По тексту В. М. Пескова «Осенью лес молчит. Такая тишина. 3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. » (ЕГЭ по русскому)
Человек всегда существовал с природой неразрывно. Она давала и продолжает давать ему жилище, еду для пропитания, а самое главное — эстетическое наслаждение. Кто-то способен любоваться её красотой, изящностью, но есть и те, для кого она не представляет никакой значимости. Именно проблему отношения человека к природе поднимает В. Песков в представленном тексте.
Сначала автор показывает нам главного героя, который способен прочувствовать все величие природы.
Он, спрятавшись за кустом, с любованием наблюдает за работой дятла. По детальному описанию происходящего заметно, что мужчине на самом деле интересно следить за действиями птицы. По такому поведению можно сказать, что существуют люди, ценящие окружающий мир. В этом эпизоде автор дает понять, какое отношение к природе должно быть у человека.
Однако далее писатель показывает нам семнадцатилетнего мальчика, который обрывает жизнь столь невинного существа, как дятел. Он делает это без особой причины, просто так. Если бы его не остановил главный герой, кто знает, сколько прекрасных существ он бы убил ещё. В поведении парня прослеживается беспечное отношение к природе, и печально, что не только у него оно такое. Этим примером автор показывает, что не каждый способен познать красоту того, что его окружает.
Эти два эпизода противопоставлены между собой. Они совершенно разное поведение людей по отношению к природе. Его можно писать отдельно, а можно соединить ко второму примеру.
Позиция автора заключается в том, что природный мир нужно любить, ценить и беречь и что учиться всему этому надо с раннего детства.
Я полностью согласна с мнением автора. Природа – это достояние всего человечества, она — мировая сокровищница, которой нужна забота. На сегодняшний день из-за безответственного поведения человека многие виды животных и растений находятся на грани вымирания, поэтому люди создали “Красную книгу”, чтобы защитить их. Также создаются заповедники, заказники, национальные парки, где деятельность людей ограничена. Этими местами можно лишь любоваться, но и этого уже достаточно.
Таким образом, я хочу подчеркнуть, что человечество должно относиться к природе с уважением. Людям необходимо понять, что надо ей любоваться и восхищаться, а не наносить вред всем её компонентам.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Подготовка к ЕГЭ (сочинение)
Практическая работа № 4.
1.Определите и сформулируйте основную (наиболее общую) проблему текста и позицию автора по этой проблеме.
2. Подумайте, почему автор не использует прямой способ постановки основной проблемы текста и выражения своей позиции по этой проблеме.
(1) Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по де реву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
(8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (10)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11)В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел ко сился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась ис тория, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника гря нул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати па рень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (В.М. Песков)
4. Прочитайте заготовку сочинения, использованную на экзамене вашей сверстницей. Если сочтёте целесообразным, исправьте первые три абзаца и запишите их.
5. Напишите недостающий 4 абзац (формулировку авторской позиции).
6. Подберите из художественной литературы подходящие аргументы.
Проблема взаимоотношений человека и природы актуальна в наше время. Как много слов уже сказали и как еще много будет ска зано об этом.
В данном тексте автор раскрывает проблему безответственно го отношения человека к природе. Как часто мы задумываемся над этим? И задумываемся ли вообще, губя беспощадно то, что нас окружает?
Выдвигаемая автором проблема глубоко нравственная, затра гивающая очень важный аспект человеческой жизни и природы — их взаимоотношение. Писатель рассказывает о размеренной жизни леса, которую уничтожает «грянувший выстрел».
Мы, безусловно, согласимся с автором. Бездумное уничтоже ние природы ведет к гибели всего живого.
Так «кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблен ных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их и всех нас беречь и любить природу? Кто дол жен разъяснить нам, что лес без птиц скучен и неприветлив?» (Лаза ренко А.)
Источник
Комплексный анализ текста. 10-й класс
Класс: 10
Цели и задачи:
- совершенствовать навыки комплексного анализа текста, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
- подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;
- научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации;
- развить аналитические и творческие способности учащихся, отработать навыки культуры речи;
- повысить интерес детей и воспитать уважение к русскому языку.
1. Организационный момент
Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык…
1) Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Евгения Вестника «Ода русскому языку».
О, бедный мой язык родной, ОсУжденный и инциНдент,
О, прелесть русской речи чистой! БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».
Кто не глумился над тобой – От сердца я хочу воззвать
Шпана, чиновники, лингвисты… Ко всем, кто сын России верный:
Кто бедолагу не ломал, Пора не «начАть», а начАть
Не выворачивал, не мучил: Язык наш очищать от скверны.
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, Друзья, следите за собой,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Когда по-русски говорите,
Райбочий и интеллигент Ведь это наш язык родной
Родную речь, как шавку, лупят: Его для внуков сохраните.
– Добрый день, дорогие ученики. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас видеть здоровыми, красивыми и в хорошем настроении.
– Скажите, пожалуйста, ребята, какова главная мысль стихотворения Евгения Весника? (Уметь выражать свои мысли четко и ясно. Речь должна быть красивой, грамотной и понятной. Говорящему и пишущему необходимо иметь как можно больший словарный запас).
Сообщаем эпиграф. Тема урока. (Приложение 1. Слайд 1 «Тема урока». Слайд 2 «Эпиграф»).
– Сегодня на уроке мы будем стараться приблизиться к признанным образцам слова, будем анализировать чужую речь, наблюдать за своей и пробовать творить.
– Как правильно нужно произнести слова: ОблегчИть, БлАга, сочуВствовать, начАть, прИнял, осуждЕнный, прАвы, подключИл. (Приложение 1. Слайд 3)
Слово учителя:
– Молодцы! Я думаю, что вы готовы к большой аналитической работе, но сначала проведем лингвистическую разминку. На партах разложены листы с вопросами, обратите, пожалуйста, внимание на лист №1.
2. Разнообразные формы работы с текстом
Цель: повторение ранее изученного материала по основным разделам русского языка.
– Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительных средств?
Зверю – берлога, Женщине – лукавить,
Страннику – дорога, Царю – править,
Мертвому – дроги, Мне – славить
Каждому – свое. Имя твое.
(Односоставное предложение, эллипсис)
– Замените иноязычные слова русскими синонимами: аргумент (логический довод, суждение, положения, факты), антракт (перерыв), доминировать (преобладать, господствовать).
– Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?
На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, – но сна и там нет! (3)
– Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл текста?
Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение.
Да, все чувства…исключая одно: благодарности.
Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги…но любовь – не деньги. (И. Тургенев)
- «От ненависти до любви – один шаг».
- «Любовь – не деньги».
- «Благодарность – не любовь».
– Определите, сколько звуков в слове ПРОСТИТЬСЯ. (8)
– Определите тип односоставных предложений:
А) В домах не светилось ни одного окна. Безличное
Б) Верно говорю? Определенно-личное
В) Цыплят по осени считают. Обобщенно-личное
Г) Ни соринки, ни песчинки кругом. Генитивное
Д) Он – на крышу, я – за ним. Эллипсис.
(Проводим краткий анализ работы). Можно добавить задания.
– Вы действительно очень много знаете. Мы переходим к комплексному анализу текста, проведем стилистический эксперимент. Предлагаю провести работу по вариантам в течение 10 минут. Обратите внимание на лист № 2 с текстом В. Пескова.
(Делим учащихся класса на группы)
1 вариант – стилистический анализ текста;
2 вариант – композиционно-содержательный;
3 вариант – типологический;
4 вариант – языковой.
(Во время выполнения учащимися аналитической работы предлагаем задания присутствующим на занятии педагогам).
