Напишите небольшое по объему сочинение рассуждение выражая свое отношение к основной мысли этого

1. Венчание на царство Ивана IV состоялось

а) 16 января 1533г.

б) 16 января 1537г.

в) 16 января 1547г.

г) 16 января 1578г.

2. Современниками Ивана Грозного были

а) Елена Глинская, митрополит Макарий

б) Борис Годунов, патриарх Филарет

в) протопоп Аввакум, патриарх Никон

г) хан Батый, литовский князь Миндовг

3. После венчания Иван IV стал именоваться

а) «императором России»

б) «царём и великим князем всея Руси»

в) «самодержцем всея Руси»

г) «монархом всея Руси»

4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного

а) стрелецкое

б) рекрутское

в) драгунское

г) гусарское

5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков

а) коллегии

б) министерства

в) приказы

г) Синод

6. Опричнина была направлена против

а) дворянской оппозиции

б) взбунтовавшихся крестьян

в) жителей национальных окраин

г) строптивого боярства

7. Неудача в Ливонской войне была следствием

а) отставания экономики России

б) отсутствия у России союзников

в) численного превосходства сил противника

г) отсутствия талантливых полководцев

8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала

а) Алексею Адашеву

б) Александру Меньшикову

в) Андрею Курбскому

г) Борису Годунову

9. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской

Б) венчание Ивана IV на царство

В) «Собор примирения»

Г) принятие нового Судебника

Д) принятие Уложения о службе

Е) проведение опричнины

1) 16 января 1547г.

2) 1550г.

3) 1549г.

4) 1556г.

5) 1538г.

6) 1565-1572гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

5)

1)

3)

2)

4)

6)

10. Установите соответствие между термином и его определением

Термин

Определение

А) местничество

Б) бояре

В) дворяне

Г) опричнина

Д) террор

Е) кормление

Ж) кризис

З) деспотия

И) Боярская дума

1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.

3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.

4) затруднительное положение

5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю

6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

8) служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.

9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

5

2

8

3

6

1

4

9

7

11. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) неудачный поход на Крымское ханство

Б) Ливонская война

В) присоединение Астраханского ханства

Г) присоединение Казанского ханства

Д) Ям-Запольский мир с Польшей

Е) начало похода Ермака в Сибирь

1) 1581г.

2) 1556г.

3) 1558-1583гг.

4) 1559г.

5) 1582г.

6) 1552г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

4

2

6

3

5

12. Расположите в хронологической последовательности время событий

А) принятие нового Судебника

Б) проведение опричнины

В) венчание Ивана IV на царство

Г) поход Ермака в Сибирь

Д) Ливонская война

Е) неудачный поход на Крымское ханство

1

2

3

4

5

6

1550 год

1565-1573 год

1547 год 16 января

1579 год 

 закончилась в 1583 году

 1559 год

13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных

Иваном IV и «Избранной радой»

1) ограничение местничества

2) создание флота

3) создание коллегий

4) создание приказов

5) принятие Судебника

6) введение всеобщей воинской обязанности

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

9) подчинение церкви государству

Ответ: 1) ограничение местничества

4) создание приказов

5) принятие Судебника

7) создание стрелецкого войска

8) отмена кормлений

14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины

1) установление неограниченной власти царя

2) повысить роль народного вече

3) усилить налоговый гнёт

4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)

5) ускорить социально-экономическое развитие страны

6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

7) подавление очагов народного недовольства

8) введение новых пошлин

Ответ: 1, 4.

15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины

1) захват новых территорий

2) централизация страны

3) тяжелый экономический кризис

4) усиление позиций боярства

5) способствовала утверждению крепостного права

6) становление деспотического самодержавия

7) ослабление власти самодержавия

Ответ: _________________

Обновлено: 11.01.2023

Как нужно выражать свои мысли — сочинение-рассуждение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Сочинение 1

Как правильно выражать свои мысли?

Умение правильно выражать свои мысли необходимая вещь в жизни каждого человека. Ведь русский язык очень богат, и при неумении его эксплуатации может возникнуть элементарное недопонимание между людьми. Каждый из нас наверняка встречался с ситуацией когда говоришь человек одно, а он понимает совершенно другое. Одной из важных деталей является словарный запас , не имея достаточное количество слов в нём, человек никогда не сможет лаконично выразить свою мысль. Уровень знания языка, является самой важной деталью в навыке общения.

Так же стоит отметить что это умение заключается вообще в способности мыслить. Чем шире человек может это делать, тем более грамотно он составляет свои предложения.Однако это умение заполучить гораздо сложнее чем выучить парочку новых слов. Навык рационального мышления приходит к человеку со временем, жизненным опытом, или в редких случаях люди рождаются с таким навыком.

Все мы знаем что есть люди которые просто знают грамоту, хотя никогда её не изучали. Люди которым с трудом даются точные науки, или те которые решают задачки чуть ли не в уме, сами толком не понимая как это делают. В каждом из нас есть что-то то, что даётся нам легко и непринужденно. Однако не стоит забывать про остальные вещи, человек должен быть многогранен, и уметь поддержать любую тему, поэтому нужно развивать и хотя бы пытаться понять все, с чем мы встречаемся в жизни.

Вывод: свои мысли мы должны всегда выражать грамотно, точно, лаконично. Мы должны развиваться и совершенствоваться в нашей речи.

Сочинение 2

Наличие собственного мнения и четкой жизненной позиции — это те качества, которые непременно должны присутствовать у развитой личности. Но каким образом стоит правильно выражать свои мысли, чтобы окружающие тебя поняли и не почувствовали себя обиженными или оскорбленными?

