гиа сочинение о наклонении глагола
.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста А.А.Потебни:«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают недействительное событие ,а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Теоретический уровень рассуждения Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания А.А.Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова!
Всякое высказывание содержит указание на то, как соотносится сообщаемое с реальной действительностью. То, о чём рассказывается как реальное в предложении, может подаваться происходящее (Друг увлечённо как рассказывает о путешествии в Крым), как обязательное для желаемое (Я с удовольствием съездил бы в Крым), исполнения (Съезди в Крым непременно!). Все эти смысловые различия выражаются при помощи форм наклонения. Наклонения глагола
- 6. Наклонение глаголаВ русском языке три наклонения:• изъявительное — выражает действие, которое реально существует, существовало или будет существовать ; глаголы в изъявительном наклонении имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1,2 и 3) и числа (единственного или множественного);• условное — выражает действие, которое реально не существует, а является лишь возможным или желаемым (купил бы, прочитал бы); оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и частицы бы;• повелительное выражает волю говорящего т.е. , действие, которое не является реальным,.; оно образуется от основы настоящего или простого будущего времени при помощи суффикса -и- (лови, прочти) или нулевого суффикса- летай, отрежь), множественное число образуется путем добавления к форме единственного числа повелительного наклонения суффикса -те (ловите, прочтите), также повелительное наклонение может образовываться путём прибавления к глаголам в изъяснительном наклонении настоящего времени частиц пусть, пускай.
- 7. Формы условного наклонения глагола обозначают желательное или возможное действие при каких-либо условиях или действие, в котором говорящий сомневается и только предполагает его. вн и м а н и е ! 1. Оттенок желательности: Я наказал бы его за непослушание. 2. Оттенок условного, возможного действия: Он приехал бы, если б смог. 3. Оттенок опасения, сомнения, предположения: Не наделал бы этот старик глупостей. Побудительные предложения со сказуемым в форме условного наклонения в основном выражают желание, чтобы конкретное лицо совершило определенное действие или испытало то или иное состояние. В художественной литературе и в разговорной речи широко распространены высказывания в форме условного наклонения, выражающие совет. Сходил бы ты в кино. Научила бы ты его жизни!
- 8. Сходство условного и повелительного наклонений Побудительные предложения в форме условного наклонения в основном употребляются тогда, когда нужно, чтобы конкретное лицо (говорящий, собеседник, 3-е лицо) совершило определенное действие. Предложения с формой повелительного наклонения также могут выражать это значение. Следовательно, в том и другом случаях эти выражения бывают близкими, почти тождественными: Отдохни немножко и Отдохнул бы ты немножко Принеси-ка книгу и Принёс бы ты книгу. ! !
- 9. Условное наклонение Если побуждение к действию, выраженное с помощью повелительного наклонения ( «поезжай») – это программа действий, предписываемая адресату, то побуждение к действию, выраженное с помощью форм условного наклонения, – это совет, просьба: Учитель — родителям:– Саша перестал готовиться к урокам. Вы бы поговорили с ним по душам. Учитель – ученику:– Ты остался бы после уроков позаниматься. Мне хочется тебе помочь. При помощи формы условного наклонения говорящий выражает просьбу, считая, что исполнение предлагаемого действия изменит ситуацию в лучшую сторону.
- 10. Употребление условного наклонения в побудительном значении выполняет функцию повелительного наклонения,! выражая такой смысл, обозначать который с помощью последнего невозможно. Таким образом, при помощи условного наклонения, т. е. формы, показывающей содержание речи мыслимым предположительно, можно передавать реально несуществующее, но возможное (при наличии определенных условий) или желаемое.
- 11. Оттенки побудительных значений(условное и повелительное наклонения) Приказ, просьба, требование, совет,распоряжение, поручение, разрешение,согласие, запрет, предложение,приглашение, призыв, предостережение,предупреждение, мольба, уговаривание,убеждение и т.п.
Текст
(1)«Если бы только она мне приказала, я избил бы всех ребят внашем классе! (2)Я бы прошел на руках от раздевалки до спортзала на четвертом этаже. (3)Нет, это ерунда, это легко. (4)Я бы лучше прошел с закрытыми глазами по карнизу четвертого этажа. (5)Если бы только она приказала!» (6)В записке, оставленной в тетради и случайно прочитанной Женей, не было ни обращений, ни посвящений. (7)Но она шестым чувством педагога сразу догадалась, о ком писал Дима Воронов.(8)Конечно же, о своей однокласснице Танечке! (9)Женя ясно представила себе Диму Воронова, высоченного, плечистого девятиклассника с чуть плакатной внешностью.(10)Малыши таскались за ним как завороженные. (11)Они на всю школухвастались Димиными мускулами и сочиняли легенды о его подвигах.(12)Когда Дима играл в волейбол, они со всех сторон обступалиплощадку и так шумно «болели», что не было слышно свистков судьи… (13)Однажды на катке Женя видела, как Дима Гулливеромвозвышался среди облепивших его малышей. (14)Это было смешно итрогательно. (15)Он учил пятиклассников играть в хоккей, строго ипридирчиво командовал ими. (16)А потом она видела, как Димарастирал руки малышу, потерявшему варежки, и приговаривал: «Неплачь, сейчас согреемся!» (17)Женя ясно представила себе и хрупкую близорукую девушку спервой парты, Танечку. (18)Она была некрасива, а когда надевала очки,черты ее лица становились просто неуловимы. (19)Женя вспомнила, как на новогоднем балу кто-то из юношей пустилзлую шутку по поводу неказистой Таниной внешности.
