3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2023 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
Это было на пятый день моего пребывания в доме дяди. 3а обедом выяснилось, что пропал Филька, сова, напугавшая меня в первую ночь в новом доме. Филька жил со дня своего появления (то есть с того дня, как дядя привёз его однажды, возвратившись с пригородной охоты) в большой кладовой.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Неполные предложения являются средством передачи эмоциональности речи».
Неполные предложения – это синтаксические конструкции, в которых отсутствуют необходимые для понимания главные и второстепенные члены. В художественном стиле они могут становится важнейшем средством передачи эмоциональности речи. Докажем высказывание лингвиста И.Б. Голуб с помощью примеров из текста Л.А. Чарской.
Например, 21-23 предложения являются неполными и используются для того, чтобы показать внутреннее состояние главной героини. Её с минуты на минуты должны высечь розгами, и она чувствует несправедливость этого наказания. Благодаря таким синтаксическим конструкциям, мы понимаем, какое негодование и возмущение охватывают сердце девочки.
Однако внезапно у Леночки появляется спаситель, который в дальнейшем станет её настоящим другом. Чтобы создать такой эффект неожиданности, Л.А. Чарская использует неполное предложение: «И вдруг…» (предложение 27). Так, читатель удивляется вместе с героиней произведения и точно так же, как и она, радуется появлению Толи.
Таким образом, неполные предложения в художественных текстах зачастую становятся одним из основных средств передачи выразительности и экспрессивности речи.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье».
Смысл финала текста я понимаю так: дружба помогает человеку справиться даже с самой трудной ситуацией. Именно поэтому главная героиня чувствует себя счастливой, когда обретает настоящего друга. Приведём аргументы из текста Л.А. Чарской, подтверждающие эти мысли.
В семье дяди главная героиня ощущала себя одинокой и лишней. Вовсе не удивительно, что именно её «единодушно» признали виноватой в смерти совы. Однако мальчик Толя решительно и смело выступает вперёд, находя в себе силы заступиться за девочку: «Не смейте сечь Лену! – кричал он вне себя. – Лена не трогала Фильку!» (предложения 34-35). На такой поступок способен только настоящий друг.
Кроме того, мальчик тайно приходит к Лене ночью, потому что беспокоится о ней. Он переживает о том, что подруга осталась совсем голодной и приносит ей кусок ливерной колбасы, о чём говорится в 44-46 предложениях. Друг – этот тот человек, который всегда позаботится о тебе.
Таким образом, можно сделать вывод, что дружба действительно способна делать людей счастливыми в самые тяжёлые жизненные периоды.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Кого можно считать настоящим другом? Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Однако можно сказать точно: дружба – это союз двух родственных душ, основанный на взаимном доверии и понимании. Приведём примеры из художественной литературы, доказывающие эти мысли.
Так, в предложенном тексте Л.А. Чарской мальчик Толя заступается за Лену, которую несправедливо обвинили в смерти птицы и хотели высечь розгами. В предложении 28 автор подчёркивает, насколько тяжело было герою справиться с волнением: «…прозвенел над моей головой чей-то дрожащий голос». Тем не менее Толя преодолевает страх ради своей подруги, потому что в данной ситуации не может поступить иначе. Лена – это его единомышленница, дорогой сердцу человек, о котором он хочет заботиться.
О ценности дружбы пишет и В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья». Главный герой, сын судьи, втайне от своего отца тесно общается с детьми Тыбурция Драба, у которого в своё время была «крупная ссора» с законом. Между тем мальчик способен разглядеть чистую и светлую душу в Валеке и приносит умирающей Марусе лучшую куклу своей сестры, оставшуюся в память о матери. Только друг способен пожертвовать самым ценным, что у него есть, ради своей родственной души.
Таким образом, дружба – это крепкие и прочные отношения между людьми, включающие в себя искреннюю любовь, заботу и взаимоподдержку.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».
(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов.
(12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.
(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».
(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.
(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.
(23)Так вот – я люблю…
(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.
(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.
(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.
(По Ю.О. Домбровскому) *
* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.
1
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Картинная галерея организовала выставку работ Хлудова.
2) Рассказчик не был искусствоведом, поэтому написать статью поручили настоящему специалисту.
3) Художник Хлудов всегда рисовал ясными красками.
4) Самыми удачными картинами Хлудова считались ненастные пейзажи с серым небом.
5) Картины Хлудова поражают восторгом и изумлением, красотой и необычайностью мира, которые отразились на полотнах.
Источник: Пробный вариант ОГЭ 2021. Вариант 9062.
2
Анализ средств выразительности
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.
2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.
3) Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.
4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеется от радости.
5) Именно красками, а не тонами — тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью.
Источник: Пробный вариант ОГЭ 2021. Вариант 9062.
3
Лексический анализ.
В предложениях 1−7 найдите слово с лексическим значением «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения». Выпишите это слово.
Источник: Пробный вариант ОГЭ 2021. Вариант 9062.
4
Задания Д C2 № 694
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания из учебника русского языка: «В художественной литературе прямая речь — неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из учебника русского языка.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
5
Замените книжное слово «ликует» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 544886
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Пояснение.
1) Русский язык — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Добиться этого можно и при посредстве суффиксов выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба, пестрая и противоречивая гамма эмоций и оценок. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием Л. А. Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение». Подтвердим это примерами из текста Юрия Домбровского.
В предложении номер 27 (Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.) для передачи восприятия картин художника автор употребляет слова с суффиксом —чк-: блюдечке, яблочки. Использование таких форм слов помогает понять, насколько яркий, без полутонов, мир на картинах Хлудова. Этой же цели служит и употребление формы превосходной степени прилагательного «голубейшее», в котором суффикс —ейш- вносит значение предельной степени качества, то есть имеет значение «очень», ещё раз подчеркивая особенность мировосприятия художника.
Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Л. А. Введенской о том, что суффиксы могут передать все оттенки чувств и ощущений.
2) Для художника Хлудова характерно живое, почти детское восприятие действительности. Подобно ребёнку, он умеет радоваться миру и открыт навстречу новым впечатлениям. Именно об этом приведённый фрагмент текста: «Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости».
«Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст», — говорит о нём автор. От картин этого художника становится радостно, он, как настоящий мастер, «сеет разумное, доброе, вечное».
Человек, мыслящий штампами, не способен понять творчество Хлудова. Именно таким является «настоящий искусствовед». Он старался «подогнать» творчество под существующие рамки: «Единственное влияние, которое испытал Хлудов, — это влияние верещагинского натурализма. Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком». Поэтому и не смог критик сказать ничего стоящего.
Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту — вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному. Если картины Хлудова способны сделать это — значит, они могут считаться «настоящим искусством».
3) Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей.
«Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст», — говорит о нём Юрий Домбровский, автор текста. От картин этого художника становится радостно, он, как настоящий мастер, «сеет разумное, доброе, вечное». Для него характерно живое, почти детское восприятие действительности. Подобно ребёнку, он умеет радоваться миру и открыт навстречу новым впечатлениям.
Большое влияние на умы и души людей в современном мире имеет музыка. Трудно себе представить, что музыка вдруг возьмёт и исчезнет из нашей жизни. Если грустно, звучит музыка. Если есть повод для радости, опять мы слушаем музыку. К сожалению, такая потребность стала поводом для засилья низкопробной музыки, а это противоречит назначению искусства — заставлять думать, побуждать чувства, звать к действию.
Невозможно сказать наверняка, какой из видов искусства сильнее действует на человека, какой приносит большее удовольствие. Каждый может выбрать то, что ему ближе, привлекательнее.
Сочинение по тексту 1.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала
текста: «– Эта совесть – интересная штука, – засыпая, думал Гоша. – Наверное,
и у меня она есть».
Сочинение.
Смысл финала текста: «-Эта совесть-интересная штука,- засыпая, думал Гоша.- Наверное, и у меня она есть»,- я понимаю так. Большинство людей, совершая какие-либо поступки, полагаются на совесть. Именно она помогает делать правильный выбор в сложных ситуациях. Об этом рассуждает автор И.Боголей.
Во-первых, мальчик Гоша очень хотел иметь перочинный ножик, поэтому, найдя его в сарайчике у давнего друга папы, без разрешения взял себе. Позже, чувствуя вину и ответственность за содеянное, парнишка возвращает предмет на место: «…Гоша громко прошептал: -Вот, смотри, я кладу его на место. Я не вор. Я просто брал его на время, посмотреть».
Во-вторых, вечером, лежа в постели, Гошу мучает вопрос, почему он так отреагировал на свои действия. На помощь приходит мама, объяснившая ему, что « человека, который что-то нехорошее сделал, совесть мучает».
Таким образом, совесть- внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков.
Руслана
Текст 1
(1)Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что каждый мальчишка хотя бы раз в своей
жизни мечтал иметь этот предмет. (2)Да что там иметь – обладать этой вещью, распоряжаться ею! (3)Вне зависимости от возраста, будь ему семь, восемь или даже пятнадцать лет.
(4)Это перочинный ножичек!
(5)В свои одиннадцать лет Гоша тоже мечтал о нём, небольшом, хотя бы с двумятремя лезвиями. (6)Пусть даже с одним! (7)Перочинный ножичек – незаменимая вещь.
(8)Это вам не какая-то точилка с контейнером. (9)Им запросто можно и карандашик заострить, и ветку для какой-либо надобности срезать, и колбаски для бутерброда откромсать.
(10)Гоша как-то заикнулся маме о том, что хотел бы получить на день рождения в подарок перочинный ножичек, но мама ответила, что он, Гоша, мал ещё. (11)А потом долго выспрашивала, что он задумал и для чего ему нужен нож. (12)А потом ещё дольше объясняла,
что это режущий предмет, которым можно пораниться, что-либо порезать из вещей, поцарапать
и испортить мебель. (13)И фразой, что нож детям не игрушка, закончила с сыном разговор.
(14)Вот так и жил Гоша со своей мечтой о перочинном ножичке, пока однажды…
(15)В один из тёплых сентябрьских выходных Гоша с родителями отправился в гости.
– (16)Поедем на дачу к одному старому папиному другу, – сказала мама.
(17)По дороге Гоша всё пытался представить, как же выглядит этот друг, раз он старый? (18)Но оказалось, что этот друг совсем и не старик, а бывший папин одноклассник.
(19)С добродушным лицом без бороды, но с усами и с постоянно смеющимися глазами.
– (20)Ну что, боец, – спросил он у Гоши, – будем знакомиться? (21)Меня зовут дядя
Володя. (22)Будешь помогать жарить шашлык?
– (23)Конечно, – обрадовался Гоша.
– (24)Давай, гвардеец, пойдём за дровами, – сказал дядя Володя, махнув рукой в сторону сарайчика, стоящего во глубине дачного участка.
(25)Гоше очень понравился этот весёлый папин старый друг, и он с удовольствием
зашагал за ним и папой.
(26)Внутри сарайчика было сумрачно. (27)Свет пробивался через небольшое запылённое окошко, наполовину затянутое дрожащей серебристой паутиной. (28)Посредине, как
на батуте, не спеша раскачивался здоровенный паучище.
(29)Осмелев, Гоша отвел глаза от грозного паука и стал с интересом осматриваться по
сторонам. (30)Внутри сарайчика оказалось много интересных вещей: и старый-старый велосипед, и удочки с крючками-поплавками, и какой-то огромный радиоприёмник, и разный инструмент на старом деревянном столе с потрескавшимися ножками. (31)Там же, на столе, среди инструмента лежал и небольшой раскладной ножик. (32)Пока папа с дядей Володей, о чём-то переговариваясь на входе в сарайчик, доставали с высокой стопки дров поленья, Гоша пристально
всматривался в него. (33)И чем больше он в него всматривался, тем больше ему хотелось взять
его в руки, рассмотреть поближе, проверить, сколько у него лезвий и острые ли они.
(34)Мальчик уже подумывал протянуть руку за ножиком, но тут его окликнул дядя Володя:
– Давай, командир, подставляй руки.
(35)И протянул ему несколько небольших поленьев…
(36)На лужайке перед дачным домиком дядя Володя с папой выложили из кирпичей
очаг. (37)Гоша принимал в этом активное участие. (38)Потом ему дали возможность наколоть топориком щепу для розжига и доверили развести костёр. (39)Все Гошины действия,
особенно неумелые, дядя Володя сопровождал различными шутками и прибаутками, от которых всем было очень весело. (40)Наконец поджарился шашлык. (41)Обжигая пальцы, папа
начал снимать его с шампуров. (42)А дядя Володя скомандовал Гоше:
– А ну-ка, гвардеец, принеси ещё дровишек. (43)Подкинем их в костёр, чтобы он не
потух и мы были с углями: ещё мясо не всё пожарено.
(44)Гоша стремглав кинулся к сарайчику и, переступив его порог, устремился к старому
столу, где среди инструментов лежал раскладной ножичек.
– (45)Я только возьму его и посмотрю, – как бы обращаясь то ли к пауку как к хозяину сарайчика, то ли к самому себе, прошептал Гоша. – (46)Интересно ведь узнать, сколько у
него лезвий.
(47)Он взял ножичек в руки, оттёр с его поверхности тонкий слой пыли, стал его рассматривать, попытался вытянуть лезвие…
– (48)Гоша! – вдруг позвал его папа. – (49)Ты где запропастился?..
(50)Мальчик резко дёрнулся, сунул ножичек в карман, подхватил несколько поленьев
и выбежал из сарайчика. (51)Подбежав в костру, он подбросил дрова в огонь.
(52)Взрослые уже сидели за столом, оживлённо и шумно переговаривались между собой. (53)Но Гоше отчего-то казалось, что все, и в первую очередь дядя Володя, бросают на
его оттопыренный карман, в котором лежал ножичек, подозрительные взгляды. (54)Почемуто мальчику стало вдруг жарко, невидимые молоточки застучали в висках. (55)А ножик, лежащий в кармане, казалось, начинал торчать всё больше и больше… (56)Он и ногу стал припекать, а потом и жечь всё сильнее и сильнее. (57)В горле пересохло…
– (58)Давай за стол, боец! – крикнул дядя Володя.
(59)Гоша на ватных ногах кое-как дотащился до стула. (60)Аппетита не было вообще.
(61)Шашлык не жевался и застревал в горле. (62)Гоша выпил стакана три сока, но сухость в
горле не проходила. (63)Ножик сквозь штанину обжигал ногу со страшной силой, словно
молодая крапива.
«(64)Зачем я его взял? (65)А вдруг сейчас папа или мама спросят, что это у меня там
торчит в кармане? (66)А если потребуют показать, что у меня там лежит? (67)Я достану ножик, а папин старый друг, этот весёлый дядя Володя, увидит его. (68)И что он подумает?
(69)Что я – вор?!» – думал Гоша.
(70)От этой мысли Гоше стало не по себе. (71)Точно стараясь уйти подальше от посторонних глаз, он бочком сполз со стула и, прикрывая рукой оттопыренный карман, пробрался к костру…
– (72)Гоша, – окликнул его дядя Володя.
(73)В душе у мальчишки похолодело, он хотел отозваться, но слова застряли в горле…
– (74)Давай-ка, боец, принеси-ка ещё дровишек! (75)Будем очередную порцию шашлыка скоро жарить, а углей мало.
(76)Гоша со всех ног кинулся к сарайчику, заскочил внутрь так быстро, что серебристая паутина на окошке заколыхалась, а паук на ней недовольно зашевелился. (77)Показывая
ему ножик, Гоша громко прошептал:
– Вот, смотри, я кладу его на место. (78)Я не вор. (79)Я просто брал его на время, посмотреть.
(80)Положив нож на место среди инструментов на старом деревянном столе, Гоша
набрал целую охапку дровишек и чуть ли не вприпрыжку зашагал с ними к костру.
(81)Удивительное дело, остаток вечера в гостях Гоша провёл замечательно. (82)И
шашлык был необычайно вкусен, и шутки дяди Володи были особенно смешны, и звёзды на
темнеющем небе казались и ближе, и ярче.
(83)Вечером, уже лёжа в постели, Гоша позвал маму.
– (84)Вот объясни мне, пожалуйста, – попросил он, – почему так бывает, что человек
сделает что-нибудь нехорошее, а потом переживает. (85)Места себе не находит. (86)Аппетит
теряет. (87)Вот что это может быть? (88)Может, это болезнь какая-то?
– (89)Да нет, сынок, – рассмеялась мама, – не болезнь это вовсе. (90)Это человека, который что-то нехорошее сделал, совесть мучает. (91)Правда, встречаются и такие люди, у которых она или вовсе отсутствует, или запрятана глубоко-глубоко… (92)Давай спать…
– (93)Эта совесть – интересная штука, – засыпая, думал Гоша. – (94)Наверное, и у меня она есть.
(По И.Н. Боголею*)
*Боголей Игорь Николаевич (род. в 1967 г.) – российский писатель. В 2018 году он стал лауреатом национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Детская литература».
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Текст 1.2
(1)Я не любила эту куклу.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали смоими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.
(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:
– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, – возразила я.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них. (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич(род.в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
15.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Комментарий к цитате. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.
15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».
15.3Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека».
План сочинение 15.2
Игры с игрушками, где она – хозяйка положения. В то же время в жизни ей никто не подчинялся
Кукла Лариса – единственная игрушка, которая не подчинялась героине. За это девочка безжалостно наказывает куклу. Она не может отказаться от абсолютной власти над игрушками.
В детстве закладывается фундамент всей жизни человека. Если вовремя не развить в ребенке чувства любви, доброты, жалости и сострадания, то неудивительно, что вырастет бесчувственный человек. Он будет стремиться только к полному подчинению себе людей и радоваться своей безнаказанности.
Сочинение 15.2.
Девочка невзлюбила новую куклу за то, что Лариса была выше ростом. «Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими» (предложение 2). Девочка безжалостно наказывает игрушки. Мама пытается объяснить, что нельзя так обращаться с теми, кто не может ответить и как-то себя защитить. « Это оскорбительно. Не для них. Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама» (предложения 29-31). Но девочка не может отказаться от абсолютной власти над игрушками.
В детстве закладывается фундамент всей жизни человека. Если вовремя не развить в ребенке чувства любви, доброты, жалости и сострадания, то неудивительно, что вырастет бесчувственный человек. Он будет стремиться только к полному подчинению себе людей, и радоваться своей безнаказанности.
Источник
Смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала — они были бессловесны, безмолвны. » (ОГЭ по русскому)
Героиня произведения Алексина с раннего детства любила управлять куклами. Известно, что дети в игре решают какие-то свои внутренние проблемы, учатся жить, готовятся к будущему. В этом фрагменте текста как раз повествуется о том, что девочка хотела абсолютной власти над своими игрушками. Дело в том, что героиня была маленького роста, очень миниатюрной, и для неё пока это комплекс, она переживает из-за того, что вынуждена быть “замыкающей”. И эту проблему она решает в игре с куклами, которые все меньше её, к тому же они ещё и бессловесны, безмолвны. И это желание повелевать и властвовать потихоньку перерастало в желание управлять над людьми. У каждого человека возможно появление желания властвовать над чем-то, но каждый из нас должен знать в этом меру и предвидеть последствия.
Так в предложениях 13-15 говорится о том, что девочке и в самом деле было приятно иметь власть над чем-то или кем-то.
Ей было по душе хозяйничать, она распоряжалась “жизнью” бессловесных кукол. Девочка возвышала себя над ними, наказывала. И она считала, что игрушки отвечают на её зло своим подчинением. Куклы будто бы были созданы только для подчинения героине, и она была довольна такими отношениями.
Предложения 17-20 повествуют о появлении новой куклы Ларисы в жизни героини. А она в свою очередь её сразу невзлюбила. Девочке не нравилось, что кукла была выше её, ведь все остальные игрушки не были таких размеров, и это, возможно, как-то ей мешало управлять Ларисой, властвовать над нею, приказывать что-то.
Таким образом, мы видим, что героиня произведения, высказываясь таким образом, хотела показать насколько сильно овладело ею чувство власти, но девочка пока что в малом возрасте не осознает последствий повелевания и абсолютного управления над кем-то.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста я властвовала
Форма входа
Главное меню
Изложения (тренинги)
Сейчас на сайте
Сейчас 52954 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте
Новости сайта
Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года (По тесту 1.2 Открытого банка заданий.)
Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».
Во-первых, девочка в мире игрушек чувствовала абсолютную власть над ними: распоряжалась автомобилями, повадками зверей ( предложение 15). Но в обычной жизни ей никто не подчинялся, возможно, из-за её маленького роста, а может, из-за того, что люди «не бессловесны», как её безмолвные игрушки, и не будут повиноваться маленькой девочке.
Во-вторых, после появления куклы Ларисы, которая была выше ростом, многое изменилось. Игрушки подчинялись теперь не своей хозяйке. А кукле. Девочке это не нравилось, ведь теперь она не ощущала полной власти над игрушечным миром.
Таким образом, мы видим, что девочка сама называет себя самолюбивой и властной, что даёт ей ощущение величия и превосходства. Но эта мания величия может в будущем проявляться и над обычными людьми, что опасно и не может не настораживать в ребёнке. (186 слов).
Кожанова Полина, ученица С.Н.Мищенко.
Текст 1.2
(1)Я не любила эту куклу.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.
(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:
– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, – возразила я.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них. (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой. (По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
Поделись с другом в социальной сети
Источник
Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 1.2 Открытого банка заданий
Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: “Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом”.
“Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом”, – пишет А. Алексин в тексте о маленькой девочке, которая была самолюбивой и командовала своим царством игрушек, а те подчинялись ей. С появлением куклы Ларисы
Обратимся к тексту.
Во-вторых, после появления куклы Ларисы, которая была выше ростом, многое изменилось. Игрушки подчинялись теперь не своей хозяйке. А кукле.
Кожанова Полина, ученица С. Н. Мищенко.
1. Я не любила эту куклу.
Ее рост и внешние достоинства сравнивали с моими. 3. Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– 4. Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
5. Я была хрупкой и малорослой. 6. И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали ее “изяществом”, а меня – “статуэткой”, мне не было легче. 7. Я была самолюбива, и мне казалось, что “статуэтка” – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трех фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
8. Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. 9. Воспитательница так и определяла мое место в общем строю: “замыкающая”.
– 10. Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. 11.
Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
12. Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. 13. Миниатюрностью своей игрушки подчеркивали, что созданы как бы для подчинения мне.
14. А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. 15. Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась.
16. Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
17. Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. 18. Отец привез куклу из Японии, где был в командировке.
19. Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.
20. Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же ее невзлюбила.
21. Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– 22. Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. 23. И вполусерьез добавила:
– 24. С бессловесными так поступать нельзя. 25.
Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– 26. На зло отвечают, – возразила я.
– 29. Это оскорбительно. 30.
Не для них… 31. Для тебя! – уже совсем серьезно сказала мама.
32. Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. 33. Она вообще была против самовластия.
34. Но я к этому отвращения не питала.
35. С появлением Ларисы многое изменилось. 36. Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на нее снизу вверх. 37.
Так смотрела на Ларису и я. 38. Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. 39. Мы и куклой-то ее называть не решались, а именовали только Ларисой.
Алексин Анатолий Георгиевич род. в 1924 г.. – писатель, драматург. Его произведения, такие как “Мой брат играет на кларнете”, “Действующие лица и исполнители”, “Третий в пятом ряду” и др., повествуют о мире юности.
Related posts:
Источник
Подготовка к написанию сочинения 15.2 и 15.3 ОГЭ на примере текста А.Г. Алексина про куклу.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла — трудно понять! — восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня — «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» — этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец — делу венец! — услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать — я сообразила уже тогда — очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала — они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? — вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: — (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, — возразила я.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них. (31)Для тебя! — уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла — трудно понять! — восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня — «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» — этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец — делу венец! — услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать — я сообразила уже тогда — очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала — они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? — вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: — (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, — возразила я.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них. (31)Для тебя! — уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала — они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».
15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала — они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».
15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?
15.2 Данные слова принадлежат героине произведения А.Алексина. Они свидетельствуют о том, что шестилетняя девочка охвачена жаждой власти не только над бессловесными игрушками, но и над людьми. Обратимся к прочитанному тексту, чтобы доказать это.
Предложения 12-16 подтверждают то, что среди своих игрушек героиня чувствовала себя настоящей хозяйкой положения: «Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне», «Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей. «
А в предложениях 5-11 девочка объясняет, почему у неё появилось желание повелевать другими: внешне она была очень миниатюрной, взрослые воспринимали это как достоинство, а сама героиня считала, что это её главный недостаток. Поэтому она пыталась компенсировать его обострённым самолюбием и «венценосными замашками».
Но появление новой куклы в жизни девочки развеяло миф о её исключительном превосходстве над игрушками, так как Лариса была выше и интереснее юной героини. Так девочка оказалась на месте тех, кем привыкла командовать и повелевать.
На мой взгляд, героиня А.Алексина глубоко заблуждается в своих желаниях, ведь стремление властвовать на самом деле не приносит счастья. (163 слова)
Источник
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста я властвовала, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста я властвовала», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Сочинение-рассуждение
по тексту В. Астафьева из «Сборника тренировочных материалов для подготовки
к экзамену» С. Ю. Ивановой 2017г.)
Задание №15.2
Перед нами фрагмент из произведения писателя В.П. Астафьева. В этом эпизоде автор повествует о ребятах, которые увидели в лесу глухарку, заботящуюся о своих детях. В финале автор пишет: «И когда они вырастут, когда звонким апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, в песне этой, может быть, будут слова, понятные нам птичьи слова о матери, отдающей детям всё, иной раз даже жизнь свою». Как понять смысл этих слов?
Я считаю, что глухарка любила своих детей-птенцов, рисковала своей жизнью, чтобы они в будущем ни в чём не нуждались.
Свои рассуждения я могу подтвердить примерами из текста. Во-первых, в предложении 34 мы читаем: « А тут-то птаха выщипала сама, и яйца греет она голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам». Материнский инстинкт подсказывал ей, что зародыши нуждаются в тепле, они должны быть крепкими и способными выжить. Во-вторых, потом она защищала своих детей, всегда была готова противостоять опасности: «…вся она была настороже, вся напружинена» (предложение43).
Прочитав текст писателя Астафьева В.П., я поняла, что материнская любовь сильнее всего на свете.
(1)Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.
(2)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником.
(3)У черничного бугорка поднялся шум. (4)Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.
(5)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
(6)— Гнездо! (7)Гнездо! — кричали ребята. (8)Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.
(9)— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
(10)Я глянул, и сердце моё дрогнуло — я чуть было не наступил на гнездо. (11)Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. (12)Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. (13)В хатке утеплённое мхом гнездо. (14)В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. (15)Яйца чуть поменьше куриных.
(16)Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
(17)— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
(18)— Зачем?
(19)— Да так!
(20)— А что будет с капалухой? (21)Вы поглядите на неё!
(22)Капалуха металась в стороне. (23)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. (24)На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. (25)Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. (26)Она пыталась и не могла взлететь. (27)Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. (28)И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. (29)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
(30)— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
(31)— Это как наша мама. (32)Она всё нам отдаёт. (ЗЗ)Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: (34)— А ну пошли стадо догонять!
(35)И все весело побежали от капалухиного гнезда. (З6)Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. (37)Но глаза её уже не следили за нами. (38)Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
(39)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. (40)Но вся она была настороже, вся напружинена. (41)Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
(42)И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.
(По В. Астафьеву)
Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь-рыба», романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н. М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
Смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского я понимаю так: в главной части сложноподчиненного предложения заложен основной смысл фразы, а в придаточном – точка зрения автора слов на происходящее вокруг. Приведу примеры из текста А. Г. Алексина.
Во-первых, обратим внимание на предложение №26 (“Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой”). В главной части сложноподчиненного предложения говорится, о чем думал мальчик, а в придаточной, не разъясняя течения его мысли (в младших классах сидеть с девочкой считается зазорным), приводится категоричное решение.
Во-вторых, в сложноподчиненном предложении № 41(“Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается”) придаточное причины поясняет, что мальчик не может нарушить школьные правила, хотя ему очень хочется это сделать.
Таким образом, могу сделать вывод, что утверждение Н.М. Шанского «на примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения»справедливо.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: “Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка… Всё хорошо!”».
Смысл финала текста Анатолия Алексина я понимаю так: часто мы не можем вовремя оценить, насколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама, но это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия. Мы привыкли, что мама будет всегда и мы успеем ещё сказать ей добрые слова. Докажу свою точку зрения примерами из текста Анатолия Алексина.
Когда мама собиралась провожать Толю в школу, он отказался, а мама покорно положила вещи в шкаф, потому что поняла своего ребёнка, потому что она дорожит его чувствами (предложения номер 7 — 11).
Толя бежал в школу, часто оглядываясь, чтобы мама не шла вслед за ним. Но показательным при этом является предложение номер 14 (На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу). А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!
Материнская любовь – это безопасность, покой, доверие, забота, но нельзя забывать, что в заботе и доверии нуждаются и наши мамы. Давайте почаще вспоминать об этом.
Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ – это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса и проявляется она в бескорыстной самоотдаче, заботе. Докажу свою точку зрения конкретными примерами из текста А.Г. Алексина
Герой текста Анатолия Алексина любил свою маму, а не хотел, чтобы она сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. Но когда Толя увидел маму в окно, он понял, насколько же она волнуется и заботится о нём , поэтому ему захотелось сейчас же ответить ей взаимностью.
Мальчик любит маму, поэтому смог узнать её на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!
Любовь матери к своему ребёнку является бескорыстной, исцеляющей и охраняющей, потому что мама любит не за что-то, а просто так, потому что она мама. Малое, что мы можем дать взамен, это отплатить ей своей любовью.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль».
Смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской я понимаю так: синонимы — это слова, близкие по значению, которые разнообразят нашу речь. А от того, насколько богат наш словарный запас, зависит и привлекательность нашей речи. Докажу свою точку зрения примерами из текста В.П. Астафьева.
В предложениях 14 – 15 есть контекстные синонимы: гнездо — хатка, которые используются для связи предложений и помогают избежать неоправданных повторений, а значит, делают нашу речь разнообразнее и грамотнее.
На протяжении текста потомство росомахи называется разными словами: будущие дети, зарождающиеся птицы, глухарята — это всё слова-синонимы. В разных ситуациях высказывания они выполняют разные цели. Например, когда автор называет яйца капалухи зарождающимися птицами (предложение 32), он хочет показать, что относится к этим яйцам как уже к живым существам, которые имеют право жить.
Таким образом, на примерах из текста В. Астафьева нам удалось подтвердить, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее.
15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою»
Смысл фрагмента текста В. Астафьева я понимаю так: любая мать пожертвует собой, спасая своих детёнышей. Любовь матери никогда ничего не требует взамен, но дети должны быть благодарны матери всю жизнь. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. Астафьева.
Капалуха — заботливая мать. У неё даже крылья «закостенели от неподвижности», потому что она не вставала с гнезда, чтобы её дети были защищёнными (пр-ния 25-28). «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам…»(пр-ние 32).
Капалуха-мать готова вступить в неравный бой с людьми, принося себя в жертву, но спасая при этом своих будущих малышей. Даже сидя на дереве, находясь сама в безопасности, её взгляд прикован к гнезду, потому что она думает о своих птенцах (пр-ния 37-39).
Таким образом, материнские чувства не знают границ, поэтому это надо ценить и отвечать такой же любовью своим мамам.
Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ – это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса и проявляется она в бескорыстной самоотдаче, заботе. Докажу свою точку зрения конкретными примерами из текста В.П. Астафьева.
Материнские чувства не знают границ. Удивительная история рассказана В. П. Астафьевым о птице, способной на такие проявления любви. Капалуха — заботливая мать. У неё даже крылья «закостенели от неподвижности», потому что она не вставала с гнезда, чтобы её дети были защищёнными.
Птица выщипала у себя пух, чтобы голым животом согревать яйца, даже готова вступить в неравный бой с людьми, лишь бы спасти своих будущих малышей.
Таким образом, пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д. Э. Розенталя: «Умение пользоваться синонимами — важнейшее условие обогащения речи, придания ей образности и выразительности».
Смысл высказывания известного лингвиста Д.Э. Розенталя я понимаю так: синонимы — это слова, близкие по значению, и от того, насколько часто мы готовы называть одни и те же предметы, признаки, действия разными словами, зависит привлекательность нашей речи. Подтвердим это примерами из текста Веры Васильевны Чаплиной.
В предложениях под номерами 5 и 6 контекстные синонимы: домик — логово — используются для связи предложений и помогают избежать неоправданных повторений, а значит, делают нашу речь разнообразнее и грамотнее.
На протяжении текста потомство росомахи называется разными словами: детёныши, росомашки, новорождённые, малыши — это всё слова-синонимы. Они в разных ситуациях высказывания выполняют разные цели.
Таким образом, на примерах из текста В. Чаплиной нам удалось подтвердить, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Но разве могла уйти и оставить своих детёнышей росомаха-мать?»
Смысл фразы из текста В. Чаплиной я понимаю так: росомаха – мама, поэтому она не бросит в беде своих детёнышей никогда, а будет их защищать самозабвенно, жертвуя собой. Докажу свои суждения примерами из текста.
Удивительно, что животное способно на такие проявления любви. Росомаха — заботливая мать. Она «устроила логово под домиком: вырыла небольшое углубление, выстлала его своей шерстью», чтобы её дети были защищёнными (предложение 6).
Когда случилась беда, мать вступила в неравный бой с волками, прикрыла их своим телом, принося себя в жертву, но спасая при этом своих малышей (предложения 15-24). А после того, как сторож отбил нападение волков, росомаха, не замечая собственных ран, «с трудом приподнялась и стала нежно лизать взъерошенную шёрстку своих детёнышей» (предложение 30).
Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса. Мать — спасительница, даже если это мать-росомаха.
123Следующая ⇒
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 2161 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Пояснение.1) Синонимы — это слова, близкие по значению. От того, насколько богат наш словарный запас, насколько часто мы готовы называть одни и те же предметы, признаки, действия разными словами, зависит привлекательность нашей речи. Именно об этом и говорила Л. А. Введенская: «Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль» Подтвердим это примерами из текста В. П. Астафьева.В предложениях под номерами 14 и 15 контекстные синонимы: гнездо — хатка — используются для связи предложений и помогают избежать неоправданных повторений, а значит, делают нашу речь разнообразнее и грамотнее.На протяжении текста потомство росомахи называется разными словами: будущие дети, зарождающиеся птицы, глухарята — это всё слова-синонимы. Они в разных ситуациях высказывания выполняют разные цели. Например, когда автор называет яйца капалухи зарождающимися птицами (предложение 32), он хочет показать, что относится к этим яйцам как уже к живым существам, которые имеют право жить.Таким образом, на примерах из текста В. Астафьева нам удалось подтвердить, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее.
2) В тексте В. П. Астафьева рассказано о самозабвенном поступке капалухи-матери, которая, жертвуя собой, бросается спасать своих будущих детёнышей. Любовь матери ничего не требует взамен, но дети должны быть благодарными. Вот о чём говорят финальные строчки текста: «И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою». Материнские чувства не знают границ. Удивительно, что животное способно на такие проявления любви. Капалуха — заботливая мать. У неё даже крылья «закостенели от неподвижности», потому что она не вставала с гнезда, чтобы её дети были защищёнными. «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам…»Капалуха-мать готова вступить в неравный бой с людьми, принося се-бя в жертву, но спасая при этом своих будущих малышей. Даже сидя на дереве, находясь сама в безопасности, её взгляд прикован к гнезду, потому что она думает о своих птенцах.Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, насколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь. Хорошо, если удается отдать ей хоть частичку того тепла, что получил от мамы за всю жизнь.
3) Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, насколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь. детям всё, иной раз даже жизнь свою».Материнские чувства не знают границ. Удивительная история рассказана В. П. Астафьевым о животном, способном на такие проявления любви. Капалуха — заботливая мать. У неё даже крылья «закостенели от неподвижности», потому что она не вставала с гнезда, что-бы её дети были защищёнными. «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам…» Капалуха-мать готова вступить в неравный бой с людьми, принося себя в жертву, но спасая при этом своих будущих малышей.В стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце матери» читаем о том, как сын в угоду любимой отдал ей сердце своей матери. При этом материнское сердце продолжало любить своего ребёнка. В стихотворении заложен глубокий смысл: звучит призыв: «Люди, задумайтесь! Нельзя так относиться к маме! Не разрушайте свою связь с самим собой, разрывая связующую ниточку с мамой!»Мать для ребенка — это его связь с детством, самой беззаботной и чистой порой жизни. Пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки, тогда, возможно, мы сможем дольше чувствовать их заботу.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Все сочинения на тему «Материнская любовь»: 6668, 6651, 6640, 7831, 8201, 6641, 3262.