Версия для печати и копирования в MS Word
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А. М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. М. Пешковского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, — констатировала мама. — Это, по-твоему, плохо? — удивилась я. — Сиять отражённым светом? — Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё: — Смотря чьим светом!»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться — и я обороняла от них Лялю.
– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.
(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, — констатировала мама.
– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.
– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!
(По А. Алексину) *
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
1
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЖЕНЩИНЫ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
2) В слове ОБЛОЖКАХ буква Ж обозначает звук [ш].
3) В слове ДРУЖИЛА все согласные звуки звонкие.
4) В слове ЧЬИМ один слог.
Источник: ГИА — 2013, вариант 1311, ГИА по русскому языку 04.06.2013. Основная волна. Вариант 1311.
2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А. М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник: Банк заданий ФИПИ
3
Замените просторечное выражение «без натуги» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 61AF1A
Спрятать пояснение
Пояснение.
15.1 Слова каждой части речи имеют свою нишу в огромном мире слов и выполняют определенные функции. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Неслучайно А. М. Пешковский утверждал: «У каждой части речи свои достоинства». Попробуем доказать это на примере использования имен прилагательных и местоимений в отрывке из произведения Анатолия Алексина.
С помощью местоимений в тексте конкретизируются явления и понятия. Богато местоимениями предложение 5 (Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.) Автором используются относительные, указательные, личные местоимения, которые помогают избежать неоправданных повторений, делают нашу речь разнообразнее, выразительнее, грамотнее. Относительное местоимение «которую» связывает части сложноподчиненного предложения. Предложение 3 связывается с предыдущим с помощью личного местоимения «с ней». Так, местоимение выступает в качестве грамматического средства.
С помощью имен прилагательных в тексте создаются образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девочек: красивые женщины (предложение №14), лицо ее было подвижным (предложение № 9). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живые, легко представляемые портреты героинь.
Проанализировав текст, мы подтвердили мысль А. М. Пешковского о важности и незаменимости каждой части речи.
15.2 Финальные строки текста Анатолия Алексина значимы. Мама не хочет, чтобы дочь слепо поклонялась своим подругам — именно об этом фраза «Сиять отражённым светом». Подумав, мама добавляет: «Смотря чьим светом!» И это существенное добавление: мама не предлагает отказываться от подруг; если это настоящая дружба, то можно жертвенно, бескорыстно служить близким тебе по духу людям. Подтвердим это примерами их текста.
Героиня Алексина гордится своими подругами. Она, как адъютант, готова следовать за ними и оказываться в нужный момент рядом. Так, за Машей она собирает написанные и брошенные стихи (предложение номер 7). С готовностью обороняет Лялю от надоедливых поклонников (предложение номер 17).
Насколько естественны и бескорыстны эти поступки! Именно так и ведут себя настоящие друзья. Сама героиня говорит об этом в предложении номер 21: «Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли».
Таким образом, нам удалось подтвердить, что в дружбе нужно быть готовым уступить, поставить интересы друга выше собственных, а героиня Алексина — пример, как надо дружить.
15.3 Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я думаю, каждый человек.
Героиня Анатолия Алексина гордится своими подругами. Она, как адъютант, готова следовать за ними и оказываться в нужный момент рядом. Так, за Машей она собирает написанные и брошенные стихи. С готовностью обороняет Лялю от надоедливых поклонников. Насколько естественны и бескорыстны эти поступки! Именно так и ведут себя настоящие друзья. Сама она говорит об этом в предложении номер 21: «Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли».
Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина. Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить опального друга в Михайловском. Нужны были и преданность другу, и смелость, чтобы поехать к вошедшему в немилость к царю поэту.
