Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Содержание
-
1.
Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» -
2.
Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»Учитель русского языка -
3.
Задачи: — раскрыть смысл названия -
4.
Есть на свете прекраснейшеесущество, у которого мывсегда в долгу, — это мать.М. Горький -
5.
Тексты телеграммКатя помирает. ТихонДожидайтесь, выехала. Остаюсь любящая дочь ваша Настя -
6.
Слайд 6 -
7.
Мишель Буйон. Натюрморт. Фрагмент -
8.
Продолжите фразу Как доцветал маленький подсолнечник, так и… -
9.
А.Костовский. Клавдия Осиповна.1988 -
10.
ОдиночествоВысоцкий Вова Стругов Рома -
11.
Одиночество Алексеева Кристина -
12.
ОдиночествоГончаренко Настя -
13.
Одиночество -
14.
Библейская заповедь Чти отца своего и мать свою… -
15.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. -
16.
Настя (в переводе с греческого «воскресшая») Воскресить – (перен.) восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое. -
17.
Остались ли на вашем сердце зарубки? -
18.
Домашнее заданиеДайте развёрнутый ответ (устно или письменно) -
19.
Скачать презентанцию
Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Татарска Новосибирской областиРощенко Наталья Анатольевна
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
…Я не знал ничего более прекрасного, чем наша
земля, не знал ничего более близкого мне, чем наши простые люди.
К.Г.Паустовский
Слайд 2Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ
№2 г.Татарска Новосибирской области
Рощенко Наталья Анатольевна
Слайд 3Задачи:
— раскрыть смысл названия рассказа К.Г.Паустовского;
—
совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
— воспитывать чуткость, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.
Слайд 4
Есть на свете прекраснейшее
существо, у которого мы
всегда в долгу, — это
мать.
М. Горький
Слайд 5Тексты телеграмм
Катя помирает. Тихон
Дожидайтесь, выехала. Остаюсь любящая дочь ваша Настя
Слайд 7Мишель Буйон. Натюрморт. Фрагмент
Слайд 8Продолжите фразу
Как доцветал маленький подсолнечник, так и…
Слайд 9А.Костовский. Клавдия Осиповна.1988
Слайд 10Одиночество
Высоцкий Вова
Стругов Рома
Слайд 12Одиночество
Гончаренко Настя
Шепелюк Алина
Слайд 14Библейская заповедь
Чти отца своего и мать свою…
Слайд 15 Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими
людьми, обществом.
Слайд 16 Настя (в переводе с греческого «воскресшая»)
Воскресить – (перен.) восстановить,
возродить что-нибудь утраченное, забытое.
Слайд 17Остались ли на вашем сердце зарубки?
Слайд 18Домашнее задание
Дайте развёрнутый ответ (устно или письменно) на вопрос «Почему рассказ
К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?
Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.
Нарисуйте (можно словесно) обложку к рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Напишите сочинение на тему «Поступок, за который я себя осуждаю».
Дайте развёрнутый ответ (устно или письменно) на вопрос «Какие «зарубки на сердце» оставил рассказ К.Г.Паустовского?»
Конспект урока
«Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись »
Эпиграф урока:
«За добро плати добром,
не будь пустельгой»
( К.Г.Паустовский)
-
Вступительное слово учителя.
Слайд 2
Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт» ,
«Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещёрская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.
Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы сможем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»
— Мы с вами живем в деревне и жизнь героев нам с вами очень близка.
Слайд 3
— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?
Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово «телеграмма» рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? ( Одна — опоздала, другой — не поверили.)
-
О чем этот рассказ? (Основная тема- взаимоотношение родителей и детей. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки).
Слайд 4
Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?
Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?
Слайд 5
— Видит всё одно и то же, автор говорит, что она «доживала свой век, а не жила.
— Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.
— Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.
— Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.
— Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто, то долго стучал в калитку.
А почему она все-таки решилась идти?
— Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.
Что поняла во время непосильной для неё прогулки Катерина Петровна?
— Она убедилась в том, что очень слаба и дни её, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.
Слайд 6
Письмо Насте читает учитель
Слайд 7
Что узнали о жизни Насти?
Живёт в Ленинграде.
Что узнали о работе Насти?
— Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок — всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.
Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
-Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»
Найдите портрет Насти.
Как автор относится к ней?
Что помогает это понять?
-Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза.
Слайд 8
— Глаза — зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!
Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!
— Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.
Настя получила телеграмму. Её поведение?
— Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.
Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Слайд 9
Слова учителя:
Слайд 10
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту – то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.
— Права Настя?
(В наше время молодежь тоже уезжает из села, оставляя своих родителей строят свою карьеру, обустраивают свой быт)
Слайд 11
А вы задали себе такой вопрос: «Я-то не пустельга?»
Как вы относитесь к своим бабушкам, прабабушкам?
Но это безнадёжная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?
Что такое совесть? ( Индивид задание по словарю)
— Признание вины за совершённый неблаговидный поступок
-Самоконтроль человека
-Стеснение, стыд, неловкость.
-( Словарь С.И.Ожегова) Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
А зачем она дана человеку?
— Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.
Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?
— Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми)
— И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».
— Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе, всегда, отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
Финал рассказа. Эпилог.
А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
-Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.
Какая черта есть у неё в отличие от Насти?
— Добросердечие, душевность.
Заключительное слово учителя.
К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.
Что автор ценит в людях?
Цели урока:
- знакомство учащихся с произведением
К.Г.Паустовского, - развитие умения читательского мастерства,
- воспитание бережного и благодарного отношения
к своим родителям.
Оформление: На доске: тема урока,
репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание
телеграмм, два эпиграфа:
1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у
которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.
В.Брюсов
Оборудование:
- Магнитофон.
- Записи “Времена года. Октябрь” П.И.Чайковского
- “Песня о матери” в исполнении ансамбля “Белый
день”.
Урок построен по технологии встречных
усилий.
ХОД УРОКА
I. Организационное начало
– Здравствуйте, ребята!
Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.
II. Мотивация (эмоциональная)
Учитель. Когда называешь имя
К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский
край, средняя полоса России, с её неброской
красотой, о которой Н.Рыленков написал:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…
– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался,
а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С
тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем
наши простые близкие люди, и ничего более
прекрасного, чем наша земля”. И может стоит
поучиться у писателя великому умению –
остановиться и внимательно всмотреться и
увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт
рядом с нами.
III. Подготовительный
– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в
центре которого будет одно произведение
К.Г.Паустовского. И называется оно?
– Телеграмма.
– Мы с вами читаем печальную историю о матери,
напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак,
скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?
– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.
– А сколько было телеграмм послано в рассказе?
– Куда, кому и кем они были отправлены?
На доске на боковых закрывающихся сторонах
содержание обеих телеграмм.
1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает.
Тихон.
2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь,
выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.
– Какую телеграмму имел в виду автор? Почему?
– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но
одна – от имени Насти. Исходя из нашего
разговора, определите тему рассказа.
– Взаимоотношения родителей и детей.
– Действительно, рассказ Паустовского
затрагивает одну из важнейших проблем —
отношения детей и родителей.
– Всегда ли дети спешат на помощь родителям,
живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма,
умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли
быть ласковыми со стариками?
IV. Вызов
– Определите композицию рассказа. Сколько бы
основных частей вы выделили? Почему?
Дети определяют 4 части, составляют план из
кульминационных фраз каждой части и записывают
его:
1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье
неписаное!”
2. Дочь. “Эх ты, сорока!”
3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь
пустельгой”.
4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны,
не мог снять непоправимой вины, невыносимой
тяжести”.
На протяжение всего урока учащиеся работают
над планом, его цитатным оформлением. Задача
учителя – направлять и корректировать их работу.
V. Сотворчество
– Сегодня нас ждёт большая и интересная
работа творческого плана. Мы пишем с вами
синквейн – пока только 4 части, для этого нужно
быть очень внимательным слушателем и читателем.
Расскажите об обитательнице старого дома. Что
задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?
Дети отвечают.
– Какими художественными средствами рисует
трагизм положения Катерины Петровны
Паустовский?
– Описание пейзажа, интерьера.
Идёт исследовательская работа с чтением
фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа.
Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года.
Октябрь”.
– Холодная осень, назойливо сыпался дождь,
тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький
подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть.
Продолжите фразу: “Как доцветал маленький
подсолнечник, так и ….”.
Вывод: пейзаж печален, когда печален
человек.
Описание интерьера: цвет жёлтый,
сумрачный, есть серый. Возникает ощущение
запущенности, заброшенности, одиночества,
печали, безысходности.
– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите
текстуально.
Дети дают словесный портрет: “Она
маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая,
тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно
любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.
– Какие моменты вас особенно затронули?
– Этот момент отражён в иллюстрации учебника.
Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый
бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью,
она боится спугнуть запах духов дочери.
– Какими словами вы бы определили душевное
состояние Катерины Петровны?
– Надежда, разочарование, осознание
одиночества, душевная боль.
– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте
отрывок 1 абзац стр. 314.
– Почему впервые за последний год она решилась
выйти из дома?
– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины
Петровны?
– Она сочувствует звёздам, старому клёну,
жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало
заботятся.
– В своей книге “Золотая роза” в разделе
“Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все
обстоятельства, все подробности деревенского
дома и осени, всё это было в полном соответствии с
состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой
душевной драмой, какую она переживала в
последние свои дни”. Найдите это соответствие.
– Как передал писатель угасающую надежду
старой женщины на то, что дочь приедет?
– Что поняла Катерина Петровна?
– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она
написала письмо.
Учитель читает письмо наизусть.
– Что вас затронуло в этом письме?
– О смерти она сказала очень просто, и думает
она о саде.
– Действительно, Катерина Петровна и
окружающий её мир – это одно целое, это всё
родная земля, на которую, в конце концов, её
опустили.
Чтение эпизода похорон, стр. 321.
– Каким стал пейзаж?
– Светлым, весёлым.
– Почему весёлым?
– Кончились её мучения, её одиночество, боль,
успокоилась её страдающая душа. Смерть –
избавление от страдания.
Продолжение работы над планом и синквейном.
Слова Тихона заносятся в план и как
кульминационная фраза в синквейн.
– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему,
рассказывая о дочери, Паустовский не даёт
описания природы?
– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не
замечают природы.
– В Ленинграде много садов, парков, но Насте
некогда было всё это видеть, она много работала.
– Что во внешности Насти подчёркивает автор?
– Холодные глаза.
– Почему художники прозвали её Сольвейг?
Согласны ли вы с этим?
Слово учителя: Сольвейг в переводе
означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг
оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом
вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она
отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Настя праздник устраивает, а глаза у неё
холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и
душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя
получила письмо от матери. Что она с ним сделала?
– Она положила его в сумочку нераспечатанным,
подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.
– А когда получила телеграмму? Почему Настя не
открыла старому художнику правду?
– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате
идёт речь.
– Ей было стыдно признаться в том, что в это
время, когда она наслаждается похвалой, у неё
умирает мать.
– Неприятное известие. Это нарушило её планы.
– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения
между матерью и дочерью нормальные?
– Конечно, нет.
– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и
другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь,
как плохо самому близкому тебе человеку, и
оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь
ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но
когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к
Насте. С чего оно началось?
– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный,
сверлил её.
– Почему именно Гоголь?
– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению
Пушкина, удивительной способностью сразу
угадывать человека. “А письмо-то в сумочке
нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие
глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри:
доброта её ненастоящая, показная. Настя
совершила предательство. Оценку её поступку даёт
Гоголь: “Эх ты!”
– Что стоит за этим “эх ты!”?
– Презрение, укоризна.
– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца.
Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры
и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.
– Какой мы видим Настю после смерти матери?
Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый
снег…”.
– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но
уже поздно: мать умерла и похоронена
посторонними людьми, односельчанами. Дочь не
успела увидеть мать в последний раз.
Чтение эпилога стр. 322.
– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою
мысль.
– Холод души растоплен слезами боли и
раскаяния. Настя в переводе с греческого –
“воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал
своей героине Паустовский. Только мать смогла бы
облегчить её страдания. В народе всегда
отмечалась особенная любовь матери к детям, в
отличие от последних.
– Какие поговорки и пословицы о матери вы
нашли?
Дети зачитывают пословицы и поговорки.
– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы
часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы
очень хотелось, чтобы вы тихим вечером
пристально посмотрели на маму, постарались
понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не
стало поздно.
Идёт работа над эпиграфом и репродукцией
картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме
последней части – эмоциональное отношение). Эта
часть даётся на дом в качестве одного из домашних
заданий.
Ученики зачитывают свои работы.
VI. Рефлексия
– Ваши впечатления от рассказа?
– Зарубки на сердце. Что это такое?
– Это след в душе, чаще всего болезненный,
неизгладимый.
– У вас остались зарубки?
– Актуальна ли проблема, поднимаемая
писателем?
– Прослушиваем песню о матери, исполняемую
группой “Белый день”.
Читаю своё стихотворение, написанное под
впечатлением рассказа:
Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.
VII. Домашнее задание
– “Настя вдруг поняла, что никто её так не
любил, как эта дряхлая, брошенная всеми
старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь
на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое
стихотворение:
Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.