Сочинение с фразеологизмами на любую тему. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для Вас несколько сочинений с фразеологизмами на любую тему. Используйте наши примеры для написания сочинения на урок в школе.
Сочинение 1
Школьные годы – чудесные: с дружбою, с книгою, с песнею. Так долгое время пелось в одной очень популярной в прошлом веке песенке. Прошло время. И сейчас эта песенка звучала бы по-другому: с братаном, с электронной книгой, с караоке. Как говорится, нескладно, зато – верно. И никто уже не завидует черной завистью прошлой жизни, такой простой и веселой. А зря.
Да, жизнь очень изменилось. Другой образ жизни породил другие мысли и приоритеты. И большинство уже не грызет гранит науки, как раньше. А незачем! Ведь ЕГЭ – как передача «Поле чудес»: угадал все буквы, но не смог назвать слово.
И лес рук, как раньше, уже не увидишь на уроке. А макулатуру и металлолом, сломя голову, вообще никто не собирает, бегая по помойкам, на которых тогда просто валялись куски ценного металла. И многие ума не приложат, что это такое – макулатура и зачем ее нужно было собирать. Красный галстук не расцветает на груди, а комсомольский билет не согревает сердце.
Теперь никто не спорит до хрипоты, кто лучше: физики или лирики, как раньше. Правда, не совсем понятно, почему спорили тогда – ведь и физики нужны, и лирики.
И не скажешь, что у нынешних детей – ветер в голове: умные, сообразительные, предприимчивые. Да, предприимчивые. И нынешнему поколению палец в рот не клади.
И уж совсем никто не хочет вставать ни свет, ни заря и идти на завод вытачивать гайки. И работать в артели «Напрасный труд» до пенсии, не разгибая спины. Жить, как белка в колесе, находясь все время в хроническом стрессе. Экономить всю жизнь, собирая лайфхаки, как сейчас говорят. И, несмотря на небольшие доходы, делать хорошую мину при плохой игре. Ведь – голь на выдумки хитра. Но молодые, почему-то не хотят быть голью, хитрой на выдумки. Они хотят жить хорошо. И это – правильно! Но и напрягаться для этого они тоже, почему-то, не хотят! И курьером тоже мало кто хочет работать. Лучше вообще никем не работать, чем курьером. И время, когда каждый труд был почетен, тоже прошло. Есть труд, который, оказывается, не очень почетен. И детей незачем ругать, потому что и многие взрослые не хотят работать курьером. А что, разве это — не правда?
Но, в общем-то, хорошо, что у нынешних детей — такие высокие цели. Ведь цыплят по осени считают. А осень жизни у детей еще очень далеко!
Но пора бы зарубить на носу, что, сложа руки, сделать ничего не получится. И надо потихоньку шевелиться, а не ждать, пока тебя клюнет жареный петух. Если хочешь жить не с горем пополам, а достойно, то надо хотя бы сносно выучиться и иметь востребованную профессию. А не морочить голову себе и окружающим. Но и родители должны научить ребенка и подсказать, что лучше, чтобы он всю жизнь не был не в своей тарелке и не блуждал в потемках.
Поэтому, давайте держать нос по ветру, а ушки – на макушке. И, конечно, учиться, учиться и учиться, как завещал дедушка Ленин. Ведь этот его лозунг остается актуальным и в наши дни.
Сочинение 2
В моей школьной жизни был такой случай. С наступлением бабьего лета нашему классу поручили подготовить выступление команды КВН. Я оказался в инициативной группе. Сначала мне казалось, что это – артель «Напрасный труд». Ведь никто из нас никогда до этого не имел подобного опыта.
Тем не менее, мы взялись за дело. Сначала наша группа битый час выбирала капитана. Когда с этим определились, стали обсуждать общую направленность выступления. Было много предложений и идей, спорили до хрипоты, каждому хотелось, чтобы его услышали. Донести свою мысль до остальных членов команды было непросто. Идей было много, но выступление нужно было вместить всего в десять минут. Какое-то время мы блуждали в потемках, но потом все же, с горем пополам, пришли к общему знаменателю.
Начались репетиции после занятий. Дело это было непростое, но веселое. Я многое узнал о своих одноклассниках, мы с ними даже успели сблизиться за это время. Никто не болтался без дела, каждый вносил свою лепту в наше общее дело. После месяца репетиций выступление было готово, все ждали того самого дня.
Накануне я очень волновался и у меня выдалась бессонная ночь, уснуть удалось только под утро, в итоге будильник я проспал без задних ног. Когда проснулся, понял, что до выступления остался всего час. Я кинулся в школу со всех ног, даже не причесавшись.
Команда ждала меня уже возле актового зала. Они не находили себе места, потому что думали уже, что я не приду и подведу всех. Я появился за пять минут до нашего выхода. В итоге мы выступили на всю катушку и вырвали победу! Признаться, это было нелегко, но мы это сделали.
Теперь я постоянно участвую в школьных концертах, тот КВН дал мне хороший старт. Я понял одно: если прикладывать много усилий, стараться и работать, не щадя себя, то все получится с блеском. Важно верить в себя и стремиться к успеху.
Мини-сочинение
У меня есть не друг, а золото. Я с ним пуд соли съел. По началу он мне казался белой вороной: угрюмым и молчаливым человеком, из которого слова нужно клещами вытаскивать. Я думал, он любил баклуши бить и волынку тянуть. Но потом я узнал этого человека поближе. Оказалось, у него нет камня за пазухой. Это искренний человек, который никому очки не втирает. Он никогда не откладывает дела в долгий ящик, всегда готов подставить плечо. Но мне кажется, что у него есть Ахиллесова пята. Иногда он лезет на рожон и говорит колкие вещи.
Все сочинения
Русский язык чрезвычайно богат меткими и образными устойчивыми оборотами речи. Такие устойчивые сочетания называют фразеологическими оборотами.
Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» — выражение, оборот речи, «логос» — понятие, учение.
Фразеология – это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты. Среди фразеологизмов есть группа сочетаний, которая называется устойчивой. Они воспринимаются нами как нечто целое, которое все можно заменить синонимом, отдельные слова, входящие в него синонимами заменить нельзя.
Красный уголок – помещение в учреждении, где проводится культурно-просветительская работа.
Красная строка – первая строка абзаца.
