Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста вы же герои

Версия для печати и копирования в MS Word

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты  — одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. А. Солоухина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. Ей, видите ли, своя прихоть дороже».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2)Остался один Гоша. (3)Дежурит у подъезда и ждёт кого-то…

(4)Вот наконец она появилась. (5)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)Верочка.

– (7)Привет,  — говорит Верочка и поёживается.  — (8)Холодно ещё… (9)Дай куртку.

(10)Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.

– (11)Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?

– (12)Ага. (13)Вот, смотри, транзистор.

– (14)А матери привёз чего-нибудь? (15)Духи, например? (16)Принеси посмотреть.

– (17)Но как же я… (18)Вера, мне же… (19)Ну, неудобно…

– (20)Тогда становись на голову. (21)Ну?!

– (22)Брось, Верк… (23)Не надо…

– (24)Сейчас же встань на голову!

– (25)Ну, пожалуйста… (26)Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

– (28)Кто главный?  — спрашивает она.

– (29)Ну, ты…

– (30)Перевернись. (31)И тащи духи. (32)А то заставлю стоять на голове целый день!

(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.

(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.

– (36)Это ракета,  — сообщает Серёжка внушительно.  — (37)В лесу запустим.

(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.

(41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется…»

(45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.

(52)Она нехотя берёт голубой флакон.

– (53)Так, понятно… (54)А спички у тебя есть?

– (55)Спички?.. (56)Ну, в куртке… посмотри в кармане.

– (57)Ага. (58)Теперь поджигай этот хвост!  — (59)Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету.

– (60)Зачем?..  — ничего не соображая, бормочет Гоша.  — (61)Что это?

– (62)Бомба. (63)Пусть бабахнет.

– (64)Ну!..  — растерянно бормочет Гоша.  — (65)Это…

– (66)Кто главный?

– (67)Верка, перестань!

– (68)Ах, так?  — (69)Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке…

– (71)Верка! (72)Отойди!..

(73)Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой. (74)И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75)Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и  — плашмя, животом  — падает на ракету.

(По Э. Шиму) *

* Шим Эдуард Юрьевич (Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930—2006 гг.) — русский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

1

ЗАДАНИЕ Д А4

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ТО­НЮ­СЕНЬ­КОЙ ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.

2) В слове ОТОЙ­ДИ три слога.

3) В слове ДО­РО­ЖЕ все со­глас­ные звуки твёрдые.

4) В слове ЛЕСТ­НИ­ЦА семь зву­ков.

Источник: ГИА — 2013, вариант 1301


2

Среди предложений 39—44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок DBFBDD; вариант РЕШУ №1, ГИА по русскому языку 04.06.2013. Основная волна. Вариант 1301.

Спрятать пояснение

Пояснение.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

15.1 Русский язык  — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, пе-редать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Кроме того в нашем языке, как, пожалуй, ни в одном другом, большой арсенал специальных средств выразительности, одним из которых является эпитет. Эпитет В. А. Солоухин называл «одеждой слов». Попробуем разо-браться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Эдуарда Шима.

Показательным для наблюдения за тем, для чего автором исполь-зуются эпитеты, является предложение 5 (Загадочное существо тринадца-ти лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией). В предложении эпитеты: загадочное существо, золотыми глазами и другие  — помогают нам представить образ девочки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлека-тельность. В предложении 75 (Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязли-вый Гоша вдруг отталкивает Верочку и  — плашмя, животом  — падает на ракету) эпитеты используются автором для описания другого героя  — Гоши.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргумен-тами в поддержку мнения Солоухина: «Эпитеты  — одежда слов».

15.2 Э. Ю. Шим поднимает важную проблему ответственности за нравственный выбор. В приведённом фрагменте автор рассказывает об отношении Гоши к собственному поступку. Гоша поддался Верочкиной «прихоти» и вынес флакон с духами, теперь сердится и на Верочку, и на себя, что поддался слабости, не стал отстаивать свою позицию.

Верочка сумела подчинить себе Гошу, теперь делает с ним всё, что считает нужным. О том, что в этой паре командует девчонка говорит предложение номер 27: «Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер». Слово тренера  — закон. Проблема в том, что слово это не всегда правильное и может довести до беды.

Отрадно, что Гоша в опасный момент сумел всё-таки принять собственное решение: «Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и  — плашмя, животом  — падает на ракету». Вот пример настоящего характера, в основе которого лежит сделанный мальчиком собственный выбор.

Свой выбор, каким бы трудным он ни был, мы должны совершать по совести. При этом следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.

15.3 Каждый человек в той или иной мере имеет понятие о таких чувствах, как стыд, жалость, сопереживание. Эти чисто человеческие чувства, нравственные понятия, наличие которых собственно и отличают человека от животного, имеют смысл и существуют только в обществе себе подобных, в человеческом обществе. Эти нравственные понятия и есть собственно душа человека.

