Напишите небольшое сочинение рассуждение роль книжно славянского типа литературного языка в развитии

Обновлено: 11.01.2023

Сочинение на тему «Роль русского литературного языка в развитии обществв. »
P.S.У кого какие мысли по этому поводу!? -ПИШЕМ!! БУДУ РАДА.

Литературный язык — форма существования национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.
Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка — территориальным диалектам, городскому просторечию, профессиональным и социальным жаргонам.
Литературный язык можно разделить на две функциональные разновидности — книжный и разговорный.
Итак, существуют следующие стили книжного языка — научный, официально-деловой, публицистический, религиозно-проповеднический и художественный.
Основными чертами художественного стиля являются:
образность;
конкретность;
эмоциональность;
оценочный характер речи.
Характерной чертой художественного стиля является также использование слов с конкретным значением, слов, употребляемых в переносном значении; эмоционально оценочной лексики. С грамматической точки зрения для художественного стиля характерно использование синтаксических конструкций самых разнообразных видов.
Разговорный язык. Разговорная разновидность литературного языка — это самостоятельная и самодостаточная система внутри общей системы литературного языка, со своим набором единиц и правилами их сочетания друг с другом, используемая носителями литературного языка в условиях непосредственного, заранее не подготовленного общения при неофициальных отношениях между говорящими.
Разговорный стиль — это одна из полноправных литературных разновидностей языка, а не какое-то языковое образование, стоящее на обочине литературного языка или вообще за его пределами.
В разговорном стиле, для которого устная форма является исконной, важнейшую роль играет звуковая сторона.
По звучанию можно легко отличить полный (академический) стиль произношения, присущий лектору, оратору, профессиональному диктору (все они далеки от разговорного стиля, их тексты представляют собой иные книжные стили в устной форме речи) , от неполного, свойственного разговорной речи.
В современном русском книжном литературном языке выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, религиозно-проповеднический. Иногда к функциональным стилям относят и язык художественной литературы.
Деление литературного языка на стили можно представить в виде следующей схемы:
Литературный язык
Книжный Разговорный
научный в зависимости от сферы применения
официально-деловой в зависимости от коммуникативных
публицистический целей
религиозно-проповеднический в зависимости от социальных
Книжный язык — это достижение и достояние культуры. Он является основным носителем и передатчиком культурной информации. Все виды непрямого, дистантного общения осуществляются средствами книжного языка.
_______________

Современный русский язык — это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения.
Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы: восточная (русский, украинский, белорусский) ; западная (польский, чешский, словацкий, лужицкий) ; южная (болгарский, македонский, сербскохорватский [хорватскосербский] , словенский) .
Современный русский литературный язык — это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных актов. Важнейшей особенностью его является нормированность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.
Русский литературный язык имеет две формы — устную и письменную, которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, поскольку рассчитаны на разные виды восприятия — слуховое и зрительное. Письменный литературный язык отличается от устного большей сложностью синтаксиса, преобладанием отвлеченной лексики, а также лексики терминологической, преимущественно интернациональной по своему использованию.
Русский язык выполняет три функции:
1) национального русского языка;
2) одного из языков межнационального общения народов России;
3) одного из важнейших мировых языков.

В области графики и орфографии можно отметить следующие приметы второго южнославянского влияния: вновь вводится буква юс большой для обозначения гласного /у/ (наряду с буквами –у,-ю), исключается j между гласными перед /а/ (ср.: добраа, котораа, многаа), знаки редуцированных Ъ,Ь в сочетании с плавными пишутся по южнославянскому образцу — после плавных: влъкъ (ср. др. русск. вълкъ). прьстъ (ср. др.-русск. пърстъ) млъчати (ср. др. русск. мълчати); разграничивается употребление букв и j— последняя пишется перед гласным; восстанавливаются написания слов с гы, кы, хы вместо ги,ки,хи, соответствующих живому произношению (великый, грЬхы, многыми), вводятся некоторые написания по греческому образцу (гг вместо нг: аггель вместо ангель и под.) увеличивается число написаний под титлами.

В лексике активно употребляются слова с абстрактным значением, слова с фонетическими приметами старославянского языка (врата, глава, врагъ, злато, юность, нощь, свЬща, дщерь, единъ, азъ и под.).

В морфологии широко используются архаические формы, не соответствующие живому употреблению: старые падежные формы склоняемых форм, двойственное число, звательная форма, аорист, имперфект, перфект со связкой, инфинитив на –ти, -щи, формы нетематического спряжения, 2л. единственного числа, настоящего времени на –ши (несеши, ходиши), действительные причастия на –ущ, -ащ идр.

