Третья часть сборника готовит к третьей части экзаменационной работы — написанию сочинения.
Учащиеся пишут небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Однако сначала ученику придётся выбрать одно из предлагаемых в работе заданий: написать сочинение-рассуждение На лингвистическую тему Или На морально-нравственную тему. В Том и другом сочинении требуется привести не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения автора сочинения.
Экзаменационное сочинение — это рассуждение, в котором учащиеся должны показать способность не только думать, размышлять, рассуждать, но и объяснять, убеждать. Такой текст должен быть чётко структурирован и соответствовать схеме: тезис (мысль, которую требуется доказать) — аргументы (доказательства) — вывод.
Приступая к написанию рассуждения, нужно продумать, какой тезис следует формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составление плана сочинения поможет логически правильно построить текст, обдумать количество и содержание аргументов, с помощью которых будет подтверждаться основная мысль сочинения.
Особое внимание нужно уделить использованию языковых средств, с помощью которых устанавливаются логические связи между частями сочинения-рассуждения. При переходе от тезиса к доказательствам можно употреблять выражения: Докажем это, это можно доказать так, в этом можно легко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему И др., а также использовать вопросительные предложения со словами Почему, для чего и др. Сочинение-рассуждение может включать несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: Во-первых, во-вторых…, наконец, например, допустим, предположим, так и др. Вывод (заключительная часть рассуждения) может быть связан с доказательствами посредством слов: Поэтому, вот почему, следовательно, значит, итак, таким образом, сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует… и др.
Одно из важнейших требований, предъявляемых на экзамене: минимальный объём сочинения-рассуждения должен быть не меньше 50 слов, нужно использовать не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих точку зрения учащегося. При этом, приводя примеры, следует либо указывать номера нужных предложений (из текста, который будет на экзамене предложен для чтения и анализа), либо применять цитирование.
Важный этап подготовки сочинения — работа с черновиком. Цель этой работы — скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки и недочёты. Чтобы редактирование текста прошло успешно, необходимо учитывать, по каким критериям будет оцениваться сочинение-рассуждение.
Содержание текста
1) Соответствие текста теме и основной мысли.
2) Обоснованность ответа на поставленный вопрос, полнота раскрытия темы, наличие примеров-аргументов (не менее двух).
3) Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развёртывание по плану), правильность выделения абзацев, композиционная стройность работы.
4) Достоверность фактического материала.
5) Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу речи (рассуждение) и стилю речи (научному или публицистическому).
Речевое оформление текста
6) Речевая связность (наличие грамматико-смысловой связи предложений, абзацев).
7) Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.
Уместное использование выразительных языковых средств.
9) Соответствие высказывания нормам современного русского литерагурного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).
Все эти требования необходимо учитывать, выполняя данные ниже тренировочные упражнения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1. Письменно обоснуйте, к какому стилю речи относится текст В. Богомолова (текст 4 в части II «Чтение и анализ текста»). Приведите в сочинении-рассуждении не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
2. Некоторые ученики утверждают, что при выборе правильного написания большинства слов нужно учитывать их лексическое значение и морфемное строение. Но есть школьники, которые считают, что совсем не обязательно анализировать значение и морфемное строение, чтобы правильно написать слово. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Нужно ли при написании слова учитывать его лексическое значение и морфемное строение?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте и проанализируйте текст Г. Троепольского. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. Здесь тоже жили люди, но всё было не так, как там, где он родился и вырос. Домики маленькие — прямо на земле, без никаких лестничных площадок, без многочисленных порогов, двери не щёлкают замками. Ночью, правда, двери запирают на засов изнутри. Все домики покрыты ребристыми серовато-белыми листами. Утром, в одно и то же время, из каждого домика идёт вверх дым, но, однако же, они не едут и не улетают никуда, а стоят себе ровненько рядами и дымят тихо и мирно, без скрежета.
Но самым поразительным для Бима оказалось то, что вместе с людьми здесь живут разные животные и птицы: коровы, куры, гуси, овцы, свиньи, знакомство с которыми состоялось не сразу. У животных, позади каждого людского домика, свои домики, покрытые иной раз соломой, а иной раз камышом и огороженные невысокой просвечивающей стеной из перекрученных палок и хворостин. И никто никого не трогает: ни люди животных и птиц, ни животные людей, — и никто ни в кого не стреляет из ружья.
В первый день Биму постелили сена в углу сеней. Человек привязал его за верёвку, хорошо накормил и куда-то ушёл, надев плащ. Остаток дня Бим провёл в одиночестве, при полной тишине и безмолвии. Перед вечером он услышал, как зашуршали копытцами по земле овцы, как они вошли во двор, как промычала корова внутри сарая (чего-то просила).
Незаметно Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно, и от запаха свежего сена у него возникает в очах голубой цвет перед сном. Бим же был далеко чутьистее человека, поэтому каждый тончайший оттенок этого аромата успокаивал, ублажал его тоску.
