Направления итогового сочинения 2018 года

01.09.2018

5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2018/2019 учебный год:

  • «Отцы и дети» — смотреть темы, аргументы, литературу
  • «Мечта и реальность» — смотреть темы, аргументы, литературу
  • «Месть и великодушие» — смотреть темы, аргументы, литературу
  • «Искусство и ремесло» — смотреть темы, аргументы, литературу
  • «Доброта и жестокость» — смотреть темы, аргументы, литературу

Подробнее о каждом из направлений

Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».?Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.?В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.?Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.?Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.?Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

5 ошибок, из-за которых можно завалить итоговое сочинение

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к ГИА (ЕГЭ).

Результатом итогового сочинения является «ЗАЧЕТ» или «НЕЗАЧЕТ». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Структура итогового сочинения 2018-2019

Требования к итоговому сочинению

Всё об итоговом сочинении (изложении) 2018-2019

Подробно о каждом направлении: план, аргументы, список литературы, темы, цитаты и др.

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

TutorOnline RU

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинени
  • Аргументы

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  2. обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  3. обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания 3 часа 55 минут.

  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
  • Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
  • Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
  • Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению):

  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Как писать итоговое сочинение
  • План (структура) итогового сочинения
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Клише для итогового сочинения
  • Аргументы по направлениям итогового сочинения: Отцы и дети, Мечта и реальность, Доброта и жестокость, Месть и великодушие, Искусство и ремесло
  • Цитаты для итогового сочинения: Отцы и дети, Мечта и реальность, Доброта и жестокость, Месть и великодушие, Искусство и ремесло
  • Тезисы к 5 направления итогового сочинения 2018-2019
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

1 сентября 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Направления 2019-2020 здесь: 4ege.ru/sochinenie/58114-napravleniya-itogovogo-sochineniya-2019-2020.html

1) Отцы и дети.
2) Мечта и реальность.
3) Месть и великодушие.
4) Искусство и ремесло.
5) Доброта и жестокость.

Конкретные темы сочинений будут разрабатываться Рособрнадзором и станут известны в день написания итогового сочинения – 5 декабря.

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Официальное

→ Критерии оценивания сочинения
→ Документы

Для подготовки

Наброски тем | Список литературы | Примеры сочинений

Аргументы

Доброта и жестокость | Отцы и дети | Мечта и реальность | Месть и великодушие | Искусство и ремесло.

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение по литературе 2018, направления. Разбор всех направлений, примерные темы, списки литературы.
Определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на текущий учебный год.

 «Верность и измена»
«Равнодушие и отзывчивость»
«Цели и средства»
«Смелость и трусость»
«Человек и общество»

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 

1. «Верность и измена». 

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте. 

2. «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). 

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. 

3. «Цели и средства» 

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. 

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 

4. «Смелость и трусость» 

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. 

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. 

5. «Человек и общество» 

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Итоговое сочинение в выпускных классах проводится с 2014 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». В том случае если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования» Краснодарского края

ПОЯСНЕНИЯ К НАПРАВЛЕНИЯМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

В 2018 2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) попрежнему является допуском к

государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций,

реализующих программы среднего общего образования. Его цель выявление у

обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на

самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник

получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется

возможность его пересдать. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники

прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 201819 учебном году:

19.12.2018, 06.02.2019, 08.05.2019.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем

итогового сочинения на 2018/19 учебный год:

«Отцы и дети»

«Мечта и реальность»

«Месть и великодушие»

«Искусство и ремесло»

«Доброта и жестокость»

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются

конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого

часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений)

доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового

сочинения (изложения). Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из

закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к

сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена

допустят только выпускников, получивших «зачет».

Внимание! В критериях оценивания итогового сочинения возможны

изменения, которые будут отражены в Методических рекомендациях ФИПИ по

написанию итогового сочинения в 20182019 году.

Критерии оценивания итогового сочинения в 20172018 учебном году:

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация,

привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или

экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Обязательными для получения зачёта являются два требования к итоговому

сочинению:

Требование 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении

менее 250 слов подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то

выставляется «незачет» за невыполнение требования 1 и «незачет» за работу в целом

(такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание

сочинения (фрагментов сочинения) из какоголибо источника или воспроизведение по

памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и

(или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на

источник (ссылка дается в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать

объём собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за

невыполнение требования 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не

проверяется по критериям оценивания).

Критерии оценивания итогового сочинения:

Критерий 1. Соответствие теме.

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Критерий 3. Композиция.

Критерий 4. Качество письменной речи.

Критерий 5. Грамотность.

Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачёта» за итоговое

сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по

одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также

дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Внимание! Согласно письму Рособрнадзора от 12.10.2017 г. №10718 исключена

рекомендация проверки итоговых сочинений (изложений) на заимствования посредством

специализированных программных средств (например, «Антиплагиат» и др.).

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или детиинвалиды и

инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в

специальных учебновоспитательных учреждениях закрытого типа, а также в

учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно

курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и

оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании

заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для

представления его результатов при поступлении в вузы.

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными

организациями, реализующими образовательные программы среднего общего

образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:

2. Аргументация. Привлечение

литературного материала

3. Композиция и логика

рассуждения

3. Использование элементов стиля

исходного текста

4. Качество письменной речи

Тексты итогового изложения размещаются ФГБУ «ФЦТ» на технологическом

портале подготовки и проведения ЕГЭ, находящемся в защищенной корпоративной сети

передачи данных ЕГЭ по адресу portal.ege.rustest.ru или IPадрес 10.0.6.21, за 5

календарных дней до проведения итогового изложения.

