Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фразы из текста оставьте его поэтом

Обновлено: 09.01.2023

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 287
  • КНИГИ 670 068
  • СЕРИИ 25 810
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 167

Гаврила Романович Державин

Составление, биографический очерк и комментарии И. И. Подольской

Иллюстрации и оформление Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека

(C) Издательство “Правда”, 1985 Составление. Биографический очерк.

В начале октября 1803 года Александр I позвал к себе шестидесятилетнего министра юстиции Гавриила Романовича Державина и раздраженно сказал ему: “Ты очень ревностно служишь”. Через несколько дней был дан высочайший указ об отставке Державина. Жизнь словно с разбегу остановилась. Державин оказался не у дел.

Хотя в начале нового 1804 года Державин и писал своим друзьям Капнистам, будто “очень доволен, что сложил с себя иго должности”, которое его угнетало, он чувствовал обиду, беспокойство и пустоту в душе.

Успокоение приходило к нему только на Званке, где проводил он каждое лето. Имение это, купленное им в 1797 году, находилось в ста семидесяти верстах от Петербурга, на высоком берегу Волхова, в окружении лугов и лесов. Здесь учил Державин грамоте и молитвам дворовых ребятишек, наблюдал за полевыми работами, выслушивал вполуха старосту, нехотя проверял счета, без устали восхищался удивительным званским эхом, разносившимся по окрестностям, и каждый день восседал во главе веселого и пышного обеденного стола, за которым собирались многочисленные родственники второй жены его, Дарьи Алексеевны, и гости, охотно посещавшие хлебосольный дом.

Уверяя себя и других в том, что он доволен своим уделом, Державин через несколько лет после выхода в отставку писал:

Блажен, кто менее зависит от людей,

Свободен от долгов и от хлопот приказных,

Не ищет при дворе ни злата, ни честей

И чужд сует разнообразных!

Возможно ли сравнять что с вольностью златой,

С уединением и тишиной на Званке?

Довольство, здравие, согласие с женой,

Покой мне нужен — дней в останке.

“Евгению, Жизнь Званская”

Но не покой был нужен ему: его мучила потребность в деле, смолоду усвоенная привычка к нему. И дело неожиданно нашлось.

В 1805 году случай свел Державина с Евгением, в ту пору новгородским викарием. До пострижения в монахи звали его Евфимием Алексеевичем Болховктиновым Евгений был человеком широких и разносторонних интересов Он окончил духовную академию и слушал лекции в Московском университете. Особую склонность питал он к истории, библиографии и литературе. “Простое перечисление сочинений его. изданных и рукописных, — писал академик Я.К.Грот, — показывает, как обширны и разнообразны были его знания, как многочисленны были предметы, занимавшие деятельный ум его” [Грот Я. К. Переписка Евгения с Державиным. СПб., 1868, с. 65].

Встреча Евгения с Державиным была одним из тех случаев, в которых мы склонны видеть перст судьбы, но на самом деле они помогают осуществиться тому, что должно было произойти; может быть, лишь ускоряют ход событий.

В ту пору Евгений трудился над составлением словаря русских писателей, светских и духовных. Собирая материалы для словаря и не имея сведений о Державине, Евгений решил написать Д. И. Хвостову, приятелю поэта: “Вам коротко знаком Г. Р. Державин. А у меня нет ни малейших черт его жизни. Буква же Д близко. Напишите, сделайте милость, к нему и попросите его именем всех литераторов, почитающих его, чтобы вам сообщил записки: 1) которого года, месяца и числа он родился и где, а также нечто хотя о родителях его, 2) где воспитывался и чему учился, 3) хотя самое краткое начертание его службы, 4) с которого года начал писать и издавать сочинения свои и которое из них было самое первое. 5) Не сообщит ли каких о себе и анекдотов, до литературы касающихся?” [Там же, с. 61].

Письму этому суждено было сыграть особую роль в биографии Державина — как прижизненной, так и посмертной. Вопросы, поставленные Евгением, упали, слоено зерна, на почву, готовую принять их. И, как зерна, они дали всходы: знаменитые “Записки” и не менее известные, хотя и более загадочные, “Объяснения на сочинения Державина”.

Просьба Евгения, переданная Д. И. Хвостовым Державину, заинтересовала его, и он живо на нее откликнулся. Получив письмо от Хвостова в середине мая, Державин поспешно отвечал ему: “Сейчас получил письмо вашего сиятельства от 15 текущего месяца. Усерднейше за оное благодарю. Из него я вижу, что преосвященный Евгений Новгородский требует моей биографии. Охотно желаю познакомиться с сим почтенным архипастырем. Буду к нему писать и попрошу его к себе. Через 30 верст, может быть, и удостоит посетить меня в моей хижине. Тогда переговорю с ним о сей материи лично; ибо не весьма ловко самому о себе класть на бумагу, а особливо некоторые анекдоты, в жизни моей случившиеся , а вам вот что скажу:

Кто вел его на Геликон

И управлял его шаги?