Думаю, в первую очередь при общении важно уважительно относится к своим собеседникам. Не стоит критиковать их мнение и начинать эмоциональный спор по любому вопросу. Важно уметь корректно высказать свои мысли, в ненавязчивой форме дать совет и вовремя перевести разговор на другую тему, если его течение становится неприятным для участников беседы.

Чтобы то, о чем мы говорим было понятно окружающим, мы должны стараться адаптировать свою речь под аудиторию. Например, пересказывая учителю у доски параграф из учебника, мы, конечно же, будем использовать научную терминологию. А вот с друзьями на перемене мы станем общаться с помощью простой разговорной речи.

В одной из просмотренных мной телевизионных передач, посвященных психологии человеческих взаимоотношений, говорилось о том, что тембр нашего голоса тоже влияет на то, будем ли мы услышаны или нет. Ведущий этой программы был убежден, что лучше всегда говорить спокойно, размеренно и тихо. И действительно, этот прием очень хорошо работает в жизни, потому что так люди сразу же начинают прислушиваться к твоим словам.

И, наконец, никакой нецензурной лексики в нашей речи точно быть не должно. У меня, например, отношение к человеку, использующему ее в диалоге, сразу же меняется в худшую сторону. Даже если он пытается сказать что-то действительно стоящее, очень сложно бывает адекватно воспринять эту информацию и оценить ее по достоинству.

Сочинение 3

Собственное мнение и четкая жизненная позиция охарактеризуют развитую личность как нельзя лучше. Но как доступно выразить свою мысль так, чтобы собеседник не ощущал обиды или оскорбления?

Я считаю, что важный аспект общения – это уважительное отношение к собеседнику. Нельзя пропитывать каждую свою фразу критикой и эмоциональным спором в каждой ситуации. Нужно научиться корректности высказывания, ненавязчивой форме общения и умению при необходимости вывести разговор в другое русло, когда разговор начинает напрягать кого-то из собеседников.

Для понятности сказанных нами слов наша речь должна быть адаптирована под данный тип аудитории. К примеру, для ответа у доски мы будем пользоваться перечнем научной терминологии, взятой из учебника. Но друзья не будут приветствовать подобного общения, они пожелают непринужденности.

Одна просмотренная мной телевизионная передача о психологии гласила, что от тембра голоса оратора зависит, будет он услышан или проигнорирован. Ведущему этой передачи принадлежит утверждение, что в любом разговоре важно спокойствие, размеренность и тихий голос. И правда, этот совет очень мне помог в жизни. Я заметил, что в таком случае люди с большей охотой прислушиваются к подобным словам.

И, конечно, следует искоренить их своей речи нецензурную речь. Многих людей, и меня в том числе, отталкивает использование в разговоре бранных слов, и отношение к такому человеку сразу меняется, хочется быстрее закончить разговор. Даже попытки донести важную информацию могут закончиться ничем из-за невозможности адекватного ее восприятия.

Навык правильного выражения своих мыслей необходим для жизни всех людей. Я считаю, что русский язык настолько богат и разносторонен, что в нем найдутся слова для выражения мыслей, адресованных самой разнообразной публике. Некорректная его эксплуатация может привести к недопониманию между членами социума. Все, хоть раз, но сталкивались с проблемой, когда хочешь сказать одно, но человек трактует информацию по-своему. Для обоих членов беседы важно иметь богатый словарный запас, тогда лаконичность выражения мыслей станет более реальной. Если беседа происходит между людьми разных языковых групп, то для обоих необходим достаточный уровень владения языком изъяснения. Интересно, что умение выражать свои мысли напрямую зависит от способности мышления. Широкое мышление позволит составлять грамотные предложения. Но этот навык требует тренировок. Для рационального мышления потребуется время и жизненный опыт. Мышление и способность правильно выражать свои мысли делает человека многогранным и всесторонне развитым.

В новую избу навесили хорошую Дверь. И все её хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекать, и она зазналась. Но вскоре о ней перестали говорить, ведь она просто выполняла свои дверные обязанности.
Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. С трудом открывались и закрывались, набухали и пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую дверь.

Основная мысль сказки в том, что как бы ты хорошо не выполнял свои обязанности, всегда быть первым невозможно. Всегда найдётся кто-то более ловкий, более умелый. Ориентироваться нужно в первую очередь на себя, а не на оценку других. Нужно делать свою работу с удовольствием, радуясь успехам, стараясь добиться лучших результатов для самого себя, и не ждать похвалы за само собой разумеющиеся вещи. Если сравнивать себя и свои достижения со своим собственным прошлым опытом, не будет ни разочарования, ни зависти.

Основная мысль сказки в том, что как бы ты хорошо не выполнял свои обязанности, всегда быть первым невозможно. Всегда найдётся кто-то более ловкий, более умелый. Ориентироваться нужно в первую очередь на себя, а не на оценку других. Нужно делать свою работу с удовольствием, радуясь успехам, стараясь добиться лучших результатов для самого себя, и не ждать похвалы за само собой разумеющиеся вещи. Если сравнивать себя и свои достижения со своим собственным прошлым опытом, не будет ни разочарования, ни зависти.

может поздно, но все же я напишу.
сочинение-рассуждение
Почему дверь зазналась и что вскоре обозлило ее? Дверь была новая, поэтому и хорошо работала. Ее все нахваливали, так она и зазналась. Но вот ее уже и забыли, и начали говорить об оконных рамах. Дверь сильно обозлилась и начала завидовать.
Основная мысль текста: Своё дело нужно делать для себя и только с любовью, и никак не ждать что ты получишь много похвалы, и только для этого и работать. Если каждый будет работать только для своей выгоды, то никакой хорошей работы можно не ждать.

