Сочинение
– рецензия
Образец
плана сочинения-рецензии
1. Вступительная
часть
Общее впечатление
от работы (удовлетворила ваши ожидания или нет; что особенно интересно, а что
огорчает и т. п.). Замечания о существе темы и её реализации в сочинении.
2. Главная часть
Соответствует ли
содержание сочинения выбранной теме, не вышло ли за её пределы, или, может
быть, отступило от неё. Повлияло ли это на выражение идеи сочинения; достаточно
ли ясно она выражена.
Композиция
сочинения; логика движения мыслей, последовательность в передаче материала.
(Если есть нарушения в логике, то чем вызваны).
Все ли суждения
аргументированы; какие аргументы использованы: отрывки из произведения, цитаты,
высказывания критиков и т.п.
Какие мысли, по
вашему мнению, пропущены; есть ли фактические ошибки, ошибочные положения?
Как выражено
отношения автора сочинения к тому, о чём он пишет? Какие образные средства
использованы для этого?
Есть ли
стилистические ошибки? Какие? Характер орфографических и пунктуационных ошибок.
Внешнее оформление
работы.
3. Заключительная
часть
Обобщение
оформление работы.
Рецензия
на повесть Ю.П. Вяземского «Шут»
Повесть Юрия
Вяземского «Шут», изданную уже более десяти лет назад, я прочитала совсем
недавно. Желание познакомиться с книгой поначалу было вызвано лишь интересом к
личности автора: Ю. П. Вяземский был известен мне как ведущий телевизионной
передачи «Умники и умницы», тонкий знаток литературы и истории, умный,
артистичный, готовый к риску, деловой человек. Эти свойства натуры Вяземского
проявляются и в его прозе.
Повесть «Шут»
непроста для восприятия, её надо «выслушать». Надо войти в неё и принять
правила игры автора. Это произведение может вызвать серьёзные раздумья.
Произведение о
жизни и смерти шута — притча, хотя никаких фантастических событий и
преувеличений в ней нет. Повесть имеет заголовок «Исследования по материалам
«Дневники шута». Автор-рассказчик находит на антресолях старые тетради. Это и
есть дневник шута. Вел записи школьник Валя Тряпичников. Они постоянно
прерывались авторскими размышлениями, пересказами событий из жизни шута,
обращением к читателю, к понимающему собеседнику.
Наш герой рос
мальчиком впечатлительным, книжным, был увлечен древней культурой и литературой
Японии и Тибета. Увлечение своеобразной восточной культурой говорит о том, что
Валя был необычным человеком.
Родители его,
образованные, сведущие, казались людьми достойными, но, если верить тексту
дневника, не было в доме Тряпичниковых душевного тепла и правды, и Вале многие
важные жизненные проблемы приходилось решать в одиночку.
Не раз он получал
удары за лучшее, что в нем было. И тогда Валя решил защищать это лучшее в себе
и наносить удары сам. Он надевает маску шута и изобретает систему исследования
самых уязвимых и чувствительных мест у людей, окружавших его.
В школе Валю не
любили. Связываться с ним мало кто решался. Он высмеивал и унижал с помощью
разнообразных хитроумных «шутэнов», учитывая индивидуальные особенности жертвы.
«Шутэн» — это нечто вроде подножки, умелой, коварной подножки. Человек
становится посмешищем для окружающих.
Важно понять
философию шутовства. Ее суть заключается в том, что жизнь жестока. Надень
маску, и ты защитишь лучшее в себе.
«Шутовство, —
убежден герой, — оружие безоружного». Этим оружием он унижает зло и защищает
добро, добро в себе и вне себя. Почему же совсем неуловима минута, почти
неразличима черта, отделяющая шута от палача?
Достоинство
повести Ю. П. Вяземского в том, что он показал: маска шута наиболее опасна для
того, кто ее на себя надевает. Все «шутэны» сводятся к одному, самому
неожиданному и убийственному «шутэну» — удару в собственное сердце. Ведь,
вонзая «шпагу» в уязвимые места окружающих, остановиться человек уже не может.
И его жертвами постепенно становятся любимая девушка, лучший друг, любимый
учитель.
Маска постепенно
становится лицом. Он наносит удары, уже не разбирая, пока после сильного
душевного потрясения шут не погибает.
Шут погибает,
чтобы опять родился мальчик Валя Тряпичников, еще более беззащитный, может
быть, и уязвимый, чем до овладения всеми «шутэнами».
Повесть кончается
моральным очищением и духовным торжеством героя. В жизни может случиться и
по-другому. Человек, полагающийся лишь на силу маски, становится ее рабом.
Начинают сами собой отмирать основы души: искренность, бескорыстие, доброта, —
на которых держались истинно человеческие отношения.
Повесть ставит
вопрос: что опаснее — добро в маске зла или зло в маске добра?
Зло под личиной
добра обманывает, усыпляет, потом убивает — иными словами, не перестает быть
злом. Добро же под маской зла, даже шутовское, как добро тоже умирает. Отсюда
напрашивается вывод: добро обязательно должно быть открытым, оно несовместимо с
лицемерием. К пониманию этого и пришел герой повести. Это произведение решает
многие нравственные вопросы. Читатель должен понять, что отвечать на зло
«шутэнами» — идти по пути разрушения себя. Помогает уцелеть другое — упорное
участие в создании добра.
