Удивительно что во всей мировой литературе самые пронзительные сочинение егэ сочинение
По статье Чингиза Айтматова «Душа и ум» (ЕГЭ по русскому)
В своей статье «Душа и ум» Чингиз Айтматов поднимает проблему взаимосвязи умственного развития и душевных качеств человека. Ч. Айтматов считает, что они находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем ниже умственное развитие человека, тем шире его душа, добрее сердце. Это происходит, потому что «развитый ум стремится к самозащите». Высокий интеллект позволяет людям лучше понимать мир и разбираться во всех тонкостях жизни, он ставит перед ними определённые цели и задачи, выводит в приоритет личные интересы людей. Такой взгляд на мир исключает совершение истинных добрых поступков, а именно безвозмездную помощь, так как она не приносит выгоду человеку, который её выполняет. А умственно неполноценные люди, напротив, не способны понять все тонкости жизни, поэтому они полностью посвящают себя помощи другим, они готовы жертвовать своими интересами и даже собой во благо других.
Автор считает такую взаимосвязь логичной и само собой разумеющейся.
Но я совершенно не согласна с мнением автора. Я не вижу никакой взаимосвязи между душевными и умственными качествами человека. Умственно неполноценные также как и интеллектуально развитые люди способны творить как добро, так и зло, поэтому разграничивать их по такому признаку нельзя. Готовность человека жертвовать собой и помогать другим определяется его характером, а не умственной полноценностью.
Например, Данко из «Легенды о Данко» Максима Горького был абсолютно здоров физически, морально и психологически. Он не был умственно неполноценным, но всё же он пожертвовал собой ради спасения окружающих. Данко вырвал своё сердце, чтобы осветить им выход из леса для тех, кто начал на него роптать и был рассержен на него. И все вышли из леса, а Данко упал и умер. Но смерть его была ненапрасной, он спас других ценой своей собственной жизни.
В романе-эпопее «Война и мир» Льва Николаевича Толстого так же много примеров проявления доброты умственно полноценными людьми. Например, Николай Болконский, узнав о приближении французов, стал готовить ополчение, которое планировал возглавить самостоятельно. Он не думал о последствиях, которые могли грозить его жизни, его целью была защита дочери и внука от врага. Из этого следует, что Николай Болконский крайне образованный человек был готов принести себя в жертву ради своей семьи.
Его сын Андрей Болконский сражался на войне, отважно защищал страну и пал смертью храбрых, он погиб от полученного в бою ранения. Совершённый Андреем героизм относится к добру. Андрей Болконский служит ещё одним примером образованного человека, пожертвовавшего собой во благо других.
Также Наташа Ростова достаточно умная и образованная девушка была добра и отзывчива по отношению к другим. Она заставила родителей оставить всё имущество в столице и отдать подвозы раненым. Ей было не важно, что её семья потеряет часть своих вещей, она понимала, что другие нуждаются в помощи, поэтому она решила пожертвовать своими интересами ради интересов других.
Всё вышесказанное свидетельствует о том, что не существует никакой взаимосвязи между умственными и душевными качествами. Любой человек может быть добрым и злым, и это не зависит от интеллектуального развития. Поэтому я не согласна с мнением Айтматова. Душевные качества человека зависят от его характера, а не ума.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Автор считает такую взаимосвязь логичной и само собой разумеющейся.
Www. kritika24.ru
15.12.2017 15:46:28
2017-12-15 15:46:28
Источники:
Https://www. kritika24.ru/page. php? id=61990
Душа и ум » /> » /> .keyword { color: red; } Удивительно что во всей мировой литературе самые пронзительные сочинение егэ сочинение
Душа и ум
Душа и ум
(1) Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. (2) Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына.
(3) Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? (4) Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? (5) Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. (6) Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. (7) Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.
(8) И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. (9) И они обречены погибнуть. (10) И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. (11) А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.
(12) В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.
Сочинение (Финальная часть) по тексту ф. Искандера «Душа и ум»
Статья Ф. Искандера вызвала во мне довольно противоречивые чувства. На самом деле, трудно не согласиться с тем, что «…самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны».
Но, с другой стороны, автор эссе как бы противопоставляет понятия «ум» и «душа», и напрашивается вывод: умный, развитый человек не способен любить и творить добро.
По мнению Искандера, человечество можно разделить на «убогих» и «зверей», третьего не дано. Судьба первых при этом – творить добро в течение довольно недолгой жизни, т. к. «они обречены погибнуть». Вторым же ничего не остаётся делать, кроме как порой одумываться, признавать верность жизненной позиции «убогих» и возвращаться обратно в скорлупу самозащиты.
