Напишите сочинение образ учителя в произведениях распутина и айтматова используя художественные

Известное произведение Валентина Распутина «Уроки французского» повествует нам о жизни мальчика и его отношениях с учительницей Лидией Михайловной.
Образ учителя в данном произведении — образ человека, который не просто пришел в профессию, но и отдает себе отчет в том, какие шаги порой ему придется предпринимать — смелые, творческие, судьбоносные для него самого. Вполне вероятно, кто-то другой на месте Лидии Михайловны махнул бы рукой на ученика и его трудности в освоении иностранного языка, но не главная героиня рассказа Распутина. Она хочет помочь и подбодрить ребенка, видя его незавидное положение. Она находит путь к сердцу ребенка и рискует, но тем самым воодушевляет ученика. Это достойно уважения и похвалы. Это тот самый учитель, который совершает маленькую революцию в жизни одного человека, и может считает, что не преуспел в своем мастерстве, но весьма влияет на судьбу ребенка и его мировосприятие.
Творчество Ч.Айтматова, по признанию критиков «несет в себе, то высокое духовное лирическое наполнение, которого часто не хватает в современной литературе. Его произведения заставляют с любовью и душевной чувственностью смотреть на окружающий мир, воспринимать ту красоту, которой он насыщен». О повести «Первый учитель» Ч.Айтматов говорит:
«…я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе… Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел наполнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах» Учитель не по профессии, а по призванию Дюйшен учит новой жизни так, как сам ее понимал. Он оыл первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, ведущую в будущее. Созданный писателем художественный образ — своеобразный способ исследования жизни.
По существу, Ч. Айтматов представил нам судьбу одиночки, который предан был высоким идеям, но его никто не понял, он так и остался в глазах окружающих чудаком. У Айтматова название повести тяготеет к обобщению, как «первая любовь», «первая весна»   определениям, важным на начальном пути человека и от этого оставляющего глубокий след в его памяти навсегда. Оба писателя рассматривали учительство широко, не как обучение конкретному предмету, а как особую роль писателя в воссоздании внешнего проявления реальности и внутреннего состояния личности, как своеобразный нравственный урок обществу.

Обновлено: 11.01.2023

В. Распутин описывают свою героиню как очень воспитанную, умную, молодую девушку двадцати пяти лет, всегда замечающую мельчайшие изменения в жизни своих учеников. Это видно по ее поступкам: женщина всегда со всеми здоровается и внимательно осматривает их. У нее слегка прищуренные косые глаза, еле раскрывающаяся до конца улыбка и черные, коротко остриженные волосы. Ее походка мягковата, но выглядела уверенной и свободной, а по ее личику можно сразу понять характер учительницы.

Лидия Михайловна – не просто учительница, любящая свою профессию. Она, в первую очередь, очень добрая, терпеливая и милосердная девушка. Она была честна с другими, считала, что человеком не рождаются, а становятся, ценила в людях их целеустремленность и трудолюбие. Ее характер – смесь всех положительных качеств, которыми только может обладать человек.

Узнав, что ее ученик играет на деньги, учительница не скандалила и не осуждала ребенка. Она пыталась понять причину его действий. Когда Лидия Михайловна узнала о бедственном положении мальчика, она начала всеми силами ему помогать: подкармливала после уроков, звала к себе домой заниматься французским языком и даже предложила ему сыграть в азартные игры на деньги. Именно по этой причине ее уволили, но молодая француженка не жалеет о своем выборе. Даже после своего уезда девушка присылала ученику посылки с одеждой и продуктами питания. То, что сделала учительница по отношению к мальчику, достойно уважения, ведь не каждый способен на подобные героические поступки.

Лидия Михайловна для меня является примером для подражания. Она, рискнув своей жизнью, помогла выжить мальчишке в этом суровом тоскливом мире. К сожалению, в нашем современном мире очень редко встретишь такого искреннего, смелого, благородного человека.

2 вариант

Она догадывается, что ее ученик, приехавший из деревни, голодает. Чтобы помочь ему она назначает дополнительные вечерние занятия у себя на дому в вечерне время. И каждый раз после занятий она пытается накормить его ужином.

Лидия Михайловна молодая, возраст ее примерно до 30 лет. Она не блещет красотой, но внутренне она красива. Она не равнодушный и самоотверженный человек. Как педагог она талантлива, ей удается привить любовь к своему предмету даже у отстающих учеников.

Учительница уделяет большое внимание как учебному процессу так и внешкольной жизни своих учеников.

Она человек высоких моральных принципов и идет на нарушение субординации между педагогом и учеником. Узнав что ее ученик играет на деньги ей удается выспросить у него зачем это нужно. Когда она узнает что он выигрывает только один рубль и уходит, рубль нужен только чтобы купить молока, учительница понимает что ученик голодает. Тогда она решает помочь ему продуктами отправив посылку с продуктами в школу, но эта ее затея проваливается.

В один из приходов мальчика на занятия к ней домой, она убеждает что тоже играла в детстве монетами на деньги. Ученик соглашается попробовать сыграть с ней на деньги. Так проходит несколько недель. Каждый день после занятий они играют на деньги вместе. Каждый раз учительница поддается ученику давая выиграть ему.

Именно за этим занятием и застает их директор школы живущий по соседству с ней ее директор школы. Не будучи добрым и отзывчивым человеком, настоящим педагогом, принимает решение уволить с работы в школе Лидию Михайловну.

Лидия Михайловна уезжает работать на Родину на Кубань. Но даже в другой школе она помнит о своем ученике, высылая ему посылки с макаронами и яблоками. Учительница показана в рассказе как человек добрый , душевный, как профессиональный педагог по призванию, умеющий находить подход к ученику. Она талантливо заинтересовывает ученика и прививает любовь к своему предмету. Можно сказать, что Валентин Распутин показал в Лидии Михайловне образ настоящего учителя.

Образ учителя в рассказе Уроки французского

Несколько интересных сочинений

Один из босяков — Сатин — арестант, убийца и шулер. Константин Сатин был телеграфистом в молодости, попал в ночлежку после того, как вышел из тюрьмы.

Первые художественные произведения, с которыми мы знакомимся – сказки. Их читают и рассказывают родители, их первыми разбирают на уроках литературы в начальных классах.

Александр и отец Кати очень связаны между собой, это два положительных героя. Капитан Татаринов всегда был примером и идеалом для Александра. Он во всем смотрел на него. Когда Александр

Литература в разные эпохи, по–разному освещает тему учителя и учительства. Для нас важно определить формирование в национальных литературах современных представлений о роли учителя. В этом контексте изучение образа учителя представляется чрезвычайно плодотворным и значимым. Открывая для себя учителя в произведениях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова, мы, прежде всего, учимся каждый раз по-новому интерпретировать произведения, мы испытываем постоянное воздействие как самого произведения, так и художественных образов, независимо от изменения исторической ситуации, а это, в свою очередь, воспитывает художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.

К образу учителя Ч.Айтматов и Т.Каипбергенов обратились под влиянием великих русских образцов XIX–ХХ веков: Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, М. Шолохова, а также среднеазиатских писателей С. Айни, С. Муканова и др. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и на нашу нравственность оказывают учителя. Во многих произведениях поднимается тема человека, который решил посвятить себя скромному, но одному из величайших дел в истории.

Анализ образа учителя в повестях Ч. Айтматова и Т. Каипбергенова позволяет выявить взгляд, позиции авторов на проблемы общения, воспитания, образования. Всем ходом произведений писатели взывают к пересмотру, переделке устаревших понятий в воспитании детей и взрослых, в образовании, во взаимоотношениях людей. Специфика образа учителя обусловлена тем, что в повестях, в личностях учителей Дюйшена и Менлимурата показана их духовно–просветительская, нравственная позиция, нежели обучение грамоте. Они — борцы за новые социальные преобразования в селе, с устаревшими общественными нормами, за новые человеческие взаимоотношения между людьми. Следует учитывать, что в 30-е годы, во время всеобщей ликвидации безграмотности, школы не ставили иных задач, кроме как обучения чтению и письму.

Оба писателя рассматривали учительство широко, не как обучение конкретному предмету, а как особую роль писателя в воссоздании внешнего проявления реальности и внутреннего состояния личности, как своеобразный нравственный урок обществу.

Учитель не по профессии, а по призванию Дюйшен учит новой жизни так, как сам ее понимал. Он был первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, ведущую в будущее. Созданный писателем художественный образ — своеобразный способ исследования жизни.

Исследователи давно заметили схожесть идейно — художественных задач повестей, сказавшихся в построении сюжета: оба учителя приезжают в дальний аул обучать местную детвору и встречают сопротивление окружающих, живущих по стереотипам феодализма, набирают учеников, открывают школы, учителя с учениками активно включаются в классовую борьбу. В образной системе — колоритные образы представителей социальных слоев, богачей и бедняков. Повествование ведется от имени подростков — 14 -летней Алтынай и 12- летнего Турдымурата. Эти и другие параллели, однако, не отменяют своеобразия подходов художников к решению избранных задач, и являются, по признанию исследователей, открытиями эпохи [8].

У Т. Каипбергенова название не несет такого глубокого осмысления, оно скорее вызвано простой человеческой благодарностью воспитанников учителю, изменившему взгляды, их жизнь навсегда. Повесть Т. Каипбергенова о детях и предназначена детям, она относится к детской прозе. Цель писателя — показать преимущества новой школы, новой жизни, подсказать детям верный путь развития.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, писатель, повесть, Литература, произведение, век, жизнь, какое значение, роль учителя, сельская глубинка.

Отношение к учителю всегда было неоднозначным, менялось в поколениях, ибо любые действия педагога оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д. В современном обществе роль учителя стала несколько принижена, сейчас люди чаще всего принимают учителей исключительно как людей, оказывающих образовательные услуги, совершенно несправедливо забыв, что учитель – это еще и кладезь моральных ценностей, нравственных устоев. Этим обуславливается актуальность нашей работы.

Целью нашей работы является анализ образа учителя в произведениях XX века.

Мы считаем, что на примерах учителей XX века стоит строить всю систему образования, утверждаем, что учитель, не зависимо от времени, от общественной ситуации всегда должен оставаться высоконравственной и милосердной личностью, должен быть творческим, с нестандартным мышлением, способным действовать в зависимости от ситуации. Постараемся в своей работе привести примеры настоящих учителей, как говорится, с большой буквы.

Образ учителя в произведениях XX века.

Сюжет произведения прост: Лидия Михайловна, учительница французского языка, почувствовав, что с учеником творится нехорошее, пришла к нему на помощь. Поняв, что открыто материальную поддержку мальчику она оказать не может, дабы не задеть его гордость, решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Затем об этом узнает администрация школы, и учителя увольняют, не разобравшись.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику (мальчик буквально голодал, потому начались проблемы с учебой), она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную профессиональную задачу.

В душе Лидия Михайловна – точно такой же ребенок, как и ее ученики, она старается понять и принять каждого, стать с ним на равных, а главное – она считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным:». Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. » [7]

События происходят в военные годы, однако историческое время отодвинуто на задний план, что дает сосредоточить свое внимание непосредственно на рисуемом образе учителя.

Харлампий Диогенович – очень интересный персонаж, у этого педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, хотя многим она кажется неподходящей, и в современном обществе скорее всего получила бы порицание.

В анализируемом рассказе ученики воспринимают шутки как маленькое наказание, которое они заслужили, а не как оскорбление их личности. Для них такое обращение, доброе, но слегка насмешливое, является нормой, а Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину, что говорит о его профессионализме.

Итак, проанализировав в соответствии с нашими целями и задачами образ учителя в произведениях В.Г. Распутина и Ф. Искандера, мы пришли к следующим выводам:

Безусловно учитель – профессионал своего дела. Он всегда заинтересован в том, чтобы его предмет вызывал интерес у учеников, чтобы дети получили глубокие знания по той или иной дисциплине. Так общение с Лидией Михайловной помогло герою подтянуть и главное полюбить французский язык; в классе Харлампия Диогеновича всегда царила идеальная дисциплина, если и раздавался смех, то смех организованный самим учителем, а с помощью своей методики учитель добился почти стопроцентного выполнения домашнего задания, а следовательно повысил качество знаний.

Настоящий педагог – это в первую очередь человек с большой буквы. Он умеет понять чужую беду, поддержать в трудный момент. Это человек, для которого моральные ценности превыше всего, а главное превыше собственных интересов. Лидия Михайловна вовремя верно оценила ситуацию, которая происходит в жизни мальчика, поступив очень мудро, ненавязчиво оказала поддержку, хотя поплатилась карьерой, а ведь в послевоенные годы было жить несладко. Харлампий Диогенович – прежде всего тонкий психолог, который умеет безболезненно затронуть струны человеческой души, и сыграть на этом ради пользы ученику.

Преподаватель способен нестандартно мыслить, порой становясь на одну ступень со своим учеником, отходить от излишней строгости, становясь не учителем, но наставником. Лидия Михайловна пошла на нарушение профессиональной этики, решилась на игру на деньги, дабы в такой форме оказать материальную поддержку ученику, действия Харлампия Диогеновича сейчас некоторые возможно также сочтут непрофессиональными, однако он никогда не задел чужой гордости, не нанес оскорбления, а лишь сумел призвать к собственной совести с помощью иронии.

Учитель XX века безусловно пользуется уважением и признанием со стороны своих подопечных. Ни один ученик никогда не воспринимал действия своего педагога как неправильные, и по прошествии многих лет учитель – это нечто светлое, что остается в воспоминаниях из детства.

Итак, образ учителя – безусловно один из самых положительных образов в литературе XX века. Это герои, несущие свет, доброту, милосердие, заставляющие переосмысливать свои действия, люди, оказывающие поддержку.

Мы доказали верность гипотезы, что настоящий учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и для ее решения нам нужно чаще обращаться к нашему литературному наследию, к примерам настоящих Учителей, ведь от того, каким будет преподаватель и его общение с учениками, зависит будущее нашего общества.

Считаем, что наша работа имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Список использованной литературы

[4] Здесь и далее по В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. С. 26

В повести “Первый учитель” Ч. Айтматов ставит перед собой задачу большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением.
Грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым годам прошлого нашей страны. Ч. Айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове.
Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену. Эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел.
Куркуреу — аил небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аилах. Для них
советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. “В ней вся сила”,— говорят аильчане. Дюйшен страстно берется за дело. Чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.
Как трудно было им заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего.
Подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: “Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали”. Это значит, Дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого коммуниста, становящегося примером для молодежи.
Алтынай и Толгонай, Танабай из “Прощай, Гульсары! ” — это поколение, выросшее под прямым влиянием Дюйшена. Оно призвано стать прочным мостом для перехода страны от мрачного прошлого к энергичному будущему. Герои мечтают о будущем, и тут вдруг трагедия войны. На страницах повести трагическое дыхание коснулось не только тех, кто сражался на фронтах, но и кто был далеко в тылу, в киргизских степях и городах.
Шла война, а дети войны, минуя отрочество, сразу становились взрослыми мужчинами, так как они наследники Дюйшена.
Художественное и воспитательное значение творчества Чингиза Айтматова непреходяще, так как в нем органически связаны думы о Родине, разных поколениях, о непрерывающейся связи времен.

Читайте также:

      

  • Сочинение по картине первый снег попов 4 класс
  •   

  • Сочинение по фильму призрак оперы
  •   

  • Что меня поразило в другой стране сочинение
  •   

  • Описание приятного собеседника сочинение
  •   

  • Идел дуслык елгасы сочинение

1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?

Когда Одиссей увидел пещеру циклопа, его насторожило то, что она была огромная, и в ней жил свирепый великан. Одиссей велел большинству спутников остаться на корабле и сторожить его неусыпно. Одиссей испытал чувство близкой опасности.

2. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?

Одиссей остался на острове и ждал циклопа, надеясь на богатый подарок, который по обычаю преподносили путешественникам, чтобы не разгневать богов.

3. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.

Циклоп Полифем предстал перед Одиссеем и его спутниками огромным великаном. Его характеризуют такие эпитеты и сравнения: «Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона; // Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен // Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой, // Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно».

4. Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте соответствующие строки.

Циклоп встретил гостей грубо, спросил, откуда они взялись. Голос его произвёл страшное впечатление на путников: «…у каждого замерло милое сердце: // Голос гремящий и образ чудовища в трепет привёл нас».

5. Гомер называет Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоравным». Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?

Одиссей оправдывает определения, которыми описывает Гомер своего героя. Одиссей хитрит в первой беседе с Полифемом, говоря, что корабль разбит и только им удалось спастись. Затем Одиссей придумывает себе имя Никто, и эта выдумка спасает героев от пришедших на помощь Полифему циклопов. Именно Одиссей придумывает напоить циклопа вином, вытесать кол из дубины Полифема и воткнуть спящему в глаз. Потом он привязывает людей под брюхами баранов, а сам вцепляется в руно самому большому барану. Таким образом товарищи спасаются от циклопа.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Учитель в рассказе Уроки французского

Учитель в рассказе Уроки французского (образ учителя) сочинение

Известное произведение Валентина Распутина «Уроки французского» повествует нам о жизни мальчика и его отношениях с учительницей Лидией Михайловной.

Ученик средней школы, семья которого находится в нужде, не понаслышке знает о том, что такое голод. Из-за того, что мальчику регулярно нужно пить молоко, он решает подзаработать, играя в «чику» с сомнительной компанией. Это «увлечение» проходит, а на смену ему приходят уроки французского, которые учительница Лидия Михайловна дает мальчику индивидуально, желая помочь как в учебе, так и материально. Герой отказывается просто так брать деньги и соглашается играть с учительницей в азартную игру.Таким образом он все же берет деньги, выигрывая их. Прознав о делах ученика и учителя, директор увольняет Лидию Михайловну.

Образ учителя в данном произведении – образ человека, который не просто пришел в профессию, но и отдает себе отчет в том, какие шаги порой ему придется предпринимать – смелые, творческие, судьбоносные для него самого. Вполне вероятно, кто-то другой на месте Лидии Михайловны махнул бы рукой на ученика и его трудности в освоении иностранного языка, но не главная героиня рассказа Распутина. Она хочет помочь и подбодрить ребенка, видя его незавидное положение. Она находит путь к сердцу ребенка и рискует, но тем самым воодушевляет ученика. Это достойно уважения и похвалы. Это тот самый учитель, который совершает маленькую революцию в жизни одного человека, и может считает, что не преуспел в своем мастерстве, но весьма влияет на судьбу ребенка и его мировосприятие .

Когда мы сталкиваемся с образом Лидии Михайловны, то, возможно, нам покажется, что таких учителей не существует в действительности. Но…Давайте стараться верить в лучшее и надеяться, как поверила Лидия Михайловна в мальчика и растопила, пожалуй, не одно черствое или скептичное сердце своей историей.

Так, рассказ и герои Распутина – это прекрасный образец отношений учителя и ученика, построенных на доверии и заинтересованности. Будем надеяться, что каждый, читающий и прочитавший произведение, проникнется не только атмосферой времени, но и важным человечным посылом о доброте, готовности помогать и ответственности, взяв которую, часто приходится претерпевать последствия, но это совсем не значит, что вы поступили плохо.

2 вариант

«Уроки французского», вышедшие из-под пера Валентина Распутина в 1973 году — рассказ одиннадцатилетнего мальчика о своей учительнице.

Рассказ о том, как зёрна добра, брошенные в детскую душу, по истечении лет проросли в искреннюю теплоту и глубокую признательность зрелого человека.

Лидия Михайловна приехала в далёкий сибирский городок с тёплой Кубани, чтобы преподавать французский язык в местной школе. Герой рассказа запомнил её красивое лицо, короткие чёрные волосы, мягкую, но уверенную походку. И особенно запомнился мальчику всегда внимательный взгляд её слегка раскосых глаз — взгляд, способный разглядеть любую мелочь.

Лидия Михайловна была не просто учителем французского языка в классе, где учился герой, но и классным руководителем. Именно поэтому она интересовалась детьми больше, чем другие учителя. Конечно, мальчик не мог не стать объектом пристального внимания учительницы. Во-первых, потому что французский язык был единственным предметом, по которому у героя была четвёрка. Все остальные дисциплины он знал на отлично. А во-вторых, очень болезненный вид и бедная одежда свидетельствовали о том, что мальчик испытывал трудности.

И вот однажды наступил тот момент, когда Лидия Михайловна узнала, что герой играет со старшими ребятами на деньги. Конечно, учительница могла поступить так, как от неё требовал учительский долг: сообщить обо всём директору или педагогическому коллективу. И тогда недостойное поведение мальчика разбирали бы перед всей школой, после чего, вероятнее всего, последовало бы позорное изгнание. Но Лидия Михайловна поступила иначе. Она поступила так, как ей подсказывало её доброе сердце. Поняв, что мальчик не примет от неё открытой помощи, она решила действовать хитростью. Лидия Михайловна нарушила все педагогические законы, отважившись играть с героем на деньги. Она понимала, что идёт на огромный риск, который оправдывался тем, что это был единственный способ помочь голодному ребёнку.

К сожалению, строгий директор школы не разделял мнения учительницы о подобного рода помощи. В его понимании игра на деньги с учеником — невиданное преступление. Василий Андреевич называет поступок учительницы растлением и совращением. За свою двадцатилетнюю практику он сталкивался со многими вещами, но такого не видел. И не в компетенции опытного педагога понимать, что толкнуло молодую учительницу на подобный шаг.

У истории очевидный финал: Лидия Михайловна покинула школу и вернулась к себе на Кубань. А оттуда прислала мальчику посылку.  В ней аккуратно были уложены трубочки макарон и красные кубанские яблоки, которые герой видел до этого только на картинках.

Иногда добро оборачивается против самого человека, но тем ценнее люди, которые несут столь нужное добро в мир, хотя и делают это ценой собственного благополучия.

Сочинение 3

Валентин Распутин подарил миру русской литературы большое количество гениальных произведений, которые читаются и по сей день. К числу таких произведений можно отнести рассказ, который известен всем под этаким школьным названием «Уроки французского». В данном тексте представлен анализ одного из ключевых образов героев. Большую роль играет учительница в данном рассказе.

Учитель в данном произведении представлен как источник знаний для ученика, его помощник, а также человек, обладающий всеми качествами для самопожертвования.

Учительницу главного героя зовут Лидия Михайловна. Она учит французский язык. Главный персонаж имел некоторые трудности с изучением данного произведения. Он отставал от своих сверстников, потому наставница, как герой, решила позаниматься с мальчиком индивидуально. Они назначили время для дополнительных занятий. Но так вышло, что учительница кроме иностранного языка учила мальчика и жизни.

Учительница смогла разжечь у главного героя интерес к изучению французского языка, который герой очень тяжело изучал. Женщина совершенно бесплатно занимается с ним, а также кормит его. Она играет с ним в одну интересно. Игру за деньги.

В данном произведении учительницу можно сравнить с матерью, так как она опекает главного героя, как это могла бы сделать настоящая мать.

Учительница по имени Лидия Михайловна обладает всеми качествами отличного учителя. Она заботится о маленьком мальчике, хотя она не имеет с этого вывода. Она просто добрый человек.

Каждый человек обладит качествами, которые характеризует его как личность.

Мне кажется, что, читая произведение Валентина Распутина, невольно хочется провести сравнительную линию с современными учителями и учительницами. Чего уж здесь скрывать – есть совершенно, полярно разные наставники. Чтобы быть хорошим учителем, не достаточно получить образование. Необходимо, чтобы существовало желание и сердце лежало к преподаванию.  Совершенно многие могут повлиять на определение судьбы бедненького, робкого школьника. Никто не станет спорить, что 15 успеха в изучении предмета зависит именно от учителя. Лидия Михайловна стала для главного героя именно таким человеком, который привил любовь к французскому и не только.

Также читают:

Картинка к сочинению Учитель в рассказе Уроки французского

Учитель в рассказе Уроки французского

Популярные сегодня темы

  • Анализ трагедии Софокла Царь Эдип

    Точное время создания трагедии установить невозможно, но ученые полагают, что она написано в 420-е годы до н.э. В те времена античный театр был на пике своего развития, постановки могли собирать

  • Сочинение про Рязань

    Хочу рассказать вам о прекрасном месте под названием Рязань, о ее широтах, замечательных улочках, незабываемых закатах солнца, о ее древней и увлекательной истории. Рязань считает одним из не просто старейших

  • Петербург в жизни и творчестве Гоголя сочинение

    В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу.

  • Портрет Маруси в рассказе В дурном обществе

    Девочка Маруся – одна из жительниц подземелья. Ей всего четыре года, но она так много уже настрадалась в жизни. У девочки нет мамы, о ней с братом заботится пан Тыбурций, которого они называют отцом

  • Главная мысль рассказа Чудесный доктор Куприна

    Этот доктор очень добрый. Он сразу решил помочь человеку, который в беду попал. Но он и очень умный – он не помогал бандиту, который бы его обманул. Не обиделся на грубияна… И вообще, он много учился, чтобы стать доктором.

Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, Школы, Ученика, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы. Рисуется пестрая школьная жизнь. Предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о школе и учителях. Все они имеются в фонде нашей библиотеки. 

Айтматов Ч. Первый учитель [Текст]: повесть / Ч. Айтматов ; пер. с кирг. – М.: Дет. лит., 1971. – 63 с. 

Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики – обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе.
Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе, родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу. Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.


Алексин А. Безумная Евдокия [Текст] : повесть /А. Алексин // Звоните и приезжайте : повести / А. Алексин. – Минск: Юнацтва, 1981. – С. 225-230. 

Главные действующие лица произведения – одаренная ученица Оленька и учительница, которую девочка называет «безумной Евдокией» Учительница борется против эгоизма своей ученицы. Она считает, что «данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма». Но это не означает, что учительница пытается препятстовать развитию творческих способностей Оли, она пытается привить девочке другой, не менее важный, талант человечности.


Бруштейн, А. Я. В рассветный час [Текст]/Александра Бруштейн. – М: АСТ: Астрель: АСТ МОСКВА, 2009. – 446 с. – (Внеклассное чтение)

Это вторая книга автобиографической трилогии («Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна») Александры Бруштейн (1884- 1968).

Поразительная, увлекательная история девочки, которой довелось расти и взрослеть в один из самых интересных периодов истории нашей страны…
Маленькие радости – и большие события… Первая любовь, верная дружба – и опасные приключения…
Так начинается вторая книга замечательной трилогии классика отечественной детской литературы Александры Бруштейн, на которой выросло уже несколько поколений российских юных читателей.


Быков В.В. Обелиск [Текст]: повесть / В.В. Быков ; пер. с бел. Г. Куренёвой ; послесл. М. Синельникова. – М. : Мол. гвардия, 1985. – 235 с.

«Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР.


Васильев Б.В. Завтра была война[Текст] : роман, повести, рассказ / Б.В. Васильев. – М.: АО Изд-во «АСТ – Пресс», 1994. – 477 с.

В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими
бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались.


Веркин, Э. Книга советов по выживанию в школе [Текст]/Эдуард Веркин. – М: Эксмо, 2013. – 320 с. – (Настольная книга для девочек и мальчиков).

В школе учились все. Ну, если не учились, то хотя бы ходили в нее. Посещали. Просиживали. Протирали штаны.
Поэтому эта книга окажется интересной всем.
Тем, у кого школа осталась позади, будет приятно пощекотать нервы, вспомнить, так сказать, детство грозовое.
Тем, кто учится в младших классах, эта книжка станет интересна чуть позже. А пока им будет просто интересно ее полистать, картинки посмотреть. Картинки из будущей взрослой жизни.
Но в основном она рассчитана на тех, кто учится в средних классах. На мальчишек и девчонок самого безбашенного возраста.
Да и ученикам выпускных классов прочитать ее не помешает. У них школа уже почти позади – но страницы, посвященные выбору будущей профессии, их непременно заинтересуют. Ну и, конечно же, никого не оставит равнодушным глава про выпускной бал…
Ну вот, вроде бы и все.
Хотя нет. Ведь есть еще родители. Им данная книга тоже будет полезна. Поскольку сами родители давно закончили учебу. И если они забыли свои школьные страдания, то пусть почитают эту книгу. И вспомнят.
А там, глядишь, и своих детей больше понимать станут.


Железников, В. Чучело [Текст]: повесть. – М: Дет. лит, 1988. – 190 с.

Повесть “Чучело” впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях “Чучела”.
“Чучелом” прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.


Иванов, А. Географ глобус пропил [Текст]/Алексей Иванов: роман. – СПб:Азбука- классика, 2005. – 512 с.

Алексей Иванов (р.1969) с раннего детства живёт в Перми, и его можно назвать своего рода “гением места” этого края. Автор романов “Общага-на-Крови”, “Блуда и МУДО”, “Сердце пармы”, “Золото бунта”, а также историко-публицистических книг, среди которых “Хребет России”, “Message: Чусовая”, “Увидеть русский бунт”. Лауреат премии “Ясная Поляна».

Внешне сюжет книги не сложен. Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход- сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет…Но эту простую частную историю Алексей Иванов написал так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что «Географ глобус пропил», как это бывает с замечательными книгами, стал историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, как Виктор Служкин. Каждого, кто несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.


Изотчин, А. День учителя: большая повесть для взрослых [Текст]/Александр Изотин. – М: АСТ, 2014. -512 с.

Главный герой книги – Андрей Мирошкин дитя лихих 90-х, неудачливый любовник и несостоявшийся ученый, учитель истории. Жизнь ставит перед ним непростые для решения задачи: как выбиться из провинциального городка в Москву? Как получше устроиться в жизни? Послекризисная Москва 1998 года неласкова к недотепам-провинциалам… Чем придется пожертвовать герою ради своих амбиций? И стоит ли цель такой жертвы?


Кучерская, М. А. Плач по уехавшей учительнице рисования [Текст]: [рассказы] /Майя Александровна Кучерская. – М: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. – 286 с.- (Эксклюзивная новая классика)

Майя Кучерская – прозаик, филолог, профессор Высшей школы экономики. Автор романов “Бог дождя” и “Тётя Мотя”, книг “Современный патерик. Чтение для впавших в уныние” и “Сглотнула рыба их: беседы о счастье” (совместно с Татьяной Ойзерской).
“Плач по уехавшей учительнице рисования” – это драматические истории о том, как побороть тьму внутри себя. Персонажи самого разного толка – студентка-эмигрантка, монах-расстрига, молодая мать, мальчик-сирота – застигнуты в момент жизненного перелома. Исход неизвестен, но это не лишает героев чувства юмора и надежды на то, что им всё же удастся пройти по воде, станцевать на крыше и вырастить дерево из музыки Баха.


Лиханов А.А. Повести  [Текст]/ А.А. Лиханов. – М. : Худож. лит., 1983. – 599 с.

Главная героиня в повести «Благие намерения»- молоденькая выпускница пединститута.
Волею судьбы Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки. Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей.
Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты героини.
В 1983 году повесть «Благие намерения» удостоена Международной премии социалистических стран имени М. Горького.


Неволина, Е. А. Начало [Текст]/Екатерина Неволина. – М: Эксмо, 2013. – 384 с.- (Закрытая школа).

В элитной школе-пансионе “ЛОГОС” при загадочных обстоятельствах пропадает учитель истории. Шестеро его учеников начинают свое расследование, не подозревая, какие страшные тайны хранят стены “ЛОГОСа”. Пытаясь докопаться до истины, ребята очень скоро поймут, что ценой правды порой может стать их собственная жизнь.

Для старшего школьного возраста.


Распутин В.Г. Уроки французского [Текст]: рассказ / В.Г. Распутин. – М.: Дет. лит., 1982. – 110 с.

Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится школа. Живется ему трудно, голодно – время послевоенное. В районе у него нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади. В один из трудных моментов на помощь мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.
Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».


Рекунова, А. К. Жизнь среди людей [Текст]/Алиса Константиновна Рекунова. – М: АСТ, 2015. – 442 с. – (Средняя школа №…)

“Я просто хочу быть как все.
Хочу общаться с людьми, дружить, смеяться над чьими-то шутками, говорить впопад. Хочу быть частью чего-то.
Чего-то большего, чем я сам”.
Необычный ученик в обычной средней школе. Правила игры известны всем…
…кроме него.


Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши. Чудотворная [Текст]: повести / В.Ф. Тендряков ; предисл. В. Гречнева ; рис. Б. Михайлова. – Л.: Дет. лит., 1988. – 208 с. : ил.

В повести «Весенние перевертыши» сквозной темой проходит образ учителя – математика Василия Васильевича Васильева, которого ученики прозвали Вася – в – кубе. Он уже стар, который год грозится уйти на пенсию, но не уходит. Его внешний вид и грозный голос наводят ужас на новичков, но ребята постарше знают, что это обманчивое впечатление. Он всегда готов прийти на помощь.
Главный герой повести «Чудотворная» – Родька Гуляев случайно находит на берегу реки икону, и с этого момента для мальчика начинаются сплошные злоключения. На помощь Родьке приходят добрые и чуткие люди, такие, как учительница Парасковья Петровна, которая помогает ему встать на правильный жизненный путь.

                                                       
Аннотация

В
исследовательской работе сделана попытка показать образ Учителя в произведениях
русской литературы 19 и 20 веков на примере следующих произведений: «Уроки французского» В.
Распутина «Тринадцатый подвиг Геракла»Искандера,
«Безумная Евдокия» Алексина,
в рассказе А.И. Куприна «Храбрые беглецы» и их учителя,
в рассказе  А.Платонова  «Песчаная
учительница»,
в повести «Последний поклон» В.Астафьева,
Ч.Айтматова «Первый учитель». 

Предметом исследования являются художественные
произведения писателей.

Объектом исследования
является образ учителя.

                                                           
Гипотеза

Настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям,
которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным,
творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не
пугающимся трудностей.

 Цель
исследовательской работы
: показать образ Учителя
в произведениях русских писателей.

Задачи работы:

Изучить
произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.

Проанализировать
образы учителей, представленных в русской литературе.

Рассмотреть
влияние учителя на формирование личности ученика.

Новизна работы
заключается в том, что мы попытались на примере литературных произведений
показать, какие трудности преодолели представители профессии «учитель» в
процессе работы над собой, прежде чем пришли к пониманию, что учитель – человек
творческий, с неординарным мышлением, способный принимать быстрые решения, не
пугающийся трудностей. Актуальность продиктована временем. Современное общество
должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в
формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство –
это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но
более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой…
напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим
отношением к миру».

                                        
Содержание стр

1.Введение_________________________________________________1

2..Образ Учителя в
произведениях русской литературы____________2

3.1.«Уроки
французского» В.Распутина._________________­­­­­________2-3

 3.2.«Тринадцатый подвиг Геракла»
Ф.Искандера_________________3-4

 3.3.«Безумная
Евдокия» Алексина_____________________________4-5

3.5.Повестиь «Последний поклон»
В.Астафьева___________________5-6

 3.4.  Рассказ А.Платонова «Песчаная
учительница»__________­­­­­­­­_____5

3.6 .Ч.Айтматов
«Первый учитель»____________________________­­­­__6-7

3.7.А.П.
Чехов  «Учитель словесности»_________________________7-8

3.8.Рассказ А.И.
Куприна «Храбрые беглецы» » и их учителя»_______8

4.Заключение_______________________________________________8-9

5.Использованная
литература_________________________________9

 Введение

Учитель – самая
благородная профессия. Именно учитель дает путевку в жизнь молодому поколению.
Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя.
Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого
не видим на работе, в действии — только учителя. И потому каждый определяет
свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Я
не буду учителем». Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе
ребенка, что многие писатели и поэты, став известными, обращаются к образу
своего учителя.

Мне выпало счастье
встретиться со многими замечательными педагогами. Большинство из них – это люди
удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней
любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Они не признают
работы «от и до», а отдают ей все свои силы и время. Именно таким учителям
русские писатели посвящали свои лучшие произведения. Школьный учитель оставляет
такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став
известными, обращаются к образу своего учителя.

Все большие
русские писатели в какое-то время своей жизни беспокоились о народном
образовании, многие открывали школы, работали учителями, учили своих и чужих
детей. Державин Г.Р. открыл 6 народных училищ в Тамбове, завел школу в своем
доме, сам из Москвы выписывал карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников.
Крылов И.А. учил детей Голицына. Жуковский В.А. был придворным педагогом, учил
будущего царя Александра 2, составлял учебники, карты. Н.В.Гоголь преподавал
историю и географию. Тургенев И.С. учредил школу в селе Спасском. Гончаров И.А.
был домашним учителем в семье художника Майкова. Некрасов Н.А. открыл на свои
средства бесплатное «училище для обучения крестьянских детей грамоте». Для
одних писателей преподавание было радостью, отдыхом, для других — житейской
необходимостью; для Льва Николаевича Толстого оно было главным делом в жизни.
Он открыл школу в Ясной Поляне и составил свою «Азбуку».

                                                     
1

 «Уроки французского» В. Распутина

В
повестях и рассказах Валентина Распутина главное внимание уделяется
исследованию человеческих характеров, психологии героев, их нравственным
поискам. Наибольшую известность получил рассказ «Уроки французского», в которой
рассматриваются важные проблемы школы.

Валентин
Распутин посвятил рассказ «Уроки французского» матери драматурга Александра
Вампилова Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему его учительницу.
Распутин рассказывал: «Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей,
доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было
хорошо и с той, и с другой».

Валентин
Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту
учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа
«Уроки французского». Это та самая Лидия Михайловна Молокова. В
газете «Труд» напечатана статья о Лидии Михайловне: «Правда, она не сразу
согласилась на интервью: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь
перепутать… Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее
объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из
местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии
Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве
умер бы в своей Сибири голодной смертью». Лидия Михайловна вспоминала: « Все
было не так! И макароны я ему не передавала, и в «чику» и
«замеряшки » не играла.
Он был лишь одним из
многих моих учеников. Так случилось, что Валя стала знаменитым писателем, но я
не хочу отблесков его славы. У меня и свояжизнь интересная, по всему свету
помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции… Только преподавала
я там уже не французский, а русский язык — для тех, кто владел французским.
Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье… Спустя
годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала…»  Лидия Михайловна, учительница  французского,
преподавала не только учебный предмет, но и не прописанные в расписании уроки
доброты. Она всячески старалась помогать мальчику. Распутин пишет: «Лидия
Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и
благоговение… Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом.
Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от
ханжества. Совсем еще

                                                                 
2

 молодая,
недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере,
но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми
важными уроками. Уроками доброты».

 «Тринадцатый подвиг Геракла»
Ф.Искандера.

Темой
небольшого рассказа Фазиля Искандера является обычная история, которая могла
произойти в любой школе и в любом классе. Начинается эта история с появления в
школе учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов,
преподававших математику. Само имя как нельзя более подходило математику. Грек
Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление
особенного человека, при появлении которого в классе ученики «замирают».

С
появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье,
организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не мешало ведению
урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.

Рассказчик,
от лица которого ведется повествование, и его одноклассники вскоре прониклись
уважением к этому спокойному человеку, невольно  
заставившему
учеников серьезно относиться к учебе. Ироничный Харлампий Диогенович со
временем дал понять изворотливому подрастающему поколению, что уход от
ответственности наказуем. И приучать себя к этому

 нужно с ранних
лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо человечества Геракл уже
совершил. Харлампий Диогенович – Учитель с большой буквы.

«Безумная Евдокия»
Алексина

Произведение А.
Алексина «Безумная Евдокия» посвящено вопросам о соотношении в
человеке талантов и  посредственности, эгоизма и человечности, жажды внимания и
проявления этого самого внимания по отношению к другим. Сравнивая двух главных героинь,
школьницу Ольгу и ее учительницу Евдокию, автор приходит к выводу, что
настоящий талант — это не только отличие от других, но и умение думать о них.

Ольга —
единственный и долгожданный ребенок в семье, с детства ее окружали вниманием. У
девочки много способностей — она рисует, пишет стихи, прекрасно учится в школе.
И, на основании всего этого, она считает себя талантливой, необычной, считает
себя выше других                      

                                                         
.3

Поэтому и
относится ко всем вокруг несколько снисходительно и насмешливо, не воспринимая
их всерьез: она не замечает ни дружбы простенькой девочки Люси, ни даже
влюбленности одноклассника Бориса. Точнее, замечает, но не оценивает, ведь для
нее поклонение и внимание окружающих — норма жизни.

Более всего
докучает Ольге «безумная Евдокия» — классная руководительница,
которая старается всеми силами свести на нет этот эгоизм Ольги. Для этого она
заведомо держит ее в тени: например, не разрешает играть главную роль в англоязычном
спектакле в школе, хотя прекрасно знает, что Ольга владеет английским лучше
всех в классе.

Евдокия не
позволяет Ольге сверкать еще сильнее, а та этого не понимает, думая, что
«безумная Евдокия» хочет сделать из нее посредственность, поскольку ценит
в человеке не талант, а способность сливаться с коллективом.

Такой эгоизм Ольги
заканчивается трагедией. Однажды класс отправляется впоход в лес, дабы
повторить путь, который преодолел в годы войны отважный подросток Митя Калягин.
Сначала Ольга вообще не хотела участвовать в походе, ведь она презирает
массовые мероприятия. Однако она пошла и, конечно, решила выделиться из
коллектива — самостоятельно найти более короткий путь к цели и опередить класс.
Поэтому она исчезла, никому ничего не сказав. Евдокия, обнаружив это,
отправляется назад, к родителям Ольги, дабы сообщить им о пропаже дочери.

Но у Надежды,
матери Ольги, слабое сердце, ей вредны любые переживания. Когда она узнает о
том, что Ольга исчезла, и начинает обзванивать всех подряд, от родителей
одноклассников до больниц и моргов, у нее помутился рассудок.

В итоге,
вернувшаяся домой и весьма довольная собой Ольга обнаруживает мать сошедшей с
ума. Таким образом, из-за ее эгоизма неисправимо пострадал самый близкий на
свете человек, ее мать.

В этом
произведении Алексин показывает, что талантливым может быть не только тот
человек, который хорошо рисует или сочиняет стихи. Настоящий талант — это
способность думать о других и щадить чувства дорогих тебе людей.

Поэтому
«безумная Евдокия», которую эгоистичная Оленька считает
посредственностью, на самом деле тоже очень талантлива. Ее проблема лишь в том,
что она стремится делать людей лучше, не всегда понимая, что же есть
«лучше», ориентируясь исключительно на

                                            
               4

собственные
представления о норме и морали.

В рассказе А.Платонова «Песчаная учительница» читатель узнаёт о жизни Марии Нарышкиной,
которая назначена учительницей в дальнее село Хошутово – «на границе с мёртвой
среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что пустыня стала её родиной.
Увидев жалкое Хошутово, занесённое сугробами песка, познавшая «тяжкий и почти
ненужный труд» людей, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария решает начать
борьбу с пустыней.  Через три года Хощутово преобразилось. Зазеленели
посадки. Школа «была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали
чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».  

Однажды кочевники вытоптали все
посадки, опустошили колодцы. В ответ на
 
угрозу молодой учительницы жаловаться вождь
кочевников говорит: «Степнаша, барышня. Кто голоден и есть траву родины, тот не
преступник». В о́круге ей объясняют, что Хошутово теперь и без неё обойдётся,
ведь люди здесь обучились бороться с песками, что её ждёт другое село, где
живут кочевники, переходящие на оседлость. Их и надо обучить культуре песков.
Зная сложную жизнь племён пустыни, она поняла всю безысходную судьбу двух
народов, зажатых в барханы, и дала согласие.  

Рассказ заканчивается
многозначительными словами завокроно: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы
заведовать целым народом, а не школой…»  

Писатель А.Платонов даёт образ
учительницы, которая принадлежит к поколению честных, целеустремлённых, верящих
в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела. Такие люди
стремятся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых
отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности. 

В повести «Последний поклон» В.Астафьев рассказывает историю, которая произошла с
учителем.  

Однажды ребята пошли на гору за
цветами и саженцами для школьного двора. Вскоре присели на каменья отдохнуть и
вдруг увидели змею. Школьники ещё и «подумать ничего не успели, как учитель
оттолкнул их, а сам схватил палку и принялся молотить по змее».  

— Не бейте через плечо!– кричали
школьники, но учитель не слышал.  

Он бил и бил змею, потом обернулся,
и ребята увидели, что он дрожал. 

Когда они возвращались, он шёл за
детьми и всё оглядывался, готовый оборонять их

                                                            5

снова и снова. Учитель очень удивился, что палкой можно
закинуть змею на шею Оказывается, он рос в таком месте, где змей не было.
Ребята были поражены.  

Прошли годы. В.Астафьев таким вот и
помнит деревенского учителя – «с чуть виноватой улыбкой, вежливого,
застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников,
помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».  

Писатель В.Астафьев считает, что
«фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель». 

Ч.Айтматов
«Первый учитель
«

 Широкоизвестная
повесть народного писателя Киргизии о комсомольце двадцатых годов,
организовавшем первую школу в глухом киргизском селе. Эта маленькая повесть о
большом человеке. Об Учителе с большой буквы, пусть, может, и прозвучит
банально.  Тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т.
Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его
отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя
(или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно
представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был
сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и
счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку
родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов –
первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные. Шутка ли учить
детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны? Кроме того,
хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму
повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые
самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы… Чингиз
Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно
справился со своей задачей.

Ласковое отношение
Дюйшена согревает душу сироте Алтынай. По ее словам, учитель сделал почти
невозможное для киргизских детей,он открыл им мир. Именно благодаря ему Алтынай
смогла учиться, а в  дальнейшем стать доктором философских наук. Прочитав этот
текст, можно процитировать Василия Осиповича Ключевского: Чтобы быть хорошим
преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

                                                                 
  6

 А.П.
Чехов  «Учитель словесности»

В 1894 году
русский писатель Антон Павлович Чехов написал рассказ «Учитель словесности».
Для Л.Н. Толстого школа была радостью, «поэтическим, прелестным делом, от
которого нельзя оторваться». К сожалению, нельзя сказать этого о главном герое
рассказа Чехова — учителе словесности Никитине. История души чеховского
персонажа обыкновенна, но самому герою она представляется глубокой драмой.
Попытаемся  разобраться. Сергей Васильевич Никитин – счастливчик, получивший и
приличное место службы — учителя гимназии, и обеспеченное семейное положение.
Но процесс его «взросления» ещё не завершен. Достигнув материального
благополучия, он испытывает недовольство жизнью. Чем же оно вызвано? Чехов
пишет: «Он с уверенностью говорил себе, что он вовсе не педагог, а чиновник,
такой же бездарный и безличный, как чех, преподаватель греческого языка;
никогда у него не было призвания к учительской деятельности, с педагогикой он
знаком не был и ею никогда не интересовался, обраться с детьми не умеет;
значение того, что он преподавал, было ему неизвестно, и, быть, может, даже он
учил тому, что не нужно». Главный герой думает, что он не способен учить детей,
так как сам не уверен в правильности выбора профессии. Хотя минутой раньше
Никитин размышляет: «Ты – педагог. Работаешь на благородном поприще. Какого же
ещё тебе нужно другого мира? Что за чепуха!» В процессе долгих мучительных
размышлений разум побеждает, герой приходит к мысли, что всё, окружающее его
сейчас – это иллюзия. Всё, что он раньше считал истиной: престиж, достаток,
«семейное благополучие»- ничтожно и бессмысленно. А причиной всему является
пошлость, « нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости». Всё, что
он раньше считал истиной, ничтожно и бессмысленно.

Антон Павлович
Чехов создает образ ещё одного учителя, учителя истории Ипполита Ипполитыча,
«самым нужным и самым важным считалось у него по географии черчение карт, а по
истории — знание хронологии; по целым ночам сидел он и синим карандашом
поправлял карты своих учеников или же составлял хронологические таблицы». Ни о
каком творчестве, поиске истины, диспутах на уроках истории Ипполита Ипполитыча
не было и речи. Даже перед смертью он повторял лишь знакомые всем истины, а
душа его так и осталась во мраке. В минуты размышлений Никитин приходит к
выводу, что его коллега « был откровенно туп, и все товарищи и ученики знали,
кто он и чего можно ждать от него…»

                                                               
7

В результате
долгих раздумий чеховскому учителю захотелось творчества, «говорить с кафедры,
сочинять, печатать, шуметь, утомляться, страдать». « Ему захотелось чего-нибудь
такого, что захватило бы его до забвения самого  себя, до равнодушия к личному
счастью…»

Рассказ А.И.
Куприна «Храбрые беглецы» и их учителя

В описании
«казенного сиротского пансиона» отразились впечатления Куприна А.И. от
московского Александровского сиротского малолетнего училища, где он был около
трех лет, до поступления в 1880 году в кадетский корпус. Очень интересны портреты
воспитателей и типы детей. Рассказ Куприна показывает, как борется яркая,
полная жизненных сил детская душа за свое право свободно развиваться. Мы видим,
как велико бывает расстояние между ребенком и учителем, если второй выбрал
профессию не по призванию

Главному герою
мальчику Нельгину после многих  унижений наконец посчастливилось встретить
учителя, который отнесся к нему с его неистощимым и чудовищно пышным
воображением с пониманием, уважением и лаской. Княжна Л. не только не стала
наказывать мальчиков за побег, но и увидела в Нельгине, который взял и чужую
вину на себя, человека, достойного не только сострадания, но и уважения. Куприн
пишет, что классные дамы, пришедшие к нему в его лазаретную комнату,
разговаривали на французском языке: «Нельгин ровно ничего не понял, но, как
мог, он все-таки переводил разговор на свой язык. Ему казалось, что прежняя
начальница сказала:

-Не выпороть ли
нам этого мальчишку?

А другая сказала:

-Нет, зачем же, он
такой маленький и худой.

«Первая ласка от
чужого человека». Именно так княжна Л.(Елена Александровна Ливен) сумела
пробудить в детской душе доверие  ко взрослому человеку. Он «прошептал
восторженно со слезами на глазах:

-Для тебя!.. Всё!

Нет, на мой
взгляд, похвалы больше для учителя, чем слова благодарности от ученика

                                                         
8.

                                                      3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти все русские
писатели так или иначе рассказывали в своих произведениях об учителях, о
взаимоотношениях между учеником и воспитателем, о становлении молодого
поколения.

Проанализировав несколько
произведений русской литературы, позволю себе сделать несколько выводов:

1.      У каждого ребенка остается память о школьном
учителе, плохая или хорошая зависит от личности учителя;

2.      На характер и поведение учителя влияли
историческая эпоха и состояние общества;

Наглядно
убедилась, что учитель-это не только профессия, это призвание души;

Учитель – когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то
волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название
профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название
профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым
свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою
профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь
это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и
оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться
этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.»

Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание.
Человек должен чувствовать себя таковым в душе, чтобы обучение не сводилось к
шаблонной «начитке» материала, а он должен помогать детям справиться с их
страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверенность в
себе, готовить к жизни в окружающем мире.

Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в
жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то
родителей.

                                                           9

                       
Использованная литература

.Повести и
рассказы. А.П. Чехов/ сост. А.М. Турков.- М.: Сов. Россия, 1983. —

2.Воспитание
гражданина/Сост. Р.М. Бескина.- М.: Просвещение, 1988. – 304.

3.Рассказы. Куприн
А.И./Ил. Ю.С. Гершковича.- М.: Правда, 1983. – 512с

4.Рассказы.Чехов
А.П

                  МКОУ «Учкентская СОШ» Кумторкалинского
района

                                      
Республики Дагестан

XXII! НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Направление:
социально-гуманитарные науки

Секция:
теория и история литературы

           Исследовательская работа

«Учитель…  Какой он на
страницах отечественной литературы?»

  Выполнила: Мустафаева Марьяна Рустамовна, ученица10 класса
«Учкентской СОШ» Кумторкалинского района

Руководитель: Темирова Ума
Бектемировна, учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной
категории МКОУ «Учкентская СОШ» Кумторкалинского района

2017год.

  • Напишите сочинение об экологических проблемах вашего края начните с непосредственного обращения
  • Напишите сочинение об экологических проблемах вашего края 8 класс
  • Напишите сочинение об одном из деятелей революции отразите в своей характеристике следующие моменты
  • Напишите сочинение о том насколько важны бытовые заклинания в мире волшебников
  • Напишите сочинение на тему чудный собор кратко