Напишите небольшое сочинение рассуждение по основной проблеме текста путешествуя вдоль оки

ООООООООООООООЧЕНЬ СРОЧНО 100 БАЛЛОВ
1) Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Путешествуя вдоль
Оки» из цикла «Крохотки», написанного в 1958 — 1963 годах. Сформулируйте его тему.

Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать,
чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он
Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми
и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройны.
ми, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой по
вседневностью они издалека-издалека кивают друг другу, они и
сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому
небу. И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья,
никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и са
мой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из
Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского. Но ты вхо-
дишь в село и узнаёшь, что не живые убитые приветствовали тебя
издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол
зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в рас-
щелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то
свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смы-
ты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.
И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался
звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал
он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мыс-
вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном толь-
ко старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четы-
ре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё
своё лучшее, всё своё понимание жизни.

2) Найдите и выпишите ключевые слова текста. Назовите тематические груп-
пы, к которым они относятся.

3) Как вы понимаете смысл двух последних абзацев текста? Какую проблему
рассматривает автор? Что, по вашему мнению, он хотел сказать?

4) Согласны ли вы с мнением А. И. Солженицына? Выскажите свою точку зре
ния. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по основной проблеме текста.
НУЖЕН ТОЛЬКО 4 ПУНКТ!!!!!!!!!!!!!!!

100 БАЛЛОВ

Проблема сохранения культурного наследия по тексту А.Солженицына (ЕГЭ по русскому)

А. Солженицын поднимает проблему сохранения культурного наследия.

Чтобы привлечь внимание читателей, автор рассказывает историю об Антоне и Агнии. Двадцать два года назад они сидели около маленькой кирпичной церкви на низком парапете и смотрели на природу, окружавшую их. Агния тогда сказала, что церковь снесут, а Москва уйдет. Тогда Яконов ещё не верил и был уверен, что это художественный памятник, «его как пить дать оставят». Но ничего не помешало людям снести его. А.Солженицын описывает Антона очень грустным, потому что «бессмысленно разрушили шатровую колоколенку». «Яконову стало горячо в глазах», когда он пришел на место, где раньше стояла церковь, и увидел «каменные обломки, завалившие паперть».

Автор прямо не высказывает своего мнения, но мы понимаем, он хотел сказать, что нужно сохранять и беречь памятники культурного наследия.

Я согласна с позицией автора и хочу добавить, что, к сожалению, многие люди не берегут, а даже разрушают архитектурные сооружения.

Иногда люди совершают очень низкие и отвратительные поступки, сносят культурное наследие.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Например, в произведении В.Шукшина «Крепкий мужик» главный бригадир сносит церковь для того чтобы использовать кирпич для стройки. Никто из односельчан не мешает ему. Только лишь один учитель пытается остановить его, но ничего не выходит. Николай Шурыгин совершает то, что задумывал. Для некоторых людей посещение объектов культурного наследия, а особенно церквей, является главным в жизни. Поэтому мы обязаны сохранять то, что осталось и передалось нам от предков.

Разрушение церквей свидетельствует о духовном упадке. Например, в крохотке А.Солженицына «Путешествуя вдоль Оки» повествуется о том, что у церкви заалтарные образы смыты дождем, исписаны похабными надписями. На кладбище все могилы вывороченны, кресты сшиблены. Конечно же, так быть не должно, мы обязаны бережно относиться к культурному наследию.

Таким образом, мы не должны разрушать архитектуру, нам следует сохранять ее, чтобы передать будущему поколению.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id27058

Источник

Сочинение-рассуждение о проблеме отрывка из рассказа Солженицына «Путешествуя вдоль Оки»​

Ответы

А. Солженицын поднимает проблему сохранения культурного наследия.

В «Путешествуя вдоль Оки» повествуется о том, что у церкви заалтарные образы смыты дождем, исписаны похабными надписями. На кладбище все могилы вывороченны, кресты сшиблены. Конечно же, так быть не должно, мы обязаны бережно относиться к культурному наследию. Таким образом, мы не должны разрушать архитектуру, нам следует сохранять ее, чтобы передать будущему поколению.

Основная мысль этого рассказа в том, что нельзя попирать

святыню, а именно церковь и храмы. В них душа народа,

его основа. И только сохраняя это можно сохранить

свою душу и понимание смысла своей жизни.

гувернантка маша павлецкая приходит после прогулки в дом своих господ, а там — капец, все бегают, суетятся, весь дом на ушах. как оказалось, у барыни украли брошку, у всех делали обыск. девочку-гувернантку это задело до глубины души, её гордость задета этим обыском настолько сильно, что она вдруг понимает, как ненавидит всё это богатство и надменность своих хозяев. что барыня, зажравшись, так сказать, ничего уже вокруг не видит, кроме своего мнимого аристократизма и эго. девочка начинает собирать вещи, к ней приходит барин и просит не уезжать, ведь больше никого порядочного в доме и нет больше, просит прощения и от себя и даже от имени хозяйки. но гувернантка непреклонна. тогда барин признаётся, что сам украл эту брошь, потому что жена завладела всем его имуществом и всё контролирует, а ему нужны деньги. гувернантка уезжает, не оглянувшись.

суть в том, что благородство и честность всяко больше в цене, чем напыщенный снобизм.

Источник

Сочинение рассуждение по рассказу солженицына путешествие вдоль оки

Рецензия на рассказ А.И.Солженицына

ПУТЕШЕСТВУЯ ВДОЛЬ ОКИ

Из цикла «Крохотки»

Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тёсовой повседневностью — они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу. И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского. Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые — убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями. На паперти — бочки с соляркой, к ним разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берёт мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта — просто на замке, безмолвная. Ещё в одной и ещё в одной — клубы. «Добьёмся высоких удоев!». «Поэма о море». «Великий подвиг». И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни. Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь.

Сборник рассказов « Крохотки» состоит из двух частей. Первые рассказы писались в разное время с 1958 по 1960 г.г. Во многих из них нашли отражение впечатления писателя от велосипедной поездки по Средней России. Первая публикация — журнал «Грани» (Франкфурт,1964 год). Вторая часть «Крохоток» была написана в 1996-1999 годах. «Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать , там — не мог…»

( из письма автора в ж. «Новый мир»). Первая публикация – журнал «Новый мир», 1999год.

Уже с первого абзаца видно, что тема произведения – тема любви к Родине. Рассказ о том, что дорого, близко автору. Именно это ощущение родства помогает автору понять « в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа». Именно русский пейзаж давал успокоение душе русского человека, уверенность, вселял надежду. А секрет этого пейзажа писатель видит в церквах (« он – в церквах »). Мир может быть огромен и мрачен, а жизнь человеческая тяжела и коротка, беззащитна перед темными силами, но церкви, даже разрушенные и затопленные, подобны свече, что еле теплится, но свет ее согревает душу человека, дает силы выстоять. Именно эти сельские церквушки несли красоту, радость, озаряли будни, придавая повседневным заботам глубокий смысл. Они дарили людям чувство общности со всем миром, поддерживали в минуту отчаяния: «Никогда ты не один».

Колокольный звон и храмы напоминали людям, « что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности». Сразу становится ясно, мысли эти о милосердии, о любви, о смерти, о смысле человеческой жизни. О том, зачем пришли мы в этот мир…( «Этот звон…поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги»).

А.И.Солженицын считает, что именно душевный труд, стремление человека стать лучше и делают его человеком, а не просто биологическим существом. Эти разрушенные храмы для писателя — воплощение души и мысли русского человека, живые свидетели его нравственных поисков, поэтому и пишет о них А.И.Солженицын, используя прием олицетворения («взбежавшие», «поднявшиеся») и сравнивает их с царевнами русских сказок. Но горькими словами отчаяния и боли завершается рассказ: « Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь…»

Источник

Анализ цикла «Крохотки» Солженицына

— Попробуем на материале «Крохоток» понять: нашёл ли А.И. Солженицын такую Россию,
такое место, где усталой душе был приют … Что такое «крохотка»? Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову. (Миниатюра; маленькое, крохотное произведение; зарисовка; стихотворение в прозе; маленький рассказ.)

«В малой форме можно очень много поместить», — писал А.И. Солженицын. Оттолкнувшись от этого утверждения автора, попробуем подтвердить (или опровергнуть) эту мысль. И мне хотелось бы, чтобы вы на материале «Крохоток» углубили своё представление о личности А.И. Солженицына.
Выявление читательского восприятия;

— Вы прочли «Крохотки». Каково ваше впечатление о них? Каковы их темы?

В «Крохотках» автор свежим зрением пытается постичь те изменения, которые произошли в обществе за время его долгого вынужденного отсутствия. Его зоркий взгляд
видит очень многое из того, чего люди в хлопотливой суете повседневных забот порой не
замечают и мимо чего равнодушно проходят.

— Что автор больше всего ценит? Каковы его приоритеты?
(Свободу, возможность дышать свежим воздухом, красоту, простоту и естественность; гармонию, тишину и покой … )

— А что должна содержать в себе миниатюра? Что это за жанр?

Термин «миниатюра» заимствован из живописи. Подобно художнику, рисующему красками маленькую картину, писатель создаёт небольшие зарисовки с помощью слов. Малый объём диктует необходимость информационной насыщенности и ёмкого выражения состояния души лирического героя. Мысли, чувства, ощущения — вот те источники, которые питают лирическую миниатюру. Часто она имеет глубокий философский подтекст.

Структурные элементы миниатюры — ёмкие заглавие, содержание и заключительная мысль-итог. К жанру миниатюры обращались многие художники слова.

«Крохотки» имеют биографическую основу или автор фантазирует? Послушаем историю создания этих произведений.

Первые «Крохотки» писались в 1958-1960 годах, когда А.И. Солженицын жил с семьёй в Рязани и работал учителем в средней школе. В них отразились впечатления от велосипедных поездок по Средней России. Попытки напечатать их в журналах «Новый мир», «Семья и школа» оказались тщетными. Долгое время «Крохотки» ходили в самиздате. Первая публикация — в журнале «Грани», Франкфурт, 1964 год, NQ 56.

Рязань соответствовала представлению автора об истинной России. Недалеко от Рязани, в селе Константинове, родился Сергей Есенин. Жить в Рязани и не побывать на Родине великого поэта Солженицын не мог. 20 июля 1960 года он был в селе Константинове.

— Какие впечатления от поездки выразил он в миниатюре «На родине Есенина»?

Автор «крохотки» хотел подчеркнуть бедность обстановки, в которой жил С.Есенин, и силу его таланта, не зависящую ни от каких внешних обстоятельств. Поэт со всей силой
любви к Родине воспел рязанские просторы, создав бессмертные образы красоты.

— Что увидел писатель в других местах?
— В «крохотке» «Прах поэта» чувствуется боль автора, сожаление о том, что везде то же самое. Но дело не только в бедности, но и в изменении сознания людей, в их беспамятстве, отрыве от своих корней.

— Забыв о памяти предков, о своих корнях, о том, что слова род, природа и народ изначально одного корня, люди подменили нравственное отношение к добру как благу (добрые дела во благо людей) материальным, имущественным. Об этом писал А.И. Солженицын и в рассказе «Матрёнин двор» («… добром нашим, народным или моим странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо»).

— Эта мысль есть и в «Крохотках»: «все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями».

Автор нарочито замечает грубые, прозаичные детали окрестностей села Константинова, чтобы подчеркнуть жизненные приоритеты жителей.

— Такое современное понимание «добра» разделяет общество. Может быть> в этом и есть
причина духовного кризиса, наблюдаемого в стране? Как вы думаете? Каких людей, по вашему мнению больше: хороших или плохих?

— Солженицын считает, что плохих людей больше, потому что для того, чтобы изменяться к лучшему, нужна работа души. А затруднять себя этим многие не хотят.

— А что может объединить людей, создать умиротворение в душах?

— Автор отвечает на этот вопрос в «крохотке» «Путешествуя вдоль Оки»: «Пройдя просёлками Средней России» начинаешь пони мать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он в церквах … И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности.

Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей оттого, чтоб опуститься на четыре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».

— Согласны вы с писателем? Возникали ли у вас подобные мысли?
— Обратите внимание, как с помощью сонорных звуков [л], [н], однотипных конструкций
(над селом, над полем, над лесом) передаёт Солженицын колокольный звон, его строй и
тональность. Какие слова находит писатель, чтобы мы задумались о вечном?

(«Начинаешь понимать», «ключ», «русский пейзаж»; «церковь», «звон вечерний плыл над селом», «над полем, над лесом»; «покинуть надо мелкие земные дела»; «отдать мысли — вечности»; «звон, старый напев … поднимал людей»; «в эти камни наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни).

Во многих людях — крестьянах, купцах, студентах, в заводчиках, жертвовавших деньги на храмы, музеи и даже на революцию жила, как заметит позднее Солженицын, «простота … дослужебная, дочиновная, досословная, догосударственная, невежественно-природная простота». Эта соборность, общинность долго противостояла зловещему разделению народа на классы, на партии, сословия, противостояла организации борьбы между ними».

— А какими чувствами автора освещено восприятие действительности в «крохотке» «Озеро Сегден»?

— Озеро Сегден … Где находится оно? В каком уголке нашей необъятной страны? Что
особенного таит в себе загадочная природа этого уголка земли? И почему именно здесь
защемило сердце великого писателя своей сопричастностью с Родиной?

Озеро Сегден находится около села Ласкова Рязанского района. г.п. Смолицкая указывает
такие варианты названия, как Сегденское, Сегдино, Сегодина. По всей вероятности, гидроним имеет финна-угорское происхождение. Возможно его сопоставление с мокшанским словом сенди — камыш, что соответствует и естественно-географической характеристике озера, большая часть берегов которого заросла камышом

Читаем 1-й абзац «крохотки» «Озеро Сегден»:

«Об озере этом не пишут и громко не говорят. И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка. Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём, — поворачивай! Эту чёрточку ставит земная власть. Эта чёрточка значит: ехать нельзя и лететь нельзя, идти нельзя и ползти нельзя».

— Что вы услышали здесь? Какие художественные приёмы использует здесь автор?
(Инверсию, сравнение, повтор, иронию.)

С горькой иронией пишет Солженицын о скрытом, как у волшебного замка, местонахождении этого озера. Немая чёрточка — запрещающий въезд знак — гласит, что сюда запрещён въезд, но Солженицын усиливает мысль: ехать, лететь, идти, ползти – ничего нельзя.

Не случайно трижды повторено словосочетание «эта чёрточка», эпитет «немая» (чёрточка) содержат контраст: немая, а много требующая. Попарное соединение глаголов
движения подчёркивает, что любой способ передвижения, любая попытка — под запретом. И это должен понимать каждый — человек ли, дикий ли зверь. А кто не понимает или сознательно нарушит запрет земной власти, тому «доходчиво» всё объяснит охрана, сидящая в засаде, как при охоте на дикого зверя.

Читаем следующее предложение:

«А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками и пистолетами».

— А что означает слово турчок?

Казачий словарь-справочник объясняет, что это полицейский свисток. Помните о казачьих корнях Солженицына?

Читаем следующий абзац. Подумайте, как создаётся здесь «эффект присутствия».

«Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, — не найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый.

И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век».

Обращаем внимание на то, как писатель передаёт долгое, безрезультатное движение:
кружишь, кружишь, ищешь, не найдёшь, спросить не у кого. А причина? « … напугали народ, никто в том лесу не бывает».

Изобразительные возможности языка продемонстрированы в пределах одного сложного предложения. Читатель вслед за лирическим героем втайне побывал на берегу запретного озера. Вместе с ним боялся быть пойманным, наказанным и выдворенным за пределы «заповедной» территории.

«Эффект присутствия» создаётся глаголами 2-го лица настоящего времени (кружишь, ищешь, не найдёшь, проберёшься, знаешь, излюбишь), ты — любой, каждый из нас. Пробраться к озеру можно только тропой.

Автор называет её «скотьей», используя притяжательное прилагательное (по типу «лисья,
медвежья»). Убеждаемся: в словаре Ожегова такого прилагательного нет, есть скотский, скотный, скотиний, скотинный.

Как вы думаете, можно было употребить такие слова в этой миниатюре? Скорее всего, нет: они грубы, неуместны в таком тексте. «Скотья» — это авторский неологизм, но как точно передаёт он значение слова!

«Скотья тропа» — тропа, проложенная зверем в помощь человеку, ищущему подход к озеру. Л. Чуковская писала, что Солженицын «великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию … »

— А как вы понимаете слово «излюбишь»?

Давайте уточним значение этого слова в словаре В.И.Даля (выберем из всего спектра значений подходящее).
Излюбить — облюбовать, избрать по выбору.

Сравним с употреблением этого слова в Нобелевской лекции А.И.Солженицына: «В
русском языке излюблены пословицы о правде: одно слово правды весь мир перетянет».
Ср.: излюбленный — самый любимый и привычный (Л П.Алекторова, ЛА. Введенская, В. И. Зимин и др. Словарь синонимов русского языка).

Глагол излюбишь передаёт силу, глубину чувства любви и её постоянство (даже вопреки приставке ИЗ, предполагающей скорее исчерпанность).

Продолжаем чтение.
«Сегденское озеро — круглое, как циркулем вырезанное. Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) — до другого только эхо размытое дойдёт далеко. Обомкнуто озеро прибрежным лесом. Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то прозрачная белая — и белое дно.
Замкнутая вода. Замкнутый лес. Далеко. Озеро в небо смотрит, небо — в озеро. И есть ли ещё что на земле — неведомо, поверх леса – не видно. А если что и есть — оно сюда не нужно, лишнее».

— Что здесь привлекло ваше внимание?

— Автор восхищён, предложения короткие, порой назывные, безличные, но очень выразительные, ёмкие: «Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо — в озеро».

— Обратите внимание на цвет: желтая полоска песка, серый камышок ощетинился, зелёная мурава, вода прозрачная белая, белое дно. Здесь нет ничего лишнего, отвлекающего от лицезрения Божественной красоты. Краски естественны, звуки гармоничны. Понравилось
ласкательное слово камышок и употребимый с ним глагол ощетинился.

— Здесь всё какое-то сказочное, красивое, гармоничное. Круглое озеро, берег тоже окружность, и лес вокруг озера образует круг. Здесь ни убавить ни добавить, только необходимое, чтобы понять, как прекрасна земля.

— Круглое, как циркулем вырезанное озеро похоже на зеркало, в которое засматриваются не только облака, деревья, но, наверное, и человек. Здесь всё говорит о вечности и ты сам
невольно задумываешься о вечности.

— Вы правы, ребята, увидев в этой миниатюре удивительную упорядоченность в природе: «лес ровен, дерево в дерево». Деталей пейзажа немного: лес, песок, камышок, ряска, вода, небо. А большего и не нужно. Оно действительно лишнее. К тому же трудная жизнь, полная лишений, сделала писателя аскетом.

За годы одиннадцатилетнего лишения свободы он научился довольствоваться малым. Но и там, как признавался автор, душа удивительным образом становилась взыскательнее и тоньше, остро реагируя надобро и зло, отсекая всё лишнее, чего человеку не надо.

В этом спрятанном от мира людей уголке душа отзывается на красоту природы. покой,
умиротворяется и устремляется в горние вершины … Завершаем чтение миниатюры.

«Вот тут бы и поселиться навсегда … Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и
небом струил ась бы, и текли бы чистые глубокие мысли. Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дача его, купальни его.

Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. Сперва синий дымок над озером, а погодя — выстрел. Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область. А сюда, чтоб никто не мешал им, — закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. Вот следы: кто-то костёр раскладывал, притушили в начале и выгнали. Озеро пустынное. Милое озеро. Родина … »

— Как вы думаете, может ли пейзаж стать элементом характеристики лирического героя? (Да, он выдаёт его чуткую, восприимчивую к красоте душу. Вспомним его слова: местечко, милое озеро, родина.)

Скрытое от окружающего мира, устремлённое в небо, озеро показалось лирическому герою земным раем. Земное и небесное там не в противостоянии, а в отражении, в нерасторжимой связи.

Понятно высказанное желание поселиться там навсегда (поселиться бы, струилась бы, текли бы). Слова о чистых глубоких мыслях, которые текли бы здесь, соотносятся с течением и чистотой воды. Трепетность души, свободной от земных оков, сравнивается с едва видимым движением воздуха.

— А как вы понимаете слово струилась? (Поднималась, текла, парила.)
— А когда душа парит? (Когда человек счастлив. Это момент радостного единения человека и природы.)

— Но … «нельзя», — прерывает свои размышления о мечте лирический герой. И гармония в природе противопоставлена несправедливому человеческому мироустройству. Вы обратили внимание, сколько раз употребляется в этой «крохотке» слово нельзя? (5 раз!)

— Что вы можете сказать о смысле этого слова?

На нём (в сочетании со зрительным образом «немая чёрточка» — запрещающий въезд знак) делается смысловой акцент. Сталкиваются понятия Родина, милое озеро — нельзя, запрет. К сожалению, нельзя поселиться в этом местечке навсегда. Не удастся продлить строение души, открытой высокому.

