Напишите небольшой рассказ от лица ученика школы математических и навигацких наук

27 апреля 1701 г.

в Москве основана школа математических и навигацких наук

Петром I в Москве основана школа математических и навигационных наук. С июня 1701 г. школа была размещена в удобной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухарева) башне. Во главе школы был поставлен боярин Ф. А. Головин. В ней обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фехтованию. Высшей ступенью считались морские науки: навигация, астрономия, география. Преподавались также ведение шканечного журнала и счисление пути корабля.

К лету 1702 г. в ней насчитывалось 180, а к январю 1703 г. уже 300 учеников. Это были в основном дети дворян и гвардейских солдат. Срок обучения установлен не был. Науки изучались последовательно: изучившие арифметику переводились в класс геометрии, затем — тригонометрии, потом — в мореходные классы. Самые способные заканчивали школу за четыре года. В числе первых преподавателей был талантливый педагог Л. Ф. Магницкий — лингвист, математик, физик, географ, астроном, специалист в области гуманитарных наук.

В 1703 г. он издал «Арифметику» — первый отечественный труд по математике и мореходной астрономии, создал учебники, пособия, таблицы. В 1705 г. состоялся первый выпуск (64 человека). Большинство из них были назначены на государственную службу в военные и гражданские учреждения, а остальных направили на строившийся в то время БФ. Выпускники школы отличились в Северной войне (К. Н. Зотов, П. Чихачев и другие), стали соратниками Петра I в создании Российского флота (С. Лопухин, Ф. И. Соймонов), мореплавателями (А. И. Кожин, С. Г. Малыгин, Г. Золотарев), учеными. По указу Петра 1 от 01.10 1715 г. 200 учеников старших (мореходных) классов были переведены в Санкт-Петербург, где открывалась Морская академия (Академия морской гвардии).

Еще 100 человек были приняты на месте. Академия готовила офицеров флота, геодезистов, картографов. Ее выпускникам присваивалось звание «гардемарин». Первоначально академия размещалась в доме купца Кикина (на нынешней Дворцовой площади). В 1733 г. была переведена на Васильевский о-в. В 1743 г. получила дворец фельдмаршала Б. К. Миниха на углу набережной Невы и 12-й линии Васильевского о-ва. 15.12 1752 г. Морская академия была преобразована в Морской шляхетный (дворянский) кадетский корпус, который просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции.

Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели, ученые и деятели культуры, революционеры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту. Среди них Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, А. И. Казарский, Г. И. Бутаков, В. С. Завойко, А. И. Чириков, С. И. Челюскин, С. Г. Малыгин, Д. Я. Лаптев, X. П. Лаптев, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Врангель, О. Е. Коцебу, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, Г. И. Невельской, В. И. Даль, Н. А. Римский-Корсаков, К. М. Станюкович, А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, А. А. Попов, А. Н. Крылов, Ю. М. Шокальский, А. И. Берг, Н. А. Бестужев, К. П. Торсон, А. П. Арбузов, П. П. Шмидт.

В октябре 1918 г. на базе Морского кадетского корпуса было создано первое учебное заведение РККФ — Курсы командного состава. Ныне это Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе. Старейшее военно-морское училище окончили многие выдающиеся советские флотоводцы и деятели флота, герои гражданской и Великой Отечественной войн, командующие флотами и флотилиями, адмиралы и офицеры. Среди них первые руководители ВМФ в период гражданской войны и иностранной интервенции В. М. Альтфатер, Е. А. Беренс, А. К. Векмаи, М. В. Викторов, А. В. Немитц, М. В. Иванов, А. П. Зеленой, командующие и руководители ВМФ в годы Великой Отечественной войны Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, адмиралы В. А. Алафузов, Л. М. Галлер, Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, адмиралы А. Г. Головко, Ф. С. Октябрьский, В. Ф. Трибуц, вице-адмиралы В. В. Григорьев и В. С. Чероков, а также адмиралы флота Г. М. Егоров, В. А. Касатонов, С. М. Лобов, Н. Д. Сергеев, Н. И. Смирнов, В. Н. Чернавин, адмиралы Н. Н. Амелько, Ф. В. Зозуля, В. В. Михайлин, А. Е. Орел, В. С. Сысоев, В. А. Фокин и другие. Многие фрунзевцы награждены орденами и медалями, более 70 из них стали Героями Советского Союза, несколько человек — Героями Социалистического Труда.

http://www.li.ru/interface/pda/?jid=5672533&pid=341419908&redirected=1&page=0&backurl=/users/larissa1425/post341419908/

Слайд 1

ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК Работу выполнил : ученик 8 класса МКОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского рвйона Саратовской области Тарасов Андрей . РУКОВОДИТЕЛЬ – учитель математики ФЁДОРОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА Здание Сухаревой башни, где размещалась Школа математических и навигацких наук

Слайд 2

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 1.Познакомиться с историей математического образования в России. 2.Познакомиться с историей навигацких школ в России. 3.Познакомиться с теми, кто положил начало этим школам и наукам. 4.Познакомиться с первыми русскими учебниками и их авторами. ЛИТЕРАТУРА: А.В. Дорофеев «Школа математических и навигацких наук»-журнал «Математика в школе» №1 1986 г. 2. https://yandex.ru/images/search?texl= картинки . 3. www.psyoffice.ru/6-1041-navigackaja-shkola.htm. 4.htts:// yandex.ru/search/? lr =1948 Магницкий, Ломоносов.

Слайд 3

ОНИ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ Реформы Петра I, направленные на усиление мощи государства Российского, на ликвидацию его экономической отсталости, поставили новые задачи в области образования. Для государственного аппарата, преобразуемой армии и морского флота была необходима подготовка специалистов. В 1701 г. По указу Петра I в М оскве открылась Школа математических и навигацких наук. Она размещалась в Сухаревской башне. В России ещё не было общеобразовательных школ, и навигацкая школа стала прежде всего давать учащимся общее образование. В школе учили грамоте и арифметике с элементами алгебры и геометрии юношей 12-20лет. После этого учащиеся, принадлежавшие к низшим сословиям, поступали на службу учителями, писарями, аптекарями и т.д..Дети дворян переходили в высшие классы, где изучали геометрию, тригонометрию и их приложения к геодезии и мореплавании, основы навигации и астрономии. Первый начальник школы адмирал Ф.А. Головин постоянно находился в разъездах, и её делами фактически управлял А.А. Курбатов, бывший крепостной графа Б.Д.Шереметьева, выдвинувшийся при Петре I I . едор Алексеевич Головин жил на стыке средневековой и новой истории России. Он не выделялся на полях сражений, в морских баталиях; его таланты организатора, дипломата во многом оказались заслоненными гигантской фигурой самого царя, военными победами России или сокрыты от глаз современников профессиональными тайнами. В значительной мере поэтому биография Ф.А. Головина меньше, чем других сподвижников Петра Великого, обеспечена исследованиями, опубликованными источниками, свидетельствами мемуаристов. При всем том, Ф.А. Головин входил в число наиболее значимых фигур политического Олимпа страны первой половины петровского царствования. В 1714 — 1715 гг. брауншвейг-люнебургский резидент Ф.Х. Вебер видел портрет Ф.А. Головина с латинской надписью: «Кто всею душою, с ревностью и искусством исполняет свою должность, тот только способен к делам великим и чрезвычайным». Это высказывание Цицерона было жизненным credo генерал-адмирала, фактического главы Посольского и еще семи других петровских приказов. (1650 – 1707г.г. Адмирал Российского флота, но больше заслуг у него на поприще дипломатии ПЁТР I Курбатов Алексей Александрович (?- 1721)

Слайд 4

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 25 января 1701 года по указу Петра I была создана Школа математических и навигацких наук, которая размещалась в Сухаревой (Сретенской) башне в Москве, на верху которой была открыта астрономическая обсерватория с телескопом. Навигацкая школа была учреждена в интересах подготовки национальных кадров для комплектования строящегося военного флота, защиты Отечества от угрозы вторжения с моря, избавления от иностранной зависимости в областях образования и науки. Сухаревская школа (так неофициально называлась Московская Школа математических и навигационных наук), 14 лет существовала как самостоятельное учебное заведение, являясь первым в России светским и полноценным военно-учебным заведением. Она стала первой в России специализированной технической школой с базовой математической подготовкой, и до 1715 года являлась государственным учебным заведением для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и других специальностей. Число ее учащихся колебалось в пределах 300-500 человек, изначально она управлялась Оружейной палатой (до 1706 года), а впоследствии — Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. Большую часть учеников составляли подростки и юноши горожан всех сословий (кроме крепостного) в возрасте от 12 до 20 лет. Они получали казенное содержание, нуждающиеся — полное государственное обеспечение, а весь учебный курс состоял из трех классов — начального (чтение, письмо, счет), арифметического (арифметика, геометрия, тригонометрия) и высшего навигаторского, который включал в себя высшую математику, астрономию, черчение, геодезию и практическую навигацию. В школе преподавали известнейшие в то время русские педагоги Л. Ф. Магницкий и А. Д. Фархварсон , а также выпускники лондонской Королевской математической школы С. Гвин и Р. Грейс. Специально для школы были подготовлены печатные учебные пособия: “Арифметика” Магницкого 1703 года, “Таблицы логарифмов и синусов” Фархварсона , Гвина и Магницкого (1704 год).