Не школ витийственпых содом:

Природа, нужда и враги.

Объяснение четырех сих строк составит историю моего стихотворства, причины оного и необходимость…” [Державин Г. Р. Сочинения. В 9-ти токах, т. 6, СПб., 1871, с. 169 — 170]

Однако “объяснение”, написанное по просьбе Евгения, увлекло Державина далеко за пределы “четырех сих строк”. Вместе с составлением этого объяснения для поэта открылась новая пора — пора подведения итогов. Работа над “Записками” и “Объяснениями” стала последним делом Державина; захватив его, она заняла его ум и душу. Воскрешая в памяти далекое и близкое прошлое, он словно жил заново; при этом мысль то сознательно, то неосознанно обрабатывала воспоминания, а потому под пером Державина порой возникал “беловой вариант” его жизни — тот вариант, который казался ему, умудренному опытом, достойнее и светлее. Впрочем, вымысла в этом не было; было несколько иное отношение к пережитому, несколько иная оценка его.

“Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер, Гавриил Романович Державин родился в Казани от благородных родителей, в 1743 году июля 3 числа” [Державин родился не в Казани, а в одной и” деревень Казанской губернии — Кармачи или Сокура], — так начал Державин автобиографию. Его феерическая судьба казалась удивительной и достойной восхищения ему самому. Тем более он желал сохранить все перипетии своей жизни для памяти потомков и отчасти в назидание им.

“Благородные родители” поэта были бедными дворянами. Убогих средств их не достало на то, чтобы нанять учителей сыновьям Гавриилу и Андрею. От “церковников”, то есть дьячков или пономарей, научился Державин читать и писать. Из последующего учения вынес он изрядное знание немецкого языка и умение рисовать. То и другое позднее определило многое в характере его творчества: немецкий язык был в ту пору ключом к европейской образованности, а Державин, как и многие другие поэты, начал с переводов и подражаний; способности к рисованию сказались в необычайной пластике его поэтических образов.

В девятнадцать лет, не успев окончить Казанскую гимназию, Державин стал солдатом Преображенского полка. В темные зимние вечера он сочинял в казарме письма для своих однополчан, “ел хлеб с водой и марал стихи при слабом свете полушечной сальной свечки”.

Горячий, простодушный и честный, он медленно продвигался по службе и был долгое время обойден чинами и наградами.

Начало солдатской службы Державина совпало с дворцовым переворотом 1762 года, в котором его Преображенский полк сыграл немалую роль. Впрочем, сам Державин не сразу понял, что произошло.

Новая тренировочная работа №1 статград по русскому языку 9 класс в форме экзамена ОГЭ 2022 года, ответы и задания для вариантов РУ2190101, РУ2190102 (РЯ2190101, РЯ2190102), официальная дата проведения работы: 16.09.2021 (16 сентября 2021 год).

Ссылка для скачивания: варианты | ответы

Тренировочная работа №1 статград ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс варианты РУ2190101 РУ2190102:

Задания с варианта РУ2190101

  • 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом.
  • 2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
  • 3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
  • 4) В предложении 4 три грамматические основы.
  • 5) Вторая часть сложного предложения 5 представляет собой односоставное определённо-личное предложение.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. В половине двенадцатого (1) приехала из Гатчины старая императрица с фрейлинами и дочерью (2) и очень рассердилась (3) узнав (4) что (5) собиравшегося прибыть заранее (6) государя ещё нет.

  • 1) ПРИДОМОВАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.
  • 2) ПО-ОСЕННЕМУ (холодно) – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
  • 3) КАМЕННЫЕ (стены) – в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН.
  • 4) ВСКРУЖИТЬ (голову) – на конце приставки ВС- перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  • 5) ВЫТЕРЕТЬ (пыль) – написание чередующейся безударной гласной в корне слова зависит от ударения.
  • 1) Державин был недоволен тем, что поехал на выпускной экзамен в Царское Село.
  • 2) Лицее ли В Царскосельском лицее Державин почувствовал, что его здесь не ждут.
  • 3) Державин решил обязательно посмотреть на упражнения лицеистов в танцевальном и фехтовальном искусстве.
  • 4) Чтение стихов юным Александром Пушкиным было похоже на исполнение музыкального произведения.
  • 5) В разговоре с Державиным Разумовский не стал восхищаться поэтическим талантом Пушкина.
  • 1) Посреди экзамена он вздремнул, но слышал всё отчётливо, только как бы за дымкою и не придавая всему особого значения.
  • 2) Но он их стал забывать, и собственные стихи тронули его, как чужие.
  • 3) Прерывистый, гибкий голос звучал так, словно какую-то птицу занесло сюда ветром.
  • 4) Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него своими быстрыми, горячими глазами.
  • 5) Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него: большинство собравшихся глядели на Державина.

