Реферат
по
древнерусской
литературе
на тему
«История
частушки.
Частушка
на этапах российской
и советской
истории»
ученицы
___ класса
Пироговской
школы
Богдановской
Марии.
ИСТОРИЯ
ЧАСТУШКИ.
ЧАСТУШКА НА
ЭТАПАХ РОССИЙСКОЙ
И
СОВЕТСКОЙ
ИСТОРИИ.
1.ЧАСТУШКА
Частушка
(припевка, пригудка,
коротушка) —
самый любимый
и самый распространённый
ныне вид, или
жанр, устного
народного
творчества.
Она звучит на
деревенской
улице, на гулянке,
в домашних
застольях и
знакома, кажется,
всем без исключения.
Её поют просто
так, «под язык»,
или в сопровождении
балалайки, а
чаще — гармони.
Под неё нередко
и пляшут. Это
лирическая
песенка,
словесно-музыкальная
миниатюра,
живой отклик
на текущие
события или
жизненные
ситуации, поэтическая
их оценка, то
веселая, подчас
не без лукавства
(«Что ты, милый,
задаешься, как
картошка в
борозде?»), то
грустная, но
обычно и в этом
случае не лишенная
юмора, основанного
на чувстве
человеческого
достоинства
и оптимистическом
взгляде на
жизнь. И рассчитаны
они не просто
на слушателей,
а на активно
реагирующих
соучастников,
то приплясывающих
и хлопающих
в ладоши, то
отвечающих
на каждую частушку
кто одобрительной
репликой, кто
громким возражением.
Но чаще всего
на частушку
отвечают частушкой
же:
Я частушку
на частушку,
Как
на ниточку,
вяжу.
Ты
досказывай,
подружка,
Если
я не доскажу.
Иногда
такой обмен
частушками
превращается
в настоящее
соревнование.
Один голос
утверждает:
На
столе стоит
Каша
манная,
А
любовь наша
Обманная…
Другой возражает:
На
столе стоит
Каша
гречная,
А
любовь наша
Бесконечная!
Нередко
частушки образуют
циклы («спевы»),
непрестанно
изменяющие
свой состав,
при
этом частушки
группируются
вокруг зачинов
(«Я на бочке
сижу», «С неба
звездочка
упала»,
«Ходит кошка
по окошку»,
«Самолет летит»,
«Подружка
моя!») или припевов
(«Золотистый-золотой»,
«Волга — матушка-река»
или «Шарабан
мой, шарабан»,
потесненный
со временем
более актуальным
«Еропланчик,
ероплан»).
2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ЧАСТУШКИ
Одни
учёные считают,
что частушка
родилась
очень давно,
что песенки,
похожие
на частушки,
распевали и
плясали
под них бродячие
артисты — скоморохи
— ещё в 17-18 веках.
Другие
убеждены: частушка,
как особая
песенная форма,
появилась не
раньше
середины прошлого
века. Вторая
точка зрения
кажется более
убедительной.
Прежде
всего, литература,
и древняя
в том числе,
использует
или хотя
бы упоминает
все виды устного
народного
творчества,
которые существуют
или существовали
на данный момент.
В летописях
встречаются
имена
былинных героев,
пересказываются
притчи, легенды.
Предание о
смерти
князя Олега
изложено в
«Повести
временных лет»
и легло
в основу пушкинской
«Песни о вещем
Олеге»; Пушкин
же пересказал
в стихах народные
сказки. Широко
использовал
многие
жанры фольклора
Некрасов. Но
никто из них
не вспомнил
частушку.
Она появляется
только в произведениях
20 века: в «Двенадцати»
Блока,
в стихах Маяковского,
Есенина и их
современников.
В
знаменитом
четырёхтомном
толковом
словаре В. И.
Даля слова
«частушка»
(в смысле «короткая
песенка»)
нет. Впервые
это слово употребил
Глеб Успенский
в очерке «Новые
народные песни»
(1889 г).
В частушке
совсем не отразилось
такое
важное событие,
как отмена
крепостного
права в 1861 году.
Зато встречаются
упоминания
о событиях
последующих,
начиная с 70-х
годов 19 века:
русско-турецкая,
русско-японская
войны,
первая русская
революция 1905
года.
Частушки
возникли почти
одновременно
в различных
местах России,
и каждая местность
не только придала
зарождающейся
песенке свой
колорит, но
зачастую наделила
ее и
названием, то
определяющим
ее характер
(пригудка,
коротелька,
коротушка,
скакуха, трясогузка,
цыганочка,
Семеновна,
погудка, припевка,
собирушка,
вертушка, топтушка),
то прямо указывающим
на место ее
рождения:
волжские матанечки,
уральские
тараторки,
саратовские
страдания,
рязанские
ихохошки,
елецкая, сибирская
подгорная,
новгородское
разливное. Одни
из этих песенки
поются,
другие почти
выкрикиваются
под плясовую
мелодию, одни
звучат под
гармонь или
баян, другие
под балалайку,
третьи под
рожок
или бубен, иные
вообще обходятся
без музыкального
сопровождения.
3.СТРУКТУРА
ЧАСТУШКИ
Традиция
и новаторство
по-особому
сосуществуют
в частушке. С
одной стороны,
строго
определенный
объем: как правило,
четыре строки,
в страданиях
— две:
Давай,
Милка, страдать
вместе,
Я с
гармонью, а ты
в песне!
а иногда
и все шесть
(правда такая
форма просуществовала
недолго – последние
две строчки
просто отбрасывались):
У меня миленков
тридцать,
Я не знаю,
куда скрыться.
Пойду с горя
на реку –
Все сидят
на берегу.
Я хотела в
воду пасть –
Закричали
во всю пасть!
наличие
целого набора
устоявшихся
зачинов
и припевов,
устойчивость
образов и оборотов,
зарифмованность
четных строк
(иногда
— парная рифмовка);
с другой стороны,
новизна: каждая
талантливая
частушка
— с сюрпризом,
с секретом. В
одном случае
опускается
первая строчка
зачина, звучит
только гармонь.
В другом, напротив,
нежданно
появляются
«лишние» слова
и строчки
—• они проговариваются
под музыкальную
паузу, «сверх»
мотива. В третьем,
как неожиданный
подарок, —
дополнительные
созвучия возникают
то внутри строки
(чаще
первой: «Кабы
шали не мешали»),
то между
строчками,
вплоть до почти
полного их
звукового
совпадения:
Вышивала
полотенце
Уточкой
и петушком.
Утирайся,
мой хороший,
Утречком
и вечерком.
Будучи
явлением фольклора,
частушка использовала
традиции как
и устнопоэтические,
так и литературные.
У лирической
протяжной
песни частушка
взяла некоторые
приемы (например,
параллелизм)
и
образы-символы
(березка, туман
и др.), у песни
частой
— веселый настрой
и некоторые
элементы
стиха и поэтики
(плясовой ритм,
прямые обращения
к присутствующим
— к гармонисту,
к подруге), у
пословицы —
афористичность,
«разговорность»,
прямую связь
с житейской
практикой, а
также неожиданную,
нередко
неточную рифму,
подчас на десятилетия
опережающую
практику
профессиональных
поэтов: белая
— бегала, завлеку
— за реку, праздник
— дразнит, резиновы
— разинули,
спорили — скоро
ли… У литературы
частушка заимствовала
строфику,
перекрестную
рифмовку, стремление
к индивидуализации
характеров
и конкретности
ситуаций.
Частушка
знает пародию
на самое себя
— это
нескладухи
и перевертыши
(иногда эти
названия
смешиваются).
Нескладуха
вместе со
смыслом отбрасывает
и рифму:
Я с
высокого забора
Прямо
в воду упаду.
Ну,
кому какое
дело,
Куда
брызги полетят.
Отсутствие
рифмы — это
обманутое
ожидание
слушателя, один
из сюрпризов,
на которые
щедра воистину
неистощимая
частушка.
Перевертыши,
тоже нередко
теряя рифму,
строятся по
принципу небылицы:
там поется
«про серебряны
галоши, про
резиновы часы»,
там пилой собираются
копать картофель
и т. п..
В ряде
мест традиции
русской частушки
взаимодействовали
с опытом сочинения
коротких
и злободневных
песен соседних
народов. И сейчас
в ходу частушки,
в которых русские
строки и выражения
переплетаются,
например,
с башкирскими.
4.ЧАСТУШКА
— ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ
Частушка
стала широко
распространяться,
когда в России
начал развиваться
капитализм,
складывались
рыночные
отношения.
Многое теперь
зависело от
самого человека,
от его
воли и способностей.
Можно
сравнить старую
песню и частушку:
в песне
— покорность
судьбе («Не
велят
Маше на улицу
ходить, не велят
Маше
молодчика
любить…»), в
частушке
— желание поспорить.
В новом
Жанре отразились
и ломка патриархальных
отношений во
всех сферах
человеческой
жизни, и литературное
влияние на
устное
народное творчество,
и взаимодействие
городской и
сельской культур.
Частушку интересует
всё: личные
отношения и
новости общественной
жизни, события
мирового масштаба
и местные новости.
Большинство
частушек
— о любви, однако
граница между
частушкой
личной, бытовой
и общественной,
социальной
весьма условна.
Отношения
влюбленных
в частушке
почти всегда
окрашены
цветом эпохи,
времени, дня.
Когда в 1908
г. вышел первый
том «Истории
русской литературы»,
посвященный
«народной
словесности»,
едва ли не впервые
в солидном
ученом
труде нашлось
место новому
жанру. Мысль
о том, что в частушке
содержатся
«чисто
современные
образы», была
подкреплена
примером:
Не
хочу сидеть
с лучиной —
Дайте
лампу с керосином.
Не
хочу сидеть
одна —
Дайте
милого сюда.
(Керосиновая
лампа по тому
времени была
последним
словом деревенской
цивилизации.)
Частушка
— песенка молодёжи.
Поэтому
её основным
содержанием
являются отношения
между молодыми
людьми: любовь,
разлука, встречи,
измены, насмешки
девушек над
парнями, парней
над девушками.
Любимых в частушке
называют особыми
словами: дроля,
шурочка, беляночка,
прихехенюшка,
статеечка,
залётка. Частушка
не обходит
вниманием и
родителей,
поминает при
случае начальство:
Думу (старую),
царя, а в советское
время — бригадира,
председателя
колхоза, вождей
коммунистической
партии. И над
своей бедностью
шутили, и богачам
спуску не давали.
5. ЧАСТУШКА
В ИСТОРИИ.
В частушке
отразилась
вся российская
история за
последнее
столетие,
но
по-своему, с
точки зрения
молодого
человека. Революция,
гражданская
война…
Красные и белые
— те же русские
люди — насмерть
сражаются за
свои идеи, за
Советы или
против Советов.
А деревенская
девушка, тоскующая
в одиночестве,
думает о своём,
о своей
короткой молодости
и любви:
Красны-белы,
сложьте ружья,
Замиритеся
войной,
Отпустите
наших миленьких
Нераненых
домой!
В годы гражданской
войны распространилось
по всей России
знаменитое
«Яблочко», по
своему происхождению
связанное с
украинским
фольклором.
Красные пели:
Эх, яблочко,
куда котишься,
В Вечека
попадешь – не
воротишься.
(Вечека –
ВЧК.)
Белые отвечали
на тот же мотив:
Пароход идет
Мимо пристани,
Будем рыбу
кормить
Коммунистами.
Был и танец
такой матросский
«Яблочко».
Говорится
в частушке и
о коллективизации,
о раскулачивании,
о колхозах.
Одним новая
жизнь нравится,
другим – нет.
Кто-то поет о
Ленине с восторгом,
кто-то над ним
посмеивается.
А потом попал
в частушки и
Сталин:
Едет Сталин
на корове,
У коровы
один рог.
Ты куда, товарищ
Сталин?
«Раскулачивать
народ».
Когда окончательно
выяснилось,
что колхоз
почти никогда
не приводит
к зажиточной
жизни, то так
и пели правду:
Как лавровская
деревня
Начинает богатеть:
Окна тряпкой
затыкают,
Чтоб вороне
не влететь.
Частушка времён
Великой Отечественной
войны рассказывает
об огромных
лишениях, о
полуголодной
жизни народа,
о тяжёлом труде:
Мой
милёнок на
войне
Управляет
ротою,
А я тоже
не гуляю,
На
быке работаю.
И конечно,
по всей стране
звучали частушки
о милом, который
где-то далеко
воюет:
Неужели
пуля-дура,
Ягодиночку
убьёт?
Пуля
влево, пуля
вправо,
Пуля,
сделай поворот!
6.ЧАСТУШКИ
И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Частушки
создавались
и
в
среде
интеллигенции.
Интеллигентские
частушки,
стишки,
пародии,
к
сожалению,
никогда
никем
не
собирались.
Однако
они
существуют
издавна
и
сопровождают
всю
российскую
историю
20-ого столетия.
А
не
собирали
их
потому,
что
это
не
безобидные
песенки,
а
острая
политическая
сатира.
Вскоре
после
революции
была
создана
знаменитая
ВЧК
—
Всероссийская
чрезвычайная
комиссия
(будущий
НКВД,
а
еще
позднее
—
КГБ).
Эта
комиссия
наводила
ужас
на
людей.
Но
они
все-таки
не
молчали:
Эх,
раз,
еще
раз,
Спела
бы,
да
что—то,
На
Гороховую,
2,
Ехать
неохота.
(На
Гороховой,
2, помешалась
петроградская
ВЧК.)
17
января
голодного
1920 г.
Корней
Иванович
Чуковский
записал
в
свой
дневник
частушку,
которую
сообщил
ему
девятилетний
сын:
Нету
хлеба,
нет
муки,
Не
дают
большевики.
Нету
хлеба,
нету
масла,
Электричество
погасло.
Немало
озорных,
вызывающих
частушек,
куплетов
складывалось
и
в
годы
сталинского
террора:
«Идут года,
Сменяются
генсеки», —
Сказал интеллигент
На лесосеке.
Или:
Родился в селенье
Гори
Мне,
тебе и всем на
горе
У сапожника
Васо
Трижды
сукин сын Сосо.
(Васо
и
Сосо
—
грузинские
уменьшительные
имена
от
Виссарион
и
Иосиф.)
А еще:
Ах
огурчики мои,
Помидорчики:
Сталин
Кирова пришил
В коридорчике.
Президента
Югославии
Тито
в
последние
годы
жизни
Сталина
в
СССР
называли
не
иначе
как
«кровавая
собака»
(не
желал
Тито,
хоть
и
был
коммунистом,
ползать
перед
Сталиным
на
брюхе!).
