-
August 13 2012, 03:47
- Литература
- Cancel
Сказки Пушкина с иллюстрациями Татьяны Мавриной
Если в первых трех призах Летней Лотереи Книжного Шкапа я говорила о текстах книг, то в следующих двух о текстах говорят имена авторов. Это сказки Александра Сергеевича Пушкина и Ганса Христиана Андерсена.
Поэтому я скажу об иллюстрациях. Сказки Пушкина иллюстрировало огромное количество художников, в разной манере и технике, от палеха до масляной живописи, в разное время и бывало, что не единожды. А недавно издательство Нигма подарило нам великолепную книгу с рисунками Татьяны Мавриной. Она — единственный российский художник-иллюстратор, получивший престижнейшую международную награду в области детской литературы — премию Андерсена. «Сказка о мёртвой царевне» и «Сказка о царе Салтане» в таком исполнении не переиздавались более 70 лет, так что нам неслыханно повезло. Маврина иллюстрировала Пушкина всю жизнь. В этом издании представлены ранние работы, детально прорисованные и реалистичные, с чистыми, радостными цветами, в которые ныряешь, будто в море. Именно такими я их помню с детства, поэтому, видимо, люблю больше. (С более поздними можно сравнить в издании «Лукоморье. Сказочные миры Татьяны Мавриной» от Московских учебников).
«Если в словах такие чудеса, то какие же должны быть иллюстрации?» Всю жизнь Татьяна Маврина отвечала на этот вопрос рисунками». И, надо сказать, отвечала прекрасно.
Качество издания превосходное — увеличенный формат, твердая оригинальная обложка, плотная матовая мелованная бумага, удобный шрифт. В книге полностью сохранен авторский макет Татьяны Мавриной, со всеми буквицами, орнаментами и версткой текста в несколько столбцов (изменены лишь титульный лист, авантитул и оглавление, поскольку под одной обложкой собраны две книги). Благодаря широким полям издание дышит и светится. Вызывает сожаление только заблудившаяся царевна на фронтисписе и толщина сборника — две сказки, и вступительная статья Оксаны Василиади о художнице. В остальном — радуюсь — не нарадуюсь.
в «Лабиринте»
И последняя призовая книга — это сказки Андерсена с потрясающими иллюстрациями Бориса Диодорова. Об этой любимой книге я уже писала: http://taberko.livejournal.com/24684.html
Итак, закончился отчет по прошлой лотерее. Значит, пора проводить новую )
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
в иллюстрациях художников -
2 слайд
Что за прелесть
эти сказки! -
3 слайд
«Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях» -
4 слайд
Иллюстрации
Татьяны Алексеевны Мавриной,
русской художницы и иллюстратора
Татьяна Алексеевна Маврина создала циклы зарисовок, посвященные старинным русским городам, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, ряд мультфильмов.
Особое место в ее творчестве заняло иллюстрирование книг для детей.
Путь Татьяны Мавриной в детской иллюстрации начался со сказок А. С. Пушкина. Первой книгой художницы стала «Сказка о мёртвой царевне», вышедшая в 1949 году -
-
6 слайд
Сама художница говорила: чтобы делать рисунки к Пушкину, «надо пожить и подумать, поездить и порыться в своих записках, зарисовках, вернуться в своё детство». Сказки любимого поэта Татьяна Маврина иллюстрировала всю жизнь.
-
7 слайд
Её ранние иллюстрации всегда реалистичны, в них чётко продумана каждая сцена, подробно прорисованы пейзажные фоны и мельчайшие детали, особое внимание уделено передаче колористических оттенков.
-
8 слайд
Иллюстрации
Евгения Ивановича Пашкова
Были выпущены в 1964 году в Ленинграде издательством «Художник РСФСР» под редакцией Л.А. Серышева. Тираж составил 10000 экземпляров.
Это набор, состоящий из 16 отдельных листов размером 22х17 см.
Это подарочное издание поражает богатством оформления. Задуман и оформлен набор иллюстраций был по образу и подобию палехской шкатулки. Рисунок обложки выполнен «золотом» по черному, как будто лаковому, фону. -
9 слайд
Все листы пронумерованы, а сгруппировать их по сказкам помогают буквицы различных цветов: каждой сказке соответствует свой цвет.
-
10 слайд
При рассматривании иллюстраций Е.И. Пашкова нельзя не удивляться той тщательности, с которой они выполнены. Тонкие и четкие линии контуров сочетаются здесь с пластичностью передачи движения фигур, а яркие краски, обилие «золота» придают иллюстрациям восхитительную декоративность.
-
11 слайд
Художников, связавших свою творческую судьбу с насле
дием великого поэта, называют большим, тесно сплоченным
коллективом мастеров Палеха. -
12 слайд
Набор иллюстраций палехских художников к сказкам А.С. Пушкина. Всего 12 открыток.
Эти открытки были изданы в 1961 году.
Художники, их создавшие, — это заслуженные художники РСФСР, и их работы находятся в музеях нашей страны.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Художник Г. Буреев (Палех) -
-
14 слайд
Художник К. Бокарев (Палех)
-
-
16 слайд
В 2007 году вышла книга «Сказки Пушкина. Мастера Палеха», которую иллюстрировали 70 мастеров Палеха.
-
17 слайд
Каждый художник отразил в своих работах красоту пушкинских сказок,их народность, мелодичность, их связь с животным и растительным миром.
На каждой иллюстрации видна связь художника и поэта, их единство.Трудно выделить творчество какого-то художника. Все их работы прекрасны. Иллюстрации помогают нам представить жизнь на Руси в давние времена и почувствовать огромную любовь Пушкина к своей родной земле.
-
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мольберт Валентинович! Я
познакомлю вас с удивительным миром изобразительного искусства и его яркими
представителями — русскими художниками. И с радостью поделюсь с вами всем тем,
что знаю.
Итак, начнём!
На нашем первом занятии мне бы хотелось рассказать о Татьяне
Алексеевне Мавриной — авторе чудесных иллюстраций к детским книгам. Но давайте сначала разберёмся, что же значит слово «иллюстрация» и
кто такие иллюстраторы.
Иллюстрации — это красочные картинки
в детских книгах. Они рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем сам
текст. Ведь совсем маленькие дети ещё не умеют читать. Книги им читают бабушки
и мамы, а картинки помогают детям понимать смысл. Но кто же создаёт эти красочные картинки? Ну конечно, художники,
художники-иллюстраторы. Иллюстрации помогают понять содержание книжки, лучше
представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой
они живут. Листая книжку и рассматривая картинки,
даже не читая её, вы можете догадаться, злые герои или добрые, умные или
глупые. Первые книжки, которые мы берём в руки в детстве, это сказки. В
них всегда много юмора, фантазии и картинок, которые запоминаются на всю жизнь.
Поэтому художник, который создаёт к ним иллюстрации, должен быть
немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное
творчество.
Такие сказочные картинки создавала и наша героиня Татьяна
Алексеевна Маврина. Таня родилась в далёком 1900
году в Нижнем Новгороде в семье учителя и литератора Алексея Ивановича
Лебедева. Её мама — Анастасия Петровна, происходила из дворянского рода
Мавриных. Она была учительницей в училище для девочек из бедных семей.
В семье Лебедевых было четверо детей. Начитанные родители привили
своим детям любовь к фольклору и народному искусству, музыке и рисованию. Дома
у них обсуждались новости культуры и общества, читались вслух стихи.
Родители собирали предметы русских народных промыслов. А дети
«издавали» свой домашний журнал. Сами сочиняли стихи и рассказы, сами их
иллюстрировали. Уже в детстве Таня рисовала картинки к сказкам. Многие сказки
она знала наизусть. Особенно маленькая Таня любила читать и рассматривать книги
с рисунками Ивана Билибина. С этим русским художником я познакомлю вас немного
позже.
Книги с рисунками Билибина служили Тане примером иллюстрирования и
понимания русских сказок. Они давали ей первые уроки русской истории. Но у Тани Лебедевой было не только хорошее домашнее образование. В
Нижнем Новгороде она закончила женскую гимназию. А после того как её семья
переехала в Москву, она получила высшее художественное образование. В это же время отец Татьяны, Алексей Иванович, начал издавать
дешёвые книжки для детей — сказки, рассказы, стихи. Татьяна же стала их
иллюстрировать. После окончания учёбы
художница взяла в качестве псевдонима фамилию матери — Маврина.
Вы же знаете, что такое псевдоним? Если не знаете — не
переживайте. Я вам расскажу. Псевдоним — это
вымышленное имя, которое иногда используют писатели, художники и артисты вместо
своего настоящего имени.
После учёбы Татьяна Алексеевна состояла в творческом объединении группа
«Тринадцать». Здесь она познакомилась со своим будущим мужем — художником
Николаем Кузьминым.
В начале своей творческой карьеры Татьяна Алексеевна Маврина
писала картины с изображением цветов, фруктов, природы. Но потом она стала активно работать как художник-иллюстратор в
журналах и книжных издательствах.
Сначала она делала иллюстрации в книги для старших школьников.
Так, её рисунки украсили повесть Николая Смирнова «Джек Восьмёркин —
американец» и повесть Корнея Чуковского «Солнечная».
Для детей помладше Татьяна Алексеевна проиллюстрировала
произведения Агнии Барто, Владимира Маяковского, Бориса Киссина. В годы Великой
Отечественной войны Татьяна Алексеевна рисовала антифашистские плакаты. С этого
же времени художница начала заниматься зарисовкой пейзажей старой Москвы и
Сергиева Посада. А знаете ли вы, что пейзажи — это такие картины, в которых
главным объектом изображения выступает природа?
Татьяне Алексеевне ещё с детства очень нравились народное
творчество и старинная архитектура. Это увлечение и привело её к
иллюстрированию сказок. Маврина считала, что сказочные
персонажи живут не только в «тридевятом государстве», но и среди простых людей.
И для того, чтобы нарисовать сказку, надо уметь находить в современных людях
черты сказочных героев и видеть в старинных городах сказочные дворцы.
Поэтому Татьяна Алексеевна много путешествовала. Она ездила в
древние русские города. Там в памятниках старины живёт история русского народа.
В дороге она делала быстрые зарисовки, записывала свои
впечатления.
И уже дома Татьяна Алексеевна превращала зарисовки в готовые
жизнерадостные иллюстрации к детским книгам, театральные декорации,
мультфильмы. Самой первой художница проиллюстрировала
сказку Александра Сергеевича Пушкина. Это была «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях».
Позже Татьяна Маврина принимала участие в создании мультфильма
«Сказка о рыбаке и рыбке» с рисованной заставкой «Лукоморье». К творчеству Пушкина Татьяна Алексеевна часто возвращалась на
протяжении многих лет. Она проиллюстрировала все его сказки, а также поэму «Руслан
и Людмила». Посмотрите, как Татьяна
Алексеевна нарисовала всем нам известных персонажей Пушкина! Вы же узнаёте
Шамаханскую царицу, Старика с золотой рыбкой?
А как интересно она изобразила животных и окружающий их сказочный
мир? В иллюстрациях Мавриной нашлось место и для самого Александра
Сергеевича. Сама художница говорила: чтобы делать
рисунки к Пушкину, «надо пожить и подумать, вернуться в своё детство». Много
Татьяна Алексеевна работала и с русскими народными сказками. В Советском Союзе
вышло большое количество сборников со сказками, которые были ею оформлены. С рисунками Мавриной сказки заиграли новыми красками и обрели свой
характер. Благодаря Татьяне Алексеевне мы можем прикоснуться к загадочному миру
сказок «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка», «По щучьему
велению», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Василиса Премудрая». Создавала Татьяна Маврина и свои собственные детские книги. Первые её книги «Пряники пекутся, коту в лапы не даются» и
«Тарарушки, тарарушки — это русские игрушки» знакомят нас с русскими
народными игрушками. Очень яркая и необычная её книга «Сказочные звери».
В ней Татьяна Алексеевна создала волшебный мир красочных зверей.
Розовый медведь здесь лакомится малиной, синий волк крутит
хвостом, полосатый козлик поёт песни, а рыжий кот рассказывает сказки. Под
лёгкой кистью доброй волшебницы Татьяны Алексеевны Мавриной сказочные звери как
будто оживают и становятся близкими друзьями. Одним
из мировых шедевров считается её книга «Сказочная азбука». Вся книга от
начала до конца сделана рукой художницы.
В ней представлены иллюстрации заглавных букв русского алфавита. В
каждой букве азбуки есть свой маленький сказочный сюжет. Но Татьяна Алексеевна
любила играть со своим читателем. Пояснительные подписи сделаны не ко всем
сказкам. Не сразу можно увидеть героев разных
сказок, которые изобразила художница. Их надо найти в буквах и по рисункам
вспомнить сказки. Только вот каждый ли узнает
неназванные сказки? Поищите, почитайте, как бы обращается она к родителям и
детям. Все картинки в «Сказочной азбуке» полны лукавства и озорства,
добра и сердечности, как и всё искусство художницы. Например, в букве «Ка» можно рассмотреть лису, которая слушает
песенку колобка. А в букве «эР» живёт сказка «Репка» со всеми её персонажами.
Тут можно увидеть и деда, который посадил репку, и саму репку с
весёлыми глазами. Есть здесь и бабка с внучкой, и собачка с кошкой. Все они
тянут репку, но вытянуть не могут. Только
чёрненькая мышка сидит в сторонке — её ещё не позвали. А ведь именно она
помогла всем вытянуть репку! Маврина не только поместила в буквы сюжеты сказок,
самые любимые она изобразила в виде больших панно. Посмотрите, как необычно
сделан рисунок к сказке «Сивка-бурка», какой волшебный мир представлен в
изображении сказки «Летучий корабль», как красочно показана сказка «Василиса
Премудрая». Татьяна Алексеевна создаёт сказку как
фантазию. По страницам её книг скачут добрые молодцы на могучих конях, стоят в
глухом лесу избушки на курьих ножках, в высоких башнях живут красавицы…
Неудивительно, что Татьяна Алексеевна Маврина единственная из
советских художников была удостоена высшей награды в области литературы для
детей. За вклад в иллюстрирование детских книг ей была вручена премия имени
Ганса Христиана Андерсена.
Татьяна Маврина прожила долгую жизнь и более семи десятилетий не
прекращала работать. За всю свою творческую карьеру художница проиллюстрировала
больше 200 детских книг. На её книгах выросло не одно поколение детей.
Не одно поколение детишек советской эпохи выросло на иллюстрированных книжках известной российской художницы Татьяны Мавриной, которую эксперты ставят в один ряд с Васнецовым, Билибиным и Поленовой. Ей единственной из русских художников-иллюстраторов детских книг была присуждена престижная международная премия Андерсена, которой с 1956 года награждаются лучшие иллюстраторы всего мира.
Книжная графика Татьяны Мавриной.
Татьяна Маврина — знаменитый иллюстратор и мастер графики, обладатель Госпремии СССР (1975) и звания Заслуженного художника РСФСР (1981), а также самой главной награды — премии Андерсена (1976)- считалась художником неформальным. Поэтому, невзирая на талант и признание, работы художницы не попали в официальные каталоги советской живописи. Вероятно, чиновники посчитали, что стилистика наивного искусства Мавриной была слишком яркой и эйфорийной для серой советской действительности.
Книжная графика Татьяны Мавриной.
Тем не менее, её работы были вдохновлены образами не только из русского наивного искусства, но и словесного фольклора, традиционных региональных ремёсел, основанных на принципах народных промыслов — от нарочито «простецких» до тонко проработанных, иллюстраций.
За всю свою творческую карьеру художница, чьи рисунки знакомы многим чуть ли не с пеленок, проиллюстрировала больше 200 детских книг и вошла в отечественную историю как ярчайший мастер ХХ века, проживший сложную, но счастливую жизнь.
О художнице
Татьяна Лебедева (Маврина) — знаменитый иллюстратор и мастер графики
Татьяна Лебедева родилась 1902 году в Нижнем Новгороде в семье литератора Алексея Лебедева и потомственной дворянки Анастасии Мавриной, где увлечение литературой и русской древностью было естественной повседневностью. Атмосфера в семье Лебедевых была практически образцовой. Интеллигентные, начитанные родители и четверо милых, рисующих, музицирующих детей. Дома обсуждались новости культуры и общества, читались вслух стихи. Родители в те годы были увлечены собирательством предметов исконно русских народных промыслов. А дети «издавали» свой домашний журнал. Сами сочиняли стихи и рассказы, сами их иллюстрировали. Некоторые детские рисунки будущей художницы тех времен сохранились до нашего времени.
Книжная графика Татьяны Мавриной.
Когда Лебедевы после революции перебрались в Москву, Таня поступила учиться во ВХУТЕМАС — лучший из художественных вузов страны того времени. Тогда эти мастерские ещё не были легендарными, но студенты и преподаватели уже чувствовали, что творят новое искусство, создают «завтра» советской живописи и скульптуры. Все горели творчески, привносили свои идеи, спорили, пробовали, искали… Эти чудо-мастерские навсегда остались в памяти Татьяны Алексеевны самыми яркими страницами ее жизни.
Книжная графика Татьяны Мавриной.
Ее учителями и наставниками во ВХУТЕМАСе были мастера, сформировавшие русскую художественную культуру первых десятилетий ХХ столетия: авангардисты Николай Синезубов и Роберт Фальк. Эти мастера смогли не только научить профессии своих учеников, но и сохранить их собственный почерк, развить индивидуальный стиль.
Творчество
Уже в конце 1920-х 27-летняя Маврина стала участником объединения «Тринадцать», члены которого не выступали с громкими заявлениями и манифестами, а решали прямые художественные задачи посредством пластического искусства. «Рисовать быстро, рисовать в темпе натуры, без поправок, без ретуши, никакой готической изломанности и душевной неуравновешенности. « — таковы были основные принципы этой группы. Их-то художница пронесла через все свое творчество.
Живопись Татьяны Мавриной.
В 1930-х Татьяна Маврина начинает работать над иллюстрациями к детским изданиям в лубочном народном стиле. Именно в то время она начала использовать в качестве псевдонима девичью фамилию матери — Маврина. Художница не побоялась взять дворянскую фамилию своих предков в лихие 30-е, тем самым, кинув вызов не только системе, но и выразив протест соцреализму своим неординарным творчеством.
Рогачевское шоссе. Живопись Татьяны Мавриной.
В 1942 году Татьяна вышла замуж за Николая Кузьмина, с которым когда-то состояла в объединении художников «Тринадцать». Николай Васильевич был советским графиком, иллюстратором произведений русской и зарубежной классической литературы, членом-корреспондентом АХ СССР. Нужно отметить, что этот союз оказался довольно счастливым. Муж во всем поддерживал свою половинку, невзирая на то, что творчество Татьяны Алексеевны зачастую критиковали за «инаковость». Главные художники государственных издательств с большой неохотой подписывали мавринские книги в печать. Ее практически всегда отделяла незримая стена от официального советского искусства.
«Переславль-Залесский. Гуси», 1957. Живопись Татьяны Мавриной.
Невзирая на все передряги и гонения, Татьяна Алексеевна продолжала писать в свойственной ей манере — яркой и открытой, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Ее графика всегда была сказочной, затейливо-узорной, фольклорной, насыщенной эйфорией. Окружающий мир вызывал у Мавриной неподдельный интерес, с которым она щедро делилась со своим зрителем. А вся народность, так знакомая ей по Нижегородскому детству: с прялками, сундуками и расписными коромыслами, воплотилась в ее рисунках.
Стеклянный пруд. Живопись Татьяны Мавриной.
Создавая иллюстрации, Татьяна Маврина продолжала работать над городскими московскими пейзажами. Также она бесконечно путешествовала по маленьким провинциальным городам, привозя с поездок не только впечатления, но и свою незатейливую живопись: «География фантастическая от гор, рек, болот, оврагов, лесов до всяких легенд, старых городов вокруг: Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский, Муром, Городец, а там живописные народные промыслы городецкие, семеновские, хохломские, палехские, мстерские. Город в окружении фольклора», — писала в воспоминаниях художница.
Живопись Татьяны Мавриной.
Создавая целые альбомы в творческих поездках, Маврина запечатлевала не только архитектуру малых городов и старорусских сел, но и судьбы их обитателей — людей и животных. Измученных бытом женщин, пьянчуг, меняющих стеклотару на пиво, синих ворон и фиолетовых сорок, кричащих над всем этим провинциальным безобразием — одним словом безысходную жизнь простого люда. К слову сказать, рисунки, сделанные во время путешествий по русским городам, вызывали большой интерес и по праву считались частью отечественного искусства 70—80-х годов.
Признание
Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина.
Сейчас Маврину знают и ценят как художницу, воплотившую в своем творчестве множество принципов народного русского искусства, которое она так прекрасно знала и любила. Русская иконопись, лубок, вышивка, глиняные игрушки представляли для нее интерес не только как предметы коллекционирования, но и как образцы высокой художественной народной культуры, живого языка, к которому она обращалась в своем творчестве.
Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина.
Знаменитый стиль художницы — нарочито-простоватый, «под народ» — лишь в шестидесятые годы стал приемлем для советских книжных издательств. И её иллюстрации к детским книжкам и русским сказкам в таком стиле были допущены наконец-то в печать. А поскольку в семидесятые этнос и прочая народность прочно вошли в моду, чиновники и критики посмотрели, наконец, на рисунки Мавриной теми глазами, которыми смотрел десятилетиями её муж Николай Васильевич. Понравились и им, наконец, мавринские кони, сани, волки, птицы и обожаемые художницей кошечки и котики.
Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина.
Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина.
Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина.
Кот Баюн. Книжная графика Татьяны Мавриной.
P.S.Хотелось бы еще раз отметить, что именно за эту ее «инаковость» в творчестве и была присуждена Татьяне Алексеевне международная премия имени Г.-Х. Андерсена в 1976 году. Она очень длительное время оставалась единственной из отечественных художников детской книги, ставшей лауреатом этой престижной награды в области книжной графики. И лишь спустя 42 года, в 2018-м такая честь выпала еще одному российскому художнику-иллюстратору — Игорю Олейникову, с творчеством которого читатель сможет познакомиться в ближайшей нашей публикации.
Для любителей русского авангарда предлагаем прочесть публикацию: Утончённый авангардист Роберт Фальк: 4 музы, ненужный Париж и позднее признание на Родине.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мы продолжаем знакомить вас и ваших детей с работами выдающихся художников и иллюстраторов. Сегодня расскажем о Татьяне Алексеевне Мавриной.
Татьяна Алексеевна Маврина (1902- 1996 гг.) — знаменитый иллюстратор и мастер графики, обладатель Госпремии СССР (1975) и звания Заслуженного художника РСФСР (1981), премии Андерсена (1976).
Татьяна Маврина выросла в любящей многодетной и интеллигентной семье. Художница с детства любила рисовать и сочинять стихи.
Профильное образование Татьяна Алексеевна получила в одном из лучших российских художественных вузов — Московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
За свою творческую жизнь проиллюстрировала более 200 детских книг и вошла в отечественную историю как яркий мастер ХХ века. Наиболее известно оформление сказок А. С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях «, «Руслан и Людмила», «Сказки», а также сборники «По щучьему велению», «Русские сказки», » За тридевять земель».
Иллюстрация к Сказке о мёртвой царевне
Иллюстрация к сказке Царевна-Лягушка
Иллюстрация к сказке Царевна-Лягушка
Вот, что сама художница Татьяна Маврина говорила о своей работе над иллюстрациями к произведению А.С. Пушкина «Лукоморье»:
«Для меня самое «душещипательное произведение» «У лукоморья дуб зеленый», – пишет художница. – Таинственное лукоморье – не географическое понятие, а сонное видение, где дуб, кот и весь сказочный мир. В этих коротких строчках для меня все три тома сказок Афанасьева, лубки и былины.
Это стихотворение – вроде волшебного ларца, из которого вылезают и город, и войско, и народ.
Есть еще подходящий сказочный образ для этого стиха – золотое яичко, в которое сворачивается целое царство.
Все эти образы из русских народных сказок. Сказки Пушкина для меня, как народные. Такого русского поэта и не сыскать… Каждая книга имеет свои корни и требует своих особых «камертонов».
Иллюстрация к Сказке о мёртвой царевне
Искать эти «камертоны» для Пушкина можно только в народном искусстве».
Волк волчище 1963
Т. А. Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: «Сказочные звери», «Пряники пекутся, коту в лапы не даются», «Сказочная азбука».
Заинька в садочке 1963
Татьяна Алексеевна писала в яркой и слегка наивной манере, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Ее графика была сказочной, затейливо-узорной и красочной.
Лиса Патрикеевна 1963
Переславль-Залесский. Гуси 1957. Живопись Татьяны Мавриной
Рогачевское шоссе. Живопись Татьяны Мавриной
Стеклянный пруд. Живопись Татьяны Мавриной