Э. Ю. Шим поднимает важную проблему ответственности за нравственный выбор. Верочка сумела подчинить себе Гошу, теперь делает с ним всё, что считает нужным. Отрадно, что Гоша в опасный момент сумел всё-таки принять собственное решение: «Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и  — плашмя, животом  — падает на ракету». Вот пример настоящего характера, в основе которого лежит сделанный мальчиком собственный выбор.

Жизненная позиция многих людей сегодня является примером для подражания. Имя детского доктора мира Леонида Рошаля часто можно встретить в сообщениях информационных агентств. Теракты, землетрясения, катастрофы  — Рошаль всегда старается выехать туда, где детям требуется помощь.

Пока жив человек, он будет находиться в постоянной борьбе. Как поступить: пойти на сделку с совестью или совершить поступок, достойный настоящего человека? Свой выбор, каким бы трудным он ни был, мы должны совершать по совести. При этом следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

ИЛИ

тезис не доказан,

ИЛИ

дано рассуждение вне контекста задания,

ИЛИ

тезис доказан на бытовом уровне

0
С2К2: Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

ИЛИ

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

ИЛИ

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

ИЛИ

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0
С2К4: Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0
Максимальный балл 9
Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

2

Допущено 2–3 ошибки

1

Допущено 4 и более ошибки

0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК3 Соблюдение грамматических норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0
Максимальный балл 10

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок DBFBDD; вариант РЕШУ №1

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

10 апреля 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.

Сочинения

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Б. Голуб: «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи».

Лингвист И.Б. Голуб считает качественные имена прилагательные яркой, богатой оттенками частью речи. В отличие от прилагательных других разрядов, качественные могут иметь краткую форму и образовывать степени сравнения. Кроме того, эта часть речи обозначает самые разнообразные признаки.

Например, в предложении 8 употребляется прилагательное «белокурые», которое согласуется с существительным «волосами» и характеризует его по цвету. Благодаря этому определению мы можем представить себе внешность одного из героев В.Г. Короленко.

С помощью качественного прилагательного «радостное» (предложение 51) автор подчёркивает, насколько удивительным событием был для мальчика восход солнца. Так, подобные определения могут очень точно передавать эмоциональное состояние человека.

Таким образом, качественные имена прилагательные выполняют важную функцию: они делают нашу речь особенно выразительной.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-жёлтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное.

Смысл данного фрагмента я понимаю так: счастье складывается из мелочей. Например, герой произведения В.Г. Короленко чувствует прилив сил, когда наблюдает за восходом солнца.

Мальчику хочется поскорее познакомиться с этим природным явлением, поэтому он выказывает нетерпение и с «видимым любопытством» обращается к деду (предложения 29-30). Когда герой думает о том, что ему предстоит увидеть настоящее чудо природы, он преображается даже внешне.

В предложении 47 описывается, как изменяется лицо мальчика, как только он замечает первый луч солнца. Это стало настоящим событием, наполнившим безрадостное, «печальное» существование деда и его внука смыслом.

Таким образом, человек может почувствовать себя счастливым в любой момент жизни. Для этого нужно только уметь находить прекрасное в самых простых вещах.

9.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?

Человек сам создаёт своё счастье, именно поэтому оно может складываться из разных компонентов. Счастливым можно назвать того, кто умеет делать жизнь осмысленной и получать удовольствие от каждого момента.

Например, герой произведения В.Г. Короленко радуется возможности увидеть восход солнца. В самом начале текста автор называет его существование «печальным», но в момент наблюдения за удивительным природным явлением мальчик преображается. В предложении 57 писатель использует антитезу: убогие лачуги противопоставляются ласковым лучам, а всегда бледное лицо героя становится «восхищённым».

Счастлив тот человек, который умеет довольствоваться малым. Известный оратор и писатель Ник Вуйчич родился без рук и ног, однако не отчаялся и путем усиленных тренировок научился писать и печатать, а также освоил многие виды спорта. Его жизнь можно назвать полноценной, и теперь он вдохновляет своим примером людей со всего мира.

В заключение хочется сказать, что каждый имеет право быть счастливым и должен стремиться к этому. Как писал в одном из очерков В.Г. Короленко: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта».