Невольно вспомнилось стихотворение «Отрывок» Н. Гумилёва:
Христос сказал: убогие блаженны,
Завиден рок слепцов, калек и нищих,
Я их возьму в надзвёздные селенья,
Я сделаю их рыцарями неба
И назову славнейшими из славных…
Пусть! Я приму! Но как же те, другие,
Чьей мыслью мы теперь живём и дышим,
Чьи имена звучат нам, как призывы?
Искупят чем они своё величье,
Как им заплатит воля равновесья?
Иль Беатриче стала проституткой,
Глухонемым – великий Вольфганг Гёте
И Байрон – площадным шутом… о ужас!
И правда, ужас… Мировая литература знает массу героев, сочетающих в себе душевную широту и мудрость. Это герои народных и литературных сказок, и персонажи средних веков и более позднего времени.
Так неужели же для того, чтобы выполнить «главное предназначение человека в этом мире — творить добро», необходимо быть неполноценным? Тогда многим из образованных людей с «нормальным развитым умом» уже не дано его реализовать.
– Интересная позиция? Пожалуйста, оцените этот финал работы, следуя тем знаниям, которые вы уже получили о композиции сочинения, об изложении собственного мнения.
– Обратимся к следующему тексту.
(1) Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. (2) Человеческая память хранит имена героев и их свершения.
(3) Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, награды и банкеты на тишину пустынь, дым костров, голод и жажду. (4) В его честь Академией наук была выбита специальная медаль…
(5) Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой опасной болезнью. (6) И это тоже настоящий подвиг!
(7) Но ведь не все могут быть путешественниками и работать с вирусами трахомы. (8) Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.
(9) А как же подвиг?
(10) И все же мне кажется, что место подвигу есть в любой обстановке и при любых занятиях. (11) Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо на необитаемом острове с его победами над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. (12) Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.
(13) Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.
(14) Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. (15) Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого стремления. (16) Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, которые тебя окружают, отдавать им богатства ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.
(17) Жизнь пестра и разнообразна. (18) На одном ее полюсе – горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. (19) На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдет, зависит от него самого.
– Предлагаю вам варианты финалов сочинений по этому тексту. Как вы думаете, о чём писали авторы этих заключительных частей во вступлении? Напишите свои вступительные части к понравившимся заключениям.
Интересная позиция.
Studfile. net
22.02.2020 12:15:08
2020-02-22 12:15:08
Источники:
Https://studfile. net/preview/8853849/page:4/
Решено)Упр.236 Часть 2 Гольцова 10-11 класс по русскому языку » /> » /> .keyword { color: red; } Удивительно что во всей мировой литературе самые пронзительные сочинение егэ сочинение
Упр.236 Часть 2 Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Упр.236 Часть 2 Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
236. Прочитайте статью Ч. Т Айтматова «Душа и ум» и определите тип текста и его функционально-стилевую принадлежность. Какова главная мысль текста? Выделите в тексте композиционные части: тезис, аргументы и вывод. Какие средства выразительности использует автор при аргументации своей позиции?
Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе» Солженицына.
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нём, он невольно отвлекает душу от её главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.
В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.
Напишите сочинение-рассуждение, сформулировав проблему, обсуждаемую в тексте, и авторское отношение к ней. Напишите, используя аргументы, как вы относитесь к поднимаемой проблеме.
Главная мысль текста: люди, которые являются умственно неполноценными, лучше всех понимают, что предназначение человека в мире – творить добро.
«Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны».
1. «Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрёна в «Матрёнином дворе» Солженицына».
3. «И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть».
— риторические вопросы (не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное?);
Проблему, поставленную в тексте автором, можно сформулировать следующим образом: только ли умственно-неполноценные люди способны на доброту и бескорыстные поступки? Ч. Айтматов отвечает на этот вопрос безапелляционно: да, только такие люди способны на доброту.
Но так ли это на самом деле? Да, часто умственно-неполноценные люди действительно слишком добры к окружающим. Однако чаще всего это следствие не каких-то высоких моральных качеств, а наивности и доверчивости таких людей. Они просто незнакомы с миром из-за плохой социализации в общество.
В то же время, большое количество умственно-неполноценных людей становится преступниками. Вспомним хотя бы примеры из литературы. Например, Раскольникова. Он явно психически неуравновешен (что подтверждает его неопрятность и спутанность мышления) и при этом он совершает двойное убийство.
