Материалы для подготовки к итоговому сочинению (декабрьское) в помощь учителю-словеснику
Вступление к сочинению
1.В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.
Варианты зачинов |
Примеры |
Плюсы и минусы названного варианта |
1.Академический |
«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» |
Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости |
2. От «я» |
«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» |
Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции |
3. «Киношный» |
«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» |
Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции |
4. Дневниковый |
«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…» |
Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу |
5. Цитатный |
«Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» |
Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение |
2. Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.
Упоминает Н.П. Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
3. В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.
Называет В.Н. Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них
мемуарный приём,
монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
монтаж фактуальной информации,
обращение к информационному запасу коммуниканта,
обзор аспекта деятельности героя,
обзорная характеристика предмета обсуждения,
призыв к совоспоминаниям
приглашение к диалогу,
призыв к сопредставлению,
призыв к сопереживанию,
противопоставление,
зачин-парадокс,
подведение к теме,
самохарактеристика,
сопряжение фактов по контрасту,
характеристика через впечатления современников,
исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).
Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени
Варианты заключений
Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:
Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:
«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».
Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).
А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.
Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.
Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.
Перейти к содержимому
Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.
Содержание
- Клише для вступления
- Примеры вступлений с клише
- Клише для перехода к основной части сочинения
- Речевые клише для тезисов
- Клише для аргументов
- Клише для обращение к произведению
- Интерпретация произведения или его фрагмента
- Клише для перехода к второму аргументу
- Слова-связки
- Клише для выводов и заключения
- Клише для промежуточных выводов
- Клише для заключения
Клише для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
- Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Люди часто размышляют о том, что ….
- О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
- Как часто мы слышим о….
- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
- Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
- Каждый из нас сталкивался с…
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- Во все времена остро стоял вопрос …
- Говоря о … , нельзя не заметить, …
- Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
- Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
- (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
- Зададимся вопросом: почему….?
- В чем же причина …?
- Невольно задаешься вопросом: зачем …?
- Как мы должны относиться к …?
- Как нужно относиться к …?
- Задумаемся: должны ли мы…?
- Почему же нужно …?
- Почему же необходимо …?
- Что же самое главное …?
Примеры вступлений с клише
- Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
- Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
- Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
- «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
- Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
- (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
- (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
- Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
- Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
- Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса). - (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
- С давних времён люди задумывались над вопросом …
- С давних времен человек размышлял о…
- Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
- В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
очень серьёзная и затрагивает каждого из нас. - Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
- Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…
Клише для перехода к основной части сочинения
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
- Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Вспомним…
- Это подтверждается …
- В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
- Более того, …
- Во-первых, во-вторых, в-третьих …
- В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
- Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы.
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
- В доказательство моей точки зрения
- Замечательным примером, иллюстрирующим…
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
- Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…
Речевые клише для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
вопрос, заданный во вступлении).
Клише для аргументов
Клише для обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает, что…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
- Он акцентирует внимание читателя на …
- Он осуждает…
- Этот поступок героя говорит о…
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
- Автор повествует о…
Клише для перехода к второму аргументу
- В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
- В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
- Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…
Слова-связки
- Однажды…
- Сначала…
- Потом…
- Далее…
- Затем…
- После этого…
- В итоге…
Клише для выводов и заключения
Клише для промежуточных выводов
- Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
- Мы можем прийти к выводу…
- Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
- Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
- Автор пытается понять, почему…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной…
- Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
- После прочтения этого произведения становится понятно…
- После знакомства с героями произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаешь…
Клише для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- В заключение хотелось бы отметить…
- В заключение хочется сказать, что…
- В заключение хотелось бы отметить, что…
- В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Подводя итог, хочется сказать…
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
- К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
- Думаю, надо …
- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
В помощь к последнему заданию в ЕГЭ по русскому языку.
Важно помнить, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.
1. Проблемный вопрос.
Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии…
3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.
4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.
5. Создание определенного эмоционального настроя.
Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.
6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
7. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.
Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», — поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С. Лихачевым, — проблема экологии культуры.
В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержание основной части по смыслу и стилистически.
Виды заключений
Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.
1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
3. Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?
4. Использование цитаты. Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
Виды
вступлений и заключений к сочинению по русскому языку ( С1)
Вступление.
1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет
сделать вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает ответ, что это
возможная опасность
какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и
размышляет автор предложенного текста М .Веллер.
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько
вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание
на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает
чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С.
Лихачева.
3. Назывные предложения. Должны содержать
базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого
горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он
продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное
по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре
рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые
готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы
ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная
фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный
образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность
ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.
7. Краткая справка о писателе.
М. Веллер- современный писатель. За свою
жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в
тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных
людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может
человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в
предложенном тексте.
8.Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что память-
творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и
смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.
9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение
понятий.
В жизни много таких событий, которые
надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как
приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.
10. Заглавие, которое можно дать тексту.
Заклятые друзья природы- вот название,
которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет
В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.
11. Связь с современностью.
В человеке существуют два начала-
рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но,
несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все
заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.
12.Личные впечатления, чувства и жизненный
опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не
согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное
создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.
13. Историческая характеристика
соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных
особенностей.
В истории человечества есть примеры того,
как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям,
нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее
существование.
Заключение.
1. Итог и обобщение сказанному.
Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь,
что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый
день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям,
маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.
2. Может быть развернута мысль, выраженная во
вступительной части.
Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой
человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не
прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в
звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем
осознавать это, жизнь не остановится.
3. Личное отношение к решаемой в тексте
проблеме.
Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого
оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает
и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе
чувство. Добро порождает добро.
4.Концовка- афоризм.
Снова и снова мы убеждаемся в том, что
мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал
человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет,
укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.
«Безумству храбрых поем мы песню»!
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос,
поставленный в начале сочинения.
Для чего же люди рискуют? Счастье риска
заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты
учишься быть настоящим человеком.
6.Цитата, если она является итоговым
суждением, отражающим идею или проблему текста.
Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку
высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть
человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти
на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного,
циничного, что ежедневно порождало наше время».
7. Корректное возражение автору.
Сложно не согласиться с автором текста
М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между
самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и
принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва
– подвиг.
8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Когда-то я читала сказку о жадном человек,
мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог
решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек
умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе?
Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.
Построение вступительной и заключительной части сочинения
Билан КВ, учитель русского языка и литературы
Виды заключительной части сочинения
Виды вступительной части сочинения
- заключение «об актуальности»;
- историко-литературное ;
- лирическое;
- заключение-цитата .
- историческое вступление;
- аналитическое вступление;
- лирическое .
Историческое вступление
Уместно, если тема сочинения связана с обсуждением исторически актуальных социальных и нравственных проблем. Представляет собой краткую характеристику исторической эпохи или эпохи создания произведения
« Век нынешний и век минувший»
Пример
« АС Грибоедов начал писать комедию «Горе от ума» спустя два года после окончания отечественной войны с французами и закончил в 1824г.- за год до восстания декабристов. События военных лет послужили толчком к появлению в русском обществе людей, размышляющих о судьбах своей родины, о путях обновления и переустройства ее жизни. Мысли этих людей шли в разрез с социальным укладом, жизненными устоями и моралью, господствовавшей в то время в обществе. Именно такой человек, открыто противопоставляющий свою новую идеологию устоявшимся, традиционным взглядам окружающих, стал главным героем комедии Грибоедова. Чацкий, человек нового времени, появляясь в гостиной московского дома Фамусова, где все пропитано духом консерватизма, вступает в конфликт со всеми, утверждая неизбежность столкновения «века нынешнего» и «века минувшего»
Историческое вступление может указывать на место конкретного произведения в литературном процессе
«Изображение фамусовского общества в комедии АС Грибоедова «Горе от ума»
«Комедия АС Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. В произведении впервые соединились элементы классицизма, романтизма и нового для того времени – реализма. Как известно, одно из требований к реалистическому произведению,- правдивое изображение исторически конкретного общества. Безусловно, в комедии Грибоедова, в отличие от комедий Фонвизина и Копниста, не отдельные пороки, а все общество в целом подвергается осмеянию и беспощадному анализу. Как же изображает автор московское общество 20-х годов 19 века?»
Историческое вступление может содержать элементы биографии писателя
«Стихотворение АС Пушкина «Вновь я посетил..»
(Восприятие, истолкование, оценка)»
«Стихотворение «Вновь я посетил..» — одна из вершин пушкинской лирики, завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. А накануне, 25 сентября, Пушкин писал жене: «В Михайловском нашел я всё по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть..» Принято считать, что эти строки легли в основу стихотворения, и, конечно, это так – в этом убеждает почти дословное совпадение фрагментов письма и стихотворных строк. Но как изменилась тональность восприятия жизни! Как творчески переосмыслил жизненные впечатления в тексте стихотворения поэт!
Темы сочинений, где можно использовать историческое вступление
- «Кутузов и Наполеон – два разных типа полководцев в Отечественной войне 1812года»
- «Евгений Онегин» – роман, в котором отразился век»
- «Реализм и романтизм в творчестве АИ Куприна»
- «Автор и герой в романе АС Пушкина «Евгений Онегин»
- «Тема одиночества в поэзии МЮ Лермонтова»
- «Материнское горе в поэме АА Ахматовой»
- Поэма «Двенадцать» как поэтическое завещание АА Блока
Составьте вступление к сочинению на одну из тем
- «891 день мужества ленинградцев»
- Тема войны в романе ЛН Толстого «Война и мир»
- «По ком звонит колокол»
- Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» МЕ Салтыкова-Щедрина
- Тема «общей жизни нации в романе ЛН Толстого «Война и мир»
- Поэт и родина в лирике АТ Твардовского
- «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом..»(ВГ Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы)
- Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
Лирическое вступление
Это личностно окрашенные размышления о том, с чем для вас лично связано творчество автора, отдельные произведения и тд
Используется в тех случаях, когда тема сочинения ориентирует на выражение вашей читательской позиции
«Любимые герои произведения
по роману ЛН Толстого «Война и мир»
«Любимые герои произведения по роману ЛН Толстого «Война и мир»
« Роман ЛН Толстого «Война и мир» я прочитала первый раз в 6 классе. Помню, что тогда я не все читала с одинаковым увлечением. Конечно, скучны были длинные описания батальных сцен, непонятны философские размышления Толстого. Главы же, где главным действующим лицом была Наташа Ростова, сразу же стали моими любимыми. Прошло 5 лет. Многое изменилось за это время, и роман Толстого воспринимается теперь совсем иначе, но образ любимой героини и сейчас притягивает меня, манит своей тайной. И сегодня Наташа остается для меня идеалом русской женщины»
«Моё любимое произведение русской классики»
« Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, но и сейчас, открывая наудачу давно знакомую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, читаешь, словно впервые.
Мне нравятся многие стихи АС Пушкина, но в большей степени меня привлекает Пушкин–прозаик. Я зачитал до дыр «Повести Белкина», восхищался Дубровским, но «Капитанская дочка» потрясла моё воображение и осталась любимым произведением»
«История одного преступления» (ФМ Достоевский «Преступление и наказание»)
«Роман ФМ Достоевского «Преступление и наказание» заинтересовал меня не только с точки зрения читателя, увлекшегося весьма необычной историей преступления, но и сточки зрения психологии. Ведь «ПН» – произведение, исследующее психологическое состояние до, в момент и после преступления. Почему человек способен совершить столь безнравственный поступок? Быть может, он сумасшедший, опасный для общества? Но разве действия Раскольникова не были мотивированны стремлением к всеобщему счастью, к материальному благосостоянию семьи, к самоутверждению и самопознанию? Чтобы разобраться в этом, обратимся к началу этой истории»
«Нравственная проблематика творчества ВМ Шукшина»
«Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди — и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью» Читаю эти слова Шукшина и невольно думаю, что писатель говорит о себе самом, что он и был «избран», чтобы поведать о своем народе правдиво, глубоко, с любовью. По-другому не объяснить секрет его дара, потрясающего уже не одно поколение. Шукшин пришел в литературу со своей нравственной программой, с собственными представлениями о современном человеке»
Составьте вступление на одну из тем:
- Тема любви в произведениях о ВОВ
- Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (по произведениям ИА Бунина)
- Мир людей глазами мобильного устройства
- Что такое счастье? Тема любви в произведениях писателей 19 века
- «У войны не женское лицо»
- Чем люди живы? (на примере произведения писателей русской литературы)
Аналитическое вступление
Отражает понимание понятий, входящих в формулировку заглавия темы.
- Литературоведческое понятие
- Нравственно-философское понятие
- Заявлена проблема, требующая от автора сочинения понимания и конкретизации
«Романтические черты поэм МЮ Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»
« Романтизм как литературное направление сформировался в конце 18 — начале 19века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков встал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая, необыкновенная, яркая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлению о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от окружающей действительности, поисков идеала, темы внутренней и внешней свободы.
В России у истоков романтизма стояли Батюшков, Жуковский, развивалось это направление в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтизм»
«Тема денег в русской литературе»
«Как вы представляете жизнь без денег? Жизнь каждого человека проходит в постоянной заботе о благосостоянии, мы думаем о деньгах, копим их, бережем. Для нас потеря кошелька — большая трагедия. Конечно, важны и любовь, и дружба, и семья, но ведь семью надо кормить… Мы осуждаем людей, тратящих деньги на пустяки, не уважаем азартные игры и тем более карманников. И так было всегда. С тех пор, как из монгольского языка в русский пришло слово «деньги», оно произносится постоянно. Естественно, что оно не обошло и литературу 19 века. Из произведений классиков мы можем узнать не только об отношении героев к богатству и бедности, но даже суммы долгов и взяток! Чем же были деньги для героев Пушкина, Грибоедова, Гоголя? Какие черты характера проявляют Чацкий, Фамусов, Савельич, когда говорят о деньгах? К чему ведет героев жажда наживы или щедрость?»
Составьте аналитическое вступление на одну из тем:
- «Новый мир» в романе Е.Замятина «Мы»
- Тема времени и пространства в произведении ИА Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- Гуманность и гуманизм в пьесе М Горького «На дне»
- Проблема счастья в поэме НА Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Нигилизм Базарова: за и против (По роману ИС Тургенева «Отцы и дети»)
- «Что есть красота…»
Заключение
В заключении текста обычно содержатся выводы, сделанные на основе доказательств тезиса.
Типы заключений:
- Заключение-вывод
- Заключение-следствие
Виды заключений:
- Заключение «об актуальности»
- Историко-литературное
- Лирическое
- Заключение-цитата
Заключение-вывод В этом заключении должен быть ясный ответ на поставленный вопрос. «Образ провинциальной барышни в русской литературе»
ВСТУПЛЕНИЕ
С давних времен художников, скульпторов, писателей волновал образ женщины. В разные эпохи женщины изображались по-разному. Мягкие черты, округлые формы, красота лиц отличают древнегреческие и древнеримские скульптуры; с портретов средневековых дам на нас смотрят высокомерные королевы, принцессы и герцогини в великолепных шелковых и парчовых платьях… А какими же были барышни в русской провинции 19 века?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Писатели 19 века, изображавшие в своих произведениях провинциальных барышень, показали качества настоящих русских женщин. Татьяна АС Пушкина, Лариса АН Островского, Дуня ФМ Достоевского, Катя Туркина АП Чехова – эти героини наделены чутким сердцем, горячей душой, внутренней и внешней красотой. Они являются образцом чистоты, благородства, искренности и мужества. Они способны «зажечь» сердца и вдохновить на подвиги.
Заключение-следствие Раздвигает рамки темы, содержится литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом произведением в литературном процессе.
Историко-литературное заключение
Изображение фамусовского общества в комедии «Горе от ума» оставило свой след в истории русской литературы. Грибоедов положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, наметив почти все типы, которые будут возникать позже на страницах других произведений. Грибоедовская Москва невольно вспоминается, когда читаешь пушкинские строки: «Но в них не видно перемены,// Все в них на старый образец…»
Как не вспомнить грибоедовскую Москву, когда попадаешь в гостиную Ростовых или на бал Иогеля… Все то же и Английский клуб, и девушки-невесты, и своенравные старухи, и сплетни… Поистине, «что нового покажет мне Москва?»
Пожалуй, нельзя не согласиться с Гончаровым, считавшим, что «русская литература никогда не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым»
Заключение об актуальности
Сама форма произведения-воспоминание- предполагает, что автор делится опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем, чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть АС Пушкина «Капитанская дочка» — яркое подтверждение тому .
Заключение-следствие
Лирическое заключение
Связывает анализируемый материал с личным опытом автора
А ещё этот же «пушкинский лубок», которым теперь для меня проникнут «Станционный смотритель», делает бессмертным и давно прошедшее лето в Выре, и хомут на деревянной стене, и белый вьюнок, и полосатую версту. И осень, которая тоже стала для меня частью «Повестей Белкина», когда серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с полей, унося красивые листья со встречных деревьев.
Заключение-цитата
Цитата должна быть связана с темой сочинения.
Ежегодно в день рождения писателя в Сростках, на горе Пикет, собирается тысяча людей. Они приезжают на родину писателя, как будто к самому Шукшину. Вот что сказал по этому поводу ВП Астафьев: «На эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить, потому что значение художника нами ещё до конца не осознано»
От того насколько интересно и увлекательно написано вступление, зависит первое впечатление о сочинении – заинтересует ли оно проверяющего уже на первом этапе или вызовет стойкие ассоциации со стандартными шаблонами.
ЛЮБОВЬ
Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы так или иначе не освятить бессмертную тему любви. Писатели по-разному видели это чувство. Для одних оно было проклятием, для других – благословением, для третьих – патриотизмом, для четвертых – материнством… Но так или иначе, никто не отказывал своим героям в счастье любви.
Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии.
Тема любви – вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то свое: свое понимание этого чувства, отношение к нему. Писатели Серебряного века по-своему трактовали любовные отношения.
Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики.
ДОМ
» Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом»,- писал В.Распутин.
Тема дома и семьи — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской — в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях.
Понятие «дом» многогранно. Для каждого человека он имеет своё значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания: это начало жизненного пути; это аромат свежеиспечённых блинчиков, ворсинки шерсти на стареньком диване, детские рисунки на стенах; мамин голос, тепло…
Многое в нашей жизни определяется домом и семьёй: с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улица, край, страна, планета.
Земля – наш общий дом. Каждый сознательный человек понимает, что все в мире взаимосвязано. Веками мы пользуемся дарами природы, воспринимаем её как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности.
Дом…Родительский дом. Для каждого из нас он имеет исключительное значение. Ведь в отчем доме человек не только родится, но и получает духовный и нравственный заряд на всю оставшуюся жизнь, в семье закладываются в человеке те нравственные ориентиры, которые будут нужны ему на протяжении всей жизни.
Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель С. Михалков. И какими будем мы в жизни — это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.
Тема Дома — сквозная тема мировой художественной литературы. Писатели в своих произведениях размышляли о значении семьи в воспитании детей.
ГОД литературы
Есть два подобия целомудренных и страстных объятий: море и раскрытая книга; их оценить может всякий возраст. Но море однообразнее книги и быстрее утомляет; книга держит в объятиях часами, годами, всю жизнь, и любовные выдумки ее безграничны. Прочитанная, она остаётся в памяти – и снова рождается, опять влекущая и еще раз полная тайны. В море мы плаваем на поверхности – в книгу уходим с головой, и чем глубже, тем слаще и чудеснее.
Чаще всего её называют другом. Она бывает Учителем, ласковой матерью, детищем и злым врагом. Но, конечно, она – возлюбленная, неподражаемая в постоянстве и вечном равнодушии. Ничто не дало миру столько добра и столько зла, как книга, и никто другой не пользовался таким почётом в памяти далёких поколений. Самым невозможным кажется исчезновение книги, замена её иной человеческой выдумкой. Это, конечно, случится, – но к тому времени люди переродятся, и не будет больше ни любви, ни вымысла, ни наивной веры, украшающей нашу жизнь. С жалостью думается о таких людях будущего..
Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение. (Д. С. ЛИхачев)
Без книги человечество погибнет! Это моё глубокое убеждение. Почему? Потому что в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского содержатся не только страницы истории, но и отражается философия жизни. Эти произведения заставляют заглянуть в свой собственный внутренний мир.
У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перелистывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. Почему диалог? Да потому что книга – хорошая, мудрая книга – требует труда мысли, сознания, воображения. Настоящая книга – это сгусток энергии. (В.Я.Лакшин, литературный критик).
Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, старше и мудрее молодой музы телевидения…Но книгу трудно заменить даже как привычный для человека источник глубокой информации. Книгу художественную, литературу в высоком смысле, не вытеснить ни компакт-дисками, ни видео-, стереозаписью. (В.Я.Лакшин, литературный критик).
Россия как держава во многом формировалась и формируется ключевыми произведениями русской литературы, среди которых можно выделить творчества Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Афанасьевича Булгакова, Ивана Антоновича Ефремова и других выдающих русских писателей и поэтов.
ПУТЬ
У каждого из нас свой путь, своя дорога, своя судьба. С самого раннего детства мы слышим, что должны жить достойно, стараться не совершать ошибок, которые можно исправить, но пройти свой путь заново, переписать жизнь или её часть невозможно.
Гораздо важнее — сделать правильный вывод , вынести из трудной ситуации урок и запомнить его на всю жизнь. О теме выбора пути, жизненных исканиях писали многие классики русской литературы…
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.
Как писать сочинение-рассуждение?
В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.
По «правилу трёх» можно строить и сочинение:
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.
Вступление в сочинении-рассуждении
Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.
Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».
Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».
Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»
В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.
Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»
Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023
ЦТ онлайн
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
1
Виды вступлений и заключений к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку
2
Вступление это принципиальное положение, которое должно послужить основанием для всего дальнейшего изложения. Оно должно быть органически связано и с основной частью, и с заключением.
3
Вступление готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Задача пишущего вступление подвести к теме таким образом, чтобы логично перейти к изложению аргументов. Именно по этому от продуманного вступления зависит, в каком направлении пишущий будет развивать свое рассуждение.
4
Вступление – это важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст. Среди важнейших признаков вступления назовем: 1) лаконичность (при написании мини- сочинения, это особо актуально); 2) связь с темой; 3) наличие сформулированного тезиса; 4) связь с заключением.
5
1) Определение темы текста. Одиночество гения. Веками эта тема волнует и вдохновляет поэтов, художников, музыкантов. Образ Прометея, забытого людьми, со времен Софокла возникает в нашем воображении при осмыслении роли личности в истории. Только ли в невозможности понимания лежит причина одиночества гения? Этот вопрос поднимает автор в данном тексте.
6
2) Формулировку основных проблем которые поднимает или затрагивает автор исходного текста. Что такое долг? Что такое ответственность? Какая сила помогает человеку идти до конца, даже если его никто не понимает? Именно такие вопросы возникают после про чтения текста В. Лаптева.
7
3) Изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Я думаю, что в тексте А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки, утверждение гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом.
8
4) Краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста. В. Лаптев — один из тех писателей, которые всегда интересуются историческими событиями. С удивительной точностью он раскрывает характеры своих героев, их внутренний мир. Выразительны, эмоциональны его высказывания о людях. В. Лаптев часто поднимает тему судьбы человека, его веры в будущее.
9
5) Лирическое размышление, связанное с темой текста. Жизнь каждого человека наполнена неожиданными встречами, знакомствами, новыми впечатлениями… В первые минуты общения, совершенно не задумываясь, мы даем мысленную оценку собеседнику: его внешности, манере говорить и одеваться. Однако забываем о главном: увидеть внутренний мир, узнать истинное лицо человека. О подобной ситуации и пишет Д. Гранин.
10
6) Назывное предложение в зачине должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Барклай-де-Толли. Это имя великого полководца, героя Отечественной войны 1812 г., хорошо известно каждому, кто знаком с историей России. Главнокомандующий русскими войсками Барклай-де-Толли – человек чести и долга. Именно эти личные качества полководца раскрывает В. Лаптев в своем тексте.
11
7) Вопросно-ответное единство. Диалогичность позволит сделать вступление более энергичным. В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это один из сложнейших вопросов, о котором писал в своих сонетах еще Шекспир. В нашем представлении культурный человек — это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью… Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культурный человек. Именно об этом пишет своей статье Д. Гранин.
12
Риторический вопрос – вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Кто из нас не сталкивался с людьми, подобными героям Д. Гранина, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, « за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность таких людей настораживает. Не таков плотник Ермаков, который первоначально не привлек внимания автора.
13
9) Цитата в качестве зачина. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, он должен иметь прямое отношение к теме. Цитата может быть взята или из текста, или из другого источника. «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – так думал полководец Барклай-де-Толли. Ум, талант, прозорливость великого человека спасли жизнь многим воинам. Лишенный славы, он верил в правоту своего решения.
14
10) Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в зачине призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить в нем главное. Кто такие великие люди? В чем их величие? Как должен жить человек, как поступать, чтобы оставить след в сердцах людей, в истории страны, всего мирового сообщества? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста В. Лаптева о главнокомандующем русской армией М. Б. Барклае-де-Толли.
15
11) Обращение к исторической характеристике. Проблемы дружбы, предательства, взаимопомощи волнуют человека в любую эпоху. И в истории человечества мы встречаем много примеров и великой самоотверженной дружбы, и страшного предательства. Это вечные вопросы, это вечные темы, которые всегда будут находить отражение и в современной литературе. Об этом текст М. Худякова.
16
12) Диалог с воображаемым собеседником. Давайте поговорим о детстве, о том, что мы будем вспоминать. Какие воспоминания останутся в нашей памяти — светлые, яркие или те, которые вызывают стыд, ужас, сожаление? Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, мы можем обратиться к тексту М. Худякова.
17
13) Рассуждение о заглавии. «Шрам» вот название, которое я дала бы данному тексту. То, о чем пишет М. Худяков, навсегда осталось в его памяти кровоточащей раной. Физическая боль проходит, раны заживают, а душевная боль, нанесенная еще в детстве, напоминает о себе всегда.
18
14) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений). Так устроено, что жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна. Иногда один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на подлое предательство. Как раз такой случай и описывается в рассказе М. Худякова.
19
15) Связь с современностью. Проблема взаимоотношении подростков особенно актуальна в наше время. Мы часто задаемся вопросом: почему нынешние подростки так жестоки по отношению к кому-то из сверстников? И это не только физическая жестокость, но и душевная. Примеров, доказывающих это, немало: об этом пишут и в газетах, показывают и по телевизору. Об этом и текст М. Худякова.
20
В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог, формулируется обобщенный вывод, высказывается свое отношение к проблеме, если это не было сделано раньше, а также может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста отношению к рассматриваемым проблемам. Заключительная часть работы может обобщать микро выводы предыдущих частей, такая композиция придает работе завершенность.
21
Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова вращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль.
22
1)Заключение может быть написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста. Отношения между друзьями выразил Э. Асадов в своем стихотворении «Разговор с другом»: И тут мелькнуло: а не так ли я Хвалю порой того, кто не подлец? Но сколько рядом истинных сердец? И все ль действительно друзья? Эти строки заставляют задуматься над вопросом: можно ли быть уверенным на все сто процентов в своих друзьях?
23
2) В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Рассуждение В. Лаптева о судьбах великих людей не оставило и меня равнодушной, я согласна с автором в том, что многие вели кие люди беспрестанно терпели невзгоды, но они искренне и честно служили своему Отечеству. Мы должны знать историю России и помнить героев, с которых можно брать пример.
24
3) Заключение может быть написано в форме яркого примера, обобщающего суждения. Я читала легенду о Данко, страстно желавшем помочь людям. Ради спасения людей он вырвал из своей груди пылающее сердце, осветив им дорогу. Толпа быстро забыла своего спасителя. Не повторяем ли и мы эту ошибку, стремясь стереть из памяти чувство благодарности?
25
4) Заключение может быть написано в форме спора с воображаемым собеседником. Не все, наверное, согласятся с позицией Лаптева, найдутся те, кто скажет: «Зачем вспоминать войну 1812 года?» Но ведь патриотические чувства должны быть развития в каждом из нас. Мы должны знать свою историю, своих героев, гордиться своей Родиной – Россией.
26
5) В заключении может быть развернута мысль, выраженная во вступлении. Текст М. Худякова о двух тринадцатилетних мальчишках не оставил меня равнодушной. Точно так же, как и автора, меня поразило поведение Сережки Леонтьева. Как понять его поведение? Как простить? Мне не дают покоя эти вопросы.
27
6) Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка – афоризм). Прочитав этот текст, я вспомнила пословицу: «Руку, ногу переломишь, сживется, а друга переломишь, не сживется». Народная мудрость учит, что жить надо по совести. Совесть заставляет нас задуматься о тяжелых последствиях наших поступков.
28
7) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ). Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве? Почему его деяния непонятны современникам? Я далека от идеализации личности Барклая-де-Толли, но говорю о тех качествах его характера, которые и определили его авторитет. Он обладал большим жизненным опытом, военной мудростью; надменно презирал ненавистного врага, полагавшего сломить его. Несомненно, он был поистине велик. Ведь большое видится на расстоянии.