Похожие вопросы:

обессилеть-обессилить,обезножеть-обезножить,обескроветь-обескровить,обезлесеть-обезлесить  …Подробнее

ответов: 4

указательное местоимение местоименные наречия; неизменяемые слова, безличное, обстоятельство — подчёркиваем чёрточка-точка, чёрточка-точка…Подробнее

ответов: 2

ещё трава полна прозрачных слёз,и гром вдали гремит раскатом.листок закружился   устало,неслышно прилип к рукаву.какая душа угадала,что я её   втайне зову? взвод на право…Подробнее

ответов: 4

прошлолето, и на небе чаще сгущаютсятучи. с озера улетелиутки,и берегаопустели. солнцесело,и на землю легла серая тень.подул сильный ветер, и пошёл дождь. дождьлил до утра,и земляр…Подробнее

ответов: 2

в первый месяц лета мы ездили в горы на плато лагонаки. мы поехали с друзьями моих родителей, с дома выехали рано и первым делом как приехали в горы мы накрыли большой стол и дружн…Подробнее

ответов: 3

медовый, лодочка, шкафы, резок, степи, много багажа, городок, выставочный, морозец. …Подробнее

ответов: 4

начальная форма существительных «на луну, до луны»  — луна начальная форма прилагательных  «лунные,лунную»  — лунный    …Подробнее

ответов: 3

грустный-грустенешенек   юность-юноша…Подробнее

ответов: 3

какая-то женщина имела курицу, которая каждый день ей давало по яйцу.подумай, а если курице больше ячменя давать, то 2 яйца будет. так женщина и сделала. а курица растолстела, и те…Подробнее

ответов: 4

  гора – горный горка горный горушка горе — горевать горе-охотник горевание горюшко горемычный   они не могут быть однокоренными из-за разности в лексическом значении:…Подробнее

ответов: 3

1)корова,собаки,)глаза,уверяю,выпал,взлетела.3)ловко,коровка,луг,снег.4)над лугом,на пригорок,из прутиков,в июне….Подробнее

ответов: 3

ставится: 1) луна, как бледное пятно ( для выделения сравнительного оборота) 2) вдохновение надо в , как и в поэзии ( с предлогом и) 3) это сделал не кто иной, как ваш новый друг…Подробнее

ответов: 2

Содержание

  1. Как вы понимаете значение слова героизм сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение
  2. Сочинение ОГЭ: «Что такое героизм? По А. Приставкину
  3. 9.3 Героизм (ОГЭ по русскому)
  4. Сочинение Слово героизм (как вы понимаете слово героизм)
  5. Также читают:
  6. Картинка к сочинению Слово героизм (как вы понимаете слово героизм)
  7. Популярные сегодня темы
  8. Сочинение ОГЭ 9.3 Героизм. По А. Приставкину

Как вы понимаете значение слова героизм сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя, сценариста и педагога К. Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»..

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Взорвёшься ведь вместе с мостом. А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься. Ведь это значит, тебя заживо похоронить.

— Точно так. Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу… Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ГЕРОИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать героем?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример — аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.

(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:

— (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…

— (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?

— (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней — ведь всего сто шагов от моста — концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он с артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.

— (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу. (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…

(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)В числе гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями, которые красовались у него на груди.

(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.

— (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда. (31)Провели четыре толстых газовых трубы — в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил. (34)Ну, просто как покойника хоронили. (35)Да ведь и не было у меня шанса выжить — все понимали.

(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»

— (64)Ну а как же вы спаслись? — спросил кто-то.

— (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать. (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал…

— (69)А как же всё-таки вы спаслись?

— (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли. (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло. (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого.

(По В.А. Гиляровскому*)

* Владимир Алексеевич Гиляровский (1855—1935) — русский и советский писатель, журналист, краевед.

Источник

Сочинение ОГЭ: «Что такое героизм? По А. Приставкину

Сочинение ОГЭ: «Что такое героизм? По А. Приставкину

Вариант сочинения 1:

Героизм – это поведение человека, который, не задумываясь, жертвует собой ради других людей. Как правило, героями становятся в каких-то критических ситуациях.

Великая Отечественная война дала миру множество примеров героического поведения. О них рассказывается и в тексте А. Приставкина.

Дедушка Пешеходов всех солдат считает своими героическими сыновьями: ведь они «в Сталинграде стояли до последнего дыхания» (предл. 19), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21).

Героем можно назвать и лётчика Виктора Талалихина, совершившего ночной таран в небе и уничтожившего вражеский самолёт.

История победы нашей страны в той войне никогда не была бы написана без примеров подобного героизма.

Вариант сочинения 2:

Героизм в моём понимании – это ситуация, когда человек рискует или жертвует своей жизнью ради чего-то, например, спасения людей, страны. Во все времена люди помнят имена своих героев, потому что их подвиги восхищают, рождают в душах лучшие чувства.

Именно поэтому мальчишки из текста А. Приставкина так увлечённо слушали рассказы дедушки Пешеходова. Он приводил примеры героического поведения сыновей Семёна и Василия: «. на Курской дуге задержали «тигров» и «Фердинандов» (предл. 28), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21). Всех солдат, воевавших против фашистов, старик считал своими сыновьями.

Героические поступки совершаются не только на войне, но и в наше мирное время. Девятнадцатилетний матрос эсминца «Быстрый» Тихоокеанского флота Алдар Цыденжапов во время пожара ценой своей жизни спас экипаж миноносца, за что был удостоен звания Героя России посмертно.

