Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 27 человек из 14 регионов
аудиоформат
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Мохова Светлана Геннадьевна -
2 слайд
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
-
3 слайд
Классификация связной речи
Диалогическая
Монологическая
Разговор
Беседа
Пересказ
Составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы
Творческие рассказы
Заучивание стихотворений
Составление рассказов по картине. -
4 слайд
Развитие связной речи происходит:
– во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;– в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
– в самостоятельной деятельности детей;
– в семье (взаимодействие детей и их родителей).
-
5 слайд
Методы развития связной речи старших дошкольников в детском саду.
Развитие связной речи средствами художественной литературы.
пополнение словарного запаса;
усвоение грамматически правильного построения текста;
умения выражать свое мнение;
грамотно строить свои высказывания, использовать сложные предложения. Прослушивая и пересказывая в дальнейшем какого-либо произведения, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение рассказа (сказки, стихотворения) и отношение к его персонажам и событиям. -
6 слайд
Чтение художественной литературы
Название и автор
Разбор непонятных слов
Чтение произведения
с выражением
Мнение детей о данном произведении. -
7 слайд
Метод пересказа в развитии связной речи.
Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. -
8 слайд
Методика обучения пересказу произведения
Беседа с детьми по заданной теме
Рассматривание тематических картинок
Загадки по теме
Разъяснение непонятных для детей слов
Выразительное чтение произведения воспитателем
Вопросы по содержанию
Составление плана пересказа
Пересказ текста ребенком -
9 слайд
Развитие связной речи методом составления рассказа.
Обучение дошкольников составлению рассказов – это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. -
10 слайд
Составление рассказов по картине
и серии картин.
Рассказ
Начало
(завязка)
Середина
(кульминация)
Конец
(развязка) -
11 слайд
Методика обучения рассказам по картине
и серии картин
1.мотивация, подготовка к эмоциональному восприятию картины;2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
3. рассматривание картины в целом и вопросы педагога по содержанию картины;
4. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
5. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
6. рассказы 4-5 детей;
7. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
-
12 слайд
Составление описательных рассказов
Лексико-грамматические упражнения по теме занятия;Рассматривание объекта описания;
Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительным чертам, признакам;
Описание внешних и внутренних составляющих объекта, о действиях с ним, а также отношение рассказчика
к нему;Составление с воспитателем подробного плана рассказа;
Рассказ сильного ребенка (с опорными вопросами по мере необходимости);
Рассказы 4-5 детей;
-
13 слайд
Целевые рассказы из личного или коллективного опыта
Рассказы из личного опыта;рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);
рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);
коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).
-
14 слайд
Творческие рассказы
— придумывание продолжения и завершения рассказа
— придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем
— придумывание рассказа по нарисованному самими детьми рисунку
— придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. -
15 слайд
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи
обогащение словаря образной лексикой
воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса)
обучение навыкам диалогической речи -
16 слайд
Через сюжетно — ролевую игру можно побуждать детей к общению друг с другом.
Ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей. -
17 слайд
Прогулка — это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.
-
18 слайд
Опытно-экспериментальная деятельность оказывает большое влияние на развитие связной речи детей.
-
19 слайд
Организация предметно-развивающей среды
-
20 слайд
Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду.
Правильность – соответствие речи языковым нормам
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Выразительность – владение педагогом различными средствами выразительности речи
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения -
21 слайд
Работа с родителями по вопросам развития связной речи:
консультации
индивидуальные беседы
родительские собрания
наглядно-информационный материал -
22 слайд
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения
с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 056 978 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 21.12.2018
- 4207
- 26
- 21.12.2018
- 951
- 2
- 21.12.2018
- 779
- 5
- 21.12.2018
- 183
- 0
- 21.12.2018
- 823
- 1
- 21.12.2018
- 429
- 7
- 21.12.2018
- 230
- 0
- 21.12.2018
- 158
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
-
Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
-
Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
-
Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
-
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
-
Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»
Слайд 1
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи
Слайд 2
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника Это те основы, на которых строится дошкольное воспитание в целом и которые составляют фундамент любой образовательной программы
Слайд 3
« Связная речь, — подчеркивал Ф.А. Сохин, — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Слайд 4
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от ближайшего социального окружения ребенка, от приучения его к пересказу просмотренных фильмов, прочитанных сказок и рассказов. «Упражняемые» в этом плане дети значительно опережают тех из своих сверстников, которые предоставлены самим себе.
Слайд 5
Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на организованных занятиях . Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи ( звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи ) протекает в неразрывном единстве.
Слайд 6
Чему учить На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира мы учим воспринимать обращенную речь взрослого. Н адо формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Необходимо придерживаться правила: «Нельзя говорить в пространство»
Слайд 7
Как учить детей Приемы обучения: комментирование действий показ и рассматривание предмета выполнение действий с предметом просьбы, поручения повторение за ребенком слов словосочетаний, предложений вопросы — ответы опосредованное общение через куклу (игрушку) многократное проговаривание речевого материала комментирование действий.
Слайд 8
Показ и рассматривание предмета При показе и рассматривании предмета решается одна из важных речевых задач — развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное их включение в активный словарь детей. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, и он всматривается, прислушивается.
Слайд 9
Выполнение действий с предметами При выполнении действий с предметом решаются те же задачи, что и при показе предмета и его рассматривании, — развитие восприятия и речевых средств, обогащение словаря ребенка. Но в первом случае ребенок усваивает главным образом слова, обозначающие предметы и их признаки, а при выполнении действий — слова, обозначающие движения, состояния предмета, признаки действий.
Слайд 10
Повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений Повторяя за ребенком отдельные высказывания, мы готовим детей к усвоению и правильному воспроизведению слов со сложной слоговой структурой, а также связи слов в словосочетаниях и предложениях. Иными словами, ведем работу по предупреждению нарушений слоговой структуры и аграмматизма.