В мире гораздо больше добрых людей, чем кажется. Просто сталкиваясь с равнодушием и несправедливостью общества, они часто становятся такими же, как и их окружение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
Таков Дон Кихот Сервантеса, князь Мышкин в Идиоте Достоевского, таковы Старосветские помещики Гоголя, Простая душа Флобера, Герасим в Муму Тургенева, Матрёна в Матрёнином дворе Солженицына.
Reshak. ru
26.09.2017 10:09:33
2017-09-26 10:09:33
Источники:
Https://reshak. ru/otvet/reshebniki. php? otvet=part2/236&predmet=golcova10-11
Отражение позиции автора исходного текста.
Другие части курса:
Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.
Что такое позиция автора?
Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Автор и рассказчик
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда…
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
Нет. Это не я.
— Кто тогда?
— Не знаю… Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза…
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен…
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор… (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Типовые конструкции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
Советы
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Что проверяет эксперт?
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
Другие части курса:
Помните, что от первого шага –
определенияосновной проблемытекста – зависит содержание всего
сочинения:выделенную проблемуследуетпрокомментировать,
сформулировать позицию автора (по
выделенной основнойпроблеме!),
а также выразить свое отношение к
авторской мысли. Таким образом,
неверно выделенная проблема ставит под
угрозу всю вашу работу.
— Как правильно сформулировать проблему
текста?
Автор рассуждает
над проблемой…
В тексте поднимается
проблема…
Текст заставляет
из нас задуматься над проблемой…
Автор затрагивает
проблему «отцов и детей».
В центре внимания
автора проблема экологии культуры.
В поле зрения
автора проблема воспитания молодого
поколения.
Автор обращает
внимание читателей на проблему
ответственности человека перед самим
собой.
Автор предлагает
для всеобщего обсуждения проблему
патриотизма.
Прочитанный текст
заставил меня задуматься над проблемой
влияния человека на природу.
Или:
Возможно ли
гармоничное сочетание духовного и
материального, «поэзии» и «прозы» в
жизни человека? Этой сложной проблеме
посвящает свой текст писатель Ю.Нагибин.
Автор текста
размышляет над судьбой русского языка
и предлагает читателям задуматься над
следующей проблемой: обогащается или
портится русский язык благодаря
заимствованиям?
Что может помочь
не только выжить в нечеловеческих
условиях, но и не утратить человеческого
достоинства? Эту проблему рассматривает
автор на примере сложной судьбы
замечательного русского ученого
А.Лосева.
Словарь
1)
Проблема (Чего?): войны
мира, экономики, политики, идеологии,
воспитания, образования…
2)
Постановка, изучение, исследование,
рассмотрение, обсуждение, значение,
важность, сложность какой-либо проблемы.
3)
Поставить, выдвинуть, рассмотреть,
изложить, изучить, исследовать, обсудить,
решить какую-либо проблему.
4)
Коснуться какой-либо проблемы.
5)
Какая-либо проблемавозникает,
представляет интерес, заслуживает
внимания, ждет решения.
6)
НЕ ПИШИТЕ СТАТЬЯ, ЗАМЕТКА,
РАССКАЗ! НУЖНО ПИСАТЬ ТЕКСТ
, ОТРЫВОК, ФРАГТЕНТ.
VII. Комментируем основную проблему текста.
Обычно
они:
Нравственные
Экологические
Социальные
Психологические
Философские
Социально-психологические
Социально-философские…
Проблема,
рассматривая автором, может быть:
Общественно
значимой
Социальной
Философской
Политической
Идеологической
Нравственной
Межнациональной
Морально-этической
Злободневной
Животрепещущей
Актуальной
Жизненной
Насущной
Острой
Важной
Серьезной
Спорной
Неотложной
Основной
Глубокой
Назревшей
Неразрешимой
Наболевшей
Мучительной
Жгучей
Первоочередной
Принципиальной
Главной…
Начиная
комментировать проблему, ты можешь
указать:
1) к какой категории относится
избранная автором проблема;
2) насколько она злободневна;
3) что делает ее злободневной;
4) традиционна ли эта проблема
или нова;
5) если нова, что стало причиной
ее появления»; жизнеспособна ли она
(прогноз на будущее); объясни, что
позволяет тебе сделать такие выводы;
6) как удалось автору привлечь
внимание читателя к данной проблеме;
7) как характеризует автора выбор
данной проблемы (настоящий гражданин
своего Отечества; не безразличный
наблюдатель, а человек активной жизненной
позиции; интернационалист; глубокий
знаток человеческой души…).
