Сочинения к варианту №12 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».
Текст
Одиннадцать дней назад к нам вошёл наш директор и, словно читая стихи, сообщил нам своим певучим, торжественным голосом: «Господин попечитель учебного округа его сиятельство граф фон Люстих на днях осчастливит наш класс посещением и, быть может, пожелает присутствовать на уроке русского во время диктовки».
Теперь этот день наступил. Мне особенно жалко Тимошу Макарова, моего лучшего друга, сидящего сзади, наискосок от меня.
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Пунктуация обладает широчайшими возможностями для передачи смысловых и интонационных тонкостей».
Современный лингвист Нина Сергеевна Валгина считает: «Пунктуация обладает широчайшими возможностями для передачи смысловых и интонационных тонкостей». Думаю, что смысл этого высказывания заключён в следующем: знаки препинания помогают нам отразить то, что невозможно передать словами. Докажем это на примере текста Корнея Ивановича Чуковского.
Очень интересно для анализа следующее предложение: «Тимоша…погоди…я придумал!». Разве можно какими бы то ни было словами отразить процесс напряжённой мысли и поиска выхода из затруднительной ситуации? А вот многоточие очень даже подходит для подобной цели.
Ещё интереснее предложение со скобками (номер 28). Какие слова смогут выразить это судорожное подёргивание? Нет, здесь определённо нужны только скобки – это и прерывистость, и нелепость ситуации, и что-то ещё, настолько неуловимое, что трудно передать.
Как мы видим, пунктуация совершенно необходима, когда надо отразить нечто тонкое, почти неотразимое.
Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 30 текста: «Я без устали передавал свои сигналы товарищам».
В предложении 30 читаем: «Я без устали передавал свои сигналы товарищам». В чём смысл этого фрагмента? Может быть, это о благих намерениях, которые приводят к плохим результатам? Давайте обратимся к тексту, чтобы убедиться в этом.
Героем рассказа Корнея Чуковского является мальчик, который хочет помочь своему приятелю и придумывает способ, как это сделать. (предложения 7-12). Хорошее это дело – взаимовыручка, только вот сигналы здесь не помогут. Ведь сигналы – это средства для передачи информации, а если таковой нет, то и сигналы бесполезны.
Наш герой хотел помочь одному своему другу, а оказалось – всему классу. Ответственность огромная, а пользы никакой. Об этом читаем: «Слепо понадеявшись на мой телефон, товарищи, сидевшие далеко позади, уже не шевелили мозгами и по сигналу готовы были ставить запятые внутри каждого слова, даже разрезая его пополам». Что толку в том, что без устали работал один ученик, если все остальные «не шевелили мозгами»?
Итак, всё верно: мало одного лишь стремления помочь товарищам, нужно делать это с умом и пользой.
Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Когда помощь становится неуместной?».
Взаимовыручка – это прекрасное явление в нашей жизни, основанное на желании помогать друг другу в трудную минуту. Но бывают такие ситуации, когда помощь товарищам становится неуместной. Об одном таком случае пишет, например, Корней Чуковский.
Героем произведения писателя становится мальчик, желающий помочь своему приятелю в трудной ситуации: он придумал сигнальную систему правильной постановки знаков препинания. По его мнению, изобретение должно обеспечить успех отстающему другу на уроке русского языка. Об этом узнал весь класс, и каждый захотел тоже воспользоваться методом успешного написания работы, не «шевеля мозгами». В этом-то и кроется «ловушка»: знания в голове – это достояние личности, и желание воспользоваться чужими мозгами всегда заканчивается неудачей. При этом страдают не только те, кому помогают, но и сами помогающие: путь обмана – это опасная затея.
У нас в классе был похожий случай. Однажды мы наизусть читали стихотворение, и сидящие на первой парте положили учебники так, что каждый выходящий к доске мог прочитать, что
подзабыл. Всё шло гладко, пока не вышел мальчик, который вообще стих не учил. Он стал читать с учебника по слогам. Учитель, конечно, заинтересовался таким своеобразным исполнением, быстро выявил обман, поставил двойки всем: мальчику, не выучившему стих, тем, кто до него читал и сидящим за первой партой.
Как видим, помощь товарищам в учёбе не всегда уместна. Каждый сам должен думать своей головой, и учение – это такое дело, в котором никто не поможет, если сам не справляешься.
В материале собраны цитаты о пунктуации и знаках препинания, а также 17 сочинений на лингвистическую тему по ним.
Составитель: Масленникова Ольга Викторовна
Анализ высказываний о русском языке
(по материалам ОБЗ ФИПИ)
ПУНКТУАЦИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Задание 9.1.
№ 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».
Комментарий к цитате. Современная русская пунктуация системно организована. Основой этой системы является синтаксический строй русского языка: его структурные и языковые закономерности, которые тесно взаимосвязаны. Те или иные знаки препинания выбираются в зависимости от строя предложения, эмоциональной или стилистической стороны текста.
Основное назначение пунктуации – передавать логику предложения, связь между его частями. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Роль знаков препинания очень в письменной речи очень велика. Неслучайно современный лингвист Н.С. Валгина писала: «Современная русская пунктуация — это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».