Приведённые примеры подтверждают, что дружба — великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет |
2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса |
1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне |
0 |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте |
3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, ИЛИ привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, ИЛИ привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте |
2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте |
1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста |
0 |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет |
2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста |
1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста |
0 |
Максимальный балл | 9 |
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого |
Баллы |
---|---|
ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки |
2 |
Допущено 2–3 ошибки |
1 |
Допущено 4 и более ошибки |
0 |
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок |
2 |
Допущено 3–4 ошибки |
1 |
Допущено 5 и более ошибок |
0 |
ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов |
1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов |
0 |
Максимальный балл | 10 |
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 61AF1A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
метки: Продолжать, Текст, Сочинение, Переписать, Составлять, Слово, Прочитать, Писать
Это,(6) по-твоему,(7) плохо? – удивилась я.
грамматических основ
сочинительной
Маше сулили чин академика,(1) Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи,(2) а я просто была их подругой. Мне ничего не сулили.
Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,(3) чем собственными достоинствами,(4) именно потому,(5) что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
последовательным подчинением
бессоюзное сложное
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.М. Пешковского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«– Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.
- Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.
- Сиять отражённым светом? – Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
- Смотря чьим светом!»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 22
(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.
(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой…
- (4)Не обращай внимания! – махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. – (5)Собака у соседа!
- (6)Почему же она воет?
- (7)Откуда я знаю.
(8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак…
(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей…
(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.
- (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
- (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело…
(24)Янка с чужими… не особенно любезна. (25)А к тебе – вон как! (26)Заходи.
- (27)Я на минутку, по делу.
(28)Человек сразу стал серьёзным.
- (29)По делу? (30)Слушаю.
- (31)Собака ваша…
Яна… (32)Воет целыми днями.
(33)Человек погрустнел.
- (34)Так… (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?
- (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?
- (39)Ты прав, ей плохо.
(40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!
- (43)Я прихожу из школы в два часа… (44)Я бы мог гулять с ней после школы!
(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.
- (46)Держи.
(47)Пришло время удивляться Валерке.
- (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?
- (49)Ох, извини, пожалуйста, – мужчина протянул руку.
– (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.
- (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», – с достоинством ответил мальчишка.
- (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?
(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.
- (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются… – бурчал себе под нос инженер Молчанов.
(По В.К. Железникову)*
* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) – современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему инженер Молчанов «странно посмотрел» на Валерку?»
1) Инженер Молчанов побоялся доверить ключи от квартиры незнакомому человеку.
2) Инженера Молчанова удивила готовность мальчика взвалить чужие заботы на свои плечи.
3) Инженер Молчанов был удивлён реакцией своей собаки на незнакомого человека.
4) Инженер Молчанов был расстроен жалобами соседей на вой собаки.
фразеологизм
1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой…
2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак…
3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4) Пришло время удивляться Валерке.
приставки
5. Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
6. Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
«собачьего языка»
грамматическую основу
с обособленным обстоятельством
вводном слове
Валерка,(1) прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба,(2) решил ждать,(3) сколько понадобится. И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет,(4) видимо,(5) в прихожей…
грамматических основ
сочинительной
Примеры сочинений 15.1, 15.2, 15.3 на ОГЭ по русскому языку 2019 года (по тексту Алексеева) | Литрекон
Как известно, на ОГЭ по русскому языку ученики должны написать одно эссе, выбрав одну из трех предложенных тем. Многомудрый Литрекон приводит образец каждого сочинения, чтобы читателю было понятно, что от него требуется на экзамене. Структура сочинений полностью соответствует критериям оценки.
15.1
(102 слова) Знаки препинания, по мнению Е. И. Никитиной, несут не только функцию отделения и выделения. Также они могут выразить смысловые значения, делая письменную речь более живой и яркой. Примеры этому находятся в тексте М. Алексеева.
Так, в предложениях 13-15 используется сочетание вопросительного и восклицательного знаков. Это показывает эмоциональность речи героев, здесь не просто задается вопрос, а сразу высказывается отношение к нему.