До 60–70-х гг. XX века вопрос о втором южнославянском влиянии остаётся дискуссионным. Отдельные исследователи вообще отрицают такое влияние южнославянских традиций на русский язык. В частности, Л. П. Жуковская, основываясь на материалах псковских рукописей XIV—XVII вв., характеризует изменения книжной традиции этого периода как собственно русское явление — как сознательную попытку архаизировать письменность. Похожего мнения придерживается и Б. А. Успенский: в его интерпретации второе южнославянское влияние выступает как результат пурификаторской деятельности русских книжников — очищения старославянского языка от накопившихся разговорных элементов.

В конце 90-х — начале 2000-х появляются работы М. Г. Гальченко, опровергающие эту точку зрения. Гальченко связывает второе южнославянское влияние с культурными условиями эпохи и реконструирует распространение этого явления, возводя характерные для него особенности к болгарским источникам.

В XV-XVI веках оно охватило также ряд сочинений повествовательного, исторического и публицистического характера с ярко выраженными политическими тенденциями: прославлением прошлого и настоящего.

Следует, однако, отметить, что в произведениях, несомненно испытавших южнославянское влияние, хотя и редко, отмечаются живые русские формы (в правописании, грамматике, лексике). Например, в житии Дмитрия Ивановича: сердци (вместо срьдци), испълни (вм. исплъни), тобЬ, собЬ (вм. тебЬ, себЬ), по отцЬ (вместо по отци), перфект без связки: отчину:… еже ми предалъ (то есть отчину, которую мне он передал), полногласная форма полон (вм. плен), княгини (вместо княгыни) и др.

Второе южнославянское влияние способствовало архаизации литературного языка усилению расхождений между языком письменности и народно-разговорной речью. Вместе с тем оно способствовало установлению единообразия в правописании (хотя и архаизированного), обогащению словарного состава языка, активизации его стилистических ресурсов, повысило общественный интерес к вопросам письменности и языка.

На Руси освоение южнославянской книжности было активным творческим процессом. В ряде случаев нововведения проникали в русскую письменность не только через южнославянское посредство, а были вызваны прямым греческим влиянием и обращением к рукописному наследию Киевской Руси. XV век в России ознаменовался небывалым подъемом книгописания, возрождением основного корпуса памятников, существовавшего в домонгольской Руси. Изменения, произошедшие в русской письменности в результате второго южнославянского влияния, во многом предопределили в последующие века облик русской книги, рукописной и старопечатной, и некоторые аспекты нормализации церковнославянской орфографии.

Второе южнославянское влияние затронуло не только книжность Московской Руси, но и живопись, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. В современной научной литературе оно оценивается как общественное явление с неоднозначными последствиями.

  1. Кожин А. Н. Литературный язык Московской Руси М., 1984.
  2. Иванов В. В. Русский язык. В кн.: Очерки русской культуры XVI века, Ч. 2. Изд. МГУ, 1977.

Основные термины (генерируются автоматически): южнославянское влияние, русская письменность, второе, литературный язык, XV-XVI, житие, Киевская Русь, Русь, Слово, старославянский язык.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Роль старославянизмов в развитии русского языка

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Значительное место в лексике русского языка занимают старославянизмы — это слова, пришедшие из старославянского языка, родственного русскому. Они составляют около семи процентов основного лексического запаса русского языка. Старославянизмы прочно занимают важное место в русском языке, так как являются исконно русскими словами.

В современном русском языке старославянизмы играют огромную роль. Чаще они воспринимаются как поэтизмы, указывающие на определённую эмоционально-стилистическую окраску слова, выражения. От лексического же значения старославянизма зависит правильное восприятие сути как самого старославянизма в качестве лингвистической единицы, так и фразы, произведения, в котором он употреблён.

Актуальность исследования вызвана тем, что старославянизмы обогащают нашу речь, они помогают придавать особый смысл, выражение и эмоциональную окраску сказанному. Для нас важно уметь объяснять лексическое значение старославянизмов, это поможет лучше понимать русскую художественную литературу. Старославянизмы помогают изучать тесную историко-культурную связь славянских народов.

Цель исследования: изучение влияния старославянизмов на современный русский язык.

— выявить происхождение старославянизмов и их влияние на развитие русского языка;

— определить, какую роль играют старославянизмы в произведениях художественной литературы;

-провести анкетирование учащихся 10 и 11 классов;

Объект исследования: современный русский язык.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение источников информации;

2.2. Обобщение и выводы.

Теоретическая часть

Происхождение старославянизмов

Особое место в лексике русского языка занимают заимствования из старославянского языка 1 Старославянский язык — это язык древнейших богослужебных книг. Тесные контакты между древнерусским и старославянским языками в X—XI веках, связанные с распространением христианства на Руси, привели к тому, что в русский язык проникло большое количество старославянских слов. Часть этих слов претерпела различные изменения и сохраняется в словарном составе современного русского языка, образуя в нём особый лексический пласт — старославянизмы.

Являясь языком богослужебных книг, старославянский язык вначале был далек от разговорной речи, однако со временем он испытывает заметное влияние восточнославянского языка и сам, в свою очередь, накладывает отпечаток на язык народа. Русские летописи отражают многочисленные случаи смешения этих родственных языков.

Влияние старославянского языка было очень плодотворным. Они сильно обогатили русский язык, сделали его выразительнее. В лексике появились слова, обозначающие отвлеченные понятия, у которых еще не было своих названий в русском языке. Ряд слов были забыты, некоторые попросту потеряли актуальность, но существует множество старославянизмов, которые эволюционировали вместе с русским языком. Они широко используются в современных реалиях. Например, без перевода в русский литературный язык вошли греческие слова: фонарь, корабль, тетрадь, академия, монастырь, икона, монах и многие другие слова, среди которых больше всего слов религиозной тематики. А из латинского в наш язык проникли названия месяцев.

Влияние старославянизмов на развитие русского языка

Многие старославянизмы прочно сохраняют свои позиции в нашей речи. Сейчас мало кто догадывается о том, какой эволюционный путь они прошли. Прежде всего старославянские слова имеют большую роль в области стилистики. Именно там старославянизмы нашли применение, являясь основой системы средств художественной изобразительности: эпитеты, сравнения, метафоры, антитезы и пр., Под организующим влиянием старославянского языка интенсивно формируются в древнерусском литературном языке осознанные нормы выражения в области словаря, грамматики и средств художественной изобразительности. Нормы старославянского языка стали стимулом для развития художественных средств в русском языке. Благодаря старославянскому языку русский язык получил базу для поступательного развития. Поэтому ни в коем случае нельзя принижать роль старославянизмов в современном русском языке.

Это влияние проявилось, прежде всего, в области лексики. Старославянский язык обладал очень богатым словарным составом, способным полно и всесторонне отражать самые разнообразные явления действительности. Исследователи неоднократно отмечали богатство словарных синонимов старославянского языка, например: любодей и блудник, вожделение и похоть, демон и кумир, язык и страна, возвысити и вознести, книгочии и книжьник, алкати и поститися и т.п. В переводной Хронике Георгия Амартола одно и то же греческое слово может передаваться целой серией синонимов: мьнети, обоняти, разумети, сведети, услышати, чути; зол, лих, лукав, лют; домысел, домышление, замышление, мысль, помысл, размышление, разум, разумение, смысл, ум, чувствие и. т. п.

Эта богатая синонимика переходила в русский язык, взаимодействовала с исконно восточнославянскими словами, образуя новые синонимические ряды.

В составе старославянизмов, пополнивших русскую лексику, можно выделить несколько групп:

1) слова, восходящие к общеславянскому языку, имеющие восточнославянские варианты иного звучания или аффиксального оформления: злато, нощь, рыбарь, ладья;

2) старославянизмы, у которых нет созвучных русских слов: перст, уста, ланиты, перси (ср. русские: палец, губы, щеки, грудь);

3) семантические старославянизмы, т. е. общеславянские слова, получившие в старославянском языке новое значение, связанное с христианством: бог, грех, жертва, блуд).

1.3. Старославянизмы в произведениях художественной литературы

Ряд слов из старославянского языка употребляют для создания временного колорита, атмосферы определенного времени. Многие старославянизмы используются для придания высокого, поэтического, особо торжественного тона и относятся к книжному стилю. Чаще всего они применяются в художественной литературе. Однако употребление старославянизмов поэтами иногда носит и технический характер, т.е. служит им для лучшей рифмовки стихотворений.

Рассмотрим примеры употребления старославянизмов в произведениях русских поэтов и писателей 2 . Довольно часто для создания возвышенного настроения авторы используют старославянизмы.

«Ах, лишь одной главы моей

«И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Итак, применение старославянизмов помогает создавать всевозможные оттенки в литературном языке – от эмоциональной приподнятости до иронии. Без них наш родной язык не был бы таким многогранным и поэтичным. Их роль различна в зависимости от времени написания, от тематики и жанра произведения, от задумки автора. Чаще всего в поэзии с их помощью создается торжественность и выразительность языка, предметам речи придается особая значимость, передается колорит эпохи прошлых лет. В современном русском языке наблюдается много старославянизмов, которые прочно вошли в обиходную речь и имеют нейтральное значение. Однако многие старославянизмы и сейчас звучат в речах, задавая торжественный и пафосный тон, они звучат в церковной тематике.

Практическая часть

Каждый день мы по несколько раз произносим «Здравствуйте!» и интересуемся «Сколько времени?». Красочно переливаются на улицах города вывески «Мужская и женская одежда». «Тебе, Сидоров, единица!» — грозно произносит учитель. «Огласите, пожалуйста, весь список!» — просит задержанный на 15 суток герой фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». А ведь в каждом из примеров есть старославянизмы – слова, не возникшие непосредственно в русском языке, а пришедшие в него из языка другого, хотя и близкородственного.

