увидев огромную «железную птицу», Марина буквально влюбилась и загорелась мечтой однажды оказаться за штурвалом.
Поставив себе цель во что бы то ни стало научиться летать, лаборантка поступила в Ленинградский институт воздушного флота на заочное отделение. В 1934 году студентка получила удостоверение штурмана, а еще через год, окончив дополнительные курсы, стала летчицей.
В этот период страна переживала бум в авиастроении и летном искусстве. Героями времени были Валерий Чкалов, Михаил Громов, Александр Анисимов, демонстрировавшие в воздухе чудеса пилотажа. Женщины решили не отставать от успешных мужчин, и вскоре страна смогла гордиться именами Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой.
В 1938-м команда отважных летчиц стала обладательницей мирового рекорда по дальности полета, пролетев на «Родине» (АНТ-37) целых 26 часов без дозаправок и пересадок. Маршрут от столицы СССР до Дальнего Востока составлял почти 6,5 тысяч километров.
«Дамскому» экипажу рукоплескала вся страна. Проявленные при перелете героизм и мужество высоко оценило советское руководство, удостоив девушек званиями Героев Советского Союза. Помимо этого, Марина Раскова получила еще и «Золотую звезду», став второй в истории страны женщиной, награжденной столь почетной наградой. В эти годы популярность летчицы была огромной, и на этой волне она решила написать автобиографическую книгу «Записки штурмана».
В том же году Раскова вступила в ряды Красной Армии, параллельно став сотрудником НКВД. К 1941 году отважная летчица стала старшим лейтенантом.
Когда гитлеровские войска вероломно вторглись на территорию СССР, на защиту родину встала вся страна. Марина Михайловна к тому времени уже была лично знакома с генсеком Сталиным, что позволило ей добиться формирования женских авиаполков Як-1, По-2 и Пе-2. Боевую часть По-2 в народе называли «Ночными ведьмами», поэтому вскоре это прозвище закрепилось за самой Расковой.
Непосредственно участвовать в боевых вылетах штурман начала не сразу: на ней было много организационных вопросов. Женщина возглавляла авиационный полк Пе-2, в оснащении которого находилось три десятка видавших виды самолетов Су-2. После настойчивых обращений к комиссару авиационной промышленности А. Шахурину Расковой удалось выбить для своего подразделения 20 единиц новейшей техники.
Некоторое время ушло на изучение новых машин, но уже к началу 1943-го полк Марины был в полной готовности для участия в Сталинградской битве.
Когда отряд Расковой начал перелет в зону боевых действий, выяснилось, что два самолета не могут продолжить путь из-за неисправностей. «Ночных ведьм» Ломанову и Губину командир не бросила: сопроводив основную эскадрилью к Сталинграду, женщина вернулась на помощь боевым подругам. В путь летчицы отправились на несколько дней позже запланированного.
Личная жизнь
Весной 1929 года Марина вышла замуж за инженера Сергея Раскова. Вскоре в молодой семье появилась дочь Татьяна, но счастливая личная жизнь длилась недолго. Возможно, этот брак был слишком скоропалительным, и осознав это, Раскова подала на развод.
Расставание прошло мирно, без каких-либо скандалов и разбирательств. Дочь осталась с отцом, так как к тому времени ее мать была полностью поглощена работой в авиации. С маленькой Таней женщина продолжала видеться, сохранилось даже их совместное фото от 1938 года. Позже девушка вышла замуж, и стала носить фамилию Голенко.
Смерть
Отправка оставшихся самолетов должна была состояться утром 4 января, но из-за сильной метели машины взлетели только в обед. Впереди женскую эскадрилью ждала сильная облачность, но Марина Михайловна скомандовала прорываться вперед. Ее «железная птица» первой врезалась в густую белизну.
Следовавшие за капитаном Ломанова и Губина добрались до места дозаправки без особых происшествий, а вот самолет Расковой так и не появился.
Через три дня развороченный бомбардировщик командира авиаполка нашли в окрестностях Михайловки под Саратовом. Вместе с Мариной погиб весь экипаж – штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглев, радист Николай Ерофеев. Позже на месте катастрофы установили мемориальную плиту.
Значение личности «Ночной ведьмы» было велико – она являлась символом советской женской авиации. Поэтому расследованием обстоятельств ее гибели занялась Главная военная прокуратура. Сохранились документы экспертной комиссии, согласно которым общий налет Марины Михайловны составлял всего шестьдесят часов, что было недостаточно, чтобы справиться с непогодой. Проще сказать, летчице элементарно не хватило опыта.
В инструкциях ВВС четко прописано, что при плохой видимости необходимо развернуть машину и следовать обратно на базу. В случае же нехватки топлива, командиру полагается «лечь на пузо» и дожидаться улучшения погодных условий. Причины, по которым Раскова пренебрегла инструкциями, она унесла с собой. Как бы то ни было, своим поступком летчица обрекла на смерть не только себя, но и своих товарищей. А Губина и Ломанова смогли благополучно приземлиться по двум причинам – либо они были более опытными пилотами, либо им просто повезло.
Грубую ошибку Марины Расковой не стали предавать огласке, решив оставить эту смелую женщину символом для миллионов советских граждан. Командира «Ночных ведьм» похоронили со всеми почестями на Красной площади, рядом с могилами известных деятелей СССР.
За годы службы в авиации одна из первых женщин-авиаторов была удостоена нескольких наград:
- медали «Золотая звезда»;
- нагрудного знака «Заслуженный сотрудник НКВД»;
- двух Орденов Ленина;
- ордена Великой Отечественной войны первой степени;
- звания Героя Советского Союза.