Обратимся к тексту Альберта Лиханова. В предложении № 37 (Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.) используются запятые, двоеточие, точка. Точка в конце предложения указывает на законченность высказывания с точки зрения пишущего. Одна из запятых указывают на следование объектов и друг за другом: в составе сложносочиненного предложения запятая разделяет равнозначные части (…мы жили… и …Анна Николаевна предупреждала…). Кроме того, запятые в этом предложении выделяют придаточное предложение в составе сложноподчиненного, тем самым расчленяют поток письменной речи на высказывания. Двоеточие поставлено автором между частями сложного бессоюзного предложения с целью показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения, указать на разъяснение предыдущей части высказывания. Немало в тексте восклицательных предложений ((7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В детскую! (11)Библиотеку! (12)И запишетесь!): восклицательный знак является показателем того, насколько сильно рассказчика волнует содержание, указывает на эмоциональное отношение героев к высказываемой мысли.
Таким образом, нам удалось доказать важную роль пунктуации в письменной речи и подтвердить правомочность высказывания Н. Валгиной.
№ 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания».
Комментарий к цитате. Смыслы и эмоции устной речи, которые передаются с помощью пауз и логических ударений, на письме фиксируются знаками препинания. Ориентируясь на них, читатель восстанавливает и воспроизводит интонацию говорящего.
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Знаки препинания помогают нам на письме показать то, что в устной речи достигается с помощью интонации. Изучая роль знаков препинания, современный лингвист Н.С. Валгина писала: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания». Подтвердим это на примерах из текста Светланы Лубенец.
Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Примером подтверждающим это может стать предложение №2, в котором одна запятая выделяет обращение «Кать», интонационно выделяемое и в устной речи. Другая запятая отделяет части сложноподчиненного предложения, таким образом информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов (…ну расскажи, пожалуйста, как там Антуан). Вопросительный знак в конце этого предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. В предложении 27 встречается двоеточие, которое ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения в бессоюзном сложном предложении.
Приведенные примеры подтверждают, что знаки препинания на письме помогают точнее передать смысл фразы, высказывания.
Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых говорила Н.В. Валгина: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания».
Справедливость утверждения Валгиной подтверждают примеры из текста Н. Айне. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений №26 – 28 (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!) с помощью восклицательных знаков передана напряжённость момента, Витька решился помочь Агни.
В тексте много предложений, в конце которых стоит многоточие (предложения №13, 38, 48). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли. Например, в предложении №40 многоточие является показателем смущения Витьки перед похвалой Агни.
Таким образом, права была Н.В. Валгина, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
Справедливость утверждения Валгиной подтверждают примеры из текста В. Н. Кузнецовой. Так, в предложении номер 11 (По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах.) запятые выделяют вводное слово и уточняющий член предложения, тем самым помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
В тексте много предложений, в конце которых стоит многоточие: (3)Дружба… это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить…). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли. В приведённых предложениях многоточие является показателем того, что девочка затрудняется сразу дать определение дружбы, задумывается, прежде чем закончить мысль.
№ 3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Комментарий к цитате. Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. С их помощью пишущий показывает читателю значимость обособленных и уточняющих членов предложения, вводных слов, обращений и междометий.
Основное назначение пунктуации – передавать логику предложения, связь между его частями. Современный лингвист Н.С. Валгина считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Действительно, знаки препинания функционально значимы, они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
Для подтверждения этого утверждения обратимся к тексту В.А. Осеевой-Хмелевой. В тексте много сложных и простых осложненных предложений, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 19 (Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас) запятые отделяют однородные члены предложения: живые, горящие; несчастный, уединившийся; а также выделяют уточняющий член предложения «Иоська». С помощью тире выделено обобщающее слово «все». В предложениях 3, 4, 5 с помощью запятых обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями («сбегая вниз», «склонившись», «размахивая руками»), тем самым выделяют в составе высказывания специфические конструкции, передают на письме оттенки смысла.
Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах использования запятых, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.
№ 4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых Н.С. Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Справедливость утверждения Валгиной подтверждают примеры из текста М. Львовского. Так, в предложении под номером 2 (Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.) одна запятая выделяет обособленное распространённое приложение «очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком», акцентируя внимание читателя на характеристике Зиночки, вторая запятая отделяет придаточное предложение от главного, не давая тексту слиться.
В предложении номер 11 (Ребята, кого поцеловать?) вопросительный знак указывает на цель высказывания, а запятая выделяет обращение.
Таким образом, права была Валгина, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
№ 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Комментарий к цитате. Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”, » – утверждала С.И. Львова.
Смысл высказывания лингвиста Светланы Ивановны Львовой понимаю так: каждый пунктуационный знак имеет свое определенное место, свой «характер» и свое назначение в тексте. Приведу примеры из текста…….
ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА
Таким образом, права была С.И. Львова, утверждавшая, что «как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
№ 6. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых К.Г. Паустовский в свое время писал: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Справедливость утверждения Паустовского подтверждают примеры из текста М.Л. Москвиной. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений № 28–30 («(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!») передана радость собаки при виде хозяина. В предложении № 28 и № 30 стоят одновременно восклицательные и вопросительные знаки — предложения передают восхищение и восторг собаки и одновременно вопрос о результатах прослушивания: автор тем самым очеловечивает чувства животного, показывает, как собака переживает за своего друга. В конце последнего предложения текста стоит многоточие (А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли, а в конкретном предложении № 43 является показателем недоговоренности в размышлениях героя об его дружбе с собакой.
Таким образом, прав был К.Г. Паустовский, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.
№ 7. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Исаака Эммануиловича Бабеля: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».
По Е.А. Пермяку
Мы задержались в школе…
Комментарий к цитате. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.