Слайд 11
Вопросы — ответы Данный прием используется прежде всего для активизации речи детей. Вопрос побуждает детей пользоваться словесной речью, дает возможность проверить их знания и умения в речевой коммуникации. С помощью вопросов можно развивать у детей умение вслушиваться в содержание обращенной речи, т.е. развивать внимание к речи взрослого.
Слайд 12
Опосредованное общение через куклу (игрушку) Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации Вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом Обогащает речевые средства Ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей.
Слайд 13
Многократное проговаривание речевого материала Данный прием используется для того, чтобы дети могли вслушиваться в изменение слов, когда одни и те же слова употребляются в различных словосочетаниях и в разных формах. При многократном проговаривании речевого материала решаются следующие задачи: развитие восприятия речи детьми (умение сосредоточиться, вникнуть в содержание речи), обогащение словаря детей, развитие понимания различных грамматических форм слова и сочетаний слов.
Слайд 14
Комментирование действий Комментирование действий детей используется для развития восприятия речи (речевых образцов различной сложности). Систематически используя его на занятиях, можно исподволь подготавливать любую следующую ступень речевого развития детей: например, предварять употребление необходимых слов в активной речи ребенка, построение предложений любой конструкции, составление рассказа. Использование данного приема позволяет предупреждать появление аграмматизма в речи детей. Комментирование действий обеспечивает не только многократность повторения речевого материала, но и тесную действенную связь слова с обозначаемым им реальным предметом, признаком, действием.
Слайд 15
Требования к речи педагога Речь педагога, прежде всего, должна быть неторопливой, спокойной. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательное и побудительные предложения. Следует помнить; что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. По содержанию речь логопеда должна быть простой и доступной для понимания ее детьми.
Слайд 16
Развитие речи…В ИГРЕ! Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения, а значит оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
Слайд 17
«Чем больше воспитатель создаёт благоприятных условий для обмена мнениями между детьми, чем активнее их общение, то есть желание дать высказаться своим товарищам, тем выше развивающее влияние совместных действий, ибо тогда речь и действия тесно увязаны в своей работе». Е.Шулешко
Слайд 18
Если бы я был рядом… с помощью сказок легче создавать благоприятные условия для общения детей; сказка — один из важных путей нравственного развития дошкольников и имеет особое значение в повышении речевой активности детей, развитии их творчества. работа со сказками — своеобразная школа познания возрастных возможностей детей и развития их представлений об окружающем мире.
Слайд 19
День не должен пройти без вопросов… Вопросы детей — показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствий. День, прожитый без детских вопросов, должен заставить задуматься: в чем переросли дети ваши представления о них, где вы недооценили их возрастные возможности?
Слайд 20
Спасибо за внимание.
1. Развитие связной речи
2. Связная речь
— это единое смысловое и структурное
целое, включающее связанные между
собой и тематически объединенные,
законченные отрезки
3. Связная речь рассматривается как
• процесс создания детьми текста
• процесс речевой деятельности
(процесс сочинения детьми рассказов,
сказок)
• процесс создания текста
4. значение связной речи
• помогает ребенку устанавливать связи с
окружающими людьми
• определяет нормы поведения в обществе
• оказывает влияние на эстетическое
воспитание: пересказы произведений,
самостоятельные детские сочинения
развивают образность речи, ее
выразительность.
5. Виды связной речи
диалог
монолог
6. Диалог — первичная естественная форма языкового общения
• Главная особенность – чередование
говорения одного собеседника с
прослушиванием и последующим
говорением другого.
• Устная диалогическая речь протекает в
конкретной ситуации и сопровождается
жестами, мимикой, интонацией.
• Речь может быть неполной, сокращенной,
фрагментарной.
7.
Для диалога характерны:
разговорная лексика
фразеология
краткость, простые и
сложные бессоюзные
предложения
использование шаблонов,
речевых стереотипов.
8. Диалогические умения
1. Речевые умения:
вступать в общение
поддерживать и завершать общение
говорить выразительно в нормальном темпе,
пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета.
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в
коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных
действий, достижения результатов и их обсуждения.
5. Неречевые (невербальные) умения
9. Дети должны овладеть целым комплексом умений
умение активно вступать в контакт с собеседником,
быстро реагировать на реплики, пользуясь вопросами
сообщениями, дополнениями, просьбами
умение беседовать на различные темы, поддерживать
разговор на различные темы, переспрашивать,
доказывать свою точку зрения, выражать свое
отношение
умение говорить спокойно, с умеренной громкостью,
доброжелательным тоном
владение различными формами речевого этикета, их
употребление без напоминания (не вмешиваться в
разговор взрослых, смотреть в лицо собеседнику).
умение использовать мимику, жесты.
умение общаться в паре, в группе, в коллективе.
10. Методы развития диалогической речи
Разговор воспитателя с детьми.
Чтение литературных произведений.
Словесные поручения.
Речевые ситуации, направленные на
формирование навыков составления
диалогов
• Разнообразные (сюжетно-ролевые) игры.
• Беседа
11. Беседа — это целенаправленный, заранее подготовленный диалог (разговор) воспитателя с детьми на определенную тему
• Вводная беседа
• Беседа, сопровождающаяся
приобретением нового опыта
• Обобщающая беседа
12. Монолог
связное, логически последовательное высказывание,
протекающее относительно долгое время.
В монологе необходимо внутренняя подготовка,
длительное предварительное продумывание.
Важны неречевые средства, умение говорить
эмоционально, живо.
Для монолога характерно:
литературная лексика
развернутость высказывания
законченность, логическая завершенность
синтаксическая оформленность
связность монолога обеспечивается одним
говорящим
13. Монолог — описание
• Имеет четкую структуру: начало, середину,
окончание.
• Содержанием начала рассказа является
название предмета (явления).
Пример начала (Мне хочется рассказать, Мне
нравится, Больше всего я хочу).
• Середина: например, цвет, форма, величина,
яркие признаки, детали предмета.
• Окончание заканчивается выводом,
(например, назначение предмета)
В описании следует использовать определения, метафоры, синонимы,
образные выражения
14. Монолог — повествование
• Началом повествовательного рассказа может
быть сообщение.
(в начале может говорится о времени, месте, кто и где жил)
• В середине рассказа появляется завязка,
развитие сюжета, действия, динамика.
• Окончание – развязка.
Должны использоваться глаголы, прямая речь, диалог
действующих лиц, элементы описания
15. Монолог – рассуждение
• В начале такого рассказа – тезис. (Пришла
весна. Мы почувствовали ее дыхание, дни стали длиннее,
ночи короче)
• Доказательства/аргументация следовательно, потому что, разумеется, вероятно,
несомненно, скорее всего
• Вывод
16.
Связная речь может быть ситуативной:
связана с конкретной наглядной ситуацией и
не отражает полностью содержания мысли в
речевых формах, понятна только при учете
той ситуации, о которой рассказывается,
говорящий широко использует жесты,
мимику, указательные местоимения.
Постепенно речь переходит в контекстную (к
4–5 годам) – содержание понятно из самого
контекста, требуется построение
высказывания без учета конкретной ситуации,
с опорой только на языковые средства.
17. Характер связной речи зависит от ряда условий
1) Характер связной речи зависит от того,
общается ребенок со взрослыми или
сверстниками
2)Речь возникает из потребности высказаться,
а высказывания порождаются –мотивами.
3) На связность речи влияет характер темы и
ее содержание.
4) В процессе овладения ребенком
контекстной речью большую роль играет
литературная речь (сказки, рассказы)
18.
Для обучения монологической речи
используются следующие виды игрушек:
дидактические (матрешки, башенки,
пирамидки, бочонки);
сюжетные (куклы, машины, животные,
мебель, посуда, транспорт);
готовые наборы игрушек, объединенные
одним содержанием (зоопарк, птичий двор);
наборы, составленные педагогом и детьми
(мальчик, девочка, сани, собака).
19. Используются серии дидактических картин
Предметные картины — на них изображены
один или несколько предметов, без какоголибо сюжетного взаимодействия между ними
(мебель, одежда, посуда)
Сюжетные картины – картины, где предметы и
персонажи находятся в сюжетном
взаимодействии друг с другом
Серии или набор картин, связанных единым
сюжетным содержанием
20. Требования к картинам для рассказывания
содержание картины должно быть
интересным, понятным, воспитывающим
положительное отношение к окружающему;
картина должна быть высокохудожественной;
изображение персонажей, животных и других
объектов должны быть реалистическими,
условное изображение не всегда
воспринимается детьми;
доступность содержания и изображения
21. Описание игрушки
связное последовательное описание
внешнего вида игрушки, иногда с
добавлением личного отношения ребенка
к ней, или описание действий и образа
жизни изображенного в игрушке живого
существа
22. Методика обучения детей описанию игрушек
младший дошкольный возраст
Начинается с рассматривания игрушек
Педагог обращает внимание детей на характерные
особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма,
материал), следит за правильным использованием слов
при их определении.
Описание идет по вопросам педагога. Дети не дают
законченного рассказа, а высказываются отдельными
фразами, поэтому педагог с помощью вопросов
объединяет их слова в связный текст.
После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая
послушать рассказ про игрушку.
Постепенно дети подходят к составлению описательного
рассказа по образцу. Педагог сам составляет рассказ по
игрушке или читает художественное произведение.
23.
В средней группе
дети постепенно подходят к составлению небольших
самостоятельных описательных рассказов по игрушкам.
Закладываются основы для развития умения самостоятельно
описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ –
описание о них
Наиболее эффективный прием обучения – образец, который
дается на каждом
Место образца (в начале или в конце НОДа) определяется
уровнем умений детей в рассказывании.
В средней группе вводиться новый вид описания – описание
по памяти
24.
В старшем дошкольном возрасте
Описания должно быть полным, логичным, без пропуска
существенных признаков, повторений, последовательным, точным
по языку.
Дети должны составлять описание по набору игрушек и по одной
игрушке.
Игрушки вносятся прямо на занятии, но закрытыми в коробке или
ящике. Шире используются занятия, побуждающие детей к
творчеству и самостоятельности: «Придумай загадки про игрушку»,
«Расскажи о своей любимой игрушке».
Важно отводить ребенка от излишней детализации.
Можно составить рассказ в виде инсценировки.
Важно давая оценку отметить содержание рассказов, язык
рассказа.
25.
В подготовительной группе
дается более полное описание признаков
(если животное — его полезность, повадки).
В описание вноситься соревновательный
момент.
Продолжается работа над структурой текста.
Описательные и повествовательные рассказы
анализируются с точки зрения их структуры,
проводится работа с моделями, обсуждается
возможное начало рассказа
26. Обучение детей рассказыванию по картине
• 1) составление описательного рассказа по предметной
картине;
• 2) составление описательного рассказа по сюжетной
картине;
• 3) придумывание повествовательного рассказа по
сюжетной картине;
• 4) составление рассказа по последовательной сюжетной
серии картинок;
• 5)составление описательного рассказа по пейзажной
картине и натюрморту
27.
В младшей группе осуществляется
подготовительный этап обучения
рассказыванию по картине
В средней группе для рассматривания
предлагаются более сложные предметные и
сюжетные картины «Дорогие гости», «В гости к
бабушке». Одни даются для рассматривания,
другие для рассматривания и последующего
высказывания
28.
В старшей группе ставятся задачи:
1) учить детей правильно понимать
содержание картины;
2) воспитывать чувства – любовь к природе,
уважение к данной профессии;
3) учить составлять связный рассказ по
картине;
4) активизировать и расширять словарный
запас. Роль педагога изменяется от роли
непосредственного участника он постепенно
принимает роль наблюдателя
29. Приемы активизации творчества детей при сочинении описательных и сюжетных рассказов
Совместное рассказывание
Образец
Анализ образца рассказа
План – рассказ – это 2-3 вопроса
Коллективное обсуждение
Коллективное составление рассказа.
Составление рассказа по частям
Моделирование.
Оценка детских рассказав
Вспомогательные вопросы, указания, исправления ошибок,
подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов.
МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»
Презентацию подготовила воспитатель Манджиева Г.З.
Связная речь — смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции — являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
Диалогическая речь (диалог) –
процесс непосредственного речевого общения,
характеризующийся поочередно сменяющими одна
другую репликами двух или более лиц.
- Собственно речевые умения
- Умения речевого этикета .
- Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
- Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы .
- Невербальные (неречевые) умения .
Монологическая речь (монолог) – процесс
непосредственного общения, характеризующийся
речью одного лица, обращенной к слушателям
или к самому себе
- Логически последовательное высказывание
- Выражает мысль одного человека
- Полная формулировка и развернутость.
- Литературная лексика .
- Длительное и предварительное обдумывание.
- Стимулируется внутренними мотивами
Описание – это характеристика предмета в статике
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного
образца в устной речи
Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?»
« Котенок »
У Кати жил котенок.
Катя
любила котенка.
Она поила котенка
молоком.
Котенок любил играть
с Катей.
« Рыбалка »
Илюша собрался на рыбалку.
Он накопал червей и
пошел к реке. Сел Илюша на
берегу и закинул удочку.
Скоро ему попался лещ,
а потом – окунь. Мама
сварила
Илюше вкусную уху.
Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна
Сюжетно-дидактические игры
Игры с предметами
Игры-инсценировки
Словесные игры
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы
В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др.
Игры с помощью которых
формируют умение выделять
существенные признаки предметов,
явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»
Игры с помощью которых
развивается умение обобщать
и классифицировать
предметы по различным
признакам: «Кому что нужно?»,
«Назови три предмета?»,
«Назови одним словом»
Игры, используемые для
развития у детей умения
сравнивать, сопоставлять,
делать правильные
умозаключения: «Похож – не похож»,
«Кто больше заметит небылиц?»
Игры на развитие
внимания, сообразительности,
быстроты мышления,
выдержки, чувства юмора:
«Испорченный телефон»,
«Краски», «Летает – не летает»
Подбор картинок по общему признаку .
В игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся.
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Критерии определения уровня развития связной речи :
Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.
Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.
Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.
Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.
Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).
Правила речи воспитателя:
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт — порты, торт — торты, крем — кремы, инженер — инженеры);
Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям );
Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).
Методика
развития связной речи
Информацию подготовила и оформила
учитель-логопед
Бердюгина Лариса Николаевна
МБДОУ Плотниковский детский сад «Теремок»
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
- Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
- Связность – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.
- Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.
Формы связной речи
Диалог
монолог
- Разговорная лексика и фразеология.
- Использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.
- Краткость.
- Фрагментарность, непроизвольность.
- Простые и сложные бессоюзные предложения.
- Кратковременное предварительное обдумывание.
- Стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
- Имеет более сложное строение.
- Выражает мысль одного человека.
- Более длительное предварительное обдумывание высказывания.
- Высказывание содержит более полную формулировку информации.
- Развернутость высказывания.
- Синтаксическая оформленность.
- Законченность, логическая завершенность.
- Использование неречевых средств (жесты, мимика и др.).
- Стимулируется внутренними мотивами говорящего.
Социальные
функции связной речи
- Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающим миром.
- Связная речь определяет и регулирует нормы поведения в обществе.
- Связная речь обогащает художественно-речевой опыт детей.
Группы диалогических умений
Диалогические умения Собственно речевые умения Умения речевого этикета Коммуникативные умения Неречевые (невербальные) умения |
Общеречевые умения Вступать в общение Слышать и слушать собеседника Поддерживать и завершать общение Проявлять инициативу в общении Доказывать свою точку зрения Выражать отношение к предмету разговора Задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника |
Коммуникативные умения Общение Знакомство Приветствие Привлечение внимания Просьба Согласие и отказ Извинение Жалоба Сочувствие Неодобрение Поздравление Благодарность Прощание |
Признаки связного монологического высказывания
- Целостность.
- Структурное оформление.
- Связность.
- Объем высказывания.
- Плавность.
Типы монологов
Описание
Повествование
Рассуждение
Контаминация
(смешанные тексты)
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.
Варианты оформления
речи педагога
в процессе повседневного общения с детьми
В виде вопросов
В виде указаний
В виде пояснений
В виде объяснений
Повседневное общение
педагога с детьми:
полезное,
интересное,
доступное
- Коллективный разговор (на прогулке)
- Индивидуальный разговор (в вечерние и утренние часы)
Беседа как метод обучения диалогической речи
- Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
- В процессе беседы ребенок припоминает, сравнивает, анализирует, высказывает суждения, делает умозаключения, выводы.
- Классификация бесед, исходя из дидактических целей (Е.А. Флерина): вводная, сопутствующая, заключительная.
- Классификация бесед по содержанию: познавательные, этические.
Классификация вопросов
репродуктивные
поисковые
- Вопросы, требующие простой констатации – названия или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов, т.е. ребенок должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?)
- Вопросы, направленные на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?)
Приемы обучения рассказыванию
- Совместное рассказывание
- Образец рассказа
- Частичный образец
- Анализ образца рассказа
- План рассказа
- Коллективное составление рассказа
- Составление рассказа по частям
- Моделирование
- Оценка детских монологов
- Вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон
Методика пересказа литературных произведений
- Пересказ – осмысленное воспроизведение литератур-ного текста в устной речи.
- Специальные умения, необходимые для пересказа: прослушивать произведение, запоминать последовательность изложения, осмысленно и связно передавать текст, понять основное содержание изложения, запоминать речевые обороты авторского текста.
- Требования к пересказам детей: осмысленность, полнота передачи произведения, последовательность и связность пересказа, использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами, плавность пересказа, выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Рассказывание по игрушкам
Виды занятий для рассказа по игрушкам:
Описание игрушки
Сюжетные рассказы
(повествования)
Игрушки, используемые для обучения связной речи:
дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
сюжетные (образные) (куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт, готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
наборы, составленные воспитателем или детьми (мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Рассказывание по картине
Виды рассказывания детей по картине:
Описание предметных картин
Описание сюжетной картины
Рассказ по последовательной сюжетной серии картин
Повествовательный рассказ по сюжетной картинке
Описание пейзажной картины и натюрморта
Требования к отбору картин для рассказывания:
Содержание должно быть интересным, понятным,
воспитывающим положительное отношение к окружающему
Картина должны быть высокохудожественной
Изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими
Отсутствие нагромождения деталей
Доступность не только содержания, но и изображения
Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка
Рассказывание из опыта
Виды рассказов из опыта:
Рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети)
Рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи как ты провел выходной день»; «Расскажи о своих любимых игрушках»)
Характеристика рассказов из опыта:
Искренние
Живые
Эмоциональные
Но:
Недостаточно последовательные
Недостаточно структурированные
Недостаточно связные
Творческое рассказывание
Виды творческих рассказов:
Создание рассказов реалистического характера.
Сочинение стихов, загадок, небылиц, считалок.
Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
Создание текстов описательного характера о природе.
Рассказывание детей вместе с воспитателем
по вопросам.
Придумывание сказок.
Придумывание продолжения и завершения рассказа.
Придумывание детьми продолжения авторского текста.
Описания-миниатюры.
Связные высказывания
типа рассуждений
- Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.
- Приемы, используемые для обучения высказываниям-рассуждениям: образец построения рассуждения; план, отражающий структуру рассказа; модель; подсказ способа связи фраз и смысловых частей; приемы ТРИЗ.
Виды заданий по обучению высказываниям типа рассуждений
Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал
Задания на вербальной основе
- Выстраивание серии сюжетных кар-тинок в определенной последователь-ности и зависимости от развития сю-жета, времени суток и др.
- Определение несоответствия явле-ний, изображенных на картинке, вы-деление нелогичных ситуаций.
- Квалификация картинок по родам и видам.
- Выявление причинно-следственных отношений между объектами, изобра-женными на картинке.
- Отгадывание загадок с опорой на картинку
- Беседы по содержанию произве-дений художественной литера-туры с обсуждением положи-тельных и отрицательных пос-тупков героев, их мотивов.
- Речевые логические задачи.
- Объяснение пословиц, загады-вание загадок без опоры на наглядный материал.
Спасибо за внимание!
«Развитие связной
речи у детей
дошкольного возраста »
Сулейманова Н.В.
Связная речь — смысловое
развернутое высказывание,
изложение определенного
содержания, которое
осуществляется логично,
последовательно и точно,
грамматически правильно
и образно, обеспечивающее
общение и взаимопонимание.
ер
Цель развития связной речи
Развитие речевых способностей и
умений, культуры речевого
общения, разработка способов
овладения дошкольниками
навыками практического
общения в различных
жизненных ситуациях,
формирование предпосылок
чтения и письма.
Задачи развития связной речи
- формирование элементарных
представлений о структуре
текста (начало, середина, конец);
обучение соединению
предложений разными
способами связи;
- развитие умения раскрывать тему
и основную мысль высказывания;
- обучение построению высказываний
разных типов- описаний, повествований,
рассуждений; подведение к осознанию
содержательных и структурных
особенностей описательного, в том числе
и художественного текста;
составление повествовательных
текстов (сказок, рассказов, историй)
с соблюдением логики изложения и
использованием средств
художественной выразительности;
- обучение составлению рассуждений
- обучение составлению рассуждений
с подбором для доказательства
веских аргументов и точных
определений;
- использование для
- использование для
- использование для
- использование для
высказываний разных типов
соответствующих моделей (схем),
отражающих последовательность
изложения текста;
Функции
связной речи
Развитие коммуникативных способностей
Установление связей с
Определение и регулирование норм поведения в обществе
окружающими людьми
Формы связной речи
Диалог
Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограничено определенной тематикой.
Монолог
Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику .
Методы развития связной речи
Организованная
Совместная
деятельность
деятельность
Пересказ
Рассказывание по картине
-по серии сюжетных картинок
Беседа
-из личного опыта
Сюжетно-ролевая игра
Творческое рассказывание по заданной теме
Речевые игры
Индивидуальная работа
-по стихотворению
-по сказке
Интеграция видов деятельности
-по скороговорке
Наблюдения
Экскурсии
Составление описательного рассказа
Заучивание стихотворений
Игры-драматизации
Игры-инсценировки
Загадки
Приемы развития связной речи
Словесные
Чтение литературных произведений
Речевые упражнения
Речевой образец
Вопрос
Подсказка
Повторное проговаривание
Оценка детской речи
Напоминание
Объяснение
Указание
Словесные поручения
Игровые
Наглядные
Показ иллюстраций, картин, объекта
Сюрпризный момент
Игровой персонаж
Моделирование (схемы, мнемотехника)
Речевые игры
Эмоциональность
педагога
«Слово воспитателя, не согретое
теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».
К.Д. Ушинский.
Работа по развитию связной речи
трудоемка и всегда почти
полностью ложится на плечи
педагогов. Большое влияние на речь
детей оказывает воспитатель. Педагог
должен воспитывать своей речью. В связи
с этим существуют требования к речи педагогов .
Требования к речи педагога
Эмоциональность
Выразительность
точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию)
содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится)
ясность (понятность для окружающих)
логичность (последовательное изложение мыслей)
Дети могут
Первая младшая группа
- Поделиться информацией
пожаловаться на
неудобство, действия
сверстника.
- Сопровождать речью
бытовые и игровые
действия.
- Отвечать на простейшие
вопросы.
- Повторять несложные
фразы.
Вторая младшая группа
- Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
- Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
- Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Делиться своими
впечатлениями со
сверстниками и взрослыми.
- В играх принимать на себя роль,
непродолжительно взаимодействовать
со сверстником.
- Разыгрывать по просьбе взрослого
небольшие отрывки из знакомых сказок.
Средняя группа
- Рассказывать о содержании сюжетной
картинки.
- Участвовать в беседе, понятно для
слушателей отвечать
на вопросы и задавать их.
- Описывать предмет, картину.
- Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.
- В играх проявлять
инициативу и предлагать
новые роли и действия.
- Обогащать сюжет,
вести ролевые диалоги.
Разыгрывать несложные
отрывки по знакомым
литературным произведениям
С помощью взрослого
повторять образцы
описания игрушки.
Старший дошкольный
возраст
- Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе .
- Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
- Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие
литературные произведения.
- Использовать монологическую и диалогическую
формы речи.
- Составлять рассказы о событиях из личного опыта,
придумывать свои концовки к сказкам.
- Составлять небольшие рассказы творческого характера
на тему, предложенную воспитателем.
- Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие
с ответом товарища.
Спасибо за внимание!
1
Мастер – класс Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом. (для воспитателей МДОУ д/с 1 «Олененок» и МДОУ «Малыш»)
2
Белошапкина Надежда Александровна Логопед МДОУ детский сад 1 «Олененок» ЭМР с. Байкит.
3
1. Презентация и распространение педагогического опыта. 2. Ознакомление педагогов с новыми формами работы над рассказом. рассказом. 3. Практическое знакомство педагогов с новыми видами работ. работ.
4
Актуализация. Актуализация. Теоретическая часть (лекционный материал); Теоретическая часть (лекционный материал); Знакомство с новыми формами работ по рассказыванию; Знакомство с новыми формами работ по рассказыванию; Практическое знакомство с различными видами приветствий; Практическое знакомство с различными видами приветствий; Практическая часть (составление различных рассказов, педагогами); Практическая часть (составление различных рассказов, педагогами); Презентация деятельности (педагоги презентуют свой рассказ); Презентация деятельности (педагоги презентуют свой рассказ); Рефлексия. Рефлексия. Этапы проведения мастер – класса:
5
Актуализация Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь Актуализация Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь Связная речь уровень словообразования уровень развития автоматизированной речи кругозор, эмоциональность и т. д. уровень грамматического строя речи фонематические представления фонематический анализ и синтез общее звучание речи; воспроизведение слоговой структуры слов их звуконаполняемость
6
Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 1997 г. Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 1997 г. Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 2008 г. Данные исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста 2008 г. В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, неизбежно страдает связная речь, и по статистике последних лет уровень развития связной речи снизился на 15%. Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень Инновационные формы работы над рассказом и пересказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало.
7
Рассказы описания. Описание предмета по предметной картинке. Рассказы по сюжетной картинке Рассказы по серии сюжетных картинок Пересказ художественных текстов Выборочный пересказ Краткий пересказ. Творческое рассказывание. Обучение пересказу и составлению рассказа детей младшего дошкольного возраста Первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.
8
Обучение рассказыванию Обучение рассказыванию 1. Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям. Ребенку дается инструкция, (Подойди к столу возьми красный шар и синий мяч)остальные дети смотрят, что он делает и отвечают на вопрос: Что сделал Коля? Постепенно задания усложняются. дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. Затем инструкция говорится только одному ребенку, а остальные описывают ее выполнение. 2. Рассказы описания. А) Описание предмета по предметной картинке. Объект рассказа должен хорошо быть известен ребенку. Описание всегда строится в определенной четкой последовательности. — Что это? — Форма, размер, цвет. — Добавляются (материал, вкус, ощупь) — Составляющие части. — Применение. Б) Рассказы по сюжетной картинке рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. В ходе работы над рассказом дети овладевают навыком диалогической речи (ответ вопрос). Составление рассказа по сюжетной картинке выстраивается в четкой логической последовательности: — Время, место. -Действующие лица. — Окружающие предметы. -Действия, взаимоотношения. Затем составляется рассказ по вопросам: — Когда это было? Где? — Кто находится на горке (справа, слева, в центре)? — Кто катается с горки? Кто лепит снеговика? Кто бегает около детей? Какое настроение у детей?
9
3. Рассказы по серии сюжетных картинок. Работа по серии сюжетных картинок позволяет ребенку разобраться в последовательности событий. Ребенок учится выделять основные моменты в содержании рассказа. Виды работ: По разложенным сюжетным картинкам. — Рассматривание -Чтение рассказа -Придумывание рассказа к серии картинок. -Самостоятельное выстраивание картинок к заданному тексту. -Иллюстрация рассказа выполненная детьми -Работа по каждой картинке. 4. Пересказ художественных текстов Этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. При подборе текстов важно учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные ) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и по манере изложения. До начала прочитывания рассказа детям объясняют смысл трудных слов, вместе с детьми эти слова проговариваются. Проводится небольшая беседа, подводящая детей к прочитыванию произведения. После прочитывания рассказа, задаются вопросы с целью выяснения, поняли дети рассказ или нет. На разных ступенях обучения пересказу применяются различные виды пересказа: — Взрослый пересказывает, а ребенок дополняет — Рассказывание по плану или с использованием схем. — Пересказ «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказ, другой продолжает, а третий заканчивает и т. д. -Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Для детей у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно проводить и другие виды работ: Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку или герою. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное. Творческое рассказывание. — пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев. — составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему. — составление рассказа с продолжением. — составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.
10
Инновационные формы работ над составлением рассказа. Описание предмета по схеме. 1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется на отдельно взятый предмет) Это томат Он растет …….. Он круглый, ……. На вкус он ……. Из него можно приготовить…….. 2. Описание предмета по общей схематической зарисовке (используется при описании предметов относящиеся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.) Это медведь Он живет ….. У него есть…… Он питается….. Зимой он…… Для человека он …..
11
3. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке чаще используется относящееся к определенному классу: живое – рыбы, животные, птицы, насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д.) (вместо вопросительного знака подставляется предметная картинка ) 4. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке. (вместо вопросительного знака помещается две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке.
12
Пересказ по схематичным сюжетным картинкам 1.Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки. Многие предметы и их количество изображаются схематично). 1. Жил-был чайник 2. У него был …… 3.У чайника были 4. У чайника были 5. Люди чайник любили он был важный, друзья посуда: … родственники:… они в нем воду кипятили как начальник 1. Это лес в нем много 2. Лес дом для: …………. 3. Лес дает человеку: … 4. Лес живой организм разных деревьев: ….. Берегите лес.
13
2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением схематической зарисовки. 1. Я нарисовала 2. Там такие красные 3. Там трава желтеет 4. Дождик поливает яблоневый сад. яблоки висят солнышко блестит и забор стоит Жила-была посуда: Чайник, чашка, блюдо, Ножик, вилка, ложка, Кастрюля и поварешка. Посуда дружила с едой. Посуда дружила с водой. И с человеком дружила, Его она вкусно кормила.
14
Подвижное рассказывание с использованием модернизации. 1. Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок. «Бабочка путешественница» «Мы поедем по горам» (образование новых слов при помощи приставок) (по желанию в рассказ добавляются любые предметы, как ситуативные, так и действующие.)
15
2. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания. В маленьком домике жили девочка Маша и мальчик Саша. у маши была кошка Сима, а у Саши пес Шарик. Кошка любила спать на диване. А шарик спал в коридоре на коврике. (картинки переставляют и получается другой рассказ, который1 предлагается детям рассказать. Можно составить несколько различных комбинаций) 3. Составление линейного рассказа с различными видами его прочтения. Однажды цветы стали между собой хвастаться: Кактус сказал: — Я могу обходиться без воды очень долго. Фикус: — А я могу за раз выпить целое ведро, как верблюд. Фиалка: — А у меня самые нарядные цветочки, полюбуйтесь! Кактус: — А у меня вместо листочков колючки. Фикус: — А мои листья похожи на большие ладошки. Фиалка: — А мои листья мягкие и пушистые. Кактус: — Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать. Фиалка: — А вот меня поливают под самый корешок. Фикус: — А меня можно поливать редко, но по целому ведру. Но вот пришла девочка Маша и помирила цветочки. (После пересказа, схему можно разбить и рассказать о каждом цветке отдельно)
16
Использование круговых диаграмм при составлении рассказа. (Использование круговых диаграмм в работе над рассказом очень удобно при сложных темах: Родина, Москва, Эвенкия, космос, армия и т. д.) « Пограничники на защите нашей Родины» «Наша Родина Россия»
17
Составление комбинированных рассказов. «Охотники» «Ходит по лесу олень целый день А за волком старый дед прямо вслед А за дедом людоед У людоеда: ………………………….» «Маша по полю гуляла и цветочки собирала ……………………………………………….. А один вот так, так, красный, красный, красный ………». «Маша по полю гуляла»
18
Различные формы приветствий «Приветствие частей тела» Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под руководством логопеда выполняя упражнение («Здравствуйте пальчики», — говорит логопед и производит касательное движение пальцев одной руки с пальцами другой. Аналогично приветствуются и другие части тела). «Наша лисонька проснулась» Методика проведения: Дети стоят возле стульчиков, выполняя упражнение под комментарий педагога, которое сопровождается показом. «Наша лисонька проснулась. Лапкой в право потянулась, Лапкой в лево потянулась……..». «Умные головки» Методика проведения: Дети сидят на стульчиках, под словесный комментарий педагога выполняя упражнение: «Как у наших деточек круглые головушки Ротики — клюковки зевают, Носики — пуговки пыхтят, Глазки – луковки мигают Умные головушки кивают…» ( Цель данных упражнений: создать положительный эмоциональный настрой, вывести детей на позитивный лад, при этом атмосфера проведения приветствия, рабочая, которая мягко подводит ребенка к самому занятию, дает возможность перестроится с одного вида деятельности на другой.)
19
Практическая часть Педагоги делятся на команды по цвету жетонов Выполнение задания, которое дано на карточке Задания: — Составить рассказ с использованием круговой диаграммы «Космос» — Составить рассказ с применением символики «Охотник» — Составить рассказ в динамике «Путешествие» — Составить рассказ по простой схематиче6ской зарисовке «Медведь» — Составить шуточный рассказ и показать его модернизацию «Как я маме помогал» (раздается материал для выполнения практической части по составлению и изображению рассказов.) Презентация педагогами результатов своей деятельности.
20
Спасибо за внимание! Проведению мастер-класса способствовало: накопление достаточной базы знаний, умений, навыков и материала по обучению детей рассказу и пересказу не только используемыми традиционными формами, но и интересными более эффективными; желание передать накопленный опыт другим специалистам, тем самым повысить качество образования в ДОУ. Приятно было видеть живой интерес воспитателей к новому материалу, на занятии прозвучало много вопросов (А всегда ли использовать данные формы работы или можно их сочетать с традиционными? Что можно применять в группе ежедневно? Оптимальное количество детей с применением данных форм работы? и т. д.). Отрадно наблюдать, что некоторые из приемов прижились в работе с детьми на группе. Презентация собственного опыта работы позволила самоутвердиться, повысить педагогическое мастерство, выйти на более высокий уровень творческой активности.
Слайд 1
Описание слайда:
Развитие связной речи
у дошкольников
Слайд 2
Описание слайда:
Связная речь
Связная речь — смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание
Связная речь — процесс, деятельность говорящего
Продукт, результат деятельности, текст, высказывание
Слайд 3
Описание слайда:
Формы связной речи
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Описание слайда:
Развитие диалогической речи
Слайд 7
Описание слайда:
Требования к диалогической речи
Слайд 8
Описание слайда:
Признаки монологического высказывания
Слайд 9
Описание слайда:
Для достижения связности речи необходим ряд умений:
Слайд 10
Описание слайда:
Связные высказывания
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
Приемы обучения рассказыванию
Слайд 14
Слайд 15
Описание слайда:
Пересказ литературных произведений
Слайд 16
Слайд 17
Описание слайда:
Требования к пересказам
Слайд 18
Описание слайда:
Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:
Слайд 19
Описание слайда:
Рассказывание по игрушкам
Слайд 20
Описание слайда:
Виды игрушек
Слайд 21
Описание слайда:
Виды занятий по игрушкам
Слайд 22
Описание слайда:
Рассказывание по картине
Слайд 23
Описание слайда:
Требования к отбору картин
Слайд 24
Описание слайда:
Этапы обучении детей рассказыванию
по картине
Слайд 25
Описание слайда:
Рассказывание по картине
(младший возраст)
Слайд 26
Описание слайда:
Рассказывание по картине
(средний возраст)
Слайд 27
Описание слайда:
Рассказывание по картине
(старший возраст)
Слайд 28
Описание слайда:
Рассказывание по картине
(старший возраст)
Слайд 29
Описание слайда:
Рассказывание по картине
(старший возраст)
план в виде вопросов и указаний
Слайд 30
Описание слайда:
Построение рассказа по серии сюжетных картин
Слайд 31
Описание слайда:
Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам
Слайд 32
Описание слайда:
Творческий рассказ-повествование
Слайд 33
Описание слайда:
Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов
Слайд 34
Слайд 35
Описание слайда:
И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»
Слайд 36
Описание слайда:
Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»
Слайд 37
Описание слайда:
Рассматривание и описание натюрморта
Слайд 38
Описание слайда:
Рассказывание из опыта
Слайд 39
Описание слайда:
Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
Слайд 40
Описание слайда:
Вид рассказывания определяет прием обучения:
Слайд 41
Описание слайда:
Творческое рассказывание
Слайд 42
Описание слайда:
Этапы формирования детского художественного творчества
Слайд 43
Описание слайда:
Тематика творческих рассказов
Слайд 44
Описание слайда:
Виды творческих рассказов
Слайд 45
Описание слайда:
Приемы обучения творческому рассказыванию
Слайд 46
Описание слайда:
Обучение рассказыванию по готовым сюжетам
Слайд 47
Описание слайда:
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему
Слайд 48
Описание слайда:
Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки
Слайд 49
Описание слайда:
Описание природы
Слайд 50
Описание слайда:
Связные высказывания типа рассуждений
Слайд 51
Описание слайда:
Обучение высказываниям типа рассуждений
Слайд 52
Описание слайда:
Обучение высказываниям типа рассуждений
Слайд 53
Описание слайда:
Обучение высказываниям типа рассуждений
Слайд 54
Описание слайда:
Обучение высказываниям типа рассуждений
Слайд 55
Описание слайда:
Картины с проблемным сюжетом
Презентация на тему «Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»
-
Скачать презентацию (1.67 Мб)
-
47 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть презентацию на тему «Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок» в режиме онлайн с анимацией. Содержит 20 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
20
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
25.08.2021
1
Развитие связной речи через обучение составлению рассказовпо картине и
серии сюжетных картинок
Воспитатели гр. Вишенка:
Урбанова И.Ю.
Урбанова И.Г. -
Слайд 2
«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… — начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»К. Д. Ушинский
25.08.2021
2 -
Слайд 3
Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание детей. Развитие связанной речи детей – одна из главных задач детского сада.Актуальность:Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Отмечается нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте. Все эти специфические особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Вот почему проблема исследования особенностей связной речи у дошкольников является одной из наиболее актуальных проблем.
25.08.2021
3 -
Слайд 4
Цель : Представить систему работы
по развитию связной речи детей среднего
дошкольного возраста через обучение
составлению рассказа по картине и серии
сюжетных картинок.
Задачи:
Научить детей выкладывать серию сюжетных картин в логической последовательности;
Упражнять в составлении рассказов по картине.
Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
Упражнять в составлении рассказов по картине.
Формировать словотворчество, фантазию.
Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении.25.08.2021
4 -
Слайд 5
Задача педагогов и родителей… …заключается в том,чтобы помочь детям научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно, понимать речь собеседника,т.е. вести содержательный диалог
25.08.2021
5 -
Слайд 6
Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка, которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.
25.08.2021
6 -
Слайд 7
25.08.2021
7
Сначала дошкольники овладевают преимущественно
диалогической речью:
учатся выслушивать вопросы педагога,
отвечать на них, спрашивать.
В дальнейшем дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом, логически объединены,
т.е. идет развитие монологической речи -
Слайд 8
В обучении детей рассказываниюпо картине принято выделять несколько этапов:
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам, а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
25.08.2021
8 -
Слайд 9
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных
и природных явлениях,
но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию,
побуждает говорить
даже молчаливых и застенчивых.
25.08.2021
9 -
Слайд 10
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН
— Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
— картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению.
Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
25.08.2021
10 -
Слайд 11
ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ :
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
25.08.2021
11 -
Слайд 12
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей.
Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением,
которое делает воспитатель или дети.
25.08.2021
12 -
Слайд 13
СТРУКТУРА
1. Дети молча рассматривают картину.
2. Проводится беседа, уточняющая содержание и детали.
3. Дается образец (короткий, живой, эмоциональный).
4. Дети воспроизводят образец.
5. Рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
25.08.2021
13 -
Слайд 14
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
РАССМАТРИВАЕТСЯ И ОПИСЫВАЕТСЯ КАЖДАЯ КАРТИНА ИЗ СЕРИИ,
ЗАТЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОДИН СЮЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЕМ ИЛ
И ДЕТЬМИ.
25.08.2021
14 -
Слайд 15
Так же развитие связной речи совершенствуется при работе с книжками- малышками по лексическим темам недели, которые дети изготавливают сами или совместно с родителями.
25.08.2021
15 -
Слайд 16
Сначала ребёнок представляет свою книжку, пересказывает, рассказывает, читает, показывает все иллюстрации детям самостоятельно. Далее проводится беседа-диалог по содержанию рассказа, пересказа, чтения. Дети задают вопросы, автор отвечает, даёт полный развернутый ответ
25.08.2021
16 -
-
-
Слайд 19
В заключении хочется напомнить, о том, что речь не передаётся по наследству! Ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е овладение связной, грамотной речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы взрослые ( родители и педагоги) создавали такую речевую среду для постоянного общения с ребёнком!
25.08.2021
19 -
Слайд 20
Благодарим за внимание!
25.08.2021
20
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте