Сострадание и сочувствие (Юшка)
Как понять, когда следует сочувствовать? Кому нужно доброе отношение? Множество вопросов поднимает рассказ Платонова. Сострадание и сочувствие в «Юшке» раскрываются на примере обычных жителей небольшого города без названия.
Судьба персонажа
Художники, иллюстрирующие текст художественного произведения, показывают тщедушного старика в старой оборванной одежде. Чаще рисунки выполняются в карандаше, потому что сложно показать в красках образ Юшки. Вот если бы поставить цель нарисовать душу героя, тогда потребовались бы все цвета радуги. Сострадание вызывает чтение строк об унижении мужчины. Его мучают взрослые и дети. В городе нет человека, который бы попытался объяснить маленьким жителям неправильность их поступков. Но на том и строится равнодушие. Выбрать человека, слабея себя, и возвышаться над ним, потешаясь и глумясь. Судьба измученного чахоткой старика незавидна. Сочувствие в произведении «Юшка» скрыто за страницами долгих лет жестокости. С какой целью автор выбрал такое течение сюжета? Понятнее было бы показать в рассказе, как люди помогают ему, поддерживают, отдают ненужные вещи, остатки пищи. В рассказе все по-иному. Никто не относится к Юшке по-доброму. Все безразличны или жестоки.
Персонаж имеет особый стиль поведения. Он не сопротивляется, позволяет унижать, терпит побои. Герой удивляет читателя. Он не просто терпит, Юшка еще и пытается оправдать отрицательное отношение к себе. Ефим говорит, что так люди проявляют любовь и внимание к нему. Хорошее отношение где-то глубоко, сердца еще слепы, но скоро они прозреют. Убеждение героя вызывает саркастическую улыбку. Ефим знает, что нужен в этом мире именно для открытия душ. Повиновение и безропотность раздражают еще больше, злость растет и выливается в страшную жестокость. Причин, по которым Юшку ненавидят, нет. Горожанам не нравится внешний вид, нищета, постоянство. Жители превращаются в стадо страшных животных без души и сострадания.
Сочувствие
Нужно ли обществу чувство сострадания? Важно ли в отношениях милосердие и терпение? Гораздо проще указывать на недостатки и учить методом «от противного». Детям говорили, что они будут такими, как Юшка, приводя как аргумент только внешнюю оболочку: босой, худые валенки, чай без сахара. Никто не задумывается, почему мужчина пьет только воду, куда девает деньги за работу, пусть и небольшие. Проявить милосердие не в их правилах. Они ежедневно строят день по действия Юшки, но в то же время пугают детей его судьбой. Такое противоречие ставит в тупик.
Нельзя утверждать, что нет в рассказе людей, способных на сочувствие. Один персонаж – девочка Даша, другой – столяр. Но даже в их словах звучит тема смерти. Юшка должен умереть, зачем так жить – это мнение Даши. Но и на это у Ефима есть свой аргумент. Каждый человек рожден не по своему желанию. Это решение родителей, оспаривать его дети не могут. Если они появляются в этом мире, то зачем-то. Юшка не считает себя изгоем или лишним в обществе людей. Мужчина радуется каждому дню, доволен тем, что имеет. Человека съедает болезнь, но нет в тексте и строчек о врачах. Доктор появляется только после смерти героя. Это приемная дочь Юшки. Она пример сочувствия к людям. Девочка без имени остается в городе, убившем человека, давшего ей возможность получить профессию. Сирота обрела места в жизни благодаря милосердию и вниманию Ефима Дмитриевича. Именно здесь и начинает раскрываться тема сострадания.
Рассказ помогает осознать значимость важных человеческих качеств. Эгоизм и жестокость сильнее доброты. Можно написать сочинение «Сострадание («Юшка»), изучив предложенную информацию, использовав ее для своих рассуждений и аргументаций.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Дарья Платонова
10/11
-
Алиса Миллионова
11/11
-
Андрей Гайдов
10/11
-
Кристина Железняк
11/11
-
Лика Смирнова
11/11
-
Александр Забелин
11/11
-
Ершов Ершов
11/11
-
Илья Раков
11/11
-
Ярослав Ярмолюк
11/11
-
Лидия Яменскова
11/11
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка
Содержание
- Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка
- Сочувствие и сострадание в рассказе Юшка
Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка
В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь. Сострадание к людям или к животному показатель того, что ты не черствый, что ты человек. Сострадание сестра любви и дружбы. Если есть любовь к миру, ко всему живому, то будет и сострадание.
Рассказы Андреева «Кусака» и Платонова «Юшка», казалось бы очень разные, но речь в них идет об одном и том же. Каждое живое существо нуждается в любви, ласки, принятии и сострадании. Собака и человек не будут исключением. Юшка хороший и добрый человек. Он еще не стар, но очень изможден болезнью, поэтому выглядит дряхлым. А ведь ему всего около сорока лет. Для всех жителей деревни он кукла для битья. Местные жители, обижая Юшку, снимают стресс и вымещают негативные эмоции. Так он и погибает, впервые в жизни вступившись за себя, сказав слово в свою защиту.
Оказывается, что жил он и работал ради одной девочки, не имевшей родителей. Не ел сытно, не пил чая с сахаром этот мужчина, чтобы вырастить и обучить сироту. Сострадание рождает сострадание. Девушка эта, выучившись на доктора, приезжает в его село и лечит жителей, не требуя платы. А Кусака простая дворовая собачка. Боль и обида поселились в ее душе, поэтому она стала злой и кусачей. Но появляются добрые люди и топят лед ее брошенной души. Она их полюбила, доверилась. Но лето закончилось и дачники уезжают, оставив Кусаку снова одну. Они ее предали. Нужно ли было сострадание в этом случае, если оно принесло только боль маленькому собачьему сердцу? На мой взгляд, эти «добрые» люди поступили еще хуже того пьяного прохожего, который приманил Кусаку, а потом ударил ее. Ведь они подарили ей веру в любовь, подарили мимолетное счастье, она верила им. Верила, что нужна. А они ее бросили, особенно не задумываясь о ее судьбе.
Я уверена, что сострадание просто необходимо. И человек, лишенный сострадания, не может быть человеком в полном смысле этого слова. Но оно должно быть истинным и с умом. И если ты растопил ожесточенное сердце, приручил его к себе, то будь за него в ответе. И речь идет не только о животных.
Сочинение для 7 класса по литературе.
Сочинение сочувствие и сострадание в рассказе Юшка
Вопрос «нужности» человека, особенно если он всех раздражает, важный и всегда актуальный. Это вопрос сострадания и сочувствия…
В этом рассказе всем почему-то мешал несчастный Юшка. На самом деле звали героя Ефим. Просто был он такой слабый из-за чахотки, такой тихий (помогал кузнецу), что над ним вся деревня смеялась. Как гооврится, и стар, и млад. Находили смехотворным то, что в сорок лет он выглядит, как будто старик, что Юшка очень пунктуален, по нему можно часы сверять. Слишком слаб он был, чтоб за себя постоять, а защитников не нашлось. Дети кидали в него камнями, взрослые на него ругались без причины. Каждое лето он уезжал куда-то, каждый раз называя разный адрес. Все подозревали, что он ездит к свей дочке. Еще Юшка, казалось, на себя совсем денег не тратил. Предполагали, что он все отсылал той самой дочке.
И вот в один день Юшка совсем ослабел. И как назло, к нему подошел пьяный прохожий. Стал зло смеяться, мол, зачем такой неприятный человек миру нужен, что он полезного делает, чем людям помог… Впервые Юшка не выдержал и ответил. Он сказал, что раз живет, хотя и трудно ему, то, значит, так миру нужно. И вообще, никому плохого не делает, никого не трогает! Что же он всем мешает? Тут пьяный разозлился на такую правду, толкнул Юшку в грудь, тот упал и больше не поднялся.
Хоронил его кузнец, а все обидчики пришли на похороны. Теперь не на кого сливать свое зло, стали в деревне больше ругаться.
Через некоторое время приехала девушка — искать Ефима. Даже отчество его называла. Но никто не понимал, что ищет она Юшку. Догадались в итоге, объяснили… Оказалось, что девушка ему никто, она сирота, которую он устроил в пансион и деньги ей пресылал. Теперь она выучилась на врача, хотела благодетеля вылечить. Но поздно. И осталась она в деревне, чтобы помогать местным.
Сочувствие и сострадание в рассказе Юшка
Сочувствие и сострадание – это добрые душевные качества, которые необходимо иметь каждому человеку. Сочувствие – это отзывчивость к чужому горю, когда ты не проходишь мимо него, а стараешься утешить или помочь. Сострадание – умение понять страдание, беду, печаль, горе другого человека и выразить его самому. Но к большому сожалению, не каждый из нас хранит в своей душе эти благородные качества.
Тема сочувствия и сострадания хорошо раскрыта в рассказе Андрея Платонова «Юшка», где нам показана негативная сторона жизни, когда люди лишены этих добрых черт. Главный герой – Ефим Дмитриевич, которого и прозвали Юшкой, работал в кузнице помощником. Его внешний вид был непривлекательный: он невысокий, худой, с белыми всегда мокрыми глазами. Жил Юшка бедно: автор обращает внимание на то, что герой постоянно ходит в одной и той же поношенной одежде, не пьет чай, а только лишь воду, не покупает сахар.
Зато Юшка был трудолюбивым: он работал с утра до вечера, и по его появлению на улице узнавали, когда пора приниматься за работу, а когда можно отправляться на покой. Но никто из людей не хотел иметь такую жизнь, как у Юшки. Взрослые даже пугали ребят несчастной судьбой этого бедного человека. Он еще был мишенью: окружающие выливали на него весь свой гнев и злобу, обижали его. Их смущало его странное поведение: он жил обособленно, был не такой как все, ни с кем не разговаривал и ничем не отвечал на их грубости. Его били, потому что считали виноватым во всех своих бедах, еще больше ожесточаясь на его кротость и безответность, и это помогало злым людям на какое-то время забыть свою печаль.
Даже дети, следуя примеру взрослых, оскорбляли старика, на что он мягко просил их прекратить, веря почему-то в любовь детей, в то, что он им нужен и не безразличен для них. Он считал, что таким образом дети неумело проявляют к нему любовь и внимание. Сам Юшка любил людей и был к ним доброжелателен. А они погрязли в злобе и жестокости, постоянные пьянки отнимали их разум – и такая жизнь давно стала для них нормальной, даже правильной. Юшка же любил природу, наблюдал, вникал, понимал все ее явления, и это чувство переросло в любовь к людям. Для него было дорого каждое живое существо, он не представлял себе жизни без всего, что его окружало.
И когда Юшка впервые в жизни «осерчал на веселого прохожего», люди поняли, что черствость и жестокость души может стоить жизни. Произошло это потому, что окружающие героя люди отказывались понимать, что все люди одинаковы: и богатые, и бедные, и кроткие, и смелые, и добрые, и злые, и всем одинаково нужен воздух и свет. У людей не оказалось веры в Бога, все лучшее, человеческое в них было утеряно. Душа проснулась в них только тогда, когда главный герой оказался при смерти – люди, мучимые совестью, приходили просить прощения. И только когда Юшки не стало, все поняли, что он значил для них. От окончательного ожесточения людей спасла сиротка, которая напомнила всем несчастного старика – тихая, кроткая, милая и очень добрая.
Только в этом эпизоде, к концу рассказа, в людях просыпаются сочувствие и сострадание. Через жизнь Юшки автор пытается донести до нас, какой ужасной и бесчеловечной становится жизнь при отсутствии этих качеств. А в самом главном герое нам открывается бесценный кладезь примеров душевной доброты и благородства. Да, он погиб, но лишь благодаря ему люди научились быть людьми, научились проявлять сочувствие и сострадание, без которых так тяжело прожить.
Вариант 4
По жанровой направленности произведение является небольшой новеллой, основная тематика которой заключается в проявлении в человеческой жизни любви и доброты по отношению к ближнему.
Ключевым персонажем произведения является сорокалетний мужчина по имени Юшка, представленный в образе тяжело больного чахоткой человека со старческой внешностью, немощного и слабого. Однако автор представляет героя в образе человека, который несмотря на свою болезнь, обладает способностью проявления ко всем окружающим людям искренней и чистой любви. Кроме того, он благоговейно наслаждается цветочными ароматами, лесным великолепием и природными красотами. При этом все обитатели животного мира воспринимаются Юшкой в качестве неотъемлемой части его собственной жизни.
По отношению к окружающим людям Юшка проявляет доброту и великодушие, поскольку отличается безобидным и незлопамятным характером. Даже несмотря на негативное отношение людей по отношению к нему он безропотно переносит издевательства и побои не только со стороны несмышлёных ребятишек, но и взрослых людей.
Юшка работает в качестве помощника кузнеца и один раз в год в период своего отпуска он исчезает на какое-то время из города по неизвестным причинам. Вернувшись домой, жизни Юшки продолжается в том же режиме.
Со временем болезнь мужчины прогрессирует и в один из дней Юшка уже не может уехать из городка, поскольку у него просто не хватает физических сил. Однажды мужчина, возвращаясь без сил с тяжелой работы, снова слышит в свой адрес нападки случайно встреченного прохожего, который решат посмеяться в отношении беспомощности больного человека.
Юшка в первый раз в своей жизни не выдерживает оскорбляющих нападок и резко отвечает обидчику, который внезапно со злостью ударяет мужчину в грудь, тем самым убивая его.
После похорон Юшки в городе появляется девушка, которая оказывается приемной дочерью Юшки. Именно к ней мужчина постоянно ездил, помогая девушке деньгами для ее обучения на медицинского работника. Это было мечта девушки, стремившейся оказать помощь тяжело больному Юшке.
На протяжении всего сюжетного повествования автор пытается донести до читательской аудитории необходимость проявления каждым человеком любви и доброты, милосердия и бескорыстия, сострадания, внимания, заботы, которые представляют собой неотъемлемую часть человеческой жизни.
Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина (8 класс)
Среди женских образов пушкинских произведений Маша Миронова занимает особое место. Это единственная героиня, судьба которой тесно связана с историей, жизнью общества, даже политикой. «Капитанская дочка»
- Сочинение по повести Старик и море Хемингуэя
Старик и море является одним из заключительных произведений в творчестве автора. Хемингуэй после этого не писал практически никаких завершенных крупных произведений, тем не менее, именно Старик и море
- Сочинение по произведению Моцарт и Сальери Пушкина
До чего может довести зависть человека? Над этой проблемой размышляет Александр Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери».
- Анализ повести Брэдбери Вино из одуванчиков
Книга – это то, что остаётся с человеком на всю жизнь, она умеет ненавязчиво подсказать ответ на любой вопрос. А на примере главных героев показать, как выйти с достоинством из проблемной ситуации
- Герои повести Выстрел Пушкина (характеристика персонажей)
Героями повести А.С.Пушкина «Выстрел» являются отставной гусар Сильвио ( главный герой), рассказчик, молодой офицер пользующийся расположением Сильвио, граф, человек знатной и богатой фамилии и жена графа – Мария.
Взрослея, мы начинаем задумываться о том, какие качества нам помогут в жизни, а какие – наоборот, будут препятствовать нашему успеху. Сегодня мы поговорим о такой черте характера, как способность к состраданию: нужна ли она человеку и что будет, если мы не будем сочувствовать окружающим.
Материалы для самостоятельного написания
31.05%
Готовый вариант сочинения
63.45%
Да я здесь как-то случайно оказался
5.5%
Проголосовало: 3472
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Я предлагаю вам ознакомиться с несколькими вариантами сочинения-рассуждения на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание». Используя представленные далее материалы и литературные примеры, вы сможете составить собственное мнение и правильно выразить его в школьной работе.
Содержание
- Примеры готовых сочинений
- Вариант 1: по рассказу «Юшка » А.П. Платонова
- Вариант 2: по рассказу «Кусака» Л.Н. Андреева
- Вариант 3: по рассказам «Юшка» и «Кусака»
- Вариант 4: по произведениям писателей 20 века
- Материалы для самостоятельного написания
- План сочинения
- Тезис
- Аргументы
- Вывод
Примеры готовых сочинений
В литературе есть множество примеров, когда люди ведут себя жестоко – либо наоборот, проявляют доброту и заботятся о тех, кто слабее. Именно возможность помогать окружающим и желание сделать их жизнь лучше отличает нас от животных, которые руководствуются собственными инстинктами.
Обратите внимание! Яркие литературные примеры на тему сострадания – это небольшие рассказы «Юшка» и «Кусака». Именно их мы будем использовать для написания сочинения-рассуждения: эти произведения помогут нам найти нужные аргументы.
Далее я предлагаю вам ознакомиться с несколькими примерами сочинения на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание». Далее мы подробнее разберем их структуру, чтобы вы смогли самостоятельно написать работу в соответствии с планом. Для того чтобы вам было проще ориентироваться в структуре сочинения, в представленных примерах тезис выделен полужирным шрифтом.
Вариант 1: по рассказу «Юшка » А.П. Платонова
Я не считаю, что на вопрос о необходимости сочувствия и сострадания можно дать однозначный ответ. Дело в том, что нужны они не каждому. Кому-то действительно нужно увидеть руку помощи, чтобы ухватиться за нее и подняться со дна. А кто-то смирился со своим положением и даже не чувствует себя несчастным. Как раз последней категории людей ни к чему чужое сострадание и сочувствие: они просто не видят причин для того, чтобы кто-то их жалел.
За примером я хочу обратиться к рассказу А. П. Платонова «Юшка». Его главный герой – это больной человек, можно сказать, что старик (хотя на самом деле ему всего около сорока лет). В своей жизни он увидел много жестокости от людей. Несмотря на то, что он был болен, вместо сострадания он получил от общества презрение и равнодушие. Доходило даже до травли: Юшку толкали, обжали и ненавидели.
Но страдал ли от этого сам Юшка? Нет. В рассказе А. П. Платонова четко говорится, что главный герой не искал у окружающих понимания или сочувствия. Утешение и силы он находил в общении с природой и в работе. Ему вовсе не нужна была жалость, и не нужно было даже уважение – ведь он понял, что добиться его не получится. Поэтому Юшка просто жил по совести и делал то, что считал правильным. Он заботился о девочке-сироте и никому не рассказывал об этом, так как не видел в этом смысла.
Однако главного героя все же задевала откровенная человеческая жестокость. Однажды он резко ответил прохожему, который насмехался над ним и спрашивал, когда старик умрет. Но и здесь Юшка повел себя с достоинством: он не просил жалости или сострадания, он четко заявил о том, что имеет право на жизнь и заслужил место в обществе.
Поэтому, отвечая на вопрос «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» я могу точно ответить: не всем. Есть люди, которым действительно это нужно – это люди слабые либо те, кому поддержка поможет обрести силу. Но есть люди сильные духом, которые не нуждаются во внешней поддержке. Конечно, они предпочли бы, чтобы их замечали и уважали. Но если этого не происходит – они живут с достоинством и делают то, что, по их мнению, должны. К таким людям относился и старик Юшка, не нуждающийся в жалости, но все же получивший признание, пусть и после своей смерти.
Вариант 2: по рассказу «Кусака» Л.Н. Андреева
Размышляя над вопросом о том, нужны ли сочувствие и сострадание в жизни, я сначала хочу четко определить для себя, что значат эти определения. Я понимаю сочувствие – как возможность разделить эмоции и переживания другого человека или животного, а сострадание – это уже действие, направленное на то, чтобы уменьшить страдания того, кто нам небезразличен. Я считаю, что эти два качества необходимы каждому человеку, потому что те, кто слабее, нуждаются в нашей помощи.
За аргументацией своей позиции я хочу обратиться к рассказу Л. Н. Андреева «Кусака». История маленькой собачки, которая никому не свете не нужна, меня очень тронула. Кусака даже имя свое получила из-за того, что перестала доверять людям и начала агрессивно на них реагировать. Но почему она это делала? Потому что ничего, кроме жестокости от людей не видела. Ее пинали, на нее ругались, никто не проявлял к бездомной собаке сочувствия и не пытался ей помочь.
Я считаю, что самой жестокой по отношению к Кусаке была девочка, которая смогла завоевать ее доверие. Она вроде бы отнеслась к ней с сочувствием и состраданием, начав кормить и ласкать, подарив кров под теплой дачной террасой. Но когда наступила осень – девочка и ее мама уехали с дачи, не подумав про Кусаку. Они посчитали нормальным оставить собаку одну, и это очень грустно. Куда более милосердным было не давать ей кров вовсе, либо забрать с собой, но люди вновь поступили жестоко: они позволили Кусаке поверить, что она нужна и ее любят, а потом снова бросили ее на произвол судьбы.
Поэтому я считаю, что мы должны проявлять сострадание к тем, кто слабее, и заботиться о них. Но делать это нужно правильно: не ради собственного удовлетворения, а именно ради того, чтобы помочь. Девочка из рассказа «Кусака» как раз поступила неправильно, потому что она заботилась о собаке только потому, что ей это нравилось, а не потому, что считала нужным это делать. Поэтому ей так легко было бросить Кусаку и больше о ней не вспоминать.
Вариант 3: по рассказам «Юшка» и «Кусака»
Сочувствие и сострадание – очень ценные для человека качества. Многие люди думают, будто они ими обладают, но самом деле им просто нравится так о себе думать. Поэтому я считаю, что сочувствие и сострадание нужны только если они искрение – в противном случае это будет не более, чем лицемерие.
Чтобы доказать свою позицию, я хочу обратиться двум литературным произведениям. Первое – это рассказ Платонова «Юшка», главный герой которого при жизни так и не получил признания и уважения людей, рядом с которыми он жил. Юшка никогда не знал от них доброты, наоборот – односельчане относились к нему жестоко, не сочувствовали ему и не стремились помочь. Но когда главный герой умер и все узнали, что он заботился о сироте, все вдруг начали проявлять к нему уважение. Его пожалели уже после смерти, а девочку, которую он вырастил, стали звать «дочерью доброго Юшки». Но никто при этом не помнил, что это за Юшка такой и почему он добрый.
Второй рассказ, к которому я хочу обратиться – это «Кусака» Леонида Андреева. В нем речь идет о маленькой бездомной собачке, которую часто обижали. Но один летом Кусаку вроде бы полюбила девочка: она кормила ее, играла с ней и забрала жить рядом с ее домом. Но когда наступила осень, девочка уехала, забыв о своей четвероногой подруге. Ее больше интересовала привычная жизнь в городе, чем помощь собаке, которая успела к ней привязаться.
В обоих рассказах я вижу, как лицемерно поступили люди. В «Юшке» они стали уважать главного героя только на словах, забыв даже о том, кем он на самом деле был. При жизни никто не протянул ему руку помощи, так как каждый был занят своими делами. В «Кусаке» же девочка поступила очень жестоко: она наигралась с собачкой и бросила ее одну. Кусака сможет сама о себе позаботиться, но ее никто не будет любить – человек снова предал ее. Поэтому доброта девочки тоже была лицемерной, ведь она делала это для себя, а не для собаки.
Вариант 4: по произведениям писателей 20 века
Я считаю, что сочувствие и сострадание всегда должно присутствовать в нашей жизни. К кому-то мы можем отнестись с пониманием и помочь, и тогда в наши тяжелые периоды кто-то также отнесется к нам. При этом мы далеко не всегда понимаем, когда сочувствие и сострадание принимают необычные формы – иногда эти качества могут быть скрыты, а в некоторых случаях они даже становятся бесполезны.
Я хочу обратиться к примерам из литературы, чтобы поговорить и о скрытом, и о бесполезном сострадании. В повести В. Распутина «Уроки французского» главная героиня, Лидия Михайловна, очень сочувствовала своему ученику – он усердно пытался учиться, но ему не хватало денег на еду и нормальную жизнь.
Тогда учительница стала приглашать мальчика на уроки к себе домой, все время пытаясь накормить, но тот отказывался. Лидия Михайловна поняла, что ее гордый ученик не примет прямой формы сочувствия и помощи. Тогда она поступила хитро: стала играть с мальчиком на деньги, специально проигрывая ему, чтобы у него появилась возможность покупать себе еду и молоко. Даже если ученик смутно догадывался о том, что делает Лидия Михайловна, ему было проще принять помощь в такой скрытой форме. Возможно, что когда мальчик вырос, он оценил старания своей изобретательной и доброй учительницы.
Во втором литературном примере – рассказе Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» я хочу сказать о том, что сочувствие и сострадание бесполезны, если человек при этом не предпринимает никаких конкретных действий, чтобы помочь. Главный герой искренне жалеет лошадей, до которых никому больше нет дела: их могут бросить на лугу без воды и еды, о них никто не заботится. Он пытается подкормить лошадей и одна из них рассказывает ему о том, что она слышала, будто раньше люди очень уважали их и всегда делились лучшим. В ответ на это герой лишь тоскливо опустил плечи, вспомнив собственного коня. Но он ничего не сделал для того, чтобы помочь.
Я считаю, что сочувствие и сострадание мы обязательно должны проявлять в действиях. В противном случае они бесполезны. Если человек отказывается от нашей помощи, потому что он слишком горд, мы можем попытаться предложить ее скрытно: главное, чтобы это была невинная хитрость, а не обман. Но если мы сочувствуем кому-то «издалека» — это теряет смысл.
Материалы для самостоятельного написания
В примерах готовых сочинений выше вы можете увидеть несколько разных мнений на тему сочувствия и сострадания. Ни одно из этих мнений не является однозначно правильным или неправильным – оно может либо совпадать с вашим, либо не совпадать, и это абсолютно нормально.
План сочинения
Выше вы ознакомились с несколькими примерами на тему необходимости в нашей жизни сочувствия и сострадания. Давайте разберем первую работу детально, составив для нее план.
Прежде всего в сочинении идет введение – это может быть одно или несколько предложений. В нем вы обозначаете тему, о которой собираетесь рассуждать. В нашем случае в сочинении автор сразу заявляет свою позицию уже в первых строках: «Я не считаю, что на вопрос о необходимости сочувствия и сострадания можно дать однозначный ответ».
Тезис
В первом абзаце автор продолжает развивать мысль, обозначенную им во введении. Тем самым он формирует четкую позицию в одном предложении – она и есть тезис: «Определенной категории людей ни к чему чужое сострадание и сочувствие: они просто не видят причин для того, чтобы кто-то их жалел».Вокруг этого тезиса будет строиться дальнейшее рассуждение – автору нужно будет с помощью литературных аргументов доказать свою позицию.
Аргументы
Основной частью сочинения-рассуждения являются аргументы, которые мы должны брать из литературных произведений. В данном случае был использован рассказ А. П. Платонова «Юшка». В доказательство своей позиции (она состояла в том, что далеко не всегда людям нужны сочувствие и сострадание) автор говорит:
- «… в рассказе А. П. Платонова четко говорится, что главный герой не искал у окружающих понимания или сочувствия…»;
- «…Юшка повел себя с достоинством: он не просил жалости или сострадания, он четко заявил о том, что имеет право на жизнь и заслужил место в обществе…»,
- «…ему вовсе не нужна была жалость, и не нужно было даже уважение – ведь он понял, что добиться его не получится…».
Чтобы развить свою мысль, подкрепленную литературными аргументами, автор описывает свой собственный взгляд на произведение: он рассказывает, как сам видит главного героя. Кто-то с ним может не согласится, и это вполне нормально.
Вывод
Завершающая часть сочинения-рассуждения обязательно должна содержать логический вывод. Его проще всего сделать, вернувшись к основному вопросу работы («Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?») и вновь ответить на него. Автор из нашего примера делает это следующим образом: «…не всем. Есть люди, которым действительно это нужно – это люди слабые либо те, кому поддержка поможет обрести силу. Но есть люди сильные духом, которые не нуждаются во внешней поддержке…».
Очень важно, чтобы сделанный вывод совпадал с тезисом работы: не нужно уводить мысль далеко. Оставайтесь в рамках своего рассуждения и после того, как напишете заключение, еще раз перечитайте данный вами в начале сочинения тезис: совпадает ли он с тем, к чему вы пришли в ходе своего рассуждения?
Не переживайте, если ваши позиции относительно определенных вопросов не совпадают с тем, что было написано в наших примерах или с тем, что написали ваши одноклассники. Иметь иное мнение – абсолютно нормально. Как раз для этого нам и нужна литература: чтобы научить нас мыслить самостоятельно и анализировать происходящие вокруг нас события, но не бывает «правильных» и «неправильных» мнений. Главное – чтобы вы могли аргументировать собственную позицию, и тогда она получит право на жизнь.
Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»
Задать вопрос
Что ты чувствуешь по отношению к школе?