Сочинение на тему “У каждого свое счастье” (по рассказу Л.Улицкой “Народ Избранный”)
Уже много поколений подряд люди задаются вопросом – что такое счастье? Какие чувства оно вызывает? Для всех ли оно одинаковое? Но однозначного и точного ответа на этот вопрос нет. Это объясняется тем, что человек сам не может дать определение этому понятию.
Я считаю, что счастье – это явление относительное. Для каждого человека оно свое. Кто-то находит счастье в любви и семье, кто-то находит себе более низкие цели: карьера, предметы быта и т.д. Из этого следует, что счастье бывает истинное и ложное. Когда человек ложные ценности ставит во главе своего понимания счастья, то его счастье будет ложным и быстротечным, ведь оно не способно принести человеку реального состояния покоя и удовлетворенности. Мне кажется, что счастье можно увидеть в глазах родного человека или ребенка, когда он получает желаемую игрушку или вещь, но мы способны наблюдать только ощущение этого таинственного чувства, которое проявляется блеском «зеркала души», а оно является следствием странного понятия.
В моем понимании, счастье — это живые и здоровые родители, все родственники и близкие мне люди, мирное небо над головой, а все остальное можно достичь самостоятельно своими силами (финансовое благосостояние, наличие всех необходимых предметов и вещей и т.д.). 146
Проблема счастья рассматривалась в рассказе Л.Улицкой “Народ избранный”. Здесь описывается пример из жизни двух монахинь – Кати Рыжей и Зинаиды. Пережив большое количество невзгод, увидев много человеческих судеб, девочки поняли для себя, в чем заключается истинное счастье. Катя, которая жаловалась Богу на свою судьбу, увидев в храме женщину без ног и рук, вдруг осознала, что для нее есть истинное счастье. Она поделилась этой историей с Зинаидой, и та тоже вдруг осознала, что счастье заключается не в богатстве и роскоши, а в здоровье и благодарности Богу!
Тогда если мы не можем объяснить понятие счастья, то об этом даже не стоит и говорить, а нужно просто жить, наслаждаться каждым днем, радоваться солнцу, природе, окружающему миру и людям, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. Если следовать этому, то счастье возникнет само по себе, тихо и незаметно, главное условие — это верить и ждать!
Содержание статьи
- Краткое содержание рассказа
- Основная мысль — кто он «Народ избранный»?
- Видео: Людмила Eлицкая. Театр, учеба и черновики
- Христианская мораль рассказа
- Видео: Людмила улицкая: «какой бы ни была мучительной ситуация, самый интересный вопрос — что будет потом»
- Литературные источники:
Народ избранный — короткий рассказ Людмилы Улицкой из цикла «Бедные родственники». В нем автор акцентирует внимание на уникальности и неповторимости их внутреннего мира. Это Зина и Катя в рассказе «Народ избранный», которые, несомненно, являются маргинальными героями – Катя сидела, она калека, Зина больная душевно, но эти люди испытывают состояния благодати, а их нищета и есть истинная избранность.
Краткое содержание рассказа
Рассказ про Зинаиду, которая недавно похоронила свою мать. До смерти матери к ней Марья Игнатьевна приходила, кормила, а потом перестала, потому что захотела взять мамину кофту, а Зина не отдала – хотела как память сохранить, больше эта кофта ей ни для чего бы не пригодилась, потому что была Зина «такой ширины, что в трамвай не влезала».
Зинаида имела инвалидность второй группы, хоть и считала она, что все болезни её в ногах, но врачи говорили, что в железах-надпочечниках. Когда её мать помирала, то сказала, чтобы Зина шла к храму, когда деньги кончатся: «Добрые люди помогут твоему убожеству за ради Божьей матери». Так она и сделала.
Никто ей не подал, кроме одной женщины, которая попросила помолится об успокоении Екатерины. Поэтому Зина решила уходить, но сначала – зайти в храм: поблагодарить Божью Матерь. В церкви она поставила свечку возле Казанской и пошла к выходу, но здесь на неё набросились другие нищие. Крича, чтобы она больше сюда не приходила, и ругаясь бранными словами, они бросились на Зину. Зина готова была уже убегать, но ноги у неё подкосились, и она упала. Вдруг она услышала:
«У, шакалья стая, рванина ненасытная! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда старый хрен, лезешь, прислуга фашистская! Вставай, что ли!»
Это кричала на попрошаек Катя Рыжая. Она помогла Зине подняться, дала ей три рубля, и сказала, чтобы её здесь больше никто не трогал. В следующий раз Зина пошла к церкви на Покров, теперь её уже никто не прогонял, и она насобирала почти четыре рубля, но Катю она так и не увидела.
Только на третий раз встретила она Катю, которая увидела её, кивнула и зашла в храм, Зинаида пошла за ней. Катя разговаривала со священником, а затем запела «Верую…». После церкви они пошли к Зине домой, где сели за стол; Катя достала четвертинку водки, и торжественно, но вкрадчиво, сказала: Зинаида правильно сделала, что пришла к церкви, потому что попрошаек и так много, а Зина должна стать настоящей нищенкой! И Катя рассказала свою историю.
Катя училась в техникуме, потом вышла замуж, из-за мужа попала в тюрьму, а когда вернулась, мать не пустила её домой. Решила она переночевать у подруги на даче, но когда проезжала Савеловский вокзал, зашла в церковь. Стояла плакала, потому что очень плохо ей было, потому что «калечная» и некрасивая она – ничего не дал ей Бог, и тут увидела она женщину, у которой не рук, не ног не было. Так Кате её жалко стало, что заплакала она. Тогда Катя поняла, что и настоящие нищие для того и нужны, чтобы посмотрел на них любой и подумал, что хорошо хоть мне больше повезло, так как, по выражению Кати, завистливые все стали: о себе только думают, поэтому народ нищий – избран Богом!
Основная мысль — кто он «Народ избранный»?
Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.
Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии.
Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»
Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.
Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.
Видео: Людмила Eлицкая. Театр, учеба и черновики
У нас в гостях Людмила Улицкая. Мы поговорили с писательницей о ее новой работе «Бумажный театр»: почему это «непроза»? А также мы обсудили любовь к литературе, блеск в глазах, нелюбовь к Достоевскому и многое другое. Беседу вела Полина Парс.
Христианская мораль рассказа
Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост. Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню.
О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!».
Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:
- «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
- они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
- они не предаются греху гордыни;
- они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
- они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;
- им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.
Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» . Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».
Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.
Видео: Людмила улицкая: «какой бы ни была мучительной ситуация, самый интересный вопрос — что будет потом»
Наталья Синдеева решила на карантине возродить программу «Синдеева». Первый гость — писательница Людмила Улицкая. Поговорили о том, как не сойти с ума на самоизоляции, какие сценарии жизни ждет человечество после коронавируса, как важна сегодня взаимопомощь и сострадание, и как история с раком научила Людмилу Улицкую каждый день находить радости в окружающем мире.
Литературные источники:
- Анализ эпизода рассказа Л. Улицкой «Народ избранный». Васильев Андрей // г. Черняховск. 2009 г. Интернет ресурс — https://refdb.ru/look/1625115.html
- Бедные родственники. Улицкая Л.Е. // М.: Аст, 2015. – 221 с.
- Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы / Л. Улицкая. — М. : Эксмо, 2003. — С. 60.
- Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой. Молчанов А. // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10. 3.
- Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391. 2.
- Типы характеров в сборнике рассказов Л.Улицкой «Бедные родственники». Глазинская Е. Т. // АлтГПУ. г. Барнаул
- Христианские мотивы в рассказе Л. Улицкой «Народ избранный» Агаева К.Ш. // журнал: Новое в современной филологии. №14, 2014г.
- Художественная деталь, пейзаж и портрет в прозе Л. Улицкой (на примере цикла «Бедные родственники»). Мотамедния М.Н. // Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (72)
Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой – прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе “Народ избранный”, хотелось бы услышать ответ на вопрос:
– Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?
Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.
В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена. Обратимся к заглавию.
Первая учебная ситуация. Работа с заглавием
Учитель. Рассказ “Народ избранный” входит в сборник “Бедные родственники”, вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединенные в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью.
Сравните заглавия рассказов из этого сборника: “Счастливые”, “Бедные родственники”, “Бронька”, “Генеле-сумочница”, “Дочь Бухары”, “Лялин Дом“, “Гуля”, “Народ избранный”.
– Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?
Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.
– Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.
Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?
Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.
– Теперь прочтите заглавие отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.
Избранный – выбранный, отборный, лучший, отличный.
Какие ассоциации возникают у вас при этом?
Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.
– Какие люди названы автором “избранными”?
Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом – маргиналы.
– Какое определение больше подходит к слову “народ”, если говорить о героях рассказа?
Народ отверженный.
– Почему же автор называет этих людей “избранными”?
Вторая учебная ситуация. Анализ текста
– Кого называют “избранными”? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?
Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев (первая группа работает с характером Зинаиды, вторая – Кати, третья – нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово Блаженный.
Loading…
Рассказ Л. Улицкой «Народ избранный»
Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой — прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос:
— Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?
Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.
В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие
людей во все времена. Обратимся к заглавию.
Первая учебная ситуация. Работа с заглавием
Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединенные в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью.
Сравните заглавия рассказов из этого сборника: «Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Генеле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин Дом», «Гуля», «Народ избранный».
— Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?
Счастливые
и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.
— Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.
Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?
Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.
— Теперь прочтите заглавие отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.
Избранный — выбранный, отборный, лучший, отличный.
Какие ассоциации возникают у вас при этом?
Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.
— Какие люди названы автором «избранными»?
Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом — маргиналы.
— Какое определение больше подходит к слову «народ», если говорить о героях рассказа?
Народ отверженный.
— Почему же автор называет этих людей «избранными»?
Вторая учебная ситуация. Анализ текста
— Кого называют «избранными»? Какие они ? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?
Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев . Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово Блаженный.
Основные темы поэзии фета.
Сейчас вы читаете: Рассказ Л. Улицкой «Народ избранный»
Библиографическое описание:
Агаева, К. Ш. Библейский мотив избранничества в рассказе «Народ избранный» / К. Ш. Агаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 659-661. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21307/ (дата обращения: 10.01.2023).
Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост.
Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню. Как нам известно, Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как Преподобный и считается подвижником Русской земли. Также считалось, что Сергий Радонежский своими словами мог «лечить» самые огрубевшие сердца. Преподобный Сергий Радонежский родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.
Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.
Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.
Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.
В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и сребра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию.
Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.
Не случайно и упоминание праздника Иоанна Богослова. Он — один из Двенадцати апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Его также называли Апостолом любви. Любовь же, по Иоанну Богослову, заключалась в том, чтобы следовать заповедям Божьим. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.
Символично, что именно в этот день Зине впервые подают милостыню и просят помолиться об упокоении Екатерины. Но Зина теряет деньги, когда её начинают избивать нищие, которые требуют, чтобы она больше не ходила туда, так как там хватает своих. И в этот же день впервые происходит её встреча с Катей Рыжей, которая выступает в роли заступницы Зины. Именно Катя становится «проводником» Зины в мир нищих и убогих. Она не просто вводит Зину в это «общество», она, можно сказать, учит Зину верить в Бога, потому что мама учила Зину верить только в Божью Матерь. Хотя из дальнейших слов Зиночки мы понимаем, что она и вовсе не понимает, во что верит, потому что на вопрос Кати, кому ж она мать, Зина, растерявшись, отвечает: «Дочки своей матерь». Катя от такой неожиданности уронила костыли: «Да ты, Зина, хуже татарина» [4: 98].
В следующий раз Зинаида приходит в церковь и собирает «много денег, почти четыре рубля» на христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и это тоже глубоко символично. В этот день православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми.
Следующий символ, изображённый в рассказе, — икона Казанской Божьей Матери, перед которой ставит свечку Зина, как её учила мать. Эта икона считается чудотворной. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания. В народе ее считают заступницей женщин.
О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!» [4: 106].
Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:
1) «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
2) они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
3) они не предаются греху гордыни;
4) они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
5) они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;
6) им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.
О людях, изображенных в рассказе, в Евангелии говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк.14:33). Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» [4: 106]. Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».
А. Молчанов, рассуждая в своей статье «Настоящая женская проза, или феномен Людмилы Улицкой» об этом рассказе, говорит о том, что нищие, юродивые избраны страдать «за все человечество, и в этом миссия его и счастье» [2: 4]. Эту мысль подтверждают слова той же Кати Рыжей, рассказавшей Зине историю двух монахинь. Она видит их (нищих) предназначение в том, что люди, проходящие мимо таких, как они, начинают сознавать всю прелесть жизни, благодарят Бога за то, что они здоровы, «что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то».
Традиция изображения юродивых — это традиция христианизированной литературы (Н. Гоголь, Н. Лесков, Л. Толстой, Ф. Достоевский). Изображая своих героев, Улицкая словно обращается к фразе из Нового Завета: «Сила моя в немощи совершается».
Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.
Литература:
1. Колядич Т. М. Людмила Улицкая // Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391.
2. Молчанов А. Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10.
3. Христианство: Словарь. — М.: Республика, 1994.
4. Улицкая Л. Народ избранный // Бедные, злые, любимые. Повести. Рассказы. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, — С. 95–108.
Основные термины (генерируются автоматически): нищий, рассказ, русская земля, Бог, Божий человек, избранный народ, слово, старший брат, том.
метки: Улицкий, Учитель, Тактичность, Талант, Маленькая, Девочка, Рассказ, Рассуждение
Разделы:
Цели урока:
Образовательные цели:
- доказать, что тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе;
- создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Людмилы Улицкой, для рождения вопросов о смысле жизни;
- обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;
- помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения текста;
- показать личное восприятие текста.
Развивающие цели:
- формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
- использовать теоретико-литературные понятия.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-tekstu-ulitskoy-dve-malenkie-devochki/
Воспитывающие цели:
- воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;
- развивать чувство милосердия.