Образец рассуждения № 1
Рассмотрим
это на следующей проблеме – проблема
межнациональной розни.
К какой категории можно |
Нравственной, морально-этической. |
Какая это проблема? |
Актуальная, злободневная… |
Почему мы выбрали именно |
Потому что в последнее время |
Что приводит к подобным |
Национализм – отвратительнейшее |
Чем опасны националисты? |
Спекулируя на чувствах |
Почему для России эта |
В ней проживает около двухсот |
Отчего автору особенно |
Россия веками традиционно |
Традиционна ли эта проблема? |
Да, к сожалению, когда |
Кто из писателей, публицистов |
Д.Лихачев, А.Приставкин, |
Проблема может заставить читателя:
Глубоко задуматься
Серьезно размышлять
Рассуждать вместе
с автором
Лучше понять себя
и окружающих (трагизм происходящего,
красоту мира и хрупкость мира, природы…)
Серьезнее относиться
к…
Переосмыслить
свое отношение к…
По-иному просмотреть
на…
Критичнее относиться
к…
Поделиться мыслями
о…
Оценить истинный
масштаб чего-либо
Оценить собственную
позицию
Открыто выразить
свое отношение к…
Запомни:
ты комментируешь одну из проблем!!!
Основную!!!
Образец рассуждения № 2
Перед
тобой фрагментНобелевской лекции
А.И.Солженицына. Перед тобойтаблица,
в которой тезисно сформулированы
рассуждения об основной проблеме, напишисочинение-рассуждение, развернув
связный комментарий.
(1)
Скажут нам: что же может литература
против безжалостного натиска открытого
насилия? (2) А не забудем, что насилие не
живет одно и не способно жить одно: оно
непременно связано с ложью. (3) Между
ними самая родственная, самая природная
глубокая связь: насилию нечем прикрыться,
кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме
как насилием. (4) Всякий, кто однажды
провозгласил насилие своим методом,
неумолимо должен избрать ложь своим
принципом.
(2)(5) Рождаясь, насилие действует открыто
и даже гордится собой. (6) Но едва оно
укрепится, утвердится – оно ощущает
разрежение воздуха вокруг себя и не
может существовать дальше иначе, как
затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее
сладкоречием. (7) Оно уж не всегда, не
обязательно прямо душит глотку, чаще
оно требует от поданных только присяги
лжи, только сочувствия во лжи.
(3)(8) И простой шаг простого мужественного
человека: не участвуйте во лжи, не
поддерживайте ложных действий! (9) Пусть
это приходит в мир и даже царит в
мире – но не через меня. (10) Писателям
же и художникам доступно больше: победить
ложь! (11) Уж в борьбе-то с ложью искусство
всегда побеждало, всегда побеждает!
(12) Против многого в мире может выстоять
ложь – но только не против искусства!
(13) А едва развеяна будет ложь –
отвратительно откроется нагота насилия
– и насилие дряхлое падет.
(4)(14) Вот почему я думаю, друзья, что мы
способны помочь миру в его раскаленный
час. (15) Не отнекиваться безоружностью,
не отдаваться беспечной жизни – но
выйти на бой!
(5)(16) В русском языке излюблены пословицы
о правде. (17) Они настойчиво выражают
немалый тяжелый народный опыт, и
иногда поразительно: (18) В одно слово
правды весь мир перетянет. (19) Вот на
таком мнимо-фантастическом нарушении
закона сохранения масс и энергий основана
и моя собственная деятельность, и мой
призыв к писателям всего мира.
Проблемы |
Предлагаемый материал |
Проблема противостояния |
«Власть
лишает человека
обезличивает
считает себя
рождает страх
заставляет всех
уничтожает |
Проблема насилия и нравственной |
Почему
Общество должно
Оно должно
Рабская мораль, |
Проблема внутренней духовной |
Роман «Мы»
Рассказы
Повесть М.Булгакова
А.Ахматова
Рассказы
Произведения |
Образцы
двух способов изложения материала для
рассматриваемой части сочинения.
От формулировки проблемы к |
От комментария к формулировке |
Какова роль музыки в |
Читая текст Ф.Виноградовой, |
В.Тендряков Однако достичь Затронутая автором проблема |
«Каждого из нас окружают |
Войны Автор доказывает, что |
«Ты навсегда в ответе за |
Запомни!Чтобы отличитькомментарий
от пересказа, нужно помнить следующее:
пересказывая, мы говорим о то, что делают
герои, а комментируя, говорим о том, что
делает автор.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #