Направление путешествие итоговое сочинение темы сочинений

Темы сочинений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

01.09.2021

Подборка тем для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году для 11 классов по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).

  • Больше информации по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Реальные темы от 01 декабря 2021

  • 101. Как путешествия могут изменить человека?
  • 102. В чём ценность путевых впечатлений?
  • 104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
  • 105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
  • 106. Книга как путешествие в прошлое.
  • 108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
  • 109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
  • 110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
  • 111. Чем путешествие может обогатить человека?
  • 112. О чём может рассказать дорожный дневник?
  • 113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

Примерные темы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Примерные темы итогового сочинения «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» 2021/2022

Содержание:

Список тем по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  1. Что может стать путеводной звездой на дороге жизни?
  2. Почему жизнь человека часто сравнивают с дорогой?
  3. Как относиться к неизбежным утратам на жизненном пути?
  4. Согласны ли вы с утверждением Данте Алигьери: «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно»?
  5. Можно ли утверждать, что, познавая мир, мы познаем себя?
  6. Что помогает человеку выбрать свою дорогу в жизни?
  7. Нужны ли смелость и мужество, чтобы идти по дороге жизни?
  8. Дорога в прошлое: что открывает она отправляющемуся в путь?
  9. Справедливы ли слова В. Шкловского: «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое»?
  10. Чем может быть полезен опыт, приобретаемый в путешествиях?
  11. Можно ли, идя по дороге жизни, всё-таки оставаться на месте?
  12. Остановки на жизненном пути: потерянное время или новые ступени познания?
  13. Как вы понимаете слова Рене Декарта: «Беседовать с писателями других веков почти то же, что путешествовать»?
  14. Может ли путешествие стать целью и смыслом жизни?
  15. Согласны ли вы со словами Блэза Паскаля «Суть человеческого естества в движении. Полный покой означает смерть»
  16. Как относиться к ошибкам, совершенным на жизненном пути?
  17. Кто может служить ориентиром на жизненном пути?
  18. Н.В. Гоголь советовал забирать с собою в путь, «выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество»,.. все человеческие движения» — согласитесь ли вы с его советом?
  19. Можно ли заблудиться на жизненной дороге?
  20. Возможно ли, как утверждает японская мудрость, «обычной дорогой идти необычно»?
  21. Почему Н. А. Некрасов называл просторную жизненную дорогу — «страстей раба»?
  22. Дорога к дому… Всегда ли она коротка и легка?
  23. «Охота к перемене мест» — это благо или порок?
  24. «Единственная честная дорога — это путь ошибок, разочарований и надежд», — говорил Сергей Довлатов. Согласны ли вы с ним?
  25. Какой след может оставить человек на дороге жизни?

Дополнительный материал к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

  • Литература
  • Аргументы
  • Цитаты

Материал для подготовки к итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ

Could not load xLike class!

Темы со всех регионов страны. 1 декабря 2021 г.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

101. Как путешествия могут изменить человека?
102. В чём ценность путевых впечатлений?
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106. Книга как путешествие в прошлое.
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111. Чем путешествие может обогатить человека?
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

3. Преступление и наказание – вечная тема

301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307. Что такое преступление против самого себя?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309. Когда слово становится преступлением?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

501. Что значит быть гражданином?
502. Что такое гражданский долг?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

По регионам

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309. Когда слово становится преступлением?
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

→ Сочинения по этим темам.

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

111. Чем путешествие может обогатить человека?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501. Что значит быть гражданином?

Уральский федеральный округ

104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Омская область

108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Иркутская область

112. О чём может рассказать дорожный дневник?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

106. Книга как путешествие в прошлое.
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Магаданская область

101. Как путешествия могут изменить человека?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307. Что такое преступление против самого себя?
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502. Что такое гражданский долг?

Как выглядит задание: temi-1dec2021.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года

Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  • Примеры итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Произведения литературы к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» по итоговому сочинению. Топ-100
  • Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты

Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.

