Виктор Юзефович Драгунский
В.Ю.Драгунский
(1913—1972) — актер по образованию; он
работал в различных театрах, в цирке,
однажды снялся в кино. С 1940 года он начал
писать фельетоны, клоунады, сценки-репризы
для эстрады (ему, например, принадлежит
сценарий одноактной пьесы «Великая
сила искусства», исполнявшейся А.
Рай-киным). Драгунский и сам выступал
на эстраде с песнями собственного
сочинения.
Первая
книга В.Драгунского — «Он живой и
светится» — вышла в 1961 году и состояла
из шестнадцати рассказов о Дениске
Ко-раблеве, принесших автору настоящий
успех. Впоследствии приключения
Дениски дополнялись новыми рассказами,
издавались сборники «Расскажите мне
про Сингапур» (1961), «Человек с голубым
лицом» (1963), «Старый мореход» (1964). Всего
было написано около девяноста
рассказов; они много раз переиздавались,
прочно войдя в современный круг детского
чтения.
Рассказы
В.Драгунского для детей несут на себе
печать эстрадных жанров: их легко
читать вслух, поскольку они написаны
живым разговорным языком, каким
говорят дети шести — восьми лет; многие
эпизоды в них выстроены как острые,
смешные мизансцены; характеры героев
четко очерчены.
Прототипами
главных героев в «Денискиных
рассказах» были
маленький сын Драгунского и отчасти он
сам. Писателя интересовал герой в
возрасте первоклассника: именно в это
время окружающий ребенка мир
значительно расширяется и усложняется,
а вместе с тем происходит самоопределение
личности.
Для
его Дениски уже есть прошлое — дошкольное
детство, которое он с юмором вспоминает
(рассказы «Не пиф, не паф!», «Сверху вниз,
наискосок!»). Дениска многое знает: и
настоящее имя художника Эль Греко, и
что солнце стоит на небе сбоку, а не в
центре, и что в Африке есть страны-колонии.
(«Профессор кислых щей»). Он сознает,
что ему нравится, а что — нет, и имеет
свои взгляды на пение, на чувство юмора,
на этику и т.д. (рассказы «Что я
люблю…», «…И чего не люблю!», «Надо
иметь чувство юмора», «Старый мореход»).
Дениска чутко воспринимает настроения
взрослых и зачастую понимает своих
родителей гораздо лучше, чем они его.
Он умен и романтичен, по-рыцарски
благороден и вместе с тем по-детски
наивен. Иными словами, Дениска — личность
яркая, цельная.
Да
и другие герои выписаны автором с той
же степенью психологической
достоверности. Например, родители
Дениски — люди счастливые: они молоды,
влюблены друг в друга и стараются понять
своего сына, поэтому Дениске хорошо с
ними. Родители могут так и не догадаться
— что же он нарисовал, но всегда поймут
его обиду, грусть, мечту или радость. В
рассказе «Что я люблю…» Дениска
вспоминает:
Однажды
мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал
вокруг него на улице, и он спросил:
— Ты
что скачешь? А я сказал:
— Я
скачу, что ты мой папа! Он понял.
Драгунский
точно выстраивает систему героев: мама
строга и вместе с тем смешлива; отец
умен, но часто ведет себя как ребенок
(они с Дениской внутренне похожи);
одноклассник Мишка Слонов — настоящий
друг; а девочка Аленка — такая же
маленькая, каким был два-три года
назад сам Дениска. Среди таких людей
Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать
противоречия. Писателю важен не только
взгляд Дениски на мир, но и реакция
других героев на события или поступки
главного героя. Дениска рассказывает,
например, о том, как у рассерженной мамы
глаза делаются как крыжовник, как хохочет
весь зал над куплетистами-неудачниками,
как у папы при воспоминании о чем-то
далеком делается серьезное и грустное
лицо…
Напряжение
действия в рассказах обусловлено не
количеством событий, а полнотой
переживаний Дениски; поэтому острая
фабула отнюдь не обязательна. Одни
из лучших рассказов у писателя —
именно бесфабульные: «Поют колеса
тра-та-та», «Друг детства», «Что я
люблю…», «Что любит Мишка…».
Повествование
динамично, ни одна деталь не задерживает
стремительного движения — все
убыстряют темп. Текст насыщен глаголами
действия и состояния.
Спектр
комического у Драгунского достаточно
широк: от сатиры (в адрес некоторых
взрослых) и чистого юмора до мягкой
иронии, переходящей даже в лирическую
грусть. Есть у писателя рассказы вовсе
не смешные, а скорее лирические или
грустные по интонации повествования,
такие как «Девочка на шаре», «Он живой
и светится…», «Человек с голубым лицом».
Сочетание лирического и комического
начал придает его рассказам особую
теплоту.
В.Драгунский
написал две автобиографические повести
для взрослых: «Он упал на траву» (1961) —
о начале Великой Отечественной войны,
«Сегодня и ежедневно» (1964) — о цирковых
артистах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Драгунский
Виктор Юзефович
(1913—1972)
Советский
писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.
Виктор
Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в
семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и
обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году
семья переехала в Москву.
Что
бы более подробно узнать о Викторе Драгунском я хочу представить вам для
просмотра небольшой фрагмент биографии Виктора Юзефовича.
В
1930 году Драгунский стал посещать «Литературно-театральные мастерские».
А
с 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим
названием «Денискины рассказы».
Эти
знаменитые рассказы открывают читателю неповторимый мир Дениски Кораблева и его
друзей, где их детская непосредственность и готовность к веселым приключениям
всегда одерживают верх над серой повседневностью и не дают скучать ни им, ни их
родителям.
В
эту книгу входят такие юмористические рассказы как:
ü «Он
живой и светится» (1961)
ü Расскажите
мне про Сингапур» (1961)
ü «Человек
с голубым лицом» (1963)
ü «Старый
мореход» (1964) и т.д.
Всего
было издано около 90 рассказов.
Рассказы
Драгунского для детей несут на себе печать эстрадных жанров: их легко читать
вслух, поскольку они написаны живым разговорным языком, каким говорят дети
шести – восьми лет. Многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные
мизансцены: характер героев четко очерчен.
Главным
героем «Денискиных рассказов» является московский мальчик Дениска, в некоторых
рассказах ещё дошкольник, в некоторых ученик 1, 2 или 3 класса. Прототипом
главного героя является маленький сын Драгунского.
Писателя
интересовал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружающий
ребёнка мир значительно расширяется и усложняется, а вместе с тем происходит
самоопределение личности.
Если
судить в целом, можно сказать, что главный герой Дениска очень многое знает.
Например, это очень заметно в рассказе «Профессор кислых щей». Хочу
зачитать вам отрывок из этого произведения.
А
также Дениска четко осознает, что ему нравится, а что нет, и имеет свои взгляды
на пение, на чувство юмора, на этику и т.д., например, это можно доказать на
примере рассказов «Что я люблю» и «Что я не люблю», «Надо иметь чувство юмора»
и «Старый капитан». Хочу зачитать отрывок из рассказов «Что я люблю…» и
«Что я не люблю!».
При
этом Дениска чутко воспринимает настроения взрослых и зачастую понимает своих
родителей гораздо лучше, чем они его. Например это видно в отрывке из рассказа
«Куриный бульон».
—
Угадай, папа, что я нарисовал?
Он
посмотрел и задумался: – Пожар?
–
Ты что, папа? Ты посмотри хорошенько!
Тогда
папа посмотрел как следует и сказал: – Ах, извини, это, наверное, футбол…
Я
сказал: – Ты какой-то невнимательный! Ты, наверно, устал?
А
он: – Да нет, просто есть хочется. Не знаешь, что на обед?
Дениска
умен и романтичен, по-рыцарски благороден и вместе с тем по-детски наивен:
например, отрывок из рассказа «Денискины каникулы»: «Мы хотели во что бы
то ни стало помочь красным. Я все время палил в одного толстого фашиста, он все
бежал впереди, весь в черных крестах и разных эполетах; я истратил на него,
наверно, сто патронов, но он даже не посмотрел в мою сторону».
Иными
словами, Дениска – личность яркая и цельная.
Да
и другие герои выписаны автором с той же степенью психологической
достоверности. Например, родители Дениски – люди счастливые: они молоды,
влюблены друг в друга и стараются понять своего сына, поэтому Дениске хорошо с
ними. Родители могут так и не догадаться – что же он нарисовал, но всегда
поймут его обиду, грусть, мечту или радость. В рассказе «Что я люблю…»
Дениска вспоминает:
«Однажды
мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил: — Ты
что скачешь?
А
я сказал: — Я скачу, что ты мой папа!
Он
понял!»
Драгунский
точно выстраивает систему героев:
Отец
умен, но часто ведет себя как ребенок (они с Дениской внутренне похожи)
«—
Вот погляди! Видишь, на курице какие- то волоски. Ты их состриги, потому что я
не люблю бульон лохматый. Ты состриги эти волоски, а я пока пойду на кухню и
поставлю воду кипятить!
И он
пошёл на кухню. А я взял мамины ножницы и стал подстригать на курице волоски по
одному»
Одноклассник
Мишка Слонов – настоящий друг.
А
девочка Аленка – такая же маленькая, каким был два-три года назад сам Дениска.
Среди
таких людей Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия. Писателю
важен не только взгляд Дениски на мир, но и реакция других героев на события
или поступки главного героя. Дениска рассказывает, например, о том, как у
рассерженной мамы глаза делаются как крыжовник «Тайное становится явным», как у
папы при воспоминании о чем-то далеком делается серьезное и грустное лицо «Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и
крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле-еле
поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной?
Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное
и грустное лицо».
Напряжение
действия в рассказах обусловлено не количеством событий, а полнотой переживании
Дениски, поэтому острая фабула (т.е. сюжет) вовсе не обязательна. Одни из
лучших рассказов у писателя именно бесфабульные: «Поют колеса тра-та-та», «Друг
детства», «Что я люблю…», «Что любит Мишка» и т.д.
Повествование
динамично, ни одна деталь не задерживает стремительного движения – все
убыстряют темп. Текст насыщен глаголами действия и состояния.
Спектр
комического у Драгунского достаточно широк: от сатиры (в адрес некоторых взрослых)
и чистого юмора до мягкой иронии, переходящей даже в лирическую грусть. Есть у
писателя рассказы вовсе не смешные, а скорее лирические или грустные интонации
повествования, такие как «Девочка на шаре», «Он живой и светится…», «Человек с
голубым лицом» или, например, рассказ «Мой знакомый медведь», где описана
встреча Дениски, с актером, переодетым медведем. Из которого я хочу зачитать
вам отрывок.
Когда
медведь снимает маску, то Дениска видит человека с уставшими глазами и больным
сердцем. «Я стоял разинув рот, а артист смотрел на меня и улыбался. Потом он
чуточку искривился и сказал:
—
Сердце колет… Нельзя мне волноваться. И бегать нельзя. Пойдем, проводи меня.
И
он протянул мне лапу, то есть руку, и мы пошли к дому, который стоял
неподалеку». Но так как артисту надо забавлять детей,
он вновь одевает маску и вокруг него начинается раздаваться веселый детский
смех.
Потому
сочетание лирического и комического начал придают рассказам Драгунского особую
теплоту.
Колотовкина
Анастасия. 2 «А» группа.
С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: certificate_covid_2022-10-18T13_00_20.pdf, Именная заявка борьба на поясах + +.doc, blank_osvobozhdenia.docx, Итоговый тест ОБЖ.pdf, Итоговое тестирование по дисциплине Психология (ПНК, 1 часть).pd, Безопасность жизнедеятельности ПДО, ПНК, КП.pdf, 003 Тестовые вопросы к разделу 3_ просмотр попытки.pdf, 002 Тестовые вопросы к разделу 2_ просмотр попытки.pdf, 00001 Основы педагогического мастерства (ДО, ПНК, ПДО, 1 часть)., 4.pdf, титульный.pdf, Посещаемость.docx, РЕГЛАМЕНТ Турнир 17.09.22.pdf, РЕГЛАМЕНТ Краевые соревнования 17.09.22.pdf, Педагогика (ПНК, 2 часть) пз2 авдеева мария.doc, Приложения № 3.docx, Приложения №2.docx, Математика ПЗ 3 авдеева Мария.doc, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКУМОМ (ПНК, 2 Ч, Чек оплата колледж Мария Авдеева.pdf, Бакалавриат ОФО бюджет Дополнительное зачисление 13.08.22.pdf, Прил_препод_общеобр.дисц_ПО_2018.doc, forma_086-u.doc, Возрастная анатомия, физиология и гигиена (ПНК, КП, 2 часть).doc, График проведения установочных сессий для обучающихся 1 курса за, teorija_i_metodika_fiz_vospitanija.pdf, Литература 1 курс НСПК итоговое тестирование.pdf, Самостоятельная работа по теме 4.3 Боевые традиции и ритуалы Воо, Задание 7. Презентация ОБЖ 1 курс Авдеева Алина.pptx, Итоговое тестирование — физическая культура 1 курс.pdf, Право Комплексное задание_ просмотр попытки.pdf, Тестовые вопросы к разделу 5_ ФЗК НСПК просмотр попытки.pdf, Тестовые вопросы к разделу 6_ просмотр попытки экономика.pdf, Комплексное задание_ Экономика образовательной организации.pdf, Объявление для студентов ЗФО.pdf, Календарный график учебного процесса 2021-2022 (верхние-нижние н, natsionalnaya_borba_kuresh._metodika_razvitiya_fizicheskih_kache, Obrazets-zapolneniya-_trener_.pdf, Календарный график учебного процесса 2022-2023(верхние-нижние) ., Metodicheskie_recomendacii_po_ispolzovaniu_proektn.doc, OP_03-KPNO-RPD-Vozrastnaya-anatomiya-fiziologiya-i-gigiena_16367, Русский язык.docx, Естествознание с методикой преподавания ПЗ3.docx, Informatsiya_o_poryadke_obzhalovaniya_rezultatov_konkursa.docx, application_degree_certificate.doc, Кузьменко.Л.А. Практическая №5.doc, Экономика образовательной организации.docx, ca90f04171f5aca7202b7f5de068c0a6.docx, Задание 4.docx и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Тема 1. Личные финансы. Решение проблемных задач..pdf, Какую конкретно помощь я, как предприниматель, могу получить от , 24 Стратегическое и оперативное управление понятия, общие черты , Наиболее характерные черты инновационного менеджмента.docx, 20 Основные черты и трудности современной произносительной нормы, Основные черты права древнего Китая.doc, Создание проблемных занятий обучения предмета .Теор.мех.docx, Перечень вопросов, выносимых на экзамен.doc, 46 Характер. Его основные черты.docx, Вариант 2. Становление философии из мифологии. Характерные черты
/
Вопрос
1
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Вопрос
2
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Вопрос
3
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Вопрос
4
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Вопрос
5
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Тест начат Понедельник, 12 сентября 2022, 20:48
Состояние Завершено
Завершен Понедельник, 12 сентября 2022, 21:07
Прошло времени 18 мин. 48 сек.
Оценка Еще не оценено
Каковы характерные черты проблемных вопросов, используемых в ходе проблемного анализа? (Отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. непротиворечивость ответа b. наличие противоречия и возможность альтернативных ответов
c. соответствие природе произведения
d. ёмкость, т.е. способность охватить не только единичный факт, но и широкий круг материала, что поможет выя¬вить общее в единичном
Ш.Перро утверждал своим творчеством:
Выберите один ответ:
a. следование античным образцам b. простоту, естественность, нравственность сказки
c. деление на высокий и низкий слог d. эстетическую сниженность жанра сказки
Напряжение действия в рассказах В.Драгунского обусловлено:
Выберите один ответ:
a. изобилием фантастических ситуаций b. полнотой переживаний Дениски
c. острой фабулой d. сложной системой персонажей
Мама и дочка — две постоянные героини произведений:
Выберите один ответ:
a. Е. Благининой
b. А. Алексина c. Р. Погодина d. В. Железникова
О чем повесть С.Т.Ак¬сакова «Детские годы Багрова-внука»?
Выберите один ответ:
a. о тяжелой болезни мальчика b. о Волге c. о событиях правления Екатерины II
d. о формировании детской души
/
Вопрос
6
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Вопрос
7
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Вопрос
8
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Вопрос
9
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Вопрос
10
Верно
Баллов: 1,00 из
1,00
Ребенок, оказавшись между двумя взаимоисключающими педагогическими системами, вынужден лгать и приспосабливаться в произведении:
Выберите один ответ:
a. «Петька на даче» Л. Андреева b. «Маленький герой» Ф. М. Достоевского c. «Школа» А. П. Гайдара d. «Детство Тёмы» Н. М. Гарина-Михайловского
Причинами ошибок при чтении могут быть:
Выберите один ответ:
a. чтение слов с графическими пометами b. пропуски букв, слогов, строчек c. несовершенство восприятия текста
d. наличие повторов
В его входят речевые зоны коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковые узлы,
мозжечок, проводящие пути, ядра ствола головного мозга, а также нервы, которые проходят к мышечным волокнам
(артикуляторным, голосовым и дыхательным)
Выберите один ответ:
a. речевая техника b. периферический речевой аппарат c. выразительное чтение d. центральный речевой аппарат
Героями повести М.Твена «Приключения Гекльберри Финна» являются …
Выберите один ответ:
a. Майкл и Питер b. Джим и Джон c. Джим и Гек
d. Том и Эдуард
Формирование рефлексивной деятельности на уроках – это …
Выберите один ответ:
a. совместная деятельность учащихся и учителя
b. образовательная задача учителя c. самостоятельная деятельность учителя d. самостоятельная деятельность учащихся
/
Вопрос
11
Верно
Баллов: 5,00 из
5,00
Вопрос
12
Верно
Баллов: 5,00 из
5,00
Вопрос
13
Верно
Баллов: 10,00
из 10,00
Соотнесите приёмы рефлексивной деятельности и их описание.
Названия приемов рефлексивной деятельности: поляна, пантомима, корзина идей, солнышко, светофор
Лучики прикрепить к солнышку: жёлтого цвета – понравилось занятие, голубого цвета – занятие не интересное
Детям предлагают прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности им больше всего понравился
Учащиеся записывают на листочках своё мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину
После урока ребята должны высказать своё мнение одним из цветов: красный,
жёлтый или зелёный
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы
солнышко поляна корзина идей светофор пантомима
Ваш ответ верный.
Вставьте пропущенное слово в предложения:
Популярный в
среде жанр сказки долгое время находился за пределами
литературы, считаясь «
». Только в конце XVIII века во Франции вышел в свет первый сборник
сказок – “Сказки матушки гусыни”, автором которого был
Шарль Перро. Сборник включал известные теперь всему миру
сказки: «Кот в сапогах»,
«Золушка», «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица», «Синяя борода». Сказки были написаны
языком. По замыслу автора они должны были действовать на ум читателя «с большей приятностью, вместе и поучая, и
».
народной художественной низким литературных волшебные изящным развлекая
Ваш ответ верный.
Девочка Маша, ученица 1 «А» класса, постоянно отвлекалась на уроках чтения со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав читающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить чтение. Девочка совсем не растерялась, а быстро нашла то место в учебнике, где было прервано чтение, и продолжила читать без ошибок. Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке.
Оцените, пожалуйста, действия учительницы.
Выберите один ответ:
a. учительница была не права, она должна была поставить «4»
b. учительница не права, она должна была поставить «2»
c. учительница была права d. учительница была не права, она должна была поставить «5»
Ваш ответ верный.
/
Вопрос
14
Выполнен
Балл: 20,00
Назовите формы рефлексивно-творческой деятельности на основе прочитанного.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах: индивидуальном,
групповом, коллективном.
Исходя из этого, рефлексивная деятельность, как любая другая, может организована в индивидуальной и групповой форме:
а) индивидуальная — формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, — беседа с ребенком по результатам самооценки — почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая — акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
При разработке рефлексивной методики на каждом этапе урока учителю необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся и состав класса; особенности предмета, тему и тип урока; сложность изучаемого материала;
психологические особенности детей. необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
Педагог, чтобы показать учащимся, как они работали в группе, оценить уровень их коммуникации, проанализировать не только результат, но и процесс учебной деятельности на уроке может использовать алгоритм:
1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? (Делало её более эффективной; тормозило выполнение задания; не позволило точно выполнить задачу; испортило отношения в группе?).
2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? (Обмен информацией; взаимодействие;
взаимопонимание; были равномерно задействованы все уровни?).
3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? (Недостаток информации; недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.); трудности в общении
4.Какой стиль общения преобладал в работе? (Ориентированный на человека; ориентированный на выполнение задания?)
5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? (В группе сохранилось единство и партнерские отношения; единство группы в ходе работы было нарушено?).
6.Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? (Лидер, выдвинувшийся в ходе работы;
нежелание наладить контакт большинства участников группы; непонимание задачи, поставленной для совместной работы; сама задача оказалась неинтересной, трудной?).
Групповая рефлексия подразумевает процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось достичь поставленной рабочей цели; сформировать хорошие групповые отношения. Цель групповой рефлексии — повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы; увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы.
При организации коллективно-учебной деятельности рефлексивная контрольно-оценочная деятельность в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания
Последовательность действий педагога в ходе групповой рефлексии: еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель; вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли);
действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели:
решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.
В процессе применения индивидуальной формы рефлексии педагог должен помнить тот фактор, что обращение человека к себе, к своим внутренним мотивам и желаниям только укрепляет волю, улучшает результат и эффективность любой деятельности. Очень важно, чтобы рефлексирующий эту деятельность не только осмысливал,
но и совершал.
Индивидуальная форма рефлексии проводится с обучаемым в непосредственном общении педагога, с учётом возрастных, психологических особенностей, без огласки для остальных участников образовательного процесса с конкретным подбором рефлексивных приёмов, симулирующих к дальнейшей эффективной деятельности и формирования правильной самооценки.
Обязательные этапы методики организации рефлексии учащегося на уроке включает следующие: постановка предметной деятельности; восстановление последовательности выполненных действий; изучение составленной последовательности действий; формулировка полученных результатов; проверка гипотез в дальнейшей деятельности. В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени.
Проза в детском чтении Обзор детской литературы 60-х – 80-х годов
Розанова Карина Николаевна 23А
Николай Николаевич Носов
- Годы жизни 1908─1976
- В творческой биографии писателя счастливо сошлись увлечение техническими знаниями и дар юмориста
- Первая публикация в 1938 году в журнале «Мурзилка» с рассказом «Затейники»
- В дальнейшем в журнале публиковалось большинство его рассказов – «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки»
- В 1945 году вышел сборник для малышей «Тук-тук-тук»
- Позднее появились сборники для младшего и среднего возраста – «Ступеньки» и «Весёлые рассказы» (1947)
Идейно-художественное своеобразие творчества Н.Н. Носова
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Сборник «Весёлые рассказы»
В цикле «Веселые рассказы» сквозные герои составляют традиционную комическую пару: Коля — здравомыслящий, хотя и наивный, мальчик-рассказчик — и Мишка — фантазер, горе-изобретатель, чья неуемная предприимчивость становится причиной смешных неудач. Носов следовал правилу, согласно которому о смешном нужно рассказывать как можно серьезнее, поэтому повествование ведется от лица Коли. Все внимание автор сосредоточил на детях.Писатель мастерски владел приемами комического повествования, к тому же хорошо знал детскую психологию.
Идейно-художественное своеобразие творчества Н.Н. Носова
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Трилогия романов-сказок о Незнайке
Жанр трилогии автор определил как «научно-фантастическую повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики».
Литературными предшественниками Незнайки и Знайки следует считать героев И.С.Тургенева — Самознайку и Рассудительного. Тургенев рассказывал день за днем, как бы по главам, смешную и поучительную сказку детям своих друзей, она была записана с его слов. Николай Носов развил основной прием этих авторов — прием литоты, а также индивидуализировал своих героев, заимствовав некоторые имена.
Виктор Юзефович Драгунский
- Годы жизни 1913─1972
- Актер по образованию; он работал в различных театрах, в цирке, однажды снялся в кино
- С 1940 года он начал писать фельетоны, клоунады, сценки-репризы для эстрады
- Первая книга «Он живой и светится» ─ вышла в 1961 году из шестнадцати рассказов о Дениске Кораблеве принесла автору успех
- Впоследствии стали издаваться сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Старый мореход» (1964)
Идейно-художественное своеобразие творчества В.Ю. Драгунского
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Сборник «Денискины рассказы»
Прототипами главных героев в были маленький сын Драгунского и отчасти он сам. Писателя интересовал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружающий ребенка мир значительно расширяется и усложняется, а вместе с тем происходит самоопределение личности. Он умен и романтичен, по-рыцарски благороден и вместе с тем по-детски наивен. Иными словами, Дениска — личность яркая, цельная. Напряжение действия в рассказах обусловлено не количеством событий, а полнотой переживаний Дениски; поэтому острая фабула отнюдь не обязательна. Текст насыщен глаголами действия и состояния.
Виктор Владимирович Голявкин
- Годы жизни 1929─2001
- По образованию художник
- «Ленинградская волна», к которой принадлежит творчество Голявкина, сформировалась в начале 60-х годов
- Первая же книжка рассказов Голявкина — «Тетрадки под дождем» (1959) — сразу же привлекла к автору внимание не только детей, но и взрослых
- Затем появились сборники рассказов «Наши с Вовкой разговоры» (1960), «Мы играем в Антарктиду» (1961), «Как я встречал Новый год» (1963)
Идейно-художественное своеобразие творчества В.В. Голявкина
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Рассказ «Пароход и лошадь»
Первоклассник хвалится тем, что умеет замечательно рисовать пароходы, — хвалится до тех пор, пока другой мальчик в ответ не нарисовал лошадь. Романтизм голявкинской прозы обусловлен противоречием между изначальной дисгармонией мира и детской мечтой о гармонии. Дисгармония мира проявляется уже в самом факте противопоставления детей и взрослых: и те и другие не понимают друг друга и бывают неосознанно жестоки. Почувствовать жестокость, понять чужое незаметное страдание нужно именно читателю, поэтому автор зачастую отказывается от благополучных развязок или оставляет сомнение.
Радий Петрович Погодин
- Годы жизни 1925─1993
- Представитель поколения фронтовиков в детской литературе
- В 50-е годы были напечатаны первые рассказы Погодина для детей и повесть «Муравьиное масло» (1957)
- В 1958 вышла новая книга писателя ─ повесть в рассказах «Кирпичные острова»
- В 1960 году вышла книга Р. Погодина «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде»; в ней писатель осваивал тему отрочества. Наибольшей удачей можно считать рассказ «Дубравка»
Идейно-художественное своеобразие творчества Р.П. Погодина
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Рассказ «Леший»
Родина, детство, природа и война ─ эти темы, отражаясь одна в другой, вместе образуют художественный мир одного из самых значительных произведений писателя. Писатель философски осмысляет пространство и время, в котором дано человеку родиться и умереть, при этом детство является для него исходным понятием. Измерить время, жизнь человеческую Погодин хотел бы не историческими событиями, не биографическими датами, а рождением ребенка. Ребенок с его естественным эгоцентризмом «присваивает» окружающий мир, а взрослые — Кузьма Прохоров, бабушка Вера, дед
Идейно-художественное своеобразие творчества Р.П. Погодина
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Рассказ «Леший»
дед Савелий — отдают себя детям. Процесс же взросления заключается в том, что чувство собственности переплавляется в чувство ответственности. Рождается сестра — и меняется Сенька, перестает понимать он язык зверей и птиц. Меняется и родная деревня Малявино. Идет война, и земля уже видна вглубь — на глубину окопа. Углубляется детская душа, созревает раньше тела, готовая растечься через глаза, огромные на маленьком лице. Р. Погодин показывает, что детство ничего не пропускает мимо себя: любовь и смерть, мир и войну дети воспринимают с той же остротой, что и взрослые.
Идейно-художественное своеобразие творчества Р.П. Погодина
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Повесть в рассказах «Книжка про Гришку»
Взаимоотношения детей и взрослых (особенно пожилых) постоянно в поле зрения писателя. Объединяет стариков и детей их положение «на меже» жизни, дающее возможность не торопясь разглядеть малое, задуматься о большом. Небольшая повесть в рассказах ─ интересна созданием образного мира, в котором пяти-шестилетний ребенок чувствует себя на равных не только со своими сверстниками и со взрослыми, но и со зверями и птицами. Все герои разговаривают между собой, причем по большей части по главным вопросам жизни.
Эдуард Николаевич Успенский
- Родился в 1937 году
- По образованию – авиационный инженер. Начал свой путь в литературе в 1960 году как писатель-юморист для взрослых — писал стихи и фельетоны
- В 1966 году в журнале «Детская литература» были опубликованы его первые стихи для детей, и тогда же вышла первый детский стихотворный сборник «Смешной слоненок». За ним последовала публикация повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966).
- В пионерском лагере, работая там библиотекарем написал книгу «Дядя Федор, пес и кот» (1973)
Идейно-художественное своеобразие творчества Э.Н. Успенского
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья»
Первая профессия писателя сказывается в его творчестве: он «изобретает» героев, сюжеты, сами формы произведений, при этом легко трансформируя свои «конструкции» («Крокодил Гена и его друзья» ─ «Бизнес Крокодила Гены» ─ «Отпуск Крокодила Гены»). Его герой может быть книжкой, открыткой, игрушкой, сувениром и т.п. Любой герой воспринимается как уникальная личность. А дружба между столь разными героями ─ как еще одно смешное явление. Успенский берет за основу какой-либо человеческий тип и одним-двумя штрихами превращает его в карикатуру.
Идейно-художественное своеобразие творчества Э.Н. Успенского
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Книга «Дядя Фёдор, пес и кот»
Мальчик по имени дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин сами по себе уже составляют смешную компанию, а когда к ним добавляются взрослые герои со своими неповторимыми характерами — почтальон Печкин, мама и папа, — то их житье-бытье становится одной нескончаемой комедией. Успенский как бы дополняет действительность тем, чего ей недостает с точки зрения ребенка. Прибавим к банальному бюрократизму Печкина такие черточки, как любовь к сладкому и занудство не принятого в игру, и получим совершенно нового героя — бюрократа с детскою душою.
Идейно-художественное своеобразие творчества Э.Н. Успенского
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Книга «Дядя Фёдор, пес и кот»
Положительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно добры и невероятно воспитанны. Они не идеальны, а просто совершенно нормальны. Герои существуют не в замкнутом круге традиционного сюжета, а живут своими — и нашими — повседневными заботами. Поэтому они так легко переходят из книжки в нашу жизнь. Они не совершают ничего такого, что отделяло бы их от нас непроходимой стеной, ─ просто строят дом, учатся и учат, расследуют происшествия, помогают обустроить сельское хозяйство, верят в небылицы.
Юрий Иосифович Коваль
- Годы жизни 1938─1995
- Автор повестей, рассказов, сказок для детей и взрослых
- Начало творчества для детей было положено в татарском селе Емельянове, где Коваль учительствовал после института
- Первое его детское стихотворение опубликовано в 1964 году в журнале «Огонек», и в том же году издана тоненькая книжка стихов «Что я знаю».
- Рассказ «Алый» (1968) — первая настоящая удача молодого автора. Тогда же он принял решение писать только для детей.
Идейно-художественное своеобразие творчества Ю.И. Коваля
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Сборник рассказов «Чистый Дор»
В основу их легли впечатления писателя от поездок по Вологодской области, от жизни в деревушке около Ферапонтова монастыря. Рассказы сборника «Чистый Дор» непривычны для детской литературы: в них нет ни острых сюжетов, ни традиционных героев, нет вообще доступных любому писателю приемов безотказного воздействия на читателя. Повествуется в них о повседневных мелких событиях, между тем как герои раскрываются во всей своей внутренней сложности. Работая для детей, Коваль уважал своего маленького читателя и говорил с ним о жизни и характерах взрослых
Идейно-художественное своеобразие творчества Ю.И. Коваля
Произведения
Тема, идея, жанровые и языковые особенности
Сборник «Полынные сказки»
Сказки адресованы дошкольникам и младшим школьникам, но их можно считать и явлением взрослой прозы, посвященной детству. «Сказки» ─ весьма условное определение нескольких десятков глав, составляющих «повесть о давних временах». Это повесть о раннем детстве матери Ю.Коваля. Ковалю захотелось воссоздать мир, никогда им не виденный воочию, но реально живший в памяти матери. Ему понадобилось войти в мироощущение крошечной девочки Лёли, поначалу не знавшей названий многих вещей, но зато умевшей «летать»; представить затерявшийся в прошлом день, когда она родилась.
1. «Книга должна развивать у ребенка мечту… здоровую творческую фантазию, давать ребенку знания, воспитывать у него эмоции добра… Детская книга должна быть доброй, учить благородству и чувству чести», утверждал:
a. К. И. Чуковский
b. Л. Н. Толстой
c. Ф. М. Достоевский
d. А. Н. Толстой
2. «Полынные сказки» Ю.Коваля — это:
a. повесть о современных подростках
b. автобиографическая повесть
c. повесть о раннем детстве матери автора
d. повесть о природе
3. «Русская литература XX века создавалась в Советской России… Эту литературу создавали советские писатели», — утверждал:
a. Н. Носов
b. Ю. Коваль
c. А. Лиханов
d. С. Михалков
4. Атмосфера Рождественских праздников придаёт особенную праздничность произведению:
a. Гектора Мало «Без семьи»
b. Чарлза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
c. Мери Мейп Додж «Серебряные коньки»
d. Френсис Элайзы Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой»
5. Героями повести М.Твена «Приключения Гекльберри Финна» являются …
a. Джим и Джон
b. Том и Эдуард
c. Майкл и Питер
d. Джим и Гек
6. Главная тема стихотворений Я.Акима:
a. дружба и взаимопомощь детей
b. детство — малая родина каждого человека
c. самоопределение личности ребенка
d. разрушение семейной модели детского существования
7. Замена Тома Сойера Геком в качестве главного действующего лица «Приключений Гекльберри Финна» и его роль как рассказчика:
a. сразу меняет всю группировку событий и их освещение
b. является ошибкой автора
c. отражает возрастающую конфликтность между ними
d. не имеет значения
8. Истоком детской литературы является:
a. мировая художественная культура
b. фольклор
c. рыцарский роман эпохи Возрождения
d. авторская сказка
9. Источниками идейно-тематической основы сказок А.С.Пушкина являются:
a. античная мифология
b. сюжеты русского фольклора
c. традиционные общеевропейские сюжеты
d. средневековая авантюрная повесть
10. К традиционной композиции русской народной сказки НЕ относится:
a. утроение
b. исход
c. присказка
d. зачин
11. Какова жанровая форма произведения А.Н.Толстого «Детство Никиты»?
a. повесть о становлении личности
b. реалистическая повесть
c. лирическая повесть
d. повесть-сказка
12. Какое из путешествий Л. Гулливера изображает современных ему представителей науки?
a. в Лилипутию
b. в Гуингнгнмленд
c. на Лапуту и Бальнибарби
d. в Бробдингнег
13. Композиция произведений В.Гауфа соответствует:
a. народной сказке
b. восточной повести-сказке
c. народным эпическим песням
d. роману эпохи Возрождения
14. Литературная сказка привлекала В.А.Жуковского …
a. наличием общеевропейских сюжетов, не переведенных на русский язык
b. занимательностью сюжета
c. возможностью творческого состязания с А.С. Пушкиным
d. возможностью воздействовать на умы современников, утверждая гуманизм и нравственность
15. Мама и дочка — две постоянные героини произведений:
a. А. Алексина
b. Е. Благининой
c. Р. Погодина
d. В. Железникова
16. Наиболее актуальные жанры в детской литературе XIX – начале XX века:
a. поэма-сказка и повесть-сказка
b. повесть и рассказ о детстве
c. социально-философский и социально-психологический роман
d. поэма и баллада
17. Напряжение действия в рассказах В.Драгунского обусловлено:
a. острой фабулой
b. изобилием фантастических ситуаций
c. полнотой переживаний Дениски
d. сложной системой персонажей
18. О чем повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»?
a. о тяжелой болезни мальчика
b. о Волге
c. о событиях правления Екатерины II
d. о формировании детской души
19. Основная проблема волшебной сказки:
a. социальное наказание
b. человеческое счастье и благополучие
c. победа над фантастическим противником
d. социальная несправедливость
20. Основная проблематика произведений западноевропейского романизма о детстве:
a. педагогическая
b. этико-психологическая
c. социально-нравственная
d. философская
21. Основное свойство малых жанров устного народного творчества круга детского чтения:
a. остроумие
b. позитивная ценностная ориентация
c. поучительность, дидактичность
d. оптимизм
22. Первая русская повесть о взрослении ребенка:
a. А. Н. Толстой «Детство Никиты»
b. Л. Н. Толстой «Детство»
c. М. Горький «Детство»
d. Н. М. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
23. Первым прозаическим произведением в русской литературе, раскрывающим становление личности девочки, следует считать:
a. «Неточку Незванову» Достоевского
b. «Динку» Осеевой
c. «Cпать хочется» Чехова
d. произведения Л.Чарской
24. Произведение Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» в качестве основного персонажа выдвигает:
a. типичного представителя эпохи
b. человека, опередившего свой век
c. человека, живущего вне своей эпохи
d. героя времени
25. Ребенок, оказавшись между двумя взаимоисключающими педагогическими системами, вынужден лгать и приспосабливаться в произведении:
a. «Маленький герой» Ф. М. Достоевского
b. «Петька на даче» Л. Андреева
c. «Детство Тёмы» Н. М. Гарина-Михайловского
d. «Школа» А. П. Гайдара
26. Традиционным детским чтением стали избранные страницы романа для взрослых:
a. Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
b. В. Гюго «Отверженные»
c. Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»
d. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
27. Характерный склад стихов И.Токмаковой определило:
a. сатирическое изображение действительности
b. осознание противоречий между ребенком и обществом
c. обращение к детскому фольклору
d. использование жанровой формы короткого рассказа
28. Характерным художественным приемом поэтики Х. К. Андерсена является…
a. дидактическая направленность
b. наделение человеческим мироощущением предметов и явлений окружающего мира.
c. изобилие комических ситуаций
d. заимствование из скандинавского фольклора
29. Ш.Перро утверждал своим творчеством:
a. эстетическую сниженность жанра сказки
b. следование античным образцам
c. деление на высокий и низкий слог
d. простоту, естественность, нравственность сказки
30. Экология, поэтическое творчество и нравственность объединяются в миропонимании:
a. Н.Сладкова
b. С.Сахарнова
c. Б. Заходера
d. Г.Снегирева
Приемы стилизации детской речи в рассказах В. Ю. Драгунского
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Ульянов С.О. 1
1МБОУ «Гимназия №2 «Квантор»
Руденкова И.В. 1
1МБОУ «Гимназия №2 «Квантор»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
1. Вступление.
Виктор Драгунский – известный детский писатель. Если вы слышите фразу: «Папа у Васи силен в математике», — то вам сразу хочется улыбнуться и вспомнить хорошо известные всем «Денискины рассказы». Наверное, каждый из нас в детстве читал хотя бы несколько произведений этого автора. Драгунский известен своей способностью во всём видеть хорошее и замечательно объяснять детям, что действительно хорошо, а что – плохо. Он с большим искусством и мастерством создавал персонажи интересные и понятные людям всех возрастов. Ребенок или взрослый (а взрослые тоже когда-то были детьми) найдет в героях писателя схожие с собой черты.
Поскольку главные герои рассказов автора – дети, в своем творчестве писатель постоянно использует приемы стилизации детской речи.
Я решил исследовать литературный материал рассказов Драгунского для того, чтобы определить какими лингвистическими приемами пользуется автор, имитируя детскую речь.
Таким образом, предметом моего исследования являются рассказы В. Ю. Драгунского, а объектом исследования – лингвистические приемы стилизации детской речи
Актуальность моей работы заключается в следующем:
— теоретические знания, полученные в работе над темой помогут мне лучше понимать другие художественные произведения и подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
— знакомство с индивидуальными особенностями языка писателя обогатит мой читательский опыт;
— изучение творчества Драгунского удовлетворит мой личный интерес, поскольку произведения автора малоизучены.
Цель работы: выявить лингвистические приемы, которые использует В. Драгунский для передачи детской речи в своих рассказах.
В соответствии с поставленной целью я определил для себя следующие задачи:
— познакомиться с биографией писателя;
— исследовать рассказы В. Драгунского, для того чтобы выявить лингвистические приемы, которыми пользуется писатель для передачи детской речи;
— изучить теоретические материалы по теме и подтвердить теоретические знания примерами из текста.
2. Краткая биография В. Ю. Драгунского.
Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Его семья незадолго до рождения сына эмигрировала из Гомеля. Но уже спустя пару лет молодая семья возвращается в родной город. Так начинается долгий этап в жизни будущего писателя, который ознаменуется постоянными переездами. В первую очередь, это было связано с гастрольной деятельностью отчима Драгунского, который был актером водевильного еврейского театра.
Человек-оркестр – так часто называли Виктора Драгунского друзья и близкие люди, потому что он был очень многогранной личностью. Начать работать молодому человеку пришлось достаточно рано. За всю свою жизнь Виктор Драгунский сменил множество профессий и занятий. В молодости он успел побывать и учеником токаря, и шорником, и даже лодочником. А сколько он поменял творческих ипостасей — не сосчитать.
Детство Драгунского прошло в постоянных переездах. Вместе с отчимом, актером Михаилом Рубиным, он много поездил с театром по юго-западу России. При этом мальчик научился бить чечетку и пародировать актеров. Позже все это пригодится ему, когда он станет актером московского Театра сатиры.Драгунский создал собственный ансамбль литературно-театральной пародии «Синяя птичка», просуществовавший и успешно выступавший в Москве в течение 10 лет. Автора проекта даже приглашали создать подобный коллектив с тем же названием в Мосэстраде.
Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Еще в разгар войны, в 1944 году, он бросил театр, чтобы уйти в цирк работать на манеже рыжим клоуном. Помимо сцены Драгунский занимался еще и литературным творчеством. При жизни писателя не был напечатан рассказ «Старухи», который высоко оценил Александр Твардовский.
Про Дениску Кораблева Виктор Юзефович написал 62 рассказа. Это очень интересные, смешные и живые истории. Имя главного героя цикла «Денискиных рассказов», принесших Драгунскому народную популярность, автор выбрал не случайно. Именно так звали его собственного сына.
Писательству Виктор Юзефович посвятил всего лишь двенадцать последних лет жизни. «Это было где-то в конце 50-х годов, — вспоминает драматург Леонид Зорин, — Ему казалось, что жизнь надо кардинальным образом менять, должен был совершиться какой-то важный поворот. Он сидел на довольно холодной подмосковной даче зимой и в этом довольно мрачном состоянии написал тринадцать детских рассказов». Вряд ли писатель мог представить, что эти рассказы, ставшие для него отдушиной, войдут в классику детской литературы.Драгунский сам был ребенком и не скрывал этого. Он обладал особым чутьем на мелочи жизни: мог показать какие-то замечательные московские места, неизвестные другим, рассказать, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное.
Выводы: Прежде чем стать писателем В. Драгунский освоил множество разных профессий от шорника и токоря до циркового клоуна и актера. Он был очень жизнерадостным, ярким и творческим человеком, воспринимал мир по-детски живо, удивленно, оптимистично. Дети очень любили писателя. Виктор Юзефович любил находиться в кругу ребят, всегда мог развеселить и порадовать их. Личность писателя определила стиль и адресат литературного творчества.
3. Приемы стилизации детской речи в рассказах Драгунского.
Драгунский пишет рассказы от имени ребенка и для ребенка, поэтому в своем творчестве он постоянно использует приемы стилизации детской речи. Отбирая языковые средства для создания литературных образов, автор учитывает особенности детского речевого развития.
3.1. Обилие сравнений.
В. Г. Белинский в книге «О детской речи» формулирует основные требования к детским писателям. Он считает, что живая поэтическая фантазия — важнейшее условие для любого детского писателя, потому что с детьми надо говорить образами. К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» дает совет детским поэтам «мыслить рисунками», то есть каждая строфа должна представлять собой яркий законченный образ, который можно было бы изобразить на бумаге.
У Драгунского образность речи передается через множество сравнений.
Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Драгунский в своих рассказах использует сравнения, свойственные детскому восприятию.
Сравнение включает в себя три составные части: субъект сравнения (то, что сравнивается), объект сравнения (то, с чем сравнивается) и признак(модуль)сравнения (общее у сравниваемых реалий)1 [с.11].
Н.Д. Арутюнова дает другие названия этим же элементам: предмет (то, что сравнивается), образ (то, с чем сравнивается) и признак (на основании которого и происходит сравнение первых двух).2[с.28]. В нашей работе мы будем оперировать терминами, предложенными Н. Д. Арутюновой.
Семантика сравнений у Драгунского очень своеобразна, она рассчитана на маленького читателя. Образная часть в сравнениях выражена лексикой, которая доступна и понятна детям. Проанализировав большое количество сравнении из рассказов писателя, можно заметить некоторые особенности в их структуре. Образная часть (то, с чем сравнивается предмет) у Драгунского выражается разными способами.
Образная часть выражена именами существительными.
«Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора:
— В большом магазине весенний базар!
Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные».
«… и у Аленки живот сразу стал как футбольный мяч»
«Красный шарик в синем небе» стр.29, 313
«Сказала мама и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник…»
«Одна капля убивает лошадь» стр. 26
Я стал смотреть в мамины глаза и почувствовал, что у меня щеки стали красные, как флаги». «Тайное всегда становится явным» стр. 142
«И протянул мне руку. Она была твердая, как доска».
«Расскажите мне про Сингапур» стр. 130
Образная часть выражена глаголами.
«А тетя Тамара хохотала, как будто кто-то за столом кусал ее за пятки». «Одна капля убивает лошадь» стр. 26
«Он прямо застонет, словно у него три зуба болят…»
«Ничего изменить нельзя» стр. 52
«Кричит, как будто случился пожар»
«И мы все так хохотали, что чуть не померли».
«Девочка на шаре»стр. 117
«У меня кривились и ломались губы и голос начинал дрожать, словно меня кто-нибудь тряс за шиворот». « И тут из меня начинали течь слезы, как из крана». «Не пиф, не паф» Стр. 77
«Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе». «Что я люблю» стр.132
«Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше».
«Только дырки были совсем маленькие, и краска шла, как одеколон в парикмахерской…» «Сверху вниз и наискосок» стр. 73-74
Причастия.
«Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в большой магазин». «Красный шарик в синем небе»стр.30
«Мы оба были как заколдованные». «Сверху вниз и наискосок» стр. 74
Бессоюзное развернутое сравнение.
«Я посмотрел на папу. Он был большой, спору нет, но все-таки поменьше лошади. Он был побольше меня или мамы, но, как ни верти, он был поменьше лошади и даже самой захудалой коровы. Корова бы никогда не поместилась на нашем диване, а папа помещался свободно».
«Одна капля убивает лошадь» стр. 26
Проанализировав большое количество сравнений в рассказах Драгунского, можно сделать следующие выводы: самое большое количество сравнений связано с употреблением глаголов, чуть меньше сравнений с образной частью, выраженной именем существительным и минимальное количество сравнений с образной частью – признаком, причем признак выражен не прилагательным, а причастием, которое опять указывает на действие. Я думаю, Драгунский сознательно использовал именно такую грамматическую структуру сравнений, поскольку исследователи детской речи выделяют образность и действенность как основные особенности детской речи. К. И. Чуковский писал: «…И заметьте, как действенны эти ребячьи слова… Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета. Трехлетний ребенок уверен, что почти каждая вещь существует для того или иного точно определенного действия и вне этого действия не может быть понята». 4[c.31]
3.2. Насыщенность глаголами.
К.И. Чуковский одной из важнейших художественных особенностей детских произведений считал насыщенность глаголами при минимальном использовании прилагательных. «… маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. А если так, то побольше глаголов и возможно меньше прилагательных! Поучителен в этом отношении Пушкин: в своей «Сказке о царе Салтане» он на 740 глаголов дал только 235 прилагательных, между тем как в его поэме «Полтава» (в первой песне) число глаголов даже меньше числа прилагательных: на 279 глаголов — 281 прилагательное». 5[c. 352]
В своем повествовании Драгунский использует большое количество глаголов и обстоятельств образа действия, чаще всего выраженных наречиями. Отсюда стремительность речи и динамичная смена событий.
«И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы — посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался». «Красный шарик в синем небе» Стр.32
«И я забыл про это дело. Потому что дома мама мне сказала, что она уезжает в санаторий на десять дней и чтоб я тут вел себя хорошо и следил за папой. И она на другой день уехала, а я с папой совсем замучился. То одно, то другое, и на улице шел снег, и все время я думал, когда же мама вернется. Я зачеркивал клеточки на своем календаре». Стр.34
«Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать». Стр. 56
Выводы: Ребенок воспринимает себя и окружающих через действие. Неважно, какой предмет, важно, что он делает. В своем повествовании Драгунский использует большое количество глаголов и обстоятельств образа действия, чаще всего выраженных наречиями. Отсюда стремительность речи и динамичная смена событий. Причем разную задачу выполняют глаголы в зависимости от их вида. Если ребенок спокойно рассуждает о происходящем, то, как правило, автор использует глаголы обоих видов, чередуя их, но если действие движется стремительно, со все нарастающей быстротой, Драгунский употребляет только совершенный вид.
3.3. Сочинительные конструкции.
Одним из приемов стилизации детской речи в рассказах Драгунского является постоянное использование длинных сочинительных конструкций с большим количеством повторяющихся союзов (особенно союза «и»). Такие единицы речи помогают автору передать быструю смену событий и стремительность детского восприятия мира.
«И началась длиннющая неделя, и я ел, учился, вставал и ложился спать, играл и даже дрался, и все равно каждый день думал, когда же придет воскресенье, и мы с папой пойдем в цирк, и я снова увижу девочку на шаре, и покажу ее папе, и, может быть, папа пригласит ее к нам в гости, и я подарю ей пистолет-браунинг и нарисую корабль на всех парусах».
«Девочка на шаре» стр.65
«Сколько я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придет с собакой-ищейкой. По кличке Мухтар. А если в нашей милиции никаких собак нету? И если милиция меня не найдет? А если Ефросинья Петровна проспит до самого утра, а утром пойдет в свой любимый сквер сидеть целый день и снова запрет меня, уходя? Тогда как?» «Двадцать лет под кроватью» стр. 113
Интересны описания у Драгунского. Ребенок видит мир вокруг себя и не может пока воспринять его во всей полноте, он выхватывает из него только по-детски интересные и значимые вещи. Поэтому в одном описательном ряду оказываются совершенно несовместимые вещи: небо, и милиционер в белых перчатках, и весна на дворе… Для передачи таких описаний используется сочинительная связь. Сочинительные конструкции с повторяющимся союзом «и» создают эффект сопоставимости несовместимых понятий. В детском восприятии, произнесённые с интонацией перечисления, они получают значение однородных членов предложения и в результате служат равноценными фрагментами целостной картины мира.
«И мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик». «Красный шарик в синем небе» стр. 31
Выводы: Единообразные сочинительные союзы стимулируют развитие повествования, способствуют нарастанию динамики внутри рассказа, союз «и» помогает придать однородность совершенно разным понятиям.
3.4. Простые синтаксические конструкции. Неполные предложения.
Детская речь очень стремительная и динамичная. Дети быстро фиксируют события и сразу пытаются из пересказать, часто захлебываясь в эмоциях и впечатлениях, поэтому сюжетная конва произведения, описание событий и действий героев передается через простые синтаксические конструкции. Большое количество нераспространенных предложений и предложений с одним или двумя второстепенными членами делает повествование максимально динамичным, а когда ребенок захлебывается от своих впечатлений, автор использует неполные предложения.
«Вот раздастся звонок, мама откроет дверь, кто-то будет долго гудеть что-то непонятное, потом в комнату войдет новый взрослый. Он будет потирать руки. Потом уши, потом очки. Когда он их наденет, то увидит меня, и хотя он давным-давно знает, что я живу на этом свете, и прекрасно знает, как меня зовут, он все-таки схватит меня за плечи, сожмет их довольно-таки больно, притянет меня к себе и скажет: «Ну, Денис, как тебя зовут?»
стр. 51
«А я выскочил, и по стене шарю, где тут выключатель, и нашел вместо выключателя ключ, и обрадовался, что это дверь. Я повернул ключ, но оказалось, что я открыл дверь от шкафа, и я тут же перевалился через порог этой двери, и стою, и тычусь в разные стороны, и только слышу, мне на голову разное барахло падает».
Стр. 115
«Я ужасно удивился. Я никогда не видел, чтобы велосипед ехал сам. Мотоцикл – это другое дело, автомобиль – тоже, ракета – ясно, а велосипед? Сам?» «Мотогонки по отвесной стене» стр. 64
3.5. Восклицательность речи.
Речь ребенка очень яркая и эмоциональная. В рассказах Драгунского присутствует большое количество восклицательных и вопросительных предложений. Восприятие окружающего мира, анализ собственных эмоций, позволяют ребенку каждый день совершать открытия, удивляться, радоваться, грустить. Все эти эмоции автор передает с помощью восклицательных и вопросительных предложений. Таким образом, речь героев передается с постоянным эмоциональным подъемом на восходящем тоне.
«Мишка сказал:
– Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки!»
«Например, вот мама сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
«Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят! — И она бы стала есть, опустив голову, а я бы только подавал команду: — Быстрее! Не держи за щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!»
«Бы…» стр. 125
3.6. Многократное повторение одного и того же слова
Важнейшей художественной особенностью произведений детской литературы является повтор.
Повтором или репризой, называется фигура речи, которая состоит в повторении звуков, слов, морфем, синонимов или синтаксических конструкций, стоящих достаточно близко друг от друга, чтобы их можно было заменить.
Повторы в художественных текстах могут выполнять различные функции: функцию усиления признака, функцию многократности или длительности действия, ритмическую функцию, функцию создания юмора, функцию выделения. Повтор также может служить важным средством семантической связи внутри текста.
Функция усиления признака выражена в следующих повторах:
«Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел». «Дымка и Антон» стр. 45.
«А я ждал. Я хотел ее дождаться. Я ждал до самого обеда. …
Я сказал:
— Я подожду. Ведь я обещал ей подождать. Не может она не прийти.
Но она не пришла».
Функция длительности действия:
«А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться…» «Он живой и светится» стр.13
Функция создания юмора:
«Это было чудесно! Ветерок засвистел у меня в ушах, все вокруг понеслось быстро-быстро по кругу: столбик, ворота, скамеечка, грибы от дождя, песочник, качели, домоуправление, и опять столбик, ворота, скамеечка, грибы от дождя, песочник, качели, домоуправление, и опять столбик, и все сначала, и я ехал, вцепившись в руль».
«И опять все завертелось передо мной: столбик, ворота, скамеечка, качели, домоуправление. Потом наоборот: домоуправление, качели, скамеечка, столбик, а потом пошло вперемешку: домик, столбоуправление, грибеечка… И я понял, что дело плохо».
3.7. Детские неологизмы или словотворчество.
Детские неологизмы – довольно распространенное явление в языке. Это явление обусловлено детской психикой. В возрасте от двух до пяти лет подсознательно усваивает грамматику языка, находясь в постоянном речевом общении. А поскольку в этом возрасте малыш еще не обладает достаточным словарным запасом, он начинает применять усвоенные законы ко всем понятиям подряд. Например, поняв, что суффикс -тель- помогает образовать существительное, соответствующее занятию взрослого: читатель, учитель, строитель,- он образует свои слова: кошатель (человек, любящий кошек), собачатель (человек, любящий собак) и т. д.
А. Н. Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи» пишет:
«Овлaдевая рoдной речью, рeбенок вeсьма часто выдумывaет нoвыe слoва. Пpoцесс придумывaния ребенкoм нoвых слoв на oснoве лeксического, грaмматического и фонeтического материaлa poдного языкa нoсит нaзвание слoвотворчества. ..Слoвотворчество на oпределенном этапe рaзвития дeтской рeчи прeдставляет сoбой законoмерное явлeние и выражаeт нeдостатoчное oвладениe рaзнообразнoстью грaмматических фopм poдного языкa…Словoтворчество нaблюдается у дeтей, нaчиная с двух лeт и заканчивaя пятью с пoловиной гoдами. В млaдшем вoзрасте слoвотворчество нoсит скорee фoнетический хaрактер, а в стaршем дoшкольном вoзрасте грaмматический и лeксический хaрактер.
Дeти, дoстигшие примeрно пятилeтнего вoзраста, их слoвотворчество нaчинает гaснуть… к пяти гoдам мaлыш ужe тoчно усвоил те обopoты речи, которые испoльзуют взpoслые, теперь он тoнко выделил paзличные грамматическиe фopмы и стал свoбодно opиентироваться в том, кaкую из них и кoгда нужнo примeнить». 6 [стр.6]
К.И. Чуковский называет это явление «одним из самых изумительных феноменов детства». Он пишет: «У двухлетних и трёхлетних детей такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны: сердитки, красавлюсь, всехный и т. д».7[с. 33]
В рассказах Драгунского маленькие герои также используют в своей речи детские неологизмы. Вот некоторые примеры.
«Машина трещит себе как ни в чем не бывало, а в макаронную ногу уже тысячи иголок впиваются!» Стр. 66
«И еще мы решили с Мишкой, что до тех пор, пока нас примут в космонавтскую школу, мы будем с ним понемножку закаляться как сталь» .стр. 176
«Она шипела, как змея, потому что на конце у шланга была нахлобучка с дырочками, как у лейки». Стр. 74
«…он просто угодил одной красивой тетеньке в прическу, и у нее получилась не прическа, а нахлобучка». Стр. 78
«Я сообразил, что это Мишкин Федька наконец почайпил».
«…он зажмет меня ногами и закогтит руками, то есть, попросту говоря, он применит физическую силу…» стр. 53
«…а потом пошло вперемешку: домик, столбоуправление, грибеечка…» (Мотогонки…)
«Я хочу быть мороженщиком». Стр 53
«…кто водит и ищет нас, тот, уж конечно, не сразу догадается, что я притаился за Марьсемениной шубой…» стр. 111
«Зеленчатые леопарды» — название рассказа.
3.8. Особенности детского произношения – фонетика.
Среди средств языковой выразительности особую группу составляют фонетические средства. Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков в художественных текстах занимается особый раздел стилистики — фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Фонетические средства языка играют в текстах детской литературы немаловажную роль. В частности, с помощью средств фоники в детских произведениях отражаются особенности детского произношения. Например, в 5 — 7 лет для детской речи характерно неточное произношение некоторых звуков, как правило, шипящих до периода замены молочных зубов на постоянные.
Данная фонетическая особенность отражена в рассказе Драгунского «Заколдованная буква».
« Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»… Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии!»
3.9. Олицетворения и прием очеловечивания мира животных.
Безусловно, в языке детской литературе тропы занимают одно из важнейших мест. Ведь они делают текст живым и ярким. Но не все тропы способны передать детское восприятие мира. К. И. Чуковский пишет: «Мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира… Потому-то они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор».
Мы уже говорили выше о том, что текст Драгунского насыщен сравнениями, также достаточно часто автор употребляет олицетворения и приемы очеловечивания животных.
Для Дениски окружающий мир постоянно изменяющийся и живой, поэтому он стремится наделить жизнью неодушевленные предметы. В рассказе «Друг детства» мальчик описывает плюшевого мишку, как человека.
«И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…»
Еще один пример олицетворения мы видим в рассказе «Красный шарик в синем небе».
«Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря».
Дениска очень любит животных и наделяет их человеческими качествами, как, например, в рассказе «Дымка и Антон».
«Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: «Ты взял?» Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совестинет, и отошла».
Выводы: Чтобы передать детскую речь в своих произведениях, автор использует следующие приемы: обилие сравнений, глаголов, простые синтаксические конструкции, неполные предложения, восклицательность речи, детские неологизмы, олицетворения, имитацию неточного произношения некоторых звуков.
4.Заключение.
Проанализировав художественные тексты рассказов Драгунского, мы определили, какими способами пользуется писатель для создания литературных образов произведения и пришли к следующим выводам:
Драгунский создает литературные образы, используя языковые средства всех лингвистических уровней:
фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического
Фонетический: до периода замены молочных зубов на постоянные, организацией речи с подъемом тона, динамичностью речи.
Лексический уровень представлен специальным подбором лексики, понятной детям, обилием сравнений, свойственных детскому восприятию, олицетворениями, повторами.
Словообразовательный уровень представлен детскими неологизмами.
Морфологический уровень представлен обилием глаголов и обстоятельств образа действия, при минимальном количестве прилагательных; глаголы помогают передать динамичность событий, раскрыть образ героя через его поступки, создать характеристику внутреннего мира героя; использование существительных для характеристики внутреннего мира героя с оттенком ограниченности и
узости.
Синтаксический уровень представлен использованием сочинительных конструкций для передачи стремительности событий или придания однородности неоднородным понятиям, обилием вопросительных и восклицательных конструкций как элемента детской речи.
Денискины рассказы — это замечательное произведение В. Ю. Драгунского. Легким движением мысли автора они приоткрывают завесу повседневной жизни детей, их радостей и волнений. Общение со сверстниками, отношения с родителями, различные происшествия в жизни захватывают читателя своей правдивостью и доступностью восприятия. Весёлые истории с чутким видением важных мелочей, свойственным автору, занимают особое место в мировой литературе.
Список литературы.
Арутюнова Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры // Изв. АН СССР. Т.37. -1978, № 4.
Бушко О. М. Словарь литературных терминов. – Материк – Альфа, 2002г.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. — 470 с.
Драгунский, В. Ю. Избранное: повести и рассказы. – М.:Астрель; АСТ, 2008. – 605с:ил.
Кузнец М.Д. Стилистика английского языка. — Ленинград: Учпедгиз., 1960.
Курзинер, Е.С. Словотворчество в художественной литературе для детей и детской речи / Е.С. Курзинер // Филологическое образование в школе и в вузе. — 2009. — №1 — С. 23 –
Маршак, С.Я. Воспитание словом: Статьи. Заметки. Воспоминания / С.Я. Маршак. — М.: Сов. писатель, 1961. — 542 с.
Чуковский К. «От двух до пяти».- Азбука. СПб.- 2015г.
—
1 Кузнец М.Д. Стилистика английского языка. — Ленинград: Учпедгиз., 1960.
2 Арутюнова Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры // Изв. АН СССР. Т.37. -1978, № 4.
3 Драгунский, В. Ю. Избранное: повести и рассказы. – М.:Астрель; АСТ, 2008. – 605с:ил.
4 Чуковский К. «От двух до пяти».- Азбука. СПб.- 2015г.
5 Чуковский К. «От двух до пяти».- Азбука. СПб.- 2015г.
6 Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. — 470 с.
7 Чуковский К. «От двух до пяти».- Азбука. СПб.- 2015г.
19
Просмотров работы: 5494