Но
вот
умер
Сталин,
и
отношения
с
Югославией
начали
налаживаться.
Люди
старшего
поколения
не
могут
не
помнить:
Дорогой
товарищ
Тито,
Ты
теперь
наш
друг
и
брат!
Как
сказал
нам
сам
Никита,
Ты
ни
в
чем
не
виноват.
А
когда
началась
перестройка,
заговорили
о
хозрасчете
и…
ничего
не
делали.
Опустели
магазины.
Перестройка
—
мать
родная,
Хозрасчет
—
отец
родной.
Чем
родители
такие,
Лучше
буду
сиротой!
Коммунистическое
руководство
провалилось,
компартия
была
распущена.
И
посыпались
частушки
о
партии:
Мимо
нашего
райкома
Я
без
шуток
не
хожу:
То
им
серп
в
окошко
суну,
То
им
молот
покажу.
Некоторые
интеллигентские
стишки
и
куплеты
по
своей
форме
близки
к
настоящей
частушке
(«Мимо
тещиного
дома
я
без
шуток
не
хожу…»
и
«Мимо
нашего
райкома…»),
некоторые
совсем
далеки
от
нее.
Но
нет
сомнения,
что
все
это
индивидуальные
сочинения.
Все
здесь:
и
ритм,
и
рифма,
и
словесная
ткань
—
от
литературы.
Возможно,
и
авторы
этих
куплетов
кому-то
и
известны.
Однако
в
отличие
от
обычного
литературного
произведения
текст
все-таки
стремится
к
анонимности,
распространяется
устно
подобно
текстам
анекдотов.
В
последние
десятилетия
городское
безымянное
творчество
проникает
и
в
деревню.
А
вот
деревенская
по
своему
происхождению
частушка,
наоборот пришла
в город.
6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ»
ЧАСТУШКИ
В начале
20 века, и особенно
в годы Советской
власти, на сцене,
в кино, в книгах
и даже в учебниках
нередко появлялись
подделки под
народные частушки,
сочиненные
на заказ поэтами
или участниками
различных
хоров. Такие
самодеятельные
частушки не
услышишь на
улице, народ
их не подхватывает.
Прежде
бабам жизнь
какая –
Замужем
век мучиться;
А теперь
мои три дочки
В институтах
учатся.
«Замужем
век мучиться»
— как и первую
строчку, просто
не спеть. Частушка
песенка молодежная.
А тут героиня
— пожилая женщина
(у нее три взрослые
дочки!). Не частушка
это – ни по форме,
ни по содержанию.
Зато автор
похвалил советскую
власть! Похвалил
какой-то один
человек. Но
можно было
сказать, что
это, мол, мнение
самого народа.
Ведь такие
стишки печатались
без фамилии,
в ряду настоящих
частушек.
7.ЧАСТУШКА
СЕЙЧАС
В
современной
деревне поют
немало старинных
частушек: они
не потеряли
для певцов
своего смысла,
как не потеряла
смысла любовь
и всё, что с ней
связано. Но
жизнь меняется
— меняются,
переделываются
и частушки.
Раньше было:
«Без лучины,
без огня
зажёг сердечко
у меня», сегодня
поют:
«Без бензина,
без огня…». В
отличие от
песни, частушка
переделывается
легко. Кто-то
спел:
Ох,
ох, не дай Бог,
В
солдата влюбляться:
Усы
капки, как
иголки,
Лезет
целоваться.
А кто-то,
глядя па приехавшего
заводского
парня, тут же
добавляет:
Ох,
ох, не дай Бог,
С
рабочими
знаться:
Руки
в дёгте, сам в
вару,
Лезет
целоваться.
Однако
постоянно
создаются и
совсем новые
частушки, в
которых старое
— только
мелодия, только
привычная форма
и неистощимый
народный юмор:
Как
у наших у ребят
Голова
из трёх частей:
Карбюратор,
вентилятор
И
коробка скоростей.
Или:
У милёночка
в дому
Была
конференция:
Ему
невесту выбирала
Вся
интеллигенция!
Поют частушки
и школьники:
Говорят,
я ученица,
Ученица
— не позор!
Ученицу
крепче любят
За веселый
разговор.
Есть
очень много
шуточных припевок,
веселых нескладух,
нелепиц «На
березовой
осине рукавица
расцвела…»
— не отсюда ли
вышли современные
школьные нелепицы?
Вместе
с частушками
нередко печатаются
тоже коротенькие,
тоже молодежные
песенки, но
чем-то и отличающиеся
от частушки
— напевом,
особым
построением,
зачинами.
И в
прежние годы,
и в наши дни,
когда
разгорается
настоящая
русская
пляска, самые
умелые плясуны
и плясуньи,
выделывая
невозможные
коленца,
ещё и весело
выкрикивают
«Сам
играю, сам пляшу,
сапоги с дырам
ношу!». Или «Слава
те Христу, что
хорошенька
расту!».