  1. В каких случаях перемены необходимы человечеству?
  2. Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  3. Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  4. Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  5. К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  6. К чему может привести отсутствие перемен?
  7. К чему приводит повторение ошибок прошлого?
  8. Как бороться с повторяющимися ошибками прошлого?
  9. Как бороться со страхом перемен?
  10. Как война меняет человека?
  11. Как Вы думаете, как меняется молодое поколение со временем?
  12. Как Вы думаете, как современные технологии влияют на интеллектуальный уровень человека?
  13. Как Вы думаете, как технологический прогресс влияет на способность человека думать?
  14. Как Вы думаете, становится ли молодёжь менее образованной по сравнению с прошлыми поколениями?
  15. Как Вы относитесь к мысли о том, что чем старше человек, тем меньше он хочет перемен?
  16. Как Вы относитесь к цитате В. Цоя: «Перемен требуют наши сердца»?
  17. Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
  18. Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?
  19. Как вы понимаете выражение: «Дорогу осилит идущий»?
  20. Как Вы понимаете мысль «Молодость — за свободу и реформы, зрелость — за разумный компромисс, старость — за стабильность и покой»?
  21. Как Вы понимаете фразу Н.В. Гоголя: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»?
  22. Как меняется со временем представление о морали?
  23. Как меняется со временем представление о нравственности?
  24. Как мое поколение изменит мир?
  25. Как моё поколение чтит память предков?
  26. Как мои сверстники относятся к семье?
  27. Как молодежь относится к Великой Отечественной войне?
  28. Как новые технологии помогают менять мир к лучшему?
  29. Как обрести счастье?
  30. Как развить в себе способность адаптироваться к переменам?
  31. Как революция влияет на положение в стране?
  32. Как связаны между собой страх перемен и страх ответственности?
  33. Как связаны прошлое и будущее?
  34. Какие музыкальные герои у современного поколения?
  35. Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?
  36. Какие общие черты объединяют нас с поколением наших родителей?
  37. Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
  38. Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  39. Какие цели у нынешней молодежи?
  40. Какие черты характеризуют мое поколение?
  41. Какие явления меняют жизнь людей?
  42. Каким путём человек идёт к самому себе?
  43. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто боится перемен?
  44. Когда человеку необходимы перемены?
  45. Может ли дистанционное образование заменить традиционное?
  46. Может ли компьютер заменить книгу?
  47. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  48. Может ли человек изменить себя?
  49. Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  50. Можно ли жить без прошлого и будущего?
  51. Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
  52. Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  53. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  54. Помогают ли перемены лучше понять самого себя?
  55. Почему без прошлого нет будущего?
  56. Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  57. Почему важно в будущем не повторять ошибки прошлого?
  58. Почему важно рассказывать молодёжи о героя Великой Отечественной войны?
  59. Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  60. Почему нельзя жить одним днём?
  61. Почему страх перед переменами не даёт обществу эволюционировать?
  62. Почему человек деградирует?
  63. Ради чего человеку нужно меняться?
  64. Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
  65. Сложно ли жить в эпоху перемен?
  66. Согласны ли Вы с высказыванием «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?
  67. Согласны ли Вы с высказыванием «Молодежь — это понятие не только биологическое, возрастное, но прежде всего социально историческое»?
  68. Согласны ли Вы с высказыванием «Прогресс есть замена одних неприятностей другими»?
  69. Согласны ли Вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности»?
  70. Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
  71. Согласны ли вы с высказыванием В. Крапивина: «Никакой дорогой, даже самой правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг»?
  72. Согласны ли Вы с высказыванием Г.Спенсера: «Прогресс – не случайность, а необходимость»?
  73. Согласны ли Вы с высказыванием Ж. Жореса: «Революции – варварский способ прогресса»?
  74. Согласны ли Вы с высказыванием Н. Макиавелли: «Всякая перемена прокладывает путь к другим переменам»?
  75. Согласны ли Вы с высказыванием Р. Оуэна: «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»?
  76. Согласны ли Вы с высказыванием Э. Кастеляра: «Для того чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно работать, — в основе их жизни должна лежать идея прогресса»?
  77. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы «?
  78. Согласны ли Вы с мнением, что современная молодежь деградирует?
  79. Согласны ли Вы с мыслью «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее»?
  80. Согласны ли Вы с мыслью «Молодежь часто живёт так, будто хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни»?
  81. Согласны ли Вы с мыслью «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»?
  82. Согласны ли Вы с мыслью B. Гюго: «Прогресс — это способ человеческого бытия»?
  83. Согласны ли Вы с мыслью А.И. Герцена: «Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось»?
  84. Согласны ли Вы с мыслью Конфуция: «Если людоед пользуется ножом и вилкой – это прогресс?»
  85. Согласны ли Вы с мыслью Л.Левинсона: «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое»?
  86. Согласны ли Вы с тем, что «Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна остаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса»?
  87. Согласны ли Вы с тем, что «При нововведениях и переменах в государстве правители обычно думают не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности…»?
  88. Стоит ли менять себя ради любви?
  89. Умение меняться – это проявление силы или слабости человека?
  90. Чем новое поколение отличается от предшествующих?
  91. Чем опасен революционный путь изменений?
  92. Чем опасно для человека отсутствие перемен?
  93. Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
  94. Что вдохновляет современное поколение?
  95. Что значит: идти ногу со временем?
  96. Что может исказить жизненный путь человека?
  97. Что помогает человеку оставаться собой даже в эпоху перемен?
  98. Что слушает современное поколение?
  99. Что способно изменить человека?
  100. Что человек ищет в путешествиях?

Добрый день! Ниже вы найдёте разбор первого направления тем итогового сочинения 2021—2022 учебного года — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека».

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Литература для аргументации.
  1. Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
  2. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
  3. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
  4. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  5. А. С. Грибоедов «Горе от ума»
  6. Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир»
  7. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  8. Н. Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
  9. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  10. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  11. М. Горький «Старуха Изергиль»
  12. Н. С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
  13. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
  14. А. Никитин «Хождение за три моря»
  15. В. А. Обручев «Земля Санникова»
  16. В. К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  17. И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»
  18. В. А. Каверин «Два капитана»
  19. К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
  20. А. Грин «Алые паруса»
  21. Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
  22. Мигель де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
  23. В. Скотт «Айвенго»
  24. Г. Г. Маркес «Сто лет одиночества»
  25. Д. Керуак «В дороге»
  26. Гомер «Одиссея», «Илиада»
  27. А. Данте «Божественная комедия»
  28. Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  29. Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
  30. К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
  31. Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
  32. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  33. Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
  34. Дж. Лондон «Мартин Иден», «Дорога», «Сердца трёх»
  35. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
  36. У. Грум «Форрест Гамп»
  37. Д. Митчелл «Облачный атлас»
  38. Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
  39. Э. Гилберт «Есть, молиться, любить»
  40. Д. Терьер «Тайная жизнь Уолтера Митти»

Лирика

  1. А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Для берегов отчизны дальней», «Бесы», «Дорожные жалобы»
  2. М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…», «Прощай, немытая Россия…»
  3. Н. Н. Некрасов «Железная дорога», «В дороге», «Размышления у парадного подъезда».

Фольклор

  1. «Колобок»
  2. «Гуси-лебеди»
  3. «Иван-царевич и серый волк»
  4. «Летучий корабль»
  5. «Финист ясный сокол»
  6. Былины о Садко, Илье Муромце
Приблизительные темы сочинений для подготовки:
  1. Как найти свой жизненный путь?
  2. Как родители влияют на выбор человеком жизненного пути?
  3. Как вы понимаете выражение «от себя не убежишь»?
  4. Какие литературные персонажи-путешественники вам нравятся?
  5. Может ли виртуальное путешествие (в книге или игре) заменить реальное?
  6. Зачем люди путешествуют?
  7. Чем путешествия обогащают личность?
  8. Согласны ли вы с тем, что «цель оправдывает средства»?
  9. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  10. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  11. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  12. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  13. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  14. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
  15. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  16. Почему важно осмысление пройденного пути?
  17. Любовь как путь самопознания.
  18. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  19. Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  20. Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?

21,833 просмотров всего, 16 просмотров сегодня

Примерный список тем итогового декабрьского сочинения 2021 года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022 года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса: 01.12.2021 (1 декабря).

Ссылка для скачивания всех тем итогового сочинения 2021: скачать темы

Реальные темы будем публиковать в ТГ: t.me/good100ballov

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению человек путешествующий: дорога в жизни человека:

1) Что человек ищет в путешествиях?

2)Почему люди хотят путешествовать?

3) Как путешествия развивают личность?

4) Что человек ищет на своем жизненном пути?

5) Куда ведет жизненный путь человека?

6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?

7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?

8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?

9 )Дорога к счастью — какая она? (готовое сочинение)

10) Можно ли идти к цели «по головам»?

11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?

12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?

13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?

14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?

15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?

16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?

17) Как не сбиться с жизненного курса?

18) Что означает фраза «сбился с пути»?

19) Что направляет человека на жизненном пути?

20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?

21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?

22) Какие качества необходимы для путешественника?

23) Чему человек может научиться в путешествии?

24) Как определить свой путь в жизни?

25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?

26) Как не потерять свою дорогу в жизни?

27) Для чего люди путешествуют?

28) Как путешествовать, не выходя из дома?

Что мешает человеку двигаться вперед?

29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?

30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?

31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

32) Какой может быть «дорога к себе»?

33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?

34) Дорога к себе взлеты и падения (сочинение)

35) Что значит идти по жизни своей дорогой? (сочинение)

36) Выбор пути как жизненная проблема.

37) Как путешествия обогащают человека?

38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.

39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?

40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?

41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

42)Что значит идти дорогой чести? (сочинение)

43)Почему говорят «дорогу осилит идущий» (сочинение)

44)Согласны ли вы, что лучший этап путешествия возвращение домой? (сочинение)

46)Дороги, которые мы выбираем (сочинение)

47)Что значит идти своей дорогой? (сочинение)

48)Дорога в жизни человека (пример сочинения)

49)Книга — это дорога (пример сочинения)

50)О ком из героев литературы можно сказать жизнь пройти не поле перейти?

51)Зачем люди отправляются в путешествия? готовое итоговое сочинение 2021-2022

52)Что может исказить жизненный путь человека?

53)Какую книгу Вы обсудили бы с родителями?

54)Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?

55)Как характер человека влияет на его путешествия?

56)Как путешествия влияют на жизнь человека?

57)Как путешествия помогают познавать себя?

58)Чем путешествие обогащает личность?

59)Жизненный выбор человека итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

60)Как путешествия могут изменить человека? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

61)Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?

  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Технический прогресс — зло или благо? (пример сочинения)

Как сохранить человечность в условиях технического прогресса?

В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

Кого можно назвать цивилизованным человеком?

Почему прогресс может быть опасен?

Какова зависимость цивилизации от технологий?

Как технологии влияют на человека?

Цивилизация и природа — вечный конфликт

К чему могут привести научные открытия? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Шаги цивилизации: обретения и потери итоговое сочинение ЕГЭ 2022 с аргументами

Чем опасен технический прогресс?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?

Что такое технический прогресс?

Как развитие технологий влияет на общество?

Как развитие технологий влияет на человека?

Как развитие технологий влияет на экологию?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?

Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?

Почему люди отстают от цивилизации?

Почему старшее поколение не принимает новые технологии?

Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?

Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?

Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?

В чем заключается опасность технократии?

Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?

Для чего необходим прогресс?

В чем заключается личностное развитие?

Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?

Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?

Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?

Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?

Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?

Почему обществу необходим прогресс? (сочинение)

Может ли человечество обойтись без научного прогресса?

Какие люди способны стать двигателями прогресса?

Как научные открытия влияют на современное поколение?

Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Как повлияло развитие технологий современного человека?

Можно ли жить лишь сегодняшним днем?

Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?

С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?

Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?

Каким должен быть технический прогресс?

Что значит «разумное использование технологий?»

Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?

Почему человечество так стремится развивать технологии?

«Современная цивилизация – обмен ценностей на удобства» (Станислав Ежи Лец).

  • Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению преступление и Наказание – вечная тема

Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?

Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

Что такое преступление против самого себя? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Можно ли заставить человека раскаяться? итоговое сочинение ЕГЭ 2022 с аргументами

Жестокое отношение к животным это преступление?

Что такое социальная несправедливость?

Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»? (пример готового сочинения)

В чем опасность преступлений? (пример сочинения)

Всегда ли за преступлением следует наказание? (пример сочинения)

Можно ли оправдать преступление? (пример сочинения)

Каковы могут быть причины преступления? (пример сочинения)

Можно ли простить человека совершившего преступление?

Что такое преступление?

Война преступление или подвиг? (сочинение)

Может ли преступление иметь законное основание? (пример сочинения)

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Возможна ли абсолютная справедливость?

Можно ли оправдать преступление?

Какое преступление никак нельзя оправдать?

Достоин ли преступник сочувствия?

Как убедить преступника раскаяться в содеянном?

Месть — это преступление или восстановление справедливости?

Может ли преступление быть справедливым?

«Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?

Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?

Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?

Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?

Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?

Почему люди совершают преступления? (сочинение)

Какие преступления нельзя простить?

Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

Почему люди становятся преступниками?

Что мешает человеку преступить закон?

Какое наказание для преступника является самым страшным?

Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?

Можно ли оправдать убийство человека?

Жестокость по отношению к животным — это преступление?

Может ли преступник исправиться?

Как бороться с преступностью в обществе?

Какие преступления нельзя прощать?

Может ли справедливость быть жестокой?

Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?

Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?

Чувство вины — это хорошо или плохо?

Что толкает людей на преступления? (пример сочинения)

Может ли преступление быть оправдано? (сочинение)

В чём разница между ошибкой и преступлением?

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Важно ли анализировать свои поступки?

Может ли совесть лгать?

Возможно ли всегда поступать по совести?

К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Всегда ли можно исправить ошибку?

Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?

Можно ли заслужить прощение?

Можно ли искупить свою вину?

Какие поступки можно считать непоправимыми?

Раскаяние в жизни человека.

Свобода и ответственность в жизни человека.

В чем различие между ошибкой и преступлением

  • Аргументы для направления преступление и Наказание — вечная тема

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?

Мои личные открытия в мире культуры

К какому произведению я возвращаюсь снова и снова?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

Как искусство влияет на человека? (пример сочинения)

Должно ли искусство отвечать на острые вопросы современности? (пример сочинения)

Как искусство влияет на личность?

Способно ли искусство врачевать душевные раны?

Магия классической музыки — в чем она заключается?

Какой вид искусства Вам ближе и почему?

Что лучше: книга или фильм?

В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?

Как музыка влияет на людей?

Может ли кино заменить литературу? (пример сочинения)

Может ли кино заменить театр?

Как книги влияют на человека?

В чем разница между спектаклем и фильмом?

Может ли творчество помочь человеку найти себя?

Чему учит читателя классическая литература?

Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?

Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?

Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Может ли чтение быть опасным?

Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?

Какие качества помогает воспитать в себе литература?

Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?

Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?

Верно ли, что музыка — это язык чувств?

Почему люди в 21 веке не перестают читать?

Могут ли новые технологии заменить искусство?

Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?

Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?

Зачем человек слушает музыку?

Зачем человек читает книги?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Может ли книга помочь в минуту отчаяния?

Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

Какое произведение вы бы хотели экранизировать?

Какие произведения искусства делают вас счастливым?

Какую книгу вы бы прочитали своим детям?

Кто из современных писателей Вам особенно близок?

Какое место литература занимает в Вашей жизни?

Чего я жду от новой книги?

Книги моего детства.

Способна ли книга сделать человека лучше?

Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?

Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Встреча с произведением искусства ставшая событием в моей жизни

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры

  • Аргументы для направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью?

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Что такое гражданский долг?

За что вы любите Россию? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

В чем проявляется активная жизненная позиция человека и гражданина?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Что значит жить по совести?

Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Кто счастлив на Руси?

Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

Кому на Руси жить плохо и почему?

Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?

Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

Что значит «любить Родину»?

Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?

Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?

Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?

Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?

Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?

Как научиться ценить свою Родину?

Как сделать Россию лучше?

Чего не хватает на Руси для полного счастья?

Кто виноват в бедах русского человека?

Почему люди на Руси страдают?

Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Что мешает нам найти счастье на Руси?

Какого человека можно назвать патриотом?

Что объединяет нас в одну страну?

Как нужно относиться к своей Родине?

В чем польза и опасность патриотизма? 

Что такое патриотизм?

Как связаны между собой патриотизм и гуманизм?

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

В чем польза и опасность критики России?

Какими качествами обладает русский человек?

Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?

Может ли государство быть справедливым ко всем?

Возможно ли всеобщее счастье?

Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?

Когда человек чувствует себя хорошо в обществе?

Возможно ли абсолютная справедливость?

Почему важно помогать тем, кому трудно?

Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

«Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника» (Н.А. Некрасов)

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Итоговое сочинение разбор новых направлений:



Смотрите также на нашем сайте:

  • Итоговое сочинение 2021-2022 ЕГЭ официальные направления

  • Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

  • Направо пойдешь коня потеряешь налево пойдешь голову сложишь прямо пойдешь какая сказка
  • Направление путешествие итоговое сочинение произведения
  • Направо как пишется слитно или раздельно и почему
  • Направление путешествие итоговое сочинение аргументы
  • Направо и налево как пишется правило