– Уважаемые педагоги, нам очень приятно видеть Вас на занятии. Я думаю, что многие из Вас в совершенстве владеют разнообразными видами анализа. Предлагаю с пользой провести время – произвести комплексный анализ текста. Обратите, пожалуйста, внимание на лист № 3 с текстом «Дневник Фокса Микки» Саши Черного. За каждый правильный ответ буду поощрять цветами, вырезанными из бумаги.
Текст для анализа
Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, – большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости, она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
Вопросы:
- Найдите в тексте разговорные слова. (Слова: хлюпать, дождик, лысый, цапаю, будка).
- Определите тип второго предложения по цели высказывания. (Вопросительное).
- Приведите пример односоставного предложения. (1).
- Сколько звуков в слове «я»? (2).
- Определите число слова ЛИСТЬЯ. (Множественное).
- Определите тему текста. Меняется ли она? (В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй части текста – собака. Рассуждение принадлежит Фоксу Микки, поэтому в нем нарушена логическая связь между частями текста).
– Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Не менее сложный анализ производят и учащиеся
2) Стилистический эксперимент.
3. Комплексный анализ текста
Цель: совершенствование навыков комплексного анализа текста, развитие аналитических и творческих способностей учащихся.
Задание: произведите анализ предложенного текста.
– Стилистический анализ текста;
– Композиционно-содержательный;
– Типологический;
– Языковой;
(Приложение 1. Слайд 5 – порядок стилистического анализа текста, композиционно-содержательного, типологического, языкового).
Текст
(Текст типа повествования с элементами описания и рассуждения публицистического стиля речи).
Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
– Зачем?
– А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
Анализ текста В.Пескова
А) Композиционно-содержательный анализ текста (Приложение 1. Слайд 6)
1. Текст обладает смысловым содержанием, несет информацию о поступке юноши, который убил дятла «просто так». Композиционно текст делится на части: экспозиция (описание осеннего леса); вступление (1предложение 2 абзаца); завязка и развитие действия (2-3 абзацы); кульминация («Грянул выстрел… упала птица», «Зачем?»… «А просто так»); развязка (4 абзац). Все части текста связаны общей темой, основной мыслью. Тема текста – отношение к природе; основная мысль – научить любить и беречь природу. Начало и конец текста между собой логически связаны.
2. Части текста имеют логическое расположение, строгий порядок следования (описание красоты леса, повествование о поступке юноши, вывод автора). Вид связи предложений в тексте: цепная (при повествовании), при этом средства связи – текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он); параллельная связь в последнем абзаце (каскад риторических вопросов – синтаксический параллелизм как средство связи).
3.Стиль текста – публицистический. Экстралингвистические черты: информативность, «открытая оценочность речи», экспрессивность. Функция речи: воздействующая (оказать воздействие на читателя). Сфера общения: массовая коммуникация (публикация в газете…). Тип мышления автора – конкретно-образный. Языковые признаки особенно ярко проявляются на уровне синтаксиса:
- Обособленные члены предложения («любуясь работой», «темнеющую в поле», «с семи лет влюбленных в рогатки»);
- Парное соединение однородных членов предложения в порядке нарастания экспрессии («пистолеты и двустволки,…беречь и любить,…скучен и неприветлив, радоваться и беречь»);
- Вводные слова («к сожалению»);
- Риторические вопросы («Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»);
- Односоставные назывные предложения («Такая тишина»);
- Простые предложения (18 простых) в целях доступности содержания всем читателям;
- Диалог для выражения «открытой оценочности речи» («Зачем?» – «А просто так…»);
- Средства поэтического синтаксиса: анафора («Кто… Кто… Кто…»), синтаксический параллелизм (4 последних предложения).
Изобразительно-выразительные средства: 1) эпитеты («безмолвный лес», «окровавленный клюв»…); олицетворения («заболевшая сосна», «лес молчит»…); метафора («по тугой струне стучит костяной молоточек»), сравнение («дятел – музыкант»). Стилистические фигуры: парное соединение однородных членов предложения, синтаксический параллелизм, анафора.
4. Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения. Основная часть текста – повествование – рассказ о том, как одно и то же в окружающей нас природе разными людьми воспринимается по-разному. Смысловая основа типа речи – последовательность действий выражена в употреблении глаголов прошедшего времени («дятел работал, доставал, продолжал, упал…». «Я шел, увидел, спрятался…). Характер сообщения – сообщение о сменяющих друг друга действиях. Характерная черта повествования – динамизм. К основной части текста можно задать вопрос: «Что происходит?» Связь между предложениями – цепная (текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он). Предложения максимально связаны друг с другом. Рассказ ведется от 1 лица.
Тип речи описание – описание осеннего леса. Первое предложение исходное. Все остальные по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Каждое предложение относительно самостоятельно. Смысловая основа типа речи и характер сообщения – одновременность явлений выражена в употреблении глаголов несовершенного вида настоящего времени («молчит, убегает, приносит, стучит»). Характерная черта – статичность. К первому абзацу можно задать вопрос: «Каков объект?». Заключительная часть текста – рассуждение. Синтаксический параллелизм усиливают выразительность речи. Риторические вопросы выражают основную мысль текста.
5. Исходя из анализа данного текста на всех уровнях, можно сделать вывод, что перед нами связный текст публицистического стиля типа речи повествования с элементами описания, рассуждения.
1. Морфологический разбор слова (на) заболевшей (сосне) – причастие, отвечает на вопрос какой? Н.Ф. – заболевший; сов. вид, действительное причастие, прошедшего времени, ж. р., ед. ч., предложный падеж. В предложении является определением.
2. Морфемный разбор слов: СПРЯТАЛСЯ, БЕЗМОЛВНЫЙ, НАУЧИТЬ.
3. Орфографический разбор слов: КОСТЯНОЙ, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЖЕЛТЫЙ, ПРИЛЕТ.
4. Пунктуационный и синтаксический разбор предложения: В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, с придаточным изъяснительным; 1 простое предложение распространенное, односоставное, безличное, полное, неосложенное; 2 простое предложение распространенное, двусоставное, полное, неосложенное, придаточное).
5. Лексический разбор слова СУЛИЛ (не предвещать, не обещать).
– Уважаемые учащиеся, ваша работа не менее сложная, чем у педагогов, вам слово. (Воспроизводим анализ вслух. Подводим итоги).
3) Творческая работа
Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков письменной речи.
А) – Грамотно производить анализ текста – нелегкий труд, но интересный и полезный для изучения русского языка. Предлагаем вашему вниманию творческую работу – пересказ сказки «Курочка Ряба» языком разных стилей (Смыслина А. – официально-деловой; Облакова М. – публицистический).
Публицистический стиль
Свершилось чудо! Да-да, в буквальном смысле этого слова! В небольшой
деревеньке, неподалеку от города Н., курица Ряба снесла золотое яйцо! Хозяева
необыкновенной питомицы в восторге и недоумении. Настораживает одно – яйцо не
разбивается! Дедушка с бабушкой не раз пытались разбить скорлупу, но безуспешно. По
последним данным нашего корреспондента, пробегавшая мимо яйца мышь задела его, и
оно разбилось вдребезги. Какое потрясение! Однако дед с бабушкой не унывают,
уникальная Ряба снесла еще одно яйцо, на сей раз простое, но ее хозяева все равно рады.
Оставайтесь с нами, и вы будете в курсе всех последних событий.
Официально-деловой стиль
Уведомление
Уважаемый Василий Иванович!
Извещаю Вас, что в связи с медицинским заключением, в котором имеется указание о том, что ваша курица, являющаяся вашим домашним питомцем, имеет физические отклонения (в частности откладывание золотых яиц), мы вынуждены изъять вашу курицу за определенную плату для обеспечения безопасности вашего здоровья.
