18 ноября 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Ольга Васильева объявила новые направления итогового сочинения.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Реальные темы: 4 декабря 2019
Комментарии к направлениям от ФИПИ
«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
Основной этап ИС пройдёт 4 декабря 2019 года.
Конкретные темы сочинений, опирающиеся на обозначенные направления, станут известны в каждой школе непосредственно перед началом написания.
Работы оцениваются в формате «зачёт» или «незачёт» и при успешном написании школьники получают доступ к сдаче ЕГЭ.
Все темы ИС с 2014 года здесь.
- 05.09.2019
Объявлены направления тем итогового сочинения в 2019-2020 учебном году для выпускников 11 классов.
Выбирайте своё направление ниже, нажимайте на гиперссылки и получайте подробную информацию как готовиться по каждому направлению.
- Война и мир
- Надежда и отчаяние
- Добро и зло
- Гордость и смирение
- Он и она
Комментарии от ФИПИ по каждому направлению
Война и мир
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
Общий разбор всех направлений
Дата проведения итогового сочинения — 4 декабря 2019 (плюс будут резервные даты для пересдачи и для выпускников прошлых лет).
- Темы сочинений в 2019-2020
Полезные ссылки для итогового сочинения 2019-2020
- Всё что надо знать об итоговом сочинении в этом году.
- Памятка участника сочинения
- Подробный FAQ про сочинение
Шаблон написания итогового сочинения 2019-2020
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Итоговое сочинение — важнейший этап на пути к поступлению в вуз. Мало того, что те, кто его не сдал, не допускаются к ЕГЭ, так еще и баллы, полученные после проверки, пригодятся гуманитариям при поступлении, а их работа будет проверяться приемной комиссией в вузе. Многомудрый Литрекон считает, что это достаточная мотивация для усиленной подготовки к итоговому сочинению. А Вы как думаете? Пока Вы пребываете в раздумьях, мы начнем делать первые шаги за Вас: здесь Вы сможете найти уникальные аргументы из литературы, отличные сочинения и полезные материалы для подготовки к ИС.
даты итогового сочинения 2019-2020
Направления 2019-2020:
- «Война и мир – к 150-летию великой книги»,
- «Надежда и отчаяние»,
- «Добро и зло»,
- «Гордость и смирение»,
- «Он и она».
Вы можете полюбоваться на новые примеры итоговых сочинений и новые аргументы к ним, которые помогут Вам протоптать себе дорогу в престижный вуз.
В этом году основной этап итогового сочинения будет проходить 4 декабря. Традиционно он проводится в первую среду месяца, значит, запасные даты для написания этой важной работы будут 5 февраля и 6 мая (если на этот день не выпадет праздник).
Темы итогового сочинения 2019-2020 покрыты мраком неизвестности до рокового дня, но теперь, после появления направлений, нам стало ясно, какие темы будут на экзамене. По аналогии с прошлыми годами Многомудрый Литрекон составил список тех тезисов, которые вероятнее всего встретятся в час икс. Нередко он попадает в точку, ведь темы составляются по одному шаблону.
Чтобы выстроить продуктивную работу над подготовкой к итоговому сочинению, посмотрите, какие критерии важны для получения зачета. Также известны критерии оценки приемных комиссий высших учебных заведений. Так Вы точно будете знать, что от Вас требуется. Эти моменты и стоит подтянуть, пока есть время.
Самой выгодной стратегией подготовки к ИС является изучение 2-3 больших произведений, где точно найдутся все нужные аргументы, какая бы тема ни была. К ним относятся «Война и мир», «Преступление и наказание» и «Тихий Дон». Ссылки ведут на качественные анализы произведений, которые помогут понять содержание романов.
Итак, теперь Вы вооружены и, будем надеяться, замотивированы на победу в жестоком состязании на словах, которая принесет дополнительные баллы при поступлении.
Статьи
Среднее общее образование
Русский язык
Литература
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» опубликовал направления тем итогового сочинения, которое предстоит написать одиннадцатиклассникам уже 2 декабря.
10 сентября 2020
Итоговое сочинение, напомним, оценивается по системе «зачёт/незачёт» и является допуском к ЕГЭ. Примерные направления тем сочинений уже объявлены, и ФИПИ дал по ним комментарии.
Итоговое сочинение проверяется по следующим критериям:
- «Соответствие теме»
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»
- «Композиция и логика рассуждения»
- «Качество письменной речи»
- «Грамотность»
Комментарий ФИПИ к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
2. Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
4. Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Источник:официальный документ ФИПИ, сайт ФИПИ.
Наступил новый учебный год и стали известны направления итогового сочинения на 2019-2020 год. Итоговое сочинение — является допуском к ЕГЭ.
В декабре 2019 года сочинение предстоит писать всем 11-классники. В рамках названных направлений Рособрнадзор разработает и предложит конкретные темы, которые станут известны за 15 минут до начала испытания. Сочинения будут оцениваться в формате «зачет» -«незачет».
Напоминаем, что итоговое сочинение проверяется по следующим критериям:
- «Соответствие теме»
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»
- «Композиция и логика рассуждения»
- «Качество письменной речи»
- «Грамотность»
Темы итогового сочинения 2019/2020 учебного года
1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги
Особенность бессмертного произведения Л. Н. Толстого в том, что в наши дни оно не потеряло актуальности, а следовательно, и интереса читателей. Проблематика «Войны и мира» весьма многогранна, роман охватывает множество тем. Подготовку к этому тематическому направлению предлагаем начать с разбора образов главных героев.
Это позволит через хронологию событий, важных для отдельного героя, ознакомиться с проблемами и тематикой произведения в целом. К примеру, тема нравственных исканий, роли семьи, родительской любви, искусства в жизни человека и многие другие могут быть раскрыты через образ одной только Наташи Ростовой.
Стоит уделить особое внимание ключевым эпизодам романа (первый бал Наташи, женитьба Пьера, участие Андрея Болконского в Аустерлицком сражении и др.)
Что прочитать?
- «Война и мир» Л. Н. Толстого
2. Надежда и отчаяние
Сочинение внутри этого тематического направления следует начать с пояснения указанных понятий. Что такое надежда и отчаяние? Являются ли они противопоставленными друг другу? Часто литературные герои в жизненных метаниях теряют веру в себя, веру в лучшее.
Выпускникам следует проиллюстрировать на конкретном примере, как некоторым персонажам всё же удаётся сохранить огонёк надежды, как это им помогает пережить трудности. Отчаяние же, наоборот, разрушает человеческие мечты, волю к жизни, делает человека бессильным и беспомощным.
Интересным решением будет рассмотреть таких героев, образы которых являли бы собой яркую антитезу.
Что прочитать?
- «Чудесный доктор» А. И. Куприна
- «На дне» М. Горького
- «Гроза» А. Н. Островского
- «Судьба человека» М. А. Шолохова
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Афоризмы для размышления:
- «Надежда — лучший врач из всех, какие известны» (А. Дюма)
- «Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться» (И. Гёте)
- «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния» (В. Гюго)
3. Добро и зло
Проблема понимания добра и зла занимала умы человечества тысячелетиями. И сейчас тема добра и зла не сходит со страниц литературных произведений. Она же — одна из вечных литературных тем. Понятия, заявленные в ней, многогранны и сложны.
Поэтому советуем выпускникам заранее подумать, какой иллюстративный материал они будут использовать в своём сочинении — будут сравнивать характеры героев, их поступки, стремления или что-то иное. Также важно помнить, что противостояние добра и зла имеет место внутри самого человека.
Сложный моральный выбор часто мотивирован целым рядом факторов. И интересной может оказаться эволюция одного героя, который меняется на протяжении произведения.
Что прочитать?
Афоризмы для размышления:
- «Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни» (Ж.-Ж. Руссо)
- «Зло подавляй в зародыше!» (Назон)
- «Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья» (У. Шекспир)
4. Гордость и смирение
Понятия, заявленные в теме, являются, в некотором смысле, антонимами. Порою весьма сложно дать им оценку. Каждый человек должен обладать чувством собственного достоинства. Однако радикальное проявление гордости, конечно, не может оцениваться положительно.
Так, и смирение, доведённое до уровня раболепства, не заслуживает уважения окружающих. Ребятам предлагается поразмышлять, каких литературных героев можно считать образцом адекватного проявления гордости или смирения, а какие — примерами неприемлемого характера.
Что прочитать?
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
- «Война и мир» Л. Н. Толстого
- «Станционный смотритель» А. С. Пушкина
- «Муму» И. С. Тургенева
Афоризмы для размышления:
- «Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения» (Л. Н. Толстой)
- «Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души» (И. С. Тургенев)
- «Смиренную кошку и мышь дерёт» (русская пословица)
5. Он и она
Безусловно, ядром данного тематического блока становится любовная тема. Любовь — то, что объединяет двух людей — её и его — единством испытываемого чувства. Однако имеющееся заглавие для тематического блока может ассоциироваться с двумя противоположностями.
Действительно, немало таких литературных примеров, когда любовь связывала двух, казалось бы, очень разных людей.
Здесь школьникам придётся поразмышлять о любви, как о многостороннем чувстве, которое способно подчинять, обессиливать, но также и преображать, делать счастливым.
Что прочитать?
Афоризмы для размышления:
- «Противоположности — не противоречия, они — дополнения» (Н. Бор)
- «Жизнь есть только там, где есть любовь» (М. Ганди)
- «Лучше любить и потерять любовь, чем вообще никогда не любить» (А. Теннисон)
- «Раны от любви, в отличии ран от пуль, никого не убивают, но и не заживают никогда» (А. Камю)
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/itogovoe-sochinenie-obzor-tematicheskikh-napravleniy-rekomendatsii-po-/
Направления итогового сочинения 2019-2020
Предложим несколько возможных тем в рамках каждого направления, чтобы не терять времени и начать подготовку к одному из первых испытаний. Итак…
Темы итогового сочинения 2019-2020
Примерные темы сочинения по направлению «Война и мир» 150-лет великой книги:
- Тема #1. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю?
- Тема #2. Что помогает человеку взрослеть? (по роману «Война и мир»)
- Тема #3. Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира как проблематика романа
- Тема #4. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…»
- Тема #5. Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»
- Тема #6. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», — согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
- Тема #7. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для вас?
- Тема #8. Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
- Тема #9. Духовные искания любимых героев Толстого.
- Тема #10. Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
- Тема #11. «Война и мир» как роман-эпопея.
- Тема #12. Путь нравственных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова.
- Тема #13. Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
- Тема #14. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
- Тема #15. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
- Тема #16. Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
Примерные темы сочинения по направлению «Надежда и отчаяние»:
- Тема #1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
- Тема #2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
- Тема #3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
- Тема #4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
- Тема #5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
- Тема #6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
- Тема #7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
- Тема #8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
- Тема #9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
Примерные темы сочинения по направлению «Добро и зло»:
- Тема #1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
- Тема #2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
- Тема #3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
- Тема #4. Согласны ли вы с утверждением: сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть?
- Тема #5. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
- Тема #6. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграниной добротой?
- Тема #7. Может ли зло помочь человеку понять себя?
- Тема #8. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
- Тема #9. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
- Тема #10. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
- Тема #11. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причененное другим?
- Тема #12. Как вы понимаете следующие слова Воланда из романа «Мастер и Маргарита»: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
- Тема #13. Что такое добро?
- Тема #14. Как противостоять злу?
- Тема #15. Почему человек должен быть добрым?
- Тема #16. Может ли доброта принести человеку разочарование?
- Тема #17. В чем заключается противостояние добра и зла?
- Тема #18. Как человек может воспитывать в себе доброту?
- Тема #19. Кого можно назвать добрым человеком?
- Тема #20. Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
- Тема #21. Какими качествами обладает добрый человек?
- Тема #22. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
- Тема #23. Что может сделать человека добрее?
- Тема #24. Возможна ли победа добра?
Примерные темы сочинения по направлению «Гордость и смирение»:
- Тема #1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
- Тема #2. Какого человека называют гордым?
- Тема #3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
- Тема #4. Помогает ли смирение понять себя?
- Тема #5. Гордость или смирение обогащают личность?
- Тема #6. Проблема гордости и смерения
- Тема #7. В чём разница между гордостью и смирением?
- Тема #8. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело… любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
- Тема #9. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
- Тема #10. Как был наказан Ларра — герой рассказа Максима Горького?
- Тема #11. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
Примерные темы сочинения по направлению «Он и она»:
- Тема #1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
- Тема #2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
- Тема #3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
- Тема #4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
- Тема #5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
- Тема #6. Когда можно ли простить измену в любви?
- Тема #7. Легко ли быть любимым?
- Тема #8. Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
- Тема #9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
- Тема #10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» ?
Источник: https://shkolnaiapora.ru/napravleniya-itogovogo-sochineniya
Темы для итогового сочинения — как выбрать
Выбор темы итогового сочинения (изложения) − задание непростое. К нему следует подойти со всей ответственностью, так как именно по результатам итогового сочинения будет происходить допуск к ЕГЭ. Учащимся предварительно сообщают пять основных тематических направлений для итогового сочинения.
Конкретные темы держатся в секрете, и становится известны непосредственно перед самим экзаменом. Для подготовки, заранее, учителя оглашают список рекомендованной к прочтению литературы, которая будет полезной для написания будущей работы.
Человеку, незнающему большей части художественных произведений и литературного материала, писать будет просто не о чем.
Выбор темы итогового сочинения должен основываться на четком представлении того, о чем планируете писать. То есть знать свои сильные стороны и не писать о материале, который вы не понимаете.
Перед написанием, нужно обозначить для себя какое произведение будет использоваться в качестве литературного аргумента, который поможет сформулировать вашу позицию в поднятом вопросе.
Обязательно нужно привести один или несколько примеров, которые лучшим образом иллюстрируют проблему. Без литературного аргумента сочинения оцениваться не будут.
Составление плана
Когда тема выбрана, идея сформулирована, нужно представить ход ваших мыслей. А лучше записать все наработки на черновике, таким образом, у вас будет составлен план. Разделите для себя сочинение-рассуждение условно на такие части:
- выявление проблемы;
- ваше отношение к проблеме;
- наведение аргументов и примеров (доказательство или опровержение);
- к какому выводу вы пришли.
Предварительно наработав план, можно приступать к раскрытию каждого пункта. Используйте для начала черновик, где вы всегда сможете что-то исправить или дописать.
Возможно, мысли будут приходить к вам в хаотичном порядке, их непременно нужно зафиксировать. Со временем каждая фраза займет свое место в тексте и составит полную композицию сочинения.
Даже если вы допустили грамматические и орфографические ошибки, есть шанс их исправить, перед тем как переписать в чистовую работу.
Сочинение позволяет раскрыть ваш потенциал, показывает вашу грамотность, качество вашей письменной речи; способность сформулировать суть и проблематику темы, и полностью ее раскрыть; умение излагать собственные мысли и переживания.
По результатам итогового сочинения будет выставляться «зачет» или «незачет».
Источник: https://spravochnick.ru/articles/esse/itogovoe_sochinenie_temy/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ опубликовала направления итогового сочинения 2019-2020 учебного года.
- «Война и мир» — к 150-летию великой книги
- Надежда и отчаяние
- Добро и зло
- Гордость и смирение
- Он и она
Смотрите: комментарии к направлениям и подборку тем сочинения.
Дата проведения итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году — 4 декабря 2019 года.
Повторно написать сочинение 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года смогут обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение), не завершившие его написание по уважительным причинам, либо удаленные с сочинения.
Продолжительность написания итогового сочинения составляет 3 часа 55 минут.
Рекомендуемые объемы:
- итоговое сочинение — не менее 350 слов (минимально допустимый объем текста — 250 слов)
- итоговое изложение — 200 слов (минимальный объем текста — 150 слов)
Комплекты тем будут размещены на официальном портале ЕГЭ за 15 минут до начала проведения итогового сочинения.
«Война и мир» — к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» — как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
Примерные темы итогового сочинения
Точные темы будут известны за 15 минут до начала написания работ!
В каждом регионе свои наборы тем! Они будут опубликованы 4 декабря в 9:45 на официальном сайте ЕГЭ.
Посмотреть официальные темы итогового сочинения.
В направлении «Война и мир» — к 150-летию великой книги:
- Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…».
- Лев Толстой: «Я старался писать историю народа», — согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
- Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
- Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
- Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
- Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
- «Война и мир» как роман-эпопея.
- Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
- Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
- Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» — величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
В направлении «Надежда и отчаяние»:
- Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
- Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
- Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
- Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
- Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
- Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
- Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
- Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
- Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
- Что такое надежда?
- Как побороть отчаяние?
В направлении «Добро и зло»:
- Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
- Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского Родиона Раскольникова?
- Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
- Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
- Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
- Может ли зло помочь человеку понять себя?
- Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
- Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
- Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
- Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причиненное другим?
- Что такое добро?
- Можно ли оправдать зло?
В направлении «Гордость и смирение»:
- Гордость и гордыня: в чем отличие?
- Какого человека называют гордым?
- Согласны ли Вы с мнением, что гордость — это способность идти вперед несмотря ни на что?
- Помогает ли смирение понять себя?
- Гордость или смирение обогащают личность?
- В чём разница между гордостью и смирением?
- Герой романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело… любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
- Как был наказан Ларра — герой рассказа Максима Горького?
- Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
- Что такое смирение?
- Может ли гордость навредить человеку?
В направлении «Он и она»:
- Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
- Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
- Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
- От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
- Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
- Когда можно ли простить измену в любви?
- Легко ли быть любимым?
- Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
- Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
- Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»?
- Легко ли быть любимым?