? Маша попросила у Михаила Потаповича сборник «Сказки народов мира».
Вот СОДЕРЖАНИЕ этого сборника.
Хитрый шакал (индийская сказка)
О глупом тигре (китайская сказка)
Умный воронёнок (эфиопская сказка)
Лиса и козёл (русская сказка)
Комары (адыгейская сказка)
Матти-весельчак (карельская сказка)
Почему журавль стоит на одной ноге (бирманская сказка)
Отчего цикада потеряла свои рожки (бирманская сказка)
Как появился огонь (австралийская сказка)
Волк и свинья (осетинская сказка)
Шах-петух (татарская сказка)
Хвастливая лягушка (якутская сказка)
Почему звери не доверяют людям (сказка народов Африки)
Как у кенгуру появилась на животе сумка (австралийская сказка)
Почему у свиньи рыло вытянутое (сказка народов Африки)
Волшебный беркут (башкирская сказка)
Волшебная берёза (удмуртская сказка)
Храбрый мальчик (дагестанская сказка)
Большая часть этих сказок — сказки о животных или волшебные сказки? Подтверди своё мнение. А волшебные сказки здесь есть? Назови их.
Здесь шесть блоков сказок. Две волшебные сказки есть в последнем блоке («Волшебный беркут», «Волшебная берёза»).
Миша сказал, что из этого сборника сказок можно составить другой сборник: «Самые древние сказки о животных разных народов».
А ты сумеешь по названиям сказок определить, какие из них САМЫЕ ДРЕВНИЕ? Помоги выбрать сказки для его сборника.
Самые древние сказки – в третьем и пятом блоках. Просто древняя сказка – сказка, где есть слово «хитрый» («Хитрый шакал»).
Костя Погодин сказал, что из сборника «Сказки народов мира» можно составить сборник «Сказки народов России». Но для этого надо смотреть не на названия сказок, а на…
Ты догадываешься, на что надо будет обратить внимание?
Если затрудняешься, воспользуйся подсказкой Летучей Мыши.
Сказки каких народов России войдут в Костин сборник?
Какие из этих сказок — сказки о животных?
Какие — волшебные сказки? (Обрати внимание на названия сказок.)
Сказки народов России определить просто, так как жирным шрифтом выделена принадлежность сказки конкретному народу России (русская сказка, адыгейская, карельская, осетинская, татарская, якутская, башкирская, удмуртская, дагестанская). Выделенная часть текста – это подсказка.
с. 98 Теперь ты умеешь составлять сборники?
Какой сборник составишь ты?
«Сказки народов мира», «Сказки о животных», «Сказки народов России», «Самые древние сказки о животных».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
Подготовил Аллахвердиев Эльвир ученик 2 класс
Русские пословицы и поговорки гласят:
«Не рассказывай сказки»
«Сказка – складка, а песня – быль»
«Сказка – ложь, а песня — правда» Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
Виды сказок
Сказки о животных
Социально-бытовые
Главные герои: Люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости. « Каша из топора» «Умная внучка» «Солдат и царь»…
Волшебные сказки
Главные герои: Люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев. «Василиса Прекрасная» «Царевна — лягушка» «Кощей Бессмертный»
Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.
Композиции сказок Зачин и Концовка. В ней герои, наделённые определёными качествами, вступают в противоборство, противоречие, в конфликт. Основная часть.
Зачины сказок народов мира .
«Царь-девица» (русская народная сказка) В некотором царстве, в некотором государстве был купец. «Мудрый старик» (татарская сказка) Ещё в давние времена жил падишах. «Как появились разные народы» (долганская сказка) Давным-давно в старину зимы были холодные.
Концовки
- «Царь-девица» (русская народная сказка ) Обвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать. «Мудрый старик» (татарская сказка) Видно и старики бывают полезны, без них тоже не обойдёшься « Похождение дикого кота Симбы» (африканская сказка ) — Не сердитесь, друзья- сказал им Симба, я только хотел рассказать вам, что ум стоит гораздо больше силы.
«По щучьему велению»
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». Пожалел Емеля щуку, отпустил ее к малым детушкам.
«Гуси-лебеди»
Добежала девочка до печки: -Печка, матушка, спрячь меня! -Поешь моего ржаного пирожка. -Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем — в печь. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
Отрицательные герои
- Леший, Баба-Яга, Ведьмы, Лиса, Кощей, Домовой, Русалки, Царь.
Баба-Яга
Баба-Яга слепая, сгорбленная старуха с нечёсаными волосами. Нос крючком, нога костяная. Живёт в избушке на курьих ножках, пожирает людей. Летает в ступе с метлой в руке. Характер истерический. Поведение неуравновешенное. Бывает то зла, то добра.
Сказки передаются из поколение в поколение. В их основе — нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка. Эпиграф из сказки «Король-ворон» гласит: Зло живёт не только в сказке – В жизни ходит без опаски. Но добро покуда живо – Сказка древняя не лжива. Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!
Учитель: Банзе И. Б.
Участники проекта: учащиеся 3 б класса.
Цель: Создание электронного читательского дневника.
В сентябре месяце совместно с учащимися было сформулировано название проекта, определены учебные цели, задачи и методы их реализации. Учащиеся на уроках литературного и внеклассного чтения, в классе и самостоятельно начали знакомство со сказками народов мира. В соответствии с учебной программой были отобраны семнадцать стран, сказки которых учащиеся будут изучать в течение учебного года. Среди них: Республика Адыгея, Англия, Армения, Эфиопия, Белоруссия, Грузия, Индия, Испания, Италия, Латвия, Польша, Узбекистан, Франция, Черногория, Чехословакия, Швеция и Эстония.
В первой четверти изучались сказки шести стран (Эфиопии, Грузии, Италии, Армении, Англии и Швеции). Предварительно перед чтением сказок с учащимися проводилась подготовительная работа. Они знакомились с географией, особенностями культуры, жизненного уклада и национальными костюмами стран. Чтение завершалось работой в читательских дневниках по следующему плану: главные герои, сюжет, главная мысль (сказки), чему учит? (сказка), словарь и иллюстрирование сказки. Лучшие работы были отобраны для страниц электронного дневника.
В конце первой четверти для поддержания интереса и систематизации знаний
учащиеся посетили Российский Этнографический музей.
Во второй четверти изучались сказки семи стран мира: Эстонии, Латвии, Узбекистана, Индии, Чехии и более углубленно сказки Англии и Италии. Работа со сказками проводилась по тому же плану, что и в первой четверти. Дома к урокам внеклассного чтения учащиеся читали сказки и готовили к ним иллюстрации, в классе – обсуждали прочитанное, изучали географию и культуру стран, заполняли страницы читательского дневника.
В третьей четверти учащиеся познакомились с испанскими, адыгейскими и черногорскими сказками. Ученики прочитали сказки, вошедшие в учебник литературного чтения «Любимые страницы», а также сказки, не включенные в учебный курс программы на уроках внеклассного чтения. Как и в I, II четвертях, обсуждению сказок предшествовала предварительная работа — изучение основных географических сведений, национальных и культурных особенностей стран (географическое положение, территория, население, язык, флаг, герб, экономика, национальный костюм). Чтение сказок сопровождалось толкованием незнакомых слов, составлением словаря, зарисовкой иллюстраций и заполнением страниц читательского дневника. На уроках литературного и внеклассного чтения, классных часах и внеклассных мероприятиях учащиеся активно обсуждали прочитанное, выявляли главную мысль сказок и поднимали вопросы нравственного воспитания, добра и зла, жизни и смерти. В конце третьей четверти для обобщения знаний была организована экскурсия в Российский Этнографический музей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Слайд 1.музыка (русская народная)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых сказок. А вы знаете, что в мире существует до двадцати миллионов сказок: народных, то есть, сочиненных многими людьми, и авторских, придуманных конкретными авторами.
Есть сказки волшебные с Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным, Василисой Прекрасной, золотой рыбкой. Есть сказки про животных. Они веселые и поучительные, напоминают басни. Существуют и бытовые сказки. Герои в них — короли, солдаты, ремесленники, простые крестьяне. Как правило, мужик или бывалый солдат — выходят победителями, благодаря своей силе, ловкости и смекалке. Чаще всего, сказки России-это героический эпос, так как в свое время у России было много врагов, то героические сказки показывали силу народа, его мощь.
А вот скажите, что общего у сказок народов мира? Правильно, добро всегда побеждает зло. А для чего нам нужно обязательно читать сказки? Потому что сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.
Сказки есть у всех народов. Вот сегодня мы и узнаем немного о сказках некоторых стран.
Слайд 2
М ы познакомимся с народными сказками, Чехии и Дагестана. А начнем, конечно же, с России.
- “ Никита Кожемяка”
Слайд 3
Народные сказки знакомы всем, но в науке нет единого определения этого жанра. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные истории, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык. А характерный признак сказки-в ее вымысле, в том, что она подается сказочником и воспринимается слушателями прежде всего, как поэтический вымысел, игра фантазии.
Ребята, кому принадлежат строки: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»? Если не помните, то это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сказки ему на ночь рассказывала няня Арина Родионовна. Возможно, среди любимых сказок поэта была история о русском богатыре Никите Кожемяке.
Слайд 4
Сейчас мы посмотрим очень веселую и поучительную сказку, где главный герой — Никита Кожемяка.
Слайд 5.
Сказка
Понравилась сказка? Благодаря каким качествам Никита победил дракона? (ум, сила, смекала) Молоды ребята!
Слайд 6
Страной Восходящего Солнца называют Японию. Поэтично, правда? Японские сказки отличаются от русских своеобразной философией и мудростью.
Одна из самых известных в России японских сказок — «Три связки соломы» об отважном и добром мальчике-сироте. По сказке был снят мультфильм, который мы сейчас с вами увидим.
Сказка
Слайд 8
А теперь мы поговорим немного о Чехии. В Чехии очень много сказок о животных, разных волшебных преданий и сказаний. Животные в сказках, порой совершают такие же поступки, как и люди в реальной жизни. Чаще всего, поступки, конечно же, добрые. Авторская сказка про заботливого и доброго крота любима не только детьми. Её с удовольствием смотрят и взрослые. Сказка называется Крот и ласточка.
Слайд 9.
Сказка
После просмотра: Хотели бы вы себе такого друга, как милый крот? Почему он вам нравится?
Слайд 10
Сказки о животных популярны и в Белоруссии. Белоруссия — наш близкий сосед и друг. Она, несомненно, похожа на нашу страну. Сказки всех славянских народов очень близки друг другу, но вместе с тем и глубоко различны, поскольку в них отражается жизнь той среды, в которой они бытуют, история того народа, что их создал и хранил, определенная историческая действительность. Поэтому у России и Белоруссии много общего, и сказок это тоже касается. Только Белорусские сказки немного отличаются, ведь у них своя история и свои герои. Этот славянский народ любит сатирические сказки, высмеивающие жадность, упрямство и глупость. Познакомимся с одной из таких сказок. Она называется «Как пан конем был».
Сказка
Видео. После просмотра: Пан, это как наш русский боярин. Владелец большой усадьбы и знатный человек. За что домовой его наказал? За жадность, злобность и не желание помогать. Только оказавшись в чужой шкуре, уяснил, что так делать нельзя. Ведь все то зло и невнимание, что мы показываем людям, к нам же и вернется.
Слайд 12
Вот и подошли мы к последней на сегодня стране. Это Дагестан. Соседняя республика. Дагестанские сказки интересны самобытной культурой и традициями. Они поучительны. Чаще герои таких сказок – богатыри, бескорыстно служащие людям, добросовестные труженики или мудрые девушки. Рассказы об удивительных путешествиях, о разрешении трудных задач, об остроумии и изворотливости главного героя. Но мы посмотрим сейчас сказку про Шайдулу-лентяя. А потом вы мне скажете, за что был наказан этот герой.
Сказка
Слайд 14
Итак, за что был наказан Шайдула?
Верно, за лень и глупость, а также за нежелание следовать умным советам. Ведь говорили ему дерево и рыба: помоги нам и будет тебе благополучие. Кстати, самые любимые пословицы у дагестанского народа такие: «Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду».«Труд и терпение превращаются в золото».
Читайте сказки, учитесь у них быть добрее и справедливее!
Слайд 15
Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие по сказкам. Мы посетили всего пять стран. Но у вас есть возможность продолжить путешествие самостоятельно. Читайте сказки, учитесь у них быть добрее и справедливее. Перенимайте у них жизненную мудрость.