Народ и война в севастопольских рассказах

Тип урока: интегрированный (литература,
история).

Цели:

Слайд 1- 2


  1. Создать представление об исторической
    обстановке в России во время обороны
    Севастополя.
  2. Развивать навыки работы с художественным
    текстом, мышление учащихся, способность
    пользоваться различными источниками для
    получения информации, обобщать факты.
  3. На материале рассказов показать истинный
    героизм русских солдат и матросов в обороне
    Севастополя.
  4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство
    патриотизма, способствовать проявлению чувств
    сопереживания, сочувствия, добра, отрицания
    насилия, неприятия зла.

Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой
“Севастопольские рассказы”, слайдовая
презентация, персональный компьютер,
мультимедийный проектор

Методические приемы организации урока:

Опережающее задание; постановка вопросов для
обсуждения, подготовка докладов и сообщений,
подборка репродукций по теме урока,
выразительное чтение.

Учитель литературы Сегодняшний наш урок мне
хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: “По
долгу совести и чувству справедливости не могу
молчать о зле, открыто совершающемся передо мною
и влекущем за собою погибель миллионов людей,
погибель силы и чести отечества”. Мы продолжим
наш разговор о писателе и будем говорить о его
“Севастопольских рассказах”. Ведь именно они
сыграли решающую роль в становлении
Толстого-писателя. В течение урока вы должны
выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является
истинным героем “Севастопольских рассказов”
Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании
писателя.

Справка историков: Цель внешней политики
царя Николая I — вытеснение Турции из Европы.
Император провозгласил Россию покровительницей
православных народов, находящихся под властью
султана. 21 июня 1853 года русские войска были
введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года
Турция объявила России войну. Русская дипломатия
не смогла предвидеть и предотвратить то, что на
стороне Турции выступят Англия, Франция и
Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не
хотели никогда. В сентябре 1854 года войска
коалиции высадились в Крыму. В октябре началась
бомбардировка Севастополя. Героическая оборона
длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте
1856 года в Париже мирный договор воспринимался в
России как поражение. Крымская война оказалась
личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он
умер.

Работа биографов

В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ
вместе с братом Николаем Николаевичем, который
служил офицером-артиллеристом в действующей
армии.

Когда в 1853 году началась война России с
объединенными военными силами Англии, Франции и
Турции, Толстой подал прошение о переводе его в
действующую армию Его перевели в Дунайскую
армию, а позднее в Крым, в Севастополь. “Храбрый
артиллерийский офицер, способный сохранять
спокойствие при любых обстоятельствах, даже
грозящих мучительной смертью, не суетливый, но
упорный” — таким был Л. Толстой, по
свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который
считался самым опасным местом, обстреливаемым
иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой
прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до
конца осады.

Слайд 3

1. Историки

В сентябре 1854 года армия союзников
численностью более 60 тысяч человек высадилась в
Крыму и начала наступление на Севастополь –
главную русскую крепость на Черном море. Город
был неуязвим с моря, но практически беззащитен с
суши.

Слайд 4

Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин
взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс.
моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при
поддержке населения они организовали оборону.
Под ураганным огнем выдерживали осаду
120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и
население города были мобилизованы на
строительство укреплений, схему которых
разработали военные офицеры под руководством
Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа
в бухту несколько судов и преградили доступ в нее
вражескому флоту.

Работа биографов.

7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь.
Под сильным впечатлением увиденного, он пишет
письмо брату Сергею: “Дух в войсках выше всякого
описания. Корнилов, объезжая войска, вместо:
“Здорово, ребята!” — говорил: “Нужно умирать,
ребята, умрете?” — и войска кричали: “Умрем, ваше
превосходительство!” и уже 22 тысячи исполнили
это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась
за то, что их хотели сменить с батареи, на которой
они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят
воду на бастионы для солдат… Я благодарю бога за
то, что я видел этих людей и живу в это славное
время”.

Работа художников.

Что же представлял собой Севастополь в тот
момент, когда прибыл туда Толстой?

(Работа по репродукциям И.Айвазовского,
изображающим Севастополь). (Приложение
1, Приложение 2
).

Слайд 5

Учитель литературы:

Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным
участником обороны, видел, как сражаются русские
солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в
очерке “Как умирают русские солдаты”. В одном из
рассказов мы читаем: “Герой, которого я люблю
всеми силами души, которого старался
воспроизвести во всей красоте его и который
всегда был, есть и будет прекрасен – правда”. Эти
люди стали героями рассказов: “Севастополь в
декабре месяце”, 1854 год; “Севастополь в мае”, 1855
год; “Севастополь в августе”, 1855 год.

Слайд 6

1. Рассказ: “Севастополь в декабре месяце”.

Справка историков:

В рассказе изображен момент некоторого
ослабления и замедления военных действий между
кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и
битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение
у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу
русских. Но на помощь англичанам вовремя пришли
французы. Сражение под Инкерманом закончилось
поражением русских войск. Война приобрела
затяжной характер.

Учитель литературы: В рассказе “Севастополь
в декабре” Толстой передал свои первые
впечатления. Впервые увидела Россия осажденный
город в его величии. Автор изображает войну без
прикрас, без громких фраз, сопровождавших
официальные известия о Севастополе на страницах
журналов и газет. Он стремится дать полную
панораму войны, осознавая, что “надолго оставит
в России великие следы эта эпопея Севастополя,
которой героем был народ русский…”.

Работа с классом по содержанию рассказа
“Севастополь в декабре месяце”

Первая группа литературоведов:

Слайд 7

Рассказ является своеобразным
“путеводителем” по осажденному городу. Это
особенно подчеркивается формой личного
местоимения “вы” в определении лица, от
которого ведется рассказ. Это и повествователь, и
читатель: “Вы подходите к пристани…”, “Вы
отчалили от берега…”, “…вы видите будничных
людей, спокойно занятых будничным делом”.
Повествование ведется так, что читатель как бы
является очевидцем, участником событий, он как
будто ощущает то же, что и защитники города.

Учитель литературы

Работа с классом по содержанию (Приложение
3).

Литературоведы:

Писатель заметил множество деталей военного
быта, многие из которых пришлись не по вкусу
тогдашней петербургской цензуре. У боевого
пехотного офицера на сапогах “стоптанные в
разные стороны каблуки”, старая шинель
странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная
постель с ситцевым одеялом, а из узелка с
“провизией”, когда он отправляется на бастион,
торчит “конец мыльного сыра и горлышко
портерной бутылки с водкой”. У армейского
офицера не может быть чистых перчаток и
новенькой шинели — в отличие от интендантских
казнокрадов и штабных щеголей.

Справка художников:

Слайд 8

На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым
сражались простые русские солдаты. В 1911 году
первые русские операторы засняли оставшихся в
живых защитников Севастополя, сохранив их лица
для истории. На групповом портрете художника
Тима среди участников оброны можно увидеть
рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора
Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах
решимости, отваги и грусти.

Учитель литературы

Будничная, внешне беспорядочная суета города,
ставшего военным лагерем, переполненный лазарет,
удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь,
грязь, смерть – вот та обстановка, в которой
защитники Севастополя просто и честно, без
лишних слов выполняли свой тяжелый труд. “Из-за
креста, из-за названия, из угрозы не могут принять
люди эти ужасные условия: должна быть другая,
высокая побудительная причина,— говорил
Толстой.— И эта причина есть чувство, редко
проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в
глубине души каждого — любовь к родине”.

Слайд 9

Академик Е.Терле называл “Севастопольские
рассказы” правдивым историческим документом,
современники воспринимали их как
“корреспонденции с театра военных действий”.
Печатались они в журнале “Современник”.

А как называется жанр литературы,
предполагающий документальную достоверность?
(очерк).

Но все-таки свое произведение автор назвал
рассказами. Почему?

Вывод: Автор восхищается мужеством русских
людей, защищающих свою Родину. Он убежден в
“…невозможности поколебать где бы то ни было
силу русского народа”. Но писатель не может
удержаться от осуждения войны как таковой: вы
“…увидите войну не в правильном, красивом и
блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а
увидите войну в настоящем ее выражении – в крови,
в страданиях, в смерти”

Работа биографов

Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее
ощущал Толстой внутренний разлад и
неподготовленность государства к войне.
“…Больше, чем прежде убедился, — записывает он в
своем дневнике, — что Россия или должна пасть или
совершенно преобразоваться. Все идет навыворот…
Грустное положение — и войска, и государства”.
Как истинный патриот, Толстой готовит записку
царскому правительству, в которой пишет о
катастрофическом положении в армии. Но вскоре
писатель убеждается в бесполезности этой меры и
решает рассказать правду о Севастополе всей
общественности, используя форму художественного
повествования. Так появляются еще два рассказа:
“Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855
года”.

2. Рассказ “Севастополь в мае”.

Справка историков:

Весной опять начались бомбардировки города.
После одной из них, особенно продолжительной и
ожесточенной, союзники двинулись на штурм.
Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось
выйти к нему с тыла и захватить несколько домов
на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения
внесла отчаянная атака роты саперов, случайно
оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями
неприятель был выбит с окраин города. Англичане,
шедшие на штурм Третьего бастиона, были
остановлены в 400 м от цели.

Слайд 10

Учитель литературы

Толстой рисует войну как безумие, заставляющее
усомниться в разуме людей. Он судит о войне с
нравственной точки зрения, показывает ее влияние
на человеческую мораль Наполеон ради своего
честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь
прапорщик Петрушков, этот “маленький Наполеон,
маленький изверг, сейчас готов затеять сражение,
убить человек. Сотню для того только, чтобы
получить лишнюю звездочку или треть жалованья”.
Так в “Севастопольских рассказах” впервые в
творчестве Толстого возникает “наполеоновская
тема”.

Вторая группа литературоведов

Толстой сосредоточивает внимание на лицах
“аристократического” круга, показывая их
тщеславие, которые обусловлены средой и
воспитанием. Предметом анализа Толстого
становятся противоречия побуждений и поступков,
предрассудков и природной нравственности. Мы
видим, что избалованный “аристократ” князь
Гальцин оказывается способным испытать
“ужасный стыд” за себя, вдруг ощутив
собственную неправоту перед безмолвно
выносящими свои страдания солдатами.

Работа с классом по содержанию (Приложение
3).

Учитель литературы

Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное
внимание теперь уделяет выявлению
несостоятельности аристократического
офицерства и высших сфер военного руководства.
Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и
рисовки они обороняют свою землю, потому что не
могут потерпеть иноземного насилия. Среди
офицеров также есть храбрые, по-настоящему
преданные родине люди. Но таких мало. Большая
часть офицеров, в особенности
аристократического происхождения, охвачена
чувством тщеславия и самосохранения. Иные не
прочь блеснуть храбростью. Но это показная
бравада, объясняемая либо хвастливым
молодечеством, либо желанием получить награду.
Разоблачая показную смелость и ложный
патриотизм офицерства, писатель использует
излюбленный художественный метод “диалектики
души”.

Вывод: Толстой показывает правдивое
изображение войны в крови и страданиях. Чтобы
показать противоестественность войны, Толстой
использует антитезу: мальчик и цветы в долине
смерти. “И эти люди – христиане… не упадут с
раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и
счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые
тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и
страданий, снова льется честная, невинная кровь и
слышатся стоны и проклятия”.

3. “Севастополь в августе”.

Слайд 11

Справка историков:

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая
ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это
самый страшный месяц долгой осады, окончившейся
падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно
громили город. Потери защитников составляли 2-3
тысячи человек в день. 27 августа начался общий
штурм. После захвата господствующей высоты —
Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла
всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.

Третья группа литературоведов

Третий из “Севастопольских рассказов” —
“Севастополь в августе 1855 года” — посвящен
последнему периоду обороны. Снова перед
читателем будничное и тем более страшное лицо
войны, голодные солдаты и матросы, измученные
нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из
отдельных лиц, помыслов, судеб складывается
образ героического города, израненного,
разрушенного, но не сдавшегося: “Почти каждый
солдат, взглянув с северной стороны на
оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в
сердце вздыхал и грозился врагам”. “На дне души
каждого лежит та благородная искра, которая
сделает из него героя; но искра эта устает гореть
ярко, придет роковая минута, она вспыхнет
пламенем и осветит великие дела”.

Слайд 12

Работа с классом по содержанию (Приложение
3).

Учитель литературы:

В третьем рассказе Толстой показывает войну
глазами новичка, потому что главным для него
здесь является исследование души человека на
войне перед опасностью. Заканчивается рассказ
анализом душевного состояния солдат,
вынужденных оставить после одиннадцатимесячной
обороны Севастополь. Толстой и его товарищи,
покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев,
скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза
захватчикам.

Слайд 13

Историки: Главным итогом войны было то, что
Россия в целом устояла под ударами
объединившихся против нее держав мира. Несмотря
на серьезное военное поражение, она вышла из
войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным
для России пунктом Парижского мира было
положение, запрещавшее ей иметь военный флот и
укрепления на Черном море.

Учитель литературы

Писатель, преклоняясь перед народом, его
выносливостью, осуждает войну как средство
решения спорных вопросов между государствами.
Толстой отрицал захватнические войны как
состояние, чуждое человеческой природе. Война, по
его мнению, ожесточает человека, убивает в нем
любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме
того, война лишает человека способности
наслаждаться окружающим миром, природой, так как
он сосредоточен лишь на самом себе и желает
одного — не быть убитым. Наконец, война извращает
моральные представления людей. Словом, она “есть
сумасшествие”, и если “люди делают это
сумасшествие, то они совсем не разумные создания,
как у нас почему-то принято думать”.

А теперь подведем итог всему тому, о чем мы
говорили на уроке о “Севастопольских
рассказах”. Кто же истинный герой
Севастопольской эпопеи? Что такое война в
понимании Л.Н.Толстого?

Выводы:

Слайд 14

Работа художников.

Вот так увидел лицо войны художник Василий
Васильевич Верещагин, участник трех войн (Приложение 4).

Слайд 15

Свою картину он назвал “Апофеоз войны”. На
раме надпись: “Посвящается всем великим
завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”. В
словаре С.И.Ожегова слово “апофеоз” имеет два
значения: 1) прославление, возвеличение
чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная
сцена театральных представлений. — В каком
значении употребил слово художник? — Какую мысль
стремится передать художник?

Литература:


  1. Л.Н. Толстой Севастопольские рассказы.
  2. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Материалы для
    выставки в школе
  3. История России. Конец 17-19 век. В.И. Буганов П.Н.
    Зырянов учебник для 10-го класса
  4. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го
    класса общеобразовательных учреждений. М., 1996.

Презентация

МБОУ

«СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова

ст. Архонская» МО Пригородный район РСО-Алания.

Открытый урок по литературе

в 10 «Б» классе

Учитель русского языка и литературы: Ряшко Н.В.

2015 — 2016 учебный год

План урока.

Тема: Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

Цели:

  • Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя;

  • Развивать навыки с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками получения информации, обобщать факты;

  • На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя;

  • Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способность к проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

ОБОРУДОВАНИЕ: Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» слайдовая презентация, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Запись темы урока, работа над эпиграфом. Определение цели урока.

III. Слово учителя.

Учитель. «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». /Л.Н.Толстой/.

Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его «Севастопольских рассказах». События, положенные в основу повествования в этих рассказах сыграли важную роль в формировании

  • личности Толстого

  • его отношения к войне

  • художественной позиции в отражении войны, в понимании истинного героизма и патриотизма в романе «Война и мир».

Более того сегодня разговор о Севастополе и исторических событиях, связанных с ним, чрезвычайно злободневен, горяч, необходим прежде всего для понимания дня сегодняшнего.

Именно об этом мы и будем говорить в течение урока.

  1. Историческая справка о Севастополе.

    Севастополь был основан как крепость и база военно-морского флота на Черном море. 
    Основание Севастополя закрепляло возвращение России ее исконных земель на побережье Черного и Азовского морей. Этому предшествовала многовековая борьба русского и украинского народов за Крым и Черное море. 
    Военные походы в середине XVI века Ивана Грозного, походы в XVII веке Голицына, азовские походы Петра I, создавшего Донскую флотилию и Азовский флот, не прекращавшаяся борьба запорожского и донского казачества против татар и турок были важными этапами борьбы за Крым и за выход в Черное море. С еще большей остротой она развернулась в XVIII веке. 
    Крымский полуостров, выдвинувшийся в море и разделяющий его на две части, своей оконечностью находится на довольно близком расстоянии от проливов, соединяющих Черное море с Средиземным. В Черное море впадает много крупных рек, что благоприятствует плаванию, торговле. Неслучайно поэтому Крым и Черное море занимали в захватнических планах иноземных завоевателей всегда важное место. Россия предпринимала меры к закреплению завоеванного положения в этом районе — строила города, создавала флот. 
    Большое значение имела деятельность в Крыму великого русского полководца А. В. Суворова. Он одним из первых оценил замечательные достоинства и военно-стратегическое значение Севастопольской бухты. С именем А. В. Суворова связано основание и развитие Севастополя как города-крепости. 
    Осенью 1782 г. на зимовку в Ахтиарскую гавань пришли первые русские корабли — фрегаты «Храбрый» и «Осторожный».    Первые каменные постройки на месте будущего города появились в июне 1783 года на западном берегу Южной бухты. По приказу Г.Потемкина город строили очень быстро, поскольку для строительства использовались тесаные камни укреплений древнего Херсонеса.

Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь.  Этот топоним состоит из двух слов древнегреческого языка «севастос» и «полис» и наиболее верное истолкование «высокий, священный город» 

Этим же Указом князю Г.А.Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого ранга, а также порт и военное поселение. В это время в бухте уже находилось 26 кораблей с 4 тыс. матросов и офицеров. 
В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота а в 1809 — военной крепостью.    В начале второй четверти XIX в. Севастополь был самым большим городом в Крыму.

  1. Историческая справка о Крымской войне 1853-1856 г.

Цель внешней политики царя Николая I — вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался Россией как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

  1. Выступление биографа. Толстой – офицер действующей армии.

В 1851 году Лев Толстой отправляется на Кавказ вместе со своим братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии. Когда в 1853 году началась война России с объединёнными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию. Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4 бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 года и оставался здесь вплоть до конца осады.

  1. Историческая справка. Начало обороны Севастополя в Крымской войне

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь-главную русскую крепость на Чёрном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. Адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнём они выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И. Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в неё вражескому флоту.

Учитель. 7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята! » — говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте? – и войска кричали: «Умрём, ваше превосходительство!» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… я благодарю бога за то, что видел этих людей и живу в это славное время».

Таким образом, Л.Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце»,1854 год, «Севастополь в мае», 1855 год, «Севастополь в августе»,1855 год.

  1. Работа с текстом рассказа «Севастополь в декабре месяце»

Учитель. В рассказе изображён момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских, но на помощь англичанам пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осаждённый город в его величии.

  • Как изображает автор войну, чем отличается его описание от литературной традиции в изображении военных событий? («Полтава» А.С. Пушкина, «Бородино» М.Ю. Лермонтова)

Толстой изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремился дать полную панораму войны, осознавая, что «надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем является народ русский».

Рассказ является своеобразным путеводителем по осаждённому городу. Это особенно подчёркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведётся рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега…», «вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведётся так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Детали военного быта.

Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись по вкусу тогдашней петербургской цензуре.

  • «Стоптанные в разные стороны каблуки» — на сапогах боевого пехотного офицера

  • Старая шинель старого лиловатого цвета

  • Грязная постель с ситцевым одеялом в блиндаже

  • Узелок с провизией, из которого торчит «конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой»

  • У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щёголей.

Прочитайте страницы рассказа с описанием защитников Севастополя:

  • фурштатский солдатик

  • общее о защитниках Севастополя

  • госпиталь и операционная

  • четвёртый бастион

Какой мыслью объединены эти страницы?

Учитель. На 4 бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Фёдора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.

Прочитайте эпилог-рассуждение. Выделите основные мысли эпилога.

Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжёлый труд.

«Из-за креста, из-за названия, из-за угрозы не могут принять люди эти ужасные условия, должна быть другая, высокая побудительная причина, – говорил Толстой. – И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого – любовь к родине».

Академик Терле называл «Севастопольские рассказы» правдивым историческим документом, современники воспринимали их как «корреспонденции с военных действий». Печатались они в журнале «Современник».

Как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность? – очерк.

Но своё произведение Толстой определили как рассказы. Почему?

Художественное повествование позволило автору создать образный мир мужества и героизма, передать своё восхищение русскими людьми, защищающими свою родину. Он убеждён в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться и от осуждения войны как таковой: вы «увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем…, а увидите войну в её настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

Учитель. Чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. «Больше, чем прежде убедился, — записывает он в дневнике, — что Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться. Всё идёт навыворот… Грустное положение – и войска, и государства». Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются ещё два рассказа: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе».

Одной из ведущих тем рассказа «Севастополь в мае» становится тема осуждения войны. Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает её влияние на человеческую мораль.

Для выражения своего отношения к войне Толстой использует различные аргументы: (по группам – опережающее задание)

  • рассуждение в начале рассказа — прочитайте и прокомментируйте мысль Толстого и ваше отношение к данной позиции

  • описание природы – прочитайте, сравните с позицией Лермонтова в стихотворении «Валерик»

  • поведение солдат во время перемирия (глава 16), какие мысли это вызывает у вас?

  • «Десятилетний мальчик и голубые цветы» (16 глава). Какие мысли Толстого иллюстрирует этот эпизод?

  • «Маленькие наполеоны войны». Нравственная оценка этих героев.

Учитель. Впервые в «Севастопольских рассказах» возникает тема наполеонизма и маленьких наполеонов. Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петушков, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».

Учитель. В конце августа 1855 года началась последняя, самая ожесточённая бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты – Малахова кургана – дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона. «Севастополь в августе» посвящён именно последнему периоду обороны. Война в третьем рассказе показана глазами новичка, потому что главным для автора здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь плакали. Слёзы боли и гнев, скорбь о погибшихгероях, проклятие войне, угроза захватчикам.

«Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Вывод: Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью и мужеством, осуждает войну как средство решения спорных вопросов междлу государствами. Толстой отрицает захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе.Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нём любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он (человек) сосредоточен на себе, желает одного – не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она «есть сумасшествие», и если «люди делают это сумасшествие, то они не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».

Работа по содержанию «Севастопольских рассказов».

Рассказ «Севастополь в декабре месяце».

Беседа по вопросам:

— по каким местам проводит нас автор?

— как он описывает эти места?

— как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели?

— что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?

Всё просто и обыденно. Суета города, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно выполняют свой тяжёлый

труд. Они страдают, мучаются, но всё подчинено одной идее – защите Севастополя. Любовь к Родине движет простыми солдатами и матросами.

Вглядываясь в лица защитников Севастополя, Толстой увидел жестокое лицо войны и показал её в «настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

Рассказ «Севастополь в мае».

В первом рассказе «Севастополь в декабре» мы видим простых защитников города, во втором, «Севастополь в мае», перед нами предстают офицеры. Давайте вглядимся в них: о чём мечтают, думают, как живут и как ведут себя в критической ситуации.

Беседа по вопросам:

— перечислите героев рассказа.

— о чём мечтает штабс-капитан Михайлов? Во всём ли осуждает автор своего героя?

— каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его «храбрость»? Почему ему «ужасно стыдно» за себя?

— как характеризует автор адъютанта Калугина? Ради чего он рискует?

— заслуживает внимания и ротмистр Проскухин. Какие мысли его занимают?

— о чём вспомнил Проскухин в минуту смерти?

— анализ эпизода из 9 главы, где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей».

— вспомните, как менялось поведение капитана, оказавшегося на войне.

Не все офицеры подобны Михайлову, Гальцину, Калугину. Есть и те, кто близок к солдатам. Вот такова разнородная офицерская масса. Как резко отличаются интересы, образ мыслей, понятие долга простых солдат и матросов и офицеров.

— на чьей стороне симпатии автора? В чём видит он патриотизм истинный и ложный?

Настоящие герои Севастополя – простые люди, солдаты, матросы, жители города, офицеры, близкие к солдатам, храбрые, преданные Родине. Они сделали невозможное – у стен почти не укреплённого города остановили врага. Ими двигало чувство любви к Родине.

Демонстрация репродукции картины В.Ф.Тимма «Солдатские типы».

Вот такими запечатлел художник участников обороны Севастополя. Вглядитесь в их лица, полные решимости, мудрости и грусти.

«Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекраснее — правда». Именно эта правда позволила писателю показать войну в крови, в страданиях.

Выразительное чтение 14 главы, анализ эпизода «Мальчик собирает цветы в долине смерти».

Писатель, пережив все ужасы войны, приходит к мысли о бессмысленности и противоестественности войны. Это была его человеческая и писательская позиция.

Третий из «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в августе 1855 года» — посвящён последнему периоду обороны. Снова перед читателями будничное и страшное лицо войны: голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. К этой главе мы обратимся на следующем уроке, чтобы рассмотреть проблему становления личности человека, его духовного мира на войне.

— как заканчивается рассказ? (Город оставлен русскими солдатами. Для каждого русского тяжело было принять приказ об отступлении. «Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

— назовите ещё одного главного героя произведения. (Его имя звучит в заглавии каждого рассказа и книги. Это гордый Севастополь).

Беседа по картине Василия Верещагина «Апофеоз войны»

Вот как увидел лицо войны художник Василий Верещагин, участник трёх войн. Свою картину он назвал «Апофеоз войны» (1871-1872). На раме надпись: « Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». В словаре Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения: 1) прославление, возвеличение чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений. В каком значении употребил слово художник? Какую мысль стремится он передать?

Перед зрителем пирамида человеческих черепов, сложенная в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Раскалённый зноем воздух. Серовато-жёлтый колорит как нельзя лучше передаёт ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов, но она обличает любую в любые времена, раскрывает преступность агрессии, обрекающей на уничтожение целые страны и народы.

Вывод:

Главным же итогом Крымской войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против неё держав мира. Несмотря на серьёзное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Чёрном море.

Воинская слава Севастополя была продолжена в 20 веке. Нелёгкие события пережил Севастополь в период Великой Отечественной войны. Первые бомбы обрушились в 3 часа утра, на час раньше, чем враг атаковал границы СССР.

Мечта захватить Крым и Севастополь подвигла Гитлера направить сюда одну из лучших германских армий. Город рассчитывали захватить в кратчайшие сроки, ему даже придумали новое немецкое название Теодорихсхафен-гавань Теодориха.

Однако защитники города сражались столь яростно и мужественно, что враг топтался на его подступах долгих 250 дней. К лету 1941 года гитлеровским войскам удалось блокировать город со стороны суши, моря и с воздуха. Силы защитников были на исходе, не хватало боеприпасов. 3 июля 1942

года, исчерпав все возможности обороны, часть советских войск оставила Севастополь, но отдельные бои в районе Херсонес продолжались вплоть до 12 июля. Значение обороны Севастополя велико: в самый тяжёлый период войны защитники города надолго задержали у своих стен 300-тысячную армию гитлеровцев.

Историческая справка о Присоединение Крыма.

Возвращение Севастополя – города русского, города русской чести и славы.

Звучит песня Александра Городницкого «Севастополь останется русским»

4. Итоги урока:

— Главный герой севастопольской эпопеи –« народ русский».

— Война противоестественна, это «кровь, страдания, смерть».

— Война выявляет как истинных патриотов, так и военных «трутней».

— Народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.

Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

5. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание: написать сочинение – эссе

Темы:

Человек и война.

Человечество и война.

Мировые войны.

Про давно минувшую войну.

Разве о войне мечтают люди?

Что мы знаем о войне?

Приложение.

Историческая справка о Севастополе.

    Севастополь был основан как крепость и база военно-морского флота на Черном море. 
    Основание Севастополя закрепляло возвращение России ее исконных земель на побережье Черного и Азовского морей. Этому предшествовала многовековая борьба русского и украинского народов за Крым и Черное море. 
    Военные походы в середине XVI века Ивана Грозного, походы в XVII веке Голицына, азовские походы Петра I, создавшего Донскую флотилию и Азовский флот, не прекращавшаяся борьба запорожского и донского казачества против татар и турок были важными этапами борьбы за Крым и за выход в Черное море. С еще большей остротой она развернулась в XVIII веке. 
    Крымский полуостров, выдвинувшийся в море и разделяющий его на две части, своей оконечностью находится на довольно близком расстоянии от проливов, соединяющих Черное море с Средиземным. В Черное море впадает много крупных рек, что благоприятствует плаванию, торговле. Неслучайно поэтому Крым и Черное море занимали в захватнических планах иноземных завоевателей всегда важное место. Россия предпринимала меры к закреплению завоеванного положения в этом районе — строила города, создавала флот. 
    Большое значение имела деятельность в Крыму великого русского полководца А. В. Суворова. Он одним из первых оценил замечательные достоинства и военно-стратегическое значение Севастопольской бухты. С именем А. В. Суворова связано основание и развитие Севастополя как города-крепости. 
    Осенью 1782 г. на зимовку в Ахтиарскую гавань пришли первые русские корабли — фрегаты «Храбрый» и «Осторожный».    Первые каменные постройки на месте будущего города появились в июне 1783 года на западном берегу Южной бухты. По приказу Г.Потемкина город строили очень быстро, поскольку для строительства использовались тесаные камни укреплений древнего Херсонеса.

Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь.  Этот топоним состоит из двух слов древнегреческого языка «севастос» и «полис» и наиболее верное истолкование «высокий, священный город» 

Этим же Указом князю Г.А.Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого ранга, а также порт и военное поселение. В это время в бухте уже находилось 26 кораблей с 4 тыс. матросов и офицеров. 
В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота а в 1809 — военной крепостью.    В начале второй четверти XIX в. Севастополь был самым большим городом в Крыму.

Приложение 2.

Историческая справка о Крымской войне 1853-1856 г.

Цель внешней политики царя Николая I — вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался Россией как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

Приложение 3.

Выступление биографа. Толстой – офицер действующей армии.

В 1851 году Лев Толстой отправляется на Кавказ вместе со своим братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии. Когда в 1853 году началась война России с объединёнными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию. Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4 бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 года и оставался здесь вплоть до конца осады.

Приложение 4.

Историческая справка. Начало обороны Севастополя в Крымской войне

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь-главную русскую крепость на Чёрном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. Адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнём они выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И. Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в неё вражескому флоту.

Приложение 5. Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» (1871-1872)


1


Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого Выполнила Подковырина Е.М., МОУ СОШ с.Кокшага


2


Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого Цели: Дать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.


3


«По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести Отечества». Л.Н.Толстой И.Айвазовский «Севастополь»


4


Крымская война (восточная война), русско-турецкая за господство на ближнем востоке. С февраля 1854 Турция в союзе с Великобританией, Францией, Сардинским королевством (с 1855). Основные события: 1853 : вступление русских войск в Молдавию и Валахию, победы на Кавказе, уничтожение турецкого флота при Синопе; 1854 : высадка союзников в Крыму, блокада балтийского моря, начало севастопольской обороны ; 1855 : дипломатическая изоляция России, падение Севастополя, фактическое прекращение военных действий. Военная и экономическая отсталость феодальной России обусловила ее поражение : Парижский мир. Севастополь накануне Крымской войны. Литография


5


В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). «Он был, в полном смысле, душой батареи… Это был редкий товарищ, честнейшая душа…» — отзывался о Толстом товарищ по Севастопольской обороне П. Бирюков. Л.Н. Толстой – поручик артиллерии. Фотография 1854г. Л.Толстой – участник обороны Севастополя


6


«Севастопольские рассказы» «Севастопольские рассказы» — художественное отражение исторической обороны Севастополя. Это цикл из трех рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 г.». Совокупность всех трех рассказов раскрывает идею величия народа, героизма и стойкости русского солдата, ставшего на защиту своей земли.«Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 г.». Главная ценность рассказов – в реалистическом изображении картины войны. Война впервые показана здесь не в виде красивого зрелища с «музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а в ее настоящем выражении — в крови, в страданиях, в смерти». «Севастопольские рассказы» Толстого можно считать прекрасным прологом к правдивой и великой эпопее патриотической борьбы русского народа с врагами – роману «Война и мир». Защитники Севастополя. Фотография Публикация «Севастопольских рассказов» в журнале «Современник»


7


«Севастопольские рассказы» «Севастополь в августе 1855 г.» «Севастополь в мае» « Севастополь в декабре месяце»


8


…Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «здорово, ребята!», говорил «нужно умирать, ребята, умрете?» И войска кричали: «умрем, ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уж исполнили это обещание… Л.Н. Толстой 20 ноября 1854 г. Адмирал Корнилов Адмирал Нахимов …Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский… Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце »


9


Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти» А.В.Кокорин. На четвертом бастионе. Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого. 1953


10


«Севастополь в мае» …Велика моральная сила русского народа. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастий России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Л.Н. Толстой Дневник …Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда. Л.Н. Толстой «Севастополь в мае ». Оборона Севастополя. Литография


11


Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».


12


«Севастополь в августе 1855» Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам. Л.Н. Толстой «Севастополь в августе 1855» …В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера. Л.Н. Толстой «Рубка леса». Бомбардировка Севастополя флотом союзников. Литография


13


Выводы: Н арод и война – главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера. Г лавный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателем. В ойна, правдиво показанная Толстым, «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз. И менно народ, массы, как считает Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства. Э то те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».


14


Рефлексия — Кто является истинным героем «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого ? — Что такое война в понимании писателя.? -Ради чего рисковали солдаты и матросы и ради чего «аристократы»? На чьей стороне симпатии автора? -В чем он видит патриотизм истинный и патриотизм ложный?


15


Ответить на вопросы: — Какое влияние оказали результаты Крымской войны на дальнейшее развитие России? — Какую роль в судьбе Л.Толстого и его жизненных исканиях сыграло участие в обороне Севастополя? Домашнее задание. — Прочитать статью учебника стр. — Роман «Война и мир», т.1, гл. 1 – 5, «Салон А.П.Шерер ».


16


Дерунец Ирина Тимофеевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Новофедоровская школа-лицей»

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

Цели:

— образовательные: — расширить представление учащихся о пребывании Толстого на Кавказе, а затем в Севастополе и об отношении писателя к войне;

— на материале рассказов Толстого показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя;

— подвести учащихся к осмыслению важнейшего художественного новаторства Толстого в изображении войны («правда» войны, война «изнутри»);

— обратить внимание на общие принципы построения «Севастопольских рассказов»

— развивающая: — развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз;

— воспитательные: — способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, неприятия зла на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров.

Ход урока.

По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать 
о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за
собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести 
отечества.

Л.Н. Толстой

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Беседа по вопросам.

— Расскажите об участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он отправился служить в действующую армию? (Ему хотелось прежде всего увидеть войну собственными глазами, проверить себя, на что способен.)

— Какие произведения рассказывают о событиях на Кавказской войне?

— Крымская война. Участие Толстого в Дунайской армии, а затем в обороне Севастополя. Как вел себя Толстой, командуя батареей на 4-м бастионе? Какими наградами награжден? Почему не получил Георгиевский крест? (Толстой создал проект о переформировании русской армии, в котором правдиво отметил тяжелейшие условия солдатской службы. Намеревался издавать журнал «Солдатский вестник», но против был русский император Николай I.

Вывод. У высшего начальства молодой Толстой на плохом счету, Георгиевский крест не положен, достаточно и медалей «За защиту Севастополя», «В память войны1853–1856 гг.», «За храбрость».)

— В каких произведениях Толстой рассказал об обороне Севастополя?

  1. «Севастопольские рассказы» — книга о Крымской войне.

Историческая справка.

В России правит Николай I. Цель внешней политики царя – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853г. русские войска были введены в Дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853г. Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854г. войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856г. в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1955г. он умер. Суров был приговор современников. Вот что писал в эпиграмме в 1856г. Ф.И. Тютчев:

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые, и злые,-

Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

Биографическая справка.

С 1852 г. Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854 г. по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию, 7 ноября он прибыл в Севастополь. В письме брату Сергею он писал: «… Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма».

Толстой понимал, что «война идет не за город, а за родину». Он намеревался издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Это было задумано кружком приятелей офицеров-артиллеристов Южной Армии. Чтобы иметь на издание журнала деньги, Толстой в 1854 г. продал на своз родительский дом, находившийся в Ясной Поляне. Издание журнала царь не разрешил. Тогда Толстой обещал Некрасову ежемесячно доставлять для «Современника» от 2 до 5 листов и дал список тем «Письмо о сестрах милосердия», «Письмо солдата из Севастополя», «Воспоминание об осаде Силистрии». Некрасов писал Толстому 27 января 1855 года:

«Письмо ваше с предложением военных статей получил и спешу вас уведомить, что не только готов, но и рад дать вам полный простор в «Современнике» — вкусу и таланту вашему верю больше, чем своему».

В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Полтора месяца провел на четвертом бастионе. В мае 1855 г. он был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке (11 августа). Он не бросил литературных занятий. Здесь были написаны «Севастопольские рассказы», «Рубка леса».

«Не могу молчать» — именно так позже в 1908 г. писатель назовет одну из своих статей. Он действительно не мог молчать о безобразиях, творившихся вокруг, потому что считал, что «спокойствие – душевная подлость».

В июле 1855г. Толстой награжден орденом Святой Анны 4 -й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».

Таким образом, «Севастопольские рассказы» — свидетельство очевидца и участника тех событий.

  1. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».

Беседа по вопросам:

1) О чем этот рассказ Толстого?

2) С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город автор?

3) Расскажите о защитниках Севастополя. Как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели? Что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?

4) В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?

Осажденный Севастополь Толстой показывает глазами только что прибывшего человека, который видит тяжелейшую жизнь воюющего города: переполненный лазарет, множество раненых, грязь и смерть. Вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно выполняют свой тяжёлый труд. Они страдают, мучаются, но всё подчинено одной идее – защите Севастополя. Любовь к Родине движет простыми солдатами и матросами. Вглядываясь в лица защитников Севастополя, Толстой увидел жестокое лицо войны.

Это – война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» (Л. Толстой), то есть война рисуется автором «изнутри». Такое изображение войны новаторское.

Общий дух патриотизма охватывает русских солдат и матросов. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине» (Л.Толстой).

«Севастополь в мае»

Беседа по вопросам:

1) Перечислите героев второго рассказа.

2) Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Михайлов, Гальцин, Непшитшетский.)

3) С какой целью автор создает образ 10-летнего мальчишки, собирающего цветы?

4) В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников?

Во втором рассказе Толстой раскрывает поведение людей на войне. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».

Один из лучших эпизодов рассказа – перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы… Простым людям не нужна война!

Писатель, пережив все ужасы войны, приходит к мысли о бессмысленности и противоестественности войны. Это была его человеческая и писательская позиция.

«Севастополь в августе 1855 года»

Беседа по вопросам:

1) С какими новыми героями знакомит нас Толстой?

2) Расскажите об их судьбах.

3) Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?

Третий рассказ заканчивается анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь.

Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. «Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам – такова концовка рассказа».

Л. Н. Толстой: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,– правда».

  1. Заполнение таблицы.

    Севастополь в декабре

    Севастополь в мае

    Севастополь в августе

    Темы:

    Темы:

    Темы:

    Идея

    Идея

    Идея

    Герои

    Герои

    Герои

    Авторская позиция

    Авторская позиция

    Авторская позиция

  2. Итог урока.

— Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь. По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.)

— Как вы думаете, в чем своеобразие русского национального характера? (Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности).

— В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны? (Война показана здесь не в виде красивого зрелища «с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а в её настоящем выражении — в крови, в страданиях, в смерти»)

Слово учителя.  Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир». «Севастопольские рассказы» литературная критика рассматривает как своего рода «этюды» к данному роману.

  1. Домашнее задание.

1.

Народ и война в «Севастопольских
рассказах» Л.Н.Толстого
Выполнила Подковырина Е.М.,
МОУ СОШ с.Кокшага

2.

Народ и война в
«Севастопольских
рассказах» Л.Н.Толстого
Цели:
• Дать представление об исторической
обстановке в России во время обороны
Севастополя.
Развивать навыки работы с художественным текстом,
мышление учащихся, способность пользоваться различными
источниками для получения информации, обобщать факты.
• На материале рассказов показать истинный героизм
русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
• Воспитывать интерес к истории страны, чувство
патриотизма,
способствовать
проявлению
чувств
сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия,
неприятия зла.

3.

«По долгу совести и чувству
справедливости не могу молчать
о зле, открыто совершающемся
передо мною и влекущем за
собою погибель миллионов людей,
погибель силы и чести
Отечества».
Л.Н.Толстой
И.Айвазовский «Севастополь»

4. Крымская война

• 1853-1856
(восточная
война),
русско-турецкая за господство на
ближнем востоке. С февраля 1854
Турция в союзе с Великобританией,
Францией,
Сардинским
королевством (с 1855).
• Основные события:
1853: вступление русских войск в Молдавию и
Севастополь накануне Крымской
войны. Литография
Валахию, победы на Кавказе, уничтожение
турецкого флота при Синопе;
1854: высадка союзников в Крыму, блокада
балтийского моря, начало севастопольской
обороны 1854-1855;
1855: дипломатическая изоляция России,
падение
Севастополя,
фактическое
прекращение военных действий. Военная и
экономическая
отсталость
феодальной
России обусловила ее поражение.
1856: Парижский мир.

5.

Л.Толстой – участник обороны Севастополя
В
1854
Толстой
получил
назначение в Дунайскую армию, в
Бухарест. Скучная штабная жизнь
вскоре заставила его перевестись в
Крымскую армию, в осажденный
Севастополь, где он командовал
батареей на 4-м бастионе, проявив
редкую личную храбрость (награжден
орденом св. Анны и медалями). «Он
был, в полном смысле, душой
батареи… Это был редкий товарищ,
честнейшая душа…» — отзывался о
Толстом товарищ по Севастопольской
обороне П. Бирюков.
Л.Н. Толстой – поручик
артиллерии.
Фотография 1854г.

6. «Севастопольские рассказы»

«Севастопольские
рассказы»
художественное отражение исторической
обороны Севастополя. Это цикл из трех
рассказов: «Севастополь в декабре месяце»,
«Севастополь в мае», «Севастополь в августе
1855 г.». Совокупность всех трех рассказов
раскрывает идею величия народа, героизма и
стойкости русского солдата, ставшего на
защиту своей земли.
Главная ценность рассказов – в
реалистическом изображении картины войны.
Война впервые показана здесь не в виде
красивого зрелища с «музыкой и барабанным
боем,
с
развевающимися
знаменами
и
гарцующими генералами, а в ее настоящем
выражении — в крови, в страданиях, в смерти».
«Севастопольские рассказы» Толстого можно
считать прекрасным прологом к правдивой и
великой
эпопее
патриотической
борьбы
русского народа с врагами – роману «Война и
мир».
Публикация «Севастопольских
рассказов» в журнале
«Современник»
Защитники Севастополя.
Фотография

7.

«Севастопольские рассказы»
«Севастополь
в декабре
месяце»
«Севастополь в
мае»
«Севастополь в
августе 1855 г.»

8. «Севастополь в декабре месяце»

…Дух в войсках свыше всякого описания. Во
времена древней Греции не было столько геройства.
Корнилов, объезжая войска, вместо: «здорово,
ребята!», говорил «нужно умирать, ребята,
умрете?» И войска кричали: «умрем, ваше
превосходительство, ура!». И это был не эффект, а
на лице каждого видно было, что не шутя, а
взаправду, и уж 22000 исполнили это обещание…
Л.Н. Толстой 20 ноября 1854 г.
Адмирал Корнилов
…Надолго оставит в России великие следы эта
эпопея Севастополя, которой героем был народ
русский…
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре
месяце»
Адмирал Нахимов

9.

Вывод:
Автор
восхищается
мужеством
русских
людей,
защищающих свою Родину. Он
убежден в «…невозможности
поколебать где бы то ни было
силу русского народа». Но
писатель
не
может
удержаться
от
осуждения
войны как таковой:
вы
«…увидите
войну
не
в
правильном,
красивом
и
блестящем строе, с музыкой и
барабанным боем,… а увидите
войну
в
настоящем
ее
выражении – в крови, в
страданиях, в смерти»
А.В.Кокорин. На четвертом
бастионе. Иллюстрация к
«Севастопольским
рассказам» Л.Н.Толстого.
1953

10. «Севастополь в мае»

…Велика моральная сила
русского народа. Чувство пылкой
любви к Отечеству, восставшее и
вылившееся из несчастий России,
оставит надолго следы в ней. Те
люди, которые теперь жертвуют
жизнью,
будут
гражданами
России и не забудут своей
жертвы.
Л.Н. Толстой Дневник
Оборона Севастополя. Литография
…Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами
души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который
всегда был, есть и будет прекрасен, — правда.
Л.Н. Толстой «Севастополь в мае».

11.

Вывод:
Толстой показывает правдивое
изображение войны в крови и
страданиях.
Чтобы
показать
противоестественность войны,
Толстой использует антитезу:
мальчик и цветы в долине смерти.
«И эти люди – христиане… не
упадут с раскаянием
вдруг на
колени и со слезами радости и
счастья и не обнимутся как
братья? Нет! Белые тряпки
спрятаны, и снова свистят
орудия смерти и страданий, снова
льется честная, невинная кровь и
слышатся стоны и проклятия».

12. «Севастополь в августе 1855»

…В русском, настоящем русском
солдате никогда не заметите
хвастовства, ухарства, желания
отуманиться,
разгорячиться
во
время
опасности:
напротив,
скромность,
простота
и
способность видеть в опасности
совсем
другое,
чем
опасность,
составляют отличительные черты
его характера.
Л.Н. Толстой «Рубка леса».
Бомбардировка Севастополя
флотом союзников.
Литография
Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на
оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце
вздыхал и грозился врагам.
Л.Н. Толстой «Севастополь в августе 1855»

13.

Выводы:
• Народ и война – главная тема рассказов, и она связана с
темой русского национального характера.
• Главный герой Севастопольских событий – простой народ,
правдиво показанный писателем.
• Война,
правдиво показанная Толстым, — «в крови, в
страданиях и смерти», внушает читателю мужество и
стойкость, но показана она без восклицательных фраз.
• Именно народ, массы, как считает Толстой, решают
главные вопросы истории, определяют судьбу государства.
• Это те основные позиции, которые позднее найдут
отражение в романе «Война и мир».

14.

Рефлексия
— Кто является истинным героем «Севастопольских
рассказов» Л.Н.Толстого ?
— Что такое война в понимании писателя.?
-Ради чего рисковали солдаты и матросы и ради
чего «аристократы»? На чьей стороне симпатии
автора?
-В чем он видит патриотизм истинный и
патриотизм ложный?

15.

Домашнее задание.
Ответить на вопросы:
— Какое влияние оказали результаты Крымской
войны на дальнейшее развитие России?
— Какую роль в судьбе Л.Толстого и его
жизненных исканиях сыграло участие в обороне
Севастополя?
— Прочитать статью учебника стр.
— Роман «Война и мир», т.1, гл. 1 – 5, «Салон
А.П.Шерер».

  • Нарисовать сказку крошечка хаврошечка
  • Народно поэтические символы эпитеты прецедентные имена в русских народных и литературных сказках
  • Наро фоминск как правильно пишется
  • Нарисовать сказку дикие лебеди нарисовать
  • Народно освободительное как пишется движение