Интересные факты
- Установив мировой рекорд по дальности полета, экипаж «Родины» двинулся к достижению новых вершин. Во время перелета в Комсомольск-на-Амуре у эскадрильи закончилось топливо, что грозило штурманам серьезными наказаниями. За штурвалом АНТ-37 находилась Раскова, которая получила приказ о десантировании от командира Валентины Гриздозубовой. В результате Марина оказалась в глухой тайге, где провела около десяти суток, имея в запасе лишь пару шоколадок.
- В советское время именем летчицы были названы десятки улиц, площадей, образовательных учреждений. Многие из них впоследствии были переименованы обратно, либо названы новыми именами.
- Один из самых грандиозных мемориалов летчицы находится в Саратове. Возле одной из городских школ воздвигнута стела, на которой установлен бронзовый портрет женщины-авиатора. Верхнюю часть конструкции занимают птицы, а рядом стоит белая мраморная стена с памятными табличками и звездой Героя СССР.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
ФИО: | Раскова (Малинина) Марина Михайловна |
Дата рождения: | 15 (28) марта 1912 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Овен |
Чем известна: | Летчица-штурман, майор, Герой Советского Союза |
Дата смерти: | 4 января 1943 г. (30 лет) |
Заметив в воздухе самолеты По-2, фашисты в панике кричали: «Ночные ведьмы!» – так они называли женский полк ночных бомбардировщиков. Это авиасоединение было создано легендарной летчицей Мариной Михайловной Расковой. Она погибла в возрасте 30 лет, но за столь короткую жизнь успела сделать много великих и героических дел.
Музыкальное детство
Марина Михайловна Раскова, урожденная Малинина – коренная москвичка. Она появилась на свет в семье Михаила Дмитриевича и Анны Спиридоновны Малининых 28 марта 1912 г.
С матерью Анной Спиридоновной и братом Романом (1913)
Отец девочки был певцом и преподавателем вокала, мама работала в школе учительницей французского языка. Марина с детства пела, играла на рояле. Ничто не предвещало ее авиационного будущего.
С отцом Михаилом Дмитриевичем и братом Романом (1917)
В 1919 году глава семейства трагически погиб под колесами мотоцикла. Семья оказалась в бедственном положении, часто в доме не было даже хлеба. Марину отдали в музыкальную школу при консерватории, где она получала паек и стипендию. Однако девочке больше нравились, не музыкальные занятия, а биология и химия.
Марина в 1922 г.
Поиск призвания
- В 1928 г. девушка окончила школу и пошла работать. Началась ее трудовая деятельность на Бутырском анилинокрасочном заводе в должности лаборантки, затем – химика-аналитика. Здесь произошло ее знакомство с инженером Сергеем Расковым, за которого в 1929 г. она вышла замуж и сменила фамилию. В 1930-м родила дочку.
- В 1932 г. Раскова устроилась в Военно-воздушную академию им. Жуковского на должность чертежницы: деятельная натура не позволила ей сидеть дома и заниматься хозяйством. Девушка хотела строить коммунизм и трудиться на благо страны, как призывали газетные лозунги. Здесь, в академии, началось ее увлечение небом. Она посещала лекции и практические занятия, изучала навигационные приборы, читала спецлитературу.
- В 1934 году Раскова с отличием сдала квалификационные экзамены по специальности «штурман» в Ленинградском институте инженеров воздушного флота. Годом позже окончила летную школу Центрального авиаклуба и стала пилотом. В тот же период молодая женщина начала преподавать штурманское дело в академии им. Жуковского, чем поначалу раздражала своих учеников – офицеров-летчиков.
Марина Раскова в 1932 г.
Летная карьера
- В середине 1930-х Марине Михайловне поручили подготовку первомайских военно-воздушных парадов. Она рассчитывала маршруты для каждого летательного аппарата, выстраивала ровную колонну, а затем сама вела за собой строй на флагманском самолете.
- 1930-е годы ознаменовались борьбой разных стран за установление рекордов дальности авиационных перелетов. В 1937-38 гг. Раскова в составе нескольких женских экипажей летала по маршрутам Москва – Актюбинск и Севастополь – Архангельск в качестве штурмана.
- 24 сентября 1938 г. экипаж советского самолета «Родина» в составе Валентины Гризодубовой, Марины Расковой, Полины Осипенко стартовал с подмосковного аэродрома в Жуковском и взял курс на Хабаровск. Три советских летчицы обязались поставить мировой рекорд по беспосадочному перелету – 6450 км. В экстремальных погодных условиях штурману Расковой пришлось находить маршрут вслепую, отогревать замерзающие приборы и рацию своим телом. Топливо кончалось, и командир экипажа Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом.
- 10 дней, проведенных в тайге, стали школой выживания для молодой летчицы. В кармане у нее был револьвер, коробок спичек и полторы плитки шоколада. Она босиком шла в направлении предполагаемой экстренной посадки самолета, питалась ягодами, спала на ветках деревьев, спасаясь от хищников. Однажды встретилась с медведем и отогнала его выстрелом из пистолета. Позднее Раскова описала все эти события в книге «Записки штурмана».
- После благополучного возвращения экипажа «Родины» Марина Михайловна стала любимицей всего советского народа, символом современного типа женщины. Люди со всей страны писали ей письма, присылали подарки, выдвигали в депутаты. Тысячи девушек отправились в аэроклубы, горя желанием стать «как Раскова».
- 2 ноября 1938 г. всей команде экипажа «Родина» были присвоены почетные звания Героев Советского Союза. Это был первый случай в истории СССР, когда женщины удостаивались таких почестей.
Марина Раскова в 1938 г.
Военная карьера
С 1937 г. началась военная карьера Расковой как сотрудника НКВД и как офицера ВВС. Она работала в секретных отделах Управления госбезопасности, руководила международными авиалиниями СССР. Была лично знакома с И.В. Сталиным.
Марина Раскова в 1941 г.
