Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания современного российского филолога ольги

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога О. Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями  — во!

(4)А с авторитетом вот что вышло.

(5)Олег-то в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка. (7)Расхватали вещи и понесли к дому его родни.

(8)А у самого дома на Вовку пошёл какой-то сивобородый козёл. (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

(10)Витёк и Минтин ка-ак захохочут, за ними  — самый маленький  — Егорка. (11)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

(12)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес в свой «фирменный» малинник.

(13)Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке. (14)Это и был малинник: запах малины, жара и шмелиное жужжание…

(15)Когда наелись малины, повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.

(16)Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. (17)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

(18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

– (19)Здесь чёрт живёт,  — неожиданно сказал Минтин,  — это все наши старики знают.

– (20)Там,  — указал пальцем в небо Олег,  — космонавты круглосуточно вкалывают, а у вас  — черти!

(21)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал: «Авторитет!..» (22)А вслух сказал:

– (23)Вовка, сходи в разведку и выведи этого чёрта на чистую воду.

(24)Вовка поморщился… (25)А может, правда там кто-нибудь есть?

– (26)Я с тобой пойду!  — закричал Егорка.

– (27)Вдвоём и дурак сходит,  — отрезал Олег.  — (28)Или ты один иди, или я один.

– (29)Ладно, пошёл я,  — сказал Вовка.

(30)Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда  — хоть в другую школу уходи.

(31)Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер. (32)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл. (33)Его охватила холодная, как вода, тьма. (34)Сердце стучало у самого горла… (35)Но глаза понемногу привыкли, и тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол  — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.

– (38)Сивка,  — с облегчением произнёс Вовка.

– (39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт,  — как-то даже с завистью сказал Олег.

– (41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели,  — ответил Вовка и немного, конечно, соврал.

(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде…

(По В. И. Одноралову) *

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2023 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.

Наконец настал первый экзамен по математике, а я всё был в каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчёта в том, что меня ожидало. По вечерам на меня находила мысль о том, что надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и нехорошо, но утром, с солнечным светом, я снова был очень доволен собой и не желал никаких изменений.

В таком расположении духа я приехал на первый экзамен.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность».

Высказывание современного лингвиста я понимаю так: повествование от первого лица в художественном тексте создаёт эффект доверительного разговора. Читателю кажется, что он слушает исповедь рассказчика. Докажем эти мысли, приведя примеры из текста Л.Н. Толстого.

Так, например, в 7-9 предложениях рассказчик говорит о своих чувствах, вызванных ответом Иленьки. Он ощущает раздражение и «презрительно» улыбается, но при этом стремится казаться «равнодушным» и «хладнокровным». Таким образом, благодаря повествованию от первого лица мы лучше понимаем противоречивое душевное состояние героя.

В 21-22 предложениях рассказчик говорит о своих эмоциональных переживаниях после перенесённого оскорбления. В эти «тяжёлые, мучительные» минуты он пытается найти виноватого, чтобы снять с себя ответственность. Однако мы видим, что на самом деле это не признак дурного характера, а угрызения совести.

Таким образом, форма изложения от 1-го лица придаёт художественному произведению подчёркнутую искренность и особенную эмоциональность.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: „Правила жизни“, открыл её, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва».

Смысл предложения 26 я понимаю так: главный герой текста Л.Н. Толстого – совестливый человек, который извлекает нравственные уроки из совершённых ошибок и стремится к постоянному саморазвитию. Докажем эти мысли, приведя примеры из предложенного фрагмента.

Так, например, Иртеньев не может позволить себе унижаться перед другим человеком. Тем самым он отличается от Иконина, который «жалобно, униженно» умоляет профессора о пересдаче. В предложениях 18-20 говорится о том, что рассказчик ощущает себя оскорблённым, как будто он своим «молчаливым присутствием» принял участие «в унизительных мольбах» студента.

После случившегося герой несколько дней не выходит из комнаты, потому что чувствует угрызения совести. Изначально он пытается найти виноватого, чтобы смягчить душевную боль. Однако впоследствии герой раскаивается и решает работать над собой, так как хочет стать достойной личностью.

Таким образом, рассказчик делает важный нравственный выбор. Он не озлобляется, а осознаёт собственные ошибки и начинает заниматься самосовершенствованием.

9.3 Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как нравственный выбор человека помогает понять его характер?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Как нравственный выбор человека помогает понять его характер? На мой взгляд, каждый из нас так или иначе сталкивался с необходимостью выбирать что-то одно из множества вариантов. Иногда такой выбор оказывается решающим для личности. Приведём примеры из художественной литературы, подтверждающие эти мысли.

Главный герой предложенного текста Л.Н. Толстого извлекает важнейший урок из ситуации, случившейся на экзамене. Теперь он не позволит себе «ничего дурного» (предложение 28) и возьмётся за воспитание самого себя. Именно для этого рассказчик и решает написать «Правила жизни» благородного человека.

Правда, иногда люди делают неверный выбор, и это приводит к непоправимым последствиям. Так, например, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» заглавный герой принимает вызов на дуэль от бывшего друга Ленского. Он совсем не хочет убивать поэта, но не может отказать, опасаясь за собственную репутацию в обществе. Нравственный выбор Онегина приводит к гибели товарища.

Таким образом, мы действительно можем понять характер человека по тому выбору, который он совершает в той или иной ситуации.

Предлагаем цитаты о о средствах выразительности, а также 10 сочинений на лингвистическую тему по ним.

Составитель: Масленникова Ольга Викторовна

Анализ высказываний о русском языке

(по материалам ОБЗ ФИПИ)

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Задание 9.1.

№ 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

Комментарий к цитате. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией  предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев.

Как я понимаю это высказывание? Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев. Приведу примеры из текста …….

Самое уди­ви­тель­ное изоб­ре­те­ние че­ло­ве­ка – это язык. Од­на­ко, как и вся­кое изоб­ре­те­ние, язык «рас­кры­ва­ет­ся» в пол­ной мере толь­ко в уме­лых руках. Не каж­дый может с лег­ко­стью пе­ре­дать свои мысли и чув­ства — этому не­об­хо­ди­мо учить­ся. Толь­ко в этом слу­чае можно по до­сто­ин­ству оце­нить утвер­жде­ние из­вест­но­го линг­ви­ста В.В. Ви­но­гра­до­ва: «Все сред­ства языка вы­ра­зи­тель­ны, надо лишь умело поль­зо­вать­ся ими».

На­гляд­но можно это до­ка­зать на при­ме­рах из тек­ста Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. На­при­мер, в пред­ло­же­нии 1 ис­поль­зу­ют­ся слова с суф­фик­са­ми оцен­ки: умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ные суф­фик­сы по­мо­га­ют со­здать яркий образ ком­на­ты, где про­ис­хо­дит дей­ствие (ком­на­туш­ке), пе­ре­дать, на­сколь­ко бе­реж­но от­но­сит­ся герой к кни­гам, ко­то­рые «лечит» (се­ре­дин­ке, ко­ре­шок).

В пред­ло­же­нии 2 («Оде­тую» мной книгу Жит­ко­ва «Что я видел» Та­тья­на Львов­на при­зна­ла об­раз­цо­вой, и я, уеди­нив­шись в биб­лио­теч­ных ку­ли­сах, мно­жил, вдох­новлённый по­хва­лой, свои об­раз­цы) автор ис­поль­зу­ет ме­та­фо­ры: оде­тая книга, биб­лио­теч­ные ку­ли­сы, поз­во­ля­ю­щие чи­та­те­лю уло­вить на­стро­е­ние героя, его от­но­ше­ние к сво­е­му за­ня­тию, к биб­лио­те­ке.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры де­мон­стри­ру­ют, как при­выч­ное, на пер­вый взгляд, слово в уме­лых руках ста­но­вит­ся вы­ра­зи­тель­ным сред­ством, по­мо­га­ет рас­крыть со­дер­жа­ние, ра­бо­тая на ав­тор­ский за­мы­сел. По­это­му можно с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что вы­ска­зы­ва­ние В.В. Ви­но­гра­до­ва верно.

На­гляд­но можно это до­ка­зать на при­ме­рах из тек­ста Юрия Гри­бо­ва. На­при­мер, в пред­ло­же­нии 15 (Глу­бо­кая и тихая вода ла­ки­ро­ванн­о бле­сте­ла, слов­но в реку вы­ли­ли масло, и в это чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва за­дум­чи­вые ели, тон­кие берёзки, тро­ну­тые жел­тиз­ной.) пре­лесть при­ро­ды под­чер­ки­ва­ет­ся с по­мо­щью эпи­те­тов: за­дум­чи­вые ели, тро­ну­тые жел­тиз­ной берёзки. Автор ис­поль­зу­ет срав­не­ние, чтобы со­здать не­по­вто­ри­мый ху­до­же­ствен­ный образ реки: вода такая, слов­но в неё вы­ли­ли масло, по­то­му по­хо­жа на зер­ка­ло. В седь­мом пред­ло­же­нии встре­ча­ем оли­це­тво­ре­ние: ветер раз­бра­сы­ва­ет ли­стья, слов­но живой, зна­ю­щий, что это не­пре­мен­но надо де­лать каж­дую осень.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры де­мон­стри­ру­ют, как вы­ра­зи­тель­но рус­ское слово, как может рас­крыть со­дер­жа­ние, ра­бо­тая на ав­тор­ский за­мы­сел. По­это­му можно с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что вы­ска­зы­ва­ние В.В. Ви­но­гра­до­ва верно.

Задание 9.1.

№ 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя  Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». 

Рус­ский язык – один из самых бо­га­тых и кра­си­вых язы­ков мира. В нем до­ста­точ­но слов для того, чтобы на­звать все пред­ме­ты и яв­ле­ния, пе­ре­дать самые раз­но­об­раз­ные чув­ства, на­стро­е­ния, пе­ре­жи­ва­ния, не при­бе­гая к спе­ци­аль­ным сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти. По­это­му труд­но не со­гла­сить­ся с вы­ска­зы­ва­ни­ем В.Г. Ко­ро­лен­ко: «Рус­ский язык… об­ла­да­ет всеми сред­ства­ми для вы­ра­же­ния самых тон­ких ощу­ще­ний и от­тен­ков мысли».

Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста Бо­ри­са Еки­мо­ва. В вось­мом пред­ло­же­нии (Раз­ду­мы­вая, Гриша шёл не­то­роп­ли­во, и в душе его что-то теп­ле­ло и таяло, там что-то жгло и жгло.) для пе­ре­да­чи гне­ту­ще­го на­стро­е­ния героя автор ис­поль­зу­ет развёрну­тую ме­та­фо­ру. Ме­та­фо­ра ярко пе­ре­да­ет со­сто­я­ние Гриши, слу­жит для со­зда­ния ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за. Этой же цели слу­жат и слова с суф­фик­са­ми оцен­ки: ба­ба­ня (пред­ло­же­ние 36), Пе­тя­ня (пред­ло­же­ние 27). Упо­треб­ле­ние этих слов в речи ге­ро­ев по­ка­зы­ва­ет, с какой теп­ло­той они от­но­сят­ся друг к другу.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры можно по праву счи­тать ар­гу­мен­та­ми в под­держ­ку мне­ния В.Г. Ко­ро­лен­ко о том, что наш язык богат и может пе­ре­дать все от­тен­ки чувств и «ощу­ще­ний».

Задание 9.1.

№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания высказывания писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

 Комментарий к цитате. Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.

Высказывание К.А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры из текста…

ПРИМЕРЫ.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  

Задание 9.1.

№ 4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста Сергея Ивановича Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое, то есть наиболее выразительное, и наиболее уместное, то есть самое подходящее для данного случая». 

Комментарий к цитате. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств.

Эту фразу я понимаю так. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств. Приведу примеры из текста…

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щими: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без вла­де­ния нор­ма­ми куль­ту­ры речи.

В тек­сте Ана­то­лия Алек­си­на в диа­ло­гах одной из ге­ро­инь можно про­сле­дить, как нормы куль­ту­ры речи, или пре­не­бре­же­ние ими ха­рак­те­ри­зу­ет людей. Так, в пред­ло­же­нии 32 (Ну и мерси, до­ро­гая Люси́! – в рифму по­шу­ти­ла Олень­ка) про­ис­хо­дит сме­ше­ние двух язы­ков: рус­ские слова про­из­но­сят­ся на фран­цуз­ский манер, иро­нич­но ис­поль­зу­ет­ся фран­цуз­ское слово «мерси». Ге­ро­и­ня про­из­во­дит на нас не очень при­ят­ное впе­чат­ле­ние, от­тал­ки­ва­ет от себя, хотя по со­дер­жа­нию нам из­вест­ны мно­гие ее хо­ро­шие ка­че­ства. По­доб­ным же об­ра­зом ха­рак­те­ри­зу­ет Олень­ку и пред­ло­же­ние № 30 (Как го­во­рят, «за­бе­ри­те ваши иг­руш­ки»). В этом пред­ло­же­нии речь ге­ро­и­ни также не от­ли­ча­ет­ся бо­гат­ством и вы­ра­зи­тель­но­стью: не­умест­но ис­поль­зу­е­мый фра­зео­ло­гизм «за­бе­ри­те ваши иг­руш­ки» де­ла­ет речь об­ры­ви­стой, фразу – куцей.

Таким об­ра­зом, на при­ме­ре при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние вы­да­ю­ще­го­ся линг­ви­ста С.И. Оже­го­ва: «Вы­со­кая куль­ту­ра речи за­клю­ча­ет­ся в уме­нии найти не толь­ко точ­ное сред­ство для вы­ра­же­ния своей мысли, но и наи­бо­лее до­ход­чи­вое (то есть наи­бо­лее вырази­тель­ное) и наи­бо­лее умест­ное (то есть самое под­хо­дя­щее для дан­но­го слу­чая)».

Задание 9.1.

№ 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Комментарий к цитате. Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном.  Художественный образ создаётся автором с помощью  лексических явлений и изобразительно-выразительных средств

Эту фразу я понимаю так: особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Приведу примеры из текста……….

ПРИМЕРЫ.

Таким образом, могу сделать вывод, что специфика языка художественного произведения состоит из умения писателя не только увидеть, подметить что-то в реальной жизни, но и, подчеркнув характерные детали, нарисовать образ.

Рус­ский язык – один из самых бо­га­тых и кра­си­вых язы­ков мира. В нем до­ста­точ­но слов для того, чтобы на­звать все пред­ме­ты и яв­ле­ния, пе­ре­дать самые раз­но­об­раз­ные чув­ства, на­стро­е­ния, пе­ре­жи­ва­ния, при­бе­гая, если по­тре­бу­ет­ся, к спе­ци­аль­ным сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти. Лучше всего вла­де­ют этими сред­ства­ми пи­са­те­ли. По­это­му труд­но не со­гла­сить­ся с вы­ска­зы­ва­ни­ем Г. Я. Со­лга­ник: «Ху­дож­ник мыс­лит об­ра­за­ми, он ри­су­ет, по­ка­зы­ва­ет, изоб­ра­жа­ет. В этом и за­клю­ча­ет­ся спе­ци­фи­ка языка ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры».

Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста Эду­ар­да Шима. В пред­ло­же­нии номер 3 с по­мо­щью ме­та­фо­ры создаётся образ ве­чер­не­го го­ро­да, ко­то­рый под стать на­стро­е­нию героя: «Дол­гий закат дымил над го­ро­дом» – уста­лость че­ло­веч­ка слов­но сли­лась с мрач­но­стью го­ро­да.

В пред­ло­же­нии 12 (На миг я ощу­тил по­лу­за­бы­тый запах – такой све­жий, хо­ло­дя­щий, слов­но от со­суль­ки, по­ло­жен­ной на язык.) ис­поль­зу­ют­ся эпи­тет «хо­ло­дя­щий», срав­не­ние «слов­но от со­суль­ки, по­ло­жен­ной на язык» – всё это по­мо­га­ет пе­ре­дать ощу­ще­ния героя от не­ожи­дан­ной «встре­чи» с черёмухой.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы с уве­рен­но­стью можем утвер­ждать, что сила воз­дей­ствия ху­до­же­ствен­но­го тек­ста на чи­та­те­ля уси­ли­ва­ет­ся, когда автор умеет поль­зо­вать­ся сло­вом во всей его мно­го­гран­но­сти и мно­го­знач­но­сти.

Задание 9.1.

№ 6. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Комментарий к цитате. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией  предложений.

Рус­ский язык – один из самых бо­га­тых и кра­си­вых язы­ков мира. В нем до­ста­точ­но слов для того, чтобы на­звать все пред­ме­ты и яв­ле­ния, пе­ре­дать самые раз­но­об­раз­ные чув­ства, на­стро­е­ния, пе­ре­жи­ва­ния. Есть в нашем языке и спе­ци­аль­ные сред­ства, ко­то­рые по­мо­га­ют сде­лать нашу речь об­раз­ной, яркой, за­по­ми­на­ю­щей­ся. Об этом го­во­рит А.И. Горш­ков: «Вы­ра­зи­тель­ность – это свой­ство ска­зан­но­го или на­пи­сан­но­го своей смыс­ло­вой фор­мой при­вле­кать осо­бое вни­ма­ние чи­та­те­ля, про­из­во­дить на него силь­ное впе­чат­ле­ние». По­про­бу­ем разо­брать­ся в пра­во­моч­но­сти этого утвер­жде­ния на при­ме­рах из тек­ста В.А. Туз­лу­ко­ва.

