Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания лингвиста ветвицкого имя существительное

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное  — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты  — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Ветвицкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Контрольный текст:

(1) В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2) Я оставался с бабушкой – маминой мамой. (3) В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю – мы с бабушкой получали письма каждый день. (4) Мои родители соблюдали строгую очередность: одно письмо – от отца, другое – от мамы. (5) Порядок ни разу не нарушился. (6) В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: “8 часов утра”. (7) Значит, отец и мама писали после своей утренней пробежки и перед работой.
– (8) Фантастика! – сказала однажды бабушка. – (9) Хоть бы раз перепутали очередь!..
(10) Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чем-то их упрекает? (11) Это было отличительной бабушкиной чертой: по ее тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьез, хвалит или высмеивает. (12) Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны. (13) Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась ее мужем,
то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.
(14) Например, мама и отец старались закалить нас. (15) Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям еще раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16) Мы сознавали, что нечетко делаем гимнастику. (17) Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечеткости: мы нечетко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечетко
выполняли режим дня.
(18) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19) Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20) А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21) И не только внешне.
– (22) Ну-с, сколько денег откладываем на кино? – спрашивала бабушка.
– (23) Побольше! – говорил я.
(24) И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а экономились деньги потом на обедах. (25) По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

(По А. Алексину)

В своем образном и емком высказывании: “Имя существительное – это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова, и уподобляются ему по форме, согласуются с ним”, известный лингвист В. Г. Ветвицкий довольно точно передал то значение, которое имеет имя существительное в русском языке.

Я полностью согласен с этим высказыванием, поскольку имя существительное играет важнейшую роль в любом предложении, а, следовательно, и в любом повествовании. И если сравнивать какой-либо имеющий смысл рассказ со своеобразным языковым оркестром, то эта часть речи всегда задает тон повествованию и управляет другими частями речи, как музыкантами во время концерта. От существительного зависит то, насколько большое значение мы придаем тому или иному предмету. Например, в предложенном нам тексте в предложении (6) мы видим несколько существительных, используемых в разной форме.

В этом предложении можно было бы проще сказать о письмах, но тогда читатель не увидел бы того большого значения, которое придает этим письмам автор текста и герой повествования.

В предложении (13) контрольного текста используется два существительных, по сути, имеющих одно и то же значение, но позволяющих разобраться в родственных отношениях героев рассказа сделать полезное уточнение. Повторение в предложениях существительных-синонимов позволяет привлечь внимание читателя к тому или иному предмету и точнее понять смысл сказанного.

Еще одна роль существительных в русской речи заключается в выделении главных предметов или действующих лиц, о которых ведется повествование. Как правило, существительные, наиболее часто встречающиеся в рассказе, и есть главной темой этого рассказа. А все остальные части речи лишь придают эмоциональную окраску и позволяют расширить наше представление о предмете разговора.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что имя существительное играет главную роль в грамматике русского языка, а все остальные части реши лишь дополняют его и разнообразят его смысловую нагрузку.

Loading…

Содержание

  1. Сочинение 15.1 9 класс. Имя существительное — это как бы дирижер грамматического оркестра
  2. Сочинение-рассуждение по теме «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра»
  3. В г ветвицкий имя существительное это как бы дирижер грамматического оркестра
  4. В г ветвицкий имя существительное это как бы дирижер грамматического оркестра

Сочинение 15.1 9 класс. Имя существительное — это как бы дирижер грамматического оркестра

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существи­тельное — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргумен­тируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитан­ного текста.

Вариант 1

Человека окружают миллионы предметов и явлений, и каждому из них дано название, выраженное именем суще­ствительным. Существительное — основа языка, без него мы бы не понимали, о ком или о чем идет речь, а остальные части речи дополняют его и подстраиваются под него. Об этом точно сказал лингвист В.Г. Ветвицкий: «Имя сущест­вительное — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и упо­добляются ему по форме, согласуются с ним».

Так, в тексте В. Надыршина с числом существительного подлежащего согласуется и глагол-сказуемое: «воздух. ре­жет», «кусты шевельнулись».

Мы также видим и примеры того, как с существитель­ными в роде, числе и падеже согласуются прилагательные: «героический поступок», «дурацкими вопросами».

Следовательно, без имени существительного невозможно грамматически правильно сформулировать мысль, построить текст. Лингвист В.Г. Ветвицкий верно определил роль этой части речи.

Вариант 2

Имя существительное — самая многочисленная, ведущая часть речи в грамматике. Формы и окончания других чле­нов предложения полностью зависят от него. Думаю, имен­но поэтому лингвист В.Г. Ветвицкий назвал существитель­ное «дирижером грамматического оркестра».

Докажем это утверждение, обратившись к тексту В. На­дыршина.

Например, в предложениях 4, 46 существительное син­таксически подчиняет себе согласуемое определение: «ду­рацкими вопросами», «последнего круга».

Кроме того, эта часть речи может выполнять различные синтаксические роли: например, она может быть подлежа­щим («бабушка»), и тогда сказуемое должно согласовывать­ся с ним в роде и числе.

Эти два примера служат доказательством справедливости высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого.

Вариант 3

У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению лингвиста В.Г. Ветвицкого, роль существительных в языке. «Имя существительное, — утверждал он, — это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

Я понимаю эту мысль так: существительное, образуя с другими словами словосочетания, выступает в роли главного слова, подчиняя себе зависимые слова.

Так, существительное в словосочетании «последнего кру­га», построенном на основе подчинительной связи согласо­вание, подчиняет себе прилагательное «последнего», которое согласуется с ним в роде, числе и падеже. Или, например, в предложении 38 словосочетания «рулоны рубероида», «краешек пакета» построены на основе связи управление. Существительные % рулоны», «краешек» являются главными словами, требующими, чтобы зависимые слова в этих слово­сочетаниях стояли в родительном падеже.

Действительно, без существительного «грамматический оркестр» просто распался бы.

Текст для работы

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать по­ложили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не по­нравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой

Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?». (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как гово­рится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрыл­ся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтраш­него дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

(13)— Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там по­слушать или чего еще. — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требу­ет смекалки и находчивости, по его мнению, могу выпол­нить только я.

(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(19) — Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — на­смешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(23) — Как при чем? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят. (26)Пройти-то можно?

(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки. (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31) — Давай только не сегодня!

(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33) — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры.

(34) — Ну, раз так, то пойдем.

(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопли­во кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я ви­жу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски. (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, ре­шила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобож­дая мне путь.

(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показа­лось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела.

(55). Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулига­нов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавлен­ное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает. (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.

Источник

Сочинение-рассуждение по теме «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра»

Владимир Георгиевич Ветвицкий — известный российский лингвист, автор множества статей о русском языке, соавтор учебно-методических пособий и толковых словарей, высказал однажды мысль о том, что «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра». Попробуем разобраться в смысле этой фразы.

Действительно, сложно не согласиться с этой метафорой, если принять во внимание, то обстоятельство, что в большинстве предложений и словосочетаний имя существительное несет главную, основную смысловую нагрузку. Другие части речи: глаголы, прилагательные, порядковые числительные, местоимения и причастия являются зависимыми частями речи.

Представим симфонический оркестр под управлением дирижера. По мановению его палочки все музыканты-участники, а их число в некоторых случаях доходит до ста двадцати человек, приводят свои инструменты в действие. И в результате мы слышим стройную, гармоничную музыку, заставляющую наше сердце радоваться и трепетать. Но как организоваться рядовым музыкантам, да и тем, кто играет ведущие партии, если дирижер покинет свое место. Так и с родной речью, которую станет невозможно слушать и понимать, если правильный настрой и логика, возможные только с участием и помощью существительных, исчезнут.

От формы и рода имени существительного зависят формы и роды других частей речи в предложении. Его падеж также влияет на их формирование и структуру. От этого наша речь звучит ясно и понятно. А слова нанизываются на нить, которая держится на существительном, в той последовательности, как им и положено. Можно привести массу примеров этого, ведь нет нужды ходить за ними далеко. Этими приемами пользуется каждый из нас, подчиняя все слова в предложении и связанной речи Его Величеству — СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, с момента осознания себя в этом мире, до глубокой старости.

Источник

В г ветвицкий имя существительное это как бы дирижер грамматического оркестра

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой — маминой мамой.

(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо — от отца, другое — от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

– (8)Фантастика! — сказала однажды бабушка. — (9)Хоть бы раз перепутали очередь.

(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.

(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? — спрашивала бабушка.

– (23)Побольше! — говорил я.

(24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах.

(25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Ветвицкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста В. Г. Ветвицкого, роль существительных в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Попробуем доказать это на примере текста Анатолия Алексина.

Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в опре-делённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Именно в этом роль существительного трудно переоценить. Имена существительные являются подлежащими в большинстве предложений текста (предложения 1, 3, 4, 5 и другие), а значит определяют их основное содержание. Имена существительные являются главными в словосочетаниях, построенных на основе согласования (предложение 2: «маминой мамой») или управления (предложение 6: «в конце письма», предложение 17: «режим дня»), поэтому именно от них зависит форма зависимого слова.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Ветвицкого о роли существительных и их важности в нашей речи.

15.2 Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Жизненные ценности бабушки и родителей мальчика отличаются, об этом и говорится в финале текста.

В предложении 13 (Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить) говорится об отношении бабушки к ценностям родителей. Она несколько иронизирует над «правильностью» их жизненных ориентиров.

Сама бабушка готова на авантюрные поступки. В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: бабушка с внуком откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах. Почему она так не по-взрослому поступает? Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Таким образом, нам удалось подтвердить примерами текста раз-мышления героя А. Алексина о том, что доверие между бабушкой и внуком возникает из-за общности их интересов, это их объединяет и делает совместную жизнь радостной.

15.3 Жизненные ценности — это идеалы, убеждения, принципы, кото-рые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. У каждого человека ценности разные. Для многих людей самое ценное — это семья, дети.

Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Бабушка готова даже на авантюрные поступки. В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: вместе с внуком они откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах. Почему она так не по-взрослому поступает? Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Примером правильных семейных ценностей может стать семья Ростовых из романа Толстого «Война и мир». В ней царят любовь, взаимопонимание, поэтому дети Ростовых вырастают хорошими людьми, впитавшими семейные устои, которые будут нести в свои семьи.

Наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. Хорошо, если в семье формируются правильные жизненные ценности, тогда человеку проще идти с ними по жизни.

Источник

В г ветвицкий имя существительное это как бы дирижер грамматического оркестра

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой — маминой мамой.

(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо — от отца, другое — от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

– (8)Фантастика! — сказала однажды бабушка. — (9)Хоть бы раз перепутали очередь.

(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.

(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? — спрашивала бабушка.

– (23)Побольше! — говорил я.

(24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах.

(25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Ветвицкого.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста В. Г. Ветвицкого, роль существительных в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Попробуем доказать это на примере текста Анатолия Алексина.

Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в опре-делённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Именно в этом роль существительного трудно переоценить. Имена существительные являются подлежащими в большинстве предложений текста (предложения 1, 3, 4, 5 и другие), а значит определяют их основное содержание. Имена существительные являются главными в словосочетаниях, построенных на основе согласования (предложение 2: «маминой мамой») или управления (предложение 6: «в конце письма», предложение 17: «режим дня»), поэтому именно от них зависит форма зависимого слова.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Ветвицкого о роли существительных и их важности в нашей речи.

15.2 Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Жизненные ценности бабушки и родителей мальчика отличаются, об этом и говорится в финале текста.

В предложении 13 (Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить) говорится об отношении бабушки к ценностям родителей. Она несколько иронизирует над «правильностью» их жизненных ориентиров.

Сама бабушка готова на авантюрные поступки. В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: бабушка с внуком откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах. Почему она так не по-взрослому поступает? Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Таким образом, нам удалось подтвердить примерами текста раз-мышления героя А. Алексина о том, что доверие между бабушкой и внуком возникает из-за общности их интересов, это их объединяет и делает совместную жизнь радостной.

15.3 Жизненные ценности — это идеалы, убеждения, принципы, кото-рые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. У каждого человека ценности разные. Для многих людей самое ценное — это семья, дети.

Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Бабушка готова даже на авантюрные поступки. В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: вместе с внуком они откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах. Почему она так не по-взрослому поступает? Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Примером правильных семейных ценностей может стать семья Ростовых из романа Толстого «Война и мир». В ней царят любовь, взаимопонимание, поэтому дети Ростовых вырастают хорошими людьми, впитавшими семейные устои, которые будут нести в свои семьи.

Наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. Хорошо, если в семье формируются правильные жизненные ценности, тогда человеку проще идти с ними по жизни.

Источник

Предлагаем цитаты о морфологии, а также 7 сочинений на лингвистическую тему по ним.

Составитель: Масленникова Ольга Викторовна

Анализ высказываний о русском языке

(по материалам ОБЗ ФИПИ)

МОРФОЛОГИЯ

Задание 9.1.

№ 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».

Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, то есть заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.

Велика роль местоимений в языке, и с этим утверждени­ем не поспоришь. Ведь постоянно возникает необходимость указывать на предметы, явления, признаки. Если бы не бы­ло местоимений, пришлось бы повторять одни и те же слова несколько раз, а это значительно ухудшило бы качество ре­чи. В самом деле, местоимение способно, не называя лица или понятия, отослать читателя к чему-то упомянутому в тексте ранее или к тому, о чем будет идти речь в дальней­шем.

№ 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру” знаменательные слова».

Комментарий к цитате. Местоимения могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, т.е. являться заместителями имени. Они указывают на предметы и их признаки (свойства, качества, количество) и заменяют в речи непосредственные обозначения понятий, очевидных из контекста высказывания.

У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства. Ин­те­рес­на, по мне­нию рос­сий­ско­го линг­ви­ста А. А. Ре­фор­мат­ско­го, роль ме­сто­име­ния в нашей речи. Не­слу­чай­но он утвер­ждал: «Ме­сто­име­ния вы­де­ля­ют­ся в осо­бый класс слов-за­ме­сти­те­лей, ко­то­рые как «за­пас­ные иг­ро­ки» …вы­хо­дят на поле, когда вы­нуж­ден­но «осво­бож­да­ют игру» зна­ме­на­тель­ные слова». По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре тек­ста Ан­то­на Ива­но­ви­ча Де­ни­ки­на.

С по­мо­щью ме­сто­име­ний в тек­сте кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Уже в пер­вом (В пер­вый год моей жизни, в день ка­ко­го-то празд­ни­ка, по ста­ро­му по­ве­рью, ро­ди­те­ли мои устро­и­ли га­да­ние: они раз­ло­жи­ли крест, дет­скую саблю, рюмку и книж­ку.) ав­то­ром ис­поль­зу­ют­ся при­тя­жа­тель­ные, не­опре­де­лен­ные, лич­ные ме­сто­име­ния, ко­то­рые по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее, вы­ра­зи­тель­нее, гра­мот­нее. Не­опре­де­лен­ное ме­сто­име­ние «ка­ко­го-то» об­ла­да­ет обоб­щен­ным зна­че­ни­ем.

Пред­ло­же­ние 2 свя­зы­ва­ет­ся с преды­ду­щим с по­мо­щью от­но­си­тель­но­го ме­сто­име­ния «к чему», вы­сту­па­ю­ще­го в роли союза. В дан­ном слу­чае ме­сто­име­ние вы­сту­па­ет не толь­ко в ка­че­стве за­ме­сти­те­ля дру­гой части речи, но и в роли грам­ма­ти­че­ско­го сред­ства.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы без труда нашли под­твер­жде­ния сло­вам Ре­фор­мат­ско­го о роли ме­сто­име­ний и их важ­но­сти в нашей речи.

По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре тек­ста Юрия Три­фо­но­ва.

С по­мо­щью ме­сто­име­ний в тек­сте кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Бо­га­то ме­сто­име­ни­я­ми пред­ло­же­ние 10 (Он поль­зо­вал­ся ею расчётливо и умно́: при­гла­шал маль­чи­ков, в друж­бе ко­то­рых был за­ин­те­ре­со­ван, от ко­то­рых чего-либо ждал вза­мен, иных долго кор­мил обе­ща­ни­я­ми, пре­жде чем ока­зы­вал бла­го­де­я­ние, а не­ко­то­рых мер­зав­цев на­все­гда лишал своей ми­ло­сти). Ав­то­ром ис­поль­зу­ют­ся от­но­си­тель­ные, не­опре­де­лен­ные, лич­ные ме­сто­име­ния, ко­то­рые по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее, вы­ра­зи­тель­нее, гра­мот­нее. Не­опре­де­лен­ное ме­сто­име­ние «чего-либо» об­ла­да­ет обоб­щен­ным зна­че­ни­ем.

Пред­ло­же­ние 7 свя­зы­ва­ет­ся с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния «ее». Так, ме­сто­име­ние вы­сту­па­ет в ка­че­стве грам­ма­ти­че­ско­го сред­ства. То же самое мы можем на­блю­дать и в уже упо­мя­ну­том пред­ло­же­нии 10, в ко­то­ром ме­сто­име­ние «ко­то­рый» вы­сту­па­ет в роли союза, со­еди­няя части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы без труда нашли под­твер­жде­ния сло­вам Ре­фор­мат­ско­го о роли ме­сто­име­ний и их важ­но­сти в нашей речи.

№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста Александра Матвеевича Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства».

Комментарий к цитате. Части речи – это  группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков.

«Достоинства» существительного: обозначает предмет, является одушевлённым/неодушевлённым, собственным/нарицательным, принадлежит к одному из 3-х родов, изменяется по числам и падежам, в предложении может быть любым членом предложения.

Слова каж­дой части речи имеют свою нишу в огром­ном мире слов и вы­пол­ня­ют опре­де­лен­ные функ­ции. Каж­дая из них может быть сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи. Не­слу­чай­но А. М. Пеш­ков­ский утвер­ждал: «У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства». По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре ис­поль­зо­ва­ния имен при­ла­га­тель­ных и ме­сто­име­ний в от­рыв­ке из про­из­ве­де­ния Ана­то­лия Алек­си­на.

С по­мо­щью ме­сто­име­ний в тек­сте кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Бо­га­то ме­сто­име­ни­я­ми пред­ло­же­ние 5 (Она бес­по­щад­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ла на себе самой: то вы­ду­мы­ва­ла причёску, ко­то­рую впол­не можно было вы­дви­нуть на пре­мию по раз­де­лу ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний, то изоб­ре­та­ла юбку с таким ко­ли­че­ством скла­док, что на ней хо­те­лось сыг­рать, как на гар­мо­ни.) Ав­то­ром ис­поль­зу­ют­ся от­но­си­тель­ные, ука­за­тель­ные, лич­ные ме­сто­име­ния, ко­то­рые по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее, вы­ра­зи­тель­нее, гра­мот­нее. От­но­си­тель­ное ме­сто­име­ние «ко­то­рую» свя­зы­ва­ет части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния. Пред­ло­же­ние 3 свя­зы­ва­ет­ся с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния «с ней». Так, ме­сто­име­ние вы­сту­па­ет в ка­че­стве грам­ма­ти­че­ско­го сред­ства.

С по­мо­щью имен при­ла­га­тель­ных в тек­сте со­зда­ют­ся об­ра­зы, кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Так, имена при­ла­га­тель­ные ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром в опи­са­нии де­во­чек: кра­си­вые жен­щи­ны (пред­ло­же­ние №14), лицо ее было по­движ­ным (пред­ло­же­ние № 9). Ис­поль­зо­ва­ние при­ла­га­тель­ных по­мо­га­ет ав­то­ру на­ри­со­вать живые, легко пред­став­ля­е­мые порт­ре­ты ге­ро­инь.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы под­твер­ди­ли мысль А. М. Пеш­ков­ско­го о важ­но­сти и не­за­ме­ни­мо­сти каж­дой части речи.

№ 4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

Комментарий к цитате. В предложении существительное вступает в грамматически организованные соединения с другими словами, образуя словосочетания. Выступая в качестве главного слова, оно подчиняет себе зависимые слова. При согласовании формы зависимого слова уподобляются формам главного (в роде, числе, падеже). При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово.

У каж­дой части речи свои до­сто­ин­ства. Ин­те­рес­на, по мне­нию рос­сий­ско­го линг­ви­ста В. Г. Вет­виц­ко­го, роль су­ще­стви­тель­ных в нашей речи. Не­слу­чай­но он утвер­ждал: «Имя су­ще­стви­тель­ное – это как бы дирижёр грам­ма­ти­че­ско­го ор­кест­ра. За ним зорко сле­дят ор­кест­ран­ты – за­ви­си­мые слова и упо­доб­ля­ют­ся ему по форме, со­гла­су­ют­ся с ним». По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре тек­ста Ана­то­лия Алек­си­на.

Вы­бран­ные слова, а точ­нее, слова, под­би­ра­е­мые го­во­ря­щим по мере раз­во­ра­чи­ва­ния речи, долж­ны быть со­еди­не­ны друг с дру­гом в определённом по­ряд­ке и оформ­ле­ны в виде еди­но­го ком­плек­са, це­ле­на­прав­лен­но включённого в си­ту­а­цию об­ще­ния. Имен­но в этом роль су­ще­стви­тель­но­го труд­но пе­ре­оце­нить. Имена су­ще­стви­тель­ные яв­ля­ют­ся под­ле­жа­щи­ми в боль­шин­стве пред­ло­же­ний тек­ста (пред­ло­же­ния 1, 3, 4, 5 и дру­гие), а зна­чит опре­де­ля­ют их ос­нов­ное со­дер­жа­ние. Имена су­ще­стви­тель­ные яв­ля­ют­ся глав­ны­ми в сло­во­со­че­та­ни­ях, по­стро­ен­ных на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния (пред­ло­же­ние 2: «ма­ми­ной мамой») или управ­ле­ния (пред­ло­же­ние 6: «в конце пись­ма», пред­ло­же­ние 17: «режим дня»), по­это­му имен­но от них за­ви­сит форма за­ви­си­мо­го слова.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы без труда нашли под­твер­жде­ния сло­вам Вет­виц­ко­го о роли су­ще­стви­тель­ных и их важ­но­сти в нашей речи.

№ 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».

«Де­е­при­ча­стие – часть речи, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по действию», –  с таким опре­де­ле­ни­ем де­е­при­ча­стия из школь­но­го учеб­ни­ка рус­ско­го языка все давно зна­ко­мы. Од­на­ко, что стоит за этим ску­пым опре­де­ле­ни­ем, за­ду­мы­ва­лись, ве­ро­ят­но, не­мно­гие. Про­ана­ли­зи­ру­ем де­е­при­ча­стия, встре­ча­ю­щи­е­ся в при­ве­ден­ном тек­сте Свет­ла­ны Лу­бе­нец.

В пред­ло­же­нии 1 встре­ча­ем де­е­при­ча­стие «вы­тя­нув», ко­то­рое с за­ви­симыми сло­ва­ми об­ра­зу­ет де­е­при­част­ный обо­рот «вы­тя­нув про­зрач­ные лапки». Этот де­е­при­част­ный обо­рот яв­ля­ет­ся обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством об­ра­за дей­ствия, по­яс­ня­ет, как спит крыс­ка Мар­фу­ша. Вве­де­ние де­е­при­част­но­го обо­ро­та в пред­ло­же­ние де­ла­ет речь об­раз­ной, кра­соч­ной, вы­ра­зи­тель­ной, по­мо­га­ет из­бе­жать кос­но­язы­чия и од­но­тип­но­сти. В пред­ло­же­нии 27 (Вень­ка, стис­нув зубы, влез в Ви­таль­кин пи­джак) де­е­при­ча­стие слу­жит тем же целям: с его по­мо­щью кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся ду­шев­ное со­сто­я­ние Вень­ки, его от­но­ше­ние к «зло­по­луч­но­му» пи­джа­ку.

Дей­стви­тель­но, нам уда­лось до­ка­зать вы­ска­зы­ва­ние из­вест­но­го линг­ви­ста А. Н. Гвоз­де­ва: «Де­е­при­ча­стия… устра­ня­ют од­но­об­ра­зие в пе­реч­не от­дель­ных дей­ствий од­но­го и того же лица».

№ 6. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов».

Комментарий к цитате. Служебные слова наряду со знаменательными помогают пишущему передавать свои мысли и отношение к сообщаемому.       Союзы играют роль скреп между синтаксическими единицами и помогают передавать различные смысловые отношения между ними:

– сочинительные: соединительные, противительные, разделительные;

– подчинительные: временные, причинные, целевые, сравнительные, следственные и т.д.

Частицы придают различные дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки словам и предложениям: вопросительные, восклицательные,  усилительные, отрицательные и т.д.

И. Г. Ми­ло­слав­ский го­во­рил: «От­но­ше­ние пи­шу­ще­го к со­об­ща­е­мо­му часто может вы­ра­жать­ся с по­мо­щью «ма­лень­ких» слов, слов, ко­то­рые при­ня­то счи­тать слу­жеб­ны­ми, – ча­стиц и со­ю­зов». Ка­за­лось бы, как могут слу­жеб­ные части речи, не об­ла­дая са­мо­сто­я­тель­ным зна­че­ни­ем, вы­ра­жать от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к со­об­ща­е­мо­му? По­про­бу­ем про­сле­дить это на при­ме­рах из тек­ста Н. И. Ду­бо­ва.

Слу­жеб­ные части речи иг­ра­ют очень важ­ную роль в рус­ском языке. Они, дей­стви­тель­но, не на­зы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия или со­сто­я­ния и не ука­зы­ва­ют на них, но слу­жат для вы­ра­же­ния грам­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний между сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Они, в от­ли­чие от са­мо­сто­я­тель­ных, не имеют кон­крет­но­го лек­си­че­ско­го и об­ще­го грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния, но при­да­ют до­пол­ни­тель­ные от­тен­ки сло­вам и пред­ло­же­ни­ям. К слу­жеб­ным ча­стям речи от­но­сят­ся ча­сти­цы. Так, в пред­ло­же­ние №2 (Нель­зя же за­но­во изоб­ре­тать самолёт, если его давно изоб­ре­ли, или от­кры­вать новые стра­ны, если всё уже прой­де­но вдоль и поперёк!) ча­сти­ца «же» вно­сит до­пол­ни­тель­ный от­те­нок уси­ле­ния. В пред­ло­же­ни­ях 9 и 29 ис­поль­зу­ет­ся ча­сти­ца «вот», ко­то­рая имеет до­пол­ни­тель­ное зна­че­ние ука­за­ния. Среди со­ю­зов можно от­ме­тить приме­ча­тель­ный для тек­ста союз «од­на­ко», ко­то­рый ха­рак­те­рен для разговор­ной речи и в пред­ло­же­нии 15 ис­поль­зо­ван вме­сто сти­ли­сти­че­ски ней­траль­но­го союза «но» с целью со­от­вет­ствия за­да­чам тек­ста – пе­ре­дать раз­го­вор­ный, не­при­нуж­ден­ный ха­рак­тер по­вест­во­ва­ния.

Таким об­ра­зом, прав был И. Г. Ми­ло­слав­ский, утвер­ждая, что слу­жеб­ные слова по­мо­га­ют вы­ра­зить от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к по­вест­во­ва­нию.

№ 7. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».

Слова каж­дой части речи имеют свою нишу в огром­ном мире слов и вы­пол­ня­ют опре­де­лен­ные функ­ции. Каж­дая из них может быть сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи. Не по­след­нее место здесь при­над­ле­жит и имени при­ла­га­тель­но­му. Не­слу­чай­но из­вест­ный фи­ло­лог В.В. Ви­но­гра­дов утвер­ждал: «При­ла­га­тель­ное – это самая изоб­ре­та­тель­ная часть речи. При­ла­га­тель­ные могут опи­сать цвет, запах, форму лю­бо­го пред­ме­та, рас­ска­зать о наших чув­ствах, ха­рак­те­ре, на­стро­е­нии». По­про­бу­ем до­ка­зать это на при­ме­ре ис­поль­зо­ва­ния имен при­ла­га­тель­ных в от­рыв­ке из про­из­ве­де­ния Ан­дрея Пла­то­но­ва.

С по­мо­щью имен при­ла­га­тель­ных в тек­сте со­зда­ют­ся об­ра­зы, кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Так, имена при­ла­га­тель­ные ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром в опи­са­нии цве­тов: «го­лу­бо­го цвет­ка» (пред­ло­же­ние 10), «жал­конь­кий цве­ток» (пред­ло­же­ние 21), «го­лу­бые, крас­ные, жёлтые счаст­ли­вые цветы» (пред­ло­же­ние 33). По­смот­ри­те, какие они раз­ные, эти цветы! Без при­ла­га­тель­ных как бы нам уда­лось пред­ста­вить их, по­нять эту раз­ни­цу?

Во вто­ром пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные ис­поль­зу­ют­ся в опи­са­нии де­душ­ки: у него «боль­шие» руки, а на них «тол­стые чёрные» жилы. Порт­рет Тита боль­ше никак не пред­став­лен в от­рыв­ке, но нам по­нят­но, что перед нами че­ло­век, ко­то­рый много пе­ре­жил, много тру­дил­ся, вынес много ли­ше­ний. Ис­поль­зо­ва­ние при­ла­га­тель­ных по­мо­га­ет ав­то­ру на­ри­со­вать живые, легко пред­став­ля­е­мые порт­ре­ты героя. У Пла­то­но­ва это можно про­сле­дить на­гляд­но, ведь язык этого пи­са­те­ля не изоби­лу­ет при­ла­га­тель­ны­ми, их мало, но они очень ёмкие.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы под­твер­ди­ли мысль В.В. Ви­но­гра­до­ва о важ­но­сти имён при­ла­га­тель­ных в нашей речи.

  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл финала текста тогда все посмотрели
  • Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания лингвиста александра матвеевича
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл финала текста таланта повторил леня
  • Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания лингвиста абрама борисовича шапиро
  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл финала текста сочиняя исправленные