Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Владимировича Набокова «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Набокова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Зоя Алексеевна, первая учительница Кирилла, жила в старом двухэтажном доме, на первом этаже. (2)Раньше, давным-давно, Кирилл не раз бывал здесь. (3)И сейчас, очутившись вновь в этой квартире, тринадцатилетний подросток на миг почувствовал себя третьеклассником, прибежавшим сюда разучивать к первомайскому празднику песню.
(4)По мягким домашним половикам Кирилл вслед за своей пожилой учительницей вошёл в слабо освещённую комнату. (5)В знакомую комнату с письменным столом и книгами, с пианино под вязаной накидкой, с узким тканевым диваном…
(6)— Садись, Кирюша… (7)Вот сюда, на диван. (8)А я в кресло, — сказала Зоя Алексеевна, решив продолжить тот серьёзный разговор, который они начали ещё на улице. (9)— Милый мой, храбрый, непреклонный Кирилл! (10)Ты был, конечно, прав, когда сегодня на меня обиделся, что я на какое-то время поверила сплетням о том, будто это ты украл кошелёк у студентки-практикантки… (11)Но всё-таки прав не «по-всякому», как ты выразился. (12)Ты ещё мальчик… (13)Не обижайся, быть мальчиком прекрасно. (14)Только вы, мальчики, обо всём судите слишком решительно. (15)Вы просто ещё не знаете, что люди меняются… (16)Хотя сами меняетесь каждый день…
(17)Кирилл негромко возразил:
(18)— Характер, как ни крути, всё равно остаётся…
(19)— И характер меняется, и взгляды… (20)Да посмотри на себя.
(21)Разве ты был таким? (22)Ты был молчаливый, застенчивый и, не обижайся уж, боязливый даже. (23)Чуть чего — в слёзы. (24)А теперь…
(25)— Но я же не стал подлецом! (26)Ой, простите…
(27)— Ничего. (28)Конечно, ты не стал. (29)Но бывают и горькие примеры… (30)Вот посмотри.
(31)Из ящика письменного стола она достала пачку фотографий, нашла нужный снимок и протянула его Кириллу.
(32)Был сфотографирован класс. (33)Наверно, третий. (34)Видимо, снимок был старый: мальчишки в пиджаках без погончиков, стрижки совсем короткие — чубчики да ёжики. (35)И Зоя Алексеевна, сидящая среди ребят, выглядела гораздо моложе.
(36)— Это двенадцать лет назад… (37)Взгляни на этого мальчика…
(38)Рядом с Зоей Алексеевной сидел мальчишка с широким улыбчивым ртом и большущими тёмными глазами.
(39)— Все его любили, — сказала Зоя Алексеевна. (40)— Проказник был, но добрая душа. (41)За мной по пятам ходил, хотя я и страшно сердилась иногда на него, если он вытворял какую-нибудь проделку… (42)Получили они квартиру в другом районе, а он с классом расставаться ни в какую не захотел. (43)Так до конца учебного года бабушка и возила его через весь город, пока он не перешёл в четвёртый… (44)А в восьмом он украл из библиотеки магнитофон. (45)Потом, через два года, целой группой они напали на пенсионера, ограбили и избили…
(46)Зоя Алексеевна осторожно взяла у Кирилла снимок и тихо сказала:
(47)— И это, Кирюша, не единственный случай, поэтому, увы, нельзя быть уверенным в человеке до конца. (48)А теперь взгляни сюда. (49)Узнаёшь?
(50)Кирилл взглянул, и его загорелое лицо засияло — он даже засмеялся от неожиданности. (51)Ещё бы не узнать! (52)Это был их третий «В» в майском походе.
(53)— Видишь, Кирилл, здесь, в третьем классе, вы все хорошие…
(54)Но ведь, хочешь не хочешь, кто-то виноват. (55)Кроме ребят из вашего класса, сегодня никого у раздевалки не было, когда злополучный кошелёк пропал… — с грустью в голосе продолжила Зоя Алексеевна. (56)— Ты меня упрекнул в предательстве, когда я поверила слухам о тебе. (57)Но тот, кто украл, тоже предал. (58)Меня. (59)Тебя. (60)Всех ребят. (61)Я рада, что это оказался не ты, Кирюша. (62)Но, стало быть, кто-то другой из твоих одноклассников, таких одинаково хороших и милых в детстве, какими я вас помню, оказался сегодня вором и предателем…
(по В. П. Крапивину) *
* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) — советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.
Светило науки — 4 ответа — 0 раз оказано помощи
В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный» . В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием» . Многото́чие (…) — знак препинания в виде нескольких (в русском языке трёх) поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу. В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях: а) для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи. Например: * — Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… А почему вы вспомнили? (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев») . б) в начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени. Например: * Мышь не удостоила его ответом и торопливо продолжала: «…Нашёл это благоразумным и решил вместе с Эдгаром Зтелингом отправиться к Вильгельму и предложить ему корону. » (Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес») . в) для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой, между законченными предложениями. Например: * Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря… (А. С. Пушкин «Дубровский») . г) в начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. Если при цитировании пропущено одно или несколько предложений, то многоточие в этом случае заключают в угловые скобки. Вот так: […]Например: * Исходный текст А. С. Пушкина: «А поэзия, прости господи, должна быть глуповата» . Пример с цитатой: Пушкин писал: «А поэзия… должна быть глуповата» . д) для обозначения интервала значений. Например: * Труба длиной 5…10 м.
* Температура −5…+10 °C.Иногда многоточие применяют с вопросительным или с восклицательным знаками. В этих случаях после знака ставится только две точки: «!..» и «?..». Например: * Да что тут предлагать? . .А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить… (М. Булгаков. «Собачье сердце» ) .
* Светает! . .Ах! как скоро ночь минула! (А. С. Грибоедов «Горе от ума») .
ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Задание 9.1. Сочинение-рассуждение. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Задание 9.1.
Задание 9.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Набокова:
«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов.»
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
Внимательно прочитайте, как сформулирован вопрос к заданию, определите, какое слово в нём ключевое, ведь от этого зависит успех вашей работы. Обратитесь к печатному тексту и подумайте, какое из языковых явлений вы можете выбрать в качестве аргумента и какое предложение можно использовать для примера. Определите, какой из ваших мысленных ответов показался вам более развёрнутым, аргументированным, интересным. Если почувствуете, что для хорошего ответа на вопрос вам не хватает знаний для определения сути этого лингвистического явления, оставьте его и переключитесь на другое. Иными словами, помните, что вы сами выбираете языковые явления для их описания, то есть, если вы не знаете, например, что такое заимствованная лексика или обособленные члены предложения и не можете ничего сказать об их роли в языке, ищите в тексте те лексические или грамматические явления, которые вы способны проанализировать (если они, конечно, соответствуют заявленной теме).
Напоминаем, что задание предполагает написание своего, оригинального текста, строго соответствующего заявленной теме. Однако не стоит сводить свой ответ к инфантильной оценке вроде «согласен — не согласен». В этой части работы оценивается именно индивидуальное умение аргументировать тезис и создавать мини-сочинение. Вам предстоит показать уровень культуры мышления.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения 9.1:
- Сформулируйте собственный тезис на основе высказывания автора. Тезис, т. е. положение, подлежащее доказательству, должен представлять собой интерпретацию заявленной фразы автора на теоретическом уровне.
- Приведите различные доказательства (аргументы) этого тезиса — не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления.
- Сделайте вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис.
Важно! Каждая из указанных частей сочинения-рассуждения представляет собой новый абзац.
Итак, перед вами стоит задача: истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова и аргументировать свой ответ двумя разными примерами из прочитанного текста. Приступая к заданию 9.1, вы должны уже знать ответ на заданный вопрос. Этот ответ может занимать различные позиции в тексте сочинения, однако он должен быть непосредственно связан с аргументами. Если ответ на вопрос вы поместили в начале сочинения (самый распространённый приём), далее должно идти обоснование того, что вы сказали; если ответ находится в конце вашей работы, то он воспринимается как вывод из предшествующих рассуждений.
Высказывания, предлагаемые вам для написания сочинения, предполагают в основном рассуждения по основным разделам языкознания — лексике и грамматике.
Лексика — это словарный состав языка, а также совокупность слов того или иного языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов. Словарный состав языка — наиболее подвижная его часть. В него постоянно входят новые слова и постепенно уходят старые, изжившие себя. Новые приобретаемые знания человека прежде всего закрепляются в словах и их значениях, благодаря чему лексических значений в языке становится всё больше.
Какие же явления относятся к разряду лексических?
Лексические явления для аргументации:
- многозначность;
- лексика с точки зрения стилистической окраски;
- слова одной тематической группы;
- лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
- лексика с точки зрения происхождения;
- лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
- синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
- фразеологизмы;
- тропы (метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, синекдоха, литота, эпитет, аллегория, перифраза и др.);
- стилистические фигуры (антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора и др.).
Этот список может быть продолжен.
Грамматика — раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения различных речевых единиц. Напомним: грамматика занимается изучением строения слов (словообразование), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис), т. е. в зону вашего рассмотрения попадают грамматические явления.
Грамматические явления для аргументации:
- словосочетания с разными видами подчинительной связи — согласованием, управлением, примыканием;
- предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные);
- предложения по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные предложения);
- простые предложения;
- дву- и односоставные предложения;
- неполные предложения;
- распространённые и нераспространённые предложения;
- обособленные члены, однородные члены, обращения, уточняющие и поясняющие члены, вводные слова и предложения, вставные конструкции;
- прямая речь;
- косвенная речь;
- диалог;
- сложносочинённые предложения;
- сложноподчинённые предложения;
- бессоюзные предложения.
Синтаксические средства художественной выразительности:
- риторические вопросы;
- риторические восклицания;
- риторические обращения;
- синтаксический параллелизм;
- анафора;
- эпифора;
- инверсия;
- парцелляция;
- многосоюзие/бессоюзие;
- градация.
Этот список также может быть продолжен. Подробнее с лексическими и грамматическими средствами аргументации вас должен познакомить на уроках учитель.
Обязательное требование к сочинению — опора на исходный текст. Это можно сделать двумя способами: с помощью цитирования или простым указанием номера предложения. Вам необходимо привести примеры, иллюстрирующие языковые явления, которые вы рассмотрели. О способах цитирования мы скажем ниже.
Грамотно организовать мысли вам помогут речевые клише, помещённые в таблице.
Клише для сочинения 9.1
Часто высказывания, которые надо прокомментировать, довольно длинны, могут даже состоять из нескольких предложений. Полное цитирование (этот подход встречается в ваших работах в подавляющем большинстве случаев) делает вступительную часть громоздкой: очень часто в самой цитате содержится 30 и более слов (а ваше сочинение должно содержать не менее 70 слов). Поэтому необходимо сжать цитату-высказывание.
Для избежания повторов при написании сочинения используйте синонимы:
Автор цитаты — лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, писатель.
Автор говорит — утверждает, считает, пишет, рассуждает.
Высказывание — цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Обратите внимание!
- Часто вы задаёте вопрос о том, где в сочинении должен располагаться тезис. Согласно требованиям к сочинению-рассуждению, важно только само наличие структурных элементов. Чаще сочинения построены от тезиса через аргументацию к выводу. Однако возможна и иная композиция: небольшое вступление — аргументация — тезис (вывод).
- Некоторые выпускники считают, что количество примеров-аргументов (3—4) может помочь им заработать дополнительные баллы по этому критерию. Такое мнение ошибочно.
- Запомните: аргументами не считаются примеры из текста, если отсутствует тезис, который необходимо проиллюстрировать.
- Называя языковое явление, необходимо обязательно привести пример, т.е. указать слово или словосочетание, если это касается лексических явлений. В ваших сочинениях можно встретить, например, такого рода высказывания: «В предложении 21 используется метафора». Эксперту этого указания совершенно недостаточно, т. к. предложение состоит, например, из 15 слов.
ОБРАЗЕЦ выполнения задания 9.2
Перейти к другим комментариям части 3 ОГЭ:
Основные средства связи между предложениями в тексте Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса Задание 9.2. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ Задание 9.3. Сочинение-рассуждение с ПРИМЕРАМИ
ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 3 (сочинение-рассуждение). Задание 9.1. Сочинение-рассуждение. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
(эллипсис, от греч. ellipsis — незаполненность) — самостоятельный типографский знак, разновидность отточия, состоящий из трёх точек идущих подряд, используется для обозначения скрытого смысла, особенностей устной речи (вздох, пауза, задумчивость), недосказанности либо для исключения из текста некоторых слов, например при цитировании.
Многоточие бывает горизонтальным, вертикальным и диагональным.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что многоточие — отдельный, самостоятельный типографский знак и, как бы там ни было, он отличается от трёх точек. При этом многоточие может быть образовано и восклицательным знаком и вопросительным. В чём же разница между многоточием и тремя точками, приведшая к его появлению? При наборе трёх точек они как бы сливаются в одну сплошную линию, чтобы этого не происходило точки стали отбиваться друг от друга дополнительными пробелами. Таким образом набор стал выглядеть более ровным и приятным глазу. В этом и заключается извечная «борьба» акцидентных шрифтов с текстовыми: текстовый шрифт всегда стремится к ровному серому, будто пытаясь превратиться в ленту, а акцидентный шрифт наоборот пытается быть как можно ярче и необычней, взбодрить строку, чтобы привлечь взгляд читателя.
Техническая справка
Что бы точки в многоточии не сливались в сплошную линию, они отбиваются друг от друга (увеличивается расстояние между точками). Исключение составляют моноширинные шрифты, где каждый символ имеет одинаковую ширину, т.о. многоточие умещается в один символ и становится короче, а три точки, соответственно, в три символа! Но это означает, что при наборе моноширинным шрифтом нужно использовать знаки препинания ориентируясь на их дальнейшую судьбу: если это тексты для сайта, который скорее всего будет оформлен не моноширинным шрифтом, то стоит использовать многоточие, а если комментарии в коде — три точки.
Имеет UTF-код 2026. HTML-коды & hellip; и … и ASCII-код 133 (Alt+0133)
Интонация многоточия
Современному русскому языку трудно обойтись без многоточия. С помощью этого знака передается такое специфическое чувство, как смятение или незавершенность, обрывочность фраз и суждений, чувство смущения.
Без многоточия литераторам было бы гораздо труднее передать смысл многих предложений. Давайте сравним две абсолютно одинаковые фразы, различающиеся лишь знаком препинания в конце:
«Я люблю тебя.»
и
«Я люблю тебя…»
Правда, во втором случае смысл фразы меняется? Если первое предложение звучит уверенно и стойко, характерно скорее для взрослого человека, то вторая фраза может принадлежать более молодой особе, которая только делает первые шаги во взрослой жизни.
Передача подобных оттенков очень важна. Многоточие это не просто знак препинания. Это настоящий полноценный инструмент, с помощью которого литератор может выразить такие мысли, какие невозможно передать никакими другими средствами русской словесности.
Историческая справка
Многоточие использовалось ещё до н.э. и назвать точные даты появления этого символа не представляется возможным и не является необходимым в контексте этой статьи. Многоточие использовалось ещё в Древней Греции для замены того «что и так всем понятно», например, многоточием можно было бы закончить фразу «не суй нос не в свои дела», вот так: «не суй нос…». Это самый примитивный пример, аналогию можете придумать сами. Так же греки и римляне использовали многоточие в синтаксических конструкциях, которые выглядели незавершёнными и в конструкциях обусловленных особенностями латыни. Но даже понятные конструкции с многоточиями в случае их многократного объединения превращаются в пучок несвязных слов, не имеющего границ. О чём и говорил Квинтилиан (Квинтилианус, на латыни) в своих трудах, призывая использовать многоточие только в тех случаях где «всё и так понятно»! Это, естественно, вызывало споры: как разобраться где и так понятно, а где нет. Хочу повториться что эти проблемы были вызваны, во многом, особенностями языка и свойственны европейскому сообществу, но не русскому, русский язык отличается языковыми конструкциями.
Первым использовать многоточие в России стал Карамзин в XVIII веке. И изначально оно применялось как художественный приём, в основном в прозе, для выражения эмоциональной составляющей и лишь затем перекочевало в обычные тексты как символ недосказанности и незавершённости, прерывистости, и т.п. Наконец-то закончилась прелюдия и мы можем приступить к реальным вопросам применения многоточия на практике. Ура!
Богатство многоточия
Богатство ситуаций, при которых может применяться многоточие, порой поражает. Трудно представить себе научно-популярную литературу или серьезный публицистический текст без многоточия. В таких книгах, вероятнее всего, знак препинания используется для цитирования прямой речи или передачи важных сведений.
В художественной литературе многоточие обязательно будет востребовано неуверенным в себе герое. Те же самые три точки. Но в зависимости от ситуации они проявляют себя то так, а то совершенно иначе.
Горе тому человеку, кто попробует нарушить красоту инструментария русского языка и использовать символ неподобающим для него образом. И да славится тот мастер русской словесности, который использует по делу многоточие знак препинания!
Правила употребления
Когда употребляется многоточие?
- Для отображения заминок речи (даже посреди слов):
Для указания, что начало или конец цитаты не совпадает с началом или концом предложения в цитируемом тексте, например: Пушкин, оценивая всех своих предшественников, писал: «…Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…».
Для обозначения пропуска внутри цитаты, например: Маркс писал, что «язык… есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».
В начале текста или предложения с целью отразить сбивчивость мысли, либо большой временной интервал отделяющий предложение от предыдущего. «…Ва… ва… ва… ваше превосходительство,» — шептал Попов.
В местах где окончание фразы общеизвестно, например: «с кем поведешься…» «хотели как лучше…»
Для обозначения интервалов (наряду с тире и знаком деления ÷ ) +7…+9С 15…19 килограмм
В математике
Для пропуска чисел в последовательности: 1 + 2 + 3 +…+ 10
Для записи периодических дробей или трансцедентых чисел: 1/3 = 0,33333333… Пи = 3,14159…
В Рунете
Для отображения продолжающегося списка страниц, например в поисковой выдаче, иногда оформляется как ссылка: … 2 3 4 5 6 7…1 1…15 16 17
Как список номеров элементов отображаемых на текущей странице или следующих в списке навигации по страницам: 1…15 16…30 31…452
В новостях, в добавление к «далее»: далее…3
Что означает многоточие в переписке
Многоточия перешли не только в литературу, но и в повседневную переписку. Если ваш собеседник шлет вам смс с кучей лишних точек, то вам хотят что-то сказать.
Итак, о чем говорит избыток многоточий в переписках:
- Ваш собеседник недоволен вами, вашими словами или поведением. Возможно, при помощи точек вас хотят устыдить.
- Излишек многоточий может значить, что собеседнику трудно собраться с мыслями, тема переписки его задела.
- Ваш собеседник хочет, чтобы его письмо было более таинственным и пространным.
- Отдельно присланное многоточие может быть знаком замешательства или неприятного удивления.
- Еще отдельное многоточие может расшифровываться как «ты серьезно?» или «даже комментировать это не буду».
- Многоточие в конце сообщения может быть признаком грусти. Обратите внимание на общий тон письма.
Правила использования
Как правильно его использовать?
- Многоточие отбивается от следующего слова пробелом и не отбивается от предыдущего слова: Вокруг темнота… и только маленькие огоньки города вдалеке…
- Когда в одном месте встречаются и многоточие, и запятая, запятая поглощается многоточием: Моя работа… но, впрочем, не будем говорить о ней.
- Когда в одном месте встречаются и многоточие, и вопросительный или восклицательный знаки, то они объединяются, используя точку вопросительного или восклицательного знака: Ну, что вы опять задумались?.. При этом расстояние между вопросительным знаком и точкой должно быть уменьшено. А если встречается восклицательно-вопросительный знак, то добавляется одна точка! Да, сколько можно копаться, в конце-то концов?!.
- В прямой речи если после многоточия стоит тире, то оно (тире) не отбивается пробелом от многоточия: —Вы подумали?.. Вы уверены?..— сказала она ослабшим голосом.
- Если после многоточия стоят кавычки или скобки, то они не отбиваются пробелом от многоточия: Он говорил: «Я слов не понимаю ваших…»
- Если многоточие встречается в заголовке, выделенном отдельной строкой, то, как и восклицательный и вопросительный знаки, оно не опускается. Стоит заметить, что точка в данном случае опускается. В поисках правды… или Купит ли Microsoft Yahoo…
- Если многоточие стоит в начале предложения оно не отбивается пробелом: …Прошла ночь и первые лучи солнца заиграли на макушках деревьев.
- В наборе в разрядку пробелы между многоточием и предыдущим словом должны быть неизменны: С н о в а… и с н о в а… а не С н о в а … и с н о в а …
- В числовых интервалах многоточие не отбивается пробелами: 1…3 +29…+31
- Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
- перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения: Л. Н. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде»;
- в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри её: Говоря о достоинствах языка народной поэзии, докладчик напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
- после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца: Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
- После цитаты, заканчивающейся многоточием, ставится точка, если цитата не является самостоятельным предложением: М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».
- Если при цитировании вырезаются большие части текста или целые предложения, то многоточие принято окружать угловыми скобками: Статья была острой, резкой, но хотя Пушкин, начиная издание журнала, вовсе «не стремился к обострению журнальной полемики <�…>, но статью Гоголя Пушкин оценил по достоинству и принял её в первый номер, посоветовав автору смягчить наиболее резкие выражения» цитата взята из статьи П. Рейфмана.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя Владимира Владимировича Набокова: «Многоточие— это следы на цыпочках ушедших слов»
Несмотря на все богатство русского языка, каждый человек в определенные моменты жизни сталкивается с ситуацией, когда он не может подобрать нужных слов; когда кажется: вот они, вертятся на языке, но произнести их он не в состоянии, хотя они явно подразумеваются в речи.
Это явление подтверждается высказыванием русского писателя В. В. Набокова: « Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов». Если в разговоре мы по поведению человека можем понять, что он чего-то не договаривает, то в письменной речи эту функцию выполняет многоточие.
В предложении «Ну, Гришук, поправляйся без меня…– говорил на прощание Емеля внуку, который тяжело болел. – А я за оленёнком схожу» мы явно видим, как тяжело деду оставлять одного больного мальчика, но другого выхода у него нет. В многоточии в этом предложении явно проскальзывает тревога, грусть, переживание Емели за внука.
Можно сказать, многоточие используется для экономии языковых средств.
Далее, после возвращения с охоты с пустыми руками и после вопросов внука, подстрелил ли дед олененка, Емеля говорит: «Нет, Гришук…видел его…Жёлтенький сам, а мордочка чёрная. Стоит под кустиком и листочки пощипывает…Я прицелился…»
Здесь под многоточиями хорошо видно желание дела утешить Гришу, объяснить ему, что у него рука не поднялась подстрелить беззащитного олененка.
Многоточие – это недосказанность, которую вполне можно разгадать по контексту и поведению персонажа.
15.2. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Гриша так и уснул и всю ночь видел маленького желтенького олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью, а старик спал на печке и тоже улыбался во сне»
Текст заканчивается предложением «Гриша так и уснул и всю ночь видел маленького желтого олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью, а старик спал на печке и тоже улыбался во сне».
Дед Емеля отправился в лес, надеясь добыть олененка, и именно такого, которого так хотел его Гришутка. Но видя, как олениха смело защищает своего детеныша, рискуя своей жизнью, он не смог выстрелить, хотя животные были в считаных шагах от него.
На вопрос внука он ответил: «Как свистнул, а он, телёнок-то, как стреканет в чащу – только его и видели. Убежал, пострел этакий…»
Гришутка обрадовался, что жёлтенький оленёнок остался жив и с удовольствием слушал рассказы дела. Искреннюю детскую радость можно увидеть в следующих предложениях: «Старик долго рассказывал мальчику, как он искал телёнка по лесу три дня и как тот убежал от него. Мальчик слушал и весело смеялся вместе со старым дедом».
15.3. Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Наш мир держится на доброте, отзывчивости, готовности помочь другим. Доброта – это то, на чем держится всё прекрасное в нашей жизни. Не проявляй мы доброты и сострадания к любому живому существу, мы бы просто исчезли с лица земли. Проявляя добро и принимая его от других, мы знаем, что все ещё хорошо в нашей жизни, ещё не все потеряно.
Данный текст как нельзя лучше показывает акт милосердия и доброты. Старый охотник потерял три дня, его дома ждал больной внук. Удача была прямо перед стариком. Но, увидев, как самоотверженно олениха защищает своего детеныша, он пожалел их обоих. Вместо того, чтобы вернуться домой с богатой добычей, он предпочёл подарить жизнь беззащитным животным. Что же это, как не проявление доброты? Старик вспомнил, кто его внучок точно так же чудом остался жив при нападении волков, правда, ценой жизни своей матери.
Это все показано в предложениях «Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё. Охотник быстро поднялся и свистнул – маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии».
В реальной жизни очень много случаев, когда люди, рискуя своей жизнью и здоровьем, спасали попавших в беду детей, вытаскивали из горящих домов, спасали из воды, от нападений животных.
Все эти случаи дают нам надежду, что мы не останемся без руки помощи, попав в беду.
Примечание
- />
/> Такой вариант я вообще предлагаю не использовать, слишком громоздко и плохо запоминается даже при текущей работе, для подобной нумерации есть пункты на просматриваемых страницах, не так ли?
Вообще такую формулировку последнее время используют всё меньше, заменяя её подходящей по смыслу фразой: Некоторое время назад мы рассказывали вам о запуске сервиса Mooteam.ru и, получив массу полезных комментариев, решили рассказать о новой возможности на сайте — сервисе свиданий — и ещё раз послушать конструктивную критику.
/>Пункты 10, 11 полностью скопированы из § 125. Многоточие при цитатах справочника Розенталя.