8)Лексический анализ. В предложениях 30–34 найдите фразеологизм. Выпишите его.

Задания с варианта РУ2190102

2)Прочитайте текст. (1)Рептилии – известные долгожители. (2)Вараны, гадюки, кобры, щитомордники доживают до 30–50 лет, крокодилы – до 50–85 лет, а крупные виды черепах – до 200 лет. (3)Для изучения жизни рептилий их тоже кольцуют, как и птиц. (4)Благодаря этому было установлено, что большинство рептилий живут осёдло. (5)Но и среди них есть неутомимые путешественники – морские черепахи: от мест нагула до мест откладки яиц они проплывают по океану тысячи километров.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Я (1) казалось (2) становился всё меньше (3) а невидимое небо – лишённое звёзд (4) пространство надо мною – наступало и увеличивалось (5) охватывая меня (6) своими мягкими краями.

  • 1) РАССМОТРЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  • 2) ЕЛЕ-ЕЛЕ (заметный) – в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов, пишется дефис. Про
  • 3) ПОЛУЧЕНО (письмо) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
  • 4) РАЗГОРАЕТСЯ (на горизонте) – написание безударной чередующейся гласной зависит от лексического значения слова.
  • 5) (тёмная) НОЧЬ – в именах существительных 1-го склонения после шипящего пишется буква Ь.
  • 1) Тряся головою, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво.
  • 2) Читали его старые стихи, которые уж много лет, как зачитали.
  • 3) Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него.
  • 4) Так никто не читал стихов: подвывая, на пересечениях медля.
  • 5) И, словно слушая Бахову музыку, он протянул, не обращая внимания ни на кого и вполне от всех отрешась, указательный палец, жилистый, старый, и еле заметно стал отмечать такты.

Этот рассказ является документально подлинным. Рассказ Давыдовой был записан с ее слов Пушкиным и сохранился в его записках. Гроссман безо всякой обработки воспроизводит его в своем романе. Возникает вопрос: как интерпретировать эти тексты в романе Гроссмана при суженном понимании исторической стилизации? Формально они художественные, даны без графического выделения. А на деле они являются документально-подлинными.

Приведенные примеры наглядно свидетельствуют, что при суженном понимании исторической стилизации лишь как имитации языка прошлого в диалогах и авторской речи и, соответственно, делении текста произведения о прошлом на художественные и нехудожественные части границы между этими частями невозможно установить ни теоретически, ни практически. А самое главное, что при таком суженном понимании исторической стилизации разрушается художественная целостность речевой структуры исторического жанра.

С учетом сказанного, целесообразно, на наш взгляд, разграничивать две основные формы исторической и, соответственно, историко-поэтической стилизации в художественных произведениях о прошлом, которые практиковались с самого начала зарождения исторического романа в русской литературе с первой половины XIX столетия. Одна из них — это открытое, не завуалированное воспроизведение письменной и устной речи прошлого в виде графически выделенных текстов, отдельных предложений, слов, словосочетаний, фразеологизмов. Другая форма — это скрытое, завуалированное воспроизведение в диалогах и авторской речи отдельных документально-достоверных слов, выражений и целостных высказываний, текстов. В целом ряде случаев эти две формы исторического воспроизведения языка прошлого в его разных стилистических разновидностях используются комбинированно, органически сочетаются, когда не завуалированному воспроизведению подлинных текстов прошлого сопутствует завуалированная стилизация диалогов и авторского повествования. Все эти формы воспроизведения языковых черт эпохи в историческом жанре органически взаимосвязаны. Предпочтительное использование той или другой формы в художественном произведении характеризует индивидуальный стиль романиста.

Все заулыбались, Пушкин и Яковлев захохотали, но ему самому надлежало сохранять спокойствие. — Это есть бессмыслица, — сказал он, — не простая, а высший род ее, ибо если стараться, сего не достигнешь. Здесь нет связи в сочленениях. Это могу уподобить только Тредиаковскому.

Не являясь стилизующим средством по отношению к авторской речи и диалогам, стихотворные тексты вместе с тем выполняют важную стилистическую функцию в речевой структуре произведения в целом, они служат ярким, колоритным средством стилизации общего художественно-исторического изображения прошлого, общего исторического повествования о прошлом. Лексика и фразеология — это лишь составная часть поэтического текста. Глубинные же особенности поэтического языка содержатся в речевой структуре целостной фразы, целостного текста. Именно в речевой структуре целостного текста отражаются интонационно-синтаксические особенности поэтического языка писателя, особенности семантики и экспрессии, обусловленные взаимодействием различных компонентов целостного текста. Стихотворные тексты в художественных произведениях о поэтах прошлого являются, на наш взгляд, важнейшим средством историко-поэтической стилизации и, естественно, должны стать предметом разностороннего лингвостилистического исследования.

Он пошел к лицею; новые жильцы были теперь в фрейлинском флигеле.

Он очень устал и почувствовал, что даром и совсем даром поехал в Царское Село. Впрочем, директор Малиновский обиделся бы.

Войдя в двери и скидывая швейцару на руки свою кунью шубу, он посмотрел на него задумчиво и стал сомневаться: точно ли жив директор Малиновский. Уже бежали опрометью вниз люди в мундирах встречать его и бережно подхватили под руки. Он осердился и вырвал руку. Помешкав, взобрался он старательно по лестнице. В зале он вспомнил, что и директор этот умер.

Его усадили в кресла. Потом, тряся головою, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво. Он вздремнул, но слышал все отчетливо, только как бы за дымкою и не придавая всему особого значения. Объявили чтение. Он подумал о том, что на фехтованье и танцы не останется, а завтрак отведает.

Вдруг стали произносить его имя, читать его стихи. Он повернулся в креслах и, покачивая головою, слушал. Читали его старые стихи, которые уж много лет, как зачитали. Но он все стал забывать, и собственные стихи тронули его, как чужие.

Потом звонкий голос раздался. Он вгляделся. Голос был звонкий, прерывчатый, гибкий, словно какую-то птицу занесло сюда ветром. Он стал шарить, беспокойно ища лорнет. Не было лорнета. И этот голос вдруг сказал ему, и никому другому:

– Воспоминания в Царском Селе.

Он вдруг задрожал, повторяя отвислыми, грубыми, солдатскими губами, без звука, без голоса, эти слова. Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него. Зрение давно стало его предавать, но он все же видел его как бы в тумане: у школяра глаза были быстрые, горячие. Так никто не читал стихов: подвывая, на пресечениях медля. Так только музыканты играли. И, как слушая Бахову музыку, он протянул, не обращая внимания ни на кого и вполне от всех отрешась, указательный палец, жилистый, старый, и еле заметно стал отмечать такту. Он слушал воспоминания этого птенца, которому еще нечего было вспоминать, но который вспомнил все за него в этом саду: и старые победы и новые.

Чтец назвал его в стихах. В забвенье потянулся он за аспидной доской, и рука его повисла в воздухе. Он был не у себя дома, а на публичном заседании.

Аспидной доски не было, да она, видно, и не нужна была более. Он хотел написать:

Когда Александр кончил, только некоторые смотрели на него: большая часть смотрела на Державина.

Старик, костлявый, согнутый в три погибели, все выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в бессмысленном старом восторге, который из сидящих здесь помнил только старик Салтыков. Слезы текли по его морщинистому грубому лицу. Вдруг он с неожиданною легкостью отодвинул кресла и выбежал, чтоб обнять чтеца.

Он не нашел никого: Александр убежал.

И все еще держась, не впадая в дремоту, которая обычно им в этот час поминутно овладевала, он стал с живостью разговаривать с Разумовским.

Разумовский ничего не разумел. Он сказал, что хотел бы образовать Пушкина в прозе.

– Оставьте его поэтом, – сказал ему Державин и отмахнулся неучтиво.

И все так же держась, только сильно тряся головою, он сидел за долгим обедом и ел на этот раз много и жадно, пользуясь отсутствием супруги, которая, наслушавшись медиков, отнимала у него за столом самые вкусные яства; отпил глоток вина, выслушал лепет Сергея Львовича и даже ответил ему; а отъезжая из Царского Села, повалясь на подушки возка, уже засыпая, пробормотал еле слышно старому кучеру, которого, как и камердинера, тоже звали Кондратием:

Читайте также:

      

  • Черкасова огэ 2021 сочинение рассуждение
  •   

  • Блок есенин маяковский сочинение
  •   

  • После бала сочинение иван васильевич
  •   

  • Да жить не значит сколько то лет есть и пить сочинение егэ
  •   

  • Сочинение один день из жизни солдата

Сочинения к варианту №11 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».

Текст

В конце июня из большой дружной компании осталось пятеро. Почти все ребята разъехались кто куда: в лагерь, к бабушкам, на юг. Друзья заскучали: все игры были перепробованы, захотелось сделать что-то важное, полезное, помогать кому-нибудь или ещё что…

Сочинение 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Самуила Яковлевича Маршака: «Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи».

«Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи», — говорит знаменитый писатель Самуил Яковлевич Маршак. В этом высказывании утверждается право на использование просторечий в художественном тексте. Есть они и в рассказе Владислава Петровича Крапивина.

Ребята захотели помочь какой-нибудь одинокой старушке и остановились на кандидатуре бабы Наташи. Только оказалось, что из-за прошлых проказ бабка может не пустить их к себе в дом. «Теперь к ней не сунешься», — говорит один из мальчиков. Автор использует здесь разговорное слово «сунешься», это просторечное слово негативно характеризует поведение мальчиков до того момента, как они решили стать помощниками старушки.

Бабушка Наталья сначала неприветливо встретила мальчиков, но их обещание сделать ей новую дверь старушке понравилось. Мальчики воспряли духом: «Мы бы вам такую дверь отгрохали». Просторечие «отгрохали» имеет в народе положительное значение, так говорят о чём-то грандиозном, достойном похвалы и восхищения. Так автор изображает своих героев уже повзрослевшими, заслуживающими уважения.

Как видим, разговорные слова бывают очень важны в художественном тексте. Писатель или поэт может искусно использовать подобные средства для характеристики образов.

Сочинение 9.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Бабка Наташа тоже сияла. Вся её суровость растаяла, как эскимо на солнцепёке».

Финал текста Владислава Петровича Крапивина отражает волшебные изменения в образе бабушки Натальи. Как же это чудо произошло?

В начале произведения мы знакомимся с мальчиками, у которых появилось желание кому-то помочь. Их выбор пал на бабушку Наташу, но она казалась им злой и неприветливой, так как был вот такой случай: Стасик искал в огороде бабы Наташи своё самолётик и «нечаянно» два огурца сорвал. Неприветливость старушки становится понятной.

Но вот мальчики решили сделать для неё доброе дело совершенно бесплатно: просто так. Они очень старались, и дело было выполнено хорошо: «Они унесли готовую дверь в бабкин двор, приладили к сараю и взялись за кисти. Через полчаса дверь снаружи полыхала оранжевым пламенем. Сияла на солнце». Это сияние и стало началом волшебного преображения бабушки Наташи.

В рассказе Крапивина основная мысль заключается в том, что не бывает злых и неприветливых людей. Бывают только те, кто недоволен нашим равнодушием.

Сочинение 9.3

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?».

Доброта – это способность помогать людям, которая является естественной внутренней потребностью людей, она даёт чувство собственной значимости тем, кто делает добрые дела, и приносит огромную радость тому, для кого эти добрые поступки совершаются. Об этом говорится в рассказе Владислава Петровича Крапивина.

Мальчики заскучали в начале повествования, и само собой появилось желание кому-то помочь. Было решено пойти к Бабушке Наташе, которая единственная из всего села нуждалась в помощи. Хотя она казалась мальчикам злой, но желание сделать доброе дело было непреодолимо. Как же изменилась старушка, когда мальчики для её сарая «отгрохали» дверь! Теперь она стала приветливой — такова сила доброты.

Очень добрый человек является героем рассказа Н. С.Лескова «Дурачок». Панька, так его зовут, помогает всем, кто только встречается на его пути. Например, когда поймали конокрада Хабибулу и хотели его казнить, Панька отпустил вора, сказав, что он ненавидит, когда других мучают, ему легче самому за другого пострадать. Перед тем как отпустить Хабибулу, Панька дал ему совет больше не красть, так как за него Панька собой жертвует. Такая невероятная доброта сбивает с толку, и Паньку не стали казнить, посчитав его «праведным», то есть таким угодным Богу. Это значит: ему нельзя ничего плохого делать.

Доброта – это то, что делает человека сильнее, и чем больше доброты совершается в мире, тем лучше и счастливее люди.

ОГЭ. Задание 9.2

Сочинение-рассуждение по фрагменту текста

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните,как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста:» — Ах, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!».

Как сформулировано задание?

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: «— Ах, Пушкин! — повторял он. — Ведь я знаю, что ты добрый друг!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Итак, озвучим основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на текстовом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

Помните, что в сочинении должно быть не менее 4 абзацев!

1. Объяснение смысла предложений из текста.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.

Прочитаем текст, по которому будем писать сочинение.

(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк-другой.

— (З)Рассаживайтесь! — сказал хозяин комнаты.

— (4)Пушкин, — спросил полный, неповоротливый мальчик, — ты сочинил новые стихи?

— (5)Да, Виленька, — ответил хозяин комнаты.

— (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! — воскликнул гость.

(8) В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал её и, найдя то, что искал, громко прочёл заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось.

(12) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. (13) Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

(15) Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18)Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

(19) Ясно было, что стихотворение, посвящённое товарищам, не обойдётся без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но всё равно посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать ему помешали остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

(28) Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

(29) Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.

— (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? — воскликнул он. — (ЗЗ)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (Зб)Что я должен сделать?

(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на всё.

— (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!

— (42)Я тебя прощу, если ты…

— (43)Ну?

 — (44)Если ты…

— (45)Ну, говори!

— (46)Если ты ещё раз прочтёшь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…

(48)И Виленька обнял друга.

— (49)Ах, Пушкин! — повторял он. — (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти ещё раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

(По Ю. Олеше)

* Олеша Юрий Карлович (1899-1960) — русский писатель, поэт, драматург, сатирик.