Директор ветеринарной клиники (подпись) (расшифровка подписи)
Дата получения уведомления (дата, число, год)
Получатель (подпись) (расшифровка подписи)
От 25 мая 2009 г.
4. Слово учителя:
– Безусловно, анализ текста для вас имеет практическую значимость: написать сочинение по прочитанному тексту, как предложено в уровне «С» ЕГЭ, создать рецензию – более сложный жанр. Заранее я попросила выполнить подобную работу двух учениц нашего класса.
– Вашему вниманию Зоя Помысухина предложит сочинение по прочитанному тексту
В. Пескова. Вопрос: «Соответствует ли сочинение предложенному плану?»
Слайд 7. План сочинения по прочитанному тексту.
Б. Сочинение по прочитанному тексту (Помысухина Зоя). (Приложение 2)
Вопрос: «Соответствует ли сочинение предложенному плану?» (Приложение 1. Слайд 10) (Выслушиваем 1-2 учеников).
– Предоставим слово Смыслиной Анне, которая написала рецензию на текст В. Пескова.
А вас, ребята, я бы попросила впоследствии ответить на вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?». Слайд 6. План рецензии.
Вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?» (Выслушиваем 1-2 учащихся).
Вывод: предложенные вам творческие работы показали актуальность изучения темы «Анализ текста», вы услышали образец сочинения по прочитанному тексту (уровень «С» ЕГЭ) и рецензии.
5. Подведение итогов
– Что полезного вы, ребята, получили на этом занятии? С какими новыми понятиями в науке вы познакомились? (Стилистика, текст, основные признаки текста, экстралингвистические черты стиля, структура стилистического анализа текста и других видов анализа, как определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры). На нашем занятии мы закрепили навыки написания сочинения по прочитанному тексту, сочинения-рецензии.
Успехов вам в дальнейшем изучении глубин нашего необъятного русского языка!
(Приложение 1. Слайды 12-15) Стилистические термины: стилистика, текст, основные признаки текста, виды связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, виды анализа текста.
– Мне хотелось закончить урок стихотворением о русском языке:
Издревле, когда еще чтилась рогатина, Вокзалы, метро в малахите да мраморе,
Богатствами славилась наша земля, Василья Блаженного купол витой?
В слоеньях хребтов – изумруды да платина, Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
В реках – осетры, а в лесах – соболя. Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Ну, где – укажите! – найдете вы за морем Созданье народного светлого гения –
Овитый былинами Кремль золотой, Могучую, звучную, сочную русскую речь!
– Уважаемые ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот весенний день. Спасибо. (На доске маркером нарисован «букет», без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы).
Список литературы:
- Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. – М, 2001.
- Арефьева С.А. Единый государственный экзамен по русскому языку – 2006: Учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006.
- С.А.Арефьева. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. – М.: Прометей, 1998.
Источник
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов
слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли
птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая
музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной
молоточек.
(8)Я долго шел по ельнику, пока не
увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали.
(10)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11)В бинокль видно было,
как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался
за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В
эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов
орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с
ней на желтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она
так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(17)Из синего дыма на прогалину
вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным
патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего
хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(20) — Зачем?
(21) — А просто так…
(22)Парень неловко потоптался на
месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(23)Кто же должен научить мальчишек,
с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки?
(24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить
им, что лес без птиц скучен и неприветлив?
(По В. М. Пескову)
Выберите наиболее верную формулировку проблемы, затрагиваемой автором данного текста:1) проблема бережного отношения к птицам;
2) проблема взаимоотношений человека и природы;
3) проблема красоты природы;
4) проблема ответственности за свои поступки
Задания
1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются проблематика текста и позиция автора по рассматриваемым проблемам.
2. Определите и сформулируйте основную (наиболее общую) проблему текста и позицию автора по этой проблеме.
3. Подумайте, почему автор не использует прямой способ постановки основной проблемы текста и выражения своей позиции по этой проблеме.
4. Укажите языковые средства, которые помогают автору выразить свою позицию образно и эмоционально.
5. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
6. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения, включающий определение позиции автора, определение собственной позиции и ее аргументацию.
Сочинение
Проблема взаимоотношений человека и
природы актуальна в наше время. Как много слов уже сказали и как еще много
будет сказано об этом.
В данном тексте автор раскрывает
проблему безответственного отношения человека к природе. Как часто мы
задумываемся над этим? И задумываемся ли вообще, губя беспощадно то, что нас окружает?
Выдвигаемая автором проблема глубоко
нравственная, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни и природы—их
взаимоотношение. Писатель рассказывает о размеренной жизни леса, которую уничтожает
«грянувший выстрел».
Мы, безусловно, согласимся с
автором. Бездумное уничтожение природы ведет к гибели всего живого.
Эта проблема ярко выражена в
стихотворении С.А.Есенина «Песнь о собаке», где говорится о беспощадном
уничтожении человеком ни в чем не повинных кутят.
Однажды на улице я увидела, как мальчишки вытащили из
гнезда птенца и бросили его на дорогу. (Так же беспощадно семнадцатилетний
парень застрелил дятла в лесу). Мне стало жаль птенчика, и я положила его
обратно в гнездышко на дереве.
Из средств массовой информации мы узнаем часто о том, как контрабандисты ради наживы в
ужасных условиях перевозят из региона в регион редкие исчезающие виды птиц и
млекопитающих.
Так «кто же должен научить
мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые
двустволки? Кто должен научить их и всех
нас беречь и любить природу? Кто должен разъяснить нам, что лес без птиц скучен
и неприветлив?»
Лазаренко А.
Задание №27 по русскому языку напишите сочинение ЕГЭ 2022 по прочитанному тексту В.М Пескова был осенний серенький день в конце листопада. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов.
Сочинение №1:
Почему необходимо ценить жизнь на земле в любых ее проявлениях? Этим вопросом задается в тексте российский писатель, журналист Василий Михайлович Песков.
Отвечая на данный вопрос, автор рассказывает о прогулке в Тимирязевском парке, о том, как он увидел зайца, ничуть не испугавшегося человека , от этого у автора «было на душе хорошо и тепло». Затем Василий Песков рассуждает о своих путешествиях в мир природы: «Пойдёшь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но всё-таки чувствуешь: чего-то важного не было». Он заставляет нас задуматься о том, что все в природе взаимосвязано, переплетено тугим узлом. А раз уж получилось, что только на Земле есть жизнь, то и относится надо к ней особенно внимательно. Авторская позиция выражается в том, чтобы привлечь внимание читателя к бережному отношению ко всему живому на планете. Он считает, что ни автомобили, ни компьютеры, ни другие достижения науки и техники не заменят главную человеческую ценность – жизнь. Без естественной природы человек вряд ли сможет выжить.
Я полностью согласна с позицией автора. Прочитав текст Василия Пескова, я вспомнила рассказ Рэя Бредбери «Вельд». В этом коротком рассказе величиной несколько страниц американский писатель показал как раз тот момент, когда люди живу не в естественных природных условиях, а в мире продвинутой техники и абсолютного прогресса. Создав комнату своей мечты, дети лишись родителей. Виртуальные львы съели родителей. Мне кажется, что именно от такого предостерегает в своем тексте нас Василий Песков. Прогресс и научные открытия — это, несомненно, хорошо, но до определенного предела. Ученые так должны делать свои открытия, чтобы они как можно меньше вредили естественному развитию Вселенной, иначе всем людям будет очень тяжело выжить. Получается, открытия двигают прогресс вперед, а человека отодвигают назад, наносят ему вред, а так не должно быть.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется верить, что как можно больше людей будут беречь все живое на Земле и не допустят, чтобы планета наша погибла в техногенной катастрофе
Сочинение №2:
Какова роль природы в жизни человека? Какое влияние она оказывает на человека? Именно эти вопросы поднимает автор данного текста Василий Михайлович Песков.
