Предмет: Литературное чтение
Урок: 20
Школа:
Дата:
ФИО учителя:
Класс: 4
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Раздел (сквозная тема):
В контексте сквозной темы «Общечеловеческие ценности».
Тема урока:
Бердибек Сокпакбаев «Сердце матери»
Материнская любовь
Цели обучения, которым посвящен урок:
4.1.4.1 – использовать в речи пословицы и поговорки/ отрывки из стихотворений/ басен, невербальные средства речи;
4.2.7.1 – сравнивать события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения; находить и анализировать событие, лежащее в основе эпизода;
4.3.2.1 – писать творческие работы разных жанров на основе прочитанного (с добавлением новых героев, нового сюжета)
Развитие навыков:
1.4 Привлечение внимания слушателей
2.7 Сравнение элементов художественного произведения
3.2 Создание творческих работ разных жанров
Критерии
оценивания
Учащиеся смогут: использовать в речи пословицы и поговорки, подбирать их к произведению; сравнивать события и чувства героев, подтверждая свое мнение примерами из произведения, объясняя свой выбор; писать продолжение рассказа самостоятельно.
Привитие
ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Материал прошедших уроков:
Исправление лексических и стилистических неточностей, орфографических и пунктуационных ошибок. Высказывание своих идей, чувств, мыслей. Сравнение с похожими событиями из жизни/ по материалам прочитанного. Определение жанровых особенностей мифа, фантастики, легенды, басни, литературной сказки, рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического эпоса.
Ход урока:
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
0-1 мин
Создание положительного эмоционального настроя:
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
— Бодрячок.
“Разожми кулак”
Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (ломать руки и пальцы не надо). После окончания упражнения ведущий выясняет применялись ли несиловые методы (просьба, уговоры, хитрости и т.п.).
Эмоциональный настрой
Середина урока
2-5 мин
21-2
23-28 мин
29-30 мин
31-37 мин
38-40 мин
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
(К) Проверка домашнего задания.
Работа над лексической и грамматической темой урока.
(П) Формулирование темы и цели урока. Работа с учебником.
(К) Работа с классом.
— Закончи пословицы.
Работа над литературным произведением:
(И) Самостоятельная работа.
— Прочитай выразительно отрывок из рассказа. Запомни наиболее важные события в жизни героев.
(К) Словарная работа.
Фронт — зона боевых действий
Цыпки — мелкие трещины на коже Колхоз — коллективное хозяйство
(К) Работа с классом.
Прослушай, что произошло потом.
(Г) Работа в группах.
Прочитай «про себя» окончание произведения. Подбери пословицу, подходящую по смыслу к тексту.
(П) Работа в парах. Ответь на вопросы по содержанию текста.
Почему Балкию мучила бессонница?
Какой сон приснился матери Мамбета?
Каким был Мамбет?
Кто заменил женщине сына? Почему?
(К) Физминутка
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)
(Г) Работа в группах.
— Найди и опиши чувства героев.
(И) Выскажи своё мнение.
Используй памятку, сформулируй высказывания. Подтверди своё мнение примерами из произведения.
(К) Пальчиковая гимнастика.
“Дом и ворота”
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем. (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – “крыша”. на вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. на третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. на четвертую – то же, что на первую)
Памятка! |
Как построить высказывание 1. Найди в произведении наиболее важные моменты. 2. Прочитай, как автор описывает события, чувства героев. 3. Установи связь между своим мнением и мнением автора. 4. Сформулируй высказывание. |
(П) Творческая работа.
— Придумай продолжение рассказа. Что было бы, если бы Мамбет вернулся.
Учебник
тетрадь
Учебник
Тетрадь
Учебник
Схема
Учебник
Доп. литература
Конец урока
Итог урока.
—Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?
— Достигли ли мы этой цели?
— Какие затруднения были у вас на уроке?
— Что нужно сделать чтобы эти затруднения не
повторялись?
Рефлексия.
Предлагает оценить свою работу при помощи линейки
успеха.
Картинки для рефлексии.
Дифференциация
Оценивание
Межпредметные
связи
Мотивированные дети рассказывают по схеме о живой и неживой природе о взаимосвязи в природе
Формативное оценивание.
•Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради.
-
Взаимооценивание при работе в паре, группе классом
-
Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
-
Определение уровня усвоения навыка по (Творческая тетрадь)
-
литература
-
физическая культура
-
самопознание
-
познание мира
Рефлексия для учителя:
Важные вопросы
по уроку:
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
Какие два момента были наиболее успешны?
Какие два момента улучшили урок?
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?
Вебер Валентина Александровна, учитель начальных классов стаж 7 лет, вторая категория. КГУ «СШ № 14 имени Ю. А. Гагарина» г. Петропавловск СКО |
Литература 4 класс
Тип урока: внеклассное чтение
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с произведением Б. Сакпакбаева «Сердце матери»; расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне.
2. Развивать и совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения, умения анализировать, высказывать точку зрения.
3. Воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, развивать познавательный интерес к культурно-историческим ценностям, акцентировать внимание на значимости Победы в ВОВ.
Слайд 1
Оборудование:
- аудиозаписи песен «Пусть всегда будет солнце!», «Нежность», «Эх, дороги», «День победы» (Приложение 1)
- слайдовая презентация к уроку (Приложение 2)
- сообщение «Зал боевой славы» (Приложение 3)
- задание групп (Приложение 4)
- выставка книг
Ход урока:
I. Организационный момент
Звучит запись песни «Пусть всегда будет солнце» сл. Ошанина, муз. Островского.
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какое солнышко светит за окном. Пусть ваше настроение будет такое же теплое и светлое как это весеннее солнышко.
II. Речевая разминка. Слайд 2
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
— Что написано на доске?
— Прочитайте скороговорку выразительно.
Дети читают.
— О чем эта скороговорка?
— Произнесем скороговорку с радостной интонацией,… а теперь с грустной.
Дети выполняют задание.
III. Постановка учебной задачи и ее решение
Вступительное слово учителя.
— Сегодня, ребята, мы посвятим наш урок внеклассного чтения 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
— Солдаты сражались на войне во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах.
Такие молодые, они встретили грудью врага, защищали Родину. И стар, и млад, встал на защиту своей родной земли.
Вы шли и шли навстречу славе,
Свой долг все выполнив сполна,
С тех пор и мы забыть не в праве
Ваш путь и ваши имена.
Выступление ученика с сообщением «Зал боевой славы» (Приложение 3)
— Тема человеческой памяти, благодарной памяти будет звучать на протяжении всего урока. Время не властно над ней!
Слайд 3.
Комментарии к слайду:
— Сколько бы лет ни прошло, люди будут помнить, и беречь в своих сердцах имена тех, кто ценой своей жизни заслонил наше с вами счастье, нашу жизнь.
— А где-то там, в тылу, ждали матери своих сыновей. Они просили у Богa лишь одно: пусть их любимый, ненаглядный, единственный вернется домой живым!
— Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного казахского писателя Бердыбека Сокпакбаева «Сердце матери».
IV. Работа над произведением
Чтение I части рассказа.
Задание:
1. Внимательно прочитай отрывок из рассказа. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовься объяснить их.
2. Приготовься ответить на вопросы.
3. Определи главную мысль прочитанного.
Вопросы:
— Какой сон приснился Балкие?
— Что пережила во сне Балкия? Опишите ее состояние.
— С чем сравнивает она вражеский танк? Почему писатель выбрал именно такое описание танка?
Слайды 4-7. Тихо звучит песня «Эх, дороги». Комментарии к слайдам.
Произнесем слова памяти:
1. Шли отцы за святое дело,
Спотыкались, вставали вновь,
Алым факелом пламенела
На священной земле их кровь…
Слайд 4
2. Мы заживо в танках сгорали
И с гранатою шли на врага
Жизнь мы свою за вас отдавали
Хоть была нам она дорога…
Слайд 5
3. Слава тебе, победитель — солдат!
Ты прошел через все испытания
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья!
Слайд 6–7
Чтение II части рассказа.
Анализ прочитанного текста.
— Расскажите, как Балкия ждала письмо от сына.
— Почему последнее письмо принесло ей большие страдания?
— Как мать называет своего сына, как зовет его?
Слады 8-9. Учитель читает комментарии к слайду. Тихо звучит музыка из песни «Нежность».
— Кого встретила у себя во дворе женщина?
— Дайте словесный портрет юноши.
— Почему женщине понравился паренек?
— Как вы понимаете слова «И впервые за много дней материнские глаза светились радостью…»?
Чтение III части рассказа.
Анализ прочитанного.
— Как относилась Балкия к Сереже? Почему?
— Ждала ли женщина своего сына?
— С кем познакомил парень Балкию? Какие взаимоотношения сложились у женщин? Что их объединило?
Слайд 10-11. Тихо звучит музыка из песни «Нежность». Комментарии к слайду.
«Горе постепенно забывается. Время притупляет боль. Жить стало легче…» Но память вечна и вечна слава павшим за Родину!
— Как вы понимаете эти слова? Почему горе постепенно забывается. Притупляется боль?
— Что помогло Балкие притупить ее боль о сыне?
V. Работа в группах. Приложение 4.
Задание 1:
1. Разбейте рассказ на части. Мысленно нарисуй картину к каждой части.
2. Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.
Задание 2:
1. «Вся гордость мира от матерей…без матери нет ни поэта, ни героя». М. Горький
Как вы понимаете этот афоризм? Объясните.
2. Подчеркните слова, которые имеют отношение к произведению. Найдите их в тексте. Прочтите предложения с этими словами.
Письма — треугольники, вишневый сад, портрет сына, незнакомый мужчина, материнские глаза, гармонь.
Задание 3:
1. Подготовить чтение диалога (с. 193).
2. Дайте словесный портрет юноше. Кем он стал? Почему вернулся к женщине?
VI. Фольклорное лото
Слайд 12
Задание: Выберите ту пословицу, которая подходит к прочитанному произведению. Объясните.
Посеянное отцами детям пожинать.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Сердце матери стремится к сыну, сердце сына — в степь.
Солдат близко — кланяйся ему низко.
По заказу сына не сделаешь.
Не будет сына — не будет и крова.
Сын вечно спешит, мать вечно провожает.
VII. Домашнее задание. Итог урока
— Книга закрыта. Она хранит память. В ней горе и радость минувших лет. Тех лет, когда сыны с честью и достоинством защищали Родину, матерей…
Слайд 13. Звучит песня «День победы».
Приложение 1
Смотреть в формате PDF
Приложение 2
Смотреть в формате PDF
Приложение 3
Смотреть в формате PDF
Приложение 4
Смотреть в формате PDF
(репродукция картины «Рассвет в горах», художник Аслан Мац)
Высоко в горах жил-был джигит, по имени Аслан. В семье у него только одна мать, воспитывавшая его без отца, которого потеряли давно. Когда сын еще маленьким был, сорвался он с крутых скал на охоте за туром и погиб.
Аслан, единственный и любимый сын, воспитывался матерью по суровым горским традициям предков. Уже в семнадцать прослыл удачливым охотником, был силен как бык, быстр и ловок как снежный барс, умен и изворотлив как змея, и не было в ущелье более мужественного и бесстрашного джигита, чем он.
Мать не могла налюбоваться на своего сына и очень гордилась им.
Шло время, мать старела, и уже было трудно ей поддерживать очаг в доме, готовить еду и носить воду из родника, все это приходилось делать самому Аслану по ночам, что бы это не могло вызвать насмешек их соплеменников.
Как-то вечером, мать, позвала к себе своего любимого сына и сказала:
— Сын мой! Видишь, я уже постарела и мне нужна помощь, что бы поддерживать очаг нашей маленькой сакли. Ты уже стал взрослым и я хочу увидеть перед смертью своих внуков, поэтому тебе надо привести домой жену. Приготовь дрова и сушеного мяса для меня и иди вниз к людям в аул. Там обязательно встретишь ту, которая станет тебе женой…
Горько и волнительно было слышать джигиту слова матери, но ослушаться ее он не мог.
Недолги были сборы, быстро он осилил не близкий путь и вот Аслан оказался в большом ауле, которым правил князь Узден, слывший весьма жестоким и богатым человеком.
Когда же он зашел купить себе хлеба в торговую лавку, то услышал от людей, что князь Узден на завтра объявил поединки джигитов, и если кто в этих соревнованиях победит, тот получит в жены его капризную красавицу дочь.
Не раздумывал Аслан и на утро уже стоял в одном ряду со своими соперниками, достойными во всех отношениях молодыми джигитами.
Не будем долго рассказывать как Аслан победил во всех видах соревнований: борьбе на поясах, стрельбе из лука, джигитовке и доказал, что он сильнейший из сильнейших.
Предстал он, как победитель, перед князем Узденом и красавицей его дочерью и, только ее увидел, сразу потерял разум, влюбился в княжну.
Капризной красавице тоже понравился красавец-джигит, но вредный ее характер не давал ей покоя и она захотела узнать, сильно ли ее любит джигит Аслан.
Только хотел князь Узден объявить Аслана женихом своей дочери, как она, перебив отца, обратилась к нему:
— Нравлюсь я тебе?
— Да! – коротко и с достоинством сказал джигит.
— И полюбил меня?- продолжала она, нетерпеливо сдвинув свои прекрасные брови.
— Да! – отвечал юноша.
— Я хочу, что бы ты это доказал!
— Как?
— Кого до меня ты любил больше всех?
— Мать!- не задумываясь, отвечал Аслан.
— Так вот! Принесешь сердце своей матери, тогда я твоя! — и, отвернувшись, ушла к себе.
Князь Узден развел руками и, посочувствовав молодому человеку, сказал:
— Ты заслужил руку моей дочери, но в последнем желании я ей отказать не могу. Решай сам!
Сильно опечалился джигит, но другой женщины ему не нужно было, и он возвратился домой ни с чем.
Матери он ничего не сказал, а на все ее расспросы отвечал, что не нашел он такую, которая бы ему понравилась, да и не хочет он жениться, вообще.
С этих пор стал молчалив и невесел, пропадал дни и ночи в горах на охоте, редко видел мать. Она, конечна же, поняла, что сына гложет какая-то тайна и, улучшив момент когда он был дома, стала его пытать:
— Сынок, я вижу и сердцем чую, что тебя гложет какая-то тайна. Расскажи, что у тебя случилось, не обидел ли тебя кто?
Долго Аслан отнекивался, но мать настояла на своем, и сын, не выдержав ее напора, все ей рассказал.
Посветлело лицо матери, улыбнулась она своему сыну и сказала такие слова:
— Сынок! Вот и дождалась я, когда мой сын полюбил. Это такая радость! Не печалься! Мне все равно скоро умирать, а умереть за счастье своего сына это самое высшее благо для меня. Возьми мое сердце и отдай своей возлюбленной! И не раздумывай, если хочешь, что бы я была самой счастливой матерью на свете!
Возмутился сын ее словам и ускакал в горы, не смотря на громкие призывы матери.
Долго его не было.
Как-то ночью проснулась мать от некоего шума и увидела, как сын крадется к ней в темноте и, улыбнувшись, закрыла глаза притворившись, будто спит…
Спешил Аслан, летел к своей возлюбленной, дрожал от нетерпенья, быстрей бы ее увидеть!
А спешка, как вы знаете, не всегда идет впрок, споткнулся о камень, ловкий и сильный джигит, и уронил на горную тропу еще теплое сердце своей матери…
Вдруг, ожило сердце матери, и с тревогой спросило его человеческим голосом:
— Сынок! Не ушибся ли ты о камни, не больно тебе?
-
April 7 2007, 17:27
- Здоровье
- Отношения
- Cancel
Сердце матери
Один молодой человек полюбил очень красивую девушку. Но девушка была горда, надменна и жестока. Он часто просил стать его женой, но она только смеялась над ним. Не выдержав, парень воскликнул: «Все сделаю, что ни попросишь, лишь бы ты была со мной!» И тогда гордая красавица сказала: «Принеси мне сердце твоей матери в доказательство своей любви ко мне». Не задумываясь, несчастный бросился бежать домой, убил мать, вынул ее сердце и побежал назад. Вдруг он споткнулся и упал. И тут сердце матери ему говорит: «Сыночек, ты не ушибся? Тебе больно, сынок?» (с)
**** другой вариант ****
Роми родился в хорошей семье и, окруженный любовью и заботой родителей, вырос умным и добрым юношей, к тому же хорошо сложенным и крепким. Пришла ему пора шагнуть в соблазняющий мир любви. Ищущее сердце всегда находит объект вожделения. И встретилась на пути нашего героя прекрасная Виола – стройная голубоглазая блондинка с очаровательным лицом белее снега. Редкая красота ее, достойная кисти художника, в мгновенье пленила сердце парня и зажгла в нем пылающую страсть. Нельзя сказать, что чувства, переполнявшие Роми, остались неразделенными. Виоле нравилось внимание, и она с благосклонностью приняла любовную игру, тем больше распаляя юношу.
И тем больше росла тревога матери, наблюдавшей за безрассудной влюбленностью сына. Видно, чувствовало ее сердце что-то неладное… Но не смела она встать на пути желаний родного создания. Да и можно ли обуздать искрящуюся энергию чистой любви?
Однажды вернулся Роми после свидания с Виолой печальнее смерти. Екнуло сердце матери, встретившей его у порога.
— Кто посмел обидеть мою кровинушку? — спросила женщина, взяв сына за руки. – Какое облачко затмило твою улыбку?
Искренний с матерью с детства, юноша не утаил своих переживаний и сейчас.
— Для меня нет на свете никого добрее и милее тебя, мама. Такой же я представляю себе и Виолу. Ее взглядом смотрит на меня небо, ее дыханием веют ветры, ее голосом журчат родники. Но Виола не верит в мои чувства. В доказательство моей любви она требует принести к ее ногам сердце матери. Но разве любовь нуждается в таких жертвах, мама?
С минуту молчала мать, собираясь с чувствами. Сердце ее, полное любви к сыну, затрепетало и забилось чаще. Но ни одна жилка на лице не выдала ее волнения. С ласковой улыбкой она сказала сыну:
— Птенчик мой ненаглядный, человек познает жизнь благодаря любви. Все живое в мире окутано и проникнуто ею. Но дорога любви полна опасностей. Не ошибся ли ты в своем выборе, сын? Не ослепила ли блистательная Виола твой разум? Как женщина и будущая мать, она не может не знать, что сердце матери изначально бьется в ее ребенке. Если Виола также искренне благоволит тебя, как и ты ее, она поймет и ответит взаимностью. Нельзя позволять неудачам разрушать себя. Надо верить и уметь ждать.
Но время не смягчило непреклонность Виолы, словно ядовитая змея укрылась под красивой личиной и питала ее ненасытную злобу.
День ото дня сох юноша на глазах у матери. Прежде веселый и общительный, он замкнулся в себе. Невыносимо больно было матери видеть его увядание. И боль усиливалась от сознания бессилия помочь сыну, как-то облегчить страдания его. Мать не могла мириться с безысходностью, отнимавшей у нее дитя. В одно утро она сказала сыну:
— Безрадостно мне видеть, как горе съедает тебя. Нет смысла мне в жизни такой. Возьми мое сердце и неси своей возлюбленной!
С этими словами она вырвала из груди свое сердце и протянула сыну. Горько рыдая, понес юноша в своих дрожащих руках сердце матери. Ноги его подкосились от безмерного волнения, и он упал.
— Тебе не больно, сын мой? Не ушибся ли ты? – спросило сердце матери с трепетным волнением, затем содрогнулось… и замерло. Холодная печаль сковала душу осиротевшего юноши. И тогда осознал он, какую непоправимую ошибку совершил.
— Прости меня, мама. Я споткнулся… Но не сейчас, а еще раньше… (с)
P.S. Встречается в разных интерпритациях, восходит к легендам, но главное в сюжетной линии остается «сердце матери» которое продолжает Любить