Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.
Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают
русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Знаменитый писатель Корней Иванович Чуковский считал, что приставки придают речи богатейшие оттенки. Смысл этого высказывания я понимают так: каждая приставка, образуя новое слово, влияет и на смысловое содержание речи. Так ли это?
Текст М.А.Чванова начинается с описания бездомной собаки, которая «высматривала» кого-то. Приставка в этом слове отражает напряжённое состояние живого существа, всё внимание её направлено на ожидание: появится ли тот, кто спасёт от лютой смерти.
Ещё стоит выделить такой элемент: «Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт». Это предложение изобилует словами с приставками, которые придают то самое богатство оттенков, о котором говорил Чуковский: «опустилась» — значит, снизошла, вошла в положение, поняла; «поглядывая» — не была полностью поглощена едой, ей нужно нечто большее, намного важнее пищи.
Корней Иванович Чуковский совершенно прав, приписывая приставкам очень важную роль в нашей речи.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала
именно эту женщину?..»
В финале текста Михаила Андреевича Чванова отражается основная мысль всего текста: несчастные нуждаются в доброте и безошибочно определяют добрых людей среди других.
Добрым никогда не будет человек довольный жизнью. И собака это чувствует: «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой». Только тот, кто сам переживал трудности, способен понять бедное, доведённое до отчаяния живое существо.
И собака не ошиблась: она нашла того, кто не может равнодушно пройти мимо чужой беды: «Тогда женщина опустилась на корточки и
погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт».
Наверное, только тот, кто остро нуждается в сочувствии и жалости, может безошибочно определить среди толпы своего спасителя.
Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Доброта – это способность помочь несчастному. Человек добрый обладает способностью сочувствовать другим, он самоотвержен и относиться к людям с любовью.
В тексте Михаила Андреевича Чванова собака нашла среди сотен людей добрую женщину, которая не могла пройти мимо голодного и страдающего существа: «Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине». Совсем не важно, что говорила она, главное – не прошла равнодушно мимо страдания.
Самый добрый человек – герой рассказа «Дурачок» Н.С.Лескова. И жизнь у него трудная. Но он никогда не переживает о себе, его жизненная цель – спасть других. Не забоясь о себе, он получает наказание за другого, сам вызывается идти в солдаты, отпускает конокрада, обрекая себя на смерть.
Ничего не боится добрый человек, потому что самоотверженность и любовь к людям делают его неуязвимым в борьбе со всяким злом.
Все варианты ОГЭ досрочного периода ОГЭ 2020 от ФИПИ: 4ege.ru/gia-in-9/59461-varianty-oge-2020-ot-fipi.html
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. И. Чуковского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.
(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» — и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.
(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.
(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.
(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.
(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.
— (21)Ну, что мне с тобой делать? — почти со слезами спросила женщина.
(22)Собака благоговейно смотрела на неё.
(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла –– просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.
(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..
(По М. А. Чманову) *
* Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) — русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.
1
К этому тексту подходят изложения о доброте.
«Я вспоминал сотни ответов…»
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
«Чтобы оценить доброту и понять ее значение»
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
И изложение о природе «Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои»»
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Прослушайте текст ОДНОГО из изложений и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Примечание: выбор одного из нескольких изложений предлагается только на сайте РЕШУОГЭ по решению редакции. Обращаем внимание на то, что на реальном экзамене к данному тексту может быть дано другое изложение из банка ФИПИ.
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант E7514A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
2
На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Почему собака прижимала к животу ногу и приседала?
2) Какая причина заставила собаку выбирать себе хозяина?
3) Почему собака сначала не стала есть предложенную женщиной булочку?
4) Каково было семейное положение женщины, которая взяла собаку к себе домой?
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант E7514A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Спрятать пояснение
Пояснение.
15.1 Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Подтвердим это примерами из текста Михаила Чванова.
Так, в предложении 1 глагол «высматривала» имеет в своем составе приставку вы-, которой свойственно обобщенное значение «движения изнутри». Неслучайно автором использовано это слово. Для собаки главным в жизни стал поиск хозяина, она вся сосредоточена на этом поиске, поэтому не просто смотрит на проходящих мимо людей, она высматривает, словно заглядывая в каждого: годишься ли ты? пожалеешь ли?
В предложении 6 в слове «бездомная» приставка без- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: собака без дома – она бездомная – опять новый оттенок значения слова, причём, меняющий это значение до противоположного.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами, что приставки вносят дополнительные оттенки значений. Поэтому с уверенностью можно сказать, что прав был Корней Чуковский, утверждая: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
15.2 «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..» Так заканчивается текст Михаила Чванова. Этой фразой автор приглашает читателя задуматься о том, как в проходящей мимо женщине собака смогла «разглядеть» свою, как сердцем почувствовала в ней своего хозяина.
Усталая женщина не собиралась изначально как-то особенно проявлять жалость к брошенному, измученному животному. Об этом говорится в предложении 12: «Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше». Однако она не смогла пройти мимо бездомной собаки. Пожалела её: «Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине» (предложение 18). Зачем ей это понадобилось? Просто она неравнодушный человек, в ней заложены очень важные качества – сострадание и доброта. Собака сердцем почувствовала это.
Сколько людей прошли мимо собаки, брезгливо отворачиваясь, делая вид, что не заметили? В предложении 4 нарисован портрет прохожего, каких тысячи ходят по нашим улицам мимо брошенных животных: «Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались…» А ведь если сегодня таким людям оказалась безразлична судьба собаки, завтра они пройдут мимо беды ближнего, просто потому, что у них нет желания заниматься чужими проблемами, да ещё и оправдают это своей занятостью или, что ещё печальнее, чужими просчётами. Собака на своём веку, видимо, таких немало повидала, вот почему она равнодушна к ним, в них не найти опоры.
Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления доброты. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.
15.3 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. На мой взгляд, доброта — это одно из незаменимых качеств человека, ведь без добрых поступков, идущих от сердца, человек перестанет быть Человеком.
Пройти мимо голодного, бездомного животного могут многие. И многие так и делали, бросая на несчастное животное мимолётный взгляд или даже брезгливо морщась. Почему же из людей лишь одна — усталая молодая женщина с печальным голосом и грустными глазами — не просто поделилась пирожком, а и увела собаку с собой? Да, совершенно очевидно: собака её выбрала и уже смотрела так благоговейно, как смотрят на будущего хозяина. Молодая женщина не смогла уйти, видя эту преданность. Её глаза наполнились слезами, а доброе сердце — жалостью. Поступок женщины, уводящей за собой собаку, говорит о том, что она — добрый, отзывчивый человек, которому больно от чужого несчастья, и поэтому пройти мимо не могла и не может.
«Собаки не ошибаются»,— повторял хозяин маленькой собачки Янки, когда на пороге его квартиры возник совершенно незнакомый мальчик, а щенок, недоверчиво относящийся ко всем, кинулся вдруг на руки к Валерке и приник, преданно дыша и облизывая лицо мальчика. Никто в доме не поинтересовался, почему так часто слышен протяжный и жалобный вой из этой квартиры..Кто-то хотел избавить дом от собаки; друг Валеры, Юра Хлопотов, строил фантастические планы по спасению щенка, но никто, никто, кроме Валеры, не пришёл и не узнал, что происходит. А он пришёл не только узнать, но и предложить свою помощь. Так в руках шестиклассника оказались ключи от квартиры, ведь инженер Молчанов был абсолютно уверен: Валерка— хороший, честный, добрый человек и непременно выполнит своё обещание.
Народная мудрость гласит: «Худо жить тому, кто не делает добра никому». А это значит, что если мы хотим жить хорошо, то творить добро нужно. И тогда непременно наше добро, отданное кому-то, непременно вернётся к нам, окупится сторицей и будет далее шествовать по миру. И пусть цепочка добрых дел не прерывается никогда!
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет |
2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса |
1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне |
0 |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте |
3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, ИЛИ привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, ИЛИ привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте |
1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста |
0 |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста |
1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста |
0 |
Максимальный балл | 9 |
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого |
Баллы |
---|---|
ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки |
2 |
Допущено 2–3 ошибки |
1 |
Допущено 4 и более ошибки |
0 |
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов |
1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов |
0 |
Максимальный балл | 10 |
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант E7514A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Готовое сочинение 9.2 «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину. »
Задание 9.2:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину. »
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для сочинения 9.2:
(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.
(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» –
“>– и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.
(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью. » (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.
(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.
(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.
(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.
“>– (21)Ну, что мне с тобой делать? –
“>– почти со слезами спросила женщина.
(22)Собака благоговейно смотрела на неё.
(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла –
“>– просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они
и скрылись за углом.
(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину.
* Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.) –
“>– русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.
Готовое сочинение 9.2
«Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?» — таков финал текста М. А. Чванова. Данной фразой автор приглашает читателя поразмышлять о том, почему именно в этой женщине собака увидела свою хозяйку, разглядела в ней доброту и отзывчивость.
В предложениях 3-4 мы видим, что собака всячески пыталась обратить на себя внимание прохожих, но равнодушные люди отмахивались от нее или просто уходили.
В предложениях 16-19 собаке встретилась неравнодушная женщина, которая стала ее подкармливать, гладить, ей было жаль бездомное животное, потому что ей свойственны доброта, отзывчивость и сострадание. Собака поняла это и уверенно последовала за дамой.
Таким образом, человечность, милосердие, доброе отношение ко всему живому делают наш мир лучше, а людей, обладающих такими качествами, видят и чувствуют даже животные.
Источник статьи: http://sdam-rus.ru/gotovoe-sochinenie-9-2-pochemu-iz-soten-drugih-sobaka-vybrala-imenno-jetu-zhenshhinu/
Сочинения ОГЭ по варианту №2 от ФИПИ
Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.
Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.
(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом
грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со
слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога,
видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.
(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно
провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи
бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.
(4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили
или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять
приседала, поджимая под себя больную ногу.
(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина.
(6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала
хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело,
хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня ктонибудь, а я отвечу вам такой любовью. » (8)Но усталые люди шли дальше.
(9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала
несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же
усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но
собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно
завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила
голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не
сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла
хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.
(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но
та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят
отделаться подачкой.
(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове,
протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на
женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и чтото тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине.
(19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой
и быстро, не оглядываясь, пошла.
(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной,
заскулила, та растерянно остановилась.
– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила
женщина.
(22)Собака благоговейно смотрела на неё.
(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой.
(24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть
своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они
и скрылись за углом.
(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину.
(По М.А. Чванову*)
* Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.) – российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.
Знаменитый писатель Корней Иванович Чуковский считал, что приставки придают речи богатейшие оттенки. Смысл этого высказывания я понимают так: каждая приставка, образуя новое слово, влияет и на смысловое содержание речи. Так ли это?
Текст М.А.Чванова начинается с описания бездомной собаки, которая «высматривала» кого-то. Приставка в этом слове отражает напряжённое состояние живого существа, всё внимание её направлено на ожидание: появится ли тот, кто спасёт от лютой смерти.
Ещё стоит выделить такой элемент: «Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт». Это предложение изобилует словами с приставками, которые придают то самое богатство оттенков, о котором говорил Чуковский: «опустилась» – значит, снизошла, вошла в положение, поняла; «поглядывая» – не была полностью поглощена едой, ей нужно нечто большее, намного важнее пищи.
Корней Иванович Чуковский совершенно прав, приписывая приставкам очень важную роль в нашей речи.
В финале текста Михаила Андреевича Чванова отражается основная мысль всего текста: несчастные нуждаются в доброте и безошибочно определяют добрых людей среди других.
Добрым никогда не будет человек довольный жизнью. И собака это чувствует: «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой». Только тот, кто сам переживал трудности, способен понять бедное, доведённое до отчаяния живое существо.
И собака не ошиблась: она нашла того, кто не может равнодушно пройти мимо чужой беды: «Тогда женщина опустилась на корточки и
погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт».
Наверное, только тот, кто остро нуждается в сочувствии и жалости, может безошибочно определить среди толпы своего спасителя.
Доброта – это способность помочь несчастному. Человек добрый обладает способностью сочувствовать другим, он самоотвержен и относиться к людям с любовью.
В тексте Михаила Андреевича Чванова собака нашла среди сотен людей добрую женщину, которая не могла пройти мимо голодного и страдающего существа: «Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине». Совсем не важно, что говорила она, главное – не прошла равнодушно мимо страдания.
Самый добрый человек – герой рассказа «Дурачок» Н.С.Лескова. И жизнь у него трудная. Но он никогда не переживает о себе, его жизненная цель – спасть других. Не забоясь о себе, он получает наказание за другого, сам вызывается идти в солдаты, отпускает конокрада, обрекая себя на смерть.
Ничего не боится добрый человек, потому что самоотверженность и любовь к людям делают его неуязвимым в борьбе со всяким злом.
Источник статьи: http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/59477-sochineniya-oge-po-variantu-2-ot-fipi.html
Напишите сочинение рассуждение как вы понимаете смысл финала текста собака
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Б. В. Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. В. Шергина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Собаки не ошибаются, не ошибаются. — бурчал себе под нос инженер Молчанов».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.
(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой.
– (4)Не обращай внимания! — махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. — (5)Собака у соседа!
– (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак.
(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей.
(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
– (20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
– (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело. (24)Янка с чужими. не особенно любезна. (25)А к тебе — вон как! (26)Заходи.
(28)Человек сразу стал серьёзным.
– (31)Собака ваша. Яна. (32)Воет целыми днями.
– (34)Так. (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?
– (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?
– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!
– (43)Я прихожу из школы в два часа. (44)Я бы мог гулять с ней после школы!
(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.
(47)Пришло время удивляться Валерке.
– (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?
– (49)Ох, извини, пожалуйста, — мужчина протянул руку. — (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.
– (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», — с достоинством ответил мальчишка.
– (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?
(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.
– (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются. — бурчал себе под нос инженер Молчанов.
* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) — современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Мирошниченко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.
Российский журналист Андрей Мирошниченко сказал: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог — это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения № 5. 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении № 18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.
Таким образом, на приведенных примерах нетрудно заметить разницу между устной и письменной речью. Возможно, действительно правы ученые, предлагающие «выделять два языка — устный и письменный»
Укажите ошибочное суждение.
В слове ЩУПЛОМУ звук Щ всегда мягкий, не имеет пары по твердости.
Правильный ответ указан под номером 2.
Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В контексте предложения слово ЩУПЛЫЙ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ХУДОЙ.
15.1 Русский писатель Борис Шергин сказал: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения №5. 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении № 18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.
Таким образом, на приведенных примерах нетрудно заметить разницу между устной и письменной речью: речь письменная сложнее, подчиняется нормам, в том числе и синтаксическим, в большей степени, чем устная. Возможно, действительно правы ученые, предлагающие «выделять два языка — устный и письменный». А высказывание Шергина только ещё больше это подтверждает.
15.2 «– Собаки не ошибаются, не ошибаются. . . — бурчал себе под нос инженер Молчанов». Так заканчивается текст Владимира Железникова. Этой фразой подводится итог размышлениям инженера Молчанова о том, что искренность мальчика смогла «разглядеть» собака, которая сердцем почувствовала в нём своего.
Валерка не смог пройти мимо воющей собаки, он направился выяснять, в чём причина её такого поведения. А когда узнал, что собака воет, потому что с ней некому гулять, с готовностью предложил свою помощь. Зачем ему это понадобилось? Просто он неравнодушный человек, в нём уже заложены очень важные качества — сострадание и доброта.
Совсем по-другому ведёт себя Юрка. Он предлагает не обращать внимания на вой собаки, он с рассудительным видом заключает: «Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак. . . » А ведь если ему сегодня оказалась безразлична судьба собаки, завтра он пройдёт мимо беды ближнего, просто потому, что у него нет желания заниматься чужими проблемами, да ещё и оправдает это своей занятостью или, что ещё печальнее, чужими просчётами. Очень страшно, когда нас окружают такие люди, как Юрка.
Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь — важные проявления доброты. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.
15.3 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду.
Герой текста Владимира Железникова Валерка не смог пройти мимо воющей собаки, он направился выяснять, в чём причина её такого поведения. А когда узнал, что собака воет, потому что с ней некому гулять, с готовностью предложил свою помощь. Зачем ему это понадобилось? Просто он неравнодушный человек, в нём уже заложены очень важные качества: сострадание и доброта. Он не кичится своим поступком, для него это проявление доброты естественно и абсолютно бескорыстно.
Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь — важные проявления доброты.
Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.
Источник статьи: http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=7829
Пример
работы над написанием сочинения-рассуждения 15.2 и 15.3 по тексту варианта
сайта «Решу ОГЭ»
(1)Метрах в пяти от
огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах
худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях.
(2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно
приседала.
(3)Выражающим муку,
загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом
перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» —
и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о
ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза
тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.
(5)И я понял, что она
никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была
ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была
голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня
кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..»
(8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то
за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
(10)Она остановила свой
выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по
собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом
решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу
преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и
положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала,
не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла
хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.
(16)Женщина достала из
сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине:
она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.
(17)Тогда женщина
опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака
начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт.
(18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же
печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок,
положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.
(20)Собака, оставив
недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно
остановилась.
— (21)Ну,
что мне с тобой делать? — почти со слезами спросила женщина.
(22)Собака благоговейно
смотрела на неё.
(23)Женщина вынула из
сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла –– просто из вежливости,
чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за
женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.
(26)Почему из сотен
других собака выбрала именно эту женщину?..
(По М.
А. Чманову) *
* Михаил Андреевич
Чванов (род. в 1944 г.) — русский писатель, публицист, директор
мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.
2. На какой вопрос в
тексте нет ответа?
1) Почему собака
прижимала к животу ногу и приседала?
2) Какая причина
заставила собаку выбирать себе хозяина?
3) Почему собака
сначала не стала есть предложенную женщиной булочку?
4) Каково было семейное
положение женщины, которая взяла собаку к себе домой?
3. Укажите, какое
средство выразительности использовано в предложении:
Она уже не ласкалась
униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.
1) сравнительный оборот
2) метафора
3) фразеологизм
4) олицетворение
4. Из предложений 1—3
выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением«присоединение».
5. Из предложений 20—25
выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
6. Замените книжное
слово «благоговейно» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
7. Замените
словосочетание «бездомная жизнь», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 25.
9. Среди предложений
17—20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным
определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже
предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводных словах.
И я понял,(1) что она
никого не ждёт,(2) а выбирает себе хозяина. Бездомная жизнь,(3) без
сомнения,(4) была ей уже невмоготу,(5) и она выбирала хозяина.
11. Укажите количество грамматических
основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Женщина достала из
сумки булку,(1) положила её перед собакой,(2) но та не ела,(3) глядела в глаза
женщине: она понимала,(4) что от неё хотят отделаться подачкой. Тогда женщина
опустилась на корточки и погладила её по голове,(5) протянула ей булочку,(6) и
собака начала есть,(7) то и дело поглядывая на женщину: она боялась,(8) что та
уйдёт.
13. Среди предложений 20—26 найдите
сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите
номер этого предложения.
14. Среди предложений 10—16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
Задание
15
1. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Корнея Ивановича
Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В
разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Аргументируя свой
ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
К.И. Чуковского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака
выбрала именно эту женщину?..» Приведите в сочинении 2 (два)
аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение
представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение 15.2
Шаг
1. Внимательно прочитать
текст . Понять, о чём в нём говорится.
В
данном тексте говорится о том, что усталое, одинокое животное выбирает себе
хозяина. На первый взгляд, кажется, что собака никогда не выберет себе хозяина,
потому что люди равнодушны и к ее худобе, и к ее одиночеству. Но умное животное
стремится выбрать не просто хозяина, а родственное существо. Такой стала
молодая женщина с «усталым взглядом».
Шаг
2. Внимательно прочитать
задание 15.2.
Напишите
сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала
текста: «Почему из
сотен других собака выбрала именно эту женщину?..» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из
прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен
составлять не менее 70 слов.
Шаг
3. Определите значение
вопроса. Какова основная мысль в нем заложена.
Собаке
нужен не просто хозяин, ей нужен тот, кто поймет ее, проникнет необычайным
чувством сострадания и понимания.
Шаг
4. Сформируйте вступление,
употребляя клише.
1
абзац.
Огромное впечатление произвёл на меня текст автора (ФИО) М.А.Чманова, посвящённый проблеме (проблема четко обозначена в задании 15.3) доброты
и отзычивости. Текст
заканчивается словами: «Почему из сотен других собака
выбрала именно эту женщину?..». На мой взгляд, речь идет о том, что герой
рассказа в данном
тексте это усталое, одинокое животное, которое выбирает себе хозяина. На
первый взгляд, кажется, что собака никогда не выберет себе человека, с которым
бы она провела всю свою жизнь, потому что люди равнодушны и к ее худобе, и к ее
одиночеству. Но умное животное стремится выбрать не просто хозяина, а родственное
существо. Такой стала молодая женщина с «усталым взглядом». ….
Шаг
5. (2 абзац из двух – трех предложений
с цитатой из текста).
Клише:
2 абзац.
Во-первых,
справедливость этого тезиса можно доказать на примере предложения номер 10: «Она остановила свой выбор
на молодой женщине, такой же усталой.» Собака вглядывалась в лица людей, и, кажется, что искала
сострадания, умоляя их, но это не совсем так. Ее безысходное одиночество
требовало не только и не столько любви, сколько возможности делиться своим чувством.
Шаг
6. (3 абзац, 2-й
пример-аргумент из текста, обязательно с комментарием. Абзац делать
необязательно)
3
абзац.
Во-вторых, собака не просто выбирает, она устраивает небольшую
проверку, ведь для несчастного существа ошибиться было бы равносильно смерти. Для подтверждения сказанного обратимся к предложениям 14, 16, 17,
19, 20 этого текста. И вот наконец-то поставлена самая главная точка в этом
опроснике двух родственных сердец: «Та взяла –– просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не
спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной.»
Шаг
7. Сформулировать вывод (4
абз., возврат к понятию.)
Клише:
3 абзац.
Таким образом, одинокое, усталое существо находит себе не только хозяина, но и
родственную душу, с которой, пусть не в достатке, пусть не всегда досыта, но
они проживут счастливую жизнь, поддерживая друг друга в трудную минуту.
Шаг
8. Проверить орфографию,
пунктуацию, речь и грамматику. Сосчитать количество слов (объём сочинения: не
менее 70 слов).
Шаг
9. Разборчивым почерком
переписать на бланк.
ТРЕБОВАНИЯ
К ТЕКСТУ: смысловая
цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность
!
ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !
—
Запишите один из вариантов вступления.
—
Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое
вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
Огромное впечатление произвёл на меня текст М.А.Чманова, посвящённый проблеме доброты
и отзычивости. Текст
заканчивается словами: «Почему из
сотен других собака выбрала именно эту женщину?..». На мой взгляд, речь идет о том, что герой рассказа в данном тексте это усталое,
одинокое животное, которое выбирает себе хозяина. На первый взгляд, кажется,
что собака никогда не выберет себе человека, с которым бы она провела всю свою
жизнь, потому что люди равнодушны и к ее худобе, и к ее одиночеству. Но умное
животное стремится выбрать не просто хозяина, а родственное существо. Такой
стала молодая женщина с «усталым взглядом». ….
Во-первых,
справедливость этого тезиса можно доказать на примере предложения номер 10: «Она
остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой.»
Собака вглядывалась в лица людей, и, кажется, что искала
сострадания, умоляя их, но это не совсем так. Ее безысходное одиночество
требовало не только и не столько любви, сколько возможности делиться своим
чувством.
Во-вторых, собака не
просто выбирает, она устраивает небольшую проверку, ведь для несчастного
существа ошибиться было бы равносильно смерти. Для
подтверждения сказанного обратимся к предложениям 14, 16, 17, 19, 20 этого
текста. И вот наконец-то поставлена самая главная точка в этом опроснике
двух родственных сердец: «Та взяла –– просто из
вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней
побежала за женщиной.»
Таким образом, одинокое, усталое существо находит себе не только хозяина, но и
родственную душу, с которой, пусть не в достатке, пусть не всегда досыта, но
они проживут счастливую жизнь, поддерживая друг друга в трудную минуту..
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве
тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего
жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Алгоритм написания сочинения на морально- этическую
тему (задание 15.3 ОГЭ)
Шаг
1. Внимательно прочитать
текст . Понять, о чём в нём говорится
В
данном тексте говорится о том, как измученное, усталое, больное животное
выбирает себе хозяина. Она уверенна наверняка, что хозяин где-то обязательно
есть. Возможно, в этих поисках собака находится не один день, и, может, не один
год. Но вот автор становится свидетелем того, как собака нашла не только
хозяина, но и, по всей видимости, родственное существо.
Шаг
2. Внимательно прочитать
задание 15.3.
Шаг
3. Определить лексическое
значение ключевого слова (написано заглавными буквами)
Когда
мы заговариваем об общечеловеческих понятиях, таких как любовь, верность,
честность, отзывчивость, доброта, мы с легкостью даем им самые точные, на наш
взгляд, определения. Ведь что такое доброта? Доброта – это возможность сострадать,
видеть, отзываться на чужую боль. Значит, переведенные сотни, тысячи, миллионы
на счет больного ребенка это уже доброта. А может, доброта – это когда тайком,
украдкой от родителей носишь обрезки колбасы бездомному котенку? А может,
доброта, это возможность броситься к каждому, кто болен, брошен?
Шаг
4. Сформулировать тезис,
перефразировав вопрос (заменить вопросительное слово КАК словом ТАК)
Итак,
доброта – это возможность живого существа не только сочувствовать и сострадать,
но и, отметая какие-либо свои мелкособственнические интересы, бросаться на
помощь тем, кто остро нуждается в нашем большом и горячем сердце.
Шаг
5. (1 абзац из двух
предложений (тезис) Написать на черновике вступление
Клише: Значение слова … я понимаю так: … — это…
Своё
понимание значения слова … я раскрою на примере текста ( инициалы и фамилия
автора автора)
Значение
слова дорота я раскрою на примере текста М. А. Чманова.
Шаг
6. (2 абзац, 1-й
пример-аргумент из текста)
Своими
словами передать мыль автора, содержание той части текста, которая подтверждает
тезис.Указать номера предложений
Клише:1) Так герой (героиня)рассказа…..
В данном
тексте говорится о том, как измученное, усталое, больное животное выбирает себе
хозяина. Собака уверенна наверняка, что хозяин где-то обязательно есть.
Возможно, в этих поисках собака находится не один день, и, может, не один год.
Но вот автор становится свидетелем того, как собака нашла не только хозяина, но
и, по всей видимости, родственное существо. Так в
предложении 10 «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой.»
автор специально выделяет, что главное в том, что только прочувствовавший на
себе все человек способен проникнуться чужой болью.
Шаг
7. (3 абз., 2-й
пример-аргумент из жизни)
Продумать
смысловой переход к примеру из жизни (из личного опыта, из истории, из
литературы, из телевидения и кино).
(3
абз., 2 довод, пример из жизни)
Клише:1) Примеры проявления … можно увидеть не только в
литературе, но и в жизни.
Примеры
проявления доброты можно увидеть не только в литературе, но и в жизни. Очень
часто люди, столкнувшись с бедой, как и герои очерка М.А Чманова, проходят дальше.
Естественно, они не остаются равнодушными, они хотят помочь всей душой. Но вот
за этой самой душой тесная квартира, маленькая зарплата и хлопоты, хлопоты. Но
есть те, кто отбросив отговорки бросаются на помощь при первом зове, те, кому
чужая боль не дает спать спокойно. Сегодня это те молодые люди, которые, не
взирая на свою загруженность, оставляют все свои дела и несутся в детские дома
и в дома престарелых, в приюты для бездомных животных и на помощь
людям-инвалидам. Ведь главное это то, к чему ведет тебя твое сердце.
2)
Примеры проявления … можно увидеть и в произведениях других писателей. Так,
герой книги «…» (инициалы, фамилия автора)
Примеры
проявления доброты можно увидеть и в произведениях других писателей. Так герой
рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» приходит на помощь семье Мерцаловых.
Почувствовав огромнейшую пустоту и желание распрощаться с жизнью в главе семьи,
доктор Пирогов, несмотря на собственную нужду в деньгах, не задумываясь
бросается на помощь тем, кому это необходимо. Те скудные деньги, что он
оставляет семье никоим образом не спасут героев от свалившихся на них
испытаний, но помогут самым главным – верой в человека. Ведь желание
бескорыстной помощи – это, прежде всего, яростный порыв сердца против чужой
беды.
3)
И в жизни нередко встречаются примеры проявления…( такие люди, как…)
И в
жизни нередко встречаются примеры проявления доброты. На самом деле, каждый1 из
нас может похвастаться совершенным добрым поступком. Но иногда бывают люди, за
которыми их дела и поступки не стоят, они являются частью их образа жизни. Мне
бы хотелось привести в пример удивительного человека, смелую, мужественную и, в
то же время, хрупкую женщину, ушедшую из жизни до конца оставаясь в армии
милосердия и добра, Елизавету Глинка. Ту самую доктора Лизу, которая, несмотря
ни на что, прорывалась в пылающие огнем Донбасс и Сирию и в буквальном смысле
вырывала у лап смерти тех, кто нуждался в спасении особенно остро.
Шаг
8. Сформулировать вывод (4
абз., возврат к понятию.)
Клише: Таким образом, … в жизни человека играет
важную роль, ведь если каждый из нас будет …, то и общество в целом изменится в
лучшую сторону.
Таким
образом, доброта в жизни человека играет важную роль, ведь если каждый из нас
будет добрым, то и общество в целом изменится в лучшую сторону.
Шаг
9. Проверить орфографию,
пунктуацию, речь и грамматику. Сосчитать количество слов (объём сочинения: не
менее 70 слов).
1 вариант
Когда мы заговариваем об общечеловеческих понятиях, таких как
любовь, верность, честность, отзывчивость, доброта, мы с легкостью даем им
самые точные, на наш взгляд, определения. Ведь что такое доброта? Доброта – это
возможность сострадать, видеть, отзываться на чужую боль. Значит, переведенные
сотни, тысячи, миллионы на счет больного ребенка это уже доброта. А может, доброта
– это когда тайком, украдкой от родителей носишь обрезки колбасы бездомному
котенку? А может, доброта, это возможность броситься к каждому, кто болен,
брошен?
Итак, доброта – это возможность живого существа не только
сочувствовать и сострадать, но и, отметая какие-либо свои мелкособственнические
интересы, бросаться на помощь тем, кто остро нуждается в нашем большом и
горячем сердце.
В данном тексте говорится о том, как измученное, усталое,
больное животное выбирает себе хозяина. Собака уверенна наверняка, что хозяин
где-то обязательно есть. Возможно, в этих поисках собака находится не один
день, и, может, не один год. Но вот автор становится свидетелем того, как животное
нашло не только хозяина, но и, по всей видимости, родственное существо. Так в
предложении 10 «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой.»
автор специально выделяет то главное, что только прочувствовавший на себе все
человек способен проникнуться чужой болью.
Примеры проявления доброты можно увидеть не только в литературе,
но и в жизни. Очень часто люди, столкнувшись с бедой, как и герои очерка М.А
Чманова, проходят дальше. Естественно, они не остаются равнодушными, они хотят
помочь всей душой. Но вот за этой самой душой тесная квартира, маленькая
зарплата и хлопоты, хлопоты. Но есть те, кто отбросив отговорки бросаются на
помощь при первом зове, те, кому чужая боль не дает спать спокойно. Сегодня это
те молодые люди, которые, не взирая на свою загруженность, оставляют все свои
дела и несутся в детские дома и в дома престарелых, в приюты для бездомных
животных и на помощь людям-инвалидам. Ведь главное это то, к чему ведет тебя
твое сердце.
Таким образом, доброта в жизни человека играет важную роль,
ведь если каждый из нас будет добрым, то и общество в целом изменится в лучшую
сторону.
2 вариант
Когда мы заговариваем об общечеловеческих понятиях, таких как
любовь, верность, честность, отзывчивость, доброта, мы с легкостью даем им
самые точные, на наш взгляд, определения. Ведь что такое доброта? Доброта – это
возможность сострадать, видеть, отзываться на чужую боль. Значит, переведенные
сотни, тысячи, миллионы на счет больного ребенка это уже доброта. А может,
доброта – это когда тайком, украдкой от родителей носишь обрезки колбасы
бездомному котенку? А может, доброта, это возможность броситься к каждому, кто
болен, брошен?
Итак, доброта – это возможность живого существа не только
сочувствовать и сострадать, но и, отметая какие-либо свои мелкособственнические
интересы, бросаться на помощь тем, кто остро нуждается в нашем большом и
горячем сердце.
В данном тексте говорится о том, как измученное, усталое,
больное животное выбирает себе хозяина. Собака уверенна наверняка, что хозяин
где-то обязательно есть. Возможно, в этих поисках собака находится не один
день, и, может, не один год. Но вот автор становится свидетелем того, как животное
нашло не только хозяина, но и, по всей видимости, родственное существо. Так в
предложении 10 «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой.»
автор специально выделяет то главное, что только прочувствовавший на себе все
человек способен проникнуться чужой болью.
Примеры проявления доброты можно увидеть и в произведениях
других писателей. Так герой рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» приходит на
помощь семье Мерцаловых. Почувствовав огромнейшую пустоту и желание
распрощаться с жизнью в главе семьи, доктор Пирогов, несмотря на собственную
нужду в деньгах, не задумываясь бросается на помощь тем, кому это необходимо.
Те скудные деньги, что он оставляет семье никоим образом не спасут героев от
свалившихся на них испытаний, но помогут самым главным – верой в человека. Ведь
желание бескорыстной помощи – это, прежде всего, яростный порыв сердца против
чужой беды.
Таким образом, доброта в жизни человека играет важную роль,
ведь если каждый из нас будет добрым, то и общество в целом изменится в лучшую
сторону.
3 вариант
Когда мы заговариваем об общечеловеческих понятиях, таких как
любовь, верность, честность, отзывчивость, доброта, мы с легкостью даем им
самые точные, на наш взгляд, определения. Ведь что такое доброта? Доброта – это
возможность сострадать, видеть, отзываться на чужую боль. Значит, переведенные
сотни, тысячи, миллионы на счет больного ребенка это уже доброта. А может,
доброта – это когда тайком, украдкой от родителей носишь обрезки колбасы
бездомному котенку? А может, доброта, это возможность броситься к каждому, кто
болен, брошен?
Итак, доброта – это возможность живого существа не только
сочувствовать и сострадать, но и, отметая какие-либо свои мелкособственнические
интересы, бросаться на помощь тем, кто остро нуждается в нашем большом и
горячем сердце.
В данном тексте говорится о том, как измученное, усталое,
больное животное выбирает себе хозяина. Собака уверенна наверняка, что хозяин
где-то обязательно есть. Возможно, в этих поисках собака находится не один
день, и, может, не один год. Но вот автор становится свидетелем того, как животное
нашло не только хозяина, но и, по всей видимости, родственное существо. Так в
предложении 10 «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой.»
автор специально выделяет то главное, что только прочувствовавший на себе все
человек способен проникнуться чужой болью.
И в жизни нередко встречаются примеры проявления доброты.
На самом деле, каждый1 из нас может похвастаться совершенным добрым поступком.
Но иногда бывают люди, за которыми их дела и поступки не стоят, они являются
частью их образа жизни. Мне бы хотелось привести в пример удивительного
человека, смелую, мужественную и, в то же время, хрупкую женщину, ушедшую из жизни
до конца оставаясь в армии милосердия и добра, Елизавету Глинка. Ту самую
доктора Лизу, которая, несмотря ни на что, прорывалась в пылающие огнем Донбасс
и Сирию и в буквальном смысле вырывала у лап смерти тех, кто нуждался в
спасении особенно остро.
Таким образом, доброта в жизни человека играет важную роль,
ведь если каждый из нас будет добрым, то и общество в целом изменится в лучшую
сторону.
Шаг
10. Разборчивым почерком
переписать на бланк.
ТРЕБОВАНИЯ
К ТЕКСТУ: смысловая
цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность
!
ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !
—
Запишите один из вариантов вступления.
—
Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое
вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.