Героизм – это проявление лучших человеческих качеств, поэтому мы гордимся теми, кто в сложнейших жизненных ситуациях делает осознанный выбор в пользу Родины или окружающих.

Вариант сочинения 3:

Я считаю, что героизм невозможен без самопожертвования, отваги, любви к другим людям. Ведь именно ради других совершают подвиги герои. Героизм – это самоотверженность.

О бесстрашии и силе духа героев рассказывается и в тексте А. Приставкина. Дедушка Пешеходов приводит много примеров героического поведения своих сыновей (предл. 19, 21, 28). Для него родными людьми стали все, кто защищал страну от врагов (предл. 41-42).

И мне тоже известны примеры из биографий героев Великой Отечественной войны. Трижды Герой Советского Союза лётчик Иван Кожедуб сбил 62 вражеских самолета!

Без героев не было бы победы в той войне. И мы, потомки, гордимся ими.

Вариант сочинения 4:

Героизм – это проявление мужества, отваги, способность жертвовать собою ради других. Героизм проявляется, как правило, в экстремальных условиях, в моменты беды.

Семён и Василий в рассказе А. Приставкина – сыновья старого фронтовика. Они погибли, как и тысячи других солдат, которых дедушка Пешеходов тоже считает своими детьми. Поэтому Василий и Семён в рассказах фронтовика предстают былинными героями (предл. 21, 22, 27, 28, 30, 31).

Таким же храбрым человеком я считаю и юного Марата Казея. Во время войны он подрывал эшелоны, ходил в разведку, а когда оказался в кольце немцев, подорвал себя вместе с ними.

Думаю, героизм предполагает готовность в самый сложный момент жизни принять ответственность на себя.

Текст для работы По А. Приставкину:

(1)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке
обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся
под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И,
прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский
«мессер», учителя не возмущаются. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими
глазами. (7)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по
случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в
дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели
– ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
(10)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное
чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке
появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.
(11)– Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? –
спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
(13)– Прошёл до Берлина. пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
(15)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (16)Приходят новички и те, кто
уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
(17)– Дедушка Пешеходов, – уже в который раз расспрашивают ребята, – а кто в
первый день войны встретил немцев под Бугом?
(18)– Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
(19)– А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
(20)– Мои сыновья, Семён и Василий.
(21)– А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
(22)– Мои сыновья.
(23)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
(24)– Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(25)Нет, не собьёшь старика!
(26)– Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и
в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из
слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(27)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них спокойно
и достойно.
(28)– А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «Фердинандов»?
(29)– Мои сыновья.
(30)– А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
(31)– Мои сыновья.
(32)– Везде поспевали?
(33)– Везде. (34)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
(35)– Так и не вернулись?
(36)– Так и не вернулись. (37)Спят в могиле.
(38)При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто-то из них
решается спросить:
(39)– Где их могила?
(40)Старик распрямляется и сдержанно говорит:
(41)– Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (42)По всей родной земле.
(43)И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах,
детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться,
когда пробьёт назначенный час.

(По А. Приставкину)

Источник

9.3 Героизм (ОГЭ по русскому)

Что такое героизм? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Я думаю, что героизм — это прежде всего способность к совершению подвига, самопожертвование в критической обстановке во благо других. Герой — это человек, который в решительный момент, не сомневаясь, делает то, что должно, действуя на благо общества или спасая жизни. В подтверждение вышесказанного приведу два примера: из данного мне текста Владимира Гиляровского и личного литературного опыта.

В тексте Владимира Гиляровского главным героем оказывается унтер-офицер Фёдоров, который сначала спасает жизнь своего командира, а затем, решаясь, по сути, на верную гибель, когда его закопали заживо с проводами в руках от взрывного устройства, подрывает мост с идущей по нему вражеской артиллерией. Он сам предложил этот самоубийственный план, чувствуя свой моральный долг перед Отчизной и не видя другого выхода. Такие люди, как Фёдоров настоящие патриоты своей страны, герои, которые не кичатся подвигом, а скромно делают то, что должно: любить Родину, беззаветно служить ей, жертвовать собой, если родной земле угрожает опасность.

В этом и заключается великая сила героизма, настоящие его проявления всегда идут от сердца, со стремлением помочь другим. Истинный героизм выражается в преодолении себя, своего страха в пользу морального долга, и направлению всех своих сил на его выполнение.