Самая большая ценность народа — язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека — это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам — значит ошибаться. А вот язык человека — гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — устной или письменной — надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа — язык, на котором он пишет, говорит и думает. Я думаю, это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на родном языке.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека — это его мировоззрение и поведение. И, заметте, как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — прислушаться к тому, что и как он говорит.

На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В. В. Путина был объявлен Годом русского языка.
И, согласитесь, народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Обратимся к мудрости великих творцов и мыслителей русского языка. Они же нам доказали своим искусством, что это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Вспомним с истории, первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности и меткости!

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Не так ли ?

И на завершение хочу подвести итог изложенным мною мыслям, цитатой С. Довлатова :
» Язык не может быть плохим или хорошим.. . Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. «

Задания Д C2 № 6693

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

(3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.

(6)Кем я только не был!

(7)И Филипком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.

(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

(13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, — одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Задания Д A4 № 6253

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВЬЮГА пять звуков.

2) В слове ЧЕЧЁТКА все согласные звуки твёрдые.

3) В слове ВСЕГДА все согласные звуки имеют пару по глухости — звонкости.

4) В слове ВООБРАЖАЯ пять слогов.

1) В слове ВЬЮГА пять звуков.
2) В слове ЧЕЧЁТКА все со­глас­ные звуки твёрдые.
3) В слове ВСЕ­ГДА все со­глас­ные звуки имеют пару по глу­хо­сти — звон­ко­сти.
4) В слове ВО­ОБ­РА­ЖАЯ пять сло­гов.

В слове ЧЕЧЕТКА согласный Ч всегда мягкий, не имеет пары по твердости.

Правильный ответ указан под номером 2.

Задания Д6 № 6274

Ответ: предстояло|нужно было|было нужно|надо было|следовало|полагалось.

Список слов, которые могут быть верными ответами:

пред­сто­я­ло, нужно было (было нужно), надо было (было надо), следовало, полагалось.

Если Вы указали слово из списка, ответ верен.

Задание 9 № 6650

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как привычное, на первый взгляд, слово в умелых руках становится выразительным средством, помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание В. В. Виноградова верно.

15.2 Финал текста Альберта Лиханова подтверждает передаваемое на протяжение всего повествования трепетное отношение героя к книгам. Он полностью погружается в неизведанный мир, фантазия уносит его в далёкие миры, погружая в водоворот событий книги.

Находим подтверждение нашему предположению в рассказе о необыкновенных превращениях: вот мальчик видит себя в образе Филипка, вот он уже смелый Гаврош, а вот неожиданно оказывается в сказке в образе царевича Гвидона (предложения номер 7, 9, 10). К таким перевоплощениям способен только человек с открытой душой и поразительным воображением. А помогли ему в этом книги.

15.3 Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни. Хорошо, если в жизни тебе пришлось иметь дело именно с такими книгами, если у тебя есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы напитаться уже пережитым и получить новые впечатления.

Герой Альберта Лиханова нашёл в жизни свои драгоценные книги. Он полностью погружается в неизведанный мир, фантазия уносит его в далёкие миры, погружая в водоворот событий книги. Находим подтверждение нашему предположению в рассказе о необыкновенных превращениях: вот мальчик видит себя в образе Филипка, вот он уже смелый Гаврош, а вот неожиданно оказывается в сказке в образе царевича, сына Гвидона. К таким перевоплощениям способен только человек с открытой душой и поразительным воображением. А помогли ему в этом книги.

Пристальное внимание в наш век компьютеризации и всемогущего интернета всё же должны заслуживать книги, особенно в детстве, ведь от того, на каком фундаменте будет закладываться дом, зависит прочность всего строения. Пусть этим фундаментом станут добрые и поучительные книги.

Читайте также:

      

  • Сочинение о балете жизель
  •   

  • Сочинение размышление над прочитанным
  •   

  • Сочинение на тему сыночек мой где ж ты
  •   

  • Я поехал учиться в москву в те годы поезда сочинение огэ
  •   

  • Гмо сочинение на английском

Третья часть сборника готовит к третьей части экзаменаци­онной работы — написанию сочинения.

Учащиеся пишут небольшое по объёму сочинение-рассуж­дение на основе прочитанного текста. Однако сначала учени­ку придётся выбрать одно из предлагаемых в работе заданий: написать сочинение-рассуждение На лингвистическую тему Или На морально-нравственную тему. В Том и другом сочи­нении требуется привести не менее двух аргументов из прочи­танного текста, подтверждающих рассуждения автора сочине­ния.

Экзаменационное сочинение — это рассуждение, в котором учащиеся должны показать способность не только думать, раз­мышлять, рассуждать, но и объяснять, убеждать. Такой текст должен быть чётко структурирован и соответствовать схеме: тезис (мысль, которую требуется доказать) — аргументы (дока­зательства) — вывод.

Приступая к написанию рассуждения, нужно продумать, ка­кой тезис следует формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составление плана сочинения поможет логически правильно построить текст, обдумать коли­чество и содержание аргументов, с помощью которых будет подтверждаться основная мысль сочинения.

Особое внимание нужно уделить использованию языковых средств, с помощью которых устанавливаются логические свя­зи между частями сочинения-рассуждения. При переходе от тезиса к доказательствам можно употреблять выражения: До­кажем это, это можно доказать так, в этом можно лег­ко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему И др., а также использовать вопросительные предложения со словами Почему, для чего и др. Сочинение-рассуждение мо­жет включать несколько аргументов, последовательно соеди­няемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: Во-первых, во-вторых…, наконец, например, допустим, предположим, так и др. Вывод (заключительная часть рассу­ждения) может быть связан с доказательствами посредством слов: Поэтому, вот почему, следовательно, значит, итак, таким образом, сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует… и др.

Одно из важнейших требований, предъявляемых на экзаме­не: минимальный объём сочинения-рассуждения должен быть не меньше 50 слов, нужно использовать не менее двух приме­ров из прочитанного текста, аргументирующих точку зрения учащегося. При этом, приводя примеры, следует либо указы­вать номера нужных предложений (из текста, который будет на экзамене предложен для чтения и анализа), либо применять цитирование.

Важный этап подготовки сочинения — работа с черновиком. Цель этой работы — скорректировать план сочинения, органи­зовать редактирование текста, исправить ошибки и недочёты. Чтобы редактирование текста прошло успешно, необходимо учитывать, по каким критериям будет оцениваться сочине­ние-рассуждение.

Содержание текста

1) Соответствие текста теме и основной мысли.

2) Обоснованность ответа на поставленный вопрос, полно­та раскрытия темы, наличие примеров-аргументов (не менее двух).

3) Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развёртывание по плану), правильность выделения аб­зацев, композиционная стройность работы.

4) Достоверность фактического материала.

5) Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу речи (рассуждение) и стилю речи (научному или публицисти­ческому).

Речевое оформление текста

6) Речевая связность (наличие грамматико-смысловой свя­зи предложений, абзацев).

7) Точность и ясность речи; владение достаточным словар­ным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

8) Уместное использование выразительных языковых средств.

9) Соответствие высказывания нормам современного рус­ского литерагурного языка (лексическим, грамматическим, ре­чевым, стилистическим, орфографическим и пунктуацион­ным).

Все эти требования необходимо учитывать, выполняя дан­ные ниже тренировочные упражнения.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1. Письменно обоснуйте, к какому стилю речи относится текст В. Богомолова (текст 4 в части II «Чтение и анализ текста»). Приведите в сочинении-рассуждении не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

2. Некоторые ученики утверждают, что при выборе правиль­ного написания большинства слов нужно учитывать их лексиче­ское значение и морфемное строение. Но есть школьники, кото­рые считают, что совсем не обязательно анализировать значение и морфемное строение, чтобы правильно написать слово. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассу­ждении «Нужно ли при написании слова учитывать его лексиче­ское значение и морфемное строение?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте и проанализи­руйте текст Г. Троепольского. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. Здесь тоже жили люди, но всё было не так, как там, где он ро­дился и вырос. Домики маленькие — прямо на земле, без ника­ких лестничных площадок, без многочисленных порогов, двери не щёлкают замками. Ночью, правда, двери запирают на засов изнутри. Все домики покрыты ребристыми серовато-белыми листами. Утром, в одно и то же время, из каждого домика идёт вверх дым, но, однако же, они не едут и не улетают никуда, а стоят себе ровненько рядами и дымят тихо и мирно, без скре­жета.

Но самым поразительным для Бима оказалось то, что вместе с людьми здесь живут разные животные и птицы: коровы, ку­ры, гуси, овцы, свиньи, знакомство с которыми состоялось не сразу. У животных, позади каждого людского домика, свои до­мики, покрытые иной раз соломой, а иной раз камышом и ого­роженные невысокой просвечивающей стеной из перекручен­ных палок и хворостин. И никто никого не трогает: ни люди животных и птиц, ни животные людей, — и никто ни в кого не стреляет из ружья.

В первый день Биму постелили сена в углу сеней. Человек привязал его за верёвку, хорошо накормил и куда-то ушёл, на­дев плащ. Остаток дня Бим провёл в одиночестве, при полной тишине и безмолвии. Перед вечером он услышал, как зашур­шали копытцами по земле овцы, как они вошли во двор, как промычала корова внутри сарая (чего-то просила).

Незаметно Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно, и от запаха свежего сена у него возникает в очах голубой цвет перед сном. Бим же был далеко чутьистее человека, поэтому каждый тончайший оттенок этого аромата успокаивал, ублажал его тоску.

Разбудил Бима крик петуха. Когда-то он его слышал не раз, но не так близко, а этот — прямо за стеной, громко, про­тяжно, гордо: «Ку-ка-ре-ку-у-у!» Ему откликнулись все петухи на селе. (Несколько позже Бим узнает, что этот петух — запе­вала и что такие петухи бывают сердитые.) Бим сидел и слу­шал удивительную музыку; дальше она перекатывалась волна­ми по селу — то ближе, то дальше, в зависимости от того, кому подходила очередь, что ли, а последним, в одиночку, прокричал какой-то немощный кукарешник, сипло, коротко и неподобно петуху, заслуживающему уважения. Потом, со вре­менем, Бим разберётся, что именно такие петухи — трусы, убегают даже от чужого петуха, врывающегося во дворовые владения, хотя по всем правилам куриного общежития этот трус обязан защищать покой подведомственных ему кур. А он убегает, идол. Зато именно такой петух безжалостен к чужим цыплятам — клюёт, между тем как любой петух, если он не лишён чувства собственного достоинства, никогда не клюнет цыплёнка, забредшего невесть откуда. Такой вот и пропел по­следним, и только тогда, когда убедился, видимо, что не ошибся во времени. Люди назвали бы такого петушишку конъюнктурщиком, но Биму было просто-напросто смешно. Кстати, Бим вовсе не представлял, ввиду отсутствия опыта, что по таким задохлым полупетухам никто никогда не отсчи­тывает время.

Бим прилег и задремал. Вдруг снова прокатилось по селу из конца в конец песнопение. И Бим снова сел и снова слушал с большим удовольствием. Потом — в третий раз, ещё сильнее, голосистее и, право же, возвышеннее. Ах, здорово поют! Вот уж здорово! А что они вытворяли где-то вдали, представить не­возможно! Бим пока не знал, что это пели хором на колхозной птицеферме по неписаным нотам белые, как кипень, самоуве­ренные петухи-красавцы, а в тот раз — не будь он запертым в сенях — он обязательно сбегал бы посмотреть и послушать поближе такое чудо. Но сени были его клеткой.

В шель двери мало-помалу расслабленно вползал серенький осенний рассвет.

3. Как известно, в современном интернет-общении активно высказывается мысль о том, что при письменном общении мож­но не соблюдать орфографические нормы, так как это совсем не мешает взаимопониманию. Как вы относитесь к этой точке зре­ния? Выскажите своё мнение по этой проблеме в сочине­нии-рассуждении «Нужно ли соблюдать орфографические пра­вила в интернет-общении?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз фраг­мент повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» (см. предыдущее упражнение). В своём сочинении приведите приме­ры из данного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

4. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргу­ментов, подтверждающих вашу точку зрения.

Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово… (В. Белинский.)

Необыкновенный язык наш есть ешё тайна. (Н. Гоголь.)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.)

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в воз­можном же совершенстве усвоить и язык иностранный. (И. Гончаров.)

5. 1. Выберите одно из данных ниже высказываний и устно обоснуйте свой выбор. Составьте и запишите тезисный план со­чинения-рассуждения, в котором может быть использовано это высказывание в качестве тезиса, требующего доказательства.

2. Выберите ещё одно высказывание и на его основе напи­шите сочинение-рассуждение. Следите за тем, чтобы в сочине­нии было не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Не умея держать в руке топор — дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. (М. Горький.)

Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Тол­стой.)

Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества. (А. Ефимов.)

Язык человека — точный показатель его человеческих ка­честв, его культуры. (Д. Лихачёв.)

6. Какие два высказывания объединены общей мыслью? До­кажите. Напишите сочинение-рассуждение, используя одно из этих высказываний в качестве тезиса, который нужно доказать, а второе — в качестве эпиграфа вашего сочинения. Следите за тем, чтобы тезис был аргументирован.

Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. (С. Маршак.)

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание. (Д. Минаев.)

Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. СМ. Горький.)

Самая изменчивая часть языка — это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни. (А. Супрун.)

7. 1. Вдумчиво прочитайте высказывания писателей и лин­гвистов. Устно докажите, что каждое из них можно использовать в качестве цитат или эпиграфа в сочинении «Зачем нужна орфо­графия?»

2. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните мысль, выраженную в этом высказывании. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как. (Л. Толстой.)

Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. (В. Сухомлииский.)

Правильное письмо — показатель общего развития и обшей культуры человека. (М. Разумовская.)

Орфография предельно упрощает чтение, делает его быст­рым и лёгким, поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих. (М. Панов.)

8. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или оп­ровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргу­ментов, подтверждающих вашу точку зрения.

Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто. (М. Горький.)

Слог — это внешняя одежда; мысль — это тело, скрыва­ющееся под одеждой. (И. Гончаров.)

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, со­единяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое. (К. Ушинский.)

Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Он вредо­носен по самой сути, потому что его безразличие к языку объ­ясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. (К. Паустовский.)

9. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или оп­ровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргу­ментов, подтверждающих вашу точку зрения.

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быст­ротой поражающей. (М. Горький.)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, по­добно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… (К. Паустовский.)

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. (М. Ломоносов.)

Человек чрез слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Державин.)

10. Вдумчиво прочитайте высказывания зарубежных писате­лей и лингвистов, общественных деятелей. Напишите сочине­ние-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.

Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. (Н. Буало.)

Слово ранит быстрее, чем лечит. (И. Гёте.)

Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. (Гора­ций.)

Грамматика повелевает даже царями. (Мольер.)

Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний.)

Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ.)

Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном по­рядке. (А. Франс.)

11. Прочитайте высказывание профессора Казанского уни­верситета (XIX в.), автора работ по ораторскому искусству А. Го­ворова. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль данного высказывания. Озаглавьте свой текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументи­рована.

Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчас­ти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слу­шателя, но и вредно для оратора.

12. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение-рассу­ждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте ар­гументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точ­ку зрения.

1) Язык голову кормит, он же и спину портит.

2) Поменьше говори, побольше услышишь.

3) Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, от­рубишь — не приставишь.

4) От одного слова да навек ссора.

5) Не ножа бойся, языка.

13. В русском языке есть такие буквенные сочетания, которые пишутся то слитно (одно слово), то раздельно (два слова). Вы­бор слитного или раздельного написания зависит от контек­ста, в котором оказываются подобные сочетания. Докажите или опровергните это утверждение в сочинении-рассуждении «Можно ли написать одно и то же буквенное сочетание слитно и раздельно?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст О. Гойхмана, обращая внимание на выделенные слова. В своём сочинении приведите не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

В каждой речевой ситуации используется своя стратегия, ко­торая понимается как осознание ситуации в целом, определе­ние основного направления воздействия на слушателей, Чтобы Максимально достичь цели общения. Стратегия общения реа­лизуется в речевых тактиках, под которыми понимаются рече­вые приёмы, позволяющие достичь поставленных целей в кон­кретной ситуации. Нужно иметь В виду, Что в ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере — другие. Если Неудачно Выбрать речевую тактику, то можно не достичь коммуникативной цели.

В рассказе А. П. Чехова «Дома» прокурор окружного суда убеждает своего малолетнего сына в том, что таскать табак Не­хорошо, А курить вредно. Интересно проследить, как это дела­ет профессиональный оратор, юрист, социальное назначение которого как раз в том, Чтобы Уметь убеждать.

Сначала отец выбирает тактику эмоционального воздейст­вия: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын…» Однако она не дей­ствует, так как мальчик точно знает, что он всё-таки сын, а ро­дители (которые, кстати сказать, используют подобную тактику довольно часто, и ребёнок уже со второго раза улавливает, что это не так серьёзно, Потому Что вскоре последуют заверения в любви) обязаны его любить, впрочем, как и он их.

Тогда прокурор переходит на привычные для него выраже­ния судебной речи, используя речевую тактику, которую услов­но можно назвать «закон превыше всего». Он говорит: «Ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каж­дый человек имеет право пользоваться только своим собствен­ным добром». Но и это не действует, Отчасти потому, Что ре­бёнок просто-напросто не понимает. В самом деле, игрушка, которую ему подарили, — его собственное добро? Если да, то Почему Её могут у него отобрать в любую минуту?

Отец пробует убедить мальчика, используя лексику из меди­цины («Нельзя курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая…»), делая акцент на морально-психологические поня­тия и т. д. И Несмотря На то что всё логически безупречно, сказано доступным и понятным языком, положительного ре­зультата он не добивается.

Наконец, Анализ ситуации, профессиональный и оратор­ский опыт подсказывают правильное решение.

«Слушай, — начал он… — В некотором царстве, в некото­ром государстве жил-был себе старый-престарый царь… У ца­ря был единственный сын, который курил. От курения царе­вич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой помоши».

На мальчика сказка произвела очень сильное впечатление, и он сказал «Не буду я больше курить…»

14. Однажды между учениками вышел спор. Одни из них утверждали, что сравнительный оборот является единственным способом выражения значения сравнения в русском языке. Дру­гие ученики считали, что сравнительный оборот — только один из способов выражения значения сравнения. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассу­ждении «Является ли сравнительный оборот единственным спо­собом выражения значения сравнения в русском языке?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст В. Короленко. Обратите внимание на выделенные фрагменты текста, которые передают значение сравнения. В своём сочине­нии приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрениг. Приводя примеры, применяйте цитирование.

Природа эаскинулась кругом, Точно великий храм, приго­товленный к празднику. Но для слепого это была только не­объятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевели­лась, рокота та и звенела, протягиваясь к нему так, Словно она прикасалась к его душе со всех сторон неизведанными ещё, необычными впечатлениями, От наплыва которых бо­лезненно билось детское сердце.

С первых же шагов, когда лучи тёплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, Как будто чувствуя, К какому центру тяготеет всё окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, Словно что-то материаль­ное, ласкающее и тёплое касается его лица нежным, как будто бы согревающим прикосновением. Потом Что-то по­хожее на прохладу, Лёгкое, хотя и менее лёгкое, Чем тепло солнечных .1учей, Снимает с его лица эту негу и пробегает по нему Свежей прохладой.

В комнатах мальчик привык двигаться свободно, Как будто вокруг него была пустота. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочу­щие и опьяняющие. Тёплые прикосновения солнца быстро об­махивались кем-то, и струя ветерка, звеня в уши, охватывая ли­цо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как Будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, Которого он не мог видеть, унося сознание,

подпись: 1456 Рыбченкова

Навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало так, Точно вот-вот совсем перестанет биться.

15. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой проблеме посвящён данный текст и какова позиция автора. За­тем прочитайте текст, проверяя свои предположения.

16. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленно­му автором текста? Какой из них придерживается автор?

17. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на тему «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» Аргументи­руйте свою точку зрения. Постарайтесь использовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.

ЗАСОРЯЮТ ЛИ СМС-СООБЩЕНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК,
ИЛИ НА ЗЕРКАЛО НЕЧА ПЕНЯТЬ…

На улице и в метро, на лекциях и в лифтах, в очереди к кас­се супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно ви­дим молодых и не очень молодых людей, азартно или задум­чиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они на­бирают не цифры, а буквы, не номера, а смс-сообщения.

Пока люди всех возрастов активно эксплуатируют новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу, говоря о том, что прими­тивный по своей сути смс-язык приводит к обеднению русско­го языка в целом, а пристрастие к смс-обшению приводит к необратимым изменениям мышления, упрощённому воспри­ятию мира и к безграмотности. Другие защищают этот совре­менный способ коммуникации, так как смс-высказывания не только упрощают процесс общения, но и развивают способ­ность в предельно сжатой форме передавать информацию, что в определённой мере совершенствует речевое творчество чело­века. Смс-тексты в большинстве своём не только передают ин­формацию или побуждают к действию, но и выполняют функ­цию установления контакта с собеседником: напомнить о себе, узнать о самочувствии и настроении адресата, поздравить, вы­разить сочувствие, поощрение, благодарность и т. п. И это то­же положительное свойство смс-обшения.

Как бы мы ни относились к смс-обшению, воздействие но­вой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Однако нужно иметь в виду, что смс-тек- сты — не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало. В них отражаются многие негативные процессы, кото­рые произошли с культурой нашего общества за последнее вре­мя: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чте­нию вообще, засилье низкопробных журналов, криминала, в полный голос заговорившего в печатных и электронных СМИ на своём уголовном языке; насаждение «клипового мышле­ния»; понижение требований к знанию русского языка и лите­ратуры в средней школе. Невольно вспомнишь русскую посло­вицу: неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Основные черты смски как жанра — краткость, сиюминут­ность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации — мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объём сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причём по­рой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а не­сколько букв. Эти черты влияют на языковой облик смсок, но не приводят к засорению языка как такового. Серьёзный же вред языковому сознанию современного читателя и зрителя на­носят низкопробные тексты, содержащиеся в средствах мас­совой информации. Нарочито сниженный стиль подобных текстов, речевая небрежность, логическое несовершенство и нравственная убогость — вот реальная проблема современного русского языка. Не смски выращивают глухое к лучшим каче­ствам русской речи и неграмотное поколение, однако если протекающие в обществе и стимулируемые СМИ негативные процессы не будут остановлены, то через некоторое время смс-тексты, как и все другие жанры, отразят ещё более удру­чающую картину, чем теперь.

(По М. Сидоровой.)

16. Отвечая на вопрос учителя, один ученик сказал, что в на­учно-популярных текстах используется только книжная лексика. Другой ученик утверждал, что научно-популярный текст не мо­жет состоять только из книжных слов и допускает использова­ние разговорной лексики. А третий учащийся настаивал на том, что основой текста любого стиля являются стилистически ней­тральные слова. Кто прав? Выскажите своё мнение по этому во­просу в сочинении-рассуждении «Какая лексика (нейтральная, книжная, разговорная) используется в научно-популярных тек­стах?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст А. Волкова (текст 15 в части II «Чтение и анализ текста»). В своём сочинении приведите примеры из прочитанного текста, аргу­ментирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяй­те цитирование.

17. В Интернете активно обсуждается вопрос об использова­нии смайликов. Одни утверждают, что нет никакой практической пользы в их употреблении в интернет-общении и смс-текстах, что они засоряют русский язык, приводят к его упрощению и к тому, что люди перестают обращать внимание на пунктуацию и становятся безграмотными. Другие считают, что в употреблении этих забавных значков заложен большой смысл, так как с их по­мощью точно и кратко выражаются разнообразные эмоции, а кроме того, смайлики в определённой степени способны заме­щать пунктуационные знаки. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассу­ждении «Есть ли практический смысл в употреблении смайликов в интернет-общении и смс-текстах?» Подтверждая свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов.

18. Однажды между учениками возник спор. Одни утверж­дали, что орфографических правил очень много, они все очень разные и их всё равно никогда не запомнить. Другие го­ворили, что русская орфография не так сложна, как кажется на первый взгляд: достаточно запомнить главное её правило (мор­фологический принцип) — пиши любую морфему одинаково (единообразно). Кто прав? Выскажите своё мнение по этому во­просу в сочинении-рассуждении. Начните свой текст словами: Я согласен с мнением учеников, которые считают, что… Обос­нуйте свой ответ, аргументируя его примерами из данного ниже текста.

С печью связано много русских обычаев, обрядов, поверий. Печь — символ уважения к престарелым: это «законное» место стариков, и потому в русских сказках дед, сидящий на печи, — типичный персонаж. Печь — символ гостеприимства, ибо до­рогого человека угощают по принципу «всё, что есть в пе­чи, — на стол мечи», а если он продрог или вымок под дождём, то укладывают спать на печь. Пословица гласит: «Кто сидел на печи, тот не гость, а свой». Печь — символ благосостояния семьи, и потому она играет большую роль в свадебных обрядах. Во многих краях России был прежде распространён обряд «глядения печи» при сватовстве, который заключался в при­страстном осмотре хозяйства жениха. Свято блюдя принцип «сору из избы не выносить», семья использовала печь для уничтожения мусора.

Вся эта положительная символика нашла богатое отражение в русском фольклоре. Вот лишь несколько пословиц и погово­рок, демонстрирующих отношение наших соотечественников к этому источнику тепла: «Хлебом не корми, только с печи не гони!», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «На своей пе­чи — сам себе голова», «Мала печка, да тёпленька», «Печь нам мать родная».

(По В. Мокиенко.)

19. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой лингвистической проблеме посвящён данный текст. Затем про­читайте текст, проверяя свои предположения.

20. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленно­му автором текста? Какой из них придерживается автор?

21. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на те­му «Почему пословицы и поговорки активно используются в речи?» Аргументируйте свою точку зрения. Постарайтесь ис­пользовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитан­ном тексте.

КОПИЛКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Как показали последние исследования учёных, в лексиконе россиян львиную долю занимают не иностранные заимствова­ния и даже не бранная лексика, как можно было бы поду­мать, а пословицы, поговорки и крылатые выражения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, до 81% опрошенных россиян (опрос проводился в 100 городах и сёлах, в нём приняли участие 1600 человек) в обыденной речи используют пословицы, поговорки и кры­латые выражения. А 12% из них ещё и сами их придумывают, предпочитая при этом обыгрывать крылатые выражения или афоризмы, чуть реже — пословицы. Далее рейтинг разговор­ной стилистики расположился так: 66% опрошенных в об­щении используют цитаты из песен, кино и литературных произведений. И наконец, несколько преувеличенными ока­зались страхи филологов относительно влияния компьютер­ного и интернет-сленга на современный русский язык: ком­пьютерный сленг используют 29% опрошенных и лишь 13% говорят на интернет-сленге.

«Неспроста пословицы — явный лидер речевого общения, — полагает Тамара Николаева, профессор филологического фа­культета МГУ. — Недавно мы тоже проводили научные изы­скания о влиянии пословиц на современную речевую сти­листику. И пришли к выводу, что пословицы — один из самых частотных по употреблению в разговорной речи оборо­тов. Например, в среднем на 800 текстов приблизительно 200—250 пословичные. Это много. О чём это говорит? О том, что речевая ситуация в современном обществе нестабиль­на. Следствием этого является то, что говорящий прибегает к использованию проверенных веками шуток (пословиц и поговорок) для преодоления комплекса социального одиноче­ства, чтобы лучше приспосабливаться к разным условиям об­щения».

Как полагают многие филологи, человек потому и прибегает к народной копилке мудрости, что она — проверенный способ показаться своим в чужом или не очень комфортном обществе, которое чуть гибче или быстрее адаптируется к переменам. И вот, чтобы догнать авангард, новичок вводит в речь послови­цу, подчёркивая тем самым, что его мнение основывается не на оторванных от человеческой жизни представлениях. При этом почти никто не использует пословицы в первозданном виде. Как правило, люди модернизируют их, приспосабливая под ритм и стилистику XXI века.

В целом, отмечают многие исследователи-лингвисты, нако­пление и эволюция народной мудрости развивается, как и ис­тория, — по спирали. В принципе, какими бы новыми или авангардными ни казались нам пословицы, поговорки или крылатые выражения, все они или почти все заимствованы у предков, хотя и видоизменяются со временем.

«Явление пословицы многомерно, — убеждена Ольга Хри­стофорова. — Это явление мысли, языка и культуры, и глав­ное в нём — не логическая природа, не информация, а образ, несущий смысловую двуплановость, иногда — многоплано­вость. Пословицы как раз своей выживаемостью и доказыва­ют, что самые глубокие суждения, безупречно выстроенные по законам логики, самые умные и чётко сформулированные мыс­ли не приобретут крыльев, если они не имеют соответству­ющей художественной формы, например такой, как посло­вица».

Копилка народной мудрости (пословичный фонд языка) не иссякает. Она неисчерпаема и пополняется непрерывно. В ре­чи современного человека пословицы и поговорки занимают значительное место. А это, считают специалисты, говорит о признаках выздоровления языковой культуры современного общества.

(По В. Емельяненко.)

20. Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор? Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли данного текста. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была не только чётко выражена, но и аргументиро­вана.

Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастро­фической порчи языка. Дело в том, что каждый из нас живёт в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой сре­дой: телевидение, радио, газеты, Интернет… Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопи­ющей безграмотности. И везде стирание границ между разны­ми стилистическими пластами, терпимое отношение к снижен­ным речевым вариантам.

Многие совершенно всерьёз утверждают, что главное, «что­бы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет лично­сти. Надо сказать, наши фотографии могут быть не такими вы­разительными, точно нас характеризующими, как наш собст­венный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!»

Не всё ли равно — кофе Чёрный или Чёрное? Тем более что говорят, что вроде бы можно и так, и так? Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то наш глаз может проскользнуть мимо. А вот если услышали это от человека, которого считаем умным, ин­теллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речевого портрета собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказыва­ются сильнее, чем вся речь, может, и правильная, и уместная, и выразительная!

Так что же делать? Как быть с собственным речевым порт­ретом? Нет другого пути, как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от неуместных слов и словечек, ошибок и речевой небрежности и обогащая собственный арсе­нал выразительности.

(По Л. Пирожковой.)

21. Прочитайте высказывание известного современного лин­гвиста Л. Скворцова. Напишите сочинение-рассуждение, выра­жая своё отношение к основной мысли текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Высокая культура языка, яркая и выразительная повседнев­ная речь вместе с художественной литературой прошлого и на­стоящего, с общественной мыслью, наукой, экономикой, все­ми видами искусства — действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни. Без этого невозможно наведение порядка в нашем доме, возрождение великой Рос­сии, укрепление права её народов играть, как и прежде, замет­ную и всё возрастающую роль в современном динамически из­меняющемся мире, вступившем в своё третье тысячелетие.

В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компью­теризации, Интернета, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родно­го языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.

22. Проанализируйте стихотворения Я. Козловского и опре­делите, с помощью какого языкового средства созданы эти тек­сты-каламбуры. Обоснуйте свою точку зрения в сочинении-рас­суждении.

1) Однажды кот подкрался к Попугаю:

«Сейчас тебя я, братец, Попугаю…» Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!» Что серый кот, здесь убежала Б рысь!

2) Мишка с армией Осиной

Дрался вырванной Осиной.

Мог ли в ярость он не Впасть. Если осы лезли В пасть.

3) Эй, скворец, начинается Сев, Даром клюв о сучок ты не Три. Время завтракать, на поле Сев, Слопай гусениц дюжины Три!

4) иоду в ступе Потолок, Посмотрел на Потолок И зевнул:

— Мне спать Пора, Ночи близится Пора!

23. Выразительно прочитайте высказывание современного лингвиста А. Балакая. Согласны ли вы с мнением учёного? Пись­менно обоснуйте свою точку зрения. Приведите в своём рассуж­дении не менее двух аргументов, с помощью которых вы обос­новываете сзоё мнение.

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентен­ция Как живём, так и выражаемся только половина прав­ды. Вторая её половина Как выражаемся, так и живём то­же должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обще­стве.

  • Написать сочинение письмо другу 3 класс русский язык
  • Написать рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану 5 класс
  • Напишите небольшое по объему сочинение рассуждение выражая свое отношение к основной мысли текста
  • Написать сочинение рассуждение на тему свобода и ответственность для меня это
  • Написать сочинение описание памятника архитектуры церковь покрова на нерли