Геральдика рыцарей
Рыцари, одетые в одинаковые доспехи, не могли отличить в бою своих от чужих. Знаками различия стали символы, изображаемые сначала на щитах, а потом и на одежде рыцарей, на попонах коней. Начиная с середины XII в. эти индивидуальные знаки стали передаваться по наследству, став признаком благородного происхождения — гербом. Герб помещали на печатях, на домах и прочем имуществе их владельца и на его гробнице. Правила составления гербов и законы их наследования разрабатывает и изучает наука геральдика. Главные законы геральдики неизменны с древних времён до наших дней.
Гербы и герольды
С древности воины расписывали щиты орнаментами или изображениями животных. Это могли быть просто украшения — каждый рисовал то, что нравилось. Но в XII в. знак на щите уже рассматривался как эмблема воина и стал переходить от отца к сыну, из поколения в поколение. Так появились первые гербы, и их форма напоминала щит. Раньше других гербами обзавелись представители знатнейших семейств, а вслед за ними мелкие землевладельцы и безземельные рыцари.
Родиной гербов считается Франция, законодательница рыцарской моды. Там зародилась геральдика и появились её «рыцари» — герольды.
Первый герб
Первым гербом считается изображение на щите Жоффруа (Готфрида) Красивого, графа Анжуйского (Анжу — историческая область во Франции), отца Генриха II, основателя королевской династии Плантагенетов. Вздыбленные золотые львы на лазурном поле украшали щит Жоффруа при посвящении его в рыцари в 1128 г., и те же львы изображены в 1226 г. на надгробии его внука — Уильяма Лонгспи (Длинного Меча), графа Солсбери. Это явное наследование знаков на щите рассматривается как появление первой гербовой эмблемы.
Щит на эмалевом надгробии Жоффруа Красивого.
Середина XII в.
Щит на надгробии
Уильяма Лонгспи.
1226 г
Право на герб
Право на герб изначально давалось имеющим феод, и герб наследовали вместе с феодом. Герб принадлежал не только роду, но и землям этого рода. Так, например, герб Вильфреда Волосатого, правителя графства Арагон, стал гербом Арагона и Барселоны. Часто герб символически отображал название родового имения или особенности его ландшафта и подчёркивал право его носителя на эти земли. В ХП-ХШ вв. право на герб благородный человек получал в трёх случаях: по наследству, с получением нового феода (посредством брака или дарения) и по пожалованию от знатного сеньора или короля. Родовой герб стал символом родовитости и чести. Рыцарю жаловали герб при посвящении. С XIII в. право на гербы получили и дворяне, не состоявшие на воинской службе. Гербы имели не только люди, но и государства, и города, и сообщества людей (гильдии, ордены). Женщины имели право пользоваться родовым гербом. В XIV в. появились женские гербы, но не на щите, неуместном для женщин, а на ромбе, символизирующем огранённый алмаз.
Древнее
имение
английского
рода Стауртон
с 6 родниками
символически отражено
на гербе Стауртонов в виде
6 кружков с голубыми волнистыми линиями
Знаменитые гербы
Внук Жоффруа Красивого — Ричард I Львиное Сердце избрал своим гербом трёх шествующих золотых львов (леопардов) на красном поле. Так появился герб англо-французской династии Плантагенетов и Англии. На гербе Франции красуются лилии. По преданию, лилию королю франков Хлодвигу I дал ангел для победы в битве. Семь столетий спустя, в XII в., французский король Людовик VII, отправляясь в Крестовый поход, выбрал лилию своим символом, то ли вспомнив предание, то ли из-за сходства произношения своего имени (фр. Louis) и названия цветка (фр. Lys). Людовик IX Святой усыпал свой лазоревый щит золотыми лилиями, и его щит стал первым французским гербом. Филипп Смелый впервые ограничил число лилий тремя, символизирующими Святую Троицу или три добродетели (милосердие, сострадание, справедливость). В XIV в. три лилии стали гербом Франции. С тех пор усыпанный лилиями герб считают «старым французским», а герб с тремя лилиями — «новым французским».
Герб Ричарда Львиное Сердце и династии Плантагенетов
Старофранцузский герб. Середина XIII в. – 1376 г.
Герб Арагона и графов Барселонских
Красивая легенда объясняет появление четырёх красных полос (столбов) на золотом гербе Арагона. Государь Арагона граф Барселонский Вильфред Волосатый получил много ран в сражении с сарацинами, и король Карл Лысый, восхищённый его храбростью и верностью, обмакнул пальцы в кровь своего вассала и провёл ими по его золотому щиту.
Герольды
Экспертов в символике гербов и в искусстве их составления, знатоков существующих гербов называли герольдами. Традиционно герольды выступали в роли посланников, парламентёров, вестников. Уважение к знаниям герольда не позволяло рыцарю причинить вред герольду, даже присланному врагом. Но изначально герольды не занимали почётного места в обществе. Они были мелкими порученцами, сопровождавшими войско, вели списки участников похода, распознавая их по гербам. В мирное время герольды жили нахлебниками при дворах сеньоров и приравнивались к менестрелям (певцам и поэтам).
Накидка герольда. Германия.
Начало XIV в.
Фрагмент листа нормандского гербовника. XV в.
Повысить статус герольдам помогли турниры. Герольды были комментаторами и судьями на турнирах, выкрикивали имена участников, определяя их по гербам, отмечали удачные удары и нарушения правил, провозглашали победителей. Герольд часто играл роль «рекламного агента» при сеньоре, восхваляя его доблесть и мужество. К концу XIII в. каждый влиятельный сеньор держал штат герольдов, исследовавших его генеалогию, составлявших гербовники его вассалов, отмечавших их семейные связи, подвиги и проступки. Герольды много путешествовали, выполняя поручения сеньоров и пополняя свои знания. Изучение геральдики вошло в состав рыцарского воспитания, и герольды стали учителями рыцарей.
Говорящие гербы
Говорящим или гласным назывался герб, символ которого «расшифровывал» имя его владельца или название местности. Герб королевства Леон и его властителей, на котором изображен пурпурный вздыбленный лев на серебряном поле, можно назвать гласным, поскольку он созвучен его названию (фр. lion — лев). Другой пример — гербом Кастилии, страны замков (исп. castello — замок), стал трёхбашенный золотой замок на красном поле, символизирующем кровь, пролитую за утверждение этих замков в Реконкисте. Герб знаменитого флорентийского рода Медичи не только «оглашает» их фамилию, но и раскрывает историю рода. По преданию, родоначальником этого клана был врач (medico) при дворе Карла Великого, отсюда и пошла фамилия Медичи. Таблетки, как символ врачей и медицины, были помещены на герб Медичи в виде 6 красных кружков (безантов).
Герб королевства Леон
Герб королевства Кастилия
Герб Медичи до середины XV в.
Азбука герба
Гербы составлялись согласно строгим правилам. Количество цветов на гербах — финифтей ограничили пятью: червлень, лазурь, изумруд (зелень), пурпур, чернь. В дополнение к ним использовали металлы — золото и серебро и орнаменты, обозначающие горностаевый и беличий меха. Финифти, металлы и меха — это тинктуры, ими заполняют поля и геральдические фигуры гербов. Поле герба могло делиться только определёнными способами, геральдические фигуры, на гербе, отождествляемые с вооружением и экипировкой рыцаря, разделялись на почётные, жалованные за отличия, и простые. На гербе также помещали изображения животных, людей, растений, предметов, имеющих символическое прочтение.
Основной закон
Некоторые сочетания цветов плохо видны издали, например, лазуревое неразличимо на чёрном. Из-за этих свойств цветов, известных и в Средние века, возник основной закон геральдики — «не помещать финифть на финифть, а металл на металл». Это значило, что элементы в гербе, заполненные металлами, не должны соприкасаться, между ними должна быть финифть, и наоборот.
На гербе Иерусалима
металл положен на металл –
золотой крест на серебряном поле. Это одно из очень
редких исключений, вызванное желанием подчеркнуть
особое значение этого
города
Деление герба
Считается, что чем проще герб, тем он древнее: есть древние гербы, представляющие поле одного цвета. Новые гербы составлялись разделением поля определёнными способами, и на каждой из полученных частей мог размещаться свой символ. Есть гербы, составленные из пустых разделённых полей разных тинктур. Линии деления чаще были прямыми, но были и волнистыми, зазубренными, зубчатыми и т. д.
Примеры деления герба
Геральдические фигуры
Геометрические узоры, отождествляющиеся с экипировкой рыцаря, называются геральдическими фигурами. Они делились на почётные и простые геральдические фигуры и помещались поверх элементов герба, перекрывая их. Почётные фигуры могли быть пожалованы за отличия, простые часто употреблялись для обозначений: например, каймой помечают щит младшей ветви рода.
Примеры почётных геральдических фигур
Геральдические животные
Фигуры геральдических животных на гербах заполнялись тинктурами, и их цвет мог не совпадать с естественным (зелёный лев), а символика соответствовала представлениям о характерах реальных животных. Геральдическими были некоторые растения и предметы. Иные фигуры естественных цветов назывались негеральдическими.
Примеры геральдических животных
Аугментация и счетверение
Со временем герб рода мог меняться и дополняться. Дополнение — аугментацию — в герб вассал мог получить от своего сюзерена в дар или в награду. Аугментацией мог быть символ из герба сюзерена, вставленный в герб его вассала как обозначение вассальной связи двух семей. Сюзерен мог в качестве аугментации подарить вассалу и весь свой герб, и тогда он вставлялся в герб в виде четверти: 1-ю и 4-ю четверти занимал «подарок», а две другие — изначальный герб. Такой, по сути уже новый, герб называли счетверённым.
Герб Леона и Кастилии
на витраже собора в Толедо. XVI в.
Герб Великобритании. Две
главных четверти занимает
герб Англии с тремя львами,
две другие четверти – герб
Шотландии (красный лев)
и герб Ирландии (лира)
Счетверение герба происходит и при объединении земель, имевших собственные гербы. Например, счетверённый герб возник при объединении Леона с Кастилией в XIII в. Счетверённый герб Великобритании появился в 1603 г. при объединении Англии, Шотландии и Ирландии.
Дополнение «чести»
Аугментация могла быть дарована за подвиг или услугу и называлась дополнением «чести». Такую «честь» в герб получил полковник Карелес, который в 1651 г. помог бежать из плена королю Англии Карлу II и вместе с ним прятался от преследования в ветвях дуба. С тех пор дуб, пересечённый поясом с коронами, красуется на гербе Карелесов, наряду с их родовым гербом. В середине XV в. дополнение «чести» было даровано французским королём Людовиком XI члену его Совета Пьетро Медичи: верхнюю таблетку герба Медичи заменил лазоревый круг, обременённый тремя лилиями. Были примеры и противоположные дополнению: Людовик Святой велел «отрезать» когти и язык льву на гербе своего вассала, оскорбившего мать.
О гербах и браках
Такое событие, как брак, отражалось в брачном гербе — семейном гербе, которым пользовались оба супруга. Потомки наследовали только герб отца. Первый брачный герб появился в 1299 г.: Маргарита Французская, дочь Филиппа III Смелого, выйдя замуж за английского короля Эдуарда I, поместила на правую половину герба французских королей трёх английских львов.
Брачный герб Маргариты
Французской. 1299 г.
Если род по мужской линии пресекался, то его герб наследовала женщина, становясь геральдической наследницей. Она получала право добавить щиток со своим гербом в центр герба мужа. Этот щиток притязаний показывал, что супруг геральдической наследницы притязает на роль главы семьи, оставшейся без наследника мужского пола. Потомки такой пары получали счетверённый герб, совмещающий гербы семей отца и матери. Если носитель счетверённого герба также заключал брак с геральдической наследницей, то герб его наследников снова разделялся. Так герб рассказывал историю слияния родов. Дробление герба могло длиться до бесконечности и иногда доходило до абсурда.
Дела семейные
Если род разделялся на ветви, то младшая ветвь вносила в родовой герб изменения, например, добавляла кайму или ламбель (титло), понижающие ранг герба. Ламбель с тремя выступами помещали на герб старшего сына при живом отце, при живом деде ставили ламбель с пятью выступами. Наследуя родовой герб после смерти отца, старший сын передавал ламбель семье брата как знак младшей ветви рода, и младший брат передавал своим наследникам уже герб с ламбелем. Представители Анжуйского дома, младшей ветви династии Капетингов, пользовались французским гербом с красным трёхчастным ламбелем во главе. Герб Орлеанского дома, другой ветви Капетингов, отмечен серебряным ламбелем.
Герб Анжуйского дома.
Червлёный ламбель поверх
старофранцузского герба
«Абсурдный» герб герцогов Бэкингема и Чэндоса
с 719 счетверениями
Блазонирование
Вышеназванные геральдические термины свидетельствуют о существовании особого геральдического языка. Каждая фигура на этом языке имеет своё название. Этим языком принято и описывать гербы, причём по такому описанию, даже не видя герба, его можно с точностью изобразить. Правильное описание герба называется блазонирование (от фр. jargon du blazon — язык геральдики). Герб блазонируют в определённом порядке:
- описание поля (простого или разделённого);
- описание (при наличии) почётных геральдических фигур и их линий (если они не прямые);
- описание (при наличии) простых геральдических фигур;
- описание (при наличии) малых фигур (животных или предметов). Блазонирование животных подразумевает описание геральдическим языком их поз (лев восстающий и обернувшийся назад);
- описание (при наличии) фигур, помещённых на почётную геральдическую фигуру.
Поделиться ссылкой
By admin | Март 2, 2015 | Записи геральдиста, Новости
Жоффрей Плантагенет, граф Анжуйский, стал первым обладателем герба в Европе, его знамя впервые заметили на щите Жоффрея.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГЕРБА
Изначально рыцарский герб происходил от экипировки рыцарей, поэтому конечный его вид заключается в щите и внешней части. Однако, щит для герба был обязателен, чего не скажешь о некоторых деталях внешней части.
На щите часто изображают животное, характерное владельцу герба, этот же символ повторяется на других вещах. В нашем случае, к примеру, изображен – орел, который украшает герб. Также орел изображается на подоле коня и присутствует на доспехах рыцаря.
Виды щитов: французский (он является самым распространенным по России и Европе), немецкий, готический (варяжский), византийский, испанский, английский (два вида), ромбический, квадратный и испанский (овальный).
Геральдических мехов, используемых для разработки рыцарского герба , всего два – это горностай и белка.
Из металлов используют: золото – ор, желтый цвет и серебро – арджент, белый цвет. Также употребляют финифти, к ним относят: синий и голубой (лазурь), фиолетовый (пурпур), зеленый (верт), красный (червлень или польз), черный (траур и чернь).
Чтобы подчеркнуть статус столицы, королева крестоносцев Иерусалима в его гербе золотые короны поместила на серебряный фон – это стало единственным исключением. По правилам мех не накладывают на мех, металл на металл, а цвет на цвет, кроме пурпура, он используется и с финифтями и с металлами. Кроме мехов щит покрывают разнообразными материалами, это может быть – кожа, чешуя, перья, крылья бабочки.
Каждый элемент герба, от шлема, покрытия и узора до цвета, имеет свои символические значения. В черно-белом исполнении, для передачи цветов и мехов используется штриховка. Часто дополняют узором, который наносится тонкими линиями, поверх метала и цвета – это называют дамаскировкой.
Когда обладатель герба получает новый титул соединяется несколько гербов (в зависимости от кол-ва титулов), это приводит, к так называемой иерархии сечения. Наиболее почетная в центральной части, затем правая центральная часть, дальше остальные.
Обычно сечения делят щит на четыре части: рассечение, пересечение, скошения справа и слева.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Геральдические фигуры делятся на главные – почетные и второстепенные.
К главным относят: кресты, около 200 видов от трех основных форм: трехконечного (св. Антония), косого (андреевского) и прямого.
Второстепенные: более 300, распространенные геометрические фигуры (особенно круги, ромбы, квадраты и роундели).
Также широко используются негеральдические фигуры. Их делят на три группы, условно: естественные (животные, человек и природные элементы), искусственные и мифические.
Самыми распространенными животными считаются – орел, лев, медведь, конь, дельфин, змея. Растения – это роза, лилия, виноградная лоза, колосья, оливковая ветвь и листья дуба.
К мифическим существам относят: дракон, грифон, крылатый змей, единорог, василиск, симплициссимус, феникс и другие. Очень часто использую тела животных, и сплетают между собой, либо древне мифических животных.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с геральдикой, как наукой
создания герба. - Познакомить с гербом Кузбасса, его
отличительными особенностями.
Задачи:
I. Учебные:
- Дать понятие геральдике
- Активизировать знания учащихся по символике
гербов, эмблем.
II. Развивающие:
- Развивать творческий интерес
- Развивать познавательную активность, образное
мышление.
Ш. Воспитывающие:
- Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу,
России, Родине.
Зрительный ряд: старинные гербы русских
городов, формы щитов, щитодержатель – для
кроссворда, значение новых слов, цветовое
значение символов, детские работы “Герб моей
семьи”
Музыкальный ряд: звучит французская
средневековая музыка, музыка Вивальди.
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы,
клей, фломастеры, шаблоны, композиция
выполняется на формате А3.
Элемент театрализации: старшеклассники
играют роль, дамы и рыцаря из средневековья
<Рисунок 1>
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Формирование новых знаний.
- Практическое выполнение задания.
- Рыцарский турнир.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(Звучит музыка Вивальди)
Учитель:
Проверь, дружок.
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Друзья, тогда урок начнем,
И разговор наш поведем
О герба, щитах и их владельцах.
II. Формирование новых знаний.
Учитель: Ребята, на первом уроке вы
познакомились с гербами их формами.
Свой герб имеют города и государства, знатные
семьи, рыцари.
Домашним заданием было, выполнить “Герб моей
семьи”
Лучшие работы на стенде. <Рисунок 6>
Наш второй урок мы посвящаем геральдике.
Сегодня вы познакомитесь с гербом Кемеровской
области и проведем рыцарский турнир.
Прежде чем говорить о геральдике, расскажите,
что обозначает слово “герб”, когда и для чего
возникли гербы?
Ученик: Понятие ГЕРБ происходит от
немецкого слова “наследство или наследие” и
является знаком отличия, важнейшей эмблемой
государства, города, области, а также отдельных
лиц и родов.
Его изображение помещается на флагах, монетах,
печатях, бланках, марках и других предметах.
Учитель: Как вы думаете, когда появились
первые гербы?
Ученик: Гербы появились давным-давно в
зарубежных странах.
Учитель: В средние века в Европе, когда
строились рыцарские замки и устраивались
турниры.
В тоже время появилось новое искусство и новая
наука – геральдика.
Геральдика – эта наука о составлении гербов
Герб – отличительный знак рыцарей, которые
устраивали турниры и состязались в силе и
ловкости.
На щите и флаге изображался личный герб рыцаря
Служил он для того, чтобы можно было отличить
друг от друга закованных в железные доспехи
воинов.
Герб являлся знаком рода и его воинских
доблестей.
На рыцарских турнирах присутствовали ГЕРОЛЬДЫ
– люди, изучающие гербы, они давали описание
гербов, следили за их правильным составлением.
По символам на щите они определяли, кто
участвует в турнире и какой семье принадлежит
рыцарь.
Все в композиции герба имело важное значение и
несло информацию о владельце. Была выработана
целая система строгих правил, по которым
составлялись гербы.
Учитель: показывает зрительный ряд.
Например, форма щитов могла быть разнообразной
– варяжский (треугольный), итальянский
(овальный), испанский (плоский сверху и
закругленный снизу), французский (плоский сверху,
снизу прямоугольным овалом по центру заострен),
германский (причудливой формы).
Поверхность герба была либо одного цвета, либо
делилась на несколько полей определенного цвета.
Эти разноцветные поля назывались геральдическими
фигурами.
Выбранный цвет имел символическое значение:
золотой цвет – символ богатства и
справедливости;
серебро – символ невинности и чистоты;
червленый (темно-красный)– символ любви,
смелости;
голубой – символ красоты и величия;
зеленый – символ изобилия, надежды и свободы;
пурпурный (красный с оттенком синего) –
достоинство, силу, мужество, (могущество);
черный – скромность, образованность,
мудрость и печаль;
красный– храбрость.
На гербах разрешалось изображать: композицию
Композиция на поле герба составлялась из
негеральдических фигур – изображения человека,
животных, растений, кораблей, построек, предметов
быта, оружия, а также фантастических животных
(драконов, единорогов, грифов). Они попадали на
герб не случайно.
Каждое изображение несет в себе определенный
смысл:
лев – символ силы, мужества, великодушия;
орел – власть, великодушие;
змея – символ вечности;
леопард – храбрость, отвага;
дуб, медведь означали – силу, крепость,
предусмотрительность;
конь – совмещает храбрость льва, зрение орла,
силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;
факел, раскрытая книга – знание;
пчела – трудолюбие; лавр – славу;
крылатый змей – зло, смуту;
дракон – могущество;
рука в перчатке – храбрость;
собака – символ преданности и повиновения;
олень – символ воина, перед которым, бежит
неприятель;
солнце – свет, богатство, изобилие;
звезда – ночь, вечность;
посох – духовная власть.
Композиция герба обычно симметрична. Самую
важную информационную часть герба помещали в
центр и называли щит.
По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели
– люди, птицы, звери.
Герб украшает лента с девизом.
Девиз – это выражение, отражающее
жизненные принципы рыцаря.
Венчает герб корона.
(Звучит музыка)
Учитель: А теперь представьте себе:
средневековье, замок…
В мирные дни жизнь в замке протекала
однообразно и скучно, Долгий сон, обед, охота –
вот и весь досуг, По вечерам обитатели замка
собирались в парадном зале у камина, играли в
кости и шахматы. Событием был приезд гостей. Это
случалось нечасто, а если случалось, то хозяин
старался вовсю и устраивал пир и рыцарские
турниры.
Учитель: Так кто такой рыцарь? Слово”
рыцарь” произошло от немецкого ”Ritter” –
всадник. Так какого же человека мы называем
рыцарем сегодня?
Ученик: Рыцарь готов в любую минуту броситься
на помощь другим, и в груди его бьется
благородное сердце.
Учитель: Итак, кто такие рыцари, мы
выяснили, а теперь приступим к ритуалу. Прошу
рыцарей – участников турнира подняться. А сейчас
по традиции рыцари перед турниром дают клятву.
Рыцари, вы готовы?
Клянемся в рыцарском турнире победить,
Клянемся смелыми, отважными мы быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться!
Верным своей даме быть,
Званье рыцаря добыть!
Рыцари (хором): Клянемся рыцарями быть!
Дама:
Когда-то в середине века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Доблестный, рыцарь, вы откуда?
С каких краев ты прибыл к нам.
Рыцарь: Я житель городов Кузбасских.
Приехал, чтобы даме сердца выразить свое
восхищение.
Дама: А я сразу догадалась, по гербу, что вы
из великого града, горняков. На вашем гербе много
черного цвета. А что он означает?
Рыцарь: А может на эти вопросы, ответят
молодые рыцари, поможете нам?
Команды отвечают хором: ДА
– треугольник черного цвета, символизирует?
(угольную промышленность)
– треугольники красного цвета, (раскаленный
металл)
– зеленый цвет символизирует (сельское
хозяйство и природные богатства, а также цвет
молодости и надежды).
– молот и кирка, обозначают (индустриальную
принадлежность)
– три пшеничных колоса, (сельское хозяйство)
– корона, символизирует (богатство Кузбасса)
– нижняя часть венка переплетена орденской
лентой ордена Ленина, которым Кемеровская
область была награждена дважды: в 1967 году и 1970
году.
Дама: А что за цифры в низу герба?
Ответ: Год образования Кемеровской области.
Ответ: Этот год особенный, юбилейный,
Кузбассу 65 лет.
Учитель: Сегодня у вас есть возможность
создать свою символику герба. Представьте себе,
что вы древние рыцари и являетесь членами одной
семьи. В каждой семье по 6-8 человек.
Вы должны договориться о том, какой формы будет
ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур,
придумать символики негеральдические фигур и
составить композицию.
В ней вы должны учитывать принцип симметрии и
законы сочетания цветов. Помните, что
контрастные цвета взаимно подчеркивают и
выделяют друг друга. Придумайте девиз, который
наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и
устремления.
III. Практическое выполнение задания.
Задание: коллективно-групповая работа (2
команды выполняют композицию герба).
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы,
шаблоны, композиция на формате А3.
<Рисунок 2, Рисунок 3>
IV. Рыцарский турнир.
1. Защитить свой герб и девиз.
Сначала каждая команда представит свой герб и
защитит его.
Представители каждой команды выходят,
объявляют название команды, рассказывают о
символах герба, которые они выбрали, и объясняют
почему. Зачитывают девиз команды и объясняют его
смысл. <Рисунок 4, Рисунок 5>
2. Оценка командных гербов.
Учитель: Мы познакомились с командами и
теперь приступаем к турниру.
V. Подведение итогов.
Задание: Команда “Рыцари Камелота” и
команда “Крестоносцы” по очереди отвечаете на
вопросы и из этих ответов получите новое слово.
Команды отвечают на вопросы кроссворда
“Геральдика”,
Рыцарь: ответы крепит на шитодержатель.
Дама: оценивает ответы вымпелами.
Вопросы для кроссворда:
- Отличительный знак, передаваемый по наследству.
(Герб) - Имя воина-защитника, изображенного на гербе
Москвы. (Георгий) - Особые знаки на Щите – гербе, которые
рассказывают о его владельце, его достоинствах.
(Фигуры) - Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и
белый (серебро)? (Металлы) - Царственное животное, эмблема королей. (Лев)
- Отважный, доблестный. (Рыцарь)
- Часть герба, на котором написаны крылатые слова.
(Девиз) - Основа герба. (Щит)
- Что венчает герб? (Корона)
- Изображение птиц, животных, человека,
поддерживающих щит. (Щитодержатель)
<Рисунок 7>
Учитель: Доблестные рыцари, вы успешно
справились с Рыцарским турниром и познакомились
с новым словом, ГЕРАЛЬДИКА.
Геральдика – эта наука о составлении гербов
Мы с вами в классе одна большая семья.
Давайте создадим свой геральдический щит.
Если вы себя хорошо чувствуете, вам понравился
урок, у вас хорошее настроение то возьмите жетон
красного и закрепите его на щите.
Если вы остались равнодушны, вам не очень
понравился урок, то возьмите желтый жетон.
Если вам не понравился урок, то прикрепите
жетон синего цвета.
Таким образом, мы видим, что у нас яркий
праздничный щит, значит у всех хорошее
настроение и желание сделать много нового.
А я работу на рыцарском турнире оцениваю на
“5”.
Спасибо всем за творчество, а гостям за
внимание.
VI. Задание на дом
Рассмотреть костюмы разных времен и определить
их владельца.
Анализ урока
Вашему вниманию был предложен урок по теме “О
чем рассказывают гербы и эмблемы”
Это второй урок по геральдике согласно
тематическому планированию по программе
Б.М.Неменского.
На уроке ставились цели:
- Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу,
Родине - Развивать творческий интерес, познавательную
активность, образное мышление.
Для достижения целей были поставлены задачи:
I. Учебные:
- Дать понятие геральдики
- Активизировать знания учащихся по символике
гербов, эмблем.
II. Развивающие:
- Развивать творческий интерес
- Развивать познавательную активность, образное
мышление.
III. Воспитывающие:
Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу,
России, Родине.
Урок построен с учетом возрастных и
психологических особенностей пятиклассников.
В данном классе двое детей из центра
реабилитации несовершеннолетних, 4 из
малообеспеченных семей, 10 неблагополучные семьи.
Тема семьи, составлением домашнего герба,
позволила ребятам посмотреть на семейные
отношения с другой стороны.
Надеюсь, что сблизила детей и родителей хотя бы
на выполнения домашних гербов.
Урок проведен в форме Рыцарского турнира. Учтен
объем учебного материала, использовались
опорные схемы, иллюстрации, шаблоны, музыкальное
сопровождение, все это способствовало
творческой деятельности учащихся.
Элемент театрализации способствовал
проживанию каждым ребенком рыцарского турнира,
атмосферы средневековья.
Структура урока, спланированные вопросы,
задания, практическая деятельность учащихся
способствовала их познавательной активности,
самостоятельности, а главное развитию
творческих способностей.
Внимание учащихся активизировалось в течение
всего урока, в результате смены видов
деятельности, устной, письменной, групповой,
индивидуальной, творческой работы.
В течение урока отслеживалась обратная связь,
что очень важно для занятий эстетического цикла.
На уроке использовались следующие методы:
Объяснительный:
- иллюстративный, рассказ,
- алгоритм составления герба,
- практическая работа по подготовке герба,
- сравнение двух гербов;
Репродуктивный метод:
- выполнение задания по образцу работа с
рисунком, шаблонам, - воспроизведение двух подобных гербов по
трафаретам;
Проблемно сообщающие методы:
- объяснение темы геральдики с опорой на
наглядность, - защита герба (использование символов семьи);
Частично поисковые методы:
- эвристическая беседа,
- подбор символики;
Исследовательские методы:
- проектирование герба,
- самоанализ проведенной работы.
Важным для себя считаю: старалась для каждого
на уроке создать ситуацию успеха, что позволяет
ребенку раскрыть свои творческие способности,
формировать правильную самооценку.
Бывал ли ты на шоу, где выступали члены исторических клубов? Тогда должен был заметить, сколько народа привлекает зрелище рыцарских боёв и всего, что с ними связано. Но рыцарь – это не только красивое облачение, оружие и стяги…
Все парни в душе рыцари. Чего уж тут стесняться. Никто же не хочет быть нарочно плохим? Можно отличаться характером, силой и сложением, но выше всех ценится тот, кто обладает внутренним стержнем. Быть мужчиной надо в любой ситуации, уметь постоять за себя и за тех, кто слабее, а ещё за правду и справедливость.
Так кто же такие рыцари? Как сословие рыцарство сформировалось в Западной Европе в IX–X веках из дворян-землевладельцев, состоявших на конной воинской службе у короля или менее крупного сюзерена. Во Франции рыцарей называли шевалье, в Германии – риттерами, в Испании – кабальерос. Покровителем этих воинов считался святой архангел Михаил.
К концу XI века сложился особый свод правил поведения – рыцарский кодекс. Рыцарь должен быть добродетельным, воспитывать в себе милосердие и верность. Однако важнее всего воинская доблесть, «ибо более всего рыцарство славится именно благородством мужества». Такой воин должен жить по чести, избегать гордыни, лжи, лени, трусости и предательства.
Выходит, что рыцарь – это сильный духом, благородный и справедливый человек, который защищает слабых и обиженных, и следует особому кодексу чести. Если ты обладаешь всем этим, не хвались. Просто поступай правильно.
Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся.
Франсуа де Ларошфуко
Ещё немного истории
Каждый рыцарь имел свой герб. Эти знаки отличия издавна считались высокой наградой за личные заслуги человека и могли передаваться по наследству. Обычно они отражали качества, присущие воину или семье, а также статус в обществе. Но чаще всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих и чужих. А ещё по ним рассеянные части войска собирались в одном месте.
Как изображали гербы
Делали их на воинских щитах, используя при этом золото или серебро, голубую, зелёную, красную и чёрную краски, а еще мех – горностаевый или беличий. Поле щита делилось на несколько частей – горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. На каждую часть красками наносились разные символы. За пределами герба размещались изображения других фигур и украшения (сверху, по бокам и вокруг).
Каждая фигура символизировала какое-то качество или понятие. Например, лев воплощал власть, могущество, отвагу и благородство, великодушие, вепрь – мужество, волк – ярость, прожорливость и алчность, пчела и муравей – трудолюбие. Иногда значение гербовой фигуры зависело от её позы. Вот как история со змеем. Просто змей (или похожий на него дракон) – это мудрость и осмотрительность, а если свернулся кольцом, то вечность. Если ползёт, то коварство, зависть, раздор. Если его побеждает воин – зло.
Значение некоторых других гербовых фигур:
● бык – плодородие, труд и терпение;
● единорог – непобедимость, благоразумие, чистота;
● кот – живучесть, бдительность, бесстрашие;
● лиса – хитрость;
● медведь – свирепость;
● пегас – слава, честолюбие;
● бабочка – непостоянство;
● дуб – несгибаемость, мудрость, долголетие;
● оливковое дерево – мир;
● пальма – бессмертие, благословение.
Значение фоновых цветов герба:
● красный – преданность стране;
● синий – стойкость, прочность, честность и верность;
● чёрный – скорбь и сопротивление;
● зелёный – свобода, радость, любовь, надежда;
● фиолетовый – величественность, справедливость и независимость;
● коричневый – завоеватель, победоносец.
Почти у каждого герба был краткий, ёмкий девиз, который выражал стремления рыцаря, его веру и принципы: «Блаженство в верности», «Ударом львиной лапы побеждаю» и т.д.
Нарисуй свой
Теперь ты можешь изобразить свой герб, где укажешь лучшие качества, которыми обладаешь. Придумай и девиз. Он должен в двух словах отражать твою суть. Придуманную фразу можешь перевести на латинский язык через онлайн-переводчик. Например, «Щедрой рукой» звучит как Larga manu и указывает на щедрость и добросердечие.
Необязательно хвалиться гербом и всем рассказывать о нём. Просто украшай им свои тетради, обложки книг, альбомы. Тогда у тебя под рукой всегда будет напоминание о том, что ты рыцарь.
МАКСИМ ДЕНИСОВ
Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов — это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.
Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка — взятый или обороняемый мост; башня — взятый приступом замок; шлем — вооружение грозного и смелого врага; звезда — ночное сражение при свете луны и звезд; меч — обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом — взятые и разрушенные преграды; лев или тигр — неустрашимую доблесть; орел — высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.
Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.
Для гербов на щитах употребляли два металла (золото — цвет желтый — и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый — яшма, красный — огонь и черный — земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото — это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.
Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.
Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры — знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.
Гербы Пруссии и Мекленбурга
В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.
Герб маркграфа Иосифа Шварценберга
Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть — подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее — от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.
Arma Carlo Alberto
Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы — это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.
Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.
1)
Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.
3)
Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.
4)
Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.
5)
Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.
6)
Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.
7)
Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.
Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.
Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь — непоколебимую надежду, шар или хлебы — благотворительность, соты — церковные праздники и гостеприимство.
Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.
Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.
Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц — белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.