Доступная информация по итоговому сочинению (изложению) в 201819 учебном

году размещена на сайте ФИПИ (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).

ПОЯСНЕНИЯ К НАПРАВЛЕНИЯМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018 2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

1. ОТЦЫ И ДЕТИ

Комментарий ФИПИ:

Данное направление

обращено к вечной

проблеме человеческого

бытия, связанной с

неизбежностью смены

поколений, гармоничными и

дисгармоничными

взаимоотношениями

«отцов» и «детей».

Эта тема затронута во

многих произведениях

литературы, где

рассматриваются различные

типы взаимодействия между

представителями разных

поколений (от

конфликтного

противостояния до

взаимопонимания и

преемственности) и

выявляются причины

противоборства между

ними, а также пути их

духовного сближения.

«Слово о полку Игореве»

Д.Фонвизин «Недоросль»

А. Грибоедов «Горе от ума»

А. Пушкин Капитанская

дочка», «Станционный

смотритель», «Барышня

крестьянка», «Дубровский»

Н. Гоголь «Тарас Бульба»

А.Островский «Гроза»,

«Бесприданница»

И. Тургенев «Отцы и дети»

М. СалтыковЩедрин

«Премудрый пескарь»

Л. Толстой «Война и мир»,

«После бала», «Детство»,

«Кавказский пленник»

В.Короленко «В дурном

обществе»

А. Чехов «Вишнёвый сад»,

«Невеста»

М. Горький «Детство»

С.Есенин «Письмо к матери»

М.Шолохов «Тихий Дон»,

«Судьба человека», «Родинка»

К. Паустовский «Телеграмма»

А. Володин «Старший сын»

В. Распутин «Прощание с

Матёрой»

«К родителям относись так, как ты желал бы,

чтобы твои собственные дети относились к

тебе». (Исократ)

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы, институты и

пансионаты». (Н. Карамзин)

«Сразу после Бога идёт отец». (В.Моцарт)

«Неуважение к предкам есть первый признак

безнравственности». (А.Пушкин).

«Детей не отпугнешь суровостью, они не

переносят только лжи». (Л. Толстой)

«Родители меньше всего прощают своим детям

те пороки, которые они сами им привили». (Ф.

Шиллер)

«За вину предков платят потомки». урций)

«Нужно стремиться к тому, чтобы каждый

видел и знал больше, чем видел и знал его отец и

дед». (А. Чехов)

«Ныне почитать родителей это значит уметь

кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже

получить пропитание. Как же отличить одно от

другого, если не будет самой почтительности

(Конфуций)

«У ребёнка свое особое умение видеть, думать

и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться

подменить у них это умение нашим». (Ж.Ж.

Руссо).

Можно ли по отношению человека

к родителям судить о его

нравственных качествах?

Всегда ли родители несут добро

своим детям?

Что важнее: родить ребёнка или

воспитать его?

Согласны ли вы с тем, что

проблема непонимания отцов и

детей является «вечной»?

В чём причины конфликта между

поколениями?

Какое значение для общества имеет

преемственность поколений?

Можно ли примирить отцов и

детей?

Реальные темы 2015 года по

направлению «Спор поколений:

вместе и врозь»:

https://www.ctege.info/napravlenie-

ottsyi-ideti/temyi-sochineniy-ottsyi-i-

deti.html

2. МЕЧТА И

РЕАЛЬНОСТЬ

Комментарий ФИПИ:

Понятия «мечта» и

«реальность» во многом

противопоставлены и

одновременно тесно

связаны, они нацеливают на

осмысление различных

представлений о мире и

смысле жизни, на раздумье

о том, как реальность

порождает мечту и как

мечта человека поднимает

его над обыденностью.

В литературе немало героев,

поразному относящихся к

мечте: одни воодушевлены

благородными

устремлениями и готовы их

воплотить в жизнь, другие

оказались в плену

прекраснодушных

мечтаний, третьи лишены

высокой мечты и подчинены

низменным целям.

Н. Карамзин «Бедная Лиза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

А. Пушкин «Руслан и

Людмила», «Евгений Онегин»

М. Лермонтов «Мцыри»,

«Герой нашего времени»

Н. Гоголь «Шинель»

И. Тургенев «Отцы и дети»

А. Островский «Гроза»

Л. Толстой «Война и мир»

Ф.Достоевский «Белые ночи»

И. Гончаров «Обломов»

А. Куприн «Гранатовый

браслет», «Олеся».

А. Чехов «Ионыч», «Невеста»,

«Вишнёвый сад»

М. Булгаков «Мастер и

Маргарита»

В. Шукшин «Микроскоп»

Р. Бах «Чайка по имени

Джонатан Ливингстон»

Е. Замятин «Мы»

А.Платонов «Котлован»

Дж. Оруэлл «1984», «Скотный

двор»

О. Хаксли «О дивный новый

мир»

А. Грин «Алые паруса»

«Есть две трагедии в жизни человека: одна

когда его мечта не осуществляется, другая

когда она уже осуществилась». (Б. Шоу)

«Ничто так не способствует созданию

будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия,

завтра – плоть и кровь». (В.Гюго)

«Надо мечтать как можно больше, как можно

сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в

настоящее». (М.Пришвин)

«…мечтания каждого человека и каждого

возраста имеют свой отличительный характер».

(Л.Толстой)

«Если желание неисполнимо, желай

возможного». (Публий Теренций)

«Всем желаниям следует предъявлять такой

вопрос: что будет со мною, если исполнится то,

чего я ищу, вследствие желания, и если не

исполнится?» (Эпикур)

«Гораздо точнее можно судить о человеке по

его мечтам, нежели по его мыслям». (В.Гюго)

«Больше всего походят на нас наши фантазии».

(В.Гюго).

« Если Вы хотите иметь то, что никогда не

имели, начните делать то, что никогда не

делали». Ричард Бах

«Я боюсь, что, когда мечта станет явью, мне

больше незачем будет жить на свете». (П.

Коэльо)

«О, как отвратительна действительность! Что

она против мечты?» (Н. Гоголь)

«Действительность это иллюзия, хотя и очень

стойкая». (А. Эйнштейн)

«Всё, что человек способен представить в

воображении, другие сумеют претворить в

жизнь» (Ж. Верн).

При каких условиях мечта может

стать реальностью?

Когда нужно отказаться от своей

мечты?

Можно ли назвать мечту

двигателем прогресса?

Почему люди мечтают?

В чём различия между мечтой и

целью?

Является ли отказ от мечты

поражением?

Считаете ли вы мечту способом

убежать от реальности?

Можно ли прожить без мечты?

Влияет ли возраст человека на его

мечты?

Всегда ли исполнение мечты

приносит человеку положительные

эмоции?

Что может произойти, если мечта

сбудется несвоевременно?

К чему приводит крушение

иллюзий?

Можно ли создать идеальное

общество?

3. МЕСТЬ И

ВЕЛИКОДУШИЕ

Комментарий ФИПИ:

В рамках данного

направления можно

рассуждать о диаметрально

противоположных

проявлениях человеческой

натуры, связанных с

представлениями о добре и

зле, милосердии и

жестокости, миролюбии и

агрессии.

Понятия «месть» и

«великодушие» часто

оказываются в центре

внимания писателей,

которые исследуют реакции

человека на жизненные

вызовы, на поступки других

людей, анализируют

поведение героев в ситуации

нравственного выбора как в

личностном, так и в

социальноисторическом

плане.

А. Пушкин «Капитанская

дочка», «Дубровский»,

«Евгений Онегин»

М. Лермонтов «Герой нашего

времени», «Песня про царя

Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца

Калашникова»

Н. Гоголь «Тарас Бульба»

Л. Толстой «Война и мир»,

«ХаджиМурат»

И. Тургенев «Бирюк»

А. Куприн «Олеся»

М. Шолохов «Тихий Дон»,

«Родинка»

И. Бабель «Конармия»

(«Письмо», «Прищепа»)

М. Горький «Старуха

Изергиль», «Челкаш»

М. Булгаков «Мастер и

Маргарита»

А. Блок «Двенадцать»

В. Астафьев «Царьрыба»

К. Воробьёв «Друг мой Момич»

А. Дюма «Граф МонтеКристо»

У. Шекспир «Ромео и

Джульетта»

«Самый обидный род мести признать

обидчика недостойным нашей мести». (Сенека)

«Между местью и наказанием есть разница:

наказание производится ради наказуемого, а

мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев».

(Аристотель)

«Великодушие не превращайте в милостыню, а

милостыню не выдавайте за великодушие». (В.

Рычков)

«Кто не карает зла, тот способствует его

свершению». (Леонардо да Винчи)

«Снисхождение к злу очень тесно граничит с

равнодушием к добру». (Н.Лесков).

«…кто мстит, иногда жалеет о совершенном;

тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом».

(А.Дюмаотец).

«Прощение предательства немногим

отличается от самого предательства». (Ю.

Нагибин)

«Прощать более мужественно, чем наказывать.

Слабый не может прощать. Прощение есть

свойство сильного». (Махатма Ганди)

«Вера в причину и следствие коренится в

сильнейшем из инстинктов в инстинкте

мести». (Ф.Ницше)

«Прощение это дорога с двусторонним

движением. Прощая когонибудь, мы прощаем в

этот миг и самих себя». (П. Коэльо)

«Я перед ним виноват, следовательно, я должен

ему отомстить». (Ф.Достоевский)

«Поистине, совершая месть, человек

становится вровень со своим врагом, а прощая

врага, он превосходит его». (Ф.Бэкон).

В чём различие между местью и

наказанием?

Считаете ли вы справедливым

принцип: «Око за око, зуб за зуб»?

Что может стать причиной отказа

от мести?

Можно ли научить великодушию?

Когда простить нельзя?

Как соотносятся понятия «месть» и

«справедливость»?

Прощение врага слабость или

великодушие?

Согласны ли вы с утверждением

Леонардо да Винчи: «Кто не карает

зла, тот способствует его

свершению»?

Разделяете ли вы мнение о том, что

великодушие свойство сильного

человека?

Что может повлиять на выбор

между местью и прощением?

Имеет ли человек право брать на

себя исполнение возмездия?

4. ИСКУССТВО И

РЕМЕСЛО

Комментарий ФИПИ:

Темы данного направления

актуализируют

представления выпускников

о предназначении

произведений искусства и

мере таланта их создателей,

дают возможность

поразмышлять о миссии

художника и его роли в

обществе, о том, где

заканчивается ремесло и

начинается искусство.

Литература постоянно

обращается к осмыслению

феномена творчества,

изображению

созидательного труда,

помогает раскрыть

внутренний мир персонажа

через его отношение к

искусству и ремеслу.

А. Пушкин «Моцарт и

Сальери», «Памятник»

Н. Гоголь «Портрет»,

«Невский проспект»

И. Тургенев «Отцы и дети»

Н. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Мастер и

Маргарита»

И. Бабель «Конармия» («Пан

Аполек»)

Ф. Тютчев «Нам не дано

предугадать…»

Н. Гумилёв «Искусство»

А. Ахматова «Творчество»

М. Цветаева «Ищи себе

доверчивых подруг»

О. Мандельштам «Notre

Dame»

Б. Пастернак «Доктор

Живаго», «Во всём мне хочется

дойти до самой сути…», «Быть

знаменитым некрасиво»

«Искусство должно внушать веру в жизнь и

мощь человека». (А.Герцен)

«Искусство должно облагораживать людей…»

(М.Горький)

«Искусство могучее средств исправления

людского несовершенства». (Т.Драйзер)

«Почти все таланты хоть капельку, да поэты,

даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть

внутренний огонь всякого таланта».

(Ф.Достоевский)

«Мастерство ещё не делает художником». (П.

Казальс)

«Ничто не является искусством, если не

происходит от природы». (А. Гауди)

«Ни невежественный, ни себялюбивый человек

не может быть значительным художником».

(Л.Толстой)

«В искусстве главное не техника, не

мастерство, а человечность, любовь,

сострадание». (И.Репин)

«Искусство есть одно из средств единения

людей». (Л.Толстой)

Только пчела узнает в цветке затаенную

сладость,/ Только художник на всём чует

прекрасного след». (А.Фет)

«Третья способность души после ума и воли

творчество». (В.Жуковский).

В чем сходство понятий

«искусство» и «ремесло»?

Чем ремесло отличается от

искусства?

Может ли ремесло стать

искусством?

Когда искусство становится

ремеслом?

Согласны ли вы с утверждением

Б.Пастернака: «Цель творчества

самоотдача?»

Каких жертв искусство требует от

творца?

Всегда ли общество способно

распознать произведение искусства?

Всегда ли искусство созидательно?

Какого человека можно назвать

талантливым?

Почему человечество нуждается в

искусстве?

Можно ли научиться искусству?

5. ДОБРОТА И

ЖЕСТОКОСТЬ

Комментарий ФИПИ:

Данное направление

нацеливает выпускников на

раздумье о нравственных

основах отношения к

человеку и всему живому,

позволяет размышлять, с

одной стороны, о

гуманистическом

стремлении ценить и беречь

жизнь, с другой об

антигуманном желании

причинять страдание и боль

другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и

«жестокость» принадлежат

к «вечным» категориям, во

многих произведениях

литературы показаны

персонажи, тяготеющие к

одному из этих полюсов или

проходящие путь

нравственного

перерождения.

Д. Фонвизин «Недоросль»

А. Пушкин Капитанская

дочка», «Дубровский»

И. Тургенев «Муму»

Н. Гоголь «Тарас Бульба»

Л. Толстой «Война и мир»,

«После бала», «Кавказский

пленник», «ХаджиМурат»

Ф. Достоевский

«Преступление и наказание»

И. Тургенев «Отцы и дети»,

«Муму»

А. Куприн «Олеся»,

«Гранатовый браслет»

А. Чехов «Тоска»

И. Бунин «Господин из Сан

Франциско», «Окаянные дни»

М. Горький «На дне»,

«Старуха Изергиль»

А. Блок «Двенадцать»

М. Булгаков «Мастер и

Маргарита»

М. Шолохов «Тихий Дон»,

«Родинка»

И. Бабель «Конармия» («Мой

первый гусь», «Смерть

Долгушова», «Соль»,

«Письмо», «Прищепа»)

К. Паустовский «Телеграмма»

В. Маяковский «Хорошее

отношение к лошадям»

В. Шукшин «Чудик»,

«Срезал»

А.Солженицын «Матрёнин

двор», «Один день Ивана

Денисовича»

В. Астафьев «Царьрыба»

В. Распутин «Прощание с

Матёрой»

Г. Троепольский «Белый Бим

Чёрное ухо»

В. Железников «Чучело»

У. Голдинг «Повелитель мух».

«Я не знаю иных признаков превосходства,

кроме доброты». (Л.Бетховен)

«Добрый человек не тот, кто умеет делать

добро, а тот, кто не умеет делать зла».

(В.Ключевский)

«Тот зол, кто добр лишь для себя». ублий

Сир).

«Всякая жестокость происходит от немощи».

Сенека

«Только люди обездоленные чувствуют, как

бесценны души, творящие добро». (Ж.Ж.

Руссо).

«Ничто так не украшает жизнь и свою и других

людей, как установившаяся привычка быть

добрым». (Л. Толстой).

«Доброму человеку бывает стыдно даже перед

собакой». (А. Чехов)

«Чтобы любить добро, нужно всем сердцем

ненавидеть зло». (В. Вольф)

Что лучше для человека:

утешительная ложь или жестокая

правда?

Может ли один и тот же поступок

быть жестоким и добрым?

Возможна ли жестокость по

отношению к самому себе?

Существует ли так называемая

«подростковая» жестокость?

Способен ли жестокий человек к

нравственному перерождению?

Как соотносятся понятия «эгоизм»

и «жестокость»?

Что может быть причиной

жестоких поступков?

Как связаны между собой понятия

«жестокость» и «равнодушие»?

Может ли доброта причинить

вред?

Как характеризует человека

отношение к животным и природе?

Может ли добрый человек быть

равнодушным?

Как влияет окружение человека на

формирование таких качеств, как

доброта и жестокость?

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

Успешному написанию итогового сочинения может способствовать

целенаправленная систематическая работа на протяжении всего периода обучения в

основной и старшей школе.

Для развития умения создавать связное высказывание на заданную тему на основе

литературного материала необходимо:

начать с многостороннего анализа художественнопублицистических текстов

(осмысление их целевой установки и возможных результатов воздействия на человека);

определять коммуникативную задачу текста (вычленение его главной

информации, выявление темы и микротем, логического и композиционного замысла,

анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов).

обратить внимание на задания, требующие привлечения литературного контекста.

Использовать задания на построение литературных ассоциаций, контекстных связей на

уроках анализа произведения;

стимулировать интерес учащихся к литературному материалу. Подмена

подлинного знания текста чтением краткого пересказа лежит в основе ошибок, связанных

с аргументацией и привлечением литературного материала (критерий 2);

во избежание ошибок, связанных с несоответствием теме (критерий 1) следует

систематически практиковать на уроках понятийный анализ темы (значение ключевых

слов темы определяется по толковому словарю, формулировка темы перерабатывается:

вместо исходных слов используются их значения).

Подготовку к итоговому сочинению следует начинать в 7–8 классах в целях

реализации таких метапредметных результатов ФГОС ООО, как:

умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое

рассуждение и делать выводы;

осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

владение устной и письменной речью.

Следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий по созданию

собственных текстов на основе изучаемых литературных произведений (или их

фрагментов).

В процессе подготовки к сочинению ученики основной школы должны научиться:

1)

сопоставлять, сравнивать и выстраивать в смысловой ряд события и героев

произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей высказывания,

2)

строить логическое рассуждение и делать выводы, чему помогают такие

универсальные учебные действия, как:

составление плана и следование ему в процессе создания текста сочинения,

формулирование и обоснование тезисов, связанных с темой;

соблюдение соразмерности и логического порядка частей высказывания, логики

перехода от одного смыслового фрагмента к другому;

установление логических связей между вступлением и заключением.

При анализе текстовобразцов следует предлагать ученикам задания, связанные с

развитием умений смыслового чтения:

определить адресата текстаобразца и целевую установку автора;

выявить ключевые слова в заголовке текста и в нем самом;

сформулировать цель анализа текста, указать его проблему и главную мысль;

дать оценку его логическому и композиционному замыслу (вступление, основная

часть, заключение) и связям между вступлением и заключением;

определить границы логикосмысловых фрагментов основной части (тезис

аргумент–примеры–вывод) и дать им оценку.

Рекомендуемые виды работ для предотвращения ошибок по критерию

«Грамотность»:

1. Внедрение методики поэтапного обучения редактированию с начала 8

класса.

2. Включение рассмотренных выше заданий как в работу на уроках русского

языка, так и на уроках литературы (возможно, с целью привлечения внимания и

формирования дополнительного интереса к художественным текстам).

3. Знакомство учащихся с сочинениями других выпускников и аспектный

анализ этих работ.

4. Написание тренировочных работ по темам, соответствующим тематическим

направлениям предстоящего сочинения.

5. Самопроверка на уроках: привлечение учителем внимания к необходимости

самопроверки не позднее, чем за 20 минут до сдачи работ.

6. Переработка проверенных сочинений по замечаниям учителя.

НОРМАТИВНОПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Нормативноправовые документы ЕГЭ и ГВЭ-11 http://www.fipi.ru/ege-i-gve-

11/normativno-pravovye-dokumenty

Письмо Рособрнадзора от 12.10.2017 г. №10-718 «Об уточненных редакциях

методических документов по организации и проведению итогового сочинения

(изложения) в 230172018 учебном году» http://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosobrnadzora-ot-

12.10.2017-N-10-718

Открытые комментарии ФИПИ к тематическим направлениям 2018-2019

учебного года: сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (раздел

«Итоговое сочинение (изложение)» http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. – СПб., 2003.

Амелина Е.В. Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ. – РостовнаДону, 2015.

2. Беляева Н.В. Школьное сочинение в новом формате // Русский язык в школе.

2014. № 5. – С. 8-13.

3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Сочинение. Задание 25. Сочинение.

Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и

ответами. М.: Экзамен, 2017.

4. Добротина И.Н. О сочинениях как форме итоговой аттестации. // Русский язык в

школе. – №5. – 2014. С.14.

5. Калганова Т.А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать

сочинения на литературную тему // Литература в школе. – 2015. 1.

6. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М., Просвещение, 1994.

7. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М.,

2001.

8. Нарушевич А., Нарушевич И. Русский язык. Литература. 11 класс. Итоговое

выпускное сочинение. Учебнометодическое пособие. Р.н.Д.: Легион, 2016. 112

с.

9. Павлова Т.И. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в

сочинениирассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебнометодическое пособие.

Р.н.Д.: Легион, 2013. – 133 с.

10. Пишем сочинение по… : Серия книг с методическими рекомендациями по

написанию сочинений на основе изучения произведений русской классической

литературы. М.: «Грамотей», 2007.

11. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной

подготовки. Р.н.Д.: Легион, 2010.

12. Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинениеописание. Как научиться писать

сочинениерассуждение. Как научиться писать сочинениеповествование. Как

научиться писать эссе: Серия книг. М.: «Грамотей», 2007.

13. Ходякова Л.А., Геро И.К. Подготовка к сочинению по литературе // Русский язык.

− 2015. − №2.

14. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 1011 классы. Методическое

пособие для учителя. – М., Просвещение, 2015.

Интернетресурсы

https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2019/temyi-itogovogo-sochineniya-

2018/2019.html

https://bingoschool.ru/news/spisok-literaturyi-dlya-itogovogo-sochineniya/

https://relasko.ru/forum/66-25644-1#post56843

Невшупа И.Н., и.о. зав. кафедрой

филологического образования, кандидат филол. наук

Чеснокова А.В., доцент кафедры

филологического образования, кандидат филол. наук

Статьи

Основное общее образование

Русский язык


Министром просвещения РФ Ольгой Васильевой были объявлены тематические направления итогового сочинения на 2018-2019 учебный год. Всего их пять:
— Отцы и дети
— Мечта и реальность
— Искусство и ремесло

— Месть и великодушие
— Доброта и жестокость.

07 сентября 2018

Итоговое сочинение — это допуск выпускников ГИА (государственной итоговой аттестации). Для учащихся с ограниченными возможностями предусмотрена замена написания сочинения на выполнение изложения по желанию. Для каждого часового пояса России выделяются конкретные темы итогового сочинения в рамках открытых направлений тем. Разработанные конкретные темы итогового сочинения и тексты изложений отправляются в органы управления образованием в день написания сочинений и изложений.

Комментарий к открытым направлениям тем для итогового сочинения на 2018-2019 учебный год, разработанный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Отцы и дети

Данная тема затрагивает вечную проблему человеческих отношений — когда одно поколение сменяет другое, когда сталкиваются мировоззрения разных эпох, когда люди, близкие друг другу, могут оказаться «по разные стороны баррикад». Во многих литературных произведениях можно найти иллюстрации подобных отношений. Представители разных поколений то сталкиваются в своих взглядах, то приходят к полному взаимопониманию. Данная тема создаёт богатую почву для рассуждений. Нужно не только подчеркнуть сами разногласия, но и выявить причины такого противоборства.

2. Мечта и реальность

С первого взгляда кажется, что указанные в теме понятия различны и даже противопоставлены по смыслу. Однако более глубокое осмысление порождает рассуждение о том, что мечта и реальность тесно связаны. Именно реальные события, окружение порождают мечту, а мечта «поднимает» над реальным стечением обстоятельств, побуждает к действиям. В литературе, впрочем, как и в реальной жизни, находятся герои, по-разному относящиеся к мечте. Одни лелеют свои фантазии, готовы пойти на всё, чтобы достичь свою цель, достать звезду в небе. Другие же персонажи лишь мечтают, но боятся приступить к решительным целям. Однако есть и третий «сорт человека» — те, кто чужд высоким мечтаниям. Это люди, подчиненные низменным целям, для них реальность — это всё, остальное — пустые мысли.

3. Месть и великодушие

Данный нравственный выбор затрагивает тему грандиозных масштабов, вечную для человечества — добро и зло, миролюбие и агрессивность, великодушие и жестокость. На чем основывается человеческий выбор и каковы причины такого решения? Практически любое литературное произведение затрагивает темы, вынесенные в название. Человек — существо противоречивое. Люди могут твёрдо находиться на стороне добра или зла, но так же и один человек может в различных ситуациях проявлять черты характера по-разному, отдавая предпочтение то добрым, то злым поступкам. Недаром Ф.М. Достоевский говорил устами своих персонажей: «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Писатели часто исследуют поведение героев в своих произведениях, реакцию на жизненные трудности, их нравственный выбор.

4. Искусство и ремесло

Выпускникам предлагается порассуждать о миссии художника, поразмышлять на тему отличий ремесла от искусства. Каково предназначение искусства вообще, чего стоит призвание и талант художника, кто такие гении и подражатели — серьёзные темы для рассуждений. В литературных произведениях часто поднимается мотив созидательного труда, осмысление творчества как такового, роль художника в социуме, раскрытие внутреннего мира персонажа через его творческую натуру или, наоборот, неприятие искусства вообще.

5. Доброта и жестокость

Данная тема призвана побудить выпускников к размышлению о нравственных основах отношения людей друг к другу и ко всему живому вокруг. Что такое гуманизм и каковы истоки антигуманных настроений, выраженных в попытках причинять боль окружающим и даже себе? Во многих литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к добрым поступкам либо поражённые «вирусом» жестокости. Многие персонажи испытывают переворот сознания и проходят путь нравственного перерождения — учащимся предлагается найти причины таких изменений и выявить безошибочность правильного выбора.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Впервые итоговое сочинение (изложение) было введено в качестве допуска выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в 2014-2015 учебном году по поручению Президента РФ. Цель написания итогового сочинения (изложения) — выявление у обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения с опорой на произведения отечественной и мировой литературы.

Правом выбора написания изложения вместо сочинения обладают:
— выпускники с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение (изложение) вправе писать выпускники прошлых лет с возможностью последующего предоставления итогов при поступлении в высшие учебные заведения.

Время написания сочинения (изложения) — 3 часа 55 минут.

В экзаменационный комплект входит 5 тем сочинений из закрытого списка. На каждое открытое тематическое направление приходится одна закрытая тема.

Темы для сочинения будут названы учащимся за 15 минут до начала экзамена.

Оценивается итоговое сочинение (изложение) по стандартам «зачет» или «незачет». Лишь выпускники, получившие «зачет», будут допущены к сдаче ЕГЭ и государственного выпускного экзамена.

Как уже упоминалось выше, темы будут отдельно определяться для каждого часового пояса.

Существует пять критериев оценки сочинения: сообразность теме; аргументация; обращение к литературному материалу и его актуальное использование; грамотность; композиция; качество речи.

Итоговые сочинения (изложения) оценивают комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Пять направлений тем итогового сочинения на 2018-2019 учебный год. Итоговое сочинение (изложение). Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Подробно о каждом направлении: план, аргументы, список литературы, темы, цитаты и др.

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

КАК ПИСАТЬ РАБОТУ НА ЭКЗАМЕНЕ?

Если вы уже зашли в аудиторию, сели на место и прослушали инструктаж, руководствуйтесь такими советами:

  1. Прочтите все предложенные темы и подумайте, какая из них вам ближе, особенно с точки зрения аргументации.
  2. Придумайте и набросайте на черновике небольшой план. Заранее выберите тезисы, которые вы будете раскрывать в своей работе.
  3. Набросайте на черновике аргументы, постаравшись подкрепить свое мнение словами классиков или образами литературных героев.
  4. Сформулируйте вступительную и заключительную части. Затем подведите к основной части, написав, что эта тема актуальна и сейчас, ведь многие авторы раскрывали ее в своих произведениях и задумывались над ней (примерно 30 слов). В заключительной части напишите словосочетание, которое свидетельствует, что вы приступили к выводам: «таким образом…», «в итоге хочется сказать…», после чего еще раз выскажите свою главную мысль (примерно 70 слов).
  5. Переходите к основной части работы (слов на 250). Приводите аргументы, вспоминайте примеры, оценивайте их, подводите итоги и развивайте мысль. Готовый черновик нужно перечитать, чтобы исправить ошибки и пересчитать количество слов.
  6. Теперь можно переписать работу на чистовик.

Для оценивания работы будут применены 13 критериев. Два из них по принципу зачет/незачет, остальные выражены в баллах. Для общего зачета за сочинение необходимо получить минимум 7 положительных критериев, включая оба пункта без баллов. Всего баллов 20, причем для зачета не обязательно набирать максимум.

Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинени
  • Аргументы

Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

По каким причинам могут не засчитать сочинение

Краткость – враг сочинения

Умение писать кратко, емко, логично – несомненное достоинство будущего абитуриента. Но лаконичность должна иметь определенные пределы – 250 слов. «Словом» считается любое слово – и предлоги, и союзы, даже состоящие из одной буквы – засчитывается все.

” Сочинение, состоящее менее чем из 250 слов, комиссия рассматривать не будет!

Рекомендуемый объем сочинения – 350 слов, верхнего предела не существует.

Плагиату – однозначно нет!

Второе нарушение, которое лишит вас шанса быть оцененным – плагиат. Идея заучить наизусть парочку найденных в интернете «золотых сочинений» выглядит соблазнительно, но шанс быть пойманным крайне велик: у педагогов тоже есть доступ в интернет! Поэтому лучше сразу писать честно и не мошенничать.

Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

  • Список приблизительных тем
  • Список литературы
  • Цитаты для итогового сочинения
  • Аргументы

В первый день нового учебного года министр просвещения Ольга Васильева озвучила направления итогового сочинения, которое будут писать все выпускники школ 2021 года. Итоговое сочинение является допуском к единому государственному экзамену, а его целью является выявление у учащихся умения мыслить, рассуждать, анализировать и доказывать свою точку зрения с использованием самостоятельно выбранных произведений отечественной и мировой литературы.

Оценивается сочинение по системе «зачет» — «незачет». У тех школьников, которые не смогли успешно написать сочинение, будет возможность пересдать экзамен.

Также успешно написанное итоговое сочинение абитуриенты могут использовать для поступления в российские вузы. Многие университеты засчитывают его в качестве индивидуального достижения и могут начислить за него до 10 баллов. Если вы хотите использовать сочинение в качестве преимущества при поступлении, то ориентироваться нужно не только на школьные требования, но рекомендации российских вузов.

В этом учебном году итоговое сочинение 11-классники будут писать 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал свои комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения 2018/19 учебный год. Отметим, что в рамках направлений будут определены конкретные темы, которые у каждого часового пояса будут свои. Темы сочинений выпускники узнают только в день проведения испытания.

Комментарии ФИПИ к направлениям итогового сочинения

  1. Отцы и дети

Это направление обращено к всегда актуальной проблеме человеческой жизни, которая связана с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта проблема затронута во многих литературных произведениях, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

  1. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных взглядов на мире и смысл жизни, на раздумье о том, каким образом реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературных произведениях немало героев, которые по-разному относятся к мечте. Кто-то воодушевлен благими устремлениями и хочет воплотить их в жизнь, кто-то оказался в плену мечтаний, а кто-то – лишен прекрасной мечты и подчинен низменным целям.

  1. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

  1. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления учащихся о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

  1. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

О направлениях итогового сочинения прошлого года, а также о критериях оценки можно прочесть в нашем материале.

Общая информация

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  1. обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  2. обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  3. обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания3 часа 55 минут.

  • Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
  • Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
  • Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
  • Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
  • Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Сколько баллов можно заработать

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Во время итогового собеседования

Категория: К экзамену

Создано: 31 декабря 2018

Просмотров: 3507

Об итоговом сочинении

В 2018 году направления итогового сочинения сохранили преемственность с прежним характером формулировок, основанных на антитезе. Тематические направления не стали сложнее, чем в прошлом году.

Новые пять направлений таковы:

1. «Отцы и дети»

  • Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
  • Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. «Мечта и реальность»

  • Данные понятия противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
  • В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. «Месть и великодушие»

  • Можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
  • Эти понятия часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. «Искусство и ремесло»

  • О предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
  • Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. «Доброта и жестокость»

  • Раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
  • Во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Итоговое сочинение является допуском выпускников к ЕГЭ, поэтому к нему нужно готовиться: читать книги по тематическим направлениям, писать сочинения на примерные темы.

Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Дополнительные баллы для поступления помогут увеличить шансы пройти по конкурсу в тот вуз, который выбрали.

Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, он может его пересдать в феврале 2019 года.

Разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно.

Конкретные темы итогового сочинения доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения.

Темы объявляются учащимся 5 декабря 2018 года за 15 минут до начала экзамена.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Два требования, без которых не получить зачёт:

  • самостоятельность;
  • объём не менее 300-350 слов (то есть полторы страницы бумажного формата А4).

Пять критериев, по которым сочинение оценивается:

  • соответствие теме;
  • аргументация, привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность.

Важно вовремя начать подготовку. Если сочинение пишется 5 декабря 2018 года, то с сентября обучающиеся 1 раз в неделю посещают консультации учителя и получают систематически задания на отработку композиционных частей сочинения, на понимание тезиса работы, на подбор подходящих аргументов. Также получают рекомендательные списки произведения для чтения в течение недели и обсуждения на следующей консультации.

Накануне написания итогового сочинения рекомендуется провести пробное, когда ученики познакомятся с бланками и напишут работу в течение рекомендуемого времени по неизвестным темам.

Темы сочинений для 11А

  1. Какую роль в становлении личности подростка могут играть взрослые люди?
  2. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то её, как корабль без руля, занесёт бог весть куда»?
  3. Что влечёт за собой месть?
  4. Может ли человек прожить без искусства?
  5. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «доброта лучше красоты»? 

Темы сочинений для 11Б

  1. Может ли человек прожить без семейных традиций?
  2. Почему нужно мечтать о великом?
  3. Как убедить человека отказаться от мести?
  4. Согласны ли вы с мнением Джона Локка: «Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их»?
  5. Когда доброта причиняет вред человеку?

 Темы сочинений для 11В

  1. Согласны ли вы с мнением Валерия Бабрия: «Острее жалит боль, когда её причиняет кто-нибудь из близких»?
  2. Когда реальность разрушает мечту?
  3. Может ли мстительный человек быть счастливым?
  4. Как подделку не принять за совершенство?
  5. В каких случаях можно оправдать жестокость? 

Темы сочинений для 11Г

  1. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  2. Прав ли Т. Гудкайнд, утверждая: «Реальность не подчиняется ничьим желаниям»?
  3. В какой момент месть становится бессмысленной?
  4. Что отличает способного человека от талантливого?
  5. Может ли доброта унижать человека? 

Темы сочинений для 11Д

  1. Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
  2. Почему люди предают мечту?
  3. Как Вы понимаете слова А. Камю: «На устах — прощение, а в сердце — суровый приговор»?
  4. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  5. Что может сделать человека добрее?

Презентация для обучающихся «Итоговое сочинение в вопросах и ответах» (файл pptx, размер 56,4 КБ).

Для каждого тематического направления предлагались списки книг. Было рекомендовано обязательно читать по одному новому рассказу в течение нескольких недель до проведения итогового сочинения.

Вот такие рассказы были предложены для первой недели:

1) Е. Гришковец, «Дарвин».

Как же я всё-таки выбрал то образование, которое, в итоге, получил, и другого у меня нет? Я помню процесс выбора и помню все возможные варианты. Весело об этом вспоминать. Очень весело...

2) А. Тузлуков, «Сказка о мечте».

Жили-были три брата. Сызмальства привыкшие к труду и взаимопомощи, жили они дружно, а вместе и работа спорилась, и отдыхалось веселее. Как-то за вечерней беседой заговорили братья о Мечте…

3) В. Солоухин, «Мститель».

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку – чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы…

4) И Грекова, «Скрипка Ротшильда»

Рита и Полина Ивановна были приятельницами. Рита работала в школе преподавателем русского языка и литературы, а Полина Ивановна – лифтёршей в доме, где жила Рита…

5) Ю. Яковлев, «Игра в красавицу»

В то время мы думали, что по Караванной улице, побрякивая колокольчиками, бредут пыльные усталые верблюды, на Итальянской улице живут черноволосые итальянцы, а на Поцелуевом мосту все целуются. Потом не стало ни караванов, ни итальянцев, да и сами улицы теперь называются иначе. Правда, Поцелуев мост остался Поцелуевым…

Творческие работы

Кажется, что свободный выбор в любви очевиден. Но в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» такой выбор невозможен из-за длительной вражд…

Л.Н. Толстой не сразу нашёл название к этому рассказу. Сначала были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», потом «А вы говорите»….

Любовь! В ней всё тайна. Как она приходит, развивается, исчезает?..

Имя Салтыкова-Щедрина, беспощадного сатирика и государственного деятеля, уникально и трагично.

О Некрасове школьники знают несколько фактов: трудная юность и способность устоять и отстоять свою самостоятельность.

Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» — это биографическая повесть авантюрного характера.

  • Направления итогового сочинения 11 класс
  • Напряженно как пишется и почему
  • Напротив как пишется вместе или отдельно
  • Направления и темы сочинений по литературе 11 класс в декабре 2020
  • Напряженка как пишется правильно