Рассуждая над проблемой, автор рассказывает нам о том, как во время прогулки в Тимирязевском парке он увидел зайца. И после этого настроение автора сразу улучшилось. Также важен эпизод, в котором Песков приводит цитату яснополянского мудреца: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
Автор считает, что природа играет огромную роль в жизни человека, так как она способна менять настроение в лучшую сторону и делать человека счастливым.
Я полностью согласен с позицией автора. Данная проблема волновала многих писателей, в том числе и Л. Толстого. В романе «Война и мир» он показывает образ Андрея Болконского. Андрей, видя дуб, покрытый молодой листвой, переосмысляет свою жизнь, он понимает, что ему нужно жить полной жизнью. Все эти изменения в душе Болконского вызваны красотой и величием могучего дерева.
Также проблему влияния природы на человека рассматривал И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров считает природу «не храмом, а мастерской». Для него все деревья одинаковы и однообразны. Однако приехав в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была символом его детства. Евгений понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всем. В итоге эта «мастерская» повлияла на всю его жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что между человеком и природой существует неразрывная связь. Но если эту связь разрушить, то человек не будет по-настоящему счастливым.
Сочинение №3:
В тексте В.М. Пескова поставлена проблема воздействия природы на человека. Автор рассказывает о своих прогулках за пределами города. В их описании он обращает внимание читателей на малейшие подробности поведения животных. Это показывает его чуткое отношение к братьям нашим меньшим. Кроме того, Песков делится своими мыслями о встрече с зайцем. После неё душа писателя наполнилась неподдельной радостью. Подобное отношение раскрывает неповторимую силу окружающего мира. Позиция автора заключается в том, что природа преображает человека. Он считает, что общение с животными оказывает благотворное влияние на всех нас. Я полностью согласен с этой точкой зрения. По моему мнению, окружающая среда даёт людям ощущение счастья.
Это показано в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Перед поездкой в Москву Татьяна любовалась живописными окрестностями своего дома. Она гуляла в саду, проходила мимо ручья и холма. Природа утешала девушку перед неизвестностью будущего. Окружающий мир придавал ей сил во время тяжёлых переживаний.
Рассматриваемая проблема также затронута в повести «Царь-рыба» В.П. Астафьева. Один из героев произведения, Командор, занимался браконьерством. Он истреблял ценные породы рыб, которые продавал. Мужчина поступал безнравственно в отношении к окружающему миру, потому что использовал его в корыстных интересах. Для него река являлась только источником наживы.
Можно сделать вывод, что природа оказывает на человека благотворное воздействие. Она наполняет сердце радостью. Примеры, приведённые из художественной литературы, подтверждают эту мысль.
Сочинение №4:
Что является истинным источником радости человека? Этот вопрос один из тех, по поводу которых писатель В.М. Песков размышляет в тексте.
Вначале автор рассказывает о своих наблюдениях во время прогулки по парку и делится радостью от того, что увидел зайца. Когда писатель вспомнил об этом животном, на душе у него стало хорошо. Писателю хочется всегда видеть любое «проявление жизни».
В.М. Песков считает, что в большей степени приносят человеку радость не многочисленные предметы, созданные умом человека, а окружающая природа.
Авторская позиция заключается в том, чтобы радоваться тому, что в жизни есть солнце, что поют птицы, что шелестят травы.
Я согласна с мнением писателя. Хотя многие, наверное, назвали бы источником радости и другое, например, драгоценности, предметы, связанные с информационным миром. Просто надо каждому помнить, что он, находясь в окружении животного и растительного мира, испытывал радость.
Рада лунной ночи главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова. Она восхищается ночным миром и хочет продлить общение с ним. Её родственница, Соня, пытается уговорить её лечь спать, а Наташа зовет её полюбоваться ночным пейзажем. Писатель показал Ростову жизнерадостным человеком. Она рада тому, как танцевал ее отец, как Митька-кучер играл на балалайке, а сама она с воодушевлением плясала под народный мотив.
Тяжело жилось главному герою повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», но он не унывал. Егор Полушкин радовался сыну Кольке, которого он называл «чистоглазиком», лесу, о котором он заботился. Он рад, что купил лебедей, для того чтобы Черному озеру вернуть старое название – Лебединое. Радость жизни он видел не в том, чтобы наживать имущество и обманывать людей ради своего обогащения, а в том, чтобы видеть, как природа радуется человеку, и всё делать для того, чтобы всегда быть сыном для неё.
Итак, радостных моментов в жизни много. Источник радости человек выбирает сам. В каких красках он видит мир, так он и живет. И пока живет человек, он может суметь разглядеть истинно прекрасное в жизни – природу, любимых людей, искусство.
Сочинение №5:
В предложенном для анализа тексте Василий Михайлович Песков поднимает вопрос: насколько важна природа для человека?
В поисках ответа на поставленный вопрос автор рассказывает читателю историю своей прогулке в лечу. Главный герой, гуляя по лесу, увидел зайца и был очень вдохновлен этим. Даже вернувшись домой, его (героя) грели мысли о хорошей прогулке: «и было на душе хорошо и тепло». Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль, что живая природа имеет огромное влияние на человека, его душу и эмоциональное состояние.
Продолжая исследовать волнующий его вопрос, Василий Михайлович Песков переходит к более общим размышлениям о значимости природы для человека.
Автор рассказывает о лесных обитателях, которых каждый из нас может встретить на проулке, а после приходит к такому выводу: «Из всех человеческих ценностей главная — сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав». Для автора важно обратить наше внимание на то, что даже самая маленькая деталь, которая есть в природе, играет огромную роль в нашей жизни. Итак, весь ход рассуждений автора убеждает нас, что всё живое на планете — это великое чудо, которое незаметно делает жизнь человека счастливой.
Позиция автора ясно выражена в следующих словах: «Всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собой чудо с названием жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной, и всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия».
С автором сложно не согласиться. Действительно, именно природа может сделать человека счастливым, помочь ему. Многие художники и писатели в своих произведениях восхваляли и продолжают восхвалять всё живое. Например, Иван Иванович Шишкин на своих знаменитых полотнах отразил всю красоту русского леса. Для него природа была неразрывно связана с жизнью, именно она вдохновляла его на написание всемирно известных картин.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что люди будут более ответственно относиться к окружающему миру и сохранят его для будущих поколений.
Сочинение №6
Каждому человеку знакомо волшебное чувство, которое возникает подчас и переполняет сердце восторгом и радостью. Чувство это мы называем счастьем. Счастье заставляет забыть о горестях и неудачах, позволяет увидеть все краски, разлитые вокруг, ярче и насыщеннее, ощутить гармонию внутри себя.
А что является источником счастья? На этот вопрос можно ответить по-разному. Пытается это сделать и писатель В.М.Песков. В предложенном для анализа тексте он, размышляя о том, что даёт человеку ощущение радости бытия, отвечает словами яснополянского мудреца Л.Н.Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
В качестве доказательства Песков приводит разнообразные примеры. Он рассказывает о старушке, которая кормит каждое утро хлебными крошками птиц во дворе.