(20)Дима тогда вплотную подошел к шутнику и с лицом, не предвещавшим ничего доброго, сказал: (21)- Вот уж не думал, что ты такой балбес! (22)Твое счастье, что дуэли запрещены. (23)Шёл бы ты отсюда! (24)И целый вечер танцевал с Танечкой. (25)»Ну рыцарь!» — мысленно восхищалась Женя. (26)Она вспомнила, что Дима и Танечка часто оставались в школе после уроков заниматься геометрией, с которой Танечка была не в ладах. (27)Математичка Алевтина Георгиевна, очень напоминавшая Жене классную даму былых времен, относилась к этим занятиям скептически. (28)Заметив как-то в уже опустевшей раздевалке одиноко висевшее Танино пальто, а на полке Димину шапку, Алевтина Георгиевна усмехнулась: (29)- Занимаются? (30)Ничего из этой так называемой «взаимопомощи» не получится. (31)Их просто нужно учить порознь! (32)Поймите, задачи, которые решают мои юноши, девушкам вовсе не по плечу!(33)А Женя с придирчивостью учителя русского языка и литературы подумала: «Не по плечу… (34)Так, конечно, говорят, а все же странное выражение: плечами, что ли, решают задачи? (35)Сказала бы уж лучше «не по уму»…» (36)А математичка продолжала: (37)- Да и влюблённость эта…(38) Загрузили бы вы его общественной работой — и все как рукой сняло бы. (39)Поверьте моему опыту. (40)Опыту Алевтины Георгиевны Женя не поверила, но и своего опыта у нее тоже не было. (41)Однако она решила поговорить с Димкой после уроков о том, что избивать ради Танечки своих товарищей или ходить с закрытыми глазами по карнизу четвертого этажа просто нельзя…. (По Алексину А.)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смыслвысказывания выдающегося русского лингвистаА.А.Потебни: «Сходство между наклонением условным иповелительным состоит в том, что оба они…выражают не действительное событие, аидеальное, то есть представляемое существующимтолько в мысли говорящего».
- 16. Задание для самостоятельной работы(1)«Если бы только она мне приказала, я бы избил всех ребят в нашем классе! — Какие действия переданы этими(2)Я бы прошел на руках от раздевалки глаголами? до спортзала на четвертом этаже.(16)А потом она видела, как Дима — В каком случае растирал руки малышу, потерявшему варежки, и приговаривал: «Не возможны эти плачь, сейчас согреемся!» действия?(23) Шёл бы ты отсюда! — Напишите(32) Поймите, задачи, которые решают сочинение- мои юноши, девушкам вовсе не по рассуждение о плечу! роли данных(35) Сказала бы уж лучше «не по уму». глаголов.(38) Загрузили бы вы его общественной работой — и все бы как рукой сняло.(39)Поверьте моему опыту.
- 17. ПлансочиненияТеоретическое обоснование (истолкование смысла высказывания) Пример 1, его функция Пример 2, его функция Вывод
- 18. (Тезис А.А.Потебни опущен)
- 19. Вариант 1
- 20. С этой мыслью нельзя не согласиться. Действительно, глаголы в условном и повелительном наклонениях обозначают действия, возможные или желаемые при определенных условиях или обстоятельствах. Так, в предложении 16 глагол повелительного наклонения («не плачь») выражает просьбу Димки, побуждая малыша совершить указанное действие. Но оно возможно лишь в том случае, если мальчишка согреется и успокоится. И в предложении 23 глагол условного наклонения «шёл бы (ты)» также содержит побуждение к действию. В скрытой форме Дима порекомендовал своему однокласснику не напрашиваться на неприятности, однако неизвестно, осуществит ли этот совет подросток, обидевший Таню. Эти примеры помогают понять, что глаголы в повелительном и условном наклонениях обозначают не реальные действия, а требуемые, желаемые или возможные, которые, однако, могут и не совершиться.
- 21. Вариант 2
- 22. В русском языке лишь в изъявительном наклонении глаголы выражают реально существующие действия, а в условном и повелительном – только такие, которые могут совершиться при определённых обстоятельствах или желании собеседника. Например, в предложении 1 действие «избил бы» может осуществиться только при условии, что Диме прикажут это сделать, а выполнение настоятельной просьбы Алевтины Георгиевны («Поверьте моему опыту») всё-таки зависит от того, захочет ли Женя последовать её совету. Значит, прав был выдающийся русский лингвист А.А.Потебня, утверждавший, что «сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
- 23. Вариант 3
- 24. Известно, что любое высказывание содержит указание на то, как соотносится сообщаемое с реальной действительностью. Только в изъявительном наклонении действие подаётся как реально происходящее, а в условном и повелительном — как возможное, желаемое ил иобязательное для исполнения. Например, глагол в условном наклонении«загрузили бы» передаёт желание учительницы математики отвлечь Диму от посторонних мыслей,поэтому она настоятельно советует Жене: «Поверьтемоему опыту». Однако эти действия не совершены,они лишь мыслятся. Поэтому прав был известный лингвистА.А.Потебня утверждавший, что что «сходство междунаклонением условным и повелительным состоит втом, что оба они… выражают не действительноесобытие, а идеальное, то есть представляемоесуществующим только в мысли говорящего».
- 25. Список литературы:1. Кулькова Р.А. Функционирование сослагательного наклонения в современном русском языке. М., 19862. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., Т. 1–2.3. Современный русский язык. В 3-х ч. /Под ред. Н. М. Шанского. – М., 1981.4. Современный русский язык /Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М.И.Фомина. – М., 1987.5. Современный русский язык. Учебное пособие-справочник по русскому языку для студентов факультетов русской филологии педвузов и университетов /Под ред. М. А. Хегай. – Т., 1995.
Формулировка части С принципиально изменилась в 2014 году. Напомним, что тогда нужно было написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
В ОГЭ 2015 года уже предлагается выбор одного из трёх заданий: раскрыть смысл высказывания с опорой на лингвистический материал, или объяснить смысл финала текста, или сформулировать и прокомментировать значение морально-этического понятия.
Раньше в качестве тезиса для сочинения-рассуждения предъявлялись слова одного лингвиста и нужно было действовать по образцу, приводя только примеры из попавшегося на экзамене текста. Ныне лингвистическая цитата может быть любой по содержанию, принадлежать разным писателям, лингвистам. Ясно, что так сложнее подготовиться, потому что присутствует эффект неожиданности: а вдруг попадётся то, что будет непонятно.
Давайте попробуем найти способ подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Бесспорно, главное, что может выручить, — поиск интересных слов и выражений в данном тексте (лексический уровень). Вы, должно быть, легко узнаете синонимы, фразеологизмы, устаревшие и новые слова. Вероятно, сможете отыскать слова в переносном значении: олицетворения, метафоры, эпитеты. Обратите внимание на тестовые задания. В них тоже можно увидеть подсказки.
Не забудьте о трёхчастной композиции своего рассуждения: вначале тезис (позиция автора и своё отношение к ней), затем аргументация, состоящая из двух примеров, и вывод. Каждая часть начинается с красной строки. Как вариант, можно центральную часть разбить на два абзаца, выделив отдельно каждый пример.
Что такое аргумент и как его ввести в сочинение? Аргумент — это пример, который соответствует выдвинутому тезису и доказывает его справедливость (цель аргумента: воздействие, внушение для правильного понимания какой-либо идеи). Можно процитировать пример из текста или указать в скобках номер того предложения, которое служит иллюстрацией тезиса.
Попробуем оценить сложность задания. Для этого обратимся к материалам для подготовки к экзамену — сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько.
Тест 4
(1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. (2)Казалось, она получила задание отвечать за здоровье всех жильцов нашего дома. (3)»От кого получила?» — размышлял я. (4)И лишь повзрослев, понял, что это задание дала маме её совесть.
(5)Больных она определяла сразу: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке. (6)Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
— (7)Это уж моя болезнь, — говорила мама.
— (8)У-у, как вы дышите! — обращалась она к одному. — (9)Не помогать сердцу — это варварство, бескультурье.
— (10)Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? — обращалась к другому. — (11)Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!
(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:
— (13)Себя не жалеют, так пожалели бы близких!
(14)»Ваш вид мне не нравится!» — говорила мама, и, вытягиваясь на носках, как во время гимнастики, она ощупывала чей-нибудь лоб. (15)Ладонь её определяла температуру с точностью до десятых.
(16)Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. (17)»Бюро добрых услуг» — так прозвали нашу квартиру.
— (18)Необидное прозвище, — сказала мама. — (19)Но в бюро не может работать один человек. (20)Должно быть минимум два. (21)Ты понял?
— (22)Живёте на износ, бесценная наша, — сокрушался Гнедков. — (23)А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? (24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют.
(25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.
— (26)Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни… нежил и баловал вас, как дитя!
(28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.
— (30)Врач — не только профессия, но и образ жизни, — уверяла она.
(31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
(По А. Алексину.)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Пример сочинения-рассуждения
Смысл высказывания известного лингвиста А.А. Потебни заключается в том, что глаголы двух наклонений — условного и повелительного — выражают «идеальное» событие. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при определённом условии, а глаголы в повелительном наклонении передают советы, просьбы или приказы.
Например, в предложении 11 находится глагол повелительного наклонения «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию. А в предложениях 13 и 26 встречаются глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые в данном тексте употребляются в значении повелительного наклонения. Герои повести дают друг другу советы, которые, по их мнению, полезны.
Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов очень сходны, так как выражают действия желаемые, «идеальные».
Тест 32
(1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
— (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.
(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
(17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
(18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
(20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…
(22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
(23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.
(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».
(По А. Лиханову.)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Пример сочинения-рассуждения
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи…» Их ещё называют «устойчивыми сочетаниями». Мы пользуемся ими, действительно, очень часто, хотя и не замечаем этого. Доказательства тому находятся в тексте А. Лиханова.
В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.
Teachs.ru — заработай своим умом!
- 5 — 9 классы
- Русский язык
Помогите написать сочинение на лингвистическую тему,раскрывая смысл высказывания лингвиста А.Ф Прияткиной:«Возможность взаимной замены связывает со сложным предложением как предложение с обособленными оборотами,так и предложения с однородными членами».
Знаешь ответ? Добавь его здесь
Comments system Cackle
Новые вопросы
Русский язык8 месяцев назад
Без ответа 0Ответить
В каких предложениях сказуемые выделены безличными глаголами
сестре не сидится дома
я не забуду тот день
зимой рано темнеет
солнце осветило по…
Ответить
Русский язык8 месяцев назад
Есть ответ! 2Ответить
Упражнения 249.Запишите предложения.Подчеркните слова, отвечающие на вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?
Подул свежий весенний ветер.Наш класс очень …
Ответить
Русский язык8 месяцев назад
Есть ответ! 2Ответить
СРОЧНО ДАЙТЕ ОТВЕТ
Из данных местоимений выписать :
1.Личные…
2.Притяжательные…
3. Возвратные…
У неё,мы, себя,мой, тебя, его, я,их, ты,…
Ответить
Русский язык8 месяцев назад
Есть ответ! 2Ответить
Укажите глагол, в котором НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук
1. полОжил
2. прИняли
3. нАчали
4. позвонИте
Ответить
Русский язык9 месяцев назад
Без ответа 0Ответить
Люди это вопрос не по школьной теме. Помогите, напишите поздравление для одноклассницы, очень креативное.
Ответить
Русский язык9 месяцев назад
Есть ответ! 1Ответить
Как изменяется площадь круга и длина его окружности если диаметр уменьшится в 6;7,5 раза
Ответить
Русский язык9 месяцев назад
Есть ответ! 2Ответить
ПОМОГИТЕ ПЖ СРОЧНО! ДАМ 20 БАЛЛОВ!
расставьте правильно знаки препинания
В романе И. Гончарова «Обломов» отец главного героя Илья Иванович считал…
Ответить
Русский язык9 месяцев назад
Без ответа 0Ответить
Помогите,пожалуйта,срочно нужно!!!!!напишите сочинение-повествование с диалогом
Ответить
Русский язык9 месяцев назад
Без ответа 0Ответить
Морфологически разбор союза ни пажалуйста !!!!!!!
Ответить
Русский язык9 месяцев назад
Без ответа 0Ответить
Заменить слова подходящим фразеологизмом он был очень сердит и раздражён
Ответить
Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения 9.1 (на лингвистическую тему)
I.
Вступление
- Прочитав предложенный текст, я
убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (или филолога, писателя, философа) (имя, фамилия
автора), который писал: «…» (выпишите цитату из задания). - Известный лингвист ( или филолог,
писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (или пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания). - Прав был лингвист
(учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший,
что «…» (вводится цитата). - Трудно (нельзя) не согласиться с
мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога,
писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата). - Я (полностью) согласен с…
- Не могу не согласиться с…
- Я разделяю точку зрения…
- Я поддерживаю мнение…
Используйте
- глаголы:
(Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что…; - вводные слова:
по мнению…, по словам…
II. Основная часть
Переход к
рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых
клише:
- Попробуем разобраться в смысле этих
слов… - Я согласен с этим высказыванием…
- Как можно понять это высказывание?
- Попробуем объяснить данное
утверждение… - Это высказывание я понимаю так: …
- Что имел в виду писатель (учёный)?
- О чём же заставляет задуматься автор
данного высказывания? - Как понять смысл этих слов?
- Мне предстоит поразмышлять над этими
словами. - Задумаемся: что стоит за этими
словами? - Попробуем разобраться в смысле этого
высказывания. - Смысл этих слов (высказывания) я
понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2
предложения). - Высказывание лингвиста (имя,
фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям… - Мне кажется, что здесь речь идёт
о… - Я считаю, что…
- Я понимаю эти строки так: …
- Я думаю, что…
- Речь идёт о том, что…
Введение примеров
- Попробую доказать справедливость
своего суждения… - Моё рассуждение легко подтвердить
примерами из текста (имя, фамилия автора). - Чтобы подтвердить сказанное,
обратимся к предложению … текста. - Проиллюстрировать это языковое
явление можно на примере предложения… текста. - Пример этого языкового явления можно
найти в предложении… - Справедливость этого вывода можно
доказать на примере предложения … - В подтверждение приведу пример из
предложения … текста. - Рассмотрим предложение …
- Подтвердить данный аргумент можно
примером из предложения … текста. - Предложение … подтверждает мысль о
том, что…
Используйте
для введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…
Во-первых, автор пишет
в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая;
далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения
… — … также доказывают, что…
III. Заключение.
- Таким образом, предложенное для
анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя,
фамилия автора) справедливо. - Можно сделать вывод о том, что прав
лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что… - Следовательно, утверждение
лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Сочинение 9.1 ОГЭ «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым».
Задание 9.1:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора учебного пособия по русскому языку В.Н. Александрова: «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Н. Александрова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для сочинения:
(1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!
(10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать,
а что дальше. (12)Медленно замерзать?
(13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого,
в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было.
…(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно. (18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали.
(19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог. (20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.
(23)Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.
– (24)Врёте, не дойдёте! – казалось, зловеще шипели они.
– (25)Не на тех напали! – время от времени кричали мы им.
(26)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали мощный гул и увидели свет. (27)Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько мощных военных машин.
(28)Так мы познакомились с нашим спасителем – комбатом Пугачёвым. (29)По нашим следам он послал одну из машин с солдатами. (30)Мы же с Костей мгновенно заснули, даже раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду. (31)Мы спали, пока не появился Лев, бодрый и весёлый.
– (32)А я и не сомневался, что Костя что-нибудь придумает и не оставит меня в этой степи, – сказал он невозмутимо.
(33)Солдаты нашли его по нашим следам, прицепили тросом к мощной машине и притащили в безопасное место.
(34)Мы расстались на следующее утро с целым батальоном самых лучших в мире друзей – рядовых и офицеров Советской Армии.
(35)Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. (36)И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты.
Пример сочинения 9.1:
«Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым», — так считает автор учебного пособия по русскому языку В. Н. Александров. Я согласен с этим высказыванием. Мы знаем, что деепричастие — это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие к основному действию. Данная часть речи уточняет, поясняет, конкретизирует основной глагол. Приведу примеры из текста Е. Рудакова.
В предложении 18 деепричастный оборот «опершись на два ружья» помогает нам ярче представить картину событий: уставшие друзья не просто стояли, отдыхали, а опирались на ружья, потому что сил уже ни на что не хватало.
В предложении 21 деепричастный оборот «ползая по грязи» показывает, что Костя не просто вернулся за сапогом, а ползал по грязи, долго искал его. Это, безусловно, поступок настоящего друга.
Таким образом, высказывание В. Н. Александрова справедливо. Деепричастия, действительно, помогают «уточнить и живописать производимое действие».
Деепричастие и деепричастный оборот — это два действия в одном
Как выделить деепричастие в речи? Самый простой способ – задать соответствующий вопрос. В статье приведены грамматические признаки деепричастий, их особенности, синтаксическая роль в предложениях с наглядными примерами.
Деепричастие – самостоятельная часть речи (в некоторых учебниках – особая форма глагола), которая отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Образуется от основы глагола при помощи суффиксов -а/я, -в/-вши/-ши.
Употребление деепричастий примеры: рисуя картины, сидя на стуле, собравшись домой, украсив елку, купив яблок.
Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает
Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним между наречием (что это?) и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»
Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями:
ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ
Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие.
Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами:
ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ
Лингвистическое сочинение на тему деепричастие
Роль деепричастий в речи
Деепричастие — неизменяемая форма глагола — самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? 2. РОЛЬ деепричастия в речи Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно. Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей. 3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте Образец 1 Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов. Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы. Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу. Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести. Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое. Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы. Образец 2 Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить. В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз. Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия. Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор». Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка. Образец 3 Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия. Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок. Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения. Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им. Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
Суффиксы деепричастий на примерах
Все деепричастия образуются от глаголов. И делают это с помощью суффиксов –а/-я и –в/-вши/-ши, а также постфиксов –сь/ся.
СОХРАНЯТЬ – СОХРАНЯЯ, СОХРАНИВ, СОХРАНЯСЬ УКАЗЫВАТЬ – УКАЗЫВАЯ, УКАЗАВ, УКАЗАВШИ СЫГРАТЬ – СЫГРАЯ, СЫГРАВ, СЫГРЫВАЯСЬ УМЫВАТЬСЯ – УМЫВШИСЬ, УМЫВАЯСЬ, УМЫВАЯ
Таким образом, деепричастие не только обозначает какое-то свое действие, но и отвечает на вопрос, каким образом совершилось основное действие.
ОСТАНОВИВШИСЬ, МУЖЧИНА ПОЗДОРОВАЛСЯ – Каким образом поздоровался? Остановившись. ЧИТАЯ КНИГИ, МЫ УЧИМСЯ – Каким образом учимся? Читая.
Деепричастие в русском языке
Аналогично причастиям деепричастия по традиции рассматриваются как особая глагольная форма, соединяющая признаки глагола и наречия, т.е. обозначающая процессуальный признак действия, отличающаяся неизменяемостью, сохраняющая глагольное управление, глагольный вид, залоговые свойства глагола, примыкающая к глаголу или причастию и выступающая в предложении в функции обстоятельства. Видовые свойства деепричастий получают морфологическое выражение в деепричастных суффиксах.
Деепричастия несовершенного вида образуют от основы настоящего времени с помощью суффикса – а, – я, например: звенеть – звен’-я, думать – дума’-я. Деепричастие совершенного вида образуются от инфинитивной основы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов – в, – вши, – ши, например: отправить – отправи-в, принести – принес-ши, улыбнуться – улыбну-вши-сь. В современном русском языке процесс дифференциации деепричастных суффиксов в зависимости от глагольного вида еще не завершен, поэтому возможны формы деепричастий совершенного вида, образованные по модели деепричастий несовершенного вида, т.е. от основы будущего простого времени с помощью суффикса –я (уйти – уйдя, принести – принеся и т.п.). Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов с основой:
1. На заднеязычный (печь – пекут, невозможно: *пекя);
2. Из одних согласных (гн-ут, невозможно: *гня);
3. Нестоящее время на шипящий, чередующийся в основе инфинитива со свистящим (пиш-ут – писа-ть, невозможно: *пиша);
4. С основой инфинитива на – ну – у глаголов непродуктивного класса (гибну-ть, невозможно: *гибня); Как и причастие, деепричастие распространено в книжной речи и не характерно для бытовой разговорной речи.
Деепричастие, обозначая добавочное действие, характеризующее другое действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. В этом отношении глагол с относящимся к нему деепричастием противополагается двум глаголам. Так:
Стоял у окна, читая письмо указывает, что основным является стоял, а читая детализирует это состояние указанием на сопровождающее его занятие, тогда как
Стоял у окна и читал письмо представляет оба глагола равноправными и независимыми. Употребление деепричастия дает возможность установить еще одно отношение между этими глаголами:
Стоя у окна, читал письмо, где на первом плане оказывается читал, а добавлением, указывающим на то, в каком положении проходило чтение, – стоя.
Такая возможность давать сочетание равноправных глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, выделяя главное и второстепенное, с другой – служит удобным средством для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями. Сравним: Он рассказывал и смеялся – Он рассказывал, смеясь – Рассказывая, он смеялся; Перебегали и стреляли – Перебегали, стреляя – Перебегая, стреляли. Каким образом деепричастия дают возможность одни действия подчинить другим, сделать их выразителями различных деталей и обстоятельств других действий, можно видеть из таких примеров: Горький «Детство»: Бабушка помалкивала, выпивая чашку за чашкой; я сидел у окна, глядя, как рдеет над городом вечерняя заря и красно сверкают стекла в окнах домов…; И она [бабушка] смеется сердечным смешком, нос ее дрожит уморительно, а глаза, задумчиво светясь, ласкают меня, говоря обо всем еще понятнее, чем слова; Я все чаще думаю о матери, ставя ее в центр всех сказок и былей, рассказанных бабушкой.
Попытка заменить деепричастия глаголами разорвала бы связи между отдельными действиями, уничтожила бы различия между основным и дополнительным, сделала бы однообразным перечень отдельных действий. Во многих случаях деепричастия совсем не могут быть заменены глаголом. Это бывает тогда, когда они приобретают обстоятельственное значение, например: Бабушка хмуро прислонилась к притолоке и вздыхает, опустив глаза в пол (= с опущенными глазами); Он [дед] стоит, вздернув голову (= со вздернутой головой); Я тоже готов был плакать, жалея мой сад, шалаш (= от жалости). Взаимоотношения, выражаемые деепричастием, очень разнообразны. При употреблении деепричастий следует не упускать из виду, какому лицу принадлежат действия, обозначаемые деепричастием и глаголом. В этом отношении существуют значительные ограничения.
Именно условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий является то, чтобы действия, обозначаемые деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым. Это находит место в личных предложениях, в которых деепричастие и глагол обозначают действие подлежащего. Так: Конструктор, демонтируя чертеж, разъяснял особенности новой модели. Здесь демонстрировал и разъяснял конструктор.
Помимо личных предложений, деепричастие также допустимо в безличных предложениях при условии принадлежности обоих действий одному лицу. Рассказывая об этом, мне хочется напомнить… Такие обороты встречаются в художественных произведениях и в научной речи. На примере М.Горького: Неизъяснимо хорошо плыть по Волге осенней ночью, сидя на корме баржи, у руля; Не любя – невозможно понять жизни. Я почувствовал, что только очень крепко, очень страстно любя человека можно почерпнуть в этой любви силу для того, чтобы найти и понять смысл жизни; На примере академика И.П.Павлова: Исследуя изо дня в день условные рефлексы, можно довольно точно заранее предсказать наступление судорог; Таким образом, не претендуя на абсолютную точность положения, надо принимать, что большие полушария являются главнейшим органом условных рефлексов.
Деепричастие может быть подчинено инфинитиву при условии, что действия обозначаемые деепричастием и инфинитивом, принадлежат одному лицу. На примере И.П.Павлова: Таким образом, цель – удалив часть полушарий, видеть исчезновение фикций удаленной части из общей деятельности полушарий – покрывается на первых порах отзвуком операционного удара по всей массе полушарий. На нем [физиологе] лежит постоянная обязанность, опираясь на теперешние успехи естествознания и чрезвычайное увеличение современных технических средств, стараться изыскивать для той же цели другие приемы, не так удаленные от недосягаемого совершенства исследуемого им прибора. Еще реже деепричастие бывает подчинено причастию, но все же такие случаи встречаются в художественных произведениях.
Герцен: Почтенный блюститель тишины гордо отправился под арку, как паук, возвращающийся в темный угол, закусивши мушиными мозгами. Горький «Дело Артамоновых»: Эти маленькие удовольствия несколько примиряли его с множеством обид, которые он испытывал со стороны бойких людей, все более крепко забиравших дело в свои цепкие руки, отодвигая его в сторону, в одиночество; Горький, Каронин: Однажды этот Агафонов, маленький, русоволосый человек, писавший свои рассказы, волнуясь до рыданий, заболел…
Ошибками в использовании деепричастий является их употребление в зависимости от глагола тогда, когда деепричастие и глагол представляют действия разных лиц, например: Вошедши в комнату, мать стояла у окна. Здесь вошедши является действием говорящего (= когда я вошел в комнату), а стояла мать. Недопустимость таких оборотов, помимо того, что они не приняты в русском языке, объясняется также тем, что они приводят к двусмыслице вследствие возможности приписать действие, обозначаемое деепричастием, лицу, которое выступает подлежащим предложения: например, если бы мы фразу: Когда я вернулся домой, бабушка накормила меня обедом заменили конструкцией с деепричастием: Вернувшись домой, бабушка накормила меня обедом, то создалось бы впечатление, что вернулась домой бабушка.
Понравилось сочинение » Деепричастие в русском языке, тогда жми кнопку
- Рубрика: Русский язык. Методика изучения
Виды деепричастий и примеры предложений с ними
Все деепричастия, как собственно и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида.
Отличить их очень просто. Первая категория отвечает на вопрос «Что сделав?» (то есть действие уже совершенно в прошлом), а вторая – на вопрос «Что делая?» (действие совершается в данный момент или не имеет временного критерия).
Деепричастия совершенного вида:
УВИДЕВ ЕЕ, ОН ТУТ ЖЕ ВЛЮБИЛСЯ ОН УШЕЛ, ЗАКРЫВ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ВЫПИВ БОЛЬШУЮ ЧАШКУ КОФЕ
А теперь почти те же деепричастия, но в несовершенном виде:
ВИДЯ ЕЕ, ОН НЕ МОГ ОТВЕСТИ ГЛАЗ УХОДЯ, ОН ЗАКРЫЛ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ПОПИВАЯ ГОРЯЧИЙ КОФЕ
Также деепричастия могут быть возвратными и невозвратными. Соответственно, в них может присутствовать постфикс –ся/сь или такового нет.
Примеры возвратных деепричастий:
КУПАЯСЬ, УДИВИВШИСЬ, ЗАНИМАЯСЯ Примеры невозвратных деепричастий: ПОКУПАЯ, ОДЕВАЯ, СИДЕВ, ПРОПУСТИВШИ и так далее
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
- увидеть — увидя;
- спешить — спеша;
- прочитать — прочитав;
- вырасти — выросши;
- напиться — напившись.
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Бегая от крыльца к калитке, во дворе громко лаяла рыжая собачонка.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла в тоже время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Деепричастие — это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая признаки глагола и наречия.
Деепричастия отвечают на вопросы что делая? что сделав?
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Что общего у деепричастий с глаголом и наречием
Мы уже говорили, что деепричастия похожи одновременно и на глаголы, и на причастия.
Сейчас подробнее рассмотрим, какие признаки этих частей речи им характерны.
Признаки глагола у деепричастий:
- Обозначает дополнительное действие к основному;
- Образуется от глагола;
- Имеет несовершенный и совершенный вид;
- Могут быть возвратные и невозвратные;
- Деепричастие образует словосочетания, когда связаны с существительными, местоимениями или наречиями.
Признаки наречия у деепричастий:
- Характеризует основное действия, более точно показывая, как оно произошло. Другими словами, отвечает на вопросы «Как?», «Когда?», «Каким образом?» и «Почему?»;
- Остается неизменным, то есть не меняет своей формы (падеж) вслед за основным глаголом. Например, «ШЛИ, СМЕЯСЬ – ШЕЛ, СМЕЯСЬ – ИДЕТ, СМЕЯСЬ – ПОЙДЕТ, СМЕЯСЬ». Тут основной глагол меняется во времени и количестве, а деепричастие остается неизменным;
- Относится к глаголу-сказуемому и чаще вставится непосредственно перед или сразу за ним;
- при разборе предложения по составу может быть только обстоятельством. Например, обстоятельством времени «ВЕРНУВШИСЬ, Я ЗАСТАЛ ЕГО ДОМА» или обстоятельством условия «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».
Деепричастие
- Главная
- Деепричастие
Правило актуально и для 2020 года. Советуем пройти текст после изучения материала.
Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав? как? когда? почему? и др.
Грамматическое значение деепричастия, его морфологические признаки, синтаксическая роль обусловлены главной особенностью этой части речи — соединять значения и признаки глагола и наречия.
Признаки глагола | Признаки наречия |
|
-возвратность (цепляясь — возвр. цепляя — невозвр.);
- одновременно характеризует основное действие, показывая как? когда? почему? и т. д. оно происходит;
- не изменяется;
- деепричастие относится к глаголу-сказуемому (сидела (что сделав? как?), сцепив);
- в предложении бывает только обстоятельством:
- Возвратясь, я нашел у себя доктора.(обстоятельство времени). Не зная броду, не суйся в воду (обстоятельство УСЛОВИЯ)
Как найти деепричастие (деепричастный оборот)
- Образовано от глагола.
- Имеет суффиксы -а, -я, -в, -ши, -вши
- Обозначает добавочное действие.
- Относится к глаголу-сказуемому
- Отвечает на вопросы что делая? что сделав? и вопросы обстоятельств.
- Имеет зависимые слова, к которым от деепричастия можно задать вопрос (см. Деепричастный оборот).
Морфологический разбор деепричастия
План разбора
- Часть речи. Общее грамматическое значение
- Морфологические признаки: начальная форма (неопределенная форма глагола)
- вид, возвратность
- неизменяемость
Образец разбора
Письменный разбор(в скобках указаны варианты ответа — В).
Журча, еще бежит за мельницу ручей (А. С. Пушкин). I. Журча — особая форма глагола — деепричастие (В: деепричастие), бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие. II. Н. ф. — журчать (В: не указывается). Несов. вид, неизм. ф. (не изменяется). III. бежит (как?)-журча (обстоятельство образа действия).
Журча — особая форма глагола — деепричастие. Во-первых, оно обозначает добавочное к основному действие (бежит и журчит), образуется от глагола журчать. Начальная форма — журчать (В: не указ.) Во-вторых, имеет морфологические признаки: несовершенный вид, не изменяется. В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия.
Образование деепричастий
Несовершенного вида | Совершенного вида |
|
|
К суффиксу -в возвратный суффикс -ся
- просохнув — просохнуть
От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):
- придя — придут
- прочтя — прочтут
Не выделяются запятыми (не обособляются)
- Одиночные деепричастия, перешедшие в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа, не спеша и др.). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия: Лежа читать вредно, нужно читать сидя.
Примеры: - Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении (здесь деепричастие сохранило значение добавочного действия: читать и сидеть)
Они шли не торопясь (то есть медленно).
Деепричастие не обозначает добавочного действия, а обозначает только признак действия;
- Он бежал сломя голову (то есть быстро)
Также ознакомься с правилом — Деепричастный оборот Пройди тест на знание частей речи — Пройти тест И еще один тест на знание частей речи — Пройти тест
Как отличить деепричастие от отглагольного причастия
К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:
МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ
В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.
А вот если бы предложение было таким:
ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ
то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.
Сочинение Обобщение по теме «Деепричастие»
Деепричастие — особая форма глагола, которая имеет признаки прилагательногои глагола. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос какой? какая? какие?. Деепричастия, так же как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам; также как глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия всегда пишутся раздельно с частицей не.
Деепричастия несовершенного вида обозначают законченное добавочное действие, отвечают на вопрос: что сделав?; образуются при помощи суффиксов — в-, -вши-, -ши-.Деепричастия совершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, отвечают на вопрос: что делая?; образуются при помощи суффиксов — а -, -я-.Деепричастия с зависимыми словами образуют деепричастный оборот, который относится к сказуемому(основному действию); деепричастный оборот и деепричастие на письме выделяются запятыми с обеих сторон (если находятся внутри предложения) и одной запятой (если стоят в начале или в конце предложения).
В предложении деепричастие и деепричастные обороты являются определениями.
Ёжась от свежего ветеркаЧуть посинев крепышы-маслятаВзявшись за руки как ребятаТопают греясь вокруг пенька.
-расставить знаки препинания,объяснить их;-у деепричастий определить вид, суффиксы выделить;-объяснить орфограммы ,подчеркнуть грамматическую основу.
Сделаем вывод: к одному глаголу дано 4 деепричастия, создают живописную картину действий маслят в дополнение к основному действию. Деепричастия украшают глагол.Деепричастный оборот-это сжатая, лаконичная и очень выразительная форма. Но прислушайтесь к речи окружающих, и вы убедитесь ,что в обиходном общении деепричастые обороты употребляются редко. Зато в художественных произведениях, в научном и деловом стилях они используются очень активно. Но пользоваться деепричастными оборотами надо умело, соблюдая правила. Иначе можно допустить речевую ошибку!
Существуют 2 правила использования деепричастных оборотов в речи!!
1.Единое действующее лицо предмет. Заботясь о детях, в селе открывается новая школа.нет единого действующего лица.
2.Нельзя употреблять деепричастный оборот в безличных предложениях, где в составе сказуемого нет инфинитива.Войдя в лес, меня обдало запахом хвоинет инфинитива.
Выберите грамматически правильное построение предложения.Выбирая галстук,А) это занимает много времениБ) учитывайте цвет костюма;В) мне помогает чувство стиля;П большую роль играет цвет.
2. Выберите грамматически правильное построение предложения.Изучив схему прибора,А) у нас появились вопросы;Б) это поможет правильно его эксплуатировать;В) он дольше не выйдет из строя;Г) приступайте к практическим занятиям.
Выберите грамматически правильное построение предложения.Совершая велосипедную прогулку,А) у меня спустила шина;Б) развивается координация;В) необходимо знать правила поведения на дороге;Г) между друзьями возникли разногласия.
Деепричастие с НЕ
Одно из правил, которое часто вызывает вопрос, как пишется с деепричастиями частица «не».
На самом деле, здесь действуют те же правила, что и с глаголами. А как еще учат в начальных классах школы: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно».
Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.
НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬ НЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯ НЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬ НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ
Но, как часто бывает в русском языке, бывают из этого правила и исключения. Так, «НЕ» пишется слитно, если она является частью корня.
НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯ НЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯ НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ
Также «НЕ» пишется слитно, если это часть приставки «НЕДО».
НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВ НЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВ НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ
Деепричастный оборот (примеры предложений)
Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).
Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.
Примеры деепричастных оборотов:
ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ УРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИ ВЫПИВ ВОДЫ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ МЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ
Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.
Готовое сочинение 9.1 ОГЭ «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым».
Деепричастие
Деепричастие — особая неличная форма глагола, обозначающая добавочное действие, сопутствующее действию глагола-сказуемого. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.
Деепричастия образуются от глаголов, сохраняя при этом некоторые их грамматические характеристики:
- деепричастия наследуют от производящего глагола значение вида: читать (несов. вид) — читая (несов. вид), прочитать (сов. вид) — прочитав (сов. вид). Таким образом, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов -в, -вши (-ши), а деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -а (-я);
- деепричастия повторяют модель управления исходного глагола: читать книгу (вин. п.) — читая книгу (вин. п.), любоваться закатом (тв. п.) — любуясь закатом (тв. п.);
- деепричастия сохраняют залоговые значения исходных глаголов: обижать людей (действительный залог) — обижая людей (действительный залог), но обижаться на людей (возвратный залог) — обижаясь на людей (возвратный залог). Как и глагол, деепричастие имеет всего один морфологический показатель залога — постфикс -ся.
К наречным свойствам деепричастий относятся:
- неизменяемость (отсутствие форм словоизменения);
- способность употребляться в функции обстоятельства (образа действия, времени, условия, причины), примыкая к глаголу-сказуемому. Материал с сайта //iEssay.ru
Примыкая к глаголу, который в предложении обозначает основное действие, деепричастие выражает второстепенное (сопутствующее) действие. Поэтому иногда деепричастие называют второстепенным сказуемым.
Действия, выражаемые деепричастием и глаголом, относятся к одному и тому же субъекту. Не случайно деепричастия не употребляются в безличных предложениях. Ведь их сказуемые не имеют субъекта, который мог бы быть общим для деепричастия и глагола-сказуемого.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- сочинение деепричастие
- сочинение про деепричастие
- лучшее сочинение о деепричастии
- сказка, рассказ про деепричастие
- сочинение на тему деепричастие
Что обозначает деепричастие в речи?
В речи деепричастия обозначают добавочное действие, одновременно характеризуя основное (выраженное глаголом в личной форме или инфинитивом).
По факту деепричастия совмещают в себе значения глаголов и причастий:
- Обозначают действие;
- Называют признак действия (каким образом оно совершается).
Примеры: остановившись, мужчина поздоровался – мужчина (что сделал?) остановился и поздоровался, поздоровался (каким образом?) остановившись; читая книги, мы учимся – мы (что делаем?) читаем и учимся, мы учимся (каким образом?) читая.
Синтаксическая роль деепричастий
В предложениях деепричастия зависят от глагола, выполняющего роль сказуемого. Обычно деепричастие является второстепенным членом предложения – выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
- 1. Деепричастный оборот — примеры
- 2. Деепричастие
- 3. Грамматические признаки глагола (3 класс)
- 4. Виды деепричастий
- 5. Причастие и деепричастие в русском языке
Примеры: Переходя улицу, смотри по сторонам. Убирая в комнате, я вымыл полы. Листая словарь, я нашел, что значит это слово.
Обратите внимание! Деепричастия часто путают с отглагольными причастиями, которые в предложении являются определениями (Мама выбросила (какие?) увядшие цветы).
Деепричастный оборот (примеры предложений)
Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).
Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.
Примеры деепричастных оборотов:
ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ УРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИ ВЫПИВ ВОДЫ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ МЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ
Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.
Деепричастие с НЕ
Одно из правил, которое часто вызывает вопрос, как пишется с деепричастиями частица «не».
На самом деле, здесь действуют те же правила, что и с глаголами. А как еще учат в начальных классах школы: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно».
Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.
НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬ НЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯ НЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬ НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ
Но, как часто бывает в русском языке, бывают из этого правила и исключения. Так, «НЕ» пишется слитно, если она является частью корня.
НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯ НЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯ НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ
Также «НЕ» пишется слитно, если это часть приставки «НЕДО».
НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВ НЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВ НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ
Сочинение «Сказка о том, как деепричастие с причастием познакомились»
Всероссийский конкурс детского творчества для учащихся начальных классов «Авторская сказка»
«Сказка о том, как деепричастие с причастием познакомились»
В грамматическом царстве, в морфологическом государстве. Жили-были особые формы глаголов, которые обозначали признак предмета по действию. Но глаголы были одиноки, у них не было вопросов, на которые они отвечали. А где-то, в этом же царстве, бродили затерянные вопросы какой? какая? какое? какие? И вот однажды оба этих бродяг решили прогуляться в заброшенном лесу. Опасности, которые встречались на пути, привели их в одно место. Где эти ребята и познакомились. Они рассказывали друг другу свои грустные истории и, в конце концов, решили, что им нужно быть в месте. Так и появилась на свет дружба, называвшаяся причастие.
Все бы хорошо, но на другом конце государства проживало, свою скучную жизнь, деепричастие, которое имело совершенно такую же историю. Когда-то и оно было одиноко. Эти ребята жили и не знали о существовании друг друга. И как-то раз, причастие решило отправиться на поиски нового друга. Оно шло очень долго, обошло почти все государство, но никто не хотел с ним дружить. И вот уже отчаявшееся при частие решило зайти в последний домик. Вначале дом выглядел заброшенным, и оно уже сомневалось живет ли кто-нибудь там. Но подойдя ближе, причастие очень удивилось, домик был очень симпатичный, но вдалеке казалось, что там никто не живет. Наверное, поэтому все и обходили его стороной. Причастие подошло к домику и позвонило в звонок. И тут, раздались шаги. Волнение нарастало. Дверь открылась, перед ним предстало деепричастие. Деепричастие очень обрадовалось тому, что к нему пришли в гости. Они пили чай, листали детские фотографии, все было просто замечательно. Вдруг их разговор зашел на тему того как они живут. И тут выяснилось, что оба ребят имеют совершенно похожие истории. Они поняли, что нашли друг друга. Видимо, судьба решила за них все сама. Деепричастие предложило причастию построить домик рядом с ним, чтобы они никогда не разлучались. Так и появилась на свет настоящая дружба, которую ищут многие. И ребята были очень счастливы, что обрели истинного друга. Так они прожили долго и счастливо, работая вместе.
Семенченко Светлана, 2 «б»
Как отличить деепричастие от отглагольного причастия
К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:
МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ
В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.
А вот если бы предложение было таким:
ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ
то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.
Текст для сочинения:
(1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!
(10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать, а что дальше. (12)Медленно замерзать?
(13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было.
…(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно. (18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали.
(19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог. (20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.
(23)Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.
– (24)Врёте, не дойдёте! – казалось, зловеще шипели они.
– (25)Не на тех напали! – время от времени кричали мы им.
(26)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали мощный гул и увидели свет. (27)Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько мощных военных машин.
(28)Так мы познакомились с нашим спасителем – комбатом Пугачёвым. (29)По нашим следам он послал одну из машин с солдатами. (30)Мы же с Костей мгновенно заснули, даже раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду. (31)Мы спали, пока не появился Лев, бодрый и весёлый.
– (32)А я и не сомневался, что Костя что-нибудь придумает и не оставит меня в этой степи, – сказал он невозмутимо.
(33)Солдаты нашли его по нашим следам, прицепили тросом к мощной машине и притащили в безопасное место.
(34)Мы расстались на следующее утро с целым батальоном самых лучших в мире друзей – рядовых и офицеров Советской Армии.
(35)Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. (36)И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты.
Задание 9.1:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора учебного пособия по русскому языку В.Н. Александрова: «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым».
Аргументируя свой ответ, приведите два
примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Н. Александрова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает
Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним между наречием (что это?) и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»
Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями:
ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ
Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие.
Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами:
ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ
источники:
http://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/deeprichastie-sochinenie-rassuzhdenie.html
http://jiyuu.su/sochineniya/sochinenie-na-temu-deeprichastie.html