Возникнув
не без воздействия
письменной,
поэзии, частушка,
в свою очередь,
оказала влияние
на литературу.
А. А. Блок, В. В.
Маяковский,
С. А. Есенин ввели
ее в большую
поэзию,
по их пути пошли
А. Т. Твардовский,
М. В.
Исаковский,
В. С. Высоцкий,
Б Ш. Окуджава
и многие другие.
Список литературы:
Детская
энциклопедия
Аванта+ (том 9,
часть первая)
«Русская литература:
от былин и летописей
до классиков
19 века»
Словарь юного
литературоведа
Русская частушка — зеркало нашей жизни
Александр Жгутов
фото получено из Интернета автор неизвестен.
«Частушка – зеркало нашей жизни»
Уважаемые читатели!!! Если среди вас есть очень ревностные хранители
изящной словесности, то прошу вас не читать сию антологию, (то есть, в
переводе на русский язык это слово означает «цветослов») русской
частушки и нашей жизни в ХХ и начале ХХ1 века.
«Частушка
-народная песенка
-четверостишие или
двустишие лирического,
злободневного, задорно-
шутливого содержания»
Словарь русского языка.
Ожегов С.И
Этот фольклорный жанр устного народного творчества родился в нашем народе, живет в нём и никогда не умрёт.
Такого вида фольклора нет больше ни у кого во всем Мире. Частушка бьет не в бровь, а в глаз.
По словарю Даля, «частушка» — чистая плотная ткань.
По сути, так оно и есть. Словесная нить и рифма частушки на чистом языке вышивает нетленное полотно повседневной жизни.
Многие не любят частушки за то, что там народ допускает крепкое, непечатное (бранное) словцо.
Но и само- то слово «брань» обозначает битву, драку, борьбу. Наша
частушка, также остра и злободневна, как и метко стреляющий анекдот.
Частушки — как поэтический экспромт, рождаются только под влиянием событий, волнующих людей сегодня и сейчас.
В старину частушки распевали, под открытым небом на деревенских
гуляньях, под гармонь, балалайку, или вообще без какого-либо
музыкального аккомпанемента.
В зимнее время молодежь собиралась в больших деревенских избах на
посиделки, в вологодской области такие собрания людей называли
«беседами».
Грянула Великая Октябрьская социалистическая революция, с боем и
кроваво-красными флагами в народ ворвалась советская власть.
И тут же родились частушки:
«Ленин Троцкому сказал:
-Я мешок муки достал.
Мне кулич, тебе маца,
Ламца-дрица-гоп-ца-ца.»
«Маше удовольствие
по части продовольствия,
День кажинный может есть-
Комиссар у Маши есть»
«Оседлаем мы коней
И поедем в горы,
Разобьем офицерье
Колчаку на горе.»
Вот же времечко летит!
Три годочка стукнуло,
Как Капланка в Ильича
Из нагана «пукнула».
«Ох,огурчики мои,
помидорчики,
Сталин Кирова пришил
в коридорчике»
«Дядя Паша на гармони,
на гармони заиграл,
Заиграл в запретной зоне,
застрели наповал»
Прошёл угар НЭПА и началась коллективизация, раскулачивание крестьян и великие пятилетки социализма:
« Хорошо тому живется,
Кто записан в бедноту, —
Хлеб на печку подается,
Как ленивому коту.»
« Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
— Раскулачивать народ!»
« На вершине, на осине
Голубок качается.
Собирайте, мужики,
В продразверстку яица!»
«На задворках, на помойке,
Я ребеночка нашел.
На большой советской стройке
ему будет хорошо»
Умер вождь всех народов Иосиф Виссарионович Сталин.
«53-й год. Весна.
На дворе проталина.
Ухандохали вражины
Гражданина Сталина.»
И вскоре пришло холодное лето 1953 года. Начались амнистии. В лагерях
и тюрьмах, по всей Руси Великой, широко растворили двери, как ворота в
Кремле.
7 июля 1945 года Солженицын был заочно приговорён Особым совещанием к 8
годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока
заключения (по статье 58, пункт 10, часть 2, и пункт 11 Уголовного
Кодекса РСФСР).
13 февраля 1953 года был освобожден из заключения и Солженицын
Александр Исаевич, а согласно приговора Особого совещания от 7 июля
1945 года, отправлен в ссылку на «вечное» поселение в Казахстан.
6 февраля 1957 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын реабилитирован.
В 1961 году после XXII съезда КПСС, с помощью Твардовского, Солженицын
наконец — то получил благословение Хрущева Н.С. на публикацию своих
произведений.
Рассказ, под названием «Один день Ивана Денисовича», был напечатан в журнале «Новый мир» № 11, 1962 года.
30 декабря 1962 года Солженицын был принят в Союз писателей СССР.
Вскоре после этого в журнале «Новый мир» (№ 1, 1963) были напечатаны «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка».
Народ почитал и воспел:
«Не шуми, широко поле,
спелою пшеницею
Мы читаем всем колхозом
повесть Солженицына»
Но прошло не много лет.
Написал Солженицын свой «Архипелаг Гулаг», и другие произведения. Но
эти произведения от народа резко попрятали, а если кого застукают,
читающим «Раковый корпус», к примеру, то только за это могли не только
пожурить, но и на лесоповал направить, если тот о содержании кому-то
расскажет.
За эти произведения Солженицыну Нобелевскую премию ТАМ, за бугром,
присудили А у нас: его за них по Указу Президиума Верховного Совета
СССР от 12 февраля 1974 года «О лишении гражданства СССР и выдворении за
пределы СССР Солженицына А. И.» тут же и выслали из СССР.
«Самолет летит на Запад,
Солженицын в нём сидит,
«Вот- те нате, хрен в томате!»-
Бёлль, встречая, говорит.
Генрих Бёлль- писатель, лауреат Нобелевской премии.
Долго пришлось помыкаться Александру Исаевичу по всему свету белому,
но потом всё-таки вернулся в Россию, где и был с полна обогрет новой
властью.
Как завещание новой российской власти, он напоследок написал: — «Как
нам обустроить Россию», с тем и помер. Царствие небесное Солженицыну
Александру Исаевичу.
После того как в космос был запущен первый искусственный спутник, а
потом, другой и следующий с Белкой и Стрелкой на борту, народ не
удержался и запел:
«Наши спутник запустили,
Вышел на орбиту.
В него Лайку посадили,
А надо бы Никиту» (Хрущева)
« До чего дошла наука!
В небесах летает сука,
прославляет до небес
мать твою КПСС!»
Ну, вот уже и в космос улетели, до коммунизма, обещанного Н.С Хрущевым, нам всего ничего оставалось.
Вот только бы ещё чуток поднатужится, догнать, да перегнать бы эти США, но всё что – то не получалось:
« США достали мы по стали
и надою молока,
а по мясу поотстали —
член сломался у быка!»
«К коммунизму мы идем,
птицефермы строятся,
а колхозник видит яйца,
когда в бане моется.»
Но тут, вдруг наше правительство решило, что виной всему беспробудное
пьянство на Руси и начало оно беспощадную борьбу с этим злом.
Но народ ждал и верил, что пройдет и ЭТО:
« Товарищ, верь: взойдет она,
на водку прежняя цена,
и на закуску выйдет скидка —
ушел на пенсию Никитка!»
Но не тут – то было:
«Как-то Брежнев и Подгорный
Напились вдвоем «Отборной»
А как встали с пьяной рожей,
Водку сделали дороже.»
В 1976 году советские власти обменяли Буковского на лидера чилийских
коммунистов Луиса Корвалана, который был арестован хунтой Пиночета.
Владимир Константинович Буковский — один из буйных главарей диссидентского движения в СССР.
Народ тут же причислил его к лику Брежнева:
«Обменяли хулигана
на Луиса Корвалана,
где б найти такую …ь
Чтоб на Брежнева сменять»
Но наш советский народ, искренне возмущенный бесчинствами хунты,
пришедшей к власти в Чили ( Это они раздробили пальцы на руках гитариста
Виктора Хара), не забыл помянуть и хунту:
Потеряла милка честь,
я иду на поиски,
Может это Пентагон,
Может хунты происки.»
Как говорится: — «Чем хуже дела в приходе, тем больше работы звонарю».
И наши, самые дальновидные граждане, видя, что страна валится куда-то в
полный застой, начали всерьез подумать: — Надо отсюда валить, валить,
валить, и пока не поздно».
И пошло поехало:
«Эх, в Казани, эх, в Рязани
острый ножик точится.
Сделай, Ваня, обрезанье —
мне в Израиль хочется!»
« Не смогла сдержать страданье,
Слезы на пол капали:
Милый сделал обрезанье,
Дециметр оттяпали.»
«Ой, вы, девки, до свиданья,
уезжаю за кордон,
у меня миленок Ваня,
он по матери Гордон.»
А чтобы народ чего-нибудь лишнего не наделал по трезвости ума своего,
Советское правительство народную стройку века затеяло и, вспомнили:
Про БАМ, которая была советским проектом, аж 1928 года, и являлась
восточной частью Великого Северного железнодорожного пути.
Байкало-Амурская магистраль — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
От Тайшета — Советской Гавани строилась с перерывами с 1938 года по
1984 год. Один, из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель, —
был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.
Об этом героическом подвиге «забайкальских комсомольцев» память народная до сих пор частушками прорастает:
«Уезжали мы на Бам
с чемоданом кожаным
А назад вернулись с Бама
с …ом отмороженным.»
«Приезжай ко мне на БАМ,
Я тебе на рельсах дам.
Пусть работает ….,
Пока не ходят поезда.»
«Брежнев за геройство дал-
Алюминеву медаль!
Напишу скорее маме
-Я героем стал на БАМе!»
А в это самое время, пока страна Бам строила, наши советские парни-«шурави» поливали своей кровушкой чужую афганскую землю.
А частушки русские и на чужбине им души грели:
«Прощай милка дорогая
мне к душманам в Азию.
Потому последний раз
на тебя залазию.»
Вот так, на марше к коммунизму, подобралась наша держава вплотную к самой перестройке.
Вот тут-то широка страна моя родная, переделав старые песни на новый лад, запела на всю ивановскую:
«Боря лезет на березу,
Сидит Миша на ели.
Ох, куда же вы, товарищи,
Россию завели?»
«Перестройка — мать родная
Хозрасчет — отец родной.
На фига родня такая
Лучше буду сиротой»
«Показала милка в койке
Новое движение
Я то думал перестройка
А это ускорение.»
«Я вчера своих домашних
Страшно эпатировал:
За год дали мне зарплату,
Но — презервативами.»
«Перестройка повлияла
На миленка моего.
Он в аренду забирает
У родителей меня.»
Обрушившаяся Демократия и Гласность, как снег на головы беспечных россиян, заголосила на все лады, и кто во что горазд:
«Мимо нашего райкома
Я без шуток не хожу:
То им серп в окошко суну,
То им молот покажу.»
Делегату делегат говорит:
-Какой ты гад!
Это нынче называется
Парламентский дебат».
«Мой миленок-демократ
Лысоват, да жидковат,
А достанет рейтинг свой —
Не мужчина, а герой.»
«Нынче вечером мой милый
Сделал предложение,
Я решила, что приму
Его в первом чтении.»
В этом безвременье людям так заморочили головы депутаты, предсказатели
и экстрасенсы что, мужики и бабы, повсеместно стали ещё больше
хлестать спирт «Ройяль», распевая из души:
«Кашпировский знает дело,
Я не буду девки врать.
Два сеанса поглядела
стала девушкой опять»
«Говорят, что я старуха,
Только мне не верится.
Посмотрите на меня,
всё во мне шевелится.»
«Я на пенсию пошла —
Хороша я сделалась:
Ручки-ножки отдохнули,
Замуж захотелося!»
«С неба звездочка упала,
До сих пор не верится,
Залетела между ног
И внутри шевелится.»
«Выйду замуж за таджика
С роду не раскаюся.
Я на сером ишаке
В вдоволь накатаюся.»
Но вот, вроде бы всё устаканилось. Россия нашла своих героев. Определила их править народом и страной. И пошло дело.
Народ запел новые песни:
«Век бы с миленьким лежать
И реформы продолжать.
Продолжали б курс реформ,
Да к концу подходит корм.»
«Президентов, хоть двоих,
Выберем мы заново —
Пусть побольше полицейских
Нам пришлют в Иваново.»
«Хочу кончить… дребедень,
Суну в урну… бюллетень,
Напишу на нем стишок —
В избиркоме будет шок.»
«У бедняги депутата
Очень низкая зарплата,
А ему — ну позарез!
-Нужен третий Мерседес!»
«На холмах стоит Москва,
На холмах и впадинах,
Ездят все на иномарках
-Половина краденых!»
«Мы с Маринкой «кувыркались»,
Дело было вечером.
После приставов судебных
Делать было нечего.»
Родила Валюха тройню:
Рыжие все, строгие…
Говорит, во всём виновны,
Нанотехнологии.
«Все милашки, как милашки,
А моя — фотомодель,
Если ключ оставит дома,
То под дверь пролезет в щель.»
«Наступил Иван на жабу,
Чавкнул левым сапогом…
А ведь мог такую бабу
Привести, придурок, в дом!»
Пройдет ещё немного времени и мы не такие ещё песни запоем?
А может быть нас заставят под чужую дудку песни петь?
Но это вряд ли.
А пока, вот только там? Наверху!!! Со стрелками на часах никак не разберутся, в какую сторону их вертеть.
А может вообще, на хрен, остановить все часы до 21 декабря 2012 года.
Подождем, пока календарь Майя закончится, недолго же осталось.
Жили же раньше наши деды и вставало у них, что характерно, всё по солнечным часам.
Вот и у нас бы, как в старопрежние времена у наших дедов, солнышко бы по утрам вставало…..
А пока народ поет:
«Стрелки сдвинули на час
Ерунда на глобусе.
Раньше х.. вставал в постели,
а теперь в автобусе.»
Всё это было собрано в вологодских деревнях и бережно хранилось с детства в моей памяти.
А сегодня, я, с открытой душой и чистой совестью, выпускаю свой сказ на просторы «Проза Ру».
Ну, если что-то не так вякнул, так простите меня грешного люди добрые.
Я улыбаюсь ВАМ,мои уважаемые читатели.
Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну.
Было время, когда распространение частушек считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства, с которым сложены ее короткие и сильные стихи, бойкие, стремительные, насмешливые, иронические.
Среди частушек можно выделить несколько разновидностей. Самым многочисленным видом частушек надо признать лирические попевки:
Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет, Лучше нету той минуты, Когда миленький придет.