Анкетирование обучающихся

Целью анкетирования (Приложение 1) обучающихся является выявление уровня владения старославянизмами в речи обучающихся. При проведении диагностики используются данные критерии оценивания (см. табл.1 ):

Таблица 1

Оценивание заданий

0 б. – не приступил, неверно;

1 б. — полностью верно сделано.

Максимальное количество баллов за правильно выполненную работу – 17.

После проведения анкетирования обучающихся 10 и 11 классов были проанализированы и обработаны результаты, обобщенные в виде диаграмм (см. рис. 1 и 2):

Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что:

Ниже базового уровня – составляет 5% от общего количества испытуемых.

Базовый уровень – составляет 45% от общего количества испытуемых.

Проанализировав результаты, можно сделать вывод о том, что:

Ниже базового уровня – составляет 14% от общего количества испытуемых.

Базовый уровень – составляет 31% от общего количества испытуемых.

1. На данный момент старославянский язык изучается в университетах на отдельных факультетах и специальностях, а также используется в храмах во время богослужения. Обусловлено это тем, что на данном этапе развития этот язык считается мертвым. Использование его возможно только в церкви, так как многие молитвы написаны именно на этом языке. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что первые священные писания переводились именно на старославянский язык и до сих используются церковью в том виде, что и века тому назад. Старославянские слова и их отдельные формы часто встречаются в диалектах. Это привлекает внимание диалектологов, позволяя изучать развитие языка, отдельных его форм и диалектов. Исследователи культуры и истории также знают данный язык, так как их работа напрямую связана с исследованием давних памяток. Несмотря на это, на данном этапе этот язык считается мертвым, так как на нем, как и на латинском, древнегреческом, уже давно никто не общается, а знают его лишь единицы.

2. В современном русском языке множество слов с приметами старославянизмов. Однако их использование в языке во многом отличается от их использования в предшествующие периоды, кроме 19 века. Все их можно условно разбить на четыре группы.

3. Ряд слов из старославянского языка употребляют для создания временного колорита, атмосферы определенного времени. Многие старославянизмы используются для придания высокого, поэтического, особо торжественного тона и относятся к книжному стилю. Чаще всего они применяются в художественной литературе.

Итак, применение старославянизмов помогает создавать всевозможные оттенки в литературном языке – от эмоциональной приподнятости до иронии. Без них наш родной язык не был бы таким многогранным и поэтичным. Их роль различна в зависимости от времени написания, от тематики и жанра произведения, от задумки автора. Чаще всего в поэзии с их помощью создается торжественность и выразительность языка, предметам речи придается особая значимость, передается колорит эпохи прошлых лет. В современном русском языке наблюдается много старославянизмов, которые прочно вошли в обиходную речь и имеют нейтральное значение. Однако многие старославянизмы и сейчас звучат в речах, задавая торжественный и пафосный тон, они звучат в церковной тематике. Сейчас можно встретить их употребление и в переносно-фигуральном смысле. Но некоторые всё же покинули наш разговорный язык, перейдя в разряд архаизмов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баландина Л.А. и др. Русский язык и культура речи / ред. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. – Москва, 2005.

2. Войлова К.Л. Старославянский язык / К.Л. Войлова – М.: Дрофа, 2003.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, С.И. Шведова – Москва: Просвещение, 1999.

5. Стихи поэтов-классиков XIX — XX веков. Тютчев Ф., Фет А., Некрасов Н. и др.- издательство Феникс, 2019

2. russkiiyazyk . ru

3. studopedia . ru

Приложение 1

Анкета для обучающихся

Сколько падежей было в древнерусском языке? (пять ,семь, шесть)

Как называлась старинная русская мера счёта, равная числу 12? (дюйм, центнер, дюжина)

Толмач или басмач был на Руси переводчиком во время беседы и переговоров?

Как прежде на Руси называли письменный донос? (ябеда, жалоба, доносчик)

Кого на Руси звали представщиками? (актёров, продавцов, ораторов)

Как в старину называли театральную маску? (личина, торжок, скрытень)

Проторгаш – так на Руси называли . Кого? (банкира, банкрота, купца)

Как на Руси называлась библиотека? (книжник, книговник, буквенник)

Переведите на современный язык старинное русское слово жребоигрие? (лотерея, конюшня, мельница)

Что означает старое русское слово жилобой? (пульс, бездельник, котел)

Как в старину называли рожь? (руно, вето, жито)

1Войлова К.Л. Старославянский язык / К.Л. Войлова – М.: Дрофа, 2003.

2Стихи поэтов-классиков XIX — XX веков. Тютчев Ф., Фет А., Некрасов Н. и др.- издательство Феникс, 2019

Старославянский язык, как литературный язык Древней Руси, обладал богатым словарным составом, развитым грамматическим строем, разнообразной системой стилистических средств и в процессе формирования русского литературного языка обогащал его. Старославянский язык был по отношению к русскому родственным языком, что способствовало быстрому усвоению русским языком элементов старославянского языка. Это поставило древнерусский язык в более выгодные условия по сравнению с языками западноевропейских народов, у которых в роли литературного языка использовалась латынь.

Старославянский язык был хорошо приспособлен и для отвлеченных рассуждений, и для конкретных описаний, и для живых повествований.

С принятием христианства в качестве государственной религии при князе Владимире старославянский язык получает статус языка официального культа, противопоставляясь русскому языку прежде всего как язык сакральный языку профанному. Письменность на русском языке носила только бытовой и деловой характер. Один и тот же писец мог писать один текст по-церковнославянски, другой – по-русски, т.е. применение того или иного языка имело вполне сознательный характер, будучи обусловлено языковой установкой пишущего. Старославянский язык не выступал в качестве средства разговорного общения. Имела место смена языкового кода, т.е. чередование церковнославянского и русского языков в соответствии с меняющейся языковой установкой автора.

Старославянский язык выступал как посредник в греческо-русских культурных контактах, т.е. как средство трансплантации византийской культуры на русскую почву. В результате функционального параллелизма старославянский и греческий языки могут пониматься как одно идеальное целое, как две ипостаси одной и той же сущности. Исходя из представлений о внутренней общности греческого и старославянского языков русские книжники могли приписать старославянскому языку категории, которые в нем отсутствуют: они могли утверждать, что в старославянском языке, как и в греческом, есть артикль. Грецизмы стали одной из составных частей старославянского языка. Выступая как функциональный коррелят греческого литературного языка, церковнославянский язык оказывается изначально соотнесенным с литературной традицией. Применение церковнославянского языка придает тексту литературный характер. Всякая претензия на литературность закономерно обусловливает обращение к церковнославянскому языку.

Старославянский язык начинает функционировать не только как сакральный язык, но и как язык культуры, и, соответственно, оппозиция старославянского и русского осмысляется не только как противопоставление сакрального и профанного, но и как противопоставление культурного и бытового.

Старославянский язык был с самого начала исключен из области законодательства и судопроизводства. Дифференциация книжного / некнижного совпадает с дифференциацией сакрального / мирского или культурного / бытового, не совпадая с дифференциацией письменного / устного. В результате появляется особая сфера письменности, ассоциирующаяся с мирским, бытовым началом и в силу этого как бы недостойная применения книжного, старославянского языка – деловая и бытовая письменность. Имело место сосуществование двух различных письменных языков – старославянского литературного и русского административного.

При Ярославе Мудром получила начало русская письменность, т.е. появляются книги не привезенные, а здесь созданные. Тем самым было положено основание формированию русского извода старославянского языка, т.е. церковнославянского литературного (книжного) языка.

Вообще чередование церковнославянского и русского языков представляет собой чрезвычайно распространенное – можно сказать, типичное – явление, и это вполне понятно, поскольку оно отражает реальную языковую деятельность (смену языкового кода в процессе речи, обусловленную меняющейся речевой установкой).

Если текст пишется лично от себя (деловой документ, письмо), но не претендует на высшую, объективную значимость, следует ожидать применение русского языка. Если же описываемые события как-то соотносятся с высшей реальностью, если раскрывается или подразумевается духовный смысл этих событий, язык будет церковнославянским. Переход с русского языка на церковнославянский обусловлен сменой субъективной речевой установки на объективную, объективность же определяется соотнесением с высшей, сакральной действительностью. Применение книжного или некнижного языка определяется не непосредственно самим выражаемым содержанием, но отношением к этому содержанию со стороны пишущего, как представителя языкового коллектива. Различие между двумя языками предстает в функциональном плане – как модальное различие. Если в тексте предполагается соотнесение со сферой сакрального, уместно использование книжно-славянского языка. Церковнославянский язык предстает как средство выражения боговдохновенной правды, он связан с сакральным, божественным началом.

Влияние старославянского языка на развитие древнерусского литературного языка проявилось в следующем.

I. Значительно обогатился словарный состав древнерусского языка, который, как известно, является наиболее подвижной частью языка:

1) Русский язык пополнился значительным количеством слов с отвлеченным значением – т.н. понятийных славянизмов. Из старославянского языка в русский были заимствованы слова, обозначавшие различные общественно-политические, экономические, этические понятия, а также лексика с семантикой религиозных обрядов, названия предметов церковного обихода, обозначения общеморальных категорий, связанных с религией.

2) Русский язык пополнился множеством семантических славянизмов – слов, которые имели другую фонетическую огласовку или другой звуковой состав, т.е. были вариантами или синонимами к соответствующим русским словам. Впоследствии многие из них превратились в стилистические синонимы.

3) Появляются новые группы омонимов.

Это слова по времени появления общеславянские, однако получившие особое значение именно в старославянском языке и с этим значением вошедшие в состав русской лексики.

5) Словарный состав древнерусского языка пополнился многими греческими заимствованиями через посредство старославянского языка. Старославянский язык выступал как посредник в греческо-русских культурных контактах, т.е. как средство трансплантации византийской культуры на русскую почву. Старославянский язык воспринимался не только как равноправный греческому языку (по своей функции), но и как эквивалентный ему (по своему строю).

Тематические группы греческих заимствований:

а) бытовая лексика: баня, лохань, скамья, тетрадь, фонарь, камин, камера, папирус, уксус, кукла, киноварь, мрамор, трапеза, палата и др.;

б) религиозные термины: анафема, ангел, епископ, демон, икона, клирос, лампада, алтарь, митрополит, монастырь, монах, пономарь, келья, евангелие, патриарх, панихида, ад, дьявол, идол, ересь, апостол и др.;

в) названия наук: грамматика, история, математика, философия, филология, физика, химия, география, геометрия, арифметика, астрономия и др.;

г) названия растений и животных: кедр, кипарис, огурец, свекла, капуста, вишня, лимон, крокодил, кит и др.;

д) термины искусства: театр, комедия, трагедия, драма, эпос, лирика, поэзия, стих, дифирамб, анапест, хорей, симфония, мелодия и др.

Из греческого языка в русский пришли многочисленные мужские и женские собственные имена.

Из старославянского языка в русский пришли многочисленные кальки с греческого языка – термины философии, религии, этики, эстетики.

II. Старославянский язык повлиял на словообразовательную систему древнерусского языка, активизировались многие словообразовательные модели.

1) Появляются аффиксальные образования:

а) с суффиксами:

-тель: предатель, властитель, распорядитель, хранитель и др.,

-тельн-: страдательный, мучительный, расточительный, поразительный, омерзительный и др.,

-ствие: царствие, бедствие, содействие, странствие, сочувствие, препятствие и др.,

-ство:рождество, тождество, естество и др.,

-ание: собрание, издание, изыскание, почитание и др.,

-ение: хождение, веление, творение, становление, учреждение и др.,

-есн-: древесный, чудесный, словесный, телесный, небесный и др.,

-чий: кормчий, ловчий, кравчий, певчий, стряпчий, зодчий и др.,

-знь: жизнь, боязнь, казнь, болезнь, неприязнь и др.,

-зна: тризна, укоризна и др.,

-ыня: гордыня, святыня, твердыня, милостыня и др.,

-тва: битва, молитва, жатва, жертва, клятва и др.,

-енец: младенец, первенец и др.

б) с приставками:

низ- (нис-) (на месте рус. вв-): низвергнуть, низвести, ниспровергнуть, низложить, ниспослать, ниспадать и др.,

во-: вооружить, вообразить и др.,

воз- (вос-) (на месте рус. вз-): восход, восток, восторг, воздать, воспеть, воспретить, возводить, воспрянуть, воскресить и др.,

со- (на месте рус. с-): собор, событие, сочувствие, совет и др.,

из- (ис-) (на месте рус. вы-): извлечь, изгнать, избрать, излить, изводить, истечь, изложить, ископаемое, извергнуть, исход и др.

2) Через старославянское посредничество из греческого языка была заимствована в русский язык модель сложного слова.

добро-: добродетель, добродушие, добросовестный, доброжелательный и др.,

зло-: злословие, зловоние, злодеяние, злоключение, злопамятство, злосчастный, злокозненный, злополучный, злоумышленник, злоупотребление и др.,

бого-: богословие, богобоязненный, богохульство, богоугодный, богопротивный и др.,

суе-: суеверие, суесловие, суемудрие и др.,

досто-: достоверный, достопамятный, достопочтенный, достопримечательность и др.,

право-: православный, правоверный, правомочный, правописание, правосудие и др.

III. Старославянский язык оказал влияние на грамматику русского языка.

1) Появились действительные причастия настоящего времени с суффиксами -ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-: горящий, лежащий, висящий, живущий, колющий, текущий и др. Исконно русские причастия с суффиксами -ач-/-яч-, -уч-/-юч- перешли в разряд прилагательных: горячий, горючий, лежачий, висячий, живучий, колючий, текучий и др.

Появились страдательные причастия с суффиксом -м-: несомый, ведомый, влекомый и др.

2) Был заимствован синтаксический оборот дательный самостоятельный.

3) В древнерусский язык из старославянского пришла синтаксическая модель сложноподчиненного предложения (гипотаксис), а также многие старославянские подчинительные союзы: аще (= если, хотя, ли), егда (= когда), дондеже (= пока не) и др.

IV. Значительно пополнился фразеологический фонд русского языка.

Со страниц Священного Писания в русский литературный язык был заимствован целый пласт т.н. библеизмов– фразеологических сочетаний, выражений и целых предложений, вошедших в общее употребление в статусе фразеологических единиц.

V. Древнерусский литературный язык почерпнул из старославянского многие средства художественной изобразительности и риторические фигуры: эпитеты, сравнения, метафоры, антитезы и пр., разработанные в старославянском языке на основе древнегреческой стилистики.

Значение старославянского влияния:

1. Элементы старославянского языка на всех языковых уровнях обогатили русский язык.

2. Значительно обогатилась стилистическая система древнерусского языка, появились многочисленные синонимические ряды.

Старославянский язык обладал богатством лексической синонимии:

Эта богатая синонимика переходила в русский язык, взаимодействовала с исконно русскими словами, образуя новые синонимические ряды.

Слова и формы старославянского языка воспринимались как стилистические средства, что давало возможность автору разнообразить речь, делать ее более эмоционально насыщенной.

В современном русском языке от 10 % до 26 % лексического состава составляют собственно лексические старославянизмы.

Особую группу стилистических синонимов составляют старославянизмы, отличающиеся от соответствующих русских слов своим звуковым обликом – т.н. неполногласные формы: глава, град, плен, брег, страна и т.п. Они образуют с соответствующими русскими словами синонимические пары.

В области словообразовательных элементов, в частности, приставок, также были старославянские неполногласные параллели к соответствующим русским полногласным формам: пре- // пере-, пред- // перед-, чрез- // через-.

3. Через старославянское посредничество в русский язык вошли понятия из античной и средневековой византийской культуры.

Читайте также:

      

  • Сочинение на научную тему по русскому языку
  •   

  • Сочинение на тему кофе
  •   

  • Сочинение рассуждение на тему чем осторожный человек отличается от трусливого по тексту искандера
  •   

  • Сочинение а мне наплевать лотман
  •   

  • Сочинение про александра рыбака

К
книжно-славянскому типу древнерусского
литературного языка относятся памятники
церковно-религиозного содержания,
созданные на основе старославянского
языка. Это произведения церковно-политического
красноречия: «Слова» Илариона, Кирилла
Туровского, Климента Смолятича и др.;
произведения житийные: «Житие Феодосия»,
«Патерик Киево-Печерский», «Сказание
и Чтение о Борисе и Глебе», к которым
примыкает и каноническая церковно-юридическая
письменность: «Правила», «Уставы» и
т.д. В этих памятниках обнаруживаются
те общие черты смешения речевых элементов,
которые присущи старославянскому языку
русского извода (т.е. церковнославянскому
языку). 

«Слово
о Законе и Благодати»
 митрополита
Илариона (ХI в.). Иларион известен как
церковный и политический деятель эпохи
Ярослава, мастер церковного витийства
XI в. «Слово» – выдающийся памятник
искусства слова, который свидетельствует
о большом стилистическом мастерстве
его создателя, о высоком уровне речевой
культуры в Киевском государстве того
времени. Оно, к сожалению, не дошло до
нас в подлиннике и известно лишь по
спискам XIII-XIV вв. 

«Слово»
отмечено влиянием византийской
риторической традиции – изысканностью
образных средств, витиеватостью,
библейской символикой. Естественно,
что в языке «Слова…» старославянизмы
занимают ведущее место и выполняют
существенные стилистические функции.
Однако, что особенно важно подчеркнуть,
и восточнославянизмы, характеризующие
живую речь автора, достаточно устойчивы
и ощутимы. Эти восточнославянизмы
типа каганъ (титул
великого князя, заимствованный у хазар)
илигърздитися (преуспевать)
в языке произведений Илариона не могут
быть признаны случайными. Каждому из
них присуща своя незаменимая и неотъемлемая
смысловая и стилистическая функция. 

Если
говорить в целом о данной группе
памятников, то можно отметить следующие
объединяющие их языковые особенности:
наличие сложных слов типа благоверие,
добродетель
,
слов с неполногласием типазлато,
градъ, древо
,
заимствования из греческого типа Евангелие,
следы второй палатализации типа реце –
в
области лексики; нестяжённые формы
имперфекта типа идяашерождааше,
оборот дательный самостоятельный
типа възвративъшюса
ему въспять
 и
др. – в области грамматики.

7. Общая характеристика
делового языка Киевской Руси, его
отражение в письменных памятниках.
Состояние решения вопроса о статусе
делового языка в древнерусский период.

См 7

8. Общая характеристика
литературного языка периода Московского
государства.

Новый
этап в развитии русского общенародного
и литературно-письменного языка
начинается со второй половины XIV в. и
связан с формированием централизованного
государства вокруг Москвы.

Анализ
языка ранней московской письменности
показывает, как уже отмечено, что
первоначально население Москвы, во
всяком случае в пределах княжеского
двора, придерживалось севернорусского
окающего произношения. Например, в
Духовной грамоте Ивана Калиты 1327—1328
гг. мы встречаем такие написания:
Офонасей,
Остафьево

и др. Однако уже в записи с похвалою
князю Ивану Калите на “Сийском евангелии”
1340 г. можно заметить отражение акающего
южнорусского произношения: “в земли
впустивший”. В памятниках XV и особенно
XVI вв. аканье становится господствующей
чертой московского произношения, причем
такое произношение распространяется
и на севернорусскую по происхождению
лексику: см. написание парядня
(домашнее хозяйство) в Коншинском списке
“Домостроя”.

—“Похвалу
Ивану Калите”(на Синайском Евангелии)
. Она содержится на л. 216 рукописи с обеих
его сторон, занимая по два столбца, и
представляет собою редчайший случай
сохранения до наших дней древнерусского
литературного памятника в автографе.
Дьяки Мелентий и Прокоша. (диалектные
черты — акание, «князь великОЙ» вместо
-ый).

Уже
тогда начинает складываться стиль
концелярский, в связи с появление
профессиональной деятельности приказов
(важные памятники: “Судебник” Ивана
III (1497г.), “Псковская судная грамота”
(1462—1476 гг.)).

Здесь
же

— второе южнославянское влияние.
(Киприан митрополит, Григорий Цамблак,
Похомий Логофет)

Под
влиянием среднеболгарского правописания
устанавливается начертание редуцированных
после плавных согласных в соответствии
с общеславянским их слоговым характером,
хотя в русском языке подобное произношение
никогда не имело места (например: влъкъ,
връхъ, пръстъ, пръвый

и т. д.), Наблюдается стремление к
орфографическому сближению с оригиналом
греческих заимствований. (слово Ангел)

огласовка
плЕн, вместо пОлОн.

Одновременно
начинается внедрение в русскую лексику
слов с сочетанием согласных жд
(из исконного dj).
ОдеЖДа, надеЖДа. ВоЖДь, роЖДение.

Плетение
словес.
Епифаний
Премудрый.  Особого
мастерства в «плетении словес» Епифаний
достигает в «Житии Стефана Пермского»,
где центральное место занимает описание
миссионерской деятельности русского
монаха.В житии Епифаний, словно кружево,
плетет словесную хвалу Стефану. Поражает
необычайное богатство словаря,
синонимических эпитетов, с помощью
которых автор стремится выразить свои
чувства уважения и восхищения героем:
«Един
тот был у нас епископ, то же был нам
законодавець и законоположник, то же
креститель, и апостол, и проповедник, и
благовестник, и исповедник, святитель,
учитель, чиститель, посетитель, правитель,
исцелитель, архиереи, стражевожь,
пастырь, наставник, сказатель, отец,
епископ».
 Многие
из этих слов составляют синонимические
ряды. Например, учитель — наставник,
господин — правитель, креститель —
апостол — проповедник — благовестник.
Конечно, это не полные синонимы, но в их
семантике много общего (по словарю В.И.
Даля). Еще пример словесного искусства
Епифания: «Так
и я ныне нашел того самого Стефана, мужа
доброго, умного, разумного, смысленого,
умного, и искусного, всяческими
добродетелями украшенного и потому
такого достойного».

Свои
«словеса» Епифаний заимствовал из
различных книжных источников, широко
используя тексты писания, цитирую
свободно, по памяти творения «отцов
церкви», Патерик, Хронограф.

Таким
образом, «плетение словес» Епифания
Премудрого — особый стиль, изящное
повествование, образец риторического
искусства. «Плетя» похвалу святому,
автор изощряется в подборе пышно-торжественных
слов, демонстрируя тем самым богатые
синонимические возможности русского
языка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

kozlovjora2017

kozlovjora2017

+24

Решено

5 лет назад

Русский язык

10 — 11 классы

Напишите небольшое сочинение-рассуждение «роль книжно Славянского типа литературного языка в развитии русской культуры». ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА БЫСТРЕЕ!!!

Смотреть ответ

Ответ

3
(10 оценок)

7

Ольгунушка
5 лет назад

Светило науки — 1 ответ — 0 раз оказано помощи

Госпадииии…. такая жиза. Составили этот дурацкий учебник!!!!! Откуда я должна это знать и понимать дурацкие задания

(10 оценок)

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …

здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …

2класс,руский язык упражнение40,стр20

Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …

  • Напишите небольшое сочинение рассуждение по основной проблеме текста путешествуя вдоль оки
  • Напишите небольшое сочинение рассуждение об отличии слова от словосочетания
  • Напишите небольшое сочинение рассуждение о роли воображения в какой либо профессии по выбору
  • Напишите небольшое сочинение рассуждение на тему что такое богатство русского языка 6 класс
  • Напишите небольшое сочинение рассуждение на тему что значит быть воспитанным человеком