Оборудование:
Сборник рассказов Л. Улицкой, словарь С.И. Ожегова «Словарь русского языка»(толковый), сочинения учащихся (анализ эпизода — инд. задание), гитара (для исполнения песни Б.Окуджава «Молитва»).
Ход урока.
Блаженны милостивые…
Из Библии.
Вступительное слово учителя.
Во все времена литература решала вопросы: что есть человек и каково его место в жизни? Литература не отражение катаклизмов эпохи, а лишь проекция на внутренний мир человека. Русскую словесность всегда интересовали проблемы человечности, совести, сострадания.
А если человек не относится к «сливкам» общества, разве не достоин он внимания, разве меньше болит его душа, когда беда входит в дом?
Тема маленького человека не нова в литературе. Кто может остаться равнодушным к горю Самсона Вырина, героя повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? Или к беде Ионы, героя рассказа А.П.Чехова «Тоска». Вспомним это произведение.
19 стр., 9140 слов
«Лишние люди» в литературе. Тема «лишнего человека» в русской литературе
… с образом «лишнего человека» «Лишний человек», «лишние люди» – откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Многие … образование. С ним всегда найдется общая тема для разговора. Он всегда знает все свежие новости, не стоит на месте. Постоянно посещает балы. Он …
УЧЕНИК (индив. задание)
Рассказ А.П.Чехова небольшой (всего 4стр.), и охватывает он жизнь человека длиной в полдня. Сюжет прост. У извозчика умер сын, которому бы жить да жить. Отцу некому излить горе. Кругом много «бегущих людей». Он подвозит одних, других, пытается заговорить с ними о сыне, но слышит безразличное суждение: «Все помрем». «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски. Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь — и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила!»
Но что стоит хоть кому-нибудь выслушать его! Где же оно, человеческое сострадание?
УЧИТЕЛЬ
А сейчас обратимся к литературе 20 века. Страшная правда о маленьком человеке, заброшенном в последние круги ада, звучит со страниц драмы М, Горького «На дне». Можно ли остаться равнодушным к судьбе униженных и раздавленных жизнью людей?
Не менее трагична судьба лирической героини поэмы А. Ахматовой «Реквием». Маленькая женщина осталась одна со своей бедой в страшном мире разочарований. Главная мысль поэмы — выражение горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются.
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводят на щеках.
Тема маленького человека нашла свое отражение и в современной литературе. Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века, является Людмила Улицкая.
УЧЕНИК (инд. задание)
Людмила Евгеньевна Улицкая — прозаик, сценарист кино и телевидения, чьи книги переведены на 17 языков, обладательница престижной Букеровской премии 2001г. Родилась она в Башкирии, окончила биологический факультет МГУ. Первые ее рассказы появились в журналах в конце 80-х годов прошлого века. Получили широкую популярность ее романы: «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети», повести: «Сонечка», «Веселые похороны».
УЧИТЕЛЬ
Сегодня вашему вниманию будут предложны два рассказа Людмилы Улицкой: «Народ избранный» и «Перловый суп». Это рассказы- притчи. А что характерно для притч?
(Притча- это иносказательный рассказ с нравоучением.)
Нашу беседу по рассказу Л, Улицкой «Народ избранный» я хочу предварить вопросом: «Чего боится каждый человек?» (Смерти, одиночества, предательства, болезни).
В рассказе «Народ избранный» воплощены все названные вами страхи. Подумайте над названием рассказа.
(Избранный — значит лучший, отличный)
Каких людей мы обычно называем избранными?
А какие люди названы Л. Улицкой «избранными»?
Какой художественный прием использует автор в названии и для чего?
Какое определение вы бы дали слову «народ» в рассказе Л.Улицкой?
Почему же автор назвал этих людей «избранными»?
9 стр., 4140 слов
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»
… жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» … подвига Л. Улицкая «Дочь … аргументы из нескольких литературных произведений. Проблема роли детства в жизни людей Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по текстам Сочинение …
Вспомним описание внешности и историю жизни главной героини Зиночки
Вызывает ли описание внешности Зиночки сочувствие у вас?
А как вы понимаете значение слов: «сочувствие», «милосердие»?
УЧЕНИКИ читают мини-сочинения «Сочувствие и милосердие. Что это?» (инд. задание).
А почему мать Зиночки дала перед смертью дочери необычное напутствие?
Почему Зиночка надевает лучшую одежду, отправляясь просить милостыню?
Почему Зине «не подали» в первый день?
Кто первый протянул Зине копеечку?
Почему женщине было все равно, что ответила Зиночка в благодарность за подаяние? Что для нее было важно?
Как отнеслись к Зиночке нищие, стоящие у храма?
Опишите внешность и речь нищих.
А почему нищие ведут себя так грубо по отношению к Зиночке, не сочувствуют ей?
Вспомните слова Кати о двух категориях нищих.
А кто такая Катя Рыжая? Опишите ее внешность и историю жизни.
А почему именно она заступилась за Зиночку?
Вспомните историю, которую рассказала Катя Зиночке о двух монахинях.
УЧЕНИЦА
Выразительное чтение истории о двух монахинях под музыку (инд. зад.)
УЧИТЕЛЬ
Группа ребят готовила дома анализ эпизода «Две монахини» (Учащийся читает анализ эпизода о двух монахинях, тема которого — высокое предназначение человека)
А теперь наступил момент обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?
(Блаженный — в высшей степени счастливый; юродивый.
Милостивый — выражающий милость).
Учащиеся делают вывод: счастлив тот, кто способен на добрые, милосердные поступки.
УЧИТЕЛЬ
Все мы в этой жизни имеем предназначение, и жить мы должны по заповедям Божьим
(Заповеди написаны на доске).
Как вы думаете, каков смысл финала рассказа, т.е. сон Зиночки? (Уход от реальной, страшной жизни, надежда на лучшее)
ИТОГ
Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество ,болезни, страдания и смерть. Часто для того, чтобы жить, требуется огромное мужество. Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды.
У Булата Окуджава есть замечательная песня «Молитва».
Тема нашего разговора и песни перекликаются
Учащиеся исполняют песню «Молитва» под гитару.
УЧИТЕЛЬ
Порой мир похож на кривое зеркало. И то, что человеку кажется правдивым, истинным, на самом деле оказывается обратной стороной медали.
Обратимся к произведению Л. Улицкой «Перловый суп». Какова особенность композиции этого произведения? (Это рассказ в рассказе.)
5 стр., 2340 слов
Семья мальчика из рассказа васюткино озеро. Васютка в рассказе …
… тайги. Васютка. «Васюткино озеро». Художник В. Дугин Мальчик Васютка является главным героем рассказа «Васюткино озеро» Астафьева. В этой статье представлена характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро», описание характера и внешности героя, а также история о Васюткином озере. Васютка в рассказе «Васюткино озеро» …
Перед главной героиней проходят картины ее детства. Уже поседевшей женщине не дают покоя воспоминания, связанные с жизнью в родительском доме.
А почему повествование представлено от первого лица и глазами ребенка?
Ребята, вы знаете, что в названии кроется важная составляющая часть идеи произведения. Как вы понимаете название данного рассказа?
(Перловый суп — значит приготовленный из перловки, т.е. ячменя, самой дешевой крупы.)
Чем был перловый суп для героев рассказа?
(Суп был не только едой, он был проверкой на человечность)
Простая, дешевая крупа в умелых руках Марины Борисовны превращалась в лучшее кулинарное блюдо, которое любили все, особенно соседи по коммуналке . Докажите эту мысль текстом.
Скажите, почему Марина Борисовна поручила маленькой дочери отнести перловый суп в коморку к нищим? Опишите нищих (внешность, речь, поведение ).
На каком художественном приеме построено описание внешности Марины Борисовны и нищих? Для чего это сделал автор? А как Марина Борисовна относится к нищим?
Прочитайте эпизод разговора о том, как и куда исчезли нищие. Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в слова: « Город к празднику почистили»?
Композиционно рассказ делится на две части . Расскажите, какими чертами характера наделил автор нищих в первой части?
(Они тихие, безропотные, но с чувством собственного достоинства)
Какое чувство они вызывают у вас?
Перед нами вторая часть рассказа. И вновь перловый суп является проверкой героев на человечность.
Вспомните историю, связанную с Надеждой Ивановной. Какое горе пережила Надежда Ивановна?
Почему в столь тяжелую минуту Надежда Ивановна просит налить перловый суп? Почему женщины едят из одной тарелки? (Сочувствие, сопереживание)
Во второй части рассказа есть описание еще одного события, к которому вы, наверное, не остались равнодушны. Опишите героиню, которая однажды постучалась в дверь коммунальной квартиры.
Какое впечатление произвело на вас описание этой женщины? (Омерзение, презрение)
Опишите речь нищей.
И опять перловый суп стал проверкой на человечность
Опишите, как нищая ела перловый суп. А была ли она голодна?
А почему нищая не надела подаренные штаны на голое тело, ведь на улице было холодно?
А что ей надо было?
А как нищая поступила с вещами, которые ей подарила Марина Борисовна?
И это «благодарность» за добро, за гостеприимство.
А почему именно эти эпизоды из жизни врезались в память героини рассказа?