Разбудил Бима крик петуха. Когда-то он его слышал не раз, но не так близко, а этот — прямо за стеной, громко, протяжно, гордо: «Ку-ка-ре-ку-у-у!» Ему откликнулись все петухи на селе. (Несколько позже Бим узнает, что этот петух — запевала и что такие петухи бывают сердитые.) Бим сидел и слушал удивительную музыку; дальше она перекатывалась волнами по селу — то ближе, то дальше, в зависимости от того, кому подходила очередь, что ли, а последним, в одиночку, прокричал какой-то немощный кукарешник, сипло, коротко и неподобно петуху, заслуживающему уважения. Потом, со временем, Бим разберётся, что именно такие петухи — трусы, убегают даже от чужого петуха, врывающегося во дворовые владения, хотя по всем правилам куриного общежития этот трус обязан защищать покой подведомственных ему кур. А он убегает, идол. Зато именно такой петух безжалостен к чужим цыплятам — клюёт, между тем как любой петух, если он не лишён чувства собственного достоинства, никогда не клюнет цыплёнка, забредшего невесть откуда. Такой вот и пропел последним, и только тогда, когда убедился, видимо, что не ошибся во времени. Люди назвали бы такого петушишку конъюнктурщиком, но Биму было просто-напросто смешно. Кстати, Бим вовсе не представлял, ввиду отсутствия опыта, что по таким задохлым полупетухам никто никогда не отсчитывает время.
Бим прилег и задремал. Вдруг снова прокатилось по селу из конца в конец песнопение. И Бим снова сел и снова слушал с большим удовольствием. Потом — в третий раз, ещё сильнее, голосистее и, право же, возвышеннее. Ах, здорово поют! Вот уж здорово! А что они вытворяли где-то вдали, представить невозможно! Бим пока не знал, что это пели хором на колхозной птицеферме по неписаным нотам белые, как кипень, самоуверенные петухи-красавцы, а в тот раз — не будь он запертым в сенях — он обязательно сбегал бы посмотреть и послушать поближе такое чудо. Но сени были его клеткой.
В шель двери мало-помалу расслабленно вползал серенький осенний рассвет.
3. Как известно, в современном интернет-общении активно высказывается мысль о том, что при письменном общении можно не соблюдать орфографические нормы, так как это совсем не мешает взаимопониманию. Как вы относитесь к этой точке зрения? Выскажите своё мнение по этой проблеме в сочинении-рассуждении «Нужно ли соблюдать орфографические правила в интернет-общении?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз фрагмент повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» (см. предыдущее упражнение). В своём сочинении приведите примеры из данного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
4. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово… (В. Белинский.)
Необыкновенный язык наш есть ешё тайна. (Н. Гоголь.)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.)
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный. (И. Гончаров.)
5. 1. Выберите одно из данных ниже высказываний и устно обоснуйте свой выбор. Составьте и запишите тезисный план сочинения-рассуждения, в котором может быть использовано это высказывание в качестве тезиса, требующего доказательства.
2. Выберите ещё одно высказывание и на его основе напишите сочинение-рассуждение. Следите за тем, чтобы в сочинении было не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Не умея держать в руке топор — дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. (М. Горький.)
Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Толстой.)
Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества. (А. Ефимов.)
Язык человека — точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д. Лихачёв.)
6. Какие два высказывания объединены общей мыслью? Докажите. Напишите сочинение-рассуждение, используя одно из этих высказываний в качестве тезиса, который нужно доказать, а второе — в качестве эпиграфа вашего сочинения. Следите за тем, чтобы тезис был аргументирован.
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. (С. Маршак.)
Острый язык — дарование, длинный язык — наказание. (Д. Минаев.)
Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. СМ. Горький.)
Самая изменчивая часть языка — это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни. (А. Супрун.)
7. 1. Вдумчиво прочитайте высказывания писателей и лингвистов. Устно докажите, что каждое из них можно использовать в качестве цитат или эпиграфа в сочинении «Зачем нужна орфография?»
2. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните мысль, выраженную в этом высказывании. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как. (Л. Толстой.)
Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. (В. Сухомлииский.)
Правильное письмо — показатель общего развития и обшей культуры человека. (М. Разумовская.)
Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и лёгким, поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих. (М. Панов.)
8. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто. (М. Горький.)
Слог — это внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой. (И. Гончаров.)
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое. (К. Ушинский.)
Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Он вредоносен по самой сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. (К. Паустовский.)
9. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький.)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… (К. Паустовский.)
Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. (М. Ломоносов.)
Человек чрез слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Державин.)
10. Вдумчиво прочитайте высказывания зарубежных писателей и лингвистов, общественных деятелей. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.
Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. (Н. Буало.)
Слово ранит быстрее, чем лечит. (И. Гёте.)
Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. (Гораций.)
Грамматика повелевает даже царями. (Мольер.)
Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний.)
Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ.)
Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А. Франс.)
11. Прочитайте высказывание профессора Казанского университета (XIX в.), автора работ по ораторскому искусству А. Говорова. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль данного высказывания. Озаглавьте свой текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.
Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчасти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателя, но и вредно для оратора.
12. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения.
1) Язык голову кормит, он же и спину портит.
2) Поменьше говори, побольше услышишь.
3) Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь.
4) От одного слова да навек ссора.
5) Не ножа бойся, языка.
13. В русском языке есть такие буквенные сочетания, которые пишутся то слитно (одно слово), то раздельно (два слова). Выбор слитного или раздельного написания зависит от контекста, в котором оказываются подобные сочетания. Докажите или опровергните это утверждение в сочинении-рассуждении «Можно ли написать одно и то же буквенное сочетание слитно и раздельно?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст О. Гойхмана, обращая внимание на выделенные слова. В своём сочинении приведите не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
В каждой речевой ситуации используется своя стратегия, которая понимается как осознание ситуации в целом, определение основного направления воздействия на слушателей, Чтобы Максимально достичь цели общения. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приёмы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Нужно иметь В виду, Что в ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере — другие. Если Неудачно Выбрать речевую тактику, то можно не достичь коммуникативной цели.
В рассказе А. П. Чехова «Дома» прокурор окружного суда убеждает своего малолетнего сына в том, что таскать табак Нехорошо, А курить вредно. Интересно проследить, как это делает профессиональный оратор, юрист, социальное назначение которого как раз в том, Чтобы Уметь убеждать.
Сначала отец выбирает тактику эмоционального воздействия: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын…» Однако она не действует, так как мальчик точно знает, что он всё-таки сын, а родители (которые, кстати сказать, используют подобную тактику довольно часто, и ребёнок уже со второго раза улавливает, что это не так серьёзно, Потому Что вскоре последуют заверения в любви) обязаны его любить, впрочем, как и он их.
Тогда прокурор переходит на привычные для него выражения судебной речи, используя речевую тактику, которую условно можно назвать «закон превыше всего». Он говорит: «Ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собственным добром». Но и это не действует, Отчасти потому, Что ребёнок просто-напросто не понимает. В самом деле, игрушка, которую ему подарили, — его собственное добро? Если да, то Почему Её могут у него отобрать в любую минуту?
Отец пробует убедить мальчика, используя лексику из медицины («Нельзя курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая…»), делая акцент на морально-психологические понятия и т. д. И Несмотря На то что всё логически безупречно, сказано доступным и понятным языком, положительного результата он не добивается.
Наконец, Анализ ситуации, профессиональный и ораторский опыт подсказывают правильное решение.
«Слушай, — начал он… — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый-престарый царь… У царя был единственный сын, который курил. От курения царевич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой помоши».
На мальчика сказка произвела очень сильное впечатление, и он сказал «Не буду я больше курить…»
14. Однажды между учениками вышел спор. Одни из них утверждали, что сравнительный оборот является единственным способом выражения значения сравнения в русском языке. Другие ученики считали, что сравнительный оборот — только один из способов выражения значения сравнения. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Является ли сравнительный оборот единственным способом выражения значения сравнения в русском языке?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст В. Короленко. Обратите внимание на выделенные фрагменты текста, которые передают значение сравнения. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрениг. Приводя примеры, применяйте цитирование.
Природа эаскинулась кругом, Точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокота та и звенела, протягиваясь к нему так, Словно она прикасалась к его душе со всех сторон неизведанными ещё, необычными впечатлениями, От наплыва которых болезненно билось детское сердце.
С первых же шагов, когда лучи тёплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, Как будто чувствуя, К какому центру тяготеет всё окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, Словно что-то материальное, ласкающее и тёплое касается его лица нежным, как будто бы согревающим прикосновением. Потом Что-то похожее на прохладу, Лёгкое, хотя и менее лёгкое, Чем тепло солнечных .1учей, Снимает с его лица эту негу и пробегает по нему Свежей прохладой.
В комнатах мальчик привык двигаться свободно, Как будто вокруг него была пустота. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Тёплые прикосновения солнца быстро обмахивались кем-то, и струя ветерка, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как Будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, Которого он не мог видеть, унося сознание,
6 Рыбченкова
Навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало так, Точно вот-вот совсем перестанет биться.
15. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой проблеме посвящён данный текст и какова позиция автора. Затем прочитайте текст, проверяя свои предположения.
16. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленному автором текста? Какой из них придерживается автор?
17. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на тему «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» Аргументируйте свою точку зрения. Постарайтесь использовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.
ЗАСОРЯЮТ ЛИ СМС-СООБЩЕНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК,
ИЛИ НА ЗЕРКАЛО НЕЧА ПЕНЯТЬ…
На улице и в метро, на лекциях и в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а смс-сообщения.