— Кто такой князь? (Начальство, властители, может быть, местный «удельный князь».)

— Какими словами характеризуется хозяин озера? Выдают ли они авторское отношение? (лютый князь)

— Подберите синонимы к эпитету лютый. (Злой, жестокий.)

— А почему злодей косоглазый?

— Он как сказочный отрицательный герой — лихо одноглазое.

— Может быть, видит всё однобоко, упрощённо, не обладает широтой зрения.

— Обратим внимание на слово захватил. (Силой овладел, не по праву, не по закону.)

— В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой к истолкованию слова «князь» приведена поговорка: из грязи в князи (презр.), значение которой — возвысился не по заслугам. Интересно и такое наблюдение: ведёт себя эдаким князьком (перен.: превышая свою власть, ни с кем не считаясь; разг. неодобр.). Убеждаемся: каждое слово в авторской характеристике «хозяина» озера очень значимо, дополняет друг друга.

— Кто такие злодей и злоденята? (Родственники, приближённые, обслуга; они относятся к
природе потребительски: ловят рыбу, бьют уток.)

— В противовес занятиям «злодея» и «злоденят» горбит и тянет вся окружная область
(ассоциация с бурлаками).

— Какой здесь основной приём изображения? Его цель?

— Это антитеза: там — здесь. Её цель — показать разный уровень жизни; социальное
расслоение, неравенство. Переход к финалу подготовлен всем предыдущим повествованием, абзацами-антитезами. Обратим внимание: абзацы становятся всё меньше. И вот конец: «Озеро пустынное. Милое озеро».

— Какую мысль передаёт здесь автор?

Здесь вновь используется смысловая антитеза — основной авторский приём организации текста: передано сложное авторское отношение (озеро милое, но пустынное, потому что
запретное, чужое, как и его название. И человек чувствует себя здесь чужим. Об этом когда-то с горечью писал и С.Есенин: «В своей стране я словно иностранец». «Русь советская»).

— А мне кажется, что слова пустынное и милое можно воспринимать как контекстуальные синонимы, ведь автора вела «мечта о тихом уголке России».

— Какие мысли и чувства автора заключены в последнем слове «Родина …?

— Это итог, эмоциональный и смысловой.

— Слово передаёт итог двойственного впечатления от увиденного. Здесь даже многоточие значимо, оно свидетельство недоговорённости и одновременно знак надежды на читательский отклик, на диалог с писателем.

— Сопоставьте, пожалуйста, последнюю строку с первой. О чём говорит вам это сопоставление?

— Повествование об озере, затерявшемся в лесной глуши Мещёры, переходит в раздумье о Родине. (От частного — к общему. Кстати, в тексте представлены все типы речи: повествование, описание, рассуждение.)

— Смог ли автор уместить в малой форме многое?
— «Крохотки» очень ёмкие по содержанию.

«В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя», — писал А.И.Солженицын.

Хочу показать вам пример совсем маленькой по объёму «крохотки».
Выразительное чтение «крохотки» «Костёр и муравьи»

«Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено
муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра.

Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились, и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, что опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там … »

— Что можете сказать? О чём это?

— На мой взгляд, эта зарисовка является аллегорией преодоления жизненных трудностей и авторского отношения к Родине. Солженицына осудили за антисоветскую агитацию и выслали из страны за критику…

А он, живя в Америке, писал статью «Как нам обустроить Россию» (1990) и при первой возможности вернулся на Родину (1994). Потому что, как писал Паустовский, очень любивший Мещёрский край, «человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

Даже критикуя, писатель деятельно желает своей стране добра.

— Какие же чувства вызывает у А.И. Солженицына Родина?
Преклонение перед красотой, любовь и горечь, боль. Любовь и боль (как у Есенина — плач) — вот два главных чувства, передающие отношение А.И. Солженицына к Родине. А между ними — целая гамма чувств и переживаний: недоумение, восхищение, преклонение, любовь, сожаление, растерянность, негодование, тоска, обида, боль …

— О чём заставили вас задуматься «крохотки» А.И. Солженицына?

(Если в «Одном дне Ивана Денисовича» жизнь героя измеряется днём, то в «Крохотках» единицей измерения времени становятся минуты, мгновения. Но эти мгновения заставляются задуматься о жизни, о предназначении человека, о мире природы, о человеческом обществе; о том, что мы живём на прекрасной земле, и эта земля — наша Родина.)

— Каким вам видится автор «Крохоток»?

(Внимательным, любящим природу и Родину, страдающим, неравнодушным .. ,)

Писатель с болью в душе пишет о происходящем в родной стране, Он уверен, что «писатель — не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он — совиновник во всём зле, совершённом у него на родине или его народом».

Об этом говорил Солженицын в Нобелевской лекции, которая ему была присуждена «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Источник

Главная>Сочинения по темам

Путешествие

Быстрый переход:

Вариант 1 — Общее (кратко)

Вариант 2 — Общее

Вариант 3 — Москва

Вариант 4 — Санкт-Петербург

Вариант 5 — Крым

Вариант 6 — Италия и Швейцария

Вариант 7 — Таиланд и Лаос

Похожие сочинения про путешествие

Вариант 1 — Общее (кратко)

18 предложений/ 173 слова

Путешествие — это как попадание в сказку, где всё необычно и не реально. Я люблю путешествовать, узнавать другие страны и города. Залог хорошего путешествия, это грамотная подготовка. Когда я куда-нибудь приезжаю, то стараюсь посмотреть все местные достопримечательности или просто красивые места. Всё это я подготавливаю заранее. Надо знать, что смотреть в первую очередь, как добраться до них, когда они открыты и т.д. Если подготовиться хорошо, то посмотреть и узнать можно гораздо больше и дешевле.