Слайд 5

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику — на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов , геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие. Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии — Навигацкой школы, которую упразднили после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого. Сразу по окончании Школы математических и навигацких наук ее выпускников в обязательном порядке отправляли на флот, на геодезическую и архитектурно-строительную практику — на судостроительные верфи, прокладку дорог и другие работы. В 1714 году вышел указ, согласно которому выпускники школы также могли направляться учителями в цифирные, артиллерийские, инженерные и адмиралтейские школы. А те, кто окончил две первые ступени школы, имели право работать писарями на гражданской службе. Школу математических и навигацких наук в разное время окончили адмиралы Н. Ф. Головин и В. Я. Чичагов , геодезисты И. К. Кирилов, М. С. Гвоздев, И. М. Евреинов, Ф. Ф. Лужин, видный деятель просвещения Н. Г. Курганов и другие. Примерно через 10 лет после открытия школа приобрела черты закрытого сословного учебного заведения, в котором специальным указом был установлен процент учащихся для дворян. В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе создали Морскую академию. А русский и арифметический классы оставались в Москве до 1752 как подготовительная школа новой академии — Навигацкой школы, которую упразднили в 1753г. после учреждения Морского шляхетного кадетского корпуса. Преемником Школы стало Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе, которое в настоящее время переименовано в Высший морской институт им. Петра Великого.

Слайд 6

ПЕРВЫЕ УЧЕБНИКИ И ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ Для преподавания пригласили иностранных учёных: профессора Абердинского университета Фархвасона — англичанина, хорошо знавшего астрономию и караблевождение , и математиков Гвина и Грейса , воспитанников Оксфорда. Преподаватели не знали русского языка, ученики же не только не владели английским, но и зачастую не умели читать и писать на родном языке. Учебников не было. Курбатов исправил ошибку своих начальников. Он понял, что необходим русский учитель, и пригласил на должность преподавателя Леонтия Филипповича Магницкого. Л.Ф. Магницкий (1669-1739 Л.Ф Магницкий –уроженец Тверской губернии , сын крестьянина Телятина, в математике был самоучкой. В одной из биографий его юность описывается так: «В малых летах неславный и недостаточный человек, работой своих рук кормивший себя, сам научившись чтению и письму, был страстный охотник…разбирать мудрёное и трудное… Из уст царя переименован был Магницким. Как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил на себя внимание».

Слайд 7

ВРАТА УЧЁНОСТИ М.В. ЛОМОНОСОВА На Магницкого возложили написание учебника по математике для Навигацкой школы. В 1703г. Вышла в свет его знаменитая «Арифметика», ставшая на долгие годы основным учебником математики для многих учебных заведений. Она проникла во все уголки России. В далёкой северной деревне, в доме односельчанина Дудина юный Ломоносов впервые в жизни увидел недуховные книги: «Грамматику» Стругацкого и «Арифметику» Магницкого. «Неотступные и усиленные просьбы, чтобы страрик ссудил его ими на несколько дней, оставались всегда тщетными», — читаем мы в биографии Михаила Ломоносова. После смерти Дудина его сыновья подарили 13-летнему Михаилу эти книги. «От сего времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непременно читая, вытвердил их наизусть». Сам Ломоносов потом называл их вратами своей учёности. «Грамматику» и «Арифметику» он принёс в котомке их Архангельска в Москву и хранил их до конца своих дней. Ломоносов Михаил Васильевич Российский учёныи ̆ Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических процессов. Родился: 19 ноября 1711 г., деревня Мишанинская (ныне — село Ломоносово ), Архангелогородская губерния, Русское царство Умер: 15 апреля 1765 г. (53 года), Санкт-Петербург , Российская империя Чем известен: учёный-энциклопедист, основатель Московского университета . Пётр I . Мозаика М.В. Ломоносов

Слайд 8

«АРИФМЕТИКА» МАГНИЦКОГО Магницкий, Леонтий Филиппович (1669—1739). Учился в московской Славяно-греко-латинской академии в первое время ее существования. Изучив там языки латинский и греческий, а вне академии также немецкий, голландский и итальянский, Магницкий получил возможность самостоятельно изучить не преподававшиеся в академии математические науки и притом в объеме, далеко превосходящем уровень сведений, сообщаемых в русских арифметических, землемерных и астрономических рукописях XVII стол. Вскоре после состоявшегося в 1701 г. открытия в Москве школы «математических и навигацких , то есть мореходных хитростно наук учения», помещавшейся в здании Сухаревой башни, был назначен в нее преподавателем арифметики и, по всей вероятности, геометрии и тригонометрии. Должность преподавателя в этой школе занимал до конца жизни. М. составил учебную энциклопедию по математике «Арифметика, сиречь наука числительная и т. д.» (1703), содержащую пространное изложение арифметики», Объём «Арифметики» составляет 662 стр.. Все правила в ней объяснены на большом числе задач. Теоремы и доказательства отсутствуют, как и в других практических учебниках математики XVIII в.. Книга делится на 2 части: первая содержит собственно арифметику, а вторая – алгебру с геометрическими приложениями, начала тригонометрии, географию и навигацию. Хорошо знавший ряд языков, Магницкий изучил много европейских учебников, книги греческих и латинских авторов, русские математические рукописи и использовал все эти материалы в работе над учебником. Благодаря этому учебнику в русской научной литературе впервые появились квадратные уравнения, десятичные дроби, прогрессии, а в математическом языке утвердились термины: множитель, делимое, пропорции, прогрессии и др..

Слайд 9

ВЫВОДЫ: В 1752 г. Петербургская Морская академия была преобразована в Морской кадетский корпус, что превратило её в узкопрофильное учебное заведение. Навигацкая школа была распущена, и лишь дети дворян переведены из неё в Морской корпус. Но учебник, созданный для этой школы, продолжал служить просвещению народа спустя многие десятилетия. Его использовали составители последующих учебников. Обращаются к нему и до сих пор. Так, в 1985 г. Опубликована книга «Старинные и занимательные задачи» С.Н. Олёхина , ю.В . Нестеренко, М.К. Потапова. В неё вошли многие задачи из «Арифметики» Магницкого. Они доступны учащимся младших классов, привлекают занимательностью, развивают сообразительность. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, написанная выходцем из народа и для народа, живёт и в наше время. В 1715г. Пётр I учредил в Питербурге Морскую академию, куда были переведены старшие классы Навигацкой школы и её преподаватели Фархварсони и Гвин (Грейс умер в 1709 г.). Навигацкая школа превратилась в подготовительное училище для Морской академии. Магницкий стал старшим преподавателем и заведующим учебной частью школы. До конца своей жизни он преподавал в ней математику, занимался всеми организационными делами. Школа математических и навигацких наук сыграла значительную роль в истории русской культуры. Многие её воспитанники стали государственными деятелями, видными военачальниками, педагогами, инженерами. История школы неразрывно связана с жизнью и трудами Л.Ф. Магницкого, отдавшего ей 40 лет своей жизни. Здесь он воспитал новые кадры учителей, которые продолжили его деятельность по улучшению преподавания математики в России.

Обновлено: 11.01.2023

«В первые годы существования нашего флота, кроме самого государя, почти не было русских сведущих моряков, и все офицерские должности занимали нанятые иностранцы. Вероятно не представлялось только случая, или не находилось под рукой людей, способных привести в исполнение мысль царя об морском училище.

Генри Фархварсон (1675-1739) приехал в Россию в возрасте 26 лет, он был преподавателем в одном из двух колледжей Абердина (Шотландия), в результате объединения которых позднее возник Абердинский университет. Вместе с ним приехали его ученики 15-летний Стефан Гвин (ум.1720) и 17-летний Ричард Грис. Последний решил в 1709 году вернуться в Англию, и был убит по дороге на родину разбойниками на Нарвском почтовом тракте.

14 января 1703 года последовал указ об основании школы математических и навигацких наук: «

23 июня 1701 года – указ о переносе школы в Сухареву башню

Для нужд училища Сухарева башня достраивается: появляется третий ярус, в котором размещаются классные комнаты и рапирный зал, где ученики занимались фехтованием.

С.7 План учреждения школы составлял сам государь с Фарварсоном, и хотя главным и высшим предметом учения были морские науки, но вместе с тем предположено из этого, покуда единственного светского училища, выпускать молодых людей во все роды служб военные и гражданские, которые требовали некоторых научных сведений, или даже одного знания русской грамоты. Т.о., из Навигацкой школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие новые школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и пр. Одним словом, из Навигацкой школы требовали способных служивых, почти для всех служб.

Полное название учебника: «Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена». Книга представляет собой довольно большой том, насчитывает 662 стр., набрана кириллицей, украшена гравюрами, текст иллюстрирован рисунками и чертежами, используются стихотворные вставки. В нижней части титульного листа указан составитель: «Сочинися сия книга чрез труды Леонтиа Магницкаго». На обороте титульного листа зашифровано акростихом «Правил Теодор Поликарпов» участие в работе над книгой управляющего Московским Печатным двором Ф.П.Поликарпова-Орлова, где была издана «Арифметика».

Упомянутые в названии две книги имеют следующие наименования: «Арифметика политика, или гражданская» и «Арифметика логистика не по гражданству токмо, но и к движению небесных кругов принадлежащая».

Первая книга разделена на пять частей. Начальная из них содержит сведения о нумерации и четырех арифметических действиях с целыми числами, раздел о денежном счете, мерах и весах, следующая посвящена дробям. Третья и четвертая — практическим задачам. В последней рассматриваются (в применении к морскому и военному делу) алгебраические правила, прогрессии и корни. В завершение даются десятичные дроби, которые были внове для соответствующей учебной литературы.

Вторая книга (арифметика-логистика) поделена на три части. В первой речь идет о квадратных уравнениях. Вторая посвящена геометрии и тригонометрии: задачам на измерение площадей, теоремам на тригонометрические функции различных углов. Заключительная часть относится к математическим основам навигации — «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит». Здесь рассматривается математическое приложение к мореплаванию уже полученных сведений по арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии. При помощи прилагаемых таблиц решается навигационная задача определения широты места по наклонению магнитной стрелки, рассчитывается время приливов и отливов и пр.

В Навигацкую школу велено было принимать детей дворянских, дьячих, подъячих, из домов боярских и других чинов, от 12 до 17 лет, но как в эти лета из домов боярских являлось малое число, то стали принимать и 20 –летних. (и даже старше)

С.10 Комплект воспитанников положен был 500 человек.

На все расходы было положено 22 459 рубл. 6 алт. и 5 денег

В школе учили: арифметике, геометрии, тригонометрии, с их практическими приложениями к геодезии и, главное, к мореплаванию, для которого проходили навигацию и часть астрономии.

Из гимнастических упражнений было фехтование, за которое ученикам прибавлялось дополнительное жалованье.

С.12 Проходимый в школе курс, в принципе небольшой и нетрудный, требовал в то время от ученика больших усилий, терпения и прилежания. Тяжелая схоластическая система преподавания и новость русского научного языка до последней крайности затемняли самые простые вещи. Нередко после месяцев упорного труда, оказывалось, что большая часть полученных знаний – это зазубренные бесполезные фразы, пустые определения и множество научных фокусов, только для профанов кажущихся наукою. К тому же в первые годы существования школы учителя-иностранцы плохо знали русский язык, и следовательно уроки их были малопонятны.

Также использовались меркаторские карты всего света, сделанные специально для воспитанников Навигацкой школы, гравером Василием Куприяновым.

Класс каждого учителя составлял как бы отдельную, независимую от других школу, и преподаватели, не подчиняясь один другому, каждый сам по себе имели сношение с высшим начальством школы, и наблюдали не только за ученьем, но и за поведением своих учеников.

В 1704 году в школу были присланы 49 драгун из Воронежа, среди которых было несколько сержантов, подпрапорщиков, каптенармусов, капралов и рядовых.

Некоторые ученики жили в школе, другие – на квартирах.

За большие проступки наказывали на школьном дворе плетьми, на знатных дворян за прогулы указом от 28 февраля 1707 года положена была пеня: за первый прогульный день -5 рублей, за второй – 10, за третий и все последующие – 15. Таких штрафных денег за пять месяцев 1707 года набралось 8545 рублей.

В Навигацкой школе учились дети почти всех знатных фамилий – Волконские, Солнцевы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и пр., многие из них встречаются и вштрафном списке.

Учителя школы, помимо преподавания и сочинений, имели еще и другие обязанности. Они рассматривали и одобряли книги к печатанию, и к ним относились со всеми учеными вопросами. Сам царь следил за ними, разделял их труды, беседовал, как равный с равным, иному сам учился, а иногда давал им разные работы, требовавшие высших сведений. Так, в 1709 году, он писал из Воронежа, чтобы профессоры прислали ему трубы для наблюдения затмения солнца, вычислили бы время затмения и сделали рисунок, как оно будет видимо в Воронеже. В 1712 году Фарварсон назначил дорогу от С.- Петербурга до Москвы, которая тогда же была начата и доведена до Новгорода.

Внимание Петра I к Навигацкой школе породило все слухи, связанные с Сухаревой башней.

С.23 Заботясь об умственном образовании учеников, государь желал в них возбудить охоту и к удовольствиям просвещенного общества. С этой целью при самом основании школы в 1701 году из Данцига была выписана труппа актеров, которая с учениками школы, в залах Сухаревой башни, представляла светские комедии, посещаемые нередко и самим государем.

В царствование Петра I на галерее Сухаревой башни в Адмиральский час, и вечером, перед царею, играла музыка.

С.26 Воспитанники, кончившие с успехом курс в школе, рассылались повсюду. Большую часть дворян назначали на флот, других в инженеры и артиллеристы, в Преображенский полк в бомбандиры, кондукторами к генерал-квартирмейстеру, к архитектурным делам и пр.; а иных поспособнее и побогаче, для практического усовершенствования, посылали за границу под именем навигаторов.

Навигаторами также назывались вообще старшие ученики, окончившие полный курс морских наук, некоторые из них служили на флоте, а другие оставались в школе, где сначала помогали профессорам в преподавании наук, а потом сами поступали в учителя.

Правильного выпуска и приема в школе не было, выпускали по мере требований, и только заботились, чтобы скорее замещать оставшиеся вакансии.

Навигаторы посылались в науку за границу в Голландию, Англию, Данию, Францию, Венецию и даже в Испанию. Молодые люди обыкновенно поступали там волонтерами на военные корабли или галеры, смотря по тому ,кто готовился в службу на парусный или на гребной флот, и служили лет по пяти и более. Иные, прежде поступления на действительную службу, учились еще в тамошних морских школах.

Ознакомясь практически с морским делом, навигаторы возвращались в Россию, и после строго экзамена, иногда делаемого самим государем, сообразно успехам, производились, — лучшие в первый С.27 офицерский чин, унтер-лейтенанта, а посредственные в мичмана – звание в то время неофицерское. Вместе с дворянами посылались и воспитанники-разночинцы и из мелкого дворянства. Они изучали штурманское искусство и по возвращении в Россию поступали в штурмана.

С.29 Из навигаторов вышло множество прекрасных морских офицеров, которые получили образование именно в это время и впоследствии достигнув высших чинов, принесли флоту большую пользу. Из них можно указать на Конона Зотова, сына Никиты Моисеевича. Зотов был отличный офицер, написал несколько полезных сочинений по морской части, и дослужился до чина контр-адмирала. Николай Федорович Головин, адмирал, президент адмиралтейств-коллегии, князь Михаил Михайлович Голицын, генерал-адмирал и президент коллегии, Федор Иванович Соймонов, гидрограф писатель, человек умный, талантливый, бывший еще лейтенантом любимцем Петра I, Белосельский, Калмыков, Лопухин, Дмитриев-Мамонов, Шереметев и пр.

До геодезистов у нас не было своих географических карт, а были географские чертежи, т.е. описания, положенные на бумагу, с сохранением расстояний между городами, и почти без соблюдения взаимного положения мест. Последний по времени географический чертеж был атлас Сибири, составленный Ремезовым (1701 г.), а первая съемка по правилам науки сделана самим государем во время плавания его по реке Дон, от Воронежа до Азова (1699 г.). С этого времени начинается ряд работ геодезистов, карты которых, кроме исполнения частных целей правительства, послужили материалом для составления первого полного атласа России, изданного обер-секретарем Сената Кирилловым, также воспитанником Навигацкой школы.

Наконец, из этой школы стала распространяться в народе грамотность, направленная к гражданским пользам. Во все вновь учреждаемые училища учителей брали из Навигацкой школы и они везде, кроме чтения и письма, учили арифметике и геометрии, которые для всякого занятия и ремесла были, если необходимы, то весьма полезны.

Учебники и учебные пособия выдавались ученикам для постоянно­го пользования. В обучении применялись наглядные пособия: глобус, географические карты, таблицы, приборы и инструменты. Для занятий по астрономии была оборудована обсерватория, где имелся лучший для того времени телескоп. Здесь под руководством Л. Ф. Магницкого и А. Д. Фарварсона велись астрономические наблюдения. Большое вни­мание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплава­нию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на мор­ских кораблях ежегодно от февраля до октября. Для повышения общей культуры будущих навигаторов при школе был устроен театр. Группа актеров, выписанная из Данцига, вместе с учениками устраивала спек­такли.

В 1715 г. высшие (мореходные, или навигаторские) классы школы были переведены в Петербург, где на основе их образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специали­стов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным учили­щем Морской академии и обучала главным образом математике. В та­ком виде школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навига­цких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе. Ее воспитанники стали также организаторами и первыми учителями многих новых школ, создаваемых в стране.

Открытие в 1715 г. в Петербурге Морской академии было важным шагом в развитии школьного образования в России. Для преподава­ния в ней были переведены из Москвы А. Д. Фарварсон, С. Гвин и во­семь русских навигаторов. Общее руководство Морской академией осуществлял А. А. Матвеев.

По инициативе А. Л. Нарышкина в Морской академии было введе­но практическое изучение корабельной архитектуры, для чего учащиеся построили модель корабля. Для практического изучения морского дела учащиеся принимали участие в морских походах.

Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов фло­та, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмирал­тейских и гарнизонных школ.

При участии Морской академии снаряжались первые географические и гидрографические экспедиции.

2222299_127628035_1374640678_8304da29042e4bc6ba9d92d4adf18b46 (700x349, 65Kb)

Неудачное начало Северной войны и особенно поражение под Нарвой показали необходимость создания в России собственных профессиональных военных кадров в области артиллерии и военно-инженерного дела.

«…на новом пушечном дворе вы c троить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…»

Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа ) — первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, созданное для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота.

День учреждения школы отмечается как день штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

На первых порах Навигацкая школа размещалась в «Мастерских палатах» на Хамовническом дворе в Кадашах. Но профессор Генри Фарварсон, приглашенный Петром I изза границы для постановки учебного процесса, нашел это помещение тесным и неудобным, прежде всего, для проведения астрономических наблюдений. По просьбе профессора последовал царский указ — «Об отдаче Сретенской (Сухаревой) башни для помещения математической школы».

gn9r0m0MQeltN7Km (445x700, 238Kb)/2222299_suharevskayabashnya (513x604, 343Kb)

С этого момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.

Сухарева башня — четырехъярусное строение вполне соответствовало назначению школы. Оно размещалось на «пристойном» и высоком месте. Последнее, а также наличие башни, «где можно свободно горизонт видеть», позволяло учащимся делать обсервации (т. е. определять свое место по измеренным высотам светил), наблюдать за небесной сферой по всему горизонту. Высокие потолки и светлые помещения создавали благоприятные условия для работы с картами и чертежами. Само здание как бы напоминало некий корабль, в котором галереи 2го яруса, опоясывавшие здание, играли роль шканцев — самого почетного места на парусном корабле (часть верхней палубы в его корме).

2222299_127628237_te6Qn4MumE (699x507, 94Kb)

Восточная оконечность дома могла «быть увиденной» как нос корабля, западная часть — как его корма. В третьем ярусе размещались классные комнаты и «рапирный зал», предназначенный для проведения уроков фехтования и гимнастических упражнений. С западной («кормовой») части здания был построен амфитеатрхранилище «машкерадного кораблика», то есть модели парусного корабля, использовавшегося «для потех».

2222299_436 (700x470, 297Kb)

В особо торжественные дни, например, в день празднования заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., тот кораблик с поставленными парусами, расцвеченный днем сигнальными флагами, а ночью фонарями, возили по улицам Москвы, прославляя Российский флот, чьи победы были существенным вкладом в дело успешного завершения многолетней войны.

2222299_2_0 (700x508, 305Kb)

. Обучение в школе продолжалось два года. Низший класс назывался «школа словесная». Задачей этого класса было обучить грамоте. Второй класс назывался «школа цифирная». В этом классе изучалась математика. Выпускной класс назывался «школа инженерная». На этом этапе обучения обучались основам артиллерийского дела, фортификации, минному делу, понтонному делу, которые считались частью артиллерийской науки и специалисты инженерного дела также считались артиллеристами. Выпускниками Школы стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

2222299_bfacd5afdd0be0c8b476bd1697ac3b83b9722fce (700x538, 339Kb)

Все учителя после открытия школы жили при ней в нижнем этаже Сухаревской башни. Учителей при школе было четверо – три иностранца, привезённых царём из Англии, как уже говорилось: Эндрю Фарварсон, обучавший математике, астрономии и морским наукам, Стефан Гвин и Ричард Грейс (называемый “Рыцарь Грызь”), обучавшие навигаторским наукам и науке фехтования, и один русский — Леонтий Филиппович Магницкий, который обучал и грамоте, и письму, и арифметике, знал греческий, латинский, итальянский и немецкий языки, владел сведениями по астрономии и навигации.

2222299_lf_maghnitskii__vielikii_russkii_matiematik1_png (500x374, 20Kb)

Леонтий Магницкий был назначен управляющим над учениками и учебным процессом. Фактически школа держалась именно на нём — доверенном лице вечно отсутствовавшего директора Фёдора Головина.
Программа школы была составлена самим Петром I вместе с Фарварсоном.

2222299_127627395_fe090a8416d504bfc60459ae937a6f6b (450x315, 246Kb)

Многие учебники были составлены усердием учителей этой школы либо под их редакцией. В 1703 году вышел первый русский учебник математики, составленный Леонтием Магницким. Он был написан специально для Навигацкой школы. Назывался он “Арифметика, сиречь наука числительная. ”. Это была целая энциклопедия математики и её приложений XVIII века. Здесь впервые в России были использованы для вычислений “арабские” цифры, впервые было изложено учение о десятичных дробях. Она охватывала основы алгебры, геометрии и тригонометрии и давала довольно обстоятельное руководство по мореходной астрономии и навигации со многими таблицами.

2222299_466175600 (600x472, 96Kb)

В Навигацкой школе имелись различные астрономические и геодезические приборы, инструменты для определения времени по звёздам Малой и Большой Медведиц, морские атласы — “книги морских хартин”, готовальни, различные циркули, учебники. В мастерской школы изготовлялись точные приборы. В ней начал работать Андрей Нартов, знаменитый русский механик. Каждый ученик, кроме бумаги, карандашей, гусиных перьев и чернил, имел аспидную доску с “каменными перьями” (грифелями) для черновых записей.

2222299_img_phpH8KLLP_Vika_0_9 (640x360, 77Kb)

Наверху в башне располагалась первая в России астрономическая обсерватория с хорошими телескопами для научных наблюдений и учебных практических занятий. Здесь же находились астрономические часы и ценная научная библиотека. Преподаватели школы Фарварсон и Магницкий по заданию Петра проводили вычисления будущих солнечных и лунных затмений, для “обнародования в целях предупреждения суеверных толков”. В нижнем ярусе башни был размещён привезённый с Ивановской колокольни большой голландский медный глобус (диаметром 2 м), подаренный иностранцами царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I.

ml14 (700x398, 239Kb)

Однако Петр I быстро убедился, что инженерное дело слишком специфично и готовить офицера одновременно как артиллериста и сапера нецелесообразно.

shturman1 (554x700, 121Kb)

Указом от 19.7.1702 г. Инженерный класс разделяется на два » пушкарский » и » инженерный «. В Инженерный класс было переведено 24 человека. Таким образом, структура обучения с лета 1702 г. предусматривала две ступени общего обучения и последняя ступень — специализация. Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные и морские науки). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и т. д. Одним из первых выпускников Московской Инженерной и артиллерийской школы в 1704 году стал Российский историк, государственный деятель Василий Никитич Татищев .

2222299_foto6 (490x576, 103Kb)

Военные инженеры пользовались в вооруженных силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

2222299_44_jpeg (581x700, 247Kb)

16 (27) января 1712 г. Пётр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа, увеличить число учащихся в четыре раза , образовать дополнительные инженерные и артиллерийские школы (классы) и усилить их математическую подготовку.

В 1712 году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы, согласно Указу от 16 (27) января 1712 года.

2222299_127629105_VpereryvahmezhdusrazhenimiPetrIredaktiruetpervyjuchebnikgeometrii (699x520, 88Kb)

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия (или, как она ещё именовалась, — Академию морской гвардии) , а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. В 1717 году начальником школы назначен капитан Брунц.

2222299_006 (700x250, 62Kb)

Кикины палаты. В этих зданиях размещалась Морская академия

Makhayev,_Kachalov_-_View_of_Neva_Downstream_between_Winter_Palace_and_Academy_of_Sciences_1753_(right) (700x508, 78Kb)

Но и этого оказалось мало для потребностей развивавшейся русской армии, поэтому в 1719 г. по указу царя была создана Санкт-Петербургская инженерная школа, а спустя 4 года московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена со столичной.

Для усиления значимости инженерных войск и для привлечения дворян к обучению инженерному делу в Табели о рангах (1722) офицеры инженерных войск были поставлены на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии, что объяснялось высокими требованиями к их образовательному уровню.

96665761 (500x618, 288Kb)

Все эти меры привели к тому, что к 1725 г. российские инженерные войска насчитывали уже 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора, которые успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

Так зарождались инженерные войска России, сыгравшие огромную роль в защите Отечества в разные исторические периоды.

В память об учреждении первой инженерной школы 18 сентября 1996 г. Указом Президента Российской Федерации 21 января было объявлено Днём инженерных войск.

Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 году, однако на правопреество с ней претендуют многочисленные военные учебные заведения.

Петром I в Москве основана школа математических и навигационных наук. С июня 1701 г. школа была размещена в удобной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухарева) башне. Во главе школы был поставлен боярин Ф. А. Головин. В ней обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фехтованию. Высшей ступенью считались морские науки: навигация, астрономия, география. Преподавались также ведение шканечного журнала и счисление пути корабля.

К лету 1702 г. в ней насчитывалось 180, а к январю 1703 г. уже 300 учеников. Это были в основном дети дворян и гвардейских солдат. Срок обучения установлен не был. Науки изучались последовательно: изучившие арифметику переводились в класс геометрии, затем — тригонометрии, потом — в мореходные классы. Самые способные заканчивали школу за четыре года. В числе первых преподавателей был талантливый педагог Л. Ф. Магницкий — лингвист, математик, физик, географ, астроном, специалист в области гуманитарных наук.

В 1703 г. он издал «Арифметику» — первый отечественный труд по математике и мореходной астрономии, создал учебники, пособия, таблицы. В 1705 г. состоялся первый выпуск (64 человека). Большинство из них были назначены на государственную службу в военные и гражданские учреждения, а остальных направили на строившийся в то время БФ. Выпускники школы отличились в Северной войне (К. Н. Зотов, П. Чихачев и другие), стали соратниками Петра I в создании Российского флота (С. Лопухин, Ф. И. Соймонов), мореплавателями (А. И. Кожин, С. Г. Малыгин, Г. Золотарев), учеными. По указу Петра 1 от 01.10 1715 г. 200 учеников старших (мореходных) классов были переведены в Санкт-Петербург, где открывалась Морская академия (Академия морской гвардии).

Еще 100 человек были приняты на месте. Академия готовила офицеров флота, геодезистов, картографов. Ее выпускникам присваивалось звание «гардемарин». Первоначально академия размещалась в доме купца Кикина (на нынешней Дворцовой площади). В 1733 г. была переведена на Васильевский о-в. В 1743 г. получила дворец фельдмаршала Б. К. Миниха на углу набережной Невы и 12-й линии Васильевского о-ва. 15.12 1752 г. Морская академия была преобразована в Морской шляхетный (дворянский) кадетский корпус, который просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции.

Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели, ученые и деятели культуры, революционеры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту. Среди них Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, А. И. Казарский, Г. И. Бутаков, В. С. Завойко, А. И. Чириков, С. И. Челюскин, С. Г. Малыгин, Д. Я. Лаптев, X. П. Лаптев, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Врангель, О. Е. Коцебу, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, Г. И. Невельской, В. И. Даль, Н. А. Римский-Корсаков, К. М. Станюкович, А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, А. А. Попов, А. Н. Крылов, Ю. М. Шокальский, А. И. Берг, Н. А. Бестужев, К. П. Торсон, А. П. Арбузов, П. П. Шмидт.

В октябре 1918 г. на базе Морского кадетского корпуса было создано первое учебное заведение РККФ — Курсы командного состава. Ныне это Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе. Старейшее военно-морское училище окончили многие выдающиеся советские флотоводцы и деятели флота, герои гражданской и Великой Отечественной войн, командующие флотами и флотилиями, адмиралы и офицеры. Среди них первые руководители ВМФ в период гражданской войны и иностранной интервенции В. М. Альтфатер, Е. А. Беренс, А. К. Векмаи, М. В. Викторов, А. В. Немитц, М. В. Иванов, А. П. Зеленой, командующие и руководители ВМФ в годы Великой Отечественной войны Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, адмиралы В. А. Алафузов, Л. М. Галлер, Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, адмиралы А. Г. Головко, Ф. С. Октябрьский, В. Ф. Трибуц, вице-адмиралы В. В. Григорьев и В. С. Чероков, а также адмиралы флота Г. М. Егоров, В. А. Касатонов, С. М. Лобов, Н. Д. Сергеев, Н. И. Смирнов, В. Н. Чернавин, адмиралы Н. Н. Амелько, Ф. В. Зозуля, В. В. Михайлин, А. Е. Орел, В. С. Сысоев, В. А. Фокин и другие. Многие фрунзевцы награждены орденами и медалями, более 70 из них стали Героями Советского Союза, несколько человек — Героями Социалистического Труда.

Читайте также:

      

  • Составление текста по вопросам 2 класс школа россии
  •   

  • Глаза рассказ краткое содержание
  •   

  • Картины осенней природы осенние загадки 2 класс школа россии
  •   

  • Нарисовать воздух в школу рисунок
  •   

  • Гейне германия зимняя сказка краткое содержание

ШКО́ЛА МАТЕМАТИ́ЧЕСКИХ И НАВИГА́ЦКИХ НАУ́К

  • рубрика

  • родственные статьи

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


ШКО́ЛА МАТЕМАТИ́ЧЕСКИХ И НАВИ­ГА́ЦКИХ НАУ́К (На­ви­гац­кая шко­ла), од­но из пер­вых в Рос­сии гос. учеб­ных за­ве­де­ний, по­ло­жив­ших на­ча­ло сис­те­ме инж.-тех­нич. и во­ен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Пред­на­зна­ча­лась для под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов во­ен­но-мор. фло­та, су­до­строи­те­лей, гео­де­зи­стов, ин­же­не­ров и др. Ос­но­ва­на 14(25).1.1701 в Мо­ск­ве по ука­зу Пет­ра I. За­ве­до­вать ею царь по­ру­чил Ф. А. Го­ло­ви­ну, не­по­средств. ру­ко­во­ди­те­лем шко­лы стал Я. В. Брюс. Пер­во­началь­но раз­ме­ща­лась в За­мо­ск­во­ре­чье на По­лот­ня­ном дво­ре, с ию­ня 1701 – на Сре­тен­ке, в зда­нии Су­ха­ре­вой баш­ни, где бы­ла уст­рое­на ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия с те­ле­ско­пом и на­хо­ди­лась боль­шая биб­лио­те­ка. В шко­лу на­би­ра­лись под­ро­ст­ки и юно­ши всех со­сло­вий, за ис­клю­че­ни­ем кре­по­ст­ных кре­сть­ян, в воз­рас­те 12–17 (ино­гда до 20) лет; ну­ж­даю­щие­ся на­хо­ди­лись на пол­ном гос. обес­пе­че­нии. Про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния не бы­ла стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­на и со­став­ля­ла от 4 до 9 лет. Чис­ло уче­ни­ков, пер­во­на­чаль­но на­счи­ты­вав­шее ме­нее 200 чел., к 1711 воз­рос­ло до 500. Курс обу­че­ния де­лил­ся на сту­пе­ни (клас­сы, шко­лы). Ли­ца не­дво­рян­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, как пра­ви­ло, изу­ча­ли толь­ко ос­но­вы рус. язы­ка («рус­ская шко­ла») и на­ча­ла счё­та («ци­фир­ная шко­ла»), по­сле че­го на­прав­ля­лись на вспо­мо­гат. служ­бу в во­ен. и гражд. за­ве­де­ния, на ко­рабли фло­та или про­дол­жа­ли учё­бу по су­до­строит. час­ти. Пер­вый вы­пуск в ко­ли­че­ст­ве 64 чел. со­сто­ял­ся в 1705. Про­дол­жав­шие обу­че­ние в стар­ших мо­ре­ход­ных (или на­ви­га­тор­ских) клас­сах изу­ча­ли ма­те­ма­ти­ку, ас­тро­но­мию, гео­гра­фию, на­ви­га­цию, ар­тил­ле­рию, фор­ти­фи­ка­цию и др. учеб­ные дис­ци­п­ли­ны. Вы­пу­ск­ни­ков мог­ли на­прав­лять ста­жи­ро­вать­ся на иностр. ко­раб­лях, а с 1711 это ста­ло обя­зат. ус­ло­ви­ем для про­из­вод­ст­ва в офи­цер­ский чин. Не­ред­ко эк­за­ме­ны при­ни­мал сам Пётр I. До 1706 шко­ла на­хо­ди­лась в ве­де­нии Ору­жей­ной па­ла­ты, за­тем её пе­ре­да­ли Во­ин­ско­му мор. при­ка­зу, а в 1712 – Во­ин­ской мор. фло­та кан­це­ля­рии. В окт. 1715 стар­шие клас­сы бы­ли пе­ре­ве­де­ны в С.-Пе­тер­бург и на их ос­но­ве соз­да­на Мор. ака­де­мия, или Ака­де­мия мор. гвар­дии. На­чаль­ные клас­сы под рук. Л. Ф. Маг­ниц­ко­го про­дол­жа­ли ра­бо­ту в Мо­ск­ве как под­го­то­вит. сту­пень. В 1723 все­со­слов­ный при­ём в шко­лу был пре­кра­щён, и в даль­ней­шем в ней обу­ча­лись толь­ко де­ти дво­рян. По­сле уч­ре­ж­де­ния в дек. 1752 Мор. шля­хет­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са (см. Мор­ской кор­пус) шко­ла в Мо­ск­ве по ре­ше­нию Ад­ми­рал­тейств-кол­ле­гии уп­разд­не­на, а её уче­ни­ки пе­ре­ве­де­ны в С.-Пе­тер­бург. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных вы­пу­ск­ни­ков На­ви­гац­кой шко­лы – ген.-адм. М. М. Го­ли­цын, адм. Н. Ф. Го­ло­вин, В. Я. Чи­ча­гов, ис­сле­до­ва­тель Арк­ти­ки ка­пи­тан-ко­ман­дор С. Г. Ма­лы­гин, кар­то­граф и гид­ро­граф ви­це-адм. Ф. И. Сой­мо­нов. В ВМФ РФ да­та уч­ре­ж­де­ния шко­лы (25 ян­ва­ря) от­ме­ча­ет­ся как День штур­ма­на.

Лит.: Ве­се­ла­го Ф. Ф. Очерк ис­то­рии Мор­ско­го ка­дет­ско­го кор­пу­са с при­ло­же­ни­ем спи­ска вос­пи­тан­ни­ков за 100 лет. СПб., 1852; Крот­ков А. С. На­ча­ло Мор­ско­го ка­дет­ско­го кор­пу­са. СПб., 1899; Во­ен­но-мор­ское об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии. СПб., 2000.

Вернуться к началу

Навигацкая школа

Навигацкая школа

Занятия в школе. Фрагмент гравюры ХVIII в.

Сретенские ворота Земляного города, перестав бытъ помещением для стрелецкой стражи, пребывали в состоянии неопределенности своей судьбы. Их основательные и обширные помещения были явно излишни для современной караульной службы. Зданию требовалось найти новое употребление, которое и нашлось в 1701 году.

Особенно наглядно и остро необходимость организации в России учебных заведений европейского типа Петр I осознал во время заграничного путешествия по Западной Европе в 1697–1698 годах. За границей он имел возможность наблюдать тамошнюю постановку образования. Его руководителем и советчиком в этом деле стал сопровождавший его в этом путешествии полковник Яков Вилимович Брюс.

При упоминании этого имени в памяти прежде всего возникают строки из пушкинской «Полтавы». Петр в начале Полтавского сражения появляется перед полками:

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой,

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

При Полтаве Брюс командовал артиллерией, которая и решила судьбу сражения.

Брюс был одним из ближайших людей в окружении Петра. В некоторых работах о Брюсе говорится, что он был в потешных войсках — и оттуда его знакомство с царем. Но это не так. Брюс стал известен Петру позже, в 1689 году, когда он, поручик Бутырского солдатского полка, решительно встав на сторону царя в противостоянии его с царевной Софьей, пришел к нему со своим полком в Троице-Сергиев монастырь.

Брюс принадлежал к древнему шотландскому королевскому роду, правившему Шотландией в XIV веке. Его отец Вилим Брюс выехал в Россию при царе Алексее Михайловиче, служил офицером, участвовал в военных действиях, за службу был пожалован поместьями и чином полковника.

Яков Вилимович родился в Москве в 1669 году в Немецкой слободе. Он получил хорошее домашнее образование, 17-ти лет поступил в военную службу корнетом кавалерии, участвовал в Крымских походах 1687 и 1689 годов, за второй получил чин поручика. В 1693 году пожалован в ротмистры и в том же году сопровождает Петра в его поездке в Архангельск, где царь намеревался заложить судовые верфи и строить крепость. С этого времени начинается тесное сотрудничество Брюса с Петром в самых разных областях.

Брюс был выдающимся ученым-энциклопедистом — математиком, астрономом, физиком, он изучал медицину, минералогию и многие другие науки, был талантливым военачальником-артиллеристом, инженером-фортификатором, исполнял дипломатические поручения, имел чин генерал-фельдцейхмейстера (начальника всей артиллерии), занимал высокие государственные должности сенатора, президента Берг— и Мануфактур-коллегий.

В 1721 году Брюсу был пожалован титул «российского графа». (Титул графа существовал в европейских странах, служившие на русской службе лица, имевшие этот титул, сохраняли его. Введя титул графа в России, Петр I подчеркнул его отечественное происхождение примечательным добавлением «российский».) Петр I неоднократно говорил о его заслугах, но по сравнению с другими «птенцами гнезда Петрова» наград, чинов и поместий Брюс получил несравненно меньше. Видимо, потому, что заботился о «пользе российской» более, чем о собственной выгоде.

Будучи в Англии, Петр с Брюсом обсуждали практические вопросы организации профессионального учебного заведения главным образом для подготовки специалистов для флота. Именно там Брюс представил царю, рекомендуя для преподавательской работы в России, известного ученого и педагога, профессора математики и астрономии Абердинского университета Генри Фарварсона, который согласился поступить на русскую службу. Были приглашены и еще несколько иностранных ученых и преподавателей, которые выехали в Россию в 1698 году.

По возвращении домой Петр сначала намеревался преобразовать Славяно-греко-латинскую академию, но после беседы с патриархом Адрианом оставил идею соединить в одной аудитории будущих священников, офицеров, кораблестроителей, медиков, художников, юристов, сколь ни привлекательным представлялся утопический план, чтобы «из школы бы во всякие потребы люди благоразумно учася происходили в церковную службу и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевное искусство».

Начавшаяся Северная война и создание флота заставили Петра в первую очередь подумать об организации учебного заведения, готовившего людей, годных для морской службы.

14 января 1701 года Петр издал указ об основании в Москве первого русского морского, или, как говорил царь, «адмиралтейского», училища. В указе говорилось: «Именным своим великого государя повелением быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростию наук учению. Во учителях же тех наук быть Английския земли урожденным: Математической — Андрею Данилову Фархварсону, Навигацкой — Степану Гвыну да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением по Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину со товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением, и учинить неимущим во прокормлении поденный корм…»

Назначенные преподаватели осмотрели отведенное для школы помещение — и отказались от него: там нельзя было проводить практические занятия по астрономии и геодезии. «На том дворе учить тех наук учеников невозможно, — заявил Фарварсон, — для того что тот двор построен на месте низком, а надобно де тех наук двору потребну быть ради смотрения в совершенстве горизонта на месте высоком».

Тогда для школы была предложена башня Сретенских ворот, верхний ярус которой поднимался над уровнем Москвы-реки на 100 метров и там можно было устроить обсерваторию.

Четыре месяца спустя, в апреле, последовал новый указ, удовлетворяющий требованиям Фарварсона: «Сретенскую по Земляному городу башню, на которой боевые часы, взять со всяким палатным строением и с принадлежащей к ней землею под Школы Математических и Навигацких наук». С этого указа в истории Сретенских ворот начался новый и, пожалуй, наиболее яркий период, подтверждением чего служит тот факт, что само название Сретенские ворота вскоре было вытеснено новым — Навигацкая школа. Приспосабливая здание Сретенских ворот под школу, М. И. Чоглоков надстроил над палатами второго яруса, справа и слева от столпа, третий этаж, в котором были устроены классные комнаты и большой зал, названный Рапирным, для занятий фехтованием и гимнастикой. В нем же происходили различные заседания и ставились спектакли.

В верхнем ярусе башни была устроена астрономическая обсерватория, где разместили привезенные Фарварсоном астрономические инструменты, телескоп, часы и библиотеку. Учеников поселили частично в самой школе, частично на постоялых дворах в соседних Панкратьевской и Мещанской слободах.

Петр предполагал, что в Навигацкой школе будут учиться боярские, дворянские, офицерские дети. Он, правда, предвидел, что многие родители не захотят отдавать своих чад в учение добровольно, поэтому велел записывать «с принуждением». Но некоторые из бояр, не желая отдавать сыновей на опасную морскую службу, чтобы обойти царский приказ, поспешили определить их в Славяно-греко-латинскую академию. Узнав об этом, Петр рассердился и с солдатским конвоем отправил боярских недорослей в строящийся Петербург на тяжелые работы — забивать сваи. От царского гнева спасло недорослей заступничество адмирала Апраксина, и они вскоре были посланы на учебу за границу.

В создании Навигацкой школы большое участие принимал Яков Брюс. Поскольку ему, как пишет Снегирев, «Петр поручил все дела, касавшиеся до физико-математических наук, то, вероятно, сей математик устроил Сухаревское училище, вверенное потом шотландцу Фарварсону». Во всяком случае, программы преподавания наверняка создавались при значительном участии Брюса и самого Петра.

Полный курс Навигацкой школы складывался из трех ступеней, называвшихся классами. В низшем, или русском, классе обучали грамоте и элементарной арифметике; второй класс — цифирный — включал в себя математику, физику, историю, красноречие и другие предметы; высшие же — мореходные, или навигацкие, классы давали специальные знания. Срок обучения зависел от успехов учащегося, обычно он составлял 6–8 лет.

Были определены меры поощрения за хорошее учение: «искусным», то есть успевающим, давать «на прокорм» в день по пяти алтын (15 копеек), а иным по гривне (10 копеек) и меньше, «рассмотрев коегождо искусство учения».

Из казны поступили деньги на книги, бумагу, перья и на прокорм учеников. (Правда, не всегда деньги поступали вовремя, и руководители школы вынуждены были обращаться к начальству с просьбами и увещаниями. Например, такого рода: «Ежели школе быть, то потребны на содержание ея деньги, а буде деньги даваться не будут, то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от школяров многие плутости».)

Из кладовой Ивана Великого, куда его в свое время убрали из дворца, достали и передали Навигацкой школе большой медный глобус, некогда привезенный в дар царю Алексею Михайловичу посольством Генеральных Штатов Голландии. Для школяров была введена форма одежды на французский манер: кафтан, камзол, рубашка, чулки, башмаки и шляпа; старшим воспитанникам, кроме того, полагалась шпага.

Преподаватели могли вести занятия на латинском и западноевропейских языках — английском, немецком, французском — русского они не знали. Ученики же, которым по программе предстояло выучить эти языки, пока знали только русский. Это обстоятельство поставило под угрозу саму возможность учебной деятельности Навигацкой школы.

И тогда-то вспомнили о Леонтии Магницком, русском учителе, который обучал детей в некоторых московских дворянских и боярских домах. Поскольку преподавателей для Навигацкой школы назначал сам царь, то ему и «отписали» о Магницком. Петр назначил Леонтия Магницкого учителем в Математическую школу, а еще предписал ему сочинить и издать на русском языке учебник по арифметике, геометрии и навигации. Царь понимал, какое большое значение имеет учебник. В 1708 году он редактировал переведенную Брюсом с немецкого книгу «Геометрия», сделал поправки «в премногих местах» и дал ей новое название, снабдив его русским переводом термина: «Геометрия, славянски землемерие». Петр считал, что сведения, сообщаемые в учебнике, должны излагаться сжато и по существу. При переводах он требовал сокращать длинноты и посторонние рассуждения, «…понеже, — писал он, — немцы обыкли многими рассказами негодными книги свои наполнять только для того, чтобы велики казались, чего кроме самого дела и краткого перед всякою вещию разговора переводить не надлежит».

Карион Истомин. «Книга любви знак в честен брак». Рукописная книга с миниатюрами, поднесенная автором Петру I по случаю его вступления в брак. Лист 13. «Книжное чтение во вкусе есть сладко». Лист 17. «Воинство блюсти». Изображение царевича Петра с потешными

Так Магницкий вступил в должность учителя Школы математических и навигацких наук и получил заказ на труд, который стал главным делом его жизни. Преподавая Навигацкой школе, Магницкий за полтора года написал требуемый учебник. Став учителем Навигацкой школы, Магницкий все свои силы и все свое время отдавал ученикам. Его коллеги-англичане относились к службе спустя рукава, опаздывали на уроки, заставляя учеников ожидать их часами, иной раз не являлись на занятия вовсе, и Магницкому часто приходилось замещать их, так что на него легла основная работа по обучению и воспитанию учеников школы.

Петр I был нетерпелив, он требовал во всем скорого результата, ему казалось, что учащиеся Навигацкой школы «под видом учения» тянут время и даром получают деньги; в специальном указе он требовал наказывать таких батогами и списывать в матросы. Магницкий выступил против царского указа, на что, конечно, требовалось большое мужество (недаром его современник поэт и академик В. К. Тредиаковский назвал его «добросовестным и нельстивым человеком»), и составил для царя любопытную справочную таблицу (современному читателю необходимо иметь в виду, что слово «ленивый» в XVIII веке значило также «медленный», в данном случае — «медленнее соображающий»).

«Арифметику прилежный выучит в 10 месяцев, а ленивый — в год, — писал Магницкий, — геометрию — прилежный в 6, ленивый — в 8 месяцев, тригонометрию — прилежный в 2, а ленивый — в 3 месяца. И менее тех лет учить не можно».

Сохранилось в памяти современников и острое словцо Магницкого по поводу царской торопливости: «Арифметике научить — не бороду остричь». Впоследствии Магницкий был назначен руководителем Навигацкой школы и в этой должности пребывал до самой своей кончины в 1739 году.

Петр I, видя, что дворянских и боярских недорослей недостаточно, чтобы заполнить все офицерские вакансии, разрешил принимать в школу разночинцев, то есть детей всех сословий, кроме крепостных. Между тем о школе уже шла добрая слава, и число ее учеников увеличивалось год от году. Ведавший ее делами дьяк Оружейной палаты Курбатов доносил начальству: «А ныне многие из всяких чинов люди припознали тоя науки сладость, отдают в те школы детей своих, а иные и сами недоросли и рейтарские (солдатские) дети и молодые из приказов подьячие сами приходят с охотой немалою».

Учащиеся Навигацкой школы, кроме изучения научных дисциплин, получали более широкое образование. Их обучали «политесу», то есть поведению в обществе, начаткам военного искусства, фехтованию — недаром же в школе имелась специальная Рапирная зала.

В курсе образования в Навигацкой школе не были забыты литература и искусства. Юные навигаторы сочиняли вирши, обучались музыке, их хор приглашали на придворные празднества. Выписанные Петром I из Данцига немецкие актеры составили из учеников школы театральную труппу, которая в Рапирной зале представляла светские комедии. Эти комедии посещал и царь с приближенными. Актеры Навигацкой школы, как утверждает предание, однажды позволили себе подшутить над царем и выкинули «немецкую штуку». Объявив, что ими подготовлено какое-то невиданное и неслыханное зрелище, они собрали в театр множество зрителей, пришел на него и Петр со своими сподвижниками. Когда же публика в парадных мундирах, украшенная орденами и лентами, расселась, то на сцену перед закрытым занавесом вышел мальчишка, повесил на него большой лист бумаги, на котором красовалась крупная надпись: «Первое апреля», и с громким хохотом убежал. Публика начала возмущаться, но Петр встал и, успокаивая общество, сказал: «Это театральная вольность».

Традиция устройства самодеятельных театральных спектаклей в Сухаревой башне продолжалась и после того, как Навигацкая школа была переведена в Петербург. Снегирев, собиравший для своей работы московские устные предания, пишет: «Старожилы также припоминают, что и в царствование Екатерины II дети московских подьячих играли разные комедии на Сухаревой башне в Рапирной палате».

Навигацкая школа выпускала специалистов для флота и армии: штурманов, геодезистов, строителей, картографов. Не закончившие полное обучение шли в писари и канцеляристы низших рангов. Особой должностью, которую получали ученики Навигацкой школы, была должность преподавателя губернских математических школ для обучения дворянского чина детей арифметике и геометрии. Своим указом от 20 января 1714 года Петр I обязал дворянских детей учиться в этих школах «цыфири и геометрии», и до того, пока они не выучатся, им запрещалось жениться. А священникам запрещалось их венчать без «соизволения», то есть разрешения, школьного преподавателя. Реакцией на этот указ было бессмертное заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться!»

Отроки в училище. Гравюра из «Брюсова календаря» 1709 г.

Школяры, поселенные в Сухаревой башне, не предназначенной при строительстве для жилья, зимой замерзали до такой степени, что решились писать прошение самому царю: «Державнейший Царь Государь Милостивейший, учимся мы в школе математико-навигацких наук, а учением же по окончании навигации и с пристойными кто астрономическими проблематы обучаемся Евклидове Элементе, в котором учении двенадцать человек в верхней палате, и в той палате печь худа, топить невозможно, такожде ныне приходит зимнее время и за холодом от зимы жить тут невозможно». В 1715 году высшие классы Навигацкой школы были переведены в Петербург в открытую там Морскую академию. В Москве остались лишь младшие, приготовительные, классы, поэтому Навигацкую школу стали называть Цифирной школой.

Ж.-Б. Арну. Вид Сухаревой башни. Цветная гравюра 1840-х гг.

В январе 1731 года в Москву пришел «учиться наукам» Михаил Ломоносов и, как рассказал его земляк Василий Варфоломеев, «пристал на Сухареву башню обучаться арифметике», но вскоре, так как в Цифирной школе «науки показалось ему мало», ушел в Славяно-греко-латинскую академию… Несмотря на сравнительно краткий срок существования, московская Навигацкая школа сыграла большую роль в распространении образования в России, в истории русского флота и мореплавания. Среди ее выпускников немало славных имен: адмирал Н. Ф. Головин, основатель русской картографии И. К. Кириллов, знаменитые исследователи Севера Г. С. Малыгин, Д. Л. Овцын, С. И. Челюскин, капитан-командир А. И. Чириков, первым из европейцев описавший северо-западные берега Америки, академик, механик, изобретатель А. К. Нартов и другие.

Воспитанником Навигацкой школы был архитектор Иван Мичурин, построивший в Москве ряд замечательных церквей и гражданских сооружений, к сожалению, до нашего времени не сохранившихся. Последней утрачена Пятницкая церковь на Пятницкой улице, снесенная в 1934 году, сейчас на ее месте находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая». Мичурин в 1739 году с командой геодезистов из Навигацкой школы составил первый геодезический план Москвы, характер и объем сведений которого раскрывает его полное название: «Чертеж местоположения столичного города Москвы, в котором означены не только Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город, но и все находящиеся в оном ворота, улицы, императорские домы и публичные строения, соборные и приходские церкви, монастыри, архиерейские и другие подворья, реки, пруды, сады и прочие знатнейшие места».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Школа в Шумере

Школа в Шумере
Дом № 1 по «Широкой улице» принадлежал, по Вулли, некоему Игмиль-Сину. Вулли считал, что в этом доме была школа, или, по-шумерски, э-дубба.Это можно было заключить из того, что здесь, а также, по-видимому, по улице вокруг дома было найдено множество учебных и

Школа [16]

Школа [16]
В 1922 году я поручила знакомому архитектору составить смету на постройку школы-памятника Л.Н.Толстого, который я должна была представить народному комиссариату по просвещению. Но денег комиссариат не отпустил, и постройка была отложена. Между тем наплыв детей был

Школа шпионов

Школа шпионов
Не каждому шпионы даются качества, позволяющие справиться с любой ситуацией. И ремесло шпиона требует подготовки. Поэтому уже в 1956 году была создана «Школа БНД». Она схожа со знаменитой «фермой», легендарным учебным центром ЦРУ «Камп-Пири» близ

Школа

Школа
Никакого систематического обучения молодежи чтению, письму, счету и другим предметам не было. Отец учил сына своему опыту, едва сын подрастал настолько, что мог воспринимать его, колдун учил своего ученика, священник — молодого адепта богослужению. Поэтому, если и

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173
Современный адрес — Политехническая ул., 22, корп. 1.

Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском)

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском)
Современный адрес — ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель — один из

Школа № 104

Школа № 104
Современный адрес — Кантемировская ул., 30/ул. Харченко, 27.Построена в 1930–1932 годах по проекту В.О. Мунца и расположена на углу Флюгарова переулка (с 1956 г. — Кантемировской ул.) и Антонова переулка (с 1969 г. — ул. Харченко).Неподалеку от школы находятся Дом

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА В СУХАРЕВОЙ БАШНЕ

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА В СУХАРЕВОЙ БАШНЕ

Был миг в истории России, когда остро стоял вопрос не только о престолонаследии, но и о судьбе державы. Либо идти ей по пути развития, либо оставаться в ветхозаветной дремоте.Правительница Софья Алексеевна со стрелецким войском была в

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа)

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа)
Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

ШКОЛА

ШКОЛА
Школа и Лёнькин дом стояли друг против друга. А между ними – булыжная мостовая. По мостовой ездило много машин. Они возили мусор на свалку. Однако 1 сентября, когда отец повел Лёньку в первый класс, они пошли не в школу напротив, а в другую, Лёньке неизвестную. Она

  • Напишите небольшой рассказ об одном из ученых упомянутых в учебнике укажите источники информации
  • Напишите небольшой рассказ об известном спортивном мероприятии в нашей стране
  • Напишите небольшой рассказ о памятном для вас путешествии по плану сведения о районе путешествия
  • Напишите небольшой рассказ о вашем любимом занятии вспомните
  • Напишите небольшой рассказ на тему школа моей мечты 6 класс по обществознанию