УЧИТЕЛЬ
Девочка увидела реальную жизнь без прикрас. Говорят, что языком ребенка глаголет истина. Девочка поняла, что люди, окружающие ее, могут быть унижены своим социальным положением, но при этом они сохраняют человеческое достоинство, умеют быть благодарными. Другие — такие, как попрошайка, злые, алчные, нечистые на руку, наглые. На добро они отвечают злом. Третьи — такие, как Марина Борисовна, способны сочувствовать горю любого человека, способны протянуть руку помощи в любую минуту. И во всех этих эпизодах проверкой на человечность стал перловый суп из самой дешевой крупы
9 стр., 4061 слов
Трагедия человека в гражданской войне ( по «Донским рассказам» …
Шолохова «Донские рассказы» и И.Бабеля «Конармия». Изучить критическую литературу по данным произведениям. Выяснить, что сближает писателей в изображении гражданской войны и что отличает. Выяснить, как авторами изображены главные герои гражданской войны … изображены И. Бабелем в «Конармии», М. Шолоховым в “Донских рассказах”, оба писателя знали не понаслышке, в этих рассказах они описали все, что …
ИТОГ
Ребята, сегодня вы открыли для себя новое имя в литературе — это Людмила Улицкая. Каждый рассказ Л, Улицкой – это открытие. Какое же открытие сделали вы для себя, прочитав рассказы-притчи этой замечательной писательницы?
Об этом вы должны написать в сочинении-эссе «Открытие писателя» (Домашнее сочинение)
8.02.2008
Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»).
Цель: на примере рассказа Л.Е.Улицкой «Народ избранный» доказать, что тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений современных писателей, для рождения вопросов о смысле жизни;
- обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;
Развивающие:
- формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
- использовать теоретико-литературные понятия.
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся доброту, благородство, любовь к человеку
- развивать чувство милосердия.
Планируемые результаты:
Личностные — продолжить приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям;
Предметные- научить приемам анализа литературного произведения.
Метапредметные:
Познавательные-искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, развивать навыки смыслового чтения.
Коммуникативные — уметь работать в малых группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации , осознанно и произвольно стоить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные — развивать навыки целеполагания, планирования, контроля, коррекции и оценки своей деятельности.
Методические приёмы и формы работы:
Работа в малых группах, индивидуальная работа с цитатами, фронтальная (опрос) выразительное чтение отрывков, составление сравнительной таблицы характеристики героев , краткое конспектирование отдельных моментов, прогнозирование по названию, чтение с остановками, составление кластера, микроисследование, «идеальное домашнее задание».
Оборудование : тексты рассказа, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групп, презентация к уроку, тексты песни Б.Окуджавы «Молитва», фонохрестоматия.
Планете не нужно большое количество
«успешных людей».
Планета отчаянно нуждается в миротворцах,
целителях, реставраторах, сказочниках
и любящих всех видов. Она нуждается в людях,
рядом с которыми хорошо жить.
Планета нуждается в людях с моралью
и любовью, которые сделают мир живым
и гуманным. А эти качества имеют мало
общего с «успехом», как он определяется
в нашем обществе.
Далай-лама ХΙV
Ход урока
I. Организационный момент. Установочная беседа.
* Сегодня на уроке мы поведём разговор о рассказе известной современной писательницы Л. Улицкой «Народ избранный».
Запишем тему урока, эпиграф.
II. Актуализация имеющихся знаний.
1. Беседа с классом. Повторение основных литературных понятий – рассказ, притча, жанровые характеристики рассказа, инверсия.
2.Сообщение ученика о Л. Улицкой (индивидуальное задание).
Послушаем сообщение об авторе Людмиле Улицкой – прозаике, сценаристе, чьи книги переведены на многие языки мира.
III. Словарная работа.
Притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.
Избранный – выбранный, отборный, лучший, отличный.
Балюстрадка — перила из фигурных столбиков.
Блаженный – 1. Счастливый, невозмутимо радостный.
2. Глуповатый, чудаковатый.
3.Получивший одобрение Божие, духовное благо и таким образом счастливое будущее.
Мораль – 1. Правила нравственности, а также сама нравственность.
2.Логический ,поучительный вывод из чего-нибудь.
3.Нравоучение,наставление.
(С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
IV. Введение в тему урока. Анализ рассказа «Народ избранный».
1. О сборнике «Бедные родственники».
Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», содержание которого составляют кроме того рассказы (запишите в тетрадь):
- «Счастливые»
- «Бедные родственники»
- «Бронька»
- «Генеле-сумочница»
- «Дочь Бухары»
- «Лялин дом»
- «Гуля»
- «Народ избранный»
Обратите внимание, какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаруживаете уже в названиях рассказов: счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.
2. Заглавие рассказа «Народ избранный».
Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.( прием прогнозирования по названию).
Рассказ «Народ избранный» — с открытием.
* Допишем тему урока. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня сделает для себя какое-то открытие.
3. Беседа по содержанию рассказа.
— Вспомните, как вы ответили на вопрос «О чём рассказ «Народ избранный», когда я попросила вас его прочитать?
— О чём рассказ? Кто герои этого произведения?
— Какой предстаёт перед нами Зина? Катя Рыжая? Нищие?
4. Характеристика героев рассказа (работа в группах).
* Прозу Улицкой некоторые критики сравнивают с прозой А.П. Чехова. И это неслучайно. У того и другого писателя важную роль в раскрытии характера героя играет внешность.
Задание:
найдите в тексте и подчеркните детали, характеризующие героев:
— 1 группа – Зинаида,
— 2 группа – Катя Рыжая,
— 3 группа – «ненастоящие» нищие, нищие-попрошайки.
Выступления от группы (1 человек).
Герои |
Детали внешности и поведения |
Авторская оценка и оценка героев |
Зинаида |
“…Приволокла к церкви своё жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело”. “…Была такой ширины, что в трамвай не влезала”. “Обута была Зинаида мягко, в разрезанные впереди войлочные тапочки, к которым у неё дома были и галоши на мокрое время… и тренировочные штаны носила Зина, потому что никакие чулки на её складчатые ноги не налезали. Поверх надет был новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая кофта, — по своей неразумности надела она на себя всё самое лучшее, как в поликлинику, потому что шла на люди”. “Не дотумкала одеться победнее… заколыхала через проспект”. “Поковыляла к выходу”. “Она осела на самой дороге, как огромная растрёпанная курица, укрывая голову белыми и пухлыми руками”. “Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые”. |
“Добрые люди помогут твоему убожеству за-ради Божьей матери” (мать). “Убогому человеку уже и притулиться негде!” (Катя). “…Квашня… прорва” (мать). “Ничего она не умела” (автор). “Слониха” (нищие). |
Катя Рыжая |
“Раздался свирепый и хриплый голос… железная рука легла ей на плечо”. “Перед ней стоял маленький, широкоплечий — сначала показалось — мальчишка, нет, не мальчишка, мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Жёлто-чёрная чёлка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали”. “Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля”. “Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя”. “Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась”. |
“Орала эта странная женщина” (автор). |
Нищие |
“…Старуха, в клетчатом платке, с жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на самом давальном месте, перед ступенями, набросилась на неё, вывернула ладонь так, что посыпались на землю набранные монеты… и стала толкать её в спину корявой сумкой”. “Хромой старик поднялся с земли, зашёл с другого бока и, чёрным словом обругав её, замахнулся”. “Гнала её совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке”. |
“Шакалья стая, рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!”. “Банда попрошайская!” “Ишь, мафию развели, как в Сицилии… Хуже милиции!”. “Они… тёмные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Всё больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет”. “У них одна забота — денег набрать” (Катя). |
5. Составление кластера «Народ избранный» (элемент технологии критического мышления).
Вывод:
Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не могут быть привлекательны убожество, нищета, безобразие.
В этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и нищих. И всё же эти люди, стоящие у храма, не одинаковы.
Одни — жадные, гнусные, ничтожные, — это попрошайки. Они злые, тёмные, у них одна забота — денег набрать.
Другие — “настоящие нищие”. Они больные, убогие, но они не ропщут — они блаженные. Не о них ли сказано в Евангелии: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное”.
* А теперь обратимся к эпизоду, над которым я просила вас дома поработать. Эпизод, когда Катя Рыжая приходит в гости к Зинаиде.
6. Анализ эпизода рассказа «Катя Рыжая в гостях у Зинаиды». Прием «чтения с остановками». Прослушивание онлайн-версии рассказа.
https://book-audio.com/15744:ulitskaia-liudmila-rasskazy
План анализа.
1.Можно ли этот эпизод назвать главным в рассказе?
(Да. Простая женщина, убогая, нищая, обделённая благами жизни приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на земле).
2. Какое место в эпизоде занимает рассказ о двух монахинях?
(Через него к Кате пришло понимание своего места в жизни: увиденное подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей)
3. Настоящий нищий, какой он?
(«Он избранный народ»)
4. Кем избранный?
(Господом)
5. Для чего избранный?
(Чтобы стать своеобразным связующим звеном между Богом и людьми).
6. В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?
(Нет на земле лишних людей: «Господь поставил, там и стой».)
7. О чём эти слова? (О месте человека в жизни)
8. В чём видит Катя своё предназначение?
(Ежедневно являть окружающим своё обнажённое страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества. И поэтому именно им дано быть по-настоящему счастливым).
9. Какой предстаёт перед нами Катя в этой сцене?
(Катя предстаёт перед нами как человек глубоко чувствующий, способный к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи).
10. Как действует рассказ Кати на Зину?
(Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и упругость под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива).
7. Мнения учеников о рассказе (работа в группах).
* Отношение к творчеству Л. Улицкой со стороны критиков и читателей далеко неоднозначно. Но одно их объединяет: творчество писательницы никого не оставляет равнодушным.
Попрошу вас высказать своё мнение о рассказе «Народ избранный», опираясь на тот материал, который я вам предлагаю: мнения литературных критиков, читателей, священника.
Карточка 1 (для 1 группы).
В её рассказах-притчах всегда есть какой-то выход на философско-религиозный уровень, осмысление жизни, прорыв к вечному. Её персонажи, как правило, — “маленькие люди”, старики, больные и бедные, отверженные обществом, маргиналы… — руководствуются принципом: никогда не спрашивай “за что”, спрашивай “для чего”. По мнению Улицкой, такова логика истинного христианина, убеждённого в том, что всё происходящее, даже самое несправедливое, самое мучительное, если его правильно воспринять, непременно направлено на открытие в человеке нового видения. Эта мысль лежит в основе многих её рассказов, в том числе и в рассказе «Народ избранный».
Вопросы:
- В чём, по мнению Улицкой, заключается логика истинного христианина?
- Каким принципом руководствуются героиня рассказа Катя Рыжая?
- Над чем заставляет задуматься рассказ «Народ избранный»?
- Карточка 2 (для 2 группы).
Рассказ «Народ избранный» из сборника Людмилы Улицкой как обычно отличает яркость, выразительность, сила. Направлено всё это, стоит отметить, не в ту сторону: автор затрагивает тему неактуальную; тему, изжившую себя – тему нищих. На этом поприще всё изъезжено вдоль и поперёк классиками русской литературы. Ничего нового читателю Людмила Улицкая открыть не может.
Опора сюжета этого произведения – христианская вера. На мой взгляд, среди молодого поколения она теряет свою популярность. Это означает, что уже через пять- десять лет рассказ «Народ избранный» устареет, он попросту будет непонятен.
Да и сегодня читать его чрезвычайно скучно. Несмотря на небольшой объём, чтение утомляет, не принося никакой пользы. Подумать читателю не над чем: сюжет незапоминающийся, банальный. Считаю, разумнее потратить время на знакомство с другим произведением, более актуальным, более жизненным, написанным искусно. «Народ избранный» ничем подобным не отличается. Несомненно, на некую жалость он пробивает, но не более того. А так ли это нужно в современном мире? Думается, что нет.
- Выскажите своё отношение к данному мнению критика о рассказе Л. Улицкой.
- Над чем заставляет задуматься рассказ «Народ избранный»
Карточка 3 (для 3 группы).
Священник Игорь Поляков: “Вспоминается рассказ Л.Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я читаю семинаристам в курсе Основного богословия. С моей точки зрения, это исключительно точное и ясное понимание искупления. Даже в святоотеческой литературе я не встречал такого простого и ясного объяснения того, что такое искупление. Это не догматическое богословие. Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что такое искупление, что совершает искупление в жизни человека, и я не нашёл лучшего иллюстративного материала, чем у Людмилы Улицкой”.
Выскажите свое отношение к высказыванию священника.
V. Подведение итогов.
* Вернёмся к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?
(Блаженный — в высшей степени счастливый; юродивый.
Милостивый — выражающий милость).
Учащиеся делают вывод: счастлив тот, кто способен на добрые, милосердные поступки.
Мало кто из вас согласится с последним выводом — о счастье “народа избранного”. Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:
- “избранным” дана безусловная вера, не отягощённая интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
- они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
- они не предаются греху гордыни;
- они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
- они могут довольствоваться малым — тем, что имеют: им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.
— О чём рассказ «Народ избранный»?
(Этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать одиночество, болезни, страдания. Часто для того, чтобы жить, требуется огромное мужество. Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды).
У Булата Окуджавы есть замечательное стихотворение «Молитва».
Послушаем его. Прослушивание песни Б. Окуджавы «Молитва».
VI.Рефлексия. Творческая работа с высказываниями Далай-ламы ХΙV (индивидуальная форма работы). Учащиеся выбирают для работы цитату, которая наиболее полно отражает мысль, тему урока.
VII. Дифференцированное домашнее задание (на выбор обучающихся).
- Написать сочинение-рассуждение «Что такое доброта?», опираясь на слова Плутарха «Да не устанем мы, творя добро» (задание 15.3 ОГЭ).
- Ответить на вопрос «Каким я представляю «маленького» человека XXI века?.
- Подготовить проект «Образ «маленького» человека в русской литературе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва»
Сценарий урока внеклассного чтения
по русской литературе по теме
«Образ «маленького» человека в современной литературе
(на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»
Подготовила: учитель русского языка
и литературы Ооржак Амалия Сергеевна