Путешествовать должны все люди. Без путешествий жизнь становится скучной и серой. Я не понимаю тех людей, кто не хочет и не любит смотреть мир. Я ещё мало где был, но уверен, что успею за свою жизнь посмотреть много красивых стран и городов. Больше всего мне нравится путешествовать на автомобиле. Мы семьёй съездили уже в Крым, Великий Новгород, Псков, Карелию и Ярославль. Сейчас мы собираемся на Онежское озеро.

Но на автомобиле сложно или практически невозможно посмотреть дальние страны. Тут без самолёта не обойтись. Когда я вырасту, я хочу совершить кругосветное путешествие, используя различные виды транспорта. Это моя самая большая мечта.

Вариант 2 — Общее

18 предложений/ 252 слова

Что может быть лучше путешествия? Я даже не могу себе представить такого. Я очень люблю путешествовать. Без разницы куда ездить, главное познавать не виденные ранее места. Когда я путешествую, то получаю потрясающие эмоции, заряжаюсь энергией, а также борюсь со скукой и рутиной. Кроме этого, путешествия позволяют мне развивать кругозор, узнавать много чего нового.

В путешествиях я знакомлюсь с новой культурой, обычаями и образом жизни проживающих там людей. Например, я вижу, что в Париже местные жители могут часами сидеть в кафе и пить маленькую чашку кофе, во Вьетнаме все ездят на мотобайках, а в Китае по вечерам много людей выходит в парки, где поют и танцуют. Все эти особенности их жизни очень интересно наблюдать.

Также мне нравятся случайные знакомства с людьми со всего мира. В Турции я познакомилась с немцами из Бремена, в Египте с девушкой из Польши, а в Голландии с бабушкой из Канады. Со всеми из них я приятно и интересно провела время, узнала много об их жизни и путешествиях, улучшила свой английский язык. Я до сих пор переписываюсь со всеми этими знакомыми, и мы мечтаем когда-нибудь встретиться в их стране или у меня в России.

Я побывала уже во многих странах мира, но ещё больше осталось мест, где я не была. Больше всего я очень хочу побывать в Австралии, Японии, США и Кении. В России я хочу посетить Байкал и Камчатку. В этом году я отправляюсь в загадочный Израиль, а также мы с родителями будем отдыхать на Кипре. С большим нетерпением я жду предстоящие путешествия и открытия в новых странах.

Вариант 3 — Москва

17 предложений/ 252 слова

Я не часто куда-то путешествую, поэтому, когда родители объявили мне, что в июне мы поедем в Москву, я очень обрадовался. Я давно мечтал увидеть столицу нашей родины, посмотреть её главные достопримечательности.

И вот на поезде мы прибыли на Ярославский вокзал, откуда на метро добрались до нашей гостиницы. Она находится на окраине города, но рядом со станцией метро, что позволяло нам быстро добираться до нужных мест.

Первым делом, мы, конечно, отправились на Красную площадь. Посмотрели Кремль, красивейший собор Василия Блаженного, мавзолей Ленина, могилу неизвестного солдата, нулевой километр, захоронения известных людей и многое другое. Увидеть такие известные места в один день, это очень здорово, просто захватывает дух.

Во второй день мы катались на кораблике по Москве-реке, гуляли по парку «Зарядье», посмотрели храм Христа Спасителя, съездили посмотреть район Москва-сити. На третий день у нас была куплена экскурсия в музей-заповедник Царицыно. Там мне также очень понравилось, правда, сил ходить уже не было, а там такая огромная территория. На следующий день мы ходили в музей изобразительных искусств имени Пушкина. Я не очень хотел его посещать, но моя мама большая любительница живописи и пропустить такой музей она не могла.

В последний день мы разделились. Мама опять пошла в музей смотреть картины, теперь уже в Третьяковскую галерею, а мы с папой сначала съездили на Воробьёвы горы, откуда открывается потрясающий вид на город, а потом пошли в Оружейную палату и Алмазный фонд. Там было так красиво, всё такое богатое, блестит, мне очень понравилось.

Наша поездка закончилось, время пролетело быстротечно. Это путешествие было очень интересным, я запомню его на всю жизнь!

Вариант 4 — Санкт-Петербург

16 предложений/ 254 слова

В прошлые зимние каникулы мы с мамой отправились в самый красивый город нашей страны — Санкт-Петербург. Мы прилетели туда 30 декабря, чтобы успеть отпраздновать Новый год в этом городе. По прилёту шёл мелкий моросящий дождь, что нас сильно удивило, так как в нашем городе, когда мы улетали, было минус 18 градусов. Мы добрались до гостиницы, и пошли гулять по Невскому проспекту, главной и самой красивой улице Санкт-Петербурга.

На следующий день мы посетили музей Эрмитаж, особенно мне понравился зал с картинами Рембрандта. К сожалению, за 5 часов мы смогли посмотреть только маленькую часть выставленных экспонатов музея, ведь Эрмитаж очень большой музей. После музея мы стали готовиться к празднованию Нового года, купили несколько простеньких хлопушек, конфетти, поспали несколько часов.