Алгоритм решения задания.

Прежде всего, обратим внимание на ключевые слова в самом задании:
 

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

  • примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Затем ещё раз перечитаем текст и вдумаемся в его содержание, главную мысль.

ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Объясняем смысл заключительных предложений текста.

Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина — Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста. (43 слова)

Обратите внимание:

1. во вступлении можно процитировать заключительные предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить;

2. объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев принадлежит реплика, о чём онасвидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс.

3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).

ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного тектса, подтверждающие наши рассуждения.

Аргумент 1

Во-первых, на вопрос Пушкина о том, что он
должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46). При этом он восхищённо называет творение Пушкина «дивным». (35 слов)

Аргумент 2
Во-вторых, Вильгельм объясняет критику на
свой счёт тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя (предложения 51 — 53).(28 слов)

Обратите внимание:

1. оба аргумента должны быть только из прочитанного текста;

2. прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения, подтверждающие ваши рассуждения;

3. коротко напишите, о чём говорится в выделенных вами предложениях, не забудьтеуказать номера этих предложений;

4. каждый аргумент начинаем с красной строки;

5. начать аргументы можно словами во-первых,во-вторых.

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.

Таким образом, «добрый» друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза. (16 слов)

Обратите внимание:

1. вывод можно начать с вводных слов таким образом, итак или следовательно;

2. в заключительной части сочинения нужно пояснить, какой смысл вкладывал Вильгельм в слова «добрый друг».

Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца!

В данной работе получилось 4 абзаца:

1. Объяснение смысла предложений из текста.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.


 

Всего в сочинении 122 слова (норма — не менее 70 слов).

А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный

ШАБЛОН:

Данная реплика____________________________ принадлежит _______________________. Она свидетельствует о том, что _________________________________________________________.
Докажу свои рассуждения _____________________________________________________________.

Во-первых, ___________________________________________________________________ (предложение …).

Во-вторых, ___________________________________________________________________ (предложения 51 — 53).

Таким образом, «добрый» друг в понимании Вильгельма тот, кто ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________.

  • Главная
  • Даты
  • ОГЭ. Теория
  • ОГЭ. Задание 15.1. Сочинение – рассуждение по раскрытию смысла высказывания. Рекомендации
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.

Как написать сочинение — рассуждение по предложенной цитате

(рекомендации)

Рекомендации сопровождаются примерами сочинения по цитате Лихачёва Д.С.

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

  1. Внимательно вдумайтесь в смысл предложенной фразы. Нужно понять каждое слово в ней, не упустить основную мысль. Помните, что за правильное объяснение смысла фразы вы получаете на экзамене 2 балла.
  2. Во вступлении объясните, как вы поняли смысл высказывания. Выскажите свою точку зрения, отметьте, что приведёте примеры для её доказательства  из текста.

Пример

В высказывании Лихачёва Д.С. подчёркнута мысль о том, что легко узнать о человеке, о его умственном развитии, характере, моральных качествах по его речи, по тому, как он говорит. Я полностью согласна с автором, тоже считаю, что по речи человека,  по его умению общаться, высказывать свои мысли, доказывать точку зрения легко понять, каков человек. Докажу это, приводя примеры из предложенного текста  (далее называется автор текста).

  1. Следующий этап — написание основной части сочинения. Она состоит из двух абзацев. В каждом нужно привести по одному аргументу. Имейте в виду, что аргументы должны пояснять разные стороны проблемы.

Пример (по тексту из демоверсии 2016 года)

1 пример. В нём даём характеристику Анны Фёдоровны по её речи.

В отрывке из произведения Б.Л.Васильева несколько героев — пожилая женщина Анна Фёдоровна, потерявшая на войне сына, её внучка Татьяна и ученики школы, пришедшие к ней за материалами для создающегося в школе музея. Всего несколько фраз произнесли герои, а как по ним легко понять, что это за люди. Анна Фёдоровна – добрая, отзывчивая и гостеприимная женщина, приглашает детей в дом, выслушивает их, хочет им помочь (предложения № 3, 9).Её речь приветливая, спокойная. Несмотря на горе, она сохранила чистоту души и даже с юмором говорит с детьми (№21).Легко общаться  с ней, женщина располагает к себе детей.

2 пример. По речи характеризуются дети.

Совершенно иначе говорят с ней ребята,  особенно мальчик. Его речь даже несколько высокомерная. Тон мальчика Анне Фёдоровне  не понравился  (№ 14).Желание получить оригиналы писем любой ценой приводят к тому, что дети несколько грубы с женщиной, не могут понять, как ей дороги письма, и речь их – официальная (№ 19). В ней – безразличие  к судьбе героини. И читатель не удивился, когда понял, что дети просто украли эти письма. Речь – отражение сухости, чёрствости и эгоизма детей.

