Нарисовать поселение первобытных земледельцев и животноводов составить небольшой рассказ по рисунку

1. Работа с лентой времени.

Начертите ленту времени. Отметьте на ней события, указанные в заданиях. Что произошло раньше и на сколько:

——появление человека разумного——отступление ледника——РХ—2020 г.-→

• отступление ледника или появление человека разумного;
около 12 тыс. лет назад — отступление ледника
более 40 тыс. лет назад — появление человека разумного
Раньше произошло появление человека разумного (на 28 тыс. лет).

——появление неандертальца——появление кроманьонца——РХ—2020 г.-→

• появление неандертальца или кроманьонца;
около 300 тыс. лет назад — появление неандертальца
более 40 тыс. лет назад — появление кроманьонца
Раньше произошло появление неандертальца (на 260 тыс. лет).

——зарождение земледелия и животноводства—-начало века металлов——РХ—2020 г.-→

• начало века металлов или зарождение земледелия и животноводства;
около 9 тыс. лет назад — начало века металлов
10 000—8000 лет до н. э. — зарождение земледелия и животноводства
Раньше произошло зарождение земледелия и животноводства (на 1-3 тыс. лет).

——появление человека умелого———————————-возникновение искусства——РХ—2020 г.-→

• появление человека умелого или возникновение искусства;
более 2 млн лет назад — появление человека умелого
сороковое тысячелетие до нашей эры — возникновение искусства
Раньше произошло появление человека умелого (на 1 млн 958 тыс. лет).

——начало похолодания—————————————————появление человека умелого——РХ—2020 г.-→

• начало похолодания или появление человека умелого?
30 млн. л. назад — начало похолодания
2,6 млн. л. назад — появление человека умелого
Раньше произошло начало похолодания (на 27,4 млн лет).

2. Хронология.

Расставьте понятия в хронологической последовательности.

А Б
3. Человекообразная обезьяна (более 3 млн лет назад)
4. Человек умелый (более 2 млн лет назад)
1. Человек прямоходящий (1,5 млн лет назад)
2. Человек разумный (более 40 тыс. лет назад)
2. Первобытное человеческое стадо
4. Родовая община
1. Соседская община
3. Союз племен

3. Классификация понятий.

Подберите обобщающее слово или словосочетание.

1. Бог, жертва, идол, молитва, культ, язычество.
Религия

2. Скульптура, графика, живопись, орнамент.
Искусство

3. Первобытное человеческое стадо, племя, родовая община, союз племен, соседская община.
Коллектив

4. Гончарство, прядение, ткачество, плетение.
Ремесло

5. Охота, собирательство, рыбная ловля.
Присваивающее хозяйство

4. Ответьте на вопросы.

1. Чем отличается современный человек от человека разумного?
У современного человека увеличилась продолжительность жизни, появилась письменность; он отличается внешним видом, образом жизни, одеждой, мышлением, культурой, навыками, речью.

2. Какие материалы для изготовления орудий труда были доступны первобытным людям? Как с ними связаны названия периодов первобытной истории?
Камень — каменный век
Бронза — бронзовый век
Железо — железный век

3. Приведите примеры того, что в эпоху первобытности люди развивались не только физически, но и духовно.
В эпоху первобытности люди люди поклонялись фигуркам богов-идолам, душам умерших, верили в сверхъестественное, что у человека есть душа, они думали, что когда человек спит или умирает, душа покидает тело и где-то бродит. Пояливись обычаи. Мальчики и девочки подвергались испытаниям. Люди заботились о том, чтобы дети стали достойным поколением.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DNU5r8rxe7Q

5. Творческие задания.

1. Используя дополнительные источники информации, составьте рассказ по выбору:
а) охота на мамонта;
Первобытные люди вели охоту на мамонтов, которые весили около 14 тонн. Одним мамонтом можно было прокормиться 2 месяца, а из шкуры сделать теплую одежду, соорудить шалаш. Одному человеку не удалось бы убить такое огромное животное и поэтому на охоту ходили группой. Охотники заманивали животное в ловушку. Шумом, криками и огнем они гнали мамонта в болото или глубокую яму. Когда животное попадало туда, его добивали и делили добычу.
б) один день
из жизни неандертальского мальчика (девочки);
Мальчики помогали отцам ловить рыбу, охотиться, рыть ловушки, разводить костер.
Девочки помогали матерям: собирали ягоды, растения, готовили, поддерживали огонь в костре.
в) о жизни
человека, изгнанного из общины.
Человека могли изгнать из общины за кражу, убийство, нарушение обычаев, традиций, непослушание или слабость.
Изгнанный человек остался один… Он смог найти пещеру. Нужно было добыть пищу и найти воду. Он пошел к реке попить и ловить рыбу. Охотился в одиночку, боролся с животными. Ночевать приходилось с огнем.

2. Нарисуйте поселение первобытных земледельцев и животноводов. Составьте небольшой рассказ по рисунку.

Первобытные земледельцы и животноводы появились 10-12 тыс. лет назад. Для того, чтобы выращивать урожай они обустраивались на одном месте (приблизительно по сто человек). Женщины рыхлили землю при помощи мотыги, а затем бросали зерна. Мужчины приносили с охоты детенышей убитых зверей, таким образом приручали животных. Вскоре люди получили от коров молоко, быки помогали обрабатывать поля, а собаки охраняли жилища. Жизнь людей стала намного лучше. 

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=PnfR7JLbIUw

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_5,
делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!

Потепление на Земле и его влияние на жизнь человечества. Около 13 тысяч лет назад на Земле значительно потеплело. На севере Европы начал таять ледник. Тундры постепенно зарастали лесами и кустарниками. Более полноводными становились реки. Привычные к холоду животные отошли на север. Вымерли мамонты. Постепенно вывелись стада крупных травоядных животных. Человек был вынужден перейти к охоте на оленей, кабанов и иных более мелких зверей. Люди продолжали заниматься рыбной ловлей, собиранием ягод, грибов, орехов, полезных растений.

Большие изменения в климате и природе начали происходить в странах на юг от Европы, Передней Азии и Северной Африке. В ледниковом периоде ветры с севера зимой и летом. Здесь было тепло и влажно. Был богатый растительный и животный мир и хорошие условия для охоты и собирательства.

Но с потеплением почти перестали выпадать дожди в Передней Азии. Стали высыхать леса и степи, исчезать реки и озера. Начали образовываться такие большие современные пустыни, как Аравийская и Сахара. Значительно ухудшились условия жизни местных жителей.

2. Новые открытия «человека разумного». Около 12 тысяч лет назад люди научились делать маленькие, размером всего в 1—3 см, острые кремнёвые пластинки правильных форм. В археологии их называют микролитами, что значит «маленькие обработанные камни».

Их изготовление способствовало изобретению лука и стрел с острыми наконечниками. Охотники получили меткое и дальнобойное оружие, более совершенное, чем обычное копье. Из лука на расстоянии можно было убивать как крупных, так и мелких животных и птиц.

В это время изобрели топор, привязав рубило к деревянной рукоятке. С его помощью рубили деревья и обрабатывали их.

Для рыбной ловли научились вязать плоты, а из толстых и длинных бревен выдалбливать лодки. С помощью орудий из микролитов вырезали из кости рыболовные крючки. Люди научились плести сети.

Охоте способствовало приручение собаки. Она выслеживала и гнала зверя, бдительно охраняла своих хозяев и их жилище. Собака стала первым домашним животным.

3. Возникновение земледелия. В различных местах Передней Азии и в наше время встречаются заросли диких ячменя древние люди рано обратили внимание на злаки как полезную и вкусную пищу. Имея твердую оболочку, зерно хорошо сохранялось долгое время. Археологи нашли в большом количестве ножи для жатвы. Их лезвия делали из микролитов, вставленных в костяные рукоятки.

Но чтобы приготовить из зерен еду, нужно обязательно разрушить оболочку, которая не переваривается в желудке. Для этого люди применяли терки и ступки. Их также обнаружили при раскопках. Дикие злаки долгое время собирались и использовались местными жителями. Примерно 11 тысяч лет назад люди научились сами высевать и собирать злаковые.

Сначала для обработки почвы использовались палки-копалки. Потом начали делать узкие деревянные лопаты и мотыги с наконечниками из рога и кости. Жали серпами из рога и кости с каменными вкладышами.

Из Передней Азии земледелие распространилось в другие страны.

4. Приручение животных. 

Охота с луком и с собакой была более удачной. Появилась возможность не убивать всех животных, а докармливать молодняк около жилья в загонах из жердей. Это ускорило приручение животных.

Люди со временем заметили, что козы и овцы хорошо размножаются в неволе. Наряду с собакой они стали первыми домашними животными. Потом были приручены свиньи и коровы.

Успехи в земледелии способствовали быстрому выкорму домашних животных. Это позволяло постоянно употреблять их мясо, молоко, использовать шкуры. Постепенно снижалась роль охоты в жизни «человека разумного».

Животноводство возникло примерно в одно и то же время, что и земледелие. Как свидетельствует археология, очень рано появились народы, которым одновременно было известно земледелие и животноводство. Их открытие является самым значительным успехом человечества за всю его историю. До этого времени люди только пользовались богатствами земли, беря все необходимое для себя из природы, растительного и животного мира. Земледельцы и животноводы своим умом и трудом начали производить самые необходимые для жизни продукты.

Жизнь в первых поселениях земледельцев и животноводов. Почти весь год земледельцы должны были работать на своих полях. Около них они строили постоянное жилье. Сначала это были плетеные из ветвей деревьев хижины, обмазанные глиной. Их сменили четырехугольные постройки, в которых из камня и глины делали очаги. Отпавшие от них обожженные куски глины использовали как первую посуду. Потом из глины начали делать и обжигать сосуды для хранения жидкостей, зерна и варки пищи.

Основным материалом для изготовления орудий труда оставался камень. Около 7 тысяч лет тому назад его научились сверлить, подсыпая песок под сверло, сделанное из полой кости.

Люди умело плели корзины, веревки, сети из прутьев, полосок кожи, волоса и проч. Из плетения развилось прядение из шерсти и льна. Используя полученные нитки, ткали на простом станке ткани и шили более удобную, чем из шкур, одежду.

6. Род и племя. Земледелие и животноводство были делом многочисленных коллективов. На рисунках древних людей видно, что первых пастухов было больше, чем коров. Больших усилий требовала подготовка залежной земли под поля, сооружение оград из бревен и жердей. Поэтому отдельный род не мог существовать. Он жил нераздельно с соседними родственными родами, которые составляли племя.

Племя было многолюдным и сложным обществом. Его главными делами управлял совет старейших людей. Они определяли места для охоты отдельных родов, подбирали участки для новых полей и выпаса домашних животных. Старейшины улаживали все основные жизненные вопросы. Их честная и полезная деятельность в интересах всего племени вызывала доверие и уважение всех людей. Поэтому все люди племени старательно и точно выполняли их приказы. Для решения наиболее важных дел старейшины созывали собрание всех взрослых мужчин.

Русский путешественник о племенах Сибири

Свои топоры, ножи, стрелы и иглы они делают из кости и камня. Топоры у них делались из оленьей и китовой кости, иногда из камня в виде клина. К топорищу их плашмя привязывали кожаными ремнями. Ими они выдалбливали свои лодки, чаши, корыта и прочее. Но это происходило долго и с таким трудом, что лодку приходилось делать три года, а большую чашу не менее года.

Ножи они делали из горного хрусталя и насаживали их на деревянную рукоятку. Из этого же хрусталя у них стрелы и копья. Иглы они делают из собольих костей и шьют ими платья и обувь.

Примитивное земледелие (о племенах о. Новая Гвинея)

Несколько дорожек разделяли большое пространство на участки, на которых возвышались аккуратные грядки. Они имели около 75 см в ширину… В каждой грядке были посажены различные растения: сладкий картофель, сахарный тростник и много неизвестной зелени.

Грядки состоят из мелко размельченной земли. Это достигается очень просто, но с большим трудом. Делается это при помощи самых простых приспособлений: простого заостренного кола более двух метров длины… и очень узкой лопаты в 1 м длины.

Как же они обрабатывают землю? Двое, трое или более мужчин становятся в ряд и вместе рядом втыкают колья по возможности глубже в землю. Потом тоже вместе переворачивают продолговатую глыбу земли. Потом идут далее и переворачивают ряды таких глыб. Несколько мужчин кольями разбивают эти глыбы на более мелкие. За ними следуют женщины с узкими лопатами. Они разбивают большие комья земли, делают грядки. Даже растирают землю руками.



Скачать материал

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫПросыпайтесь, люди вместе с птицами, 
Выво...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 28 человек из 11 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫПросыпайтесь, люди вместе с птицами, 
Выво...

    1 слайд

    ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ
    Просыпайтесь, люди вместе с птицами,
    Выводите быков, беритесь за плуги,
    Зовите своих друзей, не теряйте времени.
    Пойдемте все вместе возделывать нашу землю…

  • План урока.1.Появление мотыжного земледелия.
2.Приручение животных.
3.Появлен...

    2 слайд

    План урока.
    1.Появление мотыжного земледелия.
    2.Приручение животных.
    3.Появление ремесла.
    4.Род и племя.
    5.Мировоззрение.

  • Задание на урокЗаполните таблицу и сделайте вывод:
в чем главное отличие охот...

    3 слайд

    Задание на урок
    Заполните таблицу и сделайте вывод:
    в чем главное отличие охоты и собирательства от земледелия и скотоводства?

  • 1.Появление мотыжного земледелия.Однажды люди
заметили, что зерна
просыпанные...

    4 слайд

    1.Появление мотыжного земледелия.
    Однажды люди
    заметили, что зерна
    просыпанные у входа в
    пещеру дали всходы.
    Женщины стали рыхлить
    землю при помощи
    мотыги и бросать в
    землю зерна. Так
    появилось земледелие.

  • 1.Появление мотыжного земледелия.Кроме мотыги в
Земледелии
применялись каменн...

    5 слайд

    1.Появление мотыжного земледелия.
    Кроме мотыги в
    Земледелии
    применялись каменный
    топор и серп.
    При помощи топора
    вырубали деревья и
    кустарник, затем
    выкорчевывали пни, и
    все сжигали.
    Пепел перемешивали с
    землей. Он выступал в
    качестве удобрения

  • 1.Появление мотыжного земледелия.Урожай собирали при
помощи серпа,
изготавлив...

    6 слайд

    1.Появление мотыжного земледелия.
    Урожай собирали при
    помощи серпа,
    изготавливавшегося из
    кости. В серп вставляли
    каменные лезвия.
    Полученное зерно
    перетирали в муку, затем
    ее смешивали с водой и
    полученную массу выпекали
    у костра на углях.

  • 2.Приручение животных.В это же время появилось скотоводство.
Мужчины возвраща...

    7 слайд

    2.Приручение животных.
    В это же время появилось скотоводство.
    Мужчины возвращаясь с охоты иногда приводили раненых животных,или детенышей.
    Первым домашним живот-ным стала собака.
    Затем были приручены свиньи, козы,овцы и коровы.
    Появление земледелия и
    скотоводства стало
    возможным потому что у
    людей появились излишки
    продуктов. Почему?
    Хозяйство постепенно
    стало превращаться из
    присваивающего в
    производящее .
    Теперь благосостояние лю
    дей зависело только от их труда.

  • 3.Появление ремесла.Издавна люди плели корзины
из прутьев и обмазывали их
гли...

    8 слайд

    3.Появление ремесла.
    Издавна люди плели корзины
    из прутьев и обмазывали их
    глиной. Глина размокала если
    в корзину попадала вода.
    Однажды, когда корзина
    попала в огонь глина обгорела
    и стала твердой.
    В IV тыс. до нашей эры был
    изобретен гончарный круг.

  • 3.Появление ремесла.В это же время появилось
ткачество. Был изобретен
простей...

    9 слайд

    3.Появление ремесла.
    В это же время появилось
    ткачество. Был изобретен
    простейший ткацкий
    станок.
    Нити делали из льна, или
    пряли из шерсти животных.
    У людей появилась льняная
    и шерстяная одежда и они
    стали более защищенными
    перед непогодой.

  • 3.Появление ремесла.Древние люди освоили
довольно сложные для
того уровня тех...

    10 слайд

    3.Появление ремесла.
    Древние люди освоили
    довольно сложные для
    того уровня технологии.
    На слайде изображен
    Первобытный
    сверлильный станок.
    При его помощи люди
    сверлили отверстия в
    каменных топорах и
    затем вставляли в них
    древко.

  • Жизнь рода.Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скр...

    11 слайд

    Жизнь рода.
    Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания.

  • 4.Род и племя.Родовая общинаРодовая общинаПлемяБракистарейшинастарейшинаСовет...

    12 слайд

    4.Род и племя.
    Родовая община
    Родовая община
    Племя
    Браки
    старейшина
    старейшина
    Совет старейшин

  • Золотой векIX-V тыс. лет до нашей эры – в «Золотом Веке» не было ни богатых,...

    13 слайд

    Золотой век
    IX-V тыс. лет до нашей эры – в «Золотом Веке» не было ни богатых, ни бедных – все были равны друг другу. Коллективную охоту сменила коллективная работа в поле, которое так и называлось: Общее Поле. Как и раньше, пища потреблялась сообща или делилась на примерно равные доли.

  • К шестому тысячелетию до нашей эры земледельцы достигли долин Дуная, Инда 
и...

    14 слайд

    К шестому тысячелетию до нашей эры земледельцы достигли долин Дуная, Инда
    и Ганга, им открылись обширные пространства Индии и Европы.
    Великое Расселение Земледельцев

  • 5.Мировоззрение.Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению,...

    15 слайд

    5.Мировоззрение.
    Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.
    Самые могущественные духи
    назывались богами.
    Предками же часто считали зверей или птиц.
    Шаман

  • 5.Мировоззрение.Если все вокруг живое, то
совсем можно договориться,
нужно то...

    16 слайд

    5.Мировоззрение.
    Если все вокруг живое, то
    совсем можно договориться,
    нужно только обратить к богам
    просьбу — молитву.
    Изображения богов назывались
    идолами.

  • Для задабривания богов
к идолам приносили жертвы.

    17 слайд

    Для задабривания богов
    к идолам приносили жертвы.

  • Праздник Урожая
Согласно древним обычаям,
Мы бьем во все барабаны.
Кудесницы...

    18 слайд

    Праздник Урожая
    Согласно древним обычаям,
    Мы бьем во все барабаны.
    Кудесницы пляшут пляски,
    Сменяя одна другую,
    Поют прелестные девушки —
    Как они беззаботны!
    Весной цветут орхидеи,
    Осенью — хризантемы,
    Так и обряды наши
    Тянутся непрерывно..
    Матриархат

  • МатриархатПочему среди древних статуэток много изображений женщины-матери ?Ж...

    19 слайд

    Матриархат
    Почему среди древних статуэток много изображений женщины-матери ?
    Женские статуэтки («палеолитические Венеры»)
    XV-X тыс. до н.э.
    Древнеанатолийская богиня
    ок. 5750 г. до н.э.

  • Домашнее задание.§ 4 в учебнике
Вопросы к параграфу.
Задания в рабочей тетради.

    20 слайд

    Домашнее задание.
    § 4 в учебнике
    Вопросы к параграфу.
    Задания в рабочей тетради.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 034 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 25.04.2018
  • 428
  • 1

Рейтинг:
5 из 5

  • 25.04.2018
  • 5273
  • 276
  • 25.04.2018
  • 539
  • 0
  • 25.04.2018
  • 169
  • 0
  • 25.04.2018
  • 213
  • 0

«Всеобщая история. История Нового времени», Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А.

  • 25.04.2018
  • 181
  • 0
  • 25.04.2018
  • 500
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

  • Нарисовать иллюстрацию к сказке черная курица или подземные жители для 5 класса
  • Нарисовать иллюстрацию к сказке черная курица или подземные жители 5 класс
  • Нарисовать иллюстрацию к сказке царевна лягушка 5 класс легко и быстро
  • Нарисовать иллюстрацию к сказке у лукоморья дуб зеленый 2 класс
  • Нарисовать иллюстрацию к сказке стрекоза и муравей