Используйте в
рецензии:
1. Оценочные высказывания:
«заслуживает внимания»; интересна система доказательств»; «правильно ли
утверждения» и др.;
2. сравнительные
конструкции: «как и»; «но в отличие»; «не так, как»; «в сравнении с» и др.;
3полемические
конструкции: «да, это верно, однако»; «можно бы согласиться, если бы» и др.;
4. экспрессивные
обороты со значением субъективной оценки: «мне кажется»; «я убеждён»; «я
понимаю, что», «не у верен в» и др.;
5. риторически
вопросы, восклицания;
6. глаголы и
глагольные сочетания со значением отношения к автору рецензируемого
произведения: «понимает»; «внимательно отнёсся»; «иронизирует»; «не скрывает
симпатий» и др.
Оценка сочинения Борзовой Анны Андреевны
по школьным и вузовским критериям
Тема сочинения. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Оценка по школьным критериям:
К1. Выпускница размышляет в сочинении над предложенной проблемой. В работе прослеживается коммуникативный замысел, т. е. автор высказывания понимает, в чем суть заданного вопроса, и пытается дать на него свой собственный ответ.
Однако в содержании сочинения есть отступления от темы, когда мысли выпускницы «теряются» в многословных рассуждениях и не всегда оправданных сравнениях, лишь опосредованно относящихся к предложенной теме. Таково, например, не совсем удачное сравнение процесса чтения с путешествиями «неопытных туристов» и «бесшабашных альпинистов, уставших от Эльбруса» и включение в текст сочинения сугубо шаблонных выражений для передачи собственных чувств – «горькая кровь скатывалась по моим щекам и капала тяжело и громко на желтые страницы “Лолиты”». Сам тон повествования обнаруживает достаточно скептическое отношение автора сочинения к заданному вопросу и не совсем четкое представление о том, кому адресовано высказывание.
Опосредованно относящимися к теме можно также считать как патриотические рассуждения о портретах писателей в кабинетах литературы, так и абсолютно не аргументированный тезис о том, что «готовые ответы на вопросы» выпускнице «больше дают книги по биологии».
Оценка: «зачет».
К2. Автор сочинения стоит свое рассуждение, привлекая для этого обширный материал русской и мировой литературы, хотя для обоснования своих мыслей достаточно было уместно и аргументированно использовать всего одно произведение. Но имена и фамилии писателей (Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. В. Набокова, Д. Брауна) только упоминаются, а их произведения («Анна Каренина» Толстого и открыто эпатирующие читателя и неоднозначно оцененные у критике «Лолита» и «Ада, или Радости страсти» Набокова, выбор которых говорит о несомненной читательской смелости выпускницы), становятся в сочинении только поводом для выражения эмоций: например, «навострили уши те, заснувшие с книгами Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в руках», «после той затяжной драки с “Анной Карениной”», «он [Набоков] меня сразил однажды», «он меня мучил», «тут Владимир Владимирович меня убил», «дали немного успокаивающего Д.Брауна» и др.
Кроме того, ученица упоминает в сочинении узнаваемые детали популярных мировых бестселлеров: «Хроники Нарнии» К. Льюиса, романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг и «Властелина колец» Д. Р. Р. Толкина («ухожу в холодную Нарнию, волшебный Хогвартс, направляюсь даже в Хоббитон»), что говорит о несомненной начитанности выпускницы и ее интересе к произведениям жанра фэнтези, но, к сожалению, не демонстрирует знания содержания ни одного из названных в сочинении книг и умения использовать их в качестве аргументов и примеров для своих рассуждений о читательском и жизненном опыте, как требует того избранная тема сочинения.
Таким образом, перед выпускницей стояла задача использовать литературный материал либо на уровне элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.), либо в формате интерпретации выбранного произведения в русле выбранной темы, но автор сочинения не использует литературный материал ни в одном из указанных в критериях аспектов. Названные произведения лишь упоминаются или становятся поводом для эмоций, а к их содержанию, проблематике, системе образов, авторской позиции выпускница даже не обращается.
Оценка: «незачет».
К3. Автор сочинения пытается логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, и хотя в работе можно формально выделить вступление, основную часть и заключение, выпускница допускает целый ряд логических недочетов:
-
во вступлении к сочинению не поставлена основная проблема, заключающаяся в том, что именно читательский опыт может добавить к опыту жизненному, а содержатся рассуждения о роли некоторых книг в жизни автора сочинения;
-
свои размышления выпускница усиленно старается облечь в форму яркого публицистического высказывания, сделать их нестандартными и оригинальными, но в начале работы они очень многословны и занимают целых три абзаца (почти половину сочинения), прежде чем ученица приступает к рассуждениям о произведениях В. В. Набокова, о которых в основной части работы следовало бы написать более подробно;
-
третий абзац сочинения начинается со слова «другие», хотя выше нигде не было упомянуто о лицах, о которых было сказано «одни»;
-
не совсем понятно, какова роль рассуждений о том, что есть писатели – «жулики» или «предприниматели»,– и зачем выпускнице нужна эпатажно-самоуничижительная тирада о «глупеньких» и «слепых» читателях, к которым она демонстративно причисляет и себя (см. конец третьего абзаца);
-
далеко не все тезисы, сформулированные выпускницей, подкреплены аргументами и примерами: бездоказательными остаются мысли о том, почему готовые ответы на вопросы ей дают книги по биологии (Что же это за вопросы такие? Неужели только про отношения полов?) и чем же «убил» и «сразил» ее Набоков в «Лолите» и «Аде»;
-
неубедительным и нелогичным является заключение к работе, где выпускница «вдруг» вспоминает о теме сочинения, но своей скептической интонацией словно делает одолжение эксперту, который будет проверять работу; такое заключение никак не перекликается со вступлением и не содержит необходимых и обоснованных выводов и обобщений.
Таким образом, тезисно-доказательная часть работы является слабой и недостаточно аргументированной, хотя в сочинении и нет грубых логических нарушений, которые мешают пониманию смысла сказанного.
Оценка: «зачет».
К4. Выпускница использует в сочинении разнообразную лексику и сложные синтаксические конструкции, что говорит о ее достаточно высоком владении русской письменной речью. Однако в работе допущено много речевых ошибок, снижающих ее качество:
-
«в моей памяти еще шелестят моменты безумного человека…» (неудачное словоупотребление);
-
«вы бредете с книгой, взявшись за руки, по местам, которые реальны только на ее страницах…» (Как, взявшись за руки с книгой, можно брести по ее страницам? – неудачное словоупотребление);
-
«сейчас навострили уши те, заснувшие с книгами…» (употребление иностилевого разговорного оборота в письменной речи);
-
«отступление произошло в моей голове» (нарушение лексической сочетаемости);
-
«но только не гневайтесь на меня, о великие странники слова…» и далее до конца абзаца (неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных языковых средств);
-
«все вышеперечисленное» (канцеляризм);
-
«с такой мыслью я обнаружила себя на страницах книги…» (нарушение лексической сочетаемости);
-
«салат всех речей, слогов, методов сказать “любовь к тебе”…» (неудачное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости);
-
«жизненный опыт, перенесенный с читательского…» (неудачное словоупотребление);
-
«Читательский опыт дает мне жить жизненный опыт других» (речевой повтор; порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения, двусмысленности: непонятно, что дает жить: жизненный опыт или читательский опыт).
Но, несмотря на допущенные выпускницей речевые ошибки, они не затрудняют понимания смысла сочинения, кроме последнего предложения, смысл которого затемнен.
Оценка: «зачет».
К5. В работе допущены следующие ошибки:
1 орфографическая: «Ада, или радости страсти» (нужно: «Ада, или Радости страсти»);
3 пунктуационные:
-
«для молодых неопытных туристов» (нужно: «для молодых, неопытных туристов», пропущена запятая при однородных определениях);
-
«вот люди очень странные существа» (нужно: «вот люди – очень странные существа», пропущено тире при пропуске связки между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными);
-
«пока! – кто-то, смеясь, крикнул сверху» (нужно: «“пока!” – кто-то, смеясь, крикнул сверху», пропущены кавычки при прямой речи);
5 грамматических:
-
«такого рода путешествия привлекаемы для молодых…» (нужно: «привлекательны»);
-
«раздумья над смыслами жизни» (нужно: «раздумья над смыслом жизни»;
-
«салат всех речей» (нужно: «салат из всех речей»);
-
«метаясь в словах» (лучше: «мечась»);
-
«жить жизненный опыт других» (нужно: «приобрести жизненный опыт» или «овладеть жизненным опытом»).
Оценка: «зачет».
Общая оценка: «незачет», т. к. по К2 поставлен «незачет».
Оценка по вузовским критериям:
К1. Выпускница поверхностно рассуждает на предложенную тему, достаточно часто уходя от заданного вопроса в рассуждения о собственных эмоциях при прочтении книг, а не о читательском и жизненном опыте. Коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
Оценка: 1 балл.
К2. В сочинении литературные произведения лишь упоминаются, не становясь опорой для рассуждения.
Оценка: 0 баллов.
К3. В сочинении прослеживается композиционный замысел, но допущены нарушения композиционной связи между смысловыми частями, особенно между вступлением и заключением, не везде присутствует убедительная аргументация, необходимая для доказательства выдвинутых тезисов.
Оценка: 1 балл.
К4. Выпускница выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, но практически не употребляет литературоведческих терминов, ведя рассуждение на бытовом уровне, допускает отдельные речевые штампы.
Оценка: 2 балла.
К5. Выпускница демонстрирует творческий подход к речевому оформлению работы, стремясь к нестандартности и яркости стиля.
Оценка: 1 балл.
К6. В сочинении допущено более 5 речевых ошибок.
Оценка: 0 баллов.
К7. В сочинении допущена одна негрубая орфографическая ошибка.
Оценка: 3 балла.
К8. В сочинении допущены 3 пунктуационные ошибки.
Оценка: 2 балла.
К9. В сочинении допущено 5 грамматических ошибок.
Оценка: 0 баллов.
К10. Фактические ошибки в фоновом материале в сочинении отсутствуют.
Оценка: 1 балл.
Итого: 11 первичных баллов.
Общая оценка при переводе в 10-балльную шкалу – 4 балла, однако по К2 поставлено 0 баллов, что требует постановки 0 баллов за всю работу.
Рекомендации по выполнению итогового сочинения:
-
Постоянно помнить про тему сочинения и не отступать от нее на протяжении всей работы, не уходя в общие рассуждения и излишние эмоции, так как итоговое сочинение – это квалификационная работа, дающая допуск к ЕГЭ.
-
Выбрать одну-две из прочитанных книг для аргументации своих тезисов, но не перечислять понравившиеся книги и не писать только о собственных чувствах, а обязательно обращаться к тематике, проблематике, сюжету, характерам героев и т.п., обращаясь к выборочному комментированному пересказу содержания прочитанных книг и анализу их внутренних смыслов, иллюстрируя выдвинутые в сочинении тезисы.
-
Обязательно аргументировать сформулированные тезисы и подкреплять их примерами из литературы.
-
Во вступлении к сочинению сформулировать проблему, которую вы будете доказывать в основной части. Не забыть про обязательную связь вступления и заключения.
-
Избегать в сочинении речевых и грамматических ошибок, редактируя собственный текст.
-
Не забывать, кому вы адресуете свое высказывание (как правило, учителю-эксперту), поэтому воздержаться от излишнего эпатажа и иронического скептицизма, который уместен в молодежной среде.
Желаю Вам успехов в написании итогового сочинения 7 декабря!
Н. В. Беляева, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член Союза российских писателей и Союза журналистов Москвы, ведущий научный сотрудник центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Статистика |
Зарегистрировано на сайте:
Онлайн всего: 16 Гостей: 16 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Рецензия на сочинение
Рассматривая данную работу, хочется отметить ее несомненно высокий уровень, обусловленный хорошим знанием текста, представлением об общей социокультурной ситуации, в которой произведение создавалось, и владением литературоведческим терминологическим аппаратом. Тема сочинения, на мой взгляд, раскрыта достаточно полно. Сужение темы во вступлении мотивировано и не обедняет содержание работы. Отступлений и пространных, не относящихся к теме сочинения рассуждений автор избегает. Композиция сочинения стандартна: вступление, основная часть и заключение. Связь между ними явно просматривается. Вступление, помимо сужения темы, заявляет актуальность и значимость заявленной проблемы. Заключение, в свою очередь, выводит читателя на больший уровень абстракции. Трудностей в восприятии текста нет, все смысловые блоки объединены между собой по смыслу и грамматически. Автор работы использует средства на всех уровнях языка, которые работают на связность целого текста: лексические повторы, синонимы антонимы, союзы, союзные слова, частицы, синтаксический параллелизм и др. Однако хотелось бы отметить некоторую несоразмерность частей сочинения: достаточно развернутое вступление по сравнению с кратким заключением. При такой содержательной, полемичной и нагруженной примерами и аргументами основной части не хватает четко сформулированных выводов. Хотя, может быть, это входило в замысел автора, может, он хотел дать читающему эту работу подумать самому? Сформулированный тезис последовательно и доказательно аргументирован в основной части сочинения. В качестве аргументов используются цитаты из текста (причем уместно), выдержки из критических статей, яркие образы. Особенно хотелось бы отметить примеры из произведений других авторов, эпох и направлений. Аналогии и параллели выводят сочинение на качественно другой уровень и свидетельствуют о высокой эрудированности и начитанности автора работы. Характеристики героев даны в динамике, что соответствует сюжету произведения. Определен тип и специфика конфликта, рассмотрены не только генеральная сюжетная линия, но и побочные, без которых анализ был бы неполным. Интерпретация материала корректна и не содержит фактических неточностей. Очень уместным выглядит и эпиграф, который подчеркивает и актуализирует развитие темы, придает оформленность и законченность сочинению. Язык сочинения достаточно красочен, точен и выразителен. В работе используются различные средства художественной выразительности: развернутые метафоры, метонимии, сравнения, перифразы, гиперболы, антитезы и различные символы. Сочинение написано в жанре рассуждения и содержит все соответствующие ему приемы. Стиль работы выдержан и не вызывает нареканий. В работе есть одна орфографическая и две пунктуационные ошибки, но негрубые. Речевые ошибки не встретились. Единственное, что, на мой взгляд, следует отнести к недостаткам — это отсутствие субъективного отношения автора работы к содержанию высказывания. Сочинение чересчур интеллектуально, может, даже научно. Личности пишущего, его индивидуального «голоса» нет, отчего сочинение несколько проигрывает. Подводя итоги всему вышесказанному, следует сказать, что работа выполнена с особой тщательностью, аккуратностью, обдуманностью и, несмотря на некоторые замечания и недочеты, заслуживает высокой оценки. |
Просмотров: 2709
| Рейтинг: 1.0/ 9
Оштрафовать | Жаловаться на материал |
Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу М. Карнауховой «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Тренировочный текст представлен в первом занятии.
Ответы на задания предыдущего занятия:
1 — 4, 2 — 3, 3 — 2, 4 — 3, 5 — 2, 6 — 3.
Занятие 8. Сочинение — рецензия на авторский текст. Что такое рецензия; тема, идея и основная мысль сочинения; алгоритм продумывания и составления плана сочинения на черновике
Сейчас мы обобщим почерпнутую ранее информацию для создания алгоритма написания сочинения — рецензии на текст, представленный в тренировочном варианте ЕГЭ.
Чтобы написать рецензию на авторский текст, необходимо:
1) следовать алгоритму коммуникативной ситуации: сначала вы воспринимаете авторский текст как читатель и исследователь, а затем сами становитесь автором, продумываете и создаёте текст, предназначенный другому читателю и исследователю;
2) взять черновик, ибо без составления развёрнутого плана, набросков на черновике, оттачивания своих мыслей, написания и исправления написанного вам не обойтись.
Итак, тема вашего будущего сочинения — рецензия. Толковый словарь определяет это понятие в отношении литературы как вид критики, статью, дающую анализ, оценку литературному произведению. Следовательно, в названии темы вашего сочинения утверждается, что вы пишете рецензию на авторский текст, а исходя из понятия слова «рецензия» раскрыть тему — значит провести анализ этого текста и вынести ему личный приговор. Поэтому:
1) тема любой рецензии — выяснение обозначенных автором проблем и объяснение своеобразия авторской позиции;
2) идея любой рецензии — обоснование своей авторской позиции — согласия или несогласия со взглядом автора на поставленные им проблемы;
3) ведущий речевой тип любой рецензии — рассуждение, которое внутри может иметь описательные фрагменты;
4) структура рецензии в основном (но не всегда) такова:
а) в завязке тезис: рецензент обозначает тему (предмет) своего рассуждения (тип речи рассуждение);
б) в основной части анализ: происходит раскрытие темы (рассуждение и описание);
в) в заключении вывод: позиция рецензента (рассуждение).
Предложенный в ЕГЭ текст — эссе Ф. Искандера о «Капитанской дочке» А. Пушкина и, в частности, о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым. Следовательно, у вас двойная задача: а) вспомнить «Капитанскую дочку» и составить собственное мнение о героях повести Гриневе и Савельиче; б) сопоставить своё и авторское отношение к этим героям.
Алгоритм составления плана рецензии и написание сочинения в черновике
План в черновике (чёрный курсив — вопросы рецензента самому себе). | Сочинение в черновике (светлый курсив — цитаты, подтверждающие мысли рецензента). |
I. Вступление 1) 2) Идея и основная мысль. Как автор объясняет своё восприятие Савельича, какие аргументы приводит в обоснование своей позиции? 3) Лексическое и иное своеобразие текста, помогающее автору раскрыть тему и идею и воздействовать на читателя. III. Заключение Какая основная мысль моей рецензии? |
Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от «Капитанской дочки» А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения публициста и его восприятие героев этой повести. Автор-публицист решил выбрать темой своей статьи размышления над образом Савельича и его взаимоотношениями с Гриневым. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением». Савельич, утверждает автор, был вовсе не рабом Гринева, а хозяином положения, и это положение давала ему любовь к Петруше. Искандер вспоминает, что ещё в детстве, слушая «Капитанскую дочку», «чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги«, и уже тогда у него возникла мысль, что только любовь может быть причиной таких отношений. «Любовь — главнее всех«, — делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста. Искандер, очевидно, искал объяснение своему восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, «видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича«. Экспозиция и заключение авторского текста логически связаны: и там и там автор проводит мысль, что главным и неизменным признанием удачи литературного произведения является желание «вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение«. И мы уверены, что «Капитанская дочка» для Искандера — как раз такое произведение. Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции. Главное слово его статьи — «наслаждение«, которое он повторяет каждый раз, когда речь идёт о любимой повести или любимом герое. Савельич предстаёт перед нами выпукло благодаря синтаксическому параллелизму («Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше!«), риторическому вопросу, воклицанию, антонимическим сочетаниям («Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!«). Такое эмоциональное восприятие персонажа передаётся и читателю. Прочитав статью Искандера, я подумал, что моё восприятие Савельича не совсем совпадает с авторским. Да, Савельич любил Гринева, но это так естественно показано Пушкиным, что моё внимание было всё-таки сосредоточено на образах Гринева и Пугачева (наверное, соглашусь здесь с Цветаевой — я тоже всё время ждал появления Пугачева). Однако точка зрения автора интересна и является подтверждением, что «Капитанская дочка» — великое произведение, раз может иметь множество прочтений. |
Задание. Перепишите сочинение в тетрадь — это будет полигоном для оттачивания умения создавать высказывания и иллюстрацией уровней языковой системы. Рассмотрите варианты вступлений и заключений.
Варианты вступления:
1) если авторский текст на тему, вам знакомую, то сразу можно указать на этот факт (как в нашем случае);
2) если авторский текст на тему, вам не знакомую (вы не читали непрограммного произведения, не видели картины, не слышали исполнителя, не бывали в описываемом месте и т. п.), то можно сразу это обозначить, указав, что текст автора вызвал ваш интерес;
3) если авторский текст на абстрактную для вас тему (рассуждения о смысле жизни, описание какого-то человека, явления природы), то можно сказать, что такие тексты, как этот, всегда заставляют задуматься (вызывают отклик в душе).
В соответствии с этим возможны следующие варианты заключения:
1) на п. 1 — обоснованная ваша позиция согласия или не согласия (как в нашем случае) с позицией автора текста;
2) на п. 2 — обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором;
3) на п. 3 — обоснованная позиция, почему авторский текст и авторский взгляд вызвал ваш интерес. Желательно приведение 1-2 примеров из вашей жизни, аналогичных представленному автором.
При написании заключения в тексте ЕГЭ ориентируйтесь на рекомендации в задании.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Отзыв на повесть Бедная Лиза Карамзина
Четыре дня назад я прочитала замечательный рассказ под названием «Бедная Лиза». Он впечатлил меня до слез. и этому есть объяснение. Карамзин является тем литератором, который ввел в русскую литературу сентиментализм. Сам по себе сентиментализм был зарожден во Франции и пользовался славой литературы безмерно эмоциональной.
Я хочу поделиться впечатлениями, вызванными книгой Карамзина.
Мое отношение к главной героине – жалостливое. А вот герой мне абсолютно неприятен вызывает чувство тотального отвращения. Из-за поступка второго Лиза очень страдала и потому автор окрестил ее «бедной».
По сюжету произведения в центре внимания читателя находится девушка, которая является наполовину сиротой. Она занимается тем, что продает цветы. Из живых родителей у нее осталась лишь мать. Отец умер, именно потому мама и дочка теперь бедствуют.
В основе сюжета лежит любовь между простой девушкой Лизой и богатым состоятельным дворянином Эрастом. Каждое утро девушка отправляется в город, дабы продавать с вечера заготовленные цветы на рынке. Только таким образом Лиза и ее мать могут получить хоть немного денежек для жизни. Однажды она сидела очень грустная и тут к ней подошел молодой человек. Одет он был достаточно богато. Их взгляды пересеклись и… Лиза поняла, что влюбилась. Молодой человек купил цветов у бедной девушки, при этом он заплатил за них сумму, в несколько раз превышающую нужную Лизу это смутило, но тот успокоил ее. Спустя время герои познакомились поближе, и Лиза узнала, что ее благодетеля зовут Эраст.
Девушка, у которой сердце было чуткое, доброе, поверила молодому человеку, который тоже признавался ей в любви. Эраст – это выходец из дворянского сословия. Герой пользуется чистотой и невинностью девушки, а сам отправляется воевать в другую страну, потом проигрывает все свои богатства и женится на овдовевшей, но богатой женщине. Лизино сердечко не выдерживает данного предательства и заканчивает жизнь самоубийством. В этом поступке есть нечто схожее истории Лиз с историей жизни Катерины из «Грозы» Островского. Героиня знает, что самоубийство есть самый огромный грех, но она не в силах найти иной выиграть.
Это произведение учит не быть наивным и чересчур доверчивыми к незнакомым людям. В своем произведении Карамзин попытался вызвать максимальную волну эмоций у читателя.
Рецензия на книгу Бедная Лиза. Вариант 2
Прежде, чем написать что-то в отношении произведения, стоит узнать и понять о чем оно.
Так вот это история о бедной Лизе, которая с малых лет была вынуждена работать и хоть как-то обеспечивать себя и свою больную мать. Но вот однажды она встретила Эраста и, видимо, этой встрече суждено было случиться, ведь молодые люди полюбили друг друга, но как это случается в несчастливых романах – их любви не суждено было продлиться вечно и в один момент все обрушилось. Лиза узнала о якобы измене Эраста и, разумеется, это ранило ее, но ведь она не знала и половины правды, которую Эраст обязан был ей сказать, но не решился, например хотя бы той, что Эраст так и любил до конца своих дней ее одну, просто не мог поступить иначе, ведь он был должен массу денег и другого выхода, кроме как жениться на престарелой барышне, просто не было. Закончилась повесть , как и подобает всем историям с печальным концом, вполне трагичным финалом, бедная девушка не смогла смириться с тем, что ее возлюбленный женится на другой, а он в свою очередь не смог быть счастливым, виня себя до конца своих дней в смерти той, которую по истине любил.
Казалось бы, такая знакомая история, которую описывал не только Карамзин, но и другие авторы. Но о чем она? А ведь ответ так прост. Это история о подлости, на которую люди идут ради решения своих проблем, не думая о том – какую боль они способны своей подлостью причинить тем, кого искренне любят. Это повесть об эгоизме. Да, именно эгоизме, ведь Лиза не смогла смириться с болью от потери Эраста, но, решив свести счеты с жизнью, она не подумала о том, что где-то там ее больная мать , которая просто не сможет жить без нее. Таким образом юное создание погубило уже две жизни, а не только свою, но ведь этого можно было бы и избежать, но, видимо, не суждено.
Таким образом такая простая, но такая сложная история попросту учит нас тому, что не должна корысть идти впереди доброты и счастья, не нужно забывать о том, что вы ответственны за тех, с кем объясняетесь в любви, и всегда стоит помнить, что только вы ответственны за своих близких.
Забывая о других и находя псевдо решение своей проблемы, мы часто допускаем свои главные ошибки в жизни и в конечном итоге теряем все. Но ведь это не правильно, поэтому я считаю, что данная повесть является неплохим примером для молодежи в отношении того, как не стоит вести себя по отношению не только тем, кого ты любишь, но и просто к людям, которым по той или иной причине мы можем нанести вред и боль. Не нужно создавать себе проблем, которые потребуют принятия решений, способных уничтожить других, так и не решив ваших проблем. Не делайте больно, ни себе, ни людям. это не сложно. Гораздо сложнее жить, когда уже ничего не подлежит решению.
9 класс
- Автор: Н. М. Карамзин
- Произведение: Бедная Лиза
- Это сочинение списано 82 020 раз
В повести “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин поднимает тему любви простой девушки к дворнику. Идея повести заключается в том, что нельзя никому доверять и верить, кроме себя. В рассказе можно выделить проблему любви, потому что все произошедшие события были из-за влюбленности Лизы и увлеченности Эраста.
Главная героиня повести – Лиза. На внешность она была редкой красоты. Девушка была трудолюбивой, нежной, ранимой, доброй. Но, несмотря на ее ранимость, она никогда не показывала свою тоску, а казалась наоборот – спокойной и веселой. После смерти отца, ее мать ослабла, потому что Лизе приходилось работать день и ночь напролет, чтобы прокормить себя и мать. Она ткала холсты, вязала чулки, летом собирала ягоды, а зимой рвала цветы и продавала их. Лиза была слишком доверчива. Девушка думала, что их любовь взаимна, поэтому доверила ему свою невинность, как позже оказалось – напрасно.
Художественные средства в повести помогли писателю более точно описать быт того времени, героев, окружающий мир. В тексте используются эпитеты, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы, восклицания. Эпитеты – новые красоты, густо-зеленые луга, зажиточный поселянин, любезная Лиза. Олицетворения – воют ветры и другие. Риторические вопросы, восклицания – “Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?”, “Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, “Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом?”. Эти художественные средства создают выразительность мира произведения.
Повесть названа “Бедная Лиза”, так как Лиза пострадала от несчастной любви, ей не хотелось жить и она бросилась в воду.
Мне понравился рассказ “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина. Очень жаль Лизу и Эраста. Данное произведение заставляет задуматься о том, что не стоить бросаться в омут влюбленности не думая о последствиях.
Посмотрите эти сочинения
- Характеристика Лизы и Эраста в таблице (по повести «Бедная Лиза») 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]
- История в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все […]
- Сочинение на тему «Чудный собор» Идея создания собора заключалась в духовном единстве. Соборные движения способствуют объединению целей, стремлению к добру и счастью. Поэтому и снаружи Собор представляет собой большое здание, объединяющее в себе несколько церквей или храмов. Во все времена церкви и соборы строились с особой роскошью, поэтому его непревзойденную красоту необходимо видеть своими глазами. Величественный вид храма вызывает восторг и оставляет после себя незабываемые впечатления. Купола с золотыми крестами располагаются на разной […]
- Философская лирика Заболоцкого Творчество талантливого русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого началось сразу после революции. Обычно его изучают как поэта советского периода развития русской литературы. Однако не вызывает сомнений, что по яркому дарованию, страсти к поэтическому экспериментаторству, яркости восприятия мира, тонкости вкуса и глубине философской мысли Заболоцкий ближе к блестящей плеяде поэтов Серебряного века. Несмотря на арест и восемь лет заключения, он сумел сохранить живую душу, чистую совесть и так и не научился […]
- Заячьи лапы (сочинение) Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» — именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
- Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
- Почему я хочу работать в органах прокуратуры Сила и ответственность, справедливость и благоразумие, преступление и закон. Все на них, на тех людях, что днем и ночью стерегут наш порядок, наше благополучие, нашу жизнь, в конце концов! Когда меня спрашивают, кем я хочу быть, я отвечаю – «я хочу работать в органах прокуратуры». Многие меня высмеивают, кто-то говорит, что с такой зарплатой мне самому будет впору грабить банки. Я терплю, потому что знаю, чего хочу. Служение людям, поддержание порядка, охрана закона – вот моя цель в этой жизни. С каждым днем на […]
- Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
- Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
- Лирика петербургского периода Пушкина Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
- Образ рассказчика в повести Пушкина «Выстрел» Повесть «Выстрел» отличается многоуровневой композицией, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин находится на верхней ступени композиционной лестницы. Но право стать автором он как бы передает Ивану Петровичу Белкину, именно поэтому и называет свои сочинения, куда входит и «Выстрел», «Повестями Белкина». Содержание повести было передано ему людьми, которые были свидетелями всего случившегося или имели хотя бы какое‑то отношение к тем, с кем все это произошло. С одной […]
- Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Одной из важных особенностей русской литературы 19 века признается пристальное внимание к человеческой душе. Можно справедливо утверждать, что главным героем этого века была личность человека во всем многообразии ее граней. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времен пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека […]
- Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
- Почему Печорин — странный человек? Итак, «Герой нашего времени» — психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени — оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения — раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
- Татьяна — идеал русской женщины Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе «Евгений Онегин» донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта — Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: «Милый идеал». Конечно, Татьяна Ларина — это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
- Особенности композиции в комедии «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
- «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
- Планета Земля (сочинение) А вы когда-нибудь задумывались о том, насколько удивительна и необыкновенна наша планета? Конечно, среди всей этой бешеной круговерти нашей жизни, под непрекращающимся грузом ежедневных забот и проблем сложно просто остановиться и найти время на то, чтобы просто восхититься таким чудесным и единственным в своем роде миром — планетой Земля. Практически все планеты Солнечной системы носят величественные имена: Марс, Венера, Юпитер — сплошь имена могущественных богов. А наша скромно названная Земля, хоть и […]
- Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» (анализ) Аустерлицкое поле очень важно для князя Андрея, произошла переоценка его ценностей. Сначала счастье он видел в славе, общественной деятельности, карьере. Но после Аустерлица он «повернулся» к семье, понял, что именно там можно найти настоящее счастье. И тут же мысли его прояснились. Он понял, что Наполеон — не герой и не гений, а просто жалкий и жестокий человек. Так, мне кажется, Толстой покажывает, какой путь истинный: путь семьи. Еще одна немаловажная сцена — подвиг. Князь Андрей совершил геройский […]
- «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
Художественные особенности
Повесть о бедной девушке написана на актуальную тематику о безответном чувстве. А также автор затронул проблему ценностей человека. В тексте четко прослеживаются черты сентиментализма. Его можно разделить на части и выделить три основных аспекта плана:
- Эмоциональность.
- Роль природы и окружения героев.
- Использование гипербол.
Карамзин первым из писателей начал создавать очерки о душевных страданиях и внутреннем мире человека.
Аннотацию на рассказ «Бедная Лиза» изучают в 9 классе. Сочинение-рецензия на литературное произведение помогает ученикам проникнуться сочувствием к главной героине и почувствовать ненависть к Эрасту. Все это кратко записывают в читательский дневник.
В своей повести Карамзин применяет внутренние монологи. Кроме этого, часто возникает голос повествователя. Описание пейзажа и всего, что находится вокруг главных героев, плавно сливается с их настроением. Писатель пытается донести до читателя, что чувства могут возникнуть у всех сословий.
Произведение «Бедная Лиза» имеет небольшой размер, легко читается и воспринимается. Карамзин по максимуму передал настроение и чувства, которые испытывали персонажи. А глубокие описания помогают прочувствовать атмосферу того времени.
Отзывы читателей
Повесть «Бедная Лиза» считается нетленной классикой. Многие уже прочитали это произведение и высказали свое мнение о нем.
Очень эмоциональная книга, полная крайностей. Невероятно сильная любовь и ужасающее предательство. Было грустно на душе после прочтения. Но это полезно для девушек, многие молодые дамы совершенно не думают в кого влюбляются. Так было и в описанные времена, и существует по сей день.
Ольга
Печальная повесть, но все-таки местами приукрашенная. Крестьянка обеспечивает семью, торгуя ландышами, а ее мать лечится розовой водой. В реальности все намного сложнее, но не буду цепляться за эти детали. Произведение хорошее, красивое, рекомендую его для прочтения.
Екатерина
Если кратко, потрясающая книга талантливого автора. Написано красиво и легко читается, в том плане, что повесть написана давно, а читаешь, будто современную. Сюжет о любви дворянина и крестьянки классический. Мне очень понравилось.
Наталья
Отличие рецензии от отзыва.
Рецензия
— это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению. Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка. В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения.
Чтобы написать рецензию, нужно:
- Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
- Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
- Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
- Аргументировать свою точку зрения;
- Сделать выводы и обобщения.
Если речь идет о рецензии на театральную постановку, кино фильм, телефильм или телеспектакль, рецензент должен знать специфику театрального, кинематографического или телевизионного искусства. В школе нередко предлагается написать рецензию на свое сочинение (или ответ на замечания товарища о нем) или рецензию на работу одноклассника. И отзыв, и рецензия могут включать частичный пересказ содержания, но не должны ограничиваться им.
Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции. Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.
Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.
Коротко о рассказе
Писатель Карамзин был очень чутким и ранимым человеком. На протяжении всей жизни он верил в искреннюю любовь и старался бороться с несправедливостью. Данный факт четко прослеживается в рецензии на книгу «Бедная Лиза». Это произведение о простой девушке-крестьянке, которая влюбилась в дворянина. В конце рассказа главная героиня совершает самоубийство из-за безответной любви.
Лиза воспитывалась без отца. Она проживала с матерью в обычной деревушке и изредка выезжала в город продавать цветы, которые собирала на полянках. В одну из таких поездок она встретила парня по имени Эраст. Он, пораженный ее искренностью, скромностью и красотой, проявил к ней интерес. Девушка влюбилась в него с первого взгляда. Герой часто приходил к ней, и от этого ее чувства становились сильнее. Она считала, что их любовь взаимна.
Добившись от Лизы близости, Эраст больше не появлялся. Девушка сильно переживала и тосковала по любимому. Через некоторое время она совершила побег из дома и закончила жизнь самоубийством. Концовка произведения дает полную характеристику его названию.
Автор довольно подробно описал героев. Он использовал различные литературные приемы. Карамзин показал на примере, что может случиться, если влюбиться в человека, которого совершенно не знаешь. Безответная любовь простой девушки Лизы трогает читателя до глубины души, она вызывает жалость и сочувствие. Писатель дает понять, что на самом деле жизнь не так прекрасна, а реальна и сурова.
Рецензия на «Бедную Лизу» дает возможность увидеть, что может произойти из-за глупой влюбленности в обычного прохожего. Автор хочет предостеречь каждого, что нужно тщательней узнавать человека, прежде чем впускать его в свое сердце, чтобы последствия не стали трагическими, как у героини рассказа.
Кроме главных персонажей, Лизы и Эраста, в повести встречаются второстепенные герои, например:
- Мама Лизы — больная старушка с добрым сердцем.
- Анюта — молодая девушка, соседка главной героини.
- Вдова — богатая женщина, которая тоже любила Эраста. После смерти Лизы он женился на ней.
Автора можно отнести к числу героев рассказа, так как он лично был знаком с Эрастом и посещал могилу Лизы.