Абзацное членение текста –это одно из важных условий его оформления. Абзац и пунктуация позволяют правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Евгения Пермяка.
Вводная часть в тексте представлена предложениями №1–3 и является отдельным абзацем, в котором сразу же обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: герой опасается, как ему с друзьями удастся добраться домой в непогоду. Так, с первого абзаца мы можем определить тему текста.
В конце повествования герой подводит итог своим размышлениям о роли матери в его жизни. Этот вывод автор объединяет в отдельный абзац (предложения 43–47). Обратим внимание и на пунктуацию в последнем абзаце: она предельно проста. В конце каждого предложения стоит точка как показатель законченности мысли, ее неоспоримости. Кроме того, обращает на себя внимание то, что из пяти предложений последнего абзаца четыре являются простыми неосложненными, поэтому они не перегружены знаками, отвлекающими внимание читателя от основной мысли автора, высказанной лаконично и точно.
Таким образом, прав был русский писатель И.Э. Бабель: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».
№ 8. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Ларисы Тимофеевны Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
Комментарий к цитате. БСП отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются знаки препинания.
Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания. Известный ученый Л.Т. Григорян особое значение придавала знакам препинания в бессоюзном предложении: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
В предложении 5 приведенного текста Карена Шахназарова (Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом) точка с запятой указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация – для размышления читателя. В предложении 39 (К нам гости – тут я со своим «Соловьём»!) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следования – одно событие следует за другим– внезапно, вопреки ожиданиям.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами из текста, что знаки препинания в бессоюзном предложении указывают на особые смысловые отношения между частями, а значит высказывание Л.Т. Григорян оправдано.
В предложении 27 приведенного текста Альберта Лиханова (Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.) запятая указывает на границу частей сообщения. В предложении 47 (Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным.) между частями бессоюзного предложения используется тире, которое указывает на значение следствия – одно событие следует за другим, является логическим завершением предыдущего.
№ 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания».
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Некоторые из них передают логику предложения, связь между его частями – это запятая, точка с запятой, тире.
Некоторые, например, тире, многоточие, носят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, передают на письме оттенки смысла и даже могут быть средством выражения состояния пишущего. Именно об этом пишет Г.Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания».
Попробуем доказать правомочность этого утверждения на примерах из текста Эллы Фоняковой. В конце предложения 51 (Но это игра…) стоит многоточие, которое указывает на незавершенность мысли героя, подчеркивает устрашающую неизвестность, которое таит для ребёнка слово «война». Предложения 47– 48 вопросительные: «47)Как это– война? (48)Что это – война?» Вопросительный знак, стоящий в конце этих предложений указывает на особую напряженность момента: как можно, чтобы всё перевернулось с ног на голову?
Таким образом, мы убедились, что знаки препинания, действительно, отражают эмоциональную окраску речи – передают прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, могут передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Поэтому высказывание Г. Г. Граник о знаках препинания вполне оправдано
От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без использования художественных средств. Об этом писал Г. Г. Граник: «Смысл текста надо искать в его художественных средствах».
Для подтверждения справедливости слов Граник обратимся к тексту К. Г. Паустовского. На примере предложения 31 (Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням), в котором автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как метафора, нетрудно убедиться в этом. Метафора «отдал сердце России» передает силу любви композитора к своей Родине.
В предложениях 10 –11 (С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждёт, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. (11)Дом скучал без звуков) для раскрытия авторского замысла – создания образа дома Чайковского – используются олицетворения: «дом ждёт», «дом скучал». Тайна рождения музыки поглощает всё вокруг, даже старый рассохшийся дом.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание Граник о роли художественных средств в раскрытии авторского замысла.
№ 10. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».
Комментарий к цитате. Тире выполняет в предложении 3 функции: структурную, смысловую и экспрессивную. Придавая речи экспрессивность, тире передаёт динамичность, резкость, быструю смену событий. Разрывая интонационную плавность фразы, оно создаёт эмоциональную напряжённость и остроту.
Тире – знак очень широкого употребления. Оно означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Но наряду с этим Н. С. Валгина, известный специалист по пунктуации и синтаксису, писала о том, что тире может быть и показателем «неожиданности» – смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи.
Обратим внимание на то, сколько раз встречается этот знак в рассказе Т. Толстой. Много, непривычно много для текста, в котором нет диалога. Для чего же автору нужен этот знак?
Обратимся к части предложения 3: «…Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня…» и попробуем увидеть особую роль тире в этом предложении. Неожиданный эффект от слов Лауры, мгновенность возникших ощущений переданы не только «резкими» словами «гавкнула», «смяли», но и при помощи тире. Попробуем мысленно заменить тире на запятые или точки—и эта напряжённость пропадает.
В предложении 16 (Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось) динамичность момента ещё более заметна. Ведь кино для автора всегда начинается стремительно, молниеносно, поэтому здесь нет места простой паузе-запятой, и нужно только тире—знак неожиданности, напряжённости и переполняющей душу радости. Слово «понеслось» только усиливает этот эффект, и мы, читатели, как будто сами оказались в кинотеатре и замерли перед экраном.
Знаки препинания часто связаны с авторским осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова – свидетельство богатства ее стилистических возможностей. И мы видим, как мастерски Т.Толстая использует тире, подтверждая правоту высказывания о том, что «при помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».
№ 11. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Двоеточие – сигнал разъяснения».
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Н.С. Валгина, подчеркивая значимость двоеточия в предложении, писала: «Двоеточие – сигнал разъяснения».
Попробуем доказать это на примерах из текста В.П. Астафьева. Так, в предложении номер 5 (Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.) двоеточие показывает, что далее следует пояснение сделанного сообщения перед рядом однородных членов, поясняется, на какие два полюса разделён мир.
В предложении номер 10 (Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем не страшны– эти засаженные в клетку клыкастые звери.) двоеточие также указывает на следующее за ним пояснение, но уже в бессоюзном предложении.
Таким образом, нам удалось подтвердить примерами, что основная функция двоеточия в предложении – быть показателем разъяснения.
№ 12. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
Комментарий к цитате. Многоточие – один из знаков пунктуации. Употребление его связано с содержательной и эмоциональной стороной речи. Это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста. Многоточие употребляется при передаче недосказанности речи, прерывистости, разговорных пауз.
Нельзя не согласиться с высказыванием современного лингвиста Н.С. Валгиной в том, что «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Действительно, многоточие – знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, расшифровывающий подтекст, помогающий скрыть мысль, не дать ее обнаженно. Он обладает способностью передавать еле уловимые оттенки значений, более того, как раз эта неуловимость и подчеркивается знаком, когда словами уже трудно что-либо выразить. Словом, многоточие – «незаменимый знак» в художественной литературе. Приведу примеры из текста….
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Некоторые из них передают логику предложения, связь между его частями – это запятая, точка с запятой, тире.
Некоторые, например, тире, многоточие, носят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, передают на письме оттенки смысла и даже могут быть средством выражения состояния пишущего. Н.С. Валгина, современный лингвист, выделяла особую роль многоточия для передачи эмоционального состояния, отношения: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Попробуем доказать правомочность этого утверждения на примерах из текста С.А. Лубенец.
В конце предложения 5 (А Веня – это ещё хуже:Веня, племя, бремя, семя…) стоит многоточие, которое указывает на незавершенность мысли героя, подчеркивает нагнетание негативного состояния мальчика от обидных кличек, которым нет конца. В предложении 33 (Не может быть… я же сам виноват… – искренне растерялся Пашка.) многоточие используется дважды, тем самым подчеркивается особая напряженность момента: Пашка искренне недоумевает и даже негодует по поводу известия о заявлении его родителей в милицию на другого участника драки.
Таким образом, мы убедились, что многоточие, действительно, отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации, может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Поэтому высказывание Валгиной о многоточии вполне оправдано.
№ 13. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Владимира Петровича Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку».
Комментарий к цитате. Знакам препинания характерна функциональная значимость: они наделены закреплёнными за ними обобщёнными значениями. Предназначением восклицательного знака, расположенного в конце предложения, является акцентирование внимания на степени важности для автора содержимого его собственного высказывания.
В разговоре человек так или иначе испытывает множество эмоций. Это может быть радость, гнев, страх, злость, негодование… На письме очень сложно бывает подобрать нужные слова, чтобы в полной мере передать чувства героя. И тут на помощь неизменно приходит восклицательный знак! Автор как бы акцентирует внимание читателя. Невольно начинаешь по-другому воспринимать прочитанное предложение, мысленно меняешь интонацию.
Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Восклицательный знак в конце предложения может показывать, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. Современный ученый В. П. Морозов утверждал: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку». Попробуем доказать правомочность его высказывания на примерах из текста Тамары Михеевой.
В предложениях под номерами 9–10 (Так ей и надо! Пусть не задаётся!) восклицательные знаки являются показателем пренебрежения, негодования. В предложениях 54– 55 (Очень надо! Справлюсь и без них!) восклицательный знак несет другую смысловую нагрузку: он показывает степень уверенности девочки в своих силах. И в первом, и во втором случаях восклицательный знак стоит в предложениях с особой эмоциональной окраской.
Таким образом, на примерах из текста Т. Михеевой нам удалось подтвердить, что восклицательный знак может нести определённые функции: указывать на эмоциональную напряжённость.
№ 14. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
Комментарий к цитате. Абзац служит для выделения основной микротемы и для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает новый этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или лица, новую мысль в рассуждении или доказательстве.
Абзацное членение текста – это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.
Вводная часть в тексте представлена предложениями № 1–5, причем первый абзац состоит из одного предложения, а 2–5 предложения объединены в отдельный абзац. В этих предложениях обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: родная земля – символ Родины, за нее можно жизнь отдать, но она же и лечит, и спасает. Благодаря первым абзацам мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста уже с самого начала повествования.
В последнем абзаце (предложения 44-50) автор приходит к следующему очень важному выводу: Родина – это родная земля и мать –это Родина, потому что сердце матери и есть сердце родной земли.
Таким образом, прав современный российский лингвист Л.В. Щерба, который утверждал: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
№ 15. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
По А.Алексину
Я не любила эту куклу…
По Н.Аксёновой
В детстве я ненавидела утренники…
Комментарий к цитате. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений.
Л.Ю. Максимов писал: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Эту фразу я понимаю так. Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста. Приведу примеры из текста……..
ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕКСТА
Таким образом, выражение Л.Ю.Максимова справедливо.
№ 16. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Комментарий к цитате. Абзац – это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи — для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.
Абзацное членение текста – это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел.
Чтобы доказать это, обратимся к тексту М.П. Лоскутова. Вводная часть представлена предложениями № 1–4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.
В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М.П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23–31).
Таким образом, права была Н.С. Валгина, которая утверждала: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
№ 17. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Екатерины Ивановны Никитиной: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже вместо слов».
Известный методист Екатерина Никитина отмечает: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». Екатерина Ивановна, конечно, имеет в виду знаки препинания. Появившиеся в древности, знаки препинания помогают читателю любого текста лучше понять его, делают текст более точным.
Попробуем разобраться с таким знаком препинания, как … многоточие. В русском языке многоточие служит, как правило, для обозначения незаконченности высказывания.
Многоточие помогает лучше понять душевное состояние человека. Анализируя предложения с многоточием и дистанционно близкие к ним, мы пришли к выводу, что читаем не только слова, но и знаки препинания. И эта мысль отражена в высказывании Е.И. Никитиной. Из этого высказывания становится ясно, что знаки препинания не только разделяют или выделяют отдельные члены предложения, но и обладают смыслоразличительной функцией. Они могут о многом рассказать думающему читателю, выделить наиболее важные по смыслу слова, сделать на них акцент, передать чувства автора и его героев. А иногда отсутствие слов компенсируется многоточием, которое обо многом может поведать.
Докажем, что иногда знаки препинания могут говорить вместо слов, которые в тексте отсутствуют. знаки препинания в тексте выполняют важную функцию: участвуют в создании нужной интонации, выделяют по смыслу и логически необходимые для понимания содержания текста слова, а иногда с помощью фигуры умолчания могут и заменить слова.
1.Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания современного лингвиста
Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца
тесно связаны с функционально-стилевой
принадлежностью текста, вместе с тем
отражают и индивидуально-авторскую
особенность оформления текста».
Сочинение-рассуждение
В
каждом тексте, кроме основной темы, есть
микротемы, вокруг которых группируются
предложения, составляющие часть темы
– абзац. Абзац — отрезок письменной
речи, имеющий композиционное,
сюжетно-тематическое, ритмическое
значение и связанный со стилем автора.
В
тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев,
четыре из которых выполняют традиционную
функцию, демонстрируя, что с красной
строки начинается новый смысловой
отрывок, в котором развивается иная
мысль.
А
вот один из возможных абзацев, который
должен начинаться с вводного слова
«во-вторых» автор прячет внутри второго
абзаца. Этот стилистический прием
понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять
в качестве новой мысли информацию, что
его пес «был труслив до неприличия». Не
случайно автор «спрятал» эту информацию,
не вынес в качестве новой, потому что
из четвертого абзаца мы узнаем, что
трусливый Борожай совершил подвиг: он
своим поведение заставил людей
действовать! Сам бросился в огонь и
людей за собой позвал! Они спасли теленка
из огня, а Борожай задохнулся в дыму…
Таким
образом, могу сделать вывод, что права
была Н. С. Валгина, утверждавшая, что
«…функции абзаца тесно связаны с
функционально-стилевой принадлежностью
текста, вместе с тем отражают и
индивидуально-авторскую особенность
оформления текста».
2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания немецкого языковеда
Георга фон Габеленца: «Языком человек
не только выражает что-либо, но им
выражает также и самого себя».
Лучший
способ узнать человека – послушать,
как он говорит, потому что речь отражает
его внутреннее состояние, чувства,
культуру поведения. Приведу примеры из
текста В. Осеевой.
Так,
в предложении 2 нахожу реплику Павлика
«…подвиньтесь!», обращенную к старику.
Мальчик говорит жестко и сухо, не
используя ни уважительного обращения,
ни «волшебного слова». Речь показывает,
какой перед нами невоспитанный
ребенок.Однако Павлик, овладев «волшебным
словом», подаренным стариком, преображается
на глазах! В обращении ребенка к
бабушке(предложение 53) меняется все: он
использует не только волшебное
«пожалуйста», но и слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами
«кусочек пирожка». Всего несколько
слов! А перед нами уже совсем другой
человек!
Таким
образом, могу сделать вывод, что прав
был немецкий языковед Георг фон Габеленц:
«…языком человек не только выражает
что-либо, но им выражает также и самого
себя».
«Языком
человек не только выражает что-либо, он
им выражает также и самого себя,»-говорил
Георг фон Габеленц. С его высказыванием
нельзя не согласиться, так как, выражая
что-либо мы прежде всего пропускаем это
через свои мысли, ход которых можно
проследить по нашей речи. А наши мысли
— это мы сами.
Докажем
верность приведенного выше утверждения
на примере текста Ю.А.Сенкевича «Любовь
к чтению». Практически любое предложение
может как-то охарактеризовать того, кто
писал этот текст. Как пример можно
рассмотреть предложение №3. В нем автор
описывает учительницу литературе
Александру Ивановну, благодаря которой,
автору был привит интерес к чтению.
Сенкевич называет ее замечательной
женщиной, настоящей русской красавицей
с косой. Такими словами можно описывать
только такого человека, который сделал
что-то действительно хорошее в твоей
жизни. Здесь мы видим и благодарность,
и уважение автора к учительнице. И можно
предположить, что, если человек так
отзывается о ком-либо, значит этот
человек вежливый и благодарный.
Рассмотрим
другой пример. В предложении №21 автор
рассказывает, какое впечатление произвели
на него картины художников-импрессионистов.
«Они потрясли меня,»- пишет он. И
потрясли настолько, что автор стал
мечтать о том, как бы побывать на Таити.
Это свидетельствует о впечатлительности
человека, а то, что он все же съездил
туда, говорит о его целеустремленности,
желании добиться поставленной задачи.
Итак,
действительно, язык человека не только
описывает окружающий его мир, но и
отношение к этому миру, а значит, выражает
самого себя.
Ученица
Светланы Aлексеевны Филатовой, учительницы
из Санкт-Петербурга (Сочинение
напечатано без исправления ошибок:будьте
осторожны!)
4
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания Николая Васильевича
Гоголя: « Нет слова, которое было бы так
замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под
самого сердца, так бы кипело и живо
трепетало, как метко сказанное русское
слово».
Я
поддерживаю мнение великого русского
писателя Н.В.Гоголя: « Нет слова, которое
было бы так замашисто, бойко, так вырвалось
бы из-под самого сердца, так бы кипело
и живо трепетало, как метко сказанное
русское слово».
Мне
кажется, что некоторые слова в русском
языке в зависимости от речевой ситуации
идут от самого сердца человека, звучат
широко и раздольно. Нетрудно доказать
справедливость этого суждения, обратившись
к тексту Л. Н. Толстого. Во-первых,
«замашисто», ярко, на мой взгляд, звучит
слово «огонь» (предложение 3). Оно в этом
контексте обозначает не пламя, не свет
от осветительных приборов, не внутреннее
горение, а боевую стрельбу, обстрел.
Можно только представить, какой сильной
должна быть эта стрельба, чтобы ее можно
было сравнить с огнем! Во-вторых, очень
необычно, живо звучит имя мальчика-барабанщика,
которое ему дали русские солдаты. Они
его французское имя и фамилию «Винсент
Боссе» превратили в теплое, обещающее
пробуждение слово «Весенний», «Висеня».
И сделали они это от всего сердца,
по-доброму, милосердно отнесясь к жалкому
пленному мальчику.
Следовательно,
можно сделать вывод: утверждение
Н.В.Гоголя верно.
5
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания русского лингвиста
Бориса Николаевича Головина: «К оценке
достоинств речи мы должны подходить с
вопросом: насколько же удачно отобраны
из языка и использованы для выражения
мыслей и чувств различные языковые
единицы?»
Какие
языковые единицы я знаю? Это слово,
словосочетание, предложение…Именно
они, удачно подобранные, позволяют
сделать вывод о достоинствах речи.
Приведу примеры из текста, где главного
героя Косту мы видим глазами его
учительницы Евгении Ивановны.
В
начале повествования мальчик вызывал
у учительницы раздражение, потому что
постоянно «разевал рот», зевая на уроках
(предложение 1).Согласитесь,
словосочетание,удачно используемое
автором, рисует не очень приятную
картину, а Коста не случайно вызывает
у учительницы негативное чувство.
В
финале рассказа мальчик раскроется
перед ней по-новому. Он очень удивит
Евгению Ивановну, когда принесет в класс
веточки багульника, которые вскоре
зацветут! И автор скажет, что на глазах
учительницы мальчик «менялся, как
веточка багульника». Насколько удачно
использует Ю.Я. Яковлев это сравнение!
Ведь
от этой «веточки» в душе остается
ощущение чего-то трогательного,
трепетного, живого …
Могу
сделать вывод, что прав был русский
лингвист Б.Н. Головин, утверждавший, что
«… к оценке достоинств речи мы должны
подходить с вопросом: насколько же
удачно отобраны из языка и использованы
для выражения мыслей и чувств различные
языковые единицы?»
Вика
Ж.
6 Борис Николаевич Головин
утверждал: «К оценке достоинств речи
мы должны подходить с вопросом: насколько
же удачно отобраны из языка и использованы
для выражения мыслей и чувств различные
языковые единицы?» Трудно не согласиться
с мнением известного ученого-лингвиста.
Обратимся к тексту рассказа Ю.Яковлева.
Насколько удачно отобраны
в нем такие единицы языка, как словосочетание
и предложение, продемонстрирую на
примерах, связанных с багульником,
принесенным в класс мальчиком. Во-первых,
когда Коста поставил веточки в воду,
ребята с насмешкой отнеслись к его
затее, а один из них, явно издеваясь,
даже попытался, подмести, «как веником»,
пол. (Предложение 8). Это словосочетание
очень ярко демонстрирует ироничное
отношение учеников к веточкам, да и к
Косте. Во-вторых, в предложении 11 автор
уместно использует слово «веник»,
поставив рядом с ним лексическую единицу
« зацвел». Какой восторг испытали ребята,
любуясь «цветами, похожими на фиалки»!
И уже никто не называл веточки багульника,
напомнившие всем о наступающей весне,
«веником»…
Могу сделать вывод, что
языковые единицы в данном тексте отобраны
очень удачно, что говорит о художественных
достоинствах рассказа.
7
Не могу не согласиться с высказыванием
известного лингвиста Б.Н.Головина
утверждавшего, что «… к оценке достоинств
речи мы должны подходить с вопросом:
насколько же удачно отобраны из языка
и использованы для выражения мыслей и
чувств различные языковые единицы?»
Обращусь к тексту Ю.Яковлева.
Языковые
единицы (слово, словосочетание,
предложение), удачно используемые в
тексте, — главное достоинство речи
автора. Так, в предложении 4 Ю.Яковлев,
описывая прическу учительницы, использует
словосочетание «конский хвост». Думаю,
он делает это не случайно, а стараясь
подчеркнуть мысль о возрасте Евгении
Ивановны, потому что так причесываются
школьницы и молодые женщины. И в этом
же предложении мы можем наблюдать, как
проявляются чувства детей к своей юной
учительнице, которую ученики за глаза
ласково называли «Женечкой». Согласитесь,
более удачно молодую и любимую всеми
наставницу и не назовешь!
Таким образом,
могу сделать вывод, что в данном тексте
мысли и чувства людей выражены очень
ярко за счет удачно отобранных речевых
единиц.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Сочинение-рассуждение
Эту фразу я понимаю так: в каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац — отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.
В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.
А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во-вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия». Не случайно автор «спрятал» эту информацию, не вынес в качестве новой, потому что из четвертого абзаца мы узнаем, что трусливый Борожай совершил подвиг: он своим поведение заставил людей действовать! Сам бросился в огонь и людей за собой позвал! Они спасли теленка из огня, а Борожай задохнулся в дыму…
Таким образом, могу сделать вывод: права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Георга фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя,»-говорил Георг фон Габеленц. С его высказыванием нельзя не согласиться, так как, выражая что-либо мы прежде всего пропускаем это через свои мысли, ход которых можно проследить по нашей речи. А наши мысли — это мы сами.
Докажем верность приведенного выше утверждения на примере текста Ю.А.Сенкевича «Любовь к чтению». Практически любое предложение может как-то охарактеризовать того, кто писал этот текст. Как пример можно рассмотреть предложение №3. В нем автор описывает учительницу литературе Александру Ивановну, благодаря которой, автору был привит интерес к чтению. Сенкевич называет ее замечательной женщиной, настоящей русской красавицей с косой. Такими словами можно описывать только такого человека, который сделал что-то действительно хорошее в твоей жизни. Здесь мы видим и благодарность, и уважение автора к учительнице. И можно предположить, что, если человек так отзывается о ком-либо, значит этот человек вежливый и благодарный.
Рассмотрим другой пример. В предложении №21 автор рассказывает, какое впечатление произвели на него картины художников-импрессионистов. «Они потрясли меня,»- пишет он. И потрясли настолько, что автор стал мечтать о том, как бы побывать на Таити. Это свидетельствует о впечатлительности человека, а то, что он все же съездил туда, говорит о его целеустремленности, желании добиться поставленной задачи.
Итак, действительно, язык человека не только описывает окружающий его мир, но и отношение к этому миру, а значит, выражает самого себя.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Николая Васильевича Гоголя: « Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Я поддерживаю мнение великого русского писателя Н.В.Гоголя: « Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Мне кажется, что некоторые слова в русском языке в зависимости от речевой ситуации идут от самого сердца человека, звучат широко и раздольно. Нетрудно доказать справедливость этого суждения, обратившись к тексту Л. Н. Толстого. Во-первых, «замашисто», ярко, на мой взгляд, звучит слово «огонь» (предложение 3). Оно в этом контексте обозначает не пламя, не свет от осветительных приборов, не внутреннее горение, а боевую стрельбу, обстрел. Можно только представить, какой сильной должна быть эта стрельба, чтобы ее можно было сравнить с огнем! Во-вторых, очень необычно, живо звучит имя мальчика-барабанщика, которое ему дали русские солдаты. Они его французское имя и фамилию «Винсент Боссе» превратили в теплое, обещающее пробуждение слово «Весенний», «Висеня». И сделали они это от всего сердца, по-доброму, милосердно отнесясь к жалкому пленному мальчику.
Следовательно, можно сделать вывод: утверждение Н.В.Гоголя верно.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
В русском языке существует множество средств выразительности. Это метафоры, эпитеты, гиперболы … Авторы используют данные художественные приемы, чтобы «… привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Приведу примеры из текста.
Так, в предложениях 4,6,7 встречаю лексические повторы: «приговаривая, приговаривая», «приговаривала, приговаривала», «гладила… и гладила», — помогающие А.А. Лиханову рассказать, как долго и упорно ухаживала вахтерша за Пряхиным.
В предложении 5 нахожу метафору «расширенные болью зрачки», которая позволяет читателям ярче представить болезненное состояние Алексея.
Таким образом, я согласна со словами лингвиста А. И. Горшкова: образность, эмоциональность и выразительность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
С детства помню фразу учителя: «Читай выразительно!» Это означало читать «с чувством, с толком, с расстановкой». В старших классах уже поняла, что выразительность речи – это ее эмоциональность и образность, которые должны помочь говорящему привлечь слушателя, завоевать его внимание. Приведу примеры, как «завоевывает внимание» читателя писатель А. Лиханов.
Во-первых, солдат, спрашивая, как он сможет рассчитаться с тетей Груней, шутливо использует сказочные слова «златом-серебром», которые делают его речь образной, яркой, эмоциональной, чем и привлекают внимание читателя.
Во-вторых, и речь женщины не уступает в эмоциональности. В предложении 19 тетя Груня, рассердившись на своего жильца, говорит о том, что люди должны быть милосердны и не помышлять о расчете, иначе (она употребляет метафору) люди бы «весь бы мир в магазин превратили». Фраза этой простой женщины производит на нас сильное впечатление, запоминается.
Таким образом, могу сделать вывод: прав был Александр Иванович Горшков, утверждавший, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя…».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Е.В Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е.В Джанджакова считает, что «художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Что помогает писателям выразить свою мысль ярче? Изобразительно-выразительные единицы языка, лексические и синтаксические средства. Обратимся к тексту Л.Н.Андреева.
Автор, повествуя о преображении Кусаки, о счастливых днях, наступивших в ее жизни, в предложении 30 использует метафору «душою расцвела», которая говорит о собачьем счастье и подчеркивает, что собака изменилась и внешне, и внутренне. По-моему, лучше не скажешь!
В предложении 34 рассказывается о том страхе перед злыми людьми, который живет в душе Кусаки. Он настолько силен, что избавиться от него почти невозможно. Автор, чтобы описать собачью боязнь, употребляет ярчайшую метафору: страх «не совсем еще выпарился огнем ласк». Этот троп делает повествование ярче, красочнее.
Таким образом, не просто сказать, а сказать своеобразно о чем-либо помогают писателю художественные средства выразительности, служащие для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности.
Валгина Н.С.: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
Нельзя не согласиться с высказыванием современного лингвиста Н.С. Валгиной. Действительно, многоточие — знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, расшифровывающий подтекст, помогающий скрыть мысль, не дать ее обнаженно. Он обладает способностью передавать еле уловимые оттенки значений, более того, как раз эта неуловимость и подчеркивается знаком, когда словами уже трудно что-либо выразить. Словом, многоточие — «незаменимый знак» в художественной литературе. Приведу примеры из текста С.А. Лубенец.
Например, в предложении №5 «А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя…» этот знак передает нескончаемость перечисляемого ряда, который можно продолжить, подобрав к нему другие рифмующиеся слова, например «темя», «время», «оленя».
А в предложении №27 «Это тебе передача… от класса…» многоточие используется дважды. В данной ситуации оно указывает на скрытый смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.
Таким образом, можно сделать вывод: Н.С. Валгина была права, утверждая, что «многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
Горшков А.И.: «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис».
Высказывание известного лингвиста А.И. Горшкова я понимаю так. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах. Обратимся к тексту С.А. Лубенец.
Так, в предложении №18 нахожу интересную лексическую единицу: книжное слово «контрастировали», которое служит средством характеристики персонажа, помогает понять внутренний мир Нины.
А в предложениях №28-30 автор использует такой синтаксический приём, как умолчание, стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее. Этот прием помогает передать эмоциональность, взволнованность речи девочки.
Таким образом, можно сделать вывод: прав был А.И. Горшков, утверждая, что «наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис».
Паустовский К.Г.: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
К.Г. Паустовскому принадлежит высказывание: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Эту фразу я понимаю так. Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения. Приведу примеры из текста М.Л.Москвиной.
Во-первых, в конце предложения №8 («У меня такса, зовут Кит…») стоит многоточие, указывающее на смысловое членение речи. Этот знак в данном случае обозначает недосказанность, возможность продолжения текста.
Во-вторых, в предложении №24, заканчивающемся словами «хоть ты тресни», стоит восклицательный знак, который используется для выражения чувства неудовлетворения, огорчения героя по поводу того, что в Дом культуры на прослушивание с собакой его не пустили.
Таким образом, высказывание К.Г.Паустовского справедливо.
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
СОЧИНЕНИЕ
Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить. Особенностью русского языка является многозначность слова. Именно поэтому трудно не согласиться с высказыванием известного лингвиста Ильи Наумовича Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Для подтверждения справедливости слов Горелова обратимся к тексту В. Катаева. Необычный художественный образ создается, когда приводятся слова Бунина о таланте — талант сравнивается с колодцем (предложение №3: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду»). Восхищаясь поэзией, Валентин Катаев использует эпитеты «неисчерпаемый мир подлинной поэзии», с помощью которых передает свое трепетное отношение к поэтическому творчеству (предложение № 23).
Таким образом, анализируя текст В. Катаева, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя тем сильнее, чем грамотнее «писатель-мастер» умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.
«В художественной литературе прямая речь — неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя».
СОЧИНЕНИЕ
В одном из учебников русского языка о прямой речи сказано: «В художественной литературе прямая речь — неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». На наш взгляд, утверждение верное. Попробуем это доказать.
По традиции прямая речь определяется как способ передачи чужой речи, при котором она вводится в текст словами автора и воспроизводит высказывание или мысль от того лица, которому оно принадлежит, с сохранением лексико−фразеологических, грамматических и интонационных особенностей его собственной речи.
В приведенном фрагменте рассказа М.Шолохова «Судьба человека» формами прямой речи передаётся индивидуальный стиль каждого говорящего, и она производит впечатление восстановленной буквально. Так, предложения №14 – 15 (Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька) передают особенную речевую манеру героя: разговорная речь характеризуется употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: папанька, сынок, вводными словом «видать».
В речи мальчика присущая ей детская непосредственность передается с помощью повторов, инверсии — предложения №21—22 (Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что).
Таким образом, нам удалось доказать примерами, что прямая речь является важным средством характеристики литературного персонажа, о чем говорилось в приведенном выше высказывании.
«Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки».
В одном из учебников русского языка сказано: «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки». Что же такое суффиксы оценки и как с их помощью выражается авторское отношение к описываемым явлениям или предметам?
Суффиксы оценки служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Так, предложения №14 – 15 приведенного текста Шолохова (Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька) передают особенную речевую манеру героя: в его речи часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: папанька, сынок, подчеркивающие, с какой теплотой Андрей Соколов относится к Ванюше и к самому факту усыновления мальчика.
В предложении 41 ребенок сравнивается с травинкой. Опять же перед нами существительное, образованное с помощью суффикса субъективной оценки, подчеркивающее жалость героя к маленькому существу, на долю которого выпали недетские испытания.
Таким образом, мы нашли подтверждения, что суффиксы оценки имен существительных служат для выражения авторского отношения к описываемому явлению или предмету.