В пред­ло­же­нии 38 ис­поль­зу­ет­ся фра­зео­ло­гизм «идти своим путём», ко­то­рый об­ла­да­ет не­де­ли­мым смыс­лом. Как и любой фра­зео­ло­гизм, зна­че­ние его пе­ре­нос­ное: в пред­ло­же­нии озна­ча­ет «за­ни­мать­ся своим делом, жить своей жиз­нью». Образ до­ро­ги, воз­ни­ка­ю­щий в тек­сте сам по себе ме­та­фо­ри­чен: до­ро­га – жиз­нен­ный путь, вся жизнь.

Во вто­ром, тре­тьем и четвёртом пред­ло­же­ни­ях ис­поль­зу­ет­ся лек­си­че­ский по­втор: по­вто­ря­ет­ся слово «мечта». Так автор с пер­вых строк тек­ста на­стра­и­ва­ет чи­та­те­ля на раз­мыш­ле­ния о Мечте, слов­но при­гла­шая к до­ве­ри­тель­но­му раз­го­во­ру.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры под­твер­жда­ют вы­ска­зы­ва­ние А.И. Горш­ко­ва о том, вы­ра­зи­тель­ность речи может при­влечь вни­ма­ние, воз­дей­ство­вать на чув­ства, пе­ре­жи­ва­ния, на­стро­е­ния со­бе­сед­ни­ка.

Задание 9.1.

№ 7. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога Ольги Николаевны Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего».

По тексту В.И. Одноралова «Он растяпа, этот Вовка…»

Комментарий к цитате. Авторская речь не связана с речью какого-либо персонажа, её носителем в прозаическом произведении является образ повествователя. Своеобразие его языка определяется вложенным в произведение смыслом и речевой тканью и характеризует самого говорящего.

Со­вре­мен­ный рос­сий­ский уче­ный-фи­ло­лог О. Н. Еме­лья­но­ва го­во­ри­ла: «Ав­тор­ская речь об­ла­да­ет не толь­ко изоб­ра­зи­тель­но­стью, но и вы­ра­зи­тель­но­стью и ха­рак­те­ри­зу­ет не толь­ко объ­ект вы­ска­зы­ва­ния, но и са­мо­го го­во­ря­ще­го». Дей­стви­тель­но, по­доб­но тому, как мы по речи на­ше­го со­бе­сед­ни­ка можем мно­гое ска­зать об его внут­рен­нем мире, убеж­де­ни­ях и уров­не при­тя­за­ний, так и по ав­тор­ско­му тек­сту можно про­сле­дить от­но­ше­ние пи­са­те­ля к опи­сы­ва­е­мым со­бы­ти­ям, ге­ро­ям, а зна­чит, можно су­дить и о его ми­ро­воз­зре­нии. На­гляд­но это можно про­сле­дить на при­ме­рах из тек­ста В. И. Од­но­ра­ло­ва.

В пред­ло­же­нии 3 (Де­ре­вен­ские ре­бя­та хо­ро­шие, но их надо ав­то­ри­те­том брать, после этого они ста­нут дру­зья­ми  во!) го­во­рить­ся об от­но­ше­ни­ях между под­рост­ка­ми, и от­но­ше­ния эти со­всем не­про­стые. То, что автор по­ни­ма­ет это, знает под­хо­ды к маль­чиш­кам, оче­вид­но. Даже сти­ли­сти­че­ски это пред­ло­же­ние при­бли­же­но к речи ребят: вме­сто слов о том, ка­ки­ми дру­зья­ми могут стать де­ре­вен­ские маль­чиш­ки, пи­са­тель го­во­рит очень вы­ра­зи­тель­но зву­ча­щим в кон­тек­сте пред­ло­же­ния и кон­крет­ной ре­че­вой си­ту­а­ции — «во!». Автор ис­крен­не со­пе­ре­жи­ва­ет Вовке, когда тому при­хо­дит­ся идти в устра­ша­ю­щую быв­шую бар­скую кон­то­ру. Об этом сви­де­тель­ству­ет мно­го­то­чие в конце пред­ло­же­ния № 34, по­ка­зы­ва­ю­щее на­пря­жен­ность ожи­да­ния встре­чи героя с не­из­вест­ным, по­это­му автор слов­но ин­три­гу­ет чи­та­те­ля и за­став­ля­ет его про­ник­нуть­ся чув­ством симпатии к сво­е­му герою, так как сам также со­пе­ре­жи­ва­ет и сим­па­ти­зи­ру­ет Вовке.

При­ве­ден­ные при­ме­ры под­твер­жда­ют, что О. Н. Еме­лья­но­ва была права, утвер­ждая, что ав­тор­ская речь может мно­гое ска­зать не толь­ко о происхо­дя­щем в по­вест­во­ва­нии, но и о самом ав­то­ре.

Задание 9.1.

№ 8. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

Комментарий к цитате. Повтор (полное или частичное повторение корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм.

Эту фразу понимаю так. Лексический повтор является одним из способов описательных форм и используется для обозначения большого числа предметов или явлений, усиления признака или степени качества, подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски и так далее. Приведу примеры из текста ………

В вы­ска­зы­ва­нии из­вест­но­го линг­ви­ста И. Г. Ми­ло­слав­ско­го: «Любое по­вто­ре­ние, дву­крат­ное или мно­го­крат­ное, об­ра­ща­ет на себя осо­бое вни­ма­ние чи­та­ю­ще­го» го­во­рит­ся о роли по­вто­ре­ния в нашей речи. Автор вы­ска­зы­ва­ния утвер­жда­ет, что по­вто­ре­ние ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на ос­нов­ных мо­мен­тах, слу­жит для более точ­но­го вос­при­я­тия тек­ста.

Об­ра­тим­ся к тек­сту В. А. Осе­е­вой-Хме­ле­вой. Так, в пред­ло­же­ни­ях 3−5 ((3)Ни в лес, ни в поле, ни по длин­ной троп­ке среди моря ко­ло­сьев ржи. (4)Ни­че­го этого боль­ше не будет! (5)Не будет и тайн, рас­ска­зан­ных вер­но­му другу дет­ства Хо­хол­ку.) по­вто­ре­ни­ем от­ри­ца­тель­ных ча­стиц до­сти­га­ет­ся эф­фект на­гне­та­ния: чи­та­тель по­ни­ма­ет, что ре­ше­нию сво­е­му Динка не из­ме­нит, что ее слова – ре­зуль­тат се­рьез­ных, му­чи­тель­ных внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ний. В пред­ло­же­ни­ях 4−5 по­вто­ря­ет­ся и гла­гол «не будет», ко­то­рый также об­ра­ща­ет вни­ма­ние чи­та­те­ля на се­рьез­ность на­ме­ре­ний ге­ро­и­ни. С этой же целью ис­поль­зу­ет­ся по­втор гла­го­ла «вспом­ни­ла» в пред­ло­же­нии 1– по­вто­ре­ние сразу на­це­ли­ва­ет чи­та­те­ля на пе­ре­жи­ва­ния Динки.

Таким об­ра­зом, по­вто­ры дей­стви­тель­но яв­ля­ют­ся сред­ством при­вле­че­ния вни­ма­ния чи­та­те­ля к опре­де­лен­ным мо­мен­там тек­ста, по­это­му вы­ска­зы­ва­ние Ми­ло­слав­ско­го, при­ве­ден­ное в на­ча­ле рас­суж­де­ния, впол­не обос­но­ва­но.

Задание 9.1.

№ 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Александра Львовича Александровича Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов

Комментарий к цитате. Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут  усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов,  уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество),  передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

Рус­ский язык – один из самых бо­га­тых и кра­си­вых язы­ков мира. В нем до­ста­точ­но слов для того, чтобы на­звать все пред­ме­ты и яв­ле­ния, пе­ре­дать самые раз­но­об­раз­ные чув­ства, на­стро­е­ния, пе­ре­жи­ва­ния. Кроме того, в нашем языке, как, по­жа­луй, ни в одном дру­гом, боль­шой ар­се­нал спе­ци­аль­ных средств вы­ра­зи­тель­но­сти, одним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся эпи­тет, о ко­то­ром А. А. Зе­ле­нец­кий писал: «При­да­ние об­раз­но­сти сло­вам по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ет­ся в речи по­сред­ством эпи­те­тов». По­про­бу­ем разо­брать­ся в пра­во­моч­но­сти этого утвер­жде­ния на при­ме­рах из тек­ста Олега Роя.

По­ка­за­тель­ным для на­блю­де­ния за тем, для чего ав­то­ром ис­поль­зу­ют­ся эпи­те­ты, яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние 15 (О том, как ба­буш­ка, такая вся до­маш­няя и уют­ная, в соб­ствен­но­руч­но сши­том зелёном клет­ча­том фар­ту­ке, рас­пе­ча­ты­ва­ет на кухне хру­стя­щий пакет и вы­сы­па­ет твёрдые зерна в руч­ную ко­фе­мол­ку.). В пред­ло­же­нии эпи­те­ты: до­маш­няя, уют­ная  — по­мо­га­ют нам пред­ста­вить образ ба­буш­ки. Воз­ни­ка­ет ас­со­ци­а­ция с чем-то свет­лым, хо­ро­шим, доб­рым — домом, миром. Так автор опо­сре­до­ван­но вы­ска­зы­ва­ет свое от­но­ше­ние к ге­ро­и­не, под­чер­ки­вая ее при­вле­ка­тель­ность. В пред­ло­же­нии 25 (Род­ной дом был свя­зан в дет­ском со­зна­нии с се­ры­ми буд­ня­ми, с не­на­вист­ным ран­ним вста­ва­ни­ем сна­ча­ла в дет­сад, потом в школу, с нуд­ны­ми по­все­днев­ны­ми обя­зан­но­стя­ми и веч­ным до­маш­ним за­да­ни­ем, с по­сто­ян­ны­ми ро­ди­тель­ски­ми ссо­ра­ми, с ма­ми­ны­ми кри­ка­ми и сле­за­ми.) эпи­те­ты ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром для опи­са­ния на­стро­е­ния героя, его вос­при­я­тия дома. Гне­ту­щее впе­чат­ле­ние остаётся, когда чи­та­ешь эти опре­де­ле­ния: не­на­вист­ное вста­ва­ние, веч­ное до­маш­нее за­да­ние, серые будни.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры можно по праву счи­тать ар­гу­мен­та­ми в под­держ­ку мне­ния Зе­ле­нец­ко­го о важ­ной роли эпи­те­тов в со­зда­нии об­ра­зов.

Задание 9.1.

№ 10. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Владимира Алексеевича Солоухина:«Эпитеты – одежда слов».

Комментарий к цитате. Эпитеты – неисчерпаемый резерв выразительности речи. Они дают дополнительную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: подчеркивают характерные признаки, уточняют отличительные признаки,  оценивают предмет и выражают авторскую оценку.

Рус­ский язык – один из самых бо­га­тых и кра­си­вых язы­ков мира. В нем до­ста­точ­но слов для того, чтобы на­звать все пред­ме­ты и яв­ле­ния, пере­дать самые раз­но­об­раз­ные чув­ства, на­стро­е­ния, пе­ре­жи­ва­ния. Кроме того в нашем языке, как, по­жа­луй, ни в одном дру­гом, боль­шой ар­се­нал спе­ци­аль­ных средств вы­ра­зи­тель­но­сти, одним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся эпи­тет. Эпи­тет В. А. Со­ло­ухин на­зы­вал «одеж­дой слов». По­про­бу­ем разобрать­ся в пра­во­моч­но­сти этого утвер­жде­ния на при­ме­рах из тек­ста Эду­ар­да Шима.

По­ка­за­тель­ным для на­блю­де­ния за тем, для чего ав­то­ром ис­пользу­ют­ся эпи­те­ты, яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние 5 (За­га­доч­ное су­ще­ство три­на­д­цати лет, не­ве­ро­ят­ная кра­са­ви­ца с улыб­кою до ушей, с зо­ло­ты­ми гла­за­ми, с то­ню­сень­кой та­ли­ей). В пред­ло­же­нии эпи­те­ты: за­га­доч­ное су­ще­ство, зо­ло­ты­ми гла­за­ми и дру­гие –  по­мо­га­ют нам пред­ста­вить образ де­воч­ки. Воз­ни­ка­ет ас­со­ци­а­ция с чем-то свет­лым, хо­ро­шим. Так автор опо­сре­до­ван­но вы­ска­зы­ва­ет свое от­но­ше­ние к ге­ро­и­не, под­чер­ки­вая ее при­вле­катель­ность.

В пред­ло­же­нии 75 (Гоша, оце­пе­нев­ший от ужаса Гоша, при­жав­ший­ся к стене с пе­ре­ко­шен­ным лицом, тихий, за­стен­чи­вый и бо­яз­ливый Гоша вдруг от­тал­ки­ва­ет Ве­роч­ку и –  плаш­мя, жи­во­том — па­да­ет на ра­ке­ту) эпи­те­ты ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром для опи­са­ния дру­го­го героя –  Гоши.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры можно по праву счи­тать ар­гу­ментами в под­держ­ку мне­ния Со­ло­ухи­на: «Эпи­те­ты – одеж­да слов».

Страница 66 из 121

25DB0e

(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать, после этого они станут друзьями – во!

(4)А с авторитетом вот что вышло.

(5)Олег-то в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка. (7)Расхватали вещи и понесли к дому его родни.

(8)А у самого дома на Вовку пошёл какой-то сивобородый козёл. (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.

(10)Витёк и Минтин ка-ак захохочут, за ними – самый маленький – Егорка. (11)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

(12)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес в свой «фирменный» малинник.

(13)Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке. (14)Это и был малинник: запах малины, жара и шмелиное жужжание…

(15)Когда наелись малины, повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.

(16)Одна из аллей будто нарочно приглашала путников в самый глухой угол парка. (17)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

(18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

– (19)Здесь чёрт живёт, – неожиданно сказал Минтин, – это все наши старики знают.

– (20)Там, – указал пальцем в небо Олег, – космонавты круглосуточно вкалывают, а у вас – черти!

(21)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал: «Авторитет!..» (22)А вслух сказал:

– Вовка, сходи в разведку. (23)Выведи этого чёрта на чистую воду.

(24)Вовка поморщился… (25)А может, правда там кто-нибудь есть?

– (26)Я с тобой пойду! – закричал Егорка.

– (27)Вдвоём и дурак сходит, – отрезал Олег. – (28)Или ты один иди, или я один.

– (29)Ладно, пошёл я, – сказал Вовка.

(30)Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но тогда – хоть в другую школу уходи.

(31)Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер. (32)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл. (33)Его охватила холодная, как вода, тьма. (34)Сердце стучало у самого горла… (35)Но глаза понемногу привыкли, и тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними знакомую сивую бороду.

– (38)Сивка, – с облегчением произнёс Вовка.

– (39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт, – как-то даже с завистью сказал Олег.

– (41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, – ответил Вовка и немного, конечно, соврал.

(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде…

(По В.И. Одноралову*)

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный русский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

6. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вовка, изъявив желание пойти в барскую контору, хотел доказать ребятам, что в век, когда люди летают в космос, глупо верить в чертей.
2) Ребятам нужно было найти козла Сивку, отвести его домой и этим заслужить благодарность хозяев животного.
3) Вовка сомневался, что чертей в заброшенной конторе нет, и всё же пошёл туда.
4) Вовке пришлось пойти в заброшенную контору из-за боязни прослыть трусом.
5) В старом парке находилась бывшая барская контора, о которой ходили слухи, что в ней живёт чёрт.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
2) Одна из аллей будто нарочно приглашала путников в самый глухой угол парка.
3) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
4) Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке.
5) – А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, – ответил Вовка и немного, конечно, соврал.

Ответ:

8. Лексический анализ.
Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

9.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога Ольги Николаевны Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего».

9.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде…»

9.3) Как Вы понимаете значение слова АВТОРИТЕТ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как завоевать авторитет?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сочинение-рассуждение

Как завоевать авторитет?

        Авторитет – это признание окружающими достоинств или заслуг другого человека. Он держится на уважении и доверии. Как же завоевать авторитет? Авторитет не возникает на пустом месте. Чтобы его завоевать, нужно проявить себя с лучшей стороны, совершить такой поступок, на который другие  не отважились бы. Свою точку зрения могу подтвердить двумя примерами.

          Обратимся к тексту В.И.Одноралова, героем которого является мальчик по имени Вовка. Он очень хотел завоевать авторитет среди деревенских ребят. Это получилось у него не сразу, потому что в первые минуты знакомства Вовка попал в нелепое положение, испугавшись козла Сивку, чем вызвал у мальчишек смех. Однако немного позже Вовка не только доказал, что он не трус, но и вызвал большое уважение своим смелым поступком. На глазах у ребят герой текста вошёл в заброшенную контору, которую деревенские жители обходили стороной, думая, что там живёт чёрт. Но отважный Вовка развеял все подозрения, ведь он выяснил, что кроме козла Сивки там никого не было. Так Вовка завоевал авторитет среди мальчишек и стал настоящей деревенской легендой.

          В моей жизни тоже есть человек, который является для меня авторитетом. Это мой старший брат Егор. Одно время у нас не складывалось общение. Однако после того как брат помог мне найти выход из одной трудной ситуации, я не только проникся к нему доверием, но и зауважал его. С тех пор Егор является для меня примером, опорой и самым авторитетным человеком. Я обращаюсь к нему за советом, перенимаю у него полезные привычки и вообще горжусь тем, что у меня есть такой замечательный брат.

          Таким образом, чтобы стать авторитетом и обладать значимостью для других людей, необходимо много работать над собой и развивать в себе лучшие качества.

(265 слов)

  • Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания современного лингвиста солганика
  • Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания современного лингвиста рубена будагова
  • Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания современного лингвиста павла леканта
  • Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания современного лингвиста нины сергеевны валгиной
  • Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания современного лингвиста л ю максимова