Первый блин комом – неудачное начало.
Человек с длинным языком – болтливый человек.
Легендарная личность – необыкновенная личность.
Для того, чтобы знать, когда и где лучше употреблять то или иное выражение, необходимо отчетливо представлять его смысловое значение, эмоциональную окраску и тот образ, который лежит в основе этого выражения. Все это можно выяснить только в том случае, если обратиться к истории происхождения данного фразеологизма.
Дело в том, что все фразеологизмы первоначально возникали для обозначения каких-либо совершенно конкретных событий, явлений, фактов. Затем в силу различных причин эти выражения начали употребляться переносно, для обозначения других, но в чем-то схожих с первыми. В этом случае само выражение, изменяя свое первоначальное значение, сохраняет в себе элемент более или менее скрытого сравнения. Это придает ему особую образность и выразительность.
В этом учебном году я занималась в кружке «Русская фразеология». На занятиях кружка мы изучаем историю происхождения фразеологизмов, составляем связные тексты, используя устойчивые сочетания слов, готовим рисунки. Особенно заинтересовала меня история происхождения фразеологических оборотов:
Бить баклуши
С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками» и возникло выражение «бить баклуши», то есть заниматься пустяковым, несерьезным делом. Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «перестань бить баклуши».
Откладывать в долгий ящик
Иносказательно – оттягивать исполнение какого-либо дела на неопределенно долгое время. Происхождение этого выражения такое: русский царь Алексей Михайлович (17 в. ) приказал прибить возле дворца в подмосковном селе Коломенском, где он жил, долгий (длинный) ящик. В этот ящик просители должны были опускать свои прошения, челобитные. Просьбы оставались без рассмотрения целые месяцы, а то и годы. Поэтому о затянувшемся деле стали говорить «откладывать дела в долгий ящик».
Знать назубок
Выражение возникло от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет. Если на ней не оставалось вмят сссссссс ины, значит, она подлинная. Поддельная, фальшивая монета внутри полая или отлита из мягкого олова или свинца. На таком изделии «зубок» человека тотчас же оставлял след.
Теперь это выражение употребляется в значении: превосходно выучить что-либо: стихотворение, рассказ, актерскую роль, отлично в чем-нибудь разбираться.
Так каждый фразеологический оборот имеет свою интересную историю возникновения.
На занятиях кружка мы еще составляем связные тексты, пишем небольшие сочинения с фразеологизмами. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:
Заячья душа
Коля и Ваня – неразлучные друзья. Однажды они пошли погулять по деревне. Коля сказал:
— Как я хочу сделать подвиг. Вот увидел бы злых, кусачих собак, сразу смогу их отогнать.
Ваня все слушал и ничего не говорил. Вдруг увидели двух кусачих собак, которые окружили маленькую девочку. Девочка кричала, звала на помощь. Коля, увидев это, спрятался за бочку. Ваня закричал:
— Ну, сделай подвиг! Эх ты, заячья душа!
Сам взял большую палку и отогнал собак. Девочка поблагодарила Ваню и пошла домой. Ваня повернулся и увидел Колю, который опустил голову вниз. Он сказал:
— Ребятам в школе не говори, пожалуйста!
— Ладно, домой пошли.
Набрал воды в рот
Коля и Ваня живут по соседству. Они вместе играли на улице.
Однажды мальчики играли в футбол. Мимо проходил дедушка. Он сказал мальчикам:
— Помогите мне, пожалуйста. Я потерял свои очки.
Мальчики разом закричали:
— Иди и сам находи очки. Нам некогда!
— Ну, какие вы невежливые. Надо помогать старым.
Мальчики не услышали, что говорил старик. Все это услышала мать Вани. Вечером, когда Ваня пришел ужинать, мама и папа позвали его. Мама сказала:
— Я все слышала. Какие вы глупые. Вам надо помогать старым. Когда вы постареете, если с вами будут так разговаривать, вы поймете, как это обидно.
Ваня стоял, будто набрал воды в рот. А потом сказал:
— Я все понял. Больше не буду. Всем буду помогать.
После этого случая он стал помогать всем бабушкам и дедушкам.
Еле ноги унесли
Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга Миши:
— Ты не знаешь, где Миша?
Коля ответил:
— Нет. Но я вчера к нему заходил. Он отлично себя чувствовал. Может, он заснул.
— Ну ладно. Начнем урок. Запишем новую тему.
Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был Миша. Анна Ивановна спросила, почему он опоздал. Миша ответил:
— Когда я шел, вдруг из двора выскочила злая собака и стала лаять. Я очень испугался. Кричал на нее. Она не отстала. Я еле ноги унес.
— Хорошо, что все кончилось благополучно. Иди садись. Продолжаем урок.
Водить за нос
Коля и Ваня – друзья не разлей вода. Коля учится в шестом классе. Он учился на одни «4». Коля любил предметы русского языка, литературы, географию и др. Но не любил математику. Коля всегда говорил:
— Ну, что за предмет. То нужно делить, то умножать. Ничего не пойму.
Его лучшим другом был Ваня. Однажды учительница математики Виктория Павловна дала им очень много домашних заданий. По дороге Коля сказал Ване:
— Я лучше не сделаю домашнюю работу. Скажу училке, что забыл тетрадь дома.
Ваня сказал:
— Ты что, дурак? Она поставит тебе двойку.
Коля молчал. Так и дошли до дома. Вечером мама Коли спросила:
— А ты сделал домашнюю работу?
— У нас сегодня нет домашней работы.
Коля днем пришел из школы грустный. Он сказал маме:
— Мам, ты должна сегодня пойти к нашей учительнице.
Мать спросила: — Почему?
— Не знаю.
После обеда мама Коли пошла в школу. Вечером пришла и позвала Колю и сказала строго:
— Ну, сынок. Зачем ты меня водил за нос? Не стыдно. Пообещай, что так больше никогда не будет.
— Обещаю. Прости меня, пожалуйста.
После этого Коля никогда не ленился. В конце стал настоящим математиком.
Засучив рукава
Коля и Вера сидят за одной партой. Однажды они писали сочинение. Вера, посмотрев на тетрадь Коли, сказала:
— Ой, какой у тебя ужасный почерк. Буквы-то все кривые.
— Лучше на свой почерк посмотри. – сказал Коля шепотом.
Вера очень обиделась. Когда закончили сочинение, все показали учительнице Анастасии Ивановне. Посмотрев на тетрадь Коли, учительница сказала:
— Коля, пожалуйста, работай засучив рукава. А то тут ничего не разберешь. Вот, посмотри на почерк Веры. Как красиво и аккуратно.
Вернувшись к парте, Коля сказал Вере:
— Извини, что нагрубил. И вправду у тебя очень красивый почерк.
— Спасибо, — сказала Вера.
После этого Коля стал стараться сделать буквы аккуратными. И у него получилось. Он всегда участвовал в конкурсах по чистописанию и получал грамоты и дипломы.
Положа руку на сердце
Коля учится в 6 классе. Его маму зовут Ольга Ивановна. Однажды мама уехала в город полечиться. Коля остался с папой. Папа работал охранником магазина. И Коля остался дома один. Решил позвонить маме. Позвонил. Они поговорили, поболтали. Наконец, мама спросила: — Ответь, положа руку на сердце, ты делал уроки?
— Ну, конечно. – соврал Коля.
— Вот и молодец. Веди себя хорошо. Я скоро вернусь. Пока. – сказала мама и положила трубку. Коле стал не по себе, что он наврал маме. Хотел сделать уроки, но лень поборола труд. И Коля как ни в чем не бывало пошел спать. Так день за днем он не стал делать уроки. Вскоре его классная руководительница сказала: — Сидоров, вы так скоро двоечником станете. Пусть после обеда ваша мать придет сюда. Я хочу поговорить.
— А ее нет. Она в городе. – сказал Коля.
— В 12 часов приехала моя сестра и сказала, что твоя мать тоже приехала.
Коля обрадовался. Но подумал, что обманул ее, стало грустно. Пришел домой чернее тучи. Сказал маме, что учительница зовет ее к себе. Мама сказала:
— Не успела приехать, как зовут в школу. Что ты натворил?
Коля замолчал. Мать ушла. Коля с тяжелым сердцем ждал ее. Вот открылась дверь. Вошла мать. Позвала сына и сказала:
— Ну, сынок. Как тебе не стыдно? Ты же говорил мне, что делаешь уроки. Я от тебя такого не ожидала.
— Извини. – сказал Коля и пошел в комнату. С того дня он хотел сделать маме приятное. Мыл посуду, делал уроки, помогал по дому. Так он сгладил свою вину. Но самое главное, что он стал отличником. Мама этому очень обрадовалась.
Помчался на всех парусах
В понедельник был урок истории. Ваня забыл книгу у бабушки. Он сказал Вите:
— Витяй, пойдем к моей бабушке, пожалуйста!
— Конечно. А если беда будет, я тебя спасу. Я буду тебе как телохранитель.
— Большое спасибо. Пошли.
И они пошли. В это время на улице было много злых собак. Коля возвращался из дома Миши, у которого дом находился близко от школы. Вдруг одна собака, увидев Ваню и Витю, подняла большой лай. А наш телохранитель Витя сбежал. Коля, увидев это, взял палку и направился к лающей собаке. И она перестала лаять. Все собаки вдруг присмирели и ушли кто куда. Ваня сказал:
— Спасибо за помощь. А теперь бежим, смотри учительница Анна Федоровна идет.
И они помчались на всех парусах. Коля и Ваня опередили учительницу на пять минут до урока. Витя сказал Ване:
— Извини. Никакой я не телохранитель.
— Ничего. Вся жизнь впереди. Может и станешь им, если будешь хорошо учиться.
И они пожали друг другу руки. А урок истории прошел отлично. Все ребята получили пятерки.
Знает как свои пять пальцев
Вот и закончилась учеба. Коля и Ваня играли. Коля сказал:
— Скукота здесь в городе.
— Коля, а я летом уезжаю к бабушке. Давай ты тоже со мной.
— Вот будет весело. Я думаю, родители разрешат.
Вечером позвонил Коля:
— Ваня, родители согласились. А когда уедем?
— Послезавтра.
Коля ждал этого дня с нетерпением. Вот они уже ехали на машине папы Вани. Ребята разговаривали, что можно делать там. Приехали. Их встретила бабушка Екатерина Максимовна. Ребята поели, попили. И пошли играть в прятки. Вечером поужинали и уснули. На завтра Ваня сказал:
— Коля, пойдем погуляем по лесу.
— А ты не боишься, что заблудимся?
Тогда бабушка сказала:
— Ваня эти места знает как свои пять пальцев.
Уместное использование фразеологических оборотов делает нашу речь образной, яркой и выразительной. Чтобы речь стала меткой и образной, надо пополнять словарный запас устойчивыми сочетаниями слов.
- Сочинения
- На свободную тему
/
Школьные годы – чудесные: с дружбою, с книгою, с песнею. Так долгое время пелось в одной очень популярной в прошлом веке песенке. Прошло время. И сейчас эта песенка звучала бы по-другому: с братаном, с электронной книгой, с караоке. Как говорится, нескладно, зато – верно. И никто уже не завидует черной завистью прошлой жизни, такой простой и веселой. А зря.
Да, жизнь очень изменилось. Другой образ жизни породил другие мысли и приоритеты. И большинство уже не грызет гранит науки, как раньше. А незачем! Ведь ЕГЭ – как передача «Поле чудес»: угадал все буквы, но не смог назвать слово.
И лес рук, как раньше, уже не увидишь на уроке. А макулатуру и металлолом, сломя голову, вообще никто не собирает, бегая по помойкам, на которых тогда просто валялись куски ценного металла. И многие ума не приложат, что это такое – макулатура и зачем ее нужно было собирать. Красный галстук не расцветает на груди, а комсомольский билет не согревает сердце.
Теперь никто не спорит до хрипоты, кто лучше: физики или лирики, как раньше. Правда, не совсем понятно, почему спорили тогда – ведь и физики нужны, и лирики.
И не скажешь, что у нынешних детей – ветер в голове: умные, сообразительные, предприимчивые. Да, предприимчивые. И нынешнему поколению палец в рот не клади.
И уж совсем никто не хочет вставать ни свет, ни заря и идти на завод вытачивать гайки. И работать в артели «Напрасный труд» до пенсии, не разгибая спины. Жить, как белка в колесе, находясь все время в хроническом стрессе. Экономить всю жизнь, собирая лайфхаки, как сейчас говорят. И, несмотря на небольшие доходы, делать хорошую мину при плохой игре. Ведь – голь на выдумки хитра. Но молодые, почему-то не хотят быть голью, хитрой на выдумки. Они хотят жить хорошо. И это – правильно! Но и напрягаться для этого они тоже, почему-то, не хотят! И курьером тоже мало кто хочет работать. Лучше вообще никем не работать, чем курьером. И время, когда каждый труд был почетен, тоже прошло. Есть труд, который, оказывается, не очень почетен. И детей незачем ругать, потому что и многие взрослые не хотят работать курьером. А что, разве это — не правда?
Но, в общем-то, хорошо, что у нынешних детей — такие высокие цели. Ведь цыплят по осени считают. А осень жизни у детей еще очень далеко!
Но пора бы зарубить на носу, что, сложа руки, сделать ничего не получится. И надо потихоньку шевелиться, а не ждать, пока тебя клюнет жареный петух. Если хочешь жить не с горем пополам, а достойно, то надо хотя бы сносно выучиться и иметь востребованную профессию. А не морочить голову себе и окружающим. Но и родители должны научить ребенка и подсказать, что лучше, чтобы он всю жизнь не был не в своей тарелке и не блуждал в потемках.
Поэтому, давайте держать нос по ветру, а ушки – на макушке. И, конечно, учиться, учиться и учиться, как завещал дедушка Ленин. Ведь этот его лозунг остается актуальным и в наши дни.
Теория
Это определённые обороты речи, которые закреплены и устойчиво зафиксированы при употреблении. Особенностью данного, как правило, неизменяемого сочетания слов является индивидуальное значение целого выражения. Эти выражения непросто переводить на другие языки, а иностранцам невозможно их понять, если не знать их значения. Почему?
Давайте рассмотрим на предложение: «Он встал как вкопанный, разинул рот, развесил уши и хлопал глазами, вылупившись, как баран на новые ворота». Это предложение состоит из нескольких фразеологизмов. А теперь обратите внимание на значение каждого отдельного слова в этом высказывании, оно не совпадает со значением определенного выражения. В этом заключается сложность, необычность и… яркая эмоциональная окраска фразеологизма.
История возникновения фразеологизма
Как говорится, дыма без огня не бывает. Так и фразеологизмы не могут появиться ниоткуда. Внушительная часть необычных оборотов пришла к нам из древности. Например, словосочетания «авгиевы конюшни», «троянский конь», «объятья Морфея» возникли из древнегреческой и римской мифологии.
Касаемо первого выражения, жил когда-то царь Авгий, страстный любитель лошадей. В его конюшнях нашли себе убежище три тысячи коней, однако стойло никто не отмывал от грязи целых тридцать лет, пока Геракл (в римской мифологии Геркулес) не отвел туда реку и ее бурные потоки не очистили всю грязь.
В переносном смысле «чистить авгиевы конюшни» означает очистить грязное, запущенное место за короткий срок или решать давнюю проблему.
Практика
Хорошо понять и усвоить эти обороты поможет практика: сначала учимся находить эти выражения в готовом тексте (например, взять любое сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему). Затем следующий тренировачный этап — самостоятельно составляем отдельные предложения с речевыми оборотами, расширяя не только словарный запас, но и знакомясь с бесчисленным количеством новых выражений. И наконец, попробуйте связать по смыслу несколько предложений и напишите мини-сочинение с фразеологизмами на любую тему.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Мой Пушкин (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Наверное, на этой земле нет такого человека, который бы не знал про одного известного и знаменитого писателя, как Пушкин. Кроме этого он написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе. - Сочинения по творчеству Андерсена
Сочинения по произведений Андерсена - Сочинение по картине Лунная ночь. Купальня в Феодосии Айвазовского (описание)
Иван Константинович Айвазовский много путешествовал в своей жизни, но основным его местом жительства был Крым. Именно его художник считал своим домом, своей родиной. За свои 83 года жизни он не раз бывал в далёких путешествиях
Новый год — на носу!
До Нового года рукой подать! Дни можно по пальцам пересчитать! В это время в воздухе витает дух праздника, будоражит запах мандаринов, радует повсюду мигание гирлянд, на стёклах окон некоторых жителей замерли весёлые снежинки. Все — от мала до велика — ждут не дождутся сюрпризов, подарков и, конечно же, маленькой зимней передышки в виде каникул для детей и нерабочей недели для взрослых.
Подготовка к празднованию идёт полным ходом! Кто-то приготовил заветные коробочки с подарками, которые он приподнесёт близким и друзьям от всей души, и уже потирает руки от нетерпения… А кто-то, наоборот, усиленно ломает голову над решением вопроса: что же подарить и как поздравить родных? Не составит труда определить таких людей на улице. Они, как правило, носятся по магазинам и супермаркетам сломя голову в поисках чего-то особенного.
Маленькие детки вне себя от радости: катаются с горок в своё удовольствие на санках, салазках и даже без них. На улице холодно, ветренно, снежно, щёки и нос краснеют и мёрзнут, а детворе хоть бы что!
Это особая пора для каждого человека: хоть забот полон рот и сложа руки сидеть не приходится, но душа радуется от этих хлопот, совсем как в далёком детстве, в предвкушении Нового года и Рождества…
Бить баклуши
С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками» и возникло выражение «бить баклуши», то есть заниматься пустяковым, несерьезным делом. Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «перестань бить баклуши».
Помчался на всех парусах
В понедельник был урок истории. Ваня забыл книгу у бабушки. Он сказал Вите:
— Витяй, пойдем к моей бабушке, пожалуйста!
— Конечно. А если беда будет, я тебя спасу. Я буду тебе как телохранитель.
— Большое спасибо. Пошли.
И они пошли. В это время на улице было много злых собак. Коля возвращался из дома Миши, у которого дом находился близко от школы. Вдруг одна собака, увидев Ваню и Витю, подняла большой лай. А наш телохранитель Витя сбежал. Коля, увидев это, взял палку и направился к лающей собаке. И она перестала лаять. Все собаки вдруг присмирели и ушли кто куда. Ваня сказал:
— Спасибо за помощь. А теперь бежим, смотри учительница Анна Федоровна идет.
И они помчались на всех парусах. Коля и Ваня опередили учительницу на пять минут до урока. Витя сказал Ване:
— Извини. Никакой я не телохранитель.
— Ничего. Вся жизнь впереди. Может и станешь им, если будешь хорошо учиться.
И они пожали друг другу руки. А урок истории прошел отлично. Все ребята получили пятерки.
Заячья душа
Коля и Ваня – неразлучные друзья. Однажды они пошли погулять по деревне. Коля сказал:
— Как я хочу сделать подвиг. Вот увидел бы злых, кусачих собак, сразу смогу их отогнать.
Ваня все слушал и ничего не говорил. Вдруг увидели двух кусачих собак, которые окружили маленькую девочку. Девочка кричала, звала на помощь. Коля, увидев это, спрятался за бочку. Ваня закричал:
— Ну, сделай подвиг! Эх ты, заячья душа!
Сам взял большую палку и отогнал собак. Девочка поблагодарила Ваню и пошла домой. Ваня повернулся и увидел Колю, который опустил голову вниз. Он сказал:
— Ребятам в школе не говори, пожалуйста!
— Ладно, домой пошли.
Засучив рукава
Коля и Вера сидят за одной партой. Однажды они писали сочинение. Вера, посмотрев на тетрадь Коли, сказала:
— Ой, какой у тебя ужасный почерк. Буквы-то все кривые.
— Лучше на свой почерк посмотри. – сказал Коля шепотом.
Вера очень обиделась. Когда закончили сочинение, все показали учительнице Анастасии Ивановне. Посмотрев на тетрадь Коли, учительница сказала:
— Коля, пожалуйста, работай засучив рукава. А то тут ничего не разберешь. Вот, посмотри на почерк Веры. Как красиво и аккуратно.
Вернувшись к парте, Коля сказал Вере:
— Извини, что нагрубил. И вправду у тебя очень красивый почерк.
— Спасибо, — сказала Вера.
После этого Коля стал стараться сделать буквы аккуратными. И у него получилось. Он всегда участвовал в конкурсах по чистописанию и получал грамоты и дипломы.
Водить за нос
Коля и Ваня – друзья не разлей вода. Коля учится в шестом классе. Он учился на одни «4». Коля любил предметы русского языка, литературы, географию и др. Но не любил математику. Коля всегда говорил:
— Ну, что за предмет. То нужно делить, то умножать. Ничего не пойму.
Его лучшим другом был Ваня. Однажды учительница математики Виктория Павловна дала им очень много домашних заданий. По дороге Коля сказал Ване:
— Я лучше не сделаю домашнюю работу. Скажу училке, что забыл тетрадь дома.
Ваня сказал:
— Ты что, дурак? Она поставит тебе двойку.
Коля молчал. Так и дошли до дома. Вечером мама Коли спросила:
— А ты сделал домашнюю работу?
— У нас сегодня нет домашней работы.
Коля днем пришел из школы грустный. Он сказал маме:
— Мам, ты должна сегодня пойти к нашей учительнице.
Мать спросила: — Почему?
— Не знаю.
После обеда мама Коли пошла в школу. Вечером пришла и позвала Колю и сказала строго:
— Ну, сынок. Зачем ты меня водил за нос? Не стыдно. Пообещай, что так больше никогда не будет.
— Обещаю. Прости меня, пожалуйста.
После этого Коля никогда не ленился. В конце стал настоящим математиком.
Еле ноги унесли
Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга Миши:
— Ты не знаешь, где Миша?
Коля ответил:
— Нет. Но я вчера к нему заходил. Он отлично себя чувствовал. Может, он заснул.
— Ну ладно. Начнем урок. Запишем новую тему.
Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был Миша. Анна Ивановна спросила, почему он опоздал. Миша ответил:
— Когда я шел, вдруг из двора выскочила злая собака и стала лаять. Я очень испугался. Кричал на нее. Она не отстала. Я еле ноги унес.
— Хорошо, что все кончилось благополучно. Иди садись. Продолжаем урок.
Набрал воды в рот
Коля и Ваня живут по соседству. Они вместе играли на улице.
Однажды мальчики играли в футбол. Мимо проходил дедушка. Он сказал мальчикам:
— Помогите мне, пожалуйста. Я потерял свои очки.
Мальчики разом закричали:
— Иди и сам находи очки. Нам некогда!
— Ну, какие вы невежливые. Надо помогать старым.
Мальчики не услышали, что говорил старик. Все это услышала мать Вани. Вечером, когда Ваня пришел ужинать, мама и папа позвали его. Мама сказала:
— Я все слышала. Какие вы глупые. Вам надо помогать старым. Когда вы постареете, если с вами будут так разговаривать, вы поймете, как это обидно.
Ваня стоял, будто набрал воды в рот. А потом сказал:
— Я все понял. Больше не буду. Всем буду помогать.
После этого случая он стал помогать всем бабушкам и дедушкам.
Фразеологизмы из литературы
Автор: Дмитрий Сироткин
Представляю вам обзор фразеологизмов писателей и поэтов.
В него вошли фразеологизмы более 90 авторов России и СССР.
Они распределены по году рождения поэта или писателя. Чтобы сохранить разумный объем этого материала, приведено не более трех фразеологизмов одного автора.
А.Д. Кантемир (1708—1744)
- Уме недозрелый, плод недолгой науки! («На хулящих учения. К уму своему»)
М.В. Ломоносов (1711—1765)
- Науки юношей питают, отраду старым подают («Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)
- Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать («Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)
- Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна («Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»)
См. фразеологизмы Ломоносова, цитаты Ломоносова
А.П. Сумароков (1717—1777)
- Рвать и метать («Амур, лишенный зрения»)
- Они работают, а вы их труд ядите («Жуки и Пчелы»)
М.М. Херасков (1733—1807)
- И на солнце бывают пятна («Россияда»)
Г.Р. Державин (1743—1816)
- Гром победы раздавайся («Хор для кадрили»)
- Ангел во плоти («Видение Мурзы»)
- Где стол был яств, там гроб стоит («На смерть князя Мещерского»)
См. фразеологизмы Державина, цитаты Державина
И.Ф. Богданович (1743—1803)
- Во всех ты, душенька, нарядах хороша! («Душенька»)
Д. И. Фонвизин (1744—1792)
- Не хочу учиться, хочу жениться («Недоросль»)
- Без вины виноватые («Недоросль»)
- Маменькин сынок («Недоросль»)
См. фразеологизмы Фонвизина
А.Н. Радищев (1749—1802)
- Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй («Путешествие из Петербурга в Москву»)
- Не скот, не дерево, не раб, но человек!
И. И. Дмитриев (1760—1837)
- Мы пахали («Муха»)
- Печатный всякий лист быть кажется святым («Чужой толк»)
- Завиральные идеи
Н.М. Карамзин (1766—1826)
- Гони природу в дверь, она влетит в окно («Чувствительный и холодный. Два характера»)
- Ничто не ново под луной («Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста»)
См. цитаты Карамзина
И.А. Крылов (1769—1844)
- Медвежья )
- В семье не без урода («Слон на воеводстве»)
- Мартышкин труд («Обезьяна»)
См. фразеологизмы Крылова
В.А. Жуковский (1783—1852)
- Гений чистой красоты («Лалла рук»)
- Минувших дней очарованье («Песня»)
- Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были («Воспоминание»)
См. цитаты Жуковского
К.Н. Батюшков (1787— 1855)
- О память сердца! ты сильней рассудка памяти печальной («Мой гений»)
П.А. Вяземский (1792—1878)
- Квасной патриотизм («Письма из Парижа»)
- И жить торопится, и чувствовать спешит («Первый снег»)
К.Ф. Рылеев (1795—1826)
- Гражданское мужество («Гражданское мужество»)
- Ужасно быть рабом страстей! («Святополк»)
- Не сбылись, мой друг, пророчества («А. А. Бестужеву»)
А.С. Грибоедов (1795—1829)
- Счастливые часов не наблюдают («Горе от ума»)
- Фельдфебеля в Вольтеры дать («Горе от ума»)
- Служить бы рад, прислуживаться тошно («Горе от ума»)
См. фразеологизмы Грибоедова, цитаты из «Горе от ума»
А.А. Дельвиг (1798—1831)
- Когда еще я не пил слез из чаши бытия («Элегия»)
- Скучно, девушки («Русская песня»)
А.С. Пушкин (1799—1837)
- Печаль моя светла («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
- Любви все возрасты покорны («Евгений Онегин»)
- Привычка свыше нам дана, замена счастию она («Евгений Онегин»)
См. фразеологизмы Пушкина, фразеологизмы из «Евгений Онегин», фразеологизмы из «Борис Годунов», фразеологизмы из сказок Пушкина, цитаты Пушкина
В.И. Даль (1801 — 1872)
- Поручик Киже («Рассказы о временах Павла I»)
См. цитаты Даля
А.И. Одоевский (1802—1839)
- Из искры возгорится пламя («Струн вещих пламенные звуки»)
- Излить красу и стройность мира («Умирающий художник»)
Е. А. Баратынский (1802—1844)
- Не искушай меня без нужды («Разуверение»)
- Лица необщее выраженье («Муза»)
- Предрассудок! Он обломок древней правды («Предрассудок»)
Н.М. Языков (1803—1846)
- Нелюдимо наше море («Пловец»)
- Смотреть сентябрем («Песня»)
Ф.И. Тютчев (1803—1873)
- Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые («Цицерон»)
- Мысль изреченная есть ложь («Silentium!»)
- Умом Россию не понять («Умом Россию не понять…»)
См. цитаты Тютчева
В.Г. Бенедиктов (1807—1873)
- И нет ему друга, хоть много друзей («Певец»)
- Рассуждать о многом трудно, а порою и опасно («Вопросы»)
Н.В. Гоголь (1809—1852)
- Есть ещё порох в пороховницах! («Тарас Бульба»)
- И какой же русский не любит быстрой езды?(«Мёртвые души»)
- Брать борзыми щенками («Ревизор»)
См. фразеологизмы Гоголя, фразеологизмы из «Ревизор», фразеологизмы из «Мертвые души», цитаты Гоголя
Козьма Прутков
- Смотри в корень! («Плоды раздумья»)
- Нельзя объять необъятное («Плоды раздумья»)
- Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя («Плоды раздумья»)
А.В. Кольцов (1809—1842)
- На заре туманной юности («Разлука»)
- Раззудись, плечо! Размахнись, рука! («Косарь»)
А.И. Герцен (1812—1870)
- Кто виноват? («Кто виноват?»)
И. А. Гончаров (1812—1891)
- Обыкновенная история («Обыкновенная история»)
- Вещественные знаки невещественных отношений («Обыкновенная история»)
См. цитаты Гончарова
М.Ю. Лермонтов (1814—1841)
- Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит! («Парус»)
- Люблю отчизну я, но странною любовью! («Родина»)
- И скучно, и грустно, и некому руку подать («И скучно и грустно»)
См. фразеологизмы Лермонтова, цитаты Лермонтова
П.П. Ершов (1815—1869)
- Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил? («Конек-Горбунок»)
- Изо всей дурацкой мочи («Конек-Горбунок»)
А.К. Толстой (1817—1875)
- Двух станов не боец, но только гость случайный («Двух станов не боец, но только гость случайный…»)
- Люблю ли тебя, я не знаю, но кажется мне, что люблю! («Средь шумного бала…»)
- Кабы знала я, кабы ведала («Кабы знала я, кабы ведала…»)
И. С. Тургенев (1818—1883)
- Лишние люди («Дневник лишнего человека»)
- Дважды два — стеариновая свечка («Рудин»)
- Язык родных осин
См. цитаты Тургенева
А.А. Фет (1820—1892)
- Я пришел к тебе с приветом — рассказать, что солнце встало («Я пришел к тебе с приветом…»)
- О если б без слов сказаться душой было можно! («Как мошки зарею…»)
- Ряд волшебных изменений милого лица («Шепот, робкое дыханье…»)
См. цитаты Фета
А.Н. Майков (1821—1897)
- Чем ночь темней, тем ярче звезды («Не говори…»)
- Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца («Три смерти»)
Н.А. Некрасов (1821—1877)
- Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан («Поэт и гражданин»)
- Этот стон у нас песней зовется («Размышления у парадного подъезда»)
- Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет («Мороз, Красный нос»)
См. фразеологизмы Некрасова, цитаты Некрасова
Ф.М. Достоевский (1821 — 1881)
- Красота спасет мир («Идиот»)
- Административный восторг («Бесы»)
- Чем хуже, тем лучше («Униженные и оскорбленные»)
См. цитаты Достоевского
А.Н. Островский (1823—1886)
- Бешеные деньги («Праздничный сон — до обеда»)
- Чего моя левая нога хочет («Грех да беда на кого не живет»)
- Один в четырех каретах («Бедность — не порок»)
См. фразеологизмы Островского, цитаты Островского
М. Е. Салтыков‑Щедрин (1826—1889)
- Как бы чего не вышло («Современная идиллия»)
- Не столько сражался, сколько был сражаем («История одного города»)
- Либо в рыло, либо ручку пожалуйте («Призраки времени»)
См. фразеологизмы Салтыкова-Щедрина, цитаты Салтыкова-Щедрина
Л.Н. Толстой (1828—1910)
- Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему («Анна Каренина»)
- Все смешалось в доме Облонских («Анна Каренина»)
- Дубина народной войны («Война и мир»)
См. фразеологизмы Толстого, цитаты Толстого
Н.Г. Помяловский (1835—1863)
- Мещанское счастье (“Мещанское счастье”)
- Кисейная барышня (“Мещанское счастье”)
- Всё пустяки в сравнении с вечностью («Молотов»)
Г.И. Успенский (1843—1902)
- По какому случаю шум? («Будка»)
- Власть земли («Власть земли»)
Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912)
- Храбрый заяц («О храбром зайце — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)
В.Г. Короленко (1853—1921)
- Человек рожден для счастья, как птица для полета («Парадокс»)
А.П. Чехов (1860—1904)
- Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда («Письмо к ученому соседу»)
- На деревню дедушке («Ванька»)
- Краткость — сестра таланта
См. фразеологизмы Чехова, цитаты Чехова
С.Я. Надсон (1862—1887)
- Красота — это страшная сила! («Дурнушка»)
- Муки слова («Милый друг, я знаю…»)
К.Д. Бальмонт (1867—1942)
- Хочу быть дерзким, хочу быть смелым («Хочу»)
Д.С. Мережковский (1866—1941)
- Грядущий Хам («Грядущий Хам»)
М. Горький (1868—1936)
- Человек — это звучит гордо («На дне»)
- Рожденный ползать летать не может («Песня о Соколе»)
- Дети — цветы жизни («Бывшие люди»)
См. цитаты Горького
А.И. Куприн (1870—1938)
- Вся рота идет не в ногу, один поручик шагает в ногу («Поединок»)
См. цитаты Куприна
В.Я. Брюсов (1873—1924)
- Ты — женщина, и этим ты права («Женщине»)
- Есть тонкие властительные связи («Сонет к форме»)
- О закрой свои бледные ноги! («О закрой свои бледные ноги!»)
См. цитаты Брюсова
А. А. Блок (1880—1921)
- Покой нам только снится («На поле Куликовом»)
- Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен («Возмездие»)
- И невозможное возможно («Россия»)
См. цитаты Блока
А. Грин (1880—1932)
- Они жили счастливо и умерли в один день («Сто верст по реке»)
См. цитаты Грина
А.Н. Толстой (1883—1945)
- Лиса Алиса и Кот Базилио («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
- Страна дураков («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Н.С. Гумилев (1886—1921)
- Муза дальних странствий («Отъезжающему»)
И. Северянин (1887—1941)
- Ананасы в шампанском («Увертюра»)
- Обнаглевшая бездарь («Прощальная поэза»)
С.Я. Маршак (1887—1964)
- Владелец заводов, газет, пароходов («Мистер Твистер»)
- Это что за остановка, Бологое иль Поповка? («Вот какой рассеянный»)
- Где это видано, где это слыхано? («Мельник, мальчик и осел»)
А.А. Ахматова (1889—1966)
- Всё расхищено, предано, продано («Всё расхищено, предано, продано…»)
- Когда б вы знали, из какого сора… («Мне ни к чему одические рати…»)
См. цитаты Ахматовой
А.Н. Вертинский (1889—1957)
- В бананово-лимонном Сингапуре («Танго «Магнолия»)
- Где вы теперь, кто вам целует пальцы? («Лиловый негр»)
Б.Л. Пастернак (1890—1960)
- Быть знаменитым некрасиво («Быть знаменитым некрасиво…»)
- Талант — единственная новость, которая всегда нова («Анастасии Платоновне Зуевой»)
- Во всем мне хочется дойти до самой сути (***)
См. цитаты Пастернака
О.Э. Мандельштам (1891—1938)
- Играй же на разрыв аорты! («За Паганини длиннопалым…»)
- Мы живем, под собою не чуя страны… («Мы живем, под собою не чуя страны…»)
- Век-волкодав («За гремучую доблесть грядущих веков…») (1931)
М.А. Булгаков (1891—1940)
- Аннушка уже разлила масло («Мастер и Маргарита»)
- Рукописи не горят («Мастер и Маргарита»)
- Кинематограф — единственное утешение в жизни женщины («Собачье сердце»)
См. цитаты Булгакова
М.И. Цветаева (1892—1941)
- Глотатели пустот, читатели газет («Читатели газет»)
См. цитаты Цветаевой
В.В. Маяковский (1893—1930)
- В этой жизни умереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней («Сергею Есенину»)
- Поэзия — езда в незнаемое («Разговор с фининспектором о поэзии»)
- Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс («Я вам расскажу о времени и о себе»)
См. фразеологизмы Маяковского, цитаты Маяковского
И.Э. Бабель (1894—1940)
- Еще не вечер («Закат»)
М.М. Зощенко (1894—1958)
- Спи скорей, твоя подушка нужна другому («Спи скорей»)
С.А. Есенин (1895—1925)
- Братья наши меньшие («Мы теперь уходим понемногу»)
- Всё пройдет, как с белых яблонь дым («Не жалею, не зову, не плачу…»)
- Ты жива еще, моя старушка? («Письмо к матери»)
См. фразеологизмы Есенина, цитаты Есенина
Е.Л. Шварц (1896—1958)
- Обыкновенное чудо («Обыкновенное чудо»)
- Первый раз в первый класс («Песенки первоклассников»)
И. Ильф (1897—1937) и Е. Петров (1903—1942)
- Торг здесь неуместен! («Двенадцать стульев»)
- Заграница нам поможет («Двенадцать стульев»)
- Гигант мысли, отец русской демократии, особа, приближенная к императору («Золотой теленок»)
См. цитаты Остапа Бендера
Ю.К. Олеша (1899—1960)
- Инженеры человеческих душ
М.А. Светлов (1903— 1964)
- Отряд не заметил потери бойца («Гренада»)
Н.А. Заболоцкий (1903—1958)
- Душа обязана трудиться («Не позволяй душе лениться…»)
- Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? («Некрасивая девочка», о красоте)
Н.А. Островский (1904—1936)
- Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы
А. Гайдар (1904—1941)
- Нам бы только ночь простоять да день продержаться («Военная тайна»)
А.А. Тарковский (1907—1989)
- Из тени в свет перелетая («Бабочка в госпитальном саду»)
И.А. Ефремов (1907—1972)
- Братья по разуму («Туманность Андромеды»)
А.Т. Твардовский (1910—1971)
- Тут ни убавить, ни прибавить («За далью — даль»)
С. В. Михалков (1913—2009)
- Мораль сей басни такова («Лев и ярлык»)
- А сало русское едят! («Две подруги»)
К.М. Симонов (1915—1979)
- Всем смертям назло («Жди меня, и я вернусь»)
- Солдатами не рождаются («Солдатами не рождаются»)
П.Д. Коган (1918—1942)
- За яростных, за непохожих («Бригантина»)
- Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал («Гроза»)
А.И. Солженицын (1918—2008)
- Жить не по лжи («Жить не по лжи»)
- Одно слово правды весь мир перетянет («Нобелевская лекция»)
См. цитаты Солженицына
Б.А. Слуцкий (1919—1986)
- Физики и лирики («Физики и лирики»)
- Широко известен в узких кругах («Широко известен в узких кругах…»)
Б.Ш. Окуджава (1924—1997)
- Каждый пишет, как он слышит («Я пишу исторический роман»)
- Давайте говорить друг другу комплименты («Пожелания друзьям»)
- Бери шинель, пошли домой! («А мы с тобой, брат, из пехоты…»)
Е.А. Евтушенко (р. 1932)
- Поэт в России — больше, чем поэт («Братская ГЭС»)
- Пришли иные времена. Взошли иные имена («Пришли иные времена…»)
Р.И. Рождественский (1932—1994)
- Мои года — мое богатство («Песня о годах»)
А.А. Вознесенский ((1933—2010)
- Прорабы духа («Прорабы духа»)
- Какое время на дворе — таков мессия («Реквием»)
Ю.И. Визбор (1934—1984)
- Зато мы делаем ракеты («Рассказ технолога Петухова»)
А.С. Кушнер (р. 1936)
- Времена не выбирают, в них живут и умирают («Времена не выбирают, в них живут и умирают…»)
- Что ни век, то век железный («Времена не выбирают, в них живут и умирают…»)
Б.А. Ахмадулина (1937—2010)
- А напоследок я скажу («А напоследок я скажу»)
Ю.П. Мориц (р. 1937)
- Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли («Когда мы были молодые…»)
В.С. Высоцкий (1938—1980)
- Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята («Моя цыганская»)
- Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков («Письмо в редакцию телевизионной передачи»)
- Если друг оказался вдруг («Песня о друге»)
См. цитаты Высоцкого
С.А. Алексиевич (р. 1948)
- У войны — не женское лицо («У войны — не женское лицо»)
Итак, мы можем жить себе спокойно, не читая книг и считая, что литература находится где-то совсем вдалеке от нас. Но стоит лишь присмотреться, и с изумлением господина Журдена обнаруживаешь, что связан с этой литературой множеством невидимых нитей, особенно – используемыми в своей речи фразеологизмами.
Данный обзор как раз и помогает нам установить авторство многих известных выражений.
По опыту подготовки тематических подборок фразеологизмов, литературные фразеологизмы нередко отличаются от обычных фразеологизмов большей образностью и эмоциональной наполненностью.
В дополнение вы можете ознакомиться со следующими материалами:
- Фразеологизмы Древней Греции
- Крылатые выражения Древнего Рима
- Фразеологизмы из Библии
- Крылатые выражения поэтов и писателей о любви
- Крылатые выражения поэтов и писателей о человеке
- Крылатые выражения поэтов и писателей о слове
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
Положа руку на сердце
Коля учится в 6 классе. Его маму зовут Ольга Ивановна. Однажды мама уехала в город полечиться. Коля остался с папой. Папа работал охранником магазина. И Коля остался дома один. Решил позвонить маме. Позвонил. Они поговорили, поболтали. Наконец, мама спросила: — Ответь, положа руку на сердце, ты делал уроки?
— Ну, конечно. – соврал Коля.
— Вот и молодец. Веди себя хорошо. Я скоро вернусь. Пока. – сказала мама и положила трубку. Коле стал не по себе, что он наврал маме. Хотел сделать уроки, но лень поборола труд. И Коля как ни в чем не бывало пошел спать. Так день за днем он не стал делать уроки. Вскоре его классная руководительница сказала: — Сидоров, вы так скоро двоечником станете. Пусть после обеда ваша мать придет сюда. Я хочу поговорить.
— А ее нет. Она в городе. – сказал Коля.
— В 12 часов приехала моя сестра и сказала, что твоя мать тоже приехала.
Коля обрадовался. Но подумал, что обманул ее, стало грустно. Пришел домой чернее тучи. Сказал маме, что учительница зовет ее к себе. Мама сказала:
— Не успела приехать, как зовут в школу. Что ты натворил?
Коля замолчал. Мать ушла. Коля с тяжелым сердцем ждал ее. Вот открылась дверь. Вошла мать. Позвала сына и сказала:
— Ну, сынок. Как тебе не стыдно? Ты же говорил мне, что делаешь уроки. Я от тебя такого не ожидала.
— Извини. – сказал Коля и пошел в комнату. С того дня он хотел сделать маме приятное. Мыл посуду, делал уроки, помогал по дому. Так он сгладил свою вину. Но самое главное, что он стал отличником. Мама этому очень обрадовалась.