Новый год мы встречали на Дворцовой площади. Мама сильно переживала, боялась за меня, так как там было очень много народа. Но всё прошло хорошо, все были весёлые и счастливые. Этот Новый год первый, который я встретил не за столом, конечно, он запомнится мне на всю жизнь.

В следующие дни мы продолжили знакомство с достопримечательностями города, посмотрели Исаакиевский собор, и, конечно же, забрались на колоннаду, откуда открывается великолепный вид на город, самый красивый храм города — Спаса-на-крови, побывали в Казанском соборе, где похоронен Михаил Кутузов, побродили в Петропавловской крепости, увидели памятник Медный всадник и крейсер «Аврора». И это только маленькая часть, увиденная нами в Санкт-Петербурге! Всё в этом городе посмотреть просто невозможно. Ну, и ещё хочу добавить, что в город, всё-таки, приезжать стоит летом, тогда он будет намного красивее. Надеюсь, что именно так я сделаю через несколько лет.

Вариант 5 — Крым

21 предложение/ 263 слова

Прошлым летом мы семьёй совершили увлекательное путешествие в Крым. Нас уговорила поехать туда бабушка, которая отдыхала там в молодости и ей хотелось ещё раз побывать в тех местах. И вот, я, родители и бабушка вылетели на самолёте на этот прекрасный полуостров. Прилетев, мы отправились на автобусе в Алушту, именно там мы забронировали номер в мини-отеле.

Алушта мне очень понравилась. Пляж большой и протяжённый, вода потрясающе чистая. Вечером мы любили гулять по красивой набережной. Также там есть много мест, которые можно посетить детям и подростам: дельфинарий, большой аквариум, аквапарк, парк «Крым в миниатюре» и многие другие. Кроме этого, мы брали экскурсии в другие места, посетили самое знаменитое место Крыма — Ласточкино гнездо, побывали в Ливадийском дворце, ездили в Бахчисарай. Родители иногда по вечерам ходили в кафе и ночные клубы.

Но, конечно, всё основное время мы проводили на пляже, купались и загорали. Мы с бабушкой собирали интересные камни и ракушки на пляже. Папа много плавал, любил далеко заплывать, так как он в молодости занимался плаванием, имеет разряд по этому виду спорта. Мама всегда очень за него беспокоилась.

В нашем отеле был бассейн, и иногда мы там плавали или валялись около него на шезлонгах. Именно там я познакомилась с двумя девочками из Тулы. Они подружки, которые приехали в Крым с мамой одной из девочек. Мы много общались, интересно было узнать об их жизни, о том, как они учатся, они много рассказывали о своём интересном городе. Я переписываюсь с ними до сих пор.

Путешествие в Крым быстро подошло к концу, и мы отправились домой. Мне очень понравился отдых, и я теперь понимаю бабушку, которая хотела туда вернуться.

Вариант 6 — Италия и Швейцария

26 предложений/ 359 слов

Меня зовут Алексей, мне 13 лет. Мои родители большие любители путешествий. В прошлом году мы совершили увлекательное турне по Италии и Швейцарии. Сначала мы планировали объехать вокруг Швейцарского озера, но потом, маме очень захотелось посмотреть Милан, и они решили немного изменить маршрут.

Итак, сначала мы отправились в Милан, который является одним из самых красивых городов мира. Главная его достопримечательность — Кафедральный собор Дуомо, который, вероятно, самый красивый собор в мире. Красота его просто невероятна! Также мне понравился замок Сфорца. Его архитектор тот же самый, что и нашего московского Кремля, поэтому они очень похожи. Кроме этого, мы посмотрели Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, где находится знаменитая фреска «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи, знаменитую оперу «Ла Скала», другие красивые соборы и церкви, названий который я уже не помню. Потом мы сходили в музей Пинакотека Брера, где увидели много красивых картин. В последний день мы с папой съездили и посмотрели стадион­ «Сан Сиро», где играют знаменитые футбольные команды Милан и Интер.

После этого потрясающего города мы на поезде поехали в Швейцарию, к Швейцарскому озеру. Первый наш город был Монтрё. Для русских людей он памятен тем, что здесь жили многие известные люди, например Владимир Набоков прожил здесь последние 17 лет своей жизни, и даже похоронен здесь. Было очень интересно побродить по очень красивой набережной, посмотреть на людей и­ на чистейшее озеро, в котором плавают лебеди в большом количестве.

Затем мы начали потихоньку продвигаться вдоль Швейцарского озера и перебрались в город Веве, в котором также прожил последние дни своей жизни знаменитый актёр Чарли Чаплин. Эти городки очень красивые и уютные, не зря их выбирали в качестве «последней гавани» такие известные люди.

Следующий наш город был Лозанна. Здесь находится штаб квартира Олимпийского комитета и самый лучший музей олимпийского движения в мире. Конечно, мы его посетили и нам он очень понравился! Ещё в этом городе мне запомнился очень интересный фуникулёр, который имеет статут городского метро.

Последним нашим пунктом назначения был город Женева. Самое запоминающее место в этом городе был огромный фонтан на Женевском озере – его видно из многих частей города. А ещё мне запомнился памятник «Сломанный стул» который символизирует протест против применения мин.

Я рад, что совершил такое потрясающее путешествие и побывал в таких замечательных и красивых местах.

Вариант 7 — Таиланд и Лаос

27 предложений/ 405 слов

Прошлой зимой, мы всей семьёй, совершили удивительное путешествие по Таиланду и Лаосу. Семья состоит у меня из трёх человек, мои родители и, собственно, я сам.

Холодным февральским днём мы вылетели из московского аэропорта «Домодедово» и направились в Астану, столицу Казахстана, где у нас была пересадка. В небольшом аэропорту мы провели несколько часов. Так как была ночь, да и холодно, то выходить на улицу мы не стали. И вот, снова самолёт, который мчит нас уже в другую столицу, на этот раз Таиланда, а название её — Бангкок.

В этом городе мы решили провести 5 дней, чтобы успеть посмотреть все главные достопримечательности. Мы сразу с головой окунулись в бурную жизнь этого огромного города. Целыми днями мы ездили на общественном транспорте, в основном на метро и такси, и смотрели различные потрясающие места. Больше всего мне понравился храм Ват Арун, храм изумрудного Будды и Королевский дворец. Кроме этого, мне понравилась поездки на местных лодках по каналам города, прогулка по парку Люмпини, где прямо по парку бродят вараны, ну, и конечно, пробовать вкусные тайские фрукты. Их там такое огромное количество, что каждый день я пробовал какой-нибудь новый экзотический фрукт, а чаще всего, и не один. Мои любимцы — манго и драгон фрукт.

После головокружительного Бангкока мы отправились в Луангпрабанг, небольшой городок в Лаосе, где находятся многочисленные достопримечательности страны. Даже не достопримечательности, а просто красивые места. В самом городе есть потрясающий Королевский дворец и национальный музей, а прямо напротив его холм Пху Си, откуда открывается невероятный вид на город. Также хочу сказать, что по городу протекает знаменитая река Меконг, вид и закаты на которой просто не передать словами. А рано утром, в этом городке, есть прекрасная старинная традиция — кормление монахов. Вдоль главных улиц рассаживаются местные жители с рисом, и кладут проходящим монахом его горсть, а иногда и что-нибудь ещё. Это очень интересное зрелище. Но главное, ради чего мы ехали в Луангпрабанг, это водопад Куанг Си. Он считается одним из самых красивых в мире, и я рад, что смог увидеть его.

После Луангпрабанга мы улетели в столицу Лаоса — Вьентьян. Этот город мне запомнился триумфальной аркой Патусай, на которую можно подняться и знаковым местом всей страны — храм Пха Тхат Луанг, с его золотой ступой. Этот храм мы не смогли долго посмотреть, так как была просто невероятная жара.

Пробыв три дня во Вьентьяне, мы отправились обратно домой по такому же маршруту через Бангкок и Астану. Эта поездка мне очень понравилась, и я мечтаю совершить ещё не одно такое же интересное путешествие.

­

Похожие сочинения про путешествие:

­ Путешествие по России

В прошлом году мы с папой отправились в Санкт-Петербург. Это путешествие по России стало самым ярким событием моих летних каникул, подарившим мне множество приятных впечатлений.­До Санкт-Петербурга мы добирались на поезде. Полное сочинение>>>

­ Путешествие с семьей

Путешествие — это всегда увлекательное приключение, которое позволяет тебе увидеть интересные места, завести новых знакомых и просто хорошо провести время. Путешествовать приятно вдвойне, если ты делаешь это с самыми близким и дорогими людьми — членами твоей семьи. Полное сочинение>>>

­ Моя поездка на поезде

Путешествие всегда сулит множество ярких впечатлений и нередко приключения начинаются уже в дороге. Так, мне особенно запомнилась наша поездка с родителями на поезде в Анапу, состоявшаяся два года назад. Полное сочинение>>>

­ Отдых на море

Больше всего я люблю летние каникулы. Ежегодно мы с родителями выбираемся к морю. Наши бабушка и дедушка живут у самого Черного моря — в Евпатории. Хоть это и далеко от нас, мы все равно очень часто навещаем наших любимых «стариков». Полное сочинение>>>

­ Где бы я хотел побывать

1. На земле существует множество мест, где мне бы хотелось побывать, но больше всего меня привлекает Франция. Мне нравится архитектура этой страны. Узкие мощеные улочки, живописные набережные Сены, прекрасные готические соборы и, конечно же, великолепная Эйфелева башня в центре Парижа.

2. Что для вас путешествия? Для меня – это дух приключений, смесь приятных ожиданий и небольшого волнения. Когда за несколько дней ты начинаешь собирать чемодан, составляешь список, чтобы ничего не забыть, и не можешь долго усидеть на одном месте, понимая, что впереди тебя ждёт что-то невероятное. Полное сочинение>>>

­ Куда бы я хотела поехать летом и почему

­ Куда бы я хотел поехать летом и почему

­ Куда бы я хотел поехать путешествовать

­ Как я в первый раз поехал на море

­ Туризм

­ Каникулы моей мечты

­ Путешествие в космос

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

  • Напишите небольшое сочинение рассуждение о роли воображения в какой либо профессии по выбору
  • Напишите небольшое сочинение рассуждение на тему что такое богатство русского языка 6 класс
  • Напишите небольшое сочинение рассуждение на тему что значит быть воспитанным человеком
  • Напишите небольшое сочинение рассуждение на тему интуиция и ее роль в жизни человека
  • Напишите небольшое сочинение рассуждение на тему зачем нужны правила сетевого этикета