Пока люди всех возрастов активно эксплуатируют новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу, говоря о том, что примитивный по своей сути смс-язык приводит к обеднению русского языка в целом, а пристрастие к смс-обшению приводит к необратимым изменениям мышления, упрощённому восприятию мира и к безграмотности. Другие защищают этот современный способ коммуникации, так как смс-высказывания не только упрощают процесс общения, но и развивают способность в предельно сжатой форме передавать информацию, что в определённой мере совершенствует речевое творчество человека. Смс-тексты в большинстве своём не только передают информацию или побуждают к действию, но и выполняют функцию установления контакта с собеседником: напомнить о себе, узнать о самочувствии и настроении адресата, поздравить, выразить сочувствие, поощрение, благодарность и т. п. И это тоже положительное свойство смс-обшения.
Как бы мы ни относились к смс-обшению, воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Однако нужно иметь в виду, что смс-тек- сты — не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало. В них отражаются многие негативные процессы, которые произошли с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чтению вообще, засилье низкопробных журналов, криминала, в полный голос заговорившего в печатных и электронных СМИ на своём уголовном языке; насаждение «клипового мышления»; понижение требований к знанию русского языка и литературы в средней школе. Невольно вспомнишь русскую пословицу: неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Основные черты смски как жанра — краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации — мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объём сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причём порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Эти черты влияют на языковой облик смсок, но не приводят к засорению языка как такового. Серьёзный же вред языковому сознанию современного читателя и зрителя наносят низкопробные тексты, содержащиеся в средствах массовой информации. Нарочито сниженный стиль подобных текстов, речевая небрежность, логическое несовершенство и нравственная убогость — вот реальная проблема современного русского языка. Не смски выращивают глухое к лучшим качествам русской речи и неграмотное поколение, однако если протекающие в обществе и стимулируемые СМИ негативные процессы не будут остановлены, то через некоторое время смс-тексты, как и все другие жанры, отразят ещё более удручающую картину, чем теперь.
(По М. Сидоровой.)
16. Отвечая на вопрос учителя, один ученик сказал, что в научно-популярных текстах используется только книжная лексика. Другой ученик утверждал, что научно-популярный текст не может состоять только из книжных слов и допускает использование разговорной лексики. А третий учащийся настаивал на том, что основой текста любого стиля являются стилистически нейтральные слова. Кто прав? Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Какая лексика (нейтральная, книжная, разговорная) используется в научно-популярных текстах?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст А. Волкова (текст 15 в части II «Чтение и анализ текста»). В своём сочинении приведите примеры из прочитанного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
17. В Интернете активно обсуждается вопрос об использовании смайликов. Одни утверждают, что нет никакой практической пользы в их употреблении в интернет-общении и смс-текстах, что они засоряют русский язык, приводят к его упрощению и к тому, что люди перестают обращать внимание на пунктуацию и становятся безграмотными. Другие считают, что в употреблении этих забавных значков заложен большой смысл, так как с их помощью точно и кратко выражаются разнообразные эмоции, а кроме того, смайлики в определённой степени способны замещать пунктуационные знаки. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Есть ли практический смысл в употреблении смайликов в интернет-общении и смс-текстах?» Подтверждая свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов.
18. Однажды между учениками возник спор. Одни утверждали, что орфографических правил очень много, они все очень разные и их всё равно никогда не запомнить. Другие говорили, что русская орфография не так сложна, как кажется на первый взгляд: достаточно запомнить главное её правило (морфологический принцип) — пиши любую морфему одинаково (единообразно). Кто прав? Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении. Начните свой текст словами: Я согласен с мнением учеников, которые считают, что… Обоснуйте свой ответ, аргументируя его примерами из данного ниже текста.
С печью связано много русских обычаев, обрядов, поверий. Печь — символ уважения к престарелым: это «законное» место стариков, и потому в русских сказках дед, сидящий на печи, — типичный персонаж. Печь — символ гостеприимства, ибо дорогого человека угощают по принципу «всё, что есть в печи, — на стол мечи», а если он продрог или вымок под дождём, то укладывают спать на печь. Пословица гласит: «Кто сидел на печи, тот не гость, а свой». Печь — символ благосостояния семьи, и потому она играет большую роль в свадебных обрядах. Во многих краях России был прежде распространён обряд «глядения печи» при сватовстве, который заключался в пристрастном осмотре хозяйства жениха. Свято блюдя принцип «сору из избы не выносить», семья использовала печь для уничтожения мусора.
Вся эта положительная символика нашла богатое отражение в русском фольклоре. Вот лишь несколько пословиц и поговорок, демонстрирующих отношение наших соотечественников к этому источнику тепла: «Хлебом не корми, только с печи не гони!», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «На своей печи — сам себе голова», «Мала печка, да тёпленька», «Печь нам мать родная».
(По В. Мокиенко.)
19. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой лингвистической проблеме посвящён данный текст. Затем прочитайте текст, проверяя свои предположения.
20. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленному автором текста? Какой из них придерживается автор?
21. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на тему «Почему пословицы и поговорки активно используются в речи?» Аргументируйте свою точку зрения. Постарайтесь использовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.
КОПИЛКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Как показали последние исследования учёных, в лексиконе россиян львиную долю занимают не иностранные заимствования и даже не бранная лексика, как можно было бы подумать, а пословицы, поговорки и крылатые выражения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, до 81% опрошенных россиян (опрос проводился в 100 городах и сёлах, в нём приняли участие 1600 человек) в обыденной речи используют пословицы, поговорки и крылатые выражения. А 12% из них ещё и сами их придумывают, предпочитая при этом обыгрывать крылатые выражения или афоризмы, чуть реже — пословицы. Далее рейтинг разговорной стилистики расположился так: 66% опрошенных в общении используют цитаты из песен, кино и литературных произведений. И наконец, несколько преувеличенными оказались страхи филологов относительно влияния компьютерного и интернет-сленга на современный русский язык: компьютерный сленг используют 29% опрошенных и лишь 13% говорят на интернет-сленге.
«Неспроста пословицы — явный лидер речевого общения, — полагает Тамара Николаева, профессор филологического факультета МГУ. — Недавно мы тоже проводили научные изыскания о влиянии пословиц на современную речевую стилистику. И пришли к выводу, что пословицы — один из самых частотных по употреблению в разговорной речи оборотов. Например, в среднем на 800 текстов приблизительно 200—250 пословичные. Это много. О чём это говорит? О том, что речевая ситуация в современном обществе нестабильна. Следствием этого является то, что говорящий прибегает к использованию проверенных веками шуток (пословиц и поговорок) для преодоления комплекса социального одиночества, чтобы лучше приспосабливаться к разным условиям общения».
Как полагают многие филологи, человек потому и прибегает к народной копилке мудрости, что она — проверенный способ показаться своим в чужом или не очень комфортном обществе, которое чуть гибче или быстрее адаптируется к переменам. И вот, чтобы догнать авангард, новичок вводит в речь пословицу, подчёркивая тем самым, что его мнение основывается не на оторванных от человеческой жизни представлениях. При этом почти никто не использует пословицы в первозданном виде. Как правило, люди модернизируют их, приспосабливая под ритм и стилистику XXI века.
В целом, отмечают многие исследователи-лингвисты, накопление и эволюция народной мудрости развивается, как и история, — по спирали. В принципе, какими бы новыми или авангардными ни казались нам пословицы, поговорки или крылатые выражения, все они или почти все заимствованы у предков, хотя и видоизменяются со временем.
«Явление пословицы многомерно, — убеждена Ольга Христофорова. — Это явление мысли, языка и культуры, и главное в нём — не логическая природа, не информация, а образ, несущий смысловую двуплановость, иногда — многоплановость. Пословицы как раз своей выживаемостью и доказывают, что самые глубокие суждения, безупречно выстроенные по законам логики, самые умные и чётко сформулированные мысли не приобретут крыльев, если они не имеют соответствующей художественной формы, например такой, как пословица».
Копилка народной мудрости (пословичный фонд языка) не иссякает. Она неисчерпаема и пополняется непрерывно. В речи современного человека пословицы и поговорки занимают значительное место. А это, считают специалисты, говорит о признаках выздоровления языковой культуры современного общества.
(По В. Емельяненко.)
20. Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор? Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли данного текста. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была не только чётко выражена, но и аргументирована.
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что каждый из нас живёт в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. И везде стирание границ между разными стилистическими пластами, терпимое отношение к сниженным речевым вариантам.
Многие совершенно всерьёз утверждают, что главное, «чтобы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. Надо сказать, наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, как наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!»
Не всё ли равно — кофе Чёрный или Чёрное? Тем более что говорят, что вроде бы можно и так, и так? Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то наш глаз может проскользнуть мимо. А вот если услышали это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речевого портрета собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее, чем вся речь, может, и правильная, и уместная, и выразительная!
Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом? Нет другого пути, как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от неуместных слов и словечек, ошибок и речевой небрежности и обогащая собственный арсенал выразительности.
(По Л. Пирожковой.)
21. Прочитайте высказывание известного современного лингвиста Л. Скворцова. Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли текста. Аргументируйте свою точку зрения.
Высокая культура языка, яркая и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего, с общественной мыслью, наукой, экономикой, всеми видами искусства — действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни. Без этого невозможно наведение порядка в нашем доме, возрождение великой России, укрепление права её народов играть, как и прежде, заметную и всё возрастающую роль в современном динамически изменяющемся мире, вступившем в своё третье тысячелетие.
В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, Интернета, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.
22. Проанализируйте стихотворения Я. Козловского и определите, с помощью какого языкового средства созданы эти тексты-каламбуры. Обоснуйте свою точку зрения в сочинении-рассуждении.
1) Однажды кот подкрался к Попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, Попугаю…» Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!» Что серый кот, здесь убежала Б рысь!
2) Мишка с армией Осиной
Дрался вырванной Осиной.
Мог ли в ярость он не Впасть. Если осы лезли В пасть.
3) Эй, скворец, начинается Сев, Даром клюв о сучок ты не Три. Время завтракать, на поле Сев, Слопай гусениц дюжины Три!
4) иоду в ступе Потолок, Посмотрел на Потолок И зевнул:
— Мне спать Пора, Ночи близится Пора!
23. Выразительно прочитайте высказывание современного лингвиста А. Балакая. Согласны ли вы с мнением учёного? Письменно обоснуйте свою точку зрения. Приведите в своём рассуждении не менее двух аргументов, с помощью которых вы обосновываете сзоё мнение.
Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентенция Как живём, так и выражаемся только половина правды. Вторая её половина Как выражаемся, так и живём тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Обновлено: 11.01.2023
1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).
2. Проблема, поднятая в тексте.
4. Авторская позиция.
5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).
7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).
Как начать сочинение
Можно начать:
1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…
3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:
Комментарии
— В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …
— В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …
— Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….
— Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).
— Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …
Как прокомментировать позицию автора
Речевые образцы для комментирования авторской позиции
Нейтральная позиция (констатация фактов)
Порицание, осуждение
словно приглашает вместе с ним полюбоваться …;
с интересом наблюдает за тем …;
любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о
Автор размышляет о …;
словно приглашает читателя к диалогу …;
делится своими мыслями, наблюдениями …;
ставит перед читателями важную, злободневную проблему …;
пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
Автор с болью в сердце пишет о том, что …;
с горечью говорит о…
у автора вызывает негодование …;
автор не может мириться с тем …;
с горькой иронией пишет о том …;
свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…
Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование .
Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном
Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему :
• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
· Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
· Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
Ключевые фразы к научно-популярному тексту :
· На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
· О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
· Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких
· Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
· Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…
Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:
• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
· Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
· Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
· Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.
Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …
Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту
Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.
Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.
Сочинение рассуждение на тему «личное имя и традиция», тут надо написать про проблему в россии что мы теряем наши традиции, отчества и т.
П. и как надо это предотвратить.
Ответ : Традициями называют все то, что передается от поколения к поколению, это обычаи, обряды, нормы поведения, привычки, образ действий.
В настоящее время многие национальные традиции уходят, им на смену приходят ценности, относящиеся к потребительской культуре.
Такая культура потребления доминирует сейчас в США и Западной Европе.
Демонстрируется система ценностей, к которой относится свобода отдельного человека, демократия, рыночная экономика, гражданские свободы.
Коллективизм, плановая экономика, бесплатное образование и медицина вытесняются рыночными отношениями.
Мы должны понимать, что нельзя забывать о своих культурных, религиозных и этнических особенностях.
Для человека нет ничего более значительного, чем когда кто — то произносит его имя.
Нашими предками создавались следующие особенности русского личного имени : одно лицо имеет много форм имени, наличие многих суффиксов у сокращенной формы имени, употребление имени и отчества.
Употребление именно отчества говорит об уважении человека, человека считают достойным, заслуженным или старшим по возрасту.
Отказ от собственных традиций, уступка журналистов западным традициям привела к уменьшению употребления отчества.
Уже и в газетах, и на телевидении, и на радио не называют отчества.
Имя и отчество есть только у русских.
Отвергая свое языковое богатство, журналисты наносят вред национальному самосознанию русских, самобытности нашего отчества.
Сохраняя имя и отчество, мы сохраняем свою культуру.
Употребляя отчество, мы сохраняем свои национальные корни.
Не употребляя отчества, мы лишаемся индивидуальности.
Необходимо балансировать между всеобщими экономическими процессами и национальными особенностями, так смогут сохраниться традиции.
Должна сохраниться связь между поколениями.
Традиции, чтобы сохраниться, должны быть динамичными.
Они должны взаимодействовать с изменениями в обществе.
Традиции должны дополняться современными формами социальных отношений.
Чтобы сохранить наши традиции, не следует слепо копировать западную экономику и культуру, надо использовать все то ценное, что передали нам предки, что отличает нас от других народов.
Для сохранения отчества надо развивать культуру общения между людьми, стараться быть более вежливыми.
Чтобы средства массовой информации больше употребляли отчества, необходимо принимать законодательные акты, в которых было бы закреплено для определенных ситуаций использование имени вместе с отчеством.
Министерство культуры должно создать специальную комиссию, которая бы занималась проблемой сохранения наших традиций, чтобы больше употреблялись отчества.
Напишите сочинение-рассуждение, высказав в нем своё отношение к проблеме, поднятой творцом текста. Приведите 2 литературных образца и 1 из жизни. Размер сочинение от 300 слов.
- Елена
- Русский язык
- 2019-05-23 07:55:14
- 1
- 1
Вот полагаюсь поможет
Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).Неувязка, поднятая в тексте.Комментарий.Авторская позиция.Позиция ученика по поднятой в тексте дилемме (согласие, разногласие, частичное разногласье, двоякая либо противоречивая оценка).Аргументы, подтверждающие либо опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не наименее 2-ух доводов, делая упор на свой актуальный и (либо) читательский опыт).Заключение (1-2 предложения обязаны придать завершенность сочинению, связать его с начальным текстом). Речевые эталоны
Как начать сочинение
1) с коротких сведений об творце, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) один из дивных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас робкое отношение к природе, умение видеть великолепное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в
Но в данном тексте автор выступает в внезапной для меня роли философа и размышляет о зеркальной связи человека и природы.
2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего употребляются отвлеченные существительные, означающие понятия, связанные с темой текста).
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) без этих нравственных категорий невероятно представить себе духовную жизнь человека. Знаменитый современный публицист в собственной статье делится с чтецами размышлениями о том, что
3) с двух 3-х риторических вопросов, подводящих к теме либо основной идеи текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать правильное от ложного? Как понять, что благотворно оказывает влияние на душу, а что развращает, гробит ее? Как отличить культуру от псевдокультуры? Над этими сложными философскими неуввязками раздумывает в своей статье
4) со своих раздумий по поднятой творцом проблеме.
Я не раз думал о том, что самые главные жизненные понятия очень тяжело посещает разъяснить словами. Любовь, вера, счастье без этих добронравных категорий невероятно прожить, а дать определение им не так уж просто. В данном тексте создатель предлагает поразмышлять о роли
В тексте говорится (повествуется, описывается, автор раздумывает, рассуждает и т.п.) о
В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько главных заморочек:
В рецензируемом тексте можно отметить высшую плотность мысли: автор разговаривает не только о , но и о . Такой смысловой емкости создатель добивается при поддержки .
Создатель не определяет главную идея собственной статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: .
Прочитав текст, я пришел к выводу (я сообразил, я пришел к заключению, я сообразил позицию автора).
Содержание текста значительно обширнее его темы. Рассказывая о , автор предполагает
Дорогие друзья, пишем свое отношение к позиции автора ЕГЭ по русскому языку. В этой статье мы расскажем, как написать о своем отношении к мнению автора. Этот фрагмент завершает основную часть сочинения, находясь перед заключением. Выпускник должен не только выразить согласие или несогласие с мнением автора текста, но и обосновать его. Этот элемент сочинения представляет собой логически выстроенное рассуждение, выделенное в отдельный абзац. Поэтому к его написанию нужно отнестись серьезно. Да, этот критерий может принести всего один балл, что кажется каплей в море в общей сумме баллов. Но стоит представить, что кто-то обошел вас на один балл и имеет преимущество при поступлении. Поэтому, дорогие выпускники, не разбрасывайтесь баллами, а ищите возможность увеличить их любыми способами.
Итак, выясним особенности написания собственного мнения по проблеме текста.
Что такое собственное мнение в сочинении?
Собственное мнение — это ваша точка зрения на ту мысль, которую выразил автор текста. В этой части сочинения нужно не просто написать свои мысли, а связать их с проблемой и авторской позицией. Согласно критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку нужно не просто выразить свое мнение, но и обосновать его. Обосновать свою точку зрения — значит привести другие, подтверждающие или опровергающие предложенную точку зрения доводы.
Варианты выражения собственного мнения
В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.
Согласие
Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины:
- Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
- Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
- Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
- Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
- Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
- Выбор жизненного пути — ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.
Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:
- С автором трудно не согласиться.
- Я поддерживаю автора в этом вопросе.
- Я согласен с мыслью автора.
Несогласие
Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:
- Я считаю, что автор не прав.
- Мое мнение отличается от мнения автора.
- Я думаю по-другому.
Частичное согласие
Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее:
- Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
- Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.
Структура собственной позиции
Собственное мнение в сочинении выступает как его отдельный элемент, имеющий свою структуру. Соглашаясь с автором или опровергая его, вы рассуждаете над обозначенной в первом абзаце проблемой. Поэтому и похоже оно на мини-рассуждение, включающее такие части: тезис, аргумент, вывод.
- Тезисом будет утверждение или опровержение авторской позиции, т.е. первое предложение. Здесь достаточно даже того, что вы выразите согласие или несогласие формально. Это уже и будет тезис.
- Аргумент — это доказательство ваших взглядов. Я согласен, потому что… Достаточно привести один пример, но он должен быть весомым, ясным и убедительным. Не стоит сильно углубляться в рассуждение и писать целую страницу по обозначенной трчке зрения. Излагайте мысли кратко, четко, конкретно.
- Вывод — последнее предложение абзаца, в котором обобщается сказанное в подтверждение собственного мнения. Просто подведите итог того случая, о котором говорите, или заключите тем, как характеризует человека такой поступок. Здесь нужно говорить о каждой конкретной ситуации, общие шаблоны неуместны.
Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?
Несколько лет назад в качестве обоснования своей позиции можно было использовать только литературные источники. Но изменения в ЕГЭ дали простор фантазии школьников: примеры могут быть взяты не только из литературы. С одной стороны, это облегчило жизнь выпускникам. С другой возникли новые вопросы: что же писать, о чем говорить? На самом деле, использовать в качестве аргументации можно абсолютно любые сведения.
Общеизвестные факты
Жизненный опыт
Можно сказать о том, что вы были в похожей ситуации, что вы когда-то пережили такое же. Например, автор считает, что нельзя оставлять стариков одних, они нуждаются в заботе близких. Расскажите о своей бабушке, о том, как вы помогаете ей, как звоните, навещаете ее.
Литературные произведения
Фильмы
Научные данные
Если в тексте, к примеру, затрагивается экологическая проблема, прекрасно подойдут научные исследования в этой области. Например, рассказать об исследованиях качества воздуха на нашей планете и его результатах.
Народная мудрость
Веками народ передавал из поколения в поколение свой опыт и знания. И нам есть чему поучиться у предков. Говоря о роли чтения в жизни человека, можно прибегнуть к пословицам о его пользе, о силе и мудрости книги.
Логические рассуждения
Если же вы прекрасно разбираетесь в рассматриваемой проблеме, предложите свои размышления относительно нее. В подтверждение точки зрения о том, что добро должно жить в каждом из нас, поразмышляйте над тем, каким бы был мир, полный злобы.
Мнения авторитетных людей
Выразим собственное мнение вместе
Допустим, автор текста считает, что талант нельзя купить за деньги или продать. Это дар, данный человеку Богом. Какие можно привести примеры?
Мы надеемся, что этот подробный разбор поможет вам избавиться от непонимания и неуверенности. Если же какой-то момент так и остался непонятным, напишите нам. Мы обязательно поможем разобраться.
Читайте также:
- Сочинение чему нас учат животные
- Легенда о великом инквизиторе сочинение
- Образ и теория раскольникова сочинение
- Есть ли единомышленники у чацкого сочинение
- Это наши лучшие друзья любил повторять отец указывая на книги и какие дорогие друзья сочинение
Вопрос:
Пожалуйста нужно срочно!
Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение, вы? ?ажая своё отношение к основной мысли этого текста.Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.
Раскрепощение, возможность свободно выражать свои мысли и чувства, игры с языком при помощи языка- вот что характерно для русского языка нашего времени. Опасно ли это для него? Нуждается ли современный русский язык в защите?
Нет! Не язык нуждается в защите, а требует коррекции язык подавляющего большинства российских граждан. Нуждается в значительно более высоком уровне культуры всё общество. Много пишут о «порче» языка, но она затрагивает не систему языка, а языковую способность, умение говорить. Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных устных публичных текстов создаёт впечатление о росте числа ошибок. Впрочем, некоторые лингвисты полагают, что «корявость» речи выявляет » заложенные в языке тенденции развития».
Язык- система сомоочищающаяся. Ещё недавно повсюду говорили о «консенсуре», даже- о семейном. Где это слово? Прошло несколько лет, и оно умерло. В тоталитарные времена язык засушили и ему недоставало животворной влаги. Теперь- перенасытили ею, но лишняя- уйдёт
Ответы:
Сочинение на тему : мы в ответи за наших братьев.
Многие говорят: «Мы в ответе за своих братьев меньших. » И это чистая правда. Когда мы берём животное, мы в ответе за него. Мы должны помогать животным и защищать их, от злых людей. Главное мы не должны быть равнодушными! Проходя мимо и, увидев как мальчики избивают щенка, надо помочь ему, и подойти. От нас зависит их жизнь. Что бы было с ними, если бы не мы. и взяв животного, мы должны его воспитывать и ухаживать за ним. Ведь беря животное в семью — оно становиться полноправным членом семьи, животное, это не игрушка, это такое же живое существо, как и мы. Оно тоже нуждаеться в ласке, в любви, в заботе. И каким бы плохим не вырос питомец, мы не должны выбрасывать его на улицу, на холод и голод. Исходя из того — что ты человек. А человек — самое разумное существо, и он не должен проявлять злость и безразличие. .Не должен. Нельзя считать животных — простм развлечением, ведь у них тоже есть сердце.. . (мысль написала, теперь разверни её побольше и добавь чего-нибудь.)