В 1941 г. в начале Великой Отечественной войны отважная летчица занялась созданием женских боевых авиационных подразделений. Женщины-пилоты были все еще экзотическим явлением, и мужчины-военные относились к ним скептически. Раскова пришла в кабинет Сталина и в эмоциональной форме изложила свой взгляд на проблему. В результате глава государства поручил Марине Михайловне сформировать целых три женских полка в рамках одного авиационного соединения:
- Полк истребителей на машинах Як-1 – из высококлассных и опытных пилотов.
- Полк тяжелых бомбардировщиков на новейших самолетах Пе-2 – из профессиональных летчиц гражданской авиации со значительным стажем.
- Полк легких ночных бомбардировщиков – из начинающих пилотов и штурманов с небольшим налетом часов.
В качестве бомбардировщиков для «Ночных ведьм» Марина Раскова предложила использовать учебные машины У-2, позднее переименованные в По-2. Это были легкие деревянные самолеты, легко воспламеняемые и маломощные. Зато они могли тихо, на небольшой высоте подойти незамеченными к расположению противника и сбросить бомбы. За одну ночь летчицы делали от 7 до 10 боевых вылетов, базируясь на небольшом расстоянии от линии фронта.
Раскова возглавила огромное хозяйство: три полка необходимо было обеспечить техникой, топливом, обмундированием и питанием. Кроме материально-технического обеспечения и решения бытовых проблем, Марина Михайловна занималась организацией обучения девушек ведению воздушного боя, пилотированию в военных условиях. Времени для повышения собственной летной квалификации у нее совершенно не было, боевых полетов она не совершала.
Летчица Марина Раскова
Трагическая гибель
Подготовив три женских авиационных полка, 4 января 1943 г. Раскова сама вылетела во главе эскадрильи на военный аэродром вблизи г. Энгельс. Недостаток опыта управления бомбардировщиком Пе-2 и сложные погодные условия привели к потере управления и гибели самолета и его экипажа. Комиссия по расследованию причин аварии установила, что майором Расковой были нарушены требования предполетной подготовки и самого полета. Однако заслуги Марины Михайловны были столь велики, что эта трагическая ошибка не повлияла на отношение к ней руководства страны и всего народа.
Похороны Марины Расковой
Семья
С 1929 по 1935 гг. Марина Михайловна состояла в официальном браке с инженером Сергеем Ивановичем Расковым. Супруги не сошлись во взглядах: муж не одобрял профессию супруги.
Их дочь Татьяна, 1931 года рождения, училась в той же школе, что и ее мама. Занималась музыкой и танцами в балетной студии при Большом театре. Окончила искусствоведческое отделение филфака МГУ.
С дочерью Татьяной
Воспитанием Тани занималась бабушка Анна Спиридоновна Малинина, мать Расковой. В 1950 г. она написала биографическую книгу о своей дочери «Жизненный путь Марины».
Заслуги Расковой
Марина Михайловна во многом была первопроходцем: первая женщина-штурман, одна из первых женщин-героев Советского Союза, создательница единственного женского боевого авиасоединения. Несмотря на некоторые допущенные ошибки, родина высоко оценила ее заслуги:
- Марина Михайловна – кавалер двух орденов Ленина и медали «Золотая звезда».
- В 1943 г., вскоре после трагической гибели летчицы, созданный ею полк пикировщиков бомбардировщиков переименовали: он стал 125-м Гвардейским полком авиации им. М. Расковой.
- В 1944 г. ее наградили орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
- Урна с прахом летчицы захоронена на Красной площади, в колумбарии Кремлевской стены.
- В честь легендарной летчицы получили названия улицы, переулки и площади в разных городах Советского Союза, в т.ч. в Москве, поселки в Саратовской и Магаданской областях.
- Имя Марины Расковой с гордостью носят общеобразовательные школы, авиационное училище в Тамбове, воздушные и водные суда. в 2020 г. в городе Энгельс ей был установлен памятник.
Марина Михайловна Раскова
Биография Марины Расковой:
Будущая летчица родилась 28 марта 1912 года в Москве. Ее отец — вокальный педагог и оперный артист Малинин Михаил Дмитриевич, мать — школьная учительница Анна Спиридоновна. Марина окончила семилетнюю школу, в которой она обучалась параллельно с детским отделением консерватории. Затем поступила в Музыкальный техникум им. Рубинштейна. В старших классах увлекалась химией. В 1929 году вышла замуж за инженера Сергей Иванович Раскова.
После рождения дочери, Марина Раскова устроилась на работу лаборанткой аэронавигационной Военно-воздушной академии (1932 г), а через два года успешно окончила институт инженеров гражданского воздушного флота в Ленинграде (в должности штурмана). Далее ее авиационная биография пополнилась школой летчиков и должностью инструктора – летнаба при той же Жуковской академии.
В 1937 г Марина Михайловна Раскова — первая женщина в СССР совершила подвиг, прославивший всю страну. В качестве штурмана самолета АИР-12, она принимала участие при установлении мирового рекорда на самый большой по протяженности полет. Год спустя, ее биография пополнилась сразу двумя мировыми рекордами по дальности полета на гидросамолете МП-1.
В 1938 г (24-25 сентября) был совершен еще один отважный полет, совместно с Гризодубовой и Осипенко по маршруту Москва – Керби (село на Дальнем Востоке), дальность — 6450 км без посадок. Этот подвиг чуть не стоил летчице жизни. Полет проходил в экстремальных условиях, при температуре минус 35 градусов. Приборы вышли из строя, закончилось топливо, и Гризодубова приказала Марине Расковой совершить прыжок в тайгу с парашютом. Летчица выполнила приказ и в последующие десять суток, превозмогая голод и холод, добиралась к намеченному месту посадки.
За проявленные мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета, Марине Расковой в числе первых женщин в стране было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже ей вручили и медаль Золотая Звезда.
Армейская служба М. Расковой
С 1938 г. Раскова числится в рядах Красной Армии и в штате НКВД. Перед самой Великой Отечественной войной, она получила звание старшего лейтенанта, проживала в г. Москве.
Когда началась ВОВ М. Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины. Для этого она даже использовала свои личные контакты со Сталиным.
В конце октября 1941 г, по приказу НКО СССР, в г. Энгельс, Расковой была сформирована авиагруппа, состоящая из трех женских авиаполков: Пе-2 бомбардировочного, Як-1 истребительного и По-2 ночного бомбардировочного, носившего неофициальное прозвище у немцев «Ночные ведьмы». Именно этими бесстрашными летчицами и была назначена руководить Марина Михайловна, которой к тому времени присвоили звание «майор».
Четвертого января 1943 года при перелете по маршруту Арзамас-Саратов отважная летчица попала в сложные метеоусловия на этом героическая биография Марины Михайловны Расковой закончилась. Похоронили ее у Кремлевской стены на Красной площади. Посмертно Марину Раскову наградили орденом Отечественной войны I степени, а 588-му полку за последующие успешные действия на Северо-Кавказском и Донском фронтах присвоили ее имя. За весь период ВОВ он совершил множество подвигов, в том числе 1134 боевых вылета и сбросил на врага 980 тонн бомб.
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
Марина Раскова. История легендарной лётчицы-штурмана
Биография Марины Расковой во многом похожа на биографии тысяч простых советских девушек, чью жизнь опалила Великая Отечественная война. Она — пример стойкости, твердости характера, недюжинной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам. В период серьезных испытаний для Родины Раскова проявила себя как настоящий, храбрый и грамотный командир. Вот уж точно о таких не скажешь: «Слабая половина».
Марина Раскова стала известной в 30-е годы прошлого столетия. Вместе с двумя членами экипажа АИР-12 она побила существующий мировой рекорд протяженности полета на самолете. Буквально на следующий год после упомянутых событий, в одна тысяча девятьсот тридцать восьмом году, бравые летчицы зафиксировали еще два рекорда. Теперь — по расстоянию полета на МП-1 (гидросамолет).
Тот год был действительно знаковым для Расковой. В начале осени на АНТ-37 она вместе со своим командиром Гризодубовой и 2-м пилотом Осипенко осуществила беспрецедентный беспрерывный полет по маршруту Москва — Керби. Его длина составила почти 6 с половиной тысяч километров. Знаковый перелет принес Расковой всеобщее признание и наивысшее звание — Героя Советского Союза. Также она была награждена орденом Ленина.
Молодые годы
Марина Малинина (после замужества Раскова) появилась на свет 28 марта 1912 в Москве. Ее родители занимались педагогикой. Девочка закончила 9-летнюю школу. В Марине видели будущую оперную диву. Ее папа, Михаил Малинин, преподавал вокал. Мама работала в школе учительницей. Папа рано заметил у дочери вокальные данные и старался их развивать. Однако в возрасте 7 лет Марина лишилась отца. Мужчину насмерть сбил мотоцикл.
После смерти главного кормильца в семье остро стала ощущаться нехватка денег. В семнадцать лет девушка пошла на работу. Потом было раннее замужество. Её избранником стал Сергей Расков. В 1928 г. Марина была химиком-лаборантом на заводе. В 1931 г. — лаборантом в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Именно тогда окончательно поняла: самолеты – это её. Заочно обучалась в Ленинградском авиационном учебном заведении. 1933 год — она уже штурман Черноморских аэрографических экспедиций. Позже трудилась в Военно-воздушной академии на должности лётного инструктора, параллельно училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Получила специальность «штурман». Прошла подготовку в школе подготовки летчиков в Тушино.
Все выше и дальше!
30-е годы 20 века воистину ознаменованы расцветом авиационной романтики. Марина явилась первой девушкой-штурманом в СССР. Скоро ей поручили важное задание: провести крупную аэрофотосъемку, требуемую для строящейся авиалинии Одесса – Батуми. Работа была выполнена безукоризненно!
В свои 22 Марина являлась инструктором по штурманскому обучению летной академии им. Жуковского. Однако активная девушка не собиралась останавливаться на достигнутом. Благодаря настойчивости выбила разрешение обучаться в школе летчиков Центрального авиаклуба Москвы. После окончания учебы, в 1935 году, за штурвалом самолета участвовала в параде, посвященном празднованию 1 Мая. Каждый прожитый год добавлял смелой девушке опыта и новых достижений. Были рекордные полеты, экстремальные ситуации…
Вот одна из них. АНТ-37 «Родина» поднялся в воздух со Щёлково 24 сентября 1938 года. С начала полета все пошло как-то не так. Плотный покров облаков. Нулевая видимость. Пришлось управлять самолетом, опираясь исключительно на показания приборов. Но это не все. Очень скоро наступило обледенение. На пропеллере рос слой льда. Чтобы справиться с ситуацией и не допустить худшего, было принято решение увеличить обороты до максимума. Сильно болтало в воздухе. После того, как Урал остался позади, радиосвязь пропала.
Когда облачность миновала, выяснилось, что самолет находится над Охотским морем.
Командир экипажа Гризодубова произвела разворот «Родины» к берегу. Кончалось горючее, а вместе с ним и шансы благополучно завершить перелет. Стрелка топливного прибора неумолима двигалась к нулю. Было принято решение идти на посадку в тайге.
Только это неизбежно привело бы к гибели штурмана, находящегося в нижней кабине из стекла. Чтобы избежать смерти, Марина прыгнула с парашютом. Приземление было нормальным. Но вскоре она столкнулась с новым вызовом: холодно, кругом звери и рядом никого. Блуждала с минимальными припасами продовольствия, крепко сжимая револьвер и нож в руках, долгих десять дней, до тех пор, пока не вышла на людей.
Боевой комполка
С самого начала Великой Отечественной Раскова участвовала в создании авиационных полков, состоящих из женщин. Считается инициатором выхода соответствующего решения Госкомитета обороны СССР. С 1942 года Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного полка (женского), имеющего на вооружении самолеты Пе-2. Вверенные ей эскадрильи бились в небе над Сталинградом.
В одна тысяча девятьсот сорок первом году при участии Расковой сформирована авиационная группа, которая состояла из 3 женских полков: Пе-2 бомбардировщики, Як-1 истребители и По-2 ночные бомбардировщики. Последних немцы прозвали «Ночными ведьмами». Вот такими смелыми летчицами довелось командовать Марине Михайловне.
Эта смелая и решительная женщина прожила недолгую, но очень яркую жизнь настоящего патриота, отданного своей стране человека. Смерть настигла ее на фронте.
В роковой день января 1943 года летчики Расковой вновь направлялись на фронт, пройдя переформирование. В очень трудных метеорологических условиях около села Михайловка в Саратовском районе самолет майора Расковой разбился. Ей было только тридцать.
Изначально Марину Раскову похоронили в Саратове, но потом останки кремировали, перевезли в Москву, где они были навек помещены в Кремлевскую стену.
В 1943-м полк, в котором она служила, переименовали в 125-й гвардейский имени Марины Расковой.
Наследие героя
Сегодня имя Марины Расковой с честью носит Тамбовское высшее военное авиационное училище. В этом летном учебном заведении установлен бюст геройской летчицы. Также в Комсомольске-на-Амуре, на фасаде дома, где в 1938 году проживали члены экипажа прославленного самолета «Родина», установили мемориальную доску. Имя Марины Расковой носят улицы, площади и переулки в Москве, а также в других населенных пунктах бывшего СССР. Два корабля носили прославленное имя «Марина Раскова». Это бывший американский «Ironclad», затонувший в 1944 году в Карском море, и построенный в 1964 году в Венгрии речной теплоход. В 1998 году списан.
Марина Раскова была обладателем многих наград. Некоторыми из них награждена посмертно. Была кавалером двух орденов Ленина (1938 год), медали «Золотая звезда» (1938 год). Награждена знаком «Почетный работник госбезопасности» (1940 год), Орденом Отечественной войны 1 степени (1944 год, посмертно).
Вся жизнь Марины Расковой была отдана беззаветному служению Родине. Именно такие люди по праву считаются национальными героями, достойными уважения, вечной памяти и подражания со стороны будущих поколений.
- Автор:
36 комментариев
Объявление
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
Раскова Марина Михайловна — советская лётчица-штурман, капитан; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза.
Родилась 15 (28) марта 1912 года в Москве. Русская. Из семьи педагогов Малининых.
Окончила школу-девятилетку в Москве в 1928 году. Училась в Московской консерватории. С 1928 года работала практиканткой, затем химик-лаборант-аналитик в лаборатории анилинокрасочного завода «Анилтрест».
С октября 1931 года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, одновременно в 1931-1932 годах училась на заочном факультете Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности «аэронавигация». В 1933 году — штурман Черноморской аэрографической экспедиции. С января 1934 года работала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе в Тушино.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в мае и июле 1938 года – в установлении 3-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С.Гризодубова, второй пилот – П.Д.Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6.450 км (по прямой – 5908,61 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта по прямой.
За осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Дальний Восток, установление женского международного рекорда дальности полёта по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда».
С февраля 1937 года проходила службу в органах НКВД СССР: – штатный консультант, с февраля 1939 года — уполномоченный особого отдела НКВД, позже – в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР. Имела специальное звание «старший лейтенант госбезопасности». Член ВКП(б) с 1940 года. Жила в городе Москве.
С началом Великой Отечественной войны приступила к организации женских авиационных полков, в октябре 1941 года добилась издания соответствующего постановления Государственного Комитета обороны СССР. С 1942 года — командир 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.
Майор Раскова М.М. погибла в авиакатастрофе 4 января 1943 года при перелёте в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка. Прах захоронен в Москве, на Красной площади в Кремлёвской стене.
Майор (1942). Награждена 2 орденами Ленина (оба в 1938), орденом Отечественной войны 1-й степени (30.09.1944, посмертно), знаком «Заслуженный работник НКВД» (1940).
Имя М.М. Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст Героини. В Комсомольске-на-Амуре на доме, в котором в октябре 1938 года жил экипаж самолёта «Родина», установлена мемориальная доска. Её именем названы улица, площадь и переулок в Москве (в Северном округе), улицы во многих городах бывшего СССР. Имя «Марина Раскова» носили два судна. Первый — бывший американский «Ironclad» погиб в 1944 году в Карском море. Второй — речной теплоход, построенный в Венгрии в 1964 году, ходил по Волге, списан в 1998 году.
Сочинения:
Записки штурмана М. 1976.
Марина Михайловна Раскова – советская летчица, майор военно-воздушных сил КА. Она стала первой женщиной, получившей золотую звезду и звание Героя Советского Союза. Биография Марины Расковой была яркой и героической, несмотря на то что прожила она всего 30 лет.
Содержание
- Детство и юность
- Начало карьеры
- Становление пилота
- Легендарный перелет
- Личная жизнь
- Годы войны
- Гибель
- Память и награды
- Интересные факты
- Интересное видео
Детство и юность
Марина Раскова (девичья фамилия Малинина) появилась на свет в Москве 15 марта 1912 года (по новому стилю 28.03) в семье артиста оперы и учительницы. Михаил Дмитриевич Малинин (1853-1919) был оперным певцом, педагогом по вокалу, антрепренером. Погиб в возрасте 66 лет (в 1919 году), попав под мотоцикл.
Мать Анна Спиридоновна (1882-1954), в девичестве Любатович, работала преподавателем в школе в таких городах, как Вязьма, Торжок, Москва. На пенсии жила вместе с семьей Марины. Кроме дочери, семья воспитывала сына Романа (1908-1989), который выучился на радиоинженера.
Марина Раскова с мамой Анной Спиридоновной и братом Ромой
Сначала Марина окончила семилетнюю школу. Старшие классы прошли в школе с программой углубленного изучения химии. Одновременно она посещала консерваторию, где обучалась в детском отделении, после этого продолжила образование в Музыкальном техникуме, носящем имя Рубинштейна. Среднюю школу она окончила в 1928 году.
По окончании химической школы она получила направление на практику в лабораторию Бутырского анилинокрасочного завода. Первые полгода Марина работала лаборанткой, затем, успешно сдав на квалификацию, получила статус химика-аналитика.
Начало карьеры
Марина начала работать чертежницей в аэронавигационной лаборатории в Военно-воздушной академии РККА (сейчас это Военно-воздушная инженерная академия) им. Н.Е. Жуковского в 1932 году. Со слушателями учебного заведения она посещала лекции, а также приходила на практические занятия.
Постепенно Марина увлеклась аэронавигацией. По книгам способная девушка сама постигала мастерство штурмана, а заодно и такие дисциплины, как физика, высшая математика, метеорология, радиотехника, астрономия. На нее обратил внимание преподаватель академии А. Беляков, который в дальнейшем занял пост начальника кафедры аэронавигации.
Он помог Марине в изучении наук. Вскоре ей поручили сделать фотосъемку и описать отрезки новой гидроавиалинии Одесса – Батуми. Инженерному составу была нужна информация об условиях местности. Марина провела исследование акватории Азовского моря, а также Кавказского и Крымского побережья.
Результаты проделанной работы показали, что Раскова овладела мастерством штурманом
В 1934 году Марина успешно выдержала экзамены на штурмана Гражданского воздушного флота. Ее взяли в качестве инструктора в аэронавигационную лабораторию, а вскоре она начала преподавать штурманское дело в Военно-воздушной академии.
Во время практических занятий Марина совершила множество полетов на легких и тяжелых самолетах, а также была посредником на учениях – она летала рядом с эскадрильей и отмечала действия слушателей академии, которые выполняли функции командиров отрядов и эскадрилий. Если они выносили неправильные решения, которые представляли угрозу безопасности, она, будучи посредником, должна была брать командование на себя и вести эскадрилью на аэродром.
Становление пилота
В 1934 штурман Раскова поступила в летную школу, которая осуществляла свою деятельность при Центральном аэроклубе и окончила ее в 1935 году. В качестве штурмана она участвовала в Первомайских парадах, проводившихся в Москве на Красной площади в 1934 и 1935 гг.
В 1935 она принимала участие в первом групповом женском перелете в качестве пилота по маршруту Ленинград – Москва. С 1937 по 1939 Марина работает в НКВД штатным консультантом. Затем там же занимает должность оперуполномоченного в отделении по обслуживанию авиации.
В 1937 она принимала участие в гонках легких самолетов по маршруту Москва – Севастополь – Москва в качестве штурмана. Несмотря на то что самолет был устаревшим, а участие в гонках внеконкурсным, в Севастополь он прибыл четвертым, а в столицу шестым, и произошло это исключительно благодаря ее штурманскому мастерству.
В том же 1937 Раскова в паре с Валентиной Гризодубовой совершила беспосадочный перелет по маршруту Москва – Актюбинск. Летчицами был установлен новый женский международный рекорд дальности полета, который составил 1443 км по прямой.
Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко
В 1938 году женский экипаж побил рекорд беспосадочного перелета, который совершили на гидросамолете Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко по маршруту Севастополь – Архангельск. Марина выучилась на радиста, чтобы иметь возможность установить рекорд с наименьшим количеством членов экипажа.
Легендарный перелет
В сентябре 1938 экипаж, состоящий из трех женщин – Расковой (штурман), Осипенко (второй пилот) и Гризодубовой (командир), совершил беспосадочный перелет на самолете АНТ-37 по маршруту Москва – Дальний Восток. За 26 часов и 29 минут самолет под управлением отважных летчиц преодолел 6450 км.
Был установлен женский мировой рекорд дальности полета. За этот перелет, а также проявленные во время его выполнения героизм и мужество все члены экипажа были удостоены высшей награды – золотой звезды Героя Советского Союза. Три летчицы стали первыми женщинами, получившими это звание.
Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова
Самолет «Родина» взлетел 24 сентября с аэродрома в Щелкове. Он почти сразу оказался в толстом слое облаков. Штурману пришлось вести его по приборам. Большую часть времени полет проходил в условиях сильной облачности. Девушкам пришлось надеть кислородные маски.
Температура за бортом и в кабине опускалась до –35 градусов. Началось оледенение, лед с пропеллера приходилось сбивать, увеличивая обороты винта. Самолет бросало из стороны в сторону, болтанка почти не прекращалась. За Уралом связь начала обрываться. В какой-то момент радиоаппаратура осталась без питания, и остальную часть времени связи с землей не было. В таких условиях экипаж миновал Хабаровск, затем Комсомольск-на-Амуре.
После того как самолет вырвался из облачности, оказалось, что он находится над Охотским морем. После разворота к берегу командир направила машину к аэродрому Комсомольск по самому короткому пути, но шансов на успешный исход было мало из-за нехватки топлива, которого оставалось всего на полчаса.
Гризодубова была вынуждена посадить самолет в глухой тайге недалеко от реки Амгунь. На 30-м часу полета моторы перестали работать, и штурман Раскова по приказу командира покинула самолет, выпрыгнув с парашютом, поскольку при посадке на фюзеляж стеклянная кабина штурмана, расположенная впереди внизу, не оставила бы шансов спастись.
После приземления Марина оказалась в тайге, где вокруг не было ни одного человека на сотни километров. Она добиралась одна, имея при себе револьвер с ножом, а из съестного только две плитки шоколада.
Она шла 10 дней по таежному лесу, несмотря на голод и холод, пока ей не встретились люди. Ей было на тот момент всего 26 лет. После героического перелета в 1939 году М. Раскова написала автобиографическую книгу под названием «Записки штурмана».
Личная жизнь
В 1929 году Марина вышла замуж. Ее избранником стал Сергей Расков, который работал инженером в лаборатории завода, где трудилась и сама будущая летчица. Спустя год в молодой семье случилось пополнение – на свет появилась дочь Таня. В 1935 году супруги развелись. Муж Марины не одобрял желание жены быть летчицей.
Марина Раскова с дочерью Таней
Годы войны
В самом начале войны Раскова вынесла предложение создать летные подразделения, состоящие из одних женщин. Сначала идею никто не поддержал, но упорная летчица, пустив в ход все свое влияние, все-таки добилась положительного решения от Сталина, после чего было сформировано три авиационных женских полка:
- 586-й истребительный с самолетами Як-1;
- 587-й бомбардировочный с Пе-2;
- 588-й бомбардировочный ночной с По-2 (в дальнейшем получил название «ночные ведьмы»).
Эти полки отличались тем, что состав их был полностью женским – от поваров до командиров. В январе 1942 года Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного авиационного полка. В этом же году она получила звание майора.
«Ночные ведьмы»
Гибель
Так случилась, что смерть ее настигла не в бою. Раскова погибла 4 января 1943 года, когда ее подразделение возвращалось на фронт после переформирования. При перелете по маршруту Арзамас – Саратов она попала в сложные метеорологические условия около села Михайловка. Сначала летчицу похоронили в Саратове, но впоследствии останки перевезли в столицу для торжественного захоронения в Кремлевской стене.
Память и награды
В мае 1943 года 587-й бомбардировочному авиационному полку за боевые действия на Северо-Казахском и Донском фронтах присвоили имя Героя СССР М. Расковой. В сентябре его переименовали в 125-й гвардейский бомбардировочный авиаполк имени Героя Советского Союза М. Расковой. В 1943 году имя героической летчицы в Москве получили улица, переулок и площадь, находящиеся в районе Ленинградского проспекта.
Саратовская школа №93 носит имя Марины Расковой. На базе учебного заведения более 50 лет действует музей боевой славы, который посвящен женским авиационным полкам, сформированным Расковой во время войны в Саратовской области.
Также памятник летчице скульптора Тимофеева был установлен в городе Энгельсе в 1953 году рядом с Домом офицеров. В 2020 году его реставрировали и перенесли в Саратов в сквер имени Марины Расковой. В том же 2020 году в Энгельсе был установлен новый памятник отважной летчице работы скульптора Щербакова.
Памятный монумент Герою Советского Союза был открыт в Саратове 9 мая 1968 года напротив школы №93. Авторы композиции – скульпторы Харитонов и Ощепков
За свою короткую жизнь Марина Раскова была удостоена следующих наград:
- Медали Героя Советского Союза «Золотая звезда».
- Двух орденов Ленина (оба получены в 1938 году).
- Нагрудного знака «Заслуженный сотрудник НКВД» (в 1940 году).
- Ордена Отечественной войны 1-й степени посмертно (30 сентября 1944 года).
Именем летчицы названы:
- Улицы в разных городах Советского Союза.
- Поселок в Саратовской области (Расково).
- Тамбовское высшее военное авиаучилище.
- Грузопассажирский пароход «Марина Раскова» был спущен на воду в 1943 году и выполнял свои функции до момента гибели 12.08.1944 года в Карском море.
- 125-й гвардейский Борисовский авиаполк орденов Суворова и Кутузова.
- Поселок в Магаданской области.
- Самолет типа Ту-134Ш для тренировок штурманов.
Интересные факты
- После развода с мужем дочь осталась с отцом, поскольку Марина полностью посвятила себя летному делу, но она постоянно навещала Таню.
- Марина Раскова погибла не на фронте. Причинами аварии занималась прокуратура Красной Армии. В ходе расследования были выявлены нарушения при подготовке и во время полета, также сказался малый опыт полетов за штурвалом. По инструкции ВВС, самолет должен вернуться на базу при плохой видимости, но летчица продолжала полет. Также погибли стрелок-радист, штурман и инженер полка. Одновременно с экипажем Расковой вылетели еще 2 экипажа 1-й эскадрильи – летчиц Ломановой и Губиной. Посадить самолет удалось только Губиной, но все члены обоих экипажей остались живы. Несмотря на это, Раскова была торжественно похоронена со всеми почестями в Кремлевской стене.
Российская летчица-штурман. Майор Военно-воздушных сил Красной армии. Одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза. Сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы».
Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в городе Москва. Девочка выросла в творческой и интеллигентной семье. Отец, Малинин Михаил Дмитриевич являлся артистом оперы, вокальным педагогом. Мать, Анна Спиридоновна работала учителем средней школы. Девушка воспитывалась с братом Романом, будущим радиоинженером. После школы, обучалась в Московской консерватории. Параллельно, работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода.
В апреле 1929 года вышла замуж за инженера этого же завода Сергея Ивановича Раскова и прервала работу до октября 1931 года вследствие рождения дочери Татьяны. С 1932 года являлась лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Жуковского.
В 1934 году Марина Михайловна окончила Санкт-Петербургский институт инженеров гражданского воздушного флота по специальности «штурман». В 1935 году окончила школу летчиков при Центральном аэроклубе, а также продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Николая Жуковского в должности инструктора.
Через два года в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12. В 1938 году в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1.
На самолете АНТ-37 «Родина» с 24 по 25 сентября 1938 года совершила беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток протяженностью 6450 км. При вынужденной посадке по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. В ходе перелета был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета.
За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: с февраля 1937 по февраль 1939 года являлась штатным консультантом, затем уполномоченным Особого отдела ГУГБ НКВД СССР. До марта 1941 года работала в особом отделе 3-го авиационного Управления Народного Комиссариата Обороны СССР, старший лейтенант государственной безопасности.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала свое положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Ее поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.
В конце октября 1941 года с одобрения Ставки Верховного Главнокомандующего и с поддержкой Центрального Комитета комсомола в городе Энгельс на Волге, Раскова сформировала авиационную группу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы». Девушку назначили командиром 587-го.
Марина Раскова 4 января 1943 года погибла в авиационной катастрофе около села Михайловка в Саратовском районе при перелете на фронт после переформирования. Во время полета в сложных метеоусловиях самолет Расковой попал в густой снегопад и потерпел крушение. На борту находились штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглов, стрелок-радист Николай Ерофеев. Никто не выжил. Останки Марины Расковой отправили в Москву, где они были кремированы и 12 января 1943 года помещены в Кремлевскую стену на Красной площади.
В честь Марины Расковой названы:
Поселок в Саратовском районе Саратовской области;
Улицы и переулки во многих городах бывшего СССР, в том числе площадь и улица в Москве (САО);
Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков (там же установлен бюст);
125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк;
Грузо-пассажирский пароход «Марина Раскова» (американский транспорт типа «Либерти»), спущенный на воду в июне 1943 года и действовавший до гибели в Карском море 12 августа 1944 года;
Пассажирский теплоход «проекта 305» на Волге (с 1996 года под именем «Бригантина» и использовался в качестве плавучей гостиницы и ресторана в Уфе, в настоящее время находится в затоне Уфимского судоремонтного завода).
Транспортный рефрижератор, построенный в 1971 году по заказу СССР на Гданьской судоверфи им. Ленина (ПНР, г. Гданьск).
Самолет для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации типа Ту-134Ш;* поселок в Сусуманском районе Магаданской области.
К 100-летию со дня рождения М. Расковой Саратовский филиал Почты России инициировал выпуск художественного маркированного конверта и односторонней почтовой карточки, на которых изображен памятник Расковой, установленный в Летном городке города Энгельса.
Школа № 93 города Саратова носит имя Расковой. Более 50 лет на базе школы работает Музей боевой славы, посвященный трем женским авиаполкам, которые в годы ВОВ сформированы на Саратовской земле Расковой. В мае 1968 года возле школы возведен обелиск.
Улица «Марины Расковой» есть в городах: Саратов, Липецк, Тула, Екатеринбург, Оренбург, Хабаровск, Ярославль, Владивосток, Тюмень, Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск, Саранск, Челябинск, Анжеро-Судженск, Смоленск, Калининград, пгт. Вырица, Ленинградской области, Зеленоградск Калининградской области, Шахты Ростовской области, Энгельс Саратовской области, Вязьма Смоленской области, Электросталь Московской области, Грязи Липецкой области.
сквер в Саратове.
Прочие факты
В Кишиневе (Молдавия) улица, ранее носившая имя Марины Расковой, переименована в улицу Надежды Руссо — первой румынской женщины-авиатора.
В Киеве (Украина) улица, ранее носившая имя Марины Расковой, переименована в улицу Евгения Сверстюка — украинского диссидента.
В Кривом Роге (Днепропетровская область, Украина) переулки 2-й и 3-й Марины Расковой, переименованы в переулок Ежевичный (укр. Ожиновий) и Цветущий (укр. Квітучий). Также улица Марины Расковой была переименована в Алексеевскую.
В филателии
Почтовый конверт СССР: 50-летие полета Москва — Дальний Восток
Почтовая марка СССР
Почтовая марка России, выпущенная к 100-летию Расковой
Почтовая карточка России: г. Энгельс. Памятник Расковой. 1953 год.
Марина Михайловна Раскова
Автор:
28 марта 2016 07:08
Чтобы помнили!
Мари́на Миха́йловна Раско́ва (в девичестве Малинина; 28 марта 1912, Москва — 4 января 1943, Саратовская область) — советская лётчица-штурман, майор; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза (1938).
Родилась 28 марта 1912 года в Москве.
Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые хотели участвовать в изгнании врагов с территории своей Родины.
В конце октября 1941 года с официального одобрения Ставки ВГК (Приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в г. Энгельс на Волге она сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бап.
Во время войны 587-й бап был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (приказ НКО СССР № 265 от 03.09.1943 года и директива ГШ № Орг/10/138919 от 04.09.1943 года); 588 нбап был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк (приказ НКО СССР № 64 от 08.02.1943 года).
4 января 1943 года Марина Михайловна Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования.
После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
В честь Марины Расковой названы:
посёлок в Саратовском районе Саратовской области;
улицы и переулки во многих городах бывшего СССР, а также площадь в Москве (САО);
Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (там же установлен бюст героини);
125-й гвардейский Борисовский орденов Суворова и Кутузова пикировочно-бомбардировочный авиаполк;
грузо-пассажирский пароход «Марина Раскова» (американский транспорт типа «Либерти»), спущенный на воду в июне 1943 года и действовавший до гибели в Карском море 12 августа 1944 года;
самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации типа Ту-134Ш;
пассажирский теплоход «проекта 305» на Волге (с 1996 года под именем «Бригантина» и использовался в качестве плавучей гостиницы и ресторана в Уфе, в настоящее время находится в затоне Уфимского судоремонтного завода).
посёлок в Сусуманском районе Магаданской области.
К 100-летию со дня рождения Расковой Саратовский филиал Почты России инициировал выпуск художественного маркированного конверта и односторонней почтовой карточки, на которых изображён памятник Расковой, установленный в Лётном городке города Энгельса.
Еще крутые истории!
Новости партнёров
реклама