Слайд 1
Итоговое сочинение 2022- 2023 учебный год Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем. Объём должен быть не меньше 250 слов . Сочинение должно быть написано самостоятельно .
Слайд 2
Новое! В 2022-2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые использовались в прошлые годы (их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.
Слайд 3
Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения.
Слайд 4
Комментарии к разделу Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Темы этого раздела: → связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; → нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; → касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; → позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; → побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Слайд 5
Примеры тем сочинений по разделу Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание? Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни? Можно ли оправдать плохой поступок? Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Слайд 6
Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
Слайд 7
Комментарии к разделу Темы этого раздела: → связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; → нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; → касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; → позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; → побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Слайд 8
Примеры тем сочинений по разделу Почему для некоторых людей так важно общественное мнение? Как окружение влияет на ребёнка? На что готов пойти человек ради своей семьи? Человек должен жить для себя или на благо общества?
Слайд 9
Разделы и подразделы закрытого банка тем ИС 3. Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек.
Слайд 10
Комментарии к разделу Темы этого раздела: → связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; → нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки; → касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); → позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; → побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Слайд 11
Примеры тем сочинений по разделу Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание? Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности? Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет? Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу? Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Слайд 12
Образец комплекта тем Каждый комплект будет состоять из шесть тем – по две темы из каждого раздела банка. 1. Как, по-Вашему , связаны понятия чести и совести? 2. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? 3. Семейные ценности и их место в жизни человека. 4. В чём может проявляться любовь к Отечеству? 5. Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? 6. Чему человек может научиться у природы?
Слайд 13
Критерии оценивания 1. Соответствие теме: Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия. 2. Привлечение литературного материала: Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера » или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение. 3. Композиция и логика рассуждения: Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения. 5 абзацев : вступление (тезис) собственное мнение, которое будем доказывать аргументами аргумент 1 (доказательство и микровывод ) аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод ) вывод (итог рассуждений) Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают. 4. Качество письменной речи: Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт». 5. Грамотность: « Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Слайд 14
Информационные источники https:// fipi.ru/itogovoe-sochinenie https :// ctege.info/itogovoe-sochinenie-2023/napravleniya-tem-itogovogo-sochineniya-2023.html https:// 4ege.ru/sochinenie/65672-razdely-zakrytogo-banka-itogovogo-sochinenija.html
1.
Литература 12.11.21
Подготовка к пробному ИС
2.
НАПРАВЛЕНИЯ ИТОГОВОГО
СОЧИНЕНИЯ 2021-2022
1. Человек путешествующий: дорога в жизни
человека
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов
или трагедия?
3. Преступление и Наказание – вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос
гражданина
3.
Расписание:
В 2021/22 учебном году итоговое
сочинение пройдет в следующие
даты:
1 декабря 2021 года,
2 февраля 2022 года,
4 мая 2022 года.
4.
!!!
В бланке ответов обязательно
записываем тему сочинения
5.
Требования к работе
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не
устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет
включаются все слова, в том числе и служебные), то
выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и
«незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется
по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового
сочинения». Если сочинение признано несамостоятельным, то
выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и
«незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется
по критериям оценивания).
6.
Итоговое сочинение, соответствующее
установленным требованиям,
оценивается по критериям:
«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение
литературного материала»;
+
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».
7.
Основные критерии
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее
раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или
размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме
или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть
коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется
«зачет».
ТЕЗИС – это…
Х нет тезиса
Х тезис не соответствует теме (является ответом на другой проблемный вопрос)
Х примеры из произведений не иллюстрируют данную проблему (т.е. вы
рассуждаете на другую тему)
Тема: вопросительное предложение / повествовательное
предложение
8.
Тема: вопросительное предложение /
повествовательное предложение
Как формулировать тезис?
ТЕМА = ВОПРОС
ТЕЗИС = ответ на вопрос
ТЕМА = ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛ. (метафорическое
высказывание, цитата и т.п.)
ТЕЗИС = пересказ с углублением (пересказать мысль своими
словами, расширить ее, распространить).
9.
Темы по направлению ЧЕЛОВЕК ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ
(сформулируйте тезисы)
Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь
прожить – не поле перейти»?
Любовь как путь самопознания.
Тезис, желательно, поместить в первый абзац, но
можно и в последний.
10.
Основные критерии
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал (художественные произведения, дневники,
мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества
(за исключением малых жанров), другие литературные источники) для
аргументации своей позиции.
«Название произведения» + И.О. Фамилия автора
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала или в нем существенно
искажено содержание произведения, или литературные произведения
лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во
всех остальных случаях выставляется «зачет».
11.
План сочинения
(количество абзацев будет зависеть от логики вашего
сочинения – минимум 4)
1. Вступление – определяем направление будущих размышлений (включает в
себя тезис)
2. Аргумент №1 (связка + пример из текста + микровывод)
3. Аргумент №2 (связка + пример из текста + микровывод)
4. Заключение (можно сделать общий вывод о месте этих явлений в жизни
человека и т.п.) Заключение должно содержательно
соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения (вернитесь
ко вступлению и вспомните, что вы утверждали в начале сочинения).
В отдельные абзацы можно вынести микровыводы, если логика вашего
сочинения это позволяет. Микровывод должен соотноситься с ТЕЗИСОМ.
Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к
другой).
12.
Домашнее задание
Принести на проверку справочник для подготовки к Итоговому
сочинению: 2 направления + выдержки из произведений
(минимум 4 по каждому из направлений). Буду спрашивать по
этим записям на оценку (домашнее задание выдавалось в
октябре).
Самостоятельно сформулировать тезисы (не брать готовые из
интернета, а выразить свои мысли – это вы быстрей вспомните
на экзамене):
1) Возможен ли жизненный путь без ошибок?
2) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе
времени»?
3) Война: преступление или подвиг.
4) Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
5) Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
13.
Проанализируем сочинение школьника
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Зачем люди отправляются в путешествие?
Зачем люди отправляются в путешествие? Я думаю, на этот
вопрос нет однозначного ответа, так как разные люди
преследуют разные цели. Но всё же я бы выделила то, что
абсолютно все ожидают получить от путешествия новые
эмоции и впечатления. Смена привычной обстановки всегда
предполагает смену окружения, заведение новых знакомств,
получение разного рода информации и фактов, интересных
открытий, вдохновения и мотивации. Я считаю, не зря говорят:
“Путешествие – маленькая жизнь.”
ТЕЗИС?
14.
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов едет из Петербурга
в Москву. Целью своего путешествия он ставит желание найти новый
смысл жизни, обрести понимание бытия и занятие, которое было бы ему
по душе. Во время поездки, Пьера знакомят с масонским обществом.
Он становится посвящённым в это тайное учение. Изучая его постулаты,
Безухов постепенно находит для себя новые смыслы бытия, изменяет
свой образ жизни, загорается идеей ведения хозяйства. Его подсознание
меняется, впитав новые идеи. В своих путешествиях Пьер находит то, что
ищет. Таким образом, путешествие действительно может быть
совершено в поисках чего-то нового и чего-то, что смогло бы изменить
жизнь.
МИКРОВЫВОД?
15.
Однако не всегда путешественники ставят перед собой такие
грандиозные цели. Герой рассказа И. А. Бунина “Господин из СанФранциско” весьма богатый и знатный человек. Автор повествует нам
о том, что этот господин большую часть своей жизни работал, чтобы
стать материально обеспеченным человеком. Достигнув нужного
уровня благосостояния, господин решает отправится в путешествие в
Старый свет. Что побудило его на это и что он от этого ждёт? Господин
из Сан-Франциско понимает под «путешествием» заслуженный отдых
после бесконечной и трудной работы. В тоже время этой поездкой он
хочет показать свой статус, поэтому выбирает самые лучшие отели,
гостиницы и рестораны. Путешествие для господина – это нечто
обязательное и показное. Он наслаждается не самим путешествием,
а скорее – комфортом и роскошью, доступными ему. Таким
образом, можно сказать, что не все совершают путешествия исходя
из конкретных целей, а просто для самого факта его совершения.
МИКРОВЫВОД?
16.
Замечания???
Подводя итог, хочу сказать, что каждое
путешествие совершается, исходя из очень
разных побуждений. Но точно каждое
путешествие для чего-то нужно человеку.
(вернитесь к тезису)
Примеры сочинений по всем направлениям с
комментариям эксперта: https://ctege.info/itogovoesochinenie-2022/primeryi-itogovyih-sochineniy-20212022.html
17.
Рефлексия
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оцените степень своей готовности к ИС от 0 до 10, где 0 –
вообще не готов и даже не знаю, какие есть тематические
направления ИС; 10 – абсолютно готов, уже писал пробные
сочинения самостоятельно, без помощи интернета.
menti.com
5804 0195
18.
19.
Что делать, если не 10?
Что-то делать=) В прямом смысле=)
А делать можно вот что:
посмотреть направления ИС https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
посмотреть аргументы по направлениям https://rustutors.ru/itogovoe2020/2607argumenty-dlja-podgotovki-k-itogovomu-sochineniju-2021-2022.html (можно и на
других сайтах посмотреть)
почитать примеры сочинений по всем направлениям с комментариям эксперта:
https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2022/primeryi-itogovyih-sochineniy-20212022.html
перечитать эту презентацию; уяснить, что такое ТЕЗИС и МИКРОВЫВОД, запомнить
план сочинения.
Ииииии… пробовать писать сочинения на разные темы (их список тоже можно
найти в интернете).
Удачи! Я в вас верю
презентация представляет направления итогового сочинения в 2022 с комментариями
Содержимое разработки
5 направлений итогового сочинения 2022
С комментариями
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
- Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
- Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
-80%
Скачать разработку
Сохранить у себя:
Направления итогового сочинения 2022 с комментариями (68.91 KB)
Вы смотрели
Книги — корабли мысли
В 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч)
- 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения - 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека - 3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
Комментарии к разделам тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
→ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
→ нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
→ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
→ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
→ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись
Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность.
Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата.
Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.
Основные правила написания и критерии
- Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объём – не меньше 250 слов (иначе незачёт!). Рекомендуемый объём – не меньше 350 слов!
- Сочинение должно быть написано самостоятельно, не допускается списывание
- По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы
Итоговое сочинение 2022-2023: критерии
- Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
Итоговое сочинение 2022-2023: критерии
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, следует использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
Итоговое сочинение 2022-2023: критерии
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Возможные темы:
Литературные аргументы к 1 разделу:
Литературные аргументы к 1 разделу:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы:
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребёнка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы ко 2 разделу:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Капитанская дочка» А.Пушкин
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека.
Возможные темы:
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы к 3 разделу:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Информационные источники
- https://blog.maximumtest.ru/post/itogovoe-sochinenie-2022.html
- https://100ballnik.com/%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-2022-2023-%D0%B4%D0%BB%D1%8F/
- https://co8a.ru/35795/
Данная презентация содержит информацию, которая поможет подготовиться к Итоговому сочинению (изложению). Кроме тематических направлений, рекомендованных сайтом ФИПИ, в ней есть критерии, по которым будут оценивать работу учащегося. Надеюсь, материалы, собранные в презентацию, помогут и коллегам в подготовке к уроку.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГ СОЧ.pptx
2021-2022 Санкт-Петербург
2021-2022
Санкт-Петербург
Итоговое сочинение Презентация к уроку 5 направлений итогового сочинения (изложения) 2022 и критерии оценивания
1 декабря – Итоговое сочинение
Презентация к уроку 5 направлений итогового сочинения (изложения) 2022 и критерии оценивания
Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022
Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022
Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022
Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022
Презентация к уроку Подготовка к Итоговому сочинению(изложению ) 2021-2022
Критерии оценивания ИС В 2019 году в целях подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11-х классах критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах максимально…
Критерии оценивания ИС
В 2019 году в целях подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11-х классах критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах максимально приближены к критериям оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы среднего общего образования.
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии Критерии № 1 и № 2 являются основными
Критерии
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения положительного балла за единое сочинение в 10-х классах необходимо получить не менее одного балла по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно 1 балл хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5). Выставление 0 баллов по одному из критериев № 1,2 или № 3 автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за работу в целом.
Критерии При выставлении оценки учитывается объем сочинения
Критерии
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается не соответствующей требованиям и оценивается неудовлетворительной оценкой. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится неудовлетворительная оценка.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). Работа по данному критерию оценивается 0 баллов только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. отсутствует коммуникативный замысел.
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (произведение, названное в теме; стихи, на основе которых раскрывается тема сочинения; публицистические или критические статьи; материал культурологического характера, мемуары) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции через осмысление литературного материала или его анализ. 0 баллов ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного (или культурологического) материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, структурировать композицию (вступление, основная часть, заключение) сочинения в соответствии с функциональным значением каждой части работы (постановка проблемы или проблем, рассуждение, итоговые выводы). Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 0 баллов ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного или отсутствует доказательная часть тезисов, сформулированных в сочинении.
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные синтаксические и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. 0 баллов ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающегося
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающегося. 0 баллов ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Рекомендации по переводу баллов в оценки 13-15 9-12 3-8
Рекомендации по переводу баллов в оценки
13-15 |
9-12 |
3-8 |
Менее 3 |
5 |
4 |
3 |
2 |
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
неудовлетворительно |
Критерии и баллы 1. Соответствие теме
Критерии и баллы
1. Соответствие теме |
|
Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы). Тезисы убедительно обоснованы |
3 |
Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы). Но не все тезисы убедительно обоснованы |
2 |
Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы, но ответ или рассуждение является поверхностным). Тезисы не обосновываются, или тезисы отсутствуют, а имеется лишь рассуждение «по поводу темы». |
1 |
Сочинение обучающегося не соответствует теме, или в сочинении не прослеживается коммуникативного замысла (отсутствует цель высказывания). |
0 |
Аргументация. Привлечение литературного материала
2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо) и культурологический материал, предъявляя рассуждения по его поводу или анализируя его. Для аргументации предъявлены разного рода ссылки на текст: его пересказ, аналитический комментарий, анализ эпизода, цитирование, упоминание деталей и т.п. В сочинении по лирике рассматривается не менее трёх произведений. Фактические ошибки отсутствуют или имеется не более одной фактической неточности, связанной со знанием текста (со знанием культурологического материала) привлекаемого произведения. |
3 |
Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо) и культурологический материал, предъявляя рассуждения или анализируя используемый материал. Для аргументации предъявлены разного рода ссылки на текст: его пересказ, аналитический комментарий, анализ эпизода, цитирование, упоминание деталей и т.п., но имеются фактические ошибки (не более одной) или фактические неточности (не более двух). В сочинении по лирике рассматривается не менее двух произведений |
2 |
Аргументация. Привлечение литературного материала
2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо) или культурологический материал, предъявляя рассуждения по его поводу. Текст произведения привлекается только в качестве пересказа. И/или имеются фактические ошибки (не более двух) или фактические неточности (не более трех). В сочинении по лирике рассматривается только одно произведение. |
1 |
Сочинение написано без привлечения литературного материала. |
0 |
Композиция и логика рассуждения
3. Композиция и логика рассуждения
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. |
3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы |
2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается |
1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения. |
0 |
Качество письменной речи Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов
4. Качество письменной речи
Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. Речевые ошибки отсутствуют, или имеется не более одной речевой ошибки, или не более двух речевых недочета. |
3 |
Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов, но имеется одна-две речевые ошибки и/или не более двух речевых недочетов |
2 |
Обучающийся точно выражает мысли, но лексика и синтаксис однообразны, не употребляет терминов, имеются речевые штампы. Имеются речевые ошибки (не более четырех) и/или речевые недочеты (не более пяти). |
1 |
Обучающийся неточно выражает мысли, имеется большое количество речевых ошибок (более четырех) и/или речевых недочетов (более пяти). |
0 |
Грамотность Имеется в сумме не более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической) на сто слов 3
5. Грамотность
Имеется в сумме не более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической) на сто слов |
3 |
Имеется в сумме не более трёх ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов. |
2 |
Имеется в сумме не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов. |
1 |
Имеется в сумме более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов |
0 |
Максимальный балл за сочинение — 15
Максимальный балл за сочинение — 15
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email