Многоточие в предложении 28 показывает, что это в последнем предложении заключена главная мысль всего текста, информация для размышления. Автор предлагает читателям самостоятельно порассуждать на тему своего произведения, примерить ситуацию на себя.
Таким образом, знаки действительно говорят и могут играть и важную смысловую роль.
15.2
(127 слов) Смысл финала текста заключается в том, что каждый из мальчиков не может найти в себе силы помириться первым, несмотря на взаимные страдания. Дружба перешла во вражду из-за случайности, но признать ее ни у кого не хватает сил.
В предложениях 2-9 герой с теплом отзывается о своем приятеле, времяпрепровождение с которым интересно и необычно. Друг Ванька умел особенно свистеть, что не давалась рассказчику Мише, но первый не задавался своим талантом, утешал товарища, что у того все со временем получится.
Когда друзья стали врагами, «тесновато стало на душе» у Миши. Никакие развлечения не приносили той же радости, но в герое говорила оскорбленная гордость. Он понимал, как сложно без друга, но переступить через себя и помириться не мог.
Таким образом, случайная ссора может прервать крепкую дружбу, лишить жизнь ярких красок.
15.3
(157 слов) Дружба – сближение на основе общих интересов и предпочтений. Человек счастлив, если у него есть друзья, которые всегда поддержат и помогут в тяжелых ситуациях.
Мальчики Ваня и Миша из текста М. Алексеева были верными друзьями: вместе и в школе, и на прогулках. Друг без друга привычные забавы казались уже менее интересными: «Без него речка – не речка, лес – не лес, сады – не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова!».
Пример преданной дружбы – отношения Петра Гринева и Савельича из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дядька молодого офицера следует за ним везде, чтобы помочь, оградить от всех напастей.
За это Петр платит Савельичу благодарностью. Так, после их размолвки из-за проигранных денег дворянин Гринев извинился перед своим крепостным, а такие отношения нельзя отнести к разряду «барин-слуга».
В них ощущается теплота взаимной симпатии.
Обратите внимание
Близкий человек, который хорошо к тебе относится, необходим каждому. Дружба требует взаимных уступок и чуткости, тогда она может сохраниться на всю жизнь.
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/oge/primery-po-russkomu-yazyku-2019-goda-po-tekstu-alekseeva/
Какое задание ОГЭ по русскому легче: 15.1., 15.2. или 15.3?
С 2014 – 2015 учебного года в часть 3 экзаменационной работы, связанной с написанием сочинения, добавлена возможность выбора формата сочинения. Учащиеся теперь могут выбрать одно из трех заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. В связи с этим возникает вопрос: какое задание легче? Что выбрать? Рассмотрим подробнее каждое из заданий.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Прочитанный текст мог быть примерно таким (открыть в новом окне)
Именно такой была формулировка задания части 3 последние несколько лет. Смысл предложенного высказывания необходимо раскрыть, приводя аргументы и примеры из прочитанного ранее текста.
А это было сделать не так просто, так как, во-первых, нужно очень хорошо владеть теоретическим материалом, так как цитаты, помещенные в задании, зачастую были наполнены лингвистическими терминами.
Во-вторых, нужно уметь анализировать прочитанный текст и обращать внимание на интересные языковые явления, что для девятиклассника представляло особую сложность. Такой текст часто получался очень техническим, мало напоминающим обычное сочинение. Вот пример сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по заданию 15.1.:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.
Важно
Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).
А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письмо погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов)
Чтобы успешно написать сочинение на лингвистическую тему (15.
1), школьники должны хорошо знать языковые средства выразительности, разбираться в них, уметь определять их роль в тексте, а это довольно трудная задача Учитывая вышесказанное и невысокие результаты школьников за предыдущие года сдачи ГИА по русскому языку, в экзаменационную работу добавлены два альтернативных задания ОГЭ: 15.2. и 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование
Данное сочинение более напоминает привычные школьникам развернутые письменные ответы на вопрос, мастерство в написании которых ученики отрабатывали, например, на уроках литературы. Поэтому задание 15.2. представляется несколько легче предыдущего. Вот так может выглядеть сочинение ОГЭ в формате задания 15.2 по прочитанному тексту:
Смысл финала текста я понимаю так: для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой. Приведем примеры из текста Б.Васильева, подтверждающие это.