Это нехитрое занятие дарит ей каждодневную радость, и отними его – старушка умрёт. Наблюдая живую жизнь птиц, животных, насекомых, считает Песков, мы взращиваем в своей душе тёплое чувство, без которого невозможно счастье. Это чувство может спасти от тяжёлых мыслей и серого настроения, как однажды спас автора обычный заяц, пробежавший мимо него в Тимирязевском парке. Автор убеждён, что общение с живыми существами целительно для человеческой психики, поэтому люди в своих городских квартирах держат собак, кошек, попугаев, аквариумных рыбок.
Нельзя не согласиться с писателем. Действительно, природа и лечит, и поднимает настроение, и дарит ощущение радости. Сколько одиноких людей было спасено от безысходности верными четвероногими друзьями. Сколько людей избавилось от мрачных мыслей, наблюдая суетливую жизнь муравьёв или хлопотливый полёт ласточек и стрижей.
Не нужно искать счастье где-то, стоит лишь внимательно посмотреть вокруг себя, ощутить живое дыхание жизни в парке, сквере, на берегу реки. Чтобы обрести счастье, в первую очередь, необходимо научиться замечать красоту во всем, что нас постоянно окружает.
Сочинение №7
Почему нужно беречь окружающую среду? Что грозит человечеству, если относиться к растительному и животному миру с пренебрежением? Эти и другие вопросы поднимает в своем тексте В. М. Песков, однако наиболее детально автор рассматривает проблему влияния природы на человека.
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, писатель повествует о прогулке, на которой случайно увидел зайца. Обычная встреча с лесным зверьком сразу подняла ему настроение, а на душе стало «хорошо и тепло» Однако, когда за весь день ему не удавалось столкнуться с животным миром, внутри рождалось чувство упущения чего-то важного.
Это доказывает, что природа положительно влияет на самочувствие человека и заряжает позитивными эмоциями, создавая ощущение счастья и внутреннего спокойствия. Комментируя затронутую в тексте проблему, также хочется отметить, что от состояния окружающего мира зависит существование человечества, ведь «жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров станет… невыносимой». Ухудшение будет проявляться не только в психологическом, но и биологическом состоянии людей. Оба примера свидетельствуют о том, что природа оказывает непосредственное воздействие на человека и общество в целом.
Позиция автора текста довольно ясна. Писатель считает, что именно окружающий мир влияет на жизнь людей, обеспечивая их не только средствами для выживания, но и впечатлениями, которые трансформируются в ощущение счастья.
Я согласна с мнением автора данного текста и тоже считаю, что окружающая среда оказывает положительное воздействие на человека. Многие люди используют это волшебное свойство, прибегая к медитациям на свежем воздухе, вслушиваясь в пение птиц и шелест листвы. Научно доказано, что такая практика продлевает жизнь, укрепляет иммунитет и вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям.
В заключение всего вышесказанного сделаю вывод, что природа играет важную роль в жизни людей. Именно она способствует существованию человека, внутреннему балансу и эмоциональному наслаждению.
Текст ЕГЭ:
(1)Был осенний серенький день в конце листопада. (2)И серенькое настроение. (3)Я пришёл в Тимирязевский парк прогуляться. (4)Пустынно было в парке и тихо. (5)И вдруг из леса через дорогу в пяти шагах от меня проследовал заяц. (6)Он не пробежал, а медленно пропрыгал мимо, удостоив меня лишь косым взглядом. (7)Невдалеке от меня он остановился, поскрёб за ухом длинной задней ногой и тихо-мирно упрыгал в кусты. (8)Эко событие, скажете. (9)Однако настроение моё сразу переменилось. (10)Я шёл, посвистывая, вспоминал зайца, представляя, что он сейчас делает. (11)Дома за чаем опять зайца вспомнил. (12)И стало на душе хорошо и тепло. (13)Явление это обычное. (14)Пойдёшь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но всё-таки с ощущением, что чего-то важного не было.
(15)Этим важным может быть утка, с треском и кряканьем взлетевшая из-под ног с маленького пруда. (16)Это могут быть увлекательные, захватывающие сцены поединка двух летунов – легкокрылой стрекозы и длиннохвостой сороки. (17)Или вдруг в бинокль увидел: трудолюбивый дятел таскает птенцам в дуплянку не личинок, а созревшие ягодки земляники. (18)Всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собой чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной. (19)Всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия. (20)Из всех человеческих ценностей главная ценность – сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав. (21)Образы природы сопровождают людей с самой глубокой древности. (22)Сцены охоты древние люди оставили нам в наследство на стенах пещер, на камнях в виде скупых царапин, изображающих лосей, кабанов, туров. (23)Нынешняя техника даёт возможность увидеть зверей и птиц в естественных красках и обстановке.
(24)Мы видим эпизоды их жизни, и в душе появляется тёплое чувство. (25)Они где-то есть, эти звери, они ещё бегают, рычат, прячутся или проявляют, как и мы, люди, любопытство… (26)Желая испытать это тёплое чувство, на городских этажах мы держим кошек, собак, попугаев, белок, рыбок в аквариуме. (27)Врачи говорят, что поглаживание кошки или кормление синицы с ладони целительны для человеческой психики. (28)Заяц, встреченный в парке, исправил моё настроение. (29)А сколько случаев, когда человека с жизнью связывает только ниточка общения с собакой, с обыкновенными воробьями или воронами! (30)Бывшая работница нашей редакции время от времени по телефону докладывает мне о жизни ворон во дворе, о том, что они любят есть, как безошибочно узнают её в массе людей. (31)А старушка у нас во дворе каждое утро носит воробьям крошки.
(32)И я вижу радость на лице женщины, наблюдающей, как суетливые птички подбирают рассыпанный корм. (33)Иногда мне кажется: не прилетят воробьи к её выходу из подъезда, и старушка умрёт от обрыва последней ниточки, соединяющей её с жизнью. (34)Как-то мы разговорились с ней, и она призналась, что ни разу не видела в жизни, как пролетают и кричат журавли. (35)Я рассказал ей, как журавли весною танцуют, разбившись на пары, и кричат так, что голоса их сливаются в один торжествующий звук любви. (36)Старушка слушала внимательно и, прощаясь, сказала три слова: «Какой вы счастливый…» (37)Яснополянский мудрец говорил то же самое в дневниках: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
(По В.М. Пескову*) Василий Михайлович Песков (1930–2013) – писатель, журналист, фотокорреспондент, путешественник.
Другие тексты ЕГЭ 2022 для написания сочинения
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Обновлено: 11.01.2023
Перед нами текст рассказа Василия Михайловича Пескова – одного из талантливейших писателей-публицистов России, лауреата Ленинской премии, автора многочисленных книг, статей и зарисовок о природе нашей страны. Ответы на ее неразрешимые загадки Василий Михайлович ищет везде, где есть живое, заставляя читателя искренне удивляться, любоваться простым, но гениальным. Песков же – в числе первых, кто поднимает вопрос об острой проблеме современности: рассуждает о внутренней пустоте сегодняшней молодежи, ее равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас.
Понять направление авторской мысли, его внутреннее состояние нам помогает лексика, в первую очередь, конечно, характерная для публицистического стиля: должен, беречь, любить – слова, обращенные именно к обществу. Точно отражает внутренний мир Пескова его простая фраза, сказанная под впечатлением от встречи с парнем: Я не ругался, но. Но! Хотел, хотел закричать на весь мир о несправедливости и бездушии людей!
Несомненно, главными лексическими составляющими текста являются стилистические фигуры и тропы.
Начинается очерк с парцелляции. Осенью лес молчит. Такая тишина. Ее использование как бы дает нам ощутить это безмолвие – будто кто-то тихонько шепчет в огромном зале. Это состояние автор усиливает повторной парцелляцией (Ни звука.), а также инверсией как убегает мышь (если бы слова стояли в другой последовательности, акцент делался бы не на слово мышь, а на убегает). Таким образом, Песков настраивает читателя на спокойный, умиротворенный лад (тем ярче контраст в последующем развитии!).
По отношению к дятлу и его работе автор использует множество перифраз, благодаря которым обычное превращается в необычное: дятел у него – музыкант, его произведение на древесной коре – узор, вместо привычного штампа стук дятла – красочное выражение костяной молоточек. Все это говорит о симпатии Василия Михайловича к лесному доктору.
На повинного в смерти птицы Песков обращает внимание с помощью инверсии, делая акцент не на возраст, а на личность юноши (не парень лет семнадцати, а лет семнадцати парень). Кроме того, этот человек у автора – полная противоположность природе, олицетворение совершенного в техническом смысле мира, что он показывает с помощью охотничьих терминов – двустволка, пистолет, пояс с патронами и т.д.
В конце текста автор прибегает к параллелизму, усиливая значение риторических вопросов.
Красочные сравнения, эпитеты и метафоры Песков использует только вначале, при описании природы и дятла (рабочая музыка дятла, тугая струна и пр.).
Главная функция публицистического текста, в том числе данного, – донести до читателя авторскую идею, сохраняя образность и красоту. В очерке Пескова этому способствуют синтаксические особенности текста: краткость предложений, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения.
Сказать о каком-либо преобладающем здесь типе речи нельзя. В целом это – описание ситуации, но каждая из микротем имеет свой подтип.
Первый абзац – описание: использование стилистических фигур, тропов, признаков предметов (например, тишины).
Второй и третий абзацы – повествование: сначала автор рассказывает об удивительной работе птицы, затем – о ее внезапной гибели и о виновнике этой смерти. Доказательством служат последовательное развитие сюжета, цепная связь в предложениях, логичность.
Наконец, заключительный абзац – авторское рассуждение о подрастающем поколении. Тезиса и аргументов, однако, мы не найдем: тезис – сам текст, а аргументы. Как говорится, слов не надо.
Этот рассказ-очерк очень взволновал меня. Подобные очерки необходимо читать не только в детских садах и начальных школах, но и ребятам старших классов. Ведь В.М. Песков поднимает вопрос о воспитании в человеке Человека, и, думаю, эта тема сейчас актуальна, как никогда.
От редакции. Ученическое сочинение публикуется без редакционной правки. Этот вид работы является относительно новым и для учителей, и для учеников. Но его нужно осваивать. Хотя бы потому, что подобное задание включено в ЕГЭ (правда, там оно названо почему-то рецензией). Нам хотелось бы узнать, как вы относитесь к данному виду работы и к этому сочинению в частности.
Человек всегда существовал с природой неразрывно. Она давала и продолжает давать ему жилище, еду для пропитания, а самое главное — эстетическое наслаждение. Кто-то способен любоваться её красотой, изящностью, но есть и те, для кого она не представляет никакой значимости. Именно проблему отношения человека к природе поднимает В. Песков в представленном тексте.
Сначала автор показывает нам главного героя, который способен прочувствовать все величие природы.
Он, спрятавшись за кустом, с любованием наблюдает за работой дятла. По детальному описанию происходящего заметно, что мужчине на самом деле интересно следить за действиями птицы. По такому поведению можно сказать, что существуют люди, ценящие окружающий мир. В этом эпизоде автор дает понять, какое отношение к природе должно быть у человека.
Однако далее писатель показывает нам семнадцатилетнего мальчика, который обрывает жизнь столь невинного существа, как дятел. Он делает это без особой причины, просто так. Если бы его не остановил главный герой, кто знает, сколько прекрасных существ он бы убил ещё. В поведении парня прослеживается беспечное отношение к природе, и печально, что не только у него оно такое. Этим примером автор показывает, что не каждый способен познать красоту того, что его окружает.
Эти два эпизода противопоставлены между собой. Они совершенно разное поведение людей по отношению к природе. Его можно писать отдельно, а можно соединить ко второму примеру.
Позиция автора заключается в том, что природный мир нужно любить, ценить и беречь и что учиться всему этому надо с раннего детства.
Я полностью согласна с мнением автора. Природа – это достояние всего человечества, она — мировая сокровищница, которой нужна забота. На сегодняшний день из-за безответственного поведения человека многие виды животных и растений находятся на грани вымирания, поэтому люди создали “Красную книгу”, чтобы защитить их. Также создаются заповедники, заказники, национальные парки, где деятельность людей ограничена. Этими местами можно лишь любоваться, но и этого уже достаточно.
Таким образом, я хочу подчеркнуть, что человечество должно относиться к природе с уважением. Людям необходимо понять, что надо ей любоваться и восхищаться, а не наносить вред всем её компонентам.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт
(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
(17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив?
Выберите наиболее верную формулировку проблемы, затрагиваемой автором данного текста:
1) проблема бережного отношения к птицам;
2) проблема взаимоотношений человека и природы;
3) проблема красоты природы;
4) проблема ответственности за свои поступки
1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются проблематика текста и позиция автора по рассматриваемым проблемам.
2. Определите и сформулируйте основную (наиболее общую) проблему текста и позицию автора по этой проблеме.
3. Подумайте, почему автор не использует прямой способ постановки основной проблемы текста и выражения своей позиции по этой проблеме.
4. Укажите языковые средства, которые помогают автору выразить свою позицию образно и эмоционально.
5. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
6. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения, включающий определение позиции автора, определение собственной позиции и ее аргументацию.
Проблема взаимоотношений человека и природы актуальна в наше время. Как много слов уже сказали и как еще много будет сказано об этом.
В данном тексте автор раскрывает проблему безответственного отношения человека к природе. Как часто мы задумываемся над этим? И задумываемся ли вообще, губя беспощадно то, что нас окружает?
Однажды на улице я увидела, как мальчишки вытащили из гнезда птенца и бросили его на дорогу. (Так же беспощадно семнадцатилетний парень застрелил дятла в лесу). Мне стало жаль птенчика, и я положила его обратно в гнездышко на дереве.
Из средств массовой информации мы узнаем часто о том, как контрабандисты ради наживы в ужасных условиях перевозят из региона в регион редкие исчезающие виды птиц и млекопитающих.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Практическая работа № 4.
1.Определите и сформулируйте основную (наиболее общую) проблему текста и позицию автора по этой проблеме.
2. Подумайте, почему автор не использует прямой способ постановки основной проблемы текста и выражения своей позиции по этой проблеме.
3. Подберите цитату.
(1) Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по де реву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати па рень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (В.М. Песков)
4. Прочитайте заготовку сочинения, использованную на экзамене вашей сверстницей. Если сочтёте целесообразным, исправьте первые три абзаца и запишите их.
5. Напишите недостающий 4 абзац (формулировку авторской позиции).
6. Подберите из художественной литературы подходящие аргументы.
Проблема взаимоотношений человека и природы актуальна в наше время. Как много слов уже сказали и как еще много будет ска зано об этом.
В данном тексте автор раскрывает проблему безответственно го отношения человека к природе. Как часто мы задумываемся над этим? И задумываемся ли вообще, губя беспощадно то, что нас окружает?
Мы, безусловно, согласимся с автором. Бездумное уничтоже ние природы ведет к гибели всего живого.
(1)Был осенний серенький день в конце листопада. (2)И настроение серенькое. (3)Я доехал на трамвае в Тимирязевский парк прогуляться.
(4)Пустынно было в парке и тихо. (5)Только ворона на сухом дереве воевала с куриной костью. (6)И вдруг из леса через дорогу в пяти шагах от меня проследовал заяц. (7)Он не бежал, а тихо подпрыгивал, удостоив меня лишь косым взглядом. (8)Тут же он остановился в двух шагах от меня, поскрёб за ухом длинной задней ногой и тихо-мирно упрыгал в кусты. (9)Эко событие, скажете. (10)Однако настроение у меня сразу переменилось. (11)Я шёл, посвистывая, вспоминал зайца, представляя, что он сейчас делает. (12)Дома за чаем опять его вспомнил. (13)И было на душе хорошо и тепло.
(14)Явление это обычное. (15)Пойдёшь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но всё-таки чувствуешь: чего-то важного не было. (16)Этим важным может быть утка, с треском и кряканьем взлетевшая из-под ног с маленького пруда. (17)Это могут быть увлекательные сцены поединка двух летунов — стрекозы и сороки. (18)Или кабан пробежал близко, показывая лишь спину поверх бурьянов. (19) Или вдруг в бинокль увидел: дятел таскает птенцам в дуплянку не личинок, а созревшие ягодки земляники. (20)Всё это даёт день пешей прогулки в лес. (21)Всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собою чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной, и всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия. (22)Из всех человеческих ценностей главная — сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав. (23)Удалите всё это из жизни или по нерадивости потеряйте (это возможно при варварском отношении человека к Природе), и жизнь потеряет краски и главный источник радости. (24)Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой. (25)Впрочем, до этой точки, не заботясь о сохранении живого мира, человек вряд ли и доживёт.
(По В. Пескову*)
СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ
Мы говорим о нравственности, рассуждаем о человеческих ценностях. А в чем они заключаются? Что из всех человеческих ценностей наиболее значимо? Ответы на эти вопросы можно найти в предложенном нам тексте В.М. Пескова.
Соглашусь с авторской позицией. Мне кажется, жизнь с ее красками действительно способна делать наши впечатления более яркими и глубокими. А красками этими несомненно является все живое, что окружает нас.
Я тоже люблю жизнь со всеми ее проявлениями. В нашем чудесном крае много гор. И каждый горец вырос, впитывая с детства эту красоту и краски. Вечером ли, утром смотреть на горы – значит насыщаться жизнью со всеми ее прелестями.
Читайте также:
- Образ дороги в очарованном страннике сочинение
- Сочинение рассуждение на тему проблема
- Виноваты ли герои пушкина друг перед другом если да то в чем станционный смотритель сочинение
- Сочинение по картине пластова сенокос урок презентация
- Сочинение на тему как я представляю
(1)Был осенний серенький день в конце листопада. (2)И настроение серенькое. (3)Я доехал на трамвае в Тимирязевский парк прогуляться.
(4)Пустынно было в парке и тихо. (5)Только ворона на сухом дереве воевала с куриной костью. (6)И вдруг из леса через дорогу в пяти шагах от меня проследовал заяц. (7)Он не бежал, а тихо подпрыгивал, удостоив меня лишь косым взглядом. (8)Тут же он остановился в двух шагах от меня, поскрёб за ухом длинной задней ногой и тихо-мирно упрыгал в кусты. (9)Эко событие, скажете. (10)Однако настроение у меня сразу переменилось. (11)Я шёл, посвистывая, вспоминал зайца, представляя, что он сейчас делает. (12)Дома за чаем опять его вспомнил. (13)И было на душе хорошо и тепло.
(14)Явление это обычное. (15)Пойдёшь с рюкзаком за город и, если ничего живого за день не усмотрел, возвращаешься хоть и довольный ходьбой, но всё-таки чувствуешь: чего-то важного не было. (16)Этим важным может быть утка, с треском и кряканьем взлетевшая из-под ног с маленького пруда. (17)Это могут быть увлекательные сцены поединка двух летунов — стрекозы и сороки. (18)Или кабан пробежал близко, показывая лишь спину поверх бурьянов. (19) Или вдруг в бинокль увидел: дятел таскает птенцам в дуплянку не личинок, а созревшие ягодки земляники. (20)Всё это даёт день пешей прогулки в лес… (21)Всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собою чудо с названием Жизнь, очень возможно, единственную в бескрайней Вселенной, и всякое проявление жизни даёт ощущение радости бытия. (22)Из всех человеческих ценностей главная — сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек, трюканьем сверчка и шелестом трав. (23)Удалите всё это из жизни или по нерадивости потеряйте (это возможно при варварском отношении человека к Природе), и жизнь потеряет краски и главный источник радости. (24)Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой. (25)Впрочем, до этой точки, не заботясь о сохранении живого мира, человек вряд ли и доживёт.
(По В. Пескову*)
* Песков Василий Михайлович (род. в 1930) — российский писатель, журналист, ведущий телепрограммы в«Мире животных» ( с 1975 по 1990 гг.), путешественник. Известный фоторепортёр и корреспондент. Автор очерков, лирических миниатюр, рассказов на тему русской природы, жизни и труда людей… Первая его книга — «Записки репортёра» — увидела свет в 1960 году. В 1963 году вышла следующая книга — «Шаги по росе», за которую В. Песков был удостоен Ленинской премии. В.М. Песков — автор сборника очерков «Странствия», в котором перед глазами читателя предстают США и Восточная Африка, Антарктида и Швейцарские Альпы, Норвегия и Венгрия — разные уголки нашей планеты во всём их прекрасном многообразии.
СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ
Мы говорим о нравственности, рассуждаем о человеческих ценностях. А в чем они заключаются? Что из всех человеческих ценностей наиболее значимо? Ответы на эти вопросы можно найти в предложенном нам тексте В.М. Пескова.
В центре внимания писателя – случай из его жизни, происшедший с ним «сереньким осенним днем» в Тимирязевском парке. Автор вспоминает, как «обычное явление» — встреча с зайцем на дорожке парка — переменило его настроение на весь день и «от этого было на душе тепло и хорошо». В. Песков с восхищением говорит о том, что такие встречи всегда оставляют светлый след в душе, потому что помогают осознать главное – «всё живое, тесно переплетённое множеством связей, являет собою чудо с названием Жизнь».
«Из всех человеческих ценностей главная — сама жизнь с восходом солнца, с облаками, пением птиц, кваканьем лягушек…» Исчезнет это – исчезнут краски жизни, потускнеют впечатления. Такова позиция автора текста.
Соглашусь с авторской позицией. Мне кажется, жизнь с ее красками действительно способна делать наши впечатления более яркими и глубокими. А красками этими несомненно является все живое, что окружает нас.
В русской классической литературе можно найти достаточно тому примеров. В творчестве Михаила Пришвина эта мысль о ценности всего живого прослеживается в цикле рассказов «Лесной хозяин». Может ли человек быть хозяином леса, будучи варваром? В одном из этих рассказов «Паутинка» писатель особенно проникновенно рассказывает о человеке, который увидел на деревьях в лесу паутинку. И проникся ее красотой. Она помогла ему стать другим: более ценящим все окружающее.
Я тоже люблю жизнь со всеми ее проявлениями. В нашем чудесном крае много гор. И каждый горец вырос, впитывая с детства эту красоту и краски. Вечером ли, утром смотреть на горы – значит насыщаться жизнью со всеми ее прелестями.
Как бы мы ни жили хорошо, что бы ни делали, о чем бы ни мечтали, каждый из нас думает об одном – прожить жизнь достойно, красиво. Сможет ли человек прожить ее красиво в окружении всех современных «гаджетов», без прелести окружающей живой природы? Мне кажется, навряд ли. Потому что только в ней – дыхание нашей жизни.
СОЧИНЕНИЕ
Проблема
Как нужно относиться к природе?
Понятно, что Песков в своем публицистическом тексте обращает
внимание на проблему варварского отношения к природе.
«Почему на мелколесье
гибнут звери и птицы?» «Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?» — такие вопросы
предлагает своим читателям для осмысления защитник природы Василий Песков.
Пример-иллюстрация 1
Текст Пескова начинается мрачно и загадочно: почему-то гибнут
птицы и звери. «По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей
и птиц», — так начинает свой разговор с читателями современный писатель-очеркист,
журналист, путешественник Василий Михайлович Песков. На вопрос «что случилось» Песков
отвечает сразу – в следующем абзаце: леса потравили химией, чтобы легче было леса
выкорчевать, для того чтобы «расширить площадь лугов». Оказывается, в том, что гибнут
звери и птицы, виноваты люди. В погоне за планом, выполняя разнарядки, чиновники,
не обращая внимание на письма защитников природы, разрешили применять опасные для
животных химические вещества. Эти фрагменты текста Пескова показывают, что
автор предостерегает людей от необратимых поступков, учит людей предвидеть возможные
последствия бездумного применения химии, учит ответственности.
Пример-иллюстрация 2
Песков не случайно в отдельном абзаце описывает один из возможных
ответов чиновников на вопрос «как же допустили такую беду?», «как позволили отравить
природу?». Песков соглашается, что экономически выгоднее применить химию, но обращает
внимание на долговременные экологические последствия такого неразумного отношения
к природе. Можно, наверное, сказать, что автор порицает чиновников за недальновидность
и трусость в принятии важных решений, за привычку прикрываться инструкциями и циркулярами.
Связь примеров-иллюстраций
Двадцать семь лосей, загубленные тетерева, мелкие птицы, насекомые
– такова цена человеческой безответственности, равнодушия к будущему природы и будущей
жизни человечества. Итак, безответственное отношение человека к природе и
гибель животных и птиц связаны причинно-следственной связью: халатность
чиновников привела к гибели лосей, птиц и насекомых.
Авторская позиция
Песков считает, что к природе человек должен относиться
ответственно, думая о последствиях вторжения в экосистему: «Нами руководить
должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает
жизнь и радует человека», — пишет Песков. Эти слова – авторская позиция.
Обоснование
Вероятно, эта статья Василия Пескова была написана в 70-80 годы
прошлого столетия. В наши дни экологические проблемы не стали менее насущными.
Грета Тунберг, партии зеленых, Гринпис и другие люди и организации призывают людей
к экоактивизму, информируя об экологических проблема и бедствиях. Каждый
ответственный землянин должен понять, что будущее в нашем неравнодушии к окружающей
нас природе.
360 слов
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте[1] одну из проблем[2] , поставленных автором
текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны
для понимания проблемы[3] исходного текста (избегайте
чрезмерного цитирования). Дайте
пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите
смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте
и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного
текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя
тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом
месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и
птиц. (6)Что же случилось?[4]
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес
химической жидкостью[5] . (8)Было задумано расширить
площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его
с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно
дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в
этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не
всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены
тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей.
(15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер
возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё.
(18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление
жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем
человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не
встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?[6]
(23)Что же, не нашлось человека[7] , который мог бы предвидеть
беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами.
(26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество
вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».
(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники
на тех, кто бил тревогу:
(32)— Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас
есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и
животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также
понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока…
(38)Про лосей же ни слова…
(39)— Но ведь можно было об этом догадаться.
(40)Предупреждали же…
(41)— Мы согласно инструкции…
(42)Вот и весь разговор.
(43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить
должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что
украшает жизнь и радует человека. [8] (44)Мы не должны забывать в
любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать
счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и
зверя в лесу…
(По
В. Пескову[9] *)
*
Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) — современный писатель-очеркист, журналист,
путешественник.
Источник текста: ЕГЭ 2013, Урал, вариант 3.
Банк
ФИПИ блок № 94DA8F
2. лучше – главную, так как есть что комментировать и чем
комментировать. Примеры-иллюстрации – это и есть ваш комментарий проблемы.
3. Важно написать, как вы понимаете проблему, проблемный вопрос,
почему эти иллюстрации важны, что эти иллюстрации дают для понимания проблемы
4. Почему на мелколесье гибнут звери и птицы? Это проблемный вопрос.
Мы можем его сформулировать иначе.
5. На вопрос «что случилось» Песков отвечает сразу – в следующем
абзаце: леса потравили химией, чтобы легче было леса выкорчевать для того чтобы
«расширить площадь лугов»
6. Песков соглашается, что экономически выгоднее применить химию, но
обращает внимание на долговременные экологические последствия такого
неразумного отношения к природе.
7. Уже понятно, что Песков в своем публицистическом тексте обращает
внимание на проблему варварского отношения к природе
8. Эти слова – авторская позиция. Песков считает, ч что к природе
человек должен относиться ответственно, думая о последствиях вторжения в
экосистему: «Нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей
матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека», — пишет Песков
9. Если не получается сформулировать проблему…
10. Как нужно относиться к
природе?
Проанализировать текст,
выделить и озаглавить абзацы, подчеркнуть опорные слова.
Найти авторскую позицию, то
есть ответ на вопрос.
Василий Михайлович Песков поднимает важную и актуальную во все времена проблему – проблему человеческого страха перед жизненными обстоятельствами.
Речь идет о дезертире, покинувшего армию в страшные годы жизни России, – в Великую Отечественную войну. Страх вынудил Николая вернуться к матери, в родной дом. Герой убежал от ужасов войны, боясь смерти, голода, ранений, боясь самой военной жизни. Целых двадцать лет он скрывался на чердаке собственного дома. Конечно, Николаю, как и любому другому человеку, не хотелось умирать молодым, рисковать ценой собственной жизни. Война – это страшно, а дома ждет любимая мама, уют и тепло. К тому же «живем один раз» — рассуждал герой. Разве хочется терять эту жизнь, не испробовав все ее радости?
Николай боялся терять жизнь столь молодым. Однако она, так или иначе, прошла мимо него. Все молодые годы он потерял в темноте и жуткости чердачных стен. Сначала Николай боялся войны, затем он стал пугаться наказания, а после – и самой жизни. Ведь давно хотел герой выйти в людской мир и признаться в совершенном поступке, но не мог, он «уже не карость за трусость боялся – боялся жизни». И не лучше было бы уйти ему на войну и прожить жизнь так, как подобает настоящему русскому солдату?
Пусть с ранениями и болью, пусть с печалями и потерями, но зато – прожить и прочувствовать каждый миг, каждое мгновение. Страх забрал эту возможность, он оказался сильнее самой тяги к жизни. Даже выйдя на свет, герой «спит он по-прежнему на чердаке», никак не привыкнув к настоящему существованию.
Автор считает, что трусость – удел человека низкого, недостойного. Предать Родину и армию в столь трудный час, избегать наказания и двадцать лет томиться на чердаке, а при выходе оттуда так и не привыкнуть к нормальной человеческой жизни – все это заслуживает презрения. И я не могу не согласиться с автором. Действительно, раз «жизнь одна», то и прожить ее нужно достойно: встретить все радости и разочарования, пережить всевозможные потери и подарки судьбы и даже с достоинством выдержать ужасы войны.
Герой данного текста за свою трусость наказал себя дважды – жизнь и достойная молодость прошли мимо него, а сам Николай получил лишь людское презрение. Жизнь дана для того, чтобы быть в центре нее, познать настоящее счастье, а также принять и одолеть преграды судьбы. Боясь всего этого, можно упустить саму жизнь.