Эту частушку с заменой только одного слова «миленький» словами «милый мой» включил в свою песню наш современник поэт М. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фольклор Частушки нескладухи и небылицы. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В. Исаковский, оценивший художественный смысл и совершенство народного четверостишия.
Лирические попевки не обязательно поют только на людях — на вечерках, под игру на гармони. Их поют и наедине с самим собой, но создались эти песни все же как поэзия чувств, которые требовали выхода. Такие частушки делятся с людьми горечью разлук, волнением встреч:
Ты, гармонь, гармошенька,
Развей тоску малешенько,
Развей ты горюшко-тоску
По дорожке, по песку.
Одну и ту же частушку могут петь люди разного душевного склада, в разное время и в разных местностях. Каждый находит в частушке созвучие своим настроениям. Тем самым частушка и завоевала сердца миллионов людей. В лирических попевках, а равно и в других видах частушек отразились помыслы, чувства народа со всеми чертами, прежнего времени, но немало частушек, в которых есть приметы и нашего времени:
Я сегодня тебя видела
Во сне, мой дорогой,
Ты в зеленой гимнастерке
Стоял передо мной.
Особый вид частушек рассчитан на комический эффект. Это нескладухи и небылицы:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду,
Ну кому какое дело,
Куда брызги полетят!
Это нескладуха в прямом смысле слова: последний стих не вяжется с остальными ни по смыслу, ни по форме: ждешь рифмы к слову «упаду», а ее нет.
Частушка-небылица напоминает детский перевертыш, но несообразности здесь не несут педагогической функции, они только средство юмора:
Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку — из сапог,
Дом поставил из опилок —
Вышел славненький домок.
В свое время в Поволжье и в других местах были очень широко распространены страдания — лирические и комические двустишия медленного, а не частого, бойкого ритма.
Приду домой, стукну в сенцы —
Мать не знает, что на сердце.
Помимо лирических попевок и их комических пародий — нескладух, страданий, среди частушек можно встретить особые плясовые припевки:
Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Припевка специально сложена для пляски — самый набор слов здесь служит передаче ее ритма.
Совсем недавно, уже в советское время, появился плясовой тип частушек — так называемая «Семеновна». Это частушки особого напева. Певцы обнаруживают стремление к соединению этих частушек по признаку развития одной темы. Сначала певица поет:
Я пошла с другим, ему не верится,
Он подошел ко мне удостовериться.
А потом продолжает:
Удостоверился — и не дождался слов,
А я ему кричу, что позабудь любовь.
Название «Семеновна» частушки получили по имени лирической героини Семеновны, у которой дружок — Семен:
Ай, Семен, Семен, ты, как луг, зелен,
Ай, Семеновна, трава зеленая. . .
«Семеновна» — лирический тип плясовых частушек, но среди плясовых типов частушек есть и такие, которые с самого возникновения обнаружили тягу к политическим темам: это — «Яблочко». В годы революции и гражданской войны в ходу была частушка:
Эх, яблочко покатилося.
А кадетская власть повалилася.
Частушки выводили народную поэзию из бытовых рамок, но устная поэзия народа и до них в особых своих видах трактовала социальные темы. Это касается в первую очередь былин, исторических песен, песен о солдатчине, антикрепостнических песен, так называемых «разбойничьих», тюремных, а также многих пословиц и поговорок.
06-11-2016 09:40
2
95
ДАНИИЛ ЕРМОЛЕНКО
Мини-сочинение о роли частушек в жизни русского народа.
Ответы:
Далия Бритвина
06-11-2016 16:39
Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. По предположению А.А Шахматова , название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют».Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали не нормативную лексику.Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора , но наибольшее развитие получила после становления советской власти.По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.
Ульяна Сидорова
06-11-2016 17:01
ЧАСТУШКИ-ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА,ВЕДЬ ОНИ УКРАШАЮТ НАШУ ЖИЗНЬ И ДЕЛАЮТ ЕЕ ВЕСЕЛЕЕ,ТАКЖЕ ЧАСТУШКИ ИСПОЛЬЗУЮТ НА СВАДЬБАХ И ПО СЕЙ ДЕНЬ.ЧАСТУШКИ ЭТО МАЛЕНЬКИЙ СМЕШНОЙ СТИШОК С ЛЕГКИМ МОТИВОМ.КРОМЕ СВАДЕБ ИХ ИСПОЛЬЗУЮТ И НА ДРУГИХ ПРАЗДНИКАХ,А ТАКЖЕ И В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ.
Также наши пользователи интересуются:
⭐⭐⭐⭐⭐ Лучший ответ на вопрос «Мини-сочинение о роли частушек в жизни русского народа.» от пользователя ДАНИИЛ ЕРМОЛЕНКО в разделе Русский язык. Задавайте вопросы и делитесь своими знаниями.
Открой этот вопрос на телефоне — включи камеру и наведи на QR-код!