Во-первых, в предложении № 17 письма называются “бесценными”. Данный эпитет употребляется вместе со словом “листочками”, имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс.
Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых “листочков” для пожилой женщины.
Во-вторых, в предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой, где люди обычно хранят самое ценное (“Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души”). С помощью данной метафоры Васильев показывает ту значимость, которую имели письма для старушки.
Совет
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души. (149 слов)
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Данная формулировка отдаленно напоминает формулировку задания ЕГЭ по русскому языку части 2, в которой требуется написать сочинение-рассуждение, и, на мой взгляд, значительно облегчает выпускникам задачу в написании сочинения.
Вторым аргументом разрешено использовать факты из жизненного опыта. Ну чего проще? Вот как может выглядеть сочинение в формате задания 15.3. по прочитанному тексту:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)
Обратите внимание
Учитывая все вышесказанное, задания 15.2. и 15.3. выглядят несколько проще на фоне запутанного задания 15.1.
Вот из и выбирайте! Многих ошибок, связанных с незнанием лингвистических терминов и явлений, я уверен, удастся избежать!
Дополнительно читайте:
Как писать сочинение 15.
1 ОГЭ по русскому языку
Как писать сочинение 15.2 ОГЭ по русскому языку
Как писать сочинение 15.3 ОГЭ по русскому языку
Вот и все! Успехов на экзамене!
Поделитесь данным материалом с друзьями на страничке в социальных сетях:
Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/blog/kakoe_zadanie_ogeh_po_russkomu_legche_15_1_15_2_ili_15_3/2015-02-23-3
Пишем сочинение-рассуждение 15.2
Структура сочинения-рассуждения 15.2
1. Тезис.
2. Аргумент – пример 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Ваша задача – объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
- Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
- Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
- Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
- В этом отрывке автор говорит о том, что…
- Смысл данного отрывка я понимаю так: …
- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.<p>
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны
- соответствовать тезису;
- иллюстрировать мнение о смысле цитаты.
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
- Попробую доказать справедливость своего суждения.
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям …
- Это подтверждают предложения …
- Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
- Предложение … подтверждает мысль о том, что…
- Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.
Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых.
3. Вывод.
Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.
Пример сочинения-рассуждения 15.2
Источник: http://cabinet305.umi.ru/gotovimsya_k_oge/oge_-_russkij_yazyk/pishem_sochinenie-rassuzhdenie_15_2/
9 класс Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА
Постараюсь написать про все сочинения: 15.1, 15.2, 15.3.
Сейчас наша задача понять, как читать и как анализировать текст.
9 класс. Как писать сочинение по русскому языку. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Задание 15 требует написать сочинение-рассуждение на одну из трех тем
по вашему выбору: нужно дать прямой ответ на вопрос, подтвердив свое понимание примерами из текста (а в задании 15.3 – и из жизни).
В основе любого сочинения (и даже сочинения 15.1) ваше понимание
исходного текста.
- во-первых,
понять, что хотел сказать автор, какова его главная мысль, т.е. в чем смысл
текста; - во-вторых, включить содержание текста в свой кругозор, в свой опыт, в
свою систему ценностей.
Если эти задачи выполнены, то дать ответ на вопрос не составит большого
труда.
Начнем!
Для примера возьмем текст Алексина (№ 3279 от Сдам ОГЭ)
обязательно внимательно прочитайте все три варианта задания 15: в
процессе анализа текста вы сможете выбрать, какой вопрос вам больше подходит.
Итак,
прочитаем задание 15 (я оставил только важное и выделил, на что обратить
внимание).
Задание
15 . Используя
прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:
15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного
задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания
выдающегося лингвиста А. М. Пешковского: «У каждой части речи свои
достоинства».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «— Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься
не своими успехами, — констатировала мама.
— Это, по-твоему, плохо?
— удивилась я. — Сиять отражённым светом? — Она задумалась и повторила
то, что я уже слышала от неё: — Смотря чьим светом!»
Приведите
в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих
Ваши рассуждения.
15.3 Как Вы понимаете значение
слова ДРУЖБА?
Сформулируйте
и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение
на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите
2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного
опыта.
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с
ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей
пятёрки, не вызывая к доске.
(5)Она беспощадно экспериментировала на себе
самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по
разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством
складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на
промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их,
сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и
исполняла их под гитару.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без
натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг
друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было
Машиным образом.
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как
она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным.
(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы.
(15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него
обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились
ещё восхищённее.
(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться — и я
обороняла от них Лялю.
– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.
(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и
создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не
сулили.
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,
чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были
всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими
успехами, — констатировала мама.
– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.
– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то,
что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!
(По А. Алексину)<p>
Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924
г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на
кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др.,
повествуют главным образом о мире юности.
- Любой текст состоит из абзацев.
- Первое предложение всегда так или иначе содержит тему текста.
- Предложение, содержащее идею, смысл текста может быть в любой части текста.
- В простых для понимания текстах смысл обычно – в конце текста.
- В сложных текстах смысл, авторский замысел вообще может быть не выражен прямо, словами.
- Каждый абзац имеет свою микротему, которая связана с общей темой текста, но в то же время имеет и собственную значимость (подтему).
- Любой текст можно разбить на смысловые части. Обычно смысловых частей три.
- Почему текст именно так, а не иначе разбит на абзацы – известно автору текста.
- Озаглавив микротемы абзацев, мы поймем логику авторской мысли, композицию (смысловое членение на части) текста.
Предлагаю действовать так.
Будем следить за тем, что говорит рассказчица, и за тем,
что хочет сказать автор; ключевые слова по ходу чтения выделяем, делаем и
другие пометки «для себя».
Озаглавим текст, например, так: МОЯ ШКОЛЬНАЯ ДРУЖБА с
Лялей и Машей. Действительно, первое предложение, которое всегда содержит тему
текста, об этом:<p>
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей
Завьяловой.<p>
Первый
абзац – одно предложение,
значит,
это предложение – просто тема текста, своей микротемы в первом абзаце нет.
Микротема
второго абзаца – Таланты Маши
(2)Маша умела
всё: рисовать, петь,
ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей
пятёрки, не вызывая к доске.
(5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было
выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на
ней хотелось сыграть,
как на гармони.
Еще можно отметить сравнение с Леонардо, гиперболическое
«умела всё», юмористическое «на ней хотелось сыграть, как на гармони». Отметим лексику:
экспериментировала, выдумывала, изобретала.
Микротема
третьего абзаца – литературный талант Маши и преклонение героини.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на
промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая
для потомства, а многие помнила наизусть.
Важно
В отдельный абзац Алексин выделил литературный талант Маши, отметим «для
потомства» и «помнила наизусть» лексика: противопоставлены «сочиняла, забывала»
– и «собирала, помнила, сберегая».
Микротема
четвертого абзаца – музыкальный таланты Маши
(8)С моцартовской
лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.<p>
Эпитет «моцартовская легкость». Лексика для Маши
по-прежнему «творческая»: «перелагала, исполняла».
Микротема
пятого абзаца – лицо и образ Маши
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10)Разочарование, восторг, изумление —
все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
Выделим ключевые «Машины» слова: подвижным, без
натуги, отсутствие однообразия.
Микротема
шестого абзаца – вывод: первенство Маши бесспорно
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было
бесспорным.<p>
Слегка ироничный вывод: спортивное «многоборье», «не
боролась».
Микротема
седьмого абзаца – Красота – первенство Ляли
(13)Во всём, кроме
женственности и красоты: тут первой
считалась Ляля.
Всё-таки не во всём!
Микротема
восьмого абзаца – про красавиц
(14)Красивые женщины даже во
сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться.
(16)Ляля восхищённых взоров не замечала,
и они от этого становились ещё восхищённее.
Не замечала жертвенного поклонения.
Микротема
девятого абзаца – самоирония и гордость героини
(17)Мне самой от поклонников не
приходилось обороняться — и я обороняла от них Лялю.
Микротема
одиннадцатого абзаца – «Не живи чужой жизнью»
– (18)Не живи чужой жизнью! — уговаривала меня мама, видя это.
Микротема
двенадцатого абзаца – отношение к подругам
(19)Маше сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и
создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
Все это сказано спокойно, без оценки.
Микротема
тринадцатого абзаца – героиня о гордости за подруг и своей «скромности»
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,
чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были
всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
Микротема
четырнадцатого абзаца – диалог с мамой (авторская позиция)
– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими
успехами, — констатировала мама.
– (23)Это, по-твоему, плохо? — удивилась я.
– (24)Сиять отражённым светом? — (25)Она задумалась и повторила то,
что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!
писатель Алексин от лица героини рассказывает
о ее дружбе с девочками одноклассницами. Героиня сначала рассказывает про Машу
и ее талантах, а также о своей гордости за подругу и проявлениях своей дружбы.
Затем героиня рассказывает о красавице Ляле и о том, как она (героиня)
обороняла подругу от поклонников.
В конце текста Алексин от лица героини рассказывает, что сулили каждой
из трех подруг, и об отношении мамы героини к таким проявлениям дружбы дочери.
т.е. дать прямой ответ на вопрос «Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста». Например, такой:
Финал этого текста – это его главная мысль, то, что хотел сказать
писатель Алексин своим читателям.
Теперь вставляем в сочинение наш комментарий и
Например, о дружбе с Машей можно вставить после «о своей
гордости за подругу и проявлениях своей дружбы» следующие слова: «(7)Я собирала
четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие
помнила наизусть». А после «что сулили каждой из трех подруг» вставим «(19)Маше
сулили чин академика, Ляле — покорительницы сильного пола и создательницы
счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили».
например, такой:
Таким образом в финале текста Алексин предлагает читателям задуматься
над вопросом: «жить чужой жизнью – сиять отраженным светом?»
15.2 Финальные
строки текста Анатолия Алексина значимы. Мама не хочет, чтобы дочь
слепо поклонялась своим подругам — именно об этом фраза «Сиять отражённым
светом».
Совет
Подумав, мама добавляет: «Смотря чьим светом!» И это существенное
добавление: мама не предлагает отказываться от подруг; если это настоящая
дружба, то можно жертвенно, бескорыстно служить близким тебе по духу
людям. Подтвердим это примерами их текста.
Героиня Алексина гордится своими подругами. Она, как
адъютант, готова следовать за ними и оказываться в нужный момент
рядом. Так, за Машей она собирает написанные и брошенные стихи (предложение
номер 7). С готовностью обороняет Лялю от надоедливых поклонников
(предложение номер 17).
Насколько естественны и бескорыстны эти поступки! Именно
так и ведут себя настоящие друзья.
Сама героиня говорит об этом в предложении
номер 21: «Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более
громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства
были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли».
Таким образом, нам удалось подтвердить, что в дружбе нужно
быть готовым уступить, поставить интересы друга выше собственных, а
героиня Алексина — пример, как надо дружить.
Источник: http://litera865.blogspot.com/2016/04/blog-post_17.html
ОГЭ. Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года
В данной статье размещены ссылки на материалы по написанию сочинений в формате ОГЭ 2015 по сборнику И.П.Цыбулько. Материалы взяты с сайта “По уши в ОГЭ и ЕГЭ”.Вариант 1 (текст по Ю.
Олеше про Пушкина)
- 15.1 (высказывание о междометии)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое дружба)
Вариант 2 (текст по В. Железникову про Ленку и Димку)
Сочинения 15.1, 15.
2, 15.3 в Социальной сети работников образования
Вариант 3 (текст по Р. Госман про подруг Олю и Лену)
Вариант 4 (текст по А. Иванову про Овечкина)
- 15.1 (высказывание Л.Успенского о языке)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое дружба)
Вариант 5 (текст по Т. Устиновой про Тимофея и Машу)
- 15.1 (высказывание М.Е.Салтыкова-Щедрина о синтаксисе, грамматике и знаках препинания)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое добро)
Вариант 6 (текст по А. Сент-Экзюпери про Маленького принца и Лиса)
- 15.1 (высказывание из Литературной энциклопедии про диалог)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое добро)
Вариант 7 (текст по Ю.Я. Яковлеву про Косту и собаку)
- 15.1 (высказывание К.Г.Паустовского о языке)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое добро)
Вариант 8 (текст по Ю.Я. Яковлеву о Косте и багульнике)
Вариант 9 (текст по В. Астафьеву про Белогрудку)
- 15.1 (высказывание Л.В.Успенского о грамматике)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое человечность)
Вариант 10 (текст по А. Лиханову про Толика и Тёмку)
- 15.1 (высказывание И.А.
Гончарова о языке)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое человечность)
Вариант 11 (текст по Э. Сетон-Томпсону про Яна и оленя)
- 15.1 (высказывание А.А. Зеленецкого об эпитетах)
- 15.2 (по тексту)
- 15.
3 (Что такое человечность)
Вариант 12 (текст по Ю. Яковлеву про директора и Таборку)
- 15.1 (высказывание Г.Г. Граника о восклицательном знаке)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое человечность)
Вариант 13 (текст по К.
Осипову про Александра Суворова)
Вариант 14 (текст по книге М.Н.Ботвинника и др. о Демосфене)
- 15.1 (высказывание А.А.Реформатского о местоименных словах)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое самовоспитание)
Вариант 15 (текст по Л. Пантелееву про честное слово)
- 15.1 (высказывание А.А.Реформатского о синтаксисе)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое самовоспитание)
Вариант 16 (текст по Б. Полевому про Мересьева)
- 15.1 (высказывание С.И.Львовой о пунктуационных знаках)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое самовоспитание)
Вариант 17 (текст по А. Лиханову про дом ребёнка)
- 15.1 (высказывание Л.Ю.Максимова об абзаце)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое сострадание)
Вариант 18 (текст по А. Лиханову про тётю Груню)
- 15.1 (высказывание А.И.Горшкова о выразительности)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое сострадание)
Вариант 19 (текст по В. Осеевой про Лёвку и Серёжу)
- 15.1 (высказывание М. А. Кронгауза о речи)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое сострадание)
Вариант 20 (текст по А.Лиханову о школе-интернате)
Вариант 21 (текст по В.Осеевой о Павлике и старичке)
- 15.1 (высказывание Г. фон Габеленца о языке)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Какого человека можно считать сильным)
Вариант 25 (текст по А.Баркову о тетеревином токе)
Вариант 26 (текст по В. Катаеву об И.Бунине)
Вариант 28 (текст по Ю. Сергеева о Гриничке)
- 15.1 (высказывание М.В.Панова о языке)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Что такое красота)
Вариант 33 (текст по Н. Гарину-Михайловскому о Тёме и Жучке)
Вариант 34 (текст по В. Железникову о Валерке)
- 15.1 (высказывание А. М. Пешковского о частях речи)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Природа – это …)
Вариант 35 (текст по Ю. Домбровскому о крабе)
- 15.1 (высказывание В. Г. Короленко о русском языке)
- 15.2 (по тексту)
- 15.3 (Природа – это …)
Вариант 36 (текст по М. Лоскутову о собаке Борожай)
Источник: http://vinegretis.blogspot.com/2015/02/2015.html
Ребята, обратите внимание на эти тексты и эти сочинения. Они с сайта ФИПИ! Именно по ним вы будете писать свои работы на ОГЭ…
Сочинение-рассуждение 1
Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 52 текста: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности».
Смысл предложения 52 текста я понимаю так: девочка, возмущенная поступком актрисы Сергеевой, когда-то спасенной шофером из ледяной воды, а сейчас отказавшей ему в помощи, избавляет парня «от позора и неблагодарности». Приведу примеры из текста Ю.Я.Яковлева.
Во-первых, Алиса была потрясена бездушием и неблагодарностью актрисы Сергеевой. Девочка решила спасти Назарова от позора, пригласив их с отцом к себе домой. Пригласив, не раздумывая: «…когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!»
Во-вторых, подлый и неблагодарный поступок Виктории не понравился еще двум свидетелям сцену: художнику и сторожу. Художник сказал Сергеевой: «Нехорошо как. Ведь он вам жизнь спас». А старый сторож закричал как бы на детей, которые будто бы пробрались на территорию театра: «Вон! Вон отсюда!», но «кричал-то он на Сергееву».
Таким образом, спасали парня « от позора и неблагодарности» не только Алиса, но и художник со сторожем.
Алиса
Текст
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? – спросила она парня.
– (7)Шофёр, – ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос.
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было вес¬ной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– Здравствуйте, Виктория! (32)Вы, наверное, не помните меня? (33)Я Назаров.
(34)Сергеева внимательно посмотрела на парня. (35)Она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я… (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сей¬час я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42) Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? – спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!
– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: «Вон! (58)Вон отсюда!» (59)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (60)Но кричал-то он на Сергееву.
(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.
Страница 59 из 121
61AF1A
(1)В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой.
(2)Маша умела всё: рисовать, петь, ходить на руках. (3)Соревноваться с ней было бессмысленно, как с Леонардо да Винчи. (4)Учителя могли бы ставить ей пятёрки, не вызывая к доске. (5)Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
(6)Маша сочиняла стихи и забывала их на тетрадных обложках, на промокашках. (7)Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть.
(8)С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.
(9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом.
(12)Никто не считал Машу чемпионкой класса по «многоборью», так как она ни с кем не боролась, поскольку её первенство было бесспорным. (13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться. (16)Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
(17)Мне самой от поклонников не приходилось обороняться – и я обороняла от них Лялю.
– (18)Не живи чужой жизнью! – уговаривала меня мама, видя это.
(19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили.
(21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
– (22)Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.
– (23)Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.
– (24)Сиять отражённым светом? – (25)Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!
(По А.Г. Алексину*)
* Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Маша была исключительно красивой девочкой, что вызывало восхищение одноклассников.
2) Все в классе считали Машу чемпионкой по «многоборью» и стремились с ней соревноваться.
3) Маша была настолько талантливым человеком, что не признать её первенства было невозможно.
4) Отсутствие однообразия было характерно для Машиной жизни.
5) Восхищённые взоры Лялиных поклонников становились ещё восхищённее, оттого что Ляля их не замечала.
Ответ:
345
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
2) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
3) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.
4) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
5) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
Ответ:
12
1) Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.
2) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
8. Лексический анализ.
Замените просторечное выражение «без натуги» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
легко / безусилий / безусилия / безтруда
9.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства».
9.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«– Ты продолжаешь жить чужой жизнью, восторгаешься не своими успехами, – констатировала мама.
– Это, по-твоему, плохо? – удивилась я.
– Сиять отражённым светом? – Она задумалась и повторила то, что я уже слышала от неё:
– Смотря чьим светом!»
9.3) Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.