С3К1-2 балла (определение сформулировано и прокомментировано)

С3К2 – 3 балла (2 примера-аргумента и комментарий)

С3К3 – 2 балла (нет нарушений абзацного членения)

ГК1 – 2 балла «так же можно найти» (также)

ГК2 – 2 балла «Истинный героизм выражается в преодолении себя, своего страха в пользу морального долга, и направлению всех своих сил на его выполнение» (лишняя запятая)

ГК3 – 1 балл «делает то, что должно» (должен)

«Истинный героизм выражается в преодолении себя, своего страха в пользу морального долга, и направлению всех своих сил на его выполнение» (ошибка в построении предложения с однородными членами)

ГК4 – 2 балла«Это геройство» (героизм)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Сочинение Слово героизм (как вы понимаете слово героизм)

Героизм – это способность, которой обладают немногие люди. Это готовность прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, и совершить подвиг, пожертвовав собой во имя блага окружающих. Истинным героизмом можно считать решительность, отвагу, мужество и самопожертвование. Настоящие герои никогда не задумываются о себе и рискуют своей жизнью ради спасения чужих.

Героизм солдат на войне совсем не был редкостью. Военными рассказано множество историй о подвигах их товарищей. Чего только стоит услышать рассказ о невероятной жизни Алексея Маресьева! Молодой летчик встретил Великую Отечественную войну в училище и сразу же попал на фронт. Во время одного вылета самолет мужчины был подбит, но летчику удалось катапультироваться. Спустя три недели, проведенные в окружении фашистов, Алексей попал в больницу. Там ему ампутировали ноги, и это должно было поставить крест на профессии Маресьева, но он не сдался. Мужчина продолжил летать с протезами и сбил семь вражеских самолетов, а его тяжелая судьба вдохновила писателя Бориса полевого на написание целой книги. Это настоящее проявление героизма, ведь летчик не остановился перед трудностями и продолжил защищать свою Родину, когда это могло стоить ему жизни.

Примеры героизма часто встречаются и в литературных произведениях. В прозе Валентина Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна пожертвовала своей работой и репутацией ради помощи своему ученику. Она не побоялась быть уволенной или униженной: женщина чувствовала, что должна сделать все возможное, чтобы направить ребенка на истинный путь. Поступок стоил многого героине, но она стала настоящим героем в лице маленького мальчика.

В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Петр Гринев не раз подвергал себя опасности и рисковал своей жизнью ради спасения любимой Марьи Мироновой. Мужественный и решительный Гринев без опаски смотрел страху в глаза и был готов на все ради желанной девушки: его не останавливали никакие препятствия и испытания на пути к своей любви.

Героизм – это прежде всего отвага, мужество и решимость. И этими качествами обладают настоящие герои нашего мира. Они готовы в любой момент спасти кого угодно, невзирая на любые трудности и опасность смерти. Такие люди меняют мир в лучшую сторону, и именно на них нужно ровняться остальным.

Также читают:

Картинка к сочинению Слово героизм (как вы понимаете слово героизм)

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой новеллу, повествующую о детях, основной темой которой является описание последствий бездумных поступков.

Выдающийся римский политик Цицерон сказал: «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)». Подобное выражение можно расшифровать

Самсон Вырин, является главным персонажем, в произведении Станционный смотритель. Данный персонаж является очень скромным, живет он на небольшое жалованье, также довольствуются небольшими гостинцами

Помещик Ноздрев ‒ один из наиболее ярких персонажей в поэме «Мертвые души». Для того чтобы рассказать о характере Ноздрева, автор подробно описывает усадьбу, которой владеет помещик.

Источник

Сочинение ОГЭ 9.3 Героизм. По А. Приставкину

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту А. Приставкина«Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают. «

Мы все слышали о героизме, читали о нем в романах и стихах, видели памятники героям. Но что же заложено в понятии «героизм»? На мой взгляд, героизм — способность жертвовать собой ради других, не требуя ничего взамен. Герои – это обычные люди, которые могут побороть свои страхи и ринуться на защиту тех, кто в них нуждается. Во все времена человечество помнит своих героев и восторгается ими. Представленный тезис я могу доказать двумя аргументами.

В тексте российского писателя Анатолия Приставкина мальчишки с восторгом и удивлением слушают рассказы дедушки Пешеходова. Он рассказывал про своих сыновей Василия и Семёна, которые во время Великой Отечественной войны совершали настоящие подвиги: «В Сталинграде стояли до последнего вздоха», «грудью падали на вражескую амбразуру», «на Курской дуге задержали «тигров» и «фердинандов». На самом деле старик считает всех, кто воевал против фашистов, своими сыновьями, поэтому Василий и Семён предстают былинными героями. Этот пример показывает, что люди, которым пришлось нелегко в Великую Отечественную войну – настоящие герои, благодаря им мы видим мирное небо над головой, строим планы на будущее.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» героизм проявляется в образе Андрея Соколова. Андрей был обычным человеком до момента наступления войны. Война раскрыла в нем героя: он вез снаряды под обстрелами ради своих людей; пережил плен и концлагерь, никого не предав, оставшись достойным человеком; потерял всех близких людей, но не сдался и продолжил идти путем добра. Несмотря на все эти события, он нашел силы жить дальше и даже взял себе на воспитание сироту Ваню. Андрей — это пример сильного человека, который стал настоящим героем.

Героизм — это лучшее из человеческих качеств. Оно присуще смелым и сильным людям, которые в сложнейших ситуациях осознанно совершают героические поступки, идут против инстинкта самосохранения, жертвуют собой ради других, тех, кто слабее и не может защищаться.

Автор сочинения: Елизавета Сапегина

Источник

Сочинение по тексту 1.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала
текста: «– Эта совесть – интересная штука, – засыпая, думал Гоша. – Наверное,
и у меня она есть».
Сочинение.

Смысл финала текста: «-Эта совесть-интересная штука,- засыпая, думал Гоша.- Наверное, и у меня она есть»,- я понимаю так. Большинство людей, совершая какие-либо поступки, полагаются на совесть. Именно она помогает делать правильный выбор в сложных ситуациях. Об этом рассуждает автор И.Боголей.
Во-первых, мальчик Гоша очень хотел иметь перочинный ножик, поэтому, найдя его в сарайчике у давнего друга папы, без разрешения взял себе. Позже, чувствуя вину и ответственность за содеянное, парнишка возвращает предмет на место: «…Гоша громко прошептал: -Вот, смотри, я кладу его на место. Я не вор. Я просто брал его на время, посмотреть».
Во-вторых, вечером, лежа в постели, Гошу мучает вопрос, почему он так отреагировал на свои действия. На помощь приходит мама, объяснившая ему, что « человека, который что-то нехорошее сделал, совесть мучает».
Таким образом, совесть- внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков.
Руслана

Текст 1
(1)Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что каждый мальчишка хотя бы раз в своей
жизни мечтал иметь этот предмет. (2)Да что там иметь – обладать этой вещью, распоряжаться ею! (3)Вне зависимости от возраста, будь ему семь, восемь или даже пятнадцать лет.
(4)Это перочинный ножичек!
(5)В свои одиннадцать лет Гоша тоже мечтал о нём, небольшом, хотя бы с двумятремя лезвиями. (6)Пусть даже с одним! (7)Перочинный ножичек – незаменимая вещь.
(8)Это вам не какая-то точилка с контейнером. (9)Им запросто можно и карандашик заострить, и ветку для какой-либо надобности срезать, и колбаски для бутерброда откромсать.
(10)Гоша как-то заикнулся маме о том, что хотел бы получить на день рождения в подарок перочинный ножичек, но мама ответила, что он, Гоша, мал ещё. (11)А потом долго выспрашивала, что он задумал и для чего ему нужен нож. (12)А потом ещё дольше объясняла,
что это режущий предмет, которым можно пораниться, что-либо порезать из вещей, поцарапать
и испортить мебель. (13)И фразой, что нож детям не игрушка, закончила с сыном разговор.
(14)Вот так и жил Гоша со своей мечтой о перочинном ножичке, пока однажды…
(15)В один из тёплых сентябрьских выходных Гоша с родителями отправился в гости.
– (16)Поедем на дачу к одному старому папиному другу, – сказала мама.
(17)По дороге Гоша всё пытался представить, как же выглядит этот друг, раз он старый? (18)Но оказалось, что этот друг совсем и не старик, а бывший папин одноклассник.
(19)С добродушным лицом без бороды, но с усами и с постоянно смеющимися глазами.
– (20)Ну что, боец, – спросил он у Гоши, – будем знакомиться? (21)Меня зовут дядя
Володя. (22)Будешь помогать жарить шашлык?
– (23)Конечно, – обрадовался Гоша.
– (24)Давай, гвардеец, пойдём за дровами, – сказал дядя Володя, махнув рукой в сторону сарайчика, стоящего во глубине дачного участка.
(25)Гоше очень понравился этот весёлый папин старый друг, и он с удовольствием
зашагал за ним и папой.
(26)Внутри сарайчика было сумрачно. (27)Свет пробивался через небольшое запылённое окошко, наполовину затянутое дрожащей серебристой паутиной. (28)Посредине, как
на батуте, не спеша раскачивался здоровенный паучище.
(29)Осмелев, Гоша отвел глаза от грозного паука и стал с интересом осматриваться по
сторонам. (30)Внутри сарайчика оказалось много интересных вещей: и старый-старый велосипед, и удочки с крючками-поплавками, и какой-то огромный радиоприёмник, и разный инструмент на старом деревянном столе с потрескавшимися ножками. (31)Там же, на столе, среди инструмента лежал и небольшой раскладной ножик. (32)Пока папа с дядей Володей, о чём-то переговариваясь на входе в сарайчик, доставали с высокой стопки дров поленья, Гоша пристально
всматривался в него. (33)И чем больше он в него всматривался, тем больше ему хотелось взять
его в руки, рассмотреть поближе, проверить, сколько у него лезвий и острые ли они.
(34)Мальчик уже подумывал протянуть руку за ножиком, но тут его окликнул дядя Володя:
– Давай, командир, подставляй руки.
(35)И протянул ему несколько небольших поленьев…
(36)На лужайке перед дачным домиком дядя Володя с папой выложили из кирпичей
очаг. (37)Гоша принимал в этом активное участие. (38)Потом ему дали возможность наколоть топориком щепу для розжига и доверили развести костёр. (39)Все Гошины действия,
особенно неумелые, дядя Володя сопровождал различными шутками и прибаутками, от которых всем было очень весело. (40)Наконец поджарился шашлык. (41)Обжигая пальцы, папа
начал снимать его с шампуров. (42)А дядя Володя скомандовал Гоше:
– А ну-ка, гвардеец, принеси ещё дровишек. (43)Подкинем их в костёр, чтобы он не
потух и мы были с углями: ещё мясо не всё пожарено.
(44)Гоша стремглав кинулся к сарайчику и, переступив его порог, устремился к старому
столу, где среди инструментов лежал раскладной ножичек.
– (45)Я только возьму его и посмотрю, – как бы обращаясь то ли к пауку как к хозяину сарайчика, то ли к самому себе, прошептал Гоша. – (46)Интересно ведь узнать, сколько у
него лезвий.
(47)Он взял ножичек в руки, оттёр с его поверхности тонкий слой пыли, стал его рассматривать, попытался вытянуть лезвие…
– (48)Гоша! – вдруг позвал его папа. – (49)Ты где запропастился?..
(50)Мальчик резко дёрнулся, сунул ножичек в карман, подхватил несколько поленьев
и выбежал из сарайчика. (51)Подбежав в костру, он подбросил дрова в огонь.
(52)Взрослые уже сидели за столом, оживлённо и шумно переговаривались между собой. (53)Но Гоше отчего-то казалось, что все, и в первую очередь дядя Володя, бросают на
его оттопыренный карман, в котором лежал ножичек, подозрительные взгляды. (54)Почемуто мальчику стало вдруг жарко, невидимые молоточки застучали в висках. (55)А ножик, лежащий в кармане, казалось, начинал торчать всё больше и больше… (56)Он и ногу стал припекать, а потом и жечь всё сильнее и сильнее. (57)В горле пересохло…
– (58)Давай за стол, боец! – крикнул дядя Володя.
(59)Гоша на ватных ногах кое-как дотащился до стула. (60)Аппетита не было вообще.
(61)Шашлык не жевался и застревал в горле. (62)Гоша выпил стакана три сока, но сухость в
горле не проходила. (63)Ножик сквозь штанину обжигал ногу со страшной силой, словно
молодая крапива.
«(64)Зачем я его взял? (65)А вдруг сейчас папа или мама спросят, что это у меня там
торчит в кармане? (66)А если потребуют показать, что у меня там лежит? (67)Я достану ножик, а папин старый друг, этот весёлый дядя Володя, увидит его. (68)И что он подумает?
(69)Что я – вор?!» – думал Гоша.
(70)От этой мысли Гоше стало не по себе. (71)Точно стараясь уйти подальше от посторонних глаз, он бочком сполз со стула и, прикрывая рукой оттопыренный карман, пробрался к костру…
– (72)Гоша, – окликнул его дядя Володя.
(73)В душе у мальчишки похолодело, он хотел отозваться, но слова застряли в горле…
– (74)Давай-ка, боец, принеси-ка ещё дровишек! (75)Будем очередную порцию шашлыка скоро жарить, а углей мало.
(76)Гоша со всех ног кинулся к сарайчику, заскочил внутрь так быстро, что серебристая паутина на окошке заколыхалась, а паук на ней недовольно зашевелился. (77)Показывая
ему ножик, Гоша громко прошептал:
– Вот, смотри, я кладу его на место. (78)Я не вор. (79)Я просто брал его на время, посмотреть.
(80)Положив нож на место среди инструментов на старом деревянном столе, Гоша
набрал целую охапку дровишек и чуть ли не вприпрыжку зашагал с ними к костру.
(81)Удивительное дело, остаток вечера в гостях Гоша провёл замечательно. (82)И
шашлык был необычайно вкусен, и шутки дяди Володи были особенно смешны, и звёзды на
темнеющем небе казались и ближе, и ярче.
(83)Вечером, уже лёжа в постели, Гоша позвал маму.
– (84)Вот объясни мне, пожалуйста, – попросил он, – почему так бывает, что человек
сделает что-нибудь нехорошее, а потом переживает. (85)Места себе не находит. (86)Аппетит
теряет. (87)Вот что это может быть? (88)Может, это болезнь какая-то?
– (89)Да нет, сынок, – рассмеялась мама, – не болезнь это вовсе. (90)Это человека, который что-то нехорошее сделал, совесть мучает. (91)Правда, встречаются и такие люди, у которых она или вовсе отсутствует, или запрятана глубоко-глубоко… (92)Давай спать…
– (93)Эта совесть – интересная штука, – засыпая, думал Гоша. – (94)Наверное, и у меня она есть.
(По И.Н. Боголею*)
*Боголей Игорь Николаевич (род. в 1967 г.) – российский писатель. В 2018 году он стал лауреатом национальной литературной премии «Писатель года» в номинации «Детская литература».

Предлагаем вашему вниманию примеры сочинений 15.2 из открытого банка заданий ФИПИ.

Задание #1 (номер задачи на fipi.ru — B1EF9E)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.

(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

(По В. Токаревой)*

* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – современный российский прозаик и сценарист.


Сочинение

Когда рождается ребёнок, он маленький, беспомощный, поэтому все стараются о нём заботиться. Когда ребёнок подрастает, приобретает определённые навыки самообслуживания, он меньше зависит от помощи окружающих и поэтому не всегда забота о нём выражается столь же активно, как в первые месяцы жизни малыша. Об этом задумывается Корольков.

В день рождения Оксана раскрылась вдруг для отца в новом свете. В предложении номер 6 говорится о сущности конфликта между матерью и дочерью. Дочь выросла, у неё другие, отличные от родительских, интересы. Она готова пожертвовать уважением к матери, лишь бы сделать всё так, как задумала. Причина этого конфликта вскрывается в предложении номер 29. Отец задумывается над собственными промахами в воспитании дочери. Он понимает, что с такой жизненной позицией Оксане будет непросто общаться с людьми. Именно поэтому ещё не поздно поучаствовать в судьбе
девочки, чтобы заложить «фундамент всей дальнейшей жизни».

Таким образом, нам удалось подтвердить примерами текста раз-мышления героя В. Токаревой о необходимости пристального внимания к воспитанию дочери, особенно в подростковом и юношеском возрасте.


Задание #2 (номер задачи на fipi.ru — A296BB)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

(1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́ приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю. Трифонову)*

* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.


Сочинение

Нетрудно заметить в финале текста А. И. Деникина некоторую иронию: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю. . . » В чём же смысл этой иронии? Попробуем разобраться по содержанию текста.

Герой Деникина рассказывает, что думать о выборе жизненного пути своего чада родители начали едва ли не с самого рождения, использовав в шутку даже старинное гадание, якобы предначертавшее дальнейшую военную карьеру рассказчика. Об этом говорится в предложениях номер 1—6. Неужели всё так просто может определить выбор жизненного пути? Конечно, нет. В предложениях номер 11—14 раскрываются истинные причины этого выбора. На мальчика повлияли рассказы отца, занятия в гимнастическом городке Стрелкового батальона, суровая романтика стрельбищ. Всё это не только укрепило детскую мечту, но и помогло добиться реальных результатов в военном деле.

А гадание? Гадание, конечно, здесь совершенно ни при чём, вот почему и звучат иронично финальные строки текста. Человек делает себя и свою жизнь своими собственными руками. Понимая это, можно добиться желаемых результатов.


Задание #3 (номер задачи на fipi.ru — E41655)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст

1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке.
(19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она.
(23)И вполусерьёз добавила:

– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло отвечают, – возразила я.

– (27)Чем?

– (28)Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них… (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.

(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.


Сочинение

В финальной фразе текста А. Алексина заключена очень распространённая жизненная позиция: порой нам очень хочется, чтобы все вокруг беспрекословно подчинялись нам, как бессловесные куклы. Это показатель нашего внутреннего мира.

Героиня Анатолия Алексина привыкла командовать в мире игрушек. Об этом свидетельствуют предложения номер 13 и 14 (Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. А безраздельно хозяйничать — я сообразила уже тогда — очень приятно). Однако с появлением куклы Ларисы многое в восприятии героини изменилось. Лариса была выше других кукол и самой девочки, тем самым бросала вызов «царству игрушек» и героини. Рассказчица восприняла её как своего рода разрушителя своей безраздельной власти в кукольном царстве. Девочка поняла, что для того, чтобы властвовать, надо что-то из себя представлять, чем-то выделяться. Вот почему в предложении номер 38 героиня заявляет: «Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек».

Получается, что героиня, желая безраздельно властвовать, всё же задумывается над тем, как выстраивать свои отношения с окружающими, а значит, есть надежда, что она примет правильное решение и научится уважать тех, кто рядом.


  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста ведь он рисовал
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста ведь казалось
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста а отец улыбнулся
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста а мне это и хочется
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл финала текста я прижался к двери