Народ и господа в сказках салтыкова щедрина сочинение

Сочинение: Народ и господа в сказках М. Б. Салтыкова-Щедрина

«Сатиры смелый властелин»… Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин также достоин подобного определения.

Произведения Щедрина при всем их жанровом многообра­зии — романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы — сливаются в одно огромное художественное полотно, отразив­шее целое историческое время, подобно «Божественной коме­дии» Данте и «Человеческой комедии» Бальзака. Но взгляд сатирика сосредоточен на темных сторонах жизни, критикуе­мых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света.

Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Мо­лодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, обя­занный служить, Михаил Евграфович досконально изучил жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, убе­дился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением. Вершины выразительности писатель достиг в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста».

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: «Служили генералы в ка­кой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Они едва не умерли.
[sms]

Много таких «генералов» и в нашей жизни, и они тоже счи­тают, что должны иметь квартиры, машины, дачи, спецпайки спецлечебницы и прочее и прочее, а «бездельники» обязаны ра­ботать. Если бы и этих на необитаемый остров!

Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы за­ставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух.

Наконец, мужицкий мир исчез, и остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал. «Весь он… оброс волосами… а когти у него сделались как железные». Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре. И потому у них всего до­вольно: и хлеба, и скота, и земли, а крестьяне бедствуют.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина слишком терпелив, забит и темен. Писатель подчеркивает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но их возможно преодолеть. Так, в сказке «Медведь на воеводстве» изображен правитель, который свои­ми бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру».

Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня. Но по-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честно­стью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам.

Щедрина надо знать, надо читать. Его творчество помогает постичь социальные закономерности, утверждает духовность человека и нравственно очищает его.[/sms]

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Народ в сказках Салтыкова-Щедрина

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение

Сегодня трудно представить русскую классическую литературу без творчества великого писателя Михаила Евграфовича Салтыкова. Свои произведения он создавал под псевдонимом Николай Щедрин. Среди всего созданного пером автора особое место отведено сказкам, наполненным сатирическим содержанием. «Сказки для детей изрядного возраста» наполнены едкой иронией. Разгадать смысл, вложенный в эти произведения , может лишь тот, кто умеет читать между строк.

Пользуясь литературными приёмами, Щедрин иносказательно показывает читателю существующее общественно- политическое устройство государства и людей, населяющих его. Своим персонажам писатель зачастую обличает в образы животных. Такой приём помогает Михаилу Евграфовичу избежать сложностей с цензурой. Хлёсткий юмор направлен на высмеивание уродливости самых постыдных человеческих черт.

В сказках Щедрина высмеиваются жадные и корыстные помещики, глупые и продажные чиновники, попы,  генералы. Автор не обходится  без насмешек в адрес бездельников, лицемеров, трусов, умеренных либералов. Одним из главных персонажей сказок является русский народ. Простой, работящий, бесхитростный и беззлобный. Писатель с любовью создаёт собирательный образ народа. Он наделяет простолюдинов такими качествами, как честь, совесть, ум, храбрость, сила и благородство.

Этот народ способен на многое, ему многое по плечу. Но у него есть тяжёлая «ноша». Это невежественное, корыстное и деспотичное сословие господ, жирующих за счёт народа. Мироеды захватили власть и всё вокруг принадлежит им. Самих крестьян и рабочих они тоже считают своей собственностью. Проблема отношений между затравленным и измученным народом хорошо представлена в сказке «Дикий барин». Барин-самодур не позволяет водить скотину на водопой, потому что вода принадлежит ему. Нельзя домашнюю птицу выпустить за околицу, потому что земля – тоже барская. Всё, что есть вокруг, принадлежит барину.

И крестьяне безропотно, изо дня в день обрабатывают помещичью землю. Работают, не покладая рук, создавая материальные блага для своего хозяина. Такое послушание и покорность не находят отзыва в душе Щедрина. Он против рабской психологии. Описывая бедственное и зависимое положение народа, всю несправедливость такого положения, Щедрин показывает своё негативное отношение к существующему государственному строю.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Идиот Достоевского

    Роман Федора Достоевского «Идиот» — один из шедевров русской классической литературы. Интерес к этому произведению прослеживается до сих пор. И не только среди читателей нашей страны, но и за рубежом.

  • Образ и характеристика Глеба Капустина в рассказе Срезал Шукшина

    Ключевым персонажем произведения является Капустин Глеб, представленный писателем в образе деревенского жителя, работающего на пилораме.

  • Сочинение Почему рассказ называется Смерть чиновника?

    В рассказе главным героем является чиновник, которого зовут Иван Дмитриевич Червяков. А.П.Чехов намеренно преувеличивает ситуацию, сложившуюся между генералом и чиновником. Автору было важно создать этим иронию

  • Сочинение по произведению Бирюк Тургенева (7 класс)

    В цикл произведений «Записки охотника» И.Тургенева входит небольшой рассказ «Бирюк», в котором весь сюжет закручен вокруг главного героя, егеря Фомы.

  • Сочинение Почему Печорин лишний человек

    Григорий Печорин – главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Автор вложил в этого героя образ всей русской молодежной интеллигенции 19 века. Образ является собирательным

Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Сатиры смелый властелин…

А. Пушкин

Продолжатель традиций Фонвизина и Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свое великое сатирическое дарование борьбе с социальным злом в различных его проявлениях. Его “Сказки для детей изрядного возраста” – не только ироничный ответ на окружающую несправедливость, на пороки общества, но и форма борьбы с ними.

Рано познакомившись с особенностями провинциальной бюрократической жизни, Щедрин наполняет свои сказки политическим звучанием. Переосмысливая традиционные сказочные сюжеты и образы, писатель умело обличает не только дворян и чиновников, живущих народным трудом, но и самих мужиков, покорно и терпеливо несущих свой крест.

В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин высмеивает беспомощных в своем неумении и нежелании что-либо делать генералов, которые искренне верят в то, что “булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают”. Попав на необитаемый остров, они умирают с голоду, несмотря на изобилие фруктов и дичи: “рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают”, рыбы вдосталь. Но ведь это все нужно нарвать, собрать, наловить, приготовить – а генералы не умеют.

Но смекалка и привычка к эксплуатации народа не отказали им и они отыскали “лежебоку мужика”, который не только их накормит, напоит, разожжет костер, приготовит постель, но и домой отвезет.

Однако рабская покорность мужика здесь тоже становится объектом сатиры. Как же он, умелый, работящий, “громадный мужичина” позволяет сесть себе на шею двум ленивым тунеядцам?! Почему он кормит своих обидчиков спелыми и румяными яблоками, а себе берет “одно, кислое”.

Как он может вить веревку для того, чтобы ею его же самого и связали? Возмущенный таким положением вещей, Салтыков-Щедрин призывает народ к протесту, критикуя его безропотное подчинение своим эксплуататорам.

Беспросветному труду, страданиям, сокровенным думам народа посвящена сказка “Коняга”. Вся жизнь Коняги – тяжелый, изнурительный труд: “Для всех поле – раздолье, поэзия, простор, для Коняги оно – кабала. Для всех природа – мать, для него она – бич и истязание”.

Жизнь мужика – хозяина Коняги – не слишком отличается от мучений животного, поскольку он “живет, точно в темную бездну погружается, и из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа”. Так и существуют они, выбиваясь из сил: “каждый день смерть”. Очень выразителен образ Коняги, созданный Салтыков-Щедриным: “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами”.

Множество крестьян могли узнать свой портрет в этом описании.

Однако Коняга – это не только символ забитости, смирения, покорности, но и воплощение народной силы, которая еще не осознала своей мощи и причин своего страдальческого положения. И пока не восстанет эта сила против своих обидчиков, пока не возмутится, не прекратятся для нее дожди, грозы, вьюги и мороз, будет она и дальше “не жить и не умирать”, и всякий, кто захочет, будет запрягать ее, покрикивая: “Н-но, каторжный, н-но!”

В сказке “Премудрый пескарь” Салтыков-Щедрин в аллегорической форме высмеивает обывателей, боящихся любых перемен, трусливо заботящихся только о своей жизни, скрывающихся от трудностей в тесной убогой норе. Все их существование – сплошные прятки, “чтобы никто не заметил”, а по большому счету они и не живут вовсе. Лишь перед смертью понял пескарь абсурдность своего существования, понял, насколько никчемным и никому не нужным оно было, но исправить уже ничего невозможно – да и страшно.

Замечательные по своей силе и разнообразию “Сказки” Салтыкова-Щедрина актуальны и сегодня, поскольку они были направлены не на частные события или отдельные недостатки людей, а на борьбу с общественными пороками, с типическими проявлениями действительности. Смех писателя – это смех сквозь слезы, горе, и страдания, но он всегда был направлен на поиски истины, на пробуждение народного самосознания, вселяя веру в торжество справедливости.

Все сочинения

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина

Сочинение Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина

Свои произведения, начиная с 1860-х годов, М.Е. Салтыков-Щедрин создавал в жанре сказки. Благодаря этому писатель смог обратиться к таким важным литературным приемам как гротеск и гипербола, с помощью которых автор с успехом продемонстрировал в своей фирменной сатирической форме (используя, в том числе, эзопов язык и прибегая к особенностям фольклорного повествования) проблемы современной действительности.

Одной из главных тем в произведениях Салтыкова-Щедрина является тема народа и власти. Наиболее ярко и подробно она раскрыта в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Здесь в сатирическо-фантастической форме показана проблема социальной несправедливости, когда власть, думая, что она стоит выше народа, заставляет общество ей подчиняться. Власть и народ – два общественных лагеря, первый из которых представлен двумя генералами. Кроме того, что они всю жизнь «служили … в какой-то регистратуре», более ничего они не умели и не понимали.  И ничего в этом нет удивительного, ведь как может что-то понять в жизни человек, который все свое время потратил на сидение в конторе и ничего не делал, ничему не учился, ничего толком не видел.

Вскоре регистратуру закрывают, а генералы оказываются на необитаемом острове. Выясняется, что прежнее их занятие теперь никакой пользы принести не может, да и вряд ли когда-то приносило. Таким образом, автор подчеркивает, что власть должна решать настоящие проблемы, заниматься реальными делами, которые полезны для общества. Только вот на практике выходит иначе – первым делом составляются доклады, а дела и вовсе не делаются.

Новая обстановка превращает генералов в диких и беспомощных животных. Она раскрывается истинную сущность этих людей, которые и в обычной своей жизни были настоящими хищниками, пряча под маской внешнего приличия свою звериную натуру. Они были даже хуже зверей. Они ничего не знают и не умеют, и все дела, за которые им приходится браться в новых условиях, буквально валятся из рук.

Столь бедственное положение вещей бескорыстно исправляет самый обыкновенный мужик. В описании героя автор прибегает к преувеличению, называя его «громаднейшим мужчиной», умениям и навыкам которого в решении житейских проблем не было равных. Далее Салтыков-Щедрин подчеркивает социальное положение народа относительно власти: «хотел было дать от них стрекача», «брюхом кверху» — все это указывает на то, что народ запуган и привык подчиняться.

Мужик представляется созидателем жизни и воплощением настоящих человеческих качеств. В награду за его труды генералы называют его бездельником и лентяем, а после благодарят «рюмкой водки и пятаком серебра» — по их мнению, для счастья простого человека больше ничего и не надо.

Эта награда служит антитезой богатству, которое получили генералы в казначействе. Данная ситуация показывает абсолютную несправедливость, когда социальное положение не соответствует человеческим качествам того, кто его занимает.

2 вариант

Большинству читателей писатель Салтыков-Щедрин известен как литературный деятель, который творил в жанре сказок. Именно как творец таких произведений он  стал известен и популярен. Однако не только написанием сказок известен этот писатель, в его творчестве заметную роль оставили такие произведения, в которых затрагиваются темы народа и власти. Этим темам писатель посвятил много произведений, в которых пытался отобразить проблему общества на тот момент.

Взять такую известную многим сказку как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этом произведении наиболее подробно и чётко раскрывается данная тема. В своём стиле писатель Салтыков-Щедрин показал проблему той социальной несправедливости, которая царила на время написания произведения. Проблема эта состояла в том, что власть в стране ставила себя намного выше простого народа, заставляя общество  в лице простых людей беспрекословно подчиняться ей. Смысл этого произведения состоит в том, что генералы, которые собой олицетворяют власть, попав на необитаемый остров, лишаются всего своего окружения и подчинённых. На деле и проверяется, что вся их деятельность, которой они занимались прежде, является бесполезной в реальных трудностях. И без простого мужика с его умением трудиться, они просто являются беспомощными существами. На примере этих двух противоположных образов писатель рассказал о том обществе, которое существовало на тот момент.

В другом своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин с помощью сатиры, взяв для примера вымышленный им город, описал ситуацию, которая на его взгляд сложилась на тот момент во всей стране. Конечно, писатель существенно преувеличил с помощью юмора отрицательные качества, как власти, так и простого народа. Но если внимательно присмотреться, то можно разглядеть серьезную проблему, которая сложилась на тот момент в обществе. Проблема на его взгляд заключалась в том, что каждый городской начальник чувствует себя этаким царем с присущей ему глупостью и самовлюбленностью. Простые жители города в тоже время описываются писателем как недалекого ума люди, которые смирились со своей участью и готовые быть послушным стадом, выполняющие все указания начальства и лишенные всякой инициативы.

Вот в таком своём своеобразном стиле писатель Салтыков-Щедрин пытался отобразить в своих произведениях те проблемы, которые созрели в обществе на тот момент.

Также читают:

Картинка к сочинению Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина

Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Кавказский пленник (Саша Черный)

    Весенний сад отличается особым весельем и красотой, все зеленеет, а с дерева на дерево перелетает стайка воробьев, которая радуются тому, что потеплело. В саду стоит забор, который отделяет его от соседней усадьбы

  • Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»? сочинение

    Выражение «блудный сын» возникло из притчи о блудном сыне, записанной в Библии в Евангелии от Луки. Эта притча рассказывает о том, как богатый человек по просьбе одного из сыновей, разделил всё своё состояние между двумя наследниками

  • Как связаны понятия «мечта» и «желание»? Итоговое сочинение

    Каждый человек хоть раз в жизни имел мечту. А желания возникают у каждого ежедневно. Эти понятия очень схожи, но всё же это не синонимы.

  • Образ Обалдуя в рассказе Тургенева Певцы

    Настоящее имя героя произведения Евграф Иванов. В его образе Тургенев показал человека, живущего никчемной жизнью.

  • Сочинение Красота леса

    В любое время года лес невероятно красив! Зайдешь в летний лес после зноя, сразу поднимается настроение, от приятной прохлады в тени деревьев

Сатиры смелый властелин…

А. Пушкин

Продолжатель традиций Фонвизина и Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свое великое сатирическое дарование борьбе с социальным злом в различных его проявлениях. Его “Сказки для детей изрядного возраста” – не только ироничный ответ на окружающую несправедливость, на пороки общества, но и форма борьбы с ними.

Рано познакомившись с особенностями провинциальной бюрократической жизни, Щедрин наполняет свои сказки политическим звучанием. Переосмысливая традиционные сказочные сюжеты и образы, писатель умело обличает не только дворян и чиновников, живущих народным трудом, но и самих мужиков, покорно и терпеливо несущих свой крест.

В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин высмеивает беспомощных в своем неумении и нежелании что-либо делать генералов, которые искренне верят в то, что “булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают”. Попав на необитаемый остров, они умирают с голоду, несмотря на изобилие фруктов и дичи: “рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают”, рыбы вдосталь. Но ведь это все нужно нарвать, собрать, наловить, приготовить – а генералы не умеют.

Но смекалка и привычка к эксплуатации народа не отказали им и они отыскали “лежебоку мужика”, который не только их накормит, напоит, разожжет костер, приготовит постель, но и домой отвезет.

Однако рабская покорность мужика здесь тоже становится объектом сатиры. Как же он, умелый, работящий, “громадный мужичина” позволяет сесть себе на шею двум ленивым тунеядцам?! Почему он кормит своих обидчиков спелыми и румяными яблоками, а себе берет “одно, кислое”.

Как он может вить веревку для того, чтобы ею его же самого и связали? Возмущенный таким положением вещей, Салтыков-Щедрин призывает народ к протесту, критикуя его безропотное подчинение своим эксплуататорам.

Беспросветному труду, страданиям, сокровенным думам народа посвящена сказка “Коняга”. Вся жизнь Коняги – тяжелый, изнурительный труд: “Для всех поле – раздолье, поэзия, простор, для Коняги оно – кабала. Для всех природа – мать, для него она – бич и истязание”.

Жизнь мужика – хозяина Коняги – не слишком отличается от мучений животного, поскольку он “живет, точно в темную бездну погружается, и из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа”. Так и существуют они, выбиваясь из сил: “каждый день смерть”. Очень выразителен образ Коняги, созданный Салтыков-Щедриным: “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами”.

Множество крестьян могли узнать свой портрет в этом описании.

Однако Коняга – это не только символ забитости, смирения, покорности, но и воплощение народной силы, которая еще не осознала своей мощи и причин своего страдальческого положения. И пока не восстанет эта сила против своих обидчиков, пока не возмутится, не прекратятся для нее дожди, грозы, вьюги и мороз, будет она и дальше “не жить и не умирать”, и всякий, кто захочет, будет запрягать ее, покрикивая: “Н-но, каторжный, н-но!”

В сказке “Премудрый пескарь” Салтыков-Щедрин в аллегорической форме высмеивает обывателей, боящихся любых перемен, трусливо заботящихся только о своей жизни, скрывающихся от трудностей в тесной убогой норе. Все их существование – сплошные прятки, “чтобы никто не заметил”, а по большому счету они и не живут вовсе. Лишь перед смертью понял пескарь абсурдность своего существования, понял, насколько никчемным и никому не нужным оно было, но исправить уже ничего невозможно – да и страшно.

Замечательные по своей силе и разнообразию “Сказки” Салтыкова-Щедрина актуальны и сегодня, поскольку они были направлены не на частные события или отдельные недостатки людей, а на борьбу с общественными пороками, с типическими проявлениями действительности. Смех писателя – это смех сквозь слезы, горе, и страдания, но он всегда был направлен на поиски истины, на пробуждение народного самосознания, вселяя веру в торжество справедливости.

Loading…

Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические мотивы, примером тому могут служить сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Щедрин в 1869-м, а также в 1880—1886 годах.

Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

Существует мнение, что, когда в творчестве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня малоизвестны «идейные» романы 20—30-х годов, скажем, «Цемент», «Соть» и прочие? Салтыков-Щедрин считал, что литература — это прекрасное средство в политической борьбе. Писатель убежден, что «литература и пропаганда — одно и то же». Салтыков-Щедрин — продолжатель русской сатиры Д. И. Фонвизина, Н. А. Радищева, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других великих писателей. Но он в своих произведениях усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. От этого его книги были острыми и злободневными. Однако они сегодня, пожалуй, не менее популярны, чем в XIX веке.

Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Сосланный в молодости в Вятку, Михаил Евграфович хорошо изучил социальную несправедливость, произвол властей. Убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам Салтыков-Щедрин проникся уважением.

Жизнь помещичьей семьи писатель прекрасно изобразил в «Господах Головлевых», начальников и чиновников — в «Истории одного города» и многих других произведениях. Но наибольшей выразительности он достиг в произведениях малой формы, в сказках «для детей изрядного возраста». Эти сказки, как справедливо отмечали цензоры, — самая настоящая сатира.

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, военачальников и даже самодержцев. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми и высокомерными. Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией Салтыков пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях.

Прав был Чехов, когда писал, что косность и скудоумие искореняются с большим трудом. В современной нам реальности часто встречаются герои произведений Салтыкова-Щедрина.

А русский мужик — молодец. Он все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик за1 смирение и низкопоклонство. Генералы заставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно выполняет приказ.


 




Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной холопский дух. Наконец мужицкий мир исчез. И остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал, потерял человеческий облик. «Весь он... оброс волосами... а когти у него сделались, как железные». Намек автора совершенно ясен: трудом крестьян живут помещики. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли. Все это отобрано у крестьян, а главное — отнята свобода.

Салть1ков-Щедрин не может иене хочет смириться с тем, что народ слишком терпелив, забит и темен. И потому выводит «господ» в карикатурном свете, показывая, что не так уж они страшны.

В сказке «Медведь на воеводстве» изображен Медведь, который своими бесконечными разоряющими крестьян погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру». Идея сказки заключается в том, что в бедах народа виновато самодержавие вообще, а не только жестокие или плохие чиновники.

Основной художественный прием в сказках Салтыкова-Щедрина — аллегория. И то, что Медведь оказался на рогатине, символично. Это своеобразный призыв народа к борьбе за свои права и свободы.

Также и в сказке «Коняга» в образе заморенной непосильным трудом лошади представлен народ-труженик, «сеятель и хранитель» родной земли, безграничных ее просторов, создающий ее красоту и богатство. А «Пустоплясы» — краснобаи-народники, которые на словах сочувствуют трудовому народу, его тяжелому положению, а на деле ведут такой же паразитический образ жизни, как и господа.

Сказка-символ, которая в аллегорической форме обобщает обличительный пафос отсталого самодержавного строя в России, — «Богатырь». Уповают «людишки» на Богатыря напрасно: спит Богатырь. Не приходит он к ним на помощь и когда пожар сжег русскую землю, и когда враг на нее напал, и когда голод случился. Только на свои силы нужно рассчитывать «людишкам». А Богатырь в дупле не проснется, так как гадюки ему все туловище проели. Поднимайся, Иван-богатырь, защищай землю родную, думай своей головой о ее будущем.

Каким бы ни было отношение к творчеству Салтыкова-Щедрина в наши дни, но по-прежнему дорог нам писатель-сатирик своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. Многие его образы стали близкими и понятными нам сегодня. Разве не звучат и ныне горькой правдой слова из сказки «Дурак» о герое ее, что «совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет, оттого он к жизни приспособиться не может»?

Спустя полвека М. Горький говорил о значении творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Необходимо знать историю города Глупова — это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина — самого правдивейшего свидетеля нашей духовной нищеты и неустойчивости...» 









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме НАРОД И ГОСПОДА В СКАЗКАХ М Е САЛТЫКОВА ЩЕДРИНА. Поищите еще с сайта похожие.

Сатиры смелый властелин…

А. Пушкин

Продолжатель традиций Фонвизина и Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свое великое сатири­ческое дарование борьбе с социальным злом в различ­ных его проявлениях. Его «Сказки для детей изрядного возраста» — не только ироничный ответ на окружающую несправедливость, на пороки общества, но и форма борь­бы с ними.

Рано познакомившись с особенностями провинциаль­ной бюрократической жизни, Щедрин наполняет свои сказки политическим звучанием. Переосмысливая традиционные сказочные сюжеты и образы, писатель умело обличает не только дворян и чиновников, живущих народным трудом, но и самих мужиков, покорно и терпеливо несущих свой крест.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов про­кормил» Салтыков-Щедрин высмеивает беспомощных в своем неумении и нежелании что-либо делать генералов, которые искренне верят в то, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Попав на необи­таемый остров, они умирают с голоду, несмотря на изоби­лие фруктов и дичи: «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают», рыбы вдосталь. Но ведь это все нужно на­рвать, собрать, наловить, приготовить — а генералы не уме­ют. Но смекалка и привычка к эксплуатации народа не отказали им и они отыскали «лежебоку мужика», кото­рый не только их накормит, напоит, разожжет костер, при­готовит постель, но и домой отвезет.

Однако рабская покорность мужика здесь тоже стано­вится объектом сатиры. Как же он, умелый, работящий, «громадный мужичина» позволяет сесть себе на шею двум ленивым тунеядцам?! Почему он кормит своих обидчиков спелыми и румяными яблоками, а себе берет «одно, кислое». Как он может вить веревку для того, чтобы ею его же самого и связали? Возмущенный таким положением вещей, Салтыков-Щедрин призывает народ к протесту, критикуя его безропотное подчинение своим эксплуататорам.

Беспросветному труду, страданиям, сокровенным думам народа посвящена сказка «Коняга». Вся жизнь Коняги — тяжелый, изнурительный труд: «Для всех поле — раздолье, поэзия, простор, для Коняги оно — кабала. Для всех при­рода — мать, для него она — бич и истязание».

Жизнь мужика — хозяина Коняги — не слишком от­личается от мучений животного, поскольку он «живет, точ­но в темную бездну погружается, и из всех ощущений, дос­тупных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа». Так и существуют они, выбиваясь из сил: «каждый день смерть». Очень выразителен образ Коняги, созданный Салтыков-Щедриным: «замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожжен­ными плечами, с разбитыми ногами». Множество крестьян могли узнать свой портрет в этом описании.

Однако Коняга — это не только символ забитости, смирения, покорности, но и воплощение народной силы, которая еще не осознала своей мощи и причин своего страдальческого положения. И пока не восстанет эта сила против своих обидчиков, пока не возмутится, не прекратятся для нее дожди, грозы, вьюги и мороз, будет она и дальше «не жить и не умирать», и всякий, кто захочет, будет запрягать ее, покрикивая: «Н-но, каторж­ный, н-но!» Материал с сайта //iEssay.ru

В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин в ал­легорической форме высмеивает обывателей, боящихся лю­бых перемен, трусливо заботящихся только о своей жизни, скрывающихся от трудностей в тесной убогой норе. Все их существование — сплошные прятки, «чтобы никто не за­метил», а по большому счету они и не живут вовсе. Лишь перед смертью понял пескарь абсурдность своего существо­вания, понял, насколько никчемным и никому не нужным оно было, но исправить уже ничего невозможно — да и страшно.

Замечательные по своей силе и разнообразию «Сказки» Салтыкова-Щедрина актуальны и сегодня, поскольку они были направлены не на частные события или отдельные недостатки людей, а на борьбу с общественными пороками, с типическими проявлениями действительности. Смех пи­сателя — это смех сквозь слезы, горе, и страдания, но он всегда был направлен на поиски истины, на пробуждение народного самосознания, вселяя веру в торжество справед­ливости.

  • Народно разговорный как пишется
  • Народ и война в севастопольских рассказах
  • Нарисовать сказку лиса и ворона
  • Народно поэтический как пишется и почему
  • Наро фоминский район как правильно пишется