Комментарий.

Как видно из примеров, они посвящены не одной героине, а нескольким.  По речи героев можно понять  о доброте и порядочности Анны Фёдоровны и о безразличии и душевной чёрствости детей.

  1. Заключение

В последней части сочинения делается вывод по поднятой проблеме, по основной мысли предложенной цитаты. Необходимо ещё раз высказать свою точку зрения,  предположения по поводу того, как можно решить проблему .

Пример

Таким образом, прав был Лихачёв Д.С., высказывая мысль о том, что речь человека во многом характеризует его как личность. Поэтому необходимо развивать свою речь, учиться, пополнять свой словарный запас, много читать, чтобы говорить красиво и убедительно. А ещё нужно помнить, что надо следить за тем, что и как мы говорим, чтобы не обидеть собеседника. Пусть язык, наша  речь будут друзьями, а не врагами.

Комментарий

  • Не забывайте о критериях оценки сочинения. Целых 2 балла вы можете получить за последовательность изложения, связность . И хотя план писать не требуется, вы должны для себя его составить или хотя бы мысленно представлять, о чём и как будете писать. Нельзя перескакивать от одной мысли к другой. Сочинение — это связный текст, а не разрозненные предложения, пусть и написанные на одну тему.
  • Продумайте композицию сочинения. За композиционную стройность тоже можно получить 2 балла. Чётко делите текст за абзацы, не пишите единым большим абзацем. Не забывайте, что каждая часть сочинения (вступление, основная часть, заключение) имеет свои особенности и задачи.
  • И, конечно, хорошо проверяйте своё сочинение. Оно должно быть написано грамотно.

Критерии оценивания задания 15-1.

Наличие обоснованного ответа — 2б.

Наличие примеров-аргументов – 3 б.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – 2 б.

Композиционная стройность работы – 2 б.

Максимальное количество баллов за сочинение 15.1.

по критериям К1–К4 – 9 б.

Критерии оценивания грамотности и фактической точности

Имейте в виду, что баллы ставятся общие — за изложение и сочинение.

Соблюдение норм орфографии — 2 б.

Соблюдение норм пунктуации – 2 б.

Соблюдение грамматических норм – 2 б.

Соблюдение речевых норм – 2 б.

Фактическая точность – 2 б.

Максимальное количество баллов – 10

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

E-mail

Версия для печати и копирования в MS Word

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф. И. Буслаева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3.  Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.

(3)Урс огромный. (4)У него шерсть свалялась сосульками. (5)Со лба сосульки спадают на глаза. (6)Урс пострашнее любого волка. (7)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. (8)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (9)Страшно злобный пёс. (10)Но Кэт говорит, что он добряк.

(11)У Кэт не было своей собаки и не было надежды на собаку – она стала присматриваться к Урсу. (12)Расхаживала у дровяного склада и всё посматривала на Урса. (13)А он не обращал на неё внимания. (14)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дёрнула так, что раздался звон. (15)В два прыжка Урс очутился рядом. (16)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. (17)Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте. (18)Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (19)В своей злобе он не почувствовал шипов. (20)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила.

(21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас идёт множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это потяжелее голода. (26)Честное слово.

(27)Кэт заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

(29)Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов. (30)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то, чего ему недоставало. (31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок – это первый признак, что собака слушает, участвует в разговоре.

(34)Злобный пёс стал поджидать Кэт у колючей проволоки. (35)Когда она приходила, Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.

(36)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом – ровным счётом ничего. (37)Он ждал её не из-за колбасы.

(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки. (39)И вместо клыков выпускал кончик языка.

(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу. (44)Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И он зажмурил глаза от счастья.

(46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

(48)Но она-то знала, что Урс добряк. (49)И он не разорвал её на части, а тёрся кудлатой мордой о её ногу. (50)Кэт усадила огромного пса и стала расчёсывать его гребнем. (51)Она рвала гребень изо всех сил – попробуй расчеши такого! – но Урс не рычал, не огрызался. (52)Терпел. (53)Ему даже было приятно, и он с благодарностью поглядывал на девочку. (54)Она дала Урсу какие-то витамины для глаз. (55)И он лизнул их языком. (56)Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт.

(По Ю. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

1

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Пёс ждал Кэт, потому что она приносила ему хлеб с колбасой.

2)  Когда Урс зарычал, Кэт от неожиданности одёрнула руку.

3)  Девочка дарила ему свою любовь и внимание, заставляя поверить в доброту людей и дружбу.

4)  Пёс почувствовал, что девочка не боится его в отличие от других людей.

5)  Однажды Урс сильно покусал жулика.


2

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.

2)  Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

3)  Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.

4)  Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть.

5)  Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов.


3

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову СТРАШНЫЙ (предложение 47). Напишите этот синоним.


4

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Банк заданий ФИПИ


5

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кэт удалось приручить злобного пса Урса?»

1)  Кэт часто приносила Урсу хлеб с колбасой.

2)  Урс очень любил, когда ему расчёсывали шерсть, и Кэт знала об этом.

3)  Девочка дарила ему свою любовь и внимание, заставляя поверить в доброту людей и дружбу.

4)  Пёс почувствовал, что девочка не боится его в отличие от других людей.

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 209CA5, вариант РЕШУ №103

Спрятать пояснение

Пояснение.

1.  Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле. Сказуемое  — главный член предложения, выражающий предикативный признак подлежащего: обозначает действие, свойство или состояние.

Сказуемое позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.

В предложении №1 (Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу.) имеем дело с простыми глагольными сказуемыми: «не слышал, мог бы пробраться, подойти». В сказуемых сосредоточен основной смысл предложения: речь идёт о том, что собака настолько страшная, что нельзя предположить, что кто-то рискнул бы подойти к ней.

В предложении 3 составное именное сказуемое выражено именем прилагательным: «Урс огромный». В этом сказуемом определён основной признак собаки, её свойство, подчёркивающее грозный вид собаки.

Таким образом, прав известный лингвист Фёдор Иванович Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

2.  Мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Именно доброта и любовь Кэт помогли «растопить сердце» собаки. Урс откликнулся на добро которое разбудило в нём способность дружить и желание быть нужным. Именно об этом финальные строки текста Юрия Яковлева: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт».

Печально осознавать, что люди вокруг собаки оказывались бездушными, жестокими. Это люди сделали Урса «страшно злобным псом» (предложение 9). Они хотели видеть его таковым – он оправдывал их ожидания.

Нелегко Урсу осознавать, что он кому-то нужен. Подтверждение этому находим в предложениях 34-37. Видимо, немало пришлось ему вынести от людей, раз он так настороженно относится к Кэт. А добро всё равно победило.

Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления доброты. Кэт обладает этими качествами и обретает настоящего, преданного друга.

3.  Доброта  — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям. Это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Совершая добрые дела и поступки, мы можем сделать счастливее того, кто нуждается в помощи, кто одинок и, может быть, даже зол на весь мир.

Возможно ли сделать так, чтобы огромный, суровый, страшный пёс дал себя погладить и покорно позволил вычёсывать шерсть? Все считали: нет. Урсу ненавидел людей и кидался к каждому, кто хоть как-то приближался к нему. Но так не считала Кэт  — девочка добрая, смелая и так отчаянно мечтавшая о собаке-друге. Её доброта растопила сердце сурового Урсу, пёс поверил девочке. Животные, а собаки особенно, очень чувствуют, когда к ним  — с добром, и платят верностью и преданностью.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

ИЛИ

тезис не доказан,

ИЛИ

дано рассуждение вне контекста задания,

ИЛИ

тезис доказан на бытовом уровне

0
С2К2: Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

ИЛИ

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

ИЛИ

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

ИЛИ

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0
С2К4: Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0
Максимальный балл 9
Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

2

Допущено 2–3 ошибки

1

Допущено 4 и более ошибки

0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК3 Соблюдение грамматических норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0
Максимальный балл 10

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 209CA5, вариант РЕШУ №103

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

(1) Петя с мамой и сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил

учитель. (2) Вот раз мама пошла с девочками купаться. (3) А Петя остался один стеречь квартиру. (4) Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. (5) Она была из железной трубки. (6) В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. (7) Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь.

(8) Петя очень рассердился. (9) Он пошёл в кухню. (10) Наложил в плиту щепок, полил керосином, положил сверху пушку и зажёг. (11) «Теперь, небось, выстрелит!»

(12) Огонь разгорелся, загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел! (13) Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.

(14) Петя испугался, выбежал из дому. (15) Никого не было дома, никто ничего не слыхал. (16) Петя убежал подальше. (17) Он думал, что, может быть, все само потухнет. (18) А ничего не потухло. (19) И ещё больше разгорелось.

(20) Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым.

(21) Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. (22) Это звонок к пожарным. (23) Учитель разбил стекло и надавил кнопку.

(24) У пожарных зазвонило. (25) Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. (26) Они подъехали к столбику, а там учитель им показал, где горит. (27) У пожарных на автомобилях был насос. (28) Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. (29) Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. (30) В доме никого не было. (31) Пожарные стали выносить вещи.

(32) Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. (33) Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.

(34) Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.

(35) А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.

(36) А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. (37) Мальчики его увидали и насильно привели.

(38) Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. (39) Пожарные, собрав инвентарь, сели в свои автомобили и уехали назад. (40) А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.

  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фразы из текста кто как умеет тот
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фразы из текста береги честь смолоду
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста я сказала смелый
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